На страже Заполярья. 1949 год. Март.

I 5 И А С Т Р А Ж ! З А П О Л Я Р Ь Я V мрта Ш 9 г., № 54 (3359). С выходом в свет постановления Совета Министров СССР я Ц К ВКЩ б) о сжэкснв* розничных цен редактор «Боеаого листка» оержаит Яков Рома, неяко « член редколлегии ефрейлор Георгий Богданов решили выпустить специальный номер листка. В коротких заметюзх с о л д а т они сумели показать ч увс тза и стремления войной, берущих иа себя обязательства ответить новыми вы. сокюш показателями в работе в учебе на заботу партии в правительства о совет, ском югродо. НА СНИМ КЕ: сержант/Я. Романенко (справа) а ефрейтор Г. Богданов ва вы. пуском «Боевого листка». ________________________________ Фото Н. Высокого. РОСТ МАСТЕРСТВА Успешно закончив учебу в школе, мо­ лодой матрос Кобзарь прибыл на корабль. Ознакомившись с жилыми и служебными помещениями, а также с устройством ко­ рабля, Кобзарь получил назначение на бое­ вой пост. Командиром пост» в то время был старшина 2 статьи Костин—бывалый мо­ ряк, хорошо знающий артиллерийское дело. СтарпгЕпа сразу же заметил у матрэса желанна учиться, повышать военное ма­ стерство. И Костин, не теряя времени, с первых же дней привлек подчиненного к упорной учебе. И это необходимо было сде­ лать потому, что молодому артиллеристу предстояло сдать зачеты по специальности. Костин получил тетради, описания и на­ чал уиорпо готовиться к экзаменам. Мно­ гое для пего было неясно. В таких i слу­ чаях он обращался за помощью к старши­ не и старослужащим воинам. Видя стрем­ ление воина к учебе, они объясняли сагу то, чего он не знал, шли на боевой пост и непосредственно у самого орутля помогали Кобзарю в освоении специально­ сти. Проходили дни кропотливой учебы. На занятиях и тренировках матрос всегда ста­ рался лучше запоминать все то, что рас­ сказывал старшина. Затея, Костин решил йроверить', чему изучился его подчиненный. -'"На следующий день состоялись аанятия. Матрос Кобзарь на 1 одился у орудия и тренировался в наводке по движущемся предметам. Старшина подошел к орудию и приказал: — Почистить вамок, а петом вмазать тонким слоем масла и поставить на место. . Кобзарь быстро подошел к замку и лов­ кими движениями начал снимать его. Сняв замок, матрос тщательно протер его и нанес попый слой смазка. — Поставить замок! «омандует командир орудия. Кобзарь, не замечая, что старшина стоит с секундомером в руке, проворно поставил замок и немедленно доложил старшине. — Отлпчно! Вы уложились в норму, — тут же проговорил Костин. Па вечерней поверке старшипа 2 статьи Костин об’явил молодому матросу благо­ дарность за достигнутые успехи в боевой подготовке. В этот же вечер был зачитан приказ о присвоении ему очередного воин­ ского знания старшего матроса. Вскоре ставшего матрсоа Кобзаря, как одпого из лучших воинов, направили учиться на старшину отделения. Он с прежней настойчивостью продолжал овла­ девать знаниями и благодаря старательно­ сти в короткий срок стал отличником 5ос- вой и политической подготовки. * Приближалось время экзаменов. Кобзарь, как мпогие другие, подолгу просиживал в классах и у материальной части, перечи­ тывал учебникч, повторяя прейденный материал. По всем предметам он получал только отличные оценки. Приказом коман­ дующего флотом ему* было присвоено ава- нпе старшины 2 »статьи. Кобзарь снова прибыл на ваш корабль и в первый же день получил назначение на должность старшипы отделения. Прл- пяв боевой пост, он активпо взялся за обу­ чение подчиненных. Несмотря на то, чт> круг его обязанностей значительно расши­ рялся, молодой старппгна вое поручении исполняв стагрательно, с чувством ответ­ ственности, воспитывает в себе требова­ тельность к подчиненным и настойчивость. Отаршипа 2 статьи Кобзарь отдает все силы, чтобы его отделение было в числе передовых, и добивается от поачппеяных не только глубокого знания вверенной им техники, по и высокой днециплшшроваи- ности п исполнительности. Старший матрос В. ГОНСОВСКИЙ. С помощью товарища Матросы Борисов м Гусаров служат в | одпом отделении и оба обслуживают один прибор. I Борисов хорошо владел материальной частью, а его товарищу трудно давалось изучение устройства щшбора и правил его эксплуатация. Прл проверке специальных знаний он . вытягивал только на «Тройку». . Матрос Борисов вызвался помочь ,Гу- caipoey в освоении' специальности. Иногда, отказывая себе в использовании лично­ го времени, по вечерам он изучал с ним устройство н эксплоатацию прибора. По­ мощь принесла успех. Матрос Гусаров освоил материальную часть и научился ее обслуживать. Матрсс М. ПАТЫК. Это произошло в библиотеке матросско­ го клуба. Старший техник-лейтенант Алексей Кузьмин внимательно просматривал книги, которые были выставлепы па пеЗолыпой ! библиотечной стоике. Перед глазами офи­ цера пестрплп многие аккуратно перепле­ тенные издания. Кузьмин был доволен, что пришел сюда во-бремя: в библиотеку толь­ ко что поступила новая литература. «Возьму «Белую березу-», — подумал оч. Впереди Кузьмина стоял молодой матрос. Он придирчиво перебирал книгу за книгой. Многие иа попадавшихся ^ылп прочитаны им. Библиотекарша Софья Ивановна Сели­ ванова то и дело подносила взыскательно­ му читателю повые томики. — Запишите, пожалуйста, рассказы Полевого, вот эти, — заторопился матрос. Пока производились отметки в читатель­ ском билеге, он просматривал преди­ словие автора. Кузьмин иевольпо загляну! в книгу соседа. Через минуту можно было заметить необычайную сосредоточенность в его взгляде. Он жадпо впился в текст первого рассказа, следовавшего за преди­ словием. Он обратился к матросу: — Попрошу па минутку. Кажется... ^ Несколько человек, присутствовавших здесь, сразу обратили внимание на проис­ шедшее. Старший техник-лейтенант не слышал просьбы библиотекаря назвать ему помер книги, которую оп держал в руках Он волновался. Па его лице быстро меня­ лись краски... — Отец... Да... да... он, — скороговор­ кой произносил Кузьмин, перелистывая • страпицы. ,Читатели окружили офицера, j держагш^го в руках книгу. Оторвалась от своей работы и Софья Ивановна. Все устремили взоры па лило старшего тех -1 ника-лейтенанта, все внимательно прпелу- j шивались к его учащенному дыханию, к отдельным словам, которые время от зре- I мени пролзпоспл Кузьмин. — Товарищи... Товарищ библиотекарь. Я вас очень попрошу и мне выдать кни­ гу Бориса Полевого «Мы — советские лю­ ди», — все еще взволнованно говорил Кузьмин. — Матвей Кузьмин мой отец. Я | давно знаю всю эту историю, но вот не 1 звал, что в книге... Старший технпк-лейтепант Алексей Матвеевич Кузьмин в этот вечер ранее обычного покинул клуб. ...О подвиге отца оп узнал вскоре после того, как подвиг этот был совершен. В те тревожные дпи 1042 года каждый североморец с огромным вниманием слу-f шал сводки Совннформбюро. В одпой из них рассказывалось о колхознике Матвее Кузьмине из дер»ваш К. Калининской обла­ сти, который, согласившись про~естп 5а- тальоп гитлеровцев через неонакомую им лесную местность, привел фашистов к со­ ветским войскам. Оп погиб, по выдал врагов своим вои­ нам. Тогда, конечно, Алексей не мог точно знать, что человек, совершивший этот под­ виг, является именно его отцом. По уже в в тот памятный вечер оп догадывался, что речь шла о его отце — колхозппке из деревни Куракипо Лычевского сельсовета. Предположения офицера Кузьмнпа сбы­ лись полностью, когда оп начал получать первые письма от родпых и знакомых пос­ ле освобождения Советской Армией Вели­ ких Лук. В 1947 году, будучи в отпуску в Куракине, оп многое слышал из уст род­ ных и зпакомьгх об отце, о его подвиге. Несколько раз Алексей посещал могилу старика на берету реки Ловати, где on 5 l ij похоропеп рапней весной 1942 гота. Пе читая ранее рассказа Бориса Поле­ вого, старший технпк-лейтепант Кузьмин, разумеется, не знал о том, что подвиг отца.) запечатлей в литературе. Узнал он об \ этом совсем случайна, в читальном зале библиотеки матросского клуба. Алексей несколько раз прочел рассказ «Последний депь Матвея Кузьмнпа», и об­ раз отиа, как живой, предстал перед ппм... До Октябрьской революции Матвей Кузьмин почта пе имел земли. Пебольшой надел, окружавший полуразваленную из­ бенку, не мог прокормить семью. Глава се­ мейства, его жена, старшие сыны Иван и Василий батрачили у кулаков, зарабаты­ вая себе па пропитание кусок хлеба. Труд­ ным и безрадостным было то время. Мат­ вей часто вспоминал его, рассказывая сы­ нам и дочерям о своей тяжелой бсипяцкой доле. Советская власть, как и всем кре­ стьянам пашей страны, дала Кузьминым землю, дала великое право работать не па угнетателя, а на себя. Семья быстро стала на ноги. В 1925 году Кузьмины пересели­ лись в новый дом. Дети, которым выходи­ ли годы обучения, пошли в школу. Пошел учиться и Алексей. По настоящая жизнь пришла тогда, когда Матвей вступил в колхоз. Это было в 1930 году. Алексей хорошо помнит те ши. В семье часто заходили разговоры о колхозе. Мать некоторое время настаивала не спешить со вступлением, осмотреться, как дело пойдет у тех, кто записался в артель первым. ^ — Нечего смотреть, нечего быть пос­ ледними. Советская власть — паша род- пая власть. Стало быть и колхозы — па­ ши, — говорил Матвей. Он в числе первых одттосельчап вступил в артель. Вся семья* начала дружно рабо­ тать на колхозном поле. Старший сын Мат­ вея Кузьмина Иван вскоре стал председа­ телем колхоза, а перец самой войной его избрали предсетателем Лычевского сель­ совета. В новый -дом Кузьминых пришла новая, счастливая и радостная колхолтая жизнь. В 1934 году Алексгй был прпзвап па службу в Военно-Морской Флот. Вся семья, вся деревня провожала прпзванпых. Алек­ сей хорошо помипт этот депь. Расставаясь, он с волнением слушал наказ отца. До этого времени ему памятпы его слова: —’ Если придется воевать, смотри, сы­ пок, пе поорамн семьи Кузьминых!.. Он попал на Балтийский флот, служил на торпецпом катере мотористом. Флотская служба, сложная техпнка, с которой встре­ тился па коралл»* Алексей, павсегда полю­ бились воипу. Когда вышел срок действи­ тельной службы, молотой Кузьмип подал рапорт с просьбой оставить его на сверх­ срочную службу. Через пять лет, в 1939 году, оп приехал в Куракино. Здесь он проводил тогда свой отпуск, будучи стар- шииой-сверхсрочнпком. Огец в это вре­ мя по староста перешел из полеводческой бригады в сторожа колхозного л ора. Вме­ сте они часто ходили в лес, о .многом го­ ворили паедипе. П о чем бы пи зашел разговор, отец всегда с чувством гордости отзывался о тон жизни, которую принесла народу власть Советоз. После этого времени им пе пришлось больше встретиться. 0 жизни и здоровье отца Алексей узнавал лишь из писем братьев п сестер, с которыми переписы­ вался регулярпо. Когда же грянула Вели­ кая Отечественная война, и эта связь с родпымп для Алексея была парушепа. Братья уПвап и Василий ушлп па фропт. Первый из них воевал в ссстапс железно­ дорожных войск йа Западном фронте в подразделении, которое при отступлении взрывало мосты, а при наступлении на­ водило пх. Второй, Василии, всю воипу служил в артиллерийской чагтп. Оп про­ шел путь от Велпких Лук до Берлина. В 1947 году старший техннк-лейтеиапт Алексей Кузьмин и его жепш «пер­ вые после войны посетили родное Куракино. Оставшиеся в жпвых родные н знакомые земляки, нер'чжпмппе тяже­ лые годы немецкой оккупации в Куракяпо, рассказали о том, как появились в де­ ревне немцы. На подступах к деревне несколько дней шли ожесточенные бои. Куракипо перехо­ дило из рук в руки. В эти грозные дни мать Алексея и сестры успели уйти из Куракнпа. Они эвакуировались И прожи­ вали все время оккупации в тылу. Отец не успел, да и но хотел уходить из родно­ го села. Он остался в своем доме один. Офицер} Кузьмину рассказали, что ког­ да деревню «прочесывал» первый отряд гитлеровцев, отец был выброшен из яэбы за то, что не захотел выйти из нее по требованию какого-то иьяиого немецкого солдата. Позже значительная часть дерев­ ин была сожжена пемцамп. После этого i пожара не стало и дома Кузьминых. Мат-, вей вместе с сыном сестры Лидии Никола - 1 ем вынужден был поселиться в крохотной! бане, которая одиноко стояла на опушке! icca. С этого и пачппается рассказ Бориса Полевого «Последний день Матвея Кузь­ мина». Автор в художественной форме правдиво описывает дальнейшие события. Матвей Кузьмин был вызван в немец­ кую комендатуру. Ему предлагают боль­ шое вознаграждение за'то, что оп проое- дет немецкий лыжный батальон через глухую местность, через леса и болота в то место, откуда гптлеровпы рассчитьгва -1 тп с тыла атаковать советские частм. По какими глупцами оказались фаши­ сты, доверив советскому человеку свою немудрую затею! Разве можпо было ку­ пить за деньги плп за двустволку марки «Три кольца» совесть старика, перенесше­ го за'свою жизнь горе и нищету капита­ лизма, испытавшего свободу и счлстю социализма! В рассказе говорится далее, что внук Матвея Кузьмина Вася, накануне выхода немцев, скрылся в кустах па лесной опуш­ ке. Это сын сестры Лидии отправился по задапню деда в штаб нашей воинской ча­ ста. Вася сообщил комапдованию замысел немцев. Советские воины своевременно 'тштр'отигплп «ловутпку» для гитлеровцев. Читатели зпают чем закончился поход вражеского батальопа горных стрелков. «Пу. кажись, поишли. Матвей Кузьмилд свое дело знает», — сказал старик. «Оп сиял с головы шапку и вытер ею вспотевшую лысину», — говорится в рас­ сказе. Далее автор описывает короткую схватку между советскими бойцами и по­ павшим в ловушку гитлеровским батагьо- ном. Фашисты почувствовали свою не­ избежную гибель, метались из стороны в rropoiry. Предчувствовал свою кончину и старик. Он знал, что следовавший'за ним j офицер ему первому пустит пулю в л5. 1 По Матвеи шел гордо па свою гибель во ! имя победы. Оп обратился к своим воинам со словами: — Сыикп! Пе жалей Матвея, секи пх . хлеще, чтоб ни одна гадюка не уползлз. I * -и * Когда старший техпнк-лейтенант Алек­ сей Кузьмин говорит о подвиге своего отца, цетрудно заметать тяжелые перэжп- вання в душе офицера. Большое горе при­ несла ему мпнувшая война. Вскоре после ги5елп отца уме-рла мать. Тяжело ему бы* 5 ло перенести эти утраты. По вместе с жа­ лостью у него, как п каждого иа совет­ ских люден,.рождается в сердце веаикая гордость за своего отца, за героев, павших ,смертью храбрых, за тех, кто прославил ,пашу Родпну и паш парод. * * Майор Н. ДУБИНИН. > Усложненная тренировка Орехи етарпттгп н матросов пашей части большим авторитетом пользуется старши­ па 1 статьи Медведев. Его т 1 >ебоиа'гель- пость, отли'шое знание техники и ста­ рательное обучение иодчшкмшых способ­ ствовали тому, что личный состав па* учплся грамотно обслуживать технику в любых условиях: Как-то старшина 1 статьи Медведев собрал личный состав группы для' прове­ дения очередного запятая по специально­ сти. Неожиданно для всех оц скомандо­ вал: — Вырубить осветеппе! Затем дал вводную: — Откачать балласт пз аварийного отсека. , Быстро, увереппо п без суеты лтпшмЙ состав приступает к своим обязанностям. Насос только заработал, как поступает повая вводпая: — Пасос вышел пз строя, исправить невозможно. Старший матрос Снпмщпков пашел вы­ ход из затруднительного положения. Пре? красно зпая свое заведыванне, оп в тем-, поте пускает аварийный насос, п бал­ ласт был откачеп. Четная п олажеппая работа личного состава группы удовлетворила требова­ тельного старшину Медведева. Оп остал-* ся доволеп действиями лодчпнсии’тх. Старший матрос И. КАСЬЯНОВ. П РЙиМЕРПЫП ПРОПЗВОДСТВБПППК, один пз лучших бойцов наш го пат- разделения солдат Усачов недавно был принят в ряды ВЛКСМ. Молодой комсо­ молец зарекомендовал себя активным об­ щественником. Товарищи оказали а-чу высокое доверие, избрав его в члены бю<ро. Сейчас тов. Усачов успешно вы­ полняет обязанности секретаря комсо­ мольской организации. Сержант Н. УВАРОВ. * * * Н ЕДАВПО приказом комапдира части комсомольцу Мячикову присвоено очередное воинское звание «ефрейтор». Тов. Мячиков настойчиво овлалевает военной техникой, показывает цример в караульиой службе. Ефрейтор В. РЕПИН. ♦ * * Н А НАШЕМ КОРАБЛЕ актавпо про­ шло комсомольское собрание с пове­ сткой дпя: «Каким должен б:.:ть комсо­ молец-гвардеец». Докладчик тов. Сиси- кин рассказал о героическом пути ленинско-сталинского комсомола, о слав­ ных боевых подвигах комсомольцев на­ шего пвар 1 ейского корабля, отметил об­ разцовую службу отличников боевой и политической подготовки гвардии стар­ шин 2 статьи Юданова, Савина, гварти старших матросов Атаноиа, Комракова. Гвардии старший матрос Н. МОРОЗОВ. * * * В ПБОЕППП караульиой службы сол­ дат Пзосимов являет пример для других воинов. Он имеет несколько бла­ годарностей. Недавно за отличные пока­ затели в боевой и иолптпч’гкой подго­ товке солдату Изосимову {пристроено оче­ редное воинское зьание «ефрейтор». Ефрейтор В. МАЙБУРСВ. Жизнь, полная борьбы и дерзаний Новый художественный фильм об академике И. П. Павлове «Помтгите, что наука 1 ребует от чело- ’ века всей его жизни. И если у вас было бы , две жггзпп, то и их нехватило бы вам. Большого напряжения и страсти требует паука от человека. Будьте страстны в ва­ шей работе и в ваших исканиях. Наша \ Гатина открывает большие просторы перед учеными, и нужно отдать должное, — нау­ ку щед]Ю вводят в жизнь в нашей стра­ не». Эта вдохновенные слова принадлежат величайшему ученому — патриоту нашей Отчизны, борцу за торжество материали­ стической науки академику Шшгу Петро­ вичу Павлову. В предсмертный час круп­ нейший физиолог мира дает назидание со­ ветской молодежи верно, страстно служить социалистической Родине во имя ее блага и расцвета. П молодые люци страны, где цепн'Пшим капиталом является челонек, его свобода, с большой благодарностью нрп- слушшяются к тому, что им загещал Пав­ лов, ибо имя его свято для нас. Нм, как и Еелпчайшпми русскими полководцами, деятелями искусства, науки прошлого, за­ елуже!!но гордится наш парод — творец, созидатель прекрасного грядущего — ком­ мунизма. Советский зритель глубоко признателен пашей кинематографии за вышедший недавно художественный фильм о гениаль­ ном учепом Н. П. Павлове, за то, что на экране воссоодан замечательный обргз вы­ дающегося ученого, ©едиЕлл патриота на* 1 шей страны. Этот фильм вчера демонстри­ ровался в Доме офицеров флота. Отзывы моряков о нем самые восторженные. Уже первые кадры кинокартины глубо­ ко волнуют, вызывают живой интерес. Они переносят зрителя в Рязань дореволюцион­ ного времепп. Там, в провинциальном го­ роде живет и трудится молодой врач Иван Павлов. Обладая незаурядными способностя­ ми, оп мечтает о плодотворной кипучей деятельности на благо народа, стремится сделать для него как можно ймыпе. Прогу­ ливаясь по живописному берегу реви, мо­ лодой врач горячо говорит своему брату: «Ты знаешь, как будто я должен вот торо­ питься, торопиться куда-то... Жизнь-то веть одна, и прожить ее нужно по-настоя­ щему, по-человечески». В этих словах — весь Павлов — энер­ гичный, деятельный, трудолюбивый, без­ гранично преданный своей Родине. Тво­ рить, созидать для будущего счастья лю­ дей — вот его цель, и никакие преграды не в силах остановить ученого на его путл. Воинствующий материалист по мирово­ ззрению, Павлов самоотверженно п горячо опровергает уегои старой, отжившей реак­ ционной лженауки, базирующейся на идеалистических взглядах. Зато с каким во- стором, вдохновением, с признанием и благодарностью оп относится к своим со­ отечественникам, величайшим русским учаным Менделееву, Сеченову, Боткину, видя в них дейсттпттелыто прогрессивных деятелей, бутушее русской пауки. Унаследовав от своих учителей все луч­ шее, перпдогое. Павлов отдает всего себя дальнейшему развитию отечоствеппой чау- ви, продотжает благоротпые тратшщи пе­ редовых ученых. Павлов много рз^чугает над проблемой изучения пищеварения, делает болмнпе открытия в этой области. Но новатор в пауке, оп не останавливается на достигнутом. П когла его поатравляют с достижениями п успехами па этом по­ прище, ученый отвечав, что пищ^вареипе — его пройденпый этап, оп уже работает над новыми проблемами в Фпзнологип. Его, в частности, увлекают вопросы изучения мозга человека. Эго—еше неисследованная область пауки, и, как ново0, прогрессивное явление, опо встречает яростное сопротив­ ление со стороны реагапннпшх крутое. «Деятели» от науки стремятся всеми си­ лами препятствовать Павлову. В его иска­ ниях опи внтят непрсклопное стремление поставить науку па службу широких масс народа. Чуждо и невыгодно это царским ученым, защищающим интересы самодер­ жавия. Возникает конфликт. Оп находит свое отражение даже в стенах ла/ч^раторпи Павлова. С великим физиологом не согла­ шается один из его помощников — Зван­ цев, изменивший делу истинной науки, ушедший в лагерь мракобесов. «Трус!» — так назвал его Павлов и еще увереннее, чем прежде, опираясь на своих преданных учеников, продолжал трудиться во имя счастья народа. Ярко и запоминающе сделаны спетгы, когда в дпи Влликой Октябрьской социа­ листической революции к Павлову прихо­ дит Петрищев — представитель тех, кто раннее травил великого физиолога, мешал ему в работе, с воем и улюлюканьем встре­ чал его открытая. Петрищев привел к уче­ ному иностранца. Otfa оии предлагают Пав­ лову покинуть Россию, переехать за грапи- цу. говоря, что для человечества безраз­ лично, где будет работать ученый. В отв^т нз это предательское предложение Павлов гневпо отвечает: — 'Вы что же? Скупаете за бесцепок русское добро? П заодно русскпх учепых?.. Наука имеет отечество, и ученый обязап его иметь! Я, сударь мой, русский, и мое отечество здесь, что бы с ним mi было. Я, знаете ли, не крыса. А корабль-то и не утонет! В этом отеете со всей полнотой раскры­ лась душа р^юского человека, для которого родная земля, Отечество, парод дороже всего в жпзпи, для которого сама мысль о том, чтобы покпнуть Роттгу является поваром. Вот почему, любя Россию, се па­ род, Павлов с горячей пеиавтгстью отно­ сился к врагам о особенно к тем, кто пре­ давал Отечество, продавался иностранцам. Позднее, встретившись с подателем Пет­ рищевым, Павлов брезгливо заявпл. что м не желает разговаривать с изменником Ро­ дины. В царской России теспили п давили вы­ дающийся талант Павлова. Только при советской власти оп получил неограничен­ ные вооможпоста экспериментировать, раз­ вивать свое учение, двигать вперед науку. Советское правительство создало Павлову прекрасные условия для работы, выгпчшв специальные лаборатории, оборудовав пи­ томники для животных, дав в помощь уче­ ному кадры молодых специалистов, многие нз которых впоследствии стали вндиыми деятелями науки. Много, упорно и настойчиво работает Павлов в своем городке. Он делает новые научные открытия в сфере изучения выс­ шей перапой деятельности, пишет свои труды, выступает с лекцпями, докладами для учепых и студентов. Павлова признает весь мир как круппейшего физиолог?, стать много сделавшего для прогрессив­ ного человечества. П где бы нп выступал Иван Петрович Павлов, оп горячо и страст- по отсташиет приоритет нашей отечест­ венной науки, выступает не только как ученый^ но н как патриот нового социа­ листического государства. С особенной радостью Павлов встречает у себя Сергея Мироновича Кирове. Между ними происходит теплая, проникновенная беседа. П когда Сергей Миронович сооб­ щает ученому о том, что очередной Все­ мирный Koirrpecc физиологов по инициати­ ве товарища Сталина будет собран в Ленин раде, Пав.тоз встречает эту весть, как повое проявление заботы партии и товарища Сталина о развитии нау^шой мысли cl нашей сграпе. С горячей политической речью высту­ пает Павлов па этом конгрессе,, гордо гово­ ря о том, что его правительство, советская страна борются за мир, за счастье и благо всего человечества. Академик Паатов шел своим твердым научным путем. Эгот путь не мог не при­ вести и он действительно прпвел его к большевикам. «Тысячелетия, — говорит Киров Павлову, — человечество искало путь к спра 1 килпвости, а теперь мы нашли его. Это — коммунизм». 'Выдающийся фи­ зиолог отвечает Сергею Мироновичу, что это он видит сам и безмерно рад новому строю. Так Пактов, отбросив все сомнения, ириходит в ряды борцов за коммунизм. «Академик Иван Павлов» — патриоти­ ческий, высокоидейный фильм. Это — — поэма о великом ученом, большевике в науке — так Павлова назвал Владимир Ильич Ленин. Большая заслуга режиссера Роптал? ^со­ стоит в том, что оп глубоко прочувствовал талантливый сценарий Михаила Попавы в вместе со всем актерским коллективом создал правдивую жизненную 'биографиче­ скую кшгоповесть о гениальном учепом Иване Петровиче Павлове. Ог начала и до конца фильм подкупает своей простотой, убедительностью, реализмом. СЗапом 1 ГпаетА* и музыкальпое сопровождение кипокарти® ны и работа коллектива операторов. Зритель горячо б.тагодар и актеру Александру Борисову за созданный им образ .академика Пвана Павлова. Борисов не только допился превосходного внешнего сходства с героем, он умно и целостно па-‘ рисовал сложный характер ученого. Все кадры Борисов проводит па иысоком уров­ не. Смотришь па его пгру — и церед •Гобой воскресает академик Павлов с его тонким, проппкновеппым умом, с большим горячим сердцем патриота Родины. Вполне справились со своими задачами п артист В. Чеслюков, слепивший колорит­ ный образ Забелина — .первого помощника Павлова, впоследствии ставшего круни^ ученым, создателем собственной школы, п П. Алисова, умно трактующая роль чест­ ной ученой русской женщины, и В. Бала- шев в роли Семенова — вгорого помощни­ ка Павлова, и яругпе. Фильм «Академик Пвап Павлов» учит ЖИ 1 НИ, воспитывает любовь и жажд/ к знаниям, преданность к социалистическо­ му Отечеству. Эту кинокартину с боль­ шим интересом посмотрит иаш флотский зритель. Майор Н. ДЕМЕНТЬЕВ. Лейтенант Л. ЧУПАХИН,

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz