На страже Заполярья. 1949 год. Май.
!! h a е т ж е « х п о л я р ь я T t мм 1949 г., №1 2 3 Г34281. ВСЕМЕРНО РАЗВИВАТЬ В СЕБЕ БОЕВУЮ СТОЙКОСТЬ И ВЫНОСЛИВОСТЬ И з п ★ ★ i r ★ ★ Выполнение воинского долга всегда может потребовать от за щитника Родины предельного напряжения его моральных и физиче ских сил. Стойкость и выносливость советских воинов в годы войны обеспечивали им победу в бою. Стойкость и выносливость помогают матросам и старшинам нашего флота успешно выполнять задачи по защите интересов Советского государства в мирное время, ибо от того, насколько стоек и вынослив каждый воин, в значительной сте пени зависит боеспособность корабля, части в целом. Быть стойким и выносливым воином — значит быть готовым любой ценой и в любых условиях сражаться с врагами социалистиче ской Родины и побеждать их. Боевая стойкость немыслима без высо кой дисциплинированности, без твердой'уверенности в своем оружии, без высокого боевого мастерства. Большую роль в воспитании в себе стойкости и выносливости играют систематические занятия физкуль турой и спортом. На этой странице рассказывается о том, как стойкость и вынос ливость помогали воинам побеждать врага в боях и как эти качества помогают матросам и старшинам успешно справляться с задачами повседневной службы на флоте. За честь советского моряка ★ ★ Преодолевать трудности Чтобы бьггь достойным Защитником сво ей Родины, необходимо каждому военнослу жащему повседневно совершенствовать свои знания по спеащальвости, воспиты вать в себе выносливость, смелость и бес страшие, презрение к смерти и готовность ва самопожертвование во имя воинского долга. Вое эти качества^воина-моряка не приходят сами по себе — их приобретают путем повседневной учебы, в борьбе с трудностями в штормовых походах. *. Выполняя задачи, поставленные Минист рам Вооруженных Сил СССР, личный со став нашего корабля успешно провел в этом году тяжелые штормовые походы, по казав пример честного исполнения воин- c m долга, образцы стойкости, смелости и выносливости. Более двенадцати часов корабль шел курсом наибольшей амплитуды качки. Ше- сящюеггровая волга через каждые 6 — 8 секущ покрывала корабль, заливая растру бы налганных н котельных отделений. Беспрерывно откачивалась вода из отсе ков. Закрыть вентиляцию невозможно бы ло жз-за непомерной жары. Матросы и старшины, несущи© ходовую вахту на боевых постах, в этих условиях вдавили боевую стойкость н выносли вость, присущую советским морякам, не знающим преград в достижении цели. Осо бенно тяжела была вахта у матросов и старпин машинно-котельной команды, у сигнальщиков, рулевых, трюмных машини стов н штурманских электриков. Оздшины Паринов, Иванов, Гаврилов, Гребенников, старшие матросы Музыченко, Селгверстов, Закиров, Налнвайченко, Борт ник.., Орлов и другие заслужили особенную похвалу (командования корабля. Воспитание выносливости, боевой стой кости и мужестаа идет куда быстрее в штормовом походе, чем, скажем, при сто янке корабля у причала или на якоре. Чем тяжелее поход, тем он полезнее для воспитания настоящего воина-моряка, который будет уже научен всем неожидан ностям, будет уметь преодолевать трудно сти. В боевой стойкости нашего матроса, старшины или офицера воплощено стремле ние любой ценой, при любых условиях от стоять честь и интересы своей социали стической Родины. Вот почему так высоки были стойкость и выносливость, проявлен ные нашими доблестными воинами в Великую Отечественную войну. Это стало' традицией всех советских воинов. Эти традиции сохраняют и продолжают моряки нашего корабля. Исключительную выносливость проявж в штормовом похода штурманский электрик старшина 2 статьи Кондуфоров, который почти по двое суток один бесперебойно об служивал нормальную работу гирокомпаса в закрытом отсеке при сильной качке и жаре до тридцати градусов. В другом по ходе старшине 2 статьи Епрюхину и стар шему матросу Иващенко командование приказало срочно исправить вышедшую из строя антенну. При 16-узловом ходе кораб ля и ветре до б баллов онп доброкачествен но произвели ремонт. Таких примеров высокой боевой стойко сти и выносливости можно найти на кораб ле очень много. Каждый поход в шторм увеличивает количество этих примеров, достойных подражания. Можно с твердой уверенностью сказать, что матросы и старшины вашего корабля не боялись трудностей, а смело шли им на встречу, учились преодолевать их, закаляли свою волю, воспитывали мужество, при учали свой организм к качке, к холоду, к леденящей воде. Боевая стойкость, выносливость, сме лость и умение преодолевать любые лише ния морской службы должны стать и ста новятся неотъемлемыми качествами матро сов, старшин и офицеров. Капитан-лейтенант А. КУТНИЙ. В штормовом походе Старшине котельного отделения старше- >му матросу Ивану Бортник н его подчинен ным не раз приходилось стоять походную вахту в условиях сильного шторма. В один из походов волна достигла 9 — 10 баллов. Бачка была невыносимая). Батальное отделение заливало водой. Вен тиляцию закрыть не предоставлялось воз можным. Котельным машинистам надо бы ло не только обеспечивать работу матери альной части, но и бороться с водой. В том и другом деле они показали исключи тельные образцы стойкости и выносливо сти. На протяжении всего похода обслу живаемая шш материальная часть работа- Николай ПАНОВ. ла безотказно. Котельные машинисты бес перебойно обеспечивали паром механизмы. Командир пятой боевой части на разборе похода поставил в пример отделение стар шего матроса Бортник, которое успешно справилось с поставленной задачей. Стар шина отделения Бортник,. а также подчи ненные ему матросы Терещенков, Горко- вец п другие действовали на боевом посту так, как требует боевая обстановка. В дей ствиях их не было пп одного лишнего дви жения, все делалось расчетливо, по-усташ- ноэгу. Ни качка, ни вода, ни жара— ничто не могло повлиять на их работоспособность. Лейтенант Р. АЛЕКСАНДРОВ. ГЛАВА И З ПОВЕСТИ. Действие «Повеет* о двух кораблях» развертывается в дни Великоб Отечест. В 5 ЯВ 0 Й войны на Баренцевом море. Эскадренный миноносец «Громовой», на кото, рзм служат героя повести, должен в силу обстоятельств, приходя на помощь дру. тому кораблю, вступить в бой с немецким тяжелым крейсером «Герман Геринг». Печатаемый отрывок показывает момент, когда «Громовой» находится в дозоре и торпедирует вражеский тяжелый крейсер. Зогда после первой встречи с «Герин гом» «Громовой» открыл огонь, дал торпед- вый валп и ушел в собственную дымовую завесу, тотчас зазвенел телефон в котель ном отделении. — Старший лейтенант Снегирев пере дает дали прикурить «Герингу». На крейсере пожар! Скоро снова пойдем в торпедную атаку! — сказал мичман Кули ков. вешая телефонную трубку. Миноносец ставил дымовую завесу. В котельной снова стало душно, горло сжи мал запах копоти и мазута. Вентиляторы нагнетали внутрь котельного отделения за дымленный морской воздух* — Долго еще будем дымить, мичман? — •крикнул•шутливо Никитин. — Этак до са мого полюса океан закоптим. — Дыми, дыми! — ответил мичман Ку ликов. — Тебе что — белых медведей жалко? Так медведи искупаются... Сверху опять громыхнуло, простонала стсль, мшнули фонари и посыпался азбест с паропроводов. Никитин крепче стиснул рычаг, пригнулся к форсунке. Вспыхнули сигнальные лампочки, про звучал бвонок, прыгнула стрелка телегра фа. — Средний ход! — крикнул Куликов.— Прекратить дым! Никитин выполнил команду. Значит, вышли из боя! Он распрямился, стер с лица мащЕшвое масло и нот* Он вспотел, несмотря на то, что ледяные струи от вен тиляторов веяли кругом. Опять с мостика дали потный ход, и в котельной зазвучал ровный, внушающий веру в победу, голос командира. — Снова идем на сближение, ясно? — сказал мичман, выслушав речь команди ра. — Значит, сейчас держите ухо вост ро. Вновь все замолчали, следя за машинным телеграфом. Загрохотали разрывы снаружи. «Идем в торпедную атаку... Снова идем в атаку!» — думал Никитин, сжав паль цами поелушлый металл. Но вот что-то звякнуло пронзительно тонко, свистнуло, в уши рванулся оглушн- тельный вой. Вся котельная наполнилась густым белым, обжигающим лица паром. Свистело и выло с правого борта, ничего не было видно крутом, только вловеще тускнели рыжие пятна ламп и горячая белая мгла слепила глаза и стискивала горло. Никитин отшатнулся от топки. Первое стремление было: броситься к шахте, найти задрайку, выбраться наверх. Пробиты борт и паропровод! Свистело н шипело и глухо лилась на палубу, вода. — По местам стоять! — прогремел го лос, перекрывший все звуки. Никитин остановился. Это относилось к нему п сразу отрезвило его. Он узнал голос Куликова. Значит, вое в щ щ к э , ащчмаз Иле, отдавшему морской службе пятьде сят лет своей жизни, многое довеяось пови дать и вместе со своими товарищами ис пытать немало суровых лишений походной жизни. Свирепо штормующее море. Страш ные беды может оно обрушить на человека, если он хоть на одно мгновение поддастся страху и падет духом. Правду говорят, что море любит смелых, стойких, выносливых моряков. На моих глазах, когда я служил еще в царском флоте, не раз погибали мат росы, не выдерживая напряжения в борьбе со стихией, пе имея сноровки и закалки организма. Но на моих же главах сильные духом и телом моряки выходили невреди мыми из самых опасных положений, по беждали море, становились его властными хозяевами. Всему миру известны доблесть и мастер ство русских моряков. Но особенно большая слава пошла по всем странам земного ша ра о советских моряках, воспитанных на революционных традициях нашей героиче ской партии большевиков, па великих иде ях гениальных вождей революции Ленина и Сталина. Эта большая слава зародилась в тот исторический момент, когда легендар ная «Аврора» своими выстрелами по Зим нему дворцу возвестила начало новой эры — эры Велпкой социалистической револю ции. Помню, с каким усердием матросы ста ли служить на кораблях, над которыми развевались красные флага. В финскую войну наш корабль, выпол няя боевое задание, был застигнут сильным штормом. Море было окутано густым мра ком. Стоявшие на мостике с трудом разли- чали силуэтыдругдруга. От сильной качки, от пронзительно завывавшего в снастях ураганного ветра невозможно было устоять. Вахтенные стояли бессменно, так как ни каких передвижений по кораблю делать было невозможно. Офицеры на мостике и вахтенные крепко держались за опоры. Все шло благополучно. Перед походом командир лично осмотрел корабль, проверил крепление оружия и оборудования, нахо дившихся на палубе и внутри корабля. Все было сделано, как положено, по-штормово- му. Командир и я, как главный боцман, были уверены, что крепления не подведут. И вдруг до моего слуха донеслись глу хие удары с кормы. Сначала я подумал, что это грохочут волны, но, чутко прислушав шись, убедился, что удары раздавались в кормовом отсеке. Времени для раздумья не было. Не помню, как я очутился на палу бе, а к ош очнулся, почувствовал боль в руках и сильные толчки перекатывавшихся через меня волн. Окончательно придя в себя, я понял, что меня подхватила волна и несет 8 а борт, но пальцы рук инстинктивно сжались намерт во, когда они прикоснулись к леерным стойкам. Так, от стойки к стойке я и по полз к корме. Проникнув в отсек, откуда раздавался стук, я сначала не понял, в чем дело. Груз, крепко стянутый креплением, с грохотом перекатывался из стороны в сто рону. Стало ясно, что крепление выдержа ло, а срезало основание, к которому 1 руз был притянут. Не теряя времени, я выб рался из отсека и, с трудом добравшись до мостика, доложил командиру о случившем ся. Командир поставил корабль ва ветер и приказал мне ликвидировать опасность. Предстояло еще одно «путешествие» от мостика до кормы. Но на этот раз я был не один: первым покинул мостик старший помощник офицер Шевердяков. Это был опытный моряк, закаленный во многах штормовых походах человек. Когда я снова попал в опасный отсек, старший помощник был уже там. Вскоре опасность мы ликвидировали. После этого случая, о котором, конечно, узнали все мат росы и старшины корабля, многие товари щи стали на походах посмелев ходить на жив... Пар густо клубился у поврежденной магистрали, вентиляция несла его вглубь... Нитсититт рассмотрел Зайцева и Чирикова, замерших рядом с ним, мичмана, метнув шегося в сторону непрекращающегося хриплого свиста. — Осколком пробиты борт я магистраль отработанного пара! — крикнул ему в ухо мичман. — Заделай пробоину в борту! Я исправлю повреждение магистрали... — На горение стань! — пробегая мимо Зайцева, крикнул мичман. Никитин «кинул ся к борту. От форсунок отходить нельзя, но мичман не растерялся, предусмотрел все. Никитин увидел: к форсункам стал Зайцев. Пикитин вплотную щшник к борту. В метро вой высоте от па стила пз рваного отверстия бил во допад, сверкающий белизной пены. Вода падала па палубу, стекала в трюм. — Заделать про боину! Если не заделать сейчас же, вода подойдет к топке. Уже работала помпа, откачивая воду. Но вода поступала быстрее. Сквозь густой, душный пар он различая, как над нефтяной системной, между рядами свинцового кабе ля море поспешно рвется внутрь, пенисты ми когтями стараясь раздвинуть тонкую бортовую сталь. Никитин сорвал ватник, сунул в водя ную струю. Его отбросило назад вместе с ватником. Сзади обжигал пар, спереди ле дяная вода невыносимых холодом сводила разгоряченное тело. Никитин снова кинулся па струю, она отбросила его снова. Он свернул ватник плотнее, зажал им пробоину сбоку, но во да здодкдувд ватдяБ обрзтвд. Рассказ М и х а и л а Прокофьевича Левичева • такие работы, которые наиболее трудны и опасны. И это правильно. Ведь стойкость и выносливость нельзя приобрести сразу. Необходимо ежедневно тренировать свои ор- гашзм на больших нагрузках, учиться ре шительно преодолевать трудности. Вспоминается мне сейчас молотой, весе лый матрос комсомолец Еременко. С впду он ничем не отличался от других, был даже телосложением послабее многих. По Еременко, как он говорил, с детства при вык ежедневно по утрам окатываться хо лодной водой, а потом до красноты расти рать свое тело полотенцем. Некоторые мат- НА СНИМКЕ: мичман Михаил Про кофьевич Левячев. росы даже подшучивали: «Еременко — не матрос, а карась какой-то: так в пруд и смотрит». Но шутки оставались шутками, а Еременко продолжал свои утренние про цедуры. Когда требовалось выполнить тя желую, не по его силам работу, он пер вым вызывался и всегда все делал так, как положено: быстро и надежно. А во время Великой Отечественной вой ны произошел такой случай. Надо было срочно подать помощь нашим бойцам, ока завшимся на небольшом острове бее про дуктов и боезапасов. Штормило. Наш ко рабль подойти близко к острову не мог. Спустили шлюпки. После больших уси лий гребцов удалось добраться до берега и снять первую партию бойцов. По дело было зимой. Поминутно налетали спежные заря ды, волны захлестывали шлюпки, штормо вой ветер леденил тела моряков. Когда шлюпвд возвратились к кораблю, многих обессилевших и промерзших товарищей пришлось поднимать на борт на тросах, а те, которые взбирались по трапу сами, немедленно отправлялись в госпиталь или в теплые помещения. Их заменяли дру гие. Бессменным гребцом оказался матрос Еременко. Больше того, после четвертого рейса, когда все бойцы уже были сняты, на острове остался ценный груз. Шторм усиливался, шлюпку било о камни, и с каждым новым ударом ей грозила гибель. Тогда Еременко сказал товарищам: — Отойдите метров па двадцать так, чтобы только глубина была не больше моего роста. Я принесу груз. Делать нече го, пришлось отойтп и ожидать. И вот, че рев несколько томительных минут к шлюп ке медленно передвигался Еременко. Ои шел по шею в воде, слегка пригнув голову под тяжестью груза. Ответственное зада- — Спиной зажимай! — крикнул Зай цев. Он кинулся было к Никитину на по мощь, но вспомнил — от форсунок отхо дить нельзя, котел продолжал работать. «Действительно — спиной!» — поду мал Н икитин . Он бросался лпцом вперед, но не выдер живал и отступал перед яростью моря. Но теперь, прпжав к лопаткам скрученный ватник, он повернулся к морю спиной, всунул в пробоину ватник и сейчас же притиснул плечом. Море снова тол кало его, давило, как ледяная гора. Его ноги скользи липо маслянистой палубе, но он на шел точку опоры. Ватпик сдвинулся было в сторону, Никитин чувство вал, как в муску лы слипы вонзает ся острый край пробоины. Но все- такп стало легче, водяной поток по чти перестал бить. Никитин почти вплотную закрыл пробоину своим телом. Так он стоял, бледнея, с катящимся по лицу потом и онемевшей спиной. Словно во све, Никитин видел, как у форсунок Зай цев регулирует пламя, как под ногами уменьшается слой воды, как в свисте пара мичман Куликов заделывает пробоину ма гистрали... ...Кода осколок пробил борт и маги страль, в первый момент мичман подумал, что все кончено, всех обварит паром, ко тельная вышла из строя. Но он тотчас же сообразил, определил по температуре и звуку, что пробита не главная магистраль, а магистраль отработанного пара. Куликов выкрикнул свое обращение и приказание котельным мпшпнпстзм и го рода доожвд БОДШЩУУ боевой части о но» было выполнено. И что мне особенно запомнилось, — это скромность и спокой ствие матроса Еременко. Па корабле он отогрелся и вел себя так, как будто ничего особенного пе случилось, будто оп выпол нил обычную, как раз по его силам работу. После того случая уже никто над Ере менко не подшучивал, а, напротив, кое-кто из матросов сам стал сначала робко, а потом все смелее и смелее обтирать по ут рам свое тело холодной водой. Много ярких примеров стойкости, ма стерства и выносливости показали совет ские ыорякл в годы Великой Отечественной войны. Свято выполняли они свойвоинский долт перед матерыо-Родипой, проявляй: безграничную любовь к партии большеви ков, к родному отцу п учителю товарищу Сталину. И мне, представителю старого по коления моряков славного русского флота, отрадно было видеть, как молодежь, воспи танная в духе советского патриотизма, са моотверженно боролась на морских просто рах с ненавистными немецко-фашистскими захватчиками, как решительно, сознатель но шлп сталинские матросы навстречу опас ностям. Видя это, скажу прямо, душа моя молодела, самому хотелось с юношеским задором выполнять любой приказ коман дира. Особенно взволновал меня благородный поступок коммуниста главного старшины Карасева и комсомольцев матросов Саму- шонко и Гудимова. Когда командир вораби об’явил, что предстоит выполнить трудное, опасное для жизни задание, они первыми пз’явили свою готовность. Вооружив шлюпку, смельчаки отошли от корабля. Многим, даже бывалым морякам, казалось это задание невыполнимым, если люди не выдержат и дрогнут под страхом возможной гибели. Но люди, сознательно идущие на риск, понимающие, что от их стойкости и способности до конца выпол нить свой долг зависит дело общей победы над врагом, никогда не дрогнут. Ком мунист Карасев, комсомольцы Гудимов и Самушенко были именно такими моряками. Они действовали сноровисто, рассчетливо и наверняка. Когда шлюпку поднимало на крутой волне, они ловко удерживали ее в требуемом направлении, а при падении шлюпки вниз, одновременно и с предель ной точностью делали каждый свое дело. Задание было выполнено. Отважные моря ки получили награды, а матросы Самушен- ко и Гудимов к тому же были произведены в старшины. •Сейчас, в мирное время, копа перед со ветскими моряками, как я перед всеми воинами Вооруженных Сил Союза ССР, по ставлена большая задача неусгапно повы шать свои военные и политические зпання, на основе опыта Великой Отечественной войны еще выше поднимать воинское ма стерство, воспитание стойкости и выносли вости имеет особо важное значение. И пра вильно поступают те матросы и старшины, которые на учениях и тренировках не боятся сложных условий, емшо борют ся с трудностями. Учиться тому, 'ПО требуется на войне, это значит делать все так, как это может быть в бою. А в бою бывает всяко. И только тот можегг с честью выполнить свой долг перед Родиной, кто и духовно и физически закаляется ежеднев но, ежечасно. Для того, чтобы воспитать в себе все качества, необходимые советскому военно му моряку, надо учиться любить свою Ро дину так, как любили ее герои, отдавшие в борьбе с немецкими фашистами свою жпзнь, надо в сердце носить имя великого полководца и мудрого вождя товарища Сталипз, надо, не боясь трудностей, пра вить морскую службу не за страх, а за совесть. Записал капитан Б. ОНЕГИН. повреждении в магистрали. Следующим движением его было рвануться к источнику раскаленных паров. Куликов нашел ава рийный материал, не глядя: он всегда имел его па штатном месте, под рукой. Мичман хотел обмотать голову ватником, но это мешало бы работе. Хрипело, рушилось на палубу море. Он ввел в действие помпу, видел, как, сорвав ватник, к пробоине бе жит Никитин. Обнаружив пробоину в ра неной магистрали, Куликов начал сдирать изоляцию. Его обожгло сразу. На руках были ру кавицы, но пар пронизал пх, будто их не было. Невыносимый белый огонь обдал ру ки мичмана. Казалось, по пальцам ударило светящее лезвие... Мичманучуть не выро нил инструмент, чуть не лишился созна ния от все растущей нечеловеческой боли. «Но магистраль нужно заделать на ходу, — думал мичман, — нельзя сейчас вы ключить пар, лилшть корабль требуемой скорости хода». Он счищал изоляцию, и каждый верв кричал: довольно, отдерни пальцы! Пар бил широким злым веером, рука слабела. По мичман затаил дыхание, старался не думать о боли, а только о своем корабле, о силе большевистского духа, о героях-ком- муннстах, гибнущих под пытками, но не сдающихся врагу. На мгновение он отклонился, пошатнул ся, и влажное лезвие пара полоснуло его по лицу, глаза застелились слевама. Мич ман опять чуть не выронил инструмент, но, пересиливая боль, продолжал работать, хо тя непрерывно бегущие слезы застилали глаза. Но кто-то уже подавал Куликову пара- Езт, медный лист для ваплаты, кто-то за ботливо двумя руками придерживал бу гель. Свист прекратился, лампы светили ярче, мичман видел, что матросы аварий ной группы заканчивают ставить бугель, крепко обжимают с боков болты. Магистраль блестела свежей заделкой. Мичман броспл взгляд па свои руки и тот час. отвф! глаза. Рядом с дам бодман с мат- Алежеаядр ТВАРДОВСКИЙ . Василий Теркин о В главе «Переправа» поэмы «Василий Теркин» рассказывается о том, как рота советских воинов под бешеным огнем вра. га переправилась на противоположный бе. per и закрепилась там в ожидании артил лерийской поддержки с нашего берега. Командование дивизии потеряло связь с ротой. Вс©—от полковника до рядового бойца—тревожатся за судьбу боевых това рищей, попавших в беду. Положение спа сает Василий Теркин, решившийся в лю тый холод переплыть ледяную реку и уста, новять связь с командованием. Об втом и рассказывается в печатаемом ниже отрывке. О Долги ночи, жестки зори В ноябре — к зиме седой. Два бойца сидят в дозоре Над холодною водой. То ли снится, то ли мнится, Показалось что нивесть, То ли иней на ресницах, То ли вправду что-то есть?. Видят, маленькая точка Показалась вдалеке: То ли чурка, то ли бочка Проплывает по реке? — Нет, не чурка и не бочка -= Просто глазу маята. — Не пловец ли одиночка? — Шутишь, брат. Вода не та! — Да, вода. Помыслить страшно. Д аже рыбам холодна. — Не из наших ли вчерашних ' Поднялся какой со дна?... Подошел сержант с биноклем, Присмотрелся: нет, живой. — Нет, живой. Без гимнастерки. — А не фриц? Не к нам ли в тыл? — Нет, а может это Теркин? — Кто-то робко пошутил. И у заберегов корку Ледяную обломав, Он, как он — Василий Теркин, Встал живой, — добрался вплавь; Гладкий, голый, как из бани, Встал, шатаясь тяжело. Ни зубами, ни губами Не работает — свело. Подхватили, обвязали, Дали валенки с ноги. Пригрозили, приказали — Можешь, нет ли, а беги. ^ - Под горой, в штабной избушке, ' Парня тотчас на кровать Положили для' просушки, Стали спиртом растирать. Растирали, растирали... Вдруг он молвит, как во снег — Доктор, доктор,/ а нельзя ли Изнутри погреться мне, Чтоб не все на кожу тратить?. Дали стопку — начал жить, Приподнялся на кровати: — Разрешите доложить.... Взвод на правом берегу Жив — здоров на зло врагу! Лейтенант всего лишь просит Огоньку туда подбросить. А уж следом за огнем Встанем, ноги разомнем. Что там есть, перекалечим — Переправу обеспечим... — Доложил по форме, словно Тотчас плыть ему назад. —Молодец, — сказал полковник. Молодец, спасибо, брат... росами нз аварийной группы распиливал брус, изготовляя упоры нужной длины. Никитин все еще закрывал пробоину спиной. — Потерпеть еше мажешь? — бросил ему боцман через плечо. — Могу, — хотел сказать Никитин, но не произнес ни слова, грудь его была сжа та леденящими тисками. Он только кив нул головой, продолжая стоять, вцепив шись пальцами в нефтяную спстерну. Упо ры были готовы. К Никитину подтаскиЕд- лн аварийную подушку, чтобы закрыть пробоину. — Ну, отходи, браток! — крикнул боц ман. — Довольно на плечах море держать, отходи! — повторил он. Но Никитин не мог сделать ни одного движения. Он хотел оторваться от пробои ны, но она цепко держала его ва окровав ленные мускулы спины. Никитин только слабо улыбнулся. Сбоку он видел багровое, залитое слезами лицо Куликова. — Не видите, что ли? — загремел'' Ку ликов. — Ослабел человек, помогайте ему! И, кого матросы, подхватив Никитина, оторвали его от борта, снова заревело море, врываясь внутрь, по его уже прижали подушкой, подперли распиленными брусья ми. Над Никитиным наклонилось неестест венное, странно знакомое лило, ив глаз которого, не переставая, текли слезы. — Это я, браток, — сказал Куликов, п его губы сложились в подобие улыбки. — Знаешь поговорку: слезы матроса наравне с кровью ценятся. — Что с «Герингом», товарищ мичман? — спросил Никитин. — Торпедировали «Геринга»! Торпеди ровали! — счастливым голосом прокричал Куликов. И, теряя сознание, падая в глубокий, крутящийся мрак, Никитин увидел по- прежнему ровно горящее пламя в топке, стоящих возле нее друзей, увидел аварий ную подушку, зажавшую ту пробоину, ко торую он закрывал собой, чтобы сохранить •здзаь ровному дорабдю. )
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz