На страже Заполярья. 1949 год. Июнь.
23 июня 1949 г,. № 146 (3451 ), Н А С Т Р А Ж Е З А П О Л Я Р Ь Я а Темы усвоены глубоко ■Кружок по изучению «Краткого курса истории В К П (б )» , руководителем которого являетея лейтенант Шмуль, был создан в ноябре прошлого года. За этот период про ведено 26 гапятин, в ходе которых* изуче- ¥ но 7 глав «Краткого курса истории Уже на первых занятиях руко водитель убедился, что нужна оказывать пндщщдуальную помощь каждому слушате лю кружка. Поэтому тов. Шмуль кроме за нятий, определенных учебным планом, проводил дополнительно собеседования, кон сультации. Руководитель обратил внима- Y* ние слушателей на конспектирование мате риала. Отдельные слушатели ввиду недо статочной подготовки не умели составлять конспектов. Руководитель кружка научил т заходить главное в прочитанном. Случалось так, что отдельные слушатели -а но присутствовали на занятиях по уважп- * тельным причинам. В таких случаях ру ководитель кружка персонально с каждым беседовал по существу материала, рекомен довал, как лучше его усвоить. Это принесло шад результаты. Итоговая беседа показала, тал слушатели глубоко усвоили материал. Наиболее содержательными были ответы гг. Прядко, Баранова, Ивашкина. Началось итоговое занятие. Руководитель ставит вопрос: -— Кто желает рассказать о начале ре волюционной деятельности В . И. Ленина, о . Петербургском «Союзе борьбы за освобож дение рабочего класса»? , По втому вопросу пв’явил желание от вечать тов. Дмитриев. Его дополнил тов. Бдраяов, который рассказал, что Петер- бдалекий «Союз борьбы за освобождение рабочего класса», основанный Лениным в 1895 году, явился зачатком марксистской партии в России. Он ярко показал, как под руковдством Ленина Петербургский «Союз борьбы еа освобождение рабочего класса» впервые в России стал осуществлять сое- дащевив социализма с рабочим движением. Занятие прошло активно. Тт. Прядко, Ивапгкин ц ряд других слушателей высту пали по нескольку .раз. Занятие показало, что все слушатели усвоили материал. . Учеба в кружке положительно повлияла на службу слушателей. Достаточно сказать, что шесть слушателей кружка стали от личниками боевой и политической подго товки и стахановцами производства. Сол дат Петров стал агитатором подразделения, солдат Кущозеров — редактором боевого 'ли сп а . Тов. Прядко вступил в комсомол. Он назначен помощником руководителя дт'шпгкчесхнх занятий. С этой . обязанно стью он справляется успешно. Старший лейтенант А. ГОРБАЧЕВ. — О— ф \ Ценное начинание На нашем корабле часто демонстрируют ся 'кинофильмы. Опп являются хорошим та о д вы м пособием, помогающим матро сам лучше усвоить очередные темы полнт- зашдай. Так, например,.когда мы изучали телу «Советски© Вооруженные Силы в пе риод иностранной военной интервенции и гражданской войны», то нам показали ки нокартину «Щорс». Перед этим мы смотре ли картину «Ленин в Октябре», которая помогла нам лучше усвоить тему «Великая (Ььтябрьекая . социалистическая револю ция». Изучая на политзанятиях доклад тов. Михайлова на X I с’езде ВЛКСМ, мы про- сжярели специальный выпуск киножурна ла, посвященный с’езду. Мичман А. ОДОЕВ. — О— КОМСОМОЛЬЦЫ ИЗУЧАЮТ ИСТОРИЮ ВКП(б) На нашем корабле организован кружок по изучению «Краткого курса истории ВШ С б )» , в котором занимаются комсо мольцы-активисты. Коммунист тов. Зорин доходчиво преподает материал. Старший матрос Н. ПОДЛЕСНЮК. — О— ЗАБЫЛИ СВОИ ОБЯЗАННОСТИ Прошло более месяца с тех пор, как был выпущен последний номер стенной газеты нашего подразделения. Однако пи .комму нисты, ни комсомольцы не поинтересова лись почему же бездействует редколлегия во -главе с тов. Ситовым. А причина одна: тов. Ситов н другие члепы редколлегии за были возложеппые па них обязанности. В. КОЛЕСНИКОВ. Русские предшественники Дарвина Достойно готовится от\зетшъ День Воетгно-Морского Флота коллектив мастерских. Рационализируя обработку деталей, борясь за ускорение оборачивае мости оборотных средств и ск-нжеише себестоимости, рабочие и «геосвики изо дня в день повышают 'Гфоиззодителыюсть труда, улучшают качество продукции. НА СНИМКЕ: (слева направо): рационализаторы мастерских младшие сержанты Пивнев и Сикорских, сержант Ивнин за практическим осуществле нием рационализаторского предпожешия. Фото Н. Высоцкого. Решения XI с‘езда ВЛКСМ в основу работы л На стене каюты политшко-просвеггитель- ной работы подразделения в хорошо оформ ленных рамках висят тексты решений X I с’езда ВЛКСМ. Они напоминают комсо мольцам, об их больших обязанностях по политическому просвещению и воспитанию молодежи. Решения X I с ’езда ВЛКСМ положены в основу всей деятельности комсомольской организации. Особое внимание уделяется вопросам идейного воспитания членов | ВЛ КШ . На состоявшемся у нас собрании комсомольцев обсуждался вопрос о ходе выполнения решений с’езда. Были отмече ны недостатки в этом деле и намечены пути их устранения. В частности, многпо комсомольцы говорили о слабой организа ции занятий кружка по изучению нашей Родины. Критика помогла наладить работу круж ка. Члены ВЛКОМ с большей ответствен ностью начали подходить к своему поли тическому росту, много и плодотворно ра ботают над материалами тем. На-днях кру жок полностью закончил изучение про граммы. На итоговых занятиях слушатели показали глубокие знания. Особенно выде ляются среди других комсомольцы тг. Кол тунов, Кутан, Барабанов. Комсомольцы, занимавшиеся в кружке, за время учебы расширили свой политиче ский кругозор, яаурилпсь лучше владеть своей речью и сейчас успешно работают среда несоюавой молодежи, ведут пропа ганду решений X I с’езда п борются за ох выполнение. Пример во всем показывает сам секретарь. Ои систематически бесе дует с комсомольцами а молодежью об из менениях в Уставе ВЛКСМ, о резолюциях X I с’езда по другим вопросам. Беседы по докладу тов. Михайлова организует и про водит комсомолец Самаркин. В решениях с’еэда большое место уде ляется развертывапию спортивно-массовой работы. Комсомольская организация ус пешно выполняет этот пункт решения. Па одном из собраний [комсомольцы пос ле всестороннего обсуждения решили сво ими силами оборудовать спортивный го родок. Слово комсомольцев претворено в конкретные дела. В выходные дни члены ВЛКОМ и активисты из несоюзной молоде жи расчищали площадку, строили и уста навливали снаряды, устроили дорожки и т. д. Сейчас в спортивном городке моло дежь тренируется, готовится к сдаче лет них норм па значок ГТО. Спортивную ра боту возглавляет тов. Хаез и лучшие физ культурники-комсомольцы. Повседневная деятельность комсомоль ской организации по политическому про свещению молодежи, вовлечение ее в мас совую спортивную работу положительно влияет па весь ход боевой учебы, способ ствует укреплению дисциплины. Среди от личников появились новые вопны-ломсо- мольцы. Образцом для других в службе яв ляются Маточеяко, Урицкий, Бодрых. За последнее время среди комсомольцев нет пи одного случая нарушения воинской и со юзной дисциплины. Однако, не везде комсомольцы достаточ но борются за претворение в жизнь реше ний с’езда. Имеются отдельные организа ции, которые еще не начали работу в этом направлении. Напрпмер, плохо организует свою деятельность бюро, возглавляемое тов. Васильевым. Здесь имеются такие комсомольцы, (которые вообще еще нс знают об изменениях в Уставе ВЛКСМ, по тому что никаких бесед, лекций и докла дов по материалам с ’езда не ведется. В этой комсомольской организации имел место нетерпимый случай. Со стоялось обшее комсомольское собрание, на котором обсуждались итоги X I с’еада ВЛКСМ. Было принято решение, которое через несколько дней... потеряли. В том, что комсомольская организация, возглаадяемая тов. Васильевым, вообще запустила внутрисоюзную работу, винова та и парторганизация. Секретарь и с тинного бюро плохо руководит комсо мольской организацией, не помогает чле нам ВЛКСМ и не контролирует их деятель ность. Странное равнодушие проявляет в этом подразделении и заместитель коман дира но политчасти. Свою деятельность по руководству комсомольской работы он <*всл к формальному утверждению плана. Н. ДМИТРИЕВ. •О- Учиться настойчиво, повседневно Устав ВКП (б ) обязывает каждого ком муниста неустанно работать над повыше нием своего идейно-политического уровня. Основным методом учебы является само стоятельная работа. В нашей партийной организации многие товарищи добились значительных результатов в работе над собой. Коммунист Плотников изучил 12 глав «Краткого курса истории ВКП (б )» . Если внимательно просмотреть его конспекты, то можно убедиться, что он пользовался произведениями классиков марксизма- ленинизма. Его конспекты богаты -выдерж ками из трудов В . И. Ленппа.^ И. В. Сталина, В . М. Молотова, А. А. Жданова. Педаром оп всегда отвечает на вопросы правильно, в его ответах чувствуются глу бокие теоретические знания. То же можно сказать и о коммунисте Гончарове, изучившем «Краткий курс исто? рни ВКП (б )». Молодой коммунист Булатов сейчас за канчивает изучение «Краткого курса исто рии ВКП (б )» . Часто у него возникают не ясности и трудности, особенпо в составле нии конспектов. С помощью коммунистов Гончарова и Плотникова тов. Булатов преодолевает эти трудности п постоянно накапливает знания. Мичман И. ГОЛОВИН. Около 90 лет- назад, 24 ноября 18&9 г., вышло в свет знаменитое творение Чарльза Дарвипа «Происхождение ввдщ ». Этим - своим трудам Дарвин соверши величай- \ шнй переворот в представлениях человече ства о происхождении органического мира — мира растений, животных и человека; Учение Дарвипа нанесло сокрушительный удар господствовавшим в течение, тысяче летий .религиозным, мистическим, метафи зическим представлениям о неизменности видов животньд п растений. Дарвин осу ществил в биологии то, что за триста лет до пего сделал в асттюномии великий поль ский ученый Коперник, а в пауке о чело веческом обществе гешшыгый Карл Маркс. Создавая в середине X IX века свое мате риалистическое учение о тгроисхождении, эволюции органического мира, Дарвин был совершенно одинок. Оп имел, правда, в Европе предшественников, крупнейшим из которых был выдающийся французский на туралист Ламарк. Однако теории этих его предшественников не смогли поколебать тысячелетнюю твердыню косных религиоз ных л мeraфизических представлений. Последовавшая вскоре после того блестя щая победа дарвинизма сопровождалась ва протяжении дальнейших десятилетий все нараставшими попытаами церковной и идеалистической реакции нскавить учение Дарвина, приспособить его к нуждам и стремлениям капиталистического общества. В новейшее время, в эпоху империализма, эти попытки приняли особенно уродливую форму, облачившись в лженаучные одеж ды идеалистического и реакционного уче ния Вейсмава-Менделя-Моргана о наслед ственности и тесно связанного о ним фа шистского учения о высших и низших расах. На эти учения опираются коло ниальная политика, расовая дискримина ция и зверское истребление целых народе», проводимые империалистическими дер жавами. •В противоположность этому в России, в русской биологической науке прошлого века дарвинизм сразу жо нашел исключи тельно благоприятную почву для своего дальнейшего творческого развития. Тими рязев, а вслед за ним братья Ковалевские, Мечников, Сеченов, Менвбир, позднее — Павлов и Северцов, развивая в своих ра ботах подлинно материалистические эле менты дарвинизма, заложили на его основе п глубоко разработали новые области био логической науки. Их замечательные тру ды явились новым словом в равняют дар винизма и доставили ему окончательную победу над старыми, метафизическими представлениями. Уже в наши годы иа вы ш л и этап свое го развития дарвинизм был поднят в Со ветской России вамечательныэга работами великого преобразователя (природы И. В . Мичурина и w o последователя и ученика академика Т. Д. Лысенко. В их руках дар винизм из учения, обгоняющего природу, превратился в творческое орудие передел ки природы. Блестящее развитие материалистического дарвинизма в России дало когда-то основа ние Тимирязеву сказать, что Россия стала второй родиной дарвинизма. Причины, поз волившие России стать «второй родиной дарвинизма», коренятся в своеобразном! историческом ходе развития русской обще ственной и научной мысли. Начиная с се редины X V III века, эволюционные идеи формировались в России в тесной связп с общественными идеями передовых пред ставителей русской интеллигенции, рели- кпх провозвестников демократических идей. Первым русским ученым, высказавшим эволюционную идею еще в середине X V III в., был выходец нз простого народа гениальный Ломоносов с его учением об. изменении; эволюционном развииш все ленной и земли. «Твердо номпнть доджио, — писал Ломоносов, — что видимые те лесные па земле вещи и весь мир не с. та ком состоянии были с начала от создапня, как ныне паходим. по великие происхош- ли в нем перемены...». В этих замечатель ных словах Ломоносова мы видим уже от четливо выраженную идею эволюции ми ра, пдею постепенного развития, последо вательного нрогрсееивноп) восхождепия Профессор С . С О Б О Л Ь . ' , • от более простого в более сложному. Ломо носов, видимо, говорит об эволюции лишь неорганической природы, но указываем, что процессу изменения подвержены все без исключения тела па земле, «все види мые телесные вещи». Ряд других выска зываний Ломоносова позволяет думать, что Ломоносов имел в виду и органический мир. В .материалистической системе воззре ний Ломоносова идея эволюция, идея раз вития и изменения природы занимает вполне определенное место. Ломоносов был первым пе только у нас. но и одним пз са мых первых ученых в Европе, высказав ших общую идею эволюции в столь опре деленной форме. Политическая реакция екатерининского времени «печально сказалась на судьбе та лантливого молодого русского ученого Афа насия Каверзнева, также выходца из про стого народа, которого можно назвать пер вый, вполне выраженным биологом-эволю ционистам. Смоленский семипарнст, Ка верзнев был послан Вольно-экономическим обществом в Германию для изучения пче ловодства. Но Каверзнев глубоко изучил естествознание в целом. В 1775 г. он на печатал в Лейпциге пеболыпуго книжку под названием «О вырождении живот ных», в которой с замечательной для того времени ясностью высказал идею эволю ции животного мирз. По возвращении па родину Каверзнев был подвергнут экзаме ну, который он блестяще выдержал. Одна ко зпапия и подготовка его не были ис пользованы, и он закончил свою жизнь в Смоленске простым канцеляристом, в пол ной безвестности. В ' чем же заключались воззрения Ка верзнева? Он считал, что не только близко сходные друг с другом виды, но и все вообще виды животных находятся в дейст вительном родстве, происходят одни от других. «Не только кошку, льва, тигра, — говорит Каверзнев, — но и человека, обезьяну и всех других животных можно рассматривать -как членов 'одной — еди- пой семьи...». С такой силой и смелостью ни один автор до Каверзнева не выражал общую идею эволюции органического ми ра, открыто распространив ее и на чело века. Материалистические и эволюционные взгляды высказывал и знаменитый фило соф-просветитель конца XVH I века А. Н. Радищев. Так же, как* и Каверзнев, Ради щев пришел к революционной мысли о всеобщем родстве всех организмов друг с другом, о теснейшей связи их с неоргани ческим миром, о том, что все в мире нахо дится в процессе непрерывного развития, непрерывного изменения. В сороковые и пятидесятые годы X IX века на представителей русского естество знания большое влияние оказали Белин ский и Герцен. Горячий призыв Белинско го к созданию материалистического есте ствознания получил развернутое и блестя щее выражение в известных «Письмах об изучении природы» Герцена. Своей оцен кой и обобщением новейших открытий естествознания, своим анализом вопроса об отношении между опытным естество знанием и философией, своей критикой идеалистических заблуждений немецкой натурфилософии Герцен помог русским естествоиспытателям преодолеть идеали стические ошибки, в большей или мень шей мере стать на путь материалистиче ского истолкования явлеппй и процессов природы. Вместе с замечательными продолжате лями дела Герцена в философии, револю ционными материалистами Добролюбовым и Чернышевским, лучшие представители русской биологии 40 — 50-х годов под готовили почву для блестящего успеха в России в 60-х годах материалистического учения Дарвина об эволюции органиче ского мира. Самыми крупными из них были Карл Францевич Рулье и Николай Алек сеевич Северцов. Начнпая с середнпы 40-х годов, Рулье в своих университетских лекциях и пуб личных выступлениях начал развивать* эволюционные взгляды, которые встретили:' восторженный отклик Герцена. Рулье установил, что процесс взаимо действия, ведущий к преобразованию форм, развертывается во времени, пред ставляет собою исторически последова тельную смену старых Форм повыми. «В природе, — говорил ои, — в мире явле ний пет ничего от начала существующего, данного... все последующее образуется ми повтореппя предыдущего с прибавлением нового; все образуется путем постепенного медленного развития». Применяя это положение к животному миру, «Рульо говорил, что учение о по стоянстве, неизменности видов ложно, что виды животных постоянно изменяются, что «животное и внешний мир состоят • иепрестапном взаимодействии». Рулье бы * убежден, что воздействия «недшей среды отражаются на организме животного «чрез вычайно глубоко» и «на известное время, по крайней море, упрочиваются в его» по томстве, делаются наследственными»! Па этих-то, передающихся по наследству, из менениях, вызванных измененными усло виями существования в частности, и уп ражнением органов, и «осповывается, — как говорит Рулье, — улучшение породы и крови в животных». Несмотря на то, что эволюционная тео рия Рулье была еще им недостаточно раз работана п во многом носила довольно примитивный характер, все же в основном он стоял на правильном пути и сумел на метить ряд важных положений, разрабо танных биологической наукой уже в по- следарвннское время. Рулье оставил глубо кий след в истории русской биомгин и эволюционного учения в целом. Он совд&ж большую школу русских эволюционистов, которые сумели донести его идеи до сле дующих поколений и сами сделали нема лый вклад в дальнейшую разработку эво люционного учения. Крупнейшим из н и был знаменитый русский путешественник и выдающийся зоолог Николай Алексеевич Северцов. В феврале 1860 года, еще до того, ш с книга Дарвина и его учение стали изве стны в России, Северцов выступил в Пе тербурге с публичными лекциями до во просам (эволюционной теории. В этих лек циях Северцов заявлял: либо видовой т т подчиняется изменениям внешних условий и изменяется вместе с ними, либо ои до известного предела способен протжводеЯст- вовать этим изменениям, т. е. переносить их, сам не изменяясь, а за этими предела ми погибает. Северцов принимал возможность аюлю- ционного процесса, хотя и не видея еще прямых доказательств его и не представ лял себе, каким образом внутривидовые различия могут подняться до степени меж видовых; Известно, однако, что в 1861 г. Северцов. окончательно принял общую тео рию эволюции. Эволюционная идея глубоко и последо вательно разрабатывалась русскими уче ными, начиная с Ломоносова. Передовые русские ученые создали в течение ста лет, предшествовавших появлению учения Дар вина, материалистические традиции в во просе о развитии органического мира. Вот почему учение Дарвина об эволюции жи вотных н растений было легко воспринято прогрессивными кругами русских бпологев и радикальной интеллигенцией 60-х го дов, как оргапичеекп связанное с их ма териалистическим мировоззрением. В Рос сии создалась великолепная почва . для дальнейшего блестящего развития дадвИ: низма, для тех замечательных вкладов в его разработку, которые и дали полное право Тпмирязёву назвать нашу страну второй родиной дарвипизма.. Роль русских эволюционистов второй половины X V III и первой половины X IX веков, их работы оставались почтп неиз вестными до настоящего времени. Совет с к и историки биологии вплотную заня лись изучением этих несправедливо забы тых работ, «благодаря чему теперь получе на возможность составить первое, еще не полное представление о вуеских цретше- ствепниках Дарвина. В' связи с исполняющимся в сентябре 100 -летием со дня рождения великого рус ского учецого академика Ивана Петровича Павлова Всесоюзное общество по распрост ранению политических и паучяых знаний П а в л о в е к н е ч т е н и я » ппи Ивана Петровича Павлова, о величай-ЦК ВЛКСМ. Пз Москвы в Рязань выеажа- ппгх достижениях советской науки в обла сти физиологии. На родине академика, в Рязани, прово- водятся «павловские чтения», организовап- проводит цикл публичных лекций об уче- ные Всесоцузным обществом совместно с ют для чтения лекций виднейшие советские физиологи. В' нейтральном лектории в Москве со стоятся публичные лекции. (ТАСС). Как мы готовились к экзаменам —- Шк Из опыта партийной школы Наша партийная школа пришла к «копну нынешнего учебного года с неплохимп ре зультатами. Экзамены па дневпом отделе нии и выпуск па вечернем показали, что абсолютное большинство слушателей хорошо усвоило материал. Как правпло, слушатели получили оценки «хорошо» и ► «отлично». Как школа добилась этих показателей? Разумеется, что основная сумма знаний слушателями получена в процессе всего учебного» года и, в первую очередь, во вре мя самостоятельной работы. Немалую роль J в углублении, закреплении и систематиза ции знаний сыграла и подготовка к экза менам. Готовиться 'К экзаменам мы начали срав нительно рано, .месяца за два. Учитывая; что главное — самостоятельная работа са мих слушателей, мы обратили па это пер- \ воочереддое внимание. Задолго до экзаме нов было проведено общее собрание, на ко тором слушателям было об*явлено время начала экзаменов, какие предметы они бу дут* сдавать, порядок экзаменов и, главное, внимание всех было сосредоточено на зада чах, стоящих перед каждым слушателем в связи с приближающимися экзаменами, раз/яшно, над чем и как они должны ра ботать. Собрать, безусловно, сыграло свою по ложительную роль. Заметно возросла ак тивность слушателей, что проявилось п в возросшей посещаемости занятий, и в ходе самих занятий. • Учитывая, что самостоятельная работа требует времени п соответствующих усло вий, большую помощь слушателям оказали партийные и комсомольские организации. Я , как начальник школы, побывал почти на всех кораблях и в подразделениях, от куда были слушатели в школе, и на месте познакомился с условиями для само стоятельных запятил. В партийной организации, где. секрета-, рем тов. Дугапн, в связи с предстоящими j экзаменами было проведено спеппальпое j заседание бюро, Члепы бюро и сам тов. ! Душил оказали помощь коммунистам, в частности, обеспечили им возможности для самостоятельной работы, организовали консультации. В помощь слушателям была прочитана лекция <• диалектическом мате риализме. В другом подразделении коммунист топ. Перепелими для слушателей школы орга низовал консультации, -помогал им в под боре. литературы и т. а. Но нашлись и такие руководители парт организаций. которые, невидимому, ргиги- •ти, что учеба коммунистов в нпртшко.те , есть частное дело самих коммунистов. В одном из подразделений не обеспечили слу шателям возможности для подготовки к экзаменам, и это явилось- одной пз причин провала коммуниста Щедрина па экзаме нах. Особое внимание обращалось на проведе ш ь и улучшение качества консультации для коммунистов, занимающихся в партий ной школе. Консультации мы проводили и до этого, но они не были тематнздлэваны. Такие консультации давали мало пользы и посещаемость их была незначительной. Теперь консультации проводились по наи более важным, узловым теоретическим во просам. Вот, например, по каким вопросам «Краткого курса истории ВКП (б )» прово дились консультации для слушателей ве чернего отделения. По первой главе: «Группа «Освобождение труда» и ее роль в борьбе с народниками и в распростране нии марксизма г, России», «Борьба I». П. Ленина с либеральными народника ми и «легальными марксистами», «Книга Г». II. Ленина «Что таксе друзья народа» и как опи воюют против социал-демокра тов?», «Петербургский «Союз борьбы за освобождение рабочего класса» и его з?а- «кжю»; «Начало рево.тюцпэ-днгй деятель ности товарища Сталяза»: по второй главе»: — «Ленинский план построения марксист ской партии, книга В. И. Ленина Что де лать?», « II с’езд РСДРП и его значение», «Организационные основы большевистской партии, книга В . И. Ленина «Ш аг вперед, два шага назад» и т. д. Для слушателей дневного отделения те матика консультации была другая. Там консультации проводились по всем рабо там В . Д. Ленина п И. В . Сталина, которые изучали слушатели на занятиях. Консультации, как правило, проводил тот преподаватель, который на эту тему ’штал лекции и й&л семинарские занятия. Эт» делалось не только потому, что препо даватель лучше знает данный материал, но и потому, что оп помнит, какие разделы этой темы были лучше или хуже усвоены, и делает из этого соответствующие выводы. Методика консультаций была следую щей. Вопрос ставил преподаватель и оп же давал сравнительно сжатый, но толко вый п глубокий ответ. Затем поступали до полнительные вопросы от слушателей. От ветив на них и убедившись, что .материал понят слушателями, преподаватель перехо дил к следующему разделу темы. Такая организация консультации пе ис ключала возможности постановки и других вопросов слушателями из данной главы или работы, и преподаватель, конечно, от вечал на них. V. > направление, всей коп- j сультацпн. определенна основных вонро-; сев оставалось за преподавателем. Нужно- сказать, чнеорганизованные, та- \ ким оораг.ом , консультации дали очень; многое, и~слушатели ими остались доволь ны. Об этом говорят тарпе данные, что по сешаем^сть консультаций составила в сред нем 50— 70 процентов всех слушателей. Подготовка продолжалась и во время экзаменов. Цы по создавшимся условиям ^собрать слушателей для подготов- гов на 6 — 8 -дневный па такое продолжительное ]ы слушателей, особенно тав, было трудно. Поэтому _ экзамен периодически, с ;да протяжении 18— 20 дней, таким образом. Спустя, до- после окончания занятий, одпу группу слутпатеией на _ от них экзамен по исто- _ распускали. Затем, дней че- ах снова собирали на 2 дня, принимали экзамен по следующему’ пред мету, п снова распускали иа 4— 5 дней, после чего собирали, .еще раз я принимали последний экзамен. Так делалось со всеми группами. Все это, конечно, делалось стро го по расписанию, /которое заранее было доведено до всех слушателей. Такой порядок экзаменов дает возмож ность сравнительно без утцерба для служ бы собирать слушателей на экзамен. Периодический сбор имеет и» другую по ложительную сторону: слушатели полу чают больше возможности сосредоточивать свое внимание на том или другом предмете. При сборе на 6— 8 дней, когда экзамены идут отин га другим, слушатель почти не имеет возможности сосредоточить свое вин- i мание на одном каком-либо предмете н I продумать его глубже, до конца. Желая лц j того или не желая, но поскольку ем у: предстоят сдать друг за другой 3 иди ! Л предмета, он яе может таг. ?лц иуачэ ge j думать о них всех. А эго рассеивает вил-: мание. При сборе через 4— 5 дней слуша тель имзет возможность работать эта 4— 5 дней только над тем предметом, ко^ торый стоит у пего на очереди. Разумеется, что эти два дня, на кото рые мы собирали слушателей, не шли це ликом па прием экзамена. На экзамен уходил только один день н именно второй. Первый же мы посвящали целиком подго товке. Как была организована подготовка в этот день? Первая половина дня шла па самостоятельную работу слушателей. Поль зуясь обширным материалом, альбомами н наглядными пособиями партийного кабине-* та, где шла подготовка, каждый слушатель готовился самостоятельно, заполняя те ил» другие пробелы в свопх знаниях. Вторая половина дня, примерно часа 4, целиком отводилась консультации. 'На этот раз кои-* еультацпя проводилась ие по какой-ябв одной теме, а по всему курсу, яо в е « во-* просам, которые возникали у слуишш ем ; Следует еще отметпть то, что при подтчи •товке к экзаменам слушателям были пре доставлены широкие возможности пользо ваться литературой, альбомами, схемами я консультациями. В заключение я должен еше раз подл черкнуть, что опыт показывает, что в под-i готовке к экзамену, как дп в период учебы, главным является самостоятельная работа. Слушатели, которые, пользуясь яеонеульта-* циями, лекциями и т. д., настойчиво рабо* тали самостоятельно, пришли к экзаменам! с глубокими и прочными зданиями. Начальник партийной школы В. ДЕНИСОВ.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz