На страже Заполярья. 1949 год. Июнь.
4 НА С Т Р А Ж Е З А П О Л Я Р Ь Я 10 июня 1949 г., № 135 (3449). На Парижской сессии Совета министров иностранных дел О б с у ж д е н и е б е р л и н с к о г о в о п р о с а ПАРИЖ, 8 тоня. (Спец. корр. ТАСС). J го, что на вчерашнем заседании высказа- Сегодня на заседании Совета .министров I лись .министры западных держав, на сегод- нпострапзых дел председательствовал А. Я. ищшнем заседании первым выступил Вы- .вышлнекнц. Министры продолжали обсуж дение второго пункта повестки дня: «Бер лин и валютный вопрос». Отсутствующего Бевпна заменял лорд Гендерсон. Ввиду то- шипскии, остановившийся па замечаниях, сделанных вчера министрами иностранных дел США, Великобритании и Франции. Выступление А. Д. ВЫШЕНСЕОГО В начале своего выступления Вышин ский напомнил, что Ачесон возражал про тив предложения делегации СССР об 'орга низации комиссии по подготовке и прове дению выборов в Берлине из немцев па паритетных началах, т. е. на основе рав ного представительства советского сектора, с одной стороны, и западных секторов, с другой. Ачесон, а вслед за ним Бевин и Шуман, предлагали, чтобы в комиссию по выборам были введены в равном количестве представители) каждого из четырех секто ров Берлина. — Я думаю, — сказал Вышинский, — что нетрудно убедиться в неосновательно сти позиции, занятой господином Ачесо- ном. Комиссия по выборам, о которой идет речь, должна быть вставлена из предста вителей немецкого населения, а не из пред ставителей оккупационных властей. В предложениях США ог 6 июня говорится, что эта комиссия должна быть составлена вз равного числа представляющих общест венное мнение немцев. Эта комиссия, таким образом, не является органом, представля ющим оккупационные власти, и потому при разрешении ©опроса о формировании этой комиссии нельзя выдвигать такие мо тивы, как равноправие четырех оккупаци онных властей. Что касается принципа равнопргвия оккупационных властей, то советская сторона всегда, когда дело идет об управлении Германией, считает необходи мым применять единственно вовможную четырехстороннюю основу. В данном же случае дело идет о другом — о немецком представительстве, и здесь мы никак не связаны соображениями четырехстороннего порядка. Мы предлагаем положить в основу фор мирования избирательной комиссии из нем цев принцип паритета. Я уже говорил, за щищая это предложение, что Берлин по существу расколот на две часта и что с эшм фактом нужно считаться. Ачесон на стаивает на том, чтобы в комиссию были введены представители от каждого сектора Берлина в ранном количестве. Но немецкое население, живущее в трех западных сек торах Берлина, не разделено какими-либо межсекторными административными пере городками. Наоборот, нам неоднократно го ворили, что три западных сектора пред ставляют собою единое целое и в экономи ческом и в административном отношениях. Известно, что в этих трех секторах имеется Г :ая полиция, единая банковская систе- едипый транспорт, управляемый пз од ного «трехсекторного» центра, единое уп равление промышленностью трех секторов. Там есть единый магистрат, причем выбо ры в этот магистрат проводились по еди ным спискам для всей западной части Бер лина, а не для каждого сектора в отдель ности. Поэтому ничем не может быть оп равдано требование образовать общебер линскую комиссию по выборам не из пред ставителей этих двух частей, на которые фактически расколот Берлин, а из разного количества представителей от каждого сектора. v Такое требование делегации США и под держивающих ее делегаций Англии и Фран ции можно объяснить лишь стремлением обеспечить в подготовке и проведении вы боров преимущественное положение за представителями западных секторов Бер лина; ири этом, очевидно, имеется в виду, что эти представители должны представ лять в действительности не немецкое насе ление этих секторов, а оккупационные власти в лице комендантов каждого от дельного сектора. Вышинский подчеркнул, что в условиях, в которых находится сейчас Берлин, един ственно разумным и справедливым принци пом образования избирательной комиссии является принцип паритета, а не какой- либо другой принцип. Этот принцип и пред лагает делегация СССР положить в основу образования избирательной' комиссии. Далее Вышинский коснулся возражения Ачесона, Бевнна и Шумана против совет ского предложения о том, чтобы общест венным организациям было предоставлено право выдвигать своих кандидатов на вы борах в городское собрание Берлина. — Ачесон согласен с тем, — сказал Вы шинский, — чтобы члены общественных организации имели право, как он сказал, «маршировать с флагами и значками по улице», но предоставить этим организа циям право выдвигать своих кандидатов в городское собрание ни он, ни г-н Бевин, ни г-н Шуман не согласны. В оправдание такой позиции противники советского предложения не представили ни одного серьезного аргумента. Ачесон сказал лишь, что он протпв такого «маскарада», считая, повидимому, что выдвижение общественны ми организациями своих кандидатов имеет пелью замаскировать действительный смысл и значение такого выдвижения. Ко нечно, это неубедительно е даже не серьезно. Общественные организации — есть общественные организации. Каждая из них пмеет свою программу, имеет свое общественное лицо. Каждым своим дей ствием и всей своей деятельностью в целом та или иная общественная организация де монстрирует эту программу и свое общест венное лицо. * 0 каком же «маскараде» в таком случае может или речь? • Возникает, однако, естественный во прос: почему же общественным организа циям хотят отказать в праве выдвигать своих кандидатов на муниципальных вы борах? Q Ответ может быть лишь один, ато мож но об’яснить лишь стремлением ограни чить участие в выборах широких другов ГМ 1575135 берлинского населения. Хотят ограничить их инициативу и снизить пх активность, чтобы легче было провести своих кандида тов и чтобы легче затем было использовать муниципалитет в своих политических це лях. Вышинский напомнил, что Шуман 3 июня на заседании Совета министров иностранных дел подчеркнул, что дело идет не о городских выборах, а о политических выборах. Шуман подчеркнул также, что в результате выборов в Берлине будет орга низовало фактически «учредительное соб рание», призванное выработать конститу цию, причем эта конституция, якобы, не должна быть чисто муниципальной. — Не здесь ли, — спросил Вышинский, — пужно пс-кать ответ па вопрос о том, почему прп создании берлинского му ниципалитета западные державы пе хотят уделить должное внимание вопросам, свя занным с огранпзацпей муниципального хозяйства, таким, как снабжение берлин-* ского населения топливом, продовольстви ем, электроэнергией, водой, -как забота о просвещении, больницах и т. д.? Всэ эти вопросы онп оставляют в стороне, сосре дотачивая внимание на проблемах полити ческого характера и представляя сам бер линский муниципалитет чем-то вроде «учредительного собрания». Конечно, на долю политических партий должна выпасть наиболее ответственная и руководящая роль при проведении выборов в берлинский муниципалитет. Но если пра вильно понимать задачу муниципальных выборов, то нельзя отстранять обществен ные организации от активного участия в проведении этих выборов. Им должно быть предоставлено право выдвигать своих кан дидатов, а не только устраивать прогулки по улицам с флагами и значками. Общест венные деятели, выдвигаемые этими ор ганизациями, могут прппестп своим опы том и знанием дела большую пользу; опи могут и должны быть лучшими строителя ми новой жизни города, особенно такого,, как Берлин, являющийся столицей Герма нии. Вот почему советская делегация отстаи вает право общественных организаций на выдвижение кандидатов в берлинское го родское собрание и рассматривает отказ от предоставления им такого права, как на рушение демократических порядков. Далее Вышинский перешел к предложе нию делегаций западных держав об исклю чении из временной конституции Берлина статьи тридцать шестой, в которой гово рится, что все постановления городского собрания депутатов и муниципалитета должны находиться в соответствии с зако нами и приказами союзных властей в Гер мании, союзной комендатуры Большого Берлина и должны утверждаться послед ней. Требуя исключения статьи тридцать шестой, делегации США, Англии и Франции стремятся представить дело таким образом, что они выступают за расширение прав и полномочий городского собрания и маги страта и за ограничение компетенции ко мендатуры. — Так ли это в действительности? — сказал Вышинский. — Обратимся ко всем известному подписанному в Вашингтоне в апреле 1949 года так называемому окку пационному статуту трех держав в отно шении Германии и к особому оккупацион ному статуту для Берлина, утвержденному тремя державами 14 мая 1949 года. Если внимательно ознакомиться с этими двумя документами и особенно со статутом для Берлина, то оказывается, что трехсторон няя Межсоюзная комендатура получает очень широкие полномочия. В компетенцию трехсторонней комендатуры входят и разо ружение, и репарации, и реституция, и декартелизация, и вопрос о перемешенных лицах, и надзор за внешней торговлей и за обращением иностранной валюты, п кон троль над соблюзением временной консти туции Берлина 1946 года, и контроль за внутренними делами, и ряд других вопро сов. В полномочия комендатуры входят и контроль над берлинской полицией, и над зор за банковским делом п за кредитной политикой и т. д. и т. п. Таким образом1, все существенные вопросы, касающиеся Берлина, не отнесены к компетенции одно го лишь магистрата, а подлежат ведению также трехсторонней Межсоюзной коменда туры. Такова линия, которая проводится и сейчас в предложениях делегации США. Разница заключается лишь в редакции формулировок. Согласно этим предложениям, союзная комендатура должна давать директивы бер линским властям по целому, ряду вопросов, при этом, когда говорится о разоружении и демилитаризации, в компетенцию комен датуры включается контроль над научной работой п контроль над ограничениями в отношении промышленности и граждан ской авиации. Далее предусматривается, что компетенция комендатуры будет рас пространена на репарации, реституцию, декартелизацию, деконцентра/цию и т. д. Во всех этих областях муниципалитет не будет иметь права действовать самостоя тельно. Согласно второму пункту американских предложений, немепким властям Большого Берлина предоставляется ряд полномочий, однако, как сказано в этом пункте, комен датура сохраняет за собой право «действо вать непосредственно» и в этой области. Такпм образом, берлинский магистрат не получает права действовать самостоятель но п в отношении тех вопросов, которые указаны во втором пункте американских предложений. Имеются еще три категории вопросов, в отношении которых берлинские власти, согласно американским предложениям, так же не в праве действовать самостоятельно: шеиия были прппяты по 70 пз 199 рас смотренных вопросов, что составляет 35 процентов. Не удалось придти к соглаше нию по 5 вопросам из 199, что составляет 2,5 процента. Значительное количество вопросов было передано па дальне&гл внесение поправок к временной констпту - 1 согласование. цпп, принятие новой конституции и зане сение последующих к пей поправок. — Таковы вопросы, — заключил Вы- — Далее, в 1947 п в 19}48 гг., как из вестно, дела пошли хуже, — сказал Вы- шппокпй. — Чем же это об’ясняется? Оче- шипский, — в разрешении которых бер - 1 шото, оо’ясшггь это методом нельзя, по- лппский магистрат, согласно предложепп- i скольку прп том же методе раньше достп- ям США, должен быть связан с коптролем гались хорошие результаты. Причина Межсоюзной комендатуры или просто «не-: в т°й политической атмосфере, которая посредственной деятельностью» коменда - 1 окружала работу Межсоюзной комендату- туры, которая будет принимать по всем Ры* Поэтому я считаю, что те критические этим вопросам известные решения. замечания, которые были направлены своим Здесь представители западных делегаций острием протпв метода единогласия, как указывали, что американские нредложе- основы работы Межсоюзной комендатуры, пня якобы имеют то преимущество, что '• неправильны. онп передают известный круг вопросов ка : Отметив, что делегации западных дер- полное усмотрение берлинского магистрата ж а5 выступают против этого метода, кото- с тем, чтобы магистрат решал эти вопросы Ры^ сцх П°Р был ирипят и который яв- без какого-либо участия со стороны Меж- ляется единственно правильным, Вышпп- союзпой комендатуры. Правильна ли такова постановка вопро-! са? скип заметил: — Принцип единогласия не устраивает Мы считаем, что она принципиально идет о четырехстороннем контроле. Нм^ неправильна. Межсоюзная комендатура не однако, нравится тот принцип, который может безразлично относиться к таким во- •сформулирован в трехстороннем согла- просам, как снабжение Берлина продсволь- nieirnu о контроле, подписанном в Вашинг- ствием, топливом, электроэнергией, водой тоне в апреле 1949 г. Я имею в виду метод газом; как состояние городского транспор та. Все эти вопросы затрагивают сущест венные пужды паселеппя. Поэтому Меж- представптелеи трех держав, когда р.-‘чь мендатуры. Отношения между Межсоюзной так называемого «пропорционального голо сования»,. когда представители союзных держав получают право голоса в 2 аг>и-. смотреть, так как его постановления уг- союзная комендатура обязана проявлять симости от того, какие суммы они вклады - 1 рожают тем. что «может отановпться вся к ним серьезное внимание. Она не в праве упускать их из своего поля зрения. — Утверждения решений магистрата и контроль, — продолжал Вышинский, — не ограничивают компетенцию магистрата, опп представляют собою лишь форму помо щи магистрату. 0 контроле, конечно, мож но судить различно. Можно представить себе контроль в деле формального чинов ничьего наблюдения за тем. что делается, в виде чиновничьего штемпелевания без души и заинтересованности. Это, действи тельно, способно затормозить всякую жизнь. Но может быть и иной контроль — активный и благожелательный, помогаю щий контролируемому органу лучше дей ствовать, лучше работать. Мы понимаем контроль именно так: это — живое со трудничество контролирующей инстанции с нижестоящей, находящейся под kohtdo - лем. Это — содействие и помощь органу, несущему известную ответственность за решение тех пли иных задач. В пункте 1 устава Межсоюзной коменда туры 1946 года сказано: «Функции комен датуры заключаются в регулировании всех городских дел, являющихся общей заботой оккупирующих держав, и контроль над дея тельностью немецких городских властей». Здесь слово «контроль» не случайно связа но со словом «забота». Касаясь попыток Ачесона представить дело таким образом, будто бы советские предложения продиктованы •стремлением обеспечить широкое применение «вето» в практике Межсоюзной комендатуры, Вы шинский показал беспочвенность подобных Заявлений. — Вчера г-н Ачесон говорил: «Я не хо чу, чтобы к результатам выборов, которое будут происходить в Берлине, применя лось «вето», как это было в 1946 году». Г-н Ачесон,—сказал Вышинский, обра щаясь к государственному секретарю США, — такого факта не было, и результаты выборов 1946 года никакому «вето» ни когда не подвергались. Вышинский процитировал протокол 30-го заседания комендатуры от 5 ноября 1946 года,, в котором изложен ход выборов п дана оценка этих выборов со стороны комендантов. В протоколе, в частности, сказано: «Американский представитель согласен с председателем (председательст вовал советский представитель) в оценке работы проверочных групп. По его мнению, успех этих выборов отражает решимость союзников провести то, что называется действительно демократическими выбора ми». Далее в протоколе указывается, что выборы были организованы хорошо, и что руководители, проводившие выборы, спра вились с работой. Американский предста витель заявил, что выборы базировались на процедуре, предусмотренной заново создан ной временной конституцией Берлина. Он сказал, что эта выборы явились образцом применения демократических методов и что они могут быть выгодно сравнены с выборами в любой демократической стра не. Это мнение разделили коменданты ан глийского, французского п советского сек торов. Председательствовавший советский комендант констатировал общее согласие с тем, что выборы пропшг организовано и что демократические принципы были соб людены. — Таким образом, — сказал Вышин ский, — налицо согласованное, положи тельное мнение всех четырех комендантов о ходе выборов 1946 года. Ясно, что заяв ление г-на Ачесона о каком-то «вето» в отношении результатов выборов 1946 года лишено основания. Вышинский подчеркнул, что та система четырехстороннего контроля над проведе нием выборов, которая была проведена в 1946 году, не только не создала какого-то тупика, о чем говорил, между прочим, Шу ман, но, наоборот, обеспечила успех про ведения этих выборов. Далее Вышинский огласил цифры, наг лядно показывающие, что метод единогла сия отнюдь не является препятствием в работе комендатуры. Опираясь на этот ме тод, Межсоюзная комендатура в 1945 и 1946 годах успешно разрешила стоявшие перед ней задачи. Так, в 1945 году Межсо юзная комендатура рассмотрела 217 вопро сов, причем по 167 вопросам были при няты согласованные решения. Таким обра зом, почти 73 процента вопросов, рассмот ренных комендатурой, были разрешены на основе принципа единогласия. Коменданты не пришли к согласию лишь по 9 пз 217 рассмотренных вопросов, что составляло лишь 4 процента. В 1946 году картина несколько изменилась: согласованные ре- вают в оказание так называемой «помощи» Западной Германии. При этом ио известной группе вопросов решающее слово пред ставляется одному лишь партнеру — Сое диненным Штатам Америки. Такая система голосования изображается как «движение вперед», как последнее слово демократии? Об этом «пропорциональном голосова нии» с оговоркой о решающей роли в оп ределенных случаях Соединенных Штатов следует напомнить тем, кто склонен рас сматривать применение принципа едипо- гласпя как «нарушение демократических прппцппов». Особенно следует напомнить об этом тем, кто любит кстати п не кста ти утверждать, будто бы защитники прин ципа едпногласпя добиваются того, чтобы один мог навязывать свою волю трем. Далее Вышинский остановился на за явлении Шумана о том, что предложения полпом соответствии с времеппой копстп - 1 — Я процитировал ^.т-есь то. что было туцпей Большого Берлппа. j сказано г. Ачесоном, следовательно, nei04- Г-ну Бевпну должен быть известен этот ность зависела не от меня. Что же касает- документ. Остается, однако, непонятным,; ся назначения лип, о которых оп говорил, почему г-н Бевпп счел возможным птпори- то по поводу наиоолее крупного пз них ровать тот факт, что контроль над Межсо-: Ройтера я могу напомнить оо одном немало- юзной комендатурой распространяется , важном факте. 1Ь марта 1J47 года на за лить на точно определенный друг иаг.па - седании комепдаптов осуждалось заявле ние четырехстороннего подкомитета ло электроэнергии, который единогласно ре шил снять Роитерз с работы, па которой он тогда находился (Ройтер был началь ником крупного отдела берлинского маги страта). Это решение было принято пред ставителями всех четырех комендаптов в связи с тем, что Ройтер не выполнил при каза союзной комендатуры и сделал лжи вое выступление в прессе, в котором оп пыта.тся дискредитировать союзные окку пационные власти. Естественно, _что, ког да встал вопрос о назначении Ройтера на более высокий пост — на пост мэра Бер лина, советская часть комендатуры возра жала протпв этого. Она справедливо счи тала, что Ройтер является непадежным человеком, поскольку представители четы рех комепдаптов в подкомитете признали его неподходящим даже для должности начальника траспортиого отдела. Таким об разом. ©та личность едва ли заслуживает того, чтобы приводить протест советского коменданта против его назначения в каче стве образца несправедливости. Касаясь вопроса, поставленного Ачесо ном. Вышинский напомнил, что ответ на пего дан советскими предложениями уже несколько дней тому назад. Советская де легация отстаивала и отстаивает принцип едпногласпя прп решении всех вопросов, входящих в компетенцию Межсоюзной комендатуры. — Со своей стороны, — продолжал Вышинский, — я хочу спросить г. Ачесо- па: Правда пли неправда, что по трех стороннему соглашению оккупационные чешгй п увольнений должпостпьгх лпц, пе речисленных в документе Л: 56. Касаясь заявлений Бевпна о том. буд то бы право опротестования решений муни ципалитета и городского собрания, преду смотренное советскими предложениями, «способпо остаповпть всю муниципальную жизнь большого города», Вышинский ска зал: — Это замечание т-на Бевпна также можио отнести к преувеличениям, которые он нередко допускает в пылу полемики. «Чтобы убедиться в этом, следует пФмнить ту часть нашего предложения, где гово рится, что в случае разногласий по поводу протеста, вопрос переносится комепдантами в вышестоящую инстанлию. как этого тре бует статья третья устава Межсоюзной ко- комепдатурой и берлинским магистратом строились па основе этого устава в течение ряда лет. Мы нп разу не слышали никаких протестов по иовогу этого устава. Кякто пе пг тлагал внести в него изменения, ни кто не говорил, что устав не отвечает тре бованиям времени и что его нужно пере- жпзнь большого города». Если бы г-н Бевин не забыл о том. что существует устав Межсоюзной комендату ры, в котором имеются соответствующие, регулирующие данный вопрос правила, п предварительно ознакомился бы с этим уставом, оп избежал бы допущенных им ошибок. В заключение Вышинский сказал: — Советская делегация предлагала и . власти западных секторов Берлина смогут предлагает восстановить Межсоюзную ко мендатуру па основе ее устава, утвержден ного четырьмя державами в 1946 году и оправдавшего себя на практике. Советская делегация предлагала и предлагает восста новить общеберлинекпй магистрат, прсведя свободные выборы па основе избиратель ного закона 1946 года с поправками, кото рые нужно внести в этот закон в соответ ствии с измелившимися обстоятельствами, делегации СССР представляют собою шаг jН€ сужая. а углубляя выраженные в меж- пазад, к 1946 году. — Кажется, все согласились, — заме тил Вышинский, — что выборы необходи мо провести на основе избирательного зз- кона 1946 года и что берлинский магист рат должен действовать на основе врямеп- ной конституции 1946 года. Таким обра зом, разговоры о том, будто бы советская делегация пытается «тянуть назад», совер- щенно неосновательны п беспочвенны. Г-н Шуман заявил, что общая характе ристика позиции советской делегации сос тоит в том, чтобы открыто п сознательно предложить отойти назад к 1946 пли даже ir 1945 году. Это, конечно, карикату ра на советские предложения, совершенно не отвечающая действительности. Но все же интересно, что значит «отойти назади? Еслп послушать г-на Шумана, то кажется, что шагом пазад является выполнение решений, принятых на Потсдамской кон ференции. Если следовать мнению г-на Шумана, то выходит, что нарушать меж дународные обязательства, принятые 1945 году, значит двигаться вперед, а требовать выполнения этих обязательств — значит двигаться назад. Но если так свободно обращаться с меж дународными обязательствами, то как можно в таком! случае оправдать положе ние той державы, которая именно в силу международного соглашения, заключенного в 1945 году, участвует в контрольном со вете и осуществляет свою оккупационную власть в отношении Германии па основе этого соглашения? Положение такой дер жавы можно оправдать только исходя пз указанного международного соглашения и из вытекающих пз него обязательств, хотя это соглашение и было заключено почти четыре года пазад. Поэтому мы вправе еще раз напомнить об этих обязательствах п. более того, на стаивать на пх выполнении, хотя бы они относились к 1945 году или даже к более ранпему периоду. Утверждать, что отрицание принципов Потсдамского соглашения и проведение мероприятий, нарушающих это соглаше ние, является движением вперед, а тргбо- ваппе соблюдать это соглашение является движением назад, — это значит перепу тать все понятия... Касаясь заявления Шумана о том, что сохраняющаяся до сих пор система союз ного контроля «привела к тупику», Вы шинский сказал: — Еслп говорить о тупике и о причи нах тупика, то должно быть ясно, что та кие причины лежат в политике сепарат ных мероприятий, нашедшей свое выраже ние в целом ряде раскольнических дейст вий западных держав. Если говорить о том, как найти выход пз тупика, то сделать это можно, лишь ликвидировав эту рас кольническую политику. Для этого нужно твердо стать на путь политики, направ ленной на обеспечение единства Германии, на преобразование Германии в единое ми ролюбивое демократическое государство. Перейдя к выступлению Бевина, Вы- шпнекий констатировал, что Бевин допу стил, говоря мягко, явное преувеличение, когда заявил, что предложение делегации СССР пмеет в виду контроль Межсоюзной комендатуры над назначением и увольнени ем «любого служащего». Вышинский на- помппл, что в советском предложении речь идет лишь о контроле над назначением и увольнением руководящего соста ва общеберлинского городского управле ния. Круг таких лиц был определен четы рехсторонним соглашением в документе 56 от 1947 года. Он производится в { дународных соглашениях принципы, на которых должна строиться жизнь и дея тельность общеберлинского муниципали тета и Межсоюзной комендатуры Берлина. Советская делегация уверена, что приня тие предложений правительства СССР, ко торые она здесь защищает, поможет уре гулированию берлинского вопроса, прибли зит нас к заключению мирного договора с Германией и ускорит осуществление зада чи преобразования Германии в единое ми ролюбивое демократическое государство. * * * Выступившие после Вышинского Аче сон, Шуман и лорд Гендерсон, замеща ющий Бевпна, не представили каких-либо существенных доводов в защиту американ ских предложений, поддерживаемых также делегациями Великобритании и Франции. Они вновь и вновь повторяли заявления о том, что советские предложения якобы представляют собой «шаг назад», что они будто бы имеют целью подчинить всю дея тельность городского самоуправления в Берлине «вето» одной из оккупационных держав. Ачесон, пе будучи в состоянии опро вергнуть приведенных Вышинским доку ментальных данных о том, что никакого «вето» не применялось прп проведении выборов 1946 года, как это хотел изобра зить государственный секретарь США, ска зал, что его «неправильно поняли». Аче сон заявил, что он имел в виду протест со ветского коменданта протпв назначения некоторых руководящих работников маги страта, в частности Ройтера, выдвигавше гося в 1947 году на пост мэра Берлина. Ачесон повторил заданный им вчера Вы шинскому. вопрос: «Правда или нет, что, согласно советскому предложению, любое решение муниципалитета Берлина может подлежать «вето» любой из оккупиру ющих держав?». Шуман, касаясь заявления Вышинского о том, что контроль Межсоюзной коменда туры над действиями магистрата должен иметь целью заботу и помощь немецкому населению Берлина, заявил: «Роль окку пирующих держав состоит не в том, чтоОы защищать интересы германского народа, а в том, чтобы подготовлять мир». Касаясь заявления Вышинского, что возвращение к Потсдаму нельзя изобра жать в виде движения назад, Шуман туман но изложил свою позицию по этому вопро су, заявив: — Я не хочу отказываться от заклю ченных соглашений. Но в любых соглаше ниях есть две вещи: во-первых, принци пы^ а, во-вторых, методы, применять ко торые не всегда необходимо в одном п том же виде. К категории методов относится вопрос об об’еме и организации контроля, который мы должны осуществлять... По скольку. положение в Германии меняется, должны меняться и методы контроля. Лорд Гендерсон повторил вчерашнее за явление Бевина о том, что осуществление советских предложений о праве коменда туры утверждать назначение, перемещение и увольнение руководящих работников об щеберлинских органов управления якобы может повести к тому, что остановится вся муниципальная жизнь в городе. С ответом на выступления представите лей западных держав выступил Вышин ский. Касаясь замечания Ачесона о том, что он имел в виду не применение «вето» со ветским комендантом в Берлине в отноше нии выборов 1946 года, а протест совет ского коменданта против назначения на руководящие посты в магистратуре неко торых лиц, в том числе Ройтера, Вышин ский сказал: взять в свои руки в любое время всю пол ноту власти в этих секторах, отобрав ее у магистрата? Отвечая па этот вопрос, я мог бы скапать г. Ачесопу, что ответ па него содержится в пункте 3-м оккупационного статута западных сектовов Берлина. По поводу замечания Шумана о том, что пужно «различать пршпщпы и .методы», Вьнпштскпй сказал: — Прпппипы и методы надо различать, но не следует забывать, что в основе мето дов должны лежать какие-то принципы. В частности, в основе метода четырехсторон него союзного контроля, установленного .международными соглашениями, лежит принцип единогласного решения. Прп этом следует иметь в виду, что принципы опро кидывают, ссылаясь на то, что они хоро ши, по якобы пе могут быть проведены в жпзнь п что плохи методы, при помощи которых осуществляются эти принципы. Касаясь заявления Шумана о том, что рать оккупационных властей заключается не в том, чтобы защищать интересы гер манского паоода, а в том, чтобы подгото вить Вышинский заметил: — Подучается довольно странное поло-, жение. Выходит как будто бы так, что интересы германского народа и подготовка мирз не совпадают. Выходит, что мир, ко торый западные державы хотели бы под готовить для Германии, не соответствует интересам германского народа. С такой по становкой .вопроса нельзя согласиться. Мы считаем, что мио, который мы должны потготовить для Германии, это — демокра тический мир, отвечающий интересам всех миролюбивых пародов, отвечающий инте ресам п германского народа. Другой поста- нос^ги вопвоса быть не может. Дальнейший обмен мнениями не внес ничего нового в дискуссию но обсуждаемо му вопросу. Представители западных дер жав повторяли свою аргумента/шло протпв принципа единогласия в Межсоюзной ко мендатуре, неоднократно опровергнутую с советской стороны, и вновь пытались пред ставить дело таким образом, будто бы они выступают зч расширение прав немцев по удгпзвленпго Берлином. Однако, отвечая па вопрос , прямо по ставленный Вышинским, Ачесон вынужден был признать, что так называемый олпгу- палионпытт статут в запахнем секторе Бер лина предусматривает, что полномочия, предоставленные немепким органам, могут быть в любое время взяты комендантами этих секторов. На этом заседание Совета министров иностранных дел, дтоодолжатопееся четыре с полортптлн часа, было закрыто. Завтра Совет министров иностранных дел продолжит обсуждение берлинского вопроса. — 0 -> К СОЗДАНИЮ ЕДИНОГО ДЕМОКРАТИЧЕСКОГО ОТЕЧЕСТВЕННОГО ФРОНТА КОРЕИ ПХЕНЬЯН, 8 июня. (ТАСС). Вчера в Пхеньяне состоялось второе заседание подготовительной комиссии по созданию единого демократического фронта (ЕДОФ). Кореи; в заседании участвовали предста вители 53 политических партий и обще ственных организаций Кореи, уже изъя вивших желание принять участие в соз дании ЕДОФ. - О - ; НЕМЕЦКИЙ НАРОД ТРЕБУЕТ ОСВОБОЖДЕНИЯ МАКСА РЕЙМАНА БЕРЛИН, 8 июня. (ТАСС). Согласно со общению агентства АДН, 6 июня у Зда ния, где заключен Макс Рейман, собралась огромная демонстрация молодежи, требо вавшая немедленного освобождения Рейма на. Как сообщает далее агентство АДН, ра бочие заводов советской зоны оккупация Германии, в частности, резиновой фабрики «Риза» и фаянсовой фабрики в Дрездене, а также 200 тысяч горняков советской зоны выступили с требованием освобожде ния Реймана. у v АДРЕС РЕДАКЦИИ И ИЗДАТЕЛЬСТВА: Ваеяга, Мурманской облаете, уд. Полярнаа 51. Заказ № 135 Ответственный редактор Н. ЮДИН.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz