На страже Заполярья. 1949 год. Июнь.
ч Ю г В Т Р Я Ж Е в Ш О Л Я Р Ь Я 2 июня 1949 г., Кг 128 (3433). СТАРШИНА ПРОВОДИТ ЗАНЯТИЯ :★ ★ : Перед советскимп воинами Министр Вооруженных Сил ССС Р в своем приказе № 33 поставил большую и ответственную задачу: «В предстоящий летний период обучения личный состав Сухопутных войск, Военно-Воздушных и Военно-Морских сил обязан достигнуть новых успехов в боевой и политической подготовке». Решение этой задачи в значительной степени зависит от работы старшин и сержантов, от того, насколько методически правильно они обучают подчиненных боевой специальности. Наглядность в обучении, показ на деле — самое действенное средство повышения знаний лич ного состава. Обучая матросов обращению с оружием или боевой тех никой, старшина должен вырабатывать у них самостоятельность, уме ние действовать в самых сложных условиях без посторонней помощи, воспитывать у них инициативу, находчивость и решительность. Стар шины нашего флота накопили немалый опыт обучения подчиненных. На этой странице рассказывается об опыте обучения подчинен ных одним из лучших старшин флота коммунистом старшиной 1 статьи Владимиром Шулико. ★ ★ ★ ★ ★* r< W V \ / W V 4 / W С чувством партийной ответственности На повестке дня партийного собрания стоял вопрос: «Раз бор заязления комсо мольца Шулико Владимира Ильича о при еме его кандидатом ц_злены ВКЛ(б)». Ком мунарты с большим вниманием выслуша ли содержание документов и краткую авто биографию комсомольца. По всем данным Шулико был достоин высокой чести — вступления в ряды героической партии Ленина — Сталина. Одвако партийное соб рание потребовало от старшины подробно го об’ясиения того, как он повышает свои политические знания, изучает ли историю партии большевиков, с которой он решил навсегда, связать свою судьбу. И, надо сказать, Владимир Шулико не обманул •надежды тех, ,кто дал ему рекомендации. Когда коммунисты задали старшине не сколько вопросов по «Краткому курсу исто рии ВЕЩб)», Шулико отвечал спокойно, уверенно п обстоятельно. Старшина 1 статьи Владимир Шулико еще раз подтвердил, что добытое нм упор ным трудом звание отличника боевой и политической подготовки, он держит креп ко, что он не стоит на месте, а непрерыв но движется вперед, закрепляя и углубляя свои знания. Выступившие на собрании коммунисты отмечали усердие Шулико в службе, его вы сокую сознательность, умелоеобучение под чиненных. Наряду с этим старшине было указано на отдельные недостатки, которые необхо димо устранить. — Старшина Шулико во время плаваний показал себя хорошим специалистом, — сказал в своем выступлении главный стар шина тов. Железный. — Он сам отлично справлялся со своими обязанностями и пра вильно нацелпвал подчиненных*на решение поставленных перед ними задач. Однако, вступая кандидатом в чле ны партии Ленина — Сталина, стар шина Шулико обязан еще выше под нять качество проводимых им занятий, уси- :шть контроль за учебой и поведением под чиненных, чтобы сделать всех электриков ! отличниками боевой и политической под готовки. Единогласно удовлетворив просьбу ком сомольца Владимира Шулико, приняв его кандидатом в члены ВЕЩб), коммунисты со всей серьезностью предупредили стар шину от зазнайства, дали строгий наказ не успокаиваться на достигнутом, а своевре менно подмечать и исправлять как свои ошибки, так и ошибки подчиненных. Пар тийное собрание обязало Владимира Шулико повседневно п настойчиво осваивать уче ние Лешина — Сталина. Со времени партийного собрания прошло около двух месяцев. Но и за такой корот кий срок можно подвести некоторые итога деятельности молодого коммуниста. Первое, Капитан В. ВИШНЯКОВ, что надо отметить, этодобросовестное вы. полненпе старшиной Шулико наказа ком мунистов, значительное повышение требо вательности со стороны старшины группы к своим подчиненным и улучшение качест ва проводимых им занятий. Чувство иар- тийшй ответственности руководит моряком в большом и малом деле и это обеспечивает многие успехи электриков в службе. Занятия на боевом посту в этой группе всегда проходят организованно, интересно и активно. В этом, несомненно, заслуга ком муниста Шулико. Он никогда не явится к матросам плохо подготовленным п, хотя сам отлично владеет специальностью, перед каждым занятием много думает над методи кой его проведения, составляет подроб ный конспект, использует наиболее важ ные факты из жизни и работы подчинен ных. Приближение занятий в жизни под разделения, умение просто, доходчиво и в то же Бремя интересно рассказать о самых на первый взгляд обыкновенных для спе циалистов случаях из опыта эксплоатащш материальной части, а также крепкая дис циплина в группе — вот что обеспечивает прочное усвоепие материала подчиненными Шулико, пх непрерывное движение к воин скому мастерству. Будучи кандидатом в члены БКЛ(б), Владимир Шулико резко усилил свою общественную деятельность и полити ческую учебу. Книга стала его настоящим другом. Сейчас Шулико готовятся выпол нить серьезпое партийное поручение — провести беседу со всем личным составом корабля на тему: «Социалистическое сорев нование — жизненная потребность совет ских людей». Он готовится с присущей ему старательностью и усидчивостью, настой чиво изыскивает литературу и умело рабо тает над ней. Значительно возросло влияние Шулико не только на своих подчиненных, но и на матросов других специальностей. Его ува жают, к его голосу прислушиваются, с его мнением считаются. Вот характерный при мер. Матрос Косарев, имеющий десятилетнее образование, хорошие способности, распола гает всеми необходимыми данными, чтобы стать отличником боевой и политической подготовки. Однако он иногда с ✓холодком относился к выполнению заданий коман дира, часто отвлекался от дела и от влекал других. Это снижало качество и работы, и учебы. Коммунист Шулико сделал Косареву несколько замечаний, ре шительно потребовал от него более внима тельного отношения в службе, напомнил матросу о его принадлежности к ВЛБСМ, о долге комсомольца всюду быть примерным, образцовым, дисциплинированным. Сознательность коммуниста Шулико, его умелое обучение и воспитание электриков позволяют сказать, что эта группа в период летпей учебы займет ведущее место на ко рабле. ' НА СНИМ КЕ: старштага 1 статья Владимир Шулико проводит занятие по устройству тахометра и регулировке оборотов мотора. Фото Н. Вьюоцкого. Добьюсь звания отличника В нашей группе электриков укрепилось хорошее правило: если в учебе и службе встречаются серьезные трудности, преодолевать пх общими усилиями, добро совестно помогать друг другу, смело об ращаться к старшине, когда самим не разобраться в вопросе. Такие случаи, Правда, бывают редко, по они раз от разу все крепче и крепче сплачивают электри ков, больше укрепляют боевую дружбу и товарищескую взаимопомощь в нашей повседневной службе. Это особенно оказы вается па занятиях но специальности, где каждый специалист считает своим долгом достигнуть одного, главного ' — как можно лучше изучить тему, с наибольшей поль зой для дела израсходовать каждую мину ту времени. С этой целью матросы по- серьезному относятся к каждому занятию, а старшина 1 статьи Шулико старается просто, доходчиво рассказать самые труд ные вопросы. Иногда повторяем одно и то же несколько раз, если кто-нибудь из электриков сразу да усваивает изучаемого материала. Занятия, проводимые старшиной груп пы, приносят нам большую пользу. Об этом говорит такой факт. Однажды мне срочно потребовалось выполнить работу, которая была тесно связаиа со знанием теории электротехники. Первое, что заста вило меня задуматься, — это порядок сое динения обмоток у машин серпес п шуито- вой. • «Параллельно пли последовательно?» — этот вопрос я сам так и не решил. Товари щей поблизости пе было, прпгалось обра титься к старшине группы. При его актив ном участии работа, конечно, была выпол нена в срок, по мне, как специалисту, перед старшиной стало неудобно. Он это понял и, решив, что подобное затруднеппе могут встретить другие товарищи, на сле дующий дерь назначил запятпе, предва рительно согласовав вопрос с командиром Старший матрос М. ПРИГОУСЕВ. боевой части. Занятие прошло активно, интересно, и сейчас любой электрик, не задумываясь, скажет, что обмотки у шун- товой машины соединяются параллельно, у серпес — последовательно. Ясно, что на походе, когда потребуется применить на практике эти знания, электрики не подве дут своего старшину. Говоря о методе обучения матросов стар шиной 1 статьи Шулико, мне хочется от метить одно, что я считаю для себя личпо наиболее важным. Пногда самый простой вопрос на занятии усвапваеася плохо, а затем быстро забывается и, напротив, иногда самый трудный материал дается легче и прочно укладывается в намяти, так, что остается абсолютно ясным для специалиста на мпогпе годы. Это пол ностью зависит от того, как руководитель занятия сумеет изложить существо вопро са и тем более закрепить знания практи кой. В связи с этим мне вспоминается одно занятое, проведенное старшиной Шулико па боевом посту. Кстати, старшина все запятая проводит только на боевых постах, независимо от того, изучается; теоретический материал пли отрабаты ваются практические действия. Это пол ностью оправдывает себя, так -как даже самые, казалось бы, отвлечеппые теорети ческие вопросы всегда в какой-то степепи связаны с процессами, происходящими в действующих механизмах. Понять эти во просы, безусловно, можно только па бое вом посту, наглядно проследив за поведе нием отдельных движущихся (пусть даже вручную) деталей. Па этом занятпп изучался порядок сия - 1 тпя якоря с механизма. Старшина качал с того, что поставил мне прямой вопрос: — Расскажите, как вы считаете легче и быстрее выполнить эту работу? Пришлось думать. Сама по себе с’емка якоря для меня никакой трудпостп пе представляла, по дело осложнялось плохи ми подходами к деталп — спльпо мешал щеточный аппарат. Снимать его я пе ре шался, так\как на это ушло бы много вре мени. Наасонещ, после песколькпх неудач ных попыток извлечь якорь, я обратился к старшине: — Щеточный аппарат снимать или пет? Старшина ответил неопределенно: — Представьте, что вы на боевом посту один, и время не ждет. Действуйте. Убедившись, что, пе сняв щеточный аппарат, мне якоря не извлечь, я решил сделать это. Старшина одобрил мои дейст вия и сказал, что такой прием самый вер ный, значительно сокращающий время для выполнения данной работы. После этого за нятия я и мои товарищи надежно запомни ли порядок с’емкп и, падеюсь, уже никог да его пе забудем. Обучение подчиненных без условностей, повседневная работа с каждым матросом, если он несколько начинает отставать в учебе, — вот тлавяое в практике старши ны 1 статьи Шулико. Лично я от этого чувствую большую пользу. Правда, у меня еще есть серьезпые недостатки в овладе нии специальностью, существенные, как говорят, недоработки, но, как комсомолец, я твердо решил добиться звания отлични ка боевой и политической подготовки. Товарищеская взаимопомощь, умелое про ведение занятий старшиной группы Шули ко помогут мпе достичь своей цели. Для этого, без сомнения, от меня потребуется новое напряжение сил, к чему я в полной мере готов, отлпчпо сознавая, что без тру да, без усердия н учебе успеха пе добьешься. Примерный во всекя Лейтенант В. СОЛО ГОР. Занятия на боевом посту старшина 1 статьи Владимир Шулико проводит с неизменным успехом, добиваясь прочного усвоения подчиненными каждой темы, дает им хорошие навыки в эксплоатации матери альной части. Что же лежит в основе ятих а успехов коммуниста Шулико? Па этот ** вопрос можно ответить так: личная при мерность во всем, хорошие знания подчи ненных, умение работать с ними, а глав ное — сознание ответственности за обуче ние и воспитание моряков. Все это у Шули ко проявляется в конкретных делах. Вот готовится к политическим занятиям старший матрос Прнтожев. Оп работает усидчиво, вдумчиво читает литературу, со ставляет подробный конспект. Кажется, все в порядке, за Пригожева но следует беспо- коиться — он правильно ответит на любой вопрос руководителя политических заня тий, как это бывает всегда. Но коммунист <Шулико, сам отвечая всегда па «отлично», j зпает, какое значение для усвоения мате- ! риала имеет конспект. И старшина вняма- j тельно читает^ саппси старшего матроса, ; советует ему меньше делать дословных вы- , писок из книг, больше излагать осповные ; мысли своими словами. Матросы, чувствуя заботу своего коман дира об пх политическом росте, смело обра- j щаются к Шулико с вопросами и особенно : часто, когда изучается трудная тема. Так было, nanpiwep, при подготовке но томе: «Советские Вооруженные Силы в период jиностранной военной пптервепщш и граж данской войны». Получив несколько вопро сов от подчиненных, старшина не ограни* чился простыми ответами на них. Оп соб рал личный состав своей группы, развесил нужные карты и провел настоящие заня тая, раз’ясияя электрикам все пх интере сующее. Матросы хорошо усвоили суть всех походов Антанты, причины победы Красной Армии над об’едпненными силами англо-америкаио-французских империалп- стов. Шулико особенно подчеркнул роль ве ликих вождей соцпалпстшческой революции Ленина и Сталина в создании и укреплении Вооруженных Сил молодого Советского го сударства. На политическом занятии элек трики отвечали только на «хорошо» и «от лично». Тесное общение с подчиненными, всесто-' роняяя помощь нм в учебе высоко поднима ют авторитет старшины группы, ибо каж дый матрос влдит в старшине свое-? го ближайшего начальника, грамотного специалиста, политически развитого моря ка. Естественно, что и занятия на боевом посту такой старшина будет проводить вы сококачественно, организованно. Этому ва многом способствует хороший методический навык старшины Шулико. Просматривая конспекты Шулико, неиз менно ощущаешь продуманность каждой деталп занятия, строгий расчет врезгенп а . особенно конкретность многих приме ров, которыми руководитель убедительно подтверждает каждую свою мысль. Все это вместе с требовательностью позволяет старшине добиваться прочлого усвоения подчиненными материала занятий. Значительные успехи пе успокаивают! молодого коммуниста. Сейчас он часто об ращается к командиру боевой часта за со ветом, как лучше провести то или иное занятие, как правильнее использовать на глядные пособия. Неудовлетворенность до стигнутыми результатами, стремление сде лать всех электриков отличниками — залог дальнейших достижений старшины Шули ко и его группы. Можно быть уверенным, что старшлш 1 статьи Шулико будет и впредь с таким же упорством бороться за высокую боевую выучку п дисциплинированность подчинен-, ных. НА БОЕВОМ ПОСТУ Кода электрики разместились па бое вом посту так, что им хорошо был виден {каждый агрегат, о котором пойдет речь на панятип, старшина 1 статьи Владимир Шулико, положив перед собою план и конспект, начал: — Сегодня мы изучим характер воз можных отказов в работе электрооборудо вания рулей. Основное прошу записывать. Матросы раскрыли тетради, старшипа начал изложение материала. Он говорил тромко, уверепно, как хороший мастер своего дела, которого многолетняя практика п напряженная учеба обогатили большим опытом обнаружения и устранения неи справностей, глубоким злапнем материаль ной части и правил ее эксплоатации. Шу лико лереаодпл от агрегата к агрегату, 1 кратк 0 напомнпал инструкции по обслу живанию каждого из пих, а затем подроб но раз’яснял слушателям различные и наиболее вероятные дефекты, появляющие ся при работе электрооборудования в слу чае нарушения личным составом инструк ций или по другим каким-либо причинам. Уже первые минуты занятия показали, что в этой группе твердо установился стро- тай порядок, обеспечивающий продуктив ное использование времени, основательное усвоение материала. Старшине пе при шлось, к примеру, тратить дорогое время на различного рода мелкио замечания по инешнезгу виду и поведению матросов. И это не потому, что Шулико проходит мимо «мелочей». Нет. Электрики требовательны к себе. Они к каждому занятию готовятся по-деловому я всегда являются на боевой пост опрятно одетыми, строго соблюдая установленную форму. Их серьезность и сосредоточенность при изучении любой темы говорят о стремлении моряков, как можно быстрее овладеть в совершенстве своей специальностью. Понятно, что сознательное отношение !матросов к учебе не пришло^само собой. 1 Это результат правильной методики старшины Шулико, его умелой воспита тельной работы, результат большого влия ния комсомольской организации. В прош лом были случаи, когда матрос Косарев пытался легкомысленно, а пногда просто несерьезно относиться к занятиям п даже к печолпеппто своих служебных обязан ностей па боевом посту. Решительная требовательность старшины, умелое про ведение им запятий повлияли на матроса Косарева, научили 'его пенить дорогие ми нуты учебного времени. Сейчас комсомолец Косарев ведет себя примерно и владеет специальностью паравне со своими товари щами. Одной из главных причин успешного проведепия занятий в этой группе элек триков следует считать вдумчивую, твор ческую подготовку по каждой теме руко водителя занятий коммуниста Владимира Шулико. Его вдумчивая подготовка заклю чается в умелом планировании каждого занятия, в составлепип подробного, напол ненного многими яркими, конкретными примерами коиспекта, а творческая —• в избрании после всестороннего осмыслива ния папболсо верного метода ведения каж дого занятия в отдельности. Вот перед старшипой лежит конспект, утвержденный командиром боевой части. В тетради подробно изложены примеры из опыта работы электриков на походе у действующих механизмов, названы фами лии матросов, допускавших нарушения инструкций, а также и тех, кто благодаря своей внимательности и отличному знанию специальности предупреждал появление неисправностей, помогал товарищам ус- пешпо песта походную вахту. По каждому примеру в конспекте сделаны обстоятель ные выводы, указаны способы недопу щения подобных ошибок. Однако самые поучительные, бывшие некогда предметом обсуждеппя со всем личнымз составом факты могут стать на занятии бесцветными, мало запоминаю щимися, если их преподнести слушателям сухо, вяло, без привлечения матросов к активному разбору и не столько средств борьбы с последствиями неисправностей, сколько мер по пх предупреждению, про филактике. Этому старшина Шулико при дает особо важное значение. Так было и на данном занятии. Цельность электропроводки, исправность изоляции есть, как известно, решающее условие для безотказной работы электро оборудования вообще и особепно там, где идет ток высокого напряжения. Поэтому систематическая проверка состояния кабе лей входит в непременную обязанность электрпков. Раз’ясняя матросам это неос поримое положение, старшина сослался на очень убедительный пример, когда такой, на первый взгляд, «безобидный», не тре бующий ни его изучения, пи особого ухо да об’ект наблюдения, как конец, подво дящий к механизму питание, может при недосмотре за ним принести пемалую не приятность всему экипажу корабля. — Что будет, — задал вопрос слушате лям Шулико,—если, допустим, по какой- либо причине отсоединится конец, подво дящий питание к кнопке управления ру лем? Матрос Косарев ответил, что это на не продолжительное время парушит четкость выполнения команд, так как придется срочно переходйть на другой пункт управ ления. Старший матрос Прпгоусев допол нил товарища, сказав, что такая неисправ ность на походе может явиться полной не ожиданностью для электрпков, которые будут искать причину отказа в более «серьезных» местах, а в псправпостп та кой детали, как конец, подводящий пита ние, едва ли кто усомнится. Поэтому отыскание причины дефекта займет иного времени, что, естественно, отразится на качестве несения всей походной вахты. Полностью согласившись с доводамиспе циалистов, Шулико еще раз папомнпл им, >что в заведыванип «мелочей» нет, там •каждая деталь, независимо от того, боль- |Шая она пли малепькал. занимает по важ- ! пости равпое место со сложным механизмом |и требует к себе столь же пристального внимания, столько же умелого ухода, как и все заведываппе в целом. Переходя от примера к примеру, руководитель запятая излагал содержание темы последовательно, наглядно демонстрируя некоторые отказы. Закончив рассказ, старшина ответил специалистам на их вопросы п перешел к следующему пункту плана — закрепле нию знаний. Занятие по сути пере шло в хорошо организованную, заблаговре менно продуманную тренировку, с той лишь разницей, что сейчас Шулико не засекал времени, потребного .электрикам для выполнения команд. Подчппсппые могли пе спеша доискиваться до причин «неисправностей», советоваться друг с другом, а также и со старшиной, как луч ше и быстрее определить «дефект» п уст ранить его. — Не работает агрегат! — командует старшина всей группе, указывая на один из главных механизмов. Специалисты не сколько секунд стоят молча, перебирая в намяти все пзвестпыо им прпчпиы отказа. — Не поступает питание, — отвечает старший матрос Прпгоусев. — Проверьте. Электрики переключают агрегат па дру гое положение, но он все-таки пе работа ет, хотя питание в этом положеппи посту пает. — Неисправны предохранители. Вновь начинается проверка. Просматри вается п по возможности прощупывается каждая деталь. Старшипа усложняет об становку. — Кораблю требуется управление! Командир отделения старшина 2 статьи Забелин переходит па ручное управление. Это придало запятию ускоренный ритм, ибо каждый специалист почувствовал «боевую» действительность, когда медлить — значит подвергнуть корабль опасности. — Сгорела катушка пускового реоста та! — громко доложпл старший матрос Прпгоусев и, получив подтверждение от старшины, приступил с помощью товари щей к «замене» детали. Таким образом, электрикп, доискиваясь прпчпиы «дефекта», проследили весь путь тока от его входа в механизм до выхода, внимательно просмотрели устройство каж дой детали, повторили ее назначение и взаимодействие частей в целом. В подобном порядке п так же глубоко были повторены все осповные неисправности в работе элек трооборудования рулей, и причем без учас тия в повторении не остался ни один элек трик. Ответы матросов на конкретные во просы свидетельствуют о том, что мате риал по теме усвоен хорошо, занятие про шло успешпо. Заботясь о боевом совершенствовании подчиненных, прикладывая к этому все своп способности и опыт воспитательной работы, коммунист Владимир Шулико на стойчиво, изо дпя в депь повышает свои политические и ворнпые знания, все время добивается пового, что дает ему возмож ность еще лучшо выполнять долг перед Родиной, твердо держать почетное звание отличника. Несмотря на боль шую насыщенность распорядка А л заня тиями, тренировками и другими мероприя тиями, Шулико паходпт время почитать политическую и художественную литера туру, газеты и журналы,, побеседовать с подчппеипымп по волнующим их 'вопросам. Рациональное пспользоваппе времени во шло в жизнь этого трудолюбивого военного моряка. Шулико не стопт на месте не только в своей личной учебе. Он много думает над тем, как улучшить качество проводимых им занятий, как усовершенствовать своп методы обучения подчиненных. В этом искании бывают и неудачи, которые при ходится исправлять индивидуальной рабо той с отстающими. По неудач гораздо меньше, чем успехов. Об этом говорят по ложительные результаты обучения стар шиной Шулико многих специалистов, став ших сейчас хорошими командирами. Ком сомольцы старшие матросы Чернышев и Горелов пришли па корабль малоопытными электриками, они робко обращались с обо рудованием, были не уверены в своих си лах. Под руководством коммуниста Влади мира Шулико они за сравнительно короткий срок стали мастерами своего дела, отлич никами боевой и политической подготовки и сейчас выдвинуты на повышение в должности. Быстро вырос и командир отделения комсомолец. Забелин. Шулико еще хорошо помнит, как матрос Забелин обращался к нему по каждой «мелочп», по десять раз переспрашивал одно п то же, прежде чем привести в действие механизм. Про- долясигельная, напряженная работа стар шины группы с матросом достигла своей цели: сейчас старшина 2 статьи Забелин^— примерный командир отделения, отлично несегг ходовую вахту и много помогает товарищам в учебе. В летний период плаваний согласно требованиям Министра Вооруженных Сил, изложенных в первомайском приказе, от электриков потребуется максимальное на пряжение сил, чтобы стать на новую сту пень мастерства. К этому подчиненные старшины Шулико подготовили себя всей продолжительной зимней учебой на боевых постах. ^Успехи старшины Владимира Шулико в обучении подчиненных неоднократно от мечались поощрениями. Наглядным сви детельством усердной службы коммуниста является сияющий на его грудц почетный * анак «Отличный подводник». Кзпитан Б. ОНЕГИН;' 4
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz