На страже Заполярья. 1949 год. Май.
НА С Т Р А Ж Е З А П О Л Я Р Ь Я 18 мая 1349 г., К : 115 (3420 ). & C U C M I Слово о дважды Герое Среди экспонатов музея мы видим мно жество документов, (картин, реликвий, по вествующих о велпком мужестве и героиз ме, о беспредельной любви к Советской Ро дине моряков торпедных катеров. Нам до рого все, что воссоздает хотя бы черточку их героической боевой жизни в дни Вели кой Отечественной войны. И фотоснимки, запечатлевшие острые моменты атак, и картины, посвященные героям, и ставший музейной реликвией торпедный катер, на котором воевало четыро бесстрашных воииа-северомор- ца, и бюсты героев — все это экспо наты, у которых нельзя не остано виться в почтительном молчании, слу шая рассказ экскурсовода. Плотным полукольцом окружили по сетители бюст дважды Героя Советского Союза Александра Осиповича Шабали на. Скульптор Кербель с большой точ ностью вюспроизвел черты прославлен ного катерника, верного сына больше вистской партии и советского народа. Экскурсовод рассказывает матросам о жизни простого советскюго человека, отдавшего все свои силы служению любимой Родине, большевистской пар тии. И перед нами встает вся era жизнь и борьба во имя победы над вра гом, во имя укрепления могущества (Зо ветекого государства, во имя победы коммунизма. Коротка, но ярка биография Алек сандра Шабалина. Это биография на стоящего советскюго человека, вырос шего з социалистическом обществе, вос питанного партией Ленина — Огалина, беспредельно преданного Огеизне. И то, что офицер Шабалин вырос от рядового матроса до крупного военного команди ра, со всей очевидностью и убедитель ностыэ говорит нам о его настойчиво сти в достижении цели, о благоприят ных условиях, созданных для роста <зог ветского человека в нашем государств^. Вся его жизнь связана с морем. Еще в детстве в городе Онега Архангельской об ласти он мечтал о плавании, о суровых морских просторах. Близкие его сумели привить юноше любовь к морской службе, к суровой стихии. Таким был его дядя, участвовавший во многих экспедициях да Севере, старый и опытный русский моряк. Уже в 1931 году Шабалин участвует в первом походе на тральщике. Кода он был зачислен в экипаж юнгой, это его сильно обрадовало. Баренцево море встретило мо лодого моряка недружелюбно, но оно не сломило ни его воли, ни его страстного же лания дерзать и побеждать стихию. Спустя год Александр Шабалин плавал уже ма тросом. Это была первая ступ®» в морской службе. И Шабалин прошел ее с толком, закалил п подготовил себя для трудных походов на боевых «кораблях. Он шел по этому, пути от матроса! до комжвдарз, по вседневно .совершенствуясь в военно-мор ском деле. Грянула война. С первых ее дней ка- терник Александр Шабалин борется за то, чтобы очистить наше родное море от не мецких захватчиков. Его катер стал гро зой дня немцев на морских коммуникаци ях. Экскурсовод обращает внимание посе тителей на фотографии, на которых зафик сированы первые походы катерников и их операции. До этого у капитан-лейтфанта Шабалина был богатый опыт высадки де сантов. Он не раз на своем грозном катере прорывался в порты и фиорды противни ка, успешно высаживал разведчиков на вражеский берег, ждал, пока они возвра тятся с задания, снова подходил к берегу и благополучно возвращался на базу. И потому не случайно было названо имя Александра Шабалина, когда готовилась эта операция. Бюст дважигы Героя Советского Союза А. Шабалнна. Фото Н. Высоцкого. Это был офицер железной вели, беспри мерной храбрости. Его рука ни в одной атаке не дрогнула на цггурвале, его сердце ни разу не тронул холодок боязни, когда враг обрушивал на катер всю силу огня. Большевик Шабалин своим личным приме ром и мужеством всегда вселял веру в сердца храбрых десантников. Нелегко было прорваться в порт, кото рый немцы укрепляли около трех лет. Все его побережье было усеяно дотами, дзота ми и крупными батареями. По люда, вос питанные Сталиным, решили во что бы то ни стало овладеть этой крепостью. И мо ряков повел в бой лидер североморских •катерников Александр Шабалин... Ночную темень, как кинжальные огни, прорезали вспыхнувшие ярким светом про жекторы, глухо ударили батареи. Ни шквальный огонь, ни ярость врага не могли заставить повернуть обратно стой кого большевика, й сердце и ум были под чинены единой воле. Он еорко следил за развертывавшейся панорамой морского боя. Катер Шабалина идет дальше. Еще яростнее становится огонь. Командир ищет наиболее безопасную «дорогу». Русская сметка помогает ему в бою. Катер благо получно подошел к пирсу. Десантники Высокое мастерство, героизм ж отвага, спокойствие и выдержка помогли ему и на этот раз одержать блестящую победу над врагом. За мужество, проявленное в этих боях, Александр Шаба.тпн был удостоен вгорюй медали «Золотая Звезда». Это была высокая награда стойкому п бесстрашному воину, одержавшему семь побед над немецкими кораблями, участни ку героических походов и боев 8 а Родину. Его боевое мастерство свидетель ствует о высокой морской культуре советского офицера. Александр Шаба лин хорошо усвоил передовую сталин скую тактику борьбы против немецких захватчиков. — Я никогда, — говорил «капитан- лейтенант Шабалин, — не пользуюсь раз и навсегда установившимся прие- 1 мом атаки. Это был бы шаблон, а из указаний товарища Сталина пам из вестно, к чему приводит шаблонная тактика, — к поражению. Александру Шабалину не раз прихо дилось драться с немецкими конвоями, и с каждым разом закалялась его воля, росло его боевое мастерство. Любая его атака — было умелое применение ору жия в бою. И, как бы подтверждая эти слова, экскурсовод рассказывает собравшимся еще об одном походе дваж ды Героя. Сентябрь 1941 года. Тогда наппг по сты наблюдения обнаружили вражеский конвой на переходе. Торпедные катера искали конвой в море. Вскоре враже ские корабли были обнаружены, п со ветские моряки повели катера на сбли жение. Александр Шабалин, подойдя па полном ходу к противнику, торпедиро вал вражеский транспорт. Немецкие корабли начали преследование. Вра жеский снаряд пробил маслобак правого мотора, но отважный катерник Александр Шабалин, искусно моневрируя, оторвался от преследующей) врага и благополучно в|егр|гулся па свою базу. Катер, на котором воевал дважды Герой Советского Союза Александр Шабалин, в на котором он одержал свою первую побе ду, теперь передан музею. Славная боевая история у этого маленького корабля, беспо щадно громившего немецких захватчиков на морских коммуникациях и в базах про тивника. Этот корабль, созданный рука ми советских людей, прошел большой бое вой путь. На нем воевали четыре Героя Советского Союза, они потопили десятки вражеских кораблей. Этот катер стоит на площадке (музея, и посетителис особым ин тересом слушают рассказ экскурсовода о его боевом пути. Снова и снова перечитывают посетители подписи под экспонатами, и снова встает перед ними образ легендарного моряка, прославившего в боях за Советскую Годи ну силу морского оружия. И каждому хо чется от всего сердца сказать теплые сло ва, полные любви и благодарности больше вистской партии, воспитавшей миллионы таких замечательных воинов, как ^Алек сандр Осипович Шабалин. Проводя политинформацию, Замести тель командира по политчасти раоска» ттптш\ПГ rtWVTARV. КЛК Тл/тЛЛПТЪАСГГНО СЛУЖИТЬ ТАН, НАН СЛУШИЛ СТАРШИН СЕРМАНТ П Е ТР ШАПТАЛА зал личному составу, как добросовестно старший сержапт Шаптала выполнял св?й воинский долг перед Родиной, и призвал весь личный состав равняться по сержанту Шаптала. Петр Иванович Шаптала служил в одром подразделении десять с лишним лет. За это время он сумел в совершен стве овладеть сложной техникой. Буду чи еще рядовым матросом, оп вникал в«> все (вопросы, всем интересовался и про сил своего комапдпра, чтобы тэт как можпо быстрее ознакомил сп> с меха низмами. Благодаря своим отличным знаниям п дисвдшлинированности рядовой Шаптала быстро продвинулся в звании и в долж ности. Командование, видя такую стара тельность матроса, требовательность к самому себе, решило его назначить командиром отделения. Петр Иванович Шаптала и тут пе стал успокаиваться на доеггагаутых успехах. Он еще больше стал уделять внимания сбережению ма териальной части. Имея уже пемалый опыт, он учил личный состав тому, что нужно па войне, и добивался неплохих результатов в обучении п воспитании своих подчиненных. Его отделение всег да шло впереди. За время своего командования от делением Пепт> Шаптала воспитал много квалифицированных еоецвалг- став. Многие его подчиненные пошли на курсы клавших командиров в доби лись там Отлччиых показателей. Пелру Ивановичу Шаптала можно было гор диться тем, что это его матросы стали такими же командирами, каким являет ся он сам. Он так полюбил специаль ность, личный состав, что не хотел ухо- ' лить после окончания службы в долго срочный отпуск и остался в своем под- разюлеини служадъ сверхсрочно. Вскоре сверхсрочник Петр Иванович Шаптала был назначен старшиной под разделения н произведен в звание стар шего сержанта. За все голы своей служ бы старший сержант Шаптала много по мог командованию в укреплении подраз деления и в наведения в иеы порядка и дисциплины. За это он имел благодарно сти п поощрения. Когда старший сержант П. И . Шапта ла уходил в долгосрочный огауск, -командир собрал весь личный состав подразделения п пожелал то®. Шаптала так же честно работать дальше. Он рас целовал его и вручил ему премию. Петр Иванович Шаптала дал слово < быть стахановцем, бороться за выполне ние сталинской? пятилетки в четыре го па. Старший матрос К . САВВАТЕЁВ. Трудолюбивый воин Какое бы-приказание матросу Камрако- ву ни дали, оп ответит «есть» ri сразу же приступит к его выполнению. Если ему поручена какая-либо работа, то комап;ир уверен, что он сделает ее отлично. Камра- ков работает не спеша, по дело у него (в рутах горит. Чтобы выполнить ответствен ное задание, надо обладать большими зна ниями. Камракову, как обученному и на тренированному ремоптпику-слесарю, пе страшна никакая трудпость. Для лучптето знания специальности он прочел песколь- ко учебников по ремопту, разобрал все схе мы и способы ремонта, которые применя ются в данное время. Теоретические зпания, приобретенные им, надо было закрепить па работе. А для этого требовалась помощь знающего свое дело специалиста. Таким учителем оказал ся младший сержапт Королев. Он учил Камракова, как правильно заделать про боину, об’яснял, какой нужно подбирать дюраль, как употреблять металл и вытя гивать ту или иную деталь к сложному механизму самолетов. Ученик старался пе ренять п запомнить все, чему его учили. Камракова тянуло к учебникам, к vexa- ннзмам. Он в занятиях находил удовольст вие, и усвоение каждого нового раздела было для матроса радостью. Он стремился скорее стать штатным специалистом. И добился этого. Матрос Камраков и теперь продолжает учпться с прежним упорством. Он отлич ник боевой и политической подготовки. Па-днях он получил благодарность за быст рое и точное выполнение задания по ре монту боевой техники. Комсомолец Камраков учится в кружке по изучению кппги Михайлова «Над кар той Редины», изучает самостоятельно ма териалы XI с ’езда ВЛКСМ. — Выполняя) приказ Министра Воору женных Сил, — говорит он, — я буду еще больше совершенствовать свое воен ное мастерство. Старший сержант А. МАЙКОВ'. Богатый опыт и глубокие знания техники имеет сверхсрочник старшш. на 1 статьи Виктор Петров. За до стигнутые успехи в службе orf награжден знаком сОтлшгньт сгя- зиегг». Свои знания и опыт тоа Пет ров уме.то передает матрасам. НА СНИМКЕ: коммунист сверх срочник отличник боевой и палита- гческон подготовки старшина 1 статьи Виктор Петров (на переднем плане), и матрос Лаптев за оаботон. Фото Н. Высоцкого. Прочные знания Священная ненависть к врагам горела в . jj Лгуплптттт1г лейтенанта Никулина первыми вступили сердце, (tea, эта ненависть, и пламен- победы над врагом. На одаш фогосши- на берег. На второй день Александр Шаба- хюбюъ в ^ д у . ках мы ввды катер Шабалнна вд морских лин вновь привел свой катер к этому же шетмли Александра Шабалина на бестпга- коммуникацияз, на других — этот же зшрсу и перебросил подкрепление десант- мерные подннга. 0 таких воинах, как Ша- катер в момент стремительного прорыва в никам, базу противника. Имя знатного североморца дважды Ге роя Советского Союза Шабалина вошло в историю флота, оно стало синонимом доб лести и храбрости, героизма и отваги со ветских моряков. С особой силой проявилось его боевое мастерство в Лиинахамарской десантной балии, слагает народ свои песни, такими моряками крепок и могуч каш славный Се верный флот, созданный великим Сталиным. Никогда не померкнет память о его богатырских поддшгах, свершенных во имя нашей великой социалистической От чизны, во имя победы правого лела. Капитан В. СТЕПАНОВ. Продолжение следует,- Большим авторитетом в нашем подраз делении пользуется старшин матрос% Ба- пустьян. Дисциплинированный, отлично знающий свою специальность, добросовест но относящийся к сбережению техники — так отзывается о нем офицер Баканов. Отарший матрос Еапустьян, прежде чем заступить на вахту, тщательно проверит каждую деталь, определит, плавно ли рабо тает мотор. У него не было ни одного за мечания по службе. В котельном отделе нии, где несет службу Капустьяп, всегда чистота и порядок. Однажды, заступив на вахту, котельный машинист заметил, что перегорели колос ники. Он сразу же доложил об этом стар шине отделения. Старшина приказал ему произвести сварку детали. Через несколь ко часов колосники были восстановлены своими силами без затраты государствен ных средств. Отличное знание специальности, ини циатива и смекалка помогли Капустьяну во-время обнаружить другой дефект. При бор показывал низкое давление пара. О- Кзнустьян сразу нашел причину — была повреждена ось водоразборного мотора. Не теряя ни одной минуты, Капустьян при гласил старшего матроса Николаева. К ут ру прибор был введен в строй. Личный состав крайне нуждался в во доразборных краниках. Таких краников в это время не оказалось. Капустьян и Ни колаев решили сами сделать их. Много пришлось приложить усилий, но они и это сделали. Комавдование, видя в Капустьяне от личного специалиста, назначило его стар шиной отделения котельных машинистов. В прошлом году это отделение сэконо мило свыше 100 тонн угля, а в этом году оа три месяца — 22 тонны. Эта примеры говорят о том, что эконо мить государственные средства могут все военнослужащие. Важно, чтобы каждый воин сознавал большое значение бережного расходования средств и материалов, хорошо знал технику своего заведывання. Старшина 2 статьи Ю. РОССИЕВ. ЗАСЛУЖЕННОЕ ПООЩРЕНИЕ Когда старшего матроса Калинина назна чили старшиной отделения, он активно воялся за обучение матросов. Отделению поручаются самые сложные работы и каж дый раз выполняются они доброкачествен но и в срок. Старшему матросу Калинину, как от личнику боевой и политической подготов ки, командованием предоставлен внеоче редной краткосрочный отпуск. Старший матрос Н. ПАЛАМАРЧУН. отличников СТАЛО ВДВОЕ БОЛЬШЕ За последнее время у нас почти вдвм увеличилось число отличников боевой и политической подготовки. Нодавно многим матросам, старшинам и офицерам об'явле- ны поощрения. Т а к , из числа отмеченных командованием старшины 1 статьи Грин- цевич, Захаров и Хамов удостоены чести быть сфотографированными у развернутого флага корабля. Матросам Исаеву, Коржен- ко и Сметанину предоставлен краткосроч ный внеочередной отпуск. Старшине 2 статьи Эалепуге об'явлена благодарность. Комсомольцам Вовку и Корженко вручены грамоты Мурманского обкома ВЛКСМ. Старшина 2 статьи В. СНЗЗЕВ. — 0 — Пример для товарищей •Комсомолец сержант Маргемьянов — от личник боевой и политической подготовки. Его честная и добросовестная служба от мечена тридцатью благодарностями, How хвалкной грамотой ЦК ВЖОМ. Маргемьянов является командиром под разделения и успешно справляется о воз ложенными на него обязанностями. Свой гатый опыт он умело передает подчинен ным. Младший сержант Кирюхин около двух лет не работал по специальности ради ста и заметно Отстал. Маргемьянов оказал ему необходимую помощь, и вскоре Кирю ши был допущен к самостоятельному несе нию вахты. Подчиненные сержанта! Мартемьянова добились значительных успехов в боевой подготовке. Младшие сержанты Смирнов и Коновалов стали отличными радистами, матрве Чернов успешно догоняет их в знании специальности. Являясь по мощником руководителя политических за-’ нятий, тов. Маргемьянов апгого уде ляет внимания повышению своего тео ретического уровня, свободное время про водит за книгами и газетами. Кроме этого он принимает активное участие в жизни комсомольской организации, аккуратно и в срок выполняет союзные поручения. В нашей стенной газете «Связист» на писаны такие слова: «Служить Родине так, как служит сержапт Маргемьянов». •Комсомолец отличник боевой и политичен ской подготовки сержант Маргемьянов вполне заслуживает того, чтобы все воины нашего подразделения брали с него пример в выполнении воинского долга пдод) Ро- Матрос М. ДУШИН. Заметки офицера Учить матросов тому, что требуется на войне Вешикая Отечественная война блестяще подтвердила правильность системы боевого обучения и воспитания советских моряков. Воспитанные в духе беспредельной любви к матерп-Родине, до конца преданные ин тересам своего народа, советские моряки учились действовать в условиях, наиболее приближенных к боевым. Поэтому их уда ры в Годы войны были могучими, сокру шительными и нарастающими по силе. Поэтому моряки успешно справились с за дачей поддержки действий Советской Ар мии на флангах огромного советско-гер манского франта. Богатый боевой опыт, накопленный в годы войны, служит ныне основой для обучения моряков. В этом отношении осо бенно показательна работа старшин Ши ряева, Калпиила, Шемякина и других. Чем обеспечивают успехи лучшие стар шины? Прежде всего тщательной подготовкой каждого занятия, тренировки, учения. Как правило, план занятии хорошо обдумы вается, намечаются основные вопросы, подбираются вводные. Характер вводных определяется в каждом случае тон обста новкой, в которой будут проходить трени ровки (стоянка, переход). В аде занятий старшипы добиваются, чтобы все матросы хорошо усвоили бое вые инструкции, быстро и расторопно вы полняли свои обязанности в любой обста новке, даже самой сложной, при наличии повреждений. Если матрос в совершенстве знает боевую технику, умеет правильно и грамотно эксплоатировать ее, го для него любая вводная будет подлечу. При этом старшины Ширяев, Шемякин, Калинин добиваются четкости действий матросов, быстроты и правильности докладов. Это очень важные элементы обучения матро сов. И тот старшина, который не учит ма тросов быстро и четко докладывать о своих действиях,— 'Допускает серьезную ошибку. Недавно катер, где старшиной группы мотористов старшина 2 статьи Позднячкин, отрабатывал садачу по борьбе за живу честь. Вводные с каждым разом усложня лись. Матросы быстро выполняли их, но не всегда докладывали о своих действиях на мостик. Когда вводные были несложны ми, то это пе оказывало заметного влия ния на ход занятия. Но вот поступил приказ заделать «пробоину» в труднодо ступном месте. От ликвидации такого повреждения в боевой обстановке зависят все дальнейшие действия комапдпра и эки пажа в целом. Командир с петерпенпем ждал доклада о ходе выполнения вводпой. Однако матросы, заделывавшие «пробои ну», пе спешили с докладами. Это, естест венно, сильно сказалось на ходе занятия, п оно не дало ожидаемого результата. ’ Надо сказать, что матросы правильно поняли вводную, их действия были четки ми. Но беда в том, что старшина Лоздняч- кин в ходе предыдущих занятий не требо вал от своих подчиненных быстрых и чет ких докладов о своих действиях. В боевой обстановке своевременный до клад о повреждениях и устранении их имеет первостепенное значение. Поэтому следует учить матросов не только правиль но и грамотно работать на механизмах, умело бороться за жизнь своего корабля, но и незамедлительно сообщать на мостик о всех своих действиях. Очень важно, чтобы учеба шла в на растающем темпе. ■Когда в группу старшины 1 статьи Ши ряева пришли матросы, то занятия С mrvm начались с изучения техники. Это отняло у старшины много времени. Но он на стойчиво обучал матросов. Кроме заня тий по расписанию он часто использовал для учебы свободное время. Проводи лись также технические конференции и собеседования по материальной части. Все это дало возможность подчиненным Ши ряева в совершенстве освоить боевую тех нику, научиться эксплоатировать ее. Лишь после этого старшина приступил к обуче нию матросов борьбе са живучесть. Вна чале вводные были несложными и по требовали особого папряження. Ко гда же матросы приобрели элементарны» навыки, хорошо усвоили порядок исполь зования авартшо-спасательпых средств, их -расположение, Ширяев приступил к по степенному усложнению вводных. -Если он видел, что матросы в ходе тренировочного занятия что-либо слабо усвапвалп или действовали нерасторопно, то на эти недо статки обращалось внимание па последую щих занятиях. Прогрессивность в боевой учебе преду сматривает постепенное усложнение трени ровок, обучение идет от простого к сложно му, ибо двигаться вперед невозможно без глубокого усвоения всего, что изучалось раньше. Это имеет важное значение. Толь ко в этом случае можно воспитать матросов умелыми специалистами, находчивыми и решительными моряками. Еще и до сих пор некоторые старшины допускают элементы упрощенчества на за нятиях и тренировках. Мы были свидете лями такого случая. Прозвучал сигнал: «Катер к походу изготовить!». Каждому моряку известно, что это значит и какое время необходимо для хорошей подготовки к походу даже такого небольшого корабля как катер. Как только катер отошел от пирса, с боевых постов сразу же поступи ли доклады о готовности всех механизмов и оружия к действию. Так ли это было па самом деле? Пет, пе совсем так. Напри мер, комендоры и пулеметчик докладывали о готовности сразу же после расчехления оружия. А ведь они имеют кроме боевого поста еще об’екты по заведыванпю, кото рые надо обязательно готовить (задраиваяне люков, шрловин и т. п.). Были ошибки и у других матросов. О чем говорит такой пример? Прежде всего о наличии пекоторых элементов ус ловности в обучении матросов. Каждый член экипажа имеет строго определенный круг обязанностей во время подготовки корабля к походу. Командирам боевых Постов, командирам групп п боевых частей необходимо строить обучение с та ким расчетом, чтобы все эти обязанности выполнялись полностью 31 и строгой после довательности. Здесь немыслимы никакие отступления. Любая, даже незначительная сплошность пли халатность может приве сти к серьезным последствиям. Обучение матросов сл^ду^г строить так, чтобы все тренировки и (занятия выраба тывали у воинов четкость, расторопность, умение найти самое правильное решение в каждом конкретном случае. Наши старши ны, например, широко используют опыт боевой деятельности торпедных катеров в годы Великой Отечественной войны. Очень часто вводные на тренировках строятся с учетом типичных случаев, встречавшихся в бою. Это наиболее приближает учебу к условиям боевой действительности, делает ее целеустремленной, интересной по содер жапппо. В одном нз боев был такой случай. Ка тер атаковал крупный вражеский корабль и потопил его. На отходе вражеские кораб ли охранения сосредоточили по катеру весь свой огонь. В результате катер получил несколько пробоин. Бензоцистерны дали течь. По мотористы не растерялись. Они применили для заделки пробоин хоояйст- веипое мыло, находившееся под руками. Результат превзошел все ожидания, течь бензина почти полностью прекратилась. Примеров находчивости наших моряков можно привести очень мпого. Все они го ворят о высокой боевой выучке личного состава. Теперь, в условиях мирного вре мени, наши старшины стараются так про водить учебу, чтобы опа воспитывала у матросов находчивость и расторопность, поднимала их в онанпп своего дела. Для этого практикуются такие вводные, кото рые заставляют матросов прежде, чем при ступить к действиям, подумать над тем, ка кие материалы, находящиеся под руками, можно использовать. Большую пользу для совершенствова ния мастерства катерппков приносят тре нировки на походе. Старшины дают ввод ные, наблюдают за действиями матросов, иа ходу поправляя ошибки. Такпе трени ровки проводятся в самых различных ус ловиях — днем и при полном отсутствии освещения. * Большая насыщенность боевого корабля огневыми и техническими средствами тре бует от экипажа высокой выучил. Отлич ное выполнение обязанностей всех членов экипажа» возможно только па этой основе. В боевой обстановке выход из строя даже оддого человека может оказать серьезное воздействие на решение поставленной пе ред кораблем задачи. Поэтому очень важ но, чтобы на корабле была хорошо отрабо тана взаимозаменяемость. С этой целью у нас проводятся занятия по изучению вто рых специальностей, а также тренировки и занятия, способствующие приобретению необходимых практических навыков. Вот некоторые примеры. Старшина 2 статьи Солдатов хорошо освоил спе циальность боцмана. В любой обстановке его действия являются правильными и четкими. Теперь старшина Солдатов ос ваивает специальность торпедпета. Вместе со старшим матросом Зерновым они изу чают торпедное оружие, средства связи. Солдатов успешно заменяет торпедиста, а Зернов — боцмана. В похоже мотористы часто работают со кращенным расчетом. Одному специалисту приходится обслуживать все механизмы. Этого нелегко достигнуть. Однако польза огромная, ибо матрос учится имедпо тому, что требуется в бою. Катерники располагают богатым боевым опытом. Полпостыо использовать его для дальнейшего совершенсттлшния боевой выучки личного состава, сделать его до- стоянием каждого матроса — .вот важней шая задача. Именно этого требует Мшгпстр Вооруженных Сит Союза ССР в своих при. казах. Н. БЫКОВ.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz