На страже Заполярья. 1949 год. Май.
ф иат а Подвиг „Тумана" Славная история Военно-Морского Фло та хранит много ярких н замечательных <траинц. Одна из таких чудесных страниц, к которой вечно будет возвращаться благо дарная матросская память, рассказывает о подвиге тральщика «Туман». Этот маленький корабль находился в дозоре в море. Холодный* ветер гнал седые золны. Сигнальщик заметил появившиеся вдали на горизонте мачты неопознанных кораблей. Словно вырастая нз воды, они с каждой минутой приближались к траль щику. Чья это суда и сколько пх — пока еще трудно было определить. Но матросское сердле подсказывало, что это чужие ко рабли. Командир тральщика- «Туман» старшин лейтенант Лев Шестаков приказал пробить боевую тревогу. Советские моряки готови лись достойно встретить врага, Рулевой Семенов, комендоры мгновенно заняли бое вые посты. Теперь ужа можно было распо знать силуэты этих кораблей, Низкие черные корпуса вырисовывались на фоне серых плывущих в небе туч. Их было три. С тральщика, дадц лозьрные. Ответа пе последовало. Только спустя мгновение над морем поднялся фонтан воды от разорвав шегося невдалеке снаряда. Прошло еще не сколько секунд, и такой же всплеск воды поднялся за кормой. От вэяьшой волны .маленький тральщик подбросило, -накрени ло. Стреляли немецкие миноносцы. Гордо и смело встутещ советские мо ряки в неравный бой. Заработали малень кие орудия, машинам был дан полный ход. Через несколько минут снова грянули вы стрелы. Снаряды с шумом пролетели над головами п разорвались близ борта ко рабля. Фонтан вЗДы обрушился на палу бу. Но тральщик «Туман», невзирая на явное превосходство в силах, отвечал на огонь трех немецких миноносцев. ' Шквал еа шквалом огня посылал враг на «Туман». Над кораблем, как смерч, проносился раскаленный металл. Казалось, ряда кипела вода от взрывов. Советские моряки, невзирая на опасность, стояли на сводах боевьд постах. Но вот несколько сщ щ о з угодило в корпус «Тумана». Командир приказал потушить пожар на корме, У орудия появились раненые. И не смотря на это, тральщик с гордо дающим над кораблем военно-морским флагом про должал упорно драться с врагом. Моряки думали только об одном — не запятнать честь и славу флага. Готовые каждую ми нуту принять смерть, североморцы муже ственно и настойчив© боролись еа спасе ние своего корабля, за честь флага Роди ны, А немцы продолжали вести ураганный огонь. <Каа ни старались они сломить во лю к сопротивлению советских моряков, у них ничего не выходило. Над холодными водамп Баренцова моря гордо продолжал реять советский военно-морской флаг. С немецких миноносцев враг методично продолжал посылать спаряд за спарядом по почта беззащитному тральщику. Через про- Комавдвр тральщика «Туман» Лев Александрович Шестаков. (Снтюк публикуется впервые). бопны поступала вода, затопляя отсеки. Еще залп, снаряд угодпл в штурманскую рубку, и рулевой упал замертво. Вышло из строя сердце корабля— машины. «Туман» начал .медленно крениться. Но преданные Родине советские матросы не покидали свой корабль. «Врагу не сдавался наш гордый «Туман». С маленького корабля продолжа ли вести огонь артиллеристы. Но вот неожиданно одним снарядом сбило флаг. Коммунист Семенов, пренебрегая смертью, бросился к нему и подобрал доро- гез ролотпище: «Русские моряки в плен не сдаются» — крикнул он во весь голос и высоко поднял флаг. Пуля в это время раздробила Семенову руку. Выручая това рища, ему на помощь пришел радист Бли нов. Он перехватил флаг п водрузил его па перебитой мачте. Высоко над тонущим тральщиком ветер снова (развевал военно- морской флаг — честь Советского флота. Овеянный славой Гапгута и Чесыы, славой революционного Кронштадта и мо гучего Севастополя, дласон многих блиста тельных побед в Великой Отечественной войне. Флаг этот, как символ морского ве личия Родины, осенял героев «Тумана». Снова и снова бпли орудия противника. Следующими! снарядами сбило мачту. Оставить корабль без флага моряки не мог ли! Истекая кровью, матрос вы.тео па буш- прпт и прикрепил его там. Приближались последние минуты жпзпи советских моря ков и героического корабля. Раненым и всем, кто остался в живых, командир при казал спустить шлюпку и пошптуть ко рабль. Коммунист Семенов по приказанию командира уничтожил на корабле секретные документы. Медленно качнулось пзрапеппое тело «Тумана» и честным, пезапятнаппым он ушел вместе со своим командиром в пучину моря с развернутым флагом Восп- но-Морского Флота. От места, где над «Туманом» сомкнулись волны седого Барепцова моря и еще не утих водоворот, отходила, спущенная в послед ние минуты шлюпка. Гитлеровцы и по ней открыли ураганный огонь. Па корме шлюп ки уже развевался новый флаг. И теперь пярёд ним оставшиеся в живых моряки «Тумапа» памятью погпбшнх Товарищей п собственной кровью, пролитой в бою с врагом, поклялись не сдаваться живыми в плен, если их попытаются захватать нем цы. Эта шлюпка вышла из-под огня про тивника, и советские моряки с -горда) под нятым флагом вступили па гранитные скалы родной земли. Так героически погиб в неравном бою тральщик «Туман», не сдавшийся врагу. И сейчас матросы, глядя на картину художника Костина, на которой запечат лен бессмертный подвиг тральщика «Ту ман», застыли в гордом молчании, слушая рассказ о героях маленького корабля, об их делах, овеявших военно-морской флаг со ветской Родины ноеой славой. И они кля нутся быть верными традициям Военно- Морского Флота, советскому флагу. Предан ность Родине, несокрушимая стойкость перед лицом смерти—вот источник, питав ший героев «Тумана» волей к победе н неистребимой силой. Славные имена моря ков «Тумана» будут вечно жить в наших сектах. Посетители переходят в новый зал, и новые образы героев встают перед ними, о новых бессмертных подвигах рассказы вает экскурсовод. Капитан В. СТЕПАНОВ. Продолжение следует. Выдающиеся герои-летчш Утром 11 мая 1939 г. трагически по гибли при выполнении шшх служебных обязаппостей сталинские соколы — Герои Советского Союза комбриг Серов Апатолпй Константинович и майор Осипенко Полипа Денисовна. Вся сове/гская страна, весь прогрес сивный мир восхищались их доблестью, отвагой и летным мастерством. Не один раз доказывали они долом свою беззавет ную предашюсть Родппе, народу, великой паптии Ленина» — Сталина. Анатолий Константинович Серов родился п 1910 г. в семье горняка, работавшего на Воронцовском медном руднике (Урал). Окончив пять классов девятилетки, он поступил ‘в школу заводского учепичества, где получил квалификацию сталевара. Еще мальчугапом Анатолий мечтал стать летчиком. Первый «полет» оп совершил на по- лотпяпых самодельных крыльях с кры ши сарая. Несмотря па плачевный ре зультат этого «полета» (он лгал и вы вихнул себе йогу), Анатолия пе поки нуло желание летать па пастоящпх быстро крылых стальных птицах. Шестнадцати лот Анатолий Оеро?з всту пает в комсомол, а девятнадцати (1929 г.) его направляют в Вольскую летную шко лу. Окончив теоретический курс обуче ния, он проходит практику в Оренбурге. Здесь оп проявил себя как смелый, бес страшный, талантливый пилот. За от личное знатшге материальной части оп по лучает звание авиатехника. В 1931 г. Анатолий Оров вступает в партию большевиков. После окончания летной школы оп едет на Дальний Во сток, а через год уже командует звеном истребителей. Слава гремела о Серове по всему Даль нему . Востоку. Его звено потребителей заняло первое место в соревнованиях Дальневосточной армии. В 1934 г. А. К. Серов назначается командиром отряда. Он постепенно овла девает всеми совремсинымп типами са молетов. Блестяще влатея летным делом, отличаясь силой воли, быстротой ориен тировки и решительностью, А. К. Серов j выдвигается в первые ряды военных авиаторов. Его командируют в Военно- воздушную академию, где ш учился (1935— *1936 гг.) на командном факуль тете, Оттуда он переходит в Научно-ис пытательный институт ВВС РККА и ста новится летчиком-исиытателем. В 1937 г. за проявленную доблесть и исключительное летноо мастерство Совет ское правительство награждает А. К. Се рова орденом Красного Знамени. В том же году он награждается вторым ортеном Красного Знамени за выдающиеся успехи Где же вы, друзья-Однополчане? Давно минула в&йна. Но трудные годы ее, суровые походы, жарки© боевые схват ка на ледяных просторах серверных морей вспоминаются часто. Многое пришлось пе режить, многое испытать. В штормах и в боях, в трудностях и лишениях воедино сплотился экипаж корабля, на котором прослужил я шесть лет..Родными братья ми стали матросы, старшины и офицеры. Бывало: горе одного — общее горе, ра дость одного — всех веселит. Дружба, крепкая боевая дружба, помогала нам в учебе, в труде, обеспегшла победу в боях. А бои бывали жестокие. Позшю, восемнадцать пикировщиков со вершили звездный налет на корабль. Это был страшный бой. Стоя на якоре, корабль отбивал яростные атаки фашистов, пустив в действие все огневые средства. Кровь лилась пз ушей комендоров Калинина, Яковлева. Взрывы бомб, грохот орудий, рев моторов, свист осколков заглушали все. Более сотни бомб сбросили фашисты на корабль, но ни одна не попала в цель — столь силен был огонь комендоров, что немцам было не до прицельного бомбоме тания. Или вспоминаю октябрьскую ночь сорок третьего года... С целым отрядом подвод ных лодок противника корабль вторые сутки ведет неравный бой. Вторые сутки боцман Матузный почти один обеспечивает котельное отделение топливом, перегружая уголь из трюма в бункера. Па исходе сна ряды. Мпого их выпущено по врагу, но пираты не унимаются. Все чаще п чаще выпускают они торпеды по коргблю. Лов- кое маневрирование, сильный огонь комен доров сводят на-нет все атаки немцев. Ночь. Наблюдатели доложили о белом пятне слева по посу. Враг в надводном по ложении — догадались многие. Офицер Турлаяов иодал команду: — Первое орудие, зарядить освети тельным. Остальные— фугасными. Предва рительно навести орудия, с освещением цели наводку уточнить и стрелять, не до жидаясь комапды. Первому — огонь! В небе вспыхнули многочисленные сег менты. Цель — немецкая субмарина — стала вндпа, как на ладони. В тот^же мо мент по врагу ударили все _корабельные орудия и автоматы. Фугасный снаряд по пал в рубку лодки. Раздался сильный взрыв. И не успели еще погаснуть сегмен ты, как субмарина, разломившись, пошла на дно моря. На рубке корабля моряки на рисовали звезду — знак еще одной заме чательной победы. А сколько других эпизодов, случаев героизма п отваги, мастерства записано в боевой истории корабля. ...В комнате тихо. Радио привлекает Епимагпге. Пополняется замечательная пес ня «Где же вы теперь, друзья-однополча- пе?..». Да, где же теперь вы, мои боевые друзья, — Яковлев, Калинин, электрик Рябков и многие другие боевые товарищи? Мне удалось разыскать их адреса. Посы лаю письма. А через неделю-две у меня собралась целая пачка дорогих для меня ответов. Каждый из бывших моряков благодарит флот за воспитание, за те характерные привычки к дисциплине, к труду, за мно гое, что накопили и приобрели они на службе. Крови п жизней своих не щадя, защи щали они Родппу, а теперь, не щадя сил, создают ее счастье, прекрасное будущее. А как выросли люди, как самоотверженно трудятся они па фронтах послевоенной сталинской пятилегки! Иван Яковлев, бывшийстаршина зенит- пого автомата, ныне знатный человек на крупнейшем в СССР судостроительном за воде. Он поступил работать па завод рядо вым слесарем в один пз цехов. Скоро стал стахановцем. Теперь он освобожденный парторг цеха, депутат городского Совета. Цех Яковлева передовой на заводе. Вместе с ппм трудится служивший на корабле артиллерийским электриком Ни колай Зелинский. Служба так сроднила их, что они решили и сейчас быть вместе. Зе- iлппсктш— председатель ледового комитета профсоюза. Он стапочный мастер, высоко квалифицированный специалист. На Харьковском подшипниковом заводе диспетчером цеха (работает другой член экипажа корабля — старший матрос Иван Райко. Оп также председатель цехового комитета, член партийного бюро. Райко проявил инициативу: создал на заводе ор ганизацию ДОСФЛОТ и возглавляет ее сейчас. «В нашем цехе почти все стахановцы, — пишет он. — Государственный план выпуска продукции систематически пере выполняем... Служите, товарищи, так, как служили мы. Обеспечьте нам спокойный, мирный труд, и мы будем творить еще большие чудеса в труде. А если потребует ся, мы придем к вам на помощь вместе со своими доофлотцами». Иван Калинин пишет: «Когда я вефнулся в родной колхоз в Калужской области, то на месте его пашел лишь землянки. Тогда мы создали строи тельные бригады, на месте йзыекпвалп» ма териалы, строплп дома, общественные по мещения, все необходимое. Сейчас моя семья, как и многие другие, живет в ‘от личном новом доме. Государство дало коро ву, одежду, гее необходимое для жизни. Я приобрел специальность слесаря-авторе монтника. Сейчас работаю в депо желез ной доропг — нас колхоз туда выделил Нормы выполняю на 150 процентов п вы ше. Живу отлпчно». - Бывший корабельпын сапожник Марк МартемьяпОв попоПргт профессию сталева ра. Мартемьянов сообщает: «Вначале я, как коммунист, был послан Костромским горкомом партии на обувную фабрику. Дело на фабрике мы поставили хорошо. Обуви стали выпускать много и добротного качества. Тогда мне представи лась возможность осуществить заветную мечту — учиться варить сталь. Теперь я сталевар. Наш завод дает стране экскавато ры. Даем мпого сверхплановой продукции, потому что пятилетку решили выполнить раньше, чем в четыре тода». Известный на Северном флоте боцман Алексей Ермолаевич Матузный, удостоен ный в годы Великой Отечественной войны шести правительственных наград, стал преподавателем морской практики в Жда новском мореходном училище. «После демобилизации я подготовил стране свыше ста отличных моряков, — пишет Матузный. — Сейчас мои ученики уже служат капитанами, штурманами, боц манами, механиками в советском торговом флоте». Много ценных наглядных пособий сде лал Матузный для училища. Он организо вал и оборудовал первоклассные специаль ные мастерские, образцово наладил пар- тийно-воспигательпую работу среди пре подавателей и слушателей. Недаром в жур- j нале «Огонек» был помещен его портрет с ! подписью, ставящей его в число передо- I вых людей страны. «Флотские привычки к дисциплине, « учебе и исполнптельпости, а также опыт воспитательной работы очень пригодились мне в условиях мирного труда, — сооб щает бывший электрик старшина 1 статьи Александр Рябков. — Вологодский горком партии направил меня 'руководителем са мой отсталой группы электриков в ремес ленное училище. За учебный год я вывел группу в передовые. На госэкзамеках все мои ученики получили только отличные оценки. После демобилизации я окончил универ ситет марксизма-ленинизма и общеобразо вательную среднюю школу...». Заслуживший авторитет моряк пз ре месленного училища был переведен на ру ководящую работу в горком ВКЛ(б). Сей час он ответственный работник Вологод ского политотдела водников. Птак, какое письмо пи прочтешь, — видишь, как растут люди, каким почетом н уважением окружает боевых воинов со ветский народ, как мпого доверия оказы вает им. С честью оправдывают бывшие моряки это доверие. П теперь, в условиях мирного труда, они остаются верными традициям советских воинов, крепко хра нят и множат пх, Читая пх письма, лад ные истинного патриотизма, страстной -'юбвп к Родине, хочется сказать пм: — Я горжусь вами, мои боевые друзья! Лейтенант В. ФИЛАТОВ. Десять лет со дня гибели А. К . Серова и П. Д. Осипенко в боевой, политической и технической подготовке. В 1938 г. А. К. Серову присваивается звапие Героя Советского Союза за образ цовое выполнение специальных заданий правительства по укреплению оборонной мощи Советского С<деа и за проявленный при этом героизм. В 1939 г. комбриг А. К. Серов был пазлачен начальником Главной летной инспекции ВВС РККА. Таков жизненный пуль славного героя А. К. Серова. — Я часто задаю себе вопрос, — писал 1РС38Д0ЛГ0 до смерти А. К. Серов, — кем бы я был. если бьг m было советской власти? Вероятно, был бы пли каталем, или чернорабочим. Партия, комсомол, страна вырастили, воспитали, закалили меня. * То же могла бы сказать о себе летчи ца Герой Советского Союза Полина Де нисовна Осипенко, в прошлом батрачка, дочь украинского крестьянина. П. Д. Осипенко родилась в 1907 г. в село Новоспасовка Бердянского района в бодрой крестьяпской семье. Только два года училась Полипа в приходской шко ле. Нужда заставила ез родных отдать Полипу в пяпьки. Позже она бадарачила,- ходила в город на заработки. В 1927 г., уже комсомолкой, она всту пает вместе с родными в колхоз. Колхоз посылает Полину па курсы птицеводов, которые она успешно заканчивает и полу чает звапие инструктора. Как хорошую работницу и общественницу, ее избирают в члены сельсовета. В 1929 г. Полипа впервые увидела опустившиеся близ села два учебных са молета. Больше воего ее> поразили пе са молеты, а то, что пз одпой машины вы шла жешцпиа. С алого дня Пшина Оси пенко решила стать летчиком. Вскоре она поступает в авиашколу. С большим упор ством, страстью и ожесточением учится она в школе!, стремясь догпать своих то варищей, которые имеют среднее и выс шее образование. В шше 1932 г. П. Д. Осипенко окончила школу и ее направи ли в одпу пз авиачастей Харьковского гарнизона. Упорно и настойчиво работает опа над собой. Она ведет большую рабоггу среди жел командиров, выполняет серьез ные партийные поручения (в ряды пар тии она вступила в 1929 г.). Точная, дисциплинированная П. Д. Осипенко с увлечеппем совершенствуется в летном деле и осваивает многие типы самолетов. Как отличного, находчивого и смелого ----------- :---- 0 --------------- летчика, ее назпачаэдг командиром звена;. Она увлекается высотными полетами и в 19:36 году поднимается на высоту 9.100 м — выше всех жеищпи-летчи- ков в мире. Правительство наградило ее орденом Трудового Красного Знамени. В этом же году II. Д. Осипенко избрали де легатом па всеармейское совещание жен командиров. В Кремле» она увидела товарища Сталина, и эта встреча произво ла на лее неизгладимой вп чатлеппа. С трибуны совещания она да >г обещание летать выше, дальше п быстрч* всех жепшпн-пплотов в мире». Свое обещание она выполнила с чсстыо. В 1937 г. в течение трех майских дней ПЛД. Осипенко устапс«в::л 1 три меж дународных рекорда высотных пол:тов с грузом п без груза. В мае 1938 г. она устанавливает еще один международный рекорд, пролетев вместе с Мар.шуй Рас ковой и Еерой Ломако па гидросамолете по замкнутому кругу 1.749 км 213 м. А в июле тога жо года этот же э:шпаж совершает блестящий беспосадочный пе релет па серийном пнросамолете при труднейших метеорологических условиях из Севастополя в Архангельск, покры:; •расстояние в 2.372 км -за 10 ч. 33 м' Правительство наградило се орденам Ленина. 24 сентября 1938 г. П. Осипенко вместе с В. Гризодубовой п М. Расковой совершает,- после тщательной подготовки, па самолете «Родина» грандиозный бес посадочный перелет но маршруту Москва — Комсомольск-на-Амуре. В течеггиз 26 ч. 29 м. они перелетели в слскггеПппгх ме теорологических условиях 5.9-17 км по прямой п 6.450 км по кривой. Междуна родный женекии рекорд дальности полста по прямой был перекрыт большз чем на 1.500 километров. Товарищ Сталин и говаттпц Молотов в своей телеграмме писали экипажу самоле та «Родина»: «Ваша отвага, хлодпояровпе п высокое летное мастерсггво, проявленные в труд нейших УС.Т 7 ВИЯХ пути и посадки, вызы вают восхищение всего советского народа. Гордимся вамп or всей души, жмем ваши руки». Правительство присвоило отважным летчицам звание Героя Советского Союза. 1 мая 1939 г. трудящиеся Москвы последний раз любовались стремительны ми полетами Анатолия Серова и Полины Осипенко над Красной площадью. А через несколько дпей пх пе стало. Совегскпй парод никогда пе забудет верных патриотов пашей социалистиче ской Родины, сталинских соколов Анато лия Серова п Полину Осипенко. Ефройтся Н. ФИ.ОДПГТПР/ Ефрейтор D, ИСЗЛСС, Авторитет старшего матроса Полякова Старший матрос Поляков с отличием окончил Школу связи и получил спе циальность радиста. Прибыв в подразделе ние, он продолжал настойчиво совершен ствовать своп знания и вскоре был допу щен к несению самостоятельной вахты. Радист Поляков глубоко знает устрой ство радиоаппаратуры и безукоризненно несет вахту. Командир всегда ставит его в пример другим. Стать умелым специалистом помогли Полякову его высокая сознательность, лю бовь к флоту, настойчивость л усердие. Он никогда не жалуется ли ш какие трудности, любое отданное ему приказание всегда стремится выполнить во-время. — Мастерство зависит от стараний -каж дого пз нас, — говорит отличник-радист. Чем больше и старательнее учишься, тем больше познаешь. Не было еще такого случая, чтобы по вине Полякова опоздал> донесение или вышла из строя деталь аппаратуры. Глубо кое знание и умение помогают ему от лично вьпййнять служебные обязанности. Да вахте и в повседневной службе Поля ков точпо выполняет все законы воинской ж и з н и , показывает пример дпсцпплшгаро- ваипостп. Как передового воина, тов. Полякова ча сто назначают разводящим. Отлпчно несет Поляков н дежурную службу, он никогда не ждет, пока старшина укажет на те или иные недостатки, а сам замечает нх и при нимает нужпые меры. Па его дежурстве —всегда уставной порядок. Одиажды ночью сильным порывом ветра сорвало наружную дверь. А как только рассвело, дежурный Поляков послал дпевальпого второй смены за гвоздями, петлями. Дверь была отремон тирована. Таких, как Поляков, любят на флоте. Старательный, иаходчивый, смелый п в то же время скромный, честный вопи заслуживает уважения среди лпчпого со става. Это видно па примере старшего матроса Полякова. Товарищи оказали ему большое доверие, избрав его членом ком сомольского бюро и членом редколлегии стенной газеты. Он с честью оправдывает доверие ком сомольцев, отдает все силы для улучше ния комсомольской^работы. Он часто про водит беседы с бойцами, организовывает громкие читки газет, книг, помогает това рищам готовиться к политзапятпям. Стар ший матрос Поляков гордится высоким званием защитника Советского государст ва. Старший матрос А. НЛИМЕНИ0. ЧУВСТВО ОТВЕТСТВЕГШШ >л '* i. г ф . ', Ф J Е СТЬ в нашей азнацпп немало вои- 'нов, прошедших суровую школу Ве ликой Отечественной войны. К этой замечательной плеяде северомор ских авиаторов принадлежит и офицер Александр Быстров. Он прошел большой боевой путь, вырос в прекрасного воздуш ного бойца, обладающего высокими летны ми качествами и незаурядными навыками воспитания подчиненных. Летчику Быстрову приходилось выпол нять сложные боевые задаппя. Оп ходил на разведку, напоспл бомбовые удары, вел воздушные бои. Три ордена Краспого Зна мени, -которые сверкают на груди офице ра, говорят о самоотверженном выполне нии им воинского долга в грозные годы войны. Достижение подчиненными ^высо ких успехов в боевой п политической под готовке свидетельствует о росте самого офицера, об умении работать с людьми. ...Перед строем стоит высокии, статиьтй офицер. Па нем 1 хорошо подогнано обмун дирование. Он рассказывает летчикам о задачах предстоящего полета, четко отдает приказания, уточняет некоторые детали. Через 10— 15 минут вылет. Ждите сигиала, — говорит командир подразде ления. Солпцо поднималось все выше. Гдё^го на большойвысоте летал самолет. Летчики собрались вокруг командира и оживленно беседуют о предстоящем полете. Вскоре взвилась и растаяла в безоблачном небе ракета. Загудели моторы. Самолеты взле тают, ложатся на курс и исчезают за скалистыми сопками. Кажтый такой по лет — шаг вперед в боевой учебе летчи ков. Старший лейтенант Быстров добил ся того, что его подчиненные летают хорошо и безаварийно, бережно экономят высокооктановое горючее. В подразделение пришли новые люди. Им хотелось быстрее войти в строй, самостоятельно выполпять задаппя в сложных условпях. Комапдпр обстоя тельно ознакомился с каждым из них, вы яснил уровень подготовки и пошел на встречу пх стремлениям. Тов. Быстров на стойчиво обучал, молодых нитотов и в те чение непродолжительного времени ввел пх в строй. Много ему пришлось поработать с тт. Свприным, Грицаем, чтобы научить пх грамотно летать. Командир выявлял ошиб ки*, указывал на них и требовал исправле ния. Свирин и Грицай своевременно реа гировали пз замечания командира, стара лись пунктуально выполпять боевые ин струкции п наставления. С каждым днем росла у них вера в свои способности, же лание непрерывно повышать летное ма стерство. Сейчас Свщрт и Грицайявляются непло хими летчиками. Они строго подходят к оценке обстаповкп в каждом полете, на стойчиво учат своп экипажи, учатся сами, беря пример со своего командира. Старший лейтепапт Быстров нетерпимо относится к недостаткам, критически оце нивает действия подчиненных, глубоко анализирует и принимает меры к устра нению допущеппых и разобранных ошибок летчиками на земле и в воздухе. Быстров откровенно беседует с теми, кто нарушает дпецпплнпу. При этом оп старается ничем не ущемлять достотгства людей. Простая п пепрппужденная беседа командира, как правило, вносит резкий перелом в поведе ние отдельных товарищей. Те успехп, которые достигнуты офице ром Быстровым, но прпшлп самп собой. Опи завоеваны благодаря настойчивей уче бе. Девиз летчика-командпра — постоян но повышать боевое мастерство. П он без- усталп работает над собой, изучает марк- систско-.тепиискую теорию. Старший лей- тепалт умело использует п направляет партийную работу в подразделении. Он часто беседует с секретарем партийной п •комсомольской организаций помогает пм решать вопросы воспитания личного со става. Капитан Д. ПЕТРОЗ. Бывший североморец—знатный стахановец Сержант Кузовлев до 191С года служил в пашем подраз делении. Демобилизовавшись, он поступил -работать токарем на Тульский литейный завод. Бывший североморец не забы вает своих боевых товарищей и шпнет им о своей работе, о своих трудовых успехах. Тов. Кузовлев работает сейчас в счет десятой годовой нормы. За высокопроизводительный труд ему- присвоено почетное звапие лучшего токаря тульских предприятий. Знатный стахановец с честью оправдывает это почетное зЕаппе. Токарь непрерывно работает над усовершенствовани ем методов труда, пад сокращением производственного цик ла. В результате уменьшения припуска при термической об работке вдвое сокращепо время доводки кадпбра порошком. Но предложению тов. Кузовлсва резиы для парезки калиб ров, имеющие длшгу 6 — 7 миллиметров, стати изготовляться с постояпным профилем и углом в 60 градусов. Это позволя ет сократить время заточкп резцоз в шесть раз. Оба новшества датут возможность знатному токарю Тульского лптейного завода до конца года дать еще две ПРрмы-• Солдат И. НИКОНОВ,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz