На страже Заполярья. 1949 год. Июнь.

НА С Т Р А Ж В З А П О Л Я Р Ь Я 14 июня 1949 г., №. 128 (3443). 12. Верность великой клятве Трогательны п сердечны матросские клятвы, паппсаппые перед жестокий боем под портретами товарища Сталина. Про­ стыми словами, лаполнсплыми горячей любовыо к великому вождю, к Родине к большевистской партии, выражали севе­ роморцы своп сокровенные думы л чая­ ния. Они. как верные сыны своего народа, клялись перед жестоким боем умереть, но с. честыо выполнить свои священный воин­ ский долг. Эти окопные клятаы говорят о вс.тн- з:ой силе советского патриотизма, подни­ мавшей наших бойпов под ливнем огня на бой во имя спасения Родины. Североморцы вместе с солдатами Совет­ ской Армии, давая клятву вождю, чувст­ вовали товарища Сталина всегда рядом с гобой, впереди всех, в том месте, где ре­ шалась судьба сражения. Пмя Иосифа Виссарионовича Сталина для советских бойцов — знамя в боях за социалистиче­ скую Родину. С мыслями о Родине, с 'Клят­ вой на верность великому вождю совет­ ского парода шли в бой бойцы Советской Армии и моряки. ...Группа матросов с большим интересом рассматривает музейные экспонаты, на ко­ торых лаписапы клятвы советских воинов. Перед нами небольшая фанерная рамка, сделанная иа фропте, в окопе. В центре ее маленький портрет товарища Сталина. Рядом г ним разными почерками, каранда­ шом п чернилами наплсаяы девятнадцать клятв моряков. П какую бы клятву пп прочли моряки, в каждой иа пих, как в капле ключевой воды, отразилась неруши­ мая верность великому вождю советского народа Иосифу Виссарионовичу Сталину. Большой душевной теплотой веет от слов, паппсапных па пожелтевшем от вре- мепп листке бумаги неровным солдатскпм почерком. Посетители вслух читают каж­ дую клятву. П еще теплее стаповится па сердце у советского бойца от этих пла­ менных слов, полных чпетой п беспредель­ ной любви к гению человечества—Иосифу Виссарионовичу Сталину, к Советской Ро­ дине. Перед нами клятва младшего сержанта Серова, дапная им товарищу Сталину пе­ ред боем: • «Клянусь тебе, дорогой товарищ Сталии, что буду беспощадно уничтожать немец­ ких захватчиков, пе щадя пп крови, пп самой жизни, до полной победы!». Верпость и твердая решимость звучат в словах клятв коммунистов, шедших в огонь, презирая смерть, подавая пример остальным. «Идя в бой коммунистом, я клянусь Вам, любимый товарищ Сталин, — писал младший сержант Красницов, — 1 что, пе жался жизни, буду драться с вра­ гом до полного его уничтожения». Разными, но теплыми словами выража­ ли свою верность народу и товарищу Ькхгг Героя Созет\:кого Союза разведчика Семена Агафонова, вы­ ставленный d музее Северного флота. Сталину воеппые моряки. Посетители за­ держиваются у пообычайиых экспонатов. Онп глядят па небольшие портреты това­ рища Сталина, на пекоторых на обратпой стороне написаны слова велик&й клятвы. Эти портреты североморцы носили у само­ го сердца. С пими оп : шли л жаркий бои. II товарищ Сталин всегда был с ними, вдохновляя своих сынов па подвиги во славу Советской Родины. «Година и товарищ Сталин доверили пам почетное дело — очистить Советский Север от немецких захватчиков. Если же вражеская пуля оборвет мою жизнь, то считайте, дорогой товарищ Сталин, что я ] с честью выполнил свой долг перед наро­ дом!». Подпись — Целищев. I Нельзя но верить в искрепность этих пламенных слов советского солдата. В минуты грозной опасности, когда кругом бушевала адская-смерть от огня и металла, такие, как Целищев, поднимались во весь рост и с возгласами: «За Родину!», «За Сталина!», «В атаку!» шли вперед, уничтожая врага, одерживая победу’. Ма­ тросы читают еще одну клятву. Ее напи­ сал морской пехотинец Чуваев. «Клянусь тебе, любимый товарищ Сталин, что, уходя в бой, буду мстить немецко-фашистским захватчикам за прпчипеиные злодеяния нашему пароду. Я буду мстить врагу за погибших двух братьев па фронте борьбы с фашизмом». П в каждой клятве североморцев видно Фознаппо великой личной ответственности за судьбу своей Родины, за свой народ. Разве» боец Чуваев и его два брата не ради этого шли в бон?! В момент нависшей над Родиной смертельной опасности, они, как пламенные патриоты Советской Отчизны, поклялись умереть, но отстоять ео честь и свободу. Патриотическими мыслями о Родине, о Сталине наполнены и хранящиеся в музее флота рапорты моряков, написанные на имя комапдпров частей и подразделений. Вот что писал в своем рапорте красно­ флотец Д. Н. Четырин: «Враг напал на •наш великий Советский Союз. Весь наш народ поднялся на защиту Родины. Я, как советский воин, воспитанный народом и большевистской партией, хочу, чтобы ме- ия палрави.ти па фронт, па защиту социа­ листического Отечества, на защиту столи­ цы — Москвы. Я буду защищать ее так, как учит мепя великий вождь народа товарищ Сталии. Прошу не отказать». П везде, куда бы Родипа пи посылала своих верных защитников, советских вои­ нов, сражаться ва Полярным кругом, то ли под Москвой, то лп под Ленинградом — всюду онп бплпсь с врагом мужествен­ но и смело, не щадя ни -крови, пи самой жизни. Многие воины сражались так, как герой-разведчик Семен Агафонов, отличив­ шийся храбростью во многих сражениях, истребивший и пленивший многих за­ хватчиков. Воины знали, что полевые про­ вода, проложенные под огпем нашими свя­ зистами, сходятся в Кремле, в штабе чело­ века, которого парод назвал отцом нашей победы, которому онп дали священную клятву победить пли умереть. П они побе- шлп. Напитан В. СТЕПАНОВ. Продолжение следует. Физические основы полета реактивных самолетов Постоянная борьба за увсличеппс мак­ симальной скорости полета, маневренности и высотности самолетов в пастояшее вре­ мя привела к тому, что авиация вступила в новую полосу развития. Изменения произошли как' в области аэродинамики, так п в области силовых устаповок летательных аппаратов. Связа­ но это прежде всего с тем, что максималь­ ная скорость полета достигла величины, близкой к скорости распространения звука в воздушной среде. Здесь мы постараемся показать, какое влияние имеет скорость звука на движение самолета, какие явления происходят при полетах па скоростях, близких к скорости распространения звука, и каким путем разрешаются технические затруднения, вызываемые этими явлепиями. Для того, чтобы понять все. что проис­ ходит при полетах со скоростью, близкой к скорости распространения звука, необхо­ димо прежде всего познакомиться с тем, что такое звук п как оп распространяется в воздухе. Звуком называется ощущение, воспрп- i нимаедое нашим слуховым аппаратом. Это ощущеиио является результатом воздейст­ вия на наш слуховой аппарат колеба­ тельного движения воздуха. Источником звука может быть любое тело, совершающее колебательные движе­ ния, нанример, струна. Вы прикасаетесь пальцем в струне, затем отнимаете палец. Струна начинает колебаться, ударяя при этом по близлежащим частицам воздуха и вызывает их колебание. Этп частицы в свою очередь приводят в колебание сосед­ ние с ними частицы воздуха, те— следую­ щие л т. д. Таким образом в пространстве с помощью ТОВАРИЩЕЙ Старший ссржлпт Автономов, когда его Фамилию назвал руководитель политиче­ ских занятий, медленно поднялся, ото­ двинул стул и, ли па кого пе глядя, ска­ пал: — Сегодня я к ответу пе цодготовплся... Разрешите сесть? Автономов не только на этот раз пе готовился к занятиям. Неподготовленным оп приходил и раньше. А если точпее го­ ворить, то старшпй сержант Автономов был, пожалуй, единственным слушателем группы, который плохо готовился к бесе­ дам. Другой руководитель политических за­ нятий, быть может, потребовал бы от Автономова объяснения и здесь же на за­ нятиях установил, почему слушатель груп­ пы два раза подряд пе подготавливался к беседе. По лейтенант Вагпер так не поступил. — Кто хочет отвечать на вопрос, кото­ рый не сумел разобрать старший сержант Автопомов? — спросил руководитель. Один за другим младшие авпалиоппьте специалисты подняли руки. «Кого бы спросить,—думал руководитель,— и иужпо сейчас обязательно выслушать того, кто дружит с Автономовым, постоянно с ним общается и кто поможет мне в дальней­ шем воздействовать па подготовку к поли­ тическим занятиям Автономова». Желающих отвечать на вопрос «Как партия большевиков в годы гражданской войпы сумела мобилизовать силы молодой Советской республики на разгром иност­ ранной интервенции и внутренней контр­ революции» оказалось мпого. Слово было дано старшему сержапту Алексееву. Он подошел к карте и начал рассказывать, как белогвардейские гене­ ралы совместно с войсками стран Антан­ ты пачалп питервенпию и бросили свои армии пз Советскую Россию, чтобы сверг­ нуть советскую власть, разграбить богат­ ства великого парода и надеть на пего ярмо рабства. Алексеев рассказал, как под- лзлись рабочие и крестьяне по зову пар­ тии большевиков па защиту Отечества, как коммунисты цементировали ряды Со- ; вотской Армии, показывая примеры муже­ ства и героизма в боях с врагами Родины. — Вот здесь был Колчак, — показывая па Урал и Сибирь, говорил старший jсержант Алексее©, — и восточный фронт в то время был главным фронтом. Ленин нослал туда товарища Сталппа. 'Товарищ Сталин подготовил и вырвал победу у Колчака. Вот здесь, па юге России, по плану товарища Сталина разгромлены войска Деникина, — продолжал Алексеев, показывая па карте места исторических бптв. Лейтепапт Вагнер пе только слушал, как отвечал Алексеев, по, перелистывая страницы тетради, убедился, что материал им глубоко и содержательно законспекти- . ];ов1И. j Руководствуясь «Кратким курсом исто­ рии ВКП(б)», как основным учебпиком. стагinим сержант Алексеев дополнительно ; прочитал в период подготовки к занятиям книги «Как закалялась сталь» Н. Остров­ ского, «Хлеб» А. Толстою. Это позволило ему всесторонне подготовиться к беседе и интересно построить рассказ. I Так же уверенно отвечали на этом за­ нятии старшие сержанты Гардой и Плак- . спи. i А когда истекло учебное время и при­ сутствовавшие на политзанятиях вышли пз класса, лейтенант Вагнер задержал стар­ шего сержанта Автопомова. Зная застенчи­ вость и замкпутость его, лейтенант Ваг­ нер решил побеседовать с ним один на один. Автопомов в подразделении считался дисциплинированным воином, старательно ;относился к слуг"' а вот с политической подготовкой у пег дело пе ладилось. И лишь потому, что тов. Автопомов, как ! эго выяснилось прп разговоре, впервые столкнулся с тем материалом, который : изучался в группе. Плохо Автономов звал . карту Роди"- • Выяснилось п то. что он I мало читает художественной литературы. Все это и привело к тому, что старшпй сержант Автопомов оказался отстающим в группе. Помочь ему, кроме лейтенанта Вагнера, взялись комсомольцы подразделе­ ния. Старший сержант Гарден научил Aqro- помова работать над книгой. Автономов неправильно составлял конспекты: про­ чтет несколько строк и записывает. Сер­ жант Гардой показал Автономову, как нуж­ но конспектировать, раз’яснпл, что надо излагать материал своими словаяя, а не списывать с учебника. Автопомов в даль­ нейшем убедился, что паписанпый своими словами конспект но «привязывает» к се­ бе, кота приходится отвечать па вопросы руководителя. j Товарищескую помощь оказал п стар­ ший сержант Алексеев. Готовясь к оче­ редным политическим занятиям, он всегда помнил о наказе комсомольского бюро под­ разделения. Ему поручили помочь комсо­ мольцу Автономову изучить карту Родины. И Алексеев помог в этом своему товарищу. Но старший сержант Алексеев пе ограни­ чился только тем, что ему поручило ком­ сомольское бюро. Читая художественную литературу, оп рекомендовал Автономову ту пли другую кппгу. Так Автопомов учился с помошью това­ рищей правильно планировать свое время, работать над кпигой, готовиться к каждо- ■ му запятпю. Это было полгода тому назад... — Кто 'расскажет, как партия боль­ шевиков проводила сопиалистпческую ин­ дустриализацию страпы? — спросил недав­ но лейтенант Вагнер, проводя беседу по теме: «Партия большевиков в борьбе за социалистическую индустриализацию стра­ ны». Слушатели подняли руки. Среди желаю­ щих. ошетить был п старший сержант Ав­ тономов. Когда он ответил иа вопрос и ото­ шел от карты, руководитель, просмотрев его конспект, сказал: — Вот так и впредь готовьтесь к заня­ тиям, товарищ Автономов! Капитан Е. КАРКЛИН. Т А К П Р О Х О Л Я Т З А Н Я Т И Я Интересно и доходчиво проводит полити­ ческие занятия с рядовым составом мич­ ман Головин. Вот как прошло занятие на тему: «Построение социалистического об­ шества в СССР». Руководитель группы рассказал о том, как советский народ, руководимый партиен большевиков, строил в своей стране со­ циализм. Матросы внимательно слушали рассказ руководителя, записывали основ­ ные мысли. После рассказа руководителя матросы начали готовиться к беседе. Каждый на них читал рекомендованную литературу и кон­ спектировал ее. В этом деле они оказывали ] помощь друг другу. Матрос Рогулин не слышал рассказа руководителя, так как был на вахте. Ему па помошь пришел .комсомолец матрос Пивоваров. Вместе онп | конспектировали материал, вместе готови- лигь к беседе. ! 4 Тщательная подготовка матросов ска­ залась иа ближайшем политзанятии. Бе­ седа ио этой теме прошла оживленно, ак­ тивно и интересно. Первым выступил стар­ шин матрос Столбов, рассказавший о том :•! ач чти. которое имела новая экономиче­ с к и ! политика для построения социалисти­ ческого хозяйства в нашей стране. После выступления Столбова мичман Головин задал вопрос об индустриализации страны. Отвечать вызвался матрос Бобо- хин. Он говорил о сталинском плане ин­ дустриализации СССР, о том. как советский народ претворил этот п.тап в жизнь. О коллективизации сельского хозяйства рассказал матрос Королев. Его рассказ до­ полнили другие. Подводя итоги беседы, руководитель политзанятий обобщил выступления ма­ тросов, отметил их активность и призвал заниматься в дальнейшем также стара­ тельно. 1 Матрос А. ВЯЗЬМИН. 0. КОЗЛОВ. В этом случае за то время, за которое j поршень пройдет расстояние из положения I— I в положение II— II, уплотнение воз -\ духа сможет распространиться только на; ближайшие к поршню частицы. Иными словами, поршень будет сообщать возму­ щение частицам воздуха мшовенно (уда­ ром), и перед поршнем образуется слой бег­ лое сжатого (пленного) воздуха, называе­ мый скачком уплотиоппя. Из сказанного можпо сделать вывод, что прп движении тела в воздухе со зву- j .новой и сверхзвуковой скоростью впереди этого тела образуется слой более плотного воздуха — скачок уплотнения, пли, дру­ гими словами, .тело наталкивается (уда-' ряется) па преграду нз более плотного воздуха. ВЛИЯНИЕ СКОРОСТИ ЗВУКА И СЖИМАЕМОСТИ ВОЗДУХА НА ПОЛЕТ САМОЛЕТА Мы познакомились с тем, что такое звук, как ол распространяется в воздуш -1 ; ной среде и какое влияние оказывает ско­ рость распространения |вукз на сжатие | воздуха. Нами также установлено, что ежа- j тле воздуха зависит от скорости движения j тела в воздушной среде и скорости распро-; Иными странелия звука в этой среде, причем, чем 1 скоростью гого барьера (фит. Л; Л), часто называе­ мого «звушвым барьером». Наличи* та­ кого барьера коренным образом изменяет оотекалио самолета потоком воздуха. Если при дозвуковых скоростях полета иод влиянием распространяющихся впере­ ди самолета ЕОзмушеннй поток воздуха заранее подготовлялся к плавному обте­ канию контур>в машины, т«» при скоро­ стях полета, равных скорости распрост­ ранения возмущения (т. е. скоросгги зву­ ка). этой подготовки не происходит, и струйки воздуха как бы наталкиваются на движущееся в нем тело. Это привода1 к резкому торможению движения воздуха, т. е. к динамическому удару. словами, самолет, летящий со звука, как бы упирается в | больше будет разность между этими ско-! препятствие! (звуковой барьер), т а резко ; ростямп, считая, что скорость звука будет :увеличивает сопротивление движению са- болыио скорости движения тела, тем! молета и, естественно, вызывает иеобхо- меныио будет сжатие воздуха. j дпмость значительного увеличения мощ- Так как и та и другая скорость есть ; ности силовой устапозкп, двигающей са- величппа переменная, в аэродинамике в ка- •молот. Если мощпость силовой установки начинают распространяться колебания воз­ духа, выражающиеся в смещепнп его ча­ стиц. Эти смещения очень малы и зависят от силы источника звука. Такие смещения воздуха, связанные с местными изменениями плотности, возппк- пше благодаря колебанию струны, распро­ страняясь в пространстве, доходят до на­ шего уха, воздействуют на наш слуховой аппарат и вызывают ощущение звука. Скорость, с которой распространяются в пространстве смещения, зависит от веще­ ства, заполняющего пространство, п его температуры. Например, в воздухе скорость звука меньше, чем в воде. Для порма.тьпых атмосферных условий (Т— 15° С) скорость звука равна, примерно, 340 м/сек. и^ти около 1.220 км/час. ^га скорость распространения малых изменений плотности и называется ско­ ростью звука. Распространяющиеся в среде, например, в воздухе смещения называют звуковой волной (по сходству этого явлонпя с вол- памн па поверхности воды от брошенного в нее камня). Ухо человека воспринимает, как скорость распространения возмущений частоту от 16 до 20 .000 колебанпй в секунду. \ Со скоростью зву­ ка передаются и вся­ кие другие возмуще­ ния воздуха с раз­ личными частотами, хотя бы человеческое ухо и не воспринима­ ло их. как звук. Когда мы говорим о скорости звука, то под этим мы попи- маем скорость рас­ пространения звуко­ вых возмущепий в воздушной среде. Итак, скорость зву­ ка есть по что иное, как скорость распро­ странения возмуще­ ний в воздушной среде, связанпых спзмепеппем плотности воздуха. Эта скорость зависит, как уже указы­ валось, от природы и температуры вещест­ ва, причем понижение температуры приво­ дит к уменьшению величины скорости звука. Следовательно, па высоте, где тем­ пература воздуха значительно меньше, ско­ рость звука будет меньше. Следует отметить, что степень возмуще­ ния воздуха зависит также от скорости перемещения возбудителя этих возмуще* ний. Действительно, если взять длинный цилиндр, наполненный воздухом (фиг. 1 ) п в одном из его концов произвести в тече­ ние одной секунды перемещение запираю­ щего цилиндр поргапя из положения I— I в положение II—И. то очевпдпо, воздух, расположенный перед поршнем, подвергает­ ся некоторому сжатию. Уплотнение возду­ ха. передаваясь от частицы к частице, дойдет за время движения поршня, т. е. за одну секунду, до сечелня а — а, ипыми словами, пройдет расстояние, равное по величине адоростн звука. Теперь возьмем опять тот же пплипдп (фиг. Ы 1 ) и передвинем запирающий его поршень из положения I— I в положенно П—И, но вдвое быстрей, т. е. за пол­ секунды. Тогда уплотнение за это время дойдет до положения б— б. пройдя расстоя­ ние, равпое половине величины скорости звука, так как цплпидр попрежнему за­ полнен воздухом, и скорость звука * имеет то же значение, что и рапыпе. Очевидно, что в этом случае (г. е. при большей ско­ рости движения поршня) уплотнение воз­ духа будет большим, чем в первом случае, поскольку оно распространяется на мень­ ший об’ем. Таким образом, сжатие воздуха будет тем больше, чем с большей скоро-тью дви­ жется в нем тело. Что же пропзойлт в том случае, когда скорость движения пор­ шня будет больше, чем скорость распрост­ ранения звука? чсстве показателя сжатия воздуха прлпя- та относительная велпчппа, называемая числом Маха (иногда ее называют числом Берету). Числом Маха пазьгвасгся отношение ско­ рости движения тела в воздушной среде (скорости полета) к скорости распростра­ нения звука в ней. Очевпдпо, чем больше будет число Маха, тем меньше будет разпппа между ско­ ростью потока воздуха (полета) и ско­ ростью распространения зйука в нем и тем большему сжатию будет подвергаться воз­ дух при обтгкаппп тела. Постараемся теперь разобрать вопрос*о том, какое влияние будет иметь скорость звука и сжимаемость воздуха на аэродина­ мические характеристики самолета. Прежде всего разберем случай, когда самолет дви­ жется со скоростью, .много меньшей, пеже- ли скорость звука.. В этом случае самолет, подобно рас­ сматриваемому нами поршню, будет произ­ водить впереди себя возмущение воздуха, которое распространяется в пространстве со скоростью, равной скорости звука, т. е. со скоростью, значительно превышающей скорость движения самолета. В результате этого волна поджатого са­ молетом воздуха будет все время уходить от самолета, и последппй, имея скорость меньшую, чем скорость распространения создаваемого им возмущепия, ппкогда этой волны пе догонит. Кроме того, распростра­ няющиеся впереди самолета возмущения подготовляют избегающий поток к встрече двигающегося с дозвуковой скоростью са­ молета, деформируя струйки воздуха дале­ ко впереди него и обеспечивая тем самым плавное его обтекание (Фпг. Л: 2). Все это приводит к тому, что возмущение (сжатие) воздуха, вызванное самолетом, ле­ тящим с дозвуковой скоростью, не вносит почти никаких пзмснепин в обычную аэро­ динамику самолета, т. с. практически ни­ какого влияния па движение самолета не оудет настолько велика, что позволит преодолеть сопротивление рассмотренного нами вышо скачка уплотпеиия, то ско­ рость полета самолета будет превышать скорость распространения звука. В этом случае самолет, вызывающий возникнове­ ние возмущения воздуха, будет двигаться быстрее, нел: е.ти происходит распростране­ ние этого возмущения в прострапстве. Что же будет происходит?» с потоком воздуха, обтекающим самолет, летящий со с^ррхзвуковой скоростью?* .<• ‘ .«а* Для выяснения этого вопроса предста­ вим себе, что в какой-то момепт времени самолет находился в точке « 1 ». (фпг. Лг 41), через нолсекунды — в точ­ но « 2 » и через секунду — в точке « 3 », Очевидно, за секунду возмущение, воз­ никшее в точке «Г», распространится во всо сторопы прострапства на расстояние, равное скорости звука «А». Причем, ото расстояние будет меньше, чем путь, прой- лелпый за это время самолетом ( 1 — 3 ). Возмущение, возникшее в точке «2», за то полсекунды, которые понадобились для перемещепия самолета из точки « 2 » в точку «3», распространится во все сто­ роны на расстояние, равное половине ско­ рости звука. Таким образом, когда самолет будет на­ ходиться в точке «3» (и создавать новые возмущения), позади пего останется воз­ мущенное им же пространство. Очевидно, передней границей, отделяющей возму­ щенное пространство от- невозмущенного, будет конус, образованный касательными к указанным вышо сферам. Вершиной этого конуса будет самолет, и сам копус будет перемещаться и пространстве со скоростью, равпой скорости пакта само­ лета. В результате сложения отдельных возмущений, следующих непрерывно одно за другим, на передней границе возму- щотгого пространства, т. е. па образую­ щей конуса, возмущение будет макси­ мальным. Образующая будет представлять собой волну боле? плотного воздуха, на­ зываемого волной Маха. Естественно, что наибольшее уплотненно будет вблизи воз­ будителя, т. е. вблизи самолета. В диплом случае мы видим, что обра­ зовавшийся при достижении самолетом оказывает. j звуковой скорости «барьер» с дальнейшим Совершение другую картину мы будем , увеличением скорости полета как бы вы­ тягивается, подобно упругой пленке (на­ пример, резины), вы­ тягивающейся с уве­ личением па неедав­ ления. Такие карти­ ны образования волн Маха при движении тел в воздушном про­ странство со скоро­ стью, превышающей скорость звука, псод- нократпо были за­ фиксированы фото­ графированием летя­ щих артиллерийских снарядов (Фпг. .М 5). Как уже упомина­ лось, величина скоро­ сти распространения наблюдать в том случае, когда скорость звука при нормальных атмосферных ус- I юлста самолета будет равна скорости j ловиях равна, приблизительно 1.220 звука (число Маха равно 1). км,час., вслит- же скоростей, достигиу- В этом случае, во-первых, пнтонепв-! тьгх современной авиацией, ие прс- ность сжатия воздуха будет значительно вьипают 1.000 км'час. Казалось бы. большей, чм при дозвуковой скорости что говорить о влиянии скорости полета, так как сжатие будет р.гирост- распространения звука на пол-'т сам олета раниться на меиыппй об'ем. В о - зт ф ы х , пока что еще рано. Пшако это предполо- создаинаи самолетом волна поджатого воз- жеине являпт'чт ошибочным. Влияние сжи- духа буд<т распространяться в прострчн- маемости возтуха с г,-пьтается иа скоро- стве с топ же скоростью, с которой _лви-1 стях, значительно усгг?>ттт.\ скорости рас­ кается самолет. Это приведет к тому! что нростплнения звука (число Маха менъ- виерелп самолета рс? время будет лви- -ше ]). .гаться созданная им же полоса более j —:——------------------ -- ------ * сжатого fПЛОТНО г о )' р г^лутл . Г, ВИТО y n p v - I . Ппп-тпт-.тгг-гттл ) ( •"^1

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz