На страже Заполярья. 1949 год. Июнь.

НД С Т Р А Ж Е З А П О Л Я Р Ь Я 17 июня 1943 г., Г: 141 (3446). О морской культуре С вахты подан сигнал: «Большой сбор». Матросы и старшины корабля выстраи­ ваются по боевым частям, быстро, без сумы занимают на верхней палубе уста­ новленные места. У всех отличный внеш­ ний вид, аккуратно пригнанное и опрятнее обмундирование, начищенные ботинки. Каждый с законной гордостью может ска- вать, что вышел па построение строго по- уетавному. .Н о не может сказать этого матрос К у ­ и ко в . Он не привел себя в порядок, как mv> сделалп его сослуживцы. У пего гряз­ ные пуговплы. помятые брюки, нечищен­ ные ботинки. Находясь рядом с товарища­ ми, Куликов как бы пе замечает, что он нарушил уставное требование. И даже тог­ да, когда командир боевой части сделал ему замечание, Куликов пытался оправ­ даться тем, что он только сменился с вах­ ты н не успел привести себя в порядок. Конечно, эта отговорка, несостоятельна. В любых условиях, везде и всегда матрос должен иметь опрятный внешний вид. — этого требуют от нас служебный долг, воинские уставы . Хорошая строевая выправка, собранный и подтянутый вид являются непременным условием высокой морской культуры каж­ дого воина. Случай, происшедший с ма­ тросом Куликовым, есть не что пное, как ы гэки й показатель его культуры, его без­ заботного отношения к стужбе. Отдельные матросы и старшины недо­ статочно четко уяснили себе, что пред­ ставляет нз себя морская культура. Не­ которые нз них считают, что морская культура предполагает только владение теоретическими знаниями. Это, конечно, не­ правильно. Морская культура заключает в себе не­ прерывное совершенствование военных и политических знаний, всемерное повыше­ ние воинской дисциплины на корабле, бе­ зупречное выполнение служебных обязан­ ностей. Морская культура требует от моряка, чтобы он повседневно сле­ дил за своим внешним видом, был чи­ сто и опрятно одет, подтянут и дисципли­ нирован. строго выполнял установленные на корабле порядки, правила поведения на берегу, в отпуску, дома. Матрос и старшина должны быть требовательными к себе н другим, не допускать оплошностей по службе. Надо исполнять все положенное по службе так, как требуют Военная При­ сяга и уставы. В этом и заключается мор- скал культура, которая воспитывает мо­ ряка исполнительным, дисциплиниро­ ванным, умелым н всесторонне подготов­ ленным воином, способным любой ценой защитить свое Отечество от посягательств врагов. Хороший воин на корабле — это преж­ де всего моряк, отлично владеющий своей специальностью, умеющий использовать и благоприятные и неблагоприятные усло ­ вен морского театра для выполнения пору- j ченного ему дела. В суровые годы Великой Отечественной войны советские воеппые «оряки показали образцы мужества и от­ ваги, стойкости и выдержки, боевой вы ­ учки . Многие знают о подвиге мпне.ра Де- рова н главного старшины Холпна, сумев­ ших в труднейших условиях, с риском для жизни закрепить глубинные бомбы и тем самым избавить корабль от серьезной опасности. Эти товарищи проявили подлин­ ный героизм и морскую хватку. В другом’ случае матросы Преловский и Шкоев так­ ие с риском для жизни водворили па место сорвавшиеся бомбы. Совершенно ясно, что, чем выше морская культура матросов и чем выше подготов­ лены они в политическом и военном отно­ шения, тем выше боеспособность корабля, тем лучше он будет подготовлен к тяже­ лым штормовым походам н боям в любых условиях. Морская культура п выучка военного моряка — это прежде всего показатель того, насколько он умело и эффективно ис­ пользует оружие и технику во всех усло­ виях, в каких может произойти столкнове­ ние с врагом. Комендоры и торпедисты должны проявлять своп морские качества и культуру в умелом использовании вве- ренпого нм оружия, рулевые — точно держать корабли па курсе при любой вол­ не п ветре, машпнисты-турбинпсты, ко­ тельные п трюмные машинисты — выжи­ мать у свонх машин, котлов и механизмов все, что онп могут дать, боцманская команда — так готовить корабль, чтобы в походе не пришлось ловить и ирпнайтавлп- вать различные предметы. Умелое, мастерское использование своего оружия и техники в самых трудных усло­ виях, отлпчная подготовка корабля к похо­ ду — вот что характеризует морскую культуру п вы учку экипажа. Можпо привести ряд примеров, показы­ вающих высокую морскую культуру и подлинное' военное мастерство наших ма­ тросов и старшин. Корабль был застигнут в море сильным штормом. В связи с этим работа на боевых постах значительно ус­ ложнилась, песенио вахты потребовало большого напряжения сил. Весь экипаж трудился не покладая рук, старался преодо­ леть разбушевавшуюся стихию и благо­ получно вернуться в базу. Машины работа­ ли на полную мощность. Вдруг что-то слу­ чилось с одним из агрегатов. Было срочно отдано приказание старшине машипного отделения Паплову ликвидировать неис­ правность. Работа была сложная и выпол­ нить ее могли только опытные специали­ сты. Несмотря па качку, старшина 2 ста­ тья Павлов совместно с подчиненными уверенно принялся ва дело и трудился па боевом посту до тех пор, пока не устранил дефект. Работа была выполнена настолько быстро и доброкачественно, что обнару­ женный дефект нисколько не отразился на результатах похода. Выносливость, бе- зукоризпепное знание дела и высокая дис­ циплинированность помогли Павлову и его подчиненным выйти пз трудного положе­ ния. Если матросы и старшины добросовест­ но относятся к исполнению служебного долга, в совершенстве знают специаль­ ность. хорошо изучили Корабельный устав и пунктуально выполняющего тр°бояатгия, то о таких товарищах можно смело сказать, что онп в достаточной мере обладают мор­ ской культурой. Не к лицу, конечно, еслп матрос за сво­ ими проступками не видит нарушения бо­ ннской дпецпплипы. Всем известно, что выходить па верхнюю палубу без головного убора, сбрасывать мусор через борт в неот­ веденном месте, курить в неположенных местах запрещается. Между тем, есть некоторые матросы, которые не соблюдают этого узаконенного требования. Тот же ма­ трос Куликов пмеет дисциплинарное взыс- каппе за нарушение корабельного порядка па верхней палубе. Какое влияние может оказать на своих бойцов старшина 2 статьи Авраменко, еслп оп проявляет к ним панибратство, груб со своими сос-тужпвцамп. Эти факты говорят о низкой морской культуре стар- шппы Авраменко, об отсутствии у пего требовательности к подчиненным. Морская культура неразрывно связана с порядком на корабле, этим необходи­ мым условием пашей боеготовности. Если личный состав корабля с самой побудки быстро и четко производит все положен­ ное, то п учеба идет организованно и пло- дотворпо. Нельзя мириться с такими фак­ тами, когда матросы по побудке встают медленно п вяло, койки вяж ут неправиль­ но, не во-время строятся па физическую зарядку. Например, вернулась команда шлюпки с гонок пли занятий, поставили шлюпку на бакштов, пе приведя ее в порядок. Плп ! поднялп на борт шлюпку, а тали не убра­ ли. Это уже беспорядок, показатель низ- •кой морской культуры. С вахты подан сиг­ нал: «Дежурным гребцам в шлюпку, шлюпку к трапу». Прибегают пять греб­ цов, а шестого нет. Старшппа беспокоится, ибо на то быстрее отходить, а подчиненного нет. Приходится посылать рассыльного п пскать шестого гребца, а ведь время идет. Опаздывание матросов на занятия по­ рождает беспорядок в учебе и службе. Ес­ ли матрос неаккуратен в повседневной службе, то, видимо, оп будет таким же не­ аккуратным и в боевой обстановке, на по­ ходе, когда от каждого требуется исключи­ тельная разЕоротлпвость, быстрые и реши­ тельные действия на боевом посту. Бывают случаи, когда некоторые матро­ сы, не болеющие за свое заведывание. не­ своевременно готовят материальную часть к походу, не проверяют ее согласовку, как положено по инструкции. В таких случаях подобная неаккуратность может привести к тому, что корабль плп задержится с вы ­ ходом пли снимется со швартовов пли яко­ ря недостаточно приготовленным к походу. Надо помнить, что ключ к морской куль­ туре— в высокой боеспособности, в военном мастерстве, в высоком боевом духе, полити­ ческой сознательности и диеппплпнирован- ностп матросов и старшин. Достаточно по­ смотреть боевое расписание корабля, что­ бы увидеть значимость роли матросов и старшин. В какой бы уголок корабля мы ни заглянули, всюду па боевых постах увидим матросов и старшин, управляющих боевыми и техническими средствами. Это говорит о том, что каждому члену экипажа необходимо воспитывать в себе привычку к исполнительности, быть во всем акку­ ратным. Надо следить самому за собой и но допускать в повседневной жизни ника­ ких упушеппй, кажущихся иногда мелки­ ми и незначительными, но приучающими человека к неаккуратности. Великая Отечественная война показала, что успех боя зависит от точности выпол­ нения приказов командования, от наступа­ тельной активности и стойкости, от безу­ коризненного знания своего оружия и от умения «выжимать» пз боевой техники все, от поддержания твердого воинского порядка п организованности. В суровые годы войны советские моряки с честью выполнили воинский долг перед Родиной, с гордостью и славой пронесли военно-морской Ф *а г через моря и океаны. «Боевая деятельность советских моряков отличалась беззаветной стойкостью и му­ жеством, высокой боевой л^тпвттостьто и ропнскпм мастерством» (П . В. Сталин). Сейчас, в период мирного строительства, советский народ хочет видеть свой флот еще более могущественным. Путь к этому указан великим вождем и полководцем товарищем Сталиным. «Задача флота, — указывал товарищ Сталин в приказе 22 июля 1945 года, — заключается в том. чтобы неустанно готовить и совершенствовать кадры моря­ ков, полностью освоить боевой опыт Оте­ чественной войны, еше выше поднять морскую культуру, диептпглину и органи­ зованность в своих рядах». Лейтенант А. РЫБАКОВ. Физические основы полета реактивных самолетов О Т Д ЕЛ ЕН И Е сержанта Охртгменко систематически перевыполняет нормы выработки. Этого оно добилось благодаря правильной расстановки людей на работе и честного отноше­ ния их к выполнению своего служеб­ ного долга. Солдат И. ЧИМИРИНСКИЙ. * * * М АТРОСЫ П. Никифоров, К . Суда- ков, Ковшов в Безручкин на от­ ветственной работе добросовестно вы­ полняют свой долг. Шофер матрос Львов, находящийся в этой же груп­ пе, обеспечивает бесперебойную рабо­ ту товарищей. Они ежедневно вы ­ полняют норму на 120, 125 процен­ тов. Рядовой В. ЕДЕМСКИЙ. * * + И Н Т ЕР ЕС Н Ы Е ЛЕКЦИИ и бесе­ ды нередки в нашем подразде­ лении. На-днях офицер Савицкий для воинов прочел лекпию о международ­ ном положении СССР. Солдаты и сержанты задали тов. Савппкому много вопросов, па которые получилп исчерпывающие ответы. Младший сержант А. ВАРЛАМОВ. * * * J ОВАРИЩЕСКАЯ ВЗАИМОПО­ МОЩЬ играет немаловажную роль в успехах по боевой п полити­ ческой подготовке. Большую помощь в освоении учебного материала ока­ зывают воинам коммунист старший сержант А. Цветков п сержанты Осадчий и Расюк. Матрос М. ЧЕБОТАРЬЯН. * * * рЯДО ВОИ А. Тимофеев провел большую и нужную работу по подгонке обмундирования личному составу. Солдаты и сержанты от ду­ ши благодарят своего сослуживца за заботу, проявление о ш п . Рядовой А. ВИЛКСЗ. На итоговом занятии П Р И Л Е Ж Н А Я У Ч Е Б А Д А Е Т Х О Р О Ш И Е Р Е З У Л Ь Т А Т Ы В кружке, которым руководит лейтенант Любченко, прошло итоговое собеседование. Комната по:;нтпросветработы, где прохо­ дило занятие, чисто убрана, на стенах развешены лозунги, плакаты. Итоговая беседа ожидалась каждым слу­ шателем. как большое событие в жизни комсомольской органпзацпп. Перед заняти­ ем была выпущепа степная газета, посвя­ щенная вопросам политического образова­ ния воинов. Тов. Любченко провел две консультации, на которых слушатели по­ лучили ответы па неясные для них вопро­ сы. Запятне началось. Ставится первый во­ прос, и сразу же поднимается несколько рук. К карте выходит солдат Новиков. Он хорошо рассказал о богатствах пашей необ’ятпой Родины, правильно показал на географической карте основные районы ископаемых — угля, нефти, железной ру­ ды. Тов. Повикова у карты сменяет комсо­ молец Азаревич, который правильно пока­ зал крайние точки СССР по широте п долготе. Содержательно отвечали тт. Лебе­ дев, Островерхов. Боскин н ряд других. Мпогпе пз слушателей выступили ио не­ скольку раз. Однако на этом занятии наблюдался п ряд существенных недостатков. В первую очередь они относятся к руководителю. При постановке вопросов тов. Любченко допускал неточности, которые вводили в заблуждение слушателей. Так, например, оп об’единял в один вопрос несколько раз­ личных вопросов. Это пс давало слушате­ лям возможностп ясно п точно сформули­ ровать отЕет на подобные вопросы. У руководителя были случаи подмены живой беседы экзаменом. Когда комсомо­ лец Горюнов отвечал на вопрос: «В чем проявилось морально-политическое едппст- во советского народа в годы Великой Оте­ чественен войны?», тов. Любченко зада­ вал ему дополнительные вопросы о реше­ ниях X I с*езда ВЛКСМ, а затем проверил знание Горюновым карты. Вместо общей беседы в которой бы участвовали многие слушатели группы, получился экзамен комсомольца Горюнова. В ходе итоговой беседы руководитель смотрел в конспекты, что мешало ему вести живую беседу со слушателями. Итоговое занятие показало, что большин­ ство слушателей кружка не потеряло вре­ мени даром, получило неплохие полити­ ческие знаппя. Однако в группе лейтенан­ та Любченко есть и такие комсомольцы, которые слабо занимались в течение всего учебного года и показали низкие знания на итоговой беседе. Не усвоил пройденного материала комсомолец Филькин. Член ВЛКСМ Титов, имеющий среднее образова­ ние, отвечал значительно ниже свопх воз­ можностей. Он попатеялся на своп старые знания и к итоговой беседе не готовился. Эти товарищи выступили только после вызова руководителя. Па эти недостатки комсомольской орга­ низации следует обратить серьезное вни­ мание и сделать все, чтобы не допустить пх в будущем. Лейтенант А. ДОРОДНОВ. Продолжение. Начало см. в Лв за 14 июня. Обтекая выпуклую верхнюю плоскость крыла (фиг. Ла 6 ), струйки потока отжи­ маются вверх, сечеппе пх уменьшается (подобно сужению русла реки), но так как количество воздуха, проходяще­ го через лобовое сечение одной п той же струйки, должно остаться постоянным, то скорость потока увеличи­ вается точно так же, как увеличивается течение реки в узких местах ее русла. При некоторой, достаточно большой, ско­ рости полета, местная скорость воздуха в какой-лпбо точке крыла (или другой обтекаемой воздухом детали) становится равной скорости звука. Скорость полета, при которой где-лпбо на крыле появляет­ ся местная звуковая скорость, называется критической скоростью, а соответствую­ щее число Маха — критическим числом Маха. Пз всего сказанного выше видно, что при современных скоростях полета самоле­ та 'уже приходится сталкиваться с явле­ ниями, связанными со сжимаемостью воз­ духа и появлением волнового Сопротивле­ ния, требующего значительного увеличе­ ния мощности силовой установки, двигаю­ щей самолет. Однако это еще пе исчерпы­ вает всех особенностей полета с большой скоростью. Скорость самолета в полете всегда в какой-то мере колеблется: то она несколь­ ко увеличивается, то несколько умень­ шается. Имеют место и некоторые коле­ бания угла атаки, угла рысканья, крена и т. д. Прп докрптпческой скорости поле­ та все эти изменения не вызывают каких- либо затруднений в пилотировании само­ лета. Совсем другое получается при поле­ тах па скоростях, больших критической скорости, т. е. скоростп начала волнового кризиса. В этом случае изменение режима поле­ та влияет на положение и интенсивность местных скачков уплотнения — они то приближаются к задней кромке крыла, то удаляются от нее; меняется конфигурация и интенсивность скачков. Кроме того на­ личие скачков уплотнений вызывает об­ разование завихрений в местах резких из­ менений скоростп струек. Все это приво­ дит к тому, что соответствующие детали 0. КОЗЛОВ. под крылом в область пониженного дав­ ления над крылом (фиг. 8 ) черед торцевую часть крыла. Это в свою очередь ведет к выравни­ ванию давлений над п под крылом, а следовательно, и к выравниванию скоро­ стей. Таким образом, чем меньше будет раз­ мах крыла, тем больше будет влияние его торцердо частей и тем меньшая будет разность между скоростью полета п мест­ ной скоростью обтек v iiih (происходит от­ тягивание волнового кризиса к большим величинам числа Маха). Большого внимания с точки зрения за­ тягивания волпового кризиса заслужи­ вают так называемые стреловидные крылья. Известно, например, что у крыла с углом стреловидности в 35— 40 ° крити­ ческое число Маха примерно на 0,1— 0,15 больше, чем у пгст^товпдпого кры­ ла с тем же удлинением и набором про­ филей. Обгоняется это тем. что распре­ деление местных скоростей обтекания про­ филя зависит только от составляющей скоростп «V»» (фиг. Хг 9 ), лежзшей в плоскости профиля. Другая же составляющая «Тр» просто течет вдоль размаха крыла, не оказывая никакого влияния «на волновое сопро­ тивление». При этом величина профиль­ ной составляющей скорости «Уэ» мень­ ше, нежели скорость полета «V» само­ лета. Большие скорости полета требуют из­ менения положения, конфигурации н устройства органов устойчивости и управ­ ляемости самолета От. е. хвостового опе­ рения), а именно: оперение стараются убрать пз возмущенного крылом потока воздуха, но обычно аьгпося его вверх плп делая самолеты типа летающего крыла (бесхвосткп). Управление рулями часто снабжают вспомогательным устройством, стей: вращательного п поступательного движения. Естественно, что эта суммар­ ная скорость будет всегда больше скоро­ сти полета самолета. Если последняя не­ многим от.шчаагся от скорости распрост­ ранения звука, то лопасть, как правило, будет иметь скорость, равную скорости звука. В этих случаях, как п на крыле, на лопастп впита возппкает волновой кризис, приводящий к резкому возрастанию соп­ ротивления вращению винта, уменьшению силы тяги и, как следствие, к падепш? козфпцпептз полезного действия впита. Еслп проследить зависимость коэфп- ппепта полезного действия випта от ско­ рости полета самолета (фиг. Лг 10 ), то можпо заметить, что с ростом скорости вввввввввв ввввнняяяв Я Н Р ^ Г Я Я Я Я Я ввдевьаввв в ^ в в в в к 'в э н [В Д В В В В А Ч В В | В В В В В 1 ^ Ш ВяянвввияГЯ ■ b b b b b b b b b b .j доваввяввввш -о- СТРО ГО Е ВЫ ПО ЛН ЕНИ Е УСТАВО В — ОСНОВА УСП ЕХА Солдата Утюшева личный состав зпает как дисциплинированного воина. Оп одет всегда строго по форме, подтянут, к делу относится добросовестно. За отличное по- сеппе службы Утюшев неоднократно поош- ррп командованием. Успех пришел к Утю- шеву не случайно. Оп заслужен усердием, строгим выполнением уставов, приказов командиров, честным исполнением воин­ ского долга. Родным Утюш?ва послано благодарственно'' письмо, в котором достой­ но оценена служба воипа-натрпота, не жа­ леющего сил в борьбе за выполнение служебного долга. Солдат Утюшев старается и впредь об- разпово выполнять воинский долг, настой­ чиво повьшгть бсчгпр и гопятстоскую подготовку, строл) соблюдать уставной по­ ряден. Солдат И. ЗАЙЦЕВ. самолета, например, крыло пли хвостовое оперение оказываются под действием ме­ няющейся пагрузки ударного характера, нередко вызывающей впбрацпп веет са­ молета, крыла или хвостового оперения, за­ частую приводящей к разрушению маши­ ны в воздухе. Значительные изменения претерпевает также устойчивость и управ­ ляемость самолета. В силу того, что крыло всегда имеет относительную толщину профиля, боль­ шую, пежелп хвостовое оперение, волновой кризис возникает сначала у крыла. Это приводит к тому, что равновесие сил, дей­ ствующих иа самолет, резко меняется. Самолет становится более устойчивым п менее управляемым, а подчас возникаю­ щий сильный пикирующий момепт затяги­ вает самолет в пикирование. В целях «отодвпгаппя» волнового кри­ зиса, т. е. увеличения критического числа Маха, крылья делают более тонки­ ми, с максимальной толщиной профиля, расположенной нз 5 0 % хорды крыла (фпг. Л? 7 ), и с более острым носиком. Это позволяет уменьшить разницу между скоростью полета самолета п местпой ско- j ростью обтекаппя крыла (в результате | уменьшения сужения потока), иными словами, это позволяет отодвинуть начало ! волнового кризиса на большие числа Ма­ ха. На начало наступления волпового крп- оиса влияет пе только форма профиля кры­ ла. но и его размах. Опытным ПУТ‘'М устаповлопо. что ч-м м°пыпе будет размах крыла, тем на боль­ ших числах Маха будет возникать ро . тпо - вой кризис. Объясняется это тем. что в полете все вр*мя нропехотит перетекание, всчиуха из об л а т повышенного давления* передачу уевлия со штурвала па руль осуществляют посредством промежуточно­ го сплового агрегата. Это дает возмож­ ность устранить те большие нагрузки па штурвал управления, которые возпикают па современных скоростях полета само­ летов. Установление явления потери эффективности рулей достигается пу­ тем устройства управ­ ляемого нз кабины пило­ та стабилизатора, кото­ рым летчик может поль- зоеаться вместо руля высоты прп потере эф­ фективности последне­ го. Таковы вкратце наи­ более характерные изме­ нения. происшедшие за последнее время в аэ- ]юлпнампке самолетов. Наиболее существен­ но ! проблемой последиих лет в развитии авиаци­ онной техники являлось преодолепне того, пон- стпне колоссальпого лобового сопротивления, которое, испытывает па такпх скоростях самолет. Для разрешения этой проблемы требовалась более мощная силовая уста­ новка, двигающая самолет. Однако увели­ чение мощности обычпой, классической тпгго-моторной группы необходимого эф­ фекта дать it ? могло. ВЛИЯНИЕ СКОРОСТИ ПОЛЕТА САМОЛЕТА НА МОЩНОСТЬ ВИНТ0-М0Т0РН0Й СИЛОВОЙ УСТАНОВКИ Как известно, классическая випто-мо- торная группа, являющаяся движителем самолета, представляет из себя комбина­ цию авиационного мотора и воздушного винта. Источником мехапической энергии такой установки является авиационный мотор, приводящий в движение винт, ко-,' торый, в свою очередь, создает тягу, а последпяя, уравповешпвая лобовое сопро­ тивление, заставляет самолет двигаться. Таким образом воздушный винт являет­ ся преобразователем (трапсформатором) вращательной эпергпп мотора в поступа­ тельную энергию движения самолета. Какова же механика этого преобразова­ ния? Что собой представляет лопасть винта и как она работает во время полета са - ; молera? Если мы разрежем лопасть попе­ рек ее продольной осп, то увидим, что сечение лопастп представляет собой н е ! что иное-, как прзфпль крыла, который движется в пространстве по винтовой лп-! пин, причем скорость движения этого профиля будет суммой вращательного и поступательного движения винта. Из это- i го следует, что ув^лпчеппе той плп иной 1 составляющей скоростп вызывает увели-! чеппе суммарной скоростп. т. е. скорости ; перемещения профиля лопасти по винтовой .1 линии. Чем меньше сила сопротивления вра - 1 щепню впита, тем меньше должпа быть мощпость мотора, вращающего впнт для j создания необходимой нам тягп, т. е. тем 1 больше будет эффект использования мощ­ ности мотора ггрл птесбразоваяил ей вин -1 том в тягу. Скорость движения лопастп > слагается пз двух составляющие скоро-! tp i/1 'Г-./У" /О полета свыше 700 км/час. величпна коэ- фициента полезного действия вннта резко падает плп происходит значительное ухуд­ шение» использования мощности мотора прп преобразовании ее в работу тягп. Таким образом, прп полетах па скоро­ стях свыше 800 км/час. для получения необходимой тягп приходится значительно увеличивать мощность мотора, заведомо зная, что большая часть этой мощности совершенно не будет попользована. Уве­ личение мощности лвпгателя ведет к воз­ растанию веса и габарптов самолета, а это вызывает рост лобового сопротивления и требует дополнительного увеличения тягп. Если прибавить ко всему сказанному то, что при дальнейшем увеличении ско­ ростп полета возрастает лобовое сопротив­ ление самолета за счет наступления вол­ нового кризиса, то стапет понятным, что полет вшгго-моторпого самолета на ско­ ростях, превышающих скоростп 800— 900 км/час, становится практически не­ возможным. В связи с этим перед авиационными специалистами возникла проблема — .най­ ти такой двигатель, который способен был бы, заменив классическую вшгго-мо- торную установку, обеспечить возмож­ ность дальнейшего увеличения скорости полета самолета. Таким двигателем явил­ ся реактивный двигатель, к рассмотрению принципа работы которого мы и перехо­ дим. РЕАКТИВНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ Известно, что в природе постоянно про­ исходит взаимодействие материальных тел. Это взаимодействие приводит к воз­ никновению между теламп сил, вызываю­ щих изменение движеиия этих тел. Действие одного тела на другое проис­ ходит по закону, который гласит следую­ щее: «Действия двух тел друг на друга всегда равны ио величине и противопо­ ложны по направлению», или иначе — «Всякое действие вызывает равиоо по величине, но противоположное ио направ­ лению противодействие». Силу противодействия одного тела дру­ гому называют реактивной сплой. Для уяспенпя этого закона механпкп рассмотрим песколько примеров, которые, в конечном счете, об’ясняют физическую картину работы реактивного двигателя. Моторный катер движется посредством водяного випта. работающего, как водяной пасос, отталкивающий от кормы катера воду. Мы видим, что винт катера, оказы­ вая на воду действие, испытывает от воды противодействие, заставляющее дви­ гаться катер вперед. Подобно водяному винту, воздушный винт самолета представляет собой не что пное, как мощный воздушный насос, от брасывающпй при работе огромные массы воздуха пазад. В результате действия випта на воздух возппкает реактивная сила протпводействия воздуха винту, ко­ торая’ и заставляет самолет двигаться вперед. Нетрудно убедиться в том, что всякое динамическое движение является реактив­ ным движением. П катер п самолет — все опп приводятся в движение реактив­ ной ответной сплой отбрасываемых масс воды плп воздуха. По тш двигатель кате­ ра, ни мотор самолета нельзя назвать реактивным двигателем, так как эти дви­ гатели не производят непосредственного воздействия на массы, вызывающие силы реакппп. Действительно, и двигатель катера и мотор самолета приводят в двпжепие про­ межуточный механизм — водяпой винт, воздушный впнт. которые в свою очередь оказывают воздействие па массы, создаю­ щие силы реакции. Что же следует понимать под реактив­ ным двигателем? «Реактивным двигателем называется такой двигатель, который сам, без помо­ щи промежуточных элементов, производит реакцию, являющуюся источником движе­ ния'). Такая реакция обычпо создается в ре­ зультате постоянного отбрасывания струи газоз. Продолжение следует --7

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz