На страже Заполярья. 1949 год. Июнь.

За нашу Советскую Родину! на строж е ЗАПОЛЯРЬЯ № 149 (3484). Воскресенье, - 2 6 Ежедневная газета Северного флота ИЮ Н Я 1949 г. Гоя отдания 13-й. НАВСТРЕЧУ ДНЮ ВОЗДУШНОГО ФЛОТА У кр СССР ? ы л а т ы х в о и н о в , .* > С НАРАСТАЮ Щ ИМ ПОДЪЕ­ МОМ проходит боевая учеба у североморских летчиков. Верные патриоты Советской Родины, воз- ! I Свято хранить и умножать боевые традиции Сегодня наша газета публикует заклю­ чительный очерк нз серии «По залам му­ зея Северного флота». Экспонаты музея — замечательные реликвии боевой славы на­ шего флота, созданного, взращенного и вы ­ пестованного по I указаниям великого Сталина. Документы, картины, фотография, оружие героев и другпе реликвии, собран­ ные в музее, — богатый материал для воспитания воинов па славных боевых тра­ дициях флота. ч- В суровых боях за честь и незави­ симость социалистической Родины склады­ вались боевые традиции североморцев: гор­ дость службой на флоте, созданном великим Сталиным; верность Военной Присяге; по­ читание святыни корабля, части — бое­ вого знамени и самоотверженная защита его в бою; войсковое товарищество; стрем­ ление любой ценой, даже ценой’ собствен­ ной жизни, выполнить приказ командира; стремление к постоянному совершенствова­ нию своих воинских и политических зна­ ний. Значение традиций в жизни воинов ог­ ромно. М. П. Калинин говорил: « ...В гюен- ное ьремя полк или дивизия быстро могут восстановить- сбою мощь после любого сра­ жения, если только сохранился в них ко­ стяк, воплотивший в себе высоко раввитые боевые традиции части». Не меньшее значе­ ние •имеют боевые традиции! и в период Лярвой учебы. Традиции являются источ­ ником высокого боевого духа воинов, они рождают у них желание следовать хоро­ шим примерам и правилам. На этих традициях, на примерах героев великой Отечественной войны воспиты­ вается новое поколение североморцев — читальней степени способствует ■ воспита­ ние воинов на боевых традициях флота. ' Пропаганда боевых традиций Советской Армии, Авиации и Флота составляет важ ­ ную и неот’емлемую часть всей воспита­ тельной работы среди матросов и старшин. Раскрывая перед моряками исторические верни побед наших Вооруженных Сил, глу­ бокий смысл и /Содержание боевых тради­ ций, командиры и политработники, пар­ тийные и комсомольские организации спо­ собствуют тем самым воинскому и поли­ тическому росту моряков, еще более раз­ вивают у них любовь к Советской Отчизне, чувство ваконной военной, гордости, лю­ бовь к своему кораблю, части. Печатные и стенные газеты, корабельные и клубные радноуалы. библиотеки, все ♦культурно- просветительные учреждения флота могут в должны сделать очень многое для пропа­ ганды боевых традиций. Материал для пропаганды традиций фло­ та имеется не только в музее .Северного флота. Он есть на каж^м «орабле, в каж­ дой •части ,' подразделении.. Всячески за­ служивает поощрения и подражания. ини­ циатива летчиков-сафононцев, восстановив­ ших командный пункт дважды Героя Со­ ветского Союза Бориса Сафонова. Проведе­ ние бесед х митингов у памятников пав­ шим героям — одна из замечательных, доходчивых форм пропаганды традиций. На многих кораблях и в частях хранятся вещи, принадлежавшие . раньше героям, юртикн и другое оружие, письма, фото­ снимки и т . д. — надо чаще рассказывать морякам об этих реликвиях. Замечатель­ ным и ценным материалом для бесед с матросами являются истории корабля, ча- Патриотический почин Нины Назаровой душные воины отдают все силы и знания делу укрепления боевого могущества ,флота. Штурманы, летчики, воздушные стрелки, ме­ ханики и мотористы готовят до­ стойную встречу всенародному празднику — Дню Воздушного Флота СССР. ☆ . 1. ЛУЧШИЕ АВИАМЕХАНИКИ Q БОЛЬШОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ готовят материальную часть к по­ летам авиационные механики сер­ жанты Бычков и Бахарев. За небольшой период времени они переняли Опыт луч­ ших специалистов и теперь стали в под­ разделении лучшими механиками. — Любую трудоемкую работу, — го- бодыпое ворпт инженер, — они выполняют точ­ но, быстро, с высоким качеством. Им можно доверить самое сложное задание. Как-то механику Бахареву было при­ казано заменить моторы. Работа пред­ стояла очень ответственная ж тфудоея- Гудеровшица уральского автомобильного вавода имени Сталина . комсомолка Нива Назарова выступила инициатором социали­ стического соревнования за продление службы станков путем закрепления их за рабочими и организация образцового ухо­ да. * Начальник Главного управления авто­ мобильных заводов Министерства автомо­ бильной и тракторной промышленности СССР тов. А. Г. Шевелев в беседе с коррес­ пондентом ТАСС сообщил: — Патриотический почин новатора про­ изводства тов. Назаровой имеет значение не только для автомобильной про­ мышленности, но и для многих других от­ раслей народного хозяйства. Образцово ухаживая за оборудованием, правильно организуя труд, совершенствуя ----- ---- -------------- технологические процессы, Назарова доби- , кая. Он умело спланировал перепет» ме- я>рдых патриотов Советской Родины. Ма- ста. Альбомы знатнцх воинов, служивших тросы и старшины стремятся быть такими 1 и сражавшихся на этом корабле, письма же кужествеиными и бесстрашными, к а к ! демобилизованных североморцев, рассказы лётчик Борис Сафонов и подводник Магомед j старослужащих, беседы участников Вели- Гаккаев; такими стойкими и выносливыми в : бою, как морской пехотинец Алексей Клепач и катерник Александр Ковалев; так беречь честь боевого знамени и защищать лась больших производственных успехов. , Значительно увеличился межремонтный пе- i риод службы станков, выросла производи- тельность труда, резко улучш аю сь каче­ ство изделий. Повышение производственной ’ культуры благотворно сказалось на всей работе стахановки. Начинание гудеровщицы Назаровой на­ ходит широкий отклик на уральском авто­ заводе имени Сталина, Ульяновском авто­ мобильном, Сталинградском трмьториом за­ водах и других предприятиях Министер­ ства. Это движение t подхватывается рабо­ чими и работницами многих заводов и фабрик страны. (ТАСС ). роприятий. хорошо расставил салы, и приказ инженера был выполнен раньше срока. Летчик, облетавший его машину, дал вш ивую - « ш в у * труда сержанта Бахарева. . С хорошим И 99 МПВ 0 М я быстрее всех этот механик подготовил свой самолет и к летней эксплоатации. За честный и -самоотверженный ТРУД в его карточку взысканий и поощрений занесено десят­ ки поощрений. Дружным и сплочеявым коллективом славится технический экипаж сержан­ та Бычкова. Молодой механик умело • воспитывает своих подчи­ ненных н сумел ва короткое время добиться безотказной работы всех само­ летных агрегатов. Его помощники — ме­ ханик Заверен и моторист Гумиров от­ лаяно готоигг свое заведование к боевой учебе. В последний летный день экипаж Бычкова доброкачественно подготовил материальную часть к полету и заслу­ жил похвалу инженера. 2. «ЧТО ЧИТАТЬ О ДНЕ ВОЗДУШНОГО ФЛОТА СССР» Р КЛУБЕ летчиков библиотекой ор- ганизована выставка литературы к Дню Воздушного Флота. Тут читатель найдет и брошюры о росте воздушного флота за годы пятилеток, и материалы о героизме летчиков в боях за Радину, и кн и ге , и брошюры, посвященные товарищу Сталину — организатору ве­ ликих побед Советского Воздушного Фло­ та. На выставке также представлена и художественная литература о сталинских соколах, о советской авиации. 3. КОНУС СБРОШЕН! Ы АД АЭРОДРОМОМ прошел самолет буксировщик и сбросил конус.’ Вооруженцам бежать далеко за ним не пришлось. Летчик сбросил его прямо на стоянку. Вокруг белого полотнища соби­ раются механики, вооруженцы. Они внимательно рассматривают пробоины. <t Но самое большое оживление начинает- \ ся, когда приходят летчики. \ П тут же вооруженцы, подсчитав количество попаданий, называют, фамилии людей, изрешетивших новень- <■ кий конус. Десять пробоин сделал в ко­ нусе старший лейтенант Солодков. Его оценка — «отлично». 4. ВЕЧ ЕР Д РУЖ БЫ - U А-ДНЯХ по инициативе Патетиче­ ского управления флота в клубе летчиков состоится вечер дружбы сталинских соколов с моряками боевых кораблей. На вечере выступят участни­ ки Великой Отечественной войны — старшины, офицеры. В своих воспомина­ ниях о былых сражениях они расска­ ж ут о том, как в годы войны им помо­ гали громить ненавистного врага северо­ морские летчики. На вегаере .выступят также лет­ чики, Герои Советского Союза, ветераны Великой Отечественной войны. Они при­ ведут примеры боевого взаимодействия с кораблями флота, торпедными катераш и подводными лодками. (Наш корр.). Строительный университет Строительный университет — так на­ зывают одну нз крупнейших новостроек столицы на Песчаной улице. Панораму ее видишь сразу же цро выходе из станции метро «Сокол». Вот они. высоко в небо взметнувшиеся башенные краны, быстро вращающиеся ковши экскаваторов, один Для внутренней отделки домов также применена продукция заводского изготов­ ления — плиты сухой штукатурки. В результате, кроме того, что ускоряется от­ делка помещений, полностью исключаются и процессы мокрой .штукатурки, что поз­ воляет возводить дома зимой с таким же за друтим следующие самосвалы с породой •успехом, как и летом. тели Ленинграда, Киева, Минска, Днепро­ петровска, Запорожья, Смоленска, городов Урала и Сибири. Самоотверженным трудом, неустанным усовершенствованием методов своей рабо­ ты, новаторством проникнута вся деятель­ ность инженеров, техников а стахановцеи- строптелей на Песчаной улице. Это здесп кой Отечественной войны — все это дол-1 жно быть в полной мере использовано в воспитательной, работе с личным составом. Приближается знаменательная дата — его в бою, как это делал» те.рои «Тум ана»;! шестиадцатилегие • со дня посещения быть такими верными боевыми товарища- j великим Сталиным н его верными соратни­ ки , какими были североморские лётчики j вами Кировым и- Ворошиловым Заполярья. Яокровский и Максимович; так же храб- \ Моряки готовятся достойно встретить День ро и умело выполнять приказы командо- Военно-Морского Флота н День Военно- вания. как выполняли Сивков и Каторж- Воздушного Флота. В этот период пропа- ный. Это стремление воплощается в кон- ганде боевых традиций должен быть при- вретзые патриотические дела ■— в упор- дан особенно широкий размах. Необходимо ную боевую и политическую учебу, высо­ кую дисциплинированность, в настойчи­ вость при выполнении заданий -командова­ ния на походах в море, во время полетов, учений, стрельб и т . д. ! В традициях заключен боевой опыт, на- «тленны й флотом в годы Великой Отече­ ственной войпы. Традиции вызывают у воинов рвение и любовь к службе. В пуб­ ликуемом? сегодня очерке «Герои мирных дней» рассказывается о том. как воины старшины 2 статьи Белозерова, следуя пе- редозым флотским традициям, добились того, что все отделение стало отличным. Таких отделений уже немало па нашем флоте: отличные расчеты у артиллери­ стов, отличные экипажи и звенья у лет­ чиков, отличные бригады у судоремонт­ ников — это новое патриотическое движе­ ние североморцев. Переход от отдельных отличников к отличным отделениям —- это новая, более высокая ступень боевого мастерства. Росту этого мастерства в зна- рассказать морякам, что традиции нашего флота, так же. как и традиции всех Воору-1 женных Снл.; неотделимы от великих тра -1 днций партии Ленина — Сталина, необхо- j димо. показать роль большевистской партии ! и ее вождей Ленина и Сталина в строи -1 тельстве и укреплении наших Вооружен­ ных Сил, роль велтюго Сталина в еозда- нии нашего флота, в достижении всемирно- .’исторических побед нашего народа в Вели-j кой Отечественной войне. Сила наших традиций состоит в том, что они вызывают у воинов благородпов стремление следовать в повседневной служ­ бе и учебе примерам героев, всегда и во всем походить на них. Все матросы и стар-, шины должны хорошо знать традиции на­ шего флота, постоянно развивать и умно­ жать их, добиваясь еще больших успехов в боевой и политической подготовке, зака­ ляя свою волю и силу для новых подви­ гов во имя великой социалистической Ро­ дины, во имя .дела коммунизма. К 240-летию Полтавской битвы ПОЛТАВА, 24 июня. (ТАСС ). Общест­ венность Полтавщины деятельно готовятся к знаменательной исторической дате — 240-летию со дня разгрома шведской ар­ мии иод Полтавой, исполняющемуся 8 ию­ ля. * Полтаву за последнее время посещают многочисленные экскурсии, изучающие исторические памятники. , В исторнпо- краеведческом мувее для райопов области изготовлены две передвижные фотовыставки, ' посвящен­ ные славному ^юбилею. Экепоаоцяя «Полтавский бой» дополнена новыми экспонатами, характеризующими воен­ но-экономическое положение" страны во время Петра I. На предприятиях и уч ­ реждениях, в колхооах. совхозах на­ учные работники музея, члены общества по распространению политических и науч­ ных зпапий. лекторы обкомов я райкомо- партии читают лекции о Полтавской бит­ ве. * и автомашины, оом. цементом. груженые кирпичом, ле- Дома строятся по заранее разработанно-: знатные каменщики столицы депутат Вер- му графику. Каждая бригада, выполнив ровного Совета РСФСР Федос Шавлюгин и Еще недавно здесь в беспорядке стояли свои работы по одному зданию, сейчас же t Василий Королев впервые применили про­ грессивный метод кирпичной кладки сп и «пятеркой». Их опыт стал сейчас достоя­ нием каменщиков многих городов страны. Четырнадцать многоэтажных домов воз­ водится сейчас на Песчаной улице. Пять из них уже сданы в эксплоатапию. В каж­ дом из них по 44 благоустроенных квар­ тиры с центральным отоплением, гамм, ванными комнатами, уютными, светлыми и поточно-скорост- j КуХнями. В ньШешнем году здесь начнется строительство еше 20 таких же домов. А дета- ления дали возможность значительно со-; всего намечено построить на Песчаной би- деревянные домики. Сейчас на их месте возникают красивые четырех- и пятиэтаж­ ные каменные жилые дома. Они возводятся по типовым проектам, пото*шоскоростными методами. Весь передовой опыт, накопленный ар­ хитекторами. инженерами, конструкторами переходит на другое. Как правило, первы­ ми идут землекопы, за ними — бетонщи- j ки. сооружающие фундаменты, за бетон-: щиками — каменщики, возводящие стены j зданий, плотники, штукатуры, водопровод­ чики, электрики. Такая последователь­ ность строго соблюдается, начиная от j и стахановцами-строителямн за годы ре- рытья котлованов до сдачи готового здания конструкции Москвы, нашел здесь. свое | Государственной приемочной комиссии. обобщенное выражение. За кирпичной кладки дома на исключением Песчаной не Q ные типовые проекты, методы, и детали строятся, а собираются из готовых лей, доставляемых сюда с заводов. Все } кратить сроки трудоемкие работы выполняют машины и j ше, например, строительства пятиэтажный домов. Рань- жилой дом механизмы. Они роют котлованы, грузят на самосвалы землю, подают на этажи строительные материалы. При помоши специальных механизмов производится возводился в течение 15 — 18 месяцев, теперь — за .100 дней— в пять-шесть раз быстрее обычного. Новостройку на Песчаной улице нееяро- установка оконных и дверных блоков, «ар-; с та . называют строительным унивррснте- ттизов и архитектурных деталей, украшаю­ щих фасады зданий. том. Сюда для того, чтобы воспринять пе­ редовой опыт москвичей, приезжают строп- лее 300 жилых домов, школ, магазинов, кинотеатров, детских учреждений. В недалеком будущем Песчаная улица превратится в широкую асфальтированную и озелененную столичнуйг магистраль, ко­ торая соединит Ленинградское шоссе с Хорошевским. Д, ЗАХАРОВ. - * * \ ИЗДАНИЕ НА ТАТАРСКОМ ЯЗЫКЕ ГРОИЗВЕДЕНИЯ В. И. ЛЕНИНА «ИМПЕРИАЛИЗМ, КАК ВЫСШАЯ СТАДИЯ КАПИТАЛИЗМА» КАЗАНЬ. (ТАСС ). Татарское Государст­ венное издательство выпустило в свет книгу В . П. Ленина «Империализм, как высшая стадия капитализма», переведен­ ную на татарский язык. Этот труд В . И. Ленина издается на татарском языке впер­ вые. * Памяти В. В. Куйбышева ТОМСК. (ТАСС ). В Томске открыт па­ мятник выдающемуся деятелю большевист­ ской партии и Советского государства В . В . Куйбышеву. Он установлен на берегу То­ ми, в центральном сквере города. Трудящиеся Томской области свято чтут память верного сорзтнпка В . И. Ленина и И. В . Сталина — Б . В . Куйбышева, тесно связавшего свою жизнь и революционную деятельность с Сибирью. В селе Парым закончено восстановление дома, в котором В , В . Куйбышев жил в 1910 — 1912 го­ дах во время ссылки его сюда царским •правительством. В нем будет открыт му­ зей имени В., В . Куйбышева. На другом здании села установлена . мемориальная доска с надписью: «В этом доме по ини­ циативе В . В . Куйбышева в 1910 — 1912 годах была организована столовая полнт- ссыльных, служившая местом партийно- политической работы большевиков». Имя В . В . Куйбышева сейчас носит крупнейший в Сибири Томский Государст­ венный университет. К пребыванию делегации венгерских крестьян в Москве Пребывающая в СССР делегация вен- тетских крестьян в Москве посетила мав­ золей В . П. Ленина, Центральный музей В . И. Ленина, зал .подарков; товарищу И. В. Сталину в музее Революции. В Третьяковской галерее гости осмотре­ ли картины русских л советских художни­ ков. , Члены делегации выезжали в колхозы Подмосковья, где ознакомились с организа­ цией колхозного производства, с жизнью и работой московских колхозников. Делегация венгерских крестьян ^осмотре­ ла цехи, детский сад и ясли Люберецкого завода сельхозмашиностроения. Гости присутствовали на спектакле' «Ле- SejHHoe озеро» в Большой театре* 24 июня труженики венгерской деревни провели весь день в Горках Ленинских, где посетили дом-музей В . И. Ленина. На опытных р полях базы Всесоюзной академия сельскохозяйственных наук име­ ни В . И.' Ленина они ознакомились с вы ­ дающимися работами виднейшего совет­ ского ученого академика Т. Д. Лысенко. Гости интересовались участками ветвистой пшеницы, а также эффектом яровизации семян. С большим вниманием члены делегации осмотрели лесозащитную полосу, ферму крупного' рогатого скота. 25 июня делегация выезжает в Ленин­ град. (ТАСС ), -v НА КОМАНДОРСКИХ ОСТРОВАХ ОСТРОВ БЕРИНГА . (ТАСС). На Коман­ дорских остроьах наступила весна. Все чаще и чаще пробиваются сквовь туманы- лучи весеннего солнца. Весна 'Хля жителей островов — начало большой работы. В те­ чение короткого лета нужно заготовить щ>м для животных, запасти рыбу, приве­ сти в порядок жилые дома, хоояйстаенные постройки. В нынешнем году подготовка к летним работам проведена • образцово. Раньше обычного отремонтированы промысловый плот, орудия лова рыбы. Часть судов уже вышла на промысел. Несмотря на рабочую страду, на остро­ вах не прекращается культурная жизнь. Здесь очень любят жнигу: Все жители яв ­ ляются читателями островных - *библиотек. Среди алеутов, проживающих на Коман­ дорских островах, нет неграмотных. Мно­ гие пз них окончили семилетние шг.о.ты , различные учебные заведения в Петропав- ловске-Камчатском, на «Большой земле». В каждом доме можно видеть сочинения Пуш­ кина, Гоголя, Льва Толстого, Тургенева, Чехова, Горького, советских писателей. Но­ вая интересная книга, как правило, про­ читывается всеми жителями. HR стильных МДГИСТРЯЛЯХ РОСТОВ-НА-ДОНУ Железнодорожники Дона, Кубани и Ставрополья готовятся к перевозкам зерна пового урожая. Коллектив Сальского отде­ ления Сев(фо-Кавказской магистрали на хлебопогрузочных станциях отремонтиро­ вал склады для хранения зерна, весовое хозяйство, механизмы. Прп разгрузке и погрузке хлеба саль- ские железнодорожники применят нынче простое, но очень эффективное новшество — деревянные пастилочные площадки для приемки зерна. С этих площадок зерно бу­ дет грузиться в железнодорожные составы. Такое мероприятие ускорит погрузочные операции, устранит потери хлеба. Механизированным способом предусмот­ рено обработать почти 90 процентов всех сельскохозяйственных продуктов, посту­ пивших для транспортировки. На ряде стаицнй дороги погрузка хлеба электрифяцируется. ЛЕНИНГРАД Первым на работу по именному уплот­ ненному графику был переведен паро­ воз депо Ленинград-Сортировочное«Москов­ ское, обслуживаемый машинистами гг. Ива­ новым, Калиновским н Смирновой. Этот локомотив регулярно совершает рекорд­ ные пробеги — по 614 километров в сутки. •. / Опыт тов. Иванова обсужлался па спе­ циальном совещании диспетчеров, маши­ нистов. Во всех депо для машинистов-пяти- согннков разработаны уплотненные графи­ ки. 24 июня вся главная линия от Ленин­ града до Москвы перешла на работу по новым графикам. Дорога получила возмож­ ность отставить в запас четыре локомоти­ ва. Это даст не менее 180 тысяч рублей экономии в (месяц. J ЯРОСЛАВЛЬ Паровозные бригады ярославской маги­ страли соревнуются за вождение тяжело­ весных составов. На-днях машинист депо Лосиноостровское тов. . Трипткян провел подряд несколько тяжеловесных поездов. За эти рейсы он перевез сверх нормы мно­ го груза и сэкономил две тонны угля. Замечательный рейс совершил машинист паровоза депо Сонково тов. Панов. Вес до­ ставленного им поезда превысил норму на 925 тонн. На 800 тонн больше нормы во­ дят поезда другие машинисты и водители локомотивов. ДР0Г0БЫЧ В социалистическом соревновании за достойную гютречу Всесоюзного Дня желез­ нодорожника коллектив Самборской дистан­ ции пути добился крупной производствен­ ной победы — выполнил пятилетнпй план в три с половиной года. За пять с полови­ ной месяцев текущего года путейцы полу­ чили свыше 160 тысяч рублей экономии и высвободили около 70 тысяч рублей из оборотных средств. АШХАБАД На Ашхабадской дороге создано 20 теп­ ловозных колонн, водителями которых яв­ ляются лучшие машинисты. Соревнуясь за 500-километровые пробега, многие, ма­ шинисты добились значительных успехов. Машинист депо Красноводск тов. Дымонт в последние дни довел пробег своего теп­ ловоза до 510 километров в сутки. Маши­ нист депо Ашхабад тов. Чуй-кин до'шлея среднесуточного пробега локомотива в 609 километров, машинист тов. Мурмаме- дов — 549 километров. Стахановская работа машинистов внес­ ла поправки в существующий график:обо­ рота тепловозов. В депо Казанджпк. Мары, Ашхабад, Красноводск введен новый уп ­ лотненный график. •* (ТАСС). у НИХ опаленные лучами тропического солнца лица. •Вернувшись недавно . в свой порт, моряки горячо расска­ зывают о многом интересном, что видели на далеком и трудном пу­ ти. Южными широтами прошел па­ роход «Днепропетровск» свой путь из Таллина во Владивосток. Рейс был очень тяжелый и для экипажа явился суровым экзаме­ ном на отличное знание морско­ го дела, выносливость, умение •преодолевать любые препятствия. В составе команды преобладали молодые моряки и лишь трое бы­ ли когда-то в тропиках и знали ярость океанских штормов: первый помощник капитана Ни­ колай Федулов, седоволосый боц- мап Михкель Мейус и старший мехаппк Николай Никитин. Оставив за кормой Балтику, «Днепропетровск» пересек Север­ ное море, Ламанш, Биокай, мино­ вал Гибралтар, прошел Средизем­ ное море, Суэцкий канал, Крас­ ное море, Баб-эль-Мандебский пролив, Аравийское море, Индий­ ский океан, Восточно.Китайское южными ИРОТАМИ и Желтое моря, Корейский пролив, Японское море и, нако­ нец, прибыл в родные дальнево­ сточные воды. Уже в Северном море балтий­ цев встретила буря, трепавшая пароход до тех пор, пока он не ушел в воды Ламанша. Но самое суровое испытание пришлось им выдержать в Южно-Китайском и Желтом морях, где штормы ча­ сто достигали 11 баллов. — Вы должны закончить рсйс по-стахановски — доставить груз во Владивосток в срок, — сказа­ ли в Таллинском порту. И команда «Днепропетровска», несмотря пи на что, блестяще справилась с ответственным за­ данием: пароход пришел в порт назначения на 6 суток до срока В тропиках приходилось рач • тать прп температуре, доходив­ шей до 40 градусов, а в кочегар­ ках — превышающей часто и ни разу не пожаловался конан- ! истощенных диру на трудности. Молодые мо­ ряки вели себя стойко и мужест­ венно в течение всего похода, длившегося два с половиной ме­ сяца. Отстояв вахту в условиях шторма и тропической жары, и несколько отдохнув после того, моряки брались за книги и учеб­ ники, проводили шахматный тур­ нир или слушали доклады и лек­ ции. В пути • было прочитано 16 лекций. Наглядным материалом к лек­ циям о дкияяи в капиталистиче­ ских странах служило то. что мо­ ряки видели во время стоянок в заграничных портах. В главном | снилось, голодом, полуразде­ тых людей. Они наблюдали, как среди сотен еннталеэов, томилов и негров, погружавших уголь на корабли, были • н десятилетние мальчики, похожие на стариков, старики, инвалиды и измученные непосильным трудом женщины в истлевших лохмотьях. Многие просили у советских моряков хле­ ба, показывая руками на живо­ ты и рассказывая на своих на­ речиях что-то жалостное. Погру­ жали они уголь корзинами. Это был адский труд. Специально назначенные старшины палками подгоняли грузчиков. Как выя- ' рацией того мира, в котором Тос- ска» машинист Костромкн в до­ кладе о жизни молодежи в импе­ риалистических колониях сооб­ щил, что в таких местах, как Коломбо, трудящиеся живут в среднем не более 23-х лет, то нп у кого пз присутствовавших на собрании это не вызвало ни сом­ нения, ни удивления. Тяжелый, невыносимый труд рабочих сок­ ращает пх жизнь. Остаповкп, сделанные з ан ­ глийских колониях — Сингапуре и Гонконге, еще раз наглядно убедили, сколь старательно импе­ риалисты всюду одинаково насаж­ дают свою «культуру». Для молодых советских моря­ ков этот впервые совершавшийся пмп большой и трудный рейс явился также отличной демонст- 1 *>рпде острова Цейлон Коломбо моряки совершили несколько эк­ скурсий. Опи увидели и роскош­ ные особняки богачей в центре города, и целые кварталы, полу- разваляншихся бамбуковых и ка­ мышовых шалашей на окраинах, 50—55 градусов. Однако никто J населенных . дедовамн уысяч за восемь часов такой каторжной работы несчастные получали всего лишь один ин­ дийский рупий, на который мож­ по было купить... один килограмм бананов или полкилограмма яб­ лок. 5 когда позднее, на пути к Син- Ea$ypyi хамсорг еДцвпроретров- j, подствует и угнетает трудящихся американский доллар и англий­ ский фунт. Многое увидели и мно­ гое познали наши моряки во вре­ мя этого плавания, и тем сильнее была радость, охватившая их, при виде берегов дорогой социа­ листической Отчизны. ----- . И. АМУРСКИЙ.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz