На страже Заполярья. 1949 год. Май.
Т1 мая 1949 Г., № 109 (3414 ). Й А " С Т Р К Л В « Х П М М б Я Изучав!! решения XI с'езда ВЛК 8 М С огромным интересом следили комсомольцы и молодежь нашего подразделения за проходившим в М оскве X I с'ездом ВЛКСМ , читали материалы о его работе. Сейчас военные моряки изучают эти материалы. Комсомолец млад ший сержант Хлопяк провел беседу о докладе на с ’езде секретаря ЦК ВЛК СМ тов. Михайлова. После беседы агитатор призвал комсомольцев высоко нести честь плена ВЛК СМ . Он сказал: «Ленин ско-сталинский комсомол прошел славный боевой путь. Комсомольцы во всем проявляют инициативу, ак тивно помогают большевистской пар тии в построении коммунизма. Зад а ча каж д ого из нас — добросовестно служить Родине, делом оправдывать лусокое звание воина-комсомоль- ца». П о инициативе комсомольского бю ро вечерами с личным'составом проводятся беседы по решениям X I с ’езда ВЛКСМ . Матрос В. АНУРОВ. БОЛЬШОЕ, ПОЧЕТНОЕ ДЕЛО г ^Н А М СООБЩАЮТ— о ХОРОШУЮ ИНИЦИАТИВУ проя- I ш ЯШ местный радиоузел. В часы I w am o i работы оп регулярно передает ■но радяо произведение Леонида Зайцева / «Проетор». Матоос В. АНДРЕЕВ. €1 1ЕКДИЮ О МЕЖДУНАРОДНОМ ПОЛОЖЕНИИ, организованную по ини циативе секретаря партийной организа ции старшего сержанта Чпгирь, прослу шали мы с большим интересом. После лекции был продемонстрирован кино фильм «Москва — столица СССР», Матрос И. ТЫШКУНЬ. о ЭСТАФЕТА на пять километров закончилась победой бегунов офицера Эпштейна. Команде-победптельннце вру- шш грамота, а ее членам об’явлена бла годарность. ____ Матрос М. АГАПИТОВ. © ВОСКРЕСНИК, организованный по инициативе комсомольцев, дал воамож- яооть привести клуб в полный порядок. Особо отличились в работе комсомольцы Аранович, Кривоногов, Ермаков ихрутае. А. КР У ГЛИ . О ШЛЙШОЧНЫЕ ГОНКИ показали cipiy, ловкость я сноровистость военных моряков нашей подразделения. Коман дам шлюцок Лидеров Гардаша п Улаио- во- удалось «чень быстро и красиво под нять паруса и обеспечить себе победу. - - Старшина 2 статьи В. МИЛКИН. О ДУХО’ВОЙ ОРКЕСТР год руковод ством Тов. Весновского деятельно гото вятся в инспекторской провСтже. Со ставлен художественный репертуар, ку да входят увертюры из опер, песня о ЭДализе, песни на пародные темы , и марши советских композиторов. Старший матрос В. ФЕДЫШИН. О ЧЕСТНО И ДОБРОСОВЕСТНО до- 'стазляет почту матрос Beремпев в нашу отдаленную часть. Ему не страшны ни непогода, ни распутпца. Мы горячо благо дарим Веремеева за своевременную до ставку писем и газет. Матрос Р. МОРОШКИН. О ШЛЮПОЧНЫЕ ГОНКИ на 10 ка- бельтовов состоялись у катерипков. Луч шее время— 14 мин. 15 сек. и первое место присуждено команде шестерки офицера Мирского. Старшина 1 статьи Ф. КОЗЛОВ. Достаяовление ЦК ВКЩб) от 26 нюня 1946 года требует от каждого коммуниста неустанной работы ш> повышению своего идешю-политического уровня. Основным, методом изучения марксистско-ленинской теории и истории нашей партии шляется самостоятельная работа. Целью кружков по изучению истории ВКП(б) является оказа ние коммунистам помощи в политической учебе. Занятия в кружке должны помо- галъ дм правильно усвоить существо марк систско-ленинского учения. У нас в конце прошлого года был создан кружок повышенного типа по изучению истории партии. В кружок записались ком мунисты и комсомольцы рядового и сер жантского состава, окончившие дивизион ную школу партийного актива. Партийное бюро поручило мне руководить этим круж ком. Передо иной встала ответственная за дача— руководить политическим воспита нием коммунистов и комсомольцев. Ответственность была тем большей, что записавшиеся в кружок уже изучали в ос новном «Краткий курс истории .ВКЩб)» и теперь им предстояло углубить знание истории партии и изучать произведения классиков марксизма-ленинизма. Понятно, что от руководителя кружка требуется прежде всего хорошее знание ма териала. Без этого нельзя добиться положи тельных результатов в пропагандистской работе. Знания, полученные мж.ю в ин ституте, в Военно-Морском училище и пу тем самостоятельной работы, оказались недостаточными для проведения полноцен ных лекций и бесед. В этом я убедился на первом же Занятии по теме: «История ВКЩб) — марксизм-ленинизм в действии». В самом деле, любой материал можно об’яснить слушателям ясно, доходчиво и на высоком шейном уровне только в том слу чае, если его сам знаешь действительно в совершенстве, если будешь излагать его до ходчиво. В кружке имеешь дело с воспита нием живых людей, поэтому руководителю нельзя допускать ошибок или неточностей в изложении того или иного допроса. Плохо также, если руководитель .не в состоянии ответить ва вопросы слушателей. Мне ста ло ясно, что к каждому эаиятию нужно тщательно готовиться. При подготовке к проведению занятий я начал использовать не только «Краткий курс истории ВКЩб)», ню и труды Ленина и Сталина, газетные и журнальные статьи, содержащие фактический материал, г Большое внимание я уделяю трудам ‘ классиков марксизма-ленинизма. Так, при изучении «Манифеста! коммунистической па/ртии» Маркса и Энгельса я пользовался статьей В. И. Ленина «Три источника и три :составных части марксизма»:, а также работой И. В. Ошнва «Об Основах лени- :нпзма». Это было необходимо для более полного освещения темы, j При изучении темы, охватывающей пе риод буржуазно-демократической револю ции 1905 года, я использовал кроме работы Ленина «Две такими социал-демократии в демократической революции» ряд других его работ этого периода, «в частности: «На чало революции в России» и «Уроки мо сковского восстания». Свой рассказ под креплял рядом произведений- художествен ной литературы и ссылками на некоторые кинокартины, дающие яркое йредставление о росте революционного движения в 1905 году и о руководящей роли большевиков в революции. Так мне пришлось напомнить слушате лям сцены из романа Горького «Мать», «Угрюм реки» Шишкова и друшх художе ственных произведений, а также кино фильмов «Юность Максима», «Победите ли», «Броненосец Потемкин». Это значи тельно оживило занятие, сделало его болев доходчивым для слушателей. Конечно, на такую подготовку к заня тиям уходит много времени, но эго пол ностью оправдывает себя. Таким образом, хорошее знание материа ла является основным условием успеха ру ководителя кружка. По практика показа- ла, что втого еще недостаточно. Большое ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ РУКОВОДИТЕЛЯ КРУЖКА' ПАРТИЙНОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ значение имеет также методика проведения занятий. Во-первых, нужно правильно распреде лить время занятий так, чтобы успеть одинаково полно разобрать все вопросы. Не следует слишком увлекаться простран ным об’яснением подробностей, так как это приведет к распылению внимания W - шателей и может увести руководителя от осповного материала. Нужно стремиться прежде всего к тому., чтобы как можно полнее и доходчивее из ложить основные вопросы темы. Но нельзя впадать и в другую крайность — слишком сухое об’яснение понижает у слушателей интерес к занятиям и в конечном счете ведет к ухудшение усвояемости материала. Поэтому узловые вопросы темы нужно из лагать полно и ясно, иллюстрировать их фактическими и цифровыми данными,, при водить примеры из биографий вождей на шей партии. Теоретические и тактические основы деятельности большевистской партии в до революционный период следует увязывать с современной жизнью. Перед лекцией я указываю слушателям, какая литература, политическая и худо жественная, может быть использована дня подготовки к беседе по данной теме. Лек ции чередую с беседами с таким расчетом, чтобы перед каждой беседой слушатели имели возможность прочитать рекомендо ванную литературу, сделать себе необхо димые выписки, которые будут стоять на обсуждении во время беседы. Учитывая, что занимающиеся в пружке имеют лишь неполное среднее образование и не могут все записать за мной на лек циях, я диктую им основные положения. Это помогает слушателям лучше готовить ся к беседам и давать более содержатель ные и полные ответы. Только путем индивидуального подхода можно добиться успеха в воспитательной работе. Это необходимо особенно учиты вать при проведении беседы. В самом де ле, не раз приходилось убеждаться в том, что тот или иной слушатель не может ответить на мой вопрос только лишь па*аа непонимания его. Огоит эадать атот же во прос иначе, пояснить слушателю, что от него требуется, а он дает подчас исчерпы вающий ответ. Потому, мне кажется, не следует торопиться вызывать ва помощь дру гого товарища, если первый не может сразу дать ответ ва вопрос препода вателя. Нужно дать ему немноговреаюиина обдумывание, иэменнть форму вопроса. Если же слушатель ответил неправильно, то путем дополнительных вопросов нужно стараться натолкнуть его на правильный ответ. Это окажет ему большую помощь и повысит активность всей группы во время беседы, приучит людей к самостоятель ности. Заметав, что какой-ли^о слушатель не понял тот или иной вопрос на еанятии, я стараюсь об’яснить ему 'это же самое более подробно после ванятий. Так я неоднократ но беседовал во внеурочное время с тт. Се довым, Лосевым, Тимошкиным. Нельзя также остш еят ь без внимания пропустивших занятия по уважительной причине. Нужно выяснить, сможет ли про пустивший самостоятельно разобраться в пройденном материале о при необходимо сти помочь ему. Только таким путем мож но добиться успешного усвоения материа ла всеми слушателями. Был такой слу чай. Комсомолец Вороненко ездил в отпусБ и пропустил часть занятий. После его воз вращения я побеседовал с ним, расска зал, что ему следует изучить самостоя тельно, составил ему план с указанием основных вопросов, а потом помогал в выполнении его. Кроне этого проводи для слушателя консультации, на которых раэ*- ясняя наиболее трудные места. Все это помогло Вороненко догнать товарищей. Наконец, немаловажным для нормаль ной работы кружка является обеспечение высокой посещаемость занятий. Путем индивидуальной разъяснительной работы* а также обсуждения работы кружка на партийных и комсомольских собраниях нам удалось добиться максимальной посе щаемости слушателей. Сейчас полностью изжиты случаи пропуска оанятий бее уважительных причин. Проведено уже 15 занятий. Можно под вести некоторые итоги работы кружка. В уче<5в первых дней и сейчас можно заметить большую разницу. Если в первый период работы кружка бесе ды проходили неактивно, были боль ше похожи на опрос, то сейчас классно-групповые занятия все больше и больше принимают вид живых, разверну тых бесед. Многое слушатели пе дожида ются, коща я их вызову. Они добровольно из’являют желание выступить. Они не только отвечают на заданный вопрос, ио начинают также поправлять друг друга. Рост идейно-политического уровня и ак тивности слушателей очеиь хорошо можно проследить на примере кандидата в члены ВКЩб) Тимошкина. До наиала занятий в кружке тов. Тимошкин при всех провер ках со стороны партийного бюро показы вал слабое знание истории партии, мало работал над собой. Занятия в кружке за интересовали его. Он стал внимательнослу шать лекции, читать рекомендованную ли тературу, выписывать из нее основные положения и систематически работать са мостоятельно. Упорная учеба коммуниста Плюшкина уже дала своя ревульгаты. Его активность на занятиях значительно выросла. Бели в начале работы кружка Тимошкин давал шясные ответы, то сейчас он но только хорошо отвечает, но и поправляет других, доподшяет их ответы. Повышение идейно-политигаеского уров ня Тимошкина сказалось на успешном вы полнении нм служебных обязанностей, а также на ашшности в партийной работе. Сейчас младший сержант Тимошкин стал одним из лучших бойцов в подразделении, отличником боевой и политической подго товки. £гот пример не единичен. За время р * боты кружка значительно выросли Также и другае слушатели. Такие коммунисты, как Алешин, Остолопов, Леонтьев, комсо молец Мешков в другие, хорошо усваива ют материал и принимают актирное уча стие в обсуждении вопросов па каждом занятии, улучшили свое отношен» к службе. Но пе все еще в порядке в нашем круж ке. У нас оо сих пор имеются отстающее товарищи. Так, члены ВКЩб) Иванов и Астафьев халатно огнооягся к учебе, к занятиям не готовятся, а потому на бе седах отмалчиваются. Это снижает хоро шие, в основном, результаты работы круж ка. Партийная организация должна заста вить этих коммунистов изменить свое ост- ношение к пдейно-полйгнческому росту. . Хочется остановиться еще на одном во просе. Ясно, что сам руководитель кружка может и не ваметить своих собственных ошибок. Поэтому правильно поступает за меститель начальника политотдела. Он ре гулярно вызывает меня к себе на беседы, проверяет мои знания и дает указания, направленные на повышение качества за нятий в кружке. Но бьш бы еще лучше, если бы полит отдел регулярно проводил семинары для руководителей кружков по изучению исто рии партии. На этих семинарах мы смог ли бы не только получать указания, как проводить очередные занятия, но также обмениваться опытом своей работы. По следнее очень важно для повышения ка чества работы кружков. Инмпнер’ Лайтенаит Н. НАЗАРОВ. Новосибирск сегодня Расскао о городе часто ютшааот срав нением с прошлым. О Новосибирске та» во напишешь. Новосибирск — детище сталин ских пятилеток. Полвека назад там, где сейчас раскинулся огромный щюмьшлеп- ный и культурный центр Сибири, был не большой поселок. Несколько сот домиков, десятка два лавок, три харчевни, да одно небольшое промышленное предприятие — вот и весь тогдашний Ново-Ннколаевск. Его вознтгшувеяие было связано с построй кой железнодорожного моста, через Обь. Мост связывал два конпа великой трансси бирской магистрали. Стройка привлекла смелых людей из разных мест обширного края. Она и заложили новый город. Пер вые дома строил здесь каменщик Иван По- крышкпн, отец прославленного трижды Героя Советского Союза А. И. Покрьшгкина. В годы сталинских пятилеток Шивосибнрск стая увловым центрам, через который стра на пачала получать кузбасский уголь и металл, северный лес, алтайскую пшени цу, сельскохозяйственные машины. На 25 километров вдоль берегов Оби растянулись мощные корпуса фабрик, вз водов, кварталы жилых зданий, порты и пристани. Промышленность города дает Родине более 300 наименований различных товаров. Далеко за пределы Сибири вдет продук ция «Сибсельмаша» — гиганта сельско хозяйственного машиностроения па востоке страны. На шахтах Подмосковного н Туль ского угольных бассейнов возвышаются копры, сделанные новосибирским ваводом «Огальканструыщя». Для новосибирской промышленности ха-' -рактерен высокий технический уровень производства. Фабрика и заводы оборудо ваны новыми высокопроизводительными машинами, широко внедрены передовые методы организации труда. В послевоен ное время каждый новосибирский рабочий в среднем вырабатывает ежегодно продук ции в три раза больше, чем до войны. Бо- I лее трех тысяч стахановцев выполняли ! свои пятилетки. Вместе с экономикой выросла и культур ра города. Сейчас здесь более двухсот би блиотек, около ста начальных н средних школ, 42 техникума н ремесленных учи лища, 7 высших учебных заведений. Соз данный 5 лет назад Западно-сибирский филиал Академии наук СССР стал подлин ным научным центром Сибири. На главной площади, носящей имя товарища Сталина, возвышается монумент тальное серое здание с огромным серебри стым куполом. Это Новосибирский Государ ственный театр оперы йбалета — одно ив самых больших театральных зданий стра ны. В его главном зале помещается более 2 тысяч зрителей. Оп дал своз первое пред ставление в памятные майскна дн» 1945 года, когда весь народ праздновал победоносное окшгчание Великой Отечест венной войны. Молодость города не только в его новых зданиях и машинах. Она — в его быощеГг ключом производственной жиз т . Замеча тельные советские люди — сибиряки жи вут сонным дыханием со всей страной. В городе’ широко развернуто социалистиче ское соревнование. По призыву стаха новки завода имени Кагановича Лиды Кар бышевой в соревнование вступили четыре тысячи профсоюзных групп. В эти рай ские дни растет число передовиков про изводства. Рядом с именем Семена Макси менко — знатного каменщика, лауреата Сталинской премии появилась фамилия Андрея Дьякова — бригадира комплексной бригады станкостроения, автора новой вы сокопроизводительной системы труда. Но вую славу завоевывает коллекпгв депо — родина дудинского движения. Машинист Шолкин водит тяжелогрузные составы на высокий скоростях, экономя топлдаю. Это достойный учепик Лупвна. Д. иохимович. Угольный Экибастуз Совет Министров Казахстана утвердил проект строительства в Павлодарской обла сти республики города угольщиков — Экибастум. ...Па пересечении двух основных мага- страдей раскинется центральная городская площадь, украшенная монументом Ленина. В едином архитектурном ансамбле площадь окаймят красивые трехэтаагаые здания треста углеразрезов, горного техникума, гостиницы, дома хозяйственных организа ций. Над ппми, на фоне яркой зелени сквера, возвысится величественное зда ние Дама Советов. На протиэоаоожвом конце сквера — Дворец культуры горня ков. На площади в 35 гектаров располо жится парк культуры -и отдыха. Будут воздвиптуты Дом пионеров, шчтамт, кино театр, больничный городок. Основной жи лой фонд проектируется в виде мноатотаж- ных благоустроенных зданий. Блин:» к окраинам разместятся кварталы одноэтаж ных домов. Для запдаты от ветров город обносится сплошными двухсотметровыми зелеными полосами, которые составят загородный парк. Для снабжения города и промышлен ных предприятий водой будет построен водопровод. Он даст городу иртышскую со ду. Трамваи и автобусы орееяечот сеязь центра города с промышленными пред приятиями и железнодорожным вокзалом. 1 Сейчас.уже возводятся первые кварта лы Экибастуза. Собраны десятки жатых крупноблочных домов. 7ТА0С). ЗЕЛЕНЫЕ АЛЛЕИ На улицах столицы идут весенние посадки 25-легних лжп. • По улице Горького, между площадями Пушкинской и Маяковского работают сей час садоводы, бетонщики, гранитчики, землекопы. Одна за другой выстраиваются в ряды липы. Новая зеленая аллея Москвы тя нется к площади Маяковского. Ведется посадка деревьев на участке от площади Маяковского до Белорусского вокзала. 25-летние деревья украсят в ны нешнем году также 1-ю Мещанскую ули цу. 800 тополей будет посажено на Ярос лавском шоссе. Всего в нынешнем году лишь на цен тральных улицах и площадях Москвы намечено посадить (около 2,5 тысячи д*-» ревьев. М. КРУПИН. е к у с с т в о сталинской эпохи В докладе о 31-й годовщине Великой Октябрьской социалистической революции 'г.>варпщ Молотов говорил: «Мы имеем право гордиться успехами советского ис- в.усства и в последнее время, в осэбен- з;остп, успехами советской литературы, что является не малым достижением направ ляющего руководства партии. Наша ли тература, кино и другие виды искусства i:ce больше обогащаются такнмп произве дениями, которые в свонх образах раскры вают идейный смысл событий п работы людей советской эпохи». Присуждение Сталинских премий за выдающиеся работы в области литературы v. искусства в 1948 году знаменует по- пый этап в развитии советской культуры, Значительно выросло количество романов, повестей и поэм, произведений театраль- зю-драматпческого н музыкального искус ства, живописи , скульптуры, архитекту ры, отражающих жизнь нашего социали стического общества. Во всех произведениях, удостоенных Сталинских премий, есть одно общее, их Уединяющее, — все опи затрагивают большие темы современности, рассказы вают о преимуществах советского общест венного строя, показывают передовых лю- ^зей сталинской эпохи, пх героический созидательный труд, их беззаветную ^лю бовь и преданность делу Ленина Сталина. Героическому труду советских людей в годы Великой Отечественной воины посвя щен отмеченный Сталинской премией первой степени ромап В. Ажаева «Далеко от Москвы». Показывая строительство скоростными методами нефтепровода на Дальнем Востоке, В. Ажаев сумел рас- j крыть благородные черты характера не- j родового советского человека. Начальник • строительства Батманов, инженеры Берид зе, Ковшов п другие герои романа это . настоящие советские люди, понимающие труд, как вдохновенное творчество, и умею щие во имя любви к Родине преодолевать все трудности. Роман К. Федина «Необыкновенное ле то», опубликованный в 1948 году вслед за романом «Первые радости», был встре чен нашим пародам с огромным интересом. Большим достижением писателя является глубокий и правдивый показ ведущей и организующей силы -коммунистической партпп. Читатели полюбили героев романа Федина: и старого профессионального ре волюционера Рагозина и молодого больше вика Извекова потому, что в них нашли свое воплощение основные тпппческне черты, которые присущи коммунистам — борцам и строителям нового социалисти ческого общества. Сталинская премия первой степени присуждена казахскому писателю Мухта ру Ауэзову за роман «Абай». Исключи тельно яркий по свопм художественным достоинствам роман правдиво воссоздает героический образ великого казахского поэта и просветителя, основоположника казахской литературы Абая Кунанзаева. Серьезным вкладом в советскую лите ратуру служит ромап С. Бабаевского «Кавалер золотой звезды». Сергеи Тутарп- пов в обстановке послевоенной жизни кол хоза является подлинным героем колхоз ной деревни. Передовой деятель колхозного села, большевик, оп воспитывает в ^духе большевизма и окружающих его людей. Новые люди нашей социалистической деревни показаны в ромапо Е; Мальцева «От всего сердца» п в повести 10. Лаптева «Заря», получивших Сталинские премии. Героиня романа «От всего сердца» — кол хозница Груня Васильцова учит колхоз ников по-государственному подходить к своему труду, ставить общественные ин тересы выше личных, воспитывает у тру жеников села чувство ответственности за колхозную собственность. Правдивый об раз Груни — большое достижение талант ливого писателя. Повесть «Заря» посвя щена сельским коммунистам и раскрывает большое значение пх работ в формирова нии коммунистического сознания колхоз ников. Слова товарища Сталина «Мы хо тим сделать всех’ рабочих и всех крестьян культурными и образованными, и мы сде лаем это со временем», — сказанные нм десять лет тому назад, на XYIU с ’ездо ВКП(б), воплощаются в жизпь. О колхозной деревне рассказывают полу чившие Сталинские премии повесть укра инского писателя П. Рябокляяа «Золото тысячник», роман латышской писательни цы Апны Саксе «В гору», повесть эстон ского писателя Г. Лебере*тач «Свет в Коор- ди», роман киргизского писателя Т. Сы- дьгкбекова «Люди наших дней», повесть абхазского писателя Г. Гулиа «Весна в Са- кене». Сталинской премии удостоен роман В. Попова «Сталь и шлак». Он рассказы вает читателю о жпзни п самоотвержен ном труде рабочих и инженеров большого украинского металлургического завода в тылу, о героической борьбе советских лю дей против пемецко-фатнистских захватчи ков во временно оккупированном Донбас се, о руководящей и направляющей роли в этой борьбе большевистской партии. Героической советской молодежи посвя щены книги А. Первенцева «Честь смолоду» н Б. Полевого «Мы — советские люди». Обе они ярко рагкрывают высокий мораль ный облик советской молодежи, ее герои ческий труд до Великой Отечественной войны и в годы воины. О советском сту денчестве рассказывает повесть молодого писателя В. Добровольского «Трое в серых шинелях». Сталинские премии присужде ны А. Гончару за роман «Злата Прага» — третью часть трилогии «Знаменосны», Ф. Панферову за роман «В стране повер женных» и 10. Яновскому за цикл «Киев ские рассказы». Эти (произведения ото бражают героический период Великой Оте чественной воины, мужество и отвагу со ветских людей, сражавшихся с иомецко- фашистскпуи захватчиками и отстоявших честь, свободу и независимость своей со циалистической Родины. 1 Широким кругам советских читателей : хорошо известен роман Т. Семушкина | «Алптет уходит в горы». Правдивыми и ! яркими красками автор повествует в пем ! о дореволюционной жизни далекой Чукот ки, о зарождении соретской Чукотки, о ; первых годах строительства здесь новой i жизни. История развития и роста отечественной | авиации показана в талантливом романе ленинградского писателя В. Саяпова «Не бо и земля». Яркие образы великих рус ских ученых Мичурипа, Тимирязева, До кучаева, Вильямса. Лысенко и их после дователей созданы в книге В. Сафонова «Земля в цвету», борьба латышского па рода за повуто Советскую Латвию пашла воплощение в трехтомной эпопее латыш ского писателя Лациса «Буря». Из охарактеризованных нами прозаиче ских проивведешгй, удостоенных в этом году Сталинских премий, видпо, что лите ратура в нашей стране находится на но вом под’еме, что советские писатели чер пают вдохновение в широком п бурном по токе социалистического труда, в расцвете нашей социалистической жизни. Отсюда — патриотизм нашей литературы, ее больше вистская идейность и правдивость в изо бражении жизни советских людей — строителей коммунистического общества. Удостоенные Сталинских премий за 1948 год поэтический произведения дра матургии и кинодраматургии так же, как и художественная проза раскрывают плен ный смысл событий н борьбы советских людей за коммунизм. Книга стихов К. Си-" монова «Друзья и враги» согрета чувст вом пастоящсй любви к друзьям Советско го Союза, проникнута жгучей ненавистью к поджигателям воПпы, ведущим тайные сговоры против стран новой демократии н, прежде всего, против нашей страны. Те мам послевоенной сталинской пятилетки, передовым советским людям, нх героиче скому труду посвящены ноьмы II. Грибаче ва «Весна в «Победе», А. Кулешова «Но вое русло», М. Луконина «Рабочий день». В поэмах «Весна в «Победе» и «Но вое русло» — образ коммуниста-ортанпза- тора и воспитателя масс, умеющего вдох новить колхозников па трудовые подвиги, I занимает центральное место. О героическом труде людей Сталинградского тракторного завода рассказал М. Луконин в поэме «Ра- i бочпй день». Это произведение свидетель- ! ствует о творческой зрелости молодого |псета. Сталинская премия первой степени I присуждена замечательному лирику со- 1 ветской эпохи Михаилу Исаковскому за ! его книгу «Стпхл п песни», цикл прекра- • спых стихов «Грузинская весна» создан ! одним пз лучших нашпх поэтов Н. Тихо новым. Сталинской премии удостоена боль шая поэма народного поэта Белоруссии Якуба Коласа «Хата рьгёака» — произве дение большого художественного историко- познавательного и политического значения. Сталинские премии присуждены также поэту С. Щипачеву за книгу «Стихотво рения» п поэту С. Маршаку за переводы в стихах «Сопеты Шекспира». Огромных достижений в 19(48 году до билась советская драматургия. Сталински ми премиями первой степени отмечены пьесы «Московский характер» А. Софро- нова п «Заговор обреченных» («В одной стране») Н. Вирты. В комедии А. Софропо- ва «Московский характер» показано богатство духовного облика советского че ловека, его высокие моральные качества. Эта пьеса рагуегг за новое, за требо вательное, партийное отношение к себе и окружающим людям. Пьеса Н. Вирты «Заговор обреченных» написана на одну из важнейших а политически острых тем. Она рассказывает о борьбе сил прогресса •против реакции, социализма против импе-. рнализма, о всевозрастающем влиянии ком мунистических партий, идущих в аван гарде прогрессивного человечества. А. Кор нейчук в своей пьесе «Макар Дубрава» создал волнующие образы советских лю дей— активных строителей коммунизма, но ваторов и богатырей труда. В пьесе «Зе леная улица» А. Сурова советские зрите ли увидели обаятельпме и мужествепяые ойразы передовиков производства. Исклю чительно ярко нарисован в пьесе образ молодого машиниста Алексея Спбирякова, человека глубоко партийного, пламенного борпа за коммунизм. В пьесах выдающего ся грузинского драматурга С. Шаншпаш- I вили героическая история грузинского на- I рода нашла достойное выражение. Пьеса ! В. Любимовой «Снежок» ярко отображает 1 жизнь одной американской школы: амерл- i канские реакционеры прививают детям дух • человеконенавистничества, проводят ра- ! совую дискриминацию. Пьеса рисует Oopi - ' бу представителей двух Америк — демо-» кратической и -реакционной. Советское .правительство высоко оцеппн ло вышедшие па экран в 1948 году худо жественные фильмы «Суп чести», «Молодая гвардия» и хроникально-документальный: фильм «Владимир Ильич Ленин», удостоив их Сталинских премий первой степени,- Сталинские премии второй степени при суждены за художественные фильмы «Ми-» чурин», «Повесть о настоящем человеке»* «Третий удар», «Далекая невеста». Больших успехов достигли в 1948 году: деятели музыкальной культуры напгй страны. Сталинекпмп премиями первоft степени отмечены произведения молодо, i армянского композитора А. Арутюняла. заслуженного деятеля искусств Литовской СОР Б. Дварпонаса, композитора Н. Бу- дашкина. Произведения литературы и исвусстаа, ’ удостоенные Сталинских премий за 194& год, свидетельствуют о том. что благодаря руководству и помощи болыпевнетск'/к партип и лично товарища Сталина наши писатели и деятели искусства внесли нл- вый вклад в передовую советскую социа листическую культуру. Пет сомнения в том, что великая награда, присужденной зз выдающиеся произведения литературы и искусства, вдохновит советских писате лей, деятелей искусства на создание но-i вых, еще более значительных произведе ний о героических делах советского наро да. Этого ждет от своих писателей, деяте лей искусства наш народ, встретивший с чувством огромпой радости Постановлеинэ Совета Миппстров СССР о присуждении Сталнпскпх премий за выдающиеся произ ведения 1948 года, этого ждет от писате лей, деятелей искусства наша бодыпевист- , ская партия, пашо Советское правитель» CTBI. А. ЖУЧКОВ,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz