На страже Заполярья. 1949 год. Май.

RA С Т Р А Ж Е З А П О Л Я Р Ь Я 28 мая Т949 г., № 124 (3423). На Парижской сессии Совета министров иностранных дел Обсуждение ПАРИЖ. 25 мая. (ТАСО. 25 пая на васедании Совета министров иностранны* дел после речи А. Я. Вышинского высту­ пили государственный секретарь США \чесон. министр иностранных дет Франции Шуман и министр иностранных дед Веди- аобритаяип Бенин. экономические проблемы, которые в в"о толковании сводятся к проблеме присое­ динения восточной воны Германии к Три- эонии. Ачесон стремился представить дело та­ ким образом, будто бы в Тризонии уже до­ стигнут экономический прогресс. Идиллическая картина, нарисованная го­ сударственным секретарем США, находит­ ся, однако, в резком противоречии с дей­ ствительным положением а той оценкой В Ы С Т У П Л Е Н И Е Г О С У Д А Р С Т В Е Н Н О Г О С ЕК Р Е Т А Р Я С Ш А А Ч Е С О Н А В начале своего выступления Ачесон ; И далее государственный секоеггарь США сказал, что, по его мнению, вчера минпст- 1 предложил в первую очередь рассмотреть ры пришли к общему соглашению относи­ тельно необходимости добиться еаинства Германии. «Мы не согласны лишь в вопро­ се о методе, с помощью которого может быть осуществлено это единство», — ска­ зал он. Одпако Ачесон продолжал настаи­ вать на своих возражениях против самого существа советских предложений, имеющих целью восстановление германского единст­ ва. Хотя Вышинский ясно показал, что со­ ветская делегация исходит из реального положения, сложившегося в Германии, и что она, в частности, предлагает создать обшегермапсвдй государственный совет с правительственными функциями в области экономического и государственного строи­ тельства на основе существующих сейчас в восточной в западных зонах немецких экономических органов. Ачесон вновь пов­ торил свое вчерашнее раявление, что со­ ветские предложения будто бы означают «шаг назад». • — Вышинский, мне кажется, — сказал Ачесон, — предлагает выбросить то, что сделано, и пойти назад к старому методу. Касаясь советского предложения о вос­ становлении Контрольного совета, Ачесон Заявил: — Мы не говорим, что не нужно вооб- ше восстанавливать Контрольный совег. Нет, этого мы не говорим, конечно. Но мне кажется, что вопрос о контроле должен следовать за решением вопроса о единстве Гзрмании, а не предшествовать ему. проблем е ди н с т в а Г е рма н и и Выступление Министра иностранных дел СССР А. Я. ВЫШИНСКОГО Советские предложения сформулированы ; правлено именно на то, чтобы немцам бы- достаточно ясно и определенно, сказал ла преаоставлена возможность самим ре- Вьппинский. Кажется, они не требуют шать общегермапские вопросы экономпче- раз’яснений; тем не менее, поскольку ского и государственного строительства. г-н Шуман хотел бы получить дополни­ тельные раа’яснения, советская делегация готова их дать. Советская делегация считает, что эко­ номическое и политическое единство Гер- занных проблем. Принятие советского предложения обес­ печило бы реальную материальную базу, на которой немецкий народ мог бы не на словах, а на деле заняться решением уКа­ манин нельзя осуществить без создания единого германского центрального органа. Это первое положение. Этот орган должен ведать вопросами — Вчера г-н Шуман, — продолжал Вы­ шинский, — с некоторым недоверием от­ несся к советским предложениям в той их части, которая -касается экономических экономического и государственного строи- органов. Почему наше предложение говорит тельства, имеющими значение для всей об экономических немецких органах, а не Германии в целом. Это — второе положе- о каких-либо других органах, спр^ши- ние. Третье положение заключается в том, *вай г-н Шуман. По очень простой прпчи- эканонического состояния Тризонии, кото- ™ обпггерианский государственный со-1 Не. г-п Шуман. Потому, что других шшо- генералом Робертсоном. «Если кто-либо утверждает, — сказал недавно Робертсон, — что положение в Западной Германии удовлетворительно, то он в моих глазах осел». Впрочем, и сам Ачесон вынужден общегермапскни государственный совет был признать, что на покрытие дефицита Д0*13^ обладать правительственными фун- внешпей торговли в Тризонии в 1948 го- кпиямн, т. е. он должен быть органом пра- ду США затратили 1.150 миллионов дол­ ларов и что в текущем году к этой огром­ ной сумме добавятся еще 950 млн. долла­ ров. Утверждение о том, будто бы экономика Западной Германии успешно развивается, понадобилось Ачесону, очевидно, для того, чтобы поставить под сомнение целесообраз­ ность и возможность такого восстановления германского экономического единства, кото­ рое позволило бы немецкому народу найти путь к возрождению Германии, как миро­ любивого демократического госутарстеа, независимого от трестов и монополий США. вет должен быть создан на основе сущест-' дящих немецких органов в оккупационных зонах в настоящее время не существует. Советское предложение исходит из того, что есть в действительности. Правительст­ во СССР считает необходимым строить единство Германии из того материала, ко­ торый имеется, строить Здание из тех вующих ныне в западных и восточной зонах немецких экономических органов. Четвертое положение состоит в том, что вительственного характера,^ действующим • которые существуют. Прави- при сохранении верховной власти Конт­ рольного совета. тельстэо СССР и действующая от его В Ы С Т У П Л Е Н И Е М И Н И С Т Р А И Н О С Т Р А Н Н Ы Х Д Е Л Ф Р А Н Ц И И Ш У М А Н А Так же, как * вчера, Шуман в знача- »держав облазает лишь крайне ограннчее- тольной мере повторил выступление Ачесо- вз. Ссылками на Потсдамское соглашение сн пытался оправдать сепаратные дейст­ вия западных держав, которые повели к расколу Германии. «Мы твердо убеждены, — сказал он, — что то. что было сделано вами в течение ряда месяцев, сделано ш основе Потсдамского соглашения». * Вслед за Ачесоном Шуман утверждал, будто бы в Западной Германии достигнут существенный прогресс как в экономич­ ными функциями. Переходя к вопросу о политическом единстве, Шуман сказал: — Советская делегация предлагает соз­ дать всегерманский орган на основе суще­ ствующих экономических органов, — я подчеркиваю слово «экономических», это предложение оставляет в стороне сущест­ вующий политический орган. (Шуман пе уточнил, о каком политическом органе идегг речь, но можно предполагать, что имеется m п имени здесь советская делегация предпо- Таково наше предложение. В нем можно предлагаемый нами путь не пото- наитн ответы на вопросы, заданныечг-м ^ ЧТ(> экономические мероприятия им Ra­ in уманом и, в частности, на вопрос о том, j ЖуТСЯ предпочтительнее политических, предусматривают ли советские предложе - 1 а потому, что нужно брать за основу то, ння какое-либо изменение в отношении чго есть сейчас в действительности. автономии, как выразился г-н Шуман, - DfrTTT____. или в отношении существующей полити- Далее Вышинскпй ап мн л, ’ ческой структуры в заладныз или вссточ- 1елтппя еще на Лондонской сессии нпй аоиях Гвтшаняя iCopera министров иностранных дел в Гпчету*™ m ' 1947 г. ставила вопрос о необходимости что в ^т оч н Т з он оТ к т а а аи Г Г о 1 Гй привлечения самих немцев к решению что восточной з не оккупации, с -одной , П1>облем государственного строительства ской, так и в политической области и что в виду орган, созданный недавно в Запад- «вся наша система,— как выразился Шу­ ман, — основана на демократических на- w a x » . Но кто не знает, однако, что в действи­ тельности в Западной Германии жестоко преследуют демократических деятелей, что там значительно оживились реакционные группировки, что многочисленные звенья административного в хозяйственного аппа­ рата Западной Германии находятся в руках даже не перекрасившихся гитлеровцев? Так же, как Ачесон, Шуман вновь вы­ ступил против восстановления четырехсто- рэннего контроля. Не будучи в состоянии опровергнуть приведенного Вышинским то­ го очевидного факта, что западные держа­ вы, отказываясь от четырехстороннего контроля, в то же время создают контроль трехсторонний, Шуман пытался предста­ вать дело таким образом, будто бы трех- ной Германии после принятия так назы­ ваемой Боннской конституции и рассматри­ ваемый еападной прессой, как зародыш будущего сепаратного правительства За­ падной Германии). В ваключение Шуман сказал, что, по его мнению, советские предложения будто бы не содержат «гарантии единства» Герма­ нии. • Нельзя не отметить, однако, что такая трактовка советских предложений, мягко выражаясь, расходится с истиной. Всем из­ вестно, что СССР выступал и выступает за политическое единство Германии так же, как и за экономическое единство. И в предложениях советской делегации речь идет о создании такого единого германско­ го центрального органа, в ведении которого находились бы вопросы и экономического стороны, и в западных зонах, с другой, существуют некоторые экономические не­ мецкие органы. Деятельность их можно было бы координировать, создав на основе их общегермапский государственный совет с правительственными функциями, как об этом было сказано выше. — Здесь говорили. — сказал далее Вы­ шинский, — о необходимости предоста­ вить немцам большую самостоятельность в рассмотрении вопросов экономического и государственного строительства. Советское предложение об организации общегерман­ ского государственного совета на основе существующих немецких органов в на- ных конференций, где участвуют предста-' на внутреннем рыпке Западной Германии вители равных, суверенных государств, совращаются, а торговый оборот падает, где нужно договариваться, а не предписы- Таковы факты, которые нужно иметь в ва* вать свои решения большинством голосов. Д>\ характеризуя экономическое положение Целься согласиться с г. Ачесоном, который Тризонии. назвал метод единогласия «негодной мето- Далее Вьппшгский привел ряд фактов, дикой». Свою методику, предусматриваю-. характеризующих экономическое подоже- щую равенство всех участников междупа- ®ие советской зоны оккупации Гермагян. родных конференций, мы считаем пра- сказал: вильной. I — Начиная со второй патовины 1945 Вышинский отметил далее, что и Ва- года» в 30Iie построен ряд каменно- пппптонское соглашение о трехсторонним Уильных я крупных злектростан- контроле также предусматривает едино- ц ’ ^)ЯД залм>дов* восстановлено также гласие прп разрешении всех важнейших значительное количество предприятий лег- Гер^Гпга, надДр ™ к ^ ^ Г - 1 "° Р д е е т ся , н ^ процесс туциям (возвращение имущества, захва- JJS Sm re S S w i в comt S S * зонГоккутаг чеппого враги*), к решениям, к осушат- на сГ м влению декартелизации, к внешней тор- ^ TpyjHocra бь1ли< в они гоале, к ипостранным интересам в Герма- 0]га у спсгап0 щеодолевгуотся. К числу та­ нин, к внешпим отношениям и т. д. ких трудностей, в первую очередь, отш*- - Почему же допустим трехсторонний сится то обстоятельство, что на протеже- контроль на основе принципа единогласия, значительного периода времени Во- а четырехсторонний контроль не дону- ^тгная Германия не получает из запад- стам. стт^ил Вышинский. ных зон Германии ни каменного угля, нж Далее Вышинскни обратил внимание на K0KC3i ни металла, нп проката. Тем ве ме- тот пункт соглашения о трехстороннем не€< уЖе в 1949 года выпуск про­ контроле, который содержит довольно цьппЛеипой продукции в восточной зоне странное правило, дающее участникам достиг 96,6 процента по сравнению с этчго контроля право голоса пропорпио- , 1936 годом. Производство бурого ути нальпо средствам, отпускаемым соответст-! у-^ в 1948 году превысило уровень вующимэ правительствами Западной Гер­ мании. — Тот, кто ассигнует больше средств, получает и соответственно большее коли­ чество голосов при решении вопросов. Кро­ ме того, если в данном вопросе заинтере- 1936 года. Производство электроенертгж, добыча железной руды, производство стек­ ла, трикотажа стоят выше уровня 1936 года. Вышинский подчеркнул далее, тго успе­ хи в восстановлении народного хозяйства совано об’едпненное экспортно-импортное в Восточной Германии в значительной ме- агеятство или об’единенное агентство по ре об’ясняются тем, что были установлены вопросам иностранной валюты, то решаю- нормальные торговые и экономически щпй голос, как записано в соглашении, связи со странами Восточной и Юто-Во- принадлежит США. Вот уже поистине од- сточной Европы. Значительное содействие ногласие в плясом смысле этого слова! делу развития мирных отраслей промыш- Один голос США р°шает дело. Так, по ленноста в Восточной Германии оказывает» крайней мере, сказано в самом соглаше- Советский Союз. СССР предоставил во- нии. Это отнюдь не демократический сточной зоне Германии зерно, когда его ____ _ ________ _ _________ способ решения вопросов. Мы считаем, что там иехватало. жиры, минеральные удо- Гепмании. Советская делегация уже тогда от добра— добра не ищут. Уорошее правило jбрения. Из СССР завозятся тракторы, гру- заявила, что осуществление экономиче­ ского и политического единства Германии было установлено в Потсдаме, и лучше эовые автомобили, сельскохозяйственные вернуться к забытому хорошему правилу. невозможно без активного участия самого I нежели пытаться установить плохое но- немепкого народа в решении этой задачи. I в°е* вроде того, какое записано в соглаше- - Теперь, два года спустя, к этч>й ™ 0 трехстороннем контроле, принятом в Вашингтоне в апреле 1 .МУ г. мысли пришли и другие делегации, — за­ метил Вышинский. В заключение министр иностранных дел СССР подчеркнул, что он взял слово лишь для того, чтобы еще раз кратко пояснить позицию советской делегации в отношении обсуждаемого вопроса, о чем просил его Шуман. * * * Несмотря на то, что выступивший I принять предложение о восстаповлении вслед за Вышинским Ачесон заявил, что советские предложения «ясны и точны», представители западных держав попрежне­ му продолжали высказывать весьма неоп­ ределенные й туманные возражения против них, не делая в то же время никаких соб­ ственных конструктивных предложений. Ачесон сказал, что советские предложе­ ния относятся якобы не к существу воп­ роса, а лишь «к организационным вопро­ сам, к вопросам механическим». Он повто­ рил свое вчерашнее заявление о том, что вопрос о восстановлении четырехсторонне­ го союзного контроля должен быть разре­ шен лишь во вторую очередь, после того, как будут рассмотрены и разрешены раз­ личные экономические проблемы, касаю­ щиеся Германии. Государственный секретарь США вы- сторонннй контрольный орган западных вначение для всей Германии • В Ы С Т У П Л Е Н И Е М И Н И С Т Р А И Н О С Т Р А Н Н Ы Х Д Е Л В Е Л И К О Б Р И Т А Н И И Б Е В И Н А и государственного строительства, имеющие сказал затем недовольство тем обстоятель- В отличие от Ачесона и Шумана Бевин в своем выступлении заявил о возможности восстановления четырехстороннего союз­ ного контроля при условии изменения и ограничения его функций. Одпако при этом он предложил принять за образец сепарат­ ное Вашингтонское соглашение трех за­ падных держав. ■ — Мне кажется. — сказал он, — что мы смешиваем два различных вида единст­ ва. Во-первых, есть вопрос о германском единстве и, во-вторых, есть вопрос о союз­ ном единстве. Что касается союзного един­ ства, то я думаю, что у пас есть полная возможность достигнуть соглашения по этому вопросу, если восточная зона при­ соединится к соглашению о трехстороннем контроле и если мы согласимся ограничить союзный коптроль вопросами безопасности. Сославшись на то, что эти вопросы из­ ложены в Вашингтонском соглашении, Бе­ вин продолжал: V — Я бы теперь задал вопрос, согласны ли вы. что именно на этой почве нам сле­ дует расширить наше соглашение и что мы можеа на этих основаниях достичь союз­ ного единства? Что же касается экономических и поли­ тических проблем германского единства, то Бевин предложил оставить их на решение .«самих немцев». При этом он уточнил, что ' ского единства. .имеет в виду предложить всей Германии последовать тому примеру, который был дан в западных зонах. «Пора посоветовать­ ся с самими немцами, — сказал Бевин. — Мы в западных зонах сделали это в отно­ шении 43 миллионов немцев, т. е. двух третей всего населения Германии, и мы имеем теперь ясное понятие, что эта часть германского народа думает относительно вопроса о единстве». Кто не знает, однако, что осуществлен­ ный западными державами раскол Герма­ нии отнюдь не соответствует чаяниям не­ мецкого населения западных зон, с кото­ рым, якобы, «советовались» США, Вели­ кобритания и Франция? Кто не знает, что. навязав Западной Германии т. н. «оккупа­ ционный статут», западные державы наме­ рены ввести па длительный срок оккупа­ ционный режим? Всем известно, что та часть германского народа, которая находится в Западной Гер­ мании, думает относительно вопроса о единстве то же, что думает население Во­ сточной Германии; немецкий народ хочет этого единства, а политика западных дер­ жав мешает осуществлению его чаяний. ★ * * 26 мая Совет министров иностранных дел продолжит обсуждение проблем герман- ПАРИЖ, 26 мая. (Спец. корр. ТАСС). На сегодняшнем заседании Совета мини­ стров иностранных дел председательствовал Ачесон. Министры продолжали рассмотре­ ние первого пункта повестки дня. Как из­ вестно, в течение предыдущих заседании лишь делегация Советского Союза внесла Еонкретные предложения, направленные на практическое решение вопроса об эконо­ мическом и политическом единстве Герма­ нии. Опа предложила восстановить четы­ рехсторонний союзный контроль и создать на основе существующих в настоящее вре- ия в восточной и западных зонах немец­ ких экономических органов общегермап­ ский государственный совет р качестве экономического и административного цент­ ра Германии с правительственными функ­ циями; в ведении общегерманского госу­ дарственного совета находились бы во­ просы экономического и государственного строительства, имеющие значение для всей Германии в целом. Делегации западных держав, высказав­ шись против советских предложений в об­ щей форме, не внесли, однако, .каких-либо своих предложений. На сегодняшнем заседании министр ино­ странных дел Франции Шуман сказал, что I ограничился лишь вопросами безопасно- предложения советской делегации ему все |ста. Но известно, что только месяп тому же недостаточно ясны и что он хотел бы назад г-н Бевин вместе с представителями получить дополнительные раз’яснения. Затем взял слово министр иностранных ством, что советская делегация «исклю­ чает», как он сказал, из своих соображе­ ний «Основной Закон», который был «не­ давно проведен в жизнь». Он намекал на так называемую Боннскую конституцию. Ачесон сказал, что советские предложения, по его мнению, «в общем сводятся к восста­ новлению союзного Контрольного совета, в котором решения принимались бы на ос­ нове единогласия», он дал при этом по­ нять, что именно принцип единогласия является препятствием к тому* чтобы деятельности Контрольнопо совета, внесен­ ное советской делегапией. Выступивший затем Шуман заявил, что ему все-таки «довольно трудно попять предложение г-на Вышинского». Он выра­ зил свою неудовлетворенность тем, что советское предложение имеет в виду, как он сказал, «координировать две -автоном­ ные часта Германии с разными структура­ ми», что представляется, по его мнению, нереальным. Шуман, как и Ачесон, не уточнил, однако, что же хотела бы фран­ цузская делегация. Несколько более определенно высказался Касаясь вопроса о функциях Контроль­ ного совета. В 1 лппнский сказал: — Здесь говорили, что за четыре года, которые прошли со времени утверждения Положения о Контрольном совете, произо­ шли существепные измепения в жизни германского народа. В связи с этим, быть может, следовало бы рассмотреть вопрос о том, все ли функции Контрольного совета должны сохраняться в прежнем виде. Со­ ветская делегация считает, что можно бы­ ло бы рассмотреть этот вопрос, имея в ви­ ду возможность передачи некоторых функций Контрольного совета немецким оргапам без уш»рба для компетенции Контрольного совета, как органа, осуще­ ствляющего верховную власть в Германии. В связи с тем. что Ачесон значитель­ ную часть своего вчерашнего выступления посвятил восхвалению экономического по­ ложения в западных эопах Германий, Вышинский привел ряд фактов и цифр, освещающих это положение в ином свете. — Об экономическом положении Биэо- пии, — сказал он, — можно судить не только по данным, приведенным г. Ачесо- Бевин. «Я думаю, — сказал он, — глав- 1 П(>м, но и по таким вопросам, как уровень ное, что нас здесь разделяет, это различие цен 0 стоимость жизни. По данным, опу- между тем, что сейчас предлагается в лине бликованным статистическим управлением общегерманского государственного совета, Биоашш, индекс (показатель) цен па пи- и тем что в няг*тпятттрр ипрмя rvniPTTRVPT и щевые щю тукты возоос с июня 1J48 г. по западных зонах. Мне кажэтся. что это начало 1949 г. с 123.5 до 152.2. Индекс | Т ™ * паяличпе спвепгпешто ягнп п мрпя йргпп- цен нл промьпплпнные товары вырос за иого просвещения недостаточна, и оттого, падных вонах отступить назад, или дру- , шиекс еозрос с 154.8 до 190,6. при этом гив сделают шаг вперед навстречу нам. •^ берутся цены 1938 г. Естествен- машины, металл, прокат и другое виды материалов и сырья. — Важно отметить.— сказал Вышинский* — что восстановление экономики Восточ­ ной Германии осуществляется без какого- либо внешнего долга, который лежал бы тяжелым бременем на восточной зоне Гер­ мании. Все идет исключительно еа сче* изыскания внутренних ресурсов. Предо­ ставление помощи Восточной Германия ве сопровождается парастапием дефицита, ё котором мы здесь слышали от наших кол­ лег — представителей западных держав, когда они говорили о положении дел в Тризонии. Бюджет восточной зоны в 1948 году был закопчен с положительным саль­ до в 700 мвллиопов марок. В этом году положительное сальдо бюджета Восточной Германии, вероятно, превысит миллиард марок. _ Вышинский подчеркнул, что в йИЕтоу вой зоне одновременно происходит сниже­ ние налогов — они сократились более чем па 30 процентов. — в то же время наблюдается большой рост бюджетных ассигнований на развитие здравоохранения, просвещения и других областей культур­ ного строительства. Расходы на бесплат­ ное здравоохранение, например, увеличи­ лись с 232 миллионов марок в 1948 году до 290 миллионов марок в 1949 году. — Как известно.—заключил Вышинский, — такое положение не всегда наблюдается в других, более мощных странах мира, где населению приходптгя весьма серьезно страдать, как об этом говорят вполне авто- Мне кажется что в этом заключается главный вопрос». Вслед за Ачесоном Бевин заявил, что, по его мнению, прржде чем восстанавли­ вать четырехсторонний союзный контроль, необходимо разрешить ряд экономических вопросов. Второе выступление А. Я. ВЫШИНСКОГО Взявший BHOgj слово А. Я. Вышинский заявил, что после выступлений Шумана, Ачесона и Бевинз ему невольно приходит­ ся возвращаться к вопросам, которые бы­ ли им уже раз’яснены. — Вчера и сегодня, — сказал Вышин­ ский, — нам говорят, что вопрос о Кон­ трольном совете, о восстановлении четы­ рехстороннего союзного контроля должен быть решен лишь после того, как будет решена вся совокупность различных эко­ номических и политических вопросов, от­ носящихся к Германии. Можно было бы не возражать против этого, если следовать арифметическому правилу, что от переме­ ны мест слагаемых сумма не меняется. Но мне кажется, что дело не в том, в каком порядке мы должны рассматривать те или другие проблемы. Дело в том, что вопрос о Контрольном совете — это не формаль­ ный вопрос. Он неотделим от существа германской проблемы. Касаясь вчерашнего заявления Бевина о том, что он считает целесообразным ог­ раничить союзный контроль вопросами бе­ зопасности, Вышинский сказал: — Все ли ясно в этом отношении в по­ зиции самих западных держав? Вчера, 25 мая 1949 года, Бевин говорил, что немцы «должны сами развиваться и нам только следует обеспечить, чтобы рнн опять не создавали какого-то военного по- тенпиала, не начинали какого-то вооруже­ ния и т. д.» Он настаивал, чтобы контроль дел СССР А. Я. Вышинский. этих двух соглашениях задачи контроля трактуются гораздо шире, чем вопросы безопасности. Если обратиться к тексту оккупационного статута, то можно уви­ деть, что имеется в виду контроль над внешней торговлей, над валютными опера­ циями, над внешними сношениями, над международными соглашениями, заклю­ чаемыми Германией или от ее имени, над внутренними делами Германии и т. д. Все это записано в ряде пунктов параграфа 2 -го трехетороннего соглашения об окку­ пационном статуте. Указанные вопросы можно отнести к категории вопросов безопасности лишь при очень вольном тол­ ковании. Вышинский напомнил, что положение о контрольном механизме в Германии, выра­ ботанное Европейской Консультативной Комиссией в мае 1945 года в Лондоне, и Потсдамское соглашение достаточно четко определили об’ем союзного контроля. Он показал, что трехсторонний контроль, установленный западными державами в Тризонии, отнюдь не является более огра­ ниченным, нежели тот, который был пре­ дусмотрен указанными соглашениями. «Разница только в том. — заметил Вы­ шинский, — что оккупационный статут представляет собой ухудшенное издание хороших документов». В связи с тем, что Ачесон противопо­ ставил позиции советской делегации, от­ стаивающей прпнппп единогласия в Кон­ трольном совете, позиции западных дер­ жав, которые настаивают на принципе ре­ шения вопросов большинством голосов, Вышинский сказал: — Решать вопросы на основе единогла- по, что это не могло не отразиться и на индексе стоимости жизни семьи рабочего. Если принять уровень 1937 гота за 100, то индекс стоимости жизни в 1946 г. со­ ставил 125.1. в январе 1948 г. — 125.9, а в декабре 1948 г. он поднялся до 144.7. По данным Гамбургского статистического управления, индекс стоимости жизни ра­ бочей семьи сейчас достигает 190 по сравнению с 1938 годом. Вышинекпй отметал также, что в за­ падных эопах Германии значительно воз­ росла безработица. По данным, опублпко- вапным в английской печати в начале мая. за последние пять месяцев количест­ во безработных увеличилось в 2.5 раза. — В такпх условиях, — сказал Вышин­ ский, — естественно, что покупательная способность населеппя спижается, возмож- цппской помощи. ★ it * Убедительные факты и цифры, приве­ денные Вышинским, вызвали несколько нервозное реагирование у представителей западных держав. Видимо, пытаясь набро­ сить тень на эта неопровержимые данные, Бевин вдруг заявпл, что он «сможет пред­ ставить приведенные Вышинским цифры, тем немцам, которые находились в восточ­ ной зоне, по затем покинули ее». На это Вышинский заметал, что совет­ ские оккупационные власти имеют такую же возможность в отношении нэмцев. пере­ ходящих в восточную зону из английской зоны. «По я не думаю, — сказал он.— что можно было бы считаться с мнением этих людей и пользоваться ими, как источником информаций». Завтра министры иностранных дел про­ должат обсужтение проблем, относящихся пости сбыта товаров широкого потребления к единству Германии. На IX с'езде компартии Чехословакии ПРАГА, 26 мая. (ТАСС). Сегодня К , Г. М. Маленкова, секретаря ПК ВКТТ(б) США и Франции подписал в Вашингтоне соглашение о трехстороннем контроле и соглашение об оккупационном статуте. В сия — это обычный метод международ- па Политбюро и секретаря ЦК ВКП(б) с’езд коммунистической партии Чехослова­ кии продолжал свою работу. С’езд привет­ ствовали многочисленные делегации кол­ лективов фабрик и заводов, передовики выполнения производственных планов, представители трудящихся деревни. Па утреннем заседании выступил гене­ ральный секретарь ПК компартии Чехо­ словакии Сланский с докладом об организа­ ционных задачах компартии, о задачах мобилизации членов компартии и широких масс трудящихся на выполнение пятилет­ него плана. Сланский подробно остановил­ ся па проблемах улучшения работы нацио­ нализированной промышленности, на раз­ вертывании социалистического соревнова­ ния, на проблемах снижения себестоимо­ сти продукции, улучшения партийной ра­ боты на предприятиях и в деревце, повы­ шения бдительности, улучшения работы государственного аппарата и идеологиче­ ского воспитания членов компартии. Все делегаты встали со своих мест, ко­ гда председательствующий на с ’езде Фер- лнпгер об’явнл о прибытии на с ’езд деле­ гации Всесоюзной Коммунистической пар­ тии (большевиков). Появление в зале чле- М. А. Суслова и члепа делегации П. Ф. Юдина было встречепо бурными в долго не смолкающими аплодисментами. В зале; раздавались возгласы: «Да- здравствует Сталин!». С приветственными речами выступили некоторые члены иностранных делегаций. С приветствием от болгарской коммуни­ стической партии выступил Терпешев, рассказавший об успехах в строительстве народно-демократической Болгарии под руководством болгарских коммунистов. Тер- пешев призвал коммунистов Чехословакии * и всех трудящихся к еще большему укреп­ лению союза и дружбы между странами народной демократии, союза и дружбы с * великим и могучим Советским Союзом, к укреплению пролетарского интернациона­ лизма. От фраппузской коммунистической пар*' тии с приветственной речью выступил Апдре Марти. От китайской коммунистиче­ ской партии выступил Чен Цзун-сюй, огласивший подписанную Мао Цэе-дуном приветственную телеграмму с ’езду компар­ тии Чехословакии от -коммунистической партии Китая. ГМ 1575121, АДРЕС РЕДАКЦИИ И ИЗДАТЕЛЬСТВА: Ваешч Мурманской области, уд. Ползрваа 51. З аш >3 124. Ответственный редактор Н. ЮДИН.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz