На страже Заполярья. 1949 год. Март.
I 4 ПА С Т Р Д ЖЕ З А ПОЛ Я Р Ь Я П ма:ма 13-13 г., Г: СЗ (327:). — — а а в ю и ^ ц г п —• г —«, гх ——t-—-- Д а п о л и т и ч е с к и х з а н я т и я х УЧИТЬСЯ ТОЛЬКО ОТЛИЧНО! Комсомольцы— впереди Велика тяга матросов к политическим знаниям. Повышая свой идейный уровень в системе политических занятий, они яснее сознают величие всемирно-исторических побед советского народа, глубже по нимают текущие политические события, важнейшие решения больше- | , вистской партии и Советского правительства, долг советского воина » | перед Родиной. Без систематического повышения политических зна- | ний немыслимо двигаться вперед. Это хорошо понимают североморцы. На примере группы лейтенанта Лазарева видно, как матросы учатся на политзанятиях, как добиваются высокой успеваемости. \ Сегодня мы печатаем выступления руководителя и слушателей этой | группы. Контроль и помощь залог успехов Главный старшин® j С. МАКАРОВ. З а идейный Руководителем группы в ы с о к и й уровень занятий я назначен после ин спекторской проверки по литически запятий. С первых дней работы я считаю главной св*»- ей задачей — обеспечить высокий идей ный уровень каждого занятия. Достигнуть этого можно только путем личной тщатель но:! нтчтд»товки, постоянного повышения СБОЯХ Ш1Л1ШЙ. ' Подробно расскажу, как я готовился к Лейтенант Г. ЛАЗАРЕВ. занятаю по теме «Советская Армия— армия раЛля. Отвечая на вопрос о роли Воепно- соцналшсгического государства». Присут- Морск'их Сил в Отечественной войне*, стар- ствуя па семинаре, я записал план заяя- шии матрос Григорьев ограничился иш ь тин, основное содержание темы, рекомен- общей характеристикой действия флота в дозаниую литературу.. После этого начал войпе. Только когда я ему поставил наво- тщательную подготовку. Сначала прочел хяпше вопросы, он подробно рассказал б доклад Министра Вооружеппых Сил Союза героизме советских моряков, привел яркие ССР Маршала Советского Союза тов. Бул-, примеры из жизни корабля. Здееь же «н- гапина о 30-й годовщине Советской Армии, XI раздел пз кииги «Иосиф. Виссарионович Сталин. Краткая биография», отдель ные м°ста из «Краткого курса истории ВКЛ('1)», статью из газеты на эту тему, Ми©, кате помощнику руководителя по литзанятий, кроме проведения запятий в отсутствие руководителя и с матросами, которые в день учебы были заняты на вахте, преходится ( осуществлять son- троль за самостоятельной подготовкой слу шателей, окапывать помощь отдельным ма тросам, учить их'составлять конспект. И надо сказать, что постоянный контроль и помощь в учгбе являются рппающими ус ловиями, успешного усвоения матросами программы политических занятий. Матрос Симопов не «мог составлять кон спект, схватить главные, узловые вопро сы. Пришлось помочь ему. В свободное от службы время я рассказал ему, как надо пользоваться книгой, и вместе с ним М- конспектнровал одип раздел. Симопов по нял, как отделять главпые вопросы от вто ростепенных и постепенно начал составлять неплохой конспект, записывая только ос новное содержание темы, яркие примеры, цифры, даты, наиболее внамепательные со бытия и выгоды. Теперь у него конспект сжатый и копкретйый. Во время самостоятельного чтения слу шателей я всегда стараюсь обеспечить их литературой. Правда, иногда литературы недостаточно, поэтому приходится читать коллективно, останавливаться на главных вопросах и давать слушателям возможность записать основное содержание прочитанно го. Но вот, когда мы приступили к изуче нию темы «Советская армия — армия со циалистического государства», литературы было вполне достаточно. Я зарапее преду предил слушателей, чтобы они сохранили как надо было бы жра- вильно ответить ид «тот вопрос. Следующий раз матросы стали отвечать содержательнее. По их ответам можно би ло судить, что они не просто пересказыва ют заученное, а понимают существо вопро са. Очень важно, чтобы матросы умели увязывать, изучаемый материал с конкрет ной жязиыо нашей страны, флота, вы ступил матрос Шушунов, который расска зал, как моряки-подводники приумножают боевые традиции теперь, в мирное время. Хорошо научился увязывать материал с современностью матрос Шаповалов. Па статьи из журнала «Пропагандист и аги- бсседе о послевоенном Ч я а я к т т пллнв |г^ ты> где быда ’ оцубллкована СТ1ТЬЯ к татор». Читая этот материал, я делал за- он на примере СталийеЙо! области, г*е метки и только после этого приступил к составлению конспекта. Составив конспект, я еще раз прочел его, продумал, выделил наиболее важные ме ста.- Во время рассказа я слежу, чтобы слу шатели пе отвлекались посторонними де лами. Изложив раздел, спрашиваю одного, двух «матросов о том, как опи поняли содер жание материала и продолжаю рассказы вать дальше. Рассказ стараюсьстроить так, чтобы’ обязательно до конца занятий оста лось 8— 10 мппут для вопросов. По Ид'ь еще не совсем можно определить, к^к лю ди попяли изложенный мною натерли. Знания матросов выясняются главным образом на беседах, в которые я стараюсь втянуть ксех присутствующих. Вот как прошла беседа по тпме: «Советская Армия — армия социалистического государства». Перед слушателями я поставил первый вопрос: «Как зародилась Красная Армия?». Желающих отвечать нашлось мпого. Но я. слово предоставил матросу Во стр ух у,) Р0™ сво“ Рассказ- тав интересовать жил раньше, показал, как успешно вос станавливаются шахты Донбасса, расдо- зал о героическом труде советского наро да в борьбе за выполнение •пятилетки в четыре года. * Руководителю политзанятий следует обращать серьееное внимание на конспек ты слушателей. Я, как правиле* в течмгее недели просматриваю несколько конспек тов, оатгм встречаюсь с матросами и ука зываю им на недостатки,, которые обнару жил. Постоянная проверка конспектов по вышает от&етственпость матросов, обязы вает пх вести .конспект ве от случая к случаю, а систематически и аккуратно. Большую помощь в повышении идейно го уровня политических занятий оказыва ют мне партийная и комсомольская органи зации, отличники учебы и мой помощник. Командир корабля и его ваместитель часто присутствуют ва занятиях, сове ту'ют, как лучше и доходчивее пост- так как па прошлом запятии он держался слушателей и вызвать их на оживленную пассивно. Вострухи ответил правильно. беседУ; Миопи коммунисты по заданию Оп рассказал о первых отряди Краспой ™ гвардии, о декретах Советского правитель ства по организации и строительству Во оруженных Сил, о роли Ленина и Сталила в создз 1 гнц Советской Армии. Вострухипа во многом доподпили другие слушатели. Матрос Лютецкни рассказал о разгроме немцев под Нарвой и Псковом 23 февраля 1918 года. Когда был разобран первый вопрос, я подвел краткий стог и перешел ко второму. В развернутой беседе приняли участие почти все слушатели. Видно было, шателями беседы, доклады, которые помо гают матросам еще лучше подготовиться к политическим замятиям. Еще и еще раз надо сказать о самом главном: для того, чтобы проводить заня тия па высоком идейном уровне, руководи тель должеп непрерывно повышать сэи политические знания. Без этого он рискует зачерстветь и отстать и не сможет выпол нить свою роль воспитателя подчиненных. Несмотря па большую загруженность, я очередным политзанятиям, приобрел бро шюру «Вооруженные Силы Советского го сударства», статьи из газет и журналов. Несколько слов об активности на полит занятиях. Некоторые товарищи материал знают, но как-то боятся выступить или не умеют высказать своп мысли. Таким слу шателям приходится задавать наводящие вопросы. Как-то матрос Моисеев, расска зывая об участии Сев'рпого флота в Оте чественной войне, ограничился лишь тем, что сказалГ «Северный флот сыграл огром ную роль в разгроме немцев в Заполярье». Когда я начал ставить ему наводящие во просы, он'значительно развил свою мысль и довольно подробно рассказал, как моряки громили врага на Севере, остановился на действиях надводных и иодтодпых кораб лей, авиации и морских пехотинцев, при вел примеры героизма матросов и старшин своего корабля. Матрос Ящук в течепие долгого временя отмалчивался па беседах. Поговорив с ним, я выяснил, что оп пе уверен в своих зна ниях и поэтому только слушает то, что го ворят другие. Тогда я стал больше обра щать на него внимания, вызывать его на беседу, ставить дополнительные вопросы. Ящук стал более активно участвовать в беседах. '• Вопросы политиче ской учебы мы неод нократно обсуждали да комсомольских собра ниях, заседаниях бюро, ставили зада чу перед комсомольцами— сер!>езпео отно ситься к политическим занятиям, больше уделять внимания своему идейному росту. На инспекторской проверке в группе матросов все комсомольцы получили толь ко отличные и хорошие опенки. Это до стигнуто благодаря настойчивой учебе. Веять хотя бы комсомольца матраса Зелеп- цова. Он занимается в общеобразователь ной школе и, несмотря на большую загру женность, находит время, чтобы подгото виться к занятиям, мпого читает. Зелен цов принимает самое активное участие в обсуждении вопросов, которые ставит ру ководитель политзанятий. Много работает над собой комсомолец старший матрос Костюпев. Как правило, перед каждым занятием он прочитывает всю рекомендованную литературу, состав ляет аккуратный и подробный конспект, активно участвует в обсуждении вопросов. «Краткий курс истории ВК/П(б)», кппга Товарища Сталина «0 Великой Отечест венной войне Советского Союза»' стали настольными книгами старшего матроса ’Гостювева. Большую помощь в успешном усвоении программы политических запятий оказывают Костюневу художественные про изведения, к чтению которых оп пристра стился за время службы на флоте. Всегда быть впереди, показывать пример весоюзной молодежи — вот к чему стре мятся комсомольцы на политических за нятиях. Но нечего греха таить, есть среди комсомольцев отдельные товарищи, кото рые забыли свой долг. Допустил ошибку комсомолец матрос Виктор Мезенцев. По сле инспекторской проверки, буквально ва второй депь, он ваявил: Старшина 2 статьи А. НЕМТЫРЕВ. — Ну, теперь мож но и отдохнуть. Такое заявление не прошло мимо внима ния комсомольской организации. Бюро указало Мезенцеву, что нельзя успокш- ваться иа достигнутом и потребовало от пето не снижать напряжения в учебе, а, наоборот, добиваться еще лучших показа телей, тем более, что оп па проверке полу чил не отличную, а только хорошую оцен ку. Мезепцев понял свою ошибку и стара тельно взялся за повышение своих поли тических знаний. Вопросами политических ватгятий бюро запинается пе от случая к случаю, а си стематически. Педавпо, папрпмер, бюро об суждало вопрос о комсомольце старшем матросе Сидорове. Он плохо занимается, а между тем у пего образование вполне До статочное. Причина плохой успеваемостиг- как выяснилось па бюро, состояла в том, что Сидоров, кичась своими знаниями, пе рестал учиться. Бюро указало ему на этот недостаток и потребовало решительно улучшить отношение к политической учебе. К попой программе политических заня тий комсомольцы приступили с большим интересом. В помощь молодежи бюро ВЛЕСМ организовывает беседы. Комсомолец Кирил лов, папрпмер, проват беседу «0 дружбе и товариществе». 0 сталинском плане пре образования природы .рассказал молодежи комсомолец Филиппов. Была проведена бе седа о международном положении. Постоянная забота бюро о политическом росте комсомольцев дает положительные результаты. Большинство комсомольцев успешно усваивает программу политиче ских занятий, показывает . пример несо юзной молодежи. щ щ * Щ * 9 * г 0 самостоятельной подготовке 9а время службы на флоте я на своем собственном опыте убе дился, что для того, чтобы- успешно овладевать политическими знаниями, необходима настойчивая само стоятельная работа над собой. Без этого немыслимо усвоить ту программу, которую мы изучаем в системе политических заня тий. Вспоминаю первые дни учебы. Я считал, что достаточно прослушать рас сказ руководителя, чтобы усвоить проя- депный материал. Это была, «конечно, ошибка. На первой же беседе мне пргап- 1лось ограничиться лишь тем, что я слу шал, как говорят Товарищи. Сам же вы ступить я не мог, так лак материал знал нетвердо. После этого я взялся за само стоятельную работу. Результаты пе замед лили сказаться. Па втором вапятин я уже мог выступать наравне с другими. Повседневную' помощь матросам в поли тической учебе оказывает комсомолац Матрос П . ШАПОВАЛОВ. Пван Филиппов. Матрос Зинчук, например, слабо > • ориентировался в между народной обстановке, плохо впал природные богатства нашей Родины. Во всех этих вопросах Филиппов помог Зинчуку разобраться. В успешном усвоепии программы политических запятай обязап Филиппову, и старший матрос Кло- пепков. Большую роль в деле успешного усвое ния программы политических занятий сыграла степпая газета корабля, возглав ляемая комсомольцем Кирилловым. Стен газета систематически освещает ход .по литзанятий, показывает лучших люд-зй, пропагандирует опыт отличников, подвер гает товарищеской критике отстающих в уч-°бе. Мы и впредь дружными усилиями будет добиваться еще более высоких показате лей в учебе. Всегда быть в первых рлтах — таково единодушпое стремление все! слушателей нашей группы. что матросы на занятия пришли подготов- , ежедневно отвожу время для самостоятель- леппымп. I я°и Работы пад произведениями класся- Па беседах со слушателями я -до-1к<)в марксизма-ленинизма. Кроме этого, бпваюсь, чтобы матросы хорошо попяли : а пахожУ вРемя *ля т01*0» чтобы периоды- существо вопроса. Во время изучения био графии В. П. Ленина матрос Орлов, отвечая на вопрос о развидни революции 1905 г., назвал лишь даты, не делая Никаких выводов. Я обратил внимание слушателей на то, что нельзя механически заучивать даты, события, а надо прежде всего ира- вильпо уяснить их и уметь делать соответ ствующий вывод. При этом сам рассказал, чески читать художественную литературу. Группа, которой я руковожу, в полити ческой учебе добилась некоторых успехов, по это не значит, чтоу нас нет ведостатков, что мы уже сделали все возможное. В уче бе предела-пет.*Мы и впредь, яе успо каиваясь па достигнутом, будем добивать ся еше лучших показателей в политиче ской подготовке личного состава. Матросская дружба Паша группа на ин спекторской проверке по литических занятий по лучила высокую оценку. Пе снижаем мы качество учебы и после проверки. В успешном усвоении программы Полыпую роль 'играет у нас товарищеская взаимопомощь. Каждый слушатель болеет за то, чтоПы в группе не было отстающих. Келл кто-либо из матросов не успевает в У'лоеппп программы политических заня тен, ему сразу на помощь приходят отлич- кзкп учебы. В пашей группе слабо занимался ма трос Тищенко. — А вы больше работайте над собой,— посоветовал ему секретарь комсомольского Старший матрос В. КОСТЮНЕВ. На самих занятиях я внимательно слушаю ру ководителя в стараюсь записать.основное из его рассказа, а то, что мне неясно, выясняю. Ботиное вппмание я уделяю самостоятеяь- пой подготовке, используя для этого кроме отведенных часов по возможности* я другое свободное время. Изучая материал, я не зазубриваю его, а стараюсь прежде всего понять существо, вспоминаю примеры, факты, подбираю и заношу себе в копспект наиболее суще ственные. Пер"а каждым занятием прочи тываю рекомендованную литературу. Большую помощь в учебв оказывают лекции, доклады, беседы, которые я поев- Политический рост помогает в службе Лейтенант С. СИНЕЛЫЦИКОВ. Политические занятия — основная форма политического воспитания личного состава. Опи помогают матросам глубоко • понимать свой воипскни долг перед Роди- истад зд самостоятельную вахту. С тех г.про тов. Пемтырев, и сам веялся помочь Ицаю. Так,, например, лекции, прослушан- Тшпепко в учебе. иые мпою в матросском «лубе, «Советский С тех пор мы часто видели, как .Пемты- строй — самый демократический в мире», реп, не жалея времени, оо'долгу* яросикн- т л венграми с матросом Тпщепко, помо ги» ему разобраться в неясных воиртих. Обычно секретарь стазил перед матроегм г-ткой-лпбо вопрос, рассказывал эго содер жание, помогал Тищенко усвоить смысл матери,чла. В результате Тищенко стал учиться лучтпе. «Советская Армия — первоклассная ар мия нашего времени», «Уставы Вооружен ных Спл — незыблемый закон советского воппа» и другие помогли глубже закре пить зпапня, полученные ва политзаня тиях. К сожалению, у нас еще мало чи тается лекций и докладов для матросов. Этот недостаток следует устранить. ной, мобилизуют личный состав па повы шение качества боевой-подготовки, даль нейшее укрепление воинской дисциплины и организованности. В начале прошлого учебпого года ма трос Моисеев пе придавал должпого зна чения политической учебе, газ°ты, жур налы, художествсппую, литературу оя читал редко, в занятиям • не готовился, конспекта не вея. Плохо успевая в политической учебе, матрос Моисеев отставал и в\боевой подго товке, он не являл согюй примера строгого соблюдения уставов, являющихся законом жизни советского воина. В течение года Моисеев числился учеником моториста в со сцачей экзаменов па штатного специалиста не спешил в то время, как его товарищи после двух-трех месяцев пребывания на корабле вставали па самостоятельную вахту. Допускал матрос Моисеев и серь езные проступки. Поведением матроса заинтересовался командир боевой части. Оп побеседовал с ним и вылепил, что Моисеев полити чески слабо развит я нуждается в помощи. Беседа офицера возымела свое действие. Моисеев попял, что, пе повышая своего политического уровпя, нельзя двигаться вперед, стать передовым воином, и дал сло во по-настоящему взяться за учебу. Слово свое Моисеев держит крепко. Па запятпях оп внимательно слушает рассказ руководителя, стал более активно выступать па беседах. Политический кру гозор матроса заметно возрос. Постепенно он пристрастился к чтению литературы. В ревультате па ипспекторской проверке политических занятий Моисеев получил хорошую оцепку. Политический рост положительно ска- пор за старательность в службе и учебе Моисеев получил от командования не одну благодарность. Вот еще один пример, показывающий, как (Политический рост воина оказывает влияние на повышение качества его боевой подготовки. Матрос Григорьев пен брежно относился к сбережению боевой техники. — Равве так должен относиться к порученному делу сознательный воин? — спросил его старшипа. Слово «сознательный» задело за живое натроса. — А что, разве я не сознательный)?— начал ое оправдываться. Беседа старшины затянулась долго. Он напомнил требования товарища Сталина о необходимости сберегать боевую технику, как зеницу ока, рассказал, какие требова ния пред’являет Министр Вооруженных Сил к советским воинам. В заключение беседы старшина как бы невзначай спро сил: — А вы передовую статью во вчераш ней газете читали? — Нет, я вообще редко газеты читаю, — ответил матрос. Старшина сказал Григорьеву, что со ветский воин должен прежде всего (быть хорошо политически развит. В том и со стоит сила вашей армии, что советские воины сознательно вьшолпяют свой долг перед Родиной, погашают те задачи, кото рые ставят перед ними партия, правитель ство и советский парод. I После беседы со старшиной матрос Гри горьев решил прочитать передовую ста тью, о которой говорил старшипа. В ней говорилось о сбережении боевой техники, приводились положительные примеры чест- 8ался п на службе. Матрос Моисеев сдал вото отношения матросов к выполнению горьлв начал регулярпо читать газеты, старательно готовиться к политическим за нятаям, прилежнее нести службу. Педавпо группа матросов выполняла еа- датгие командования. Работа шла медленно. Григорьев предложил: — Давайте сделаем быстрее. Пусть это будет патпим подарком XI с’езду ВЛКСМ. Матросы поддержали предложение Гри горьева. Работа спорилась. Задание коман- дозаппя было выполнено раньше срока и с высоким качеством. «Боевую технику матрос Григорьев сей час ч содержит в образцовом состоянии, службу песет точпо по уставам и инструк циям, успешно усваивает программу поли тических запятпй. За' высокие показатели в учебе и диецнплипе недавно командир поощрил Григорьева и присвоил ему оче редное звание «старший матрос». Григорьев стат крошим агитатором, постояппо беседует с матросами на самые различные темы. ОтлЙиикп боевой и политической под готовки комапдоваппем выдвигаются на более высокие должности. Так, налгример, недавно, когда старшина отделения трюм ных был пазпачеп па должность старшины команды, встал вопрос, кого же назна чить вместо пего. — Королева, — предложил командир боевой частп. — Справится? — спросил ' командир корабля. — Вполне, — ответил командир БЧ.— Специальность свою зпает, полипиески грамотный, пользуется авторитетом среди личного состава. Командир дат согласие. Королева назна- •чилп па дожность старшины отделения трюмных. Сейчас оп уже старшипа 2 ста тьи. Доверие командования т оправдывает с честью. Так политический оост матоосов помо гает им в службе, содействует повышению качества боевой подготовки и укреплению воинской дисциплины, порядка ж органи- V; ? -■ - -•I ч Матрос Вллетггяя Хлт^льттоз ип корабль прибьвл’ недавно, wo свою югклигальвюсть сипнальщиюа он уже тучи л хог.о-ио, по казал себя иапож9 лельным, ди 2 т:спш- иироэанным вожюм. 3a rrair.rapiryx) службу ол полу’тл от ко-иевдаззния не одну блзпхпарскхпъ. НА СНИМ КЕ: от.-пг-пк боевой п по литической подготоэки матрос Валентин Хиельнов. . Фото Н. Высоцгкого. Лучшие люди подразделения Заслуженным, авторитетом и уважением среди личного состава нашего подразделе ния пользуются комсомольцы Щппанов, Езерский, Гарпфулпп. Они глубоко осозна ли значение приказа X* 10 Мпппстра Вооружеппых Сит СССР -Маршала Совет ского Ооюза П. А. Булганина н все свои силы отдают честному служению социали стическому Отечеству. Возьмем, к примеру, рядовой Гарифулн- па. Он прибыл на службу из далекой та тарской деревни. Несмотря па то, что пло хо зпал русский язык, преодолевая труд ности первых дней военной службы, Гарп- фулип проявил большую стара ;ельность в боевой учебе и вскоре стал одним пз при мерных бойцов. Еслд ему что-либо дава лось трудно, оп без стеснения просил командира огделеппя н старослужащих раз’яснить неясный вопрос и не успокаи вался до тех пор, пока не получал полного s ясного ответа. Вступив в ряды ВЛКСМ, Гарпфулнн стал еще упорнее овладевать военными знаниями, лучше нести службу. Старатель ным трудом Гарнфулин завоевал право быть отличником учебы. Высокие показатели в учебе имеют ря довые Щипанов и Езерский. Они также добросовестно выполняют своп служебпые обязанности, активно участвуют в обфе-,в 1.-г ственной работе. Комсомолец Еэероклй является хорошим агитатором, он разъяс няет личному составу политику партип и правительства. Передовой комсомолец словом н делом призывает воинов кре пить дисциплину и организованность, по вышать боевую выучку. Член ВЛКСМ Гарифулин провел с бойнами беседу о требованиях Устава внутренней службы. Так передовые вопны-комсомолыщ бо рются за авангардпую роль в учебе, ак тивизируют работу комсомольской орга низации. Матрос Н. ЦЕСАРЕВ. %X Ценое предложение В целях экономного использования технических средств и горюче-смазочных материалов шофер старшин матрос Васи лий Сумпп впес цепное рационализатор ское предложение. Как известно, подогрев масла на спецмашине происходит с помощмо фор сунки при работающем моторе, что ведет к значительному расходу горюче-смазоч ных материалов. Сумин решил раашона- лнзировать этот способ. Он предложил подогревать масло при неработающем мо торе. Свое .решение Сумин претворил в жизнь. Цепное предложение, внесенное старшим матросом Суминым, пашло прак тическое применение в обслуживают спецмашипы. Благодаря этому шофер в первые же дин сэкономил восемь кило граммов горючего. Матрос М. НИКОЛАЕВ. . экзамен на штатного специалиста и [своего воинского долга. С тех пор Грп- I зовашюсти на корабле* / L J А ДОЛЖНОСТИ КОМАНДИРА' отде- лелпя сержант Шпак проявил хо рошие командирские навыки, умение •воспитывать и обучать личный состав, 6а что имеет ряд благодарностей. Сержант В. ЗАПОРОЖЕЦ. Г \ ПРАВЕДЛПВ0Й ТГЕБОВАТЕЛЪ- ПОСТЬЮ к матросам, постоянной эаботой о повышении нх вопнекпх зпа- иий мпчмап Фодулссв спнскат у под чиненных почет и уважение. Он зале сен на Доску отличников учобы. Старший ма-рзс И. ЕФАНОВ. ★ * it р СТРЕЛЬБЕ ИЗ ВИНТОВКИ отлпч- ^ ных успехов достигли сержапгы Юрченко, Милащепко, ефрейторы Погу- манов, Судамир, солдаты Носов п Кула гин, Ефрейтор Н. НЕДССЕЙНИН.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz