На страже Заполярья. 1949 год. Май.

/ НА С Т Р Х Ж Е И Й П О Й Я Р Ь Я 24 mm 1949 г., ГС 1 *0 (ЗРИЙ- Города Кольского полуострова СТОЛИЦА СОВЕТСКОГО ЗАПОЛЯРЬЯ РОЖДЕНИЕ ПОРТА В 1914 ГОДУ, как известно, тача­ лась империалистическая война, в которой царская Россия при­ нимала участие в союзе со странами Антанты: Англией, Францией. Постепенно в ходе войны закрывались ода за другой морские границы России — па Балтике, а затем, после вступления в ьой- ну Турции — на Черном море. Россия ока­ залась отрезанной от своих союзников, от которых она получала вооружение, боепри­ пасы и снаряжение. Только на Крайнем Севере оставался св&бодный выход в океан. И тогда возник вопрос об пспользовании незамерзающего Баренцова моря для связи с союзниками. От Петрозаводска на Север была срочно проведана железная дорога. И вот 4 октяб­ ря 1916 года на берегу Семеновской бухты Кольского залива, где до этого стояла единственная избушка рыбака, состоя­ лась пышная церемония закладки города Романова-на-Мурмане. По через несколько месяцев была свергнута царская династия, а вместе с ней исчезло и старое название города. Он получил • новое имя — Мур­ манск. 4 С первых же дней существования Мур­ манска нашлось много желающих прикар­ манить этот город, а вместе с ним еще пе освоенный, но богатейший край. Амери­ канцы, англичане, французы прислали свои эскадры в Кольский залив, чтобы «защитить» от молодой Красной- Армии самозванное белогвардейское ««верное правительство» — кучку от’явленных пройдох, вся «государственная деятель­ ность» которых состояла в том, чтобы распродавать направо и налево северные русские территории зарубежным концес­ сионера:!. Героическими усилиями восставших в Мурманске рабочих и солдат и прибли­ жающейся Красной Армии были выброше­ ны с Кольского полуострова белогвар- дейцыла вместе с ними и их подлые по­ кровители интервенты. Интервенты приложили немало уси­ лий, чтобы разграбить наш Север. Они увезли с собой различных грузов на 300 миллионов рублей болотом. 21 февраля 1920 года над Мурманском навсегда взвился красный стяг. Ровно че­ рез месяц, 2 1 марта, открылся первый уездный с ’езд Советов Мурмана. Одним из важнейших решений с ’езда является пере­ несение уездного центра из Алексаэдровска (Полярный) в Мурманск и переименование уезда в Мурманский. 13 июня 1921 г. постановлением Президиума ВЦИК была образована Мурманская губерния. 10 сен­ тября 1927 г. Мурманская губерния была присоединена к Ленинградской области в качестве округа. С этого времени в разви­ тии производительных сил Мурмана самое деятельное участие принимает С. М. Киров. 22 июля 1933 г. Мурманск посетил товарищ Сталин и товарищи Ворошилов и Киров. Великий вождь народов наметил план работ по созданию в Мурманске инду­ стриальной базы и мощного форпоста обо­ роны на Севере. В 1938 году. Указом Президиума Вер­ ховного Совета СССР образована Мурман­ ская область с центром в гор. Мурманске. tk Л ti- Рыбная индустрия В Мурманском порту. —Цифры и факты — • Растет и благоустраивается столица Советского Заполярья. За три послед, них года — 1945 — 1948 — в Мурман­ ске введено в эксплоатацию около 100 тысяч квадратных метров жилплощади и 46,5 тысячи кубических метров общест­ венных зданий. * * * Заботу о населении областного цент, ра, об удовлетворении его нужд харак­ теризуют следующие цифры: в 1948 году потребление электроэнергии в Мурман­ ске, по сравнению с 1946 годом, увели­ чилось на 29 процентов, полезный от­ пуск воды превысил довоенный уровень на*8 процентов. Окно в мир Наша страна — великая морская дер­ жава. Берега нашей Родины омываются двумя океанами и двенадцатью морями. 47 тысяч километров границы (из 65.000) проходят по морям. Уже из этих цифр яс­ но, какое большое значение для развития народного хозяйства имеет морской транс­ порт и все, что' связано с ним, например, портовое хозяйство. Отсюда ясно и значе­ ние Мурманского торгового порта, который является единственным в Советском Союзе незамерзающим портом на Крайнем Севере. В то же время он представляет собой важ­ нейший узел всех наших северных комму­ никаций. Зимой, когда из-за ледостава пре­ кращают свою работу остальные порты Советского Союза, навигация в Мурманске продолжает итги полным ходом. Царские правители не понимали огром­ ного значения Мурманского порта. Поэто­ му немудрено, что советской власти до­ сталось в наследство такое портовое «хо­ зяйство»: один хлипкий, еле сколоченный деревянный причал, а в качестве погрузо- разгрузочной механизации... одна лоша­ денка, которая через систему блоков вы­ таскивала из трюмов корзины с грузом. За годы сталинских пятилеток портовое хозяйство Мурманска совершенно преобра­ зилось. Тяжелый, малопроизводительный труд грузчика уступил место квалифицирован­ ной работе механизаторов — профессии, вовсе не существовавшей в портах царской России. . В Мурманском торговом порту вырос за- Русскнй рыбный промысел зародился та Мурмане очень давно. Еще в XIV— XV ве­ ках сюда приходили рыбаки из Архангель­ ска, Олеги и других мест. Здесь было не­ исчерпаемое количество рыбы, по добыча ее на промыслах царской России падала пз столетия в столетне. Зато норвежцы, а затем немцы и апглпчапе безнаказанно ло­ вили рыбу в наших водах, а затем на зо­ лото продавали ее русским купцам. Почему же все-такп студеное море Ба­ ренца так богато рыбой? Есть такое теплое течение Гольфстрем. Зародившись дале­ ко у берегов знойной Флорпды, Гольфстрем с большой скоростью несет огромные мас­ сы воды через Атлантический океан на се­ вер и, обогнув Исландию, вливается в Ба­ ренцево море и здесь разветвляется! па не­ сколько рукавов. Это — своеобразная теплая река в Ледовитом океане. И вот по рукавам этой теплой рекп движутся неис­ числимые богатейшие косяки трески, пик­ ши, морского окуня, сельди, камбалы, мой­ вы, акулы и многих десятков других по­ род рыбы. Благодаря Гольфстрему Баренцево море, а следовательно и Кольский залив не за­ мерзают в течение круглого года. И вот зимой и летом, днем и ночью из Кольского фиорда выходят в море рыболовные трау­ леры — суда, оснащенные современным промысловым и навигационным оборудова­ нием. В различных квадратах моря ры­ скают разведчики рыбных косяков — спе­ циальные поисковые траулеры. Обнару­ жив мощные концентрации рыбы, они немедленно дают знать об этом по радио. И на это место стекаются десяткп промысло­ вых траулеров. Уловы достигают огромных цифр. Иногда только за один под’ем трала рыбаки поднимают на борт вагон рыбы — 15 — 16 тонн. Траулер — это не только промысловое судно. Это предприятие с законченным производственным циклом. На нем изготов­ ляется до 24 видов рыбной продукции. Еслн до революции рыбный промысел знал только один вид продукции — соленую треску, то сейчас часть рыбы на траулере засаливается, часть перевозится в свежем, замороженном виде. Судовые консервные установки изготовляют сотпи тысяч банок доонсервов — ценнейшей и питательной тресковой печени, салотопные установки— медицинекий и пищевой рыбий жир, рыбо­ мучная установка — муку, изготовляемую кз рыбьих голов и так охотно приобретае­ мую птицеводческими хозяйствами страны в качестве корма для птпиы. Всю свою продукцию траулеры везут в Мурманск, где па берегу залива раскину­ лось около десятка различных рыбообраба­ тывающих предприятий: консервный и по­ солочный заводы, утильзавод и холодиль­ ник; кроме того, бондарпыи завод п судо­ ремонтные предприятия, рыбный порт и др. Мурмапск пе только как город, по и как центр рыипой промышленности Советского Заполярья, вырос целиком прп советской мечательный производственный коллектив. Мастера скоростной обработки судов, мур- I власти. В 19^0 году па Барепцовом море ^анекпе портовики неоднократно одержи-: промышляло всего 12 траулеров, в 1932 вали победы во Всесоюзном социалиста- году пх было уже 57. Число траулеров росло с каждым годом. Если па дорево­ люционном Мурмане в течение десяти лет перед мпровой войпой 3.800 рыба­ ков вы л о ви ли всего 84 тысячи тонн ческом соревновании. У Мурманского порта есть свои заме­ чательные традиции. Сюда в 1934 году пришел ледокол «Ф. Литке», повторивший сквозное плавание по Северному морскому рыбы, то за один 1938 год только траловый пути из Владивостока в Мурмапск. зимой 1939 года уходил в Гренландское море флагман советского арктического флота ледокол «П. Сталин». Он спешил на выручку дрейфовавшего во льдах прослав­ ленного ледокола «Г. Седов». А в%январе 1 1940 года флагман, приветствуемый всей 1 страной, вернулся в Мурмапск вместе с «Г. Седовым». В годы Великой Отечественной войны , мурманские портовики показали блестящие i образцы массового героизма, разгружая под непрекращающпмпся бомбежками большое количество судов с боеприпасами и снаря­ жением. флот (не считая широко развитого прп- брежпого промысла) выловил 210 тысяч тонн рыбы. Здесь, в Мурманске, было изложено на­ чало стахановскому движеппю в рыбной промышленности. Инициатором его явился капитан траулера «Лебедка» Н. Е. Скорня­ ков (ныне начальник Главсеврыбпрома). Стахановское движение перекинулось па другие траулеры. Образцы высокопроизво­ дительной работы показали экипажи трау­ леров «Киров» и «Деппа». В 1938 году эти корабли установили мпровой рекорд до­ бычи рыбы одним траулером. За год опи добыли по 60 тысяч центнеров рыбы каж­ дый или, примерно, по 300 вагонов. Великая Отечественная война с немецки­ ми захватчиками задержала развитие рыб­ ной промышленности Мурманска. Ушли в Советскую Армию и военный флот пе толь­ ко морякн-рыбпикп, по и целые корабли. В столовой траулера «Лосось» висит пачп- щенная до жаркого блеска мемориальная доска. На ней начертано: «РТ-46 «Лосось» в составе Северного флота активно уча­ ствовал в Великой Отечественной войне против немецко-фашистских захватчиков. В боях за нашу Родину* экипаж корабля девяносто суток провел в тральных опера­ циях, участвовал в тридцати конвойных операциях, уничтожил десять мин, неодно­ кратно отражал атаки вражеской авиации. Указом Президиума Верховного Совета СССР РТ-46 «Лосось» награжден орденом Крас­ ного Знамени». Па борту одного из траулеров красуется имя «Иван Сивков». Это имя матроса тра­ лового флота, совершившего во время вой ны бессмертный подвиг, за что ему при­ своено звание Героя Советского Союза. Па борту другого траулера имя «Анатолий Бредов». Комсомолец Бредов до войны ра­ ботал на судоремонтном предприятии рыб­ ной промышленности Мурманска. За ге­ ройский подвиг ему также присвоено зва­ ние Героя Советского Союза. Но как только закончилась Великая Оте­ чественная война, рыбная промышленность Мурманска стала расти с еще большим размахом. В 1947 году быта поставлена за­ дача — достичь довоенного уровня добычи рыбы. Для этого нужпо было, чтобы сред­ ний вылов иа один эксплоатацпонный траулер составил пе менее 40 тысяч цент­ неров рыбы. Моряки, охваченные пафосом социалистического соревнования, добились замечательных успехов. Средппй вылов на один эксплоатациопный траулер составил 43 тысячи центнеров, а экипажи трауле­ ров «Ролик» и «Киров» повторилп • ми­ ровой рекорд п добыли по 60 тысяч цепт- перов. Непрерывно наращивают темны в труде и коллективы рыбообрабатывающих пред­ приятий. В прошлом году десяткп стаха­ новцев уже закончили выполнение пяти­ летних произвотствеппых норм. Самый молодой траловый флот мира — советский траловый флот в считанные го­ ды освоил технику лова и богатства моря настолько, что по производительности обо­ гнал старейшие иностранные траловые флотилии. Мурманск за годы советской власти стал пе только центром рыбной про­ мышленности Заполярья, но п одним из са­ мых крупнейших центров современной рыбной индустрии Советского Союза. Мурманск сегодня. Взгляд в будущее Когда говоришь о настоящем и будущем, нельзя не вернуться несколько назад, к сравнительно недавнему прошлому, нельзя не вспомнить те дни, когда вся страна, весь народ жили одним громадным напря­ жением, волей в победе. ...Солнечной легшей ночью 1942 года катер Северного флота пришвартовался в Мурманском порту и с него высадилась группа офицеров и матросов. У каждого былп служебные дела, требовавшие при­ сутствия в. городе. Все вместе вышли из порта, пересекли полотно железной дорога и остановились, не зная, куда итта Не было при­ вычной панорамы города, исчезли знако­ мые контуры улиц, домов, привычные ориентиры.*. На фоне зеленовато-голубого неба, залитые лучами летнего полярного солнпа, как гигантские надгробные столбы мусульманского кладбиша. проектировались ряды закопченных печных стояков.' А дальше, на горе, высились дома. Нет, это былп не дома, ъ скелеты зданий, глядя- пше на залив мертвыми глазницами окон, зияюшими брешами в степах. Это были уродливые следы войны, ре­ зультаты ударов немецких бомб с немец­ ких же самолетов, пилотируемых холодны­ ми и рассчетливыми разрушителями. Так было. Время, неуклонно шушее вперед, принесло изменения. Война еще не кончилась, солдаты Карельского фронта н морские пехотинцы еще дрались в Пе- ченге и Лппнахамари, а Мурманск начал восстанавливаться. На перекрестке двух дорог, ведущих в Росту, выросли первые новые дома. \ Вскоре они былп заселрпы. Дотом строители щшеялись за восстанов­ ление каменных зданий в центре города и в короткий срок ликвидировали разруше­ ния. Пройдите по улицам Мурманска сегодня, через четыре года после окончания вой­ ны, и если вы долго пе были здесь, если вы не были свидетелем каждодневных пе­ ремел, совершавшихся здесь, то вы не уз­ наете города. На улицах и шгошадях возникли и выросли десяткп новых жи­ лых домов. В них живут те, кто в годы войны либо сражался на фронте, защищая Крайний Север, либо работал в тылу, не считаясь со временем, самоотверженным трудом участвуя в достижении великой победы. Мы знаем, чей это труд, чьи руки восстановили город, чьи руки воздвигали кирпичную кладку, покрывали штукатур­ кой и масляной краской стены восстанов­ ленного Дома культуры рыбников. Мы знаем, кто строил новое здание киноте­ атра «Родина» — одно из красивейших в городе. Это дело рук наших же товари­ щей, которые живут и работают оядом с нами. Они горячо любят свой город, за­ ботятся о том, чтобы он возможно ско­ рее стал красивым и чистым, благоуст­ роенным и комфортабельным. Еще не все раны залечены до конпа. Еще видны на улицах Мурманска неко­ торые следы войны, как шрамы на теле война-ветерана. Но мы знаем, что эти ра­ ны будут залечены. Это будет, обязатель­ но будет! Мы все уверены в этом! П не только в этом. Пройдет еще немного лет, и совершенно неузнаваемым станет Мур­ манск, портовый город, центр выбпоб про­ мышленности. 0 том, каким он будет, рассказывают КУЛЬТУРНЫЙ ЦЕНТР Со сказочной быстротой Мурманск пре­ вратился в подлинный центр культуры Со­ ветского Заполярья. Еще в 1930 — 32 гг. город был деревянным, бревенчатым. На протяжении нескольких лет резко изменил­ ся его облик. Война нарушила на некоторое время нормальное течение жизни города. Но пос­ ле победы над Германией Мурманск бы­ стро восстановил разрушенное, построй много нового. В городе возникли новые хуагьтурпо- нросветительные учреждения. Строители «Мурмашрыбстроя» воздвигли в районе Жилстроя красивое и благоустроенное зда­ ние клуба, ставшего подлинным центром культуры этой части Мурманска. Восста­ новлена первая очередь Дома культуры рыбников пмепн Кирова — одно из луч­ ших общественных зданий областного цент­ ра. В Доме культуры сейчас действует зрительный зал, располагающий более чем тысячью мест, здесь проводятся общего­ родские торжественные заседания. С каждым годом Мурманск становится все благоустроеннее и краше. Весь его об­ лик говорит о том, что это центр культуры пашей области. В ближайшие годы здесь будут построены такпе очаги культуры, как Дом печати, клуб железнодорожников, полпклпппка рыбников и другие общест­ венные здания. Мурмапск имеет сегодня широкую сеть киноустановок. В центре города воздвигнут новый кинотеатр «Родина», имеющий два зрительпых зала. В городе работает област- пой драматический театр, целая сеть проф­ союзных клубов и красных уголков. В областном центре сосредоточено боль­ шое количество учебных заведений. Десят­ кп тысяч школьников обучаются в благо­ устроенных специально выстроенных зда­ ниях. Учительский институт ежегодно дает области и Российской Федерации но­ вые педагогические кадры. Мореходное училище в своих стенах подготавливает и выпускает штурманов, механиков и ради­ стов для тралового флота. Мурманчане имеют к своим услугам ши­ рокую сеть лечебно-профилактических уч­ реждений, в которых работает 162 врача. Для того, чтобы ясно представить, какое внимание уделяется здравоохранению, до­ статочно сказать, что в бюджете нынешне­ го года предусмотрено израсходовать на ме­ дицинское обслуживание населения свыше 5 миллионов рублен. Заполярная магистраль Зелезвал дорога, ныне носящая ыавэое тред Сергея Мироновича Кирова, вчерне законченная в 1916 году, после хозяй­ ничания интервентов представляла собой расшатанный и технически я вкявомяче* стя путь сообщения. Очень рдаяе поезда проходили путь от Ленинграда в т еч е т недели. , Советская власть уделяла бшыпое вшг каше Крайнему Северу. Поднимались к зкиеши и становились на службу социали­ стическому государству богатства Кольско­ го полуострова. Все это вызывало в сбою очередь и рост заполярной магистрали. Од­ па за другой строились новые ветки: Апа­ титы — Кировск, Оленья — Мопчегорсь, Кола — Мурмаши, Мурманск — Роста. В 1939 году Кировская железная дорога была полностью электрифицирована на уча­ стке от Капдатакпш до Мурманска*. Широко развернувшееся на траведорте стахановское движение и серьезная техни­ ческая реконструкция в предвоенные годы позволили еше больше увеличить грузообо­ рот и полностью удовлетворять вое расту­ щие запросы народного хозяйства страны. В годы Великой Отечественной войны заполярная магистраль была предметам особых вожделений гитлеровского коман­ дования. В районе Мурманска, Кандалак­ ши, Лоух гитлеровцы в течение 1941, 1942, 1943 годов предпринимали неод­ нократные попытки перерезать железную дорогу. Но Советская Армия, верная вате народа в приказам любимого вождя, крепко и несокрушимо стала вдоль заполярной ма­ гистрали и ни разу ве допустила к ней врага. Немецкое командование, убедившись в том, что оно не в состоянии парализовать работу железной дороги с суши, бросило на дорогу десятки авиационных эскадрилий. На всем участке от Мурманска до Лоух нельзя найти ни одной станции или полу­ станка, ни одного перегона, которые бы не подвергались бомбежке. Но отважные совет­ ские железнодорожники, верные патриоты своей Родины, несмотря па непрекращаю- щвеся бомбежки, водили поезда, снабжая героическую Советскую Армию боеприпаса­ ми и снаряжением. Несмотря на огромна повреждения. Кировская порога ни на одни день пе прекратила своей работы. В пословоенные годы заполярная маги­ страль живет полнокровной жизнью. Здесь выросли сотнп мастеров высоких скоростей п вождения тяжеловесных s fc .. ставов, мастеров скоростного п ваоШ № '[ чественного ремонта подвижного состава^ умелых командиров транспорта — диспет­ черов. Сейчас скорые пассажирские поезда покрывают расстояние от Мурманска до Москвы через Ленинград за 61 час. Маги­ страль с гордостью носит имя незабвенного Сергея Мпроповпча Кирова. Па дороге ширится социалистическое соревнование. Железнодорожники заполяр- пой магистрали добиваются новых успехов в развитии стахановского движения на транспорте. Цифры и факты Только в течение 1С48 года в Мур. манске открылись 102 новых магазина и ларька, из них И промтоварных. ☆☆ Яг За последние три года на улицах Мур. манска установлено 326 красиво офор­ мленных фонарей уличного освещения. Работы в этом направлении продол­ жаются и сейчас. * ☆ В 1946 — 48 годах количество уча­ щихся в Мурманске увеличилось на три с половиной тысячи человек. томы генерального плана, ^ утвержден­ ного Советом Министров РСФСР два го­ да тому назад. «Город Мурмапск восстанавливается п развивается, как административно-хозяй­ ственный п культурпьш цептр Мурман­ ской области п как незамерзающий порт северной части СССР» — так начинаются основные положепия этого документа. Когда перелистываешь страницы тол­ стых томов, невольно удивляешься смело­ сти, дерзанию, грапдпозпым замыслам. По прошлое и настоящее города свидетельст­ вуют о том. что все это выполнимо. Настоящее — это новые липли электро­ освещения на улицах Мурманска, это де­ сятки тысяч квадратпых метров жилой площади, построенных в течение послед­ них лет, это квартал благоустроенных и комфортабельных малоэтажных домов объе­ динения «Мурманрыба», возникший на пустыре, это растущие не по дпям, а по часам степы многоэтажного здания, вы- Мурманск в будущем. Дом Советов. ходящего на проспект Сталина и площадь Пять углов, это работы по асфальтировке главной городской магистрали — проспек­ та Сталина и многое, многое другое. Таково настоящее, лучше всех доказа­ тельств убеждающее нас в реальности, в осуществимости будущего. Мурманск еще пе устроен, как это по­ добает советскому городу, в весеннюю по­ ру грязны еще его улицы, нет в пем ас­ фальтированных мостовух и тротуаров, не все еще магистрали имеют электриче­ ское освещение. Но на месте пустырей, хранящих еще следы воепных пожарищ, скоро вырастут стройиые ряды много­ этажных здании, оденутся асфальтом ули­ цы, широкой магистралью протянется вдоль залпва набережная лейтенанта Шмидта, окаймленная зеленой лептой га­ зонов и деревьев с вкрапленными в нре яркоцветными пятнами клумб. Неузнаваемым^ станет вход в город, его железнодорожный вокзал. Он будет воз­ вышаться па второй терассе. С набереж­ ной к вокзалу строители проложат железо­ бетонный путепровод — высокий мост через всю железнодорожную полосу. Перед вокзалом будет разбита широкая площадь, открывающая вход в центральную часть Мурманска. Отсюда начнется первая зона города — зона многоэтажной застройки. Она будет состоять пз зданий высотою в четыре-шесть этажей. Здесь должна быть расселена значительная часть городского населения. Исключительно эффективно решается в генеральном плане архитектура Мур­ манска. Силуэт города приобретает конту­ ры, характерные для самых передовых до­ стижений в современном градостроительст­ ве, образуя плавный переход от малоэтаж­ ной окраины к высокоэтажпой застройке в цептпо. Па наиболее выгодных точках возвысятся парадные здания Дома Советов, Дома рыбной промышленности. Дома пио­ неров, морского п железнодорожного'вок­ залов, городского театра, яхт-клуба и дру­ гих сооружений. По новым широким и благоустроенным городским магистралям, чуть раскачиваясь па поворотах улиц, будут мчаться многоме­ стные мощные автобусы и троллейбусы, связывающие отдаленные концы города и его пригороды с центром. От городской пристани каждый час будут отходить мно­ гоместные быстроходные пассажирские ка­ тера, которые в кратчайший срок доставят пассажиров в Росту, в Колу, в населен­ ные пункты, расположенные вдоль берега Кольского залива. Сурова природа пашего заполярного края. Ее должеп смягчить городской ланд­ шафт. У пас пе будет пальм и кипарисов, стройных тополей п кустов акации — огн южные растеппя пе выдерживают клима­ та Кольского полуострова. Но разве мало пород деревьев п кустарппка, котооые можно вырастить в Мурманске, разве не ласкает глаз зелень простой' травы? И улицы нового города опояшутся газонами н бульварами, на площадях будуг разби­ ты скверы, а перед многоэтажными ка­ менными зданиями раскинется зеленый ко­ вер. А летом по воскресеньям п в праздппчные днп потоки пешеходов, лег­ ковых мапшп, велосипедистов устремятся за город,, к лужайкам и деревьям городско­ го парка культуры п отдыха, который раскинется в ложбине вдоль Варппчпого ручья. ЭГО не фантазия. Это реальность буду-- щего, над осуществленном которой рабо­ тали п работают сейчас многие инженерно- технические работники, ученые-биологи, последователи великого Мичурина, это реальность, над осуществлением которой уже сейчас трудится все население на­ шего города. Мурманск — молодой город. Его суще­ ствование исчисляется тремя десятками лет. Он вырос на наших глазах, оп благо­ устраивается с каждым годом, месяцем, днем. Мы все привыкли к этому, подчас не замечаем нового, что меняет его лицо.- Мы проходим по его улицам и обращаем внимание па неудобства, которые живы еще сегодня. И это происходит потому, что каждый мурманчанин любит свой го­ род, хочет видеть его красивым и строй­ ным, чистым и зеленым. Но наиболее яркое выражение чувства любви к городу — в делах мурманчан, в их трудовых подвигах, направленных па то, чтобы цептр Кольского полуострова стад одним пз самых красивых мест в Советском Союзе. Мурманск будущих лет — дело рук всех жителей города, дело их каждоднев­ ного напряжеппого труда. Поэтому так рсальпы все положения генерального пла­ на, поэтому нет пн одного человека, копь рый бы не был уворец в осуществнмоащ грандиозных замыслов*

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz