На страже Заполярья. 1949 год. Июнь.
НД С Т Р А Ж Е З А П О Л Я Р Ь Я 17 июня 1943 г., Г: 141 (3446). О морской культуре С вахты подан сигнал: «Большой сбор». Матросы и старшины корабля выстраи ваются по боевым частям, быстро, без сумы занимают на верхней палубе уста новленные места. У всех отличный внеш ний вид, аккуратно пригнанное и опрятнее обмундирование, начищенные ботинки. Каждый с законной гордостью может ска- вать, что вышел па построение строго по- уетавному. .Н о не может сказать этого матрос К у и ко в . Он не привел себя в порядок, как mv> сделалп его сослуживцы. У пего гряз ные пуговплы. помятые брюки, нечищен ные ботинки. Находясь рядом с товарища ми, Куликов как бы пе замечает, что он нарушил уставное требование. И даже тог да, когда командир боевой части сделал ему замечание, Куликов пытался оправ даться тем, что он только сменился с вах ты н не успел привести себя в порядок. Конечно, эта отговорка, несостоятельна. В любых условиях, везде и всегда матрос должен иметь опрятный внешний вид. — этого требуют от нас служебный долг, воинские уставы . Хорошая строевая выправка, собранный и подтянутый вид являются непременным условием высокой морской культуры каж дого воина. Случай, происшедший с ма тросом Куликовым, есть не что пное, как ы гэки й показатель его культуры, его без заботного отношения к стужбе. Отдельные матросы и старшины недо статочно четко уяснили себе, что пред ставляет нз себя морская культура. Не которые нз них считают, что морская культура предполагает только владение теоретическими знаниями. Это, конечно, не правильно. Морская культура заключает в себе не прерывное совершенствование военных и политических знаний, всемерное повыше ние воинской дисциплины на корабле, бе зупречное выполнение служебных обязан ностей. Морская культура требует от моряка, чтобы он повседневно сле дил за своим внешним видом, был чи сто и опрятно одет, подтянут и дисципли нирован. строго выполнял установленные на корабле порядки, правила поведения на берегу, в отпуску, дома. Матрос и старшина должны быть требовательными к себе н другим, не допускать оплошностей по службе. Надо исполнять все положенное по службе так, как требуют Военная При сяга и уставы. В этом и заключается мор- скал культура, которая воспитывает мо ряка исполнительным, дисциплиниро ванным, умелым н всесторонне подготов ленным воином, способным любой ценой защитить свое Отечество от посягательств врагов. Хороший воин на корабле — это преж де всего моряк, отлично владеющий своей специальностью, умеющий использовать и благоприятные и неблагоприятные усло вен морского театра для выполнения пору- j ченного ему дела. В суровые годы Великой Отечественной войны советские воеппые «оряки показали образцы мужества и от ваги, стойкости и выдержки, боевой вы учки . Многие знают о подвиге мпне.ра Де- рова н главного старшины Холпна, сумев ших в труднейших условиях, с риском для жизни закрепить глубинные бомбы и тем самым избавить корабль от серьезной опасности. Эти товарищи проявили подлин ный героизм и морскую хватку. В другом’ случае матросы Преловский и Шкоев так ие с риском для жизни водворили па место сорвавшиеся бомбы. Совершенно ясно, что, чем выше морская культура матросов и чем выше подготов лены они в политическом и военном отно шения, тем выше боеспособность корабля, тем лучше он будет подготовлен к тяже лым штормовым походам н боям в любых условиях. Морская культура п выучка военного моряка — это прежде всего показатель того, насколько он умело и эффективно ис пользует оружие и технику во всех усло виях, в каких может произойти столкнове ние с врагом. Комендоры и торпедисты должны проявлять своп морские качества и культуру в умелом использовании вве- ренпого нм оружия, рулевые — точно держать корабли па курсе при любой вол не п ветре, машпнисты-турбинпсты, ко тельные п трюмные машинисты — выжи мать у свонх машин, котлов и механизмов все, что онп могут дать, боцманская команда — так готовить корабль, чтобы в походе не пришлось ловить и ирпнайтавлп- вать различные предметы. Умелое, мастерское использование своего оружия и техники в самых трудных усло виях, отлпчная подготовка корабля к похо ду — вот что характеризует морскую культуру п вы учку экипажа. Можпо привести ряд примеров, показы вающих высокую морскую культуру и подлинное' военное мастерство наших ма тросов и старшин. Корабль был застигнут в море сильным штормом. В связи с этим работа на боевых постах значительно ус ложнилась, песенио вахты потребовало большого напряжения сил. Весь экипаж трудился не покладая рук, старался преодо леть разбушевавшуюся стихию и благо получно вернуться в базу. Машины работа ли на полную мощность. Вдруг что-то слу чилось с одним из агрегатов. Было срочно отдано приказание старшине машипного отделения Паплову ликвидировать неис правность. Работа была сложная и выпол нить ее могли только опытные специали сты. Несмотря па качку, старшина 2 ста тья Павлов совместно с подчиненными уверенно принялся ва дело и трудился па боевом посту до тех пор, пока не устранил дефект. Работа была выполнена настолько быстро и доброкачественно, что обнару женный дефект нисколько не отразился на результатах похода. Выносливость, бе- зукоризпепное знание дела и высокая дис циплинированность помогли Павлову и его подчиненным выйти пз трудного положе ния. Если матросы и старшины добросовест но относятся к исполнению служебного долга, в совершенстве знают специаль ность. хорошо изучили Корабельный устав и пунктуально выполняющего тр°бояатгия, то о таких товарищах можно смело сказать, что онп в достаточной мере обладают мор ской культурой. Не к лицу, конечно, еслп матрос за сво ими проступками не видит нарушения бо ннской дпецпплипы. Всем известно, что выходить па верхнюю палубу без головного убора, сбрасывать мусор через борт в неот веденном месте, курить в неположенных местах запрещается. Между тем, есть некоторые матросы, которые не соблюдают этого узаконенного требования. Тот же ма трос Куликов пмеет дисциплинарное взыс- каппе за нарушение корабельного порядка па верхней палубе. Какое влияние может оказать на своих бойцов старшина 2 статьи Авраменко, еслп оп проявляет к ним панибратство, груб со своими сос-тужпвцамп. Эти факты говорят о низкой морской культуре стар- шппы Авраменко, об отсутствии у пего требовательности к подчиненным. Морская культура неразрывно связана с порядком на корабле, этим необходи мым условием пашей боеготовности. Если личный состав корабля с самой побудки быстро и четко производит все положен ное, то п учеба идет организованно и пло- дотворпо. Нельзя мириться с такими фак тами, когда матросы по побудке встают медленно п вяло, койки вяж ут неправиль но, не во-время строятся па физическую зарядку. Например, вернулась команда шлюпки с гонок пли занятий, поставили шлюпку на бакштов, пе приведя ее в порядок. Плп ! поднялп на борт шлюпку, а тали не убра ли. Это уже беспорядок, показатель низ- •кой морской культуры. С вахты подан сиг нал: «Дежурным гребцам в шлюпку, шлюпку к трапу». Прибегают пять греб цов, а шестого нет. Старшппа беспокоится, ибо на то быстрее отходить, а подчиненного нет. Приходится посылать рассыльного п пскать шестого гребца, а ведь время идет. Опаздывание матросов на занятия по рождает беспорядок в учебе и службе. Ес ли матрос неаккуратен в повседневной службе, то, видимо, оп будет таким же не аккуратным и в боевой обстановке, на по ходе, когда от каждого требуется исключи тельная разЕоротлпвость, быстрые и реши тельные действия на боевом посту. Бывают случаи, когда некоторые матро сы, не болеющие за свое заведывание. не своевременно готовят материальную часть к походу, не проверяют ее согласовку, как положено по инструкции. В таких случаях подобная неаккуратность может привести к тому, что корабль плп задержится с вы ходом пли снимется со швартовов пли яко ря недостаточно приготовленным к походу. Надо помнить, что ключ к морской куль туре— в высокой боеспособности, в военном мастерстве, в высоком боевом духе, полити ческой сознательности и диеппплпнирован- ностп матросов и старшин. Достаточно по смотреть боевое расписание корабля, что бы увидеть значимость роли матросов и старшин. В какой бы уголок корабля мы ни заглянули, всюду па боевых постах увидим матросов и старшин, управляющих боевыми и техническими средствами. Это говорит о том, что каждому члену экипажа необходимо воспитывать в себе привычку к исполнительности, быть во всем акку ратным. Надо следить самому за собой и но допускать в повседневной жизни ника ких упушеппй, кажущихся иногда мелки ми и незначительными, но приучающими человека к неаккуратности. Великая Отечественная война показала, что успех боя зависит от точности выпол нения приказов командования, от наступа тельной активности и стойкости, от безу коризненного знания своего оружия и от умения «выжимать» пз боевой техники все, от поддержания твердого воинского порядка п организованности. В суровые годы войны советские моряки с честью выполнили воинский долг перед Родиной, с гордостью и славой пронесли военно-морской Ф *а г через моря и океаны. «Боевая деятельность советских моряков отличалась беззаветной стойкостью и му жеством, высокой боевой л^тпвттостьто и ропнскпм мастерством» (П . В. Сталин). Сейчас, в период мирного строительства, советский народ хочет видеть свой флот еще более могущественным. Путь к этому указан великим вождем и полководцем товарищем Сталиным. «Задача флота, — указывал товарищ Сталин в приказе 22 июля 1945 года, — заключается в том. чтобы неустанно готовить и совершенствовать кадры моря ков, полностью освоить боевой опыт Оте чественной войны, еше выше поднять морскую культуру, диептпглину и органи зованность в своих рядах». Лейтенант А. РЫБАКОВ. Физические основы полета реактивных самолетов О Т Д ЕЛ ЕН И Е сержанта Охртгменко систематически перевыполняет нормы выработки. Этого оно добилось благодаря правильной расстановки людей на работе и честного отноше ния их к выполнению своего служеб ного долга. Солдат И. ЧИМИРИНСКИЙ. * * * М АТРОСЫ П. Никифоров, К . Суда- ков, Ковшов в Безручкин на от ветственной работе добросовестно вы полняют свой долг. Шофер матрос Львов, находящийся в этой же груп пе, обеспечивает бесперебойную рабо ту товарищей. Они ежедневно вы полняют норму на 120, 125 процен тов. Рядовой В. ЕДЕМСКИЙ. * * + И Н Т ЕР ЕС Н Ы Е ЛЕКЦИИ и бесе ды нередки в нашем подразде лении. На-днях офицер Савицкий для воинов прочел лекпию о международ ном положении СССР. Солдаты и сержанты задали тов. Савппкому много вопросов, па которые получилп исчерпывающие ответы. Младший сержант А. ВАРЛАМОВ. * * * J ОВАРИЩЕСКАЯ ВЗАИМОПО МОЩЬ играет немаловажную роль в успехах по боевой п полити ческой подготовке. Большую помощь в освоении учебного материала ока зывают воинам коммунист старший сержант А. Цветков п сержанты Осадчий и Расюк. Матрос М. ЧЕБОТАРЬЯН. * * * рЯДО ВОИ А. Тимофеев провел большую и нужную работу по подгонке обмундирования личному составу. Солдаты и сержанты от ду ши благодарят своего сослуживца за заботу, проявление о ш п . Рядовой А. ВИЛКСЗ. На итоговом занятии П Р И Л Е Ж Н А Я У Ч Е Б А Д А Е Т Х О Р О Ш И Е Р Е З У Л Ь Т А Т Ы В кружке, которым руководит лейтенант Любченко, прошло итоговое собеседование. Комната по:;нтпросветработы, где прохо дило занятие, чисто убрана, на стенах развешены лозунги, плакаты. Итоговая беседа ожидалась каждым слу шателем. как большое событие в жизни комсомольской органпзацпп. Перед заняти ем была выпущепа степная газета, посвя щенная вопросам политического образова ния воинов. Тов. Любченко провел две консультации, на которых слушатели по лучили ответы па неясные для них вопро сы. Запятне началось. Ставится первый во прос, и сразу же поднимается несколько рук. К карте выходит солдат Новиков. Он хорошо рассказал о богатствах пашей необ’ятпой Родины, правильно показал на географической карте основные районы ископаемых — угля, нефти, железной ру ды. Тов. Повикова у карты сменяет комсо молец Азаревич, который правильно пока зал крайние точки СССР по широте п долготе. Содержательно отвечали тт. Лебе дев, Островерхов. Боскин н ряд других. Мпогпе пз слушателей выступили ио не скольку раз. Однако на этом занятии наблюдался п ряд существенных недостатков. В первую очередь они относятся к руководителю. При постановке вопросов тов. Любченко допускал неточности, которые вводили в заблуждение слушателей. Так, например, оп об’единял в один вопрос несколько раз личных вопросов. Это пс давало слушате лям возможностп ясно п точно сформули ровать отЕет на подобные вопросы. У руководителя были случаи подмены живой беседы экзаменом. Когда комсомо лец Горюнов отвечал на вопрос: «В чем проявилось морально-политическое едппст- во советского народа в годы Великой Оте чественен войны?», тов. Любченко зада вал ему дополнительные вопросы о реше ниях X I с*езда ВЛКСМ, а затем проверил знание Горюновым карты. Вместо общей беседы в которой бы участвовали многие слушатели группы, получился экзамен комсомольца Горюнова. В ходе итоговой беседы руководитель смотрел в конспекты, что мешало ему вести живую беседу со слушателями. Итоговое занятие показало, что большин ство слушателей кружка не потеряло вре мени даром, получило неплохие полити ческие знаппя. Однако в группе лейтенан та Любченко есть и такие комсомольцы, которые слабо занимались в течение всего учебного года и показали низкие знания на итоговой беседе. Не усвоил пройденного материала комсомолец Филькин. Член ВЛКСМ Титов, имеющий среднее образова ние, отвечал значительно ниже свопх воз можностей. Он попатеялся на своп старые знания и к итоговой беседе не готовился. Эти товарищи выступили только после вызова руководителя. Па эти недостатки комсомольской орга низации следует обратить серьезное вни мание и сделать все, чтобы не допустить пх в будущем. Лейтенант А. ДОРОДНОВ. Продолжение. Начало см. в Лв за 14 июня. Обтекая выпуклую верхнюю плоскость крыла (фиг. Ла 6 ), струйки потока отжи маются вверх, сечеппе пх уменьшается (подобно сужению русла реки), но так как количество воздуха, проходяще го через лобовое сечение одной п той же струйки, должно остаться постоянным, то скорость потока увеличи вается точно так же, как увеличивается течение реки в узких местах ее русла. При некоторой, достаточно большой, ско рости полета, местная скорость воздуха в какой-лпбо точке крыла (или другой обтекаемой воздухом детали) становится равной скорости звука. Скорость полета, при которой где-лпбо на крыле появляет ся местная звуковая скорость, называется критической скоростью, а соответствую щее число Маха — критическим числом Маха. Пз всего сказанного выше видно, что при современных скоростях полета самоле та 'уже приходится сталкиваться с явле ниями, связанными со сжимаемостью воз духа и появлением волнового Сопротивле ния, требующего значительного увеличе ния мощности силовой установки, двигаю щей самолет. Однако это еще пе исчерпы вает всех особенностей полета с большой скоростью. Скорость самолета в полете всегда в какой-то мере колеблется: то она несколь ко увеличивается, то несколько умень шается. Имеют место и некоторые коле бания угла атаки, угла рысканья, крена и т. д. Прп докрптпческой скорости поле та все эти изменения не вызывают каких- либо затруднений в пилотировании само лета. Совсем другое получается при поле тах па скоростях, больших критической скорости, т. е. скоростп начала волнового кризиса. В этом случае изменение режима поле та влияет на положение и интенсивность местных скачков уплотнения — они то приближаются к задней кромке крыла, то удаляются от нее; меняется конфигурация и интенсивность скачков. Кроме того на личие скачков уплотнений вызывает об разование завихрений в местах резких из менений скоростп струек. Все это приво дит к тому, что соответствующие детали 0. КОЗЛОВ. под крылом в область пониженного дав ления над крылом (фиг. 8 ) черед торцевую часть крыла. Это в свою очередь ведет к выравни ванию давлений над п под крылом, а следовательно, и к выравниванию скоро стей. Таким образом, чем меньше будет раз мах крыла, тем больше будет влияние его торцердо частей и тем меньшая будет разность между скоростью полета п мест ной скоростью обтек v iiih (происходит от тягивание волнового кризиса к большим величинам числа Маха). Большого внимания с точки зрения за тягивания волпового кризиса заслужи вают так называемые стреловидные крылья. Известно, например, что у крыла с углом стреловидности в 35— 40 ° крити ческое число Маха примерно на 0,1— 0,15 больше, чем у пгст^товпдпого кры ла с тем же удлинением и набором про филей. Обгоняется это тем. что распре деление местных скоростей обтекания про филя зависит только от составляющей скоростп «V»» (фиг. Хг 9 ), лежзшей в плоскости профиля. Другая же составляющая «Тр» просто течет вдоль размаха крыла, не оказывая никакого влияния «на волновое сопро тивление». При этом величина профиль ной составляющей скорости «Уэ» мень ше, нежели скорость полета «V» само лета. Большие скорости полета требуют из менения положения, конфигурации н устройства органов устойчивости и управ ляемости самолета От. е. хвостового опе рения), а именно: оперение стараются убрать пз возмущенного крылом потока воздуха, но обычно аьгпося его вверх плп делая самолеты типа летающего крыла (бесхвосткп). Управление рулями часто снабжают вспомогательным устройством, стей: вращательного п поступательного движения. Естественно, что эта суммар ная скорость будет всегда больше скоро сти полета самолета. Если последняя не многим от.шчаагся от скорости распрост ранения звука, то лопасть, как правило, будет иметь скорость, равную скорости звука. В этих случаях, как п на крыле, на лопастп впита возппкает волновой кризис, приводящий к резкому возрастанию соп ротивления вращению винта, уменьшению силы тяги и, как следствие, к падепш? козфпцпептз полезного действия впита. Еслп проследить зависимость коэфп- ппепта полезного действия випта от ско рости полета самолета (фиг. Лг 10 ), то можпо заметить, что с ростом скорости вввввввввв ввввнняяяв Я Н Р ^ Г Я Я Я Я Я ввдевьаввв в ^ в в в в к 'в э н [В Д В В В В А Ч В В | В В В В В 1 ^ Ш ВяянвввияГЯ ■ b b b b b b b b b b .j доваввяввввш -о- СТРО ГО Е ВЫ ПО ЛН ЕНИ Е УСТАВО В — ОСНОВА УСП ЕХА Солдата Утюшева личный состав зпает как дисциплинированного воина. Оп одет всегда строго по форме, подтянут, к делу относится добросовестно. За отличное по- сеппе службы Утюшев неоднократно поош- ррп командованием. Успех пришел к Утю- шеву не случайно. Оп заслужен усердием, строгим выполнением уставов, приказов командиров, честным исполнением воин ского долга. Родным Утюш?ва послано благодарственно'' письмо, в котором достой но оценена служба воипа-натрпота, не жа леющего сил в борьбе за выполнение служебного долга. Солдат Утюшев старается и впредь об- разпово выполнять воинский долг, настой чиво повьшгть бсчгпр и гопятстоскую подготовку, строл) соблюдать уставной по ряден. Солдат И. ЗАЙЦЕВ. самолета, например, крыло пли хвостовое оперение оказываются под действием ме няющейся пагрузки ударного характера, нередко вызывающей впбрацпп веет са молета, крыла или хвостового оперения, за частую приводящей к разрушению маши ны в воздухе. Значительные изменения претерпевает также устойчивость и управ ляемость самолета. В силу того, что крыло всегда имеет относительную толщину профиля, боль шую, пежелп хвостовое оперение, волновой кризис возникает сначала у крыла. Это приводит к тому, что равновесие сил, дей ствующих иа самолет, резко меняется. Самолет становится более устойчивым п менее управляемым, а подчас возникаю щий сильный пикирующий момепт затяги вает самолет в пикирование. В целях «отодвпгаппя» волнового кри зиса, т. е. увеличения критического числа Маха, крылья делают более тонки ми, с максимальной толщиной профиля, расположенной нз 5 0 % хорды крыла (фпг. Л? 7 ), и с более острым носиком. Это позволяет уменьшить разницу между скоростью полета самолета п местпой ско- j ростью обтекаппя крыла (в результате | уменьшения сужения потока), иными словами, это позволяет отодвинуть начало ! волнового кризиса на большие числа Ма ха. На начало наступления волпового крп- оиса влияет пе только форма профиля кры ла. но и его размах. Опытным ПУТ‘'М устаповлопо. что ч-м м°пыпе будет размах крыла, тем на боль ших числах Маха будет возникать ро . тпо - вой кризис. Объясняется это тем. что в полете все вр*мя нропехотит перетекание, всчиуха из об л а т повышенного давления* передачу уевлия со штурвала па руль осуществляют посредством промежуточно го сплового агрегата. Это дает возмож ность устранить те большие нагрузки па штурвал управления, которые возпикают па современных скоростях полета само летов. Установление явления потери эффективности рулей достигается пу тем устройства управ ляемого нз кабины пило та стабилизатора, кото рым летчик может поль- зоеаться вместо руля высоты прп потере эф фективности последне го. Таковы вкратце наи более характерные изме нения. происшедшие за последнее время в аэ- ]юлпнампке самолетов. Наиболее существен но ! проблемой последиих лет в развитии авиаци онной техники являлось преодолепне того, пон- стпне колоссальпого лобового сопротивления, которое, испытывает па такпх скоростях самолет. Для разрешения этой проблемы требовалась более мощная силовая уста новка, двигающая самолет. Однако увели чение мощности обычпой, классической тпгго-моторной группы необходимого эф фекта дать it ? могло. ВЛИЯНИЕ СКОРОСТИ ПОЛЕТА САМОЛЕТА НА МОЩНОСТЬ ВИНТ0-М0Т0РН0Й СИЛОВОЙ УСТАНОВКИ Как известно, классическая випто-мо- торная группа, являющаяся движителем самолета, представляет из себя комбина цию авиационного мотора и воздушного винта. Источником мехапической энергии такой установки является авиационный мотор, приводящий в движение винт, ко-,' торый, в свою очередь, создает тягу, а последпяя, уравповешпвая лобовое сопро тивление, заставляет самолет двигаться. Таким образом воздушный винт являет ся преобразователем (трапсформатором) вращательной эпергпп мотора в поступа тельную энергию движения самолета. Какова же механика этого преобразова ния? Что собой представляет лопасть винта и как она работает во время полета са - ; молera? Если мы разрежем лопасть попе рек ее продольной осп, то увидим, что сечение лопастп представляет собой н е ! что иное-, как прзфпль крыла, который движется в пространстве по винтовой лп-! пин, причем скорость движения этого профиля будет суммой вращательного и поступательного движения винта. Из это- i го следует, что ув^лпчеппе той плп иной 1 составляющей скоростп вызывает увели-! чеппе суммарной скоростп. т. е. скорости ; перемещения профиля лопасти по винтовой .1 линии. Чем меньше сила сопротивления вра - 1 щепню впита, тем меньше должпа быть мощпость мотора, вращающего впнт для j создания необходимой нам тягп, т. е. тем 1 больше будет эффект использования мощ ности мотора ггрл птесбразоваяил ей вин -1 том в тягу. Скорость движения лопастп > слагается пз двух составляющие скоро-! tp i/1 'Г-./У" /О полета свыше 700 км/час. величпна коэ- фициента полезного действия вннта резко падает плп происходит значительное ухуд шение» использования мощности мотора прп преобразовании ее в работу тягп. Таким образом, прп полетах па скоро стях свыше 800 км/час. для получения необходимой тягп приходится значительно увеличивать мощность мотора, заведомо зная, что большая часть этой мощности совершенно не будет попользована. Уве личение мощности лвпгателя ведет к воз растанию веса и габарптов самолета, а это вызывает рост лобового сопротивления и требует дополнительного увеличения тягп. Если прибавить ко всему сказанному то, что при дальнейшем увеличении ско ростп полета возрастает лобовое сопротив ление самолета за счет наступления вол нового кризиса, то стапет понятным, что полет вшгго-моторпого самолета на ско ростях, превышающих скоростп 800— 900 км/час, становится практически не возможным. В связи с этим перед авиационными специалистами возникла проблема — .най ти такой двигатель, который способен был бы, заменив классическую вшгго-мо- торную установку, обеспечить возмож ность дальнейшего увеличения скорости полета самолета. Таким двигателем явил ся реактивный двигатель, к рассмотрению принципа работы которого мы и перехо дим. РЕАКТИВНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ Известно, что в природе постоянно про исходит взаимодействие материальных тел. Это взаимодействие приводит к воз никновению между теламп сил, вызываю щих изменение движеиия этих тел. Действие одного тела на другое проис ходит по закону, который гласит следую щее: «Действия двух тел друг на друга всегда равны ио величине и противопо ложны по направлению», или иначе — «Всякое действие вызывает равиоо по величине, но противоположное ио направ лению противодействие». Силу противодействия одного тела дру гому называют реактивной сплой. Для уяспенпя этого закона механпкп рассмотрим песколько примеров, которые, в конечном счете, об’ясняют физическую картину работы реактивного двигателя. Моторный катер движется посредством водяного випта. работающего, как водяной пасос, отталкивающий от кормы катера воду. Мы видим, что винт катера, оказы вая на воду действие, испытывает от воды противодействие, заставляющее дви гаться катер вперед. Подобно водяному винту, воздушный винт самолета представляет собой не что пное, как мощный воздушный насос, от брасывающпй при работе огромные массы воздуха пазад. В результате действия випта на воздух возппкает реактивная сила протпводействия воздуха винту, ко торая’ и заставляет самолет двигаться вперед. Нетрудно убедиться в том, что всякое динамическое движение является реактив ным движением. П катер п самолет — все опп приводятся в движение реактив ной ответной сплой отбрасываемых масс воды плп воздуха. По тш двигатель кате ра, ни мотор самолета нельзя назвать реактивным двигателем, так как эти дви гатели не производят непосредственного воздействия на массы, вызывающие силы реакппп. Действительно, и двигатель катера и мотор самолета приводят в двпжепие про межуточный механизм — водяпой винт, воздушный впнт. которые в свою очередь оказывают воздействие па массы, создаю щие силы реакции. Что же следует понимать под реактив ным двигателем? «Реактивным двигателем называется такой двигатель, который сам, без помо щи промежуточных элементов, производит реакцию, являющуюся источником движе ния'). Такая реакция обычпо создается в ре зультате постоянного отбрасывания струи газоз. Продолжение следует --7
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz