На страже Заполярья. 1949 год. Июнь.
2 НА С Т Р А Ж Е З А П О Л Я Р Ь Я 23 июня 1949 г., № 146 (3451). Стойкость и выносливость нужны каждому моряку Шла Вел&кая Отечественная война. В 1942 году немепко-фашистскпе захватчи ки, вводя в бой все новые и новые силы, пытались осуществить свои сумасбродные ш алы в Заполярье. Бои носили самый ожесточенный характер. Советские воины геройски дрались в .морс, в воздухе и на земле. Где бы враг ни появился, какие бы он силы ни имели всюду наталкивался на железную стойкость и мужество наших воинов и терпел одно поражение за дру гим. Однажды в бою наш корабль получил повреждение. Его подбросило вверх. От толчка сорвались подвесные койки. Что- то тяжелое пролетело со звоном по отсеку и грохнуло в переборку. Полопались лам почки и плафоны. В отсеке наступила кро мешная тьма. В типпше легко было услы шать шипение и плеск воды. Вдруг ледя ной поток устремился в отсе&, обжигая холодом матросов. Задраить переборку и переговорную трубу! Дать противодавление! — послы шался! в темноте спокойный голос коман дира отсека. Матросы Чурносов и Ерофеев быстро задраили переборку. Но вода все Е в про должала хлестать. .— Повреждение здесь, крикнул ма трос Кочура. Матрос Февралев ощупью добрался до рубильника и переключил на аварийное питание. Света не было. Вьшшбло вое предохранители. С трудом нашел он их на палубе и врубил в гнеада. Сильно удари ло током, станции корпуснла; света по- прежнему не было. Матрос Жаворонво® выбрался из-под коек, которые обрушились на него, и бро сился к аварийному клапану. Струя л ад ной воды ударила фткуиа-то сверху. За хватило дыхание. Он невольно отпрянул назад, и затем chow потяяулзд * клапану. Нащупал клапан и с трудом открыл 4 его. Воздух ворвался в отсев. Жаворонков стал искать на палубе крышку лаза. Он спустился вниз я услы шал хлюпанье воды. Полад* на коленях, он зпогьмах искал лдаю т. Вода вышла за ластил. Жаворонков почувствовал ле денящее прикосновение у колен, потом выше и выше. Но он настойчиво продол жал добираться до клапана. Вот рука кос нулась зпакомого маховика, лихорадочно •повернула его несколько раз. Вода с ш у мом (рванулась в разряженную магистраль. — Турбопасос работает, — с облегче нием подумал Жаворонков, и стая выле зать. Дополз до лаза и остановился. Скор чившись, он прижался к линии вала. Во да поднялась выше колен, ноги окоченели, все тело ныло, по решалась судьба кораб ля) — значит надо выдержать любые ис пытания. — Вода поднимается к палубе, — до ложил оп командиру, отсека. — Есть, вылезай оттуда, — приказал командир. Вода хлестала пз торпедного аппарата. Февралев и Кочура прижимали крышку аппарата, стараясь осилить напор. Быст ро была подана стойка. Командир отсека приладил подпорку и приказал крепить за кронштейн. Стойка поджала крышку, течь уменьшилась, но в другом месте вода про должала шуметь. Крышку обложили матра цами, прижали и подбили аварийными клиньями. Уровень воды перестал повы шаться. — Отдраить дверь, провести свет из соседнего отсека, — приказал командир боевой части. Командир отсека осмот рел помещение. В кормовой переборке ра зошлись швы, в щели била вода. Поступило приказание заделать щели. Вода начала убывать. Затем отдраили переговорную трубу, и один пз матросов встал на связь. Трюм был очищен от воды, угрожаю щая кораблю опасность миновала, Ц е д и ла воля людей, их железная стойкость и выносливость, умение бороться с трудно* стямп. Вот почему в условиях мирной учебы так остро стоит вопрос о всемер ном развитии боевой стойкости и выносли вости. Лоетому каждому матросу л стар шине необходимо настойчиво развивать в себе замечательные воинские (качества, ч— морскую вы учку, крепкую физическую выносливость сноровку и умение обслу живать технику. Старшина 1 статьи В . БОГДАНОВ. Физические основы полета реактивных самолетов (Окончание. Начало са». в М г 138, 141, 143), •о- Трудолюбие и упорство С первых дней прихода яа Флот радиста Дмитрия Сивкова часто виде»;, как в ча сы личного досуга, склонившись, сидел он над учебником и схемой, настойчиво изу чая устройство и принципы работы мате риальной части. Настойчивый тш воина не щюпал да ром и скоро дал свои результата, Дмитрий Сивков прекрасно освоил материальную часть и стал грамотным •радиомехаником. Его стали уважать, как оцьргиого, знаю щего авоо дело воина. К нему* стали обра щаться ва советом, И он всегда находил -время для ответа на любой вопрос това рища по оружию. Если Дмитрию Сщ тщ поручается от ветственная работа, то отдавший прика зание может с уверещостью сказать; — Я себе даже но прадетавлт чтобы Сивков этого не сделал, он все может... . Министр Вооруженных Сид Союза 0GP особое внимание обращает на рост рядов отличников боевой и политической подго товки. Эти задачи являются боевой про граммой для всех воинов. Это прекрасно понял дисциплинированный, исполни тельный воан гвардии сержант Дмитрий Сивков, л он не ущххадваетея та достиг нутых показателях, Дичиой требователь ностью и умелым подходом к любой пору ченной работе он поставил себя в число «передовых воинов подразделения. Переходя на летний период овдиаатацив техники, гвардии сержант Сивков раньше всех подготовил обслуживаемую им мате риальную часть к полетам, за что полу* чил благодарность от командования. Как-то стрелок-радист доложил, что нет слышимости. Дли обнаружения ста приемника и устранения ее комавдвр, не задумываясь, послал Сивкова, В cojiejb шенстве зная технику. Сивков flbjCTDO обнаружил причину. Был дробит цополь лампы. Радиомеханик ликвидировал неис правность. Коммуниста Дмитрия Сивкова комсо мольцы избрали членом бюро комсомоль ской организации. С тех пор Сивков стад еще настойчивее трудиться над повыше нием своего идейно-политического уровня, активно участвовать в общественной рабо те. Он всегда с желанием берется за лю бое поручение бюро, выполняет его Д огоньком, по-партийному. На политических за вяпш - m m m th ict Сивков имеет отличные успехи. На осен ней инспекторской проверке он получил : оценку «отлично». Сивков п теперь не снижает показателей. Он всегда приходит иа занятия подготовленным, аккуратно ве дет ‘конспект. Не ограничиваясь учебой по программе политических задетой, оц изу чает «Краткий курс истории В К Л (б )» , ре гулярно читает художественную литерату ру, журналы и газеты, а его ответы па во просы руководителя группы ставятся в пример другим воинам. За всю свою службу гвардии сешжант Сивков не имеет ни одного взыскания. В его карточке взысканий и поощрений за писано окото двух •десятков благодарно стей и других поощрений, в том числе краткосрочный отпуск за безупречную службу и отличное знание материальной части. Лейтенант В, БИЗКЖОВ. Старший матрос Анастас Давыдов хорошо овладел специальностью на водчика, стал опьугным воином. При мерная служба тов. Давыдова отмече на несколькими благодарностями1. НА СНИМКЕ: отличиик боевой и политической нодготоз-ки старший ма трос Давыдов у opyuwHv Фото Н. Высоцкого. Три отличной года службы Старшина 2 статьи Григорий Калинин с первых дней пребывания в Воекно-'Мор- свом Флоте стал служить Родине так, как втого тробует от воинов советский народ и Присяга. Много пришлось преодолеть ему трудностей в изучении сложной боевой техники. Настойчивость и стремление к знаниям дали возможность Калинину стать хорошим специалистом.. Командование не оставило без внимания успехи в учебе комсомольца Калинина, а дало возможность практически применить накопленные им знания. Получив назначе ние в& должность командира отделения мотористов, Калинин с еще большей эпер- j ie t стал совершенствовать свои знания и одновременно обучал комсомольца Брусова, стн должно сопровождаться Требовательность к подчиненным, дис- тщшииров анность и высокая политиче ская соанательность — вот отличительные черты комсомольца Калинина. Три года Ш Д командование впервые з а ' время службы аанесло его в список отличников боевой и политической подготовки подраз деления. Каждый последующий год он не снижал успехов, а стремился к новым знаниям военного дела. Недавно в стенной Занятия с водолазами Под руководством опытного инструктора водолазного дела старшего матроса Успен ского у нас организованно проходят заня тия с водолазами. Сейчас матросы изучают теорию, затем начнутся практические спуски под воду. Лпчпый состав добросовестно относится к занятиям и с большим интересом изу чает водолазное дело. Хорошо занимаются п усваивают пройденный материал стар- 40Р0Ш [ЬШ цше матросы Карпенко, Музычевко,. Арза^ масцев, Капитонов, Андреев. Все онп пмеют по знанию водолазного дела хорошие н отличные оценки. __________Старший мапис Ф . СМИРНОВ, газете подразделения были отмечены успе хи и его подчиненного старшего матроса Брусова, который также занесен в список отличников учебы. Георгий Калинин является сейчас уже старшиной п>уппы мотористов, и здесь он успешно справляется с порученным делом, ираашыю воспитывает своих подчинен ных. Механизмы старшины Калинина ни когда не отказывают в действии, они всегда содержатся в боевой готовности. За время службы Георгий Калинин нмеегг свыше 10 поощрений командования. Комсомолец Калинин хороший общественник, он актив но участвуем в работе комсомольской орга низаций, проводит чпжц газет, организуем беоеды. Много Калинин работает и само стоятельно, повышает своп идейный уро вень, изучает труды великих вождей боль шевистской партии Ленина и Сталина. У комсомольца Калинина все вйины подразделения учатся честно, с полной от дачей сил служить своему великому Оте честву. Главный старшина В. КАПРАЛОВ. —о— Девять поощрений Заслуженным авторитетам и уважением- cpeim личного состава пользуется старшина 2 статьи Александр Давыдов. Когда он прибыл в наше подразделение младшим специалистом, в его карточке взысканий и поощрений значилось 5 благодарностей. С первых же дней службы в нашем под разделении Давыдов зарекомендовал себя дисциплинированным п исполнительным воином. Сейчас в его карточке взысканий и по ощрений записано 9 благодарностей. Старшина 2 статьи П. ТИМАШЕВ. ЖИДНОСТНО-РЕАКТИВНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ Жйдкостно-реактивный двигатель (фиг. Х* 14) отличается от любого воздушно-ре активного двигателя тем, что он питается кислородом не из окружающей атмосферы, а из запасов окислителя, находящегося в баках летательного аппарата. Таким обра зом, этот двигатель пе нуждается в окру жающей атмосфере, т . е. не имеет границы высотности. Конструшюно он состоит я з камеры сгорания ( 1 ), изготовленной из жароупор ной стали, зачастую внутри покрытой жа роупорным материалом — керамикой. В камеру сгорания ( I ) через форсунки ( I I ) под большим давлением впрыскиваются два составляющих: горючее (керосин, лпгроип, бензин, спирт, нефть, скипидар, мазут и т. п .) и окислитель, которые помещаются в баках летательного аппарата. В качество окислителя обычно приме няются химические вещества, выделяющие при нагревании большое количество кисло рода, например, жидкий кислород, азотная кислота, перекись водорода и т. п. Введен ное в камеру сгорания горючее с помощью электрического запала ( I I I ) поджигается и сгорает в атмосфере окислителя, разви вая при атом высокое давлений и темпера туру. Раскаленные газы под действием вы сокого давления выбрасываются из камеры с большой скоростью через реактивное сопло (ГУ ), Реактивное сопло, из ко торого происходит иашчвние газа в атмос феру, имеет несколько отрадный и. на пер вый взгляд, непонятный прюфиль. Необхо димо, оказывается, делать это сопло сначаг да сужающимся, а затем снова расширяю щимся. Такое расширение сопла- вызвано тем, что при большом понижении давления газ быстро уменьшает свою плотность, расши ряется и, естественно, требует для проте кания возрастающих проходных сечений. Действительно, за одну секунду сквозь лю бое сечение сопла долл>по проттекать одно и то же весовое количество газа. При малых скоростях течения изменение плотности пе велико и возрастание скоро- умеиыпениак площади проходного сечения. На больших скоростях плотность газа меняется очень заметно, что привозит сначала к некоторо му г.нтузкущю ^нщшешноога потребного уменьшения площааи, а затем даже к не обходимости постепенного ее увеличения. Такое расширение сопла предназначается для истечения газа с большими сверхэвуг ковымн скоростями. Чем большую скорость желают получить при истечении газа из сопла, тем на большее расширение оно рас считывается и тем больше становится его выходная площадь, ’ Пденмуществамн жядюоетао-реаюгавного двигателя являются: неограниченная вы сота полета, малые габариты и малые вен са, неограниченные скорости полета, так как тяга двигателя не зависит от скоро сти полета, простота конструкции. Heio- статки двигателя следующие: крайне низ кий КПД ид малых и средних скоростях полета, а следовасгельно, слишком большие расходы топлива. Pacxoi топлива ЖРД примерно в 8— 10 раз больший, нежели у обычного поршневого мотора. С л < ч у * т опгадть, тго максимальный КЦД ЖРД достигается на скоростях, равных 7— 8 тысячам км/час, прячем на этих ско рости имшомнчность ЖРД может быть 0. КОЗЛОВ. сравнена с эконом 1 гчностыо обычного пор шневого мотора. К недостаткам относятся также; малый ресурс дипгателя, евдаш ш и с весьма высокими температурами тазов в камере югорания, большая ядовитость и опасность применяемых топлив в отноше нии взрыва в силу их химической не стойкости. фиг . Применяются даппые двигатели в каче стве основного силового агрегата на скоро стных истребителях— перехватчиках ближ- пего действия, на самолетах-спарядах н ракетах дальнего действия. Нередки случаи применения даппого двигателя в качестве ускорителей для взлета тяжелых самоле тов. Таковы вкратце основные принципиаль ные схемы применяющихся в насяояшее время авиационных реактивных двигате лей. ПРЕИМУЩЕСТВА И НЕДОСТАТКИ РЕАКТИВНЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ В СРАВНЕНИИ С ВИНТ0-М0Т0РН0Й УСТАНОВКОЙ Как уже указывалось ранее. КПД обьга- ной впнто-моторпой установки, а следова тельно, и ее тяга и полезная мощность с увеличением скорости полета свыше 600— 700 км/час резко падает, тогда как лобовое сопротивление самолета зна- . чнтедьно возрастает. Это приводит к тому, что полет винто-моторного самолета 1 на скоростях, близких к скорости звука, становится невозможным. Совершенно другую картину зависимо сти КПД, тяги п тяговой мощности от скорости полета дает реактивный двига тель. Как уже указывалось ранее, вели чина реактивной тяги РД или практиче ски не зависит от скорости полета или с увеличением скорости полета возрастает. Известно, что величина тяговой мощно сти является работой силы тяги в едини цу времени и может быть выражена в лошадиных силах. Таким образом (дажзе при реавгавнои тяге, не возрастающей с увеличением скорости полета) тяговая мощность вся кого РД является величиной возрастаю щей с увеличением скоростл ш яета. Иными словами» чем больше будет ско- рость полета, тем больше будет величина тяговой мощности, а, значит, и ве личина КПД. Пз этого следует первое пре имущество реактивного двигателя по срав нению с вшито-моторной установкой, ко торое кратко можно сформулировать так: если тяговая мощность п КПД винто-мо- торной установки с увеличением скорости полета свыше 750 километров в час резко падает, то у реактивного двигателя эти параметры с увеличением скорости поле та возрастают. Известно, что с поднятием на высоту происходит значительное падение мощности обычного двигателя, а следовательно, и тяги ВМГ. Это приводит в тому, что максимально возможный потолок полета винто-моторного самолета ограничивается высотой, на ко торой погребная для полета тяга становит ся равной располагаемой. В последнее время путем значительных конструктивных усложнений впнто-мотор- ной группы (применение центробежных нагнетателей, регуляторов мощности, вин тов-автоматов и т. п .) удалось достигнута максимальной высоты полета вннто-мотор- лых самолетов, /равной 12— 14 тысячам метров. Однако па сегодняшний день та кие высоты нельзя считать вполне удов летворяющими современным тактическим требованиям, пред’являемым к авиации. Резрешенна этой проблемы ошпъ-таки принадлежат реактивным двигателям. Действительно, если рассматривав вы сотные характеристики реактивных дви гателей, то можно убедиться в том, что падение реактивной тяги, а, значит, и мощности воздушно-реактивных дви гателей происходит значительно медлен нее, нежели это имеет место у винто моторной установки. Отсюда вполне понятно, что потолок реактивного самоле та будет больше, чем потолок самолета винто-моторного. Бели же в качестве силовой установки применяется жидкостно-реактивный дви гатель, то высотность такого самолета бу дет ограничиваться в основном только продолжительностью его полета. Из сказанного выше следует второе преимущество РД в сравнении с винто моторной группой, которое выражается в том, что рабочая высота полета и потог лок реактивного самолета по величине значцтелыю больше, нежели у самолета винто-моторного. По своей конструкции и техническому выполнению любой реактивный двигатель значительно проще, а следовательцо, п дешевле в произволспве, чем любой авиа ционный мотор. Отсюда третье преимуще ство РД в сравнении с ВМГ — простота •конструкции и дешевизна производства. Паконен, если сравнить весовые дан ные реактивпых двигателей с весовыми данными нинто-моторной установки той жо мощности, то можно убедиться, что РД имеет значительно меньший вес, ие- я*ли авиационный мотор и шшг той жо мощности. Отсюда че о тто е преимущест во РД в сравпенип с ВМГ — мальц» веса и габариты. Недостатками реактивных двигателей при сравнении их с винто-моторной установкой являются: весьма большие расходы горючего и, как следствие, малая продолжительность полета реактивного самолета. Правда, этот недостаток компен сируется дешевизной горючего н прогрес сивным уменьшением расходов топлива с развитием конструкторской мысли в об лаете строительства РД, однако, на се годняшний день этот недостаток является весьма существенным. Второй недостаток: малые величины КПД, нерентабельность применения РД на малых скоростях полета. Отсюда — огра ниченность диапазона рабочих скоростей полета реактивных самолетов и ухудшенио их взлетных данных. Несмотря на эта недостатки перспек тивы развития авиавдгопных реактивных двигателей весьма широки, ибо на еовре- меоиых скоростях полета применение винто-моторных групп в качестве енловьк установок самолетов становится новозмож- пым. Затенил командира Старший матрос Воробьев по специаль ности электрик. Он отличник боевой и по литической подготовка, прекрасно знает материальную часть. Когда на корабль удостовериться в знаниях своего подчинен ного. , ____ Но вопрос, н а ' который матрос ие отве тил раньше, он решил ве задавать, ибо, прибыл матрос Кожанов, он сразу же ваял- безусловно, Кожанов теперь его знал — Скажите, как вы будете работать на линии под напряжением? — спросил Воробьев. ся за детальное изучение техники и пра в ы ее вкепдоатацнн. Старший матрос Во робьев, как старшина отделения, тщатель но готовил матроса Каханова, об’яспяя ему работу каждого механизма в отдельно сти. После нескольких месяцев упорной уче бы старшему матросу Воробьеву оа от личные показателя в боевой и политиче ской подготовке предоставили краткосроч ный отпуск. Вот здесь Воробьев п задумал ся : сможет ли матрос Кожанов заменить его ща время отпуска? В этот день, но окончанию занятий, он ■решил проверить знания матроса Кожано- ва. ' — Что вы будете делать, если проводка, по которой подается питание, загорится? — спросил Воробьев. Матрос Кожанов начал путано отвечать на вопрос. Старшина отделения прервал его и сказал: — Ващи действия неправильны, возь мите учебник и подготовьте этот вопрос сегодня же. Кожанов ‘достал учебник и начал гото виться, а старший матрос Воробьев пошел к старшине группы и попросил па не сколько дней отложить отпуск. Ц он опять начал упорно учить матро са, об’яснять ему все, чего он еще не. знал. Прошло 10 дней упорной уче- j бы. Старшпй матрос Воробьев решил опять I — Буду работать в резиновых перчат ках. — А что вьг сделаете, если в носовом кубрике от проводки загорится переборка? — Обесточу отсек и обеспечу его ава рийным светом. — А какое напряжение необходимо для нашего корабля? — спросил Воробьев. И опять правильно ответил матрос Ко жанов. Старшина долго беседовал с под чиненным, пока пе убедился в твердости его знаний. Воробьев пошел к старшине группы ц заявил: «Матрос Кожанов готов заменить меня на время отпуска». Через день Во- робьев ужо сидел в вагоне и говорил друзьям: — Как жаль, что пе во-время уехал в отпуск. — Это почему же? — спросили его. — Да, видите ли, жаль, что они там без меня возьмут первое место. Да, так п вышло. Мат,рос Кожанов от лично справился с порученными ему обя занностями н получил три благодарности за ■бесперебойную работу механизмов, а ко рабль занял по выполнению заданий первое место. Старший матрос В. Г0НС0ВСКИЙ. п ЦЕННОЕ КАЧЕСТВО Оглашение сигкальшикоэ, которым командует старшина 2 стзтьв Даяпгркй Белозеров, добилось акагсигелышх успехов ■л боевой н г^-жтич&схоЯ подгогтоз^е. Бее матросы этого отдъяеьадя — отяяпвдки. Каждый иэ шге им>еет по нескольку злостен НА СНИМКЕ: (слева налр^зо) старшие матросы Викторов и Хюросто», егмршиэа 2 статьи Белозеров ц старший лклрсс Грызни иа Соевом посту т^ьенврачагся в сигяа.ю'проштзодстве. • ’ фото Н. Высоцкого. Орудийный расчет старшины 2 статьи Матвеева но праву считается лучшим на корабле. Его материальная часть всегда содержится в блестящем порядке. Старши на 2 статьи Матвеев за свою службу имеет 37 поощрений. Материальную часть он знает хорошо, любит ее. Эту любовь к. специальности он сумел привить и подчиненным. Матвеев с гордостью говорит о добросо вестной службе матросов. Его подчиненные шипы, старший матрос Вязьмнн проявил находчивость и хорошее знание материаль ной части. За это старшина) об’явил ему благодарность.' В обучении важно пе только хорошо знать самому то, чему обучаешь, но ц уметь передан» свон зпания другому. Вот этим-то ценным качеством ц обладает стар шина 2 статьи Матвеев. Его подчнпецные говорят про него: «Наш старшина говорит не торопясь, но каждое его слово как буд- старшие матросы Караван и Вязьмин ма- то врезается в память». Поэтому п аеудц- гуг быть дошйяьш заместителями стар- пш гы. При переборке одного из сложных уадов, под непосредственным, руководством стар- i вительно, что его личный состав отличает ся хорошими знаниями материальной ча сти. Лейтенант А . ГОНЧАРОВ. iPM E/KHO учился на команди ра отделения старший матрос Дмитриев. Он на «отлично» сдал экзамены. Его средний балл — 4,9. Старший матрос М. ВЕСЕЛОВ. ■и it * L / УРСАНТЫ Слесаренко, Овсянкин п п Пархета сдали зачеты на «хорошо» и «отлично». Им во многом помогли сержанты Парасич и Прива лов. Ефрейтор В. С0Л0МАТНИК0В. ♦ i t -Л \/0Р0Ш 0 подготовились и успеш- ^ н о сдали испытание на старших специалистов старшины 1 статьи Павленко, Корзнпичев и Соколов. Старшина 1 статьи В. КРУТЯК0В. « ft о М Е Т К О СТРЕЛЯЕТ пз личного IV Iоружия младший сержант Кар- пцчес. За отлпчпую стрельбу в его карточке взысканий и поощрений прибавился внеочередной отпуск. Сержант Я . В0Д0ЛАЖСНИЙ. о * • ^ ЕРЖАНТ Николайчук уделяет большое внимание благоустрой ству кубриков. Вместе с младшим сер жантом Прудошым он покрасил в ка зарме окна и двери. Солдат А. УСН0В. Ъ V ^ Г1 ЕРЕД 0 ВП КЯ боевой и политиче ской подготовки солдаты Н. Но вицкий, Д. Алматов н сержаот Е . Вальчук показывают образцы в работе па лесозаготовках. Ежеднев но omi выполняют по полторы нормы. Солдат Д. В0ЛВЕННИН. * * ★ п П Ч Н Ы П СОСТАВ нашего под- J ' разделения ежедневно перевы полняет П 1 >о 1 лводстведные задания. Лучшим воинам командир об’явил благодарность. Среди них соддаты Клетипг, Смирнов, Иванов, Хромов, Тычина, Волков и другие. Солдат Б. ЯРУДИН. л i г
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz