На страже Заполярья. 1949 год. Март.
I « НА С Т Р Д Ж С З А П О Л Я Р Ь Я РЕМОНТНЫЕ РАБОТЫ ЗАКОНЧЕНЫ В СРОК 4 марта 1949 г.. К: 52 (3357). Па вечерней поверке комапдир пятой боевой части об’явил личному составу о том, что необходимо произвести осмотр и ремюнт отдатьных механизмов, систем и устройств «корабля. Каждому матросу было поручено тща тельно осмотреть и проверить своп зансды- ваипя и обо всех неисправностях доложпть своим старшинам отделении. Старшины групп и отделений в свою очередь забла говременно продумали план работы,, по добрали необходимый .инструмент и мате риалы, распределили людей, чтобы знать, кто пз матросов, в какой день и ка кую работу» будет выполнять. Па более серьезпую и ответственную ра боту поставили опытных матросов, а пз ме нее сложную — молодых. Старшипа ма шинного отделения старшина Ъ статьи Си доренко назначил старшего матроса Петро ва ответственным но вскрытию, осмотру и закрытию одпого пз механизмов. В помощь ему прикрепили старшего матроса Нестгро- ва и матроса Струнцева. Старнпша 2 статьи Садов поручил стар шему матросу Королеву руководить >аоогой по вскрытию, осмотру и закрытию одного пз механизмов, выделив ему в помощь старшого матроса Михайлюка и матроса Макарова. Одновременно с ремонтом проводилась и учеба. Когда открыли крышку механизма, стали видны все его части. М схпнрлм : itot вскрывается редко и устройство его инте ресует многих матросов, в особенности ма- шппнстов-турбшпгстов. Я, как старшина группы, заранее попро сил разр:шення у командира боевой части провести занятие у вскрытого механизма. Приготовил конспект, и когда механизм был вскрыт, собрал личный coctib и объяснил ему конструктивное устрой ство, прнпщш действия и назначе ние данного механизма. Матросы, в особен ности молодые, недавно пришедшие на ко рабль, с интересом слушали рассказ, осмат ривали и изучали расположение деталей. Во время изучения и осмотра механиз ма была обнаружена под одной пз лопастей крылатки деревянная чурка, по павшая в пасос черео приемный кингстон. Чурка мешала нормальной работе насоса, создавала шум в крылатке и понижала про изводительность насоса. После устранения неисправностей меха низм был закрыт и опробован. Проверка показала высокое качество проделанной личным составом работы. Во втором машинном отделении вскрыли один из механизмов. Старшина 2 ста тьи Садов собрал машиппстов-турбинистов п провел с ними занятие по этому механиз му. После проведения занятий в процессе осмотра корпуса и крылатки механизма молодой матрос Макаров заявил: — Мпого раз я слышал на занятиях и читал в Учебном отряде об устройстве и действии механизмов центробежного типа, но до настоящего времени не имел ясного представления об их работе. Теперь для меня мпогое стало ясно. Я приказал матросу Макарову расска зать о том, как оп усвоил действия пасо- са. Па .все вопросы матрос дал правиль ные п уверенные ответы. Такая практика одповремепной работы и учебы пе только способствует экономно му использованию учебного времени, но и дает хорошую натренированность в вк- сплоатации материальной часта своего ва- ведываппя. В ходе ремонта первыми помощтпгеами старшин и застрельщиками в работе яви* лпсь комсомольцы — отличники боевой и политической подготовки. Опи настойчиво боролись за выполнение и перевыполнение дневных заданий и вовлекали в это дело весь личный состав. По инициативе секретаря партийной ор ганизации тов. Пвапенкова в дни ремонта ежедпевпо выпускались радиогазеты, в которых сообщалось о ходе ремонтных ра бот, выполнении дневпых заданий, пока зывался опыт лучших матросов и стар шин. Особенно следует отметить мапптнпстов- турбипистов Петрова, Королева, Панченко, Пелипцева, Песте<рова, котельных машини стов Катюшкипа, Смирнова, Чупрова, трюмпых машинистов Спнркина, Морозова, електрпков Демидова, Горохова. За высокие показатели в работе чвсе опи получили поощрения от командования корабля. Благодаря умелой организации работы, сознательного отношения личного состава пятой боевой части к порученному делу, нам удалось планово-предупредительный ремонт закончить в срок и с хорошим ка чеством. Мичман М. БОГУСЛАВСКИЙ. ■О ---- Лучшие люди гшдрографягтесяооге cyaHt ^Мглзэ (слева направо): Садков Дмитрий, второй меяаяик, слуяагг на судне 20 лет, Евпоиов Леонтий, ботз\кя, сшужит флоте 30 лет, из них на «Мгле» — 14 лет, Костогоров Борн?, третий механик судна и сёиретеръ парт-инлой орга-низацш* Елисеев Евгений, старший машинидг, служит вэ руцне 12 лет, Варакин Потап, моторист,служит на судне 13 лет. Макуров Николай, маггрос 1 класса. ' Фото И. Потсщмоза. Ветеран С ев ерного флота 1 М е ч т а с б ы л а с ь — Еще до службы в Военно-Морском Флоте, — говорит старшина 2 статьи Го- ловченко, — я мечтал быть водолазом. Эта мечта претворилась в жизпь. Го- ловченко успешно окончил водолазную школу п прибыл на Север. Здесь оп встре тился с мастерами подводного дела мичма-ч пом Обыденным и главным старшиной Ш еопом . Опи рассказали• молодому водолазу . о трудностях в службе, поделились своим практическим опытом. У пего появилась j жажда быстрее войти в строй, итти напе рекор трудностям. Головчепко и сейчас вспоминает, как он робко чувствовал се - 1 бя при первом спуске на глубину. И тог - 1 да молодой специалист убедился, что од них теоретических знаний недостаточно, пужпы твердые практические навыки, на тренированность, доведенная до совершен ства. П он тренировался настойчиво и систематически, часто спускаясь под воду. Труды не пропали даром. Головчепгл стал прекрасным водолазом. Нм выполпепо мпого самых разнообразных Адводных ра бот, па которые затрачено свыше 1.000 часов. 0 его умении, сноровке и выносли вости свидетельствует такой факт. Одпп пз торговых пароходов намотал трос на винт. Требовалось возможпо быстрее уст ранить данный дефект, чтобы не сорвать графика перевозки грузов в нужные райо ны гтткшы. Головчепко спустился под воду, внимательно осмотрел вппт я при ступил к работе. Работать пришлось в трудных условиях, так как была очень плохая погода. Победили настойчи вость и закалка. Через семь часов винт был освобожден от троса и пароход отпра вился в очередной репс. Старший матрос И. АРТЮШЕНКО. Многие моряки нашего фюта «тают гидрографическое судно «Мгла». С утра до позднего вечера на нем идет напряжен ная работа. Люди экипажа с воодушевлением гото вят к плаванию механизмы и различное оборудование, ремонтируют помещения. В нынешнем году «Мгла» начнет свою пятьдесят первую навигацию на морях северного театра. Вряд ли найдутся на Се вере ей ровесники и по годам и по про деланной научно-исследовательской работе. Это судпо вполне заслуживает названия старейшего труженика по изучению и освоепию заполярпого бассейна. Впервые киль этого судна коснулся воды 1 мар та 1899 года, а через два месяца после спуска корабль отправился в эюсЬедицию — открыл первую стралшцу своей замеча тельной истории по паучно-псследовагаль- ской работе в северных морях. За время плаваппя корабль побывал во многих самых •отдаленных, еще пе изведан ных до пего мгетах. На ого .г,орту труди лись виднейшие русские ученые-мореис- следователи. Особенно плодотворны похо ды «Мглы» ва годы советской власти, когда научные работы в заполярном бас- сейпе по велению партии большевиков по лучили певпдаппо широкий размах. Сразу же после изгнания интервентов и белогват>трйцев из Мурманска и Архангель ска «Мгла» в составе отряда гидрографи ческих судов приступила к своей не посредственной работе. С того периода и по настоящее время «Мгла» ис пользовалась для различных научно-иссле довательских работ. С ее походами свя- запо изучение морских течепий, установ ление глубин в различных местах театра, освоение новых мест рыбпого промысла. Не прекращалась патчио-исслёдоват^ть- ская деятельность корабля и в годы Вели кой Отечественной войны. В пачалв вой- пы часть экипажа ушла па боевые кораб ли и на* сухопутный фронт. Вместо ушед ших па судпо прибыла молодежь. Ветера ны экипажа старший машинист Елисеев, мехаппк Са,тков, боцман Евтюков и другие учили молодежь. Благодаря их ста рательному отпошепню к работе н обуче нию •молодых специалистов корабль ус пешно выполнял все задания. В трудных походах, в боевых делах крепли, мужали люди. Душой молодежи, наставниками и учителями пх были вете раны корабля, прослужившие на нем по многу лет, для которых корабль стал род ным домом. Вместе с юбилеем корабля Дмитрий Григорьевич Садков отмечает свое двадцатилетие беспрерывной службы па нем. Моряком он стал еще в 1917 году. Крепко сроднился он с флотом, стал заме чательным специалистом. Дмитрий Гри горьевич не раз отличался мужеством и огаагой, трудолюбием и смекалкой. В походах в море неоднократно прихо дилось вести опасные и трудны* работы. Но они выполнялись с честью, по тому что люди корабля — настоящие мо- рякЬ, а мехаешк Садков — большой (зна ток техника. Шестой десяток живет Леонтий Кирил лович Евтюков. Леонтий Кириллович хорошо помнит Павлина Виноградова, под командованием которого оп участвовал в изгнании интер вентов с Севера. При советской власти увидел оп радость жизни. Все его дети получили хорошее образование. На этом корабле ои служит уже 14 лет. Десятки отличных моряков воспитал он. Его бывшие ученики Пипежапинов, Вече рни и другие — теперь капиталы океан- НА СНИМ КЕ: тадрогрефичеокое сушдо «Мгла». Фото И. Потепадова. Однажды корабль получил про боину. Трюм быстро заполпяла вода. Дон ка не работала — вышла из строя. Поло жение тяжатое. Садков вместе с маши нистам Пустотным бросился к затоплен ной донке. Устранив повреждение механиз ма, моряки завели «пластырь, н корабль был спасен. Теплые письма получал во время войны Дмитрий Григорьевич от своих бывших учеников, ставших воинами. Горячо бла годарили его люди за пауку, а в это вре мя он беспрерывно нес вахту. Сутками он не выходил наверх, работал, учил моло дых моряков, бережпо ухаживал за техпп- кой. Самоотверженный труд ветерапа отме чен тремя правительственными награда ми, знаком «Отличник ВМФ», двумя- по четными грамотами; премиям и благодар ностям, как сам он говорит, счет потерян.- скнх пароходов. Мальчиком пришел % не му ъ «войну Трубил. Боцман сделал его, . как н других, опытным морямм И не- I давпо проводил служить на боевой ко рабль. В заведывапии боцмана всегда об- I разцовый иорлдок. < Говоря о ветеранах, нельзя обойти мол чанием и моториста Варакина. Тринад цать лет назад он связал свою судьбу с кораблем. Он— воепптапнпк механика Сад* кова, одпп пз почетнейших людей на корабле. Этот человек универсал, освоивший все корабельные специально сти, умеющий отлично нести вахту у любого механизма. Высоким маетеdcтвом отличается и вос питанник корабля старший машинист Елисеев. В одпо# из ледовых походов за бивало льдом магистрали. Вышел из строя циркуляционный насос. Елисеев с товарн- ! щами на ходу корабля заменил насос. Находчивость, растороппость, отличное знапие дата помогли им выполнить этоне обычайное по трудности задание. За десятилетпюю работу у котелч механизмов ни единой аварии не допу< Алексапдр Яковчук. Раньше он был матросом, но, когда потребовалось, в короткий срок освоил специальность ко тельного машиппста и стал непревзойден ным мастером огпя и пара. Много полезпого в обучении и воспита нии людей делают ветерапы. Оли — ос новной костяк специалистов, являются ак тивными помощниками партийной органи зации, которая вдохновляет вось экинст на отличное выполнение заданий. Руково дит партийной организацией третий меха ник Борис Павлович Костогоров. Во вся ком деле он показывает пример трудолю бия, исполнительности. Па ремопте меха низмов оп выполняет план пе менее, чем па 160 процентов. Па пего равняют ся и коммунисты и беспартийные. Ком мунист Шубин па корабле вырос от матро са до третьего помощника комапднра. Он в совершенстве освоил спгпальное дело и профессию штурмана, стал опытней шим моряком. ' На корабле недавпо создана комсомоль ская организация. Прибывающая моло* дежь, видя примерность коммунистов и комсомольцев, хочет быть похожей на них. Здесь стали члеиами ВЛКСМ и в по следствии отличными специалистами мо лодые моряки Трубип, Кузнецов, Демидов, Микуров. Теперь опи служат па боевых кораблях. В короткий срок стал отличный кочегаром комсомолец Кпчев. В постоянной учебе приобретают людн"4? знания и навыки. Все радисты, папример, сталд опытными штурманскими электри ками. Плотник Выданов овладел hcivcct - %м кораблевождения. Все, даже молодые, двоили по 2 — 3 специальности, это обе-' о..ечивает безаварпйпость в походах, вы полнение любых заданий. Отличные зн&- ния помогают морякам бережно содержать технику. 1 марта экипаж праздповал 50-летний юбилей своего корабля. Корабль за эти подстолетия оставил за кормой пройден ными четыреста тысяч миль. Гордые за свой корабль, с пмепем которого связана большая научная работа на северном мор оком театре, люди экипажа заявляют: «Будем и впредь трудиться на благо Ро дины, не жалея своих сил и эцеопги!». ’ Лэйтенант В. ФИЛАТОВ. Лейтенант С. КУЗНЕЦОВ. I НА БЛАГО РОДИНЫ I Памятная ддя мичмана Алексея Бу рова ходовая вахта началась, -как обычно, с осмотра заведываний. Все было нривычпо, обыденно. Ощущалось легкое покачивание, ритмично стучали машины, спокойно н уверенно стояли на своих постах матросы и старшины. Буров отлично знал каждого вахтенного, обученного и натренированного под его руководством, и потому отдавал короткие, деловые указания. Вот стоит старшипа вахты секретарь комсомольской организации Семенов. Обыч но разговорчивый, сейчас он молча наблю дает за действиями машинистов, изредка неторопливо подходит то к одному из пих, то к другому. Расчетливый в действиях стоит у агрегата старшина Зинин, притих у маневровых клапанов всегда подвижный, веселый Федорченко. Все они готовы в лю бой момент точно выполнить любое прика зание — это знал старшина машинной команды Алексей Буров. Обстановка осложнилась сразу. В ма- шннное поступил приказ: — Самый полный вперед! П тотчас же послышалось новое прика зание, за ним другое... Корабль быстро менял ход. Машинисты, привыкшие к плавным, постепенным изменениям нагруз ки па машины, вынуждены были теперь делать резкие переходы. В машинном быст ро росла температура. Лица моряков вос палялись, по всему телу катился пот. А приказания все поступали и поступали. — Полный назад! — Самый полный вперед! Алексей Бурое, принимая и четко пере давая все приказания, недоумевал. Он хорошо знал командира корабля. Никогда командир не перегружал машины неожй- даидыми изменениями одного крити ческого хода на другой, никогда не на рушал ни одпого пункта экенлоатацпоя- ных инструкций. Оп берег и технику и силы людей, которые даже при нормальных условиях рады каждому глотку свежего воздуха. П вдруг командир как бы изме нил своему правилу. Алексей с озабочен ным лицом выкрикивал приказания и чут ко‘прислушивался, уже зная, что сейчас поступит новое, совершенно противо положное. — Полный назад! Алексей громко и отрывисто повторил приказание и тем же топом прокричал в телефонную трубку: — Что с кораблем? ...Темная безлунная ночь окутывала корабль непроницаемой для глаза завесой. Только изредка через разрыв тяжелых, быстро скользивших по небу на восток облаков пробивался серебристый световой проблеск, и тогда сигнальщики, все, кто стоял па мостике, пристально всматрива лись вдаль. Море было сравнительно спо койно и хорошо просматривалось. Пебо на западе просветлело, все чаше просачивался к морю лунный свет. И вот в один из таких проблесков наблюдатель доложил: — Подводная лодка! Она паходпласЬ в надводном положении. Командир корабля хорошо знал, что в дан ном квадрате советских подводных лодок не было и пе могло быть. П он принял ре шение. С этого момента в машинное отде ление стали поступать те неожиданные, часто меняющиеся приказания, которые до предела повысили наирялгеине людей и ме ханизмов. Заметив быстро несущийся па подвод ную лодку советский корабль, немцы за спешили с погружением. Но окончательно убедившись, что лодка вражеская, Ряб- чепко уже рассчитал удар, и в то время, когда велпы сомкнулись пад рубкой, ее та ранил форштевень корабля. Опасаясь взрыва лодки, командир приказал дать полный назад. С утроенной энергией заработали ма шинисты, когда Алексей Буров радостно прокричал услышанное им в телефонную трубку: — Сидим па вражеской подводной лод ке! После «полного назад» последовала комапда: «самый полный вперед». И не успел корабль пабрать нужный ход, как за кормой загрохотали взрывы глубинных бомб. Машинное отделение сотрясалось так, словно бомбы рвались где-то за перебор кой. Погас свет. Но теперь машинисты бы ли ко всему готовы. Сколько времени Бурову и его подчи ненным пришлось работать в абсолютной темпоте, никто не знал, да вахтенным об этом пекогда было и думать. Прислуши ваясь к ритмично постукивавшим меха низмам, безошибочно нащупывая нужные рукоятки, каждый делал свое дело молча, сосредоточенно и уверенно. Продолжи тельная учеба, треппровки без малейших условностей полностью оправдали себя. Среди отмеченных правительственными наградами моряков корабля за выдающую ся победу был п коммупист Алексей Бу ров. Он получил орден Отечественной вой-, ны 2 степени. Большие задачи легли на мичмана в мирное время. На корабль приходили мо лодые матросы, приходилось расставаться с многими заслуженными машинистами, уходившими в долгосрочный отпуск. Мно гие ученики Алексея Бурова, славно по служившие своему социалистическому Отечеству в годы войны, ныве стоят у станков или честно трудятся в колхозах, победно завершая послевоенный сталин ский пятилетний план. Жаль было мичману расставаться со старшиной 2 статьи Зининым — умелым воспитателем ма^осов, стойким воином. Ло коммунист Буров хорошо понимал, что трудовому фронту пужпы свои бойцы. Миллионам тских, как Зиппп, предстоит закреплять завоеванную кровью победу пад гитлеровской Германией новыми трудовы ми подвигами, а на смепу им необходимо воспитать и обучить молодое пополнение, привить новичкам любовь к морю, к ко раблю, поднять их сознательность, воспи тать каждого молодого матроса в духе вер ности военной прпсяге, готовым в любую минуту мужественно постоять за свою Советскую Родину. Эта задача долж на была быть решена во что бы то пи стало, ибо этого требовали интересы Ро дины- Обладая большим опытом обучения ма тросов, отлично зная устройство механиз мов и правила их эксплоатации, мичман тщательпо готовится к каждому запятию, к каждой тренировке. Уже первое знаком ство с прибывшими молодыми специали стами заставило Бурова задумываться и над методикой их обучения и над тем, ка кой подход нужен к каждому человеку в отдельности, чтобы сразу поставить его па правильный путь. Буров сознавал, что ему одному без помощи старшин всего не пре дусмотреть и тем более не установить должного контроля за учебой, поведением и всей службой каждото матроса. Доверяя старшинам работу с личным со ставом, мичман пристально следил за хо дом боевой и политической подготовки, вмешивался, когда было пужпо, в действия руководителя занятий, поправляя его. Шла тренировка по борьбе за живу честь. Правильно руководил учепием старшина 2 статьи Гришков, сноровисто действовали машинисты Исаев* Долженков, Аничкин. По условия показались мичману упрощенными, и оп без предупреждения выключил спет. Произошло некоторое за мешательство. — Пожар в трюме! — громко скоман довал мичман. Послышались разговоры, выкрики. — Тишина! — мичман решил прове рить, как ориентируются матросы в темно- j те, зпают ли опи, где расположены про тивопожарные средства и что каждому на- i до делать по инструкции. Когда поступил ! доклад о ликвидации пожара, Буров включил свет и тщательно проверил ре зультат работы, подробно опросил матросов по знанию ими инструкции. Оставшись до вольным тренировкой и результатами опро са, опытный машинист сделал свое заклю чение, указал на отдельные недостатки и тут же предупредил, что проЕеденвое уче ние пе может удовлетворить матросов и тем более успокоить их, потому что оно проводилось без имитационных средств, и что в дальнейшем условия будут много сложнее. П тренировки продолжались с неослабевающим напряжением. Упорный труд дал свои результаты. Один за другим становились молодые матросы па самостоятельную вахту. Росло число отличников боевой и политической подготовки. Старшина 2 статьи Коптев, старшие матросы Кашуба и Исаев стали уважаемыми людьми на корабле, мастера ми своего дела, достойными преемниками тех машинистов, чьими руками обеспечи вался кораблю ход в памятную ночь удара по подводному противнику и победы над ним. Вместе с возрастающим мастерством матросов и старшин повышается и требо вательность мичмана. Устав — закон его жшни. Выполняя уставы и наставле ния. Буров строго взыскивает о тех матросов, которые пытаются действо вать вопреки уставу, и это естественно. | Человек, в жизнь которого прочпо вошли определенные уставом правила, пе может оставаться безразличным к тому, кто нарушает эти правила и тем наводит беспорядок в службе. К проступкам ма тросов мпчман бывает строг и взыскате лен. независимо от того, где совершен про ступок. Однажды на ходовой вахте Буров нахо дился в посту энергетики, наблюдая за показаниями приборов. Заметив падение вакуума, мичман снял телефопную трубку и коротко спросил: — Кто стоит па уплотнении? м Огаршипа вахты ответил: «Матр^ Аристархов». Этого было достаточпо, что бы вакуум вновь поднялся, п уже более стрелка вакууметра пе отклонялась от нормального положения. Когда Аристархов сменился с вахты, мичман напомнил ему, что опытному машинисту непростительна медлительпость в работе, а вакуум упу стить можно только из-за неповоротливости вахтенного, его нечетких депехпй.’ Огра ничат впушеппем, Буров предупредил Аристархова, что при повторении проступ ка оп будет строго паказап, ибо Аристар хов достаточно опытный Машинист, чтобы нести вахту без замечаний, что он и цвгфк лал до этого случая. Требовательность мпчмапа оправдывас^ ся успехами матросоз в боевой и полити ческой подготовке. Привычные к уставной требовательности, чувствуя постоянную поддержку старшины комапды, маши нисты с честью справляются с по ставленными перед ними задачами и уве ренно идут к воинскому мастерству. Пятнадцать лет служит па флоте ком мунист мичман Алексеи. Григорович Бу ров. За это время оп вырос до грамотного специатиста, политически развитого воина, умелого воспитателя подчиненных. Калитам Б. СН£ГИН* /
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz