На страже Заполярья. 1949 год. Июнь.

КА С Т Р А Ж Е З А П О Л Я Р Ь Я 19 июня 1343 г., № 143 Г34481. З ам хм м ц З е я ,Ce&qum zoфиттга Физические основы полета реактивных самолетов Продолжение. Начало см. в №№ за 14, 17 тоня. Еслп взять какой-либо сосуд (Фпг. 2$ 12) п из этого сосуда с Поль- i шой скоростью постоянно выбрасывать ! массы газа, т. е. оказывать па газ дей- : ставе, заставляющее ого двигаться. то. ! очевидно, струя газа создает ответит*. | действие па сосуд — противодействие, — 1 и при наличии свободы движения этого сосуда последний начнет перемещаться. Короче говоря, сосуд выталкивает газ и с14 отталкивается от этого газа. В качестве источника механической энергии, выталкивающей из сосуда газ, обычно служит тепло, получаемое, в ре­ зультате сжигания внутри сосуда какого- либо топлива. Таким образом всякий реактивный дви­ гатель представляет собой пе что иное*. • вательно КПД имеет сравнительно ооль- О КОЗЛОВ шую величину. Расход горючего тур^оком­ прессорного воздушно-реактивного двпгате- * ля составляет величину, превышающую жигается э.тспгрической искрой. Лалшей - 1 расход обычноп поршневого ^»иа.мотору шее горение, поддерживается путем сопри- ! всего лишь в 1 ,у - раза. м ..; 1 Л п-п- косповения новых порций свежей смсгп с ; достаточную тягу на мент- и но;»гому чо- горячнми продуктами сгорания нредыду- i жст обеспечивать взлет самол! та. щего никла. Прп «соралии «мси* повы- шается давление, что ведет к закрытию клапанов решетки. Таким образом, сгораиие происходит при закрытых клапанах, что вызывает воз- Недостаткп: сложность конструкции дви­ гателя; сравнительно большой вес; слож­ ность запуска двигателя. При его запуск? необходимо сначала раскрутить компрессор от постороннего и.тп специального нуско- расганио давления. Продукты ггорапия-. j вого двигателя до минимальных оооротов, а расширяясь, выталкиваются наружу че- затем уже включить иодачу тон.шва, идо- ]и .‘3 реактивное сопло, в силу чего да/вле- хая приемистость двигателя, Jtot педоста- !Ш« г. камере сгорания падает и позво­ ляет открыться клапанам, через юоггорые опять поступает свежий воздух. Так пе­ риодически повторяется ппкл за циклом, что п вызвало название двигателя — как сосуд, выбрасывающий под действием! пульсирующий. Герой СозвТстого Союза старший сержант Каторяда'ый вооружает Краевое знамя над освобожденным портом Ляи- наха^юри. _ , Репродукция с картины художника Свешникова, выставленной в музее Северного флота. ------------------и 13. ПОБЕДА Заключительный зал музея. Неизглади - 1 Экскурсовод воскрешает в вш е й памя-i и восхищение. Нельзя без волнения п гне- мое впечатление оставляют в нашей памя- тп героический поступок морского пехо- ва, без острой боли смотреть на стенд с тп собранные здесь экспонаты. _ , В центре этого залаг— огромный красоч- кругом подвиг Александра Матросова. Кле- концлагере для советских военнопленных, ный портрет творца нашей победы Иосифа ' пач так же, как и Матросов, шел в первых I созданном гитлеровцами в Норвегии. В му- Виссарионовича Сталина, обрамленный цепях наступающих. Вражеский дзот при-. зев хранятся фотографии лагеря. Пленные военно-морскими флагами. Под портретом жал к земле передние цени бойцов. Тогда жили в болотных землянках, питались товарища Сталина два приказа Верховного Клепач поднялся во весь рост, метнулся к мхом, пили вонючую воду. Рядом с этой Главнокомандующего Маршалу Советско- вражеской огневой точке и телом своим фотографией посетители рассматривают го Союза Мерецкову и адмиралу Головко, закрыл черную амбразуру. Немецкий пуле- Другую — домпк для охранной собаки, П мы вспоминаем те дни, когда столица мет захлебнулся. Морские пехотинцы» во- скворешник. пашен Родины Москва, корабли Северного одушевленные бессмертным подвитом своего Вот обувь советских военнопленных, флота салютовали в честь освобождения товарища, ворвались на сопку и истреби- Это выдолбленные пз дерева башмаки. Тут древйей Печенгн и Печенгской области от j ли врага. лежит плеть, которой пзбивалп русских Фашистских захватчиков. | Сотни подвигов совершили во славу Со- [ военнопленных, наручнпкп, которые па- На полу лежат гитлеровские знамена со ветской Родины североморцы. Не было девали непокорным. Посетители рассматри- свастнкой * Тут же пулеметы, автоматы,! предела их героизму, их наступательному вают самодельную мельнпцу, ^ сделанную минометы* винтовки, ордена, эрзап-вален- j порыву, пх желанию видеть свою Отчизну j военнопленными пз консервной банки, в ; кп стереотрубы и другое имущество и : свободной от немецких оккупантов. Морской! которой онп мололи случайно найденные боевая техника завоевателей» Мурхан- разведчик Пшеетгчных ворвался в т у т зерна ска, тех, кто спешил на бал в ресторан врага п коротким ударом приклада уоил «Арктика»... И Экскурсовод начинает рас- гитлеровца. Матросы склоняются над шка- сказ о том, как бойцы Советской Армии Фом, в котором хранится автомат Пшенич- тенловоЙ эпергип мощную струю горячего газа, сщтающую тем самым реактивную силу. В паст 1 ошцее время реактивные двига­ тели, т . е. двигатели, работающие непос­ редственно па струе гага, создающего реакцию, получили в силу своих преиму­ ществ широкое распространение в авиа­ ции. Эти двигатели разделяются па два основных класса: воздушно-реактивные двигатели — работающие па тш и в е , сжигаемом в среде,- взятой нз окружаю­ щей атмосферы, т .с. двигатели, нуждаю­ щиеся в атмосферном воздухе, и реактив­ ные двигатели, работающие на топливе, сжигаемом в кислороде, возимом на лета­ тельном аппарате. Такие реактивные дви­ гатели носят названия ракетных двпта- телей. Онп не нуждаются в окружающем в Двигатель может работать и на мес/те. т. е. при отсутствии скоростного напора воздуха. П этом случае влдух поступает чедк*з клапаны под влияшгем разрежения, создаваемого в камере сгорания отсасы- ток вызывается том. что туроина. в силу действия па пее малого кр утят го момен­ та, получаемого от потока газов, имеет слишком малую избыточную мощность, идущую пз увеличение числа оборотов ком­ прессора. В результате этого при даче га­ за раскрутка турбины происходит очань медленно. В случаях, когда нри эксплоатации двигателя хотят получить быстрый при­ рост мощности резким увеличением по- вающпм действием массы выхлопных га -1 дачи топлива, как правило, происходит типца Клепач, повторившего за Полярным j экспонатами, рассказывающими^ об одном п< следовательно, по ограничены в ттлт.птгг Аттрглаитта М я т п л м т я Клр- I КОТПТЛЯГРПР тла гпрртгтгттт ппрш тл трппм т ВЫСОТО ПОЛета. Ьаждыи ИЗ КЛЗССОВ ДВН- гателей можно разделить прпнцнну их работы. па типы по при поддержке моряков и кораблей Север­ ного флота перешли в решительное насту­ пление. Октябрь 1944 года. Части Советской Ариип начали штурм обороны немцев на левом фланге. Советским бойцам понадо­ билась всего лишь одна ночь, чтобы взло­ мать и опрокинуть долговременную оборо­ ну немцев, которую онп возводили три го­ да. Ничто не устояло на пашем пути. Бес­ страшные воины врывались в оборони­ тельные полосы врагз, ломали его сопро­ тивление, форсировали реки, занимая на­ селенные пункты, все ближе и ближе под­ ходя к искони русской Печенге. Бойлам Советской Армии помогали мо­ ряки флота. В ночь на 10 октября наши ных. Ложе от сильного удара по немецко­ му черепу раскололось пополам. Орудийный расчет Федосия Батрина ге­ роическими усилиями потушил возникший у орудия пожар и снова с возгласами «За Родипу!», «За Сталина!» бил фашистов. Снайпер Али Абасов убил 187 йемцев. Когда от его выстрела нашел свою смерть первый немец, оа завяэзл один узелок на веревочке. Эту веревочку с 86 узелками взяли в музей, как дорогую реликвию. По­ сле этого Али Абасов . истребил еще 101 немца. Подвиг за подвигом совершали во славу Советской Родипы североморцы. Они актив­ но помогали бойцам нашей Армии нести ос­ вобождение народам от гитлеровской чумы. Есть в этом зале еще одна драгоценная корабли высадили десант морской пехоты рСЛ]1КВИЯ# Это Красное внамя, выгоревшее в тыл врага. Этот момент запечатлен в му- нд С 0 ЛНце^ овеянное северными ветрами, зее на картинах художников. 1 ут же фо-, Пр ^ ПТОа осколками. Дорогая воинская свя- топортреты десантников. Под ураганным : TbnLHj Красное знамя развевалось на осен- огнем моряки прокладывали путь к победе. }юм ВСТру {944 £го довод касалпсь Они помогали пехотинцам высаживаться ( рукп десяти отважных и славных воинов, на берег, поддерживая па своих плечах его В 0 ДруЗИЛ н а д Лпинахамарп в день осво- трапы. Перед этой операцией вопим дали оОЖдСП1ГЯ бесстрашный североморец Ка- клятву товарищу Сталину_ высадить ТОрЖКЫц ц а картине художника мы вн- Члтаем об’явленне, которое висело в лагере: «Для сведения военнопленных ла­ геря: 13.07.1944 года пз одного рабочего батальона убежали 28 человек русских военнопленных. Прп побеге оказали физическое сопро­ тивление против немецких вахманов. С 13.04. по 16.07 из 28 человек бежавших убиты в пути следования 11 человек. ...При малейшем неподчинении п недис­ циплинированности, а также прп малей­ шем нарушении порядка — без преду­ преждения в них будут стрелять на месте «Администрация». Последняя запись военнопленного на ку ­ сочке дерева: «Товарищи, угоняют, не зна­ ем куда, прощайте...». За кровь п слезы советских людей паши бойцы сполна расплатились с фашистски­ ми захватчиками. Экскурсовод обращает внимание иосетп- Раосмотрим вкратце прпппппиалытые схемы каждого типа двигателей, их осо­ бенности и практическое применение. ВОЗДУШНО-РЕАКТИВНЫЕ ДВИГАТЕЛИ Тяга, развиваемая воздушпо-реактивпым двигателем, получается в результате уско­ рения (увеличения скорости) воздушного потока, протекающего через двигатель. Это ускорение равносильно выталкиванию зов, движущихся в длинной выхлопной трубе подобно поршню. Реактивпая сила этого двигателя так же, как прямоточно­ го, зависит от скорости полета и с уве­ личением скорости возрастает. Характерна то, что увеличение, реак­ тивной силы пачинается со скоростп, рав­ ной 200 км/час., гаже которой сила реакции, примерно, постоянна, а сам дви­ гатель работает весьма неустойчиво. Объ­ ясняется это тем, что всасываппе свежего воздуха па этом режиме происходит за счет ппершмпттх сил выхлопных газов, являющихся весьма неустойчивыми. Пре­ имуществами данного двигателя являются простота конструкции, малый вес. Недо­ статки: слишком малая реактивпая сила тягп на малых скоростях н прп стоянке, что не позволяет надежно использовать данный двигатель для взлета самолета; зшзкпй эффективный КПД двигателя и. следовательно, большой расход горючего (несколько меньший, нежели у прямоточ­ ного, по неизмеримо больший, чем у порш­ невого .мотора). Применение данного двигателя такое же, как и прямоточного. Возможно также его применение в качестве основного двигателя для легких самолетов. Трубокомигессорньгй воздушно-реактив­ ный двигатель (фиг. IV: 13в) отличается от пульсирующего применением для сжа­ тия воздуха осевого (винтового) плп цент­ робежного компрессора, вращаемого газовой турбиной. Как уже указывалось выше, не­ достатками пульсирующего реактивного двигателя являются бо.тыпие расходы топ­ лива из-за низкого КПД и невозможность применения его для взлета. Турбокомпрессорпын воздушно-реактпв- пый двигатель (ТКВРД ) имеет сравнитель­ но небольшой расход топлива и большую статическую тягу (тяга иа месте). Вначале в качестве двигателя ком­ прессора применяли обычпый авиацион­ ный мотор, по впоследствии перешли к использованию газовой турбины, приводя­ щейся в движение теми же горячими газа- массы газа из двигателя со скоростью,, „ равной разности скоростей на входе газа ; которьтр создают реактивную силу, в двигатель и выходе ил пего. Ускорение воздушного потом достигается за счет увеличения его энерпш давления с по- пережог лопаток туроипы. Турбинный двигатель, как папболее до- ведсплыл и совершенный пз данном этапе разлития авиационной техники движитель, в настоящее время нашел себе широко© применение в качестве основного силового агрегата па многих современных самолетах. Следует отметить, что реактивная тяга с увеличением скоростп ио.тета почти не изменяется (см. фнт. Хг 13вУ Это ве­ дет к тому, что на больших скоростях КПД двигателя высок, но на малой скоро­ сти полета п при взлете величина КПД весьма низкая, пнымп словами, на малых скоростях полета ТКВРД становится певы- годпым по сравпенпю с. винтомоторной установкой. С целью максимального использования преимуществ па всем дпапазопе скоростей рядом авиадпоппых специалистов были предложены j комбинированные воздупгро- реактпвные двигатели с одновременным ис­ пользованием воздушного вппта. Двигатели такого тина называются турбо-вппговыми (Т ВЕРД ). Турбо-впптовой двигатель отличается от турбо-компрессорного тем, что газовая тур­ бина кроме компрессора приводит во вра­ щение через редуктор воздушный винт. Не­ использованная в турбпне потенциальная энергия продуктов сгорапия преобразуется в кинетическую энергию в реактивном соп­ ло, т. е. идет на создание реактивной тяг». Тяга этого двигателя складывается нз тяги винта и реакгпгвпой тягп. Преимуще­ ством данного типа двигателя является то. что он оцппаково рациопалеп на всем дпапазопе скоростей полета. При взлете л малых скоростях полета основной движу­ щей силой является тяга, создаваемая воз^ душным впптом. В этом случае самолет имеет те же свойства, 'гго п обычпый впи­ то-моторный .тстательпый аппарат. На больших скоростях полета впнт, как не создающий тягу, устанавливается во флю­ герное положение (лопастями по потоку) и основной движущей силой является реак­ тивпая тяга, получающаяся при стечении газов из ррактпвного сопла. телей еще на одну фотографию: на ней следующим преобразованием ее в кппети- мы видим обыкновенный дорожный знак, ] ческую энергию вытекающей струи. Для какие только ставятся па автострадах^. I увеличения потеипиалыгой эпергпп возду- Только этот столб с перечеркнутой буквой ха последний предварительно сжимается, «Р» стоит у большого камня. Па столбе j а затем к пему подводится тепло, выде- написано короткое слово: «Енде» (Конец |ляющееся при сгорании топлива, дороги). Тут же, у этого знака, гдр кончи -1 Прямоточный воздушио-рлакттгвный дви­ лась дорога, нашел свою смерть п послед- | гатель (фиг. Л1? 13а) представляет собою нпй гптлеровекпй солдат в Заполярье. Ко - 1 специально профилированную трубу, че- деоант, невзирая ни па что. П они его ус- _дШ1. с овет€К0Г0 Союза стзршпй сер- 1 нец дороги ервпал с концом пребывания нз 1 рез которую в полете непрерывно проте- пешно высадили. | жапт Каторжный с группой бойцов, в раз- Севере гитлеровцев. Они были вышвырну- j кает струя воздуха. В пер,,ди''й * части В &ту же ночь морские пехотинцы дру- гаре боя, водруз;ает па крьппе самого гой части после артиллерийской подготовки большого дома в порту, это нобедпое Крас- перешлп в наступление пз Муста-Туптурп. •ное знамя. Североморцы взламывали вражеские опор- ( ц 0 в этом зале есть не только экспона- ЛЫ6 пункты, они проходили там, где, каза- ты , вызывающие в пзших сердцах радость лось, нельзя было пробраться человеку. ты героическими усилиями бойцов Совет- двигателя — диффузоре (и частично пе- Например, бойцам лейтенанта Беляева, что­ бы выйти на исходный рубеж, пришлось подняться по канату пз скалу*. Вдохновля­ емые любовью к своей Родине, моряки очи­ стили от фашистов горный хребет за одну ночь. Дело храбрых воинов достойно удив­ ления! Сокрушить такую оборону, пройти там, где это невозможно — значит совер­ шить великий подвиг! ской Армии и Флота. Советские воппы по­ бедили ненавистного врага, принесли осво­ бождение и радость своему народу. С этим радостным чувством нашей силы и мопш покпдас-т советский человек за­ ключительный зал музея. Оп увидел здесь дорогие реликвии, узпал о легендарных под­ вигах, прочувствовал глубину п сп.ту ста­ линских планов по разгрому пемепких за­ хватчиков. Оп увидел, как добывалась Победз... Капитан В. СТЕПАНОВ. Окончание следует. В П Е Р В Ы Х Р Я Д А Х Много пришлось приложить сил Ппко - 1 пом бюро. Командование ему доверило лаю Галину, чтобы пройти путь от рядово - 1 сложную технику, назначив первым но­ го до младшего сержанта, до высокосо- анательного воина, отличного специалиста. Благодаря добросовестному выполнению мерным в орудийный расчет и заместите­ лем командира орудия. По приходе на ору­ дие старший матрос Галин заслужил при- еоппского долга, безупречному выполпе- j знание лучшего наводчика. ^За глубокое япго уставов и наставлений матрос Галин i знание специальности, боевой ^техники и зарекомендовал себя с первых дней служ -1 успешные тренировки но отработке норма- бы примерным бойцом. | тивов Галин имеет отличные и хорошие За отличное освоение техники и знание оценки. воинских уставов оп неодпократпо поощ- 1 Стать умелым специалистом Галину по- рялся. По успехи ие вскружили ему голо-1 могла его политическая сознательность. Он ву . Галин не остановился на достигнутом j систематически повышает идейпо-полити- н поставил перед собой задачу — изо дпя ! ч*скпй уровень, регулярно посещает jiecc- в день повышать политические и техни - 1 ды, лекции, много читает технической ли- чеекпе знанпя. Высокой дисциплиной, че- j тературы по своей специальности. Лучшим стньгм отношением к исполнению воин- •помощником в его учебе являются книги, ского долга старшин матрос Галин заслу- , газеты и журналы. Любимая его кпигз .жил большой авторитет среди личного со-; Краткий курс истории ВКП (б ). j*xaea. 1 — ^ этой книге, — говорит Галин, я Ему. как отлнчнику-комсомольцу, поли- пахожу новые знанпя, которые вдохновля- •тгчески грамотному воину, комсомольцы ют на самоотверженный труд п успехи в доверили руководство комсомольской орга- учео®. пизапиой. Он был единодушно избран чле- • Пш:о.тай Га.тпч пе только сам ЯБЛяепг.я отличником боевой и политической подго­ товки. Он хороший воспитатель матросов. Пропагандируя накопленный опыт, оп ра­ стит ряды отличников боевой и политиче­ ской подготовки. Много работал старший матрос Галин с матросом Смирновым. Оп помогал ему усва та ть материальную часть. Благодаря помощи Галина и других товарищей матрос Смприов стал передо­ виком боевой и политической подготовки. Сегодня для Николая Галина радостный и волнующий день. Комапдовапио вручило ему погоны с двумя золотыми нашивками и поздравило с присвоеппем зваппя «млад- шпй сержант». За свою безупречную службу и за высо­ кие успехи в боевой и политической подготовке йлалпшп сержапт Галин пмеет более десятка благодарностей и пеодпо- кратпо поощрялся денежной премией. Пчя ред ним) воздух сжимается за счет скоро­ стного напора л поступает и камеру сго­ рания, куда одновременно через Форсунки подается топливо. При сгорании топлива воздух нагревается. В результате этого, поступая пз камеры сгорапия в реактив­ ное сопло, воздух вытекает нз пего со скоростью, большей, нежели скорость по­ лета. Данный двпгатель может • [ибоfarь только тогда, когда скорость потока в камере сгорания будет больше. нежели скорость распространения пламени, ибо прп меньшей скорости пе будет получаться направленного расширения газа. С увели­ чением скоростп полета реактивпая сила, создаваемая двигателем, л коэфицпеит по­ лезного действия (КПД) будут возрастать. В качеотве топлива для данпого звпта- теля применяют пефть, керосин, лил>.ии. бензин, спирт ц т. и. Преимуществами данного двигателя являются: простота конструкции, падежпость работы^, малый вес. Его неяостатки: невозможность приме­ нять двигатель для взлета самолета, ибо минимально необходимая скорость для его работы не менее 250— 300 км/час; ппз- кпй КПД п. как следствие, большой рас­ ход топлива. Вызвано это тем. что сжи­ гание топлива производится при малых давлениях внутри камеры сгорания. При­ меняется данный двпгатель в качестве ускорителей на самолетах пли осповного двигателя летающих авиаииоппых бомб. Нршщппиальпо этот двпгатель работает следующим образом: атмосферный воздух (в полете поджатый за счет скоростного напора) поступает через диффузор к ком­ прессору, где происходит повышение его давления. Пз компрессора воздух ш ет в камеры сгорапия, куда непрерывно впры­ скивается топливо, поджигаемое при запу­ ске электрической искрой. В процессе дальнейшей работы горение поддерживает­ ся непрерывной подачей топлива, соприка­ сающегося с горячими газами. Продукш сгорания, расширяясь, посту­ пают на лопатки газовой турбины, где отдают часть своей энергии, заставляя Возможно применение данпого типа дви-1 вращаться колесо турбины. Турбинное ко- гателен, как основного, на буксируемых планерах, отпускаемых для самостоятель­ ного полета па большой высоте. Пульсирующий воздушно-реактивный двигатель (фиг. Лз 136) отличается or предыдущего наличием решетки с авто­ матическими клапанами, открывающи­ мися только в сторону камеры сго­ рапия. Под действием разпостн давлений з диффузоре н камере сгорания клапаны открывают!л и воздух поступает в каме­ ру сгорапия нри одновременном впрыске лесо сидит на одпом валу с компрессором, в результате чего вращение турбины пе­ редается компрессору, сжимающему свежие порции воздуха. Пз турбины газовый поток поступает в реактивное сопло, где остав­ шаяся часть п-тенпиальиой энергии идет иа увеличение скоростп истечения, т. е. па созданпе реактивной силы. Преимущества данного двигателя пере-д реактивными двигателями других типов заключаются г. том, что ежпгаппе топли­ ва происходит при давлении, значительно младшего сержанта Галина зап-ссело на ............. -.... ........................ - , Доску отличиикоз боевой и политической ! туда топлива (керосин, лигроин, бензин, | большем, нежели у ранее разобранпых на- шшотовкп. : спирт плп нефть). Образующаяся при этом ми B P J. — расхг-i горючего у данного Матрос А. НИКИШ0В. i горючая смесь прп запуске дкпгателя пот- ■двигателя зтчательр.о меньшии, а, слею- Применяются данные двпгатшп на ма- певрепных истребителях с большим дплла^ зоном скоростей н, очевидно, найдут себе широкое применение в тяжелой авиации. Пз приведенного рассмотрения принципи­ альных схем воздушно-реактивных двига­ телей видно, что для их работы необходимо наличие окружающего воздуха, то-есть сре­ ды, в которой можно было бы сжигать' топливо. В связи с тем, что плотность воз­ духа с увеличением высоты полета умень­ шается, очевидно, количество проходящего через ВРД воздуха будет также уменьшать­ ся, а, следовательно, будет уменьшаться ве­ личина реактивной силы (см. Фиг. Л : 13 — высотные характеристики). Пз этого сле­ дует, что самолет’, имеющий в качестве двигательной установки воздушпо-реактив­ ный двигатель, так же, как и вштто-мотор- пый самолет, имеет границу высоты поле­ та (потолок самолета), выше которой по­ лет становится невозможным. Совершенно другую высотную характе­ ристику имеют так называемые р^актив- пые двигатели, одппм пз представителей которых и является жидкостпо-реактпвиыц двпгатель. нашедший себе довольно Широ­ ков применение в лппатшоппон техппке. Окпртяяг: I4TV-T.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz