На страже Заполярья. 1949 год. Июнь.
За нашу Советскую Родину! на строж е ЗАПОЛЯРЬЯ № 149 (3484). Воскресенье, - 2 6 Ежедневная газета Северного флота ИЮ Н Я 1949 г. Гоя отдания 13-й. НАВСТРЕЧУ ДНЮ ВОЗДУШНОГО ФЛОТА У кр СССР ? ы л а т ы х в о и н о в , .* > С НАРАСТАЮ Щ ИМ ПОДЪЕ МОМ проходит боевая учеба у североморских летчиков. Верные патриоты Советской Родины, воз- ! I Свято хранить и умножать боевые традиции Сегодня наша газета публикует заклю чительный очерк нз серии «По залам му зея Северного флота». Экспонаты музея — замечательные реликвии боевой славы на шего флота, созданного, взращенного и вы пестованного по I указаниям великого Сталина. Документы, картины, фотография, оружие героев и другпе реликвии, собран ные в музее, — богатый материал для воспитания воинов па славных боевых тра дициях флота. ч- В суровых боях за честь и незави симость социалистической Родины склады вались боевые традиции североморцев: гор дость службой на флоте, созданном великим Сталиным; верность Военной Присяге; по читание святыни корабля, части — бое вого знамени и самоотверженная защита его в бою; войсковое товарищество; стрем ление любой ценой, даже ценой’ собствен ной жизни, выполнить приказ командира; стремление к постоянному совершенствова нию своих воинских и политических зна ний. Значение традиций в жизни воинов ог ромно. М. П. Калинин говорил: « ...В гюен- ное ьремя полк или дивизия быстро могут восстановить- сбою мощь после любого сра жения, если только сохранился в них ко стяк, воплотивший в себе высоко раввитые боевые традиции части». Не меньшее значе ние •имеют боевые традиции! и в период Лярвой учебы. Традиции являются источ ником высокого боевого духа воинов, они рождают у них желание следовать хоро шим примерам и правилам. На этих традициях, на примерах героев великой Отечественной войны воспиты вается новое поколение североморцев — читальней степени способствует ■ воспита ние воинов на боевых традициях флота. ' Пропаганда боевых традиций Советской Армии, Авиации и Флота составляет важ ную и неот’емлемую часть всей воспита тельной работы среди матросов и старшин. Раскрывая перед моряками исторические верни побед наших Вооруженных Сил, глу бокий смысл и /Содержание боевых тради ций, командиры и политработники, пар тийные и комсомольские организации спо собствуют тем самым воинскому и поли тическому росту моряков, еще более раз вивают у них любовь к Советской Отчизне, чувство ваконной военной, гордости, лю бовь к своему кораблю, части. Печатные и стенные газеты, корабельные и клубные радноуалы. библиотеки, все ♦культурно- просветительные учреждения флота могут в должны сделать очень многое для пропа ганды боевых традиций. Материал для пропаганды традиций фло та имеется не только в музее .Северного флота. Он есть на каж^м «орабле, в каж дой •части ,' подразделении.. Всячески за служивает поощрения и подражания. ини циатива летчиков-сафононцев, восстановив ших командный пункт дважды Героя Со ветского Союза Бориса Сафонова. Проведе ние бесед х митингов у памятников пав шим героям — одна из замечательных, доходчивых форм пропаганды традиций. На многих кораблях и в частях хранятся вещи, принадлежавшие . раньше героям, юртикн и другое оружие, письма, фото снимки и т . д. — надо чаще рассказывать морякам об этих реликвиях. Замечатель ным и ценным материалом для бесед с матросами являются истории корабля, ча- Патриотический почин Нины Назаровой душные воины отдают все силы и знания делу укрепления боевого могущества ,флота. Штурманы, летчики, воздушные стрелки, ме ханики и мотористы готовят до стойную встречу всенародному празднику — Дню Воздушного Флота СССР. ☆ . 1. ЛУЧШИЕ АВИАМЕХАНИКИ Q БОЛЬШОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ готовят материальную часть к по летам авиационные механики сер жанты Бычков и Бахарев. За небольшой период времени они переняли Опыт луч ших специалистов и теперь стали в под разделении лучшими механиками. — Любую трудоемкую работу, — го- бодыпое ворпт инженер, — они выполняют точ но, быстро, с высоким качеством. Им можно доверить самое сложное задание. Как-то механику Бахареву было при казано заменить моторы. Работа пред стояла очень ответственная ж тфудоея- Гудеровшица уральского автомобильного вавода имени Сталина . комсомолка Нива Назарова выступила инициатором социали стического соревнования за продление службы станков путем закрепления их за рабочими и организация образцового ухо да. * Начальник Главного управления авто мобильных заводов Министерства автомо бильной и тракторной промышленности СССР тов. А. Г. Шевелев в беседе с коррес пондентом ТАСС сообщил: — Патриотический почин новатора про изводства тов. Назаровой имеет значение не только для автомобильной про мышленности, но и для многих других от раслей народного хозяйства. Образцово ухаживая за оборудованием, правильно организуя труд, совершенствуя ----- ---- -------------- технологические процессы, Назарова доби- , кая. Он умело спланировал перепет» ме- я>рдых патриотов Советской Родины. Ма- ста. Альбомы знатнцх воинов, служивших тросы и старшины стремятся быть такими 1 и сражавшихся на этом корабле, письма же кужествеиными и бесстрашными, к а к ! демобилизованных североморцев, рассказы лётчик Борис Сафонов и подводник Магомед j старослужащих, беседы участников Вели- Гаккаев; такими стойкими и выносливыми в : бою, как морской пехотинец Алексей Клепач и катерник Александр Ковалев; так беречь честь боевого знамени и защищать лась больших производственных успехов. , Значительно увеличился межремонтный пе- i риод службы станков, выросла производи- тельность труда, резко улучш аю сь каче ство изделий. Повышение производственной ’ культуры благотворно сказалось на всей работе стахановки. Начинание гудеровщицы Назаровой на ходит широкий отклик на уральском авто заводе имени Сталина, Ульяновском авто мобильном, Сталинградском трмьториом за водах и других предприятиях Министер ства. Это движение t подхватывается рабо чими и работницами многих заводов и фабрик страны. (ТАСС ). роприятий. хорошо расставил салы, и приказ инженера был выполнен раньше срока. Летчик, облетавший его машину, дал вш ивую - « ш в у * труда сержанта Бахарева. . С хорошим И 99 МПВ 0 М я быстрее всех этот механик подготовил свой самолет и к летней эксплоатации. За честный и -самоотверженный ТРУД в его карточку взысканий и поощрений занесено десят ки поощрений. Дружным и сплочеявым коллективом славится технический экипаж сержан та Бычкова. Молодой механик умело • воспитывает своих подчи ненных н сумел ва короткое время добиться безотказной работы всех само летных агрегатов. Его помощники — ме ханик Заверен и моторист Гумиров от лаяно готоигг свое заведование к боевой учебе. В последний летный день экипаж Бычкова доброкачественно подготовил материальную часть к полету и заслу жил похвалу инженера. 2. «ЧТО ЧИТАТЬ О ДНЕ ВОЗДУШНОГО ФЛОТА СССР» Р КЛУБЕ летчиков библиотекой ор- ганизована выставка литературы к Дню Воздушного Флота. Тут читатель найдет и брошюры о росте воздушного флота за годы пятилеток, и материалы о героизме летчиков в боях за Радину, и кн и ге , и брошюры, посвященные товарищу Сталину — организатору ве ликих побед Советского Воздушного Фло та. На выставке также представлена и художественная литература о сталинских соколах, о советской авиации. 3. КОНУС СБРОШЕН! Ы АД АЭРОДРОМОМ прошел самолет буксировщик и сбросил конус.’ Вооруженцам бежать далеко за ним не пришлось. Летчик сбросил его прямо на стоянку. Вокруг белого полотнища соби раются механики, вооруженцы. Они внимательно рассматривают пробоины. <t Но самое большое оживление начинает- \ ся, когда приходят летчики. \ П тут же вооруженцы, подсчитав количество попаданий, называют, фамилии людей, изрешетивших новень- <■ кий конус. Десять пробоин сделал в ко нусе старший лейтенант Солодков. Его оценка — «отлично». 4. ВЕЧ ЕР Д РУЖ БЫ - U А-ДНЯХ по инициативе Патетиче ского управления флота в клубе летчиков состоится вечер дружбы сталинских соколов с моряками боевых кораблей. На вечере выступят участни ки Великой Отечественной войны — старшины, офицеры. В своих воспомина ниях о былых сражениях они расска ж ут о том, как в годы войны им помо гали громить ненавистного врага северо морские летчики. На вегаере .выступят также лет чики, Герои Советского Союза, ветераны Великой Отечественной войны. Они при ведут примеры боевого взаимодействия с кораблями флота, торпедными катераш и подводными лодками. (Наш корр.). Строительный университет Строительный университет — так на зывают одну нз крупнейших новостроек столицы на Песчаной улице. Панораму ее видишь сразу же цро выходе из станции метро «Сокол». Вот они. высоко в небо взметнувшиеся башенные краны, быстро вращающиеся ковши экскаваторов, один Для внутренней отделки домов также применена продукция заводского изготов ления — плиты сухой штукатурки. В результате, кроме того, что ускоряется от делка помещений, полностью исключаются и процессы мокрой .штукатурки, что поз воляет возводить дома зимой с таким же за друтим следующие самосвалы с породой •успехом, как и летом. тели Ленинграда, Киева, Минска, Днепро петровска, Запорожья, Смоленска, городов Урала и Сибири. Самоотверженным трудом, неустанным усовершенствованием методов своей рабо ты, новаторством проникнута вся деятель ность инженеров, техников а стахановцеи- строптелей на Песчаной улице. Это здесп кой Отечественной войны — все это дол-1 жно быть в полной мере использовано в воспитательной, работе с личным составом. Приближается знаменательная дата — его в бою, как это делал» те.рои «Тум ана»;! шестиадцатилегие • со дня посещения быть такими верными боевыми товарища- j великим Сталиным н его верными соратни ки , какими были североморские лётчики j вами Кировым и- Ворошиловым Заполярья. Яокровский и Максимович; так же храб- \ Моряки готовятся достойно встретить День ро и умело выполнять приказы командо- Военно-Морского Флота н День Военно- вания. как выполняли Сивков и Каторж- Воздушного Флота. В этот период пропа- ный. Это стремление воплощается в кон- ганде боевых традиций должен быть при- вретзые патриотические дела ■— в упор- дан особенно широкий размах. Необходимо ную боевую и политическую учебу, высо кую дисциплинированность, в настойчи вость при выполнении заданий -командова ния на походах в море, во время полетов, учений, стрельб и т . д. ! В традициях заключен боевой опыт, на- «тленны й флотом в годы Великой Отече ственной войпы. Традиции вызывают у воинов рвение и любовь к службе. В пуб ликуемом? сегодня очерке «Герои мирных дней» рассказывается о том. как воины старшины 2 статьи Белозерова, следуя пе- редозым флотским традициям, добились того, что все отделение стало отличным. Таких отделений уже немало па нашем флоте: отличные расчеты у артиллери стов, отличные экипажи и звенья у лет чиков, отличные бригады у судоремонт ников — это новое патриотическое движе ние североморцев. Переход от отдельных отличников к отличным отделениям —- это новая, более высокая ступень боевого мастерства. Росту этого мастерства в зна- рассказать морякам, что традиции нашего флота, так же. как и традиции всех Воору-1 женных Снл.; неотделимы от великих тра -1 днций партии Ленина — Сталина, необхо- j димо. показать роль большевистской партии ! и ее вождей Ленина и Сталина в строи -1 тельстве и укреплении наших Вооружен ных Сил, роль велтюго Сталина в еозда- нии нашего флота, в достижении всемирно- .’исторических побед нашего народа в Вели-j кой Отечественной войне. Сила наших традиций состоит в том, что они вызывают у воинов благородпов стремление следовать в повседневной служ бе и учебе примерам героев, всегда и во всем походить на них. Все матросы и стар-, шины должны хорошо знать традиции на шего флота, постоянно развивать и умно жать их, добиваясь еще больших успехов в боевой и политической подготовке, зака ляя свою волю и силу для новых подви гов во имя великой социалистической Ро дины, во имя .дела коммунизма. К 240-летию Полтавской битвы ПОЛТАВА, 24 июня. (ТАСС ). Общест венность Полтавщины деятельно готовятся к знаменательной исторической дате — 240-летию со дня разгрома шведской ар мии иод Полтавой, исполняющемуся 8 ию ля. * Полтаву за последнее время посещают многочисленные экскурсии, изучающие исторические памятники. , В исторнпо- краеведческом мувее для райопов области изготовлены две передвижные фотовыставки, ' посвящен ные славному ^юбилею. Экепоаоцяя «Полтавский бой» дополнена новыми экспонатами, характеризующими воен но-экономическое положение" страны во время Петра I. На предприятиях и уч реждениях, в колхооах. совхозах на учные работники музея, члены общества по распространению политических и науч ных зпапий. лекторы обкомов я райкомо- партии читают лекции о Полтавской бит ве. * и автомашины, оом. цементом. груженые кирпичом, ле- Дома строятся по заранее разработанно-: знатные каменщики столицы депутат Вер- му графику. Каждая бригада, выполнив ровного Совета РСФСР Федос Шавлюгин и Еще недавно здесь в беспорядке стояли свои работы по одному зданию, сейчас же t Василий Королев впервые применили про грессивный метод кирпичной кладки сп и «пятеркой». Их опыт стал сейчас достоя нием каменщиков многих городов страны. Четырнадцать многоэтажных домов воз водится сейчас на Песчаной улице. Пять из них уже сданы в эксплоатапию. В каж дом из них по 44 благоустроенных квар тиры с центральным отоплением, гамм, ванными комнатами, уютными, светлыми и поточно-скорост- j КуХнями. В ньШешнем году здесь начнется строительство еше 20 таких же домов. А дета- ления дали возможность значительно со-; всего намечено построить на Песчаной би- деревянные домики. Сейчас на их месте возникают красивые четырех- и пятиэтаж ные каменные жилые дома. Они возводятся по типовым проектам, пото*шоскоростными методами. Весь передовой опыт, накопленный ар хитекторами. инженерами, конструкторами переходит на другое. Как правило, первы ми идут землекопы, за ними — бетонщи- j ки. сооружающие фундаменты, за бетон-: щиками — каменщики, возводящие стены j зданий, плотники, штукатуры, водопровод чики, электрики. Такая последователь ность строго соблюдается, начиная от j и стахановцами-строителямн за годы ре- рытья котлованов до сдачи готового здания конструкции Москвы, нашел здесь. свое | Государственной приемочной комиссии. обобщенное выражение. За кирпичной кладки дома на исключением Песчаной не Q ные типовые проекты, методы, и детали строятся, а собираются из готовых лей, доставляемых сюда с заводов. Все } кратить сроки трудоемкие работы выполняют машины и j ше, например, строительства пятиэтажный домов. Рань- жилой дом механизмы. Они роют котлованы, грузят на самосвалы землю, подают на этажи строительные материалы. При помоши специальных механизмов производится возводился в течение 15 — 18 месяцев, теперь — за .100 дней— в пять-шесть раз быстрее обычного. Новостройку на Песчаной улице нееяро- установка оконных и дверных блоков, «ар-; с та . называют строительным унивррснте- ттизов и архитектурных деталей, украшаю щих фасады зданий. том. Сюда для того, чтобы воспринять пе редовой опыт москвичей, приезжают строп- лее 300 жилых домов, школ, магазинов, кинотеатров, детских учреждений. В недалеком будущем Песчаная улица превратится в широкую асфальтированную и озелененную столичнуйг магистраль, ко торая соединит Ленинградское шоссе с Хорошевским. Д, ЗАХАРОВ. - * * \ ИЗДАНИЕ НА ТАТАРСКОМ ЯЗЫКЕ ГРОИЗВЕДЕНИЯ В. И. ЛЕНИНА «ИМПЕРИАЛИЗМ, КАК ВЫСШАЯ СТАДИЯ КАПИТАЛИЗМА» КАЗАНЬ. (ТАСС ). Татарское Государст венное издательство выпустило в свет книгу В . П. Ленина «Империализм, как высшая стадия капитализма», переведен ную на татарский язык. Этот труд В . И. Ленина издается на татарском языке впер вые. * Памяти В. В. Куйбышева ТОМСК. (ТАСС ). В Томске открыт па мятник выдающемуся деятелю большевист ской партии и Советского государства В . В . Куйбышеву. Он установлен на берегу То ми, в центральном сквере города. Трудящиеся Томской области свято чтут память верного сорзтнпка В . И. Ленина и И. В . Сталина — Б . В . Куйбышева, тесно связавшего свою жизнь и революционную деятельность с Сибирью. В селе Парым закончено восстановление дома, в котором В , В . Куйбышев жил в 1910 — 1912 го дах во время ссылки его сюда царским •правительством. В нем будет открыт му зей имени В., В . Куйбышева. На другом здании села установлена . мемориальная доска с надписью: «В этом доме по ини циативе В . В . Куйбышева в 1910 — 1912 годах была организована столовая полнт- ссыльных, служившая местом партийно- политической работы большевиков». Имя В . В . Куйбышева сейчас носит крупнейший в Сибири Томский Государст венный университет. К пребыванию делегации венгерских крестьян в Москве Пребывающая в СССР делегация вен- тетских крестьян в Москве посетила мав золей В . П. Ленина, Центральный музей В . И. Ленина, зал .подарков; товарищу И. В. Сталину в музее Революции. В Третьяковской галерее гости осмотре ли картины русских л советских художни ков. , Члены делегации выезжали в колхозы Подмосковья, где ознакомились с организа цией колхозного производства, с жизнью и работой московских колхозников. Делегация венгерских крестьян ^осмотре ла цехи, детский сад и ясли Люберецкого завода сельхозмашиностроения. Гости присутствовали на спектакле' «Ле- SejHHoe озеро» в Большой театре* 24 июня труженики венгерской деревни провели весь день в Горках Ленинских, где посетили дом-музей В . И. Ленина. На опытных р полях базы Всесоюзной академия сельскохозяйственных наук име ни В . И.' Ленина они ознакомились с вы дающимися работами виднейшего совет ского ученого академика Т. Д. Лысенко. Гости интересовались участками ветвистой пшеницы, а также эффектом яровизации семян. С большим вниманием члены делегации осмотрели лесозащитную полосу, ферму крупного' рогатого скота. 25 июня делегация выезжает в Ленин град. (ТАСС ), -v НА КОМАНДОРСКИХ ОСТРОВАХ ОСТРОВ БЕРИНГА . (ТАСС). На Коман дорских остроьах наступила весна. Все чаще и чаще пробиваются сквовь туманы- лучи весеннего солнца. Весна 'Хля жителей островов — начало большой работы. В те чение короткого лета нужно заготовить щ>м для животных, запасти рыбу, приве сти в порядок жилые дома, хоояйстаенные постройки. В нынешнем году подготовка к летним работам проведена • образцово. Раньше обычного отремонтированы промысловый плот, орудия лова рыбы. Часть судов уже вышла на промысел. Несмотря на рабочую страду, на остро вах не прекращается культурная жизнь. Здесь очень любят жнигу: Все жители яв ляются читателями островных - *библиотек. Среди алеутов, проживающих на Коман дорских островах, нет неграмотных. Мно гие пз них окончили семилетние шг.о.ты , различные учебные заведения в Петропав- ловске-Камчатском, на «Большой земле». В каждом доме можно видеть сочинения Пуш кина, Гоголя, Льва Толстого, Тургенева, Чехова, Горького, советских писателей. Но вая интересная книга, как правило, про читывается всеми жителями. HR стильных МДГИСТРЯЛЯХ РОСТОВ-НА-ДОНУ Железнодорожники Дона, Кубани и Ставрополья готовятся к перевозкам зерна пового урожая. Коллектив Сальского отде ления Сев(фо-Кавказской магистрали на хлебопогрузочных станциях отремонтиро вал склады для хранения зерна, весовое хозяйство, механизмы. Прп разгрузке и погрузке хлеба саль- ские железнодорожники применят нынче простое, но очень эффективное новшество — деревянные пастилочные площадки для приемки зерна. С этих площадок зерно бу дет грузиться в железнодорожные составы. Такое мероприятие ускорит погрузочные операции, устранит потери хлеба. Механизированным способом предусмот рено обработать почти 90 процентов всех сельскохозяйственных продуктов, посту пивших для транспортировки. На ряде стаицнй дороги погрузка хлеба электрифяцируется. ЛЕНИНГРАД Первым на работу по именному уплот ненному графику был переведен паро воз депо Ленинград-Сортировочное«Москов ское, обслуживаемый машинистами гг. Ива новым, Калиновским н Смирновой. Этот локомотив регулярно совершает рекорд ные пробеги — по 614 километров в сутки. •. / Опыт тов. Иванова обсужлался па спе циальном совещании диспетчеров, маши нистов. Во всех депо для машинистов-пяти- согннков разработаны уплотненные графи ки. 24 июня вся главная линия от Ленин града до Москвы перешла на работу по новым графикам. Дорога получила возмож ность отставить в запас четыре локомоти ва. Это даст не менее 180 тысяч рублей экономии в (месяц. J ЯРОСЛАВЛЬ Паровозные бригады ярославской маги страли соревнуются за вождение тяжело весных составов. На-днях машинист депо Лосиноостровское тов. . Трипткян провел подряд несколько тяжеловесных поездов. За эти рейсы он перевез сверх нормы мно го груза и сэкономил две тонны угля. Замечательный рейс совершил машинист паровоза депо Сонково тов. Панов. Вес до ставленного им поезда превысил норму на 925 тонн. На 800 тонн больше нормы во дят поезда другие машинисты и водители локомотивов. ДР0Г0БЫЧ В социалистическом соревновании за достойную гютречу Всесоюзного Дня желез нодорожника коллектив Самборской дистан ции пути добился крупной производствен ной победы — выполнил пятилетнпй план в три с половиной года. За пять с полови ной месяцев текущего года путейцы полу чили свыше 160 тысяч рублей экономии и высвободили около 70 тысяч рублей из оборотных средств. АШХАБАД На Ашхабадской дороге создано 20 теп ловозных колонн, водителями которых яв ляются лучшие машинисты. Соревнуясь за 500-километровые пробега, многие, ма шинисты добились значительных успехов. Машинист депо Красноводск тов. Дымонт в последние дни довел пробег своего теп ловоза до 510 километров в сутки. Маши нист депо Ашхабад тов. Чуй-кин до'шлея среднесуточного пробега локомотива в 609 километров, машинист тов. Мурмаме- дов — 549 километров. Стахановская работа машинистов внес ла поправки в существующий график:обо рота тепловозов. В депо Казанджпк. Мары, Ашхабад, Красноводск введен новый уп лотненный график. •* (ТАСС). у НИХ опаленные лучами тропического солнца лица. •Вернувшись недавно . в свой порт, моряки горячо расска зывают о многом интересном, что видели на далеком и трудном пу ти. Южными широтами прошел па роход «Днепропетровск» свой путь из Таллина во Владивосток. Рейс был очень тяжелый и для экипажа явился суровым экзаме ном на отличное знание морско го дела, выносливость, умение •преодолевать любые препятствия. В составе команды преобладали молодые моряки и лишь трое бы ли когда-то в тропиках и знали ярость океанских штормов: первый помощник капитана Ни колай Федулов, седоволосый боц- мап Михкель Мейус и старший мехаппк Николай Никитин. Оставив за кормой Балтику, «Днепропетровск» пересек Север ное море, Ламанш, Биокай, мино вал Гибралтар, прошел Средизем ное море, Суэцкий канал, Крас ное море, Баб-эль-Мандебский пролив, Аравийское море, Индий ский океан, Восточно.Китайское южными ИРОТАМИ и Желтое моря, Корейский пролив, Японское море и, нако нец, прибыл в родные дальнево сточные воды. Уже в Северном море балтий цев встретила буря, трепавшая пароход до тех пор, пока он не ушел в воды Ламанша. Но самое суровое испытание пришлось им выдержать в Южно-Китайском и Желтом морях, где штормы ча сто достигали 11 баллов. — Вы должны закончить рсйс по-стахановски — доставить груз во Владивосток в срок, — сказа ли в Таллинском порту. И команда «Днепропетровска», несмотря пи на что, блестяще справилась с ответственным за данием: пароход пришел в порт назначения на 6 суток до срока В тропиках приходилось рач • тать прп температуре, доходив шей до 40 градусов, а в кочегар ках — превышающей часто и ни разу не пожаловался конан- ! истощенных диру на трудности. Молодые мо ряки вели себя стойко и мужест венно в течение всего похода, длившегося два с половиной ме сяца. Отстояв вахту в условиях шторма и тропической жары, и несколько отдохнув после того, моряки брались за книги и учеб ники, проводили шахматный тур нир или слушали доклады и лек ции. В пути • было прочитано 16 лекций. Наглядным материалом к лек циям о дкияяи в капиталистиче ских странах служило то. что мо ряки видели во время стоянок в заграничных портах. В главном | снилось, голодом, полуразде тых людей. Они наблюдали, как среди сотен еннталеэов, томилов и негров, погружавших уголь на корабли, были • н десятилетние мальчики, похожие на стариков, старики, инвалиды и измученные непосильным трудом женщины в истлевших лохмотьях. Многие просили у советских моряков хле ба, показывая руками на живо ты и рассказывая на своих на речиях что-то жалостное. Погру жали они уголь корзинами. Это был адский труд. Специально назначенные старшины палками подгоняли грузчиков. Как выя- ' рацией того мира, в котором Тос- ска» машинист Костромкн в до кладе о жизни молодежи в импе риалистических колониях сооб щил, что в таких местах, как Коломбо, трудящиеся живут в среднем не более 23-х лет, то нп у кого пз присутствовавших на собрании это не вызвало ни сом нения, ни удивления. Тяжелый, невыносимый труд рабочих сок ращает пх жизнь. Остаповкп, сделанные з ан глийских колониях — Сингапуре и Гонконге, еще раз наглядно убедили, сколь старательно импе риалисты всюду одинаково насаж дают свою «культуру». Для молодых советских моря ков этот впервые совершавшийся пмп большой и трудный рейс явился также отличной демонст- 1 *>рпде острова Цейлон Коломбо моряки совершили несколько эк скурсий. Опи увидели и роскош ные особняки богачей в центре города, и целые кварталы, полу- разваляншихся бамбуковых и ка мышовых шалашей на окраинах, 50—55 градусов. Однако никто J населенных . дедовамн уысяч за восемь часов такой каторжной работы несчастные получали всего лишь один ин дийский рупий, на который мож по было купить... один килограмм бананов или полкилограмма яб лок. 5 когда позднее, на пути к Син- Ea$ypyi хамсорг еДцвпроретров- j, подствует и угнетает трудящихся американский доллар и англий ский фунт. Многое увидели и мно гое познали наши моряки во вре мя этого плавания, и тем сильнее была радость, охватившая их, при виде берегов дорогой социа листической Отчизны. ----- . И. АМУРСКИЙ.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz