На страже Заполярья. 1949 год. Май.
Н А С Т Р А Ж Е З А П О Л Я Р Ь Я 17 мая 1949 г., № 114 (3419 ). Индивидуальный подход — основа воспитательной работы Задачи, поставленные перед советскими I совершаемых им проступков. Под воздейсг- воипами в первомайском приказе Министра вием бесед офицера, а также повышенной Вооруженных Сил Союза ССР па летний период боевой и политической учебы, тре буют от офицеров, и старшин вдумчивого подхода к их решению, усиления воспита тельной работы среди личною состава. Первостепенное значение при этом приоб ретает пропаганда передового опыта луч ших воспитателей, своевременная помощь те» товарищам, которые в работе с подчи ненными допускают ошибки, пользуются неправильными методами и средствами. Воспитывать матросов в духе советского патриотизма, прививать им любовь к мо рю, к кораблю — вот главное, что обеспе чит своевременное и полпое решение задач, поставленных Министром Вооруженных Сил. Об этом и говорили недавно офицеры в кают-компании корабля Н. О том, как умелая воспитательная ра бота офицеров среди матросов и прежде (Всего среда старшин благоприятно сказы вается па результатах боевой п политиче ской подготовки и борьбе за укрепление дисциплины, говорит опыт многих офице ров. Командир катера тов. Маров, к приме ру, в своей деятельности прочна опирается па партийный и комсомольский актив, ча сто бывает в матросских кубриках, бесе дует с личным составом, выясняет настрое- пия, нужды, пожелания подчиненных, а за тем по каждому отдельному случаю прини мает конкретное, деловое решепле. В тесном общении с матросами и старшинами офи цер Маров глубже изучает каждого подчи ненного и соответственно его особенностям проводит •воспитательную работу. Резуль таты налицо: катер офицера Марова — передовой, дисциплинарные проступки требовательности Судариков вынужден был выступить на комсомольском собра нии, признать свои . ошибки и заверить комсомольцев, что впредь <i, комсомолец Судариков, будет служить примерно. Сей час он один из лучших матросов подраз деления. Особое место в воспитательной деятель ности должна занимать работа со старши нами. Они — непосредственные началь ники матросов и обязаны быть для всего личного состава образцом в выполнении воинского долга, носителями жесткой тре бовательности во всей службе. Таким старшина может стать, если с ним ведется непрерывная воспитательная работа. Старшина Травкин хороший специа лист. Он добился звания отличника, поль зуется значительным авторитетом у подчи ненных. Все это достигнуто, конечно, не слмо собой. Офицер Тарасов мно го поработал, чтобы помочь старшине стать уважаемым человеком на корабле. Но, достигнув успеха, Тарасов успокоился, полностью положась в дальнейшей службе па сознательность старшины, па его авто ритет. Офицер ослабил индивидуальную работу с Травкиным1. И произошло неожи данное для Тарасова: матросы с каждым днем изменяют свое отношение к старши не. Они, безусловно, попрежнему точно выполняют все его указания, пе совершают проступков, учатся усердно. Но прежней откровенности в беседах со старшиной у матросов нет. Реже стали обращаться к Травкину по личным вопросам. Почему.? Очень убедительное объяснение «неожи- Отличник боевой и политической подготовки коммунист Алексей Васильков назначен помощником руководителя по литических занятий. НА СНИМКЕ: старший мятрос Алексей Васильков проводят консультацию по очередной теме политзанятий э груп пе pjuoBoro состава. , Фото Н. Вьгсоцкого. здесь настолько редкое явление, что, если. __ _________старшины Гравкина дал начальник полит- kto-jh 6 ( l и совершает их, он подвергается немедленному и резкому воздействию со стороны самих же матросов. Индивидуальный подход к каждому под чиненному должен быть основой в воспи тательной .работе. Это — истина, ежеднев но, ежечасно подтверждаемая жизнью. Од нако офицер Гайдамакин почему-то вы сказал иное, кстати сказать, совершенно неправильное мнение. Он заявил, что ре шающим в работе по воспитанию личного состава являются массовые мероприятия и, в частности, общие собрания матросов и старшин. Несостоятельность этих доводов была без особого труда опровергнута дру гими товарищами. Старший матрос Судариков долгое вре мя служил на должности, которая позво ляла ему быть всегда осведомленным в тех мерах, которые принимаются командованием к отдельным матросам, снижающим своим недостойным поведением качество полити ческой учебы и подготовки по специаль ности. Судариков сделал для себя односто ронний вывод: он хорошо уяснил необхо димость учиться. С- этой целью старший матрос поступил в школу и работал над повышение» своего образования добросо вестно. .На корабле для учебы чсозданы благоприятные условия. Но сам Судари ков Пчщел себя недостойно. Он, например, не считал своим долгом при уходе в школу ставить' в известность старшину, па заме чания реагировал слабо. Это встревожило командиров и -комсомольскую организацию. Естественно, никакие «массовые') меры воспитания в данном случае не были бы столь действенными, как индивидуальная работа с матросом офицера Кузнецова. В результате кропотливой работы офицера и старшины выяснилось, что старший ма трос просто не понимает всей серьезности отдела. Он сказал, что у Травкина появи лись кичливость, зазнайство своими успеха ми в учебе и авторитетом, которыйему уда лось приобрести у подчиненных. Травкин стал груб. Участились такие, к примеру, случаи. После под’ема, когда все матросы и старшины отправляются на утреннюю гимнастику, Травкин продолжает лежать па койке. При этом он из-под одеяла дает замечания товарищам, которые, глядя чНа пего, «задерживаются» в кубрике. Ясно, что окрики с койки никак не могут содей ствовать дальнейшему укреплению автори тета старшины Травкина. Овоеввегенное вмешательство офицера могло положить конец недостойному пове дению старшины. Однако Тарасов не толь ко пе принимает мер, чтобы призвать Трав кина к порядку, но ...поддерживает его, чем усугубляет и без того грубые ошибки старшины. Офицеры привели много примеров уме лой работы со старшинами, суть которой состоит в индивидуальном подходе к каж дому человеку в отдельности, в изучении подчиненных, в заботе офицера о воспита нии советских моряков пламенными па триотами великой Советской Родины, стой кими и выносливыми борцами за дело Ленина’ — Сталина. — Необходимо, — сказал начальник политотдела, — чтобы передовой опыт лучших воспитателей стал достоянием всех, кто работает с личным соста вом, кому доверено почетное и ответст венное дело — ковать для флота • кадры отличных специалистов, до последнего •дыхания верных нашей социалистической Родине, партии большевиков, любимому товарищу Сталину. Капитан И. МИХАЙЛОВ. Политическимзанятиям— постояноевнимание Высокая успеваемость Сигнал дежурного по кораблю известил о начале политических занятий. Приступаю к занятиям. Сегодня в груп пе рядовых состоится беседа по теме «(Ве ликая Октябрьская социалистическая ре волюция». Задаю для всех вопрос: «Что такое империализм п каковы его особенно сти?». Желающих ответить на этот вопрос оказалось четверо. Предоставляю сло во матросу Королеву. Он в основном от вечает правильно, но слишком сжато. Его выступление дополняет старший матрос Ворован, а затем матросы Бабохпн и Стол бов. Все четверо разобрали вопрос основа тельно, я сделал лишь краткий вывод. Особо хорошую активность проявили i \ Отстающих нет ■О- М е т к и е с т р е л к и В нашем подразделе нии выполнялисьстрель бы пз винтовки. Серь езная и всесторонняя шщшШка, отличные звания материальной части винтовки обе спечили успех. Боль шинство воинов выпол нило упражнение на «хорошо» и «отлично». Отличными стрелками зарекомендовали себя сержант Гусев, млад ший сержант Макаров, ефрейтор Рубцов, рядо вые Насыров, Лященко. Ефрейтор М. ПОПОВ. матросы при обсуждении вопроса «Партия большевиков в подготовке и проведении Великой Октябрьской социалистической революции». Выступающие матросы Дьяч ков, Державин, Бабохпн, Пивоваров, и дру гие не только отвечали в рамках препод несенного пм материала на занятиях, по значительно его расширили и дополнили. На мой вопрос «Что вы читали помимо рекомендованного материала?» матросы ответили: — Товарищ мичман, мы смотрели кино фильмы. «Ленин в Октябре», «Ленин в 1918 году», «Человек с ружьем», «Яков Свердлов» и ряд других интересных и по лезных картин. Кроме того, мы много чи тали художественной литературы. Особен но нас увлекла трилогия Алексея Толстого «Хождение по мукам», которую по ини циативе комсомольца Башарина мы про читали коллективно. Это и помогло нам. Занятие прошло очень живо и интерес но, чувствовалось, что личный состав го товился к беседе серьезно. Нужно отме тить, что раньше в группе рядовых зна ния были хуже. Введение строгого си стематического контроля за составляемыми конспектами, а также практическая по мощь слушателям со стороны коммунистов алитаторов Плотникова, Матвеева, Ков- чана и комсомольцев Булатова, Башарина и других помогли повысить успеваемость в группе. Мичман И. ГОЛОВИН. Политические занятия являются основ ной формой политического воспитания! ма тросов и старшин. Они помогают воинам быть на высоте требований, которые пред’- являет советский народ в Вооруженным Силам. Они помогают воинам овладевать боевым оружием и успешно решать задачи боевой подготовки. Когда старшину 1 статьи Николая Но викова назначили помощником руководите ля политических занятий, он воспринял это, как большое доверие. Руководитель группы офицер тов. Лиловатый подробно и обстоятельно рассказал ему об обязанно стях помощника руководителя группы. Новиков понял, что па него возлагается индивидуальная работа со слушателями, пропустившими очередное занятие или от ставшими в учебе от товарищей. Новиков настойчиво взялся за повыше ние своего идейного уровня. Это — главное для помощника руководителя политических занятий. Большое значение ймегот и мето дические' навыки. Первое дополнительное занятие, кото рое провел Новиков с отсутствовавшими на занятиях и отстающими, показало, что оп серьезно п много к нему готовился. Вол новался, конечно, он сильно. Да и как не волноваться, когда перед тобой сидят то варищи, которые, как считал Новиков, ни чем не слабее тебя во всех отношениях. Уважать товарищей — это значит убить ся того, чтобы их драгоценное время и внимание не пропали даром. Занятие долж но чем-то обогащать пх. П Николай Нови ков оказался па высоте положения. Това рищи • внимательно слушали его и оста лись довольны занятием. Вскоре вечерние занятия, проводимые регулярно Новиковым, стали посещать и те, кто неплохо изучил тему. Они закреп ляли здесь свои знания и помогали помощ нику руководителя группы. Это дало воз можность еще более повысить общую ус певаемость, добиться того, чтобы в группе не стало отстающих. Старшине Новикову во время отсутствия руководителя группы приходилось прово дить запятая самостоятельно. Здесь он су мел показать хорошие знания и умение проводить занятия, слушатели хорошо ус ваивали программу'. Николай Новиков не только проводит дополнительные занятия, он организует беседы по материалам газет и журналов. В беседах он всегда популяризирует успехи лучших людей подразделения, поднимает пх на решение новых задач. Эти беседы помогают личному составу быть всегда в курсе событий в стране и за рубежом на шей Родины. . Большую помощь Новикову оказывает руководитель группы тов. Липоватый. Он рассказывает о предстоящей теме занятий, рекомендует литературу, указывает Нови кову, на чем необходимо остановиться в ходе занятий, на что обратить внимание слушателей, анализирует проверенное за нятие и т. д. Эти советы и тесный контакт позволили Новикову стать одним из луч ших помощников руководителя политиче ских занятий в подразделении, завоевать непререкаемый авторитет у матросов. Группа офицера тов. Лиловатого не име ет ни одного отстающего в учебе. Этот успех и старается закрепить его помощник коммунист Николай Новиков. Главный старшина В. КАПРАЛОВ. Товарищеская помощь Долгое время комсомолец Власенко от ставал на полптаанятиях. Командир отде ления сержант Лахно решил помочь Вла сенко. Он прикрепил к нему отличника учебы комсомольца Грпнчука. Власенко и Гршгчук стали занижаться вместе. Грин- чук учил, как надо составлять конспект, записывать рассказ руководителя. В результате упорной работы н помощи тов. Власенко стал учиться намного луч ше, чем раньше. Рядовой Н. БОРИСОВ. Заметки офицера ЧТО ЗНАЧИТ БЫТЬ ТРЕБОВАТЕЛЬНЫМ Непременным условием прочного автори тета старшины является его умение п спо собность установить, а затем и поддержи вать на боевом посту высокую воинскую дисциплину и настоящий порядок. Дости гается это прежде всего строгостью и повседневной требовательностью, неустан ной борьбой за тщательное соблюдение всех требований воинской жизни и уста вов, онределзяющих ее. И до сих пор есть еще старшины, кото рые считают, что для них достаточно быть прекрасными специалистами, грамотно уп равлять всеми техническими средствами, а повседневную борьбу за дисциплину расце нивают как второстепенное дело. Это сугу бо неверное мнение. Нельзя отделять одно от другого: дисциплина есть неот’емлемая •и составная часть высокой боевой выучки. Хорошо знать технику, быть мастером своего дела, в самом широком понимании этого слова нельзя, не будучи внутренне собранным, дисциплинированным воином. Умение точно соблюдать нормы воинского поведения— есть органическая потребность высокозознательного моряка, настоящего патриота нашей великой Родины. Дисцип лина, как об этом неоднократно указывали вожди большевистской партии Ленин и Сталия, цементирует наши ряды, укреп ляет адоию и флот. Командир боевого поста должен быть пе только знатоком своего дела, но и воспита телем своих подчиненных. А это значит, что он обучает матросоз воинскому мастер ству» прививает им необходимые практп- чеекпе навыкп. Он готовит подчиненных к преодолению трудностей, воспитывает их выносливыми, ловкими, стойкими. Бли жайший непосредственный начальник, он ' воспитывает матросов в духе дисциплины, любви к Родине, преданности делу Ленина — Сталина. Воспитывать людей— значит требовать, чтобы они точно и беспрекословно выпол няли возложенный на них круг обязанно стей, любили военное дело и были патрио тами нашей Родины. Все это должно стро иться па высокой сознательности матроса, на понимании нм своей ответственности за боеготовность корабля, боевого поста. Прежде чем требовать от матроса, выпол нять то пли иное дело, следует рассказать ему, почему так нужно, и научить, как это делается. Научи, а потом потребуй— золо тое правило старшпнц. На одном пз кораблей служит коммунист старшина 1 статьи Ширяев. Службу он начал рядовым мотористом, в годы Великой Отечественной войны сражался храбро н мужественно' за боевые подвиги награжден двумя орденами и песколькими медалями. На примерах своей многолетней службы он неоднократно убеждался в правильности принципа показа, подкрепленного требова тельностью. П на самом деле: разве можно, например, требовать от матроса пунктуаль но соблюдать ппструкцпю по проведенпю технического осмотра мотора, предвари тельно не изучив ее с ним. Конечно нет. Ташке нельзя требовать от матроса выпол нять правила поведения на корабле, если с ним на. такую тему ранее не проводилось .занятий. Вывод напрашивается сам но себе: прежде чем строго требовать, научи подчиненного тому, что с него спраши ваешь. Убедившись, что матрос твердо усвоил все, чему его учили, Ширяев тре бует строго, без спуску. Почему, например, подчиненные стар шины 1 статьи Ширяева старшие матросы J Авдонин и Болдырев не допускают нару шений ни на вахте, ни во время похода, ни па берегу? Ответ один: старшина кро потливо и заботливо обучил их специаль- . пости, воспитал в них чувство строгого соблюдения уставов и инструкций по об служиванию механизмов, контролирует пх работу и ни на минуту не ослабляет тре бовательности. Это помогло матросам Бол дыреву и Авдонину стать отличниками. Недавно командованиеподразделения назна чило старшего матроса Авдонина команди ром отделения. В послевоенное время на должности командиров отделений пришли молодые старшины. Некоторые из них -не сразу поняли свою роль. В этом отношении характерен пример старшины 2 статьи Корнилова). Командование назначило его старшиной катера. Вместо того, чтобы с первых шагов взяться за дело, проявить настоящую уставную требовательность, чем еще более укрепить на катере дисцип лину и порядок, Корнилов попрежнему считал себя «таким, как все». Естественно, что попустительство и отсутствие падлежа- щей требовательности со стороны старшп ны катера приводили к отдельным нару шениям. Слов пет, нелегко молодому старшине сразу же стать строгим и требовательным начальником, выработать в себе необходи мые командирские навыки, беспощадно бо роться со всеми проявлениями недисципли- нировапностп. По ведь нельзя поступать иначе, нбо это неизбежно подорвет автори тет самого старшины, нанесет ущерб службе. Старшина Корнилов, несмотря па неодпократпые предупреждения и советы старших, пе поставил себя с первых дней нового назначения на твердую ногу. Это, безусловно, понизило его авторитет. Строгая уставная требовательность' предполагает умение ■старшины глубоко разобраться в каждом действии подчинен ного^ Она означает непримиримость даже к малейшим проступкам,- справедливость в вьгиесенпп взыскания. Сделал матрос хо рошее дело, проявил усердие на службе — поощри его. Допустил подчиненный промах по службе, нарушил воинский порядок — строго взыщи, чтобы и другим неповадно было. Тогда о тебе будут говорить с уваже нием, с каждым твоим словом будут счи таться. Старая зрговорка гласит: «Дружба друж- оой, а служба службой». Поставили тебя начальником — требуй строго по уставу. За проступки надо строго взыскивать. Молодые старшины часто неправильно понимают дружбу. Так, старшина 2 статьи Шустиков думает, что если оп до сих пор разрешает матросам называть себя по вме ни, то этим укрепляет дружбу с подчинен ными, повышает свой авторитет. Это в кор не неправильно: настоящая дружба осно вана на уважении человеческою достоин ства советского воина, па почитании стар ших, на взаимной выручке и взаимопомощи в учебе, в бою и в службе. Именно та кая дружба помогает нам преодолевать трудности, накоплять знания, расти духовно. Она является главной силой па шего движения вперед по пути дальнейше го совершенствования боевой выучки и по вышения политической сознательности во енных моряков». Старшипе Шустикову часто приходится пестп дежурство по подразделению. В по следнее время он повысил свою требова тельность. Однако она п до сих пор не от вечает требованию! сегодняшнего дня. Если старшппа хочет — а оп должен быть настоящим начальником—-научиться требовать, то следует быть настойчивым и действовать по уставу. Отдаешь приказа ние подчиненному — делай это так, как повелевает устав. Потребуй повторения приказания, проверь, как оно выполнено. И если матрос недобросовестно' отнесся твоему поручению, следует заставить ето сделать так, чтобы оно было выполнено с душой, а не ради отбывания очереди. Однажды старшина группы мотористов Липатов поручил матросу Григорьеву вы полнить ответственное заданно. Черед некоторое время Липатов спросил у Гри горьева, выполнил ли он поручение. Оказа лось, что матрос сделал не все. Вместо то го, чтобы тут же заставить матроса сде лать порученное дело, Липатов начал ве сти с Григорьевым разговоры «вообще»:. Правильно ли поступил старшина? Ко нечно пет. Он пренебрег требованием устава и дал молчаливое согласие на по добную халатность в дальнейшем. Старши на должен помнить, что требовать надо везде и всюду, прп любых обстоятельствах. В своей деятельности старшина должен быть строгим и в то же время справедли вым начальником. Для этого надо знать своих подчиненных, чтобы спрашивать с пих все положенное. Иногда бывает так, что старшина строго следит за поведением своих подчиненных на корабле, в части, не дает спуску нарушителям, но стоит ему отлучиться из части пли сойти на берег, как он перестает замечать даже грубейшие проступки. О таком старшине можно безошибочно сказать, что он пе выполняет своего долга, определенного уставом и вы сокими правами начальника. Требователь ность должна быть везде п всюду одина ковой, ибо речь идет о чести и достоинстве советского военного моряка. Министр Вооруженных Сил СССР ста вит перед старшинами и сержантами боль шие и ответственные задачи воспитания Советских воинов в духе строжайшего соблюдения дисциплины, пламенного совет ского патриотизма и любви к Родине. Ре шить эти задачи можно только в том слу чае, если наши старшины будут умелыми воспитателями, строгими и требовательны ми начальниками. Н. БЫКОВ. ОТВЕЧАЕМ НЯ ВОПРОСЫ «Есть ли разница в форм едюздн военнослужащих срочной службы и сверхсрочников?» — спрашивает ма трос А. Яшин. ОТВЕТ. Для каггросов, стацпия I я 2 статьи, независимо от того, срочной сип службы в ш сверхсрочники, форма одежды одинакова. Главные старшины, если сев орочбоа службы, носят ту же форму, что и старши ны 1 и 2 статья, только у них.га флане левках нашиваются погончики, а на буш латах и шинелях погоны, положенные главным старшинам. На головном уборе они носят эмблему главстарпшн. Главным старшинам сверхсрочникам по ложена офицерская форма с погонами и эмблемой на головном уборе га&вотаршнн. Нарукавные знаки различия по епщиаль- аостяи (штаты) для главных старшин сверхсрочной службы окантовываются Зо лотой мишурой. * * * «В Уставе внутренней елужбы ”. в приложении № 11 дана форма рапор та дежурному по полку. Можно ли ру ководствоваться этой формой при на писании матросами рапортов в повсе дневной жизни». С этим .вопросом об ратился в редакцию старшина 2 ста тьи Н. Федоров. ОТВЕТ. В приложении ЭД 11 Устава внутренней службы дан образец panojjra. специально для дежурного по часта. Форма рапорта для разрешения военнослужащими, вопросов повседневной .жизни несколько иная. Матрос, подавая рапорт командиру отде ления, должен его писать так: в летом верхнем углу пишется должность, военное звание, фамилия, имя, отчество подающего рапорт и дата. На этом же уровне в пра вом верхнем углу пишется должность того, на имя кого подается рапорт (например: командиру второй боевой части). Ниже на середине листа ставится слово «Рапорт». Затем с новой строки кратко излагается содержание рапорта. Под текстом должна быть подпись (воинское звание и фамилия подателя рапорта). Старшина, принимая рапорт от подчи ненного, должен следить 5а тем, чтобы ма-' трос правильно писал его. Если подчинен ный не знает, как правильно писать ра-- порт, старшина обязан помочь матросу на писать рапорт. ОБРАЗЕЦ ! «Старшина отделения Комавдиру сягн'аяыцякоо старший матрос Пели БЧ-IV. Иван Петрович < > мая 1949 года РАПОРТ Обязанности старшины отделения сиг нальщиков принял. Фтарший матрос И. ПЕТИН». ' О НАЧЕТЕЛЬНЫХ УСПЕХОВ в ^ боевой и политической подго товке добилось наше подразделение. За эти успехи личный состав сфото графирован у развернутого знаме ни части, а лучшим воинам Пруса- нову, Пруткову, Черпашину предо ставлен внеочередной краткосрочный отпуск. Ефрейтор И. КРЮКОВ. * ★ ★ ЛБРАЗЦОВО ремонтирует геле- ^фонны е аппараты и телефонные линии свявист ефрейтор Козинов. Он всегда во-время проверяет связь, предупреждает возможные неисправ ности. Ефрейтор И. МЯЧИКОВ. ☆☆ ☆ 1 _| К • «ОТЛИЧНО»’ выполнили ■■ стрелковое упражнение из вин товки старшие матросы Капустин, Оемедетннков, Костерин, Еремин к другие. Старший матрос Ф. ИСТОМИН. * * * Г РАМОТНО И СНОРОВИСТО дей- ствовалн в походе старшие ма тросы Прцдысленко и Данилеико.- Они сдали задачу ва «отлично». Старший матрос И. КУЛИШ. ☆ ☆☆ 3 А ОТЛИЧНУЮ УЧЕБУ И СЛУЖ БУ командир корабля поощрил гвардии старшину 2 статьи Придан- нивова внеочередным краткосрочным отпуском. До этого оп был награж ден денежной премией. Гвардии старший матрос П. САМОХИН. ir it it ВАДЦАТЬ ДЕВЯТЬ' БЛАГОДАР НОСТЕЙ за отличную учебу и службу получил матрос Гавриков. Он добросовестно изучает военное дело, строго соблюдает воинский по рядок, активно участвует в обще ственной жизни подразделения. Младший сержант Н. НУТЫРЕВ. * ★ * Q БОЛЬШИМ ИНТЕРЕСОМ про слушал личный состав нашего подразделения лекцию офицера Ни китина «Товарищ Сталин на фрон тах гражданской войны». После лек ции была организована демонстра ция кинофильма «Владимир Ильич Ленин». Старший матрос М. ПОЙЕНКО. ☆ * ☆ L / РУЖОК ПО ИЗУЧЕНИЮ НА- п ШЕЙ РОДИНЫ создан в нашем подразделении. Запятая в нем про ходят регулярно, живо, интересно. С увлечением учатся в нем ефрейтор Ильичев, солдаты Чупрпна, Упюва- тый. Солдат И. НИКОНОВ. I 4
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz