На страже Заполярья. 1949 год. Март.

I »!l ««рт* IS ? " ' en (3355). НА С Т Р А Ж Е З А П О Л Я Р Ь Я <^V V N A < W W y ^ ^ Наш народ дорожит именами замечательных русских ученых и конструкторов, порадовавших несколько десятилетий тому назад весь мир своими замечательными изобретениями. Советские люди бережно хранят имена этих ученых и восстанавливают историческую правду о развитии отечественной науки и техники. До Великого Октября отече­ ственная наука попиралась царским самодержзвием 1 Чиновники вся­ чески старались умалить ее достоинство.» Известно, что такие талантливые самородки, как Попов А. С.. ШТУРМ ЗВУКО ВО ГО БА РЬЕРА у Из выступления тмни«-яейтвнант» М. ПАЦАРИИА. Лодыгин А . Н.. Ползунов И. И.. Черепановы Е. А . и М . Е., крепостной изобретения реактивных и ракетных крестьянин Федор Блинов изобрели раньше, чем заграничные ученые радио, электрическую лампочку накаливания, паровую машину, гусенич­ ный трактор. Русский ученый и новатор Александр Федорович Можай­ ский на 21 год раньше, чем братья Райт, построил первый в дайре самолет н продемонстрировал его полет*. \ Заслуживает внимание инициатива комсомольской .организации, Которой руководит лейтенант В. Кутин. На последнем тематическом 9£Н&ре молодежи здесь обсуждался вопрос о приоритете русских уче­ ных в создании первого в мире аэроплана. Вечер был посвящен теме: «Самолет — русское изобретение». Летчик Бондаренко, техник- лейтенант Панарин и лейтслант Левшин рассказали молодежи о прио­ ритете русских ученых в создании первого в мире самолета и реактив- дого двигателя. Тематический вечер молодежи закончился просмот­ ром кинофильма «Воздушный парад». На Этой странице публикуются материалы, рассказывающие о ТРИ» как был построен первый самолет и созданы реактивные двигз- m ’ '% ‘ Предыдущий докладчик рассказал вам о приоритете русских ученых в развитии первых летающих аппаратов тяжелее воздуха — аэ|ыилалов. Ученым России также принадлежит первенство Как был создан первый в мире аэроплан двигателей. Многи лет тому назад рус­ ские учепые задались мыслью создать реактивный аппарат. Еще в 1680 году Петр Первый рапь- , ше всех в мире ввел ракету* иа воору- , жеине русский армии, Но ело инициати­ ве тогда же было построено специаль­ ное заведение для производства порохо­ вых ракет. Вскоре русские мастера ста­ ли непревзойденными специалистами своего дела. К ним приезжали учиться иностранцы. Петровская сигнальная ра­ кета образца 1717 года благодаря сво­ им высоким качествам использовалась почти без изменения более станет. Боевые ракеты -в России пачали при­ меняться с 1808 года и получили боль­ шой размах в 1832 году, когда была организована в Петербурге пиротехни­ ческая артиллерийская школа. Особ^ппо/большое влияние па развитие реактивного оружия оказали выдающиеся русские специалисты Константинов и Не­ чаев. В те ранние годы, на заре развития *однт * устройства аэродинамической авиации. Константинов четко ставил во- трубы. Его проект был представлен в Ака- прос о необходимости разработки способа демию и получил хороший отзыв. Од- прнм^нпшя ракет для полета. Им же в нако широкое применение ааредняамрчб Выдвинутые Циолковским идеи реак­ тивной техники получили достойц«>е применение и должное развитие только в годы советской власти. Из выступления гвардии лейтенанта В. БОНДАРЕНКО Талантливый вуе- С&МЙ изобретатель {м сагцр Федоро­ вич Можайский пер­ вым в мире СШ1СТ- n . 9 дортрчрл летательный ан- } нейпгих своих опытов русский нзооре- царат тяжелее воздуха и продемонстри- i татель приходит в выводу, что винты реред зрителями его полет.. Сама j должош буть четырехлопастиими. Для царским правитель­ ством об ассигнова­ нии средств для про­ должения работ. В результате даль- А. Ф. Можайский. I rq дадета считалась в то время Можайский произвел первое эле- 4X мдорное исследование аэродинамики кры- ^ | | . Цоавгоовеняе идеи воздухоплаватель­ ного jipnapaTa великий русский ученый можайский относит, к 1855 году, прпписы- оольшеи надежности qy решает установить три винта: одад тянущий 8 два толкаю­ щих. В*в расчеты он представляет ко­ миссии. Комиссия всячески стремятся похоро­ нить изобретение русского новатора. Да и 1853 году был сконструируй.!! и построен первый в мире специальный бзллдсгич*> ский маятник для испытания ракет. В эти же годы русские новаторы закла­ дывают и основы развития воздушно-реак­ тивных двигателей. В 1849 году военный инженер Тр?тесскнй предлагает использо­ вать для передвижеиия аэростата реакцию струн воздуха или любого другого'газа, сжатого до давления в б атмосфер. Замечательным примером самоотвержгп- ного служения науке является проект ле­ тательного аппарата, предложенный сту­ дентом института инженеров нугеи сообще­ ния Николаем Ивановичем Кибальчичем. ваз ёе своим наблюдениям за полетом | грамотности она но могла разобраться в ртид. 11м сделаны расчеты, которые вы- проекте А. Ф. Молийского. Об этом млж- ют зависимость между под'емной си- но судить по ее рещеццдо: %Комиссия не находит ручательства в том. чтобы опыты над снарядом г. Можайского, даже и со своей огрзтшчсппоста. технической н е - (Свой проект революционер Кибальчич раз- р Ш 1 ЛОЙ и лобовым сопротивлением при разлзч- p fe угц-таки. Цужио особенно подчер­ ти кнуть, что это сделано Можайским на 17 лет раньше, ч&м немецким исследователем Д д евш ен . Адосэддр Федорович Можаискпп, изу- 1ЗДДОДОТ [ГПШ» вместе с тем большое влн- роздущцым шарам, аэроста­ там и решает вначале построить змей с большой под'емной поверхностью, на ко- ^ тором можно было бы продемонстрировать рароду> первый полет. Каркас змея он со- рружает из прямослойной сосны, а обтяж­ ку делает из шелковой материи. nНаблюдая за длинами* Александр Федо­ ре щц Можайский приходит к выводу, что наедьцоднейший угол! для их поле- —> та равен уеньше 15 градусам. Пзобрега­ зель на глазах у* всех людей успешно пи- рнмается в эоздух па змее сам. Змей тог­ да буксировала телега, запряженная тэоп- рдй лошадей. Tfjtnu образом впервые в мире русский Чехове:I поднялся в воздух па змее! Лишь спустя десяггилетия подобные о: 1 ыты были рортореиы во Франции — Майо (1886 год) я в Англии — раден-Поуэльсом (1S88 ГО|). Теперь Можайский ставит пере^ собой задачу освободиться от веревки и создать детатеаьному аппарату- собственную тягу, ролыпую помощь ему в этом оказал рус­ ский ученый Д. Ц. Менделеев. Изучение ра­ боты де*бцых винтов на паровых судах рривело Можайского к мысли, что в каче­ ства двигательной установки на аэроплане Кожно применить паровую машину. А. Ф. Можайский раходит, что гребней винт мож­ но использовать как агрегат, создающий Тягу. В невероятных трудпостях приходилось , работать русскому изобретателю. Uai>c^ne чиновники чинили всякие препятствия, чтобы похоронить идею Можайского. Но f e MLHiD Федорович, как пламенный лат- своей Родины, с еще большей эиеоги- ей берется за дело. Он жертвует ради этого блестящей карьерой в военно-морском фло­ те. Можайский всю свою жизнь посвящагт построите аэроплана. Зскоре Александр Федорович строит ла- Кую модель аэроплана — точяую копию гд, $а^умг.нного им летательного аппарата. Но- ргройрой этод модели он доказал возмдж- носп» полета аппарата тяжелее воздуха. Подробно разработанный проект летатель- рого аппарата Можайский представил на рассмотрение комиссии главиого ииженер- .:щ лого управления России. В ЯДОаре 1877 года была образовала f upcpfl ^Л^ рассмотрения прэекта. Од')б- |11дог£Т» хода* айс 1В0В«иа перед ■ f работал в 1881 году в каземате Петропав­ ловской крепости, после об’явлепия ему приговора о смертной казни. Этот проект царскими сатрапами был по­ хоронен в архивах полиции и обнародован после различных возможных в ием изме- только после Великий Октябрьской г*?волю- нений, могли привести к полезным прак- цни. Леталельныи аппарат Кибаль«шча мо- тическим результатам, если не будет жст перемещаться в воздухе при помощи устроен им снаряд на совершенно иных ракет. В качестве горючего для реакти^по- основаниях с подвижными крыльями, мо-; 1ч>двигателя Кибальчич выбрал порох. i)ro гущими изменять не только свое положе-.было большим шагом вперед в развигдл пие олиосительно гордолы, цо и свою фор­ му во время «одета». реактивной техники. Большой вклад внесли русские учег^те Все просьбы Можайского летально ра- и в теорию^ракстонлавання. В 1806 году зобраться в проекте остаются без ответа и внимания. Ясцо было, что русская буржу­ азия, идя на поводу вндетраниых госу­ дарств и выполняя их волю, всячески тор­ мозила создание первого в мире летатель­ ного аппарата. 9то было наруку англий­ ским, французоким к цемецздм капитали­ стам. - Пе найдя поддержки у правительства, Можайский сам предлагает фирме чертежи на постройку паровых двигателей. В мае 1881 года ори были изготовлены. Один из них развивал триста оборотов в минуту с мощностью в 20 лошадиных сил и весэм 47, 6 килограмма, второй — с оборотами 450 Обладал мощностью . в 10 лошадиных сил и весил 28,6 килограмма. Пар в ма­ шины поступал от прямоточного котла весом в 64,6 килограмма. Двигатель Мо­ жайского работал иа керосине. Получив патент на воздухоплаватель­ ный снаряд,чАлександр Федорович присту­ пает к его сборке. К тому времени изобре­ тателю было уже 57 лет. Испытание ле­ тательного аппарата произвел его помощ­ ник Иван Никифорович Голубев. Это был первый русский летчик, поднявшийся на аэроплане в воздух. 20 июля 1882 года аэроплан конструк­ ции Можайского, поднявшись в воздух и пролетев по прямой над полем, накре­ нившись произвел посадку. После того, как аэроплан коснулся земли, крыло его оказалось поломанным. Представители церкви истолковали поломку аппарата как «кару божью». Признав, наконец, вьцаю- щиеся успехи Можайского, морское мини­ стерство присвоило ему звание генерал- майора. а затем и контр-адмирала. После испытания первого аэроплана Мо­ жайский приступает к разработке нового проекта, создает мощные паровые двига­ тели, применяет для управления самоле­ том элероны. В 1883 году цроект Алек- санцра Федоровича Можайского был снова рассмотрен комиссией, но средства на по­ стройку. аппарата отпущены так и не бы­ ли. Иностранные капиталисты прилагали все силы к тому, чтобы выкрасть русское изо­ бретение и припи- «отец русской авиации» профессор Жуков­ ский опубликовывает свои труд «О реак- пой ции вытекающей и втекающей жидкости». В это же время ироф ссор Мещорский изо­ брел управление движения тел с перемен­ ной массой.' Так пытливая мысль цаших ученых непрерывно двигала впорзд разви­ тие авпацнц. В начале XX века реактивный прнштш! получил серьеоную теоретическую ^ р а ­ ботку. В трудах великого русского ученог и изобретателя Константина Эдуардович. Циолковского мы находим разработку при:, пипов реактированного движения и проект космического корабля. Работая над изучением сочротпв.леппя воздуха. Циолковский первым в *мпрэ чри- ских труб для практических исследований началось только цоело J902i года, когда профессор П. Е. Жуковский построил пло­ скую . аэродинамическую трубу в Москов­ ском высшем техническом училище. В феврале 1903 года в журнале {На­ учное обозрение» публц&у^гся классиче­ ская работа Циолковского «Исследования мировых пространств реактивными прибо­ рами». В этой работе дается теоретический анализ полету ракеты в различных усло­ виях и приводится описание реактивного двигателя с использованием жидких угле­ водородных горючих и жидкого кислорода. Тут же обосновывается «преимущество та­ кого типа двигателя. Кроме того, в этой ра­ боте впервые автор предлагает производить иода?!у торлива в камеру сгорания под дав- денпей, а также охлаждение стенок в ка­ мере сгорания одним из жидких компацен­ тов топлива. Причем, для управления ра­ кетой предлагаются рули, работающие в потоке газов, вытекающих из реактивного сопла. Таким образом, Циолковский впервые в мире высказал мысль о возможности ис­ пользования для ракет в качестве комца- нентов лопливной смеси жидких горючих и окислителей (носителей кислорода), смесь I которых обладает большой теплотворной [ способностью по сравнению с порохом. КРЫЛЬЯ СОВЕТСКОЙ РОДИНЫ Из выступления лейтенанта С. ЛЕЕЩИНА ’ Далеко шагнуло развитие советской Забота и впнмаиие большевистской авиации после Великой Октя'рьской соця> партни придали изобретателю новые си- j листцч* ской революции. Велдоне мждн лы и бодрость. Только за 11 лет при со- миро ого пролетариата- Ленин и Сталин ретской власти, с 1919 по 1930 год, стояли у. колыбели рождающзгося воздуш- Циолковскнм было паппсапо и издано по о флота нашей Родины. . столько ям трудов, сколько за все ^0 у пас создана мощная материальная ж лет его деятельноеги^при царизме. До »производственная база для строительства последних дней своей жизии Цнол^в- самых лучших в миро истребителей, бон­ ский отдавал все свои силы делу служе- бардц;овщиков п транспортных самолетов, пня иаукс, интересам своей -великой Советские конструкторы, воспитанные Родины. Горячий патриотизм этого за- великим Сталиным, не жалея спл, трудятся мечательного ученого л изобретагеля ца благо Родины. Их творческая мысль не- нашел яркое отражение в письме, иаии- уклонно п стремительно идет вперед. На- саннрм нм за 6 дней до своей смерти шнм коистру-кторам, бесспорно, нрщ 1 адле- велнкому Сталину*. | приоритет в строительстве легких, с «Мудрейший вождь и друг всех тру- больш.-й скоростью и маневренностью дящдоя, товарищ Сталин! Всю сваю истребителей, тяжелых бомбардирозщи- адунь я мечтал своими трудами хоть ков с огромным радиусом действия, намного продвинуть человечество впе- Пи одна страна в мире до сих пор не ред. До революции моя мечта не могла имеет самолета, подобного советскому осуществиться. Лишь Октябрь принес боевому самолету. Имена авиаконструк- признапие трудам самоу-чки; лишь Со- торов Григоровича, Поликарпова, Туполева, ветская вла-то u партия Ленина Петлякова, Яковлева, Лавочкина, Илья- Оталина оказали мпе действенную шипа, Микояна, Ш-лщова и многих других пом-ащь. Я почувствовал любовь народ- с уважением произносятся советскими лю- ных масс, и это Давало мне силы продол- дьми. Они ссздали замечательные боевые в $а?Ь {ЦООТУ* Vs ® будучц больным. Облако трапсно 1 )тные самолеты, превосходящц-з по сейчас болезнь не дает мне закончить иа- качеству заграничные машины, чатого деиа. Ссе стон труды по авиации,, Благодаря постоянному вниманию и av ракшопааванию й межилапетным сообще- (^гс Советского правительства наша аэиз- ипям рер.‘даю 'партии большевиков и Со- ццЯ уЖ€ Б ирецгоеипые годы считалась ' ветской B.iacrfl — иодлилным руководите- jлучшей в мире. Совсчская авиация сильна Л 4 М црогрссса человеческой культуры. I и могущественна не только богатством сво- Уверер, что оцц успешно закончат эти труды. Всей дущой п мыслями Ваш, с по­ следним искренним приветом, всегда Ваш (С'. Циолковский». Труды Ц Н‘-*обр?тепия Циолковского соз- дщр ему широкую известность не только в нашей стр.-ше/ по и далеко за ее преде­ лами. Советская страна гордится тем вели­ ким вкладом в мировую науку., который сделал выдающийся русский ученый Циол­ ковский в области ракетой и реактивной техники. Итогом долголетних трудов советских и русских ученых и конструкторов явились воздушные парады в Тушина 3 августа 1947 года и 2р июля 1948 года, где совет­ ские летчики продемопетрировали высо­ кое мастерство полета на различных кон­ струкциях самолелов и блестяще выпол­ нили одиночный и групповой пилотаж. Таким образом, первый в миро проект реактшшого самолета был создан русскими ей техники. Она имеет первоклассных летчиков, штурманов, техников, инжено- ров. Мы с полным правом можем сказать, что нашему народу принадлежит приоритет в завоевании высоты и дальности полота, в разработке теории и практики высшею пилотажа.ч' “ , Весь мир гордится советскими летчика­ ми, совершившими беспосадочные перелеты в Америк};, на Северный полюс. 1етчидк Чкалов, Водопьянов, Громов на отечествен­ ных самолетах продемонстрировал^ -леред народами мира силу и могущество совет­ ской авиации. С особой силой преимущество советской авиации пронвиюсь в годы Великой 0те~ честьенной войны. Оценивая деятельность авиаторов в годы Отечественной войны, товарищ Сталин го­ ворил, что «Славные соколы нашей Отчиз­ ны в ожесточенных воздушных сражениях разгромили хваленую немецкую авиацию, чем и обеспечили свободу действий для Красной Армии и избавили население на- учеными и изобретателями. Паши совет­ ские летчики и конструкторы во много раз! шей страны от вражеских бомбардировок с Вместе с Циолковским в области реактив-1преумножили достижения отечественных | воздуха». Победы советских летчисов в н ракетной техники работают и другие новаторов в развитии и дальнейшем со- 0явственной войне это торжество пере* русские новаторы. В 1909 году изобрега- ■ вершенствованил авиации, тель Антонович впервые предла­ гает идею пульси­ рующего беском- прсссорного воз­ душно - реактив­ ного двигателя. В 1912 году рус- кий' артиллерист ломорцев разраба­ тывает пороховую ракету, которая при испытании до­ стигла дальцоетц полета в 9 -км. довой сталинской военной пауки. Послевоенный период в развитии совет­ ской авиации характеризуется дальнейший укреплением Военно-Воздушных Сил. Нанта конструкторы создали замечательные бое­ вые одномоторные и многомоторные са­ молеты. На этих машинах сталинские со­ колы продемонстрировали перед советским народим иа прошлогоднем воздушном наряде в Тушино свое высокое летное мастерство и показали изумительный ш красоте высвдий пилотаж. Паша советская авиация — передовая в мире. У нее самая лучшая техгшка, в%- мечательные летчики, инженеры я 'кодст- рукторы. сать его своим кон­ структорам. Но яс­ но было одно, что Можайский рань­ ше на 2il год, чем братья Райг, скон­ струировал первый в миро аэронлап. а . ф . м о ж а и с ш й В те далекие дни, когда лейтепант Алек-1 только часовая пружина, а для вращения сащр Федорович Можайский плавал па воздушного винта иа пего достаточно слег- 1»регате «Диана», иад морем летали только ка дунуть — так он легок. Много «воздуш- лайки, альбатросы и другие морские ига- пых аварий» произошло в рабочей комнате цы. Лейтенант подолгу' следил за их поле- Можайского прежде, чем он показал со- гом и мечтал о крыльях для человека. Он , бравшимся высоким специалистам первый уже тогда разгадал секрет, который должен I в мире полет модели самолета. Для ЗГОЙ модели большим грузом был бы даже май­ ский жук. Но уже через несколько месяцев А. Ф. Можайский построил гораздо "более мощную модель, которая могла летать с по- ложенным на нее кортиком. Строить эту модель помогали механик Иван Голубев п столярные мастера Николай Яковлев и Александр Арелггьев. Эти рабочие сдела­ лись верными, преданными друзьями н по­ мощниками создателя самолета. А техник Иван Голубев оказался потом первым в ми­ ре летчиком: он совершил полет на маши­ не Можайского. После успешных опытов с моделями оыл помочь покорить во.-^ушную с т и х ию : идя полета человеку, необходима машина с широко раскинутыми неподвижными крыльями и достаточно большой скоростью. В середине прошлого столетия о само­ лете, конечно, можно было только мечтать. Не было еще двигателей внутреннего сго­ рания, а паровые машины отличались очеиь большими размерами, громадным ве­ сом. И все же Александр Федорович решил- посвятить свою жизиь создаиию первого в мире самолета. Никто па земпом шаре тогда пе исследо­ вал так серьезно полет птиц. Па мэрях . — _ Можайский изучал устройство крыльев и Мижайский решил строить настоящий всего тела альбатросов, бакланов, чаек, на с*амолег суше — ласточек, ворон, ястрсоов, орлов, аистов. Он измерял размеры крыльев каж­ дой убитой птицы, вычислял их площадь, определял вес, прпходшиГ ный сантиметр крыла, когда в воздухе. Все это помогло Можайскому подойти к очень важному выводу: чем больше ско­ рость движения, тем большую тяжесть мо­ жет нести та же площадь. Изучая полеты птиц и воздушных зме- :т щ Нельзя создапне самолета А. Ф. Мо- жанеким не назвать подвигом. Оп сам сконструировал не только самолегг, но и 1ся на квадрат- двигатель для пего— паровую мащппу, не- птица парит обычайно сблегченпой конструкции. Дви­ гатель был построен по чертежам Можай­ ского Р>сско-балтийским заводом. По глав­ ные препятствия, стоявшие перед Алек­ сандром Федоровичем на пути к осущест­ влению его мечты, сосредоточивались в различных царских министерствах и уи-восниоо ведомство, делаются известными за ев, Александр Федорович в то время создает равлениях. Немцы, засевшие там, былп , границей, а бюрократы, тупицы и люди, Лршь смерть обо-! крошечные модели самолетов, иа которых убеждены, что если какой-нибудь пзобре- ; преклоняющиеся перед всем западным, ат- рвала эти труд» оп проверяет правильность своих расчетов, татель и создаст летающую машп®у, то ло!казывают изобретателю в иомощи. знаменитого изо- Эти модели постепенно приобретают все ос- всяком случае пе русский. Кроме* того, i Контр-адмирал Александр Федорович Мо- бретатадя первого новные части современного самолета: си- уже чувствовалось, что обладание воздуи- жайский умер в 1890 году*, создателя аэао- ловую установку, фюзеляж, ; неподвижное ным кораблем сулит его владельцам боль- Через четыре года поело смерти А. Ф. алана, 1крыло, шасси. Щ>авда, двигателем слуздт -дш дрежмущеотва в воине. Поэтому Мо- Можайского англичанин X. Максим, за- жайский во многих местах, куда оп обра-’ тратив громадные средства, nocTpoMt «с^- щался за помощью, наталклвался на П'ре- молет», кото!)ый не смог подняться даже на зрительное равнодушие неучей или на пря-i один сантиметр. мое предательство интересов родины. | Братья Райт, которые за границей счи- Благодаря подделке великого русского таются изобретателями самолета, построили химика Д. И. Менделеева, профессора мор-'самолет в 1903 году, через 21 год после ской академии И. II. Алымова, адмирала Можайского. Их машина имрет с -совре- Лесовского и некоторых других передовых менным самолетом, несравненно, меньше русских людей замечательный пзобрета- сходства, чем аэроплан Можайского. Эщх тель все же мог продолжать свою работу, «создателей» самолета выручило то, что хотя и с невероятные трудом, тратя все тогда уже имелся легкий и сравнительно деньги на опыты. В 18Ы году через грл иощиый двигатель внутреннего сгорание, года после изобретения нм самолета on по- ио они ие решили вопрос об управляемо- лучает патент, утверждающий его великое сти самолетом, то, что задолго до них, ра- изобретение. шил талантливый русский изобретателе Поразительна ^ тщательность, с которой Наша страна — родина первого в мире Д. Ф. Можайский готовился к испытанию самолета, и память о его творце Александре своей машины в полете. Только убедив- Федоровиче Можайском никогда не исчез- шись в полной исправности всей машины, нет, несмотря- на все происки иностранных Александр Федорович назначил день поле- «историков» техники, тщательно замалчн- та— 20 июля 18S2 г. Он сам хотел лететь, вающих заслуги А. Ф. Можайского. Наша но ему уже было 57 лет, н представители страна — родина теории воздухоплавания. военного ведомства потреоогали, чтооы ма­ шиной управлял более молодой человек. За руль сел И. Голубев. Побледневший Голу­ бев пустил паровую машину, н самолет легко покатился вниз. Самолет нерелелел иоле и опустился. Испытательный полет первого в мире самолета показал, что на аэроплан необхо­ димо ставить более мощный и более легкий двигатель. Можайский спова принимается за конструирование. Он создает легчайшие в мире две паровые машины по пятьдесят лошадиных сил каждая. Ио агенты ино­ странных государств ие дремлют. Секрет­ ные бумаги, направляемы^ Можайским в Можайский. Жуковский, Чаплыгин, Циол­ ковский дали возможность строителям са­ молетов получать машины, отвечающие за­ ранее поставленным требованиям, а не га­ дать п делать опыты вслепую. У нас былв построены первые гигантские самолеты «Русский витязь» п «Илья Муромец». Но подлинного расцвета авиация достигла в пашей стране лишь при советской власти. Большевистская партия, Советское прави­ тельство создали необходимые материаль­ ные условия для развития авиационной науки п промышленности. Сталинская авиация доказала свое неоспоримое превос­ ходство в славных боях за Родину. Располагая мощнейшими научно-иссле­ довательскими организациями, прекрасны­ ми авиационными заводами, СССР продол­ жает непрерывно совершенствовать чудес­ ные крылья, которые впервые подняли че­ ловека пад землей, благодаря научному подвигу русскою патриота Можайского. Инженер А. МОРОЗОВ, I L

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz