На страже Заполярья. 1949 год. Май.

Т1 мая 1949 Г., № 109 (3414 ). Й А " С Т Р К Л В « Х П М М б Я Изучав!! решения XI с'езда ВЛК 8 М С огромным интересом следили комсомольцы и молодежь нашего подразделения за проходившим в М оскве X I с'ездом ВЛКСМ , читали материалы о его работе. Сейчас военные моряки изучают эти материалы. Комсомолец млад­ ший сержант Хлопяк провел беседу о докладе на с ’езде секретаря ЦК ВЛК СМ тов. Михайлова. После беседы агитатор призвал комсомольцев высоко нести честь плена ВЛК СМ . Он сказал: «Ленин­ ско-сталинский комсомол прошел славный боевой путь. Комсомольцы во всем проявляют инициативу, ак­ тивно помогают большевистской пар­ тии в построении коммунизма. Зад а ­ ча каж д ого из нас — добросовестно служить Родине, делом оправдывать лусокое звание воина-комсомоль- ца». П о инициативе комсомольского бю ро вечерами с личным'составом проводятся беседы по решениям X I с ’езда ВЛКСМ . Матрос В. АНУРОВ. БОЛЬШОЕ, ПОЧЕТНОЕ ДЕЛО г ^Н А М СООБЩАЮТ— о ХОРОШУЮ ИНИЦИАТИВУ проя- I ш ЯШ местный радиоузел. В часы I w am o i работы оп регулярно передает ■но радяо произведение Леонида Зайцева / «Проетор». Матоос В. АНДРЕЕВ. €1 1ЕКДИЮ О МЕЖДУНАРОДНОМ ПОЛОЖЕНИИ, организованную по ини­ циативе секретаря партийной организа­ ции старшего сержанта Чпгирь, прослу­ шали мы с большим интересом. После лекции был продемонстрирован кино­ фильм «Москва — столица СССР», Матрос И. ТЫШКУНЬ. о ЭСТАФЕТА на пять километров закончилась победой бегунов офицера Эпштейна. Команде-победптельннце вру- шш грамота, а ее членам об’явлена бла­ годарность. ____ Матрос М. АГАПИТОВ. © ВОСКРЕСНИК, организованный по инициативе комсомольцев, дал воамож- яооть привести клуб в полный порядок. Особо отличились в работе комсомольцы Аранович, Кривоногов, Ермаков ихрутае. А. КР У ГЛИ . О ШЛЙШОЧНЫЕ ГОНКИ показали cipiy, ловкость я сноровистость военных моряков нашей подразделения. Коман­ дам шлюцок Лидеров Гардаша п Улаио- во- удалось «чень быстро и красиво под­ нять паруса и обеспечить себе победу. - - Старшина 2 статьи В. МИЛКИН. О ДУХО’ВОЙ ОРКЕСТР год руковод­ ством Тов. Весновского деятельно гото­ вятся в инспекторской провСтже. Со­ ставлен художественный репертуар, ку­ да входят увертюры из опер, песня о ЭДализе, песни на пародные темы , и марши советских композиторов. Старший матрос В. ФЕДЫШИН. О ЧЕСТНО И ДОБРОСОВЕСТНО до- 'стазляет почту матрос Beремпев в нашу отдаленную часть. Ему не страшны ни непогода, ни распутпца. Мы горячо благо­ дарим Веремеева за своевременную до­ ставку писем и газет. Матрос Р. МОРОШКИН. О ШЛЮПОЧНЫЕ ГОНКИ на 10 ка- бельтовов состоялись у катерипков. Луч­ шее время— 14 мин. 15 сек. и первое место присуждено команде шестерки офицера Мирского. Старшина 1 статьи Ф. КОЗЛОВ. Достаяовление ЦК ВКЩб) от 26 нюня 1946 года требует от каждого коммуниста неустанной работы ш> повышению своего идешю-политического уровня. Основным, методом изучения марксистско-ленинской теории и истории нашей партии шляется самостоятельная работа. Целью кружков по изучению истории ВКП(б) является оказа­ ние коммунистам помощи в политической учебе. Занятия в кружке должны помо- галъ дм правильно усвоить существо марк­ систско-ленинского учения. У нас в конце прошлого года был создан кружок повышенного типа по изучению истории партии. В кружок записались ком­ мунисты и комсомольцы рядового и сер­ жантского состава, окончившие дивизион­ ную школу партийного актива. Партийное бюро поручило мне руководить этим круж­ ком. Передо иной встала ответственная за­ дача— руководить политическим воспита­ нием коммунистов и комсомольцев. Ответственность была тем большей, что записавшиеся в кружок уже изучали в ос­ новном «Краткий курс истории .ВКЩб)» и теперь им предстояло углубить знание истории партии и изучать произведения классиков марксизма-ленинизма. Понятно, что от руководителя кружка требуется прежде всего хорошее знание ма­ териала. Без этого нельзя добиться положи­ тельных результатов в пропагандистской работе. Знания, полученные мж.ю в ин­ ституте, в Военно-Морском училище и пу­ тем самостоятельной работы, оказались недостаточными для проведения полноцен­ ных лекций и бесед. В этом я убедился на первом же Занятии по теме: «История ВКЩб) — марксизм-ленинизм в действии». В самом деле, любой материал можно об’яснить слушателям ясно, доходчиво и на высоком шейном уровне только в том слу­ чае, если его сам знаешь действительно в совершенстве, если будешь излагать его до­ ходчиво. В кружке имеешь дело с воспита­ нием живых людей, поэтому руководителю нельзя допускать ошибок или неточностей в изложении того или иного допроса. Плохо также, если руководитель .не в состоянии ответить ва вопросы слушателей. Мне ста­ ло ясно, что к каждому эаиятию нужно тщательно готовиться. При подготовке к проведению занятий я начал использовать не только «Краткий курс истории ВКЩб)», ню и труды Ленина и Сталина, газетные и журнальные статьи, содержащие фактический материал, г Большое внимание я уделяю трудам ‘ классиков марксизма-ленинизма. Так, при изучении «Манифеста! коммунистической па/ртии» Маркса и Энгельса я пользовался статьей В. И. Ленина «Три источника и три :составных части марксизма»:, а также работой И. В. Ошнва «Об Основах лени- :нпзма». Это было необходимо для более полного освещения темы, j При изучении темы, охватывающей пе­ риод буржуазно-демократической револю­ ции 1905 года, я использовал кроме работы Ленина «Две такими социал-демократии в демократической революции» ряд других его работ этого периода, «в частности: «На­ чало революции в России» и «Уроки мо­ сковского восстания». Свой рассказ под­ креплял рядом произведений- художествен­ ной литературы и ссылками на некоторые кинокартины, дающие яркое йредставление о росте революционного движения в 1905 году и о руководящей роли большевиков в революции. Так мне пришлось напомнить слушате­ лям сцены из романа Горького «Мать», «Угрюм реки» Шишкова и друшх художе­ ственных произведений, а также кино­ фильмов «Юность Максима», «Победите­ ли», «Броненосец Потемкин». Это значи­ тельно оживило занятие, сделало его болев доходчивым для слушателей. Конечно, на такую подготовку к заня­ тиям уходит много времени, но эго пол­ ностью оправдывает себя. Таким образом, хорошее знание материа­ ла является основным условием успеха ру­ ководителя кружка. По практика показа- ла, что втого еще недостаточно. Большое ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ РУКОВОДИТЕЛЯ КРУЖКА' ПАРТИЙНОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ значение имеет также методика проведения занятий. Во-первых, нужно правильно распреде­ лить время занятий так, чтобы успеть одинаково полно разобрать все вопросы. Не следует слишком увлекаться простран­ ным об’яснением подробностей, так как это приведет к распылению внимания W - шателей и может увести руководителя от осповного материала. Нужно стремиться прежде всего к тому., чтобы как можно полнее и доходчивее из­ ложить основные вопросы темы. Но нельзя впадать и в другую крайность — слишком сухое об’яснение понижает у слушателей интерес к занятиям и в конечном счете ведет к ухудшение усвояемости материала. Поэтому узловые вопросы темы нужно из­ лагать полно и ясно, иллюстрировать их фактическими и цифровыми данными,, при­ водить примеры из биографий вождей на­ шей партии. Теоретические и тактические основы деятельности большевистской партии в до­ революционный период следует увязывать с современной жизнью. Перед лекцией я указываю слушателям, какая литература, политическая и худо­ жественная, может быть использована дня подготовки к беседе по данной теме. Лек­ ции чередую с беседами с таким расчетом, чтобы перед каждой беседой слушатели имели возможность прочитать рекомендо­ ванную литературу, сделать себе необхо­ димые выписки, которые будут стоять на обсуждении во время беседы. Учитывая, что занимающиеся в пружке имеют лишь неполное среднее образование и не могут все записать за мной на лек­ циях, я диктую им основные положения. Это помогает слушателям лучше готовить­ ся к беседам и давать более содержатель­ ные и полные ответы. Только путем индивидуального подхода можно добиться успеха в воспитательной работе. Это необходимо особенно учиты­ вать при проведении беседы. В самом де­ ле, не раз приходилось убеждаться в том, что тот или иной слушатель не может ответить на мой вопрос только лишь па*аа непонимания его. Огоит эадать атот же во­ прос иначе, пояснить слушателю, что от него требуется, а он дает подчас исчерпы­ вающий ответ. Потому, мне кажется, не следует торопиться вызывать ва помощь дру­ гого товарища, если первый не может сразу дать ответ ва вопрос препода­ вателя. Нужно дать ему немноговреаюиина обдумывание, иэменнть форму вопроса. Если же слушатель ответил неправильно, то путем дополнительных вопросов нужно стараться натолкнуть его на правильный ответ. Это окажет ему большую помощь и повысит активность всей группы во время беседы, приучит людей к самостоятель­ ности. Заметав, что какой-ли^о слушатель не понял тот или иной вопрос на еанятии, я стараюсь об’яснить ему 'это же самое более подробно после ванятий. Так я неоднократ­ но беседовал во внеурочное время с тт. Се­ довым, Лосевым, Тимошкиным. Нельзя также остш еят ь без внимания пропустивших занятия по уважительной причине. Нужно выяснить, сможет ли про­ пустивший самостоятельно разобраться в пройденном материале о при необходимо­ сти помочь ему. Только таким путем мож­ но добиться успешного усвоения материа­ ла всеми слушателями. Был такой слу­ чай. Комсомолец Вороненко ездил в отпусБ и пропустил часть занятий. После его воз­ вращения я побеседовал с ним, расска­ зал, что ему следует изучить самостоя­ тельно, составил ему план с указанием основных вопросов, а потом помогал в выполнении его. Кроне этого проводи для слушателя консультации, на которых раэ*- ясняя наиболее трудные места. Все это помогло Вороненко догнать товарищей. Наконец, немаловажным для нормаль­ ной работы кружка является обеспечение высокой посещаемость занятий. Путем индивидуальной разъяснительной работы* а также обсуждения работы кружка на партийных и комсомольских собраниях нам удалось добиться максимальной посе­ щаемости слушателей. Сейчас полностью изжиты случаи пропуска оанятий бее уважительных причин. Проведено уже 15 занятий. Можно под­ вести некоторые итоги работы кружка. В уче<5в первых дней и сейчас можно заметить большую разницу. Если в первый период работы кружка бесе­ ды проходили неактивно, были боль­ ше похожи на опрос, то сейчас классно-групповые занятия все больше и больше принимают вид живых, разверну­ тых бесед. Многое слушатели пе дожида­ ются, коща я их вызову. Они добровольно из’являют желание выступить. Они не только отвечают на заданный вопрос, ио начинают также поправлять друг друга. Рост идейно-политического уровня и ак­ тивности слушателей очеиь хорошо можно проследить на примере кандидата в члены ВКЩб) Тимошкина. До наиала занятий в кружке тов. Тимошкин при всех провер­ ках со стороны партийного бюро показы­ вал слабое знание истории партии, мало работал над собой. Занятия в кружке за­ интересовали его. Он стал внимательнослу­ шать лекции, читать рекомендованную ли­ тературу, выписывать из нее основные положения и систематически работать са­ мостоятельно. Упорная учеба коммуниста Плюшкина уже дала своя ревульгаты. Его активность на занятиях значительно выросла. Бели в начале работы кружка Тимошкин давал шясные ответы, то сейчас он но только хорошо отвечает, но и поправляет других, доподшяет их ответы. Повышение идейно-политигаеского уров­ ня Тимошкина сказалось на успешном вы­ полнении нм служебных обязанностей, а также на ашшности в партийной работе. Сейчас младший сержант Тимошкин стал одним из лучших бойцов в подразделении, отличником боевой и политической подго­ товки. £гот пример не единичен. За время р * боты кружка значительно выросли Также и другае слушатели. Такие коммунисты, как Алешин, Остолопов, Леонтьев, комсо­ молец Мешков в другие, хорошо усваива­ ют материал и принимают актирное уча­ стие в обсуждении вопросов па каждом занятии, улучшили свое отношен» к службе. Но пе все еще в порядке в нашем круж­ ке. У нас оо сих пор имеются отстающее товарищи. Так, члены ВКЩб) Иванов и Астафьев халатно огнооягся к учебе, к занятиям не готовятся, а потому на бе­ седах отмалчиваются. Это снижает хоро­ шие, в основном, результаты работы круж­ ка. Партийная организация должна заста­ вить этих коммунистов изменить свое ост- ношение к пдейно-полйгнческому росту. . Хочется остановиться еще на одном во­ просе. Ясно, что сам руководитель кружка может и не ваметить своих собственных ошибок. Поэтому правильно поступает за­ меститель начальника политотдела. Он ре­ гулярно вызывает меня к себе на беседы, проверяет мои знания и дает указания, направленные на повышение качества за­ нятий в кружке. Но бьш бы еще лучше, если бы полит­ отдел регулярно проводил семинары для руководителей кружков по изучению исто­ рии партии. На этих семинарах мы смог­ ли бы не только получать указания, как проводить очередные занятия, но также обмениваться опытом своей работы. По­ следнее очень важно для повышения ка­ чества работы кружков. Инмпнер’ Лайтенаит Н. НАЗАРОВ. Новосибирск сегодня Расскао о городе часто ютшааот срав­ нением с прошлым. О Новосибирске та» во напишешь. Новосибирск — детище сталин­ ских пятилеток. Полвека назад там, где сейчас раскинулся огромный щюмьшлеп- ный и культурный центр Сибири, был не­ большой поселок. Несколько сот домиков, десятка два лавок, три харчевни, да одно небольшое промышленное предприятие — вот и весь тогдашний Ново-Ннколаевск. Его вознтгшувеяие было связано с построй­ кой железнодорожного моста, через Обь. Мост связывал два конпа великой трансси­ бирской магистрали. Стройка привлекла смелых людей из разных мест обширного края. Она и заложили новый город. Пер­ вые дома строил здесь каменщик Иван По- крышкпн, отец прославленного трижды Героя Советского Союза А. И. Покрьшгкина. В годы сталинских пятилеток Шивосибнрск стая увловым центрам, через который стра­ на пачала получать кузбасский уголь и металл, северный лес, алтайскую пшени­ цу, сельскохозяйственные машины. На 25 километров вдоль берегов Оби растянулись мощные корпуса фабрик, вз­ водов, кварталы жилых зданий, порты и пристани. Промышленность города дает Родине более 300 наименований различных товаров. Далеко за пределы Сибири вдет продук­ ция «Сибсельмаша» — гиганта сельско­ хозяйственного машиностроения па востоке страны. На шахтах Подмосковного н Туль­ ского угольных бассейнов возвышаются копры, сделанные новосибирским ваводом «Огальканструыщя». Для новосибирской промышленности ха-' -рактерен высокий технический уровень производства. Фабрика и заводы оборудо­ ваны новыми высокопроизводительными машинами, широко внедрены передовые методы организации труда. В послевоен­ ное время каждый новосибирский рабочий в среднем вырабатывает ежегодно продук­ ции в три раза больше, чем до войны. Бо- I лее трех тысяч стахановцев выполняли ! свои пятилетки. Вместе с экономикой выросла и культур ра города. Сейчас здесь более двухсот би­ блиотек, около ста начальных н средних школ, 42 техникума н ремесленных учи­ лища, 7 высших учебных заведений. Соз­ данный 5 лет назад Западно-сибирский филиал Академии наук СССР стал подлин­ ным научным центром Сибири. На главной площади, носящей имя товарища Сталина, возвышается монумент тальное серое здание с огромным серебри­ стым куполом. Это Новосибирский Государ­ ственный театр оперы йбалета — одно ив самых больших театральных зданий стра­ ны. В его главном зале помещается более 2 тысяч зрителей. Оп дал своз первое пред­ ставление в памятные майскна дн» 1945 года, когда весь народ праздновал победоносное окшгчание Великой Отечест­ венной войны. Молодость города не только в его новых зданиях и машинах. Она — в его быощеГг ключом производственной жиз т . Замеча­ тельные советские люди — сибиряки жи­ вут сонным дыханием со всей страной. В городе’ широко развернуто социалистиче­ ское соревнование. По призыву стаха­ новки завода имени Кагановича Лиды Кар­ бышевой в соревнование вступили четыре тысячи профсоюзных групп. В эти рай­ ские дни растет число передовиков про­ изводства. Рядом с именем Семена Макси­ менко — знатного каменщика, лауреата Сталинской премии появилась фамилия Андрея Дьякова — бригадира комплексной бригады станкостроения, автора новой вы­ сокопроизводительной системы труда. Но­ вую славу завоевывает коллекпгв депо — родина дудинского движения. Машинист Шолкин водит тяжелогрузные составы на высокий скоростях, экономя топлдаю. Это достойный учепик Лупвна. Д. иохимович. Угольный Экибастуз Совет Министров Казахстана утвердил проект строительства в Павлодарской обла­ сти республики города угольщиков — Экибастум. ...Па пересечении двух основных мага- страдей раскинется центральная городская площадь, украшенная монументом Ленина. В едином архитектурном ансамбле площадь окаймят красивые трехэтаагаые здания треста углеразрезов, горного техникума, гостиницы, дома хозяйственных организа­ ций. Над ппми, на фоне яркой зелени сквера, возвысится величественное зда­ ние Дама Советов. На протиэоаоожвом конце сквера — Дворец культуры горня­ ков. На площади в 35 гектаров располо­ жится парк культуры -и отдыха. Будут воздвиптуты Дом пионеров, шчтамт, кино­ театр, больничный городок. Основной жи­ лой фонд проектируется в виде мноатотаж- ных благоустроенных зданий. Блин:» к окраинам разместятся кварталы одноэтаж­ ных домов. Для запдаты от ветров город обносится сплошными двухсотметровыми зелеными полосами, которые составят загородный парк. Для снабжения города и промышлен­ ных предприятий водой будет построен водопровод. Он даст городу иртышскую со­ ду. Трамваи и автобусы орееяечот сеязь центра города с промышленными пред­ приятиями и железнодорожным вокзалом. 1 Сейчас.уже возводятся первые кварта­ лы Экибастуза. Собраны десятки жатых крупноблочных домов. 7ТА0С). ЗЕЛЕНЫЕ АЛЛЕИ На улицах столицы идут весенние посадки 25-легних лжп. • По улице Горького, между площадями Пушкинской и Маяковского работают сей­ час садоводы, бетонщики, гранитчики, землекопы. Одна за другой выстраиваются в ряды липы. Новая зеленая аллея Москвы тя­ нется к площади Маяковского. Ведется посадка деревьев на участке от площади Маяковского до Белорусского вокзала. 25-летние деревья украсят в ны­ нешнем году также 1-ю Мещанскую ули­ цу. 800 тополей будет посажено на Ярос­ лавском шоссе. Всего в нынешнем году лишь на цен­ тральных улицах и площадях Москвы намечено посадить (около 2,5 тысячи д*-» ревьев. М. КРУПИН. е к у с с т в о сталинской эпохи В докладе о 31-й годовщине Великой Октябрьской социалистической революции 'г.>варпщ Молотов говорил: «Мы имеем право гордиться успехами советского ис- в.усства и в последнее время, в осэбен- з;остп, успехами советской литературы, что является не малым достижением направ­ ляющего руководства партии. Наша ли­ тература, кино и другие виды искусства i:ce больше обогащаются такнмп произве­ дениями, которые в свонх образах раскры­ вают идейный смысл событий п работы людей советской эпохи». Присуждение Сталинских премий за выдающиеся работы в области литературы v. искусства в 1948 году знаменует по- пый этап в развитии советской культуры, Значительно выросло количество романов, повестей и поэм, произведений театраль- зю-драматпческого н музыкального искус­ ства, живописи , скульптуры, архитекту­ ры, отражающих жизнь нашего социали­ стического общества. Во всех произведениях, удостоенных Сталинских премий, есть одно общее, их Уединяющее, — все опи затрагивают большие темы современности, рассказы­ вают о преимуществах советского общест­ венного строя, показывают передовых лю- ^зей сталинской эпохи, пх героический созидательный труд, их беззаветную ^лю­ бовь и преданность делу Ленина Сталина. Героическому труду советских людей в годы Великой Отечественной воины посвя­ щен отмеченный Сталинской премией первой степени ромап В. Ажаева «Далеко от Москвы». Показывая строительство скоростными методами нефтепровода на Дальнем Востоке, В. Ажаев сумел рас- j крыть благородные черты характера не- j родового советского человека. Начальник • строительства Батманов, инженеры Берид­ зе, Ковшов п другие герои романа это . настоящие советские люди, понимающие труд, как вдохновенное творчество, и умею­ щие во имя любви к Родине преодолевать все трудности. Роман К. Федина «Необыкновенное ле­ то», опубликованный в 1948 году вслед за романом «Первые радости», был встре­ чен нашим пародам с огромным интересом. Большим достижением писателя является глубокий и правдивый показ ведущей и организующей силы -коммунистической партпп. Читатели полюбили героев романа Федина: и старого профессионального ре­ волюционера Рагозина и молодого больше­ вика Извекова потому, что в них нашли свое воплощение основные тпппческне черты, которые присущи коммунистам — борцам и строителям нового социалисти­ ческого общества. Сталинская премия первой степени присуждена казахскому писателю Мухта­ ру Ауэзову за роман «Абай». Исключи­ тельно яркий по свопм художественным достоинствам роман правдиво воссоздает героический образ великого казахского поэта и просветителя, основоположника казахской литературы Абая Кунанзаева. Серьезным вкладом в советскую лите­ ратуру служит ромап С. Бабаевского «Кавалер золотой звезды». Сергеи Тутарп- пов в обстановке послевоенной жизни кол­ хоза является подлинным героем колхоз­ ной деревни. Передовой деятель колхозного села, большевик, оп воспитывает в ^духе большевизма и окружающих его людей. Новые люди нашей социалистической деревни показаны в ромапо Е; Мальцева «От всего сердца» п в повести 10. Лаптева «Заря», получивших Сталинские премии. Героиня романа «От всего сердца» — кол­ хозница Груня Васильцова учит колхоз­ ников по-государственному подходить к своему труду, ставить общественные ин­ тересы выше личных, воспитывает у тру­ жеников села чувство ответственности за колхозную собственность. Правдивый об­ раз Груни — большое достижение талант­ ливого писателя. Повесть «Заря» посвя­ щена сельским коммунистам и раскрывает большое значение пх работ в формирова­ нии коммунистического сознания колхоз­ ников. Слова товарища Сталина «Мы хо­ тим сделать всех’ рабочих и всех крестьян культурными и образованными, и мы сде­ лаем это со временем», — сказанные нм десять лет тому назад, на XYIU с ’ездо ВКП(б), воплощаются в жизпь. О колхозной деревне рассказывают полу­ чившие Сталинские премии повесть укра­ инского писателя П. Рябокляяа «Золото­ тысячник», роман латышской писательни­ цы Апны Саксе «В гору», повесть эстон­ ского писателя Г. Лебере*тач «Свет в Коор- ди», роман киргизского писателя Т. Сы- дьгкбекова «Люди наших дней», повесть абхазского писателя Г. Гулиа «Весна в Са- кене». Сталинской премии удостоен роман В. Попова «Сталь и шлак». Он рассказы­ вает читателю о жпзни п самоотвержен­ ном труде рабочих и инженеров большого украинского металлургического завода в тылу, о героической борьбе советских лю­ дей против пемецко-фатнистских захватчи­ ков во временно оккупированном Донбас­ се, о руководящей и направляющей роли в этой борьбе большевистской партии. Героической советской молодежи посвя­ щены книги А. Первенцева «Честь смолоду» н Б. Полевого «Мы — советские люди». Обе они ярко рагкрывают высокий мораль­ ный облик советской молодежи, ее герои­ ческий труд до Великой Отечественной войны и в годы воины. О советском сту­ денчестве рассказывает повесть молодого писателя В. Добровольского «Трое в серых шинелях». Сталинские премии присужде­ ны А. Гончару за роман «Злата Прага» — третью часть трилогии «Знаменосны», Ф. Панферову за роман «В стране повер­ женных» и 10. Яновскому за цикл «Киев­ ские рассказы». Эти (произведения ото­ бражают героический период Великой Оте­ чественной воины, мужество и отвагу со­ ветских людей, сражавшихся с иомецко- фашистскпуи захватчиками и отстоявших честь, свободу и независимость своей со­ циалистической Родины. 1 Широким кругам советских читателей : хорошо известен роман Т. Семушкина | «Алптет уходит в горы». Правдивыми и ! яркими красками автор повествует в пем ! о дореволюционной жизни далекой Чукот­ ки, о зарождении соретской Чукотки, о ; первых годах строительства здесь новой i жизни. История развития и роста отечественной | авиации показана в талантливом романе ленинградского писателя В. Саяпова «Не­ бо и земля». Яркие образы великих рус­ ских ученых Мичурипа, Тимирязева, До­ кучаева, Вильямса. Лысенко и их после­ дователей созданы в книге В. Сафонова «Земля в цвету», борьба латышского па­ рода за повуто Советскую Латвию пашла воплощение в трехтомной эпопее латыш­ ского писателя Лациса «Буря». Из охарактеризованных нами прозаиче­ ских проивведешгй, удостоенных в этом году Сталинских премий, видпо, что лите­ ратура в нашей стране находится на но­ вом под’еме, что советские писатели чер­ пают вдохновение в широком п бурном по­ токе социалистического труда, в расцвете нашей социалистической жизни. Отсюда — патриотизм нашей литературы, ее больше­ вистская идейность и правдивость в изо­ бражении жизни советских людей — строителей коммунистического общества. Удостоенные Сталинских премий за 1948 год поэтический произведения дра­ матургии и кинодраматургии так же, как и художественная проза раскрывают плен­ ный смысл событий н борьбы советских людей за коммунизм. Книга стихов К. Си-" монова «Друзья и враги» согрета чувст­ вом пастоящсй любви к друзьям Советско­ го Союза, проникнута жгучей ненавистью к поджигателям воПпы, ведущим тайные сговоры против стран новой демократии н, прежде всего, против нашей страны. Те­ мам послевоенной сталинской пятилетки, передовым советским людям, нх героиче­ скому труду посвящены ноьмы II. Грибаче­ ва «Весна в «Победе», А. Кулешова «Но­ вое русло», М. Луконина «Рабочий день». В поэмах «Весна в «Победе» и «Но­ вое русло» — образ коммуниста-ортанпза- тора и воспитателя масс, умеющего вдох­ новить колхозников па трудовые подвиги, I занимает центральное место. О героическом труде людей Сталинградского тракторного завода рассказал М. Луконин в поэме «Ра- i бочпй день». Это произведение свидетель- ! ствует о творческой зрелости молодого |псета. Сталинская премия первой степени I присуждена замечательному лирику со- 1 ветской эпохи Михаилу Исаковскому за ! его книгу «Стпхл п песни», цикл прекра- • спых стихов «Грузинская весна» создан ! одним пз лучших нашпх поэтов Н. Тихо­ новым. Сталинской премии удостоена боль­ шая поэма народного поэта Белоруссии Якуба Коласа «Хата рьгёака» — произве­ дение большого художественного историко- познавательного и политического значения. Сталинские премии присуждены также поэту С. Щипачеву за книгу «Стихотво­ рения» п поэту С. Маршаку за переводы в стихах «Сопеты Шекспира». Огромных достижений в 19(48 году до­ билась советская драматургия. Сталински­ ми премиями первой степени отмечены пьесы «Московский характер» А. Софро- нова п «Заговор обреченных» («В одной стране») Н. Вирты. В комедии А. Софропо- ва «Московский характер» показано богатство духовного облика советского че­ ловека, его высокие моральные качества. Эта пьеса рагуегг за новое, за требо­ вательное, партийное отношение к себе и окружающим людям. Пьеса Н. Вирты «Заговор обреченных» написана на одну из важнейших а политически острых тем. Она рассказывает о борьбе сил прогресса •против реакции, социализма против импе-. рнализма, о всевозрастающем влиянии ком­ мунистических партий, идущих в аван­ гарде прогрессивного человечества. А. Кор­ нейчук в своей пьесе «Макар Дубрава» создал волнующие образы советских лю­ дей— активных строителей коммунизма, но­ ваторов и богатырей труда. В пьесе «Зе­ леная улица» А. Сурова советские зрите­ ли увидели обаятельпме и мужествепяые ойразы передовиков производства. Исклю­ чительно ярко нарисован в пьесе образ молодого машиниста Алексея Спбирякова, человека глубоко партийного, пламенного борпа за коммунизм. В пьесах выдающего­ ся грузинского драматурга С. Шаншпаш- I вили героическая история грузинского на- I рода нашла достойное выражение. Пьеса ! В. Любимовой «Снежок» ярко отображает 1 жизнь одной американской школы: амерл- i канские реакционеры прививают детям дух • человеконенавистничества, проводят ра- ! совую дискриминацию. Пьеса рисует Oopi - ' бу представителей двух Америк — демо-» кратической и -реакционной. Советское .правительство высоко оцеппн ло вышедшие па экран в 1948 году худо­ жественные фильмы «Суп чести», «Молодая гвардия» и хроникально-документальный: фильм «Владимир Ильич Ленин», удостоив их Сталинских премий первой степени,- Сталинские премии второй степени при­ суждены за художественные фильмы «Ми-» чурин», «Повесть о настоящем человеке»* «Третий удар», «Далекая невеста». Больших успехов достигли в 1948 году: деятели музыкальной культуры напгй страны. Сталинекпмп премиями первоft степени отмечены произведения молодо, i армянского композитора А. Арутюняла. заслуженного деятеля искусств Литовской СОР Б. Дварпонаса, композитора Н. Бу- дашкина. Произведения литературы и исвусстаа, ’ удостоенные Сталинских премий за 194& год, свидетельствуют о том. что благодаря руководству и помощи болыпевнетск'/к партип и лично товарища Сталина наши писатели и деятели искусства внесли нл- вый вклад в передовую советскую социа­ листическую культуру. Пет сомнения в том, что великая награда, присужденной зз выдающиеся произведения литературы и искусства, вдохновит советских писате­ лей, деятелей искусства на создание но-i вых, еще более значительных произведе­ ний о героических делах советского наро­ да. Этого ждет от своих писателей, деяте­ лей искусства наш народ, встретивший с чувством огромпой радости Постановлеинэ Совета Миппстров СССР о присуждении Сталнпскпх премий за выдающиеся произ­ ведения 1948 года, этого ждет от писате­ лей, деятелей искусства наша бодыпевист- , ская партия, пашо Советское правитель» CTBI. А. ЖУЧКОВ,

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz