На страже Заполярья. 1949 год. Март.

*7 март* 1949 г., № 72 (3377) НА С Т Р А Ж Е З А П О Л Я Р Ь Я 9 4 КОНТРОЛЬ и п о м о щ ь в У Ч Е Б Е К ОММ У НИСТОВ Из опыта работы, партийной организации Па партийных собраниях корабля ком­ мунисты неоднократно ставили вопрос о политическом самообразовании. Они спра­ ведливо критиковали недостатки в работе секретаря по организации идейно-полити­ ческого воспитания членов и кащидгюв партии, отмечали, что мало проявляйся ваботы о самообразовании коммунистов. Все это приводило к тому, что отдельные члены и кандидаты партии учились бес­ системно. кто как мог. Партийная организация, руководимгя главный старшиной Веселовым, учтя кри- таку, в корне изменила свое отношение к политическому росту коммунистов. Хороший пример в учеб$ показывает сам тов. Веселов. Оп имеет личный план учебы, где указывает количество часов и темы занятий. За последнее время комму ­ нист Веселов изучил работу В. П. Лепила «Марксизм и восстание» как необходимый материал к седьмой главо «Краткого курса истории ВКП(б)», а также ленинские ра­ боты: «Советы постороннего» п «К лозун­ гам». Сейчас Веселов изучает работу товарища Сталина «О трех основных ло- вунгах партии по крестьянскому вопросу». Коммунист тов. Веселов ш>п чтении газет и журпалов делает вырезки и вы­ писки из статей, накапливает и система­ тизирует их. Поэтому оп всегда хорошо разбирается в вопросах внутренней и меж­ дународной жизни нашей страны. * Много заботится о своем политическом1 росте коммунист главный старшина Во­ робьев. Кросне «Краткого курса истории ВКЩб)* он самостоятельно изучает про­ изведения классиков матжеппма-лелпнтма. Tbe. Воробьев взял за праялило утиться не­ прерывно. Он регулярно и много читает по­ литической и художественной литературы, систематически следит за новинками. Lie случайно Воробьев является отлпчппком боевой и политической подготовки, акгив- выл общественником корабля. Борясь за повыптеппе переловой роли коммунистов, партийная оргапилапия про­ водит большую индивидуальную работу с важцьш членом п клнтпдат:>м ВКП(б). Се­ кретарь партийной организации стремится прежле всего убедить людей, помочь им, научить работать пал книгой так, как тре­ бует от нас партия большевиков, -как учит товарищ Сталин. | Капдидат ВКП(б) старший матрос Свпд-| Теоретические собеседования, как форма ро прекратил заниматься самостояге .1 шо помощи и контроля за учебой коммунистов, пад изучением истории партии. Это выявил получили широкое применение. За послед- в беседе с ним секретарь парторганизации ппй период было проведено несколько та- I п поставил этот вопрос на обсуждение . кпх собеседований, партийного собрания. Свидро признал, что Однако в своей .работе партийная орга- j он упустил в своей работе самый важный пнзация еще пе сумела лоблться система- участок — идейно-политический рост и тическиго проведепия консульгацпй, орга- дал слово в самый короткий срок испра­ вить это положение. низацип лекций и докладов. А надо ска­ зать, что в этом пуждаются коммунисты. Сейчас тов. Свидро является помощни- ^aR» например, тов. Воробьев, изучая ра­ ком руководителя политзанятий, много ра- «Марксизм и восстание», встретил ботает пад собой, самостоятельно изучая затруднения, но ни к кому не обратился «Краткий курс истории ВКЩб)». В ипди- 33 Раз яспеннем материала. ^ Прове- впдуальной беседе с секретарем парторга- консультаций является необходимым низацин он показал глубокие знания арой- мероприятием в помощь самостоятельно денного им материала. изучающим произведения классиков марк- Эта форма контроля и помощи оказалась сизма-летпгизма. исключительно плодотворной. Она помогла j Среди членов и кандидатов партия есть более точно установить, кто и как рабо- коммунисты, которые занимаются в про­ тает над повышением своих теоретических тинной и в общеобразовательной школах, знаний, хорошо или слабо усваивает ма- ^ здесь партийная организация система- тернал, какие встречает затруднения в учебе. Обнаружилось, что отдельные коммуни­ сты не умеют работать по плану, работа­ ют бессистемно, берутся за все сразу. Гак, папрпмер, коммунист Гуляев систематиче­ ски читал ту. литературу, которая поиалает в руки. Созвали партийное собрание. Здесь выступили передовики учебы — коммунисты Веселов. Воробьев и другие. плюски контролирует подготовку к заня тлям слушателей. Борьба за идейно-политическое воспи­ тание членов и кандидатов партии — это борьба за повышение их роли во всех об­ ластях воинской жизни. Повышение, идей­ но-теоретического уровня коммунистов по­ ложительно сказывается на их практиче­ ской деятельности, в службе. Все комму­ нисты являются передовиками учебы. Та- Чемпиш Военяо-Мо-хгшх Слш по боксу (полулегкий вес) старивш матрос Павел Туваев. Фото Н. Высоцкого. которые поделились опытом, рассказали, I кко члены партии, как Веселов н Воробь- как планируют они свои запятая, как ра-, е’в’ кандидат партии Свидро в Базлов, яв- ботают над книгой и ведут записи. О том, как самостоятельно повышает свои политические знания, расска­ зал коммунист Гуляев. Выяснилось, что, когда изучали VII главу «Краткого курса истории ВКЩб)», коммунист Гулягв ре­ шил изучать работу В. П. Левина «Мате­ риализм и эмпириокритицизм», исплптьее без помощи опытных товарищей ему* было трудпо. В результате Гуляев ни того, ни другого материала по-настоящему не изу­ чил. Партийное собрание дало Гуляеву ряд практических указаний и советов. В на­ стоящее время он работает строго по пла- ляются отличниками боевой и политиче­ ской подготовки. Теоретическая учеба способствует примерности члепов в канди­ датов партии. Коммунисты на протяжении шести ме­ сяцев не имеют нп одного парушепиа воин­ ской дисциплины. Парторганизация доби­ вается от каждого коммуниста, чтобы он показывал пример выполнения воинемго долга, отдавал все свои силы и знания де­ лу дальнейшего укрепления боеготовности корабля. Так партийная организация корабля по­ могает комапдовапию в борьбе за высокое качество боевой и политической учебы. >а- ну. Тов. Гуляев готовится сейчас к очеред- ! Ук,Рсп-'1011Н’е воппскои хиецпплппы и поли­ ному собеседованию по работе товарища тигаьморального состояния личного соста- Сталппа «О трех основпых лозунгах пар-1 тип по крестьянскому, вопросу». . I. Капитан-лейтенант К. МИХАЙЛОВ, ТАКИМ ДОЛЖЕН БЫТЬ КАЖДЫЙ ВОИН Старший матрос иколай Положай, иаарос Афанасий Пелявскнй — комсомоль- , цы. Они пришли из разных краев и слу­ жат в разных боевых частях. Их сблизил корабль и скрепила боевая дружба. Для пих нет ничего дороже, как оправдать дове­ рие своего народа, честно выполнить воин­ ский долг. Эта мысль руководит ими во всей их повседневной службе. С этой мы­ слью они вдут па выполнение любого за­ дания. Матрос Пелявскпй за три года службы на корабле не имеет нн одпого взысктпя. Еще будучи строевым, он упорно занимал­ ся и через два месяца освоил специаль­ ность комендора. Вскоре за отлично?* вы­ полнение артиллерийских стрельб Пеллв- ский был удостоен перш! благодарности. Он являет пример безупречной службы и дисциплинированности, занимает ведущую роль в боевой и политической подготовке. — В моей службе пет нйчпго особенно­ го, —•говорит Пелявскпй. — Я выполняю вое то, что требуется от каждого советско­ го воина: повиноваться во всем, строго соблюдать воинские уставы и присягу — вот те правила, по которым я служу. Безупречная служба Пелявгкого пеотно- кратно ставилась в пример матросам. Толь­ ко за последние два гота Пслявскому было об’двлшо 24 поощрения. Замечательные образцы в учебе и службе показывает и старший матрос.Положай. От­ личный мипер, он честно и добросовестно трудится на боевом посту. Способствуя укреплению воипской дис­ циплины, Положай ведет большую раз’яс- нительную работу по пропаганде воинских уставов, указывает на недостатки в служ­ бе товарищам. Однажды он стъял вахтепным у трапа. Старший матрос Садилов, из того же *»т- делипия, ще и Положай, пытался само­ стоятельно сойти на бергт. Чувствуя от­ ветственность за доверенный пост я выпол­ няя инструкцию, Положай не пропустил Садплова. Тогда Садилов пытался угово­ рить его в том. что «мы ведь свои», но Положай, эная уставные требования, не до­ шел на уговоры. И уже на другой депь в товарищ°ской беседе Садилов при.шал, что был не прав, и поблагодарил своего то­ варища за честный поступок. За свою службу Положай имеет около 30 поощре­ ний. Комсомолытьт-моряки §гатрос Пеляв- ский и старший матрос Положай — до­ стойные сыпы ленинского комсомола. Они являются примером и гордостью нашего корабля. Таким должен быть каждый со­ ветский воин! Старшина 2 статьи И. ПОЧЕПКО. Культурно и весело Культурно и весело прошли выходной день матросы, сержанты и старшины на­ шего подразделения. Еще накануне, нагладив обмундирова­ ние, начистив до блеска пуговицы и бляхи, в воскресенье многие воины пошли в клуб гарпизопа послушать лекцию на те­ му: «Горные богатства нашей Родины». Содержателиый, интересный рассказ об этом всем очень понравился. После лекции состоялся просмотр кинофильма «Совет­ ская Латвия». Младшие сержанты Маткин, Королев, старшие матросы Заливип и Бабинов .оста­ лись в кубрике. Они были увлечены чте­ нием педаоно поступившей к нам художе­ ственной литературы. * Агитаторы младшие сержанты Емелья­ нов и Шувалов также провели часть сво­ его свободного времгиги в подразделении. Они, готовясь к очередным беседам, изуча­ ли доклад Министра финансов СССР тов. Зверева о Государственном бюджете. Матрос Шубин в выходной день трени­ ровался в хождении на лыжах, чтобы под­ готовить ссУ)я к сдаче норм на значок ГТО. Вечером после ужлгпа личный состав организованно, с песнями ходил в клуб. Старший сержант А. МАЙКОВ. Мдащпий сержант Щеглов П. П. сооб­ щил в редакцию, что в бане, где началь­ ником тов. Мищенко, много беспорядков. .Часто бывает холодно, веда покупает ПО СЛЕДАМ НЕОПУБЛИКОВАННЫХ ПИСЕМ нерегулярно и с большими перебоями. Как нам сообщили, письмо млад­ шего сержанта Щеглова обсуждено на общем собрании работников блино-прачеч­ ного комбината. Приняты меры к улучше­ нию обслуживания личного состава. Ви­ новники наказаны. Начальник бани тов. Мищенко снят с работы. Е с т ь ли где такой солдат, К а к у нас, в стране советской? Он поистине богат Силой, славой молодецкой. . Революцией рожден, Мудрой партией воспитан, ^ Верный страж народа, он Н е в одной войне испытан! Безудержный путь вперед В испытаниях разведан..* И спасенный мир ведет Громкий счет его победам. Н а былых делах его Юность учится, мужая , Не пугаясь ничего, Никому не угрожая... Мощной волей сплочена, Радостью труда об’ята, В полный рост стоит страна —1 М а т ь советского солдата, Свет ее любую тьму Разметет, взорвет, развеет... Горе недругу тому, К то напасть нЬ нас посмеет! Александр Ж А РО В . Впартийных и комсомольских организациях Готовясь стать младшим командиром, комсомолец курсант Сидоров настойчиво работает над повьппеппем свопх зпаппй. Он помогает товарищам в учебе и ведет активную массово-политическую работу. За образцовую службу тов. Си­ доров имеет 18 поощрений от командова­ вши Курсант В. ГРЯЗЕВ. ★ ★ ★ На нашем корабле создчгп кружок по изучению «Краткого курса истории ВКЩб)». Руководитель кружка офицер ‘Романенко доходчиво излагает материал. Лучшие зпапия изученного материала по­ казывают настойтаво работающие над собой комсомольцы Дулепко, Панков, Ту­ пиков, Хомепко. Полпенные на занятиях кружка епапия помогают морякам в их боевой и политической подготовке. Н. СЛЕПЫНЦЕВ. * * ★ Недавно в члены редколлегии стен­ газеты «Па страже» избраны активные общественники нашего корабля старшие матросы Лошкин, Ураков, матросы Ефим- цев и Дьячков. Стенгазета улучшилась. Опа своевременно откликается на события в жизпи экипажа, мобилизует моряков на выполнение стоящих задач. Матрос Н. ЮРИН. f f От всего сердца" Показу повых черт, воспитанных в со­ ветском человеке большевистской партией п социалистической действительностью, посвятил С 1 юй роман «Ог всего сердца» Елизар Мальцев.*). Описанные в романе события происхо­ дили перед войной, во время войпы, по в оспоглиом действие романа развертывается в поел'военные годы. Комсомольцы алтайских колхозов «Рас­ свет» и «Горный партпзан» решили за­ ключить догоейр па социалистическое со­ ревнование. Своим представителем рассвс- товпы послали Родпопа Васпльцова, кото­ рый с удовольствием взя.тся за выполнение оттого ему поручеппя, так как и сам хо­ тел поехать к горпопаргпзапцам, чтобы ловпдать там поправившуюся ему девушку Грушо. Вскоре Родион и Групя поженились. По пе прошло с тех пор и недели, как нача­ лась война. •Уезжая на фронт, Родион сказал, что пе будет писать домой, пока не убьет хотя бы одного немца. Оставшись одпа, Груня поступает так, как подсказывает ей сердце. Вместе с под­ ругами она самоотверженно трудится на колхозных полях, собирает подарки для Фронтовиков, осваивает посевы нового сор­ та тппеппцы. В героических трудовых делах колхозни­ ков автор показал одну из особенностей минувшей войпы — отсутствие тыла в старом понимании слова. Республики и райопы пашей Родипы превращались в фронты, ще былп свои боевые задачи и своя фронтовая ответственность за темпы п качество работы. Долгое время Груня не получала ника­ ких вестей от мужа. Пеожидаппо пришло извещение о гибели Родиона. Скрывая тя­ желую весть от родпых, Груня стремится забыться в труде, опа еще более эпергичпо работает па поле, берет на воспитание по­ хожего па Родиона мальтака-сироту. П вдруг приходит письмо. Оказывается, Родиоп жив. Оп был тяжело ранен ва ли­ нией фроита, и друзья, считая еп> погиб­ шим, послали домой пзвещепие. После победы Родион вернулся домой. Под впечатлеппем только что опублико- ватгпого Указа Президиума. Верховного Со­ вета Союза ССР о присвоении авалия Ге­ роя Социалистического Труда за достижение высоких урожаев оп репшет взяться руко­ водить полеводческим звеном. — Раз такое дело, я тоже решил! хлебо­ робом заделаться... Как ты думаешь, сумею я повести звено? Па фронте я однажды ба- тальоп водил! По беда в том, что Родионом руководит тщеславие, желапие поскорей выдвинуться н стать спамспптьгм человеком. Он ирони­ зирует над тем, что Груня старается до­ биться высоких урожаев на большой пло­ щади. — Зачем это понадобилось? Не пони­ маю, какой расчет засевать пятьдесят гек­ таров, когда для того, чтобы получить героя, надо взять высокий урожай на вось­ ми гектарах? Черты эгоизма и тщеславия в характе­ ре Родиона проявлялись и раньше. Однажды на фронте его не включили в группу десаптников. Возмущенный Родион пошел к полковпику. «Вы храбрый чело­ век, — сказал полковник, — но на это ответственное задание я вас не пущу! Мне кажется, что -когда вы идете в тыл врага, * Елизар Мальцев. «От всего седаща». «Октябрь» № 8-9-10. 1946 г. вы все сосредоточиваете пз себе, сбы­ ваете о взаимодействии, о товарищах, о том, скольким людям нужпо, чтобы вы хо­ рошо сделалп свое дело. Для вас храбрость — опаянный прыжок, а для меня — высшая стслпиь дисциплины и глу/Зокая осознанность цели!». Напраспо тогда Родпоп гтотумал, что кто-то иесправедливо оклеветал его перед патковшпгом. Между случаем па фронте л конфликтом с женой имеется оггределеппая связь. В Родионе живуче старое, индиви­ дуалистическое, не совместимое со взгляда­ ми советского человека па свой долг перед коллективом и государством. Для Родиона слава —- только личное, для чего собствен­ но, по его мпению, и стоит совершить пзд- впг. Иначе смотртгг па труд и паграды Групя. — ...Ведь это так мпого—ролучпть зва- пие героя труда... Да если, к примеру, кто-нибудь из нас получит, то ведь это пе только один человек награду получит, а все звено, весь колхоз... Е. Мальцев убецителыгп) показал, что в пашей действительности пет тех условий, которые способствовали бы развитию ста­ рых отсталых пастроенпй, которые так за­ хватили Ролпопа. Эта настроения нахо­ дятся в непримиримых- противоречили с жизиыо. Поэтому, когда Родноиу пору­ чают руководить звеном, оп оказывается пе способным организовать его работу, оп грубо парушает правила агротехники, со­ вершает ошибки, хотя пе хочет признаться в ппх. Родиона отстраняют от руководства зве­ ном. Пе ладится и его семейная жизнь. Оп доходит до тою, что обвппяет Груню чуть ли не в карьеризме, и между ними назре­ вает разрыв. История отпошеппй Групи и Родиона могла бы стать печальной, еслп бы Груню пе поддерживал коллектив, еслп бы па стороне ее пе стояла вся паша социалисти­ ческая действительность. Писатель очень хорошо показал силу со­ ветского коллектива, помогающего каждо­ му найти свое место в жизпи. Коллектив сделал Родиопу суровое предупреждение, заставил его пересмотреть свои поступки и вместе с тем поддержал, когда Родион встал па путь- честного, бескорыстного от­ ношения к труду- Именпо это возвратило Родиону любовь Групи и уважение всех члепов колхоза. Одним из достоинств романа Елизара Мальцева является то, что автор показы­ вает жизнь современной деревни во Bcei разнообразии существующих в ней проти- воречпи и конфликтов. Эго и придает ро­ ману особую убедптельпость. Кроме Групи и Родиона автор созлал мпого и других ярких, запоминающихся образов, таких* как Фрося, с пробудившим­ ся в ней чувством любви к ушедшему па фронт Матвею, увлекающийся Вапя Яр- кин, бойкая, насмешливая Иринка, предсе­ датель колхоза Красноперов и другие. Все они разные по своим биографиям и ха­ рактерам, об’едппепы в дружном коллекти­ ве. Сделать для своего колхоза, для страпы как можно больше и лучше — желание каждого из пих. Это люди с чистым серд­ цем, которые ие променяют своего советско­ го первородства та па что другое, какие бы трудности пи прпшлось пм пспытать. Они-' то и являются настоящими героями рома­ на, героями нашего времени. Несомненно, что Е. Мальцеву многое удалось в его романе. Многое в нем вол­ нует и нцдолго остается в памяти читате­ ля. П. ВИШНЕВ. Создать музыку, достойную нашего времени ЕМПОГПМ более года прошло со дпя опу­ бликования постанов­ ления ЦК ВКЩб) «Об опере «Великая друж­ ба» В. Мурадели». Глубочайшее содер­ жание этого истори­ ческого документа, а также выступлений А. А. Жданова по вопросам музыки оказало громадное влияние на развитие советского 1 Гузыкального искусства. Разгром формали­ стического направления сыграл оздорочля- ющую роль в музыкальной жизпи страпы, .^способствовал выдвижению творческих спл. ЦК ВКП(б) призвал советских компози­ торов «проникнуться сознанием высоких запросов, которые пред‘являет советский народ к музыкальному творчеству, п,^ от- t ptonB со своего пути все*, что ослабляет ашу музыку и мешает ео развитию, обе- ^ечпть такой под’ем творческой работы, который быстро двинет вперед советскую музыкальную культуру и приведет к созда­ нию во всех областях музыкального твор- . чества полноценных, высококачественных произведений, достойных советского наро­ да». Как же ответили па этот призыв партии композиторы и музыковеды? Подавляющее большинство композиторов глубоко воспри­ няло партийную критику. Под зпаком раз­ вертывания большевистской критики. •ра­ зоблачения антинародной сущности форма­ листического направления в музыке про­ шел первый Всесоюзный с’езд советских композиторов, состоявшийся в апреле 1948 г. я сплотивший всех композиторов нашей Родины в единую творческую орга­ низацию. Искренне и горячо советские компози­ торы ищут новые творческие пути. В этих творческих поисках многое не удавалось, формалистические путы и ошибки прошлого часто мешали найти прямую дорогу к реа­ лизму. и народности в музыкальном искус­ стве. Па втором пленуме правления Союза со­ ветских композиторов, состоявшемся в кон­ це минувшего года, были прослушаны и обсуждены наиболее значительные произ­ ведения последнего времени во всех жапрах музыкального творчества. Эта творческая дискуссия показала и новые положитель­ ные черты, и недостатки, и пережитки ста­ рого, задерживающие активную перестрой­ ку, которой требуют от советской музыки партия и народ. Можно отметить появление ряда значи­ тельных, несомненно, талантливы* произ­ ведений, в которых выступает стремление •композиторов к идейной ясности, к вопло­ щению образов советской действительно­ сти. Использование богатств народного творчества и следование лу1 пним тради­ циям классики оказались в этих произведе­ ниях, отмеченных мелодической образно­ стью и напевпостью, четкостью формы. Появлеппо повых произведений в орато- рпальио-кантатпом, симфоническом и ка- мерпом жанрах свидетельствует о неисчер­ паемых творческих силах мпогопациопалъ- ной советской музыкальной культуры. Радует появление новых талантливых деятелей музыки. Положительную оценку иОлутага «Кантата о Родине» молодого ар­ мянского композитора А. Арутюняна, сме­ ло и проникновенно воплотившего в своем произведении тему советской Армении. Эта кантата проникнута жизнеутверждающей силой молодости, опа выражает образы со­ временности. Правдиво раскрыты темы и образы со­ ветской действительности в симфониетте М. Вайнберга, симфонических азербайд­ жанских мутамах Ф. Амирова, квартете А. Фплиннепко, скерцо А. Муравлева, фор­ тепианных прелюдиях Г. Чеботаряпа. К числу удачных произведений реали­ стического направления следует отнести также скрипичные копцерты Д. Кабалев­ ского, а также Б. Дварпонаса, литовского композитора, впервые выступившего в Мо­ скве с крупным сочинением. Значительные произведения созданы эстопским композитором Э. Вырком («Кан­ тата о Сталине»), Л. Кшптпером (симфони­ ческая сюита «Солдатские песни»), Г. Га­ сановым (фортеппапный концерт), Л. Швар­ цем (вокальный цикл- «Негритянские пес­ та протеста»), К. Данькевичем («Монолог о Тапе») и другими. Эти успехи, одиако, являются лишь пер­ выми ростками, подготавливающими широ­ кое развитие реализма и народности в со­ ветском музыкальном искусстве. Совершен­ но ясно, что важнейшие .творческие зада­ чи, выдвинутые партией и народом, далеко еще не решены, и композиторам предстоит сделать очень и очень многое. Еще пе созданы монументальные произ­ ведения, воплощающие темы борьбы и тру­ да советского народа. Все еще продолжает отставать оперное творчество — наиболее демократическое, любимое широкими мас­ сами парода, способное в яркой и конкрет­ ной форме раскрыть героический образ нашего современника. Нет также круппых программпо-спмфотаческнх произведений, посвященных наиболее актуальным темам современности и героической истории со­ ветского народа. Современная тема — те­ ма социалистического труда, тема колхоз­ ной деревни, тема Москвы, героизма и преданности Родине еще не зазвучала с должной силой, страстностью и красотой в новых произведениях советских композито­ ров. Некоторые успехи достигнуты в таком любимом народом жапре, как песня. Однако до сих пор наблюдается односторотаее ув­ лечение узко трактуемой лирической тема­ тикой, отрыв от героической, общенародной темы наших дней. Недостаточно пнтепсивно происходит творческая перестройка композиторов, от­ меченных в постаповленпи ЦК в качестве представителей формалистического на­ правления. Новые произведения Д. Шоста­ ковича, А. Хачатуряна, Н. Мясковского, В. Шебалина еще не могут свидетельство­ вать о коренном изменении их творческого метода. Перед советскими композиторами по- прежнему стоит задача непримиримой борьбы с формализмом, тем более, что его рецидивы все еще сильны. Об этом ярко свидетельствует онера С. Прокофьева «По­ весть о настоящем человеке» — произве­ дение, насквозь формалистическое, иска­ жающее образы советских людей, лишен­ ное мелодичности, отмечеппое чертами эстетства и натурализма. Рецидивы форма­ лизма сказались и в симфонии 10. Левити­ на «Молодость». Слабость идейно-творческих позиций, кова, романсах П. Ракова, симфонической увертюре Л. Ходжа-Эйнатова. Главнейшим препятствием на пути раз витая и закрепления реалистического на­ правления в советской музыке является идейная пезрелость многих -композиторов, пх недостаточная связь с жизнью совет­ ского парода. Слабо изучаются композито­ рами передовые явлепия советской литера­ туры, драматургии и кппо. Особое значе­ ние приобретает сейчас идейное воспитание композиторов, пропаганда социалистиче­ ского реализма. Огромные задачи и требования стоят перед критикой, призваппой возглавить и направлять творческие дискуссии в компо­ зиторской среде. Между, тем, музыкальная критика и музыкознание являются самым отсталым участком музыкальной жнзни страны. Ряд ученых-музыковедов пы­ тается ограппчпть свою деятельность узкой сферой педагогики, разработкой ео имею­ щих практического применения частных вопросов. Состояние критики и музыкове­ дения, переживающих серьезный кризис, является большим тормозом в развитии советской музыкальпой культуры. Раэоблачеппые ныне посители буржуаз­ но-космополитических взглядов на паше искусство подвизались пе только в драма­ тургии. Подобные им «критики» дейст­ вовали также и в области музыкального искусства, насаждая буржуазное эстетство и дискредитируя великую музыкальпую классику русского парода. Бэлоа, Жито­ мирский, Шлифштейп, Оголевеп, Вайнкон отсутствие органичной связи с совреяен- п другие в свопх статьях восхваляли фор- ностью и современным пародпо-песенпым малпстические выкрутасы, раболепно пре- языком порождают у. некоторых кэмпози- клоиялпсь перед выродившимся, разло^пв- торов холодное, стилизаторское нспользо- j шимся, антинародным искусством Запада, вание отдельных приемов классического бессовестно клеветали па великих руссклх наследия при обращении к живой, акту- i композиторов. Эти космополиты нанесли альной современной теме. Эти тентенцип немалый вред советскому искусству. ^ До особенно остро проявились в спмфолпче- ( сих пор еще пе раогромлепы вр?дпешние ских «Карлинах старого Кремля» К). Б.чрю-1 террии S. Бэ.тза и А. Огслевца, шдацив- . шнх «идейный фундамент» под формализм. Особый вред напесли советской музЫ- кальпо-псторпческой пауке «труды» М. Пеюкслиса и других, которые до сих нор используются как учебпые пособия, а ла деле являются клеветой па отечественную культуру. Нельзя не отметать, что некото­ рые горе-крптпкп п после ностаповлепия ЦК ВКП(б) «Об опере «Великая дружба» В. Мурадели» пытаются отмолчаться, of- сидеться, иадеясь при случае взять ре­ ванш, оживить свои мертворожденные схе­ мы. Надо репгптельпо разоблачить этих без­ родных космополитов, лишенных драгоцен­ ного чувства советского патриотизма, рав­ нодушных к пашей действительности и пытающихся противодействовать победе высошцейного, реалистаческого направ­ ления в музыке. Реалистическое паправлепие в музыке расширяет свое влияние. Выдвигаются но­ вые даровптые композиторы. По первые ус­ пехи пе дают права ослабить борьбу с яв­ ными и скрытыми проявлениями форма­ лизма в творчестве п критике. Развитие советской музыкальпой куль­ туры возможно только в условиях победы социалистического реализма во всех видах и жанрах музыкального творчества. Воспитывая высокую идейную требова­ тельность к своему творчеству, актнвйо вторгаясь в жизненные процессы, происхо­ дящие в советской совремеппостп, борясь за овладение перловым методом советского искусства — социалистическим реализмом, советские композиторы должны выполнить свой долг перед партией и иарэдом, создать прекрасные, вдохновенные пропзаедетая, . достойно воплощающие величие наших дней. В. ЗАХАРОВ, народный артист СССР, трижды лауреат Сталинсной лрзмии. В. КУХАРСКИЙ-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz