На страже Заполярья. 1949 год. Март.
I »!l ««рт* IS ? " ' en (3355). НА С Т Р А Ж Е З А П О Л Я Р Ь Я <^V V N A < W W y ^ ^ Наш народ дорожит именами замечательных русских ученых и конструкторов, порадовавших несколько десятилетий тому назад весь мир своими замечательными изобретениями. Советские люди бережно хранят имена этих ученых и восстанавливают историческую правду о развитии отечественной науки и техники. До Великого Октября отече ственная наука попиралась царским самодержзвием 1 Чиновники вся чески старались умалить ее достоинство.» Известно, что такие талантливые самородки, как Попов А. С.. ШТУРМ ЗВУКО ВО ГО БА РЬЕРА у Из выступления тмни«-яейтвнант» М. ПАЦАРИИА. Лодыгин А . Н.. Ползунов И. И.. Черепановы Е. А . и М . Е., крепостной изобретения реактивных и ракетных крестьянин Федор Блинов изобрели раньше, чем заграничные ученые радио, электрическую лампочку накаливания, паровую машину, гусенич ный трактор. Русский ученый и новатор Александр Федорович Можай ский на 21 год раньше, чем братья Райт, построил первый в дайре самолет н продемонстрировал его полет*. \ Заслуживает внимание инициатива комсомольской .организации, Которой руководит лейтенант В. Кутин. На последнем тематическом 9£Н&ре молодежи здесь обсуждался вопрос о приоритете русских уче ных в создании первого в мире аэроплана. Вечер был посвящен теме: «Самолет — русское изобретение». Летчик Бондаренко, техник- лейтенант Панарин и лейтслант Левшин рассказали молодежи о прио ритете русских ученых в создании первого в мире самолета и реактив- дого двигателя. Тематический вечер молодежи закончился просмот ром кинофильма «Воздушный парад». На Этой странице публикуются материалы, рассказывающие о ТРИ» как был построен первый самолет и созданы реактивные двигз- m ’ '% ‘ Предыдущий докладчик рассказал вам о приоритете русских ученых в развитии первых летающих аппаратов тяжелее воздуха — аэ|ыилалов. Ученым России также принадлежит первенство Как был создан первый в мире аэроплан двигателей. Многи лет тому назад рус ские учепые задались мыслью создать реактивный аппарат. Еще в 1680 году Петр Первый рапь- , ше всех в мире ввел ракету* иа воору- , жеине русский армии, Но ело инициати ве тогда же было построено специаль ное заведение для производства порохо вых ракет. Вскоре русские мастера ста ли непревзойденными специалистами своего дела. К ним приезжали учиться иностранцы. Петровская сигнальная ра кета образца 1717 года благодаря сво им высоким качествам использовалась почти без изменения более станет. Боевые ракеты -в России пачали при меняться с 1808 года и получили боль шой размах в 1832 году, когда была организована в Петербурге пиротехни ческая артиллерийская школа. Особ^ппо/большое влияние па развитие реактивного оружия оказали выдающиеся русские специалисты Константинов и Не чаев. В те ранние годы, на заре развития *однт * устройства аэродинамической авиации. Константинов четко ставил во- трубы. Его проект был представлен в Ака- прос о необходимости разработки способа демию и получил хороший отзыв. Од- прнм^нпшя ракет для полета. Им же в нако широкое применение ааредняамрчб Выдвинутые Циолковским идеи реак тивной техники получили достойц«>е применение и должное развитие только в годы советской власти. Из выступления гвардии лейтенанта В. БОНДАРЕНКО Талантливый вуе- С&МЙ изобретатель {м сагцр Федоро вич Можайский пер вым в мире СШ1СТ- n . 9 дортрчрл летательный ан- } нейпгих своих опытов русский нзооре- царат тяжелее воздуха и продемонстри- i татель приходит в выводу, что винты реред зрителями его полет.. Сама j должош буть четырехлопастиими. Для царским правитель ством об ассигнова нии средств для про должения работ. В результате даль- А. Ф. Можайский. I rq дадета считалась в то время Можайский произвел первое эле- 4X мдорное исследование аэродинамики кры- ^ | | . Цоавгоовеняе идеи воздухоплаватель ного jipnapaTa великий русский ученый можайский относит, к 1855 году, прпписы- оольшеи надежности qy решает установить три винта: одад тянущий 8 два толкаю щих. В*в расчеты он представляет ко миссии. Комиссия всячески стремятся похоро нить изобретение русского новатора. Да и 1853 году был сконструируй.!! и построен первый в мире специальный бзллдсгич*> ский маятник для испытания ракет. В эти же годы русские новаторы закла дывают и основы развития воздушно-реак тивных двигателей. В 1849 году военный инженер Тр?тесскнй предлагает использо вать для передвижеиия аэростата реакцию струн воздуха или любого другого'газа, сжатого до давления в б атмосфер. Замечательным примером самоотвержгп- ного служения науке является проект ле тательного аппарата, предложенный сту дентом института инженеров нугеи сообще ния Николаем Ивановичем Кибальчичем. ваз ёе своим наблюдениям за полетом | грамотности она но могла разобраться в ртид. 11м сделаны расчеты, которые вы- проекте А. Ф. Молийского. Об этом млж- ют зависимость между под'емной си- но судить по ее рещеццдо: %Комиссия не находит ручательства в том. чтобы опыты над снарядом г. Можайского, даже и со своей огрзтшчсппоста. технической н е - (Свой проект революционер Кибальчич раз- р Ш 1 ЛОЙ и лобовым сопротивлением при разлзч- p fe угц-таки. Цужио особенно подчер ти кнуть, что это сделано Можайским на 17 лет раньше, ч&м немецким исследователем Д д евш ен . Адосэддр Федорович Можаискпп, изу- 1ЗДДОДОТ [ГПШ» вместе с тем большое влн- роздущцым шарам, аэроста там и решает вначале построить змей с большой под'емной поверхностью, на ко- ^ тором можно было бы продемонстрировать рароду> первый полет. Каркас змея он со- рружает из прямослойной сосны, а обтяж ку делает из шелковой материи. nНаблюдая за длинами* Александр Федо ре щц Можайский приходит к выводу, что наедьцоднейший угол! для их поле- —> та равен уеньше 15 градусам. Пзобрега зель на глазах у* всех людей успешно пи- рнмается в эоздух па змее сам. Змей тог да буксировала телега, запряженная тэоп- рдй лошадей. Tfjtnu образом впервые в мире русский Чехове:I поднялся в воздух па змее! Лишь спустя десяггилетия подобные о: 1 ыты были рортореиы во Франции — Майо (1886 год) я в Англии — раден-Поуэльсом (1S88 ГО|). Теперь Можайский ставит пере^ собой задачу освободиться от веревки и создать детатеаьному аппарату- собственную тягу, ролыпую помощь ему в этом оказал рус ский ученый Д. Ц. Менделеев. Изучение ра боты де*бцых винтов на паровых судах рривело Можайского к мысли, что в каче ства двигательной установки на аэроплане Кожно применить паровую машину. А. Ф. Можайский раходит, что гребней винт мож но использовать как агрегат, создающий Тягу. В невероятных трудпостях приходилось , работать русскому изобретателю. Uai>c^ne чиновники чинили всякие препятствия, чтобы похоронить идею Можайского. Но f e MLHiD Федорович, как пламенный лат- своей Родины, с еще большей эиеоги- ей берется за дело. Он жертвует ради этого блестящей карьерой в военно-морском фло те. Можайский всю свою жизнь посвящагт построите аэроплана. Зскоре Александр Федорович строит ла- Кую модель аэроплана — точяую копию гд, $а^умг.нного им летательного аппарата. Но- ргройрой этод модели он доказал возмдж- носп» полета аппарата тяжелее воздуха. Подробно разработанный проект летатель- рого аппарата Можайский представил на рассмотрение комиссии главиого ииженер- .:щ лого управления России. В ЯДОаре 1877 года была образовала f upcpfl ^Л^ рассмотрения прэекта. Од')б- |11дог£Т» хода* айс 1В0В«иа перед ■ f работал в 1881 году в каземате Петропав ловской крепости, после об’явлепия ему приговора о смертной казни. Этот проект царскими сатрапами был по хоронен в архивах полиции и обнародован после различных возможных в ием изме- только после Великий Октябрьской г*?волю- нений, могли привести к полезным прак- цни. Леталельныи аппарат Кибаль«шча мо- тическим результатам, если не будет жст перемещаться в воздухе при помощи устроен им снаряд на совершенно иных ракет. В качестве горючего для реакти^по- основаниях с подвижными крыльями, мо-; 1ч>двигателя Кибальчич выбрал порох. i)ro гущими изменять не только свое положе-.было большим шагом вперед в развигдл пие олиосительно гордолы, цо и свою фор му во время «одета». реактивной техники. Большой вклад внесли русские учег^те Все просьбы Можайского летально ра- и в теорию^ракстонлавання. В 1806 году зобраться в проекте остаются без ответа и внимания. Ясцо было, что русская буржу азия, идя на поводу вндетраниых госу дарств и выполняя их волю, всячески тор мозила создание первого в мире летатель ного аппарата. 9то было наруку англий ским, французоким к цемецздм капитали стам. - Пе найдя поддержки у правительства, Можайский сам предлагает фирме чертежи на постройку паровых двигателей. В мае 1881 года ори были изготовлены. Один из них развивал триста оборотов в минуту с мощностью в 20 лошадиных сил и весэм 47, 6 килограмма, второй — с оборотами 450 Обладал мощностью . в 10 лошадиных сил и весил 28,6 килограмма. Пар в ма шины поступал от прямоточного котла весом в 64,6 килограмма. Двигатель Мо жайского работал иа керосине. Получив патент на воздухоплаватель ный снаряд,чАлександр Федорович присту пает к его сборке. К тому времени изобре тателю было уже 57 лет. Испытание ле тательного аппарата произвел его помощ ник Иван Никифорович Голубев. Это был первый русский летчик, поднявшийся на аэроплане в воздух. 20 июля 1882 года аэроплан конструк ции Можайского, поднявшись в воздух и пролетев по прямой над полем, накре нившись произвел посадку. После того, как аэроплан коснулся земли, крыло его оказалось поломанным. Представители церкви истолковали поломку аппарата как «кару божью». Признав, наконец, вьцаю- щиеся успехи Можайского, морское мини стерство присвоило ему звание генерал- майора. а затем и контр-адмирала. После испытания первого аэроплана Мо жайский приступает к разработке нового проекта, создает мощные паровые двига тели, применяет для управления самоле том элероны. В 1883 году цроект Алек- санцра Федоровича Можайского был снова рассмотрен комиссией, но средства на по стройку. аппарата отпущены так и не бы ли. Иностранные капиталисты прилагали все силы к тому, чтобы выкрасть русское изо бретение и припи- «отец русской авиации» профессор Жуков ский опубликовывает свои труд «О реак- пой ции вытекающей и втекающей жидкости». В это же время ироф ссор Мещорский изо брел управление движения тел с перемен ной массой.' Так пытливая мысль цаших ученых непрерывно двигала впорзд разви тие авпацнц. В начале XX века реактивный прнштш! получил серьеоную теоретическую ^ р а ботку. В трудах великого русского ученог и изобретателя Константина Эдуардович. Циолковского мы находим разработку при:, пипов реактированного движения и проект космического корабля. Работая над изучением сочротпв.леппя воздуха. Циолковский первым в *мпрэ чри- ских труб для практических исследований началось только цоело J902i года, когда профессор П. Е. Жуковский построил пло скую . аэродинамическую трубу в Москов ском высшем техническом училище. В феврале 1903 года в журнале {На учное обозрение» публц&у^гся классиче ская работа Циолковского «Исследования мировых пространств реактивными прибо рами». В этой работе дается теоретический анализ полету ракеты в различных усло виях и приводится описание реактивного двигателя с использованием жидких угле водородных горючих и жидкого кислорода. Тут же обосновывается «преимущество та кого типа двигателя. Кроме того, в этой ра боте впервые автор предлагает производить иода?!у торлива в камеру сгорания под дав- денпей, а также охлаждение стенок в ка мере сгорания одним из жидких компацен тов топлива. Причем, для управления ра кетой предлагаются рули, работающие в потоке газов, вытекающих из реактивного сопла. Таким образом, Циолковский впервые в мире высказал мысль о возможности ис пользования для ракет в качестве комца- нентов лопливной смеси жидких горючих и окислителей (носителей кислорода), смесь I которых обладает большой теплотворной [ способностью по сравнению с порохом. КРЫЛЬЯ СОВЕТСКОЙ РОДИНЫ Из выступления лейтенанта С. ЛЕЕЩИНА ’ Далеко шагнуло развитие советской Забота и впнмаиие большевистской авиации после Великой Октя'рьской соця> партни придали изобретателю новые си- j листцч* ской революции. Велдоне мждн лы и бодрость. Только за 11 лет при со- миро ого пролетариата- Ленин и Сталин ретской власти, с 1919 по 1930 год, стояли у. колыбели рождающзгося воздуш- Циолковскнм было паппсапо и издано по о флота нашей Родины. . столько ям трудов, сколько за все ^0 у пас создана мощная материальная ж лет его деятельноеги^при царизме. До »производственная база для строительства последних дней своей жизии Цнол^в- самых лучших в миро истребителей, бон ский отдавал все свои силы делу служе- бардц;овщиков п транспортных самолетов, пня иаукс, интересам своей -великой Советские конструкторы, воспитанные Родины. Горячий патриотизм этого за- великим Сталиным, не жалея спл, трудятся мечательного ученого л изобретагеля ца благо Родины. Их творческая мысль не- нашел яркое отражение в письме, иаии- уклонно п стремительно идет вперед. На- саннрм нм за 6 дней до своей смерти шнм коистру-кторам, бесспорно, нрщ 1 адле- велнкому Сталину*. | приоритет в строительстве легких, с «Мудрейший вождь и друг всех тру- больш.-й скоростью и маневренностью дящдоя, товарищ Сталин! Всю сваю истребителей, тяжелых бомбардирозщи- адунь я мечтал своими трудами хоть ков с огромным радиусом действия, намного продвинуть человечество впе- Пи одна страна в мире до сих пор не ред. До революции моя мечта не могла имеет самолета, подобного советскому осуществиться. Лишь Октябрь принес боевому самолету. Имена авиаконструк- признапие трудам самоу-чки; лишь Со- торов Григоровича, Поликарпова, Туполева, ветская вла-то u партия Ленина Петлякова, Яковлева, Лавочкина, Илья- Оталина оказали мпе действенную шипа, Микояна, Ш-лщова и многих других пом-ащь. Я почувствовал любовь народ- с уважением произносятся советскими лю- ных масс, и это Давало мне силы продол- дьми. Они ссздали замечательные боевые в $а?Ь {ЦООТУ* Vs ® будучц больным. Облако трапсно 1 )тные самолеты, превосходящц-з по сейчас болезнь не дает мне закончить иа- качеству заграничные машины, чатого деиа. Ссе стон труды по авиации,, Благодаря постоянному вниманию и av ракшопааванию й межилапетным сообще- (^гс Советского правительства наша аэиз- ипям рер.‘даю 'партии большевиков и Со- ццЯ уЖ€ Б ирецгоеипые годы считалась ' ветской B.iacrfl — иодлилным руководите- jлучшей в мире. Совсчская авиация сильна Л 4 М црогрссса человеческой культуры. I и могущественна не только богатством сво- Уверер, что оцц успешно закончат эти труды. Всей дущой п мыслями Ваш, с по следним искренним приветом, всегда Ваш (С'. Циолковский». Труды Ц Н‘-*обр?тепия Циолковского соз- дщр ему широкую известность не только в нашей стр.-ше/ по и далеко за ее преде лами. Советская страна гордится тем вели ким вкладом в мировую науку., который сделал выдающийся русский ученый Циол ковский в области ракетой и реактивной техники. Итогом долголетних трудов советских и русских ученых и конструкторов явились воздушные парады в Тушина 3 августа 1947 года и 2р июля 1948 года, где совет ские летчики продемопетрировали высо кое мастерство полета на различных кон струкциях самолелов и блестяще выпол нили одиночный и групповой пилотаж. Таким образом, первый в миро проект реактшшого самолета был создан русскими ей техники. Она имеет первоклассных летчиков, штурманов, техников, инжено- ров. Мы с полным правом можем сказать, что нашему народу принадлежит приоритет в завоевании высоты и дальности полота, в разработке теории и практики высшею пилотажа.ч' “ , Весь мир гордится советскими летчика ми, совершившими беспосадочные перелеты в Америк};, на Северный полюс. 1етчидк Чкалов, Водопьянов, Громов на отечествен ных самолетах продемонстрировал^ -леред народами мира силу и могущество совет ской авиации. С особой силой преимущество советской авиации пронвиюсь в годы Великой 0те~ честьенной войны. Оценивая деятельность авиаторов в годы Отечественной войны, товарищ Сталин го ворил, что «Славные соколы нашей Отчиз ны в ожесточенных воздушных сражениях разгромили хваленую немецкую авиацию, чем и обеспечили свободу действий для Красной Армии и избавили население на- учеными и изобретателями. Паши совет ские летчики и конструкторы во много раз! шей страны от вражеских бомбардировок с Вместе с Циолковским в области реактив-1преумножили достижения отечественных | воздуха». Победы советских летчисов в н ракетной техники работают и другие новаторов в развитии и дальнейшем со- 0явственной войне это торжество пере* русские новаторы. В 1909 году изобрега- ■ вершенствованил авиации, тель Антонович впервые предла гает идею пульси рующего беском- прсссорного воз душно - реактив ного двигателя. В 1912 году рус- кий' артиллерист ломорцев разраба тывает пороховую ракету, которая при испытании до стигла дальцоетц полета в 9 -км. довой сталинской военной пауки. Послевоенный период в развитии совет ской авиации характеризуется дальнейший укреплением Военно-Воздушных Сил. Нанта конструкторы создали замечательные бое вые одномоторные и многомоторные са молеты. На этих машинах сталинские со колы продемонстрировали перед советским народим иа прошлогоднем воздушном наряде в Тушино свое высокое летное мастерство и показали изумительный ш красоте высвдий пилотаж. Паша советская авиация — передовая в мире. У нее самая лучшая техгшка, в%- мечательные летчики, инженеры я 'кодст- рукторы. сать его своим кон структорам. Но яс но было одно, что Можайский рань ше на 2il год, чем братья Райг, скон струировал первый в миро аэронлап. а . ф . м о ж а и с ш й В те далекие дни, когда лейтепант Алек-1 только часовая пружина, а для вращения сащр Федорович Можайский плавал па воздушного винта иа пего достаточно слег- 1»регате «Диана», иад морем летали только ка дунуть — так он легок. Много «воздуш- лайки, альбатросы и другие морские ига- пых аварий» произошло в рабочей комнате цы. Лейтенант подолгу' следил за их поле- Можайского прежде, чем он показал со- гом и мечтал о крыльях для человека. Он , бравшимся высоким специалистам первый уже тогда разгадал секрет, который должен I в мире полет модели самолета. Для ЗГОЙ модели большим грузом был бы даже май ский жук. Но уже через несколько месяцев А. Ф. Можайский построил гораздо "более мощную модель, которая могла летать с по- ложенным на нее кортиком. Строить эту модель помогали механик Иван Голубев п столярные мастера Николай Яковлев и Александр Арелггьев. Эти рабочие сдела лись верными, преданными друзьями н по мощниками создателя самолета. А техник Иван Голубев оказался потом первым в ми ре летчиком: он совершил полет на маши не Можайского. После успешных опытов с моделями оыл помочь покорить во.-^ушную с т и х ию : идя полета человеку, необходима машина с широко раскинутыми неподвижными крыльями и достаточно большой скоростью. В середине прошлого столетия о само лете, конечно, можно было только мечтать. Не было еще двигателей внутреннего сго рания, а паровые машины отличались очеиь большими размерами, громадным ве сом. И все же Александр Федорович решил- посвятить свою жизиь создаиию первого в мире самолета. Никто па земпом шаре тогда пе исследо вал так серьезно полет птиц. Па мэрях . — _ Можайский изучал устройство крыльев и Мижайский решил строить настоящий всего тела альбатросов, бакланов, чаек, на с*амолег суше — ласточек, ворон, ястрсоов, орлов, аистов. Он измерял размеры крыльев каж дой убитой птицы, вычислял их площадь, определял вес, прпходшиГ ный сантиметр крыла, когда в воздухе. Все это помогло Можайскому подойти к очень важному выводу: чем больше ско рость движения, тем большую тяжесть мо жет нести та же площадь. Изучая полеты птиц и воздушных зме- :т щ Нельзя создапне самолета А. Ф. Мо- жанеким не назвать подвигом. Оп сам сконструировал не только самолегг, но и 1ся на квадрат- двигатель для пего— паровую мащппу, не- птица парит обычайно сблегченпой конструкции. Дви гатель был построен по чертежам Можай ского Р>сско-балтийским заводом. По глав ные препятствия, стоявшие перед Алек сандром Федоровичем на пути к осущест влению его мечты, сосредоточивались в различных царских министерствах и уи-восниоо ведомство, делаются известными за ев, Александр Федорович в то время создает равлениях. Немцы, засевшие там, былп , границей, а бюрократы, тупицы и люди, Лршь смерть обо-! крошечные модели самолетов, иа которых убеждены, что если какой-нибудь пзобре- ; преклоняющиеся перед всем западным, ат- рвала эти труд» оп проверяет правильность своих расчетов, татель и создаст летающую машп®у, то ло!казывают изобретателю в иомощи. знаменитого изо- Эти модели постепенно приобретают все ос- всяком случае пе русский. Кроме* того, i Контр-адмирал Александр Федорович Мо- бретатадя первого новные части современного самолета: си- уже чувствовалось, что обладание воздуи- жайский умер в 1890 году*, создателя аэао- ловую установку, фюзеляж, ; неподвижное ным кораблем сулит его владельцам боль- Через четыре года поело смерти А. Ф. алана, 1крыло, шасси. Щ>авда, двигателем слуздт -дш дрежмущеотва в воине. Поэтому Мо- Можайского англичанин X. Максим, за- жайский во многих местах, куда оп обра-’ тратив громадные средства, nocTpoMt «с^- щался за помощью, наталклвался на П'ре- молет», кото!)ый не смог подняться даже на зрительное равнодушие неучей или на пря-i один сантиметр. мое предательство интересов родины. | Братья Райт, которые за границей счи- Благодаря подделке великого русского таются изобретателями самолета, построили химика Д. И. Менделеева, профессора мор-'самолет в 1903 году, через 21 год после ской академии И. II. Алымова, адмирала Можайского. Их машина имрет с -совре- Лесовского и некоторых других передовых менным самолетом, несравненно, меньше русских людей замечательный пзобрета- сходства, чем аэроплан Можайского. Эщх тель все же мог продолжать свою работу, «создателей» самолета выручило то, что хотя и с невероятные трудом, тратя все тогда уже имелся легкий и сравнительно деньги на опыты. В 18Ы году через грл иощиый двигатель внутреннего сгорание, года после изобретения нм самолета on по- ио они ие решили вопрос об управляемо- лучает патент, утверждающий его великое сти самолетом, то, что задолго до них, ра- изобретение. шил талантливый русский изобретателе Поразительна ^ тщательность, с которой Наша страна — родина первого в мире Д. Ф. Можайский готовился к испытанию самолета, и память о его творце Александре своей машины в полете. Только убедив- Федоровиче Можайском никогда не исчез- шись в полной исправности всей машины, нет, несмотря- на все происки иностранных Александр Федорович назначил день поле- «историков» техники, тщательно замалчн- та— 20 июля 18S2 г. Он сам хотел лететь, вающих заслуги А. Ф. Можайского. Наша но ему уже было 57 лет, н представители страна — родина теории воздухоплавания. военного ведомства потреоогали, чтооы ма шиной управлял более молодой человек. За руль сел И. Голубев. Побледневший Голу бев пустил паровую машину, н самолет легко покатился вниз. Самолет нерелелел иоле и опустился. Испытательный полет первого в мире самолета показал, что на аэроплан необхо димо ставить более мощный и более легкий двигатель. Можайский спова принимается за конструирование. Он создает легчайшие в мире две паровые машины по пятьдесят лошадиных сил каждая. Ио агенты ино странных государств ие дремлют. Секрет ные бумаги, направляемы^ Можайским в Можайский. Жуковский, Чаплыгин, Циол ковский дали возможность строителям са молетов получать машины, отвечающие за ранее поставленным требованиям, а не га дать п делать опыты вслепую. У нас былв построены первые гигантские самолеты «Русский витязь» п «Илья Муромец». Но подлинного расцвета авиация достигла в пашей стране лишь при советской власти. Большевистская партия, Советское прави тельство создали необходимые материаль ные условия для развития авиационной науки п промышленности. Сталинская авиация доказала свое неоспоримое превос ходство в славных боях за Родину. Располагая мощнейшими научно-иссле довательскими организациями, прекрасны ми авиационными заводами, СССР продол жает непрерывно совершенствовать чудес ные крылья, которые впервые подняли че ловека пад землей, благодаря научному подвигу русскою патриота Можайского. Инженер А. МОРОЗОВ, I L
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz