На страже Заполярья. 1949 год. Март.
*7 март* 1949 г., № 72 (3377) НА С Т Р А Ж Е З А П О Л Я Р Ь Я 9 4 КОНТРОЛЬ и п о м о щ ь в У Ч Е Б Е К ОММ У НИСТОВ Из опыта работы, партийной организации Па партийных собраниях корабля ком мунисты неоднократно ставили вопрос о политическом самообразовании. Они спра ведливо критиковали недостатки в работе секретаря по организации идейно-полити ческого воспитания членов и кащидгюв партии, отмечали, что мало проявляйся ваботы о самообразовании коммунистов. Все это приводило к тому, что отдельные члены и кандидаты партии учились бес системно. кто как мог. Партийная организация, руководимгя главный старшиной Веселовым, учтя кри- таку, в корне изменила свое отношение к политическому росту коммунистов. Хороший пример в учеб$ показывает сам тов. Веселов. Оп имеет личный план учебы, где указывает количество часов и темы занятий. За последнее время комму нист Веселов изучил работу В. П. Лепила «Марксизм и восстание» как необходимый материал к седьмой главо «Краткого курса истории ВКП(б)», а также ленинские ра боты: «Советы постороннего» п «К лозун гам». Сейчас Веселов изучает работу товарища Сталина «О трех основных ло- вунгах партии по крестьянскому вопросу». Коммунист тов. Веселов ш>п чтении газет и журпалов делает вырезки и вы писки из статей, накапливает и система тизирует их. Поэтому оп всегда хорошо разбирается в вопросах внутренней и меж дународной жизни нашей страны. * Много заботится о своем политическом1 росте коммунист главный старшина Во робьев. Кросне «Краткого курса истории ВКЩб)* он самостоятельно изучает про изведения классиков матжеппма-лелпнтма. Tbe. Воробьев взял за праялило утиться не прерывно. Он регулярно и много читает по литической и художественной литературы, систематически следит за новинками. Lie случайно Воробьев является отлпчппком боевой и политической подготовки, акгив- выл общественником корабля. Борясь за повыптеппе переловой роли коммунистов, партийная оргапилапия про водит большую индивидуальную работу с важцьш членом п клнтпдат:>м ВКП(б). Се кретарь партийной организации стремится прежле всего убедить людей, помочь им, научить работать пал книгой так, как тре бует от нас партия большевиков, -как учит товарищ Сталин. | Капдидат ВКП(б) старший матрос Свпд-| Теоретические собеседования, как форма ро прекратил заниматься самостояге .1 шо помощи и контроля за учебой коммунистов, пад изучением истории партии. Это выявил получили широкое применение. За послед- в беседе с ним секретарь парторганизации ппй период было проведено несколько та- I п поставил этот вопрос на обсуждение . кпх собеседований, партийного собрания. Свидро признал, что Однако в своей .работе партийная орга- j он упустил в своей работе самый важный пнзация еще пе сумела лоблться система- участок — идейно-политический рост и тическиго проведепия консульгацпй, орга- дал слово в самый короткий срок испра вить это положение. низацип лекций и докладов. А надо ска зать, что в этом пуждаются коммунисты. Сейчас тов. Свидро является помощни- ^aR» например, тов. Воробьев, изучая ра ком руководителя политзанятий, много ра- «Марксизм и восстание», встретил ботает пад собой, самостоятельно изучая затруднения, но ни к кому не обратился «Краткий курс истории ВКЩб)». В ипди- 33 Раз яспеннем материала. ^ Прове- впдуальной беседе с секретарем парторга- консультаций является необходимым низацин он показал глубокие знания арой- мероприятием в помощь самостоятельно денного им материала. изучающим произведения классиков марк- Эта форма контроля и помощи оказалась сизма-летпгизма. исключительно плодотворной. Она помогла j Среди членов и кандидатов партия есть более точно установить, кто и как рабо- коммунисты, которые занимаются в про тает над повышением своих теоретических тинной и в общеобразовательной школах, знаний, хорошо или слабо усваивает ма- ^ здесь партийная организация система- тернал, какие встречает затруднения в учебе. Обнаружилось, что отдельные коммуни сты не умеют работать по плану, работа ют бессистемно, берутся за все сразу. Гак, папрпмер, коммунист Гуляев систематиче ски читал ту. литературу, которая поиалает в руки. Созвали партийное собрание. Здесь выступили передовики учебы — коммунисты Веселов. Воробьев и другие. плюски контролирует подготовку к заня тлям слушателей. Борьба за идейно-политическое воспи тание членов и кандидатов партии — это борьба за повышение их роли во всех об ластях воинской жизни. Повышение, идей но-теоретического уровня коммунистов по ложительно сказывается на их практиче ской деятельности, в службе. Все комму нисты являются передовиками учебы. Та- Чемпиш Военяо-Мо-хгшх Слш по боксу (полулегкий вес) старивш матрос Павел Туваев. Фото Н. Высоцкого. которые поделились опытом, рассказали, I кко члены партии, как Веселов н Воробь- как планируют они свои запятая, как ра-, е’в’ кандидат партии Свидро в Базлов, яв- ботают над книгой и ведут записи. О том, как самостоятельно повышает свои политические знания, расска зал коммунист Гуляев. Выяснилось, что, когда изучали VII главу «Краткого курса истории ВКЩб)», коммунист Гулягв ре шил изучать работу В. П. Левина «Мате риализм и эмпириокритицизм», исплптьее без помощи опытных товарищей ему* было трудпо. В результате Гуляев ни того, ни другого материала по-настоящему не изу чил. Партийное собрание дало Гуляеву ряд практических указаний и советов. В на стоящее время он работает строго по пла- ляются отличниками боевой и политиче ской подготовки. Теоретическая учеба способствует примерности члепов в канди датов партии. Коммунисты на протяжении шести ме сяцев не имеют нп одного парушепиа воин ской дисциплины. Парторганизация доби вается от каждого коммуниста, чтобы он показывал пример выполнения воинемго долга, отдавал все свои силы и знания де лу дальнейшего укрепления боеготовности корабля. Так партийная организация корабля по могает комапдовапию в борьбе за высокое качество боевой и политической учебы. >а- ну. Тов. Гуляев готовится сейчас к очеред- ! Ук,Рсп-'1011Н’е воппскои хиецпплппы и поли ному собеседованию по работе товарища тигаьморального состояния личного соста- Сталппа «О трех основпых лозунгах пар-1 тип по крестьянскому, вопросу». . I. Капитан-лейтенант К. МИХАЙЛОВ, ТАКИМ ДОЛЖЕН БЫТЬ КАЖДЫЙ ВОИН Старший матрос иколай Положай, иаарос Афанасий Пелявскнй — комсомоль- , цы. Они пришли из разных краев и слу жат в разных боевых частях. Их сблизил корабль и скрепила боевая дружба. Для пих нет ничего дороже, как оправдать дове рие своего народа, честно выполнить воин ский долг. Эта мысль руководит ими во всей их повседневной службе. С этой мы слью они вдут па выполнение любого за дания. Матрос Пелявскпй за три года службы на корабле не имеет нн одпого взысктпя. Еще будучи строевым, он упорно занимал ся и через два месяца освоил специаль ность комендора. Вскоре за отлично?* вы полнение артиллерийских стрельб Пеллв- ский был удостоен перш! благодарности. Он являет пример безупречной службы и дисциплинированности, занимает ведущую роль в боевой и политической подготовке. — В моей службе пет нйчпго особенно го, —•говорит Пелявскпй. — Я выполняю вое то, что требуется от каждого советско го воина: повиноваться во всем, строго соблюдать воинские уставы и присягу — вот те правила, по которым я служу. Безупречная служба Пелявгкого пеотно- кратно ставилась в пример матросам. Толь ко за последние два гота Пслявскому было об’двлшо 24 поощрения. Замечательные образцы в учебе и службе показывает и старший матрос.Положай. От личный мипер, он честно и добросовестно трудится на боевом посту. Способствуя укреплению воипской дис циплины, Положай ведет большую раз’яс- нительную работу по пропаганде воинских уставов, указывает на недостатки в служ бе товарищам. Однажды он стъял вахтепным у трапа. Старший матрос Садилов, из того же *»т- делипия, ще и Положай, пытался само стоятельно сойти на бергт. Чувствуя от ветственность за доверенный пост я выпол няя инструкцию, Положай не пропустил Садплова. Тогда Садилов пытался угово рить его в том. что «мы ведь свои», но Положай, эная уставные требования, не до шел на уговоры. И уже на другой депь в товарищ°ской беседе Садилов при.шал, что был не прав, и поблагодарил своего то варища за честный поступок. За свою службу Положай имеет около 30 поощре ний. Комсомолытьт-моряки §гатрос Пеляв- ский и старший матрос Положай — до стойные сыпы ленинского комсомола. Они являются примером и гордостью нашего корабля. Таким должен быть каждый со ветский воин! Старшина 2 статьи И. ПОЧЕПКО. Культурно и весело Культурно и весело прошли выходной день матросы, сержанты и старшины на шего подразделения. Еще накануне, нагладив обмундирова ние, начистив до блеска пуговицы и бляхи, в воскресенье многие воины пошли в клуб гарпизопа послушать лекцию на те му: «Горные богатства нашей Родины». Содержателиый, интересный рассказ об этом всем очень понравился. После лекции состоялся просмотр кинофильма «Совет ская Латвия». Младшие сержанты Маткин, Королев, старшие матросы Заливип и Бабинов .оста лись в кубрике. Они были увлечены чте нием педаоно поступившей к нам художе ственной литературы. * Агитаторы младшие сержанты Емелья нов и Шувалов также провели часть сво его свободного времгиги в подразделении. Они, готовясь к очередным беседам, изуча ли доклад Министра финансов СССР тов. Зверева о Государственном бюджете. Матрос Шубин в выходной день трени ровался в хождении на лыжах, чтобы под готовить ссУ)я к сдаче норм на значок ГТО. Вечером после ужлгпа личный состав организованно, с песнями ходил в клуб. Старший сержант А. МАЙКОВ. Мдащпий сержант Щеглов П. П. сооб щил в редакцию, что в бане, где началь ником тов. Мищенко, много беспорядков. .Часто бывает холодно, веда покупает ПО СЛЕДАМ НЕОПУБЛИКОВАННЫХ ПИСЕМ нерегулярно и с большими перебоями. Как нам сообщили, письмо млад шего сержанта Щеглова обсуждено на общем собрании работников блино-прачеч ного комбината. Приняты меры к улучше нию обслуживания личного состава. Ви новники наказаны. Начальник бани тов. Мищенко снят с работы. Е с т ь ли где такой солдат, К а к у нас, в стране советской? Он поистине богат Силой, славой молодецкой. . Революцией рожден, Мудрой партией воспитан, ^ Верный страж народа, он Н е в одной войне испытан! Безудержный путь вперед В испытаниях разведан..* И спасенный мир ведет Громкий счет его победам. Н а былых делах его Юность учится, мужая , Не пугаясь ничего, Никому не угрожая... Мощной волей сплочена, Радостью труда об’ята, В полный рост стоит страна —1 М а т ь советского солдата, Свет ее любую тьму Разметет, взорвет, развеет... Горе недругу тому, К то напасть нЬ нас посмеет! Александр Ж А РО В . Впартийных и комсомольских организациях Готовясь стать младшим командиром, комсомолец курсант Сидоров настойчиво работает над повьппеппем свопх зпаппй. Он помогает товарищам в учебе и ведет активную массово-политическую работу. За образцовую службу тов. Си доров имеет 18 поощрений от командова вши Курсант В. ГРЯЗЕВ. ★ ★ ★ На нашем корабле создчгп кружок по изучению «Краткого курса истории ВКЩб)». Руководитель кружка офицер ‘Романенко доходчиво излагает материал. Лучшие зпапия изученного материала по казывают настойтаво работающие над собой комсомольцы Дулепко, Панков, Ту пиков, Хомепко. Полпенные на занятиях кружка епапия помогают морякам в их боевой и политической подготовке. Н. СЛЕПЫНЦЕВ. * * ★ Недавно в члены редколлегии стен газеты «Па страже» избраны активные общественники нашего корабля старшие матросы Лошкин, Ураков, матросы Ефим- цев и Дьячков. Стенгазета улучшилась. Опа своевременно откликается на события в жизпи экипажа, мобилизует моряков на выполнение стоящих задач. Матрос Н. ЮРИН. f f От всего сердца" Показу повых черт, воспитанных в со ветском человеке большевистской партией п социалистической действительностью, посвятил С 1 юй роман «Ог всего сердца» Елизар Мальцев.*). Описанные в романе события происхо дили перед войной, во время войпы, по в оспоглиом действие романа развертывается в поел'военные годы. Комсомольцы алтайских колхозов «Рас свет» и «Горный партпзан» решили за ключить догоейр па социалистическое со ревнование. Своим представителем рассвс- товпы послали Родпопа Васпльцова, кото рый с удовольствием взя.тся за выполнение оттого ему поручеппя, так как и сам хо тел поехать к горпопаргпзапцам, чтобы ловпдать там поправившуюся ему девушку Грушо. Вскоре Родион и Групя поженились. По пе прошло с тех пор и недели, как нача лась война. •Уезжая на фронт, Родион сказал, что пе будет писать домой, пока не убьет хотя бы одного немца. Оставшись одпа, Груня поступает так, как подсказывает ей сердце. Вместе с под ругами она самоотверженно трудится на колхозных полях, собирает подарки для Фронтовиков, осваивает посевы нового сор та тппеппцы. В героических трудовых делах колхозни ков автор показал одну из особенностей минувшей войпы — отсутствие тыла в старом понимании слова. Республики и райопы пашей Родипы превращались в фронты, ще былп свои боевые задачи и своя фронтовая ответственность за темпы п качество работы. Долгое время Груня не получала ника ких вестей от мужа. Пеожидаппо пришло извещение о гибели Родиона. Скрывая тя желую весть от родпых, Груня стремится забыться в труде, опа еще более эпергичпо работает па поле, берет на воспитание по хожего па Родиона мальтака-сироту. П вдруг приходит письмо. Оказывается, Родиоп жив. Оп был тяжело ранен ва ли нией фроита, и друзья, считая еп> погиб шим, послали домой пзвещепие. После победы Родион вернулся домой. Под впечатлеппем только что опублико- ватгпого Указа Президиума. Верховного Со вета Союза ССР о присвоении авалия Ге роя Социалистического Труда за достижение высоких урожаев оп репшет взяться руко водить полеводческим звеном. — Раз такое дело, я тоже решил! хлебо робом заделаться... Как ты думаешь, сумею я повести звено? Па фронте я однажды ба- тальоп водил! По беда в том, что Родионом руководит тщеславие, желапие поскорей выдвинуться н стать спамспптьгм человеком. Он ирони зирует над тем, что Груня старается до биться высоких урожаев на большой пло щади. — Зачем это понадобилось? Не пони маю, какой расчет засевать пятьдесят гек таров, когда для того, чтобы получить героя, надо взять высокий урожай на вось ми гектарах? Черты эгоизма и тщеславия в характе ре Родиона проявлялись и раньше. Однажды на фронте его не включили в группу десаптников. Возмущенный Родион пошел к полковпику. «Вы храбрый чело век, — сказал полковник, — но на это ответственное задание я вас не пущу! Мне кажется, что -когда вы идете в тыл врага, * Елизар Мальцев. «От всего седаща». «Октябрь» № 8-9-10. 1946 г. вы все сосредоточиваете пз себе, сбы ваете о взаимодействии, о товарищах, о том, скольким людям нужпо, чтобы вы хо рошо сделалп свое дело. Для вас храбрость — опаянный прыжок, а для меня — высшая стслпиь дисциплины и глу/Зокая осознанность цели!». Напраспо тогда Родпоп гтотумал, что кто-то иесправедливо оклеветал его перед патковшпгом. Между случаем па фронте л конфликтом с женой имеется оггределеппая связь. В Родионе живуче старое, индиви дуалистическое, не совместимое со взгляда ми советского человека па свой долг перед коллективом и государством. Для Родиона слава —- только личное, для чего собствен но, по его мпению, и стоит совершить пзд- впг. Иначе смотртгг па труд и паграды Групя. — ...Ведь это так мпого—ролучпть зва- пие героя труда... Да если, к примеру, кто-нибудь из нас получит, то ведь это пе только один человек награду получит, а все звено, весь колхоз... Е. Мальцев убецителыгп) показал, что в пашей действительности пет тех условий, которые способствовали бы развитию ста рых отсталых пастроенпй, которые так за хватили Ролпопа. Эта настроения нахо дятся в непримиримых- противоречили с жизиыо. Поэтому, когда Родноиу пору чают руководить звеном, оп оказывается пе способным организовать его работу, оп грубо парушает правила агротехники, со вершает ошибки, хотя пе хочет признаться в ппх. Родиона отстраняют от руководства зве ном. Пе ладится и его семейная жизнь. Оп доходит до тою, что обвппяет Груню чуть ли не в карьеризме, и между ними назре вает разрыв. История отпошеппй Групи и Родиона могла бы стать печальной, еслп бы Груню пе поддерживал коллектив, еслп бы па стороне ее пе стояла вся паша социалисти ческая действительность. Писатель очень хорошо показал силу со ветского коллектива, помогающего каждо му найти свое место в жизпи. Коллектив сделал Родиопу суровое предупреждение, заставил его пересмотреть свои поступки и вместе с тем поддержал, когда Родион встал па путь- честного, бескорыстного от ношения к труду- Именпо это возвратило Родиону любовь Групи и уважение всех члепов колхоза. Одним из достоинств романа Елизара Мальцева является то, что автор показы вает жизнь современной деревни во Bcei разнообразии существующих в ней проти- воречпи и конфликтов. Эго и придает ро ману особую убедптельпость. Кроме Групи и Родиона автор созлал мпого и других ярких, запоминающихся образов, таких* как Фрося, с пробудившим ся в ней чувством любви к ушедшему па фронт Матвею, увлекающийся Вапя Яр- кин, бойкая, насмешливая Иринка, предсе датель колхоза Красноперов и другие. Все они разные по своим биографиям и ха рактерам, об’едппепы в дружном коллекти ве. Сделать для своего колхоза, для страпы как можно больше и лучше — желание каждого из пих. Это люди с чистым серд цем, которые ие променяют своего советско го первородства та па что другое, какие бы трудности пи прпшлось пм пспытать. Они-' то и являются настоящими героями рома на, героями нашего времени. Несомненно, что Е. Мальцеву многое удалось в его романе. Многое в нем вол нует и нцдолго остается в памяти читате ля. П. ВИШНЕВ. Создать музыку, достойную нашего времени ЕМПОГПМ более года прошло со дпя опу бликования постанов ления ЦК ВКЩб) «Об опере «Великая друж ба» В. Мурадели». Глубочайшее содер жание этого истори ческого документа, а также выступлений А. А. Жданова по вопросам музыки оказало громадное влияние на развитие советского 1 Гузыкального искусства. Разгром формали стического направления сыграл оздорочля- ющую роль в музыкальной жизпи страпы, .^способствовал выдвижению творческих спл. ЦК ВКП(б) призвал советских компози торов «проникнуться сознанием высоких запросов, которые пред‘являет советский народ к музыкальному творчеству, п,^ от- t ptonB со своего пути все*, что ослабляет ашу музыку и мешает ео развитию, обе- ^ечпть такой под’ем творческой работы, который быстро двинет вперед советскую музыкальную культуру и приведет к созда нию во всех областях музыкального твор- . чества полноценных, высококачественных произведений, достойных советского наро да». Как же ответили па этот призыв партии композиторы и музыковеды? Подавляющее большинство композиторов глубоко воспри няло партийную критику. Под зпаком раз вертывания большевистской критики. •ра зоблачения антинародной сущности форма листического направления в музыке про шел первый Всесоюзный с’езд советских композиторов, состоявшийся в апреле 1948 г. я сплотивший всех композиторов нашей Родины в единую творческую орга низацию. Искренне и горячо советские компози торы ищут новые творческие пути. В этих творческих поисках многое не удавалось, формалистические путы и ошибки прошлого часто мешали найти прямую дорогу к реа лизму. и народности в музыкальном искус стве. Па втором пленуме правления Союза со ветских композиторов, состоявшемся в кон це минувшего года, были прослушаны и обсуждены наиболее значительные произ ведения последнего времени во всех жапрах музыкального творчества. Эта творческая дискуссия показала и новые положитель ные черты, и недостатки, и пережитки ста рого, задерживающие активную перестрой ку, которой требуют от советской музыки партия и народ. Можно отметить появление ряда значи тельных, несомненно, талантливы* произ ведений, в которых выступает стремление •композиторов к идейной ясности, к вопло щению образов советской действительно сти. Использование богатств народного творчества и следование лу1 пним тради циям классики оказались в этих произведе ниях, отмеченных мелодической образно стью и напевпостью, четкостью формы. Появлеппо повых произведений в орато- рпальио-кантатпом, симфоническом и ка- мерпом жанрах свидетельствует о неисчер паемых творческих силах мпогопациопалъ- ной советской музыкальной культуры. Радует появление новых талантливых деятелей музыки. Положительную оценку иОлутага «Кантата о Родине» молодого ар мянского композитора А. Арутюняна, сме ло и проникновенно воплотившего в своем произведении тему советской Армении. Эта кантата проникнута жизнеутверждающей силой молодости, опа выражает образы со временности. Правдиво раскрыты темы и образы со ветской действительности в симфониетте М. Вайнберга, симфонических азербайд жанских мутамах Ф. Амирова, квартете А. Фплиннепко, скерцо А. Муравлева, фор тепианных прелюдиях Г. Чеботаряпа. К числу удачных произведений реали стического направления следует отнести также скрипичные копцерты Д. Кабалев ского, а также Б. Дварпонаса, литовского композитора, впервые выступившего в Мо скве с крупным сочинением. Значительные произведения созданы эстопским композитором Э. Вырком («Кан тата о Сталине»), Л. Кшптпером (симфони ческая сюита «Солдатские песни»), Г. Га сановым (фортеппапный концерт), Л. Швар цем (вокальный цикл- «Негритянские пес та протеста»), К. Данькевичем («Монолог о Тапе») и другими. Эти успехи, одиако, являются лишь пер выми ростками, подготавливающими широ кое развитие реализма и народности в со ветском музыкальном искусстве. Совершен но ясно, что важнейшие .творческие зада чи, выдвинутые партией и народом, далеко еще не решены, и композиторам предстоит сделать очень и очень многое. Еще пе созданы монументальные произ ведения, воплощающие темы борьбы и тру да советского народа. Все еще продолжает отставать оперное творчество — наиболее демократическое, любимое широкими мас сами парода, способное в яркой и конкрет ной форме раскрыть героический образ нашего современника. Нет также круппых программпо-спмфотаческнх произведений, посвященных наиболее актуальным темам современности и героической истории со ветского народа. Современная тема — те ма социалистического труда, тема колхоз ной деревни, тема Москвы, героизма и преданности Родине еще не зазвучала с должной силой, страстностью и красотой в новых произведениях советских композито ров. Некоторые успехи достигнуты в таком любимом народом жапре, как песня. Однако до сих пор наблюдается односторотаее ув лечение узко трактуемой лирической тема тикой, отрыв от героической, общенародной темы наших дней. Недостаточно пнтепсивно происходит творческая перестройка композиторов, от меченных в постаповленпи ЦК в качестве представителей формалистического на правления. Новые произведения Д. Шоста ковича, А. Хачатуряна, Н. Мясковского, В. Шебалина еще не могут свидетельство вать о коренном изменении их творческого метода. Перед советскими композиторами по- прежнему стоит задача непримиримой борьбы с формализмом, тем более, что его рецидивы все еще сильны. Об этом ярко свидетельствует онера С. Прокофьева «По весть о настоящем человеке» — произве дение, насквозь формалистическое, иска жающее образы советских людей, лишен ное мелодичности, отмечеппое чертами эстетства и натурализма. Рецидивы форма лизма сказались и в симфонии 10. Левити на «Молодость». Слабость идейно-творческих позиций, кова, романсах П. Ракова, симфонической увертюре Л. Ходжа-Эйнатова. Главнейшим препятствием на пути раз витая и закрепления реалистического на правления в советской музыке является идейная пезрелость многих -композиторов, пх недостаточная связь с жизнью совет ского парода. Слабо изучаются композито рами передовые явлепия советской литера туры, драматургии и кппо. Особое значе ние приобретает сейчас идейное воспитание композиторов, пропаганда социалистиче ского реализма. Огромные задачи и требования стоят перед критикой, призваппой возглавить и направлять творческие дискуссии в компо зиторской среде. Между, тем, музыкальная критика и музыкознание являются самым отсталым участком музыкальной жнзни страны. Ряд ученых-музыковедов пы тается ограппчпть свою деятельность узкой сферой педагогики, разработкой ео имею щих практического применения частных вопросов. Состояние критики и музыкове дения, переживающих серьезный кризис, является большим тормозом в развитии советской музыкальпой культуры. Раэоблачеппые ныне посители буржуаз но-космополитических взглядов на паше искусство подвизались пе только в драма тургии. Подобные им «критики» дейст вовали также и в области музыкального искусства, насаждая буржуазное эстетство и дискредитируя великую музыкальпую классику русского парода. Бэлоа, Жито мирский, Шлифштейп, Оголевеп, Вайнкон отсутствие органичной связи с совреяен- п другие в свопх статьях восхваляли фор- ностью и современным пародпо-песенпым малпстические выкрутасы, раболепно пре- языком порождают у. некоторых кэмпози- клоиялпсь перед выродившимся, разло^пв- торов холодное, стилизаторское нспользо- j шимся, антинародным искусством Запада, вание отдельных приемов классического бессовестно клеветали па великих руссклх наследия при обращении к живой, акту- i композиторов. Эти космополиты нанесли альной современной теме. Эти тентенцип немалый вред советскому искусству. ^ До особенно остро проявились в спмфолпче- ( сих пор еще пе раогромлепы вр?дпешние ских «Карлинах старого Кремля» К). Б.чрю-1 террии S. Бэ.тза и А. Огслевца, шдацив- . шнх «идейный фундамент» под формализм. Особый вред напесли советской музЫ- кальпо-псторпческой пауке «труды» М. Пеюкслиса и других, которые до сих нор используются как учебпые пособия, а ла деле являются клеветой па отечественную культуру. Нельзя не отметать, что некото рые горе-крптпкп п после ностаповлепия ЦК ВКП(б) «Об опере «Великая дружба» В. Мурадели» пытаются отмолчаться, of- сидеться, иадеясь при случае взять ре ванш, оживить свои мертворожденные схе мы. Надо репгптельпо разоблачить этих без родных космополитов, лишенных драгоцен ного чувства советского патриотизма, рав нодушных к пашей действительности и пытающихся противодействовать победе высошцейного, реалистаческого направ ления в музыке. Реалистическое паправлепие в музыке расширяет свое влияние. Выдвигаются но вые даровптые композиторы. По первые ус пехи пе дают права ослабить борьбу с яв ными и скрытыми проявлениями форма лизма в творчестве п критике. Развитие советской музыкальпой куль туры возможно только в условиях победы социалистического реализма во всех видах и жанрах музыкального творчества. Воспитывая высокую идейную требова тельность к своему творчеству, актнвйо вторгаясь в жизненные процессы, происхо дящие в советской совремеппостп, борясь за овладение перловым методом советского искусства — социалистическим реализмом, советские композиторы должны выполнить свой долг перед партией и иарэдом, создать прекрасные, вдохновенные пропзаедетая, . достойно воплощающие величие наших дней. В. ЗАХАРОВ, народный артист СССР, трижды лауреат Сталинсной лрзмии. В. КУХАРСКИЙ-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz