На страже Заполярья. 1949 год. Май.

НА С Т Р А Ж Е З А П О Л Я Р Ь Я 18 мая 1349 г., К : 115 (3420 ). & C U C M I Слово о дважды Герое Среди экспонатов музея мы видим мно­ жество документов, (картин, реликвий, по­ вествующих о велпком мужестве и героиз­ ме, о беспредельной любви к Советской Ро­ дине моряков торпедных катеров. Нам до­ рого все, что воссоздает хотя бы черточку их героической боевой жизни в дни Вели­ кой Отечественной войны. И фотоснимки, запечатлевшие острые моменты атак, и картины, посвященные героям, и ставший музейной реликвией торпедный катер, на котором воевало четыро бесстрашных воииа-северомор- ца, и бюсты героев — все это экспо­ наты, у которых нельзя не остано­ виться в почтительном молчании, слу­ шая рассказ экскурсовода. Плотным полукольцом окружили по­ сетители бюст дважды Героя Советского Союза Александра Осиповича Шабали­ на. Скульптор Кербель с большой точ­ ностью вюспроизвел черты прославлен­ ного катерника, верного сына больше­ вистской партии и советского народа. Экскурсовод рассказывает матросам о жизни простого советскюго человека, отдавшего все свои силы служению любимой Родине, большевистской пар­ тии. И перед нами встает вся era жизнь и борьба во имя победы над вра­ гом, во имя укрепления могущества (Зо­ ветекого государства, во имя победы коммунизма. Коротка, но ярка биография Алек­ сандра Шабалина. Это биография на­ стоящего советскюго человека, вырос­ шего з социалистическом обществе, вос­ питанного партией Ленина — Огалина, беспредельно преданного Огеизне. И то, что офицер Шабалин вырос от рядового матроса до крупного военного команди­ ра, со всей очевидностью и убедитель­ ностыэ говорит нам о его настойчиво­ сти в достижении цели, о благоприят­ ных условиях, созданных для роста <зог ветского человека в нашем государств^. Вся его жизнь связана с морем. Еще в детстве в городе Онега Архангельской об­ ласти он мечтал о плавании, о суровых морских просторах. Близкие его сумели привить юноше любовь к морской службе, к суровой стихии. Таким был его дядя, участвовавший во многих экспедициях да Севере, старый и опытный русский моряк. Уже в 1931 году Шабалин участвует в первом походе на тральщике. Кода он был зачислен в экипаж юнгой, это его сильно обрадовало. Баренцево море встретило мо­ лодого моряка недружелюбно, но оно не сломило ни его воли, ни его страстного же­ лания дерзать и побеждать стихию. Спустя год Александр Шабалин плавал уже ма­ тросом. Это была первая ступ®» в морской службе. И Шабалин прошел ее с толком, закалил п подготовил себя для трудных походов на боевых «кораблях. Он шел по этому, пути от матроса! до комжвдарз, по­ вседневно .совершенствуясь в военно-мор­ ском деле. Грянула война. С первых ее дней ка- терник Александр Шабалин борется за то, чтобы очистить наше родное море от не­ мецких захватчиков. Его катер стал гро­ зой дня немцев на морских коммуникаци­ ях. Экскурсовод обращает внимание посе­ тителей на фотографии, на которых зафик­ сированы первые походы катерников и их операции. До этого у капитан-лейтфанта Шабалина был богатый опыт высадки де­ сантов. Он не раз на своем грозном катере прорывался в порты и фиорды противни­ ка, успешно высаживал разведчиков на вражеский берег, ждал, пока они возвра­ тятся с задания, снова подходил к берегу и благополучно возвращался на базу. И потому не случайно было названо имя Александра Шабалина, когда готовилась эта операция. Бюст дважигы Героя Советского Союза А. Шабалнна. Фото Н. Высоцкого. Это был офицер железной вели, беспри­ мерной храбрости. Его рука ни в одной атаке не дрогнула на цггурвале, его сердце ни разу не тронул холодок боязни, когда враг обрушивал на катер всю силу огня. Большевик Шабалин своим личным приме­ ром и мужеством всегда вселял веру в сердца храбрых десантников. Нелегко было прорваться в порт, кото­ рый немцы укрепляли около трех лет. Все его побережье было усеяно дотами, дзота­ ми и крупными батареями. По люда, вос­ питанные Сталиным, решили во что бы то ни стало овладеть этой крепостью. И мо­ ряков повел в бой лидер североморских •катерников Александр Шабалин... Ночную темень, как кинжальные огни, прорезали вспыхнувшие ярким светом про­ жекторы, глухо ударили батареи. Ни шквальный огонь, ни ярость врага не могли заставить повернуть обратно стой­ кого большевика, й сердце и ум были под­ чинены единой воле. Он еорко следил за развертывавшейся панорамой морского боя. Катер Шабалина идет дальше. Еще яростнее становится огонь. Командир ищет наиболее безопасную «дорогу». Русская сметка помогает ему в бою. Катер благо­ получно подошел к пирсу. Десантники Высокое мастерство, героизм ж отвага, спокойствие и выдержка помогли ему и на этот раз одержать блестящую победу над врагом. За мужество, проявленное в этих боях, Александр Шаба.тпн был удостоен вгорюй медали «Золотая Звезда». Это была высокая награда стойкому п бесстрашному воину, одержавшему семь побед над немецкими кораблями, участни­ ку героических походов и боев 8 а Родину. Его боевое мастерство свидетель­ ствует о высокой морской культуре советского офицера. Александр Шаба­ лин хорошо усвоил передовую сталин­ скую тактику борьбы против немецких захватчиков. — Я никогда, — говорил «капитан- лейтенант Шабалин, — не пользуюсь раз и навсегда установившимся прие- 1 мом атаки. Это был бы шаблон, а из указаний товарища Сталина пам из­ вестно, к чему приводит шаблонная тактика, — к поражению. Александру Шабалину не раз прихо­ дилось драться с немецкими конвоями, и с каждым разом закалялась его воля, росло его боевое мастерство. Любая его атака — было умелое применение ору­ жия в бою. И, как бы подтверждая эти слова, экскурсовод рассказывает собравшимся еще об одном походе дваж­ ды Героя. Сентябрь 1941 года. Тогда наппг по­ сты наблюдения обнаружили вражеский конвой на переходе. Торпедные катера искали конвой в море. Вскоре враже­ ские корабли были обнаружены, п со­ ветские моряки повели катера на сбли­ жение. Александр Шабалин, подойдя па полном ходу к противнику, торпедиро­ вал вражеский транспорт. Немецкие корабли начали преследование. Вра­ жеский снаряд пробил маслобак правого мотора, но отважный катерник Александр Шабалин, искусно моневрируя, оторвался от преследующей) врага и благополучно в|егр|гулся па свою базу. Катер, на котором воевал дважды Герой Советского Союза Александр Шабалин, в на котором он одержал свою первую побе­ ду, теперь передан музею. Славная боевая история у этого маленького корабля, беспо­ щадно громившего немецких захватчиков на морских коммуникациях и в базах про­ тивника. Этот корабль, созданный рука­ ми советских людей, прошел большой бое­ вой путь. На нем воевали четыре Героя Советского Союза, они потопили десятки вражеских кораблей. Этот катер стоит на площадке (музея, и посетителис особым ин­ тересом слушают рассказ экскурсовода о его боевом пути. Снова и снова перечитывают посетители подписи под экспонатами, и снова встает перед ними образ легендарного моряка, прославившего в боях за Советскую Годи­ ну силу морского оружия. И каждому хо­ чется от всего сердца сказать теплые сло­ ва, полные любви и благодарности больше­ вистской партии, воспитавшей миллионы таких замечательных воинов, как ^Алек­ сандр Осипович Шабалин. Проводя политинформацию, Замести­ тель командира по политчасти раоска» ттптш\ПГ rtWVTARV. КЛК Тл/тЛЛПТЪАСГГНО СЛУЖИТЬ ТАН, НАН СЛУШИЛ СТАРШИН СЕРМАНТ П Е ТР ШАПТАЛА зал личному составу, как добросовестно старший сержапт Шаптала выполнял св?й воинский долг перед Родиной, и призвал весь личный состав равняться по сержанту Шаптала. Петр Иванович Шаптала служил в одром подразделении десять с лишним лет. За это время он сумел в совершен­ стве овладеть сложной техникой. Буду­ чи еще рядовым матросом, оп вникал в«> все (вопросы, всем интересовался и про­ сил своего комапдпра, чтобы тэт как можпо быстрее ознакомил сп> с меха­ низмами. Благодаря своим отличным знаниям п дисвдшлинированности рядовой Шаптала быстро продвинулся в звании и в долж­ ности. Командование, видя такую стара­ тельность матроса, требовательность к самому себе, решило его назначить командиром отделения. Петр Иванович Шаптала и тут пе стал успокаиваться на доеггагаутых успехах. Он еще больше стал уделять внимания сбережению ма­ териальной части. Имея уже пемалый опыт, он учил личный состав тому, что нужно па войне, и добивался неплохих результатов в обучении п воспитании своих подчиненных. Его отделение всег­ да шло впереди. За время своего командования от­ делением Пепт> Шаптала воспитал много квалифицированных еоецвалг- став. Многие его подчиненные пошли на курсы клавших командиров в доби­ лись там Отлччиых показателей. Пелру Ивановичу Шаптала можно было гор­ диться тем, что это его матросы стали такими же командирами, каким являет­ ся он сам. Он так полюбил специаль­ ность, личный состав, что не хотел ухо- ' лить после окончания службы в долго­ срочный отпуск и остался в своем под- разюлеини служадъ сверхсрочно. Вскоре сверхсрочник Петр Иванович Шаптала был назначен старшиной под­ разделения н произведен в звание стар­ шего сержанта. За все голы своей служ­ бы старший сержант Шаптала много по­ мог командованию в укреплении подраз­ деления и в наведения в иеы порядка и дисциплины. За это он имел благодарно­ сти п поощрения. Когда старший сержант П. И . Шапта­ ла уходил в долгосрочный огауск, -командир собрал весь личный состав подразделения п пожелал то®. Шаптала так же честно работать дальше. Он рас­ целовал его и вручил ему премию. Петр Иванович Шаптала дал слово < быть стахановцем, бороться за выполне­ ние сталинской? пятилетки в четыре го­ па. Старший матрос К . САВВАТЕЁВ. Трудолюбивый воин Какое бы-приказание матросу Камрако- ву ни дали, оп ответит «есть» ri сразу же приступит к его выполнению. Если ему поручена какая-либо работа, то комап;ир уверен, что он сделает ее отлично. Камра- ков работает не спеша, по дело у него (в рутах горит. Чтобы выполнить ответствен­ ное задание, надо обладать большими зна­ ниями. Камракову, как обученному и на­ тренированному ремоптпику-слесарю, пе страшна никакая трудпость. Для лучптето знания специальности он прочел песколь- ко учебников по ремопту, разобрал все схе­ мы и способы ремонта, которые применя­ ются в данное время. Теоретические зпания, приобретенные им, надо было закрепить па работе. А для этого требовалась помощь знающего свое дело специалиста. Таким учителем оказал­ ся младший сержапт Королев. Он учил Камракова, как правильно заделать про­ боину, об’яснял, какой нужно подбирать дюраль, как употреблять металл и вытя­ гивать ту или иную деталь к сложному механизму самолетов. Ученик старался пе­ ренять п запомнить все, чему его учили. Камракова тянуло к учебникам, к vexa- ннзмам. Он в занятиях находил удовольст­ вие, и усвоение каждого нового раздела было для матроса радостью. Он стремился скорее стать штатным специалистом. И добился этого. Матрос Камраков и теперь продолжает учпться с прежним упорством. Он отлич­ ник боевой и политической подготовки. Па-днях он получил благодарность за быст­ рое и точное выполнение задания по ре­ монту боевой техники. Комсомолец Камраков учится в кружке по изучению кппги Михайлова «Над кар­ той Редины», изучает самостоятельно ма­ териалы XI с ’езда ВЛКСМ. — Выполняя) приказ Министра Воору­ женных Сил, — говорит он, — я буду еще больше совершенствовать свое воен­ ное мастерство. Старший сержант А. МАЙКОВ'. Богатый опыт и глубокие знания техники имеет сверхсрочник старшш. на 1 статьи Виктор Петров. За до­ стигнутые успехи в службе orf награжден знаком сОтлшгньт сгя- зиегг». Свои знания и опыт тоа Пет­ ров уме.то передает матрасам. НА СНИМКЕ: коммунист сверх­ срочник отличник боевой и палита- гческон подготовки старшина 1 статьи Виктор Петров (на переднем плане), и матрос Лаптев за оаботон. Фото Н. Высоцкого. Прочные знания Священная ненависть к врагам горела в . jj Лгуплптттт1г лейтенанта Никулина первыми вступили сердце, (tea, эта ненависть, и пламен- победы над врагом. На одаш фогосши- на берег. На второй день Александр Шаба- хюбюъ в ^ д у . ках мы ввды катер Шабалнна вд морских лин вновь привел свой катер к этому же шетмли Александра Шабалина на бестпга- коммуникацияз, на других — этот же зшрсу и перебросил подкрепление десант- мерные подннга. 0 таких воинах, как Ша- катер в момент стремительного прорыва в никам, базу противника. Имя знатного североморца дважды Ге­ роя Советского Союза Шабалина вошло в историю флота, оно стало синонимом доб­ лести и храбрости, героизма и отваги со­ ветских моряков. С особой силой проявилось его боевое мастерство в Лиинахамарской десантной балии, слагает народ свои песни, такими моряками крепок и могуч каш славный Се­ верный флот, созданный великим Сталиным. Никогда не померкнет память о его богатырских поддшгах, свершенных во имя нашей великой социалистической От­ чизны, во имя победы правого лела. Капитан В. СТЕПАНОВ. Продолжение следует,- Большим авторитетом в нашем подраз­ делении пользуется старшин матрос% Ба- пустьян. Дисциплинированный, отлично знающий свою специальность, добросовест­ но относящийся к сбережению техники — так отзывается о нем офицер Баканов. Отарший матрос Еапустьян, прежде чем заступить на вахту, тщательно проверит каждую деталь, определит, плавно ли рабо­ тает мотор. У него не было ни одного за­ мечания по службе. В котельном отделе­ нии, где несет службу Капустьяп, всегда чистота и порядок. Однажды, заступив на вахту, котельный машинист заметил, что перегорели колос­ ники. Он сразу же доложил об этом стар­ шине отделения. Старшина приказал ему произвести сварку детали. Через несколь­ ко часов колосники были восстановлены своими силами без затраты государствен­ ных средств. Отличное знание специальности, ини­ циатива и смекалка помогли Капустьяну во-время обнаружить другой дефект. При­ бор показывал низкое давление пара. О- Кзнустьян сразу нашел причину — была повреждена ось водоразборного мотора. Не теряя ни одной минуты, Капустьян при­ гласил старшего матроса Николаева. К ут­ ру прибор был введен в строй. Личный состав крайне нуждался в во­ доразборных краниках. Таких краников в это время не оказалось. Капустьян и Ни­ колаев решили сами сделать их. Много пришлось приложить усилий, но они и это сделали. Комавдование, видя в Капустьяне от­ личного специалиста, назначило его стар­ шиной отделения котельных машинистов. В прошлом году это отделение сэконо­ мило свыше 100 тонн угля, а в этом году оа три месяца — 22 тонны. Эта примеры говорят о том, что эконо­ мить государственные средства могут все военнослужащие. Важно, чтобы каждый воин сознавал большое значение бережного расходования средств и материалов, хорошо знал технику своего заведывання. Старшина 2 статьи Ю. РОССИЕВ. ЗАСЛУЖЕННОЕ ПООЩРЕНИЕ Когда старшего матроса Калинина назна­ чили старшиной отделения, он активно воялся за обучение матросов. Отделению поручаются самые сложные работы и каж­ дый раз выполняются они доброкачествен­ но и в срок. Старшему матросу Калинину, как от­ личнику боевой и политической подготов­ ки, командованием предоставлен внеоче­ редной краткосрочный отпуск. Старший матрос Н. ПАЛАМАРЧУН. отличников СТАЛО ВДВОЕ БОЛЬШЕ За последнее время у нас почти вдвм увеличилось число отличников боевой и политической подготовки. Нодавно многим матросам, старшинам и офицерам об'явле- ны поощрения. Т а к , из числа отмеченных командованием старшины 1 статьи Грин- цевич, Захаров и Хамов удостоены чести быть сфотографированными у развернутого флага корабля. Матросам Исаеву, Коржен- ко и Сметанину предоставлен краткосроч­ ный внеочередной отпуск. Старшине 2 статьи Эалепуге об'явлена благодарность. Комсомольцам Вовку и Корженко вручены грамоты Мурманского обкома ВЛКСМ. Старшина 2 статьи В. СНЗЗЕВ. — 0 — Пример для товарищей •Комсомолец сержант Маргемьянов — от­ личник боевой и политической подготовки. Его честная и добросовестная служба от­ мечена тридцатью благодарностями, How хвалкной грамотой ЦК ВЖОМ. Маргемьянов является командиром под­ разделения и успешно справляется о воз­ ложенными на него обязанностями. Свой гатый опыт он умело передает подчинен­ ным. Младший сержант Кирюхин около двух лет не работал по специальности ради­ ста и заметно Отстал. Маргемьянов оказал ему необходимую помощь, и вскоре Кирю­ ши был допущен к самостоятельному несе­ нию вахты. Подчиненные сержанта! Мартемьянова добились значительных успехов в боевой подготовке. Младшие сержанты Смирнов и Коновалов стали отличными радистами, матрве Чернов успешно догоняет их в знании специальности. Являясь по­ мощником руководителя политических за-’ нятий, тов. Маргемьянов апгого уде­ ляет внимания повышению своего тео­ ретического уровня, свободное время про­ водит за книгами и газетами. Кроме этого он принимает активное участие в жизни комсомольской организации, аккуратно и в срок выполняет союзные поручения. В нашей стенной газете «Связист» на­ писаны такие слова: «Служить Родине так, как служит сержапт Маргемьянов». •Комсомолец отличник боевой и политичен ской подготовки сержант Маргемьянов вполне заслуживает того, чтобы все воины нашего подразделения брали с него пример в выполнении воинского долга пдод) Ро- Матрос М. ДУШИН. Заметки офицера Учить матросов тому, что требуется на войне Вешикая Отечественная война блестяще подтвердила правильность системы боевого обучения и воспитания советских моряков. Воспитанные в духе беспредельной любви к матерп-Родине, до конца преданные ин­ тересам своего народа, советские моряки учились действовать в условиях, наиболее приближенных к боевым. Поэтому их уда­ ры в Годы войны были могучими, сокру­ шительными и нарастающими по силе. Поэтому моряки успешно справились с за­ дачей поддержки действий Советской Ар­ мии на флангах огромного советско-гер­ манского франта. Богатый боевой опыт, накопленный в годы войны, служит ныне основой для обучения моряков. В этом отношении осо­ бенно показательна работа старшин Ши­ ряева, Калпиила, Шемякина и других. Чем обеспечивают успехи лучшие стар­ шины? Прежде всего тщательной подготовкой каждого занятия, тренировки, учения. Как правило, план занятии хорошо обдумы­ вается, намечаются основные вопросы, подбираются вводные. Характер вводных определяется в каждом случае тон обста­ новкой, в которой будут проходить трени­ ровки (стоянка, переход). В аде занятий старшипы добиваются, чтобы все матросы хорошо усвоили бое­ вые инструкции, быстро и расторопно вы­ полняли свои обязанности в любой обста­ новке, даже самой сложной, при наличии повреждений. Если матрос в совершенстве знает боевую технику, умеет правильно и грамотно эксплоатировать ее, го для него любая вводная будет подлечу. При этом старшины Ширяев, Шемякин, Калинин добиваются четкости действий матросов, быстроты и правильности докладов. Это очень важные элементы обучения матро­ сов. И тот старшина, который не учит ма­ тросов быстро и четко докладывать о своих действиях,— 'Допускает серьезную ошибку. Недавно катер, где старшиной группы мотористов старшина 2 статьи Позднячкин, отрабатывал садачу по борьбе за живу­ честь. Вводные с каждым разом усложня­ лись. Матросы быстро выполняли их, но не всегда докладывали о своих действиях на мостик. Когда вводные были несложны­ ми, то это пе оказывало заметного влия­ ния на ход занятия. Но вот поступил приказ заделать «пробоину» в труднодо­ ступном месте. От ликвидации такого повреждения в боевой обстановке зависят все дальнейшие действия комапдпра и эки­ пажа в целом. Командир с петерпенпем ждал доклада о ходе выполнения вводпой. Однако матросы, заделывавшие «пробои­ ну», пе спешили с докладами. Это, естест­ венно, сильно сказалось на ходе занятия, п оно не дало ожидаемого результата. ’ Надо сказать, что матросы правильно поняли вводную, их действия были четки­ ми. Но беда в том, что старшина Лоздняч- кин в ходе предыдущих занятий не требо­ вал от своих подчиненных быстрых и чет­ ких докладов о своих действиях. В боевой обстановке своевременный до­ клад о повреждениях и устранении их имеет первостепенное значение. Поэтому следует учить матросов не только правиль­ но и грамотно работать на механизмах, умело бороться за жизнь своего корабля, но и незамедлительно сообщать на мостик о всех своих действиях. Очень важно, чтобы учеба шла в на­ растающем темпе. ■Когда в группу старшины 1 статьи Ши­ ряева пришли матросы, то занятия С mrvm начались с изучения техники. Это отняло у старшины много времени. Но он на­ стойчиво обучал матросов. Кроме заня­ тий по расписанию он часто использовал для учебы свободное время. Проводи­ лись также технические конференции и собеседования по материальной части. Все это дало возможность подчиненным Ши­ ряева в совершенстве освоить боевую тех­ нику, научиться эксплоатировать ее. Лишь после этого старшина приступил к обуче­ нию матросов борьбе са живучесть. Вна­ чале вводные были несложными и по требовали особого папряження. Ко­ гда же матросы приобрели элементарны» навыки, хорошо усвоили порядок исполь­ зования авартшо-спасательпых средств, их -расположение, Ширяев приступил к по­ степенному усложнению вводных. -Если он видел, что матросы в ходе тренировочного занятия что-либо слабо усвапвалп или действовали нерасторопно, то на эти недо­ статки обращалось внимание па последую­ щих занятиях. Прогрессивность в боевой учебе преду­ сматривает постепенное усложнение трени­ ровок, обучение идет от простого к сложно­ му, ибо двигаться вперед невозможно без глубокого усвоения всего, что изучалось раньше. Это имеет важное значение. Толь­ ко в этом случае можно воспитать матросов умелыми специалистами, находчивыми и решительными моряками. Еще и до сих пор некоторые старшины допускают элементы упрощенчества на за­ нятиях и тренировках. Мы были свидете­ лями такого случая. Прозвучал сигнал: «Катер к походу изготовить!». Каждому моряку известно, что это значит и какое время необходимо для хорошей подготовки к походу даже такого небольшого корабля как катер. Как только катер отошел от пирса, с боевых постов сразу же поступи­ ли доклады о готовности всех механизмов и оружия к действию. Так ли это было па самом деле? Пет, пе совсем так. Напри­ мер, комендоры и пулеметчик докладывали о готовности сразу же после расчехления оружия. А ведь они имеют кроме боевого поста еще об’екты по заведыванпю, кото­ рые надо обязательно готовить (задраиваяне люков, шрловин и т. п.). Были ошибки и у других матросов. О чем говорит такой пример? Прежде всего о наличии пекоторых элементов ус­ ловности в обучении матросов. Каждый член экипажа имеет строго определенный круг обязанностей во время подготовки корабля к походу. Командирам боевых Постов, командирам групп п боевых частей необходимо строить обучение с та­ ким расчетом, чтобы все эти обязанности выполнялись полностью 31 и строгой после­ довательности. Здесь немыслимы никакие отступления. Любая, даже незначительная сплошность пли халатность может приве­ сти к серьезным последствиям. Обучение матросов сл^ду^г строить так, чтобы все тренировки и (занятия выраба­ тывали у воинов четкость, расторопность, умение найти самое правильное решение в каждом конкретном случае. Наши старши­ ны, например, широко используют опыт боевой деятельности торпедных катеров в годы Великой Отечественной войны. Очень часто вводные на тренировках строятся с учетом типичных случаев, встречавшихся в бою. Это наиболее приближает учебу к условиям боевой действительности, делает ее целеустремленной, интересной по содер­ жапппо. В одном нз боев был такой случай. Ка­ тер атаковал крупный вражеский корабль и потопил его. На отходе вражеские кораб­ ли охранения сосредоточили по катеру весь свой огонь. В результате катер получил несколько пробоин. Бензоцистерны дали течь. По мотористы не растерялись. Они применили для заделки пробоин хоояйст- веипое мыло, находившееся под руками. Результат превзошел все ожидания, течь бензина почти полностью прекратилась. Примеров находчивости наших моряков можно привести очень мпого. Все они го­ ворят о высокой боевой выучке личного состава. Теперь, в условиях мирного вре­ мени, наши старшины стараются так про­ водить учебу, чтобы опа воспитывала у матросов находчивость и расторопность, поднимала их в онанпп своего дела. Для этого практикуются такие вводные, кото­ рые заставляют матросов прежде, чем при­ ступить к действиям, подумать над тем, ка­ кие материалы, находящиеся под руками, можно использовать. Большую пользу для совершенствова­ ния мастерства катерппков приносят тре­ нировки на походе. Старшины дают ввод­ ные, наблюдают за действиями матросов, иа ходу поправляя ошибки. Такпе трени­ ровки проводятся в самых различных ус­ ловиях — днем и при полном отсутствии освещения. * Большая насыщенность боевого корабля огневыми и техническими средствами тре­ бует от экипажа высокой выучил. Отлич­ ное выполнение обязанностей всех членов экипажа» возможно только па этой основе. В боевой обстановке выход из строя даже оддого человека может оказать серьезное воздействие на решение поставленной пе­ ред кораблем задачи. Поэтому очень важ­ но, чтобы на корабле была хорошо отрабо­ тана взаимозаменяемость. С этой целью у нас проводятся занятия по изучению вто­ рых специальностей, а также тренировки и занятия, способствующие приобретению необходимых практических навыков. Вот некоторые примеры. Старшина 2 статьи Солдатов хорошо освоил спе­ циальность боцмана. В любой обстановке его действия являются правильными и четкими. Теперь старшина Солдатов ос­ ваивает специальность торпедпета. Вместе со старшим матросом Зерновым они изу­ чают торпедное оружие, средства связи. Солдатов успешно заменяет торпедиста, а Зернов — боцмана. В похоже мотористы часто работают со­ кращенным расчетом. Одному специалисту приходится обслуживать все механизмы. Этого нелегко достигнуть. Однако польза огромная, ибо матрос учится имедпо тому, что требуется в бою. Катерники располагают богатым боевым опытом. Полпостыо использовать его для дальнейшего совершенсттлшния боевой выучки личного состава, сделать его до- стоянием каждого матроса — .вот важней­ шая задача. Именно этого требует Мшгпстр Вооруженных Сит Союза ССР в своих при. казах. Н. БЫКОВ.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz