На страже Заполярья. 1949 год. Июнь.

4 тени 1049 r „ № 136 (3435J, m r e r m r r т т г ж т 1 5 0 - лети ю со дня рождения 1 Алекс&ндрзг Серг е евича Пушкина Гордость народов СССР A. G. Пушкин т экзамене в лгсцее. С картины художника И. Рстояе. А. С. П УШ КИ Н . А Р М О В Нас было много на челне; , Иные парус напрягали, Другие дружно упирали В глубь мощны веслы. В тишине, На руль склонясь, наш корМШйк умный В молчанье правил грузный челн; А я — беспечной веры полн, Пловцам я пел... Вдруг лоно волн 1827 Измял с налету вихорь шумный... Погиб и кормщик, и пловец! Лишь я таинственный певец, На берег выброшен грозою. Я гимны прежние пою И ризу влажную мою Сушу на солнце под скалою. Пушкин в русской музыке Г4т$око патриотическая, отличающаяся великолепной нацкональной формой, пол­ ная оптимистической веры в~победу сой* н#йог 6 , светлого начала, сочетающая в себе Подлинный реализм с романтической вавайюванностыо мысли, поэзия Пушки­ на Йашла широчайшее отражение в рус­ ской музыке. Творчество композиторов России, а в советское время и творчество эМйпкюйторов многих национальных рес­ публик испытали па себе’ многостороннее, плодотворное воздействие пушкинских со- tnmfttmft. Более столетия красота и музыкаль­ ность стихов Пушкина воспламеняют вооб- jW&Hiie музыкантов. Еще в 1816 * году ййгёЙйкйй товарищ Александра Пушкина — Н. Корсаков написал музыку к трем стихотворениям 16-летнего поэта: «К Де­ лии», «К Маше» и «К живописцу». Из утттх сохранился только последпий романс — прелестный по своей ясной мелодич­ ности и юношеской простоте. Двадцать семь композиторов прп жизни великого поэта со ч еезли около 70 романсов па его тек­ сты. Среди этих композиторов — М. Глин­ ка, А. Алябьев, А. Верстовский, В. Одоев­ ский* Н. А. и Е. С. Титовы, М. Яковлев. Некоторые пз этих ромапсов живут, бы­ туют и до сйх пор, превратившись, в под­ линно народное достояние. К ним! отно­ сятся: «Грузинская песня» («Не пой кра­ савица при мне») и «Я здесь, Пнезилья» Глинки, «Зимний вечер» Яковлева, «Чер­ ная 1 йаль» Верстовского, «Два ворона» Алябьева и т. д. Не останавливаясь подробно на десятках классических романсов Глпнкп, Даргомыж­ ского, Рнмского-К-орсакова, вдохновленных текстами Пушкина, без преувеличения можно сказать, что пмепно эти романсы относятся к лучшим страпппам вокального творчества гениев русской' музыки. А. Бо­ родин написал лишь одпо произведение зта пушкинские слова — «Для берегов отчизны дальной». Однако даже средп за­ мечательной русской ромапсовой лирики трудно найти более проппкповеппое пре­ творение в музыке пушкинского замысла, чем это произведение. И «Солоней» Чай­ ковского и «Почь» — юпошеское творе­ ние Мусоргского также принадлежат к шедеврам музыкальной «Пушкпниапы». Вся история русской классической оне­ ры теснейшими узами связана с именем Пушкина. Уже вторая, по времени возпик- новезпя, великая опера М. И. Глинки — «Руслан и Людмила» возникла па благо­ датной почве пушкинского поэтического слова. Три из четырех, наппсаппых A. G. Даргомыжским опер, созданы па сюжеты произведений великого поэта, «Борис Годунов» М. П. Мусоргского, опе- ;ры Н. А. Римского-Корсакова, Н. И. Чай* кявского, U. В. Рахманинова написаны на нушкипскпе темы. Произведениям Пушкина посвящены также опера «Дуб­ ровский» Э. Направника и менее извест­ ные оперы П. Кгоп — «Капитанская дочка», «Кавказский плепник» и «Пир во время чумы». Таким же памятником великому наро- £у-герою, как оперный первенец русской классики «Иван Сусаппп», является и ослепительная музыка «Руслана и Люд­ милы». Не случайно последователи Глин­ ки с гордостью именовали себя «русланп- стами». Весь тон музыки Глинкп поразительно соответствует пушкинскому творзпню. Руозкая сказочность, высокий полет фан- sragira, неистощимая игра музыкального воображения композитора, — все это сродни гениальной нушкпнской поэме. Есть нечто, неразрывно соединяющее в нашем представлении нмепа Пушкипа и Глинки. Оба опп воплотили национальное своеобразие русского языка — литера­ турного и музыкального. Оба они геппп— глубоко народные в смысле познания и претворения типических черт’ русского ха­ рактера в обрззах искусства. Обоим им свойственен истинно философский оттти -> г. ПОЛЯНОВСКИЙ. мизм, непоколебимая вера в победу чело­ века над стихией, над елым началом. Онера «Руслан и Людмила» стала зна­ менем правды й новаторства в русском музыкальном искусстве. Она была отправ­ ной точкой для смелых опытов передовых композиторов* верно понявших ее прогрес­ сивное, более того, революционное для русского искусства значение. Это был вы­ зов рутине, косности, ретроградству, бес­ содержательности и- вместе с тем призыв на пушкипской теме открывать новые перспективы, новые возможности, без­ мерно обогащающие художественную фан­ тазию (композиторов. Из трех пушкинских опер Даргомыж­ ского («Торжество вакха», «Русалка» и «Каменный гость») реалистический геппй композитора особенно полно раскрылся в двух последних. Незабываемо ярко очерчены в «Русал­ ке» музыкальные характеристики мельни­ ка и его несчастной, обманутой и брошен­ ной князем доЧери Наташи. Продолжая глинкииские традиции правдолюбия, Дар­ гомыжский углубляет и расширяет диапа­ зон чувств н трагических переживаний своих героев. Тема поэта-гуманиста, протестующего всем своим существом против социального неравенства, поэта, становящегося на сто­ рону эабитых, обиженных, оскорбленных и униженных «простых людей», трагедия «маленького человека» поднята Дарго­ мыжским, как художественное знамя. Ме­ тод реализма, все правдивые средства ху­ дожественной выразительности позволяют композитору подняться в своей подлинно народной музыке до высог пушкинских идей. Навсегда останутся взаимно связан­ ными и друг друга дополпяюпшмп «Ру­ салка» Пушкина и Даргомыжского. Автор «Бориса Годунова», величайшей в истории мирового искусства «музыкаль­ ной трагедии», Мусоргский определил ве­ дущий принцип своего оперного творчест­ ва, как попытку раскрыть настоящее в прошедшем. С неслыханной сплой компо­ зитор обрисовал в своей опере трагедию народа России, переживавшего на рубеже XVI—XVII столетий большой и суровый перелом в судьбе. Пушкинское противо­ поставление пдеи царского самовластия трагедии народного бесправия, пушкин­ ское заключительное «парод безмолвст­ вует» — продолжено, развито, расшире­ но, доведено до логического конца комно- зитором-демократом, выдающимся психо­ логом и народолюбцем. Заключающая у Мусоргского онсру. «сцена под Кромамп» представляет неза­ бываемое зрелище народпого справедливо­ го гнева и возмушенпя. Это ужо пе без­ молвствующий парод, а народ, творящий свою волю, расправляющийся со своими врагами. П с чисто пушкинской сплой звучит в опере песпь парода — «Расходи­ лась, разгулялась сила, удаль молодец­ кая». Композитор-мыслитель полностью попял поэта-мьгслптеля... Трижды обращался к Пушкину Рпм- ский-Корсаков. Если б «Моцарте и Салье- рп» композитор задался целыо точно п сильно передать человеческие .чувства, описанные в пушкппском произведении, то в сказках великого поэта он прежде всего увидел ту глубокую правду, носите­ лем которой является народ. Музыка «Сказкп о паре Салтане» бле­ щет неистощимой фантазией, ослепптсль- по богатым оркестром. Во встрече Гвчдона с царевпой Лебедь представлена любимая поэтическая тема композитора — встреча человека со своей воплощенной мечтой. В «Золотом петушке» — детище П. Римского-Корсакова периода после ре­ волюции 1905 года — другие музыкаль­ ные интонации, лрутпе настроения. Злая ( сатира на самодержавие, унылая -картина! царского безвременья, тонкая характери­ стика утрированных персонажей сказки здесь звучат по-пушкйнскл, поразительно остро и правдиво. Три лучшие оперы Чайковского — «Ма­ зепа», «Евгений Онегин» и «Пиковая дама» — с огромной психологической глу­ биной раскрывают пушкинские образы. Пе только лирическая драма любви Ма­ рии к Мазепе, по и великолепное описа­ ние народных жанровых сцен — в цент­ ре первой пз этих опер. То же и в «Евге­ нии Опегппе», где центральная, с такой тщательностью созданная роль Татьяны с се порывистыми и верными чувствами истппно русской души все же не засло­ няет образ народа. Одновременно Чайков­ ский дает динамические, полнокровные характеристики Ленского, Онегина, Лари­ ной, задушевно и пламенно запечатлевая в мелодиях любимые образы. С потрясающей правдивостью в музыке «Пиковой дамы» ведется повествование о трагическом конфликте чистой и предан­ ной, захвативший все ее юное существо любви Лизы и мрачной страсти Германа, одержимого манией обогащения, стремяще­ гося овладеть тайной трех карт. Глубоко национальными* средствами; ясно, при всей сложности передаваемых чувств, про­ сто и мелодично рисует пушкинских ге­ роев Чайковский. Оп заставляет их обре­ сти новую силу, зажить напряженной, бурпо пульсирующей жизнью. Много отличных произведений на пуш­ кинские темы создано и советскими ком­ позиторами. Насчитывается пятнадцать опер п около двадцати балетов, более 600 ромапсов, хоров, песен, немало симфони­ ческих произведений, продолжающих тра­ диции программной поэмности «Воеводы» Чайковского п каптатпостп «Песни о ве­ щем Олеге» Рпмского-Корсакова. Свои лучшие плоды реалистическое на­ правление советской музыки пожало» на­ ряду с совремеппой темой, также и в пуш­ кинских шюизведеппях. Такие балеты, как «Бахчисарайский фонтап», «Кавказ­ ский иленпик», «Барьпнпя-крестьянка» Б. Асафьева, как «Пыгапы» С. Василенко и. в особенности, повый балет Р. Глпэра «Медпый всадник», все это — то пре­ красное в нашем музыкальном искусстве, что продолжает великие традиции Чайков­ ского и Глазунова. Ромапсы Ю. Шапорина («Заклинание»), Ап. Александрова («Альбомное стихотво­ рение»), 3. Левпной («Певец», «Элегия»*)., 10. Свиридова («Под’езжая под Ижоры»), Б. Шехтера, М. Коваля, А. Титора и ряда других композиторов свидетельствуют о зрелости советской вокальной лирики. Особенно отрадно, что темы граждапского пафоса, освободительной борьбы нашли свое отражепие в значительном числе ро­ мансов советских авторов. Таков цикл Б. Шехтера (ода «Вольность» и др.)* «Пушкиниана» М. Коваля, «К Чаадаеву» ТО. Александрова и др. Русские песпи, записанные Пушкиным, послужили для ряда композиторов пре­ красным материалом прп создании хоров (В. Кочетов. С. Потоцкий). Наконец, большой творческой удачей являются хоры А. Новикова, особенно «Веселый нпр», и «Любовь», где нуткни- екпй оптимизм, яспость, солнечность, не­ зыблемая вера в силы человека нашли яр­ кое, талантливое отражение. Неиссякаема пушкинская тема в музы­ ке. К пей обращаются все чаще и чащо но только композиторы Российской Феде­ рации, Украины и Белоруссии. Музыкан­ ты всех братских Советских республик проявляют большой интерес к гениально­ му пушкинскому стиху. Па темы произве­ дений великого русского поэта пишет му­ зыку грузинский мастер Аракпшвили, стихи Пушкина широко используются ар­ мянскими и азербайджанскими композито­ рами. И это ноказательпо: Пупгкпп — ве­ ликое л вечное достояние всех народов СОСР. Вся наша многонациональная страпа <■ любовью и благодарностью принимает бо­ гатейшее литературное наследство Пушки­ на — великого русского поета, давшего че­ ловечеству бессмертные творения. Исполнилась заветная Мечта Пушкина — его творчество принадлежит теперь на­ рода» tftce* Руси веляйой». Советская класть создала Пушкйну подашю на/род- яую елачу. Его щюйавеШия переводятся лучшими поэтами на различные языки на- фгоиалынжтйй СССР, его книги расходятся огромными тиражами. По дзштым Всесоюзной книжной палаты на 10 мая 1949 ода* произведения Л. Or Пушкина в ССОР издавались 1.242 раза. Общий тираж их исчисляется в 42 млн. 982 тыс. экземпляров. На русском. ,-язЫко пушкинские сочинения издавались 652 ра­ ла тиражом в 38 млн. 78 тыс. экземпля­ ров; на других явыках народов СССР — 590 раз тиражом в -4 млп. 904 тыс. Му- лемпляроп. В издании Академии наук ГСГ-Р вышло 14 томов Собрания сочинений А. С. Пушкина. Государственное издатеiьство ху&шм^в&шой литературы с 1931 года пятикратно выпускало Собрание сочинении А. С. Пушкина в 6 томах. В этом году оно приступило к 6 -му изданий шестптЬмппка сочинений великого поэта. Творения Пушкина стали родными и близкими для рабочих, колхозников, интел­ лигенции всех национальностей Советского СЫйД. В нашей cfpafcfc почта tew народа. На язык которого не были бы переведены кие произведения. Они вышли на ОТ ВСЕГО СЕРДЦА * С ТИ ХИ И П И С ЬМ А С ЕВ ЕРО М О РЦ ЕВ , П О С ВЯЩ ЕН Н Ы Е А . О. П УШ КИ Н У jfttekax народов СССР — татарском, бурятском, марийско-горном, хакасском, ногайском, чукотском, табасаранском, па- найском* татском, марийско-луговом, хан­ тыйском, шорском* коми, абазинском, уй- баишфском, аварском, якутском и других. На украинском, белорусском, грузин­ ском, армянском, татарском, азербайджан­ ском и узбекском языках вышли полные собрания сочинений А. С. Пушкина. В течение 1949 г. на языках народов ОООР, кроме русского, выйдет 106 изданий тиражом в 1 млн. 300 тыс. экземпляров. На Украине сочинения великого русского поэта будут изданы тиражом в 225 тыс. экземпляров, в Казахской ССР — тиражом в 145 тыс. экземпляров, Белоруссии — 73 тыс. эквемпляров, Латвии — 85 тыс. экземпляров, Киргизии — 63 тыс. экзем­ пляров и т. д. На русском языке выйдет 134 издания тиражом около 10 млн. эк­ земпляров. ^ К юбилею Гослитиздат издает однотомник сочинений А. С. Пушкина тиражом в 200 тыс. эквемпляров. Книга будет хорошо иллюстрирована рисуинамИ, выполненны­ ми лучшими советскими художниками. Это же издательство подготавливает к изданию Собрание сочинений Пушкина па тонкой бумаге, позволяющей дать в одном томе почти все произведения поэта. В царской России с 1898 г. по 1916 г. на национальныл явыках произведения А. С, Пушкина были изданы всего 27 раз тиражом в 34 тыс. экземпляров. За этот же период па русском языке пушкинские сочинения вышли в количестве всего лишь J0 млн. экземпляров. Только в годы со­ ветской власти бессмертные творения ве­ ликого поэта стали достоянием тех миллио­ нов людей, для которых оп писал. Г. ТАЩИЕВ, заведующий научно-книговедческой биб­ лиотекой Всесоюзной книжной палаты. 6 ©та дни, когда вся ваша Ро |Ш От­ мечает 150-летне со дим раздавая гевю- ального поэта, сердца североморцев, как н всего советского народа, преисполнены чувством гадости га своего Одажото предка, патрпота-граадаянна — гениаогъ- аого поэта Александра Сергеевича Пушки­ на. В своих многочисленных письках, по­ священных певцу свободен человеческого счастья, матросы, старшины я офицеры, восхищаются талантом поэта, его неукро­ тимой борьбой против царского самодержа­ вия,, они с благоговением н любовыА отсы­ паются о ргп выдающихся произведениях, которые напитывают у воинов чувство национальной гордости, чувство горячего патриотизма. «Великий патриот своей Родины,— пишет ефрейтор И. Кошеле®, — А. С. Пушкин вое свои благорйДнь* поры­ вы посвятил на благо Отечества. Он предвидел, что прядет то время, иог- да $го Родина «воспрянет ото ена», когда взойдет и ярио засияет «звезда пленительного счастья»» «воеторже­ ствует правда на земле». Это время пришло. Мы живем сейчас в счастливый радостный век, о котором мечтал поэт и многие передовые люди Рос­ сии. Вместе с нами живегг и Пушкин. Его гениальные пронввеяевня помогают нам в борьбе, вдохновляют ва славные дела. «Имя Пушкина, — пишет офицер А. Овчинников. — самое популярное в мировой ли тер ал ; оно до 0 ого сердцу каждого советского человека. Зто замечательное Имя величайше­ го поэта нашей Ройины товарищ Сталин назвал в числе выдающихся представителей русской науки, ко­ торыми по праву гордится все про­ грессивное человечество. В грозные дни Великой Отечест­ венной войны, когда не полях сраже­ ний решалась судьба Советской 0т- чйзны, голос бессмертного Пушкина вселил твердую уверенность в нашей победе над врагом. — И тов. Овчлн- пнков приводит строфы А. С. Пушкина: — Страшись, о рать яйЬплемвнных! России двинулись сыны; Восстал и стар я млад: Летят «а дерзновенных. Сердца их апценьем возжены. — Вострепещи, тиран! Уж близок час паден'ыя! Ты в каждом ратнике узришь богатыря. Их цель — иль победить, югь пасть в пылу сраженья... Всюду, где боролись и трудились, приближая победу, советские люди, вместе с ними были образы, создан­ ные гениальным художником». Зпаменательнын юбилей и поезпя А. О. Пушкина вдохновила на творческую работу напшх молодых авторов. Многие начинающие поэты флота посвятили Алек­ сандру Сергеевичу Пушкину свои стихи. Правда, они епгл не совсем совершенны, часто в ннх отсутствуют и ртгфма, п ритм, оставляет желать лучшего и содержащие отдельных строк, однако все стихи про­ тиснуты любовью к поэту, к его бессмерт­ ным творениям, в ннх видна ненависть к. крагам Александра Сергеевича- Пушкина. Сержант В. Демчспко написал стихотворе­ ние «Памятник». Взяв для ею начала строки поэта «Я памятник себе воздвиг нерукотворный», Демченко далее пишет: Тот памятник тобой воздвигнут для народа, Каж солнца луч — он светит нам всегда, Живет в борьбе за счастье, за свободу, Живет в победе мирного труда. Пушкинское слово— поистпне «полково­ дец человечьей силы». Оно ожигает серд­ це. зовет к мщению врагу, посягнувшему на Родину, призывает пламенно любить Отчизну, отдать ей все своп молодые по­ рывы. В одном из стихотворений северо­ морец П. Дсктярев, сравнивая силу поеай» Пушкина с потоком бурных рек, csterraro- ншх на своем пути все препятствия, teoc- минаег: Писал ты пламенно и страстно Твой стих — сильнее бурных per. • «Твоим я именем горягусь везде», — говорит североморец И. Хасхудин — «тебй стих бодрящей музыкой звучит». Старший матрос А. Костычев своей *стихотворении пишет о том, что творения поета живут в сердце каждого челоьейа «своей поозией прекрасной». ПупШгя вдохновляет людей на ратные дела в Шд- виги, за это он любим у пас, за это «его чтит каждый — велик, и мал». Теплые, проникновенные слова любви звучат в стихотворении офицера Н. Бу­ шуева и других авторов. Они вазывают Пушкина великим патриотом, плаяенны* борцом ва счастье человечества, гордостью русской культуры, неугасимым светочем. Мьгслп своих товарищей о поэте хорошо выраонл младший сержант П. Червиноний. И пал иоэт в расцвете своих сил. Но не угас его бессмертный гений.— Тот, кто всю жизнь Отчизне посвятил, Тот будет жить для* многих поколений. Огихи и письма североморцев еввдетель- ствуют об их высокой культуре, о вныпвг литературного наследства величайшего поэта пашей Родины, о стремлении ещё выше поднять зг возвеличить националь­ ную славу и гений Александра Сергеевича Пушкина. НАУЧНАЯ СЕССИЯ ОТДЕЛЕНИЯ ОБЩЕСТВЕННЫХ НАУМ УНРАИНЫ КИЕВ. В ознаменование 150-летпя со дня рождения великого русского поэта А. С. Пушкина здесь состоялась научная сессия отделения общественных наук Ук­ раины. Заслушан ряд научных докладов. Действительный член Академии паук УССР II. К. Гудзий выступил с докладом — «Пушкин н русская культура». Кандидат филологических наук Д. В. Чалый сделал доклад — «Пушкин и наша современ­ ность». В докладе кандидата филологических наук Н. Е. Крутиковой была освещена работа советских писателей над образом А. С. Пушкина. На сессии заслушан также доклад кан­ дидата филологических наук Д. М. Коса- рпка — «Пушкин н Украина» и кавдндата филологических паук Д. П. Шутееко — «Взгляды Пушкина на драматическое искусство»’. В СЕЛЕ МИХ АЙЛО В С КОМ -...Пооади осталась шумная деревенька Бугры, раскинувшаяся па самом рубеже Михайловского. Мы вступаем в централь­ ную аллею парка. Гиганты-ели, стоящие, как стражи, по краям песчаной дороги, встречают нас приветным шумом. Более ве­ ка назад эта аллея являлась в’ездной доро­ гой в усадьбу. Вот он, замечательный парк, о котором великий поэт ппсал: «Люблю сей темпый сад с его прохладой п цветами». Парк Михайловского был равбит еще предками поэта. По обе стороны централь­ ной аллеи, пересекающей парк, идут дру­ гие — березовые, липовые... Каждая из них имеет свою историю, связанную с пре­ быванием поэта. Вот дощечка с надписью: «Аллея Керп». Предание говорит, что пЯен- (но здесь Пушкин гулял с посетившей^Ми­ хайловское летом 1825 года А. П. Керп, которой он посвятил знаменитые стихи «Я помню чудное мгновенье...». Мы в усадьбе старого Михайловского. Сюда приезжал Пушкин юношей в 1817 и 1819 годах, здесь оп провел 1824 — 1826 годы «изгнанником два года неза­ метных», сосланный царем. Сюда стремился он из шумной столи­ цы насладиться деревенским покоем. Здесь, «блиске к милому пределу», за­ вещал оп похоронить свое тело. В Михайловском сблизился Пушкин с народом, нознал богатство народной ре­ чи, увидел и полюбил русскую природу. В этом «приюте спокойствия трудов и вдохновенья» поэт создал более ста ху­ дожественных произведений. В Михай­ ловском были написаны бессмертные главы «Евгения Онегипа». «Борис Году­ нов», «Цыгапы», «Деревпя», «Зимний вечер», ряд статей. Каждый, кто посещает Михайловское, с трепетным волнением осматривает дом, где жпл и творил гениальный поэт. Сожженное пемепко-Фашистскими за­ хватчиками весной 1944 года скромное дврежпгагчз двухэтажной здание, покоя­ щееся на старом фундаменте, ныне вновь предстало таким, (каким опо было прп жизни Пушкина. Этому помогли кропот­ ливые архивные, розыски нланов по­ стройки, сохранившиеся чертежи псков­ ского пемлемера Иванова, побывавшего здесь сто лет назад, воспоминания совре­ менников поэта, гостившпх у пего... Фасадом дом обращен к парку; балкон с колоннадой выходпг к реке. В этой «скромной семьи моей обителиз Пупшш занимал одну комнату возле крыльпя. с окнами во двор. Благодаря воспоминаниям друга ноэтз И. П. Пущина обстановка комнаты ныне полностью воспроизведена. Даже кладка кафельной печи выио.тнепа в строгом соответствии с сохранившимися документами. Здесь же подлинное кресло Пушкина, полки с книгами, письменный стад с принадлежностями, стулья, дивап — все пушкинского времени. Р^ом с домом-музеем мы видим типич­ ную для прошлого времени постройку — небольшой флигель, обшитый п крытый тесом. Это — домик няпн . поога Арины Родионовиы. Е й обязан Пушкин первым знакомством с сокровищами народпого ис­ кусства. В теплые летние вечера, здесь, на крылечке, рассказывала Арппа Родионовна своему воснитангагку несьччгчаемые сказ­ ки. Этот домик также восстановлен по точ­ ным планам, описаниям, картинам. С уди­ вительной тщательностью воспроизведена обстановка светелки Арины Родионовны. Клетчатая дороя:ка, сотканная местными НА СНИМ КЕ: могила А. С. Пущкяьа у стен Святогорского монастыря в по­ селке Пушкинские горы. Фото Б. Утккна. (Фотохроника ТАСС), ' мастерицами, скамья вдоль стен, старинный железный ларец в углу, веретено, спицы с клубкамп 'шерсти, самовар в точности такой, каким изобразил его поэт на одноч из своих рисунков. Документы, рнсункн, этюды повествуют о жизни няни п трогательной'дружбе с ней Пушкипа. Вот одпо пз писем Арины Рода, повны, датированное 6 марта 1827 года. «Любезный мой друг, Алексазд Сергеевич, я получила вашо письмо и деньги, которые вы мне прислали. За все ваши милости я вам всем сердцем благодарна. Вы у меня беспрестанно в сердце и па уме, и только когда засну, забуду вас и ваши милости ко. мне... Ваши обещания к нам. побывать летом меня очень радуют. Приезжай, мой ангел, к нам в Михайловское, всех лоша­ дей на дорогу выставлю...». Известно, что П уш кин хранил эго пись­ мо в числе ценнейших своих документов. Мы в Святогорс-ком монастыре, создан­ ном еще прп Пване Грозном. Здесь, у во­ сточной стены, почта у самого края холма — могила Пушкипа. П нет часа, что­ бы у ее» ограды пе стояли с обнаженны­ ми головами экскурсанты. В одном нз помещений древнего мо­ настыря сейчас развернута выставка, посвященная последним дням жизни великого поэта. Документы, письма, картоны рассказывают, каким всенарод­ ным горем была смерть Пушкина. В свя­ зи с этим большой интерес вызывает представленное па выставке предписа­ ние псковскому губернатору от 2 фев­ раля 1837 года. Царский чиновник, Передавая повеление Николая I, пред­ лагал воспретить во время следования гроба с телом поэта «всякое особенное проявление, всякую встречу, одним словом, всякую церемонию». Тысячи советских людей, побывав­ ших в заповедных пушкинских местах, оставили в книге посетителей свои впечатления. Вот последние запи­ си: «Я пришел за тысячу километров с Украппы и с треяетом сердца ИРкЛо- пплся священной могиле великого Александра Пушкнпа». «Глубокое вол­ нение испытываешь, подходя к могиле Александра Путикина — нашей гордо­ сти, пашей славе...». В Святогорскпй монастырь доставили большой лавровый венок бойцы и офицеры Н-ского гвар­ дейского соединения. Это велпкое проявление любви говетекпх лютей к свое-му Пушкину. А. ВИКТОРОВ.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz