На страже Заполярья. 1949 год. Июнь.
I НА С Т Р А Ж Е З А П О Л Я Р Ь Я 5 июня 1949 г.. № 131 (3435). И СЛАВА ОТЧИЗНЫ НАШЕЙ ★ ★ ★ Пушкин... «не только великий русский поэт своего времени, но и великий поэт всех народов и всех веков, гений европейский, слава всемирная...». В. Г. БЕЛИНСКИЙ. ★ ★ ★ г е Исполняется 150 лет со дня рождения • величайшего русского поэта Александра д тггпптлн Сергеевича Пушкина. ЬГО Л И п , Пушкпп является родоначальником да*- •член-корреспондент Академии наук вой русской литературы, создателем лите- СССР. ратурного языка,, попятного ширина па- • родным массам. Его гениальное творчество ! обогатило нашу нациопальпую культуру Льготировал революционными стихами произведениями исключительной художе- большой красоты», — заметил . Герцен. ствепной силы. Поэт выразил в них мыс ли п^чуЕсша, надежды и чаяния лушпнх людей своей эпохи. Оп явился гениаль ным поэтом, воспевшим в своих стихах жизнь родиой страны, поэтом, творчество которого насыщено высокой и передовой идейностью. Пушкин, выступавший в мрачную эпо ху крепостничества против царизма, в за щиту прав народа, создавший гениальные творения, дорог и близок пам — людям социалистического общества. Только в со ветской стране творчество величайшего русского поэта А. С. Пушкина обрелб все народную известность. Могучая страна по- Господствующпм мотивом произведений молодого поэта-является воспевание поли тической свободы. Ода «Вольность», «Дз- ревня», многочисленные стихотворения я эппграммы послелпцейского периода крас норечиво говорят об идеалах.Пушкина — передового человека своего времени. Он оказал положительное влияние на разви тие освободительного движения в России. Роль стихов Пушкина в подготовке те- стаппя, по свидетельству декабристов, была громадпой. Верность освободительным идеалам поэт сохранил в течение всей своей жизни. Работая над трагедией «Борис Годунов», бедившего социализма чтит А. С. Пушки- j Пушкин ставил задачей «воскресить один из минувших веков во всей его истине». Он действительно воскресил в этом прав* неденип политическую обстановку конца XVI века, в ярких клгртпнах*воссоздал сре ду тщеславных цародворцев. показал ве на, как своего национального гения, соз дателя русского литературного языка и родоначальника новой русской литературы. ★ ★ ★ На развитие всей русской литературы ал растив русской литературы дущую народа В ПОЛИТИЧвСКОЙ борьбе XIX века оказала огромное влияние Отече- того ВТ)Смезш> отвеивая война 1812 года. Эта война па всю жизнь оставила в Пушкине глубочай- Пушкпн, создавая «Бориса Годунова», стремился преобразовать русскую драив шее впечатление, вызвала острый интерес j придать народный ха/рвктер рус- е вопросам общественной ашзпи. I Поэт ^ ^ Русский человек во весь свой могучий * щтжпд покинуть гелптти я готлся. пост пометал пеоет постом •в г-ооиче- ДР Д0-12™ покинуть дворцы Ж Пересе- рост предстал перед поэтга в гронче- лпться-«на площадь». ских сооытиях воины 1812 года. В отли- _ г „ чпё от многих народов Запада, легко по- ^ «Борисе Годунове», ш и в других беждегашх Наполеоном, русские дали со- исторических произведениях Пушкина, крушительный отпор иноземному завоева- в «Полтаве», «Медном всаднике», «Каин ского самодержавия. Подлинно народпыми критик считал тех писателей, которые способны были явиться «великими вождя ми» своей страны «на пути сознания, развития, прогресса». Творчество Пушкина, проникнутое ду хом свободолюбия, просвещения и гуман ности, отвечало этим высоким требовани ям. Пушкин воплотил в своих произведе ниях прогрессивные стремления, мысли и чувства передовой части общества того времени. Недаром Белинский определял творчество Пушкина, как «совершенное выражение своего времени». Творчество поэта, выражавшее передо вые тенденции эпохи, было тем самым по ставлено на службу народу, оно помогало ему успешнее итти вперед по пути своего освобождения. Хотя Пушкин был связан с дворянской культурой, творчество его в своих истоках было народным. Характеризуя Пушкина, надо учитывать исторические особенности'эпохи. Говоря о Народные истоки поэзии Пушкина Профессор Н. СТЕПАНО В. Глубокая идейность, правдивость и ху дожественное совершенство поэзии Пуш кина — свидетельство тесной связи твор чества великого поэта с народом. Ярко и полно выражая думы и чаяния масс, его поэзия выросла именно на национальной пительнои, овеотпой сказочным очарова- боко народные по своему характеру. Пушкин не повторяет механически сю жетные мотивы народной сказки, а поэ- , тпческн воссоздает ее образы. Образы на- Уже в «Руслане я Людмиле», этой плс-! родной сказки приобрели под пером поэта основе; опа широко пользуется . неисчер паемым -кладезем народной поэзии и язы ка. Пушкин был первым писателем, кото рый с такой убежденностью, с такой вдох- новеллой смелостью включил в свое твор чество опыт народной* поэзии, богатство реалистическую выразительность и в то же время полностью сохранили всю поэтич ность народной сказки, се мечту о спра- пием поэме, проявилось воздействие на родного творчества па поэзию Пушкина. Недаром враждебная Пушкину дворянская ведливостп, ее веру в торжество добра п правды над злом и ложью. Едкой иронией проникнуты «Сказка о рыбаке и рыбке» и «Сказка о попе и о ра ботнике его Балде». В них Пушкин пока- критика раздраженно сравнивала эту за мечательную поэму с мужиком в армяке, «втершимся» в «благородное собрание». _____________ ________ ________ Для Пушкина обращение к легендам, _______ русского фольклора, русской песнп и сказ -1 былинам и сказаниям знаменовало обреге- зал отрицательное отношениенарода к лзд- ки, русской народной речи. В борьбе за 11116 тои народной почвы, той основы, кото- пости и спеси богатеев, беспощадную его рая помогла ему преодолеть искусствен- насмешку над поповской алчностью. Мет кость и условность поэзии дворянского ко и зло высмеивает Пушкин спесивую классицизма. Вся поэма «Руслан и Лад- , старуху, ставшую «столбовой дворянкой» национальную самобытность и народность русского искусства Пушкин решительно п смело ратовал за обращение литературы к национальной культуре, к творчеству народа. Пушкин был замечательным знатоком народного творчества, любовно собирал и записывал на протяжении всей лшзнп образцы фольклора. С детских лет слушал он чудесные пес ни и сказки своей няни Арины Родионов ны. подруги суровых дней поэта в его ми хайловском уединении. Недаром в стихо творении «Зимний вечер» поэт обращается к любимой им няне, утешавшей его в из- телю, отстояли независимость своей Роди ны. Поэт горд своим народом, своей Родиной. Он любит Москву — сердце России, глу боко ощущает ее мощь и ее очарование. танской дочке», «Истории Пугачева» в образах прошлого раскрывается история нашей родппы. Великий писатель с большим уважени ем относился к прогрессивным деятеля* жег быть, все наши старинные родослов пые». Тема родины раскрывается и в романе С энтузиазмом рисует Пушкин разгром Ровиш* независимо от их сословной при армии Наполеона и освобождение Европы падлежности. «Имена Минина и Домоносо- в результате блестящих побед русского ва* писал он, —- вдвоем перевесят, мо- оружия. Знаменательно, что в победе 1812 года решающую роль Пушкин отводил на роду. Пушкин видел силу России прежде всего в патриотическом чувстве широких народных масс. Как мудрого и зоркого пол ководца. человека», облеченного доверием народа и армии, воспевает поэт Кутузова. Пушкин смотрит па пего, как на спаси теля отечества от иноземного порабощения. Движение декабристов имело не меньшее значение для идейного развитая Пушкина нежели война 1812 года. Как известно. Пушкин формально не принадлежал к тай ный обществам, но в своем творчестве оп был вдохновенным певцом декабристов. Это им — друзьям-декабристт. томя щимся на каторге после подавления вос стания, посылал поэт пламенные строки, полные веры в правоту их дела: Во глубине сибирских руд Хрзноте гордое терпенье Не пропадет ваш скорбный труд И дум высокое стремленье. Подлинная любовь к родине влекла ро роли сословий и классов в освободитель- j гпацни Свйпми песнями п сказками: ной движении России, Ленин писал: «Эпо ха крепостная (1827— 1846 гг.) — пол ное преобладание дворянства. Это — эпо ха от декабристов до Герцена. Крепостная Россия забега и неподвижна.' Протестует ничтожное меньшинство дворянТ бессиль ных без поддержки народа. Но лучшие люди из дворян помогли разбудить народ». (В. И. Левин, 4^изд. т. 19, стр. 294). . Пушкин принадлежит к тем «^учшим людям» из дворянской среды, которые со действовали пробуждению широких слоев русского народа. В русском народе он ви дел неисчерпаемые творческие силы. Этим об'даняется тот интерес поэта, который на протяжении всей своей жизни он испы тывал к народному творчеству. По справедливому определению Горько го, «Пушкин >был первым русским писа телен, который обратил внимание на на роднее творчество, и ввел его в лнтерату- ру...». Впервые верную характеристику худо жественного творчества Пушкина дали критики и писатели революционно-демо кратического направления: • Белинс-кий, Герцен, Чернышевский и Добролюбов. «Че «Евгений Онегин» —- произведении, зна-, Р 63 него, писал Чернышевский, — раз- ченующем вершину пушкинского реалнз- j лилось литературное^ образование на де- ма. С огромной художественной силой, пе- ! сятки тысяч людей, между тем как до ром зрелого мастера, рисует поэт в «Ев- I нвго литературные^ интересы занимали гении Онелзпе» современную ему жизнь, немногих. Оп первый возвел литературу в создает широкие, ярЪпе картины русского общества, замечательной русской природы. По определению Белинского, «Евгений Онегин» — «энциклопедия русской жиз ни» и «...имеет для нас, русских, огром- пае историческое и общественное значе ние». Большое место в творчестве Пушкина занимает важнейшая проблема его эпохи: взаимоотношения помещиков и крепостных крестьян. Поэт с исключительной остротой рнсуег картины народных восстаний, бунты кре стьян против крепостников-помещпков («Капитанская дочка», «История Пугаче ва», «Дубровский»). Не осознавая исто- достониство национального дела... Он бь!л первым поэтом, который стал в глазах всей русской публики на то высокое место, ка кое должен занимать в своей стране вели кий писатель». Добролюбов .подчеркивал, что Пушкин движениям прошлого сказался на его Спой awe песню, как синица Тихо за морем жила; Спой ъек песню. «ак девица За водой по утру шла. • Арина Родионовна перепала поэту лю бовь к пленительной красоте и богатству народного творчества. Она была но толь ко прекрасным знатоком пародного твор чества, но и мастером-рассказчнком, доно сившим до. Пушкина всю выразительность и сочность живого языка, его яркий образ ный колорит, мелодии и ритмы народных песен. Пушкин писал брату из Михайлов ского о сказках няни: «Знаешь ли ты мои занятия? До обеда нишу записки. Обедаю поздно. После обела езжу верхом. Вечером слушаю сказки и вознаграждаю тем недо статки проклятого своего воспитания. Что 8 а прелесть эти сказки! Каждая есть поэ ма». Пушкин, «ак фольклорист, был одним из первых, кто понял и оценил все огром ное значение народного творчества, кто заложил научные основы его собирания. В бумагах Пушкина сохранились записи русских сказок, сделанные им в Михай ловском со слов Арины Родионовны. Здесь — и записи сказок о паре Салтане, и о мертвой царевне, и о Балде, которые потом Пушкин использовал в своих чудесных сказках. Среди 'песен, собранных Пушкиным, есть и старинные и повьге; любовные, ,сва дебные, исторические... Но особый интерес представляют песни, выражающие прояв ления протеста народных масс против цар ского гнета, помещичьего рабства. Интерес поэта к массовым револгоцпон- мила» проникнута былинными и сказоч ными образами. Тут и сказочный злой карлик Черномор, и князь Владимир в «гриднице высокой», «в кругу ..седых бо- татырей», и смелый благородный витязь Руслан. В 1828 году Пушкин прибавил к «Ру слану и Людмиле» ее Ламенитое вступле ние — «У лукоморья дуб зеленый*, тем самым еще сильнее подчеркнув сказочный, р < На руках золотые перстни. На ногах красные сапожки. Перед нею усердные слуги; Она бьет их. за чупрун таскает. Сколько язвительной иронии в этом описании зазнавшейся старухи, усвоив шей дворянские повадки! Еще острее этот народный юмор авучит в «Сказке о попе и о работнике его Балде». Здесь Пушкин великолепно ис- народный характер своей поэмы. Глубоко пользует прибауточный народный стих — волюпионеров на борьбу за ее освобожде- рпческон прогрессивности стихийных пив и от иноземных захватчиков, и от ре- i крестьянских восстаний, Пушкин, том не акционных сил царизма. В тетрадях поэта меиее, признавал их закономерность. От- до конпа жизни был социальным, иначе общественным, поэтом, остро интересовав шимся вопросами современности. Верное изображение современной поэту жизни в России, его свободолюбие, его го рячие симпатии к народу, его критиче ское отношение и резкое осуждение мно гих косных и реакционных явлений тог дашней действительности — делали пуш кинское творчество близким и ценным для великих критаков-демократов. Пушкинские бессмертные творения, на- сохранллась замечательная запись: «Только революционная голова... может щпков к крепостным -крестьянам, он пахо- лгобнть Россию так, как писатель только дпл моральное оправдание крестьянских может любить ез язык». В представлслип восстаний. Пушкпп правдиво изобразил Пушкина понятия патриота п револющ?о- многие черты вождя крестьянства Пуга- пера совпадают. Любовь самого Пушкина чеза. Оп рисует образ Пугачева, как рус- к родине всегда сочеталась с сознанием ского человека из народа, поднявшегося необходимости борьбы против крепостяи- до руководителя массового народного двпже- чества, против самодержавного гнета. Творчество Пушкппа органически свя зано с развитием революционных идей в русских писателях своих единственных Росспп в 1815— 1825 годы. «Пушкин , вождей, защитников п спасителей от рус- сыщенные идеями гуманности, полные мечая факты жестокого отношения поме- ; любви к Родине, к русскому народу жи вут полной жизнью в социалистическом; обществе. Жизнеутверждающее литератур ное творчество великого русского поэта близко и понятно нам, советским людями создателям новых общественных отноше ний. Любовь миллионов советских людей со циалистической страны к Пушкину яв ляется тем величественным «нерукотвор ным памятником», о котором мечтал ге ниальный народный поэт. пня. Белинский говорил, что народ'видит в отнгт^гпл к овеянному поэзией и славой образу Разина — любимому герою русских песен. На основе собранных и слышан ных нм песен о Степане Разине Пушкин создал свои оригинальные три песни о Ра зине. свидетельствуюрие не ‘только о глубоком сочувствии к образу легендарно го народного героя, но и о проникновении Пушкина в самый дух и характер народ ной песпи. , и топко почувствовал Пушкин дух рус ской сказки, ее светлую мудрость и пле нительную поэтичность, перечисляя в сво ем прологе национальные сказочные обра зы и мотивы, которые так близки были ему: Там в обликах перед народом Через леса, ■через моря Колдун несет богатыря; В темнице там царевна тужит, А бурый волк ей верно служит; Там ступа с Бабою Ягой Идет, бредет сама собой; Там царь Кащсй н'ад златом чахнет; Там русский дух... там Русью пахнет! В «Борисе Годунове» Пушкин стремится уже не только к использованию фольклор ных мотивов и красок, а к созданию «на родной трагедии», которая выражает, по его словам, «откровепность надюдных стра стей». Народ, произносящий свой приговов царям, является основной движущей силой истории и находится в центре трагедии Пушкина. Народности идейного замысла «Бориса Годунова» соответствует и на родность художественных принципов, по ложенных в основу трагедии. Пушкин исходит в своем произведении из народной оценки событий и создает об разы. «понятные народу», трогающие «струны его сердпа». В то же время он вводит в пьесу яркие . народные сцены, песни: действующие липа говорят у него прекрасным и выразптельпым русским языком. В 1831 — J832 годах Пушкин пишет свои сказки, являющиеся редчайшим об разцом проникновения поета в тайну народ ного творчества примером слияния лите ратуры и фольклора. Поэтическое богатство русских сказок, их сатирическая меткость, их глубокая человечность и лиризм, — все это. нашло в произведениях Пушкина свое яркое воплощепие. Благородный и смелый паи^вич Гвндок. прекрасная царевна Лебедь, завистливые ж злые тетки -— ткачиха и повариха, трид цать три богатыря, — образы, возникшие из записей сказок Арины Родионовны, об разы, полные поэтического обаяния и глт- «раешник», меткий по своей реалистиче ской остроте. В своих сказках Пушкин показал, как глубоко проникнута его поэзия самим ду хом народного творчества, сколь порази тельно понимание ни поэтичности образов, создапных народом, красочности и неис черпаемого богатства языка русских ска зок и песен. Оп создал произведения, яс ные и простые по своей форме и в то же время высокие по своему идейному содер жанию, безупречные по своему художест венному совершенству. Новое понимание Пушкиным народного творчества, подлинную народность его сказок высоко оценил А. М. Горький, ко торый писал: «...Пушкин был первым русским писателем, который обратил вни мание на народное творчество и ввел его в литературу, не искажая в угоду госу дарственной идее «народности» п лице мерным тенденциям придворных поэтов. Он украсил народную песню и сказку бле ском своего таланта, но оставил неизмен ными их смысл и силу». В своих сказках, говорит Горький, «насмешливое, опуипа- тельное отношение народа к попам и царям Пушкин не скрыл, не 8 атушевал, а, на против, оттенил епге более резко». Произведения Пушкина — значитель ный этап в развитии русской литературы на пути к подлинной народности. Они зна меновали обращение писателей к новых, демократическим силам, в народу, как к плодотворному творческому источнику* 'В поисках значительной социальной базы адя своего творчества, в стремлении создать - поэзию, близкую народу, широким общест венный кругам, Пушкин показал пример умелого использования фольклора. В поэтическом завещании — «Памят нике» Пушкин гордился тем, что он про буждал своей лирой «чувства добрые», гордился своей народной славой, тем, что g его «нерукотрорному» памятнику «не зарастет народная тропа». Своим творчеством, выражающим та лантливость, вольнолюбивый и мужествен ные характер русского народа, верой в его * светлое будущее П ушкин особенно дорог нам. Неумолчный голос певца свободы Белинский отмечал, что к особенным свойствам поэзии Пушкина «принадлежит ев способность развивать н людях чувст во... гуманности, разумея под этим словом бесконечное уважение к достоинству че ловека, как человека». В мрачную пору николаевской реакция Пушкин мечтал: ...о временах грядущих. Когда народы, распри позабыв, В великую семью соединятся. Пушкин верил, что «не может быть, чтобы людям со временем пе стала ясна смешная жестокость воины, тзк же, как I им стало ясно рабство, королевская власть и т. п.». Пушкин горячо любил свой парод и Ро дину и в своем творчестве призывал не к пассивной, но к активной, действенной любви к Отечеству. Именно поэтому мно гие стихи Пушкина звучали в годы Вели кой Отечественной воины так остро п зло бодневно, как будто были написаны пашиЛ современником: Иль мало нас? или от Перми до Тавриды, От финских хладных скал до пламенной Колхиды, От потрясенного Кремля До стен недвижного Китая, Стальной щетиною сверкая. Не встанет русская земля?.. «Гордиться славою своих предков, — писал Пушкин, — не только можно, но и должно; не уважать опой есть постыдное Профессор Б . ГО РО Д ЕЦ КИ Й . Петь я тоже вознамерился, Но сравняюсь ли с Радищевым? Имя Радищева упоминается и в варнан тах одного нз последних стихотворений Пушкина — «Памятнике»: Что вслед Радищеву восславил я свободу». По *)кончании лицея Пушкин чрезвы чайно близко подошел в революционному двилэенню декабристов. Такие его стихи, как «Вольность» (1817), «К Чаадаеву» (1818), «Деревня» (1819), сыграли огром ную роль в деле пробуждения обществен ного самосознания п пропаганды идей де кабристов. Обращаясь к царям, Пушкин восклицал в оде «Вольность»: Питомцы ветреной судьбы, Тираны мира! трепещите! А вы. мужайтесь я внемлите». Восстаньте, падшие рабы! Знаменитое стихотворение «К Чаадаеву» заканчивается пламенным революционным призывом. «Борисом Годуновым» был ознаменован этап исключительного значения в полити ческом н художественном развитии Пуш кина. _______ С этого времени в пушкинском творче стве появляется народ как основная ж ре шающая сила историко-социального про цесса. но глубине содержания я совершенству, формы щюнзвеаенип. Пушкин чрезвычайно высоко ценил прекрасные качества великого русского народа. В поеме «Поггава» (1828) в обра зе гениального преобразователя России Петра I Пушкин утверждает самобытность русского народа, его мужество в борьбе и волю к победе. Русский народ выковал эти качества в долгой я упорной борьбе ва свою свободу и национальную независн-, мосты Но е искушеньях долгой кары. Перетерпев судеб удары. Окрепла Русь. Таи тяжкий млат. Дробя стекло, кует булат. В самые тяжелые годы своей живот.' находясь в ссылке в глухой деревне под тайным н явным надзором, Пушкин не те рял бодрости духа и веры в конечное тор жество добра, разума, справедливости. Эту веру Пушкин с огромной силой отразил * своей «Вакхической песне»,- «Подымем стаканы, содвинем вх разом! 1 Да здравствуют музы, да здравствует разуй! Ты, содаце святое, гори! Как эта лампада бледнеет Пред аслым восходом зари, Так ложная мудрость мерцает я тлеет Пред солнцем бессмертным ума. Да здравствует солнце, • да скроется тьма! «Одна лишь звонкая и широкая песнь Пушкина, — писал о последекабрьском периоде Герцен, — звучала в долшах историческая и политическая зре- 1И1111НН __ ммояшие». К о т свопа стихогшушдем лооть Цушпгаз явственно проявилась в вта цжнь пхпош ш «Полководец» о Барклае де-Толли Пушкин ' ^ пора:шше ГодунаВа показано ми звуками настоящее и посылала свой голос отдаленному будущему». навлек па себя несправедливые упреки в |душклнекой трагедии не как следствие умалении памяти (великого Кутузова, поэт •индивидуальных усилии самозванца, но ответил на эти упреки словами* огромного | результат победы парода в его анти- достоппства и патриотизма: «...Слава Ку-; лгрепостнпческом движении против режима туэова неразрывно соединена со славою [Годунова. Поисгипс огромное впачение для России... Его титло: спаситель России; его русской культуры в целом имело то обстоятельство, что в «Борисе Годунове» впервые не только для русской литерату ры, но н‘ для русской исторической ваукн были показаны решающая рать народа в историческом процессе и возможность победы его над самодержавием. Величайшим достижением пушкинского реализма является бессмертный роман в памятник: скала святой Елены! Имя его не только священно для нас, но пе долж ны ли мы еще радоваться, мы — русские, что оно звучит русским звуком». В своем творчестве Пушкин продолжал и развнвал лучшие революционные тради ции своего велтгкопо предшественника — Радищева. Имя революционного просвети- А . С. Пушкин срсдл декабристов в Каменке. С рисунка художника Кардовского. теля Радищева красной нитью проходит 1 стихах «Евгений Опепш». Белинский на- через все творчество Пушкина. Пятнадцл- звал этот роман «энциклопедией русской тияетний Пушкин намст>гвался вступить в жизни». Действительно^ вся живнь рус- соревнованпе с Радищевым л говорил об . ско*о общества первой трети XIX века этом в своей поэме "Бова»: «проходят перед нами в этом изумительном Пушкин понимал значение своей лите ратурной деятельности для народа а его борьбы за свободу и культуру* Об этом он сказал в одном из самых замечательных своих последних стихотворений: Слух обо мне пройдет по эсей> Руси великой, И назовет меня всях сущий в ней язьис, И «гордый внук славян, и финн, н ныне дикой Туягуз, и друг степей калмык. И долго буду тем любезен я народу, Что чуэстза добрые я лирой пробуждал. Что в мой жестокяй ве* восславил я свободу И милость к палатам пргаызал.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz