На страже Заполярья. 1949 год. Июнь.

24 ежжя 1949 г., № 147 (3452). НА С Т Р А Ж Е З А П О Л Я Р Ь Я Н А Н В Е С Т И З А Н Я Т И Я П О Т Е М Е „ПОСЛЕВОЕННАЯ СТАЛИНСКАЯ ПЯТИЛЕТКА" На предыдущих занятиях слушатели усвсилн, как под руководством парши Ленина — Сталина народы нашей страны добились всемилшо-нст'.рпчегкон победы — построения социализма. Ш учсние темы «Послевоенная сталинская пятилетка» должно помочь слушателям еще глубже понять великую жнзпенную силу социа­ листического строя п его преимущества. | обеспечивающие как быстрое залечивание ран, нанесенных войной, так н новый под’ем всех отраслей хозяйства и культу-: ры СССР па пути завершения построения социализма п постепенного перехода от со­ циализма к коммунизму. Изучение темы «Послевоенная сталин­ ская пятилетка» рассчитано на трп запя- j тия, соответственно трем разделам брошю­ ры. I. Первое занятие посвящается основным вадс-чам послевоенной пятилетки. Пропагандист раз’яспяет, что выполне- 2 Ш 6 послевоенного пятилетнего плана озна­ чает не только ликвидацию тяжелых по­ следствий войны, но п дальнейшее разви­ тие народного хозяйства пашей страны с тем, чтобы зпачптельпо превзойти довоен­ ный уровень, повысить материальное бла- гоастоянпе народа и еще больше укрепить воезшо-экономическую мощь СССР. Обрисовав условия, в которых осущест- влш ея в СССР переход к производству мираой продукции, пропагандист раз’ясня- ет, какие трудности необходимо было пре­ одолеть нашей стране в связи с пере­ стройкой народного хозяйства на мирный лад. Обратив внимание слушателей на то, что трудности послевоенною времени были вызваны прежде' всего огромными разруше­ ниями, причиненными стране врагом, про­ пагандист иллюстрирует размеры разруше­ ний на отдельных примерах. Для этого це­ лесообразно использовать материалы пз Сборника сообщений Чрезвычайной Госу­ дарственной комиссии о злодеяниях немец­ ко-фашистских захватчиков, а в районах, подверипихся оккупации, использовать ме­ с т ью примеры. Пропагандист подчерки­ вает, что любое капиталистическое госу­ дарство, понеся такие потери, было бы от­ брошено в своем развитии далеко назад и в течение многих лет не могло бы встать па вагя. Только Советское государство обла­ дает могучими внутренними силами для решения гравдиозных задач послевоенного восстановления и дальнейшего быстрою раяз я т я народною хозяйства, какими не располагает и не может располагать, ни едво капиталистическое государство. Все т « м ы направляются большевистской партией, политика которой является жиз- йвевой основой советского строя. Основой успешного перехода нашей страны к организации производства при­ менительно к мирным условиям явилась Ьбществевная собственность на средства производства, могучие движущие силы развития нашего общества — морально- политическое единство советского народа, дружба народов и животворный советский ^шриотизм. Чтобы слушатели глубже и наш отее поеяди' преимущества советского строя пе­ ред, капиталистическим, пропагандист дол- ж« 1 < показать, как происходил переход к мщгаому производству в капиталистиче­ ских отранах. Каяшгалистический мир, раздираемый борьбой «между эксплоатируемыми и экс- плоататорааш. не в состоя!ши преодолеть острейших противоречий послевоеипого пе­ риода. Переход буржуазных государств o ri войны к миру вызвал рост безработицы/! совращение производства, усиление экс- i плоатапии трудящихся, сопровождался | ■усиленным наступлением монополий нзг жизненный уровень народа путем новы- 1 шения цен на предметы первой необходи-1 мости, дальнейшею завинчивания налого­ вого пресса и т. д. Переход к мирному производству в ка­ питалистических странах сопровождается сокращением производства во всех без иашочения буржуазных государствах,1 участвовавших во второй мировой войне. В США, которые не понесли никаких потерь от войны, уровень производства знал зна­ чительно ниже в процентном отношении, чем после первой мировой войны. Для ил­ люстрации наживы монополий во время войны можно использоб^ать материалы из клети «1.000 амершеапцев». Приведя эти фавгы, пропагандист подчеркивает, что щ>звосходство социалистической системы над капиталистической наглядно н ярко проявилось как в годы воины, так и в послевоенный период. Далее руководитель занятий пере­ ходит к рассмотрению основных задач пос­ левоенной пятилетки. Раз’яс пив главную хошгйственно-полптическую задачу пос­ левоенной пятилетки, пропагандист напо­ минает слушателям, что в годы борьбы за социалистическую индустриализацию стра. пы тяжелая промышленность являлась ос- позным звеном преобразования нашей стра­ ны из отсталой аграрной в передовую ин­ дустриальную. И в послевоеппый период первоочередной задачей явилось восстанов­ ление и дальнейшее развитие тяжелой про-, мышленностп. Пропагандист при этом об­ ращает внимание слушателей па огромную работу, которую необходимо было проде-' дать для восстановления -разрушенной тя- 1 явелой промьппленпостн в районах страны, подвергшихся немецкой оккупации. Так, в южном промышленном районе л некоторых районах центра гитлеровцы разрушили 61 доменную печь, 225 мар- j теновских печей, 171 прокатных стана,: 131 коксовую батарею. Кроме того, зна­ чительно подорванной сказалась топлив­ ная н энергетическая база на юге, был j разрушен Днепрогэс. •Раз’яснив необходимость первоочередно-! го восстаповления тяжелой промышленно­ сти, пропагандист должен показать, какое его имеет зиачеппе для под’ ема всех дру­ гих отраслей народного хозяйства — же­ лезнодорожного транспорта, сельского хо­ зяйства, промышленности, производящей претметы потребления. Ио рассказа пропагапдпета слушатели должны уяснить, какое огромное значение в послевоенном пятилетием плане придает­ ся техническому прогрессу во всех 'отрас­ лях народного хозяйства. Па основе .чтого прогресса обеспечивается неуклонный нод’- ем производства и повышение производи­ тельности труда. В связи с этим перед со­ ветской наукой возникли новые большие задачи. Необходимо, как указывал товарищ Сталин, в ближайшее время не только до­ гнать, по и превзойти достижения науки за пределами СССР. Здесь целесообразно привести примеры пз жизни своего завода, шахты, фабрики, колхоза, указав иа высокую производитель­ ность нового оборудования, создаваемого в годы послевоенной пятилетки. Таковы, на­ пример, токарные станки с высокими ско­ ростями резания металла, врубовая маши­ на МВ-60, горный комбайн н т .д . В ка­ честве иллюстрации можно привести мощ­ ный гидроагрегат для Днепрогэса, изго­ товленный в Ленинграде, показатели кото­ рого значительно лучше, чем у агрегатов американских фирм. Пропагандист должен привести в качестве примера технического прогресса в сельо£охозяйственном производ­ стве внедрение самоходного комбайна, хлопкоуборочной машины, картофелеубо­ рочной машины и т. д. Затем руководитель занятии расска­ зывает о задачах промышленности, транс­ порта ц сельского хозяйства в послево­ енной пятилетке н •раз’ясняет значение приведенных в брошюре важнейших цифр о пятилетке. ' Выполнение задач, поставленных поо* довоенным пятилетним планом, обеспечи­ вает дальнейшее укрепление обороноспо­ собности пашей Родины, знаменует новый крупный шаг советского народа на путп постепенного перехода от емщалпзма к коммунизму. Развернутая беседа no этому разделу должна быть посвящена выяснению усло­ вий перехода к мирному производству в послевоенный период и глубокому уясне­ нию слушателями основных зздач послево­ енного пяталегвего плана. Беседу можно начать с того, чтобы один нз слушателей рассказал о задачах, выдвинутых товарищем Сталиным перед советским народом в это речи на собра­ нии избирателей Сталинского избиратель- ного округа г. Москвы 9 февраля 1946 года. Затем следует перейти л вопросу о перестройке вашего народного хозяйства соответственно задачам послевоенного мир­ ного 'Периода и выяснению трудностей, связанных с э т а переходов*. Слушатели, используя конкретные примеры своего предприятия, Волхова, расскажут, *ав преодолевались эта трухяости. После этого пропагандисту следует по­ ставить вопрос— почему так успешно советский наро* справился с трудгной за­ дачей перестройки нашего хозяйства при­ менительно к мирному периоду? В ответах на- этот вопрос слушатели расскажут о преимуществах советского общественного и государственного строя, о роли великой партии Ленина — Сталина. Слушатели расскажут, ка кяш острыми противоречиями сопровождался переход к мирному производству в капиталистиче­ ских странах и почему капиталистические страны не в состояния преодолеть проти­ воречий послевоенного периода. В связи с этим необходимо показать, в каких тяже­ лых условиях живут, трудящиеся в капи­ талистических странах и как все более ухудшается их жизнь. Далее беседа развертывается вокруг основных задач послевоенного пятилетне­ го плана в области промышленности, сель- ского хозяйства и повышения материаль­ ного и жультурного уровня трудящихся. В процессе беседы целесообразно ис­ пользовать альбом наглядных пособий о пятилетием плане восстановления и раз­ вития народного хозяйства СССР на 1946 — 1950 годы. В беседе необходимо осветить основные задачи пятилетки своей республики, края, области, района, завода, шахты, МТС, колхоза и т . д. Пропагащист подводит слушателей к мысли о том, что план дан­ ного предприятия есть часть общегосудар­ ственного плана развития хозяйства и культуры в пашей стране по пути к ком­ мунизму. II. Второе занятие посвящается всенародной борьбе за выполнение послевоенного пятя- легпего плана. Пспольвуя материалы, опубликованные в нашей печати, пропагандист рассказыва­ ет о передовых людях своей республики, края, области, района, завода, МТС, колхо­ за, об успехах передовиков города и де­ ревни в борьбе за выполнение послевоен­ ного пятплетнего плана. Советское государство еще в ходе войны начало восстанавливать тяжелую промыш­ ленность в освобождаемых районах и ужо тогда обеспечило введение в сгрой значи­ тельной части промышленных предприя­ тий, разрушенных врагом. Это имело важ­ ное значение для успешного выполнения плана первого года послевоенной пятплет- ки. Послевоенная перестройка народного хозяйства уже была в основном завершена у пас в первом году послевоенной пяти­ летки. В рассказе следует подчеркнуть, что большевистские планы рассчитаны не па среднеарифметические нормы, достигнутые в производстве, а на среднепрогрессивные пормы, то есть равняются па передовиков. Для иллюстрации этого положения хорошо показать, какую роль сыграло внедрение среднепрогрессивных норм в деле успеш­ ной борьбы за выполнение послевоенного пятилетнего плана на данном заводе, фаб­ рике, шахте, в совхозе п МТС, какую роль сыграли новые нормы в колхозном производстве, устанавливаемые па основе достижений передовиков селд/скохдаяйст- венного производства. Датее руководитель занятий пока­ зывает, каких громадных успехов доби­ лись советские люди под руководством партии Ленина — Сталина на протяжении трех лет борьбы за досрочное выполнение послевоенной пятилетки в промышленно­ сти. Для этого необходимо использовать сообщения об итогах выполнения планов восстановления и развития народного хо­ зяйства , а также привести примеры из жизни области, района, завода, шах­ ты, совхоза, колхоза и т. л. Пропа­ гандист раз’ясняет слушателям значение приведенных в брошюре цифр о выполне­ нии пятилетки. 1 а примере роста трактор­ ного парка и увеличения количества сельскохозяйственных машин нужно под- \ вести слушателей к глубокому пониманию значения успехов промышленности для под’ема сельского хозяйства. Показывая успехи социалистического сельского хозяйства за три года послево­ енной пятилетки, пропагандист отмечает увеличение посевных площадей, рост урожая и под’ем л:ивотноводсгва. исполь­ зуя и в этом случае соответствующие дан­ ные из сообщений об итогах вьшоонешя планов. Над<* также раз’яснпть слушателям великое значепне грандиозного сталинского плана преобразования природы. * • Паши хозяйственные успехи играют огромпую роль в повышении благосостоя­ ния народа. Здесь важпо указать на зна­ чение проведенпых в копне 1947 года денежной реформы и отмены карточной системы снабжения для роста материаль­ ного и культурного уровня трудящихся пашей страны. Необходимо также в этой связи напомнить о новом снижении госу­ дарственных розничных цен, проведенном с 1 марта 1949 года, н показать, как возросло потребление трудящихся. Улучшение условий быта можно пока­ зать на примере» жилищного строитель­ ства, а под’ем культурного уровня — иа развитии науки, культуры н искусства. ■Беседа по второму занятию должна раз­ вернуться вокруг вопроса, в чем находит свое выражение всенародная борьба оа вы ­ полнение пятилетиего. плана, как в социа­ листическом соревновании проявляются трудовой энтузиазм н социалистическая сознательность советских людей, как со­ циалистическое соревнование стало массо­ вым — всенародным. Слушатели должны ясно себе предста­ вить, что труд в СССР является дедом че­ сти п славы. Онп должны привести фак­ ты , свидетельствующие, как высоко пар­ тия и правительство ценят и поощряют высокопроизводительный, самоотверженный труд. Необходимо, чтобы слушателя уясняли в ходе беседы, какую огромную мобили­ зующую силу имеют оошш ветичеемв обязательства .трудящихся в письмах на имя товарища Сталина. Пропагащист добивается того, чтобы слушатели четко уовоили значение и смысл приведенных в брошюре цифр о вы­ полнении заданий пятилетки в области промышленности, сельского хозяйства и повышения благосостоянии народа. Руководя беседой, пропагандист подво­ дит слушателей к выводу, что всенарод­ ный под’ем в борьбе 8 а выполнение пит- лешего плана одновременно сопровож­ дается непрерывным улу*нпеялсы мате -1 роального положения трудящихся нашей страны. Чем становится богаче Советское государство, чем лучше выполняются го-! сударственные планы, тем краше деяаегся! жизнь трудящихся. III. . Третье занятно по теме «Послевоенная сталинская пятилетка» ставит своей целью раз’яснпть основные задачи в борьбе за досрочное выполнение пятаяет-; ки. Занятие должно мобилизовать слуша- • телей на то, чтобы они были в этой борь­ бе инициаторами и вожаками. • Пропагандист раз’ясняет всю важаоотъ ■ борьбы за досрочное выполнение пятилег- него плана и показывает, какими путями советские люди» добиваются этого. При этом он подчеркивает, что для досрочного выполнения послевоенной пятилетки не-! обходимо прежде всего непрерывно повы-' шать производительность труда, шире развертывать социалистическое соревнова­ ние. В борьбе за повьипение производитель­ ности труда огромное значение имеет вне­ дрение передовых методов организации производства и труда: непрерывно-поточ­ ное производство, автоматизация, механи­ зация п т. д. Необходимо стремиться к оснащению всех отраслей народного хо­ зяйства передовой техникой и повышению квалификации рзбочнх, инженеров и тех­ ников. Важнейшим рычагом досрочного выпол­ нения пятилетиего плана является социа -1 диетическое соревнование, которое товарищ j Сталин назвал коммунистическим методом i строительства социализма. Социалистиче.! ское соревнование в пашей страпе стало' массовым, всенародным; в его бурпом ро­ сте выражаются морально-политическое единство, горячий советский патриотизм нашего парода. Социалистическое соревно­ вание направлено к тому, чтобы трудя­ щиеся в пашей страпе работали все бо­ лее и более производительно. В своих письмах великому вождю и учителю товарищу Сталину трудящиеся нашей страны берут па себя обязатель- j ства выполнить пятилетку досрочно. Эти письма — выражение глубокой любви трудящихся к социалистической Родяпе, к большевистской партии, к товарищу Сталину. Эта письма являются показате­ лем огромного политического и культурно -1 технического роста трудящихся. В них | содержатся конкретные обязательства дать более высокую производительность труда, | обеспечить высокое качество продукции, проводить режим экономии, снижать се- i бесФоимость продукции и т. д. Пропагандист рассказывает о значении строжайшей экономии и снижения себе­ стоимости продукции, о задачах, постав­ ленных в связи с этим послевоенным пя­ тилетним планом. Па конкретных приме­ рах пропагандист показывает, как совет­ ские люди, руководимые болыпевистокей партией, борются за лучшее использование оборотных средств, за выпуск сверхплано­ вой продукции из сэкономленного сырья. Пропагандист должен показать иа конкретных примерах завода, фабрики, шахты, как можно достигнуть эко­ номил сырья, материалов, электроэнергии. топлива в процессе производства того U S иного изделия. Руководитель политического занятия да!жен напомнить слушателям о решениях февральского Пленума ЦК В К Л (б ) в 1947 году «0 мерах под’ема сельского хозяй­ ства в послевоенный период» ■ подчерк­ нуть, что выполнение исторических реше­ ний февральского Пленума ЦК ВКП^б) обеспечивает такой под’ем сельского хо­ зяйства, который поэвоят в кратчайший срок создать обилие продовольствия для пашего населения, сырья для легкой про­ мышленности и накопление необходххых государственных, продовольственных и сырьевых резервов. Повышение. урожайности, развитие об­ щественного животноводства, дальнейшее организационно-хозяйственное укрспле* нне колхозов, строжайшее соблюдение Устава сельскохозяйственной артели, — все это является боевой программой дей­ ствий колхозного крестьянства л . мех работников сельского хозяйства. Для того, чтобы слушатели Наглядно могли представить перспективу дальнейше­ го под’ема сельскохозяйственного произ­ водства, пропагандист должен раз’ясшгть значение внедрения травопольных сево­ оборотов и показать на конкретных при­ мерах, что означает правильаая и свое­ временная обработка почвы, подчеркнуть, что посевы сортовыми семенами обеспечи­ вают палучение допалительного урожае в 2 — 4 центнера с га, 'гго внесение удобрений также является одним пз важ ­ ных условий повышения урожайности. Говоря о задачах борьбы за высокие, устойчивые урожаи, пропагандист должен особо подчеркнуть* значение великого сталинского плана преобразования Приро­ ды. Пропагандист должен обратить в и т а ­ ние слушателей на тот факт, что в кол­ хозной деревне выросли новаторы сельско­ хозяйственного пронвводства — Герои Со­ циалистического Труда, ордеооносцы, — которые своим умелым и самоотвержен­ ным трудом увлекают тружеников сель-. ского хозяйства на труюаые подвиги. В . годы послевоенной пятилетки многие ты - ; сячи колхозников и колхозниц все шире j применяют достижения передовой мичу-; ринской науки. Беседа об основных задачах в борьбе з а ! досрочное выполнение шпилетнн должна, помочь слушателям уяснить, тю у н к | есть все возможности для успешного ре­ шения этой задачи. Слушатели должны 1 ясно ш четко представить себе скромное | значение роста проивводитеиьвоет труда , 1 режима экономии, снижения себестоимо-. ста, повышения качества продукции. Беседу следует начать с того, чтобы кто-либо из слушателей рассказал о зна­ чении повышения пронаводитальаооти труда для увеличения производства к об условиях, которые обеопвтавают ее не­ уклонный рост. Отсюда можно пряно перейти к тому, какое значение имеет рост производитель­ ности труда для снижения себестоимости продукции, а наряду с ростом производи­ тельности труда — какую роль играет экономия сырья, материалов, электроэнер­ гии, топлива в снижении затрат 1 в произ­ водстве продукции и ее удешевлении. Вопрос о борьбе за снижение себестои­ мости необходимо связать с задачей Но­ ж ки н ой борьбы за улучшение качества промышленной продукции. Далее беседа сосредоточивается вокруг вопроса о борьбе за пятилетку в сельском хозяйстве. Пропагандисту необходимо добиться то­ го, чтобы слушатели ясно представали себе содержание сталинского плана преоб­ разования природы и его веетчайшее вна­ чение для пашей страны. Заключая занятие по теме в целом, пропагандист говорит о руководящей и вдохновляющей роли большевистской пар­ тии в борьбе за пятилетку, о необходимо­ сти каждому советскому гражааШЕНу не покладая рук бороться за ее досрочное выполнение и о том, что вышхлнение пя­ тилетки еще более укрепит воеино-аюео- мическую мощь Советского Союза и будет содействовать нашему успешному продви­ жению вперед, по пути к коммунизму. При подготовке к этим занятиям пропа­ гандисту следует использовать работы и материалы: 1. И. В . Сталия — Речь на предвыбор­ ном собрании избирателей Сталинского избирательного округа г. Москвы 9 фев­ раля 1946 года. 2. Закон о пятилетием плане восста­ новления п развития народного зосяйства СССР па 1946 — 50 гг. 3. 0 мерах под’ема сельского хозяйства в послевоепный период. Постановление .Пленума ЦК В К П (б ), принятое по докладу Тов. А. А . Андреева. 4. Постановление Совета Министров СССР л ЦК ВКЛ (б ) о проведении денеж­ ной реформы и отмене карточек иа про­ довольственные и промышленные товары, j а также постановление Совета Министров i СССР и ЦК ВКП (б ) о новом снижении с j 1 марта 1949 года государственных роз­ ничных цен на товары массового потреб­ ления. 5. В . М. Молотов — Тридцатилетие Ве­ ликой Октябрьской социалистической ре­ ватюшш'. 6 . В . М. Молотов — 31-я годовщина Великой Октябрьской социалистической ревоиопии. 7. А. Г. Зверев *— Доклад о Государст­ венном бюджете СССР на 1949 год. 8 . Сообщение Госплана и ЦСУ при Со­ вете Министров СССР об итогах выполне­ ния государственных планов восстановле­ ния и развития народного хозяйства СССР за первые три года послевоенной пя­ тилетки. Пз художественной литературы можно использовать следующие книги: 1. П. Павленко — «Счастье». SJ. С. Бабаевский — «Кавалер Золотой Звезды». _____ 3. А. Суров — «Зеленая ултщл». Б. ГЕРАЩЕНКО. МИНСК СТРОИТСЯ Куда бы вы ни кинули взгляд— в центр города или на окраины — везде вы уви­ дите строительные леса, выдвигаемые сте­ ны иовыд зданий, мощные под’емные кра­ ны. И ш е й под холодным пронизывающим ветром не прекращались строительные ра­ боты fit улицах и площадях Минска. За­ кладывались фундаменты новых зданий Иа Советской улице, вырастали кварталы т ? Т1Г домов в поселках тракторного и автомобильного заводов, строились огром­ ные цехи индустриальных гигантов бело­ русской столицы. Весенние дни вызвали особенное оживление на многочисленных ст 0 оЙ*ах большого города, превращенного немцами в сплошные руины н сейчас от­ страивающегося заново, города, который поеле своего восстановления будет краше, чем раньше. Едва-едва занимается утро, а уже к центру города, туда, где создаются новые широкие проспекты, устремляются верени­ цы автомашин, доверха гружецрьгх кам­ нем, брусчаткой, песком. Навстречу пм движется шггок машин-самосвалов. Они везут грунт, вырытый мощными земле­ черпалками, сбрасывают его на пустырях, которые вскоре превратятся в просторные, ровные, красивые площади. > Первая очередь главной улйпы города —- Советской — это прямая, как стрела, широкая магистраль, своими контурами напоминающая улицу Горького в Москве, йз будущего прекрасного архитектурного ансамбля уже готово несколько замеча­ тельных зданий. В этом году, — заявил заместитель на­ чальника Главного управления по восста­ новлению Метека тов. й&аждан, — первая очередь Советской улицы будет готова. Вырастут новые красивые адаиия, появят­ ся тротуары с высаженными вдоль них деревьями. В нынешнем строительном сезоне на восстановление и реконструкцию главной улицы Метека будет израсходовано одним только Управлением по восстановлению столицы республики свыше 7 миллионов рублей. До немецкого нашеств ия Левенская ули­ ца была одой из самых оживленных, кра­ сивых и благоустроенных в Минске. Те­ перь облик этой улицы с тртяом пред­ ставляешь себе по рассказам старожилов.' После разбойничьего хозяйничанья фаши­ стов ее не стало. Бак только наступила весна, сюда прибыли мощные экскавато­ ры. Они вгрызаются в неровный мрачный пустырь, прокладывая трассу новой Ленннокой улицы. ...Заканчивается кладка третьего этажа большого здания Центрального универмага. В другом месте внимание привлекают скрежет лебедки, стук автоматических мо­ лотков. Здесь строится кинотеатр на два зрительных зала. На Советской улице ио новой трассе, в строгом соответствии с генеральным планом реконструкции города, быстро ра­ стут многоквартирные жилые дома. У гра­ нитного камня со сделанной золотом над­ писью, говорящей о том, что здесь будкт воздвигнут памятник воинам Советской Армии и партизанам, павшим в боях за освобождение Белоруссии, закончено строи­ тельство огромного жилого дома для рабочих тракторного завода. Напротив него завер­ шается строительство еще одного, зани­ мающего почти петый квартал, шестиэтаж­ ного здания.. С каждым днем преображается вокзаль­ ная площадь Минска и прилегающие к ней улицы. Здесь идет особенно быстрое строительство административнызх и жилых зданий. Уже сейчас можно легко предста­ вить себе, каким ветнчественным будет в скором времени в’езд в город. В разных районах Минска сейчас со­ оружаются здания трех средних школ. Они должны быть готовы к августу. Столице Белоруссии, превратившейся в крупный индустриальный центр страны, обогатившейся в послевоенные годы за­ водами-гигантами, каких здесь никог­ да ранее не было, стало тесно в прежних границах. За городом вдоль шоссе, связы ­ вающих Минск с Москвой. Могилевом и другими городами, и дальше, в стороне от этих асфальтовых магистралей, уже созда­ ны социалистические городки тракторо­ строителей и автомобилестроителей. Здесь’ строятся новые многоэтажные здания. Дворцы культуры п школы, производится посадка деревьев, разбиваются скверы, цветочные клумбы. На окраинах города и за его чертой т е * большое индивидуальное жилищное строи­ тельство. Сотни трудящихся, пользуясь! большой помощью государства, обзаводят­ ся собственными домами. ..Л инек сегодня — это гигантская стройка, растущая и убыстряющая ритм своего строительства с каждым днем. A. 3BEHT0B. БО Л ЬШ О Е БУД УЩ ЕЕ & дореволюционной Башкирии почти не было крупных машиностроительных и ме­ таллообрабатывающих предприятий. Толь­ ко щш советской власти, в годы сталин­ ских пятилеток, на базе богатых природ­ ных ископаемых — нефти, угля, железа, редижх металлов в Башкирии были созда­ ны н успешно развиваются нефтяная, ма­ шиностроительная, химическая, электро­ техническая промышленности. Рекон­ струирована и расширена металлургии, построены новые железные дороги, вырос­ ли новые индустриальные города — Чер- никовск, Ишимбаево, Октябрьск, зна**и- тельно выросли и изменили свое лицо дру­ гие города и населенные пункты Башки­ рии. Город Чершивмск — одни из трех но­ вых социалистических городов Башкир­ ской АССР. Оя начал расти четыре года тому назад в годы великой Отечественной войны Советского Союза с фашистской Германией, тогда эвакуированные с запад­ ных районЛ страны заводы один за дру­ гим оседали на богатой башкирской земле. За короткое время, в просторной равни­ не, среди окружающих возвышенностей, между реками Белой и Уфнмкой со сказоч­ ной быстротой вырастали в равных кон­ цах корпуса промышленных предприятий и вокруг них росли кварталы жилых до­ мов. Странный вид имеет пока четЩихлет- ний Черникевек, если на него смотреть с одной из окружающих город возвышенно­ стей. Взору открываются многочисленные промышленные предприятия, располо­ женные в нескольких километрах друг от друга, окруженные «кварталами жилых двухэтажных домов п кварталами удобных коттеджей для рабочих и служащих. В молодом городке еще нет обычных городских улиц, они еще существуют только на генеральном плане города. Од­ нако уже сейчас усиленными темпами идет строительство центральных улиц и квар­ талов. Здесь строятся большие четырех- и пятиэтажные жилые дома, снабженные всеми коммунальными удобствами. На пу­ стыре, окруженном пока только огородами, построен большой кинотеатр «Победа», но окружающие его огороды в ближайшее время уступят место главной магистрали города. Существующие сейчас заводы и фабри­ ки будут расположены на окраинах буду­ щего города. Город растет и хорошеет с каждди даем. В нем уже десятки тысяч жителей. Здесь двенадцать клубов, десятки другие культурных заведений: школы, больницы, деГСше сады и т. п. Открыт филиал Мо^ сковского института. Быстро растет жилой фонд. Только и прошлом году черннковцы получили 48 тысяч квадратных метров благоустроенной жилой площади, пущен трамвай, связы­ вающий молодой город с центром Бапш пн скоп АССР — Уфой. За год проложено и асфальтировано свыше 40 ты сяч ква­ дратных метров дорог и тротуаров . ___ На заводах и фабриках, на .строительj стве нового города всюду кипит налря* женная работа. Город Черниковск — молодой промыт-» ленный город, выросший в течение четы ­ рех лет, занимает теперь большое место в экономике Башкирской республики и со временем займет видное место среда других индустриальных городов Советское го Союза. У него — большое будущее. А. КАРПОВ. Кок матрос Алексей Прокопьеэ гаамао прибыл на корабль, оа короткое время си суш л наказать своя способности, зарекомендовать себя мастером «у- С Н И М КЕ : офнц*о В. Коврыжных отметает тоаленнс п та я коком А. Прокопьевым. журнале хорошее орвго- Фото Н . Высоцкого.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz