На страже Заполярья. 1949 год. Май.
ЯП С Т Р А Ж Е З А П О Л Я Р Ь Я 28 мая 1949 г.. № 124 (3429). У Ч И Т Ь С Я У П О Р Н О , Н А С Т О Й Ч И В О , П О В С Е Д Н Е В Н О ! W V V N A A A A A A A ' j A t ТС /4/N/4/NA/4/VN/N/4/4 . . . I М "Г В своем письме товарищу Сталину делегаты X I с ’езда BJIKCM , от имени всей советской молодежи дали слово отцу, учителю йдругу советской молодежи великому Сталину упорно овладевать знаниями, / культурой, наукой и техникой, настойчиво изучать великое учение Лекина — Сталина, еще с большим упорством овладевать знанием всех богатств, которые выработало человечество. Моряки комсомольцы горячо встретили решения X I с'езда ; ВЛКСМ . Настойчивой политической учебой, примерностью в службе ответили североморцы на эти решения. . <, Сегодня мы печатаем материалы о том, как комсомольцы и моло дежь, флота повышают свой идейно-политический уровень. ★ ★ Выполним решения XI съезда ВЛКСМ XI с'еад ВЛКСМ подвел итоги работы ленинско-сталинского комсомола, обобщил богатейший опыт, накопленный после X с ’езда ВЛЕСМ. В комсомольских организа циям флота решения XI с'езда ВЛКСМ встречены большим под’емом всей комсо мольской работы. На собраниях ак тива решения с ’езда живо обсуждаются. Комсомольские активисты подводят итоги своей работы, вносят ценные предложения но улучшению деятельности организаций. На собрании 'комсомольского актива севе роморских летчиков солдат Шилов заявил, что занятия в кружке, созданном парт организацией по изучению «Краткого кур са истории ВКЩб)», помогают ему глуб же понять сбои повседневные задачи, по вышаю? политическую сознательность. Член бюро тов. Потапов сообщил комсо мольскому активу, о том, что в пх подраз делении много незостаттаов в проведении политзанятий, мало еще литературы но темам политзанятий. Младший сержант Ёарнашев критико вал работу дивизионной партийной шшы . Помещение дяй занятий слушателей го товится йлохо, нет чернил, яехватаег сто лов и т. д. Этп выстушейия ие случайны. Они свидетельствуют о том, ЧТО У активи стов повысилось чувство ответственности за идейную закалку молодежи. Собрания комсомольского алтйМ пока зывают, что сейчас проводится большая •работа по изучению материалов Я реше ний XI с’езда ВЛБСМ. Регулярно проходят читки докладов секретарей ЦК ВДЖЭД тТ. Михайлова, Иванова и Ершовой. Комсомольские бюро на своих заседа ниях обсужд^от конкретные мероприятия по изучению и выполнению решений с’ез да. В кружках союзного просвещения про водятся дополнительные занятия, где так же изучаются решения с’езда и Устав ВЛКСМ. В комсомольской организации, которой руководит тов. Хоменко, организованы ви трины и альбомы, посвященные решениям XI с ’езда ВЛКСМ, вокруг которых прово дится работа с молодежью. Правильно поступают В тех организаци ях, где практикуют специальные радиопе редачи о том, как комсомольские организа ции раз’ясняют и начинают выполнять ре шения с’езда. Очень важпо сейчас раз’яс- нить решения XI с’езда ВЛКСМ не только каждому -комсомольцу, но и всем молодым воинам. Необходимо еще больше проводить докладов и бесед, консультаций, в которых рая’ясилггь воинам задачи, стоящие перед ■комсомолом в борьбе за построение комму низма н нашей стране. Перед организациями флота встают кон- г му: «Пашу страну омывают океаны». В обстоятельном .докладе офицер тов. Шетп- пип рассказал о безбрежных морских про сторах, омывающих нашу великую Родину, и о значении Военно-Морских Сил СССР в деле защиты морских рубежей Совет ского Союза. Это вызвало большой интерес присутствующих к изучению географии нашей Родины. Матрос Царьков посвятил свое высту- плеяяе героям-североморцам. Он рассказал о героизме и стойкости, проявленных в годы Велпкой Отечественной войны, при звал в своем выступлении воинов совер шенствовать боевое мастерство, всем укреплять боевую готовность флота, трос Крохпп, говоря о богатствах Кольско го полуострова, рассказал, что защищать Советское Заполярье, стоять на страже се верных морских рубежей социалистиче ском Отечества — .большая честь. К сожалению, есть еще у нас факты фор мального подхода к вопросам политическо го просвещения и воспитания комсомоль цев и молодежи. В ряде организаций учебу в кружках союзного просвещеппя начали не одновре менно. Это усложняет работу с руководи телями .кружков по их подготовке в яаня- тиям. В одном из подразделений кружки были создапы, но долгое вгремя не работали, и только последпее время тов. Гуревич ор ганизовал занятия в этих пружках. Остается немпого времени до ТХУЩЬ учебного года в системе союзного просве щения. Необходимо сделать так, чтобы всюду учебный год закончить организо ванно и хорошо подготовиться в новому, учебному году, начинающемуся осенью. Очень важно хорошо подготовиться к ито говым занятиям в тех комсомольских кружках, которые в июне выполнят про грамму. Сейчас кружкам потребуемся большая помощь со стороны политработни ков н партийных организаций. XI с ’езд комсомола вызвал большой рост политической активности .флотской моло дежи. Комсомольские организации улуч шают связи с молодежью, принимая пере довиков в своп ряды. За последнее время большой отряд молодежи прйнят в комсо мол, по вместе с этпм решения с’езда тре буют от нас как можно скорее избавиться от недостатков, которые еще имеют место в вопросах организационной работы. * Надо покопчпть с недочетами в вопро сах роста рядов ВЛКСМ. Еще встречаются отдельные факты, когда отсутствует инди видуальный подход при рассмотрении дел по приему новых членов ВЛКСМ. Так в комсомольской организации, где секрета кретнью задачи но усилению вдейно-полп-, рем старшина 2 статьп Батурин, приняли тического воспитания комсомольцев и мо-1 в комсомол сразу 11 человек. При таком положении дел, естественно, организация пе сможет правильно оценить каждого вступающего. Решения, принятые XI с ’ездом ВЛКСМ, безусловно, помогут комсомольским органи зациям устранить недостатки в работе. Уже сейчас многие органпзпцни и- комсо мольцы сталп лучше помогать комапдирам в решении задач боевой и политической подготовки. Командир отделения -электри ков старгапна 2 статьп Попов за посла ние месяцы приложил много труда к тому, чтобы сделать свое отделепие лучшим, пе редовым. п труд его не пропал даром. Тща тельный уход за механизмами обеспечива ет их падежную и безаварийную работу. Все отделение старшпны 2 статьи Попова — комсомольское. Большинство матросов отделения стали отличниками боевой и по литической подготовки. Па комсомольских собраниях но итога» XI с ’езда ВЛКСМ необходимо по-деловому, увязывая решения с’езда с задачами бое вой и политической подготовки, вскрыть недостатки в работе организаций, наме тить конкретные мероприятия по пх устра нению, по улучшеппю союзного просвеще ния и воспитательной работы с молодежью. Делегат X I с’езда ВЛНСМ капитан-лейтенант Н. ИВАШНЕВ. лодеоби. Известная работа в этом отноше нии уже проводится. Выполняя решения XYII пленума ЦК ВЛКСМ И директиву Главного политического управления Воору женных Сил о политическом просвещении комсомольцев, организации создали зна чительное количество кружков, где за нимается около 20 процентов комсомольцев флота. Отрадно отметить, что в этом учебном году еще больше возросла тяга молодежи к учебе, к повышению своих военных и политических знаний. В течение всего учебного года в кружках союзного просве щения уже не наблюдалось такого большо го отсева от учебы, как это было раньше. Кружки, как правило, работают регуляр но, установлены определенные дни и часы занятий. Комсомольские организация значительно лучше, конкретнее стали обеспечивать примерность комсомольцев на политзаня тиях, усилился контроль с 0 стороны бюро за успеваемостью комсомольцев. Большинство организаций за последнее время улучшило культурно-просвети тельную работу. В этом отношении пока- зательпы вечера молодежи, тематика ко торых значительно расширилась. Вот, например, в одной пз организации недавно с матросами проведен вечер па те- Звание комсомольца обязывает Быть в рядах ленинско-сталинского ком- ролью в годы гражданской войны и в пе сомола — большая честь. Звание комсо мольца обязывает прежде всего быть в авангарде молодежи, служить примером во всем и всегда. Эту задачу выполняет с че стыо тот, кто повседневно учится, зака ляется идейно. Идейное воспитание молодежи — это предмет постоянной заботы комсомольской организации. Хорошо организована политико-иросве тлтельная работа среди комсомольцев и пе- союбпой молодежи в пашем подразделении. Проходят регулярно занятия в кружке по изучению Устава ВЛКСМ. Эти занятия дают возможность комсомольцам и молодежи глубже понять задачи члепов ВЛКСМ. Изу чая тему «ВКП(о) — организатор и руко водитель комсомола»* мы познакомились с боевым путем ленинского комсомола, с его рпод восстановления народного хозяйства СССР, борьбой комсомола за построение социалистического общества в СССР и его ролью в го!ы Великой Отечественной вой ны Советского Союза, а также с успехами в послевоенном строительстве. Учеба в кружке вызвала у комсомоль цев большой интерес и тягу к самообразо ванию, к теоретической учебе. Занятия в кружке положительно сказа лись на повышении у личиого состава знаний по боевой и политической подготов ке, а у несоюзпой молодежи вызвали стремление вступить в комсомол. Ряды комсомольской организации непрерывно Пополняются за счет лучших, передовых матросов. За тли месяца 1949 года приня то в комсомол 24 человека. Главный старшина В. ТАРАСЕННОВ. Коакямшгьцы кружка по йэуч&тяо богатств- ваше» РодийЪа руководимого офицером С. Гохнер, за основу своей свМосТОятелыюЛ работы взйли книгу «Над картой Родины* лауреата Сталинской премии писаггеля Н. Михайлове. Кроме этого, слушатели кружка йслолъвуюг для самостоятельной работы статьи из газет и журналоэ. Комсомольцы к каж дому’ такому занятию глубоко н всесторонне готовятся. НА ♦СНИМКЕ: rpy-ima моряков-комсомольцев на самостоятельной подготовке к занятию в кружке. На переднем плане старший сержант Владимир Николаев, сержанты Николай Ильинский и Николай Литвиненко. Фото Н. Высоцкого. Живая беседа— лучший метод занятий Разбирая опыт руководства кружком, следует отметить, как одну пз основных форм проведения и организации занятий, -— живую беседу со слушателями. Рассказ руководителя необходимо хоро шо и тщательно подготовить и интересно Подать, приводя поучительные примеры по тойили иной теме. От того, на каком уров не проведет рассказ руководитель, зависят усвояемость материала. При подтотовке к -рассказу необходимо продумать тщательно вопросы, которые будет ставить руководи тель по той или другой теме, и подобрать литературу. Подбор дополнительной литературы к занятиям также имеет очень важное зна чение при подготовке к рассказу в кружке. К научаемой теме «СССР — страна самого передового в мире сельского хозяйства», наряду с материалом, который имеется в книге Н. Миха&яова «Пад картой Родины», ( я использовал опубликованный в газетах ' йительно я использовал статью Министра Особое внимание я обратил на раз’ясне- ние исторического постановления Совета Министров СССР и ЦК ВКП(б) о сталин ском плане наступления па засуху. Беседа по этой теме прошла интересно, слушате ли принимали в пей активное участие, рассказывали о достижениях колхозов, где живут родные матросов, присутствующих на беседе. Многие подчеркивали мысль о том, что такое гигантское преобразование Природы поплечу только советским лю дям. Комсомолец Шабанов рассказал о том, как осуществляется сталинский план на ступления на засуху в колхозе, где оп не давно побывал в отпуску, в Саратовской области. Интересно прошла беседа и по теме: «Транспорт СССР». Наряду с материалом О развитии железнодорожного, водного Морского п воздушного трапспорта, допол- петилетнлй план восстановления и разви тия народного хозяйства в области сель ского хозяйства. Также рассказал слуша телям о достижениях колхозников, о пере- трапснорта СССР «0 задачах и достиже ниях железнодорожного трапспорта в пос левоенной сталинской пятилетке», а также статью «0 новых локомотивах», которпя довых колхозах п совхозах, о ко.тхознп- показывает рост паровозостроительной каX — Героях Социалистического Труда. I промышленности, работу инженеров по созданию новых мощных марок локомоти вов. Выступающий на занятии не всела мо жет полностью осветить тот или иной во прос, его охотно многие дополпяют, и по лучается непринужденная, жпвая беседа. Комсомолец Шаповалов отвечал на во прос о нефтяных районах нашей страны я рассказал неплохо; как будто бы вопрос был исчерпан. Одпако комсомолец Ворош- ко дополнил его, рассказав о развиваю щейся нефтяной промышленности в том месте, где оп жил до 1944 года я побывал в отпуску в 1948 году. В процессе запятпй кружка мы исполь зуем рассказы слушателей, проживавших до призыва во флот и побывавших в от пуску в промышленных райопах и городах пашей страпы — па Урале, в Кузбассе, Донбассе, в Москве, Ленинграде. Это помо гает глубже изучать материал, строить ин тереснее запятая. Метод живой беседы в комсомольском: кружке является залогом успешного усвое ния слушателями программы. Старший лейтенант Н. КАНЕВСКИЙ . Изучаем историю партии В кружке по изучению «Краткого курса истории ВКЩб)», созданном при парторга низации, вместе с коммунистами занимают ся 14 комсомольцев-атвистов. Все слу шатели записались в кружок по желанию. Среди пях комсомольские активисты Фе- тйск лн , Архипов, Петров, Копалов, Рома ненко, Кундоаеров п другие. С первого же занятия, с 25 ноября 1948 года, слушатели .-кружка по-серьезному стали относиться к изучению истории на шей ыртпл, Все они обеспечены учебни ками но программе, бумагой для конспек тов. Раз в педелю в определенный день ре гулярно проводятся занятия кружка. Посе щаемость, кая правило, высокая и если кто отсутствует, то только ио уважительным причипам: находится в наряде, па ра боте или в командировке. Слушатели кружка изучили пять глав «Краткого курса истории ВКЩб)». Много времени было отведено па изу чение второго раздела IV главы—о диалек тическом и историческом материализме. Занятая проходили живо, интереспо. Усвоение материала всемп вполне удовле творительно. Особенно хорошо усваивают мате-риал -слушатели кружка комсомольцы Алексей Петров, Егор Фетаскин, Андреи Кундоэер^в, Николай Ивашкин, Григорий Зенпятов. Все опи активно участвуют в общест венной жпзнп части, зпаппя, приобретен ные в кружке, передают личному составу, окавывал матросам помощь в подготовке к политзанятиям. Для лучшего усвоения материала в ка честве наглядных пособий используются Большое и важное дело Комсомольская организация авиационно го подразделения за последние месяцы добилась некоторых успехов в работе. Зна чительно оживилась внутрисоюзная жпзнь, повысилась политическая активность чле нов ВЛКСМ, увеличилось число комсомоль це® — отличников боевой и политической подготовки, резко сократились случаи на рушения внутрисоюзной И ВОИНСКОЙ ДИС ЦИПЛИНЫ. Бюро стремится избежать шаблона в работе, ищет наиболее действенные формы политического просвещения и воспитания молодых воинов. , Сейчас *в свете решений ЦК ВКЩб) по идеологическим вопросам и как Этого тре буют решения XI с ’езда ВЛКСМ, главным в комсомольской работе является комму нистическое воспитание молодежи. ВЛЕСМ призван воспитывать советских юношей и девушек бесстрашными, бодрымп, жизне радостными, уверенными в своих силах, готовыми преодолевать любые трудности, беспредельно преданными делу партии Лепила — Сталина и советскому народу. В комсомольской Организации, где чле ном бюро тов. Павлов, воспитание молоде жи ведется путем бесед, лекций и докла дов. Это, безусловно, положительно сказы вается па молодых воинах, но беда в том, что здесь дальше проведеппя бесед, лек ций и докладов дело не пошло. Секретарь п бюро пе беспокоятся о том, чтобы ис пользовать и другие формы работы. Иначе подошел к решению вопроса тов. Левшпн. Организуя и проводя беседы, лек ции и доклады, он всегда думает над тем, как и через какие еще формы можно воз действовать па молодежь. Лейшин прочитал книгу П. Михайлова «Над картой Родины». Материал настоль ко был обилеп и ярок, что оп увлекал, вызывал закоппое чувство гордости за па шу велпкую социалистическую Родипу. Левппш подумал, что эта книга должна понравиться комсомольцам п обязательно вызовет такое же чувство, как и у пего самого. Он поговорил с членами бюро, по советовался с секретарем парторганизации о создании кружка по изучению этой кпи- ги. Его поддержали. Решением общего со брания кружок был узакопеп, руководить им было поручено политически грамотному товарищу. В практике работы организации дело это было новым, п тов. Левшпн лично сле дил за подготовкой первого занятия п присутствовал на нем. Руководитель тов. Гохпер добросовестно подготовился к беседе и грамотно, толково излагал мате риал темы. Комсомольцы, собравшиеся в чистом, светлом и уютном ‘ помещении, вппмзтельпо и с пптсресом слушали его. По общему мнению, занятия прошли хоро шо, и все mm былп довольны. По тов. Лев- шпн, посоветовавшись с активом, рошил поставить вопрос об улучшении методики занятий в кружке. Вскоре состоялось заседаппе бюро, па которое был прнглагаеп тов. Гохпер и ком сомольские активисты. Тов. Лпвшпи вы сказал свое мнение об улучшении работы кружка. — По-моему, — гозорпл секретарь, — красочные плакаты, фотографии, иллюст рации п кинофильмы. С теми, кто не уяс нил какие-нибудь вопросы по теме, прово дятся индивидуальные беседы, консульта ции. Слушатели кружка по изучению «Крат кого курса истории ВКП(б)» пе толь ко правильно ионпмают материал, но и умело применяют своп знания, акгивпо участвуя в общественной жпзнп, в борьбе ва повышение успеваемости старшин п матросов в боевой и политической подго товке/ Куда активпее стали выступать слуша тели перед личным составом на собра ниях, в беседах, па политических заня тиях. Они постоянно раз’ясияют воинам иасущпыо задачи повседневной службы. Лейтенант Н. ШМУЛЬ . руководитель так должен строить свою беседу, чтобы в ходе ее высказывались са ми слушатели. Пусть опи дополняют бесе ду своими примерами пз жизни или из книги — все равно — это оживит заня тия, а главное заставит членов кружка готовиться, заранее изучать материал. Вместо с тем, выступая, они будут учить ся правпльпо формулировать своп мысли. Бюро и все присутствовавшие па засе дании согласились с тов. Левшпным. И, как показала практика, решение было правильным и своевременным. Занятия пачалп проходить гораздо живее, слушате ли копспектпровалн материал и выступали с содержательными замечаниями и допол- пеппямп. 0 том, что занятия в кружке дают кно* го полезпого, говорят сами слушатели. На пример. тов. Галпев заявпл; — В кружке у меня еще больше появи лось стремление изучать кпигу П. Михай лова, стали шпре знапия о Родине, яснее понятия о моей личной ответственности аа свой долг перед Отчизной. Я с еще боль шим старанием начал учиться, совершен ствовать своо воипскоо мастерство. t Политическое воспитание комсомольцев и молодежи в этой организации проводит ся в тесной связи с борьбой за ^авангард ную роль членов ВЛКСМ в боевой и поли тической подготовке. Одно время среди комсомольцев были случаи нарушения воинской диспнплпиы. Нужно было при нять меры. Левшпп предложил собрать от крытое комсомольское собрание с повест кой дпя: «*Богатства Кольского полуостро- ОВЛАДЕВАЯ ЗНАНИЯМИ В 1948 году я записался в кружок по изучению Устава ВЛКСМ. Слушая руково дителя, который рассказывал о том, как был организован 'Комсомол, о славных за слугах его в гражданской войне, о герои ческих делах на стройках сталинских пя тилеток и о подвигах в Великой Отечествен ной войпе, я деааю пеболыппе пабрэскп, записываю наиболее яркие факты, цифры. Посла валятий конспектирую материал по теме, подбираю литературу, не ограничи ваясь тем, что рекомепдуют па занятиях. Каждую свободную минуту псполмую ра ционально, провожу громкпо чпткп газет ных статей о комсомоле. Ежедневпо работая над собой, я про читал и частично законспектировал био графию В. И. Ленина и биографию товарища Сталина, брошюры: «Славный путь ком сомола», «Просторы и боппства- нашей Ропшы», 12 выпусков «Беседы об Уставе ВЛКСМ», «Что такое комсомол», «Комсо мол в годы Велпкой Отечественной вой ны», «Могущество нашего государства», «0 коммунистическом воспитании» М. И. Калинина, «Над картой Родины» Н. Ми хайлова и много других книг. В 1948 году комсомольцы избрали меня членом бюро. Это доверие потребовало нового напряжения в учебе. Пришлось еще упорнее работать над повышением обще образовательного уровня. Большое внима ние уделяю я чтению художественной ли тературы. Я прочитал уже «Какеакалялась сталь». «Повесть о настоящем человеке», «Тихий Доп», «Поднятая целппа», «Бруски», «Порт-Артур», «Война и мир», «Молодая гвардия». Чтение литературы расширяет кругозор, помогает выполнять комсомоль ский и воинский долг. Сейчас я приступил к изучению «Краткого курса истории ВКЩб)». Комсомольцы, носящие имя великого Ленина, считают своей кроной обязан ностью быть политически грамотными, активными общественниками, жпво инте ресоваться всем, что происхотнт в на шей стране, анлть законы общественного разветия и умело пользоваться ими. Не случайно поэтому, «Краткий курс исто рии ВКЩб)» является настольной книгой каждого комсомольца. Ни в одной страпе в мире нет таких без граничных возможностей для образования, какие созданы партией большевиков в на шей стране, нигде пет такой пеудержимой тяги к учебе, как у советской молодежи. Свою работу и учебу я сейчас направ ляю на выполнение решений XI с’езда ВЛКСМ. Старший матрос Н. БАРИНОВ. Итоги э к з а м е н о в СЛУШАТЕЛИ ПАРТИЙ ! ’0Я ШКОЛЫ ПОЛУЧИЛИ ВЫСОНУЮ ОЦЕНКУ Экзамены по курсу вечернего отделения Сдали слушатели партийной школы, где начальникам тов. Андрюшин. 95 процен тов хороших п отличных оценок — тако вы итоги напряженной учебы партийного и комсомольского актива. После окончания экзаменов в школе слушатели собрались подвести .итоги. С теплой речью выступил начальник школы тов. Андрюшин. Он ш характеристику ме тодам работы, об’явил оценки, полученные коммунистами и комсомольцами на зачетах, особепио отметил передовиков гг, Шахова, Ровенского, Смирнова, пожелал слушате лям дальнейших успехов в идейно-поли тической учебе и в руководстве партий ными и комсомольскими организациями. Начальник политического отдела дал высокую опенку работе школы и знаниям слушателей, выявленным на экзаменах. Он призвал коммунистов и комсомольцев еще настойчивее учиться) и быть передовиками в доле воспитания личного состава, в боевой и политической подготовке и в ук реплении ДИСЦИПЛИНЫ. Старшина 1 статьи В. РАНШИН . Но, как потом убедились, постановка вопроса была очень правильной. С Левшп ным согласились члепы бюро. Секретарь сам взялся за подготовку. Необычно было то, что на собрании вы ступали четыре докладчика. Тов. ВанПн сделал географический обзор Кольского полуострова, тов. Гусев рассказал о богатст вах'Севера, тов. Костырев— о развитии про мышленности п сельского хозяйства в послевоенной пятплетке, а тов. Куприянов говорил о том, как Северный флот стоит На страже заполярных рубежей Родины. Тов. Куприянов поставил вопрос о том, что мы, советские воины, призванные, как зеницу ока, беречь Отчизну, не можем допускать хотя бы малейшей халатности* в нашей службе. Он назвал имена отлич ников боевой и политической подготовки Алутина, Жарова и других, а также не обошел молчанием нерадивых бойцов — Карелина и Пашкина. По первым он при- бвал равняться всем, а от нерадивых со брание потребовало, чтобы они выступили йрассказали о том, как думают улучшить свою службу. Собраппе благотворно повлияло не толь*» * ко на нерадивых воинов, но н на всех! присутствовавших. Это сказалось пе толь ко на дисщшлипе в подразделении, по ц па воем ходе учебы. Понятно, что в своей деятельности ком сомольская организация не ограничивает ся использованием уже известных форм работы. Она борется за повышение каче ства мероприятий, добивается пх действен^ пости, и это дало возможность добиться. ва». — Слишком отвлеченно, ■— возражали! высоких показателей в работе, ему. Д. ФЕДОРИН,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz