На страже Заполярья. 1949 год. Март.
I 5 И А С Т Р А Ж ! З А П О Л Я Р Ь Я V мрта Ш 9 г., № 54 (3359). С выходом в свет постановления Совета Министров СССР я Ц К ВКЩ б) о сжэкснв* розничных цен редактор «Боеаого листка» оержаит Яков Рома, неяко « член редколлегии ефрейлор Георгий Богданов решили выпустить специальный номер листка. В коротких заметюзх с о л д а т они сумели показать ч увс тза и стремления войной, берущих иа себя обязательства ответить новыми вы. сокюш показателями в работе в учебе на заботу партии в правительства о совет, ском югродо. НА СНИМ КЕ: сержант/Я. Романенко (справа) а ефрейтор Г. Богданов ва вы. пуском «Боевого листка». ________________________________ Фото Н. Высокого. РОСТ МАСТЕРСТВА Успешно закончив учебу в школе, мо лодой матрос Кобзарь прибыл на корабль. Ознакомившись с жилыми и служебными помещениями, а также с устройством ко рабля, Кобзарь получил назначение на бое вой пост. Командиром пост» в то время был старшина 2 статьи Костин—бывалый мо ряк, хорошо знающий артиллерийское дело. СтарпгЕпа сразу же заметил у матрэса желанна учиться, повышать военное ма стерство. И Костин, не теряя времени, с первых же дней привлек подчиненного к упорной учебе. И это необходимо было сде лать потому, что молодому артиллеристу предстояло сдать зачеты по специальности. Костин получил тетради, описания и на чал уиорпо готовиться к экзаменам. Мно гое для пего было неясно. В таких i слу чаях он обращался за помощью к старши не и старослужащим воинам. Видя стрем ление воина к учебе, они объясняли сагу то, чего он не знал, шли на боевой пост и непосредственно у самого орутля помогали Кобзарю в освоении специально сти. Проходили дни кропотливой учебы. На занятиях и тренировках матрос всегда ста рался лучше запоминать все то, что рас сказывал старшина. Затея, Костин решил йроверить', чему изучился его подчиненный. -'"На следующий день состоялись аанятия. Матрос Кобзарь на 1 одился у орудия и тренировался в наводке по движущемся предметам. Старшина подошел к орудию и приказал: — Почистить вамок, а петом вмазать тонким слоем масла и поставить на место. . Кобзарь быстро подошел к замку и лов кими движениями начал снимать его. Сняв замок, матрос тщательно протер его и нанес попый слой смазка. — Поставить замок! «омандует командир орудия. Кобзарь, не замечая, что старшина стоит с секундомером в руке, проворно поставил замок и немедленно доложил старшине. — Отлпчно! Вы уложились в норму, — тут же проговорил Костин. Па вечерней поверке старшипа 2 статьи Костин об’явил молодому матросу благо дарность за достигнутые успехи в боевой подготовке. В этот же вечер был зачитан приказ о присвоении ему очередного воин ского знания старшего матроса. Вскоре ставшего матрсоа Кобзаря, как одпого из лучших воинов, направили учиться на старшину отделения. Он с прежней настойчивостью продолжал овла девать знаниями и благодаря старательно сти в короткий срок стал отличником 5ос- вой и политической подготовки. * Приближалось время экзаменов. Кобзарь, как мпогие другие, подолгу просиживал в классах и у материальной части, перечи тывал учебникч, повторяя прейденный материал. По всем предметам он получал только отличные оценки. Приказом коман дующего флотом ему* было присвоено ава- нпе старшины 2 »статьи. Кобзарь снова прибыл на ваш корабль и в первый же день получил назначение на должность старшипы отделения. Прл- пяв боевой пост, он активпо взялся за обу чение подчиненных. Несмотря на то, чт> круг его обязанностей значительно расши рялся, молодой старппгна вое поручении исполняв стагрательно, с чувством ответ ственности, воспитывает в себе требова тельность к подчиненным и настойчивость. Отаршипа 2 статьи Кобзарь отдает все силы, чтобы его отделение было в числе передовых, и добивается от поачппеяных не только глубокого знания вверенной им техники, по и высокой днециплшшроваи- ности п исполнительности. Старший матрос В. ГОНСОВСКИЙ. С помощью товарища Матросы Борисов м Гусаров служат в | одпом отделении и оба обслуживают один прибор. I Борисов хорошо владел материальной частью, а его товарищу трудно давалось изучение устройства щшбора и правил его эксплуатация. Прл проверке специальных знаний он . вытягивал только на «Тройку». . Матрос Борисов вызвался помочь ,Гу- caipoey в освоении' специальности. Иногда, отказывая себе в использовании лично го времени, по вечерам он изучал с ним устройство н эксплоатацию прибора. По мощь принесла успех. Матрос Гусаров освоил материальную часть и научился ее обслуживать. Матрсс М. ПАТЫК. Это произошло в библиотеке матросско го клуба. Старший техник-лейтенант Алексей Кузьмин внимательно просматривал книги, которые были выставлепы па пеЗолыпой ! библиотечной стоике. Перед глазами офи цера пестрплп многие аккуратно перепле тенные издания. Кузьмин был доволен, что пришел сюда во-бремя: в библиотеку толь ко что поступила новая литература. «Возьму «Белую березу-», — подумал оч. Впереди Кузьмина стоял молодой матрос. Он придирчиво перебирал книгу за книгой. Многие иа попадавшихся ^ылп прочитаны им. Библиотекарша Софья Ивановна Сели ванова то и дело подносила взыскательно му читателю повые томики. — Запишите, пожалуйста, рассказы Полевого, вот эти, — заторопился матрос. Пока производились отметки в читатель ском билеге, он просматривал преди словие автора. Кузьмин иевольпо загляну! в книгу соседа. Через минуту можно было заметить необычайную сосредоточенность в его взгляде. Он жадпо впился в текст первого рассказа, следовавшего за преди словием. Он обратился к матросу: — Попрошу па минутку. Кажется... ^ Несколько человек, присутствовавших здесь, сразу обратили внимание на проис шедшее. Старший техник-лейтенант не слышал просьбы библиотекаря назвать ему помер книги, которую оп держал в руках Он волновался. Па его лице быстро меня лись краски... — Отец... Да... да... он, — скороговор кой произносил Кузьмин, перелистывая • страпицы. ,Читатели окружили офицера, j держагш^го в руках книгу. Оторвалась от своей работы и Софья Ивановна. Все устремили взоры па лило старшего тех -1 ника-лейтенанта, все внимательно прпелу- j шивались к его учащенному дыханию, к отдельным словам, которые время от зре- I мени пролзпоспл Кузьмин. — Товарищи... Товарищ библиотекарь. Я вас очень попрошу и мне выдать кни гу Бориса Полевого «Мы — советские лю ди», — все еще взволнованно говорил Кузьмин. — Матвей Кузьмин мой отец. Я | давно знаю всю эту историю, но вот не 1 звал, что в книге... Старший технпк-лейтепант Алексей Матвеевич Кузьмин в этот вечер ранее обычного покинул клуб. ...О подвиге отца оп узнал вскоре после того, как подвиг этот был совершен. В те тревожные дпи 1042 года каждый североморец с огромным вниманием слу-f шал сводки Совннформбюро. В одпой из них рассказывалось о колхознике Матвее Кузьмине из дер»ваш К. Калининской обла сти, который, согласившись про~естп 5а- тальоп гитлеровцев через неонакомую им лесную местность, привел фашистов к со ветским войскам. Оп погиб, по выдал врагов своим вои нам. Тогда, конечно, Алексей не мог точно знать, что человек, совершивший этот под виг, является именно его отцом. По уже в в тот памятный вечер оп догадывался, что речь шла о его отце — колхозппке из деревни Куракипо Лычевского сельсовета. Предположения офицера Кузьмнпа сбы лись полностью, когда оп начал получать первые письма от родпых и знакомых пос ле освобождения Советской Армией Вели ких Лук. В 1947 году, будучи в отпуску в Куракине, оп многое слышал из уст род ных и зпакомьгх об отце, о его подвиге. Несколько раз Алексей посещал могилу старика на берету реки Ловати, где on 5 l ij похоропеп рапней весной 1942 гота. Пе читая ранее рассказа Бориса Поле вого, старший технпк-лейтепант Кузьмин, разумеется, не знал о том, что подвиг отца.) запечатлей в литературе. Узнал он об \ этом совсем случайна, в читальном зале библиотеки матросского клуба. Алексей несколько раз прочел рассказ «Последний депь Матвея Кузьмнпа», и об раз отиа, как живой, предстал перед ппм... До Октябрьской революции Матвей Кузьмин почта пе имел земли. Пебольшой надел, окружавший полуразваленную из бенку, не мог прокормить семью. Глава се мейства, его жена, старшие сыны Иван и Василий батрачили у кулаков, зарабаты вая себе па пропитание кусок хлеба. Труд ным и безрадостным было то время. Мат вей часто вспоминал его, рассказывая сы нам и дочерям о своей тяжелой бсипяцкой доле. Советская власть, как и всем кре стьянам пашей страны, дала Кузьминым землю, дала великое право работать не па угнетателя, а на себя. Семья быстро стала на ноги. В 1925 году Кузьмины пересели лись в новый дом. Дети, которым выходи ли годы обучения, пошли в школу. Пошел учиться и Алексей. По настоящая жизнь пришла тогда, когда Матвей вступил в колхоз. Это было в 1930 году. Алексей хорошо помнит те ши. В семье часто заходили разговоры о колхозе. Мать некоторое время настаивала не спешить со вступлением, осмотреться, как дело пойдет у тех, кто записался в артель первым. ^ — Нечего смотреть, нечего быть пос ледними. Советская власть — паша род- пая власть. Стало быть и колхозы — па ши, — говорил Матвей. Он в числе первых одттосельчап вступил в артель. Вся семья* начала дружно рабо тать на колхозном поле. Старший сын Мат вея Кузьмина Иван вскоре стал председа телем колхоза, а перец самой войной его избрали предсетателем Лычевского сель совета. В новый -дом Кузьминых пришла новая, счастливая и радостная колхолтая жизнь. В 1934 году Алексгй был прпзвап па службу в Военно-Морской Флот. Вся семья, вся деревня провожала прпзванпых. Алек сей хорошо помипт этот депь. Расставаясь, он с волнением слушал наказ отца. До этого времени ему памятпы его слова: —’ Если придется воевать, смотри, сы пок, пе поорамн семьи Кузьминых!.. Он попал на Балтийский флот, служил на торпецпом катере мотористом. Флотская служба, сложная техпнка, с которой встре тился па коралл»* Алексей, павсегда полю бились воипу. Когда вышел срок действи тельной службы, молотой Кузьмип подал рапорт с просьбой оставить его на сверх срочную службу. Через пять лет, в 1939 году, оп приехал в Куракино. Здесь он проводил тогда свой отпуск, будучи стар- шииой-сверхсрочнпком. Огец в это вре мя по староста перешел из полеводческой бригады в сторожа колхозного л ора. Вме сте они часто ходили в лес, о .многом го ворили паедипе. П о чем бы пи зашел разговор, отец всегда с чувством гордости отзывался о тон жизни, которую принесла народу власть Советоз. После этого времени им пе пришлось больше встретиться. 0 жизни и здоровье отца Алексей узнавал лишь из писем братьев п сестер, с которыми переписы вался регулярпо. Когда же грянула Вели кая Отечественная война, и эта связь с родпымп для Алексея была парушепа. Братья уПвап и Василий ушлп па фропт. Первый из них воевал в ссстапс железно дорожных войск йа Западном фронте в подразделении, которое при отступлении взрывало мосты, а при наступлении на водило пх. Второй, Василии, всю воипу служил в артиллерийской чагтп. Оп про шел путь от Велпких Лук до Берлина. В 1947 году старший техннк-лейтеиапт Алексей Кузьмин и его жепш «пер вые после войны посетили родное Куракино. Оставшиеся в жпвых родные н знакомые земляки, нер'чжпмппе тяже лые годы немецкой оккупации в Куракяпо, рассказали о том, как появились в де ревне немцы. На подступах к деревне несколько дней шли ожесточенные бои. Куракипо перехо дило из рук в руки. В эти грозные дни мать Алексея и сестры успели уйти из Куракнпа. Они эвакуировались И прожи вали все время оккупации в тылу. Отец не успел, да и но хотел уходить из родно го села. Он остался в своем доме один. Офицер} Кузьмину рассказали, что ког да деревню «прочесывал» первый отряд гитлеровцев, отец был выброшен из яэбы за то, что не захотел выйти из нее по требованию какого-то иьяиого немецкого солдата. Позже значительная часть дерев ин была сожжена пемцамп. После этого i пожара не стало и дома Кузьминых. Мат-, вей вместе с сыном сестры Лидии Никола - 1 ем вынужден был поселиться в крохотной! бане, которая одиноко стояла на опушке! icca. С этого и пачппается рассказ Бориса Полевого «Последний день Матвея Кузь мина». Автор в художественной форме правдиво описывает дальнейшие события. Матвей Кузьмин был вызван в немец кую комендатуру. Ему предлагают боль шое вознаграждение за'то, что оп проое- дет немецкий лыжный батальон через глухую местность, через леса и болота в то место, откуда гптлеровпы рассчитьгва -1 тп с тыла атаковать советские частм. По какими глупцами оказались фаши сты, доверив советскому человеку свою немудрую затею! Разве можпо было ку пить за деньги плп за двустволку марки «Три кольца» совесть старика, перенесше го за'свою жизнь горе и нищету капита лизма, испытавшего свободу и счлстю социализма! В рассказе говорится далее, что внук Матвея Кузьмина Вася, накануне выхода немцев, скрылся в кустах па лесной опуш ке. Это сын сестры Лидии отправился по задапню деда в штаб нашей воинской ча ста. Вася сообщил комапдованию замысел немцев. Советские воины своевременно 'тштр'отигплп «ловутпку» для гитлеровцев. Читатели зпают чем закончился поход вражеского батальопа горных стрелков. «Пу. кажись, поишли. Матвей Кузьмилд свое дело знает», — сказал старик. «Оп сиял с головы шапку и вытер ею вспотевшую лысину», — говорится в рас сказе. Далее автор описывает короткую схватку между советскими бойцами и по павшим в ловушку гитлеровским батагьо- ном. Фашисты почувствовали свою не избежную гибель, метались из стороны в rropoiry. Предчувствовал свою кончину и старик. Он знал, что следовавший'за ним j офицер ему первому пустит пулю в л5. 1 По Матвеи шел гордо па свою гибель во ! имя победы. Оп обратился к своим воинам со словами: — Сыикп! Пе жалей Матвея, секи пх . хлеще, чтоб ни одна гадюка не уползлз. I * -и * Когда старший техпнк-лейтенант Алек сей Кузьмин говорит о подвиге своего отца, цетрудно заметать тяжелые перэжп- вання в душе офицера. Большое горе при несла ему мпнувшая война. Вскоре после ги5елп отца уме-рла мать. Тяжело ему бы* 5 ло перенести эти утраты. По вместе с жа лостью у него, как п каждого иа совет ских люден,.рождается в сердце веаикая гордость за своего отца, за героев, павших ,смертью храбрых, за тех, кто прославил ,пашу Родпну и паш парод. * * Майор Н. ДУБИНИН. > Усложненная тренировка Орехи етарпттгп н матросов пашей части большим авторитетом пользуется старши па 1 статьи Медведев. Его т 1 >ебоиа'гель- пость, отли'шое знание техники и ста рательное обучение иодчшкмшых способ ствовали тому, что личный состав па* учплся грамотно обслуживать технику в любых условиях: Как-то старшина 1 статьи Медведев собрал личный состав группы для' прове дения очередного запятая по специально сти. Неожиданно для всех оц скомандо вал: — Вырубить осветеппе! Затем дал вводную: — Откачать балласт пз аварийного отсека. , Быстро, увереппо п без суеты лтпшмЙ состав приступает к своим обязанностям. Насос только заработал, как поступает повая вводпая: — Пасос вышел пз строя, исправить невозможно. Старший матрос Снпмщпков пашел вы ход из затруднительного положения. Пре? красно зпая свое заведыванне, оп в тем-, поте пускает аварийный насос, п бал ласт был откачеп. Четная п олажеппая работа личного состава группы удовлетворила требова тельного старшину Медведева. Оп остал-* ся доволеп действиями лодчпнсии’тх. Старший матрос И. КАСЬЯНОВ. П РЙиМЕРПЫП ПРОПЗВОДСТВБПППК, один пз лучших бойцов наш го пат- разделения солдат Усачов недавно был принят в ряды ВЛКСМ. Молодой комсо молец зарекомендовал себя активным об щественником. Товарищи оказали а-чу высокое доверие, избрав его в члены бю<ро. Сейчас тов. Усачов успешно вы полняет обязанности секретаря комсо мольской организации. Сержант Н. УВАРОВ. * * * Н ЕДАВПО приказом комапдира части комсомольцу Мячикову присвоено очередное воинское звание «ефрейтор». Тов. Мячиков настойчиво овлалевает военной техникой, показывает цример в караульиой службе. Ефрейтор В. РЕПИН. ♦ * * Н А НАШЕМ КОРАБЛЕ актавпо про шло комсомольское собрание с пове сткой дпя: «Каким должен б:.:ть комсо молец-гвардеец». Докладчик тов. Сиси- кин рассказал о героическом пути ленинско-сталинского комсомола, о слав ных боевых подвигах комсомольцев на шего пвар 1 ейского корабля, отметил об разцовую службу отличников боевой и политической подготовки гвардии стар шин 2 статьи Юданова, Савина, гварти старших матросов Атаноиа, Комракова. Гвардии старший матрос Н. МОРОЗОВ. * * * В ПБОЕППП караульиой службы сол дат Пзосимов являет пример для других воинов. Он имеет несколько бла годарностей. Недавно за отличные пока затели в боевой и иолптпч’гкой подго товке солдату Изосимову {пристроено оче редное воинское зьание «ефрейтор». Ефрейтор В. МАЙБУРСВ. Жизнь, полная борьбы и дерзаний Новый художественный фильм об академике И. П. Павлове «Помтгите, что наука 1 ребует от чело- ’ века всей его жизни. И если у вас было бы , две жггзпп, то и их нехватило бы вам. Большого напряжения и страсти требует паука от человека. Будьте страстны в ва шей работе и в ваших исканиях. Наша \ Гатина открывает большие просторы перед учеными, и нужно отдать должное, — нау ку щед]Ю вводят в жизнь в нашей стра не». Эта вдохновенные слова принадлежат величайшему ученому — патриоту нашей Отчизны, борцу за торжество материали стической науки академику Шшгу Петро вичу Павлову. В предсмертный час круп нейший физиолог мира дает назидание со ветской молодежи верно, страстно служить социалистической Родине во имя ее блага и расцвета. П молодые люци страны, где цепн'Пшим капиталом является челонек, его свобода, с большой благодарностью нрп- слушшяются к тому, что им загещал Пав лов, ибо имя его свято для нас. Нм, как и Еелпчайшпми русскими полководцами, деятелями искусства, науки прошлого, за елуже!!но гордится наш парод — творец, созидатель прекрасного грядущего — ком мунизма. Советский зритель глубоко признателен пашей кинематографии за вышедший недавно художественный фильм о гениаль ном учепом Н. П. Павлове, за то, что на экране воссоодан замечательный обргз вы дающегося ученого, ©едиЕлл патриота на* 1 шей страны. Этот фильм вчера демонстри ровался в Доме офицеров флота. Отзывы моряков о нем самые восторженные. Уже первые кадры кинокартины глубо ко волнуют, вызывают живой интерес. Они переносят зрителя в Рязань дореволюцион ного времепп. Там, в провинциальном го роде живет и трудится молодой врач Иван Павлов. Обладая незаурядными способностя ми, оп мечтает о плодотворной кипучей деятельности на благо народа, стремится сделать для него как можно ймыпе. Прогу ливаясь по живописному берегу реви, мо лодой врач горячо говорит своему брату: «Ты знаешь, как будто я должен вот торо питься, торопиться куда-то... Жизнь-то веть одна, и прожить ее нужно по-настоя щему, по-человечески». В этих словах — весь Павлов — энер гичный, деятельный, трудолюбивый, без гранично преданный своей Родине. Тво рить, созидать для будущего счастья лю дей — вот его цель, и никакие преграды не в силах остановить ученого на его путл. Воинствующий материалист по мирово ззрению, Павлов самоотверженно п горячо опровергает уегои старой, отжившей реак ционной лженауки, базирующейся на идеалистических взглядах. Зато с каким во- стором, вдохновением, с признанием и благодарностью оп относится к своим со отечественникам, величайшим русским учаным Менделееву, Сеченову, Боткину, видя в них дейсттпттелыто прогрессивных деятелей, бутушее русской пауки. Унаследовав от своих учителей все луч шее, перпдогое. Павлов отдает всего себя дальнейшему развитию отечоствеппой чау- ви, продотжает благоротпые тратшщи пе редовых ученых. Павлов много рз^чугает над проблемой изучения пищеварения, делает болмнпе открытия в этой области. Но новатор в пауке, оп не останавливается на достигнутом. П когла его поатравляют с достижениями п успехами па этом по прище, ученый отвечав, что пищ^вареипе — его пройденпый этап, оп уже работает над новыми проблемами в Фпзнологип. Его, в частности, увлекают вопросы изучения мозга человека. Эго—еше неисследованная область пауки, и, как ново0, прогрессивное явление, опо встречает яростное сопротив ление со стороны реагапннпшх крутое. «Деятели» от науки стремятся всеми си лами препятствовать Павлову. В его иска ниях опи внтят непрсклопное стремление поставить науку па службу широких масс народа. Чуждо и невыгодно это царским ученым, защищающим интересы самодер жавия. Возникает конфликт. Оп находит свое отражение даже в стенах ла/ч^раторпи Павлова. С великим физиологом не согла шается один из его помощников — Зван цев, изменивший делу истинной науки, ушедший в лагерь мракобесов. «Трус!» — так назвал его Павлов и еще увереннее, чем прежде, опираясь на своих преданных учеников, продолжал трудиться во имя счастья народа. Ярко и запоминающе сделаны спетгы, когда в дпи Влликой Октябрьской социа листической революции к Павлову прихо дит Петрищев — представитель тех, кто раннее травил великого физиолога, мешал ему в работе, с воем и улюлюканьем встре чал его открытая. Петрищев привел к уче ному иностранца. Otfa оии предлагают Пав лову покинуть Россию, переехать за грапи- цу. говоря, что для человечества безраз лично, где будет работать ученый. В отв^т нз это предательское предложение Павлов гневпо отвечает: — 'Вы что же? Скупаете за бесцепок русское добро? П заодно русскпх учепых?.. Наука имеет отечество, и ученый обязап его иметь! Я, сударь мой, русский, и мое отечество здесь, что бы с ним mi было. Я, знаете ли, не крыса. А корабль-то и не утонет! В этом отеете со всей полнотой раскры лась душа р^юского человека, для которого родная земля, Отечество, парод дороже всего в жпзпи, для которого сама мысль о том, чтобы покпнуть Роттгу является поваром. Вот почему, любя Россию, се па род, Павлов с горячей пеиавтгстью отно сился к врагам о особенно к тем, кто пре давал Отечество, продавался иностранцам. Позднее, встретившись с подателем Пет рищевым, Павлов брезгливо заявпл. что м не желает разговаривать с изменником Ро дины. В царской России теспили п давили вы дающийся талант Павлова. Только при советской власти оп получил неограничен ные вооможпоста экспериментировать, раз вивать свое учение, двигать вперед науку. Советское правительство создало Павлову прекрасные условия для работы, выгпчшв специальные лаборатории, оборудовав пи томники для животных, дав в помощь уче ному кадры молодых специалистов, многие нз которых впоследствии стали вндиыми деятелями науки. Много, упорно и настойчиво работает Павлов в своем городке. Он делает новые научные открытия в сфере изучения выс шей перапой деятельности, пишет свои труды, выступает с лекцпями, докладами для учепых и студентов. Павлова признает весь мир как круппейшего физиолог?, стать много сделавшего для прогрессив ного человечества. П где бы нп выступал Иван Петрович Павлов, оп горячо и страст- по отсташиет приоритет нашей отечест венной науки, выступает не только как ученый^ но н как патриот нового социа листического государства. С особенной радостью Павлов встречает у себя Сергея Мироновича Кирове. Между ними происходит теплая, проникновенная беседа. П когда Сергей Миронович сооб щает ученому о том, что очередной Все мирный Koirrpecc физиологов по инициати ве товарища Сталина будет собран в Ленин раде, Пав.тоз встречает эту весть, как повое проявление заботы партии и товарища Сталина о развитии нау^шой мысли cl нашей сграпе. С горячей политической речью высту пает Павлов па этом конгрессе,, гордо гово ря о том, что его правительство, советская страна борются за мир, за счастье и благо всего человечества. Академик Паатов шел своим твердым научным путем. Эгот путь не мог не при вести и он действительно прпвел его к большевикам. «Тысячелетия, — говорит Киров Павлову, — человечество искало путь к спра 1 килпвости, а теперь мы нашли его. Это — коммунизм». 'Выдающийся фи зиолог отвечает Сергею Мироновичу, что это он видит сам и безмерно рад новому строю. Так Пактов, отбросив все сомнения, ириходит в ряды борцов за коммунизм. «Академик Иван Павлов» — патриоти ческий, высокоидейный фильм. Это — — поэма о великом ученом, большевике в науке — так Павлова назвал Владимир Ильич Ленин. Большая заслуга режиссера Роптал? ^со стоит в том, что оп глубоко прочувствовал талантливый сценарий Михаила Попавы в вместе со всем актерским коллективом создал правдивую жизненную 'биографиче скую кшгоповесть о гениальном учепом Иване Петровиче Павлове. Ог начала и до конца фильм подкупает своей простотой, убедительностью, реализмом. СЗапом 1 ГпаетА* и музыкальпое сопровождение кипокарти® ны и работа коллектива операторов. Зритель горячо б.тагодар и актеру Александру Борисову за созданный им образ .академика Пвана Павлова. Борисов не только допился превосходного внешнего сходства с героем, он умно и целостно па-‘ рисовал сложный характер ученого. Все кадры Борисов проводит па иысоком уров не. Смотришь па его пгру — и церед •Гобой воскресает академик Павлов с его тонким, проппкновеппым умом, с большим горячим сердцем патриота Родины. Вполне справились со своими задачами п артист В. Чеслюков, слепивший колорит ный образ Забелина — .первого помощника Павлова, впоследствии ставшего круни^ ученым, создателем собственной школы, п П. Алисова, умно трактующая роль чест ной ученой русской женщины, и В. Бала- шев в роли Семенова — вгорого помощни ка Павлова, и яругпе. Фильм «Академик Пвап Павлов» учит ЖИ 1 НИ, воспитывает любовь и жажд/ к знаниям, преданность к социалистическо му Отечеству. Эту кинокартину с боль шим интересом посмотрит иаш флотский зритель. Майор Н. ДЕМЕНТЬЕВ. Лейтенант Л. ЧУПАХИН,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz