На страже Заполярья. 1949 год. Май.
22 мам '1943 г., № Y19 (3424). НА С Т Р А Ж Е З А П О Л Я Р Ь Я t > ВЕЛИЧАЙШИЙ ПОЭТ НАШЕЙ РОДИНЫ «Гигант Пушкин — величайшая гордость наша и самое полное выражение духовных сил России...», М. ГОРЬКИЙ. Н 1 5 0 - л е т и ю с о д н я р о ж д е н и я А . т . I Ш ЕСТОГО тон# исполняется 150 лет с того дня, как у отставного майора Сергея Львовича Пушкина и его же-пы Надежды Осиповны родился сын Александр. Семейство Пушкиных жило тогда в Москве, в небольшом домике па Немецкой улице. То было глухое и смутное время. На российском престоле доживал свои век по лусумасшедший император Навел I, Раб ства, бесправие, бессмысленная муштра, «МОД ц вдут царили тогда в России. Шо- hqtom передавались из уст в уста рлухп о дикпх выходках и жестокостях деспота, правившего страной. Вскоре после рождения сына семья Пуш киных переехала в Петербург, Когда Александру исполнилось дВа года, семья вернулась в Москву. Н здесь, до поступления в Царскосельскпц лицей в 1811 году, прошло детство поэта. В доме его отца постоянно толпились гости, часто собиражиоь московские литераторы, чита лись стихи, обсуждались политические ц литературные новости. Здесь бывали про ставленный историк Карамзин, баснописец Дмитриев, поэты Жуковский, Батюшков и миогне другие. Уже о детские годы кругозор Пушкина не ограничивался семейными интересами, а включал в себя предстаедепця о судьбах Розеин, Европы, мира, Этому немало спо собствовали и книги, к чтению которых он пристрастился с малых лет, Ломоносов, Вольтер, Плутарх, Карамзин, К ры л о в , Мольер ц Жуковскцй без разбора, с одина ковой ждаостыо поглощались дм, спле таясь в его воображеппп с рассказами ба бушки о предках Пушкиных, о Ганнибале —• сподашжшгке Петра Великого п герое Чесменского сражепшг, о родовых преда ниях, будивших в пем интерес К прошло му, к русской истории. В , эти же годы Лушкин впервые начал ппсать стихи, ко торым родители его не придавали значе ния. Мальчика воспитывали в модном тог да французском духе, и только влпяшт бабушки и прославленной поэтом впослед ствии пяпн Арины Родионовны уберегло его от чужеродных воздействии и помогло приобщиться к русской народной речи, к неисчерпаемым богатствам народного твор чества. Когда Пушкину исполнилось 12 лет, дя дя его Василий Львоннч, сохранивший еще некоторые петербургские связи, повез пле мянника в только что открывшийся тогда Царскосельский лицей. Перыо годы цребывапия Пушкппа в ли цее совпали с началом Отечественной вэй- НЫ. Это было время певпдаппого патрпотп- ческого под’ема, об’едиппвшего русскпх людей самых разных сословий, Волпы па триотического воодушевления докатались до степ лицея. Мимо его ограды проходили части народного ополчения. Позднее, вспо* ниная эти дни, Пушкин писал, обращаясь к друзьям: Бы noNJH^rre: текла за ратью рать, • Со старшими мы братьялш гтротал}рсь И о ew t кеде с досадой» возвращались, Заицдуя тому, кто умирать Шел srncvfo «ас„. Отечественная воина пробудила в душа Лушкина живую, созпательпую любовь к родине — чувство, которое пропитало п окрасило собой всю его поозщо, вею его жизнь. Много испытаний выпало иа долю Пушкина; и ненависть «высшего света», ио временам принимавшая формы настоя щей травли, и преследования жандармов, неусыпно надзиравших за 'каждым его ша гом, и злобные придирки царской цепзуры, Ио его никогда но повдлла, а в 1 трудные минуты всегда поддерживала, светлая при вязанность к отечеству, вера в русский народ, любовь к истории, природе, куль туре России, В последний год сроей жпзпп Пушкин писал; «Клянусь вам моейчестыо, что ни что на свете я не хотел бы пе ременить родину иди иметь другую исто рию, чел? история наших предков...», п. Ц АРОКОСЕЛЬОКИП лицей был по тогдашним временам свое образным учебным оавеаепнем, Основанный Александром I зря подготовки дворянски* детей к государственной дея тельности, он иа первых же порах оказал ся даеь.ча далек от своего назначения. Случилось так, что в чпеле преподавателей лицея появились такие людп, как молодой профессор А. П. Кунпцын, человек цро- гр'зесивиых взглядов, немало' сделавший для того, чтобы внушить своим воспитан никам критическое отношение к сущест вующему порядку, или Д. U, Будри, родпой брат одного пз вождей фрапцузской рево люции — Марата, пскуспо сочетавший лу кавство опытного прпдворпого с демокра тическими взглядами лучших пз своих со- отечостг.еагшпгов. Атмосфера свободомы слия, дружественность в (угношенпях меж ду цедагогамп и воспитанниками, любовь к искусству и литературе, об’едпнявщая тех И других, — все это пемало способст вовало укреплению средп воспитанников передорых и свободных взглядов. Не слу чайно поэтому пз лпцея вышли будущие декабристы Пущин п Кюхельбекер,- пе случайно сам Пушкин оказался в первых рядах прогрессивных людей своего време^ ни. Еще во время пребываппя Пушкина в лицее его стихи впервые появились в печа ти: в журнале «Вестнпк Европы» в 1814 году было напечатано стихотворение «К другу стихотворцу». К следующему году отпосится его первый подлинный литера турный триумф. Вот как оп сам описывает его: «Это было в 1815 году, па публпчном экзамене в лицее. Как узпали мы, что Дер жавин будет к нам, все мы взволновались, Дельвиг вьгшел па лестнпцу, чтобы дож даться его п поцеловать ему руку, руку, написавшую «Водопад»... Я прочел моп «'Воспоминания в Царском селе», стоя в двух шагах от Державина. Я не в силах описать состояния души моей: когда дошел я до стиха, где упоминаю пмя Державина, голос мой отрочески зазвенел, а сердце за билось с уноптельпым восторгом... Не пом ню, как я копчпл свое чтение, не помню, куда убежал. Державип был в восхище нии; оп меня требовал, хотел меня об пить... Меня искали, но не пашли...». В последние (годы лпцеиской жпзиц Пушкин все больше времени отдает лите ратурным занятиям. Все более полпо ц резко вырисовываются) его общественно- литературные взгляды. Дружба с Чаадае вым, знакомство с офицерским -кружком, где бывали будущие декабристы, вступле ние в литературпое общество «Арзамас» определяют его политические стремления. Лущккн все более отчетливо осознает се бя продолжателем революционных тради ций,. гавещаиных Радищевым. Он пшпет цикл зоенггичеекпх стихов, открываемый едой «Вольность». Первые ее строки доста точно ярко выражают образ мыслей моло дого поэта: Где ты, где ты, гроза царей. Свободы горд ая певица? Цриай, соршт с меня венок, Разбей занесенную лиру —« Хочу ©оспеть Свободу мзгру, На тронах поразить порок. В атом обращеппп к музе утверждается целая политическая программа. Здесь Пуш кин безмерпо расширяет круг интересов и стремлеппй русской поэзии. С этой поры в стихах Пушкина неизменно звучит голос гражданина своей страны, проникну гая ратрпотпзмом уверенность в ее великом бу дущем, стремление содействовать своим творчеством победе в России разума н СВО БОДЫ. ОДЫ южной ссылки (1820— 1824), проведенные в Крыму, на Кавказе и в Кишиневе, былп для Пушкина годами возмужания и зрелости, го дами расцвета его дарования. В Киппшево поэт позпаксмплся с Песте лем, которого называл «умным человеком во всем с.мьгсле этого слова». Здесь он подружился с вождями освободительной борьбы в Греции — братьями Цпсидантн. Г. необычайным сочувствием относясь к подготовке греческого восстаппя против вовес лирической приподнятости байрснов- екпх стихов Пушкин создал н свопх поэ мах вполне т>еадпстичеокие картины; в противовес романтически условным героям Байрона он нарисовал правдивые черты живых людей — своих современников. Са мая обстановка, в которой происходят дей ствия поам, нарисовала автором с натуры, в результате странствий по -Кавказу, п Бессарабии. Что же до осповпых мотивов «Цыгап» и «Кавказского пленника», то они, разумеется, были рождены русской действительностью п были достаточно С . П у ш к и н а V. в А. С . ПУШ КИН . В 1819 году в числе многих других тай ных обществ, возникших тогда в Р<к£ип, появился литературный кружок «Зелепая лампа», в котором Пушкин принимал ак тивное участие. Это была одна из ранних декабриотекпх организаций. Па васедаяшщ кружка «слушал» и разбирали стихи и прозу, писанные в сатиричеоком пли воль ном духе». Здесь Пушкин был в кругу своих падлппных единомышленников. С зптузиазмом они слушали его гневпыо по литические стихи, которые по цензурным условиям, разумеется, пе могли быть напе чатаны н распространялись в рукоцпспом виде. Один из главных пунктов программы декабристов — борьба с крепостцпчесгвом — стал основным мотивом многих пушкин ских стихов той поры. Именно тогда напи сана знаменитая «Деревня», где с огром ной силой облачается режим рабства н угнетения, где звучит благородный голос передового русского человека, возмущенно го тем позором, на который обрекло его родину господство паразитических классов («Здесь барство дикое,,, присвоило себе насильственной лозой и труд, и сьбствоп- пость, ц время земледельца...»). Идея сво боды, пенависть к порабощению роднили Пушкина и декабристов. Оп выражал* в своих стихах те самые взгляды н настрое ния, которые горячо обсуждались на их тайных собраниях. Пушкин считал себя участником пр»ги- волравитольственлого движения, которое «постепенно сетыо тайпой» охватывало всю Россию. В десятой главе «Опегнна» он называл свое имя средп имен декабри стов. И пеудпвителыю, что пушкппские сти хи в руках декабрпстрв играли роль аги тационных документов п реаоуцрцнонных прокламаций. 0 *щ получили широчайшее ра*атросграпе.штв в стране, Пх читали п знали наизусть все грамотпые людп — от дворовых солдат до студентов. Царь Алек сандр I недаром заявил, что Пушкин «на воднил Россщр возмутительными стихами». Тучи сгущались над головой поэта. Его Репутация врага монархии бьЬа оконча тельно упрочена. Участь Пушкина была решепа. Царь хотел отправить его в Сибирь или Соловки, и только благодаря хлопотам Жуковского п Карамзина, кото- I рые вынудили у Пушкина обещапне в те- ! чеипе двух лет по писать нрогаволравп- тольствепиых стихов, Сибирь была ему за метят высылкой в южпце губернии. Незадолго перед от’ездом Иушкпна на юг в ночатп стали появляться отрывки из его первой большой поемы «Руслан н Людми ла». Поэма произвела немалый шум в лите ратурных кругах. Прочтя ее, Жуковский подарил Пушкину свой портрет с ^надпц- сыо: «Победителю учепрку от побежден ного учителя». Пародпость поэмы, простота и естественность стпха, реальность ска зочного вымысла, иронические и пародий ные нптопацпи г, адрес поэтов ^ старшего поколения, — рее это вызвало бурные п разноречивые откдпкп, Литературные ста роверы, ополчившиеся против поэмы, се товали на ее пзродпо-сказочный язык и хором твердили о «ппзкнх выражениях» и «мужицких рифмах». Одпако эта же осо бенности «Руслана» стали предметом вос хищения многочисленных почитателей нады, сумевших оцепить ее новаторский смысл. С появлением «Руслана» в русской литературе зазвучали мотивы народной Ш Ш , ПУШКИН сумел сблизить живой, об разный народпый язык с языком поэтиче ским. турецкого ига, Пушкин собирался даже бе жать из Кишинева, чтобы, но примеру Байрона, принять участие в национально- освободительной борьбе греческого народа. Находясь в этой напряженной атмосфере, воодушевленный раскатами революцион ного грома, которые доносились сюда на только пз Гермаппи, по и из Испании, Ита- цци, Португалии, Пушкин восторженно ждет взрыва у себя па родипе. Он пишет новые стихи, призывающие к борьбе с самоде(Р- жавпем («Кинжал»). В романтических поэмах Пушкина, на писанных на юге, особенно в «Кавказском плетшие» и «Цыгапах», возникаем образ человека разочарованного п одинокого, иро- пичееки п враждебно относящегося к лю дям своего круга и пытающегося пайтп решепие мучительных вопросов в общении с природой п простыми людьми. Псппсано пемало бумаги, чтобы доказать «байронический» характер этих нозм. До сих пор паходятся «пушкинисты», кото рые упорно не замечают самобытности Пушкина и тратят свои усилия иа то, что бы отыскать следы иностранных влияний в его творчестве. Да, Пушкин любил Бай рона п пе раз говорил об этом. По в протп- близкп самому Пушкину, которому вовсе не было нужды искать их в литературе, «Пушкин писал о России для России, —» говорит Белинский, — и мы видим при знак его самобытного и гениального та ланта в том, что, верный своей натуре, со вершенно противоположной натуре Байро на, н своему художественному инстинкту, —• он далек был от того, чтобы соблазнить ся создать что-нибудь в байроповском ро де..;». • Из Кишинева Пушкип переехал в Одес су, где жил некоторое время под наблю дением губернатора Воронцова, в атмосфе ре гнета и оскорбительных преследований. Пушкпп платал Воронцову злыми эпиграм мами. Здесь, у моря, мечтая о побеге, он восклицал: Придет ли час моей свободы? Пора, пора! — взываю к ней; Брожу над морем, жду погоды, Майю -ветрила кораблей.-, Воронцов сделал все, чтобы избавиться от беспокойпого поэта, И в результте дли тельной переписки одесского губернатора с Петербургом Пушкин был выслан в глу хое село Михайловское Псковской губер нии под надзор гражданских и духовных властей. IV. Е ЩЕ в Кишиневе был начат «Евгений Онегин». Пушкпп назвал свое новое щюизнеде- аше «романом в стихах», да же п этим стремясь подчерк нуть его реалистический ха рактер. Действительно, «Евгений Онегин» — первая в русской литературе правди вая, полная, исчерпывающе точная картц- па жлзнп русского общества 20 -х годов прошлого река. Самый сюжет романа — история любви Онегина и Татьяны. —? был для Пушкина лишь поводом для широкого эпического повествования. Перед читате лем романа проходпт длинная вереница са мых разпых людей, сцены пз жпзпн не- тербургского свет и патриархальных захо* лустпых поместий, эпизоды, рисующие быт дворян н крсиостаых. Ц все это оза- |юно в романе блеском пушкинского про никновения, придающего этому «собранию пестрых глав» глубокий смысл, превра щающего их в единую целостную картину, названную Белинским «энциклопедией русского общества». От внимания Пушкппа не укрылись даже процессы, совершавшиеся в экономике русского крепостпого хозяйства. Недаром Энгельс указывал, что в свопх сужденпях по этим вопросам Пушкин стоял выше зна менитых западных экономистов конца XVIII века. Маркс по раз ссылался в свопх работах па соответствующие строки «Евге ния Онегпиа». Прихотливо смепяющио друг друга стро фы, протшкнутыв печалью, задумчиво стью, иронией, многочисленные отступле ния, в которых Пушкин непосредственно обращается ]• читателю, элементы авто биографии поэта, его мысли об искусстве, его политические и философские суждения, —- все это создает в романе атмосферу блпстательпого ума, тончайшего юмора и высокой поэтичности, которые делают «Ев гения Опегнна» величайшим творением русской литературы. Характерно, что, повествуя о жизни светского общества, составляющей фон романа, Пушкин неизменно рцеует ее са тирически. С позиций декабриста он про износит свои приговор явлениям*современ ной жизни. Даже биография Онегина и са мый его портрет сделапы с оттепком явпой пронпп. Вместе с тем Пушкин создал в своем ро мане тот положительный идеал, без кото рого было бы помыслимо его эпическое зву чание. Картппы русской природы, обычаи и предания пародцой старины, характеры людей пз народа, нарисоваииые с подлин ной теплотой, а главное — самый^ образ Татьяны, русской женщины, верной свое му долгу, — во всем этом заключено жи вотворное начало пушкинской поэзип, со хранившее все свое значение и неувядае мое очарование до нынешних дней. Пушкин писал «Онегина» около семи лет. В эти годы’ многое изменилось в оус- ской жизпи. Вспыхпуло и погасло пламя декабрьского воестапия. «Друзья, братья, товарпщп», как называл декабристов поэт 4 кончили свою жпзпь па впеекдице или бы ли сосланы в каторгу. Ua смену «плеши вому щеголю» Александру I пришел новый короповапный деспот, Николай I, мечтав ший превратить всю Россию в воеппсе по селение. Поражение декабрьского восстаппя по трясло Пушкппа, но пе заставило ето изме нить своим идеалам и отказаться от борь бы с самодержавием. Началась эпоха чер- пой реакцпп. Глухо п мрачно было в стра не. П требовалось немало мужества, чтобы, утратив свопх полптпчеекпх единомышлен ников, продолжать начатое пмн дело. Пуга- t кнн нашел в себе сплы для этого. Отныне, по словам Герцена, «одна лишь звопкая и широкая песнь Пушкппа звучала в доли- пах рабства и мучений; эта песпь продол жала эпоху прошлую, паполпяла мужест- вонпымп звуками настоящее и посылала свой голос в отдаленное будущее...». Вдох новенное помание «В Сибирь», обращенное к сосланным декабристам, было топ «песпыо», которая должпа была поддер жать всех честных и мыслящих людей на деждой па грядущую свободу. О своей судьбе в эти годы Пушкин рас сказал в стихотворении «Ариоп» — поэ тической легенде, где говорится о челове ке, спасшемся во время кораблекрушения и готовом продолжать то дело, которому служили его погпбшие друзья. «Я гимны прежние пою...» — победно н смело вос клицает здесь поэт. МИХАЙЛОВСКОМ была напи сана ясггорическаа ■трагодия «Борис Годунов» — одно из величайших проиаведенвй русской и мировой драматур гии. Обратившись к истории, Пушкин задумал раоскаадя* вв о дворцо вых переворотах и но о борьбе узурпаторов за власть. Героем трагедии он сделал на род, видя именно в пем подд«иного героя история. Народ в трагедии вагмочвн» Его силы еще сковапы, он еще не вьштагл нз своей среды вождей, олшетооряющих его волю. НЬ в грозном безмолвия народа уже ощутимо приближение грозы, которую предчувствовал автор трагедии. Интерес Пушкина к прошлому никогда не был беспредметным. Его внимание пею- менпо привлекали вподи больших социаль ных потрясении и политических сдвигов, фигуры людей, возглавлявших народное движение. Известно отношение Пушкина к Степану Разину, «второго он валырал од ним та самых поггичеекях лип руеехой истории, или к Пугачеву. Тема крестьянского восстания настой чиво влекла к себе Пушкина. Пусть в ренгепии этой темы, шорой посвящены повесть «Капитанская дочка» ж «История Путачева», давала себя знать известная классовая ограниченность его мировоззре ния, но уже самый Факт обращения к са мым напряженным моментам освободитель ной борьбы народа говорит о прогрессивно сти исторических возэдений Пушкина. Весьма знаменателей и изображения яе§- та образ Петра I. В «Медном вдадниве», и «Аране Петра Великого» он предстает п«ред нами строителем, преобразователем, noci- гаюпш! иа вековые устои феодальной Ру си. Пушкип говорил, что Петр писал свои указы кнутом, н называл его «нетерпели вым, самовластным помепшвдм». Но ето да мешало поэту быть дрвдерждаяем . про грессивных петровских реформ и понимать пх значение в истерии России. «Те а*дде- мяк, то герой, то мореялавмадь, то плот ник», — таким рисует он Петр*, именно эти ого черты восхищают довта. В своем движлнпн к реализму Пушкин вее чаще обращается к npoie, «Он присмотрелся к русской природе ц згазни ц нашел, что в них еоть много исти не поэтического», —• так писал Добролю бов. Среди пушошскнх героев все чаще появляются простыв люди в их житейски ми интересами, борьбой за еущевтаоваиме, горестями и радостями. «Станционный смо тритель», «Выстрел», «Метель», «Варыш- ня-крестьянка» вое это рассказы, в которых современники Пушкина могли увпдеть себя такпмп, какими они был* в действительности. В свопх исторических разысканиях так же, как и в понимании современности, Пушкин был убежденным, плам^ппым па триотом. История России была для него неиссякаемым псточппком гордости. Он на ходил в пей все новые и новые подтвержу деппя великой миссии, принадлежащей России в псторш! человечества. Он отлпчно понимал, что победа в Отечественной вон- по 1812 года имела значение це^ только для России, ио и для всех порабощепцмх Наполеоном пародов. С гордым сознанием освободительной ролц, какую сыиша «то родина в этой войне, оп писал: ...В бездц-у паза-лши* Мы тяготеющий над царстеами аеуывр И нашей кровью искутш* Ешропы вольность, честь и мир-’ Будучи широко образованным ч щ > ‘ ком, зная и ценя все лучшее, что было * ТУ* пору создано европейской наукой и щекус- ством, Пушкин был неизменным отордкни- ком самобытности русской культуры в хо рошо понимал ее роль в формировании культуры Запада. Все проявления модного тогда в дворянских кругах преклонения деред пностраипым Пушкпп подвергал бес пощадному осмеянию, и многие его насме шливые характеристики по сей ддо не утратили своего значения. Очень харак терны в этом смысле и «русский намжа- яед» Корсаков из «Арапа Петра Великого», и граф Нулин с его «парпяяк»»» замаш ками, п англоман Верейский нз нереетя о Дубровском. Все они играют У Пушкина жалкую х смешную роль, у (каждого изних приверженность к тюстравцому еадде- тадьствует о душевной опустошенности и узости интересов. Пушкин был далек от мысли, левша распространенной тогда в России, что ка питалистический порядок га Западе пред ставляет собою «идеал» ебдеетрлниого устройства. Как економическаи СТРУКТУР тогдашней Англии, тпк н государственный строй Соединенных Штатов вызышв ег^> осуждение. Резко оценивал Пущадн лжи вую американскую «демокротию»; «С изу млением увидели демократию в ее отврати тельном циннзмег в ее жестоких нредрдс- вудках, в ее нестерпимом тарачетво, благородное, бескорыстное, вее эоэвыимо- щее душу человеческую — нодадлииее неумолимым эгоизмом и страстао к до вольству... рабство негров, ноереди образо ванности п свободы...». Этп слова пашего великого цро^врдаца, сохранившие и тесерь вею свою справед ливость и остроту, следовало бы напомить тем, кто прославляет англо-амернкздощй «уровень яшзни» и прелести буржуазной «дсмократпи». VI. п ОСЛЕДНИЕ годы жизни Пуш кина, годы плодотворного творческого rPTIA * активной журнальной деятельности, когда Пушкпп е одинаковым блеском выступал в роля про заика, историка, критика н публициста, годы, когда ся окончательно равоевал все общее привпанпб как первый поет Россия, были в то же время самыми трвлгческнмц в горостаой яшзш! гоюта.. Пушкпп ненавидел общество, в котвром оп вынужден был вращаться. Только пов- зия спаоала его от губительного влияния великосветской тупости, скуки и низкопо клонства. Он писал об этом в «Онегине»: Не дал! остыггь дуще поэта, Ожесточишься, очерстееть, И наконец окаменеть В мертшнцл! улоеиья е т т , Оредн бездушных гордец т , Среди йтжггательных глупцов-.. ...В сем омуте, где с вам» я f Купаюсь, милые друзья! Высшее Петербурге*» обшвелю, продета* пителп новой анати, «жадною толпой, стоя щие у тропа», да и сам восседавший на троне самодержец боялась и пенавиделц Пушкина, Ни ссылки, которым его подвер ш и , нц преследования цензуры, какими сопровождалось каждое новое его высту пление, пн прямы? П0ДЫТ5Р цари «при ручить» Пушкина п сделать его придвор ным поэтом не моглп смирить в ием гордую ненависть бунтаря * деспотизму, «Иству н произволу. Враги Пушкина стали действовать еще более решительно. Вокруг него сгущалась атмосфера неприязни, клеветы, едд#Т№- К этому прибавились материальные нуд ности, тяжелые заботы о разоривши»* ро дителях, злобные нападки вавиетлирых «со братьев по перу», докучливая журнальная полемика. Круг суживался нее теснее, травля становилась все беспощддиее. За вершением ео была клевета, ВЫНУДВЯЩАЯ Пушкина вызвать на дувль светского проходимца Дантеса. Эта дщ ь была для Пушкина не только средством защитить себя и свою семью от Ш 90 ТЫ м иословия. «...Я принадлежу страно . писал он, — и хочу, чтобы имя мое бнло незапятнанным везде, где оно известно»- Пушкин защищал на дуелд не то»#о свою честь, но дело всей своей здгоя. Это была его последняя и смертельная ехдща е темными силами реакции. За сщною Дантеса стояли те, с кем Пушкин ревгда боролся, — ничтожный французский аван тюрист был простым орудием э руках лю дей, бесконечно более могущественных. И нужно удивляться тому, как эти люди боялись не только живого, по даже и мертвого Пушкина. Подучив на ш т о смерти повта, Николай I немедленно расво- рядился опечатать его квартиру и пршть' все меры, чтобы помешать народным Ма нифестациям во время похорон. Но р т и усилия оказались напрасными. Тысячи людейв те скорбные дни побывал* на Моб- ке, у дома, где жпл н умер Пушкпп. «Солнце русской поэзии» пе ващялось м после смерто поота. Пушквд остался жцть в сердцах своих современников п потомков, он лгивет п будпт жпть вечно в сердце и памяти парода. VII. В ИСТОРИИ мировой литерату ры нет ноета, который бы! бы так широко известен ж так горячо любим споим народом, как П ушкин . П унжин стал у пас поистине народным поэ том, и нет р нашей страде пи одного че ловека, на каком бы языке од пи говорил, который не зпа.т бы стихов великого поэ та, но сродпился бы с создагаыми им об разами. Двенадцать лет назад, когда отмечалось столетне со дня гибели Пушкина, чество ван^ его памяти стало всенародным тор жеством, праздником советской культуры. Пушкинские стихи звучат теперь на язы ках всех пародов, населяющих наше мно гонациональное государство. За последние тридцать лет киот Пуш кина изданы в Советском Союзе ва 76 язы ках тиражом в 35,5 миллиона экземпляров. К предстоящему в июне этого г о д а 150-ле- тию со дпя рождопия Пушкина издатель ства страны выпустят 252 новых редання пушкинских книг общи» гаражом в 1 1 , 5 миллиона экземпляров. «Пушкпп, — писал Белинский, — при надлежал к числу тех творческих гепиев, тех великих исторических патур, которые, работая для настоящего, приуготовляю? будущее, н по тому самому уже ре могут принадлежать только одному прошедшему». Пушкпп бесконечно мпогр СД§Ш ДЛЯ бу дущего. «Пезт, досегош никем не цревг зоцдетшй ни 9 ярзеоте <sma, 8 V в сило выражения чувства п мысли» (Горький), он первый возвел русскую литературу в достоинство национального дела. Ему суж дено было стать оеновоположникем етече- сгаешой литературы п соедател« I обще национального литературного языка. Он проложил тот путь, по которому шля вслед за ним такие крупнейшие художни ки, как Лермонтов, Гоголь, Тургенев, Не красов, Толстой, Чехов, Горький, продол жавшие в развевавшие начатое нм дело. Пушкинские традиции оказывают многооб разное п благотворное влияние па творче ство советских писателей. Пушкин заложил фупдамепт, на котором выросло здание на шей литературы — величайшей литерату ры мира. Советский народ высоко чтит л&ипъ бессмертного Пушкина. Книги его веб^а будут для пас источником художественно го познания мира, средством воспитания молодежи в духе любви в нашей Родив, к велнкой отечественной культуре, Пламен ный борец па свободу, редпкнй патриот и гениальный художник Пушкин через сто летне протягивает руку новым поколедвдм, обращается к «младому племепп». Пришло ТО время, 'Когда его имя и его стихи зазру- чалп на языках всех народов. Теперь сбы лась мечта поэта. Пушкин обрел в сроей стране то место, которое заслужил ЩИУ подвигом своей жнапн. И это место завее^ вали для него советские люди, стреитми нового, коммунистического общвста, В. ЖДАНОВ. .«Комсомольская правдам,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz