На страже Заполярья. 1949 год. Июнь.
НА С Т Р А Ж В З А П О Л Я Р Ь Я 14 июня 1949 г., №. 128 (3443). 12. Верность великой клятве Трогательны п сердечны матросские клятвы, паппсаппые перед жестокий боем под портретами товарища Сталина. Про стыми словами, лаполнсплыми горячей любовыо к великому вождю, к Родине к большевистской партии, выражали севе роморцы своп сокровенные думы л чая ния. Они. как верные сыны своего народа, клялись перед жестоким боем умереть, но с. честыо выполнить свои священный воин ский долг. Эти окопные клятаы говорят о вс.тн- з:ой силе советского патриотизма, подни мавшей наших бойпов под ливнем огня на бой во имя спасения Родины. Североморцы вместе с солдатами Совет ской Армии, давая клятву вождю, чувст вовали товарища Сталина всегда рядом с гобой, впереди всех, в том месте, где ре шалась судьба сражения. Пмя Иосифа Виссарионовича Сталина для советских бойцов — знамя в боях за социалистиче скую Родину. С мыслями о Родине, с 'Клят вой на верность великому вождю совет ского парода шли в бой бойцы Советской Армии и моряки. ...Группа матросов с большим интересом рассматривает музейные экспонаты, на ко торых лаписапы клятвы советских воинов. Перед нами небольшая фанерная рамка, сделанная иа фропте, в окопе. В центре ее маленький портрет товарища Сталина. Рядом г ним разными почерками, каранда шом п чернилами наплсаяы девятнадцать клятв моряков. П какую бы клятву пп прочли моряки, в каждой иа пих, как в капле ключевой воды, отразилась неруши мая верность великому вождю советского народа Иосифу Виссарионовичу Сталину. Большой душевной теплотой веет от слов, паппсапных па пожелтевшем от вре- мепп листке бумаги неровным солдатскпм почерком. Посетители вслух читают каж дую клятву. П еще теплее стаповится па сердце у советского бойца от этих пла менных слов, полных чпетой п беспредель ной любви к гению человечества—Иосифу Виссарионовичу Сталину, к Советской Ро дине. Перед нами клятва младшего сержанта Серова, дапная им товарищу Сталину пе ред боем: • «Клянусь тебе, дорогой товарищ Сталии, что буду беспощадно уничтожать немец ких захватчиков, пе щадя пп крови, пп самой жизни, до полной победы!». Верпость и твердая решимость звучат в словах клятв коммунистов, шедших в огонь, презирая смерть, подавая пример остальным. «Идя в бой коммунистом, я клянусь Вам, любимый товарищ Сталин, — писал младший сержант Красницов, — 1 что, пе жался жизни, буду драться с вра гом до полного его уничтожения». Разными, но теплыми словами выража ли свою верность народу и товарищу Ькхгг Героя Созет\:кого Союза разведчика Семена Агафонова, вы ставленный d музее Северного флота. Сталину воеппые моряки. Посетители за держиваются у пообычайиых экспонатов. Онп глядят па небольшие портреты това рища Сталина, на пекоторых на обратпой стороне написаны слова велик&й клятвы. Эти портреты североморцы носили у само го сердца. С пими оп : шли л жаркий бои. II товарищ Сталин всегда был с ними, вдохновляя своих сынов па подвиги во славу Советской Родины. «Година и товарищ Сталин доверили пам почетное дело — очистить Советский Север от немецких захватчиков. Если же вражеская пуля оборвет мою жизнь, то считайте, дорогой товарищ Сталин, что я ] с честью выполнил свой долг перед наро дом!». Подпись — Целищев. I Нельзя но верить в искрепность этих пламенных слов советского солдата. В минуты грозной опасности, когда кругом бушевала адская-смерть от огня и металла, такие, как Целищев, поднимались во весь рост и с возгласами: «За Родину!», «За Сталина!», «В атаку!» шли вперед, уничтожая врага, одерживая победу’. Ма тросы читают еще одну клятву. Ее напи сал морской пехотинец Чуваев. «Клянусь тебе, любимый товарищ Сталин, что, уходя в бой, буду мстить немецко-фашистским захватчикам за прпчипеиные злодеяния нашему пароду. Я буду мстить врагу за погибших двух братьев па фронте борьбы с фашизмом». П в каждой клятве североморцев видно Фознаппо великой личной ответственности за судьбу своей Родины, за свой народ. Разве» боец Чуваев и его два брата не ради этого шли в бон?! В момент нависшей над Родиной смертельной опасности, они, как пламенные патриоты Советской Отчизны, поклялись умереть, но отстоять ео честь и свободу. Патриотическими мыслями о Родине, о Сталине наполнены и хранящиеся в музее флота рапорты моряков, написанные на имя комапдпров частей и подразделений. Вот что писал в своем рапорте красно флотец Д. Н. Четырин: «Враг напал на •наш великий Советский Союз. Весь наш народ поднялся на защиту Родины. Я, как советский воин, воспитанный народом и большевистской партией, хочу, чтобы ме- ия палрави.ти па фронт, па защиту социа листического Отечества, на защиту столи цы — Москвы. Я буду защищать ее так, как учит мепя великий вождь народа товарищ Сталии. Прошу не отказать». П везде, куда бы Родипа пи посылала своих верных защитников, советских вои нов, сражаться ва Полярным кругом, то ли под Москвой, то лп под Ленинградом — всюду онп бплпсь с врагом мужествен но и смело, не щадя ни -крови, пи самой жизни. Многие воины сражались так, как герой-разведчик Семен Агафонов, отличив шийся храбростью во многих сражениях, истребивший и пленивший многих за хватчиков. Воины знали, что полевые про вода, проложенные под огпем нашими свя зистами, сходятся в Кремле, в штабе чело века, которого парод назвал отцом нашей победы, которому онп дали священную клятву победить пли умереть. П они побе- шлп. Напитан В. СТЕПАНОВ. Продолжение следует. Физические основы полета реактивных самолетов Постоянная борьба за увсличеппс мак симальной скорости полета, маневренности и высотности самолетов в пастояшее вре мя привела к тому, что авиация вступила в новую полосу развития. Изменения произошли как' в области аэродинамики, так п в области силовых устаповок летательных аппаратов. Связа но это прежде всего с тем, что максималь ная скорость полета достигла величины, близкой к скорости распространения звука в воздушной среде. Здесь мы постараемся показать, какое влияние имеет скорость звука на движение самолета, какие явления происходят при полетах па скоростях, близких к скорости распространения звука, и каким путем разрешаются технические затруднения, вызываемые этими явлепиями. Для того, чтобы понять все. что проис ходит при полетах со скоростью, близкой к скорости распространения звука, необхо димо прежде всего познакомиться с тем, что такое звук п как оп распространяется в воздухе. Звуком называется ощущение, воспрп- i нимаедое нашим слуховым аппаратом. Это ощущеиио является результатом воздейст вия на наш слуховой аппарат колеба тельного движения воздуха. Источником звука может быть любое тело, совершающее колебательные движе ния, нанример, струна. Вы прикасаетесь пальцем в струне, затем отнимаете палец. Струна начинает колебаться, ударяя при этом по близлежащим частицам воздуха и вызывает их колебание. Этп частицы в свою очередь приводят в колебание сосед ние с ними частицы воздуха, те— следую щие л т. д. Таким образом в пространстве с помощью ТОВАРИЩЕЙ Старший ссржлпт Автономов, когда его Фамилию назвал руководитель политиче ских занятий, медленно поднялся, ото двинул стул и, ли па кого пе глядя, ска пал: — Сегодня я к ответу пе цодготовплся... Разрешите сесть? Автономов не только на этот раз пе готовился к занятиям. Неподготовленным оп приходил и раньше. А если точпее го ворить, то старшпй сержант Автономов был, пожалуй, единственным слушателем группы, который плохо готовился к бесе дам. Другой руководитель политических за нятий, быть может, потребовал бы от Автономова объяснения и здесь же на за нятиях установил, почему слушатель груп пы два раза подряд пе подготавливался к беседе. По лейтенант Вагпер так не поступил. — Кто хочет отвечать на вопрос, кото рый не сумел разобрать старший сержант Автопомов? — спросил руководитель. Один за другим младшие авпалиоппьте специалисты подняли руки. «Кого бы спросить,—думал руководитель,— и иужпо сейчас обязательно выслушать того, кто дружит с Автономовым, постоянно с ним общается и кто поможет мне в дальней шем воздействовать па подготовку к поли тическим занятиям Автономова». Желающих отвечать на вопрос «Как партия большевиков в годы гражданской войпы сумела мобилизовать силы молодой Советской республики на разгром иност ранной интервенции и внутренней контр революции» оказалось мпого. Слово было дано старшему сержапту Алексееву. Он подошел к карте и начал рассказывать, как белогвардейские гене ралы совместно с войсками стран Антан ты пачалп питервенпию и бросили свои армии пз Советскую Россию, чтобы сверг нуть советскую власть, разграбить богат ства великого парода и надеть на пего ярмо рабства. Алексеев рассказал, как под- лзлись рабочие и крестьяне по зову пар тии большевиков па защиту Отечества, как коммунисты цементировали ряды Со- ; вотской Армии, показывая примеры муже ства и героизма в боях с врагами Родины. — Вот здесь был Колчак, — показывая па Урал и Сибирь, говорил старший jсержант Алексее©, — и восточный фронт в то время был главным фронтом. Ленин нослал туда товарища Сталппа. 'Товарищ Сталин подготовил и вырвал победу у Колчака. Вот здесь, па юге России, по плану товарища Сталина разгромлены войска Деникина, — продолжал Алексеев, показывая па карте места исторических бптв. Лейтепапт Вагнер пе только слушал, как отвечал Алексеев, по, перелистывая страницы тетради, убедился, что материал им глубоко и содержательно законспекти- . ];ов1И. j Руководствуясь «Кратким курсом исто рии ВКП(б)», как основным учебпиком. стагinим сержант Алексеев дополнительно ; прочитал в период подготовки к занятиям книги «Как закалялась сталь» Н. Остров ского, «Хлеб» А. Толстою. Это позволило ему всесторонне подготовиться к беседе и интересно построить рассказ. I Так же уверенно отвечали на этом за нятии старшие сержанты Гардой и Плак- . спи. i А когда истекло учебное время и при сутствовавшие на политзанятиях вышли пз класса, лейтенант Вагнер задержал стар шего сержанта Автопомова. Зная застенчи вость и замкпутость его, лейтенант Ваг нер решил побеседовать с ним один на один. Автопомов в подразделении считался дисциплинированным воином, старательно ;относился к слуг"' а вот с политической подготовкой у пег дело пе ладилось. И лишь потому, что тов. Автопомов, как ! эго выяснилось прп разговоре, впервые столкнулся с тем материалом, который : изучался в группе. Плохо Автономов звал . карту Роди"- • Выяснилось п то. что он I мало читает художественной литературы. Все это и привело к тому, что старшпй сержант Автопомов оказался отстающим в группе. Помочь ему, кроме лейтенанта Вагнера, взялись комсомольцы подразделе ния. Старший сержант Гарден научил Aqro- помова работать над книгой. Автономов неправильно составлял конспекты: про чтет несколько строк и записывает. Сер жант Гардой показал Автономову, как нуж но конспектировать, раз’яснпл, что надо излагать материал своими словаяя, а не списывать с учебника. Автопомов в даль нейшем убедился, что паписанпый своими словами конспект но «привязывает» к се бе, кота приходится отвечать па вопросы руководителя. j Товарищескую помощь оказал п стар ший сержант Алексеев. Готовясь к оче редным политическим занятиям, он всегда помнил о наказе комсомольского бюро под разделения. Ему поручили помочь комсо мольцу Автономову изучить карту Родины. И Алексеев помог в этом своему товарищу. Но старший сержант Алексеев пе ограни чился только тем, что ему поручило ком сомольское бюро. Читая художественную литературу, оп рекомендовал Автономову ту пли другую кппгу. Так Автопомов учился с помошью това рищей правильно планировать свое время, работать над кпигой, готовиться к каждо- ■ му запятпю. Это было полгода тому назад... — Кто 'расскажет, как партия боль шевиков проводила сопиалистпческую ин дустриализацию страпы? — спросил недав но лейтенант Вагнер, проводя беседу по теме: «Партия большевиков в борьбе за социалистическую индустриализацию стра ны». Слушатели подняли руки. Среди желаю щих. ошетить был п старший сержант Ав тономов. Когда он ответил иа вопрос и ото шел от карты, руководитель, просмотрев его конспект, сказал: — Вот так и впредь готовьтесь к заня тиям, товарищ Автономов! Капитан Е. КАРКЛИН. Т А К П Р О Х О Л Я Т З А Н Я Т И Я Интересно и доходчиво проводит полити ческие занятия с рядовым составом мич ман Головин. Вот как прошло занятие на тему: «Построение социалистического об шества в СССР». Руководитель группы рассказал о том, как советский народ, руководимый партиен большевиков, строил в своей стране со циализм. Матросы внимательно слушали рассказ руководителя, записывали основ ные мысли. После рассказа руководителя матросы начали готовиться к беседе. Каждый на них читал рекомендованную литературу и кон спектировал ее. В этом деле они оказывали ] помощь друг другу. Матрос Рогулин не слышал рассказа руководителя, так как был на вахте. Ему па помошь пришел .комсомолец матрос Пивоваров. Вместе онп | конспектировали материал, вместе готови- лигь к беседе. ! 4 Тщательная подготовка матросов ска залась иа ближайшем политзанятии. Бе седа ио этой теме прошла оживленно, ак тивно и интересно. Первым выступил стар шин матрос Столбов, рассказавший о том :•! ач чти. которое имела новая экономиче с к и ! политика для построения социалисти ческого хозяйства в нашей стране. После выступления Столбова мичман Головин задал вопрос об индустриализации страны. Отвечать вызвался матрос Бобо- хин. Он говорил о сталинском плане ин дустриализации СССР, о том. как советский народ претворил этот п.тап в жизнь. О коллективизации сельского хозяйства рассказал матрос Королев. Его рассказ до полнили другие. Подводя итоги беседы, руководитель политзанятий обобщил выступления ма тросов, отметил их активность и призвал заниматься в дальнейшем также стара тельно. 1 Матрос А. ВЯЗЬМИН. 0. КОЗЛОВ. В этом случае за то время, за которое j поршень пройдет расстояние из положения I— I в положение II— II, уплотнение воз -\ духа сможет распространиться только на; ближайшие к поршню частицы. Иными словами, поршень будет сообщать возму щение частицам воздуха мшовенно (уда ром), и перед поршнем образуется слой бег лое сжатого (пленного) воздуха, называе мый скачком уплотиоппя. Из сказанного можпо сделать вывод, что прп движении тела в воздухе со зву- j .новой и сверхзвуковой скоростью впереди этого тела образуется слой более плотного воздуха — скачок уплотнения, пли, дру гими словами, .тело наталкивается (уда-' ряется) па преграду нз более плотного воздуха. ВЛИЯНИЕ СКОРОСТИ ЗВУКА И СЖИМАЕМОСТИ ВОЗДУХА НА ПОЛЕТ САМОЛЕТА Мы познакомились с тем, что такое звук, как ол распространяется в воздуш -1 ; ной среде и какое влияние оказывает ско рость распространения |вукз на сжатие | воздуха. Нами также установлено, что ежа- j тле воздуха зависит от скорости движения j тела в воздушной среде и скорости распро-; Иными странелия звука в этой среде, причем, чем 1 скоростью гого барьера (фит. Л; Л), часто называе мого «звушвым барьером». Наличи* та кого барьера коренным образом изменяет оотекалио самолета потоком воздуха. Если при дозвуковых скоростях полета иод влиянием распространяющихся впере ди самолета ЕОзмушеннй поток воздуха заранее подготовлялся к плавному обте канию контур>в машины, т«» при скоро стях полета, равных скорости распрост ранения возмущения (т. е. скоросгги зву ка). этой подготовки не происходит, и струйки воздуха как бы наталкиваются на движущееся в нем тело. Это привода1 к резкому торможению движения воздуха, т. е. к динамическому удару. словами, самолет, летящий со звука, как бы упирается в | больше будет разность между этими ско-! препятствие! (звуковой барьер), т а резко ; ростямп, считая, что скорость звука будет :увеличивает сопротивление движению са- болыио скорости движения тела, тем! молета и, естественно, вызывает иеобхо- меныио будет сжатие воздуха. j дпмость значительного увеличения мощ- Так как и та и другая скорость есть ; ности силовой устапозкп, двигающей са- величппа переменная, в аэродинамике в ка- •молот. Если мощпость силовой установки начинают распространяться колебания воз духа, выражающиеся в смещепнп его ча стиц. Эти смещения очень малы и зависят от силы источника звука. Такие смещения воздуха, связанные с местными изменениями плотности, возппк- пше благодаря колебанию струны, распро страняясь в пространстве, доходят до на шего уха, воздействуют на наш слуховой аппарат и вызывают ощущение звука. Скорость, с которой распространяются в пространстве смещения, зависит от веще ства, заполняющего пространство, п его температуры. Например, в воздухе скорость звука меньше, чем в воде. Для порма.тьпых атмосферных условий (Т— 15° С) скорость звука равна, примерно, 340 м/сек. и^ти около 1.220 км/час. ^га скорость распространения малых изменений плотности и называется ско ростью звука. Распространяющиеся в среде, например, в воздухе смещения называют звуковой волной (по сходству этого явлонпя с вол- памн па поверхности воды от брошенного в нее камня). Ухо человека воспринимает, как скорость распространения возмущений частоту от 16 до 20 .000 колебанпй в секунду. \ Со скоростью зву ка передаются и вся кие другие возмуще ния воздуха с раз личными частотами, хотя бы человеческое ухо и не воспринима ло их. как звук. Когда мы говорим о скорости звука, то под этим мы попи- маем скорость рас пространения звуко вых возмущепий в воздушной среде. Итак, скорость зву ка есть по что иное, как скорость распро странения возмуще ний в воздушной среде, связанпых спзмепеппем плотности воздуха. Эта скорость зависит, как уже указы валось, от природы и температуры вещест ва, причем понижение температуры приво дит к уменьшению величины скорости звука. Следовательно, па высоте, где тем пература воздуха значительно меньше, ско рость звука будет меньше. Следует отметить, что степень возмуще ния воздуха зависит также от скорости перемещения возбудителя этих возмуще* ний. Действительно, если взять длинный цилиндр, наполненный воздухом (фиг. 1 ) п в одном из его концов произвести в тече ние одной секунды перемещение запираю щего цилиндр поргапя из положения I— I в положение II—И. то очевпдпо, воздух, расположенный перед поршнем, подвергает ся некоторому сжатию. Уплотнение возду ха. передаваясь от частицы к частице, дойдет за время движения поршня, т. е. за одну секунду, до сечелня а — а, ипыми словами, пройдет расстояние, равное по величине адоростн звука. Теперь возьмем опять тот же пплипдп (фиг. Ы 1 ) и передвинем запирающий его поршень из положения I— I в положенно П—И, но вдвое быстрей, т. е. за пол секунды. Тогда уплотнение за это время дойдет до положения б— б. пройдя расстоя ние, равпое половине величины скорости звука, так как цплпидр попрежнему за полнен воздухом, и скорость звука * имеет то же значение, что и рапыпе. Очевидно, что в этом случае (г. е. при большей ско рости движения поршня) уплотнение воз духа будет большим, чем в первом случае, поскольку оно распространяется на мень ший об’ем. Таким образом, сжатие воздуха будет тем больше, чем с большей скоро-тью дви жется в нем тело. Что же пропзойлт в том случае, когда скорость движения пор шня будет больше, чем скорость распрост ранения звука? чсстве показателя сжатия воздуха прлпя- та относительная велпчппа, называемая числом Маха (иногда ее называют числом Берету). Числом Маха пазьгвасгся отношение ско рости движения тела в воздушной среде (скорости полета) к скорости распростра нения звука в ней. Очевпдпо, чем больше будет число Маха, тем меньше будет разпппа между ско ростью потока воздуха (полета) и ско ростью распространения зйука в нем и тем большему сжатию будет подвергаться воз дух при обтгкаппп тела. Постараемся теперь разобрать вопрос*о том, какое влияние будет иметь скорость звука и сжимаемость воздуха на аэродина мические характеристики самолета. Прежде всего разберем случай, когда самолет дви жется со скоростью, .много меньшей, пеже- ли скорость звука.. В этом случае самолет, подобно рас сматриваемому нами поршню, будет произ водить впереди себя возмущение воздуха, которое распространяется в пространстве со скоростью, равной скорости звука, т. е. со скоростью, значительно превышающей скорость движения самолета. В результате этого волна поджатого са молетом воздуха будет все время уходить от самолета, и последппй, имея скорость меньшую, чем скорость распространения создаваемого им возмущепия, ппкогда этой волны пе догонит. Кроме того, распростра няющиеся впереди самолета возмущения подготовляют избегающий поток к встрече двигающегося с дозвуковой скоростью са молета, деформируя струйки воздуха дале ко впереди него и обеспечивая тем самым плавное его обтекание (Фпг. Л: 2). Все это приводит к тому, что возмущение (сжатие) воздуха, вызванное самолетом, ле тящим с дозвуковой скоростью, не вносит почти никаких пзмснепин в обычную аэро динамику самолета, т. с. практически ни какого влияния па движение самолета не оудет настолько велика, что позволит преодолеть сопротивление рассмотренного нами вышо скачка уплотпеиия, то ско рость полета самолета будет превышать скорость распространения звука. В этом случае самолет, вызывающий возникнове ние возмущения воздуха, будет двигаться быстрее, нел: е.ти происходит распростране ние этого возмущения в прострапстве. Что же будет происходит?» с потоком воздуха, обтекающим самолет, летящий со с^ррхзвуковой скоростью?* .<• ‘ .«а* Для выяснения этого вопроса предста вим себе, что в какой-то момепт времени самолет находился в точке « 1 ». (фпг. Лг 41), через нолсекунды — в точ но « 2 » и через секунду — в точке « 3 », Очевидно, за секунду возмущение, воз никшее в точке «Г», распространится во всо сторопы прострапства на расстояние, равное скорости звука «А». Причем, ото расстояние будет меньше, чем путь, прой- лелпый за это время самолетом ( 1 — 3 ). Возмущение, возникшее в точке «2», за то полсекунды, которые понадобились для перемещепия самолета из точки « 2 » в точку «3», распространится во все сто роны на расстояние, равное половине ско рости звука. Таким образом, когда самолет будет на ходиться в точке «3» (и создавать новые возмущения), позади пего останется воз мущенное им же пространство. Очевидно, передней границей, отделяющей возму щенное пространство от- невозмущенного, будет конус, образованный касательными к указанным вышо сферам. Вершиной этого конуса будет самолет, и сам копус будет перемещаться и пространстве со скоростью, равпой скорости пакта само лета. В результате сложения отдельных возмущений, следующих непрерывно одно за другим, на передней границе возму- щотгого пространства, т. е. па образую щей конуса, возмущение будет макси мальным. Образующая будет представлять собой волну боле? плотного воздуха, на зываемого волной Маха. Естественно, что наибольшее уплотненно будет вблизи воз будителя, т. е. вблизи самолета. В диплом случае мы видим, что обра зовавшийся при достижении самолетом оказывает. j звуковой скорости «барьер» с дальнейшим Совершение другую картину мы будем , увеличением скорости полета как бы вы тягивается, подобно упругой пленке (на пример, резины), вы тягивающейся с уве личением па неедав ления. Такие карти ны образования волн Маха при движении тел в воздушном про странство со скоро стью, превышающей скорость звука, псод- нократпо были за фиксированы фото графированием летя щих артиллерийских снарядов (Фпг. .М 5). Как уже упомина лось, величина скоро сти распространения наблюдать в том случае, когда скорость звука при нормальных атмосферных ус- I юлста самолета будет равна скорости j ловиях равна, приблизительно 1.220 звука (число Маха равно 1). км,час., вслит- же скоростей, достигиу- В этом случае, во-первых, пнтонепв-! тьгх современной авиацией, ие прс- ность сжатия воздуха будет значительно вьипают 1.000 км'час. Казалось бы. большей, чм при дозвуковой скорости что говорить о влиянии скорости полета, так как сжатие будет р.гирост- распространения звука на пол-'т сам олета раниться на меиыппй об'ем. В о - зт ф ы х , пока что еще рано. Пшако это предполо- создаинаи самолетом волна поджатого воз- жеине являпт'чт ошибочным. Влияние сжи- духа буд<т распространяться в прострчн- маемости возтуха с г,-пьтается иа скоро- стве с топ же скоростью, с которой _лви-1 стях, значительно усгг?>ттт.\ скорости рас кается самолет. Это приведет к тому! что нростплнения звука (число Маха менъ- виерелп самолета рс? время будет лви- -ше ]). .гаться созданная им же полоса более j —:——------------------ -- ------ * сжатого fПЛОТНО г о )' р г^лутл . Г, ВИТО y n p v - I . Ппп-тпт-.тгг-гттл ) ( •"^1
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz