На страже Заполярья. 1949 год. Июнь.

23 июня 1949 г,. № 146 (3451 ), Н А С Т Р А Ж Е З А П О Л Я Р Ь Я а Темы усвоены глубоко ■Кружок по изучению «Краткого курса истории В К П (б )» , руководителем которого являетея лейтенант Шмуль, был создан в ноябре прошлого года. За этот период про­ ведено 26 гапятин, в ходе которых* изуче- ¥ но 7 глав «Краткого курса истории Уже на первых занятиях руко­ водитель убедился, что нужна оказывать пндщщдуальную помощь каждому слушате­ лю кружка. Поэтому тов. Шмуль кроме за­ нятий, определенных учебным планом, проводил дополнительно собеседования, кон­ сультации. Руководитель обратил внима- Y* ние слушателей на конспектирование мате­ риала. Отдельные слушатели ввиду недо­ статочной подготовки не умели составлять конспектов. Руководитель кружка научил т заходить главное в прочитанном. Случалось так, что отдельные слушатели -а но присутствовали на занятиях по уважп- * тельным причинам. В таких случаях ру­ ководитель кружка персонально с каждым беседовал по существу материала, рекомен­ довал, как лучше его усвоить. Это принесло шад результаты. Итоговая беседа показала, тал слушатели глубоко усвоили материал. Наиболее содержательными были ответы гг. Прядко, Баранова, Ивашкина. Началось итоговое занятие. Руководитель ставит вопрос: -— Кто желает рассказать о начале ре­ волюционной деятельности В . И. Ленина, о . Петербургском «Союзе борьбы за освобож­ дение рабочего класса»? , По втому вопросу пв’явил желание от­ вечать тов. Дмитриев. Его дополнил тов. Бдраяов, который рассказал, что Петер- бдалекий «Союз борьбы за освобождение рабочего класса», основанный Лениным в 1895 году, явился зачатком марксистской партии в России. Он ярко показал, как под руковдством Ленина Петербургский «Союз борьбы еа освобождение рабочего класса» впервые в России стал осуществлять сое- дащевив социализма с рабочим движением. Занятие прошло активно. Тт. Прядко, Ивапгкин ц ряд других слушателей высту­ пали по нескольку .раз. Занятие показало, что все слушатели усвоили материал. . Учеба в кружке положительно повлияла на службу слушателей. Достаточно сказать, что шесть слушателей кружка стали от­ личниками боевой и политической подго­ товки и стахановцами производства. Сол­ дат Петров стал агитатором подразделения, солдат Кущозеров — редактором боевого 'ли сп а . Тов. Прядко вступил в комсомол. Он назначен помощником руководителя дт'шпгкчесхнх занятий. С этой . обязанно­ стью он справляется успешно. Старший лейтенант А. ГОРБАЧЕВ. — О— ф \ Ценное начинание На нашем корабле часто демонстрируют­ ся 'кинофильмы. Опп являются хорошим та о д вы м пособием, помогающим матро­ сам лучше усвоить очередные темы полнт- зашдай. Так, например,.когда мы изучали телу «Советски© Вооруженные Силы в пе­ риод иностранной военной интервенции и гражданской войны», то нам показали ки­ нокартину «Щорс». Перед этим мы смотре­ ли картину «Ленин в Октябре», которая помогла нам лучше усвоить тему «Великая (Ььтябрьекая . социалистическая револю­ ция». Изучая на политзанятиях доклад тов. Михайлова на X I с’езде ВЛКСМ, мы про- сжярели специальный выпуск киножурна­ ла, посвященный с’езду. Мичман А. ОДОЕВ. — О— КОМСОМОЛЬЦЫ ИЗУЧАЮТ ИСТОРИЮ ВКП(б) На нашем корабле организован кружок по изучению «Краткого курса истории ВШ С б )» , в котором занимаются комсо­ мольцы-активисты. Коммунист тов. Зорин доходчиво преподает материал. Старший матрос Н. ПОДЛЕСНЮК. — О— ЗАБЫЛИ СВОИ ОБЯЗАННОСТИ Прошло более месяца с тех пор, как был выпущен последний номер стенной газеты нашего подразделения. Однако пи .комму­ нисты, ни комсомольцы не поинтересова­ лись почему же бездействует редколлегия во -главе с тов. Ситовым. А причина одна: тов. Ситов н другие члепы редколлегии за­ были возложеппые па них обязанности. В. КОЛЕСНИКОВ. Русские предшественники Дарвина Достойно готовится от\зетшъ День Воетгно-Морского Флота коллектив мастерских. Рационализируя обработку деталей, борясь за ускорение оборачивае­ мости оборотных средств и ск-нжеише себестоимости, рабочие и «геосвики изо дня в день повышают 'Гфоиззодителыюсть труда, улучшают качество продукции. НА СНИМКЕ: (слева направо): рационализаторы мастерских младшие сержанты Пивнев и Сикорских, сержант Ивнин за практическим осуществле­ нием рационализаторского предпожешия. Фото Н. Высоцкого. Решения XI с‘езда ВЛКСМ в основу работы л На стене каюты политшко-просвеггитель- ной работы подразделения в хорошо оформ­ ленных рамках висят тексты решений X I с’езда ВЛКСМ. Они напоминают комсо­ мольцам, об их больших обязанностях по политическому просвещению и воспитанию молодежи. Решения X I с ’езда ВЛКСМ положены в основу всей деятельности комсомольской организации. Особое внимание уделяется вопросам идейного воспитания членов | ВЛ КШ . На состоявшемся у нас собрании комсомольцев обсуждался вопрос о ходе выполнения решений с’езда. Были отмече­ ны недостатки в этом деле и намечены пути их устранения. В частности, многпо комсомольцы говорили о слабой организа­ ции занятий кружка по изучению нашей Родины. Критика помогла наладить работу круж­ ка. Члены ВЛКОМ с большей ответствен­ ностью начали подходить к своему поли­ тическому росту, много и плодотворно ра­ ботают над материалами тем. На-днях кру­ жок полностью закончил изучение про­ граммы. На итоговых занятиях слушатели показали глубокие знания. Особенно выде­ ляются среди других комсомольцы тг. Кол­ тунов, Кутан, Барабанов. Комсомольцы, занимавшиеся в кружке, за время учебы расширили свой политиче­ ский кругозор, яаурилпсь лучше владеть своей речью и сейчас успешно работают среда несоюавой молодежи, ведут пропа­ ганду решений X I с’езда п борются за ох выполнение. Пример во всем показывает сам секретарь. Ои систематически бесе­ дует с комсомольцами а молодежью об из­ менениях в Уставе ВЛКСМ, о резолюциях X I с’езда по другим вопросам. Беседы по докладу тов. Михайлова организует и про­ водит комсомолец Самаркин. В решениях с’еэда большое место уде­ ляется развертывапию спортивно-массовой работы. Комсомольская организация ус ­ пешно выполняет этот пункт решения. Па одном из собраний [комсомольцы пос­ ле всестороннего обсуждения решили сво­ ими силами оборудовать спортивный го­ родок. Слово комсомольцев претворено в конкретные дела. В выходные дни члены ВЛКОМ и активисты из несоюзной молоде­ жи расчищали площадку, строили и уста­ навливали снаряды, устроили дорожки и т. д. Сейчас в спортивном городке моло­ дежь тренируется, готовится к сдаче лет­ них норм па значок ГТО. Спортивную ра­ боту возглавляет тов. Хаез и лучшие физ­ культурники-комсомольцы. Повседневная деятельность комсомоль­ ской организации по политическому про­ свещению молодежи, вовлечение ее в мас­ совую спортивную работу положительно влияет па весь ход боевой учебы, способ­ ствует укреплению дисциплины. Среди от­ личников появились новые вопны-ломсо- мольцы. Образцом для других в службе яв­ ляются Маточеяко, Урицкий, Бодрых. За последнее время среди комсомольцев нет пи одного случая нарушения воинской и со­ юзной дисциплины. Однако, не везде комсомольцы достаточ­ но борются за претворение в жизнь реше­ ний с’езда. Имеются отдельные организа­ ции, которые еще не начали работу в этом направлении. Напрпмер, плохо организует свою деятельность бюро, возглавляемое тов. Васильевым. Здесь имеются такие комсомольцы, (которые вообще еще нс знают об изменениях в Уставе ВЛКСМ, по­ тому что никаких бесед, лекций и докла­ дов по материалам с ’езда не ведется. В этой комсомольской организации имел место нетерпимый случай. Со­ стоялось обшее комсомольское собрание, на котором обсуждались итоги X I с’еада ВЛКСМ. Было принято решение, которое через несколько дней... потеряли. В том, что комсомольская организация, возглаадяемая тов. Васильевым, вообще запустила внутрисоюзную работу, винова­ та и парторганизация. Секретарь и с ­ тинного бюро плохо руководит комсо­ мольской организацией, не помогает чле­ нам ВЛКСМ и не контролирует их деятель­ ность. Странное равнодушие проявляет в этом подразделении и заместитель коман­ дира но политчасти. Свою деятельность по руководству комсомольской работы он <*всл к формальному утверждению плана. Н. ДМИТРИЕВ. •О- Учиться настойчиво, повседневно Устав ВКП (б ) обязывает каждого ком­ муниста неустанно работать над повыше­ нием своего идейно-политического уровня. Основным методом учебы является само­ стоятельная работа. В нашей партийной организации многие товарищи добились значительных результатов в работе над собой. Коммунист Плотников изучил 12 глав «Краткого курса истории ВКП (б )» . Если внимательно просмотреть его конспекты, то можно убедиться, что он пользовался произведениями классиков марксизма- ленинизма. Его конспекты богаты -выдерж­ ками из трудов В . И. Ленппа.^ И. В. Сталина, В . М. Молотова, А. А. Жданова. Педаром оп всегда отвечает на вопросы правильно, в его ответах чувствуются глу­ бокие теоретические знания. То же можно сказать и о коммунисте Гончарове, изучившем «Краткий курс исто? рни ВКП (б )». Молодой коммунист Булатов сейчас за­ канчивает изучение «Краткого курса исто­ рии ВКП (б )» . Часто у него возникают не­ ясности и трудности, особенпо в составле­ нии конспектов. С помощью коммунистов Гончарова и Плотникова тов. Булатов преодолевает эти трудности п постоянно накапливает знания. Мичман И. ГОЛОВИН. Около 90 лет- назад, 24 ноября 18&9 г., вышло в свет знаменитое творение Чарльза Дарвипа «Происхождение ввдщ ». Этим - своим трудам Дарвин соверши величай- \ шнй переворот в представлениях человече­ ства о происхождении органического мира — мира растений, животных и человека; Учение Дарвипа нанесло сокрушительный удар господствовавшим в течение, тысяче­ летий .религиозным, мистическим, метафи­ зическим представлениям о неизменности видов животньд п растений. Дарвин осу­ ществил в биологии то, что за триста лет до пего сделал в асттюномии великий поль­ ский ученый Коперник, а в пауке о чело­ веческом обществе гешшыгый Карл Маркс. Создавая в середине X IX века свое мате­ риалистическое учение о тгроисхождении, эволюции органического мира, Дарвин был совершенно одинок. Оп имел, правда, в Европе предшественников, крупнейшим из которых был выдающийся французский на­ туралист Ламарк. Однако теории этих его предшественников не смогли поколебать тысячелетнюю твердыню косных религиоз­ ных л мeraфизических представлений. Последовавшая вскоре после того блестя­ щая победа дарвинизма сопровождалась ва протяжении дальнейших десятилетий все нараставшими попытаами церковной и идеалистической реакции нскавить учение Дарвина, приспособить его к нуждам и стремлениям капиталистического общества. В новейшее время, в эпоху империализма, эти попытки приняли особенно уродливую форму, облачившись в лженаучные одеж­ ды идеалистического и реакционного уче­ ния Вейсмава-Менделя-Моргана о наслед­ ственности и тесно связанного о ним фа­ шистского учения о высших и низших расах. На эти учения опираются коло­ ниальная политика, расовая дискримина­ ция и зверское истребление целых народе», проводимые империалистическими дер­ жавами. •В противоположность этому в России, в русской биологической науке прошлого века дарвинизм сразу жо нашел исключи­ тельно благоприятную почву для своего дальнейшего творческого развития. Тими­ рязев, а вслед за ним братья Ковалевские, Мечников, Сеченов, Менвбир, позднее — Павлов и Северцов, развивая в своих ра­ ботах подлинно материалистические эле­ менты дарвинизма, заложили на его основе п глубоко разработали новые области био­ логической науки. Их замечательные тру­ ды явились новым словом в равняют дар­ винизма и доставили ему окончательную победу над старыми, метафизическими представлениями. Уже в наши годы иа вы ш л и этап свое­ го развития дарвинизм был поднят в Со­ ветской России вамечательныэга работами великого преобразователя (природы И. В . Мичурина и w o последователя и ученика академика Т. Д. Лысенко. В их руках дар­ винизм из учения, обгоняющего природу, превратился в творческое орудие передел­ ки природы. Блестящее развитие материалистического дарвинизма в России дало когда-то основа­ ние Тимирязеву сказать, что Россия стала второй родиной дарвинизма. Причины, поз­ волившие России стать «второй родиной дарвинизма», коренятся в своеобразном! историческом ходе развития русской обще­ ственной и научной мысли. Начиная с се­ редины X V III века, эволюционные идеи формировались в России в тесной связп с общественными идеями передовых пред­ ставителей русской интеллигенции, рели- кпх провозвестников демократических идей. Первым русским ученым, высказавшим эволюционную идею еще в середине X V III в., был выходец нз простого народа гениальный Ломоносов с его учением об. изменении; эволюционном развииш все­ ленной и земли. «Твердо номпнть доджио, — писал Ломоносов, — что видимые те­ лесные па земле вещи и весь мир не с. та­ ком состоянии были с начала от создапня, как ныне паходим. по великие происхош- ли в нем перемены...». В этих замечатель­ ных словах Ломоносова мы видим уже от­ четливо выраженную идею эволюции ми­ ра, пдею постепенного развития, последо­ вательного нрогрсееивноп) восхождепия Профессор С . С О Б О Л Ь . ' , • от более простого в более сложному. Ломо­ носов, видимо, говорит об эволюции лишь неорганической природы, но указываем, что процессу изменения подвержены все без исключения тела па земле, «все види­ мые телесные вещи». Ряд других выска­ зываний Ломоносова позволяет думать, что Ломоносов имел в виду и органический мир. В .материалистической системе воззре­ ний Ломоносова идея эволюция, идея раз­ вития и изменения природы занимает вполне определенное место. Ломоносов был первым пе только у нас. но и одним пз са­ мых первых ученых в Европе, высказав­ ших общую идею эволюции в столь опре­ деленной форме. Политическая реакция екатерининского времени «печально сказалась на судьбе та­ лантливого молодого русского ученого Афа­ насия Каверзнева, также выходца из про­ стого народа, которого можно назвать пер­ вый, вполне выраженным биологом-эволю­ ционистам. Смоленский семипарнст, Ка­ верзнев был послан Вольно-экономическим обществом в Германию для изучения пче­ ловодства. Но Каверзнев глубоко изучил естествознание в целом. В 1775 г. он на­ печатал в Лейпциге пеболыпуго книжку под названием «О вырождении живот­ ных», в которой с замечательной для того времени ясностью высказал идею эволю­ ции животного мирз. По возвращении па родину Каверзнев был подвергнут экзаме­ ну, который он блестяще выдержал. Одна­ ко зпапия и подготовка его не были ис­ пользованы, и он закончил свою жизнь в Смоленске простым канцеляристом, в пол­ ной безвестности. В ' чем же заключались воззрения Ка­ верзнева? Он считал, что не только близко сходные друг с другом виды, но и все вообще виды животных находятся в дейст­ вительном родстве, происходят одни от других. «Не только кошку, льва, тигра, — говорит Каверзнев, — но и человека, обезьяну и всех других животных можно рассматривать -как членов 'одной — еди- пой семьи...». С такой силой и смелостью ни один автор до Каверзнева не выражал общую идею эволюции органического ми­ ра, открыто распространив ее и на чело­ века. Материалистические и эволюционные взгляды высказывал и знаменитый фило­ соф-просветитель конца XVH I века А. Н. Радищев. Так же, как* и Каверзнев, Ради­ щев пришел к революционной мысли о всеобщем родстве всех организмов друг с другом, о теснейшей связи их с неоргани­ ческим миром, о том, что все в мире нахо­ дится в процессе непрерывного развития, непрерывного изменения. В сороковые и пятидесятые годы X IX века на представителей русского естество­ знания большое влияние оказали Белин­ ский и Герцен. Горячий призыв Белинско­ го к созданию материалистического есте­ ствознания получил развернутое и блестя­ щее выражение в известных «Письмах об изучении природы» Герцена. Своей оцен­ кой и обобщением новейших открытий естествознания, своим анализом вопроса об отношении между опытным естество­ знанием и философией, своей критикой идеалистических заблуждений немецкой натурфилософии Герцен помог русским естествоиспытателям преодолеть идеали­ стические ошибки, в большей или мень­ шей мере стать на путь материалистиче­ ского истолкования явлеппй и процессов природы. Вместе с замечательными продолжате­ лями дела Герцена в философии, револю­ ционными материалистами Добролюбовым и Чернышевским, лучшие представители русской биологии 40 — 50-х годов под­ готовили почву для блестящего успеха в России в 60-х годах материалистического учения Дарвина об эволюции органиче­ ского мира. Самыми крупными из них были Карл Францевич Рулье и Николай Алек­ сеевич Северцов. Начнпая с середнпы 40-х годов, Рулье в своих университетских лекциях и пуб­ личных выступлениях начал развивать* эволюционные взгляды, которые встретили:' восторженный отклик Герцена. Рулье установил, что процесс взаимо­ действия, ведущий к преобразованию форм, развертывается во времени, пред­ ставляет собою исторически последова­ тельную смену старых Форм повыми. «В природе, — говорил ои, — в мире явле­ ний пет ничего от начала существующего, данного... все последующее образуется ми повтореппя предыдущего с прибавлением нового; все образуется путем постепенного медленного развития». Применяя это положение к животному миру, «Рульо говорил, что учение о по­ стоянстве, неизменности видов ложно, что виды животных постоянно изменяются, что «животное и внешний мир состоят • иепрестапном взаимодействии». Рулье бы * убежден, что воздействия «недшей среды отражаются на организме животного «чрез­ вычайно глубоко» и «на известное время, по крайней море, упрочиваются в его» по­ томстве, делаются наследственными»! Па этих-то, передающихся по наследству, из­ менениях, вызванных измененными усло­ виями существования в частности, и уп­ ражнением органов, и «осповывается, — как говорит Рулье, — улучшение породы и крови в животных». Несмотря на то, что эволюционная тео­ рия Рулье была еще им недостаточно раз­ работана п во многом носила довольно примитивный характер, все же в основном он стоял на правильном пути и сумел на­ метить ряд важных положений, разрабо­ танных биологической наукой уже в по- следарвннское время. Рулье оставил глубо­ кий след в истории русской биомгин и эволюционного учения в целом. Он совд&ж большую школу русских эволюционистов, которые сумели донести его идеи до сле­ дующих поколений и сами сделали нема­ лый вклад в дальнейшую разработку эво­ люционного учения. Крупнейшим из н и был знаменитый русский путешественник и выдающийся зоолог Николай Алексеевич Северцов. В феврале 1860 года, еще до того, ш с книга Дарвина и его учение стали изве­ стны в России, Северцов выступил в Пе­ тербурге с публичными лекциями до во­ просам (эволюционной теории. В этих лек­ циях Северцов заявлял: либо видовой т т подчиняется изменениям внешних условий и изменяется вместе с ними, либо ои до известного предела способен протжводеЯст- вовать этим изменениям, т. е. переносить их, сам не изменяясь, а за этими предела­ ми погибает. Северцов принимал возможность аюлю- ционного процесса, хотя и не видея еще прямых доказательств его и не представ­ лял себе, каким образом внутривидовые различия могут подняться до степени меж­ видовых; Известно, однако, что в 1861 г. Северцов. окончательно принял общую тео­ рию эволюции. Эволюционная идея глубоко и последо­ вательно разрабатывалась русскими уче­ ными, начиная с Ломоносова. Передовые русские ученые создали в течение ста лет, предшествовавших появлению учения Дар­ вина, материалистические традиции в во­ просе о развитии органического мира. Вот почему учение Дарвина об эволюции жи­ вотных н растений было легко воспринято прогрессивными кругами русских бпологев и радикальной интеллигенцией 60-х го­ дов, как оргапичеекп связанное с их ма­ териалистическим мировоззрением. В Рос­ сии создалась великолепная почва . для дальнейшего блестящего развития дадвИ: низма, для тех замечательных вкладов в его разработку, которые и дали полное право Тпмирязёву назвать нашу страну второй родиной дарвипизма.. Роль русских эволюционистов второй половины X V III и первой половины X IX веков, их работы оставались почтп неиз­ вестными до настоящего времени. Совет­ с к и историки биологии вплотную заня­ лись изучением этих несправедливо забы­ тых работ, «благодаря чему теперь получе­ на возможность составить первое, еще не полное представление о вуеских цретше- ствепниках Дарвина. В' связи с исполняющимся в сентябре 100 -летием со дня рождения великого рус­ ского учецого академика Ивана Петровича Павлова Всесоюзное общество по распрост­ ранению политических и паучяых знаний П а в л о в е к н е ч т е н и я » ппи Ивана Петровича Павлова, о величай-ЦК ВЛКСМ. Пз Москвы в Рязань выеажа- ппгх достижениях советской науки в обла­ сти физиологии. На родине академика, в Рязани, прово- водятся «павловские чтения», организовап- проводит цикл публичных лекций об уче- ные Всесоцузным обществом совместно с ют для чтения лекций виднейшие советские физиологи. В' нейтральном лектории в Москве со­ стоятся публичные лекции. (ТАСС). Как мы готовились к экзаменам —- Шк Из опыта партийной школы Наша партийная школа пришла к «копну нынешнего учебного года с неплохимп ре­ зультатами. Экзамены па дневпом отделе­ нии и выпуск па вечернем показали, что абсолютное большинство слушателей хорошо усвоило материал. Как правпло, слушатели получили оценки «хорошо» и ► «отлично». Как школа добилась этих показателей? Разумеется, что основная сумма знаний слушателями получена в процессе всего учебного» года и, в первую очередь, во вре­ мя самостоятельной работы. Немалую роль J в углублении, закреплении и систематиза­ ции знаний сыграла и подготовка к экза­ менам. Готовиться 'К экзаменам мы начали срав­ нительно рано, .месяца за два. Учитывая; что главное — самостоятельная работа са­ мих слушателей, мы обратили па это пер- \ воочереддое внимание. Задолго до экзаме­ нов было проведено общее собрание, на ко­ тором слушателям было об*явлено время начала экзаменов, какие предметы они бу­ дут* сдавать, порядок экзаменов и, главное, внимание всех было сосредоточено на зада­ чах, стоящих перед каждым слушателем в связи с приближающимися экзаменами, раз/яшно, над чем и как они должны ра­ ботать. Собрать, безусловно, сыграло свою по­ ложительную роль. Заметно возросла ак­ тивность слушателей, что проявилось п в возросшей посещаемости занятий, и в ходе самих занятий. • Учитывая, что самостоятельная работа требует времени п соответствующих усло­ вий, большую помощь слушателям оказали партийные и комсомольские организации. Я , как начальник школы, побывал почти на всех кораблях и в подразделениях, от­ куда были слушатели в школе, и на месте познакомился с условиями для само­ стоятельных запятил. В партийной организации, где. секрета-, рем тов. Дугапн, в связи с предстоящими j экзаменами было проведено спеппальпое j заседание бюро, Члепы бюро и сам тов. ! Душил оказали помощь коммунистам, в частности, обеспечили им возможности для самостоятельной работы, организовали консультации. В помощь слушателям была прочитана лекция <• диалектическом мате­ риализме. В другом подразделении коммунист топ. Перепелими для слушателей школы орга­ низовал консультации, -помогал им в под­ боре. литературы и т. а. Но нашлись и такие руководители парт­ организаций. которые, невидимому, ргиги- •ти, что учеба коммунистов в нпртшко.те , есть частное дело самих коммунистов. В одном из подразделений не обеспечили слу­ шателям возможности для подготовки к экзаменам, и это явилось- одной пз причин провала коммуниста Щедрина па экзаме­ нах. Особое внимание обращалось на проведе­ ш ь и улучшение качества консультации для коммунистов, занимающихся в партий­ ной школе. Консультации мы проводили и до этого, но они не были тематнздлэваны. Такие консультации давали мало пользы и посещаемость их была незначительной. Теперь консультации проводились по наи­ более важным, узловым теоретическим во­ просам. Вот, например, по каким вопросам «Краткого курса истории ВКП (б )» прово­ дились консультации для слушателей ве­ чернего отделения. По первой главе: «Группа «Освобождение труда» и ее роль в борьбе с народниками и в распростране­ нии марксизма г, России», «Борьба I». П. Ленина с либеральными народника­ ми и «легальными марксистами», «Книга Г». II. Ленина «Что таксе друзья народа» и как опи воюют против социал-демокра­ тов?», «Петербургский «Союз борьбы за освобождение рабочего класса» и его з?а- «кжю»; «Начало рево.тюцпэ-днгй деятель­ ности товарища Сталяза»: по второй главе»: — «Ленинский план построения марксист­ ской партии, книга В. И. Ленина Что де­ лать?», « II с’езд РСДРП и его значение», «Организационные основы большевистской партии, книга В . И. Ленина «Ш аг вперед, два шага назад» и т. д. Для слушателей дневного отделения те­ матика консультации была другая. Там консультации проводились по всем рабо­ там В . Д. Ленина п И. В . Сталина, которые изучали слушатели на занятиях. Консультации, как правило, проводил тот преподаватель, который на эту тему ’штал лекции и й&л семинарские занятия. Эт» делалось не только потому, что препо­ даватель лучше знает данный материал, но и потому, что оп помнит, какие разделы этой темы были лучше или хуже усвоены, и делает из этого соответствующие выводы. Методика консультаций была следую­ щей. Вопрос ставил преподаватель и оп же давал сравнительно сжатый, но толко­ вый п глубокий ответ. Затем поступали до­ полнительные вопросы от слушателей. От­ ветив на них и убедившись, что .материал понят слушателями, преподаватель перехо­ дил к следующему разделу темы. Такая организация консультации пе ис­ ключала возможности постановки и других вопросов слушателями из данной главы или работы, и преподаватель, конечно, от­ вечал на них. V. > направление, всей коп- j сультацпн. определенна основных вонро-; сев оставалось за преподавателем. Нужно- сказать, чнеорганизованные, та- \ ким оораг.ом , консультации дали очень; многое, и~слушатели ими остались доволь ­ ны. Об этом говорят тарпе данные, что по сешаем^сть консультаций составила в сред нем 50— 70 процентов всех слушателей. Подготовка продолжалась и во время экзаменов. Цы по создавшимся условиям ^собрать слушателей для подготов- гов на 6 — 8 -дневный па такое продолжительное ]ы слушателей, особенно тав, было трудно. Поэтому _ экзамен периодически, с ;да протяжении 18— 20 дней, таким образом. Спустя, до- после окончания занятий, одпу группу слутпатеией на _ от них экзамен по исто- _ распускали. Затем, дней че- ах снова собирали на 2 дня, принимали экзамен по следующему’ пред­ мету, п снова распускали иа 4— 5 дней, после чего собирали, .еще раз я принимали последний экзамен. Так делалось со всеми группами. Все это, конечно, делалось стро­ го по расписанию, /которое заранее было доведено до всех слушателей. Такой порядок экзаменов дает возмож­ ность сравнительно без утцерба для служ ­ бы собирать слушателей на экзамен. Периодический сбор имеет и» другую по­ ложительную сторону: слушатели полу­ чают больше возможности сосредоточивать свое внимание на том или другом предмете. При сборе на 6— 8 дней, когда экзамены идут отин га другим, слушатель почти не имеет возможности сосредоточить свое вин- i мание на одном каком-либо предмете н I продумать его глубже, до конца. Желая лц j того или не желая, но поскольку ем у: предстоят сдать друг за другой 3 иди ! Л предмета, он яе может таг. ?лц иуачэ ge j думать о них всех. А эго рассеивает вил-: мание. При сборе через 4— 5 дней слуша­ тель имзет возможность работать эта 4— 5 дней только над тем предметом, ко^ торый стоит у пего на очереди. Разумеется, что эти два дня, на кото­ рые мы собирали слушателей, не шли це­ ликом па прием экзамена. На экзамен уходил только один день н именно второй. Первый же мы посвящали целиком подго­ товке. Как была организована подготовка в этот день? Первая половина дня шла па самостоятельную работу слушателей. Поль­ зуясь обширным материалом, альбомами н наглядными пособиями партийного кабине-* та, где шла подготовка, каждый слушатель готовился самостоятельно, заполняя те ил» другие пробелы в свопх знаниях. Вторая половина дня, примерно часа 4, целиком отводилась консультации. 'На этот раз кои-* еультацпя проводилась ие по какой-ябв одной теме, а по всему курсу, яо в е « во-* просам, которые возникали у слуишш ем ; Следует еще отметпть то, что при подтчи •товке к экзаменам слушателям были пре­ доставлены широкие возможности пользо­ ваться литературой, альбомами, схемами я консультациями. В заключение я должен еше раз подл черкнуть, что опыт показывает, что в под-i готовке к экзамену, как дп в период учебы, главным является самостоятельная работа. Слушатели, которые, пользуясь яеонеульта-* циями, лекциями и т. д., настойчиво рабо* тали самостоятельно, пришли к экзаменам! с глубокими и прочными зданиями. Начальник партийной школы В. ДЕНИСОВ.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz