На страже Заполярья. 1949 год. Июнь.
КА С Т Р А Ж Е З А П О Л Я Р Ь Я 19 июня 1343 г., № 143 Г34481. З ам хм м ц З е я ,Ce&qum zoфиттга Физические основы полета реактивных самолетов Продолжение. Начало см. в №№ за 14, 17 тоня. Еслп взять какой-либо сосуд (Фпг. 2$ 12) п из этого сосуда с Поль- i шой скоростью постоянно выбрасывать ! массы газа, т. е. оказывать па газ дей- : ставе, заставляющее ого двигаться. то. ! очевидно, струя газа создает ответит*. | действие па сосуд — противодействие, — 1 и при наличии свободы движения этого сосуда последний начнет перемещаться. Короче говоря, сосуд выталкивает газ и с14 отталкивается от этого газа. В качестве источника механической энергии, выталкивающей из сосуда газ, обычно служит тепло, получаемое, в ре зультате сжигания внутри сосуда какого- либо топлива. Таким образом всякий реактивный дви гатель представляет собой пе что иное*. • вательно КПД имеет сравнительно ооль- О КОЗЛОВ шую величину. Расход горючего тур^оком прессорного воздушно-реактивного двпгате- * ля составляет величину, превышающую жигается э.тспгрической искрой. Лалшей - 1 расход обычноп поршневого ^»иа.мотору шее горение, поддерживается путем сопри- ! всего лишь в 1 ,у - раза. м ..; 1 Л п-п- косповения новых порций свежей смсгп с ; достаточную тягу на мент- и но;»гому чо- горячнми продуктами сгорания нредыду- i жст обеспечивать взлет самол! та. щего никла. Прп «соралии «мси* повы- шается давление, что ведет к закрытию клапанов решетки. Таким образом, сгораиие происходит при закрытых клапанах, что вызывает воз- Недостаткп: сложность конструкции дви гателя; сравнительно большой вес; слож ность запуска двигателя. При его запуск? необходимо сначала раскрутить компрессор от постороннего и.тп специального нуско- расганио давления. Продукты ггорапия-. j вого двигателя до минимальных оооротов, а расширяясь, выталкиваются наружу че- затем уже включить иодачу тон.шва, идо- ]и .‘3 реактивное сопло, в силу чего да/вле- хая приемистость двигателя, Jtot педоста- !Ш« г. камере сгорания падает и позво ляет открыться клапанам, через юоггорые опять поступает свежий воздух. Так пе риодически повторяется ппкл за циклом, что п вызвало название двигателя — как сосуд, выбрасывающий под действием! пульсирующий. Герой СозвТстого Союза старший сержант Каторяда'ый вооружает Краевое знамя над освобожденным портом Ляи- наха^юри. _ , Репродукция с картины художника Свешникова, выставленной в музее Северного флота. ------------------и 13. ПОБЕДА Заключительный зал музея. Неизглади - 1 Экскурсовод воскрешает в вш е й памя-i и восхищение. Нельзя без волнения п гне- мое впечатление оставляют в нашей памя- тп героический поступок морского пехо- ва, без острой боли смотреть на стенд с тп собранные здесь экспонаты. _ , В центре этого залаг— огромный красоч- кругом подвиг Александра Матросова. Кле- концлагере для советских военнопленных, ный портрет творца нашей победы Иосифа ' пач так же, как и Матросов, шел в первых I созданном гитлеровцами в Норвегии. В му- Виссарионовича Сталина, обрамленный цепях наступающих. Вражеский дзот при-. зев хранятся фотографии лагеря. Пленные военно-морскими флагами. Под портретом жал к земле передние цени бойцов. Тогда жили в болотных землянках, питались товарища Сталина два приказа Верховного Клепач поднялся во весь рост, метнулся к мхом, пили вонючую воду. Рядом с этой Главнокомандующего Маршалу Советско- вражеской огневой точке и телом своим фотографией посетители рассматривают го Союза Мерецкову и адмиралу Головко, закрыл черную амбразуру. Немецкий пуле- Другую — домпк для охранной собаки, П мы вспоминаем те дни, когда столица мет захлебнулся. Морские пехотинцы» во- скворешник. пашен Родины Москва, корабли Северного одушевленные бессмертным подвитом своего Вот обувь советских военнопленных, флота салютовали в честь освобождения товарища, ворвались на сопку и истреби- Это выдолбленные пз дерева башмаки. Тут древйей Печенгн и Печенгской области от j ли врага. лежит плеть, которой пзбивалп русских Фашистских захватчиков. | Сотни подвигов совершили во славу Со- [ военнопленных, наручнпкп, которые па- На полу лежат гитлеровские знамена со ветской Родины североморцы. Не было девали непокорным. Посетители рассматри- свастнкой * Тут же пулеметы, автоматы,! предела их героизму, их наступательному вают самодельную мельнпцу, ^ сделанную минометы* винтовки, ордена, эрзап-вален- j порыву, пх желанию видеть свою Отчизну j военнопленными пз консервной банки, в ; кп стереотрубы и другое имущество и : свободной от немецких оккупантов. Морской! которой онп мололи случайно найденные боевая техника завоевателей» Мурхан- разведчик Пшеетгчных ворвался в т у т зерна ска, тех, кто спешил на бал в ресторан врага п коротким ударом приклада уоил «Арктика»... И Экскурсовод начинает рас- гитлеровца. Матросы склоняются над шка- сказ о том, как бойцы Советской Армии Фом, в котором хранится автомат Пшенич- тенловоЙ эпергип мощную струю горячего газа, сщтающую тем самым реактивную силу. В паст 1 ошцее время реактивные двига тели, т . е. двигатели, работающие непос редственно па струе гага, создающего реакцию, получили в силу своих преиму ществ широкое распространение в авиа ции. Эти двигатели разделяются па два основных класса: воздушно-реактивные двигатели — работающие па тш и в е , сжигаемом в среде,- взятой нз окружаю щей атмосферы, т .с. двигатели, нуждаю щиеся в атмосферном воздухе, и реактив ные двигатели, работающие на топливе, сжигаемом в кислороде, возимом на лета тельном аппарате. Такие реактивные дви гатели носят названия ракетных двпта- телей. Онп не нуждаются в окружающем в Двигатель может работать и на мес/те. т. е. при отсутствии скоростного напора воздуха. П этом случае влдух поступает чедк*з клапаны под влияшгем разрежения, создаваемого в камере сгорания отсасы- ток вызывается том. что туроина. в силу действия па пее малого кр утят го момен та, получаемого от потока газов, имеет слишком малую избыточную мощность, идущую пз увеличение числа оборотов ком прессора. В результате этого при даче га за раскрутка турбины происходит очань медленно. В случаях, когда нри эксплоатации двигателя хотят получить быстрый при рост мощности резким увеличением по- вающпм действием массы выхлопных га -1 дачи топлива, как правило, происходит типца Клепач, повторившего за Полярным j экспонатами, рассказывающими^ об одном п< следовательно, по ограничены в ттлт.птгг Аттрглаитта М я т п л м т я Клр- I КОТПТЛЯГРПР тла гпрртгтгттт ппрш тл трппм т ВЫСОТО ПОЛета. Ьаждыи ИЗ КЛЗССОВ ДВН- гателей можно разделить прпнцнну их работы. па типы по при поддержке моряков и кораблей Север ного флота перешли в решительное насту пление. Октябрь 1944 года. Части Советской Ариип начали штурм обороны немцев на левом фланге. Советским бойцам понадо билась всего лишь одна ночь, чтобы взло мать и опрокинуть долговременную оборо ну немцев, которую онп возводили три го да. Ничто не устояло на пашем пути. Бес страшные воины врывались в оборони тельные полосы врагз, ломали его сопро тивление, форсировали реки, занимая на селенные пункты, все ближе и ближе под ходя к искони русской Печенге. Бойлам Советской Армии помогали мо ряки флота. В ночь на 10 октября наши ных. Ложе от сильного удара по немецко му черепу раскололось пополам. Орудийный расчет Федосия Батрина ге роическими усилиями потушил возникший у орудия пожар и снова с возгласами «За Родипу!», «За Сталина!» бил фашистов. Снайпер Али Абасов убил 187 йемцев. Когда от его выстрела нашел свою смерть первый немец, оа завяэзл один узелок на веревочке. Эту веревочку с 86 узелками взяли в музей, как дорогую реликвию. По сле этого Али Абасов . истребил еще 101 немца. Подвиг за подвигом совершали во славу Советской Родипы североморцы. Они актив но помогали бойцам нашей Армии нести ос вобождение народам от гитлеровской чумы. Есть в этом зале еще одна драгоценная корабли высадили десант морской пехоты рСЛ]1КВИЯ# Это Красное внамя, выгоревшее в тыл врага. Этот момент запечатлен в му- нд С 0 ЛНце^ овеянное северными ветрами, зее на картинах художников. 1 ут же фо-, Пр ^ ПТОа осколками. Дорогая воинская свя- топортреты десантников. Под ураганным : TbnLHj Красное знамя развевалось на осен- огнем моряки прокладывали путь к победе. }юм ВСТру {944 £го довод касалпсь Они помогали пехотинцам высаживаться ( рукп десяти отважных и славных воинов, на берег, поддерживая па своих плечах его В 0 ДруЗИЛ н а д Лпинахамарп в день осво- трапы. Перед этой операцией вопим дали оОЖдСП1ГЯ бесстрашный североморец Ка- клятву товарищу Сталину_ высадить ТОрЖКЫц ц а картине художника мы вн- Члтаем об’явленне, которое висело в лагере: «Для сведения военнопленных ла геря: 13.07.1944 года пз одного рабочего батальона убежали 28 человек русских военнопленных. Прп побеге оказали физическое сопро тивление против немецких вахманов. С 13.04. по 16.07 из 28 человек бежавших убиты в пути следования 11 человек. ...При малейшем неподчинении п недис циплинированности, а также прп малей шем нарушении порядка — без преду преждения в них будут стрелять на месте «Администрация». Последняя запись военнопленного на ку сочке дерева: «Товарищи, угоняют, не зна ем куда, прощайте...». За кровь п слезы советских людей паши бойцы сполна расплатились с фашистски ми захватчиками. Экскурсовод обращает внимание иосетп- Раосмотрим вкратце прпппппиалытые схемы каждого типа двигателей, их осо бенности и практическое применение. ВОЗДУШНО-РЕАКТИВНЫЕ ДВИГАТЕЛИ Тяга, развиваемая воздушпо-реактивпым двигателем, получается в результате уско рения (увеличения скорости) воздушного потока, протекающего через двигатель. Это ускорение равносильно выталкиванию зов, движущихся в длинной выхлопной трубе подобно поршню. Реактивпая сила этого двигателя так же, как прямоточно го, зависит от скорости полета и с уве личением скорости возрастает. Характерна то, что увеличение, реак тивной силы пачинается со скоростп, рав ной 200 км/час., гаже которой сила реакции, примерно, постоянна, а сам дви гатель работает весьма неустойчиво. Объ ясняется это тем, что всасываппе свежего воздуха па этом режиме происходит за счет ппершмпттх сил выхлопных газов, являющихся весьма неустойчивыми. Пре имуществами данного двигателя являются простота конструкции, малый вес. Недо статки: слишком малая реактивпая сила тягп на малых скоростях н прп стоянке, что не позволяет надежно использовать данный двигатель для взлета самолета; зшзкпй эффективный КПД двигателя и. следовательно, большой расход горючего (несколько меньший, нежели у прямоточ ного, по неизмеримо больший, чем у порш невого .мотора). Применение данного двигателя такое же, как и прямоточного. Возможно также его применение в качестве основного двигателя для легких самолетов. Трубокомигессорньгй воздушно-реактив ный двигатель (фиг. IV: 13в) отличается от пульсирующего применением для сжа тия воздуха осевого (винтового) плп цент робежного компрессора, вращаемого газовой турбиной. Как уже указывалось выше, не достатками пульсирующего реактивного двигателя являются бо.тыпие расходы топ лива из-за низкого КПД и невозможность применения его для взлета. Турбокомпрессорпын воздушно-реактпв- пый двигатель (ТКВРД ) имеет сравнитель но небольшой расход топлива и большую статическую тягу (тяга иа месте). Вначале в качестве двигателя ком прессора применяли обычпый авиацион ный мотор, по впоследствии перешли к использованию газовой турбины, приводя щейся в движение теми же горячими газа- массы газа из двигателя со скоростью,, „ равной разности скоростей на входе газа ; которьтр создают реактивную силу, в двигатель и выходе ил пего. Ускорение воздушного потом достигается за счет увеличения его энерпш давления с по- пережог лопаток туроипы. Турбинный двигатель, как папболее до- ведсплыл и совершенный пз данном этапе разлития авиационной техники движитель, в настоящее время нашел себе широко© применение в качестве основного силового агрегата па многих современных самолетах. Следует отметить, что реактивная тяга с увеличением скоростп ио.тета почти не изменяется (см. фнт. Хг 13вУ Это ве дет к тому, что на больших скоростях КПД двигателя высок, но на малой скоро сти полета п при взлете величина КПД весьма низкая, пнымп словами, на малых скоростях полета ТКВРД становится певы- годпым по сравпенпю с. винтомоторной установкой. С целью максимального использования преимуществ па всем дпапазопе скоростей рядом авиадпоппых специалистов были предложены j комбинированные воздупгро- реактпвные двигатели с одновременным ис пользованием воздушного вппта. Двигатели такого тина называются турбо-вппговыми (Т ВЕРД ). Турбо-впптовой двигатель отличается от турбо-компрессорного тем, что газовая тур бина кроме компрессора приводит во вра щение через редуктор воздушный винт. Не использованная в турбпне потенциальная энергия продуктов сгорапия преобразуется в кинетическую энергию в реактивном соп ло, т. е. идет на создание реактивной тяг». Тяга этого двигателя складывается нз тяги винта и реакгпгвпой тягп. Преимуще ством данного типа двигателя является то. что он оцппаково рациопалеп на всем дпапазопе скоростей полета. При взлете л малых скоростях полета основной движу щей силой является тяга, создаваемая воз^ душным впптом. В этом случае самолет имеет те же свойства, 'гго п обычпый впи то-моторный .тстательпый аппарат. На больших скоростях полета впнт, как не создающий тягу, устанавливается во флю герное положение (лопастями по потоку) и основной движущей силой является реак тивпая тяга, получающаяся при стечении газов из ррактпвного сопла. телей еще на одну фотографию: на ней следующим преобразованием ее в кппети- мы видим обыкновенный дорожный знак, ] ческую энергию вытекающей струи. Для какие только ставятся па автострадах^. I увеличения потеипиалыгой эпергпп возду- Только этот столб с перечеркнутой буквой ха последний предварительно сжимается, «Р» стоит у большого камня. Па столбе j а затем к пему подводится тепло, выде- написано короткое слово: «Енде» (Конец |ляющееся при сгорании топлива, дороги). Тут же, у этого знака, гдр кончи -1 Прямоточный воздушио-рлакттгвный дви лась дорога, нашел свою смерть п послед- | гатель (фиг. Л1? 13а) представляет собою нпй гптлеровекпй солдат в Заполярье. Ко - 1 специально профилированную трубу, че- деоант, невзирая ни па что. П они его ус- _дШ1. с овет€К0Г0 Союза стзршпй сер- 1 нец дороги ервпал с концом пребывания нз 1 рез которую в полете непрерывно проте- пешно высадили. | жапт Каторжный с группой бойцов, в раз- Севере гитлеровцев. Они были вышвырну- j кает струя воздуха. В пер,,ди''й * части В &ту же ночь морские пехотинцы дру- гаре боя, водруз;ает па крьппе самого гой части после артиллерийской подготовки большого дома в порту, это нобедпое Крас- перешлп в наступление пз Муста-Туптурп. •ное знамя. Североморцы взламывали вражеские опор- ( ц 0 в этом зале есть не только экспона- ЛЫ6 пункты, они проходили там, где, каза- ты , вызывающие в пзших сердцах радость лось, нельзя было пробраться человеку. ты героическими усилиями бойцов Совет- двигателя — диффузоре (и частично пе- Например, бойцам лейтенанта Беляева, что бы выйти на исходный рубеж, пришлось подняться по канату пз скалу*. Вдохновля емые любовью к своей Родине, моряки очи стили от фашистов горный хребет за одну ночь. Дело храбрых воинов достойно удив ления! Сокрушить такую оборону, пройти там, где это невозможно — значит совер шить великий подвиг! ской Армии и Флота. Советские воппы по бедили ненавистного врага, принесли осво бождение и радость своему народу. С этим радостным чувством нашей силы и мопш покпдас-т советский человек за ключительный зал музея. Оп увидел здесь дорогие реликвии, узпал о легендарных под вигах, прочувствовал глубину п сп.ту ста линских планов по разгрому пемепких за хватчиков. Оп увидел, как добывалась Победз... Капитан В. СТЕПАНОВ. Окончание следует. В П Е Р В Ы Х Р Я Д А Х Много пришлось приложить сил Ппко - 1 пом бюро. Командование ему доверило лаю Галину, чтобы пройти путь от рядово - 1 сложную технику, назначив первым но го до младшего сержанта, до высокосо- анательного воина, отличного специалиста. Благодаря добросовестному выполнению мерным в орудийный расчет и заместите лем командира орудия. По приходе на ору дие старший матрос Галин заслужил при- еоппского долга, безупречному выполпе- j знание лучшего наводчика. ^За глубокое япго уставов и наставлений матрос Галин i знание специальности, боевой ^техники и зарекомендовал себя с первых дней служ -1 успешные тренировки но отработке норма- бы примерным бойцом. | тивов Галин имеет отличные и хорошие За отличное освоение техники и знание оценки. воинских уставов оп неодпократпо поощ- 1 Стать умелым специалистом Галину по- рялся. По успехи ие вскружили ему голо-1 могла его политическая сознательность. Он ву . Галин не остановился на достигнутом j систематически повышает идейпо-полити- н поставил перед собой задачу — изо дпя ! ч*скпй уровень, регулярно посещает jiecc- в день повышать политические и техни - 1 ды, лекции, много читает технической ли- чеекпе знанпя. Высокой дисциплиной, че- j тературы по своей специальности. Лучшим стньгм отношением к исполнению воин- •помощником в его учебе являются книги, ского долга старшин матрос Галин заслу- , газеты и журналы. Любимая его кпигз .жил большой авторитет среди личного со-; Краткий курс истории ВКП (б ). j*xaea. 1 — ^ этой книге, — говорит Галин, я Ему. как отлнчнику-комсомольцу, поли- пахожу новые знанпя, которые вдохновля- •тгчески грамотному воину, комсомольцы ют на самоотверженный труд п успехи в доверили руководство комсомольской орга- учео®. пизапиой. Он был единодушно избран чле- • Пш:о.тай Га.тпч пе только сам ЯБЛяепг.я отличником боевой и политической подго товки. Он хороший воспитатель матросов. Пропагандируя накопленный опыт, оп ра стит ряды отличников боевой и политиче ской подготовки. Много работал старший матрос Галин с матросом Смирновым. Оп помогал ему усва та ть материальную часть. Благодаря помощи Галина и других товарищей матрос Смприов стал передо виком боевой и политической подготовки. Сегодня для Николая Галина радостный и волнующий день. Комапдовапио вручило ему погоны с двумя золотыми нашивками и поздравило с присвоеппем зваппя «млад- шпй сержант». За свою безупречную службу и за высо кие успехи в боевой и политической подготовке йлалпшп сержапт Галин пмеет более десятка благодарностей и пеодпо- кратпо поощрялся денежной премией. Пчя ред ним) воздух сжимается за счет скоро стного напора л поступает и камеру сго рания, куда одновременно через Форсунки подается топливо. При сгорании топлива воздух нагревается. В результате этого, поступая пз камеры сгорапия в реактив ное сопло, воздух вытекает нз пего со скоростью, большей, нежели скорость по лета. Данный двпгатель может • [ибоfarь только тогда, когда скорость потока в камере сгорания будет больше. нежели скорость распространения пламени, ибо прп меньшей скорости пе будет получаться направленного расширения газа. С увели чением скоростп полета реактивпая сила, создаваемая двигателем, л коэфицпеит по лезного действия (КПД) будут возрастать. В качеотве топлива для данпого звпта- теля применяют пефть, керосин, лил>.ии. бензин, спирт ц т. и. Преимуществами данного двигателя являются: простота конструкции, падежпость работы^, малый вес. Его неяостатки: невозможность приме нять двигатель для взлета самолета, ибо минимально необходимая скорость для его работы не менее 250— 300 км/час; ппз- кпй КПД п. как следствие, большой рас ход топлива. Вызвано это тем. что сжи гание топлива производится при малых давлениях внутри камеры сгорания. При меняется данный двпгатель в качестве ускорителей на самолетах пли осповного двигателя летающих авиаииоппых бомб. Нршщппиальпо этот двпгатель работает следующим образом: атмосферный воздух (в полете поджатый за счет скоростного напора) поступает через диффузор к ком прессору, где происходит повышение его давления. Пз компрессора воздух ш ет в камеры сгорапия, куда непрерывно впры скивается топливо, поджигаемое при запу ске электрической искрой. В процессе дальнейшей работы горение поддерживает ся непрерывной подачей топлива, соприка сающегося с горячими газами. Продукш сгорания, расширяясь, посту пают на лопатки газовой турбины, где отдают часть своей энергии, заставляя Возможно применение данпого типа дви-1 вращаться колесо турбины. Турбинное ко- гателен, как основного, на буксируемых планерах, отпускаемых для самостоятель ного полета па большой высоте. Пульсирующий воздушно-реактивный двигатель (фиг. Лз 136) отличается or предыдущего наличием решетки с авто матическими клапанами, открывающи мися только в сторону камеры сго рапия. Под действием разпостн давлений з диффузоре н камере сгорания клапаны открывают!л и воздух поступает в каме ру сгорапия нри одновременном впрыске лесо сидит на одпом валу с компрессором, в результате чего вращение турбины пе редается компрессору, сжимающему свежие порции воздуха. Пз турбины газовый поток поступает в реактивное сопло, где остав шаяся часть п-тенпиальиой энергии идет иа увеличение скоростп истечения, т. е. па созданпе реактивной силы. Преимущества данного двигателя пере-д реактивными двигателями других типов заключаются г. том, что ежпгаппе топли ва происходит при давлении, значительно младшего сержанта Галина зап-ссело на ............. -.... ........................ - , Доску отличиикоз боевой и политической ! туда топлива (керосин, лигроин, бензин, | большем, нежели у ранее разобранпых на- шшотовкп. : спирт плп нефть). Образующаяся при этом ми B P J. — расхг-i горючего у данного Матрос А. НИКИШ0В. i горючая смесь прп запуске дкпгателя пот- ■двигателя зтчательр.о меньшии, а, слею- Применяются данные двпгатшп на ма- певрепных истребителях с большим дплла^ зоном скоростей н, очевидно, найдут себе широкое применение в тяжелой авиации. Пз приведенного рассмотрения принципи альных схем воздушно-реактивных двига телей видно, что для их работы необходимо наличие окружающего воздуха, то-есть сре ды, в которой можно было бы сжигать' топливо. В связи с тем, что плотность воз духа с увеличением высоты полета умень шается, очевидно, количество проходящего через ВРД воздуха будет также уменьшать ся, а, следовательно, будет уменьшаться ве личина реактивной силы (см. Фиг. Л : 13 — высотные характеристики). Пз этого сле дует, что самолет’, имеющий в качестве двигательной установки воздушпо-реактив ный двигатель, так же, как и вштто-мотор- пый самолет, имеет границу высоты поле та (потолок самолета), выше которой по лет становится невозможным. Совершенно другую высотную характе ристику имеют так называемые р^актив- пые двигатели, одппм пз представителей которых и является жидкостпо-реактпвиыц двпгатель. нашедший себе довольно Широ ков применение в лппатшоппон техппке. Окпртяяг: I4TV-T.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz