На страже Заполярья. 1949 год. Июнь.

4 НА С Т Р А Ж Е З А П О Л Я Р Ь Я 10 июня 1949 г., № 135 (3449). На Парижской сессии Совета министров иностранных дел О б с у ж д е н и е б е р л и н с к о г о в о п р о с а ПАРИЖ, 8 тоня. (Спец. корр. ТАСС). J го, что на вчерашнем заседании высказа- Сегодня на заседании Совета .министров I лись .министры западных держав, на сегод- нпострапзых дел председательствовал А. Я. ищшнем заседании первым выступил Вы- .вышлнекнц. Министры продолжали обсуж­ дение второго пункта повестки дня: «Бер­ лин и валютный вопрос». Отсутствующего Бевпна заменял лорд Гендерсон. Ввиду то- шипскии, остановившийся па замечаниях, сделанных вчера министрами иностранных дел США, Великобритании и Франции. Выступление А. Д. ВЫШЕНСЕОГО В начале своего выступления Вышин­ ский напомнил, что Ачесон возражал про­ тив предложения делегации СССР об 'орга­ низации комиссии по подготовке и прове­ дению выборов в Берлине из немцев па паритетных началах, т. е. на основе рав­ ного представительства советского сектора, с одной стороны, и западных секторов, с другой. Ачесон, а вслед за ним Бевин и Шуман, предлагали, чтобы в комиссию по выборам были введены в равном количестве представители) каждого из четырех секто­ ров Берлина. — Я думаю, — сказал Вышинский, — что нетрудно убедиться в неосновательно­ сти позиции, занятой господином Ачесо- ном. Комиссия по выборам, о которой идет речь, должна быть вставлена из предста­ вителей немецкого населения, а не из пред­ ставителей оккупационных властей. В предложениях США ог 6 июня говорится, что эта комиссия должна быть составлена вз равного числа представляющих общест­ венное мнение немцев. Эта комиссия, таким образом, не является органом, представля­ ющим оккупационные власти, и потому при разрешении ©опроса о формировании этой комиссии нельзя выдвигать такие мо­ тивы, как равноправие четырех оккупаци­ онных властей. Что касается принципа равнопргвия оккупационных властей, то советская сторона всегда, когда дело идет об управлении Германией, считает необходи­ мым применять единственно вовможную четырехстороннюю основу. В данном же случае дело идет о другом — о немецком представительстве, и здесь мы никак не связаны соображениями четырехстороннего порядка. Мы предлагаем положить в основу фор­ мирования избирательной комиссии из нем­ цев принцип паритета. Я уже говорил, за­ щищая это предложение, что Берлин по существу расколот на две часта и что с эшм фактом нужно считаться. Ачесон на­ стаивает на том, чтобы в комиссию были введены представители от каждого сектора Берлина в ранном количестве. Но немецкое население, живущее в трех западных сек­ торах Берлина, не разделено какими-либо межсекторными административными пере­ городками. Наоборот, нам неоднократно го­ ворили, что три западных сектора пред­ ставляют собою единое целое и в экономи­ ческом и в административном отношениях. Известно, что в этих трех секторах имеется Г :ая полиция, единая банковская систе- едипый транспорт, управляемый пз од­ ного «трехсекторного» центра, единое уп­ равление промышленностью трех секторов. Там есть единый магистрат, причем выбо­ ры в этот магистрат проводились по еди­ ным спискам для всей западной части Бер­ лина, а не для каждого сектора в отдель­ ности. Поэтому ничем не может быть оп­ равдано требование образовать общебер­ линскую комиссию по выборам не из пред­ ставителей этих двух частей, на которые фактически расколот Берлин, а из разного количества представителей от каждого сектора. v Такое требование делегации США и под­ держивающих ее делегаций Англии и Фран­ ции можно объяснить лишь стремлением обеспечить в подготовке и проведении вы­ боров преимущественное положение за представителями западных секторов Бер­ лина; ири этом, очевидно, имеется в виду, что эти представители должны представ­ лять в действительности не немецкое насе­ ление этих секторов, а оккупационные власти в лице комендантов каждого от­ дельного сектора. Вышинский подчеркнул, что в условиях, в которых находится сейчас Берлин, един­ ственно разумным и справедливым принци­ пом образования избирательной комиссии является принцип паритета, а не какой- либо другой принцип. Этот принцип и пред­ лагает делегация СССР положить в основу образования избирательной' комиссии. Далее Вышинский коснулся возражения Ачесона, Бевнна и Шумана против совет­ ского предложения о том, чтобы общест­ венным организациям было предоставлено право выдвигать своих кандидатов на вы­ борах в городское собрание Берлина. — Ачесон согласен с тем, — сказал Вы­ шинский, — чтобы члены общественных организации имели право, как он сказал, «маршировать с флагами и значками по улице», но предоставить этим организа­ циям право выдвигать своих кандидатов в городское собрание ни он, ни г-н Бевин, ни г-н Шуман не согласны. В оправдание такой позиции противники советского предложения не представили ни одного серьезного аргумента. Ачесон сказал лишь, что он протпв такого «маскарада», считая, повидимому, что выдвижение общественны­ ми организациями своих кандидатов имеет пелью замаскировать действительный смысл и значение такого выдвижения. Ко­ нечно, это неубедительно е даже не­ серьезно. Общественные организации — есть общественные организации. Каждая из них пмеет свою программу, имеет свое общественное лицо. Каждым своим дей­ ствием и всей своей деятельностью в целом та или иная общественная организация де­ монстрирует эту программу и свое общест­ венное лицо. * 0 каком же «маскараде» в таком случае может или речь? • Возникает, однако, естественный во­ прос: почему же общественным организа­ циям хотят отказать в праве выдвигать своих кандидатов на муниципальных вы­ борах? Q Ответ может быть лишь один, ато мож­ но об’яснить лишь стремлением ограни­ чить участие в выборах широких другов ГМ 1575135 берлинского населения. Хотят ограничить их инициативу и снизить пх активность, чтобы легче было провести своих кандида­ тов и чтобы легче затем было использовать муниципалитет в своих политических це­ лях. Вышинский напомнил, что Шуман 3 июня на заседании Совета министров иностранных дел подчеркнул, что дело идет не о городских выборах, а о политических выборах. Шуман подчеркнул также, что в результате выборов в Берлине будет орга­ низовало фактически «учредительное соб­ рание», призванное выработать конститу­ цию, причем эта конституция, якобы, не должна быть чисто муниципальной. — Не здесь ли, — спросил Вышинский, — пужно пс-кать ответ па вопрос о том, почему прп создании берлинского му­ ниципалитета западные державы пе хотят уделить должное внимание вопросам, свя­ занным с огранпзацпей муниципального хозяйства, таким, как снабжение берлин-* ского населения топливом, продовольстви­ ем, электроэнергией, водой, -как забота о просвещении, больницах и т. д.? Всэ эти вопросы онп оставляют в стороне, сосре­ дотачивая внимание на проблемах полити­ ческого характера и представляя сам бер­ линский муниципалитет чем-то вроде «учредительного собрания». Конечно, на долю политических партий должна выпасть наиболее ответственная и руководящая роль при проведении выборов в берлинский муниципалитет. Но если пра­ вильно понимать задачу муниципальных выборов, то нельзя отстранять обществен­ ные организации от активного участия в проведении этих выборов. Им должно быть предоставлено право выдвигать своих кан­ дидатов, а не только устраивать прогулки по улицам с флагами и значками. Общест­ венные деятели, выдвигаемые этими ор­ ганизациями, могут прппестп своим опы­ том и знанием дела большую пользу; опи могут и должны быть лучшими строителя­ ми новой жизни города, особенно такого,, как Берлин, являющийся столицей Герма­ нии. Вот почему советская делегация отстаи­ вает право общественных организаций на выдвижение кандидатов в берлинское го­ родское собрание и рассматривает отказ от предоставления им такого права, как на­ рушение демократических порядков. Далее Вышинский перешел к предложе­ нию делегаций западных держав об исклю­ чении из временной конституции Берлина статьи тридцать шестой, в которой гово­ рится, что все постановления городского собрания депутатов и муниципалитета должны находиться в соответствии с зако­ нами и приказами союзных властей в Гер­ мании, союзной комендатуры Большого Берлина и должны утверждаться послед­ ней. Требуя исключения статьи тридцать шестой, делегации США, Англии и Франции стремятся представить дело таким образом, что они выступают за расширение прав и полномочий городского собрания и маги­ страта и за ограничение компетенции ко­ мендатуры. — Так ли это в действительности? — сказал Вышинский. — Обратимся ко всем известному подписанному в Вашингтоне в апреле 1949 года так называемому окку­ пационному статуту трех держав в отно­ шении Германии и к особому оккупацион­ ному статуту для Берлина, утвержденному тремя державами 14 мая 1949 года. Если внимательно ознакомиться с этими двумя документами и особенно со статутом для Берлина, то оказывается, что трехсторон­ няя Межсоюзная комендатура получает очень широкие полномочия. В компетенцию трехсторонней комендатуры входят и разо­ ружение, и репарации, и реституция, и декартелизация, и вопрос о перемешенных лицах, и надзор за внешней торговлей и за обращением иностранной валюты, п кон­ троль над соблюзением временной консти­ туции Берлина 1946 года, и контроль за внутренними делами, и ряд других вопро­ сов. В полномочия комендатуры входят и контроль над берлинской полицией, и над­ зор за банковским делом п за кредитной политикой и т. д. и т. п. Таким образом1, все существенные вопросы, касающиеся Берлина, не отнесены к компетенции одно­ го лишь магистрата, а подлежат ведению также трехсторонней Межсоюзной коменда­ туры. Такова линия, которая проводится и сейчас в предложениях делегации США. Разница заключается лишь в редакции формулировок. Согласно этим предложениям, союзная комендатура должна давать директивы бер­ линским властям по целому, ряду вопросов, при этом, когда говорится о разоружении и демилитаризации, в компетенцию комен­ датуры включается контроль над научной работой п контроль над ограничениями в отношении промышленности и граждан­ ской авиации. Далее предусматривается, что компетенция комендатуры будет рас­ пространена на репарации, реституцию, декартелизацию, деконцентра/цию и т. д. Во всех этих областях муниципалитет не будет иметь права действовать самостоя­ тельно. Согласно второму пункту американских предложений, немепким властям Большого Берлина предоставляется ряд полномочий, однако, как сказано в этом пункте, комен­ датура сохраняет за собой право «действо­ вать непосредственно» и в этой области. Такпм образом, берлинский магистрат не получает права действовать самостоятель­ но п в отношении тех вопросов, которые указаны во втором пункте американских предложений. Имеются еще три категории вопросов, в отношении которых берлинские власти, согласно американским предложениям, так­ же не в праве действовать самостоятельно: шеиия были прппяты по 70 пз 199 рас­ смотренных вопросов, что составляет 35 процентов. Не удалось придти к соглаше­ нию по 5 вопросам из 199, что составляет 2,5 процента. Значительное количество вопросов было передано па дальне&гл внесение поправок к временной констпту - 1 согласование. цпп, принятие новой конституции и зане­ сение последующих к пей поправок. — Таковы вопросы, — заключил Вы- — Далее, в 1947 п в 19}48 гг., как из­ вестно, дела пошли хуже, — сказал Вы- шппокпй. — Чем же это об’ясняется? Оче- шипский, — в разрешении которых бер - 1 шото, оо’ясшггь это методом нельзя, по- лппский магистрат, согласно предложепп- i скольку прп том же методе раньше достп- ям США, должен быть связан с коптролем гались хорошие результаты. Причина Межсоюзной комендатуры или просто «не-: в т°й политической атмосфере, которая посредственной деятельностью» коменда - 1 окружала работу Межсоюзной комендату- туры, которая будет принимать по всем Ры* Поэтому я считаю, что те критические этим вопросам известные решения. замечания, которые были направлены своим Здесь представители западных делегаций острием протпв метода единогласия, как указывали, что американские нредложе- основы работы Межсоюзной комендатуры, пня якобы имеют то преимущество, что '• неправильны. онп передают известный круг вопросов ка : Отметив, что делегации западных дер- полное усмотрение берлинского магистрата ж а5 выступают против этого метода, кото- с тем, чтобы магистрат решал эти вопросы Ры^ сцх П°Р был ирипят и который яв- без какого-либо участия со стороны Меж- ляется единственно правильным, Вышпп- союзпой комендатуры. Правильна ли такова постановка вопро-! са? скип заметил: — Принцип единогласия не устраивает Мы считаем, что она принципиально идет о четырехстороннем контроле. Нм^ неправильна. Межсоюзная комендатура не однако, нравится тот принцип, который может безразлично относиться к таким во- •сформулирован в трехстороннем согла- просам, как снабжение Берлина продсволь- nieirnu о контроле, подписанном в Вашинг- ствием, топливом, электроэнергией, водой тоне в апреле 1949 г. Я имею в виду метод газом; как состояние городского транспор­ та. Все эти вопросы затрагивают сущест­ венные пужды паселеппя. Поэтому Меж- представптелеи трех держав, когда р.-‘чь мендатуры. Отношения между Межсоюзной так называемого «пропорционального голо­ сования»,. когда представители союзных держав получают право голоса в 2 аг>и-. смотреть, так как его постановления уг- союзная комендатура обязана проявлять симости от того, какие суммы они вклады - 1 рожают тем. что «может отановпться вся к ним серьезное внимание. Она не в праве упускать их из своего поля зрения. — Утверждения решений магистрата и контроль, — продолжал Вышинский, — не ограничивают компетенцию магистрата, опп представляют собою лишь форму помо­ щи магистрату. 0 контроле, конечно, мож­ но судить различно. Можно представить себе контроль в деле формального чинов­ ничьего наблюдения за тем. что делается, в виде чиновничьего штемпелевания без души и заинтересованности. Это, действи­ тельно, способно затормозить всякую жизнь. Но может быть и иной контроль — активный и благожелательный, помогаю­ щий контролируемому органу лучше дей­ ствовать, лучше работать. Мы понимаем контроль именно так: это — живое со­ трудничество контролирующей инстанции с нижестоящей, находящейся под kohtdo - лем. Это — содействие и помощь органу, несущему известную ответственность за решение тех пли иных задач. В пункте 1 устава Межсоюзной коменда­ туры 1946 года сказано: «Функции комен­ датуры заключаются в регулировании всех городских дел, являющихся общей заботой оккупирующих держав, и контроль над дея­ тельностью немецких городских властей». Здесь слово «контроль» не случайно связа­ но со словом «забота». Касаясь попыток Ачесона представить дело таким образом, будто бы советские предложения продиктованы •стремлением обеспечить широкое применение «вето» в практике Межсоюзной комендатуры, Вы­ шинский показал беспочвенность подобных Заявлений. — Вчера г-н Ачесон говорил: «Я не хо­ чу, чтобы к результатам выборов, которое будут происходить в Берлине, применя­ лось «вето», как это было в 1946 году». Г-н Ачесон,—сказал Вышинский, обра­ щаясь к государственному секретарю США, — такого факта не было, и результаты выборов 1946 года никакому «вето» ни­ когда не подвергались. Вышинский процитировал протокол 30-го заседания комендатуры от 5 ноября 1946 года,, в котором изложен ход выборов п дана оценка этих выборов со стороны комендантов. В протоколе, в частности, сказано: «Американский представитель согласен с председателем (председательст­ вовал советский представитель) в оценке работы проверочных групп. По его мнению, успех этих выборов отражает решимость союзников провести то, что называется действительно демократическими выбора­ ми». Далее в протоколе указывается, что выборы были организованы хорошо, и что руководители, проводившие выборы, спра­ вились с работой. Американский предста­ витель заявил, что выборы базировались на процедуре, предусмотренной заново создан­ ной временной конституцией Берлина. Он сказал, что эта выборы явились образцом применения демократических методов и что они могут быть выгодно сравнены с выборами в любой демократической стра­ не. Это мнение разделили коменданты ан­ глийского, французского п советского сек­ торов. Председательствовавший советский комендант констатировал общее согласие с тем, что выборы пропшг организовано и что демократические принципы были соб­ людены. — Таким образом, — сказал Вышин­ ский, — налицо согласованное, положи­ тельное мнение всех четырех комендантов о ходе выборов 1946 года. Ясно, что заяв­ ление г-на Ачесона о каком-то «вето» в отношении результатов выборов 1946 года лишено основания. Вышинский подчеркнул, что та система четырехстороннего контроля над проведе­ нием выборов, которая была проведена в 1946 году, не только не создала какого-то тупика, о чем говорил, между прочим, Шу­ ман, но, наоборот, обеспечила успех про­ ведения этих выборов. Далее Вышинский огласил цифры, наг­ лядно показывающие, что метод единогла­ сия отнюдь не является препятствием в работе комендатуры. Опираясь на этот ме­ тод, Межсоюзная комендатура в 1945 и 1946 годах успешно разрешила стоявшие перед ней задачи. Так, в 1945 году Межсо­ юзная комендатура рассмотрела 217 вопро­ сов, причем по 167 вопросам были при­ няты согласованные решения. Таким обра­ зом, почти 73 процента вопросов, рассмот­ ренных комендатурой, были разрешены на основе принципа единогласия. Коменданты не пришли к согласию лишь по 9 пз 217 рассмотренных вопросов, что составляло лишь 4 процента. В 1946 году картина несколько изменилась: согласованные ре- вают в оказание так называемой «помощи» Западной Германии. При этом ио известной группе вопросов решающее слово пред­ ставляется одному лишь партнеру — Сое­ диненным Штатам Америки. Такая система голосования изображается как «движение вперед», как последнее слово демократии? Об этом «пропорциональном голосова­ нии» с оговоркой о решающей роли в оп­ ределенных случаях Соединенных Штатов следует напомнить тем, кто склонен рас­ сматривать применение принципа едипо- гласпя как «нарушение демократических прппцппов». Особенно следует напомнить об этом тем, кто любит кстати п не кста­ ти утверждать, будто бы защитники прин­ ципа едпногласпя добиваются того, чтобы один мог навязывать свою волю трем. Далее Вышинский остановился на за­ явлении Шумана о том, что предложения полпом соответствии с времеппой копстп - 1 — Я процитировал ^.т-есь то. что было туцпей Большого Берлппа. j сказано г. Ачесоном, следовательно, nei04- Г-ну Бевпну должен быть известен этот ность зависела не от меня. Что же касает- документ. Остается, однако, непонятным,; ся назначения лип, о которых оп говорил, почему г-н Бевпп счел возможным птпори- то по поводу наиоолее крупного пз них ровать тот факт, что контроль над Межсо-: Ройтера я могу напомнить оо одном немало- юзной комендатурой распространяется , важном факте. 1Ь марта 1J47 года на за­ лить на точно определенный друг иаг.па - седании комепдаптов осуждалось заявле­ ние четырехстороннего подкомитета ло электроэнергии, который единогласно ре­ шил снять Роитерз с работы, па которой он тогда находился (Ройтер был началь­ ником крупного отдела берлинского маги­ страта). Это решение было принято пред­ ставителями всех четырех комендаптов в связи с тем, что Ройтер не выполнил при­ каза союзной комендатуры и сделал лжи­ вое выступление в прессе, в котором оп пыта.тся дискредитировать союзные окку­ пационные власти. Естественно, _что, ког­ да встал вопрос о назначении Ройтера на более высокий пост — на пост мэра Бер­ лина, советская часть комендатуры возра­ жала протпв этого. Она справедливо счи­ тала, что Ройтер является непадежным человеком, поскольку представители четы­ рех комепдаптов в подкомитете признали его неподходящим даже для должности начальника траспортиого отдела. Таким об­ разом. ©та личность едва ли заслуживает того, чтобы приводить протест советского коменданта против его назначения в каче­ стве образца несправедливости. Касаясь вопроса, поставленного Ачесо­ ном. Вышинский напомнил, что ответ на пего дан советскими предложениями уже несколько дней тому назад. Советская де­ легация отстаивала и отстаивает принцип едпногласпя прп решении всех вопросов, входящих в компетенцию Межсоюзной комендатуры. — Со своей стороны, — продолжал Вышинский, — я хочу спросить г. Ачесо- па: Правда пли неправда, что по трех­ стороннему соглашению оккупационные чешгй п увольнений должпостпьгх лпц, пе­ речисленных в документе Л: 56. Касаясь заявлений Бевпна о том. буд­ то бы право опротестования решений муни­ ципалитета и городского собрания, преду­ смотренное советскими предложениями, «способпо остаповпть всю муниципальную жизнь большого города», Вышинский ска­ зал: — Это замечание т-на Бевпна также можио отнести к преувеличениям, которые он нередко допускает в пылу полемики. «Чтобы убедиться в этом, следует пФмнить ту часть нашего предложения, где гово­ рится, что в случае разногласий по поводу протеста, вопрос переносится комепдантами в вышестоящую инстанлию. как этого тре­ бует статья третья устава Межсоюзной ко- комепдатурой и берлинским магистратом строились па основе этого устава в течение ряда лет. Мы нп разу не слышали никаких протестов по иовогу этого устава. Кякто пе пг тлагал внести в него изменения, ни­ кто не говорил, что устав не отвечает тре­ бованиям времени и что его нужно пере- жпзнь большого города». Если бы г-н Бевин не забыл о том. что существует устав Межсоюзной комендату­ ры, в котором имеются соответствующие, регулирующие данный вопрос правила, п предварительно ознакомился бы с этим уставом, оп избежал бы допущенных им ошибок. В заключение Вышинский сказал: — Советская делегация предлагала и . власти западных секторов Берлина смогут предлагает восстановить Межсоюзную ко­ мендатуру па основе ее устава, утвержден­ ного четырьмя державами в 1946 году и оправдавшего себя на практике. Советская делегация предлагала и предлагает восста­ новить общеберлинекпй магистрат, прсведя свободные выборы па основе избиратель­ ного закона 1946 года с поправками, кото­ рые нужно внести в этот закон в соответ­ ствии с измелившимися обстоятельствами, делегации СССР представляют собою шаг jН€ сужая. а углубляя выраженные в меж- пазад, к 1946 году. — Кажется, все согласились, — заме­ тил Вышинский, — что выборы необходи­ мо провести на основе избирательного зз- кона 1946 года и что берлинский магист­ рат должен действовать на основе врямеп- ной конституции 1946 года. Таким обра­ зом, разговоры о том, будто бы советская делегация пытается «тянуть назад», совер- щенно неосновательны п беспочвенны. Г-н Шуман заявил, что общая характе­ ристика позиции советской делегации сос­ тоит в том, чтобы открыто п сознательно предложить отойти назад к 1946 пли даже ir 1945 году. Это, конечно, карикату­ ра на советские предложения, совершенно не отвечающая действительности. Но все же интересно, что значит «отойти назади? Еслп послушать г-на Шумана, то кажется, что шагом пазад является выполнение решений, принятых на Потсдамской кон­ ференции. Если следовать мнению г-на Шумана, то выходит, что нарушать меж­ дународные обязательства, принятые 1945 году, значит двигаться вперед, а требовать выполнения этих обязательств — значит двигаться назад. Но если так свободно обращаться с меж­ дународными обязательствами, то как можно в таком! случае оправдать положе­ ние той державы, которая именно в силу международного соглашения, заключенного в 1945 году, участвует в контрольном со­ вете и осуществляет свою оккупационную власть в отношении Германии па основе этого соглашения? Положение такой дер­ жавы можно оправдать только исходя пз указанного международного соглашения и из вытекающих пз него обязательств, хотя это соглашение и было заключено почти четыре года пазад. Поэтому мы вправе еще раз напомнить об этих обязательствах п. более того, на­ стаивать на пх выполнении, хотя бы они относились к 1945 году или даже к более ранпему периоду. Утверждать, что отрицание принципов Потсдамского соглашения и проведение мероприятий, нарушающих это соглаше­ ние, является движением вперед, а тргбо- ваппе соблюдать это соглашение является движением назад, — это значит перепу­ тать все понятия... Касаясь заявления Шумана о том, что сохраняющаяся до сих пор система союз­ ного контроля «привела к тупику», Вы­ шинский сказал: — Еслп говорить о тупике и о причи­ нах тупика, то должно быть ясно, что та­ кие причины лежат в политике сепарат­ ных мероприятий, нашедшей свое выраже­ ние в целом ряде раскольнических дейст­ вий западных держав. Если говорить о том, как найти выход пз тупика, то сделать это можно, лишь ликвидировав эту рас­ кольническую политику. Для этого нужно твердо стать на путь политики, направ­ ленной на обеспечение единства Германии, на преобразование Германии в единое ми­ ролюбивое демократическое государство. Перейдя к выступлению Бевина, Вы- шпнекий констатировал, что Бевин допу­ стил, говоря мягко, явное преувеличение, когда заявил, что предложение делегации СССР пмеет в виду контроль Межсоюзной комендатуры над назначением и увольнени­ ем «любого служащего». Вышинский на- помппл, что в советском предложении речь идет лишь о контроле над назначением и увольнением руководящего соста­ ва общеберлинского городского управле­ ния. Круг таких лиц был определен четы­ рехсторонним соглашением в документе 56 от 1947 года. Он производится в { дународных соглашениях принципы, на которых должна строиться жизнь и дея­ тельность общеберлинского муниципали­ тета и Межсоюзной комендатуры Берлина. Советская делегация уверена, что приня­ тие предложений правительства СССР, ко­ торые она здесь защищает, поможет уре­ гулированию берлинского вопроса, прибли­ зит нас к заключению мирного договора с Германией и ускорит осуществление зада­ чи преобразования Германии в единое ми­ ролюбивое демократическое государство. * * * Выступившие после Вышинского Аче­ сон, Шуман и лорд Гендерсон, замеща­ ющий Бевпна, не представили каких-либо существенных доводов в защиту американ­ ских предложений, поддерживаемых также делегациями Великобритании и Франции. Они вновь и вновь повторяли заявления о том, что советские предложения якобы представляют собой «шаг назад», что они будто бы имеют целью подчинить всю дея­ тельность городского самоуправления в Берлине «вето» одной из оккупационных держав. Ачесон, пе будучи в состоянии опро­ вергнуть приведенных Вышинским доку­ ментальных данных о том, что никакого «вето» не применялось прп проведении выборов 1946 года, как это хотел изобра­ зить государственный секретарь США, ска­ зал, что его «неправильно поняли». Аче­ сон заявил, что он имел в виду протест со­ ветского коменданта протпв назначения некоторых руководящих работников маги­ страта, в частности Ройтера, выдвигавше­ гося в 1947 году на пост мэра Берлина. Ачесон повторил заданный им вчера Вы­ шинскому. вопрос: «Правда или нет, что, согласно советскому предложению, любое решение муниципалитета Берлина может подлежать «вето» любой из оккупиру­ ющих держав?». Шуман, касаясь заявления Вышинского о том, что контроль Межсоюзной коменда­ туры над действиями магистрата должен иметь целью заботу и помощь немецкому населению Берлина, заявил: «Роль окку­ пирующих держав состоит не в том, чтоОы защищать интересы германского народа, а в том, чтобы подготовлять мир». Касаясь заявления Вышинского, что возвращение к Потсдаму нельзя изобра­ жать в виде движения назад, Шуман туман­ но изложил свою позицию по этому вопро­ су, заявив: — Я не хочу отказываться от заклю­ ченных соглашений. Но в любых соглаше­ ниях есть две вещи: во-первых, принци­ пы^ а, во-вторых, методы, применять ко­ торые не всегда необходимо в одном п том же виде. К категории методов относится вопрос об об’еме и организации контроля, который мы должны осуществлять... По­ скольку. положение в Германии меняется, должны меняться и методы контроля. Лорд Гендерсон повторил вчерашнее за­ явление Бевина о том, что осуществление советских предложений о праве коменда­ туры утверждать назначение, перемещение и увольнение руководящих работников об­ щеберлинских органов управления якобы может повести к тому, что остановится вся муниципальная жизнь в городе. С ответом на выступления представите­ лей западных держав выступил Вышин­ ский. Касаясь замечания Ачесона о том, что он имел в виду не применение «вето» со­ ветским комендантом в Берлине в отноше­ нии выборов 1946 года, а протест совет­ ского коменданта против назначения на руководящие посты в магистратуре неко­ торых лиц, в том числе Ройтера, Вышин­ ский сказал: взять в свои руки в любое время всю пол­ ноту власти в этих секторах, отобрав ее у магистрата? Отвечая па этот вопрос, я мог бы скапать г. Ачесопу, что ответ па него содержится в пункте 3-м оккупационного статута западных сектовов Берлина. По поводу замечания Шумана о том, что пужно «различать пршпщпы и .методы», Вьнпштскпй сказал: — Прпппипы и методы надо различать, но не следует забывать, что в основе мето­ дов должны лежать какие-то принципы. В частности, в основе метода четырехсторон­ него союзного контроля, установленного .международными соглашениями, лежит принцип единогласного решения. Прп этом следует иметь в виду, что принципы опро­ кидывают, ссылаясь на то, что они хоро­ ши, по якобы пе могут быть проведены в жпзнь п что плохи методы, при помощи которых осуществляются эти принципы. Касаясь заявления Шумана о том, что рать оккупационных властей заключается не в том, чтобы защищать интересы гер­ манского паоода, а в том, чтобы подгото­ вить Вышинский заметил: — Подучается довольно странное поло-, жение. Выходит как будто бы так, что интересы германского народа и подготовка мирз не совпадают. Выходит, что мир, ко­ торый западные державы хотели бы под­ готовить для Германии, не соответствует интересам германского народа. С такой по­ становкой .вопроса нельзя согласиться. Мы считаем, что мио, который мы должны потготовить для Германии, это — демокра­ тический мир, отвечающий интересам всех миролюбивых пародов, отвечающий инте­ ресам п германского народа. Другой поста- нос^ги вопвоса быть не может. Дальнейший обмен мнениями не внес ничего нового в дискуссию но обсуждаемо­ му вопросу. Представители западных дер­ жав повторяли свою аргумента/шло протпв принципа единогласия в Межсоюзной ко­ мендатуре, неоднократно опровергнутую с советской стороны, и вновь пытались пред­ ставить дело таким образом, будто бы они выступают зч расширение прав немцев по удгпзвленпго Берлином. Однако, отвечая па вопрос , прямо по­ ставленный Вышинским, Ачесон вынужден был признать, что так называемый олпгу- палионпытт статут в запахнем секторе Бер­ лина предусматривает, что полномочия, предоставленные немепким органам, могут быть в любое время взяты комендантами этих секторов. На этом заседание Совета министров иностранных дел, дтоодолжатопееся четыре с полортптлн часа, было закрыто. Завтра Совет министров иностранных дел продолжит обсуждение берлинского вопроса. — 0 -> К СОЗДАНИЮ ЕДИНОГО ДЕМОКРАТИЧЕСКОГО ОТЕЧЕСТВЕННОГО ФРОНТА КОРЕИ ПХЕНЬЯН, 8 июня. (ТАСС). Вчера в Пхеньяне состоялось второе заседание подготовительной комиссии по созданию единого демократического фронта (ЕДОФ). Кореи; в заседании участвовали предста­ вители 53 политических партий и обще­ ственных организаций Кореи, уже изъя­ вивших желание принять участие в соз­ дании ЕДОФ. - О - ; НЕМЕЦКИЙ НАРОД ТРЕБУЕТ ОСВОБОЖДЕНИЯ МАКСА РЕЙМАНА БЕРЛИН, 8 июня. (ТАСС). Согласно со­ общению агентства АДН, 6 июня у Зда­ ния, где заключен Макс Рейман, собралась огромная демонстрация молодежи, требо­ вавшая немедленного освобождения Рейма­ на. Как сообщает далее агентство АДН, ра­ бочие заводов советской зоны оккупация Германии, в частности, резиновой фабрики «Риза» и фаянсовой фабрики в Дрездене, а также 200 тысяч горняков советской зоны выступили с требованием освобожде­ ния Реймана. у v АДРЕС РЕДАКЦИИ И ИЗДАТЕЛЬСТВА: Ваеяга, Мурманской облаете, уд. Полярнаа 51. Заказ № 135 Ответственный редактор Н. ЮДИН.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz