На страже Заполярья. 1949 год. Июнь.

НА С Т Р А Ж Е ЗАП 29 июня 1S49 г., Ws 151 (3456). К Дню В о е н н о -Мо р с к о г о Фл ота ВЕЛИКИМ КОРАБЛЕСТРОИТЕЛЬ ★ ★ Наша отечественная наука многое сделала в области кораблестроения. На три года раньше, чем в Англии, осущест­ влена в нашей стране идея постройки броненосных крейсеров. А в Соединенных Штатах Америки такие крейсеры начали | строить на 13 лет позже, чем в России. Подводные лодки впервые появились в нашей стране. На стапелях наших заво- ! дов и по нашим же чертежам построены первые в мире эскадренные миноносцы. Тральщики — это тоже русские ко­ рабли. Впервые они подняли флаги и начали боевую работу на наших морях. Русские инженеры создали идею и чертежи пер- < вых в мире подводных заградителей. Значительно раньше, чем за границей, такие заградители построены нашими мастерами, из I отечественных материалов, на наших судостроительных верфях. Наша страна, великая морская держава — родина и колыбель кораблестроения. Мы рассказываем сегодня о жизни и научной работе одного из выдающихся наших кораблестроителей Алексея ! Николаевича Крылова. Академик Крылов внес в кораблестроение нашей Родины большой вклад. Им и его многочисленными учениками, «гнездом птенцов А. Н. Крылова», созданы замечательные корабли самых различных классов. В годы Великой Отечественной войны советские корабли успешно выдержали труднейшие испытанияг оказались по своим тактико-техниче­ ским данным значительно лучше заграничных. 1 АЛЕКСЕИ НИКОЛАЕВИЧ КРЫЛОВ Алексей Николаевич Крылов родился в сельце Висяге Ардатовекого уезда Симбир­ ской губернии (ныне Ульяновской области) 15 августа 1863 года. Когда А. Н. Крылову исполнилось де­ вять лет, отец его, желая поправить свое здоровье, решил переехать на гог Франции. Поместье было ликвидировано, и вся семья поселилась в Марселе, где прожила два го­ да. Здесь, в частном пансионе, приближав­ шемся по типу к коммерческому, училищу, мальчик основательно познакомился с французским языком и арифметикой. По возвращении в Россию он был вынужден пе­ реходить из одной школы ©другую, так как семья его отца, занявшегося коммерческой деятельностью, часто меняла местожитель­ ство. Во время пребывания в Севастополе он знакомится с моряками, героями слав­ ной обороны Севастополя. Под влиянием блестящих подвигов наших моряков в рус­ ско-турецкую войну А. Н. Крылов в 1878 г. поступил в младший подготови­ тельный класс Петербургского Морского училища, блестяще выдержав вступитель­ ные екзамены. А . Н. Крылов свое свободное время уде­ лял изучению математических наук в об*- еме университетского курса. Здесь пришло яа .помощь счастливое обстоятельство. Дя­ дя Алексея Николаевича — Александр Ми- дайлович Ляпунов, ученик знаменитого русского математика П. Л. Чебышева и в буцущем сам знаменитый математик, в то врэмя готовился к сдаче в Петербургском университете магистерского экзамена и подготовлял свою знаменитую магистер­ скую диссертацию. Он оказал большое вли­ яние на молодого А. Н. Крылова и руково­ дил его математическими занятиями. Мно­ гие математические идеи, которые П. Л. Че­ бышев высказывал на своих лекциях и в беседах со своими учениками, доходили до Алексея Николаевича через А. М. Ляпуно­ ва. Таким образом с полным правом А. Н. Крылова можно причаслять к ученикам самого П. Л. Чебышева. Неудивительно поэтому, что по своим знаниям молодой А. Н. Крылов превосхо­ дил даже некоторых преподавателей учи ­ лища. В 1884 г. он окончил Морское учи ­ лище и был произведен в мичманы с на­ граждением премией и с занесением его имени на мраморную доску. По окончании Морского училища А. Н. Крылов был прикомандирован к известно­ му нашему специалисту по компасному, де­ лу И. П. Коллонгу, работавшему- в Главном гидрографическом управлении и уже рань­ ше обратившему внимание на блестящие успехи А. Н. Крылова. Под его руковод­ ством А. П. Крылов выполнил свои первые научные работы по девиации компаса; здесь же приобрел прочные навыки в вы ­ числениях — навыки, которые он с тех лор не переставал развивать. Трудами Кол- лонга и позднее А. Н. Крылова русское компасное дело стало на первое место в мире. А. Н. Крылов, посвятив компасу свои первые научные работы, вернулся к этим вопросам более чем через пятьдесят лет — накануне Великой Отечественной войны 1941— 1945 гг. Дав углубленную разра­ ботку теории девиации («Основания тео­ рии девиации компаса», 1940), он иссле­ довал ряд вопросов теории гироскопическо­ го компаса, который за последние десяти- ] л е т я стал соперни- | ком магнитного ком­ паса на морских и воздушных кораблях. В последних своих работах по компасно­ му делу А. Н. Крылов разработал чрезвы­ чайно важную для практики теорию влия­ ния качкп корабля на показания компаса. За весь этот комплекс работ, законченный в 1940 г., А. Н. Крылов был удостоен в 1941 году Сталинской премии. Добившись на первых же порах своей научной деятельности значительных успе­ хов, ученый не захотел ограничиваться этой сравнительно узкой областью звания. Его привлекали теория корабля л корабле­ строение вообще, как «обширное поле для применения математики». Тысячи опасностей угрожают кораблю, начиная с того момента, когда его спу­ скают на воду. История кораблестроения знает многочисленные примеры того, как великолепнейшие корабли гибли при спу­ ске на воду, при испытаниях, при ремонте, не говоря уже о случаях гибели в открытом море во время тумана, бури, в бою. Зада­ ча (корабельного инженера, сооружающего корабль, — создать его таким, чтобы он, наилучлшм образом выполняя свою служ ­ бу, был надежно защищен от натиска сти­ хий, от всех случайностей, от оружия не­ приятеля. Решение этих задач в сущест­ венной своей части достигается путем ма­ тематического расчета, основанного на кри­ тическом применении законов физики и механики. Алексей Николаевич Брылю в своей многообразной и необыкновенно пло­ дотворной деятельности показал, как имен­ но следует ставить основные задачи нау­ ки о корабле на языке математики и меха­ ники, какие методы следует использовать для решения этих задач и, наконец, как доводаъ решение до численного результа­ та, составляющего конечную цель всякого исследования, исходящего из конкретных технических -задач. Чтобы подготовить се­ бя к серьезной работе в этой области, А. Н. Крылов решил поступить на кораблестрои­ тельное отделение Морской академии. В конце 1890 года А. Н . Крылов первым окончил Морскую академию с занесение* на мраморную доску. По представлению проф. Коркина А. Н. Крылов был оставлен при академии для подготовки к профессор­ скому званию. Вскоре он становится штат­ ным преподавателем Морского училища и доцентом Морской академии по математи­ ке. Вместе с тем он продолжает жадно изу­ чать математику и механику, посещает лекции в Петербургском университете А. Н. Коркина, Д. К . Бобылева, А. А . Мар­ кова, II. В . Мещерского, Д. А. Граве. С 1892 г. А. Н. Крылов стал читать в Морской академии курс теории корабля. Свои: первые .результаты, относящиеся к теории корабля, А. Н. Крылов опубликовал в 1893 г. в статье «Новый метод вычисле­ ния элементов корабля», составившей эпоху в кораблестроении. Разработанные им здесь приемы и. схемы для вычисления основных характеристик корабля — пло- вучести и остойчивости — стали с тех пор классическими. В 1898 г. А. Н, Крылов напечатал две своп замечательные работы, в первой из которых был дан исчерпывающий ответ на вопрос о поведении корабля при любом волнении, а, следовательно, решен вопрос о мореходных качествах корабля еще до И 863 — 1945) спуска его ва воду, над чем когда-то безуспешно работал > английский судострои­ тель В . Фруд. Во второй работе был разрешен другой основной вопрос: (какие усилия возникают в различных частях корпуса корабля при качке, и тем была дана возможность обе­ спечить надлежащую прочность корпусу корабля. дп работы разрешили главный вопрос, волновавший всех судостроителей, и заслу­ женно доставили автору мировую извест­ ность, как первому специалисту в области теории корабля. Теорию Крылова ввели в курс всех глав­ ных судостроительных школ мира. Разработав всю теорию строго математи­ чески, А . Н. Крылов указал, <как устра­ нить или, по крайней мере, уменьшить ви­ брации судна в влияние резонанса, крайне вредное для прочности. В развитии научно-технической деятель­ ности Алексея Николаевича Крылова вид­ ную роль сыграла его работа в 1900— 1908 гг. э Опытном бассейне Морского ведомства. При работе в Опытном бассейн» А . Н. Крылов вошел в близкий контакт со зна­ менитым адмиралом и ученым Степаном Осиповичем Макаровым, оказавшим очень большое влияние на формирование научно- морских щ ей молодого А. Н. Крылова. Б этому периоду относятся работы А. Н. Кры­ лова по непотопляемости корабля. С давних пор корабль подразделялся на отсеки посредством перегородок. Еслп корабль получал пробоину, то воду начи­ нали выкачивать, стараясь изолировать ее в пределах поврежденного отсека. А. Н. Крылов доказал и опытпым путем и путем расчетов, насколько важно придерживать­ ся определенной рациональной системы размещения этих отсеков прп строитель­ стве корабля, а также предложил и обос­ новал прием затопления отсеков, парных к поврежденному, как единственный ’ во многих случаях способ спасения судна. Дело в том, что при больших пробойная нет возможности быстро выкачать вли­ вающуюся воду; равновесие корабля на­ рушается, он накреняется и при неболь­ шом волнении может опрокинуться и за­ тонуть. Затопление надлежащего отсека посредство)® специальной системы труб и клапанов выравнивает корабль, восста­ навливая частично одно из его важнейших мореходных качеств — остойчивость. Нужно лишь суметь в угрожающей обста­ новке правильно выбрать, что затоплять. Для этой цели А. Н. Крылов составил специальные «Таблицы непотопляемости», которые получили распространение в ми­ ровом военном кораблестроении. Однако идеям А. Н. Крылова не без труда удалось преодолеть косность и бюрократизм. По­ надобился печальный опыт русско-япон­ ской войны для того, чтобы эти идеи, трагически подтвержденные гибелью ряда судов русского флота, взяли, наконец, верх. Так из фундаментальных, следующий одна за другой работ складывался мировой авторитет А. Н. Крылова. А. Н. Крылов постепенно создал целую школу свопх учеников, работавших по теории корабля и прочности его конструк­ ции, pro составило отдельную научную дисциплину— «Строительная механика ко­ рабля». Постепенно Морская академия преобра­ зовалась в одну из лучших в®мире, и глав­ ные кафедры технических отделений ее были заняты учениками А. Н. Крылова. Она стала «гнездом птенцов А. Н. Крыло­ ва». В промежуток 1908— 1910 гг. А. Н. Крылов в качестве главного инспектора кораблестроения и председателя Морского технического комитета возглавлял корабле­ строение всей России. Революция застала флота генерал-лей­ тенанта, академика А . Н. Крылова на по­ сту» члена Правления Российского общест­ ва пароходства и торговли. Истинный пат­ риот, А. Н. Крылов передал Советскому правительству весь подведомственный ему торговый флот в полном порядке и предо­ ставил все свои огромные способности, богатейшие знания и редкий жизненный опыт в распоряжение молодой Советской республики. В 1919 г. А. Н*. Крылов назначается на­ чальником Морской академии. А. Н. Крылову принадлежат крупные изыскания по теории упругости и сопро­ тивлению материалов. Его работа, относя­ щаяся еще к 1904— 1905 гг., содержит основной задачи по теории мостов — о напряжениях, вызываемых в тяжелой балке катящейся по ней невесомой массой. Эту задачу не могли решить знаменитые иностранные ученые Стокс и Сен-Венан. Одна эта работа ставила А. Н. Крылова в ряды ведущих механиков всего мира. В 1930 г. появляется новая книга A. Н. Крылова «0 расчете балок, лежащих на упругом основании». 0 редком успехе этой специальной книги, все страницы ко­ торой заполнены выкладками, может сви­ детельствовать то. что в течение двух лет она выдержала три издания. Как математик, умеющий прилагать ма­ тематику к решению важнейших практиче­ ских задач, А. Н. Крылов не знал себе рав­ ного в нашей стране, а может быть и во всем мире. Полувековая педагогическая деятель­ ность А. Н. Крылова была необыкновенно насыщенной, плодотворной и разнообраз­ ной. Кроме многочисленных инженеров, имевших счастье слушать этого изуми­ тельного лектора лично (среди них вы ­ дающиеся кораблестроители: академик B . Л. Поздюннн, члены*корр°спонденты Академии наук СССР Ю. А. Шиманский и П. Ф . Папкович, проф. Бубнов и др.), тысячи и десятки тысяч специалистов по вопросам техники и физико-математиче­ ских наук учились^ учатся и будут еще многие и многие годы учиться по его заме­ чательным Курсам. Советское правительство высоко ценило этого замечательного человека. В 1941 г. А. П. Крылов был удостоен Сталинской премии первой степени. В 1943 г. ему было присвоено звание Героя Сопиллистического Труда. Скончался Алексей Николаевич Крылов 26 октября 1945 года. Последней его не­ законченной работой была «История от­ крытия планеты Пептуна». Таков был этот замечательный предста­ витель русской науки, отдавший все свои необыкновенные дарования на служение своему народу. По книге «Люди русской ваукиз*. А. Н. Крылов. Изобретатель оптических приборов Научный сотрудник A. iM. Бахрах закон­ чил изучение хранящихся в архиве Акаде­ мии наук OOGP и в Центральном военно- морском архиве неопубликованных доку­ ментов о Герое Социалистического труда академике А. Н. Крылове. Первой работой А. Н. Крылова в этом на­ правлении было конструирование оптиче­ ских прицелов для орудий морской артил­ лерии. Во время русско-японской войны он взялся обеспечить оптическими прицелами суда эскадры, уходящей на Дальний Во­ сток. В короткий срок Крылов разработал и предложил морскому министерству проект оптического придала упрощенного типа. В 1907 — 1909 годах Крылов изобрел оптический прибор «Отмечатель» для обу­ чения наводке при качке. Эта новинка име­ ла большое значение. В 1907 году Крылов разработал также схему прибора для определения отклонения целика на ход противника — так называе­ мый «Упредитель». По мысли Крылова «Упрсдптсль» предназначался для опре­ деления отклонения целика в тех случаях, когда стреляющий корабль неподвижен и движется только цель, а также для опре­ деления отклонения целика при движении обоих кораблей. Хотя образец прибора и был изготовлен, однако Крылов, несмотря на неоднократные попытки, так и не по­ лучил средств для конструирования и из­ готовления жироскопа, необходимого для «Упредителя». Царские чиновники откло­ нили ходатайство Крылова. Любопытно выявленное в архиве письмо известного русского конструктора Я . Н. Перепелкина. Вот что писал Перепелкин 25 января 1911 года: — Многоуважаемый Алексей Никола­ евич! Не могу удержаться, чтобы не сооб­ щить Вам одной очень курьезной вещи. В своих странствиях я посетил, между про­ чим, завод Барра п Струда в Глазго... Все об’яспения по производству давал мне док­ тор Струд. Оп захотел меня удивить- одной: особенной вещью и решил показать прпсор. который у них составляет большой секрер и только что выработан... Вообразите себе, Алексей Николаевич, что я увидел прибер «Упредитель» — Ваш, который Вы делали для определения пелика...». Неоценимый вклад в науку Большой жизкенньгн путь прошел великий (русский у**еный, выдающийся теоре. тик кораблестроения Алек­ сеи Николаевич Крылов. Палигпдаком tynofi жи-зни служат его научные труда, его теория и расчеты, его открытия. Т.р^тды академи­ ка А. Н. Крылова служат для советской науки цейстг- эанным оружием, помога­ ющим строить для страны социализма — 'великой мор­ ской держзвы— первок.тас- сные морские вг океанские корабли. Вот далеко неполный пе­ речень научных ребзт А. Н. Крылова. Теория корабля, часть 1. Пловучссть и остойчи­ вость. Теория корабля, курс высших эоениоимор- 1оких училищ. Вибрация оудеэ. Качка корабля. Лекции о приближенных вычислениях. О некоторых дифференциальных уравне_ н } рях математической фи­ зики, имеющих приложение э технических вопросах. Общая теория (гироскопо:* и чгекоторьгх техническич i их применений. Мысли и | материалы о тгреподевзнии ; механики. Собрание трудов: том II — Компасное дело. 1 том IV — Баллистика, том V — Математика и меха, иика^ том VI — Астрономия. Основания теории дегаия. иии компаса. Новый метод вычисления элементов ко- 1 ,рабля. Таблицы непотоп­ ляемости. Беседы о спосо­ бах определения орбит комет и планет по малому числу наблюдении. О при­ ближенном численном пп. •тегри.-оваиии диффереицн. злыных уравнений, с при­ ложениями .к вычислению траекторий снарядоа. О ирлцатсльном движении продолтозатого снаряда. О рзечете бзлок, леркаших на упругом основании. Новая теория дарения луны. Каждая из этих книг обо­ гатили -русскую науку и практику И' с полным осно­ ванием характеризует Алек­ сея Николаевича Крылова кок одного из самых еы. дсющихся русских матема. тичоа, механглев и инже­ неров. Разговор в лондонской конторе П уб л и куем ы й ниж е небольш ой о тры во к из книги акад ем и ка А . Н . К р ы л о ва «М о и воспом инания», вы ­ ш едш ей в и зд ател ьстве А кад ем ии н а у к С С С Р в 1942 год у, яр ко х ар ак ­ тер и зуе т м огучий та л а н т учено го , его ум ение с первого взгл яд а у г а ­ д ы в а ть н аверн яка сам ое главное, сам о е н уж н о е д ля д ела , у гад ы в а ть то , чего долгими годами не могли у с та н о ви ть и р а ссчи та ть ки чли вы е ан глий ские кораблестроители и кон ­ стр ук то р ы . Эпи зод э то т наглядно п о ка зы вае т величие наш ей о течест ­ венной н ауки . Н е ш аблон и м ертвы е схемы л е ж а т в о снове н ауки , а см е­ л о с ть твор ческой мы сли , лом ающ ей каноны и ко сн о сть . В о снову нашей о течественной н ауки полож ены под­ линное н о вато р ство , строгий р асчет, опы т, пом нож енны й на ш ирокие тео ­ ретические познания. ☆ Обыкновенно в теории заботятся и счи­ тают хорошим достижением, если удается повысить коэфпциеет полезного действия винта на 4% , а практика показывает, что от механика, машинистов и кочегаров за­ висят пе 4— 5 % , а 70 — 75%. Для перевозки круглого леса, т. е. ба­ лансов (заготовки для бумаги длиною око­ ло 1,2 м и диаметром около 15 см ), про­ псов (рудничная крепь, такие же кругля­ ши, но длиною 2— 2,25 м .), телеграфных столбов, железнодорожных шпал выгодны пароходы тоннажа 5.000 — 6.000 т. Русско-норвежскому обществу был пред­ ложен такой пароход почти новый. При осмотре его все было исправно, машина и котлы чистые, а между том, ход его даже в тихую погоду прп расходе угля около 0,7 кг. па силу в час составлял всего око- ло 7 узлов. Я зашел в Лондоне в коптору | этого пароходства, чтобы посмотреть чер -1 тежп, — их пе оказачТось, но была отлич­ но сделанная модель парохода, примерно в 1/100 натуры. В конторе работал сам владелец, почтеппый, весьма любезный и симпатичный старик. .По модели я увидел, что диаметр винта был непомерно велик, так что, когда лопасть проходила через вер­ тикальное положение, то между ахтгрш- тевнем и лопастью оставался просвет мень­ ше 6 д. «Сэр, винт на модели сделан точно по масштабу?» — спросил я ста­ ричка. «О, да, наверное, вполне точ­ но». «Жогда введете ваш пароход в док для» окраски, велите обрезать лопасти вин­ та на 8 — 9 д. и пусть механик ставит ре­ гистр попрежнему, минутное число оборо­ тов увеличится, и корабль ваш пойдет бы­ стрее при том же расходе угля и будет развивать 9 или 9,5 узлов, а если вы за­ тем поручите хорошему заводу поставить новый винт, то получите и 10 узлов». Затем я узнал, что он приходил в Рус­ ско-норвежское общество узнать, кто я та­ кой, после чего послушался моего совета и примерно через полгода зашел ко мне: «Я обрезал ло тсти винта на 9 д., па­ роход теперь ходит 9,5 узлов, я не зпаю, как и благодарить вас са <ващ совет». «С меня достаточно и того, что вы сами зашли мне сооОщить о достигнутых i/''- зультатах». «Я удивляюсь, как вы сразу увидали, что надо делать». «Я тридцать два т с а читаю теорию корабля в Морской академии в Лепииграде» ГЕРОЙ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОГО ТРУДА Вы со ко оценила со ве тска я Род ина научны й подвиг А л е к ­ се я Н и ко лаеви ча К р ы л о ва — вы д аю щ его ся пр ед стави тел я р усских новаторов, м атем а ти ка , м еханика, ф и зика, астроном а, кораблестрои теля. С о ветско е пр ави тел ьство присвоило ем у в 1943 год у з в а ­ ние Гер о я С оц иали сти ческо го Тр уд а за «и склю чи тельны е за* сл уги перед го суд ар ством в об­ л а сти м атем ати ческих н а ук , теории и практики о течествен ­ ного кораблестроени я, много ­ летню ю плодотворную р аботу по проектированию и строи ­ те л ь с тв у современных военно- морских кораблей , а т а кж е крупнейш ие за сл у ги в деле под- , го товки вы сококвалиф ициро ­ ванны х сп ец иалистов военно- м орского ф ло та». и К новым победам I I В пятилетием плане вос­ становления и развития на­ родного хозяйства страны поставлена задача: сУвели. чить судостроение в 1950 году вдвое по сравнению с 1940 годом. Обеспе­ чить строительство в СССР сильного и могучего флота. Построить для советского флота новые корабли и но­ вые морские базы». Эта грандиозная задача, посиль­ ная только нашей социали­ стической стране, решается успешно самоотверженным трудом советских судо­ строителей. За первые две Сталин- ских пятилетки наша судо­ строительная промышлен­ ность дала флоту 500 но­ вых боевых кораблей. Эта цифра раскроет масштабы нашего судостроения ярко и убедительно, если иметь в виду, что за десятилетие перед первой мировой вой­ ной царская Россия пост­ роила кораблей в четыре раза меньше, чем Советский Союз. Да и можно ли срав­ нивать корабли царской России с могучими совет­ скими кораблями?! Даже_ в трудные годы Великой Отечественной войны ни на один день не останавливалась работа на судостроительных заводах советской страны. Их строил весь наш народ: Урал и Казахстан, Москва и Баку, степи и горы, поля и леса, деревни н города, заводы и колхозы — все вложили в корабль свою долю труда и богатства. За годы войны только на до­ бровольные взносы совет­ ских патриотов — рабочих и колхозников, учителей и инженеров, ученых и сту­ дентов — наша страна по. стоила и передала флоту 150 боевых кораблей. В апреле этого года опубликовано постановле­ ние Совета Министров СССР о присуждении Сталинских премий за выдающиеся ра- боты в области науки и изобретательства. В числе удостоенных Сталинской премии и военные моряки. Инженер-капитану 2 ранга В. С. Авдееву премия при­ суждена за разработку и коренное усовершенствова. ние технологии производст. ва корабля; начальнику Научно-испытательного гид­ рографического штурман­ ского института Ю. В. Ла- динскому — за разработку аппаратуры для кораб. лей; инженер.подполков. ннку Д. Ф. Жиляеву — за разработку конструкции ма­ шины для кораблей; инже. неру П. Н. Раллеву — за разработку н внедрение в промышленность новой мар. ки высокопрочной свари, ваемой стали; инженер-ка. питану 1 ранга А. А. Рих. теру — за разработку кон­ струкции и освоение произ­ водства легких малогаба. ритных дизелей; инженерам Т. Г. С м о л и н у , Ф. А. По- лаеву и М. П. Мартыненко — за разработку новых об­ разцов вооружения. Все эти и многие другие достижения и выдающиеся работы лауреатов Сталин­ ской премии — одно из многих доказательств того, что советские судостроите­ ли не стоят на месте, что наше судостроение растет и совершенствуется.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz