На страже Заполярья. 1949 год. Май.
Решения XI с'езда ВЛКСМ программа нашей работы 1 7 м я 1849 г.. № 114 (8418?.___________________________________ * ) С собрания комсомольского актива авиаторов И С К У С С Т ВО Б О Л Ь Ш И Х ИДЕЙ На выставке картин московских художников ______________ НА ' С Т Р А Ж Е З А П О Л Я Р Ь Я ____________________________________________ _____________ _____________________ ~ У североморских «йиаторов состоялось собрание комсомольского актива, посвя щенное итогам I I с ’езда ВЛКСМ. Собравшиеся с большим вниманием и интересом выслушали доклад делегата XI с’езда ВЛКСМ капитан-лейтенанта Иваш- нева, подробно остановившегося на работе с ’езда, принятых решениях и задачах, не посредственно вытекающих из этих реше ний для комсомольских организаций авиа ционных подразделений. —■I I с ’езд комсомола. — говорит тов. Ивашнев, — является яркой демонстраци ей горячей любви и преданности молодых строителей коммунизма великому делу Ленина, — Сталина, большевистской пар- тин е товарищу Сталину, готовности не покладая рук. трудиться на благо социа листического Отечества. * Останавливаясь на задачах, которые стоят перед комсомольскими организация ми, докладчик подчеркивает, что эти зада чи сформулированы в приветствии ЦК ВКП(б) I I с ’езду ВЛКСМ, в котором гово рится, что «Теперь, когда советский па род решает великие задачи строительства коммунизма, еще более возрастает роль Ком сомола с деле коммунистического воспита ния молодого поколения. Комсомол должен воспитывать среди молодежи бесстрашных, бодрых, жизнерадостных, уверенных в своих силах, готовых преодолевать любые трудности бойцов ва свободу и честь нашей Родпны, за дело партии Ленина— Сталина, за победу коммунизма». формой воспитания воинов. Поэтому бюро ВЛКОМ повседневно ведет борьбу ва при мерность (комсомольцев на политических занятиях. Мы систематически заслушиваем не точько комсомольцев, отстающих в учебе, с целью помочь им, но н отлични ков, организуем обмен опытом их учебы. Например, недавно на заседании бюро слу шали тт. Автономова и Подоксенов^. Пер вый из них плохо работает с газетой, не дооценивает ее, а второй, наоборот, умело использует подсобный материал, расширяет свойполитический кругозор, отлично ориен тируется во всех вопросах и на политзаня тиях является примерным. Подоксенов рас сказал, как он работает над собой. Нтпм опытом воспользовался Автоно.мов и сейчас заметно улучшил учебу. Вопрос о примерности комсомольцев па политических занятиях был предметом обсуждения на общем комсомольском со брании. Дело в том, что на итоговых бесе дах отдельные товарищи очень редко вы ступают. На собрании мы решили посо ветовать руководителе группы во время беседы по теме иногда спрашивать слуша телей, которые редко выступают на за нятиях. Сейчас мы убедились, что посту пили правильно. — Мы используем разнообразные фор мы политического просвещения молодежи, — говорит с трибуны собрания тов. Лев- шин. — В нашей комсомольской органи зации по инициативе бюро создан кружок по изучению книги Н. Михайлова «Над — Мы должны сейчас так организовать картой Родины». Руководитель его комсо- работу, — говорит докладчик, — чтобы вся деятельность ВЛКШ была направлена на воспитание у. нашей флотской молоде жи замечательных качеств патриотов Со ветской Родины, беззаветно преданных де лу Ленина — Сталина, готовых в любых условиях с честью отстоять интересы на шего народа и государства. -Мы должны добиться такого положения, чтобы все ком сомольцы не только сами были отличника ми боевой и политической подготовки, но и повседневно вели за собой песоюзную мо лодежь. чтобы своей примерной службой н работой они помогали командирам повы шать боеспособность подразделений. \ * Выступившие в прениях указывали на огромный под’ем, который охватил комсо мольцев-авиаторов в дни подготовки к XI с ’езду ВЛКСМ. Готовя достойную встречу знаменательному событию в жиз ни комсомола п всей молодежи, члены ВЛКСМ подразделений активизировали свою деятельность во всех отраслях жизни и службы, хОживилась внутрисоюзная рабо та,“ усилилась борьба за примерность ком сомольцев в учебе и дисциплине. Больших успехов к открытию с’езда добилась ком сомольская организация гвардейского под разделения. На протяжении последнего вре мени здесь пе было ни одного случая нару шения воинской дисциплины, увеличилось число отличников. Пример в учебе и служ бе показывают тт. "Алутин, Куприянов, Жаров и многие другие. Сейчас бюро ВЛКСМ этой организации борется за то, чтобы не только закрепить достигнутые успехи во внутрисоюзной работе и службе комсомольцев, но и умножить их. В дни заседаний с ’езда комсомольцы- авиаторы проявили неослабный интерес к материалам с ’езда. По мере поступления газет и комсомольских организациях велась большая раз’яснптельная работа, изучение документов с ’езда. Например, в обеспечи вающей подразделетши наиболее подготов ленные товарищи Металев, Ефимов, Хиль- ченко и другие проводили громкие чпткп сообщений о заседании, доклада тов. Ми хайлова, а сейчас изучают с комсомольца ми резолюцию XI с’езда, Устав ВЛЕСМ. Хорошо поставлено изучение решений с ’езда также и у гвардейцев. Но авиаторы не только изучают решения XI с ’езда ВЛКСМ, а и приступили к прак тической реализации этих решеппй, к их выполнению. Об этом говорили многие ком сомольские активисты. — Коммунистическое воспптанпе моло дежи, — говорит тов. Гордон, — является главным в комсомольской работе. Резолю ция с ’езда подчеркивает необходимость со вершенствования дела коммунистического воспитания подрастающего поколения. На ша комсомольская организация еще в днп работы с ’езда сделала для себя правильные выводы и более конкретно занялась вопро сом политического просвещеппя. — Известно, — продолжает он, — что политические занятия являются главной молец тов. Гохиер добросовестно готовится к занятиям и умело, интересно проводит пх. Молодежь охотно посещает кружок, большинство слушателей конспектирует изучаемый материал. Проводятся у нас бе седы, доклады и лекции. На комсомольском активе отмечалось большое значение вечеров молодежи, кото рые проводятся по инициативе комсомоль цев каждую среду и являются хорошей формой воспитания у молодежи чувства со ветского патриотизма, гордости за нашу великую Родину. К сожалению, тематика этих вечеров подбиралась не совсем удачно. Комсомольские активисты много гово рили об авангардной роли комсомольцев в дисциплине. Наряду с некоторыми успеха ми ъ этом вопросе, имеются и недостатки. Например, до сих пор есть случаи, коада отдельные комсомольцы нарушают воин скую Дисциплину. Особенно заметно это в комсомольской организации, где тов. Миль-, ков. Слабая действенность воспитательной работы об’ясняется тем, что бюро ВЛКСМ занимается работой вообще, а не с каж дым ■комсомольцем в отдельности. Нарушения дисциплины допускаются там, где слабее комсомольская работа, и теми комсомольцами, которые менее дру гих подготовлены политически. Отсюда вывод о, необходимости усиления всей ком сомольской работы и политического про свещения в особенности. Большое внима ние должно уделяться отстающим комсо мольцам. — Оживление комсомольской жизни не мыслимо без улучшения организационной работы, — говорит в своем выступлении тов. Соковиков. — К сожалению,.в неко торых комсомольских организациях этому вопросу не уделяется должного внимания!. Например, в комсомольской организации, ■где тов. Павлов, очень плохо готовят засе дания бюро. В результате неподготовленно сти вопросов повестки для заседания затягиваются. Не лучше обстоит дело и у гвардейцев. Недавно они проводи ли собрание с интересной повесткой дня: «ВКП(б) — вождь и организатор комсомо ла». Вместо тщательной подготовки к со бранию бюро ограничилось формальным об’явлением повестки дня, времени и места собрания. В итоге собрание прошло плохо. Препия велись отвлеченно, комсомольцы говорили не о том, о чем нужно было го ворить. Собрание пе достигло своей цели, не явилось школой большевистского воспи тания. Комсомольцы тт. Вагнер, Левшин оста новились на развертывании физкультурно- массовой работы. Собрание приняло развернутое реше пне, в котором намечены пути усиления комсомольской работы по воспитанию мо лодежи, борьбы за примерность чТЬпов ВЛКСМ в боевой н политической подготов ке. Д. ФЕДОРИН. НА СНИМКЕ: еюскурссаод знакомит посетителей выставки с картиной В. М. Мальцева «Десант». Фото Н. Высоцкого. Замечательное творчество советских мастеров В светлых залах Дома офицеров раз вернута большая выставка картин мо сковских художников, насчитывающая более 160 произведений искусства — живописи и графики. Выставка органи зована но инициативе Политического Уп равления Военно-Морских Сил Москов ским товариществом художников для об служивания личного состава флота. Организаторы выставки стремились подобрать материал так, чтобы показать североморцам картины прославленных со ветских художников. В ней приняли уча стие около 90 мастеров советского изобра зительного искусства. За всю свою историю произведения на шего изобразительного искусства еще не получали такой высокой оценки, какую получили они в решении Советского правительства о присуждении Сталин ских премий за работы, созданные в 1947 — 48 гг. По разделу живопи си, скульптуры и график? присужде ны сорок три Сталинские премии. Присуж дение Сталинских премий — не только выражение признания серьезных успехов нашего изобразительного искусства, по и выражение требований, пред’явленных го сударством, народом к нашим художникам!. Эти произведения были оценены советской общественностью как значительный шаг в 'развитии изобразительного искусства, как выражение серьезного роста советской жи вописи, скульптуры и графики, прочно ут вердившихся на позициях социалистиче ского реализма. Выставка привлекает широтой охвата, явлений окружающей действительности, стремлением художников откликнуться своими произведениями на важнейшие со бытия современности, запечатлеть в своих полотнах важнейшие события обществен но-политической жизни своей Родины, во плотить образы людей, дорогих всему совет скому народу и всему прогрессивному чело вечеству — образы Ленина и Сталина, об разы пх верных соратников и ближайших помощников, лучших представителей совет ской интеллигенции и героев труда. Совет ские художники стремятся запечатлеть новый духовный и моральный облик со ветского человека, раскрыть сознательное отношение его к труду, как к делу обще ственной важности и к своей обязанности перед Советским государством. Лучшие произведения на этой выставке принадлежат кисти тех художников, кото- - 0 - Концерт ансамбля в отдаленном подразделении Вдали от железной дороги, в чаще леса стоят деревянные рубле ные домики. В них живут воины, прибыв шие на выполнение за дания командования. К ним-то и решила ехать концертная бригада ма тросского ансамбля пес- пи и пляски Северного флота. Путь был нелегок. Артистам пришлось со вершить 25-километро вый переход верхом на лошадях, пройти около пяти километров пеш ком. но после короткого отдыха они были готовы ; к концерту. В просторной столо вой, куда собрался лич- пый состав, наскоро бы ло подготовлено место для импровизированной сцены. Концерт проходил в переполненном помеще нии. Тепло была встречена солпсгка апсамбля Ма рия Кондратьева, испол нившая «Студенческую застольную» и «Моск вичи». Зрители долго аплоди ровали Василию Влади мирову за хор.шти ис полненные песни «Едет парень на телеге» и «Улица». .Хорошо встретили со бравшиеся баянистов ансамбля Панферова и Краснова, которые хо рошо исполнили попу- ри из русских народных песен и марш пз кино фильма «Цирк», высоко оценили мастерство скрипача Будовнича. За пять дней брига да ансамбля дала для воинов четыре концер та. Личный состав под разделения остался до волен программой л ис полнительским мастер ством артистов ансамб ля. (Наш корр.). рые осознают неразрывную идейную связь своего искусства с коммунизмом. Ибо в на- шей стране коммунизм воодушевляет к вдохновенному труду, к героической борь бе за Родшгу, к высокому идейному твор честву. Вот почему произведения на вы ставке носят оптимистический, утверждаю щий характер, национальные особен ности, яркость и богатство творческих индивидуальностей. Одной из' замечатель ных черт советского искусства является его творческая молодость, непрерывное пополнение отряда мастеров изобразитель ного искусства молодыми кадрами. Обобщая ведущие тенденции, проявив шиеся в лучших произведениях выставки, независимо от вида и жанра, к которым опи относятся, нужно отметить стремление к монументальному, героическому образу. Живописцы создают многофигурные исто рические композиции, графита прибегают к серийности, созданию цикла рисунков— серии. Па выставке живописи и графики московских художников, несомненно, живо писи принадлежит ведущее место пе толь ко по об’ему, но, в первую очередь, по разнообразию п серьезности поднятых и решенных творческих проблем. Здесь пеоб- ходпмо отметить также серьезные успехи наших живописцев в работе над историче ской композицией, над бытовой п жапро- вой картиной, отображением Отечественной войны. Патаная обзор нашей выставки, необходимо отметать общие черты у луч ших советских' живописцев — это совет ский патриотизм, советское мироощуще ние, получившие выражение в сложных тематических картинах, в художественных ..образах Сталина и его ближайших сорат ников, в портретах передовых людей нашей]насьевича Чуйкова, воспевающая свой на эпохи, в пейзажах. Самой трудной проблемой всякого искус ства является создание художественного образа вождя, трибуна. В мировом искус стве есть произведения, изображающие в великолепных монументальных величест венных формах деятелей дворянского и буржуазного общества. Однако почти всем им свойственна аристократическая импо зантность, отделяющая пх от простых тру дящихся людей. Работы советских художников отражают подлинно народное представление о дей ствительности, изображают нового челове ка из народа, новых народных вождей. Первое место в решении этих сложных задач принадлежит участнику нашей вы ставки, народному художнику СССР, лау реату Сталинской премии президенту Ака демии художеств Александру Михайловичу Герасимову, представленному тремя произ ведениями: пейзажем, портретом Климента Ефремовича Ворошилова и удостоенным Сталинской премии портретом В. М. Моло това. А. М. Герасимов решает самые трудные проблемы советского искусства. В произве дении «Ленин па трибуне», широко извест ном советскому зрителю, им создана сложная композиция — тематическая кар тина-портрет, выражающая героический образ Ленина — вождя масс, веду щего ва собой революционный парод, об раз, воплощающий устремление к борьбе миллионов трудящихся. Цветное компози ционное построение этого произведения убедительно выражает представление па рода о любимом вожде, о революции, о на ступлении новой эры человечества, твори мой самим пародом. В картипах «Сталин па XYI парте’езде», «Сталпп п Ворошилов в Кремле» в образе товарища Сталина пере даны простота и гешгальность, демокра тизм и твердость вождя. Художник создал образ, близкий и дорогой широким массам народа. Удостоенная Сталинской премии новая картина А. Герасимова «И. В. Сталин у гроба А. А. Жданова» — произведение вол нующее, глубоко народное по содержанию. Картина увековечивает минуты прощания советского народа и его великого вождя товарища Сталина с одним, нз лучших сы нов большевистской партии, выдающимся деятелем Советского государства Андреем Александровичем Ждановым. Драматиче скую тему художник решает в своей карти не, как торжественный реквпем. В новом портрете В. М. Молотова,, экспонирующемся па этойвыставке и удостоеннойСталинской премии, А. Герасимов показывает ближай шего соратника товарища Сталина как народного трибупа. Художником создан очепь содержательный портрет-картипа, ярко воссоздающпй интеллектуальный об раз выдающегося деятеля Советского госу дарства. В области портретного жанра п воссоз дания образа вождя советского парода товарища Сталина много сделали такие мастера, как лауреат Сталинской премии Бубнов и лауреат Сталинской премии Налбандян. Большой популярностью у посетителей выставки пользуются кЯртппы, отобража- юпще быт советских людей. Сюда в первую очередь надо отнести картину молодого ма стера Бокова «Колхозная свадьба», где ху дожник правдиво показывает колхозную жизпь, ео изобилие и радость освобожден ного труда. Художник любуется русскими народными костюмами, п чувство законной гордости за наш народ, чувство патрио тизма возникает у каждого, кто смотрит на это живописное полотно. Радость созидательного труда, оптимизм и жпзпеутверждение звучат в картине мо лодого художника Хаимова «Колхозная кузница». Написанная Семеном Чуйковым и удостоенная Сталинской премии картина «Полдень» — произведение из серии работ о к 1 грпгзских колхтшх. является вол нующей повестью с труде и быте. <> сво бодной и раскрепощенной киргизской жен щине, о солнечной Советской Киргизии. Киргизская полхоитая сюита Семена Афа- род, свою Родину,— свидетельство того, что наше искусство многонационально. Успешно работает пад пейзажем нового типа, показывающим облик нашей страны, художник Георгий Нисский, представлен ный на нашей выставке двумя своими ха рактерными произведениями: «Белорусский пейзаж» и «Капал Москва — Волга». Художник сумел в этих произведениях по казать облик нашей Родины. На выставке представлены картины на ших прославленных старейших пейзажи стов В. Н. Бакшеева — «Домик М. И. Калинина», «Залив Баренцева моря», В. К. Беляницкого-Бирули >ч—• «Белое море» и др. В своих пейзажах они воспевают на шу\Родпну, чувство любви к ее широким просторам. В их работах ^сказался утвер ждающий оптимистический характер ва шего искусства, его многонациональное богатство, яркость творческих индиви дуальностей. Историческая тема представлена на на шей выставке в картинах молодого худож ника участника Отечественной войны С. П. Викторова «Суворов в Кончай- ском». В этой картине Викторов создал обаятельный образ русского чудо-богаты ря, одного пз героев, полководца прошло го — Александра Васильевича Суворова. Молодая художница Зернова в своей кар тине «Награда» воссоздает образ героя Отечественной войны 1812 года Михаила Илларионовича Кутузова. Сюжетом для своей картины художник взял момент вру чения Кутузовым награды русской жен щине — Надежде Дуровой, проявившей себя в боях с врагом славной патриот кой, верной дочерью своего парода. Эти две исторические композиции молодых ху дожников свидетельствуют об их серьез ных успехах в работе над исторической темой. * . . События Великой Отечественной войны советского народа нашли широкое отраже ние па выставке как в живописи, так и в графике. Здесь необходимо отметить наи более удачные произведения: «Фашистские знамена повержены» Ф. С. БогочАадского, «Освобождение» Козловой, «Возвращение демобилизованного» Тегина, «Рождение ненависти)) Григорьева и другие. Особое место в советской художествен ной иллюстрации и в политической кари катуре занимают заслуженные деятели искусств, лауреаты Сталинских премий, академики Куприянов, Крылов н Николай Соколов (Кукпынпксы). На пашей вы ставке представлено несколько оамеча- тельных иллюстраций этих художников к рассказу А. П. Чехова «Дама с собачкой», удостоенных Сталинской премии и яв ляющихся шедеврами советской художест венной иллюстрации. Они, прежде всего, ценны тем, что отражают советское отно шение к чеховскому творчеству п к пер сонажам его произведения. Когда смотришь па портреты, бытовые н жапровые картины, исторические компо зиции и рисунки, создалиые нашими ху дожниками, ощущаешь своеобразие совет ский действительности, характеры замеча тельных советских людей, с их цельной натурой, полнокровным оптимизмом, уве ренностью в правоте своего дела. Сила со ветского искусства основана па глубокой неразрывной связи его с уррьбой парода и большевистской партии за построение ком мунистического общества в СССР. Еще ни когда и нигде за всю свою историю искус ство но играло такой огромной идейно- воспитательной и организующей роли, не было таким могучим орудием прогресса, каким является оно в Советском Союзе. Советское искусство — искусство боль ших идеи. Оно является в настоящее вре мя самым передовым искусством во всем мире. Советские ху,в>жнпкп под руковод ством нашей великой парпгп Лепина — Сталина в своих произведениях будут и впредь создавать прекрасные образцы со ветском искусства, достойные сталинской Э1П>\И. Директор выставки Г. САВОТИН. ВОЛНУЮЩИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ Североморцы сейчас переживают значи тельное явление в культурной жизни. Пе редвижная выставка картин московских художников с первых дней ее открытия 1 грпвлекла внимание широких масс матро сов, старшин и офицеров. Отт увнделж замечательные произведения живописи, исполненные мастерами кисти. Произведе ния художников характерны своей одухот воренностью, идеями коммунизма, соцва-» лпеличеекпм реализмом. Чувствуется, что мудрые указания большевистской партии по вопросам искусства помогли московским художникам создать яркие, талантливые произведения, получившие признапне на рода. Центральное место на выставке зани* мает тема Великой Отечественной войны.- Большое количество работ посвящено бесстрашным советским воинам армии и флота, героическим партизанам.- В каргги- пе «Десант» художника М. Мальцева ав- тор передал мужество и бесстрашие совет ских моряков. Это полотнонасыщено герои ческим пафосом. То же самое отражает? картина художницы Е. Зерновой «В осво божденном Севастополе». На большом по-* лотне мы видим группу' моряков, водру-* жающнх военно-морской Флаг пад городом-* героем. Картина написана с большим ма стерством, радует своей правдивостью и жизненностью. « < Героические черты, благородные чувства советского патриотизма, присущие совет скому народу, раскрывает в своих произве дениях пз цикла «'Народ в войне» ху -5 дожннк П. Мальков. Его работы <гНа по мощь фронту», «Передача танковой колон ны» говорят о том, что советские люди ни чего не жалели для защиты Отечества. На патогне «На помощь фронту.» посетители видят, с каким торжеством, от всего серд ца седовласый старик принес в контору колхоза свои сбережения. Удались худоaw нику и картины: «Женщина на крьиие во время налета», «Выход на работу»* «Партизаны минируют путь», сЖаява»* «Помощь раненому командиру в тылу нем-* цев». .. I Книга; отзывов свидетельствует об огром^ ном интересе североморцев в живописи. Страницы книги испещрены просьбами почаще устраивать подобные выставим, расширять их экспозицию, полнее пока зывать сегодняшний день советской стра- ны в произведениях изобразительного искусства. ^ «Замечателен тот факт, — отлет в своем отзыве А. Тюрин» — что теаршая наших художников идут в народ, в пшровдо ма^сы трудящихся. Это приобщав^ в ас-*' кусству все слои населения. Хорошо видеть" свою лаешь, отображенную так вердо ки стью живописца. Спасибо вам, ИЭДЯПР*. московские художники, ва это». Капитан В. ЛАГОШНЫЙ. Славные страницы истории Выставка картин московских ков привлекает внимание матросов, ттштт и офицеров. Залы выставки постояв» полны экскурсантами, любующимися цро- нзведениями лучших советских худошяг- ков, многие из которых удостоены Сталин ских премий. ’ «:■7>i Работы, представленные ва выставке, показывают героическое прошлое к ш- стоящее нашего народа, его быт, культуруj Прекрасны пейзажи нашей Родешы. Под руководством экскурсовода мы про-»* ходим по залам выставки. Он расставь^' ваег нам о каждой картине, о высоки идейности советского искусства, его цеое- устремленности. \ / ■ Вот перед нами 4 картина худоаяпса Малькова «Товарищ Сталин ва фроие»; Эта величественная панорама показывает товаршцз Сталина в момент разгрома нем цев под Москвой, когда вождь лично ру ководил войсками в этой знаменитой опе рации, закончившейся полным разгромом немцев. 1ороша картина Григорьева «Рождение ненависти». Она написана с неподражаемым мастерством. Эта картина действительно рождает жгучую ненависть к врагам, уЬя- вавшпм ни в чем не повинных женщин, детей. Эта работа привлекает особое ввкт- пне всех посетителей. Рядом с картинами о героике , Велжвой Отечественной войны 1941 — 1945 го-, дов — картины, показывзнЛцнэ герани русского парода во время Ошчесявешой войны 1812 года. Здесь и «Надескда Дуро ва» — Зерновой. Па полотне заточается момент, когда фельдмаршал КутуЛ» вру чает ей за подвиг Георгиевский крест. В другом зале заломилаегоя хюргреп товарища Сталина — работа дудиейкка Бубнова. На этом пологие показан веганй вождь и организатор наших побед во вреим прогулки во дворе Кремля. Просто, я> с большим мастерством исполнена карйша. На противоположной стене — портрет бя- жайшего соратника товарища Сталина — В. М. Молотова — работа художника Гера- ' епмова. Портрет также выполнен ма стерски. « Ярки п реалистичны -лейзаан B 4 Dei любимой Родины — «Белорусский пей заж», «Замерзшее озеро» и другие. Многие восхищаются картиной худож ника Мальцева «Гвардейские корабли в по ходе». . *• Так, переходя от картины к картине, чи таешь страницы псторип нашего народа. К сожалению, на выставке слабо отражен величественный пафос мирного труда со ветских людей. На эту тему работ очень мало. Но, несмотря на этот недостаток, вы ставка имеет большое значение в развитии культуры наших моряков. Лейтенант И. ЗВЯГИН.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz