На страже Заполярья. 1949 год. Ноябрь.

11' ноя5ря 19-49 г., N°. 2GS (3571)'. НА С Т Р А Ж Е З А П О Л Я Р Ь Я Все комсомолЬцЫ - отличники на политзанятиях о П о с т о я н н ы й к о н т р о л ь и д е л о в а я п о м ощ ь — важнейшее у с л о в и е высокой у с п е в а е м о с ти в у ч е б е В прошлом учебном году группа полп- to jec ia ix занятий авиационного подразде­ ления на инспекторской проверке получи­ ла оцзнку «хорошо». Но это не значило, .что здесь обошлось без недостатков. От­ дельные слушатели па проверке показали игзкио внания. ^ ^ 1 а партийном и комсомольском собралш- ^В р ь л и вскрыты причины неравном срнои Учебы слушателей, отставания отдельных т них. Низкие знания иа проверке показали те бойцы, которые слабо готовились к за­ нятиям, непоследовательно вели конспекты плп совсем по имели их. Бюро слабо конт­ ролировало политическую учебу комсомоль­ цев, не всегда помогало отстающим, не распространяло опыт передовых товарищей. После подведения итогов проверки и об­ суждения их на партийном и комсомоль­ ском собраниях были приняты конкретные меры для повышения усвояемости слуша­ телей. Руководителю группы тов. Голику в этом деятельную помощь оказали комму­ нисты п комсомольцы. Прежде всего тов. Голик хорошо изучил слушателей, пх способности, развитие. Он задолго до начала занятии поза­ ботился о литературе, наглядных по­ собиях; сами комсомольцы помогли руко­ водителю сделать все необходимые пособия для занятии. Затем состоялось Комсомоль­ с к е собрание, на которое были прнглаше- И члены партийного бюро подразделе­ ния. На повестке дня стоял вопрос: «Всем комсомольцам стать отличниками учебы в системе политических занятий». С докла­ дом выступил заместитель командира • по политической части. Острой, ириишшиаль- ной критике подверглись комсомольцы, по­ лучившие неудовлетворительные оценки, а также бюро— за- недостаточную работу со слушателями. Отличники дали слово ока­ зать в новом учебном году существенную помощь отстающим в учебе товарищам. Со­ брание потребовало от бюро, а также от ру­ ководителя политических занятпй и его помощника глубже вникать в самостоятель­ ную работу слушателей, выявлять отстают шпх и добиваться того, чтобы им оказыва­ лась помощь с первых дней учебы. С начала учебного года, как показати птоговы^ .беседы по темам, в группе выяви­ лось Три отличника. Это младшие сержанты Трофимов, Агафонов п Селиванов. Путем индивидуальных бесед с комсомольцами, через стенную газету бюро передавало их опыт другим. Однозременно бюро установило система­ тическую Помощь отстающим. Выяснилось, % что комсомольцы Го.товлнь, Сумкин п Ре- шеГНЯ&Ж Слабо' усвоили материал изучае- мой темы. Активисты по заданию бюро проверили, как Головань, Сумкин п Решет­ ников йелп своп'конспекты, как самостоя­ тельно готовились к занятиям. Руководи­ тель группы тов. Голик, работая с каждым слушателем индивидуально, научил их I пользоваться рекомендованной литературой, указал, как и что записывать пз рассказа руководителя, как составлять конспект при самостоятельной работе над книгой. — Вы отмалчиваетесь на занятиях по­ тому, что не знаете материала. А для т\»го, чтоЗы знать, нужно работать много п на­ стойчиво. — напомнил тоз. Голик слуша­ телям. , Не была в сторопе и комсомольская ор­ ганизация. Члены бюро рассказали Голова- ню, Сумкипу.н Решетникову о требованиях Астава ВЛКСМ к комсомольцам, рекомендо­ вали больше читать политическую и худо­ жественную литературу, пе стесняясь, об­ ращаться с вопросами к отличникам и стар­ шим товарищам.- В дальнейшем бюро про­ верило, как эти комсомольцы успевают па занятиях н нужна лп нм помощь. По инициативе бюро было проведено со­ вещание отличников, на котором слушате­ ли обменялись опытом по оказанию помо­ щи отстающим. Н так на протяжении всего учебпого года бюро постоянно и деятельно заботилось о высокой успеваемости комсо­ мольцев на политзанятиях. Учебный год закончен. Начинался важный период в политической учебе воинов — подготовка к проверке политических за­ нятий. Тов. Голик, его заместитель тов. Ни­ колаев, активисты проводили дополнитель­ ные занятия, помогая слушателям лучше повторить изученный материал. По своей инициативе комсомольцы-отлпчннкп в сво­ бодные от занятий и работ часы беседовали с теми, кто еще слабо усвоил отдельные вопросы. Тт. Голик и Пиколаев проводили занятия у карты, бюро организовало мас­ совые просмотры таких кинокартин, как «Ленин в Октябре», «Ленин в 1918 году», «Человек с ружьем». На своем заседании бюро обсуждало вопросы о том, как отдель­ ные комсомольцы готовятся к проверке по­ литических знаний. Все это положительно сказалось на ито­ гах проверки. Все комсомольцы — слуша­ тели группы тов. Голика — получили^ от­ личные оценки. Ппкто пз них в течение года ни разу не нарушил воинскую дпецп- плппу. Комсомольцы тт. Трофимов, Агафонов, Третьяк, Васильев и ряд других' за вы­ сокую успеваемость на политических заня­ тиях получили от Командира благодар­ ность. Имя комсомольца Бридихина зане­ сено в Книгу почета подразделения. Рост политических знаний комсомольцев благотворно сказался па пх службе. Тт. Де­ мин, Авдеев и ряд "других награждены на­ грудными знаками отличного специалиста. Все слушатели группы— отличники боевой учебы, и большинство пз них сдало нормы па значок ГТО 1 ступени. Все комсомольцы группы тов. Голика активно участвуют в общественной жизнп подразделения. Лейтенант В. БИЗЮНОВ. Переписка с молодежью совхоза „Гигант" Паша комсомольская организация регу­ лярно переписывается с комсомольцами совхоза «Гнтаит» Ростовской области. Товарищеская деловая связь помогает труженикам совхозных полей п боннам в учебе и работе. В недавно получешом нами письме молодежь совхоза пишет: «Мы очень рады, что паша связь укрепляет на­ ши организации, способствует росту рядов стахановцев полей и отлшшиков боевой и политической подготовки». Молодежь совхоза и воппы делятся свои­ ми успехами. В последнем письме молодые рабочие совхоза сообщили, что комбайнер 11 . Башок в нынешнем году скосил само­ ходным комбайном «С-4» 525 га, а ком­ байнер П. Пономарев — 437 га. Ва образ­ цовую работу на уборке урожая 5 комсО- мольпев-комбайнеров представлены к наг­ раждению Почетными грамотами Ростов­ ского обкома ВЛКСМ. Воины-комсомольцы горячо ’обсуждают письма пз совхоза «Гигант». Учиться так, как работают стахановцы ш>лей, всеми силами укреплять мощь пашей Родины • вот общее мнение бойцов, выраженное членами ВЛКСМ Зайцевым и Мпзюком Шэи обсуждении пюследпсго письма от комсо­ мольцев «Гиганта». / Младший сержант Г. УРСУЛЕННО. *0- НАМ СООБЩАЮТ О ЭКСКУРСИЮ В МУЗЕП СЕВЕР­ НОГО ФЛОТА провели воины пашего подразделения. Мы с интересом оз­ накомились с экспонатами, рассказы­ вающими о героических делах севе­ роморцев в годы войны и об пх успе­ хах в мирный период. Младший сержант Л. ЯБЛОШЕВСКИЯ. О СТАРАТЕЛЬНО РАБОТАЕТ по своей специальности повара вольно­ наемная Елизавета Ппколаевна Руда­ кова. Умаю используя свой многолет­ ний опыт, она готовит вкусную и доб­ рокачественную пищу для личного со­ става. М. АНУФРИЕВ. О ХОРОШО ВЫПОЛНЯЕТ ПОРУ­ ЧЕННОЕ ЕМУ ДЕЛО старший матрос Клочков. Работая по .обсушиванию обмущирования и обуви личного со­ става, он четко и аккуратно выпол­ няет свои обязанности.' С. ДЯТЛОВ. О НЕСКОЛЬКО ПОДАРКОВ, при­ обретенных на лпчные средства, мо­ ряки нашего подразделения вручили своему сослуживцу Мпнгулову, иахо* дящемуся на излечении в госпитале. Они пожелали своему товарищу ско­ рого выздоровления, а оп в свою оче­ редь тепло благодарил пх за внима­ ние и заботу. Рядовой Н. САТКОВ. Б Д В У Х К Р У Ж К А Х Слушатели с тетрадями и карандашами собираются на занятие. В помещении раз­ вешены географические карты, материалы из альбома «В помощь изучающим историю ВКП(б)». Здесь просторно, уютно, светло. 19 часов 30 минут. Все слушатели на местах. Руководитель кружка по изучению биографии В. П. Ленина капитан Арсеньев начинает рассказ по очередной теме.- Все внимательно слушают тоз. Арсеньева и делают занпсп в тетрадях. Свой рассказ 1 пропагандист ведет непринужденно, строит i его на ярких примерах. j Тов. Арсеньев тщательно готовился к ! запятпто. Оп прочитал воспоминания Надежды Константиновны Крупской о Ленине, ряд произведений Владимира Ильи­ ча. Коммунист Арсеньев окалывает помощь слушателям в период подготовки к заня­ тиям, беседуя с ними по существу изучае­ мого материала. Начало занятия в другом кружке было назначено также на 19 ча<х>в 30 минут. Однако к этому сроку собралось только че­ тыре человека. Через 10 минут пришли слушатели Верховых и Корогозов. Поме­ щение к учебе не подготовлено, тетрадей у слушателей пет, на занятии сидят кто в шинели, кто в бушлате. Руководитель кружка коммунист Сологуб начал занятие лишь в 20 часов. Чем же объяснить неорганизованность занятия? Тем, что отдельные секретари партийных и комсомольских организаций не уделяют внимания этому вопросу. Так, коммунист Едолпн заявляет, что он даже не знал, в какой депь состоится занятие. Кружкп могли работать пучпю, если бы все слушатели были обеспечены книгами. В магазине книгу найдешь пе всегда. Крайне необходимо, чтобы Военторг ш е з в магазины необходимую литературу. Капитан-лейтенант В. ЩУКИН. Из рисунков, присланных на конкурс ------------------- -- Ч-..> ‘•^Г-~тгС. № ; v - • ' SSI vv-:I v . : W — H Z '- ■ .. - • - i s - ------- - : ; ___ _ ~”Z~— • ' ; J | g g \ \ •• ::: i.-:. a ? . - : Z* ... v . . - SSisS штм 41 Рисунок старшего матрос 2 Р. Фаткулпна. Выдающийся ученый сталинскойэпохи 10 лет со дня смерти В. Р. Вильямса Велжий русский парод выдвинул пз своей среды много замечательных деятелей науки. К чНслу Людей, которыми гордится патз великая Родина, относится выдаю­ щийся учепый-бцлыневпг. академик Ва­ силий Робертович Вильямс. Он по праву считается основателем псзоЙ — советской агрономической пауки. В. Р. Вильямс пе­ реработал и развил в Свете материалисти­ ческой диалектики все цепное, созданное русской и мпзхвой агрономической нау­ кой. Прп этом он учел задачи и требования нового, невиданного ранее крупного пла­ нового социалистическою сельского хо­ зяйства. В октябре 1948 года Совет Министров СССР и ЦК ВКП(б) по шшцнатнп'* П. В. Сталина приняли историческое по- становление «О плане полезащитных лесо­ насаждений, внедрения травопольных се­ вооборотов, строительства прудов и водое­ мов для обеспечения высоких и устойчи­ вых урожаев в степпых и лесостепных районах европейской части СССР». В ос­ нову этого великого сталинского плана преобразования природы положены идеи знаменитых деятелей нашей агрон<хм 1 гче- ской науки — В. В. Докучаева, А. А. Из­ маильского, П. А. Костьгчева, К. А. Тими­ рязева, обобщенные и развитые В. Р. Виль­ ямсом в учении, которое он нажал «тра­ вопольной системой земледелия». Василий Робертович родился в Москве 9 октября 1863 года, в семье инженера. В 18вЗ году он блестяще окончил реальное училище, а в 1887 году — Петровскую (ныне Тимирязевскую) земледельческую и лесную академию. Всю свою дальнейшую жизнь Вильямс п о с в я т и л научной дея­ тельности. Характеризуя В. Р. Вильямса, как уче­ ного, / академик Т. Д. Лысенко говорил; «По значимости научной и практической деятельности и по стилю работы его мож­ но сравнить только с такими гигантами дарвинизма, как К. А. Тимирязев и И. В. Мичурин». Выдающийся естествоиспы­ татель с глубоким знанием социально- экономических и естественно-исторических законов развития земледелия, В. Р. Виль­ ямс не мог не видеть правоты Маркса, утверждавшего, что рациональное земле­ делие пеоошестамо с капиталистической системой. С первых дней рождения Советского го­ сударства Вильямс стал в ряды страстных и непоколебимых борцов за социалистиче­ ское преобразование общества. Он принял активное участие в перестройке высшей школы, в создании рабочих факультетов. Он неутомимо работал над новыми вузов­ скими программами и учебниками, привле­ кал к научной деятельности зарождаю­ щуюся пролетарскую интеллигенцию. Главной целью ж и з н и В. Р. Вильямса стала разработка новой системы земледе­ лия для государства нового типа — Со­ ветского социалистического государства. Глубокое изучение трудов Маркса, Энгельса, Ленина и Сталина вооружило ученого ме­ тодом материалистической диалектики, по­ могло ему познать законы общественного развития и уяснить задачи, ставшие перед социалистическим государством в области Сельского хозяйства. Труды В. Р. Вильям­ са вошли в сокровищницу советской и ми­ ровой агрономической науки. Он развил и углубил идеи Творца научпого почвоведе­ ния В. В. Докучаева и создал теорию еди­ ного почвообразовательного процесса. Вильямсу принадлежит учение о получе­ нии высоких и устойчивых урожаев, во­ оружившее стахановцев и передовиков сельского хозяйства на борьбу за рекорд­ ные урожап, прославившее нашу страну. Рассматривая вопрос о получении высо­ ких урожаев, Вильямс указывал, что: «растение необходимо обеспечить одновре­ менно всеми условиями его жизни в мак­ симально потребных количествах в соот­ ветствии со стадиями его развития». Прп этом он подчеркивал важность учета ста­ дий ралвитпя растения, так как его по­ требности резко меняются при переходе из одной стадии развития в другую. Труды Вильямса о получении высоких и прогрессивно увеличивающихся урожаев полностью опровергают буржуазный «закон убьшающого плодородия почвы». Вильямс доказал, что урожай будет неизменно уве­ личиваться. если во?цейстзоеать сразу на весь комплекс условий жизни растения. Вместе с К. А. Тимирязевым он считал, что размер урожая в этом случао будет определяться лдппь тем, насколько расте- imc сможет использовать анергию солнеч­ ного луча. Ученый указывал, что главная задача современной селекции за(ключастся в том, чтобы повысить эту способность у новых сортов сельскохозяйственных куль­ тур. Возможности в этом отношении ис­ ключительно велики. Вместо 2 процентов продуктивно используемой теперь энергии солнечного луча мы можем использовать, как указывал К. А. Тимирязев, до 10— 12 процентов. Чтобы получать высокие и устойчивые урожап со всей территории колхозных и совхозных полей, hjuo было повысить пло­ дородие почвы. Вильямс опроверг сущест­ вовавшее неправильное представление за­ падно-европейского химика Либиха о пло­ дородии почвы, как о ее способности удо­ влетворять потребности растения только в пище. Он подчеркнул, что под плодоро­ дием почвы надо понимать ее способность удовлетворять растения такам и макси­ мально потребпьш количеством воды. А для того, чтобы регулировать снабжение растений водой, шпцей и обеспечивать их другими условиями жизнп, необходима правильная система земледелия на всей территории страны. Эта системе, кроме то­ го, должна способствовать правильному сочетанию отраслей сельскохозяйственного производства. Ученый подчеркнул тесную взаимную связь трех «цехов» сельского хозяйства — растениеводства, животно­ водства п земледелия. Чтобы регулировать снабжение растений пищей и водой, превращать поверхностный сток воды в сток внутренний — под по­ верхностью почвы, надо прежде всего при­ дать почве прочную комковатую структу­ ру.. Это можно сделать лишь с помощью многолетних злаковых и бобовых трав. П. А. Костычев наблюдал изменение струк­ туры почвы под влиянием смены расти­ тельности на перелогах и залежах. В тру­ дах Вильямса эти пабладеяия получили дальнейшее развитие. Периодическое чередование смеси Власо­ вых и бобовых многолетних трав с одно­ летними культурами и, при необходимо­ сти, с паром — основа правильных траво­ польных севооборотов. При помощи трав восстанавливается структура, разрушаю­ щаяся прп возделывании однолетних рас­ тений. Мпоголетние травы не только играют решающую роль в повышения пло­ дородия почвы. Их посевы составляют ос­ нову кормовой базы для животноводства. Важнейшим условней для борьбы с за­ сухами, недородамп п суховеями является правильное размещение в каждом хозяйст­ ве и на территории страны посевов травя­ нистых растений и древесных насаждений. В. В. Докучаев указывал на огромное зна­ чение лесных массивов в полезащитных лесных полос для улучшения водного ре» жвма в стенных районах. Эти ида< Вильямс развил в стройное учение о ле'аз государственного п местного агрономиче­ ского значения и полезащитных лш ш х полосах. Травопольная система земледелия дае* возможность полностью продраивать при­ роду сгяшых п лесостепных районов евро­ пейской частп С€СР. Превращая поверх­ ностный сток ваты в сток внутренний, она ворезшьи образом меняет режим реч­ ных систем. Прекращаются смывы почв* запосы русел рек п речных поим песчаны­ ми отложениями. Вместо слоистых песча­ ных поим начинают формироваться зетяш- стые плодородные поймы — бала живот­ новодства и развития овощных и техппче* ских культур. Улучшается режим речного судоходства. Рост лесных посадок, правильное п о пользование площадей под посевы много- летних трав, развитая система прудов н водоемов создают нужное соотношение меж­ ду полем, лесом, лугом п водой, состав­ ляющее основу устойчивости и плодородия почвенного покрова страны. Травопольная система дает возможность возделывать особо продуктивные сорта сельскохозяйственных культур. Эти сорта с успехом создаются и совершенствуются в пашей стране па основе передозой мичу *2 рппской агробиологической науки. В. Р. Вильямс всегда был горячим па­ триотом. Его угнетало безотрашюе состоя­ ние дореволюционного бедняцко-середняц* кого хозяйства, забитость п темнота кре- 1 стьяпства царской Росспп. В условиях са­ модержавия достижения науки не могла быть поставлены на службу трудящимся* «Я всегда поражался, — вспоминал Васи­ лий Робертович, — несоответствием до-» стпжеппй наукп тому, что в действитель­ ности было. Условия раньше были такс* вы. что ничто действительно научное, ценное не могло быть в сколько-нибудь серьезной степени внедрено в практику сельского хозяйства». С тем большей страстью после победы Великой Октябрьской социалистической революции ученый принял участие в на­ учном развитии нового социалистического сельского хозяйства. Он упорно боролся против всяких лженаучных теорий в агро­ номии — так называемой «теории» мел­ кой пахоты, «монокультуры», «белого пятна» и многих других, против упрощен- чества в агротехнике. Пе только учены*, но многие колхозники, агрономы и работ­ ники руководящих органов сельского хо­ зяйства получали у него исчерпывающие советы и практическую помощь. Всю свою жизнь В. Р. Вильямс посвя­ тил развитию передовой агрономической науки, борьбе за высокую урожайность сельскохозяйственных культур. Ему было по праву присвоено почетное звание глав­ ного агронома Советского Союза. Вильямс продолжал неутомимую деятельность ха последней) дпя своей жизни — 11 ноября 1939 года. Оп был государственным совет- ( никоя по основным вопросам сельского хозяйства. С 1924 года Василий Роберто­ вич руководил сельскохозяйственной ака­ демией имени Тимирязева, отдав много сил постановке дела в этом крупнейшем выс­ шем сельскохозяйственном учебном заведе­ нии нашей страны. Вильямсу принадлежи? кпого научных трудов, которые вошли в сокровищницу отечественной наукп. Советская страна высоко опепнла заслу­ ги своего выдающегося ученого. В. Вильямс был награжден орденом Ленина' п двумя орденами Трудового Красного Зна­ мени. Он был депутатом Верховного Совета СССР п состоял действительным членом трех академий. На территории Тимирязев­ ской сельскохозяйственной академии уста­ новлен памятник ученому. Его имя при­ своено ряду научных п учебных учрежда- ний. Установлены стппепдип имени В. Р^ Вильямса для студентов п премии его име­ ни за лучшие научные работы в области почвоведения и земледелия. Память о Василии Робертовиче Вильям*» се — верном сьше партпп Ленина — Сталина, великом патриоте п выдающемся ученом сталинской эпохи — будет жил» Я сердцах советских людей. Профессор М. ЧИЖЕВСКИЙ* В Мурманском музее краеведения Краеведческий музей являет­ ся государственным научно- псследовательским и культур­ но-просветительным учрежде­ нием, которое мобилизует тру­ дящихся на выполнение хозяй­ ственно-политических задач и воспитывает у них любовь к своему краю, к Советской Ро­ дине. Задача музея состоит в том, чтобы показать завоевания на­ шего народа в области мате­ риальной и духовной культуры ка всех этапах исторического развития. Мы в краеведческом музее, который готовится к открытию. Здесь собраны многочпелеппые экспонаты, рассказывающие о Заполярье, его населении, ку­ льтуре н быте. Широко отра­ жено славное прошлое Коль­ ского полуострова. Вот лето­ пись, относящаяся к 1216 го­ ду. В ней упоминается о тор­ говых взаимоотношениях жите­ лей Терского п Кольского по­ бережья с Новгородом Вели­ ким. Раз.тпчпые фигуры, ис­ кусно вытесанные пз камня и дерева, свидетельствуют о вы­ сокой культуре жителей Коль­ ского полуострова тех времен. В музее хранится различное оружие, в том числе иностран­ ное, которое чужеземные прп- шельпы захватчики бросали, спасаясь бегством в результате отпора им со стороны поморов. Один пз материалов расска­ зывает о том, как в 1809 го­ ду английский военный шлюп напал па крепость Колу. Мат­ вей Герасимов, возглавлявший пародпое ополчение коляп. бу­ дучи ранен и захвачен в плен, ночью столкнул часового в мо­ ре, остальных спящих англи­ чан запер на ключ в каюте и сдал нх, как пленных, комен­ данту города Вартаева. Пзучая краеведческую лите­ ратуру и архивы, коллектив мрея написал ряд справочных карточек, которые дают ответы на многие вопросы, связанные с природой, историей и соци­ алистическим строительствoil в нашей области. Многие материалы музея опровергают незаконно присво­ енный иностранцами приотпггрт з географическом п других исследованиях нашего края. Так, первый из иностранцев, обогнувший Скандинавию п плывший вдоль Мурманского берега, был некий Уплои. Па этом основании англичане при­ сваивают открытие Северного морского путл себе. Но по ле­ тописи, которая хранится в му зее. установлено, что еша, в 1496 году, на 57 лет раньше Унлби, исполняя поручение паря Ивана III, Грпгощш Истома, направляясь в норвеж­ ский город Тронхейм, совершил плавание пз Двины через Бе­ лое море вокруг Мурманского мысз (Нордкап). Этим же путем плавали й Европу русские купцы— Дмит^ рий и Василий Герасимовы. Второй документ музея ут* верждает, что в 1834 году, в период с июля по сентябрь, русский капитан Шпротшн производил измерите глубин Кандалакшской губы и совер­ шил первую геологическую разведку внутрь 7 -vt ’пландин, результатом которой был пер­ вый обшегеогсафпческпй обзор полуострова, а также петро­ графическое и мпилпалогиче­ ское описание Кандалакшской тундры и Хибинских гор. Та­ ким обвалом, свои исследова­ ния ПТир^шн произвел на пятьдесят лет раньше первого иностранца, некоего Ромзоя. В музее находится ряд за­ мечательных скульптур п кар­ тин отображающих слаппыо подвиги Советской А рм и и и флота в борьбе с пмсикими захватчиками в За^олтлье. Б. ЗАХАРОВ. Генерал в гостях у однополчан W*w V/*W w.-> Па-диях в колхоз «Красное знамя» Омской области при­ ехал депутат Верховного Совета СССР Герой Советекого Союза генерал майор К. Е. Гребенюк. Генерал прибыл сюда з отпуск по приглашепто колхозников-одяшюлчаи времен Оте­ чественно:: зейны. Колхозники тепло встретплп своего гостя. Генерал-майор ознакомился с хорошо развитым артельным хозяйством, про­ чел колхозникам лекцпю о международном положении п но- дзрпл колхозу радшшрлемццЕ для клуба. (Т1СС).

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz