На страже Заполярья. 1949 год. Июнь.

НА С Т Р А Ж Е З А П О Л Я Р Ь Я НАК ВЕСТИ ЗАНЯТИЯ ПО ТЕМЕ „Советское социалистическое государство" На изучение темы «Советское социали­ стическое государство» в системе полити­ ческих занятий отводится 6 часов. Па ^ рассказ руководителя политзанятий дает­ ся 1 час, на самостоятельное чтение слу­ шателями учебных пособий — 3 часа и с 'а МвХУ ИО Теме — 2 часа. Руководитель политических запятпй обязан тщательно подготовиться, чтобы сделать Яркий и содержательный рассказ, хбрОШо Организовать самостоятельную ра- богу Слушателей и провести беседу иа вы­ соком идейно-политическом уровне* Материал, печатаемый ниже, содержит в себе методические указания, которые руководителю следует использовать в под­ готовке к занятиям. ^ Основная цель занятии по теме* «Со­ ветское социалистическое государство» — помочь слушателям политшкол глубже по­ нял» я усвоить природу и устройство Со­ ветского Социалистического государства. Слушателям следует раз’ясннть принци­ пиальное оТличИе Советского государства о* буржуазных государств. Слушатели должны получить основные знания о фа­ зах гооввдгая и функциях Советского го­ сударства, о структуре государственных органов, о советской демократии. Идея о превосходстве Советского государственно­ го строя над строем любого капиталисти- чеСЬоГо Юсударства является ведущей идеей для всех занятий но этой теме. Ра- 8 умеется, ее лучше преподавать не в об­ щей форме, а на ярких фактах, убеди­ тельных сопоставлениях. Очень важно, чтобы в store изучения темы слушателям было ясно, какую великую роль играет Советское государство в строительств 6 коммунизма и каковы обязанности совет­ ского гражданина но отношению & своему j го&ударству. * * * * Первое занятие посвящается разделу «Буржуазное государство и буржуазная демократия». Начинается оно с рассказа пропагандиста. Известно, что наиболее доходчивым бы­ вает такой рассказ, который сосредотачи­ вает внимание слушателей на главных, узловых вопросах и в котором основные полог;евжя подкрепляются убедительны­ ми я «люстрациями. Поэтому в план рас­ сказа не следует включать много вопро­ сов. В дшном случае можно ограничиться такяпги; происхождение я классовая сущ* несть акоплоататорских государств; дик- татур» буржуазии в условиях буржуаз­ ной демократии; буржуазная демократия в фашизм. Говоря о происхождении государства, нужна коротко показать, как, в связи с расчлеиемем общества на противостоя­ щие друг другу массы, подалось госу­ дарство для того, чтобы аксллоататорсш меошшшо держало в уаде вшлоатируе- моеболммсгво населения. Главное внима­ ние надо уделить раз'яснениго классовой природ* буржуазного государства, feoro- pSx остается неизменной при любой его форме. Хорошо привести примеры, пока­ зывающие, что действительными хозяева- «и современных буржуазных государств являются монополистические об’едине-^ т я . Выяснив, что представляет собою дик- одд а буржуазий, пропагандист показы­ вает, ЧТО подлинной демократии в буржу­ азию государствах нет и быть пе может й что буржуазная демократия является лить формой, в которую облекает бур­ жуазия свою диктатуру. Важно, чтобы слушатели поняли, почему буржуазия прибегает й маскировке своего политиче­ ского господства и как она использует в своих интересах так называемые демокра­ тические свободы. Фактический материал здесь может idblTb привлечен весьма разнообразный. Можно, скажем, сослаться на социальный состаз «народных» представительств в буржуазных странах. В составе палаты лордов в Англии в 1943 году было 20 герцогов, 28 маркизов, 116 графов, 478 баронов. В царской России в третьей Го­ сударственной дуке было помещиков 38,2 процента, купцов и ваводчнков — 7 про­ центев, кулаков — 15,6 процента, адво­ катов, чиновников —* 25,7 процента, ду­ ховенства “ 10,8 процента, рабочих — 2,6 процента. Можно показать, как пра- ва, которые формально предоставляются трудящимся конституциями буржуазных стран, фактически сводятся на нет всяко­ го рода ограничениями по имущественному прнзгаку, по поду, по возрасту, по веро­ исповеданию, по национальным мотивам, -по образованию, оседлости. Например, на выборах в конгресс США в 1946 году участвовало только 39 процентов избира­ телей. На последних президентских выбо­ рах в США в 1948 году из 95 миллионов человек, достигших 21 года и, следова­ тельно, имеющих право голоса, в голосо­ вании участвовало только 48 миллионов, то-есть только половина избирателей. О том, как буржуазия применяет под­ куп и насилие Для того, чтобы заставить избирателей голосовать эа нужных ей кандидатов, о всякого рода избирательных махинациях можно найти материалы в га- бетах я журналах. Подытожить эту часть рассказа следует ленинским выводом о том., что «наиболее демократическая буржуазная республика есть не что мое, лак MafflffilA для подав­ лении рабочего класса буржуазией, массы трудящихся горсткой капиталистов» (Соч., ТОМ XXIV, стр. 8 ). Затем пропагандист рлз'ясняет, как буржуазная демократия расчищает дорогу фашизму. Когда буржуазия уже ие в со- стоявни удерживать свою диктатуру при помощи демократии, опа меняет форму диктатуры, шреходнт к диктатуре-, не ярмфытой никакими демократическими вы вести , осуществляемой путем голого и откровенного насилия, массовых уоийсти И расстрелов. ЭТО И есть фашизм. Бур­ жуазная демократия, позволял ^ ирсследо- j вать коммунистов, об’являть ИХ И йеКО-! торьй! СТрайаХ вне вавона. в то жо время не пречятггрурт фашистам организовы­ ваться.. преповслывать ег.оп гпусньте идеи, подготавливать установленпе фашистского режима. На конкретных примерах надо показать, как американский империали­ сты вместе с империалистами Англии ак­ тивно поддерживают фашистские элемен- ты внутри своих стран и в других бур­ жуазных странах. Для осуществления своих устремлений к мировому господству, Для подавления народных масс они попи­ рают дал» нынешнюю куцую буржуазную демократию. Пропагандист заканчивает рассказ вы­ водом; там, где у власти капиталисты, не может быть пи свободы, ни демократии. Капитализм — это нищета, бесправие, на­ циональный гнет. В последующей живой беседе падо вы­ яснить,, какие типы эксплоататорских го­ сударств знают слушатели, но главное в беседе должно состоять в разборе того, Что представляет собою coBpeiMenHoe бур­ жуазное государство. В связи с этим весь­ ма ценно привлечение материалов печати. Необходимо приучать слушателей к систе­ матическому чтению газет, помогать глубже осмысливать те сообщения, кото­ рые товарищи находят в газетах* Пропагандист может поставить такие вопросы: Что такое буржуазная демокра­ тия и кому принадлежит власть в буржу­ азном государстве? Как буржуазия огра­ ничивает избирательные права трудящих­ ся? Как буржуазия обманывает трудящих­ ся демократическими лозунгами свободы И равенства? Как в современных услови­ ях буржуазная демократия расчищает до­ рогу фашивму? При разборе этих вопросов надо доби­ ваться активного обсуждения, из которого было бы видно, насколько хорошо слуша­ тели усвоили материал брошюры и умеют Дополнить его фактами, почерпнутыми ив газет, радиопередач.★ ★ ★ План рассказа по теме следующего за­ нятия «Что такое Советское государство» тоже не следует перегружать вопросами. Вполие можио ограничиться такими ос* иовимми: как возникло Советское госу­ дарство; диктатура пролетариата а ее ко­ ренное отличив от диктатуры буржуазии; Советы,, как государственная форма дикта­ туры пролетариата и политическая осно­ ва СССР; развитие и укрепление Совет­ ского государства и его роль в Великой Отечественной войне и послевое&ноз* стро­ ительстве. Свой рассказ пропагандист начинает с того, что Советское государство могло воз­ никнуть только в результате насильствен­ ного сверлении власти буржуазии, слона старой государственной машины и уста* новления диктатуры пролетариата. Далее йршагандист раскрывает классо­ вую сущность Советского государства, по­ казывает, в чём состоит коренное отличие диктатуры пролетариата ОТ диктатуры буржуазии, раз’ясняет историческую роль рабочего класса! как руководителя всех трудящихся в борьбе За уничтожение Ка­ питализма и за создание Социалистическо­ го общества. Надо объяснить. Что диктату­ ра пролетариата является особой формой классового союза рабочего (класса и тру­ дящихся масс крестьянства под руковод­ ством рабочего класса, и показать значе­ ние этого союза, как основы Советского государства. Пропагандист раз’яоняет далее роль коммунистической партии как направляю­ щей и руководящей силы Советского го­ сударства. Затем руководитель занятия харак­ теризует природу Советов, как высшей формы демократии. Советы непосредственно йредетавляют наш народ* воплощают его волю и выра­ жают его интересы. Советы — это под­ линная власть трудящихся, самая массо­ вая государственная организация, об’еди- няющая рабочих, крестьян, интеллиген­ цию! Воярос о .развитии и усилении Совет­ ского государства слушателям знаком пз предыдущий санягий. Они уже изучали, как Советское государств отстояло себя в ожесточенной борьбе в годы граждан­ ской войны, кал, ломая сопротивление классовых врагов, Советское государство осуществляло политику иидустрпалиеащйи страны и коллективизации сельского хо­ зяйства, как Советское государство, лик­ видировав па основе коллективизации по­ следний эксплоататорский класс — кула­ чество, добилось победы социалистическо­ го строя и создания морально-политиче­ ского единства советского общества. На­ помнив все это, пропагандист говорит о второй фазе в развитии Советского госу­ дарства и об изменении сообразно с этом его функций. Пропагандист рассказывает о роли товарища Сталина в *создании •цельного и законченного учеюня о социа­ листическом государстве, о значении зы- вода, к которому пришел товарищ Стали:!, что государство у нас сохранится и при •коммунизме, если к тому времени будет еще существовать капиталистические окружение. В заключение пропагандист напоминает о деятельности Советского государства в условиях Отечественной войпы и показы­ вает, что Советское государство не только выдержало испытания войны, но и вышло нз нее еще более окрепшим и прочным. В беседе со слушателями можно поста­ вить примерно следующие «опросы: Как возникла диктатура пролетариата п я чем ее коренное отличие от диктатуры бур­ жуазной? Каковы главные задачи дикта­ туры пролетариата? Слушатели должны уметь рассказать и значшпН’оиетов. как новой формы государственной организа­ ции, о том, как шла развита и укрепле­ ние Советского государства и как измени­ лись его функции. Вопрос о роли Совет­ ского государства в годы Великой Отече­ ственной войны слушатели могут раадить. привлекая материал пз своего личного ( опыта и наблюдений. Далее беседа рай- j вевтывается вокруг вопроса о том, каковы задачи Советского государства в послево­ енный период. Историческое постановле­ ние партии и правительства о наслжютпги 1 лесозащитных полос и о травопольной си­ стеме земледелия ярко показывает, какие Гранднозпые задачи в состоянии решать Наше Советское государство. Можно пе сомневаться, что слушатели приведут яр­ кие примеры, показывающие, как Государ­ ство направляет страну по пути к ком­ мунизму. В беседе надо также отметать неразрывную связь внутренней политики Советского государства с его последова­ тельной борьбой па международной арене против поджигателей повой империалисти­ ческой войпы, за прочный мир между на­ родами. ★ ★ ★ О сновными вопросами -рассказа по теме «Советская власть — самая демократиче­ ская власть в мире» могут быть следую­ щие: коренная противоположность буржу­ азной демократии и советской демократии; Сталинская Конституция о правах и обя- занностях граждан; избирательная систе­ ма СССР. Пропагандист должен показать, что со­ ветский демократизм является демократиз­ мом социалистическим. Советы депутатов трудящихся окружены широчайшим акти­ вом. Советы — органы власти трудящихся —^контролируются народом, так как пред­ ставители народа, избранные в Советы, ответственны перед своими избирателями* Депутат — слуга народа, говорит товарищ Сталин. Нужно напомнить также, что па­ роду в Советском Союзе принадлежит не только власть, но и материальная основа этой власти — все экономические ресур­ сы общества, все орудия и средства про­ изводства, развитие которых подчинено интересам всего общества. Социалистическая демократия выра­ жается и в том, что в нашей стране на­ циональный вопрос разрешен на основе осуществления действительного равенства и суверенности народов. Хотя вопрос о природе буржуазной де* мократии уже разбирался на предыдущем занятии, пропагандист может, не боясь повторений, прибегать при разборе отдель­ ных сторон советской демократии к сопо­ ставлению с тем, что происходит в капи­ талистических государствах. Особенно широко такое сопоставление следует использовать при раз’яснений то­ го, какие права предоставляет Сталинская Конституция советским гражданам. Пропагандист должен подчеркнуть, что в отличие от того, что имеет место в бур­ жуазных странах, права советских граж­ дан не просто декларируются, а гаранти­ руются государством. Рассказ о веййких правах граждан СССР Нельзя ограничить их простым пе­ речислением. Пропагандисту ие составят труда подобрать здесь яркие примерь*, наиболее близкие слушателям данной по­ литшколы. Подробно пропагандист должен остановиться на обязанностях граждан ОООР, зафиксированных в Конституции, раз’яснить, какое значение имеет соблю* дение етих обязанностей для укрепления силы и могущества Советского государст­ ва. • Характер социалистического демокра­ т о в пропагандист рав’яоняет также на особенностях советского иэбиратеаьного права. Оио является действительно всеоб­ щим, не уреванньш никакими ограниче­ ниями, подлинно равным и прямым. В рассказе пропагандист останавливает­ ся на порядке выставления кандидатов в депутаты Советов и на значении прямых выборов при тайном голосовании. Важно подчеркнуть, что советское избирательное право обеспечивает не только всенародное участие в выборах депутатов, но и отчет­ ность депутатов, их ответственность пе­ ред избирателями. В беседе со слушателями нужно разо­ брать такие вопросы; В чем проявляется народный характер советской власти? Ка­ кие права и политические свободы предо­ ставила советская власть трудящимся СССР, как обеспечиваются права трудя­ щихся в пашей стране? Руководителю занятий' следует так развернуть беседу, чтобы слушатели на примерах окружающей жизни показали, как неукоснительно соблюдаются в нашей стране право на труд, право на отдых, право на образованно, право на обеспече­ нно в старости, в случае болезни, потери трудоспособности, право личной собствен­ ности, свобода слова, печати, собраний, улпчньгх Шествии, свобода совести, не­ прикосновенность личности, непри­ косновенность жилища*, тайна пере­ писки, равноправие граждан независимо от пола, расы н пацпоиальпостп. Далее в беседе раскрывается зпаченно права тру­ дящихся па объединение в общественные организации: профессиональные соющ, снортпвпые, оборонные, культурные, тех­ нические и научные общества, коопера­ тивные об'единспйя а организации моло­ дежи. Падо обратить вннмапие па значе­ ние 12б-й статьи Конституции, которая говорит о том, что «наиболее активный и сознательные граждане из рядов рабочего класса и других слоев трудящихся обви­ няются во Всесоюзную Коммунистическую партию (большевиков), являющуюся пе­ редовым отрядом трудящихся в пх борь 1 »> за укрепление и развитие социалистиче­ ского строя н представляющую руководя­ щее ядро всех организаций трудящихся как общественных, так н государствен­ ных». Исчерпав вопрос о правах граждан, пропагандист проверяет, Как слушатели усвоили основные положения советского избирательного права» Беседа завершается разбором основных обязанностей советских граждан. ★ * * Четвертое занятие посвящается теме сОрганы государственной власти и госу­ дарственного управлений СССР». Пропагандист рассказывает о верховном Совете СССР как высшем органе, н кото­ ром сосредоточена вся законодательная власть. Серховпыц Совет СОСР пЗдаб? за­ коны. утверждает государственный бюд- _ жгт, вносит изменения в Конституцию, j Все эти положения пропагандист поясняет конкретными примерами пз деятельности Верховного Совета. Напомнив данные о составе буржуаз­ ных парламентов, пропагандист может со­ поставить их с составом Верховного Сове­ та СССР. В Верховный Совет СССР второ­ го созыва избрано: в Совет Союза — ра­ бочих 42 процента, крестьян — 22 про­ цента. В Совете Национальностей пред­ ставлено 49 национальностей Советскою Союза. Среди депутатов Верховного Со­ вета СССР - 211 женщин. Называя ши­ роко известные имена депутатов, пропа­ гандист показывает, что в СССР на госу­ дарственную работу выдвигаются лучшие представители народа из рабочих, кресть­ ян и интеллигенции. Обстоятельно нужно раз’яснить слу­ шателям глубокий смысл двухпалатной структуры Верховного Совета СССР и под­ черкнуть принципиальное отличие совет­ ской системы от двухпалатной системы капиталистических государств. Пропагандист рассказывает, как соз­ дается Президиум Верховного Совета СССР и каковы его функции, и обращает вни­ мание слушателей на то, что Президиум Верховного Совета является, как говорит товарищ Сталин* коллегиальным прези­ дентом и подотчетен Верховному Совету О 00 Р. Далее руководитель политшколы об’яс- аяет порядок образования Советского пра­ вительства, его функции,, как высшего исполнительного я распорядительного ор- гаиа Советского государства. Пропагандист раз’ясняет также особенности общесоюз­ ных и союзно-республиканских мини­ стерств и говорит о том, какими отрасля­ ми хозяйства и государственного управле­ ния ведают республиканские министерст­ ва. Рассказывая о содержании работы ме­ стных Советов, пропагандист подчеркива­ ет их широкие права вак в государствен­ ном управлении, так и в решении местных вопросов культурпой и хозяйственной жизни. Очень важно показать, какое боль­ шое значение имеет привлечение к работе Советов самых широких масс трудящихся. Эти положения можно проиллюстрировать примерами из местной жизни. Отмечая роль советского суда, как орга­ на, предназначенного для укрепления со­ циалистической законности и могущества Советского государства, нужно укаеать на большое политическое значение выборов народных судов. Ооветив вопрос о роли прокуратуры, как стража социалистической законности^ пропагандист говорит о том, как форми­ руются органы прокуратуры и как важ­ на единая законность во всем Советском Ооюве. Вооруженные Силы СОСР и советская раотедка — могучие орудия защиты го­ сударственных интересов СССР. Говоря об этом, пропагандист должен указать на принципиальное отличие Советской Армии — подлинно народиой армии — от армий капиталистических стран. Подчеркнув не­ обходимость всемерного укрепления Воору­ женных Сил ОССР для защиты социали­ стических завоеваний народов Советского Сош , пропагандист ра^яснядо, что служба в Советской Армии — почетная ойлзаиность граждан СССР, что измена Родиие, шииоиаж и иные действия, при- иосящие ущерб нашей стране, йараютей, как самые тяжелые злодеяния. Важнейшей обязанностью граждан СССР являются неусыпная бдительность, систе­ матическое и всемерное укрепление мощи Советского государства. ' В развертывающейся беседе пропаган­ дист ставит вопрос о высших органах государствеиной власти СССР и о том, как они Создаются, о том, най подразделя­ ются министерства СССР; как построены местные органы государственной власти И государственного управления и каковы пх задачи, Надо выяснить, вак понимают слушатели роль и задачи советского суда и прокуратуры, попросить рассказать о том, как заботятся советские люди об ук­ реплении Вооруженных Сил СССР, о бди­ тельности советских патриотов и их помо­ щи советской разведке. На последнем занятии, чтобы лучше закрепить пройденное, целесообразно ко­ ротко напомнить слушателям основные вопросы темы и подчеркнуть выводы пз всей темы в целом. * * * При подготовке к запятиям по всей теме пропагандист должен использовать следующую литературу: В. П. Лечин. «Проект Декларации прав трудящегося и эксплуатируемого народа» (Соч., т. XXII, стр. 174— 178). В. И. Ленин. «О государстве» (Соч., т. XXIV, стр. 362— 377'). В. И. Ленин. «Что такое советская власть?» (Соч., т. XXIV, стр. 201). П. В. Сталин. «Вопросы ленинизма», изд. 11-е, стр. 26— 35 п 600— 606. П. В. Сталии. «О проекте Конституции Союза ССР», доклад на Чрезвычайном V III Вгесоюзном с’езде Советов. П. В. Сталин. «Беседа с первой амери­ канской рабочей делегацией» («Вопросы аеняййзма», изд. 10-е. стр. 174). П. В. Сталин. «О Великой Отечествен­ ной войне Советского Союза», пзд. 5-е, стр. 120 . «Иосиф Виссарионович Сталин. Краткая биография», стр. 171— 172. Й. В. Сталин. Речи па предвыборных собраниях избирателей Сталинского изби­ рательного округа г. Москвы 11 декабря 1937 года и 9 февраля 1946 года. О выборах народных судов — статья пз Журнала «Большевик» Ла 22 са 194S год. Из художественной литературы для пер­ вой части Темы можно использовать сти­ хотворение Джамбула «Великпп Сталин­ ский запои». Для характеристики Совет- j ского государства Привлечь выдержки из; произведения Бабаевского «Кавалер Золо-; той Звезды», а также П. Ангелиной «О; самом глатмся». М. ГАРИУШЕННО. : Огни коммунизма Едва отгремели последние валпы ору­ дий, известившие миру об исторической победе над немецко-фашистскими захват­ чиками, советские люди, охваченные вели­ чайшим пафосом созидательного труда, включились в строительство новой жизни. В основе этого строительства лежит ста­ линский план послевоенной пятилетки. Борьба за его выполнение и перевыполне­ ние стала девизом каждого советского че­ ловека — творца нового, коммунистиче­ ского общества в нашей стране. Темой мпогпх замечательных произве­ дений советских писателей является пос­ левоенная жизнь, прославление величия советских людей, пх чувств, их поступ­ ков. Одним из таких произведений является удостбенная Сталинской премии поэма Аркадия Кулешова «Новое русло», раскры­ вающая послевоенную жизнь Белорус­ сии. Сюжет поэмы несложен. Скромный сель­ ский Прораб Шайпак, двадцать лет строив­ ший мельницы и возводивший над реками мосты, перед самой войной оадумал по­ строить в колхозной деревне гадроэле&тро- станцию. Но война помешала ему осущест­ вить свою мечту. Покинув родное село, оккупированное немцами, Шайпак ушел в лес, где повстречал Секретаря райкома, возглавляющего ПарТПЗаИСкйй оТрЯД. Озкретарь т о чем Не спросил Шайпака. f Вшно, сразу, без слЪэ '! Понйл Он ш ита. Дождь про асе рассказал. Ветра буйного свист, Дуб, что их укрывал, Густолист и ветвист. Лишь опросил секретарь: — Коммунист? — Коммунист! Тяжело было Шайнаку на фронте взры­ вать мосты, чтобы но ним не седела нем­ цы, взрывать мельницы, чтобы враг пе молол на них муку,—все это было когда-то создано им самим. Но даже и в rpowitfe дни войны мечта о колхозной элемтилга- ской станции не оставляла прораба. Эта ясная и хорошая мечта бодрила его, тяйу- ла к свету его душу: И построить решал Беспокойный солдат Гидростанцию ту — Тридцать пять хиуювоггт , Кончилась война. Пришла желанная победа. Шайпак со всей присущей больше­ вику страстностью взялся за составление проекта гидростанции. Но жиэнь обогнала его смелые мечты. Молодой студент-прак­ тикант, приехавший в родное село прора­ ба из города» предложил строить станцию, во много раз большей мощности чем та, которую задумал Шайпак. Новый проект отвечал масштабам быстро развивающейся послевоенной Деревни. Для его осуществле­ ния требовалось прорыть стометровый ка­ нал, повернуть течение реки Петлями, пустить ее новым руслом. Шайпак внача­ ле не верит в реальность плана молодого специалиста. Однако вскоре он убеждает­ ся, что «время мечту обогнало мою». Оп признает, что у него маловато внанвй «на этот масштаб», что он не в силах сам построить большую электрическую стан­ цию. П прораб Шайпак уезжает учиться. Широким потоком разлилась зязнь па­ триотического труда на строительстве станции. В борьбе со стихией побеждаем упорство п мужество советских людей, обуздавших запетлявшую реку Петлянку, заставивших ео работать иа благо народа» колхозного коллектива: Руслом новым Теперь называться тебе. Не природой ты создано В толще земной, Новой силой колхозною, Силон людской . Поэма кончается пуском новой гидро­ станции. Па торжественный праздник — в годовщину Октября съехались сотни лю­ дей. На них ласково смотрят запечатлен­ ные на картине сельского художника, ко­ торая была вывешена на здании новой электростанции, великие вожди большеви­ стской партии. Это они направили всю жизнь советского народа по новому руслу: Смотрят Летгн и Сталин С Картины на «ас. Меж собою ДушевныЛ ведут .разговор* Сталин Руку над нашим колхозом простер, Словно хочет о» Лешгну Нас показать, Словно хочет о нашем труд* Рассказать. В день торжественного открытия стан­ ции, когда электрический езет расцветил жизнь колхозной деревпц, тепло встреча­ ются студепт-практикапт и приехавший из столицы на колхозный праздник прораб Шайпак. Как опи хороши, эти обыкновен­ ные и простые советские люди! Как они близки и дороги друг другу! При народе при воем Тут же, возле машш, Обнялись мы вдвоем. Словно батька и сын. В поэме А. Кулешова — талантливого белорусского поэта — развернуты яркие картины новой жизни, показано торжество новых взаимоотношений между людьми. Простые люди, товарищи по труду и борь­ бе, носители передовой в мире коммуни­ стической морали прославлены и воспеты автором эа их умный труд, еа их знания, за из способности. Именно в этом созна­ тельном участии советского народа в тру­ де ва благо нашей великой Родины во всей полноте раскрыто самое настоящее — по­ вседневное движение колхозной деревни к коммунизму. Поэма «Новое русло» пописана от пер­ вого лица. Ее главный герой — студент- практикАНТ не назван по имени. Когда чи­ таешь, как он сидит пад проектом в своей комнате бео отдыха для того, чтобы «по­ бедою... ветрегать рассвет», — невольно хочется верить, что это сам поэт склонил­ ся над столом, разрабатывая проект ново­ го русла жизни, который мог бы «скорее зажечь коммунизма огни». Для строителей нового общества слово коммунист есть символ беззаветного слу­ жения любимой Отчпзпе, верности своему народу. «Поэт и его герой» — сами коммуни­ сты. Оба они в настоящем видят счастлп- вое будущее. Устремляясь в это будущее, они предвидят трудности, которые им при­ дется преодолевать на своезс пути, гото­ вятся упорно и последовательно достиг­ нуть намеченной цели. И главной движу­ щей силой в их борьбе и труде является великое* светлое, облагораживающее слово к о м м у н и с т . Коммунист — он покоя Не ищет нигде. Он в кипении боя. В борьбе и труде. И ведет его цель, Что сияет вдали, — Коммунистами станут Все люди земли... Поема Аркадия Кулешова «Новое рус­ ло» — прекрасное произведение о жизни послевоенной колхозной деревни, о людях нового мира, о преобразователях новой жизни. Эта чудесная поэма имеет огромное воспитательное значение для нашей моло­ дежи. В пей нет места пи себялюбию, ни зависти. Строители своего здания комму­ нистического дома предстают перед нами в морально-политическом единстве. Свобод­ ный творческий труд советских людей, труд счастливый и сознательный, изобра­ жен в пооме с присущей автору силой поэтического дарования. Новое русло, по которому течет жизнь колхозной деревни, с каждым днек расцве­ чивается все большим количеством свет­ лых и радостных огней. Это п есть огни коммунизма. Старший лейтенант А. ОВЧИННИКОВ, КНИГА—НАШ ДРУГ Недавно у нас состоялся интересный комсомольско-молодежный вечер на те­ му: «Книга — наш друг». С докладом вы­ ступи;! тов. Бик-Ерыжановскпй. Доклад­ чик подробно рассказал о значении книги в жизпп людей. — На протяжении веков, — говорит он, — кппга служит верным другом и со­ ветчиком людей. Особенно большую роль играет наша советская книга. Она помо­ гает большевистской партии воспитывать трудящихся в коммунистическом духе. Со­ ветская молодежь учится жить и бопоться у своих любимых героев — Павла Корча­ гина, Олега Кошевого, Алексея Мересьева, Николая Кораблева п многих других. После доклада выступили рядовой Чулрппа, офпцер Новожилов и другие. Комсомолец Чупрпна — один из лучших пропагандистов книги. Отвечая за работу библиотечки-передвижки, оп повседневно прививает воинам любовь к советской ли­ тературе. В своем выступлении тов. Чу- прин^ рассказал, что в их подразделении более 80 процентов воппов — активные читатели литературы. Рядовой Галифу- лин раньше очень мало читал книг. С по­ мощью комсомольцев он полюбил книги н сейчас читает ч то ли ж больше всех. Киига помогла ему стать отличником бое­ вой и политической подготовки. Офицер Новожилов рассказал, что 'Кни­ га была неразлучным другом фронтовиков в годы Великой Отечественной войны. В самых трудных условиях они никогда не расставались с любимыми произведения­ ми. После выступлений была проведепа ли­ тературная викторина. Лучше всех отве­ чали на вопросы матросы Сальников и Юзпк, Им были вручены призы. Капитан Г. ЕГОРОВ. ПО СЛЕДАМ Н АШ И Х ВЫ СТУПЛ ЕНИ Й «МЕНЬШЕ СЛОВ. БОЛЬШЕ ДЕЛА» Так озаглавлена заметка сержанта Д. Плотникова, помещенная в газете за 6 мая с. г.. в которой рассказывалось о пе экономном расходовании электроеиер- гпп в общих коридорах жилых домов. Начальник КЭЧ сообщил в редакцию, что недостающие выключатели везде по­ ставлены. Принимаются меры, направлен-* ныо на повышение экономии электрознер* гни. «БЕЗЗАБОТНЫЙ ПОЧТАЛЬОН» Иод таким заголовком было опубликова­ но письмо ефрейтора Н. Бьгвшева в газете за 2о мая с. г. Заместитель командира по полятачешб солдат Коваленко за допущенные ошибки и работе строго предупреагдея. Приняты меры, обеспечивающие своевременную 1 о- чани сообщил г, редакцию, что почтзльоп ! ставку потгы для личного состава. й

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz