На страже Заполярья. 1949 год. Май.

22 мам '1943 г., № Y19 (3424). НА С Т Р А Ж Е З А П О Л Я Р Ь Я t > ВЕЛИЧАЙШИЙ ПОЭТ НАШЕЙ РОДИНЫ «Гигант Пушкин — величайшая гордость наша и самое полное выражение духовных сил России...», М. ГОРЬКИЙ. Н 1 5 0 - л е т и ю с о д н я р о ж д е н и я А . т . I Ш ЕСТОГО тон# исполняется 150 лет с того дня, как у отставного майора Сергея Львовича Пушкина и его же-пы Надежды Осиповны родился сын Александр. Семейство Пушкиных жило тогда в Москве, в небольшом домике па Немецкой улице. То было глухое и смутное время. На российском престоле доживал свои век по­ лусумасшедший император Навел I, Раб­ ства, бесправие, бессмысленная муштра, «МОД ц вдут царили тогда в России. Шо- hqtom передавались из уст в уста рлухп о дикпх выходках и жестокостях деспота, правившего страной. Вскоре после рождения сына семья Пуш­ киных переехала в Петербург, Когда Александру исполнилось дВа года, семья вернулась в Москву. Н здесь, до поступления в Царскосельскпц лицей в 1811 году, прошло детство поэта. В доме его отца постоянно толпились гости, часто собиражиоь московские литераторы, чита­ лись стихи, обсуждались политические ц литературные новости. Здесь бывали про­ ставленный историк Карамзин, баснописец Дмитриев, поэты Жуковский, Батюшков и миогне другие. Уже о детские годы кругозор Пушкина не ограничивался семейными интересами, а включал в себя предстаедепця о судьбах Розеин, Европы, мира, Этому немало спо­ собствовали и книги, к чтению которых он пристрастился с малых лет, Ломоносов, Вольтер, Плутарх, Карамзин, К ры л о в , Мольер ц Жуковскцй без разбора, с одина­ ковой ждаостыо поглощались дм, спле­ таясь в его воображеппп с рассказами ба­ бушки о предках Пушкиных, о Ганнибале —• сподашжшгке Петра Великого п герое Чесменского сражепшг, о родовых преда­ ниях, будивших в пем интерес К прошло­ му, к русской истории. В , эти же годы Лушкин впервые начал ппсать стихи, ко­ торым родители его не придавали значе­ ния. Мальчика воспитывали в модном тог­ да французском духе, и только влпяшт бабушки и прославленной поэтом впослед­ ствии пяпн Арины Родионовны уберегло его от чужеродных воздействии и помогло приобщиться к русской народной речи, к неисчерпаемым богатствам народного твор­ чества. Когда Пушкину исполнилось 12 лет, дя­ дя его Василий Львоннч, сохранивший еще некоторые петербургские связи, повез пле­ мянника в только что открывшийся тогда Царскосельский лицей. Перыо годы цребывапия Пушкппа в ли­ цее совпали с началом Отечественной вэй- НЫ. Это было время певпдаппого патрпотп- ческого под’ема, об’едиппвшего русскпх людей самых разных сословий, Волпы па­ триотического воодушевления докатались до степ лицея. Мимо его ограды проходили части народного ополчения. Позднее, вспо* ниная эти дни, Пушкин писал, обращаясь к друзьям: Бы noNJH^rre: текла за ратью рать, • Со старшими мы братьялш гтротал}рсь И о ew t кеде с досадой» возвращались, Заицдуя тому, кто умирать Шел srncvfo «ас„. Отечественная воина пробудила в душа Лушкина живую, созпательпую любовь к родине — чувство, которое пропитало п окрасило собой всю его поозщо, вею его жизнь. Много испытаний выпало иа долю Пушкина; и ненависть «высшего света», ио временам принимавшая формы настоя­ щей травли, и преследования жандармов, неусыпно надзиравших за 'каждым его ша­ гом, и злобные придирки царской цепзуры, Ио его никогда но повдлла, а в 1 трудные минуты всегда поддерживала, светлая при­ вязанность к отечеству, вера в русский народ, любовь к истории, природе, куль­ туре России, В последний год сроей жпзпп Пушкин писал; «Клянусь вам моейчестыо, что ни что на свете я не хотел бы пе­ ременить родину иди иметь другую исто­ рию, чел? история наших предков...», п. Ц АРОКОСЕЛЬОКИП лицей был по тогдашним временам свое­ образным учебным оавеаепнем, Основанный Александром I зря подготовки дворянски* детей к государственной дея­ тельности, он иа первых же порах оказал­ ся даеь.ча далек от своего назначения. Случилось так, что в чпеле преподавателей лицея появились такие людп, как молодой профессор А. П. Кунпцын, человек цро- гр'зесивиых взглядов, немало' сделавший для того, чтобы внушить своим воспитан­ никам критическое отношение к сущест­ вующему порядку, или Д. U, Будри, родпой брат одного пз вождей фрапцузской рево­ люции — Марата, пскуспо сочетавший лу­ кавство опытного прпдворпого с демокра­ тическими взглядами лучших пз своих со- отечостг.еагшпгов. Атмосфера свободомы­ слия, дружественность в (угношенпях меж­ ду цедагогамп и воспитанниками, любовь к искусству и литературе, об’едпнявщая тех И других, — все это пемало способст­ вовало укреплению средп воспитанников передорых и свободных взглядов. Не слу­ чайно поэтому пз лпцея вышли будущие декабристы Пущин п Кюхельбекер,- пе случайно сам Пушкин оказался в первых рядах прогрессивных людей своего време^ ни. Еще во время пребываппя Пушкина в лицее его стихи впервые появились в печа­ ти: в журнале «Вестнпк Европы» в 1814 году было напечатано стихотворение «К другу стихотворцу». К следующему году отпосится его первый подлинный литера­ турный триумф. Вот как оп сам описывает его: «Это было в 1815 году, па публпчном экзамене в лицее. Как узпали мы, что Дер­ жавин будет к нам, все мы взволновались, Дельвиг вьгшел па лестнпцу, чтобы дож­ даться его п поцеловать ему руку, руку, написавшую «Водопад»... Я прочел моп «'Воспоминания в Царском селе», стоя в двух шагах от Державина. Я не в силах описать состояния души моей: когда дошел я до стиха, где упоминаю пмя Державина, голос мой отрочески зазвенел, а сердце за­ билось с уноптельпым восторгом... Не пом­ ню, как я копчпл свое чтение, не помню, куда убежал. Державип был в восхище­ нии; оп меня требовал, хотел меня об­ пить... Меня искали, но не пашли...». В последние (годы лпцеиской жпзиц Пушкин все больше времени отдает лите­ ратурным занятиям. Все более полпо ц резко вырисовываются) его общественно- литературные взгляды. Дружба с Чаадае­ вым, знакомство с офицерским -кружком, где бывали будущие декабристы, вступле­ ние в литературпое общество «Арзамас» определяют его политические стремления. Лущккн все более отчетливо осознает се­ бя продолжателем революционных тради­ ций,. гавещаиных Радищевым. Он пшпет цикл зоенггичеекпх стихов, открываемый едой «Вольность». Первые ее строки доста­ точно ярко выражают образ мыслей моло­ дого поэта: Где ты, где ты, гроза царей. Свободы горд ая певица? Цриай, соршт с меня венок, Разбей занесенную лиру —« Хочу ©оспеть Свободу мзгру, На тронах поразить порок. В атом обращеппп к музе утверждается целая политическая программа. Здесь Пуш­ кин безмерпо расширяет круг интересов и стремлеппй русской поэзии. С этой поры в стихах Пушкина неизменно звучит голос гражданина своей страны, проникну гая ратрпотпзмом уверенность в ее великом бу­ дущем, стремление содействовать своим творчеством победе в России разума н СВО­ БОДЫ. ОДЫ южной ссылки (1820— 1824), проведенные в Крыму, на Кавказе и в Кишиневе, былп для Пушкина годами возмужания и зрелости, го­ дами расцвета его дарования. В Киппшево поэт позпаксмплся с Песте­ лем, которого называл «умным человеком во всем с.мьгсле этого слова». Здесь он подружился с вождями освободительной борьбы в Греции — братьями Цпсидантн. Г. необычайным сочувствием относясь к подготовке греческого восстаппя против вовес лирической приподнятости байрснов- екпх стихов Пушкин создал н свопх поэ­ мах вполне т>еадпстичеокие картины; в противовес романтически условным героям Байрона он нарисовал правдивые черты живых людей — своих современников. Са­ мая обстановка, в которой происходят дей­ ствия поам, нарисовала автором с натуры, в результате странствий по -Кавказу, п Бессарабии. Что же до осповпых мотивов «Цыгап» и «Кавказского пленника», то они, разумеется, были рождены русской действительностью п были достаточно С . П у ш к и н а V. в А. С . ПУШ КИН . В 1819 году в числе многих других тай­ ных обществ, возникших тогда в Р<к£ип, появился литературный кружок «Зелепая лампа», в котором Пушкин принимал ак­ тивное участие. Это была одна из ранних декабриотекпх организаций. Па васедаяшщ кружка «слушал» и разбирали стихи и прозу, писанные в сатиричеоком пли воль­ ном духе». Здесь Пушкин был в кругу своих падлппных единомышленников. С зптузиазмом они слушали его гневпыо по­ литические стихи, которые по цензурным условиям, разумеется, пе могли быть напе­ чатаны н распространялись в рукоцпспом виде. Один из главных пунктов программы декабристов — борьба с крепостцпчесгвом — стал основным мотивом многих пушкин­ ских стихов той поры. Именно тогда напи­ сана знаменитая «Деревня», где с огром­ ной силой облачается режим рабства н угнетения, где звучит благородный голос передового русского человека, возмущенно­ го тем позором, на который обрекло его родину господство паразитических классов («Здесь барство дикое,,, присвоило себе насильственной лозой и труд, и сьбствоп- пость, ц время земледельца...»). Идея сво­ боды, пенависть к порабощению роднили Пушкина и декабристов. Оп выражал* в своих стихах те самые взгляды н настрое­ ния, которые горячо обсуждались на их тайных собраниях. Пушкин считал себя участником пр»ги- волравитольственлого движения, которое «постепенно сетыо тайпой» охватывало всю Россию. В десятой главе «Опегнна» он называл свое имя средп имен декабри­ стов. И пеудпвителыю, что пушкппские сти­ хи в руках декабрпстрв играли роль аги­ тационных документов п реаоуцрцнонных прокламаций. 0 *щ получили широчайшее ра*атросграпе.штв в стране, Пх читали п знали наизусть все грамотпые людп — от дворовых солдат до студентов. Царь Алек­ сандр I недаром заявил, что Пушкин «на­ воднил Россщр возмутительными стихами». Тучи сгущались над головой поэта. Его Репутация врага монархии бьЬа оконча­ тельно упрочена. Участь Пушкина была решепа. Царь хотел отправить его в Сибирь или Соловки, и только благодаря хлопотам Жуковского п Карамзина, кото- I рые вынудили у Пушкина обещапне в те- ! чеипе двух лет по писать нрогаволравп- тольствепиых стихов, Сибирь была ему за­ метят высылкой в южпце губернии. Незадолго перед от’ездом Иушкпна на юг в ночатп стали появляться отрывки из его первой большой поемы «Руслан н Людми­ ла». Поэма произвела немалый шум в лите­ ратурных кругах. Прочтя ее, Жуковский подарил Пушкину свой портрет с ^надпц- сыо: «Победителю учепрку от побежден­ ного учителя». Пародпость поэмы, простота и естественность стпха, реальность ска­ зочного вымысла, иронические и пародий­ ные нптопацпи г, адрес поэтов ^ старшего поколения, — рее это вызвало бурные п разноречивые откдпкп, Литературные ста­ роверы, ополчившиеся против поэмы, се­ товали на ее пзродпо-сказочный язык и хором твердили о «ппзкнх выражениях» и «мужицких рифмах». Одпако эта же осо­ бенности «Руслана» стали предметом вос­ хищения многочисленных почитателей нады, сумевших оцепить ее новаторский смысл. С появлением «Руслана» в русской литературе зазвучали мотивы народной Ш Ш , ПУШКИН сумел сблизить живой, об­ разный народпый язык с языком поэтиче­ ским. турецкого ига, Пушкин собирался даже бе­ жать из Кишинева, чтобы, но примеру Байрона, принять участие в национально- освободительной борьбе греческого народа. Находясь в этой напряженной атмосфере, воодушевленный раскатами революцион­ ного грома, которые доносились сюда на только пз Гермаппи, по и из Испании, Ита- цци, Португалии, Пушкин восторженно ждет взрыва у себя па родипе. Он пишет новые стихи, призывающие к борьбе с самоде(Р- жавпем («Кинжал»). В романтических поэмах Пушкина, на­ писанных на юге, особенно в «Кавказском плетшие» и «Цыгапах», возникаем образ человека разочарованного п одинокого, иро- пичееки п враждебно относящегося к лю­ дям своего круга и пытающегося пайтп решепие мучительных вопросов в общении с природой п простыми людьми. Псппсано пемало бумаги, чтобы доказать «байронический» характер этих нозм. До сих пор паходятся «пушкинисты», кото­ рые упорно не замечают самобытности Пушкина и тратят свои усилия иа то, что­ бы отыскать следы иностранных влияний в его творчестве. Да, Пушкин любил Бай­ рона п пе раз говорил об этом. По в протп- близкп самому Пушкину, которому вовсе не было нужды искать их в литературе, «Пушкин писал о России для России, —» говорит Белинский, — и мы видим при­ знак его самобытного и гениального та­ ланта в том, что, верный своей натуре, со­ вершенно противоположной натуре Байро­ на, н своему художественному инстинкту, —• он далек был от того, чтобы соблазнить­ ся создать что-нибудь в байроповском ро­ де..;». • Из Кишинева Пушкип переехал в Одес­ су, где жил некоторое время под наблю­ дением губернатора Воронцова, в атмосфе­ ре гнета и оскорбительных преследований. Пушкпп платал Воронцову злыми эпиграм­ мами. Здесь, у моря, мечтая о побеге, он восклицал: Придет ли час моей свободы? Пора, пора! — взываю к ней; Брожу над морем, жду погоды, Майю -ветрила кораблей.-, Воронцов сделал все, чтобы избавиться от беспокойпого поэта, И в результте дли­ тельной переписки одесского губернатора с Петербургом Пушкин был выслан в глу­ хое село Михайловское Псковской губер­ нии под надзор гражданских и духовных властей. IV. Е ЩЕ в Кишиневе был начат «Евгений Онегин». Пушкпп назвал свое новое щюизнеде- аше «романом в стихах», да­ же п этим стремясь подчерк­ нуть его реалистический ха­ рактер. Действительно, «Евгений Онегин» — первая в русской литературе правди­ вая, полная, исчерпывающе точная картц- па жлзнп русского общества 20 -х годов прошлого река. Самый сюжет романа — история любви Онегина и Татьяны. —? был для Пушкина лишь поводом для широкого эпического повествования. Перед читате­ лем романа проходпт длинная вереница са­ мых разпых людей, сцены пз жпзпн не- тербургского свет и патриархальных захо* лустпых поместий, эпизоды, рисующие быт дворян н крсиостаых. Ц все это оза- |юно в романе блеском пушкинского про­ никновения, придающего этому «собранию пестрых глав» глубокий смысл, превра­ щающего их в единую целостную картину, названную Белинским «энциклопедией русского общества». От внимания Пушкппа не укрылись даже процессы, совершавшиеся в экономике русского крепостпого хозяйства. Недаром Энгельс указывал, что в свопх сужденпях по этим вопросам Пушкин стоял выше зна­ менитых западных экономистов конца XVIII века. Маркс по раз ссылался в свопх работах па соответствующие строки «Евге­ ния Онегпиа». Прихотливо смепяющио друг друга стро­ фы, протшкнутыв печалью, задумчиво­ стью, иронией, многочисленные отступле­ ния, в которых Пушкин непосредственно обращается ]• читателю, элементы авто­ биографии поэта, его мысли об искусстве, его политические и философские суждения, —- все это создает в романе атмосферу блпстательпого ума, тончайшего юмора и высокой поэтичности, которые делают «Ев­ гения Опегнна» величайшим творением русской литературы. Характерно, что, повествуя о жизни светского общества, составляющей фон романа, Пушкин неизменно рцеует ее са­ тирически. С позиций декабриста он про­ износит свои приговор явлениям*современ­ ной жизни. Даже биография Онегина и са­ мый его портрет сделапы с оттепком явпой пронпп. Вместе с тем Пушкин создал в своем ро­ мане тот положительный идеал, без кото­ рого было бы помыслимо его эпическое зву­ чание. Картппы русской природы, обычаи и предания пародцой старины, характеры людей пз народа, нарисоваииые с подлин­ ной теплотой, а главное — самый^ образ Татьяны, русской женщины, верной свое­ му долгу, — во всем этом заключено жи­ вотворное начало пушкинской поэзип, со­ хранившее все свое значение и неувядае­ мое очарование до нынешних дней. Пушкин писал «Онегина» около семи лет. В эти годы’ многое изменилось в оус- ской жизпи. Вспыхпуло и погасло пламя декабрьского воестапия. «Друзья, братья, товарпщп», как называл декабристов поэт 4 кончили свою жпзпь па впеекдице или бы­ ли сосланы в каторгу. Ua смену «плеши­ вому щеголю» Александру I пришел новый короповапный деспот, Николай I, мечтав­ ший превратить всю Россию в воеппсе по­ селение. Поражение декабрьского восстаппя по­ трясло Пушкппа, но пе заставило ето изме­ нить своим идеалам и отказаться от борь­ бы с самодержавием. Началась эпоха чер- пой реакцпп. Глухо п мрачно было в стра­ не. П требовалось немало мужества, чтобы, утратив свопх полптпчеекпх единомышлен­ ников, продолжать начатое пмн дело. Пуга- t кнн нашел в себе сплы для этого. Отныне, по словам Герцена, «одна лишь звопкая и широкая песнь Пушкппа звучала в доли- пах рабства и мучений; эта песпь продол­ жала эпоху прошлую, паполпяла мужест- вонпымп звуками настоящее и посылала свой голос в отдаленное будущее...». Вдох­ новенное помание «В Сибирь», обращенное к сосланным декабристам, было топ «песпыо», которая должпа была поддер­ жать всех честных и мыслящих людей на­ деждой па грядущую свободу. О своей судьбе в эти годы Пушкин рас­ сказал в стихотворении «Ариоп» — поэ­ тической легенде, где говорится о челове­ ке, спасшемся во время кораблекрушения и готовом продолжать то дело, которому служили его погпбшие друзья. «Я гимны прежние пою...» — победно н смело вос­ клицает здесь поэт. МИХАЙЛОВСКОМ была напи­ сана ясггорическаа ■трагодия «Борис Годунов» — одно из величайших проиаведенвй русской и мировой драматур­ гии. Обратившись к истории, Пушкин задумал раоскаадя* вв о дворцо­ вых переворотах и но о борьбе узурпаторов за власть. Героем трагедии он сделал на­ род, видя именно в пем подд«иного героя история. Народ в трагедии вагмочвн» Его силы еще сковапы, он еще не вьштагл нз своей среды вождей, олшетооряющих его волю. НЬ в грозном безмолвия народа уже ощутимо приближение грозы, которую предчувствовал автор трагедии. Интерес Пушкина к прошлому никогда не был беспредметным. Его внимание пею- менпо привлекали вподи больших социаль­ ных потрясении и политических сдвигов, фигуры людей, возглавлявших народное движение. Известно отношение Пушкина к Степану Разину, «второго он валырал од­ ним та самых поггичеекях лип руеехой истории, или к Пугачеву. Тема крестьянского восстания настой­ чиво влекла к себе Пушкина. Пусть в ренгепии этой темы, шорой посвящены повесть «Капитанская дочка» ж «История Путачева», давала себя знать известная классовая ограниченность его мировоззре­ ния, но уже самый Факт обращения к са­ мым напряженным моментам освободитель­ ной борьбы народа говорит о прогрессивно­ сти исторических возэдений Пушкина. Весьма знаменателей и изображения яе§- та образ Петра I. В «Медном вдадниве», и «Аране Петра Великого» он предстает п«ред нами строителем, преобразователем, noci- гаюпш! иа вековые устои феодальной Ру­ си. Пушкип говорил, что Петр писал свои указы кнутом, н называл его «нетерпели­ вым, самовластным помепшвдм». Но ето да мешало поэту быть дрвдерждаяем . про­ грессивных петровских реформ и понимать пх значение в истерии России. «Те а*дде- мяк, то герой, то мореялавмадь, то плот­ ник», — таким рисует он Петр*, именно эти ого черты восхищают довта. В своем движлнпн к реализму Пушкин вее чаще обращается к npoie, «Он присмотрелся к русской природе ц згазни ц нашел, что в них еоть много исти­ не поэтического», —• так писал Добролю­ бов. Среди пушошскнх героев все чаще появляются простыв люди в их житейски­ ми интересами, борьбой за еущевтаоваиме, горестями и радостями. «Станционный смо­ тритель», «Выстрел», «Метель», «Варыш- ня-крестьянка» вое это рассказы, в которых современники Пушкина могли увпдеть себя такпмп, какими они был* в действительности. В свопх исторических разысканиях так же, как и в понимании современности, Пушкин был убежденным, плам^ппым па­ триотом. История России была для него неиссякаемым псточппком гордости. Он на­ ходил в пей все новые и новые подтвержу деппя великой миссии, принадлежащей России в псторш! человечества. Он отлпчно понимал, что победа в Отечественной вон- по 1812 года имела значение це^ только для России, ио и для всех порабощепцмх Наполеоном пародов. С гордым сознанием освободительной ролц, какую сыиша «то родина в этой войне, оп писал: ...В бездц-у паза-лши* Мы тяготеющий над царстеами аеуывр И нашей кровью искутш* Ешропы вольность, честь и мир-’ Будучи широко образованным ч щ > ‘ ком, зная и ценя все лучшее, что было * ТУ* пору создано европейской наукой и щекус- ством, Пушкин был неизменным отордкни- ком самобытности русской культуры в хо­ рошо понимал ее роль в формировании культуры Запада. Все проявления модного тогда в дворянских кругах преклонения деред пностраипым Пушкпп подвергал бес­ пощадному осмеянию, и многие его насме­ шливые характеристики по сей ддо не утратили своего значения. Очень харак­ терны в этом смысле и «русский намжа- яед» Корсаков из «Арапа Петра Великого», и граф Нулин с его «парпяяк»»» замаш­ ками, п англоман Верейский нз нереетя о Дубровском. Все они играют У Пушкина жалкую х смешную роль, у (каждого изних приверженность к тюстравцому еадде- тадьствует о душевной опустошенности и узости интересов. Пушкин был далек от мысли, левша распространенной тогда в России, что ка­ питалистический порядок га Западе пред­ ставляет собою «идеал» ебдеетрлниого устройства. Как економическаи СТРУКТУР тогдашней Англии, тпк н государственный строй Соединенных Штатов вызышв ег^> осуждение. Резко оценивал Пущадн лжи­ вую американскую «демокротию»; «С изу­ млением увидели демократию в ее отврати­ тельном циннзмег в ее жестоких нредрдс- вудках, в ее нестерпимом тарачетво, благородное, бескорыстное, вее эоэвыимо- щее душу человеческую — нодадлииее неумолимым эгоизмом и страстао к до­ вольству... рабство негров, ноереди образо­ ванности п свободы...». Этп слова пашего великого цро^врдаца, сохранившие и тесерь вею свою справед­ ливость и остроту, следовало бы напомить тем, кто прославляет англо-амернкздощй «уровень яшзни» и прелести буржуазной «дсмократпи». VI. п ОСЛЕДНИЕ годы жизни Пуш­ кина, годы плодотворного творческого rPTIA * активной журнальной деятельности, когда Пушкпп е одинаковым блеском выступал в роля про­ заика, историка, критика н публициста, годы, когда ся окончательно равоевал все­ общее привпанпб как первый поет Россия, были в то же время самыми трвлгческнмц в горостаой яшзш! гоюта.. Пушкпп ненавидел общество, в котвром оп вынужден был вращаться. Только пов- зия спаоала его от губительного влияния великосветской тупости, скуки и низкопо­ клонства. Он писал об этом в «Онегине»: Не дал! остыггь дуще поэта, Ожесточишься, очерстееть, И наконец окаменеть В мертшнцл! улоеиья е т т , Оредн бездушных гордец т , Среди йтжггательных глупцов-.. ...В сем омуте, где с вам» я f Купаюсь, милые друзья! Высшее Петербурге*» обшвелю, продета* пителп новой анати, «жадною толпой, стоя­ щие у тропа», да и сам восседавший на троне самодержец боялась и пенавиделц Пушкина, Ни ссылки, которым его подвер­ ш и , нц преследования цензуры, какими сопровождалось каждое новое его высту­ пление, пн прямы? П0ДЫТ5Р цари «при­ ручить» Пушкина п сделать его придвор­ ным поэтом не моглп смирить в ием гордую ненависть бунтаря * деспотизму, «Иству н произволу. Враги Пушкина стали действовать еще более решительно. Вокруг него сгущалась атмосфера неприязни, клеветы, едд#Т№- К этому прибавились материальные нуд­ ности, тяжелые заботы о разоривши»* ро­ дителях, злобные нападки вавиетлирых «со­ братьев по перу», докучливая журнальная полемика. Круг суживался нее теснее, травля становилась все беспощддиее. За­ вершением ео была клевета, ВЫНУДВЯЩАЯ Пушкина вызвать на дувль светского проходимца Дантеса. Эта дщ ь была для Пушкина не только средством защитить себя и свою семью от Ш 90 ТЫ м иословия. «...Я принадлежу страно . писал он, — и хочу, чтобы имя мое бнло незапятнанным везде, где оно известно»- Пушкин защищал на дуелд не то»#о свою честь, но дело всей своей здгоя. Это была его последняя и смертельная ехдща е темными силами реакции. За сщною Дантеса стояли те, с кем Пушкин ревгда боролся, — ничтожный французский аван­ тюрист был простым орудием э руках лю­ дей, бесконечно более могущественных. И нужно удивляться тому, как эти люди боялись не только живого, по даже и мертвого Пушкина. Подучив на ш т о смерти повта, Николай I немедленно расво- рядился опечатать его квартиру и пршть' все меры, чтобы помешать народным Ма­ нифестациям во время похорон. Но р т и усилия оказались напрасными. Тысячи людейв те скорбные дни побывал* на Моб- ке, у дома, где жпл н умер Пушкпп. «Солнце русской поэзии» пе ващялось м после смерто поота. Пушквд остался жцть в сердцах своих современников п потомков, он лгивет п будпт жпть вечно в сердце и памяти парода. VII. В ИСТОРИИ мировой литерату­ ры нет ноета, который бы! бы так широко известен ж так горячо любим споим народом, как П ушкин . П унжин стал у пас поистине народным поэ­ том, и нет р нашей страде пи одного че­ ловека, на каком бы языке од пи говорил, который не зпа.т бы стихов великого поэ­ та, но сродпился бы с создагаыми им об­ разами. Двенадцать лет назад, когда отмечалось столетне со дня гибели Пушкина, чество­ ван^ его памяти стало всенародным тор­ жеством, праздником советской культуры. Пушкинские стихи звучат теперь на язы­ ках всех пародов, населяющих наше мно­ гонациональное государство. За последние тридцать лет киот Пуш­ кина изданы в Советском Союзе ва 76 язы­ ках тиражом в 35,5 миллиона экземпляров. К предстоящему в июне этого г о д а 150-ле- тию со дпя рождопия Пушкина издатель­ ства страны выпустят 252 новых редання пушкинских книг общи» гаражом в 1 1 , 5 миллиона экземпляров. «Пушкпп, — писал Белинский, — при­ надлежал к числу тех творческих гепиев, тех великих исторических патур, которые, работая для настоящего, приуготовляю? будущее, н по тому самому уже ре могут принадлежать только одному прошедшему». Пушкпп бесконечно мпогр СД§Ш ДЛЯ бу­ дущего. «Пезт, досегош никем не цревг зоцдетшй ни 9 ярзеоте <sma, 8 V в сило выражения чувства п мысли» (Горький), он первый возвел русскую литературу в достоинство национального дела. Ему суж­ дено было стать оеновоположникем етече- сгаешой литературы п соедател« I обще­ национального литературного языка. Он проложил тот путь, по которому шля вслед за ним такие крупнейшие художни­ ки, как Лермонтов, Гоголь, Тургенев, Не­ красов, Толстой, Чехов, Горький, продол­ жавшие в развевавшие начатое нм дело. Пушкинские традиции оказывают многооб­ разное п благотворное влияние па творче­ ство советских писателей. Пушкин заложил фупдамепт, на котором выросло здание на­ шей литературы — величайшей литерату­ ры мира. Советский народ высоко чтит л&ипъ бессмертного Пушкина. Книги его веб^а будут для пас источником художественно­ го познания мира, средством воспитания молодежи в духе любви в нашей Родив, к велнкой отечественной культуре, Пламен­ ный борец па свободу, редпкнй патриот и гениальный художник Пушкин через сто­ летне протягивает руку новым поколедвдм, обращается к «младому племепп». Пришло ТО время, 'Когда его имя и его стихи зазру- чалп на языках всех народов. Теперь сбы­ лась мечта поэта. Пушкин обрел в сроей стране то место, которое заслужил ЩИУ подвигом своей жнапн. И это место завее^ вали для него советские люди, стреитми нового, коммунистического общвста, В. ЖДАНОВ. .«Комсомольская правдам,

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz