На страже Заполярья. 1949 год. Июнь.
24 ежжя 1949 г., № 147 (3452). НА С Т Р А Ж Е З А П О Л Я Р Ь Я Н А Н В Е С Т И З А Н Я Т И Я П О Т Е М Е „ПОСЛЕВОЕННАЯ СТАЛИНСКАЯ ПЯТИЛЕТКА" На предыдущих занятиях слушатели усвсилн, как под руководством парши Ленина — Сталина народы нашей страны добились всемилшо-нст'.рпчегкон победы — построения социализма. Ш учсние темы «Послевоенная сталинская пятилетка» должно помочь слушателям еще глубже понять великую жнзпенную силу социа листического строя п его преимущества. | обеспечивающие как быстрое залечивание ран, нанесенных войной, так н новый под’ем всех отраслей хозяйства и культу-: ры СССР па пути завершения построения социализма п постепенного перехода от со циализма к коммунизму. Изучение темы «Послевоенная сталин ская пятилетка» рассчитано на трп запя- j тия, соответственно трем разделам брошю ры. I. Первое занятие посвящается основным вадс-чам послевоенной пятилетки. Пропагандист раз’яспяет, что выполне- 2 Ш 6 послевоенного пятилетнего плана озна чает не только ликвидацию тяжелых по следствий войны, но п дальнейшее разви тие народного хозяйства пашей страны с тем, чтобы зпачптельпо превзойти довоен ный уровень, повысить материальное бла- гоастоянпе народа и еще больше укрепить воезшо-экономическую мощь СССР. Обрисовав условия, в которых осущест- влш ея в СССР переход к производству мираой продукции, пропагандист раз’ясня- ет, какие трудности необходимо было пре одолеть нашей стране в связи с пере стройкой народного хозяйства на мирный лад. Обратив внимание слушателей на то, что трудности послевоенною времени были вызваны прежде' всего огромными разруше ниями, причиненными стране врагом, про пагандист иллюстрирует размеры разруше ний на отдельных примерах. Для этого це лесообразно использовать материалы пз Сборника сообщений Чрезвычайной Госу дарственной комиссии о злодеяниях немец ко-фашистских захватчиков, а в районах, подверипихся оккупации, использовать ме с т ью примеры. Пропагандист подчерки вает, что любое капиталистическое госу дарство, понеся такие потери, было бы от брошено в своем развитии далеко назад и в течение многих лет не могло бы встать па вагя. Только Советское государство обла дает могучими внутренними силами для решения гравдиозных задач послевоенного восстановления и дальнейшего быстрою раяз я т я народною хозяйства, какими не располагает и не может располагать, ни едво капиталистическое государство. Все т « м ы направляются большевистской партией, политика которой является жиз- йвевой основой советского строя. Основой успешного перехода нашей страны к организации производства при менительно к мирным условиям явилась Ьбществевная собственность на средства производства, могучие движущие силы развития нашего общества — морально- политическое единство советского народа, дружба народов и животворный советский ^шриотизм. Чтобы слушатели глубже и наш отее поеяди' преимущества советского строя пе ред, капиталистическим, пропагандист дол- ж« 1 < показать, как происходил переход к мщгаому производству в капиталистиче ских отранах. Каяшгалистический мир, раздираемый борьбой «между эксплоатируемыми и экс- плоататорааш. не в состоя!ши преодолеть острейших противоречий послевоеипого пе риода. Переход буржуазных государств o ri войны к миру вызвал рост безработицы/! совращение производства, усиление экс- i плоатапии трудящихся, сопровождался | ■усиленным наступлением монополий нзг жизненный уровень народа путем новы- 1 шения цен на предметы первой необходи-1 мости, дальнейшею завинчивания налого вого пресса и т. д. Переход к мирному производству в ка питалистических странах сопровождается сокращением производства во всех без иашочения буржуазных государствах,1 участвовавших во второй мировой войне. В США, которые не понесли никаких потерь от войны, уровень производства знал зна чительно ниже в процентном отношении, чем после первой мировой войны. Для ил люстрации наживы монополий во время войны можно использоб^ать материалы из клети «1.000 амершеапцев». Приведя эти фавгы, пропагандист подчеркивает, что щ>звосходство социалистической системы над капиталистической наглядно н ярко проявилось как в годы воины, так и в послевоенный период. Далее руководитель занятий пере ходит к рассмотрению основных задач пос левоенной пятилетки. Раз’яс пив главную хошгйственно-полптическую задачу пос левоенной пятилетки, пропагандист напо минает слушателям, что в годы борьбы за социалистическую индустриализацию стра. пы тяжелая промышленность являлась ос- позным звеном преобразования нашей стра ны из отсталой аграрной в передовую ин дустриальную. И в послевоеппый период первоочередной задачей явилось восстанов ление и дальнейшее развитие тяжелой про-, мышленностп. Пропагандист при этом об ращает внимание слушателей па огромную работу, которую необходимо было проде-' дать для восстановления -разрушенной тя- 1 явелой промьппленпостн в районах страны, подвергшихся немецкой оккупации. Так, в южном промышленном районе л некоторых районах центра гитлеровцы разрушили 61 доменную печь, 225 мар- j теновских печей, 171 прокатных стана,: 131 коксовую батарею. Кроме того, зна чительно подорванной сказалась топлив ная н энергетическая база на юге, был j разрушен Днепрогэс. •Раз’яснив необходимость первоочередно-! го восстаповления тяжелой промышленно сти, пропагандист должен показать, какое его имеет зиачеппе для под’ ема всех дру гих отраслей народного хозяйства — же лезнодорожного транспорта, сельского хо зяйства, промышленности, производящей претметы потребления. Ио рассказа пропагапдпета слушатели должны уяснить, какое огромное значение в послевоенном пятилетием плане придает ся техническому прогрессу во всех 'отрас лях народного хозяйства. Па основе .чтого прогресса обеспечивается неуклонный нод’- ем производства и повышение производи тельности труда. В связи с этим перед со ветской наукой возникли новые большие задачи. Необходимо, как указывал товарищ Сталин, в ближайшее время не только до гнать, по и превзойти достижения науки за пределами СССР. Здесь целесообразно привести примеры пз жизни своего завода, шахты, фабрики, колхоза, указав иа высокую производитель ность нового оборудования, создаваемого в годы послевоенной пятилетки. Таковы, на пример, токарные станки с высокими ско ростями резания металла, врубовая маши на МВ-60, горный комбайн н т .д . В ка честве иллюстрации можно привести мощ ный гидроагрегат для Днепрогэса, изго товленный в Ленинграде, показатели кото рого значительно лучше, чем у агрегатов американских фирм. Пропагандист должен привести в качестве примера технического прогресса в сельо£охозяйственном производ стве внедрение самоходного комбайна, хлопкоуборочной машины, картофелеубо рочной машины и т. д. Затем руководитель занятии расска зывает о задачах промышленности, транс порта ц сельского хозяйства в послево енной пятилетке н •раз’ясняет значение приведенных в брошюре важнейших цифр о пятилетке. ' Выполнение задач, поставленных поо* довоенным пятилетним планом, обеспечи вает дальнейшее укрепление обороноспо собности пашей Родины, знаменует новый крупный шаг советского народа на путп постепенного перехода от емщалпзма к коммунизму. Развернутая беседа no этому разделу должна быть посвящена выяснению усло вий перехода к мирному производству в послевоенный период и глубокому уясне нию слушателями основных зздач послево енного пяталегвего плана. Беседу можно начать с того, чтобы один нз слушателей рассказал о задачах, выдвинутых товарищем Сталиным перед советским народом в это речи на собра нии избирателей Сталинского избиратель- ного округа г. Москвы 9 февраля 1946 года. Затем следует перейти л вопросу о перестройке вашего народного хозяйства соответственно задачам послевоенного мир ного 'Периода и выяснению трудностей, связанных с э т а переходов*. Слушатели, используя конкретные примеры своего предприятия, Волхова, расскажут, *ав преодолевались эта трухяости. После этого пропагандисту следует по ставить вопрос— почему так успешно советский наро* справился с трудгной за дачей перестройки нашего хозяйства при менительно к мирному периоду? В ответах на- этот вопрос слушатели расскажут о преимуществах советского общественного и государственного строя, о роли великой партии Ленина — Сталина. Слушатели расскажут, ка кяш острыми противоречиями сопровождался переход к мирному производству в капиталистиче ских странах и почему капиталистические страны не в состояния преодолеть проти воречий послевоенного периода. В связи с этим необходимо показать, в каких тяже лых условиях живут, трудящиеся в капи талистических странах и как все более ухудшается их жизнь. Далее беседа развертывается вокруг основных задач послевоенного пятилетне го плана в области промышленности, сель- ского хозяйства и повышения материаль ного и жультурного уровня трудящихся. В процессе беседы целесообразно ис пользовать альбом наглядных пособий о пятилетием плане восстановления и раз вития народного хозяйства СССР на 1946 — 1950 годы. В беседе необходимо осветить основные задачи пятилетки своей республики, края, области, района, завода, шахты, МТС, колхоза и т . д. Пропагащист подводит слушателей к мысли о том, что план дан ного предприятия есть часть общегосудар ственного плана развития хозяйства и культуры в пашей стране по пути к ком мунизму. II. Второе занятие посвящается всенародной борьбе за выполнение послевоенного пятя- легпего плана. Пспольвуя материалы, опубликованные в нашей печати, пропагандист рассказыва ет о передовых людях своей республики, края, области, района, завода, МТС, колхо за, об успехах передовиков города и де ревни в борьбе за выполнение послевоен ного пятплетнего плана. Советское государство еще в ходе войны начало восстанавливать тяжелую промыш ленность в освобождаемых районах и ужо тогда обеспечило введение в сгрой значи тельной части промышленных предприя тий, разрушенных врагом. Это имело важ ное значение для успешного выполнения плана первого года послевоенной пятплет- ки. Послевоенная перестройка народного хозяйства уже была в основном завершена у пас в первом году послевоенной пяти летки. В рассказе следует подчеркнуть, что большевистские планы рассчитаны не па среднеарифметические нормы, достигнутые в производстве, а на среднепрогрессивные пормы, то есть равняются па передовиков. Для иллюстрации этого положения хорошо показать, какую роль сыграло внедрение среднепрогрессивных норм в деле успеш ной борьбы за выполнение послевоенного пятилетнего плана на данном заводе, фаб рике, шахте, в совхозе п МТС, какую роль сыграли новые нормы в колхозном производстве, устанавливаемые па основе достижений передовиков селд/скохдаяйст- венного производства. Датее руководитель занятий пока зывает, каких громадных успехов доби лись советские люди под руководством партии Ленина — Сталина на протяжении трех лет борьбы за досрочное выполнение послевоенной пятилетки в промышленно сти. Для этого необходимо использовать сообщения об итогах выполнения планов восстановления и развития народного хо зяйства , а также привести примеры из жизни области, района, завода, шах ты, совхоза, колхоза и т. л. Пропа гандист раз’ясняет слушателям значение приведенных в брошюре цифр о выполне нии пятилетки. 1 а примере роста трактор ного парка и увеличения количества сельскохозяйственных машин нужно под- \ вести слушателей к глубокому пониманию значения успехов промышленности для под’ема сельского хозяйства. Показывая успехи социалистического сельского хозяйства за три года послево енной пятилетки, пропагандист отмечает увеличение посевных площадей, рост урожая и под’ем л:ивотноводсгва. исполь зуя и в этом случае соответствующие дан ные из сообщений об итогах вьшоонешя планов. Над<* также раз’яснпть слушателям великое значепне грандиозного сталинского плана преобразования природы. * • Паши хозяйственные успехи играют огромпую роль в повышении благосостоя ния народа. Здесь важпо указать на зна чение проведенпых в копне 1947 года денежной реформы и отмены карточной системы снабжения для роста материаль ного и культурного уровня трудящихся пашей страны. Необходимо также в этой связи напомнить о новом снижении госу дарственных розничных цен, проведенном с 1 марта 1949 года, н показать, как возросло потребление трудящихся. Улучшение условий быта можно пока зать на примере» жилищного строитель ства, а под’ем культурного уровня — иа развитии науки, культуры н искусства. ■Беседа по второму занятию должна раз вернуться вокруг вопроса, в чем находит свое выражение всенародная борьба оа вы полнение пятилетиего. плана, как в социа листическом соревновании проявляются трудовой энтузиазм н социалистическая сознательность советских людей, как со циалистическое соревнование стало массо вым — всенародным. Слушатели должны ясно себе предста вить, что труд в СССР является дедом че сти п славы. Онп должны привести фак ты , свидетельствующие, как высоко пар тия и правительство ценят и поощряют высокопроизводительный, самоотверженный труд. Необходимо, чтобы слушателя уясняли в ходе беседы, какую огромную мобили зующую силу имеют оошш ветичеемв обязательства .трудящихся в письмах на имя товарища Сталина. Пропагащист добивается того, чтобы слушатели четко уовоили значение и смысл приведенных в брошюре цифр о вы полнении заданий пятилетки в области промышленности, сельского хозяйства и повышения благосостоянии народа. Руководя беседой, пропагандист подво дит слушателей к выводу, что всенарод ный под’ем в борьбе 8 а выполнение пит- лешего плана одновременно сопровож дается непрерывным улу*нпеялсы мате -1 роального положения трудящихся нашей страны. Чем становится богаче Советское государство, чем лучше выполняются го-! сударственные планы, тем краше деяаегся! жизнь трудящихся. III. . Третье занятно по теме «Послевоенная сталинская пятилетка» ставит своей целью раз’яснпть основные задачи в борьбе за досрочное выполнение пятаяет-; ки. Занятие должно мобилизовать слуша- • телей на то, чтобы они были в этой борь бе инициаторами и вожаками. • Пропагандист раз’ясняет всю важаоотъ ■ борьбы за досрочное выполнение пятилег- него плана и показывает, какими путями советские люди» добиваются этого. При этом он подчеркивает, что для досрочного выполнения послевоенной пятилетки не-! обходимо прежде всего непрерывно повы-' шать производительность труда, шире развертывать социалистическое соревнова ние. В борьбе за повьипение производитель ности труда огромное значение имеет вне дрение передовых методов организации производства и труда: непрерывно-поточ ное производство, автоматизация, механи зация п т. д. Необходимо стремиться к оснащению всех отраслей народного хо зяйства передовой техникой и повышению квалификации рзбочнх, инженеров и тех ников. Важнейшим рычагом досрочного выпол нения пятилетиего плана является социа -1 диетическое соревнование, которое товарищ j Сталин назвал коммунистическим методом i строительства социализма. Социалистиче.! ское соревнование в пашей страпе стало' массовым, всенародным; в его бурпом ро сте выражаются морально-политическое единство, горячий советский патриотизм нашего парода. Социалистическое соревно вание направлено к тому, чтобы трудя щиеся в пашей страпе работали все бо лее и более производительно. В своих письмах великому вождю и учителю товарищу Сталину трудящиеся нашей страны берут па себя обязатель- j ства выполнить пятилетку досрочно. Эти письма — выражение глубокой любви трудящихся к социалистической Родяпе, к большевистской партии, к товарищу Сталину. Эта письма являются показате лем огромного политического и культурно -1 технического роста трудящихся. В них | содержатся конкретные обязательства дать более высокую производительность труда, | обеспечить высокое качество продукции, проводить режим экономии, снижать се- i бесФоимость продукции и т. д. Пропагандист рассказывает о значении строжайшей экономии и снижения себе стоимости продукции, о задачах, постав ленных в связи с этим послевоенным пя тилетним планом. Па конкретных приме рах пропагандист показывает, как совет ские люди, руководимые болыпевистокей партией, борются за лучшее использование оборотных средств, за выпуск сверхплано вой продукции из сэкономленного сырья. Пропагандист должен показать иа конкретных примерах завода, фабрики, шахты, как можно достигнуть эко номил сырья, материалов, электроэнергии. топлива в процессе производства того U S иного изделия. Руководитель политического занятия да!жен напомнить слушателям о решениях февральского Пленума ЦК В К Л (б ) в 1947 году «0 мерах под’ема сельского хозяй ства в послевоенный период» ■ подчерк нуть, что выполнение исторических реше ний февральского Пленума ЦК ВКП^б) обеспечивает такой под’ем сельского хо зяйства, который поэвоят в кратчайший срок создать обилие продовольствия для пашего населения, сырья для легкой про мышленности и накопление необходххых государственных, продовольственных и сырьевых резервов. Повышение. урожайности, развитие об щественного животноводства, дальнейшее организационно-хозяйственное укрспле* нне колхозов, строжайшее соблюдение Устава сельскохозяйственной артели, — все это является боевой программой дей ствий колхозного крестьянства л . мех работников сельского хозяйства. Для того, чтобы слушатели Наглядно могли представить перспективу дальнейше го под’ема сельскохозяйственного произ водства, пропагандист должен раз’ясшгть значение внедрения травопольных сево оборотов и показать на конкретных при мерах, что означает правильаая и свое временная обработка почвы, подчеркнуть, что посевы сортовыми семенами обеспечи вают палучение допалительного урожае в 2 — 4 центнера с га, 'гго внесение удобрений также является одним пз важ ных условий повышения урожайности. Говоря о задачах борьбы за высокие, устойчивые урожаи, пропагандист должен особо подчеркнуть* значение великого сталинского плана преобразования Приро ды. Пропагандист должен обратить в и т а ние слушателей на тот факт, что в кол хозной деревне выросли новаторы сельско хозяйственного пронвводства — Герои Со циалистического Труда, ордеооносцы, — которые своим умелым и самоотвержен ным трудом увлекают тружеников сель-. ского хозяйства на труюаые подвиги. В . годы послевоенной пятилетки многие ты - ; сячи колхозников и колхозниц все шире j применяют достижения передовой мичу-; ринской науки. Беседа об основных задачах в борьбе з а ! досрочное выполнение шпилетнн должна, помочь слушателям уяснить, тю у н к | есть все возможности для успешного ре шения этой задачи. Слушатели должны 1 ясно ш четко представить себе скромное | значение роста проивводитеиьвоет труда , 1 режима экономии, снижения себестоимо-. ста, повышения качества продукции. Беседу следует начать с того, чтобы кто-либо из слушателей рассказал о зна чении повышения пронаводитальаооти труда для увеличения производства к об условиях, которые обеопвтавают ее не уклонный рост. Отсюда можно пряно перейти к тому, какое значение имеет рост производитель ности труда для снижения себестоимости продукции, а наряду с ростом производи тельности труда — какую роль играет экономия сырья, материалов, электроэнер гии, топлива в снижении затрат 1 в произ водстве продукции и ее удешевлении. Вопрос о борьбе за снижение себестои мости необходимо связать с задачей Но ж ки н ой борьбы за улучшение качества промышленной продукции. Далее беседа сосредоточивается вокруг вопроса о борьбе за пятилетку в сельском хозяйстве. Пропагандисту необходимо добиться то го, чтобы слушатели ясно представали себе содержание сталинского плана преоб разования природы и его веетчайшее вна чение для пашей страны. Заключая занятие по теме в целом, пропагандист говорит о руководящей и вдохновляющей роли большевистской пар тии в борьбе за пятилетку, о необходимо сти каждому советскому гражааШЕНу не покладая рук бороться за ее досрочное выполнение и о том, что вышхлнение пя тилетки еще более укрепит воеино-аюео- мическую мощь Советского Союза и будет содействовать нашему успешному продви жению вперед, по пути к коммунизму. При подготовке к этим занятиям пропа гандисту следует использовать работы и материалы: 1. И. В . Сталия — Речь на предвыбор ном собрании избирателей Сталинского избирательного округа г. Москвы 9 фев раля 1946 года. 2. Закон о пятилетием плане восста новления п развития народного зосяйства СССР па 1946 — 50 гг. 3. 0 мерах под’ема сельского хозяйства в послевоепный период. Постановление .Пленума ЦК В К П (б ), принятое по докладу Тов. А. А . Андреева. 4. Постановление Совета Министров СССР л ЦК ВКЛ (б ) о проведении денеж ной реформы и отмене карточек иа про довольственные и промышленные товары, j а также постановление Совета Министров i СССР и ЦК ВКП (б ) о новом снижении с j 1 марта 1949 года государственных роз ничных цен на товары массового потреб ления. 5. В . М. Молотов — Тридцатилетие Ве ликой Октябрьской социалистической ре ватюшш'. 6 . В . М. Молотов — 31-я годовщина Великой Октябрьской социалистической ревоиопии. 7. А. Г. Зверев *— Доклад о Государст венном бюджете СССР на 1949 год. 8 . Сообщение Госплана и ЦСУ при Со вете Министров СССР об итогах выполне ния государственных планов восстановле ния и развития народного хозяйства СССР за первые три года послевоенной пя тилетки. Пз художественной литературы можно использовать следующие книги: 1. П. Павленко — «Счастье». SJ. С. Бабаевский — «Кавалер Золотой Звезды». _____ 3. А. Суров — «Зеленая ултщл». Б. ГЕРАЩЕНКО. МИНСК СТРОИТСЯ Куда бы вы ни кинули взгляд— в центр города или на окраины — везде вы уви дите строительные леса, выдвигаемые сте ны иовыд зданий, мощные под’емные кра ны. И ш е й под холодным пронизывающим ветром не прекращались строительные ра боты fit улицах и площадях Минска. За кладывались фундаменты новых зданий Иа Советской улице, вырастали кварталы т ? Т1Г домов в поселках тракторного и автомобильного заводов, строились огром ные цехи индустриальных гигантов бело русской столицы. Весенние дни вызвали особенное оживление на многочисленных ст 0 оЙ*ах большого города, превращенного немцами в сплошные руины н сейчас от страивающегося заново, города, который поеле своего восстановления будет краше, чем раньше. Едва-едва занимается утро, а уже к центру города, туда, где создаются новые широкие проспекты, устремляются верени цы автомашин, доверха гружецрьгх кам нем, брусчаткой, песком. Навстречу пм движется шггок машин-самосвалов. Они везут грунт, вырытый мощными земле черпалками, сбрасывают его на пустырях, которые вскоре превратятся в просторные, ровные, красивые площади. > Первая очередь главной улйпы города —- Советской — это прямая, как стрела, широкая магистраль, своими контурами напоминающая улицу Горького в Москве, йз будущего прекрасного архитектурного ансамбля уже готово несколько замеча тельных зданий. В этом году, — заявил заместитель на чальника Главного управления по восста новлению Метека тов. й&аждан, — первая очередь Советской улицы будет готова. Вырастут новые красивые адаиия, появят ся тротуары с высаженными вдоль них деревьями. В нынешнем строительном сезоне на восстановление и реконструкцию главной улицы Метека будет израсходовано одним только Управлением по восстановлению столицы республики свыше 7 миллионов рублей. До немецкого нашеств ия Левенская ули ца была одой из самых оживленных, кра сивых и благоустроенных в Минске. Те перь облик этой улицы с тртяом пред ставляешь себе по рассказам старожилов.' После разбойничьего хозяйничанья фаши стов ее не стало. Бак только наступила весна, сюда прибыли мощные экскавато ры. Они вгрызаются в неровный мрачный пустырь, прокладывая трассу новой Ленннокой улицы. ...Заканчивается кладка третьего этажа большого здания Центрального универмага. В другом месте внимание привлекают скрежет лебедки, стук автоматических мо лотков. Здесь строится кинотеатр на два зрительных зала. На Советской улице ио новой трассе, в строгом соответствии с генеральным планом реконструкции города, быстро ра стут многоквартирные жилые дома. У гра нитного камня со сделанной золотом над писью, говорящей о том, что здесь будкт воздвигнут памятник воинам Советской Армии и партизанам, павшим в боях за освобождение Белоруссии, закончено строи тельство огромного жилого дома для рабочих тракторного завода. Напротив него завер шается строительство еще одного, зани мающего почти петый квартал, шестиэтаж ного здания.. С каждым днем преображается вокзаль ная площадь Минска и прилегающие к ней улицы. Здесь идет особенно быстрое строительство административнызх и жилых зданий. Уже сейчас можно легко предста вить себе, каким ветнчественным будет в скором времени в’езд в город. В разных районах Минска сейчас со оружаются здания трех средних школ. Они должны быть готовы к августу. Столице Белоруссии, превратившейся в крупный индустриальный центр страны, обогатившейся в послевоенные годы за водами-гигантами, каких здесь никог да ранее не было, стало тесно в прежних границах. За городом вдоль шоссе, связы вающих Минск с Москвой. Могилевом и другими городами, и дальше, в стороне от этих асфальтовых магистралей, уже созда ны социалистические городки тракторо строителей и автомобилестроителей. Здесь’ строятся новые многоэтажные здания. Дворцы культуры п школы, производится посадка деревьев, разбиваются скверы, цветочные клумбы. На окраинах города и за его чертой т е * большое индивидуальное жилищное строи тельство. Сотни трудящихся, пользуясь! большой помощью государства, обзаводят ся собственными домами. ..Л инек сегодня — это гигантская стройка, растущая и убыстряющая ритм своего строительства с каждым днем. A. 3BEHT0B. БО Л ЬШ О Е БУД УЩ ЕЕ & дореволюционной Башкирии почти не было крупных машиностроительных и ме таллообрабатывающих предприятий. Толь ко щш советской власти, в годы сталин ских пятилеток, на базе богатых природ ных ископаемых — нефти, угля, железа, редижх металлов в Башкирии были созда ны н успешно развиваются нефтяная, ма шиностроительная, химическая, электро техническая промышленности. Рекон струирована и расширена металлургии, построены новые железные дороги, вырос ли новые индустриальные города — Чер- никовск, Ишимбаево, Октябрьск, зна**и- тельно выросли и изменили свое лицо дру гие города и населенные пункты Башки рии. Город Чершивмск — одни из трех но вых социалистических городов Башкир ской АССР. Оя начал расти четыре года тому назад в годы великой Отечественной войны Советского Союза с фашистской Германией, тогда эвакуированные с запад ных районЛ страны заводы один за дру гим оседали на богатой башкирской земле. За короткое время, в просторной равни не, среди окружающих возвышенностей, между реками Белой и Уфнмкой со сказоч ной быстротой вырастали в равных кон цах корпуса промышленных предприятий и вокруг них росли кварталы жилых до мов. Странный вид имеет пока четЩихлет- ний Черникевек, если на него смотреть с одной из окружающих город возвышенно стей. Взору открываются многочисленные промышленные предприятия, располо женные в нескольких километрах друг от друга, окруженные «кварталами жилых двухэтажных домов п кварталами удобных коттеджей для рабочих и служащих. В молодом городке еще нет обычных городских улиц, они еще существуют только на генеральном плане города. Од нако уже сейчас усиленными темпами идет строительство центральных улиц и квар талов. Здесь строятся большие четырех- и пятиэтажные жилые дома, снабженные всеми коммунальными удобствами. На пу стыре, окруженном пока только огородами, построен большой кинотеатр «Победа», но окружающие его огороды в ближайшее время уступят место главной магистрали города. Существующие сейчас заводы и фабри ки будут расположены на окраинах буду щего города. Город растет и хорошеет с каждди даем. В нем уже десятки тысяч жителей. Здесь двенадцать клубов, десятки другие культурных заведений: школы, больницы, деГСше сады и т. п. Открыт филиал Мо^ сковского института. Быстро растет жилой фонд. Только и прошлом году черннковцы получили 48 тысяч квадратных метров благоустроенной жилой площади, пущен трамвай, связы вающий молодой город с центром Бапш пн скоп АССР — Уфой. За год проложено и асфальтировано свыше 40 ты сяч ква дратных метров дорог и тротуаров . ___ На заводах и фабриках, на .строительj стве нового города всюду кипит налря* женная работа. Город Черниковск — молодой промыт-» ленный город, выросший в течение четы рех лет, занимает теперь большое место в экономике Башкирской республики и со временем займет видное место среда других индустриальных городов Советское го Союза. У него — большое будущее. А. КАРПОВ. Кок матрос Алексей Прокопьеэ гаамао прибыл на корабль, оа короткое время си суш л наказать своя способности, зарекомендовать себя мастером «у- С Н И М КЕ : офнц*о В. Коврыжных отметает тоаленнс п та я коком А. Прокопьевым. журнале хорошее орвго- Фото Н . Высоцкого.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz