На страже Заполярья. 1949 год. Июнь.

ч Ю г В Т Р Я Ж Е в Ш О Л Я Р Ь Я 2 июня 1949 г., Кг 128 (3433). СТАРШИНА ПРОВОДИТ ЗАНЯТИЯ :★ ★ : Перед советскимп воинами Министр Вооруженных Сил ССС Р в своем приказе № 33 поставил большую и ответственную задачу: «В предстоящий летний период обучения личный состав Сухопутных войск, Военно-Воздушных и Военно-Морских сил обязан достигнуть новых успехов в боевой и политической подготовке». Решение этой задачи в значительной степени зависит от работы старшин и сержантов, от того, насколько методически правильно они обучают подчиненных боевой специальности. Наглядность в обучении, показ на деле — самое действенное средство повышения знаний лич­ ного состава. Обучая матросов обращению с оружием или боевой тех­ никой, старшина должен вырабатывать у них самостоятельность, уме­ ние действовать в самых сложных условиях без посторонней помощи, воспитывать у них инициативу, находчивость и решительность. Стар­ шины нашего флота накопили немалый опыт обучения подчиненных. На этой странице рассказывается об опыте обучения подчинен­ ных одним из лучших старшин флота коммунистом старшиной 1 статьи Владимиром Шулико. ★ ★ ★ ★ ★* r< W V \ / W V 4 / W С чувством партийной ответственности На повестке дня партийного собрания стоял вопрос: «Раз­ бор заязления комсо­ мольца Шулико Владимира Ильича о при­ еме его кандидатом ц_злены ВКЛ(б)». Ком­ мунарты с большим вниманием выслуша­ ли содержание документов и краткую авто­ биографию комсомольца. По всем данным Шулико был достоин высокой чести — вступления в ряды героической партии Ленина — Сталина. Одвако партийное соб­ рание потребовало от старшины подробно­ го об’ясиения того, как он повышает свои политические знания, изучает ли историю партии большевиков, с которой он решил навсегда, связать свою судьбу. И, надо сказать, Владимир Шулико не обманул •надежды тех, ,кто дал ему рекомендации. Когда коммунисты задали старшине не­ сколько вопросов по «Краткому курсу исто­ рии ВЕЩб)», Шулико отвечал спокойно, уверенно п обстоятельно. Старшина 1 статьи Владимир Шулико еще раз подтвердил, что добытое нм упор­ ным трудом звание отличника боевой и политической подготовки, он держит креп­ ко, что он не стоит на месте, а непрерыв­ но движется вперед, закрепляя и углубляя свои знания. Выступившие на собрании коммунисты отмечали усердие Шулико в службе, его вы­ сокую сознательность, умелоеобучение под­ чиненных. Наряду с этим старшине было указано на отдельные недостатки, которые необхо­ димо устранить. — Старшина Шулико во время плаваний показал себя хорошим специалистом, — сказал в своем выступлении главный стар­ шина тов. Железный. — Он сам отлично справлялся со своими обязанностями и пра­ вильно нацелпвал подчиненных*на решение поставленных перед ними задач. Однако, вступая кандидатом в чле­ ны партии Ленина — Сталина, стар­ шина Шулико обязан еще выше под­ нять качество проводимых им занятий, уси- :шть контроль за учебой и поведением под­ чиненных, чтобы сделать всех электриков ! отличниками боевой и политической под­ готовки. Единогласно удовлетворив просьбу ком­ сомольца Владимира Шулико, приняв его кандидатом в члены ВЕЩб), коммунисты со всей серьезностью предупредили стар­ шину от зазнайства, дали строгий наказ не успокаиваться на достигнутом, а своевре­ менно подмечать и исправлять как свои ошибки, так и ошибки подчиненных. Пар­ тийное собрание обязало Владимира Шулико повседневно п настойчиво осваивать уче­ ние Лешина — Сталина. Со времени партийного собрания прошло около двух месяцев. Но и за такой корот­ кий срок можно подвести некоторые итога деятельности молодого коммуниста. Первое, Капитан В. ВИШНЯКОВ, что надо отметить, этодобросовестное вы. полненпе старшиной Шулико наказа ком­ мунистов, значительное повышение требо­ вательности со стороны старшины группы к своим подчиненным и улучшение качест­ ва проводимых им занятий. Чувство иар- тийшй ответственности руководит моряком в большом и малом деле и это обеспечивает многие успехи электриков в службе. Занятия на боевом посту в этой группе всегда проходят организованно, интересно и активно. В этом, несомненно, заслуга ком­ муниста Шулико. Он никогда не явится к матросам плохо подготовленным п, хотя сам отлично владеет специальностью, перед каждым занятием много думает над методи­ кой его проведения, составляет подроб­ ный конспект, использует наиболее важ­ ные факты из жизни и работы подчинен­ ных. Приближение занятий в жизни под­ разделения, умение просто, доходчиво и в то же Бремя интересно рассказать о самых на первый взгляд обыкновенных для спе­ циалистов случаях из опыта эксплоатащш материальной части, а также крепкая дис­ циплина в группе — вот что обеспечивает прочное усвоепие материала подчиненными Шулико, пх непрерывное движение к воин­ скому мастерству. Будучи кандидатом в члены БКЛ(б), Владимир Шулико резко усилил свою общественную деятельность и полити­ ческую учебу. Книга стала его настоящим другом. Сейчас Шулико готовятся выпол­ нить серьезпое партийное поручение — провести беседу со всем личным составом корабля на тему: «Социалистическое сорев­ нование — жизненная потребность совет­ ских людей». Он готовится с присущей ему старательностью и усидчивостью, настой­ чиво изыскивает литературу и умело рабо­ тает над ней. Значительно возросло влияние Шулико не только на своих подчиненных, но и на матросов других специальностей. Его ува­ жают, к его голосу прислушиваются, с его мнением считаются. Вот характерный при­ мер. Матрос Косарев, имеющий десятилетнее образование, хорошие способности, распола­ гает всеми необходимыми данными, чтобы стать отличником боевой и политической подготовки. Однако он иногда с ✓холодком относился к выполнению заданий коман­ дира, часто отвлекался от дела и от­ влекал других. Это снижало качество и работы, и учебы. Коммунист Шулико сделал Косареву несколько замечаний, ре­ шительно потребовал от него более внима­ тельного отношения в службе, напомнил матросу о его принадлежности к ВЛБСМ, о долге комсомольца всюду быть примерным, образцовым, дисциплинированным. Сознательность коммуниста Шулико, его умелое обучение и воспитание электриков позволяют сказать, что эта группа в период летпей учебы займет ведущее место на ко­ рабле. ' НА СНИМ КЕ: старштага 1 статья Владимир Шулико проводит занятие по устройству тахометра и регулировке оборотов мотора. Фото Н. Вьюоцкого. Добьюсь звания отличника В нашей группе электриков укрепилось хорошее правило: если в учебе и службе встречаются серьезные трудности, преодолевать пх общими усилиями, добро­ совестно помогать друг другу, смело об­ ращаться к старшине, когда самим не разобраться в вопросе. Такие случаи, Правда, бывают редко, по они раз от разу все крепче и крепче сплачивают электри­ ков, больше укрепляют боевую дружбу и товарищескую взаимопомощь в нашей повседневной службе. Это особенно оказы­ вается па занятиях но специальности, где каждый специалист считает своим долгом достигнуть одного, главного ' — как можно лучше изучить тему, с наибольшей поль­ зой для дела израсходовать каждую мину­ ту времени. С этой целью матросы по- серьезному относятся к каждому занятию, а старшина 1 статьи Шулико старается просто, доходчиво рассказать самые труд­ ные вопросы. Иногда повторяем одно и то же несколько раз, если кто-нибудь из электриков сразу да усваивает изучаемого материала. Занятия, проводимые старшиной груп­ пы, приносят нам большую пользу. Об этом говорит такой факт. Однажды мне срочно потребовалось выполнить работу, которая была тесно связаиа со знанием теории электротехники. Первое, что заста­ вило меня задуматься, — это порядок сое­ динения обмоток у машин серпес п шуито- вой. • «Параллельно пли последовательно?» — этот вопрос я сам так и не решил. Товари­ щей поблизости пе было, прпгалось обра­ титься к старшине группы. При его актив­ ном участии работа, конечно, была выпол­ нена в срок, по мне, как специалисту, перед старшиной стало неудобно. Он это понял и, решив, что подобное затруднеппе могут встретить другие товарищи, на сле­ дующий дерь назначил запятпе, предва­ рительно согласовав вопрос с командиром Старший матрос М. ПРИГОУСЕВ. боевой части. Занятие прошло активно, интересно, и сейчас любой электрик, не задумываясь, скажет, что обмотки у шун- товой машины соединяются параллельно, у серпес — последовательно. Ясно, что на походе, когда потребуется применить на практике эти знания, электрики не подве­ дут своего старшину. Говоря о методе обучения матросов стар­ шиной 1 статьи Шулико, мне хочется от­ метить одно, что я считаю для себя личпо наиболее важным. Пногда самый простой вопрос на занятии усвапваеася плохо, а затем быстро забывается и, напротив, иногда самый трудный материал дается легче и прочно укладывается в намяти, так, что остается абсолютно ясным для специалиста на мпогпе годы. Это пол­ ностью зависит от того, как руководитель занятия сумеет изложить существо вопро­ са и тем более закрепить знания практи­ кой. В связи с этим мне вспоминается одно занятое, проведенное старшиной Шулико па боевом посту. Кстати, старшина все запятая проводит только на боевых постах, независимо от того, изучается; теоретический материал пли отрабаты­ ваются практические действия. Это пол­ ностью оправдывает себя, так -как даже самые, казалось бы, отвлечеппые теорети­ ческие вопросы всегда в какой-то степепи связаны с процессами, происходящими в действующих механизмах. Понять эти во­ просы, безусловно, можно только па бое­ вом посту, наглядно проследив за поведе­ нием отдельных движущихся (пусть даже вручную) деталей. Па этом занятпп изучался порядок сия - 1 тпя якоря с механизма. Старшина качал с того, что поставил мне прямой вопрос: — Расскажите, как вы считаете легче и быстрее выполнить эту работу? Пришлось думать. Сама по себе с’емка якоря для меня никакой трудпостп пе представляла, по дело осложнялось плохи­ ми подходами к деталп — спльпо мешал щеточный аппарат. Снимать его я пе ре­ шался, так\как на это ушло бы много вре­ мени. Наасонещ, после песколькпх неудач­ ных попыток извлечь якорь, я обратился к старшине: — Щеточный аппарат снимать или пет? Старшина ответил неопределенно: — Представьте, что вы на боевом посту один, и время не ждет. Действуйте. Убедившись, что, пе сняв щеточный аппарат, мне якоря не извлечь, я решил сделать это. Старшина одобрил мои дейст­ вия и сказал, что такой прием самый вер­ ный, значительно сокращающий время для выполнения данной работы. После этого за­ нятия я и мои товарищи надежно запомни­ ли порядок с’емкп и, падеюсь, уже никог­ да его пе забудем. Обучение подчиненных без условностей, повседневная работа с каждым матросом, если он несколько начинает отставать в учебе, — вот тлавяое в практике старши­ ны 1 статьи Шулико. Лично я от этого чувствую большую пользу. Правда, у меня еще есть серьезпые недостатки в овладе­ нии специальностью, существенные, как говорят, недоработки, но, как комсомолец, я твердо решил добиться звания отлични­ ка боевой и политической подготовки. Товарищеская взаимопомощь, умелое про­ ведение занятий старшиной группы Шули­ ко помогут мпе достичь своей цели. Для этого, без сомнения, от меня потребуется новое напряжение сил, к чему я в полной мере готов, отлпчпо сознавая, что без тру­ да, без усердия н учебе успеха пе добьешься. Примерный во всекя Лейтенант В. СОЛО ГОР. Занятия на боевом посту старшина 1 статьи Владимир Шулико проводит с неизменным успехом, добиваясь прочного усвоения подчиненными каждой темы, дает им хорошие навыки в эксплоатации матери­ альной части. Что же лежит в основе ятих а успехов коммуниста Шулико? Па этот ** вопрос можно ответить так: личная при­ мерность во всем, хорошие знания подчи­ ненных, умение работать с ними, а глав­ ное — сознание ответственности за обуче­ ние и воспитание моряков. Все это у Шули­ ко проявляется в конкретных делах. Вот готовится к политическим занятиям старший матрос Прнтожев. Оп работает усидчиво, вдумчиво читает литературу, со­ ставляет подробный конспект. Кажется, все в порядке, за Пригожева но следует беспо- коиться — он правильно ответит на любой вопрос руководителя политических заня­ тий, как это бывает всегда. Но коммунист <Шулико, сам отвечая всегда па «отлично», j зпает, какое значение для усвоения мате- ! риала имеет конспект. И старшина вняма- j тельно читает^ саппси старшего матроса, ; советует ему меньше делать дословных вы- , писок из книг, больше излагать осповные ; мысли своими словами. Матросы, чувствуя заботу своего коман­ дира об пх политическом росте, смело обра- j щаются к Шулико с вопросами и особенно : часто, когда изучается трудная тема. Так было, nanpiwep, при подготовке но томе: «Советские Вооруженные Силы в период jиностранной военной пптервепщш и граж­ данской войны». Получив несколько вопро­ сов от подчиненных, старшина не ограни* чился простыми ответами на них. Оп соб­ рал личный состав своей группы, развесил нужные карты и провел настоящие заня­ тая, раз’ясияя электрикам все пх интере­ сующее. Матросы хорошо усвоили суть всех походов Антанты, причины победы Красной Армии над об’едпненными силами англо-америкаио-французских империалп- стов. Шулико особенно подчеркнул роль ве­ ликих вождей соцпалпстшческой революции Ленина и Сталина в создании и укреплении Вооруженных Сил молодого Советского го­ сударства. На политическом занятии элек­ трики отвечали только на «хорошо» и «от­ лично». Тесное общение с подчиненными, всесто-' роняяя помощь нм в учебе высоко поднима­ ют авторитет старшины группы, ибо каж­ дый матрос влдит в старшине свое-? го ближайшего начальника, грамотного специалиста, политически развитого моря­ ка. Естественно, что и занятия на боевом посту такой старшина будет проводить вы­ сококачественно, организованно. Этому ва многом способствует хороший методический навык старшины Шулико. Просматривая конспекты Шулико, неиз­ менно ощущаешь продуманность каждой деталп занятия, строгий расчет врезгенп а . особенно конкретность многих приме­ ров, которыми руководитель убедительно подтверждает каждую свою мысль. Все это вместе с требовательностью позволяет старшине добиваться прочлого усвоения подчиненными материала занятий. Значительные успехи пе успокаивают! молодого коммуниста. Сейчас он часто об­ ращается к командиру боевой часта за со­ ветом, как лучше провести то или иное занятие, как правильнее использовать на­ глядные пособия. Неудовлетворенность до­ стигнутыми результатами, стремление сде­ лать всех электриков отличниками — залог дальнейших достижений старшины Шули­ ко и его группы. Можно быть уверенным, что старшлш 1 статьи Шулико будет и впредь с таким же упорством бороться за высокую боевую выучку п дисциплинированность подчинен-, ных. НА БОЕВОМ ПОСТУ Кода электрики разместились па бое­ вом посту так, что им хорошо был виден {каждый агрегат, о котором пойдет речь на панятип, старшина 1 статьи Владимир Шулико, положив перед собою план и конспект, начал: — Сегодня мы изучим характер воз­ можных отказов в работе электрооборудо­ вания рулей. Основное прошу записывать. Матросы раскрыли тетради, старшипа начал изложение материала. Он говорил тромко, уверепно, как хороший мастер своего дела, которого многолетняя практика п напряженная учеба обогатили большим опытом обнаружения и устранения неи­ справностей, глубоким злапнем материаль­ ной части и правил ее эксплоатации. Шу­ лико лереаодпл от агрегата к агрегату, 1 кратк 0 напомнпал инструкции по обслу­ живанию каждого из пих, а затем подроб­ но раз’яснял слушателям различные и наиболее вероятные дефекты, появляющие­ ся при работе электрооборудования в слу­ чае нарушения личным составом инструк­ ций или по другим каким-либо причинам. Уже первые минуты занятия показали, что в этой группе твердо установился стро- тай порядок, обеспечивающий продуктив­ ное использование времени, основательное усвоение материала. Старшине пе при­ шлось, к примеру, тратить дорогое время на различного рода мелкио замечания по инешнезгу виду и поведению матросов. И это не потому, что Шулико проходит мимо «мелочей». Нет. Электрики требовательны к себе. Они к каждому занятию готовятся по-деловому я всегда являются на боевой пост опрятно одетыми, строго соблюдая установленную форму. Их серьезность и сосредоточенность при изучении любой темы говорят о стремлении моряков, как можно быстрее овладеть в совершенстве своей специальностью. Понятно, что сознательное отношение !матросов к учебе не пришло^само собой. 1 Это результат правильной методики старшины Шулико, его умелой воспита­ тельной работы, результат большого влия­ ния комсомольской организации. В прош­ лом были случаи, когда матрос Косарев пытался легкомысленно, а пногда просто несерьезно относиться к занятиям п даже к печолпеппто своих служебных обязан­ ностей па боевом посту. Решительная требовательность старшины, умелое про­ ведение им запятий повлияли на матроса Косарева, научили 'его пенить дорогие ми­ нуты учебного времени. Сейчас комсомолец Косарев ведет себя примерно и владеет специальностью паравне со своими товари­ щами. Одной из главных причин успешного проведепия занятий в этой группе элек­ триков следует считать вдумчивую, твор­ ческую подготовку по каждой теме руко­ водителя занятий коммуниста Владимира Шулико. Его вдумчивая подготовка заклю­ чается в умелом планировании каждого занятия, в составлепип подробного, напол­ ненного многими яркими, конкретными примерами коиспекта, а творческая —• в избрании после всестороннего осмыслива­ ния папболсо верного метода ведения каж­ дого занятия в отдельности. Вот перед старшипой лежит конспект, утвержденный командиром боевой части. В тетради подробно изложены примеры из опыта работы электриков на походе у действующих механизмов, названы фами­ лии матросов, допускавших нарушения инструкций, а также и тех, кто благодаря своей внимательности и отличному знанию специальности предупреждал появление неисправностей, помогал товарищам ус- пешпо песта походную вахту. По каждому примеру в конспекте сделаны обстоятель­ ные выводы, указаны способы недопу­ щения подобных ошибок. Однако самые поучительные, бывшие некогда предметом обсуждеппя со всем личнымз составом факты могут стать на занятии бесцветными, мало запоминаю­ щимися, если их преподнести слушателям сухо, вяло, без привлечения матросов к активному разбору и не столько средств борьбы с последствиями неисправностей, сколько мер по пх предупреждению, про­ филактике. Этому старшина Шулико при­ дает особо важное значение. Так было и на данном занятии. Цельность электропроводки, исправность изоляции есть, как известно, решающее условие для безотказной работы электро­ оборудования вообще и особепно там, где идет ток высокого напряжения. Поэтому систематическая проверка состояния кабе­ лей входит в непременную обязанность электрпков. Раз’ясняя матросам это неос­ поримое положение, старшина сослался на очень убедительный пример, когда такой, на первый взгляд, «безобидный», не тре­ бующий ни его изучения, пи особого ухо­ да об’ект наблюдения, как конец, подво­ дящий к механизму питание, может при недосмотре за ним принести пемалую не­ приятность всему экипажу корабля. — Что будет, — задал вопрос слушате­ лям Шулико,—если, допустим, по какой- либо причине отсоединится конец, подво­ дящий питание к кнопке управления ру­ лем? Матрос Косарев ответил, что это на не продолжительное время парушит четкость выполнения команд, так как придется срочно переходйть на другой пункт управ­ ления. Старший матрос Прпгоусев допол­ нил товарища, сказав, что такая неисправ­ ность на походе может явиться полной не­ ожиданностью для электрпков, которые будут искать причину отказа в более «серьезных» местах, а в псправпостп та­ кой детали, как конец, подводящий пита­ ние, едва ли кто усомнится. Поэтому отыскание причины дефекта займет иного времени, что, естественно, отразится на качестве несения всей походной вахты. Полностью согласившись с доводамиспе­ циалистов, Шулико еще раз папомнпл им, >что в заведыванип «мелочей» нет, там •каждая деталь, независимо от того, боль- |Шая она пли малепькал. занимает по важ- ! пости равпое место со сложным механизмом |и требует к себе столь же пристального внимания, столько же умелого ухода, как и все заведываппе в целом. Переходя от примера к примеру, руководитель запятая излагал содержание темы последовательно, наглядно демонстрируя некоторые отказы. Закончив рассказ, старшина ответил специалистам на их вопросы п перешел к следующему пункту плана — закрепле­ нию знаний. Занятие по сути пере­ шло в хорошо организованную, заблаговре­ менно продуманную тренировку, с той лишь разницей, что сейчас Шулико не засекал времени, потребного .электрикам для выполнения команд. Подчппсппые могли пе спеша доискиваться до причин «неисправностей», советоваться друг с другом, а также и со старшиной, как луч­ ше и быстрее определить «дефект» п уст­ ранить его. — Не работает агрегат! — командует старшина всей группе, указывая на один из главных механизмов. Специалисты не­ сколько секунд стоят молча, перебирая в намяти все пзвестпыо им прпчпиы отказа. — Не поступает питание, — отвечает старший матрос Прпгоусев. — Проверьте. Электрики переключают агрегат па дру­ гое положение, но он все-таки пе работа­ ет, хотя питание в этом положеппи посту­ пает. — Неисправны предохранители. Вновь начинается проверка. Просматри­ вается п по возможности прощупывается каждая деталь. Старшипа усложняет об­ становку. — Кораблю требуется управление! Командир отделения старшина 2 статьи Забелин переходит па ручное управление. Это придало запятию ускоренный ритм, ибо каждый специалист почувствовал «боевую» действительность, когда медлить — значит подвергнуть корабль опасности. — Сгорела катушка пускового реоста­ та! — громко доложпл старший матрос Прпгоусев и, получив подтверждение от старшины, приступил с помощью товари­ щей к «замене» детали. Таким образом, электрикп, доискиваясь прпчпиы «дефекта», проследили весь путь тока от его входа в механизм до выхода, внимательно просмотрели устройство каж­ дой детали, повторили ее назначение и взаимодействие частей в целом. В подобном порядке п так же глубоко были повторены все осповные неисправности в работе элек­ трооборудования рулей, и причем без учас­ тия в повторении не остался ни один элек­ трик. Ответы матросов на конкретные во­ просы свидетельствуют о том, что мате­ риал по теме усвоен хорошо, занятие про­ шло успешпо. Заботясь о боевом совершенствовании подчиненных, прикладывая к этому все своп способности и опыт воспитательной работы, коммунист Владимир Шулико на­ стойчиво, изо дпя в депь повышает свои политические и ворнпые знания, все время добивается пового, что дает ему возмож­ ность еще лучшо выполнять долг перед Родиной, твердо держать почетное звание отличника. Несмотря на боль­ шую насыщенность распорядка А л заня­ тиями, тренировками и другими мероприя­ тиями, Шулико паходпт время почитать политическую и художественную литера­ туру, газеты и журналы,, побеседовать с подчппеипымп по волнующим их 'вопросам. Рациональное пспользоваппе времени во­ шло в жизнь этого трудолюбивого военного моряка. Шулико не стопт на месте не только в своей личной учебе. Он много думает над тем, как улучшить качество проводимых им занятий, как усовершенствовать своп методы обучения подчиненных. В этом искании бывают и неудачи, которые при­ ходится исправлять индивидуальной рабо­ той с отстающими. По неудач гораздо меньше, чем успехов. Об этом говорят по­ ложительные результаты обучения стар­ шиной Шулико многих специалистов, став­ ших сейчас хорошими командирами. Ком­ сомольцы старшие матросы Чернышев и Горелов пришли па корабль малоопытными электриками, они робко обращались с обо­ рудованием, были не уверены в своих си­ лах. Под руководством коммуниста Влади­ мира Шулико они за сравнительно короткий срок стали мастерами своего дела, отлич­ никами боевой и политической подготовки и сейчас выдвинуты на повышение в должности. Быстро вырос и командир отделения комсомолец. Забелин. Шулико еще хорошо помнит, как матрос Забелин обращался к нему по каждой «мелочп», по десять раз переспрашивал одно п то же, прежде чем привести в действие механизм. Про- долясигельная, напряженная работа стар­ шины группы с матросом достигла своей цели: сейчас старшина 2 статьи Забелин^— примерный командир отделения, отлично несегг ходовую вахту и много помогает товарищам в учебе. В летний период плаваний согласно требованиям Министра Вооруженных Сил, изложенных в первомайском приказе, от электриков потребуется максимальное на­ пряжение сил, чтобы стать на новую сту­ пень мастерства. К этому подчиненные старшины Шулико подготовили себя всей продолжительной зимней учебой на боевых постах. ^Успехи старшины Владимира Шулико в обучении подчиненных неоднократно от­ мечались поощрениями. Наглядным сви­ детельством усердной службы коммуниста является сияющий на его грудц почетный * анак «Отличный подводник». Кзпитан Б. ОНЕГИН;' 4

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz