На страже Заполярья. 1949 год. Июнь.
4 тени 1049 r „ № 136 (3435J, m r e r m r r т т г ж т 1 5 0 - лети ю со дня рождения 1 Алекс&ндрзг Серг е евича Пушкина Гордость народов СССР A. G. Пушкин т экзамене в лгсцее. С картины художника И. Рстояе. А. С. П УШ КИ Н . А Р М О В Нас было много на челне; , Иные парус напрягали, Другие дружно упирали В глубь мощны веслы. В тишине, На руль склонясь, наш корМШйк умный В молчанье правил грузный челн; А я — беспечной веры полн, Пловцам я пел... Вдруг лоно волн 1827 Измял с налету вихорь шумный... Погиб и кормщик, и пловец! Лишь я таинственный певец, На берег выброшен грозою. Я гимны прежние пою И ризу влажную мою Сушу на солнце под скалою. Пушкин в русской музыке Г4т$око патриотическая, отличающаяся великолепной нацкональной формой, пол ная оптимистической веры в~победу сой* н#йог 6 , светлого начала, сочетающая в себе Подлинный реализм с романтической вавайюванностыо мысли, поэзия Пушки на Йашла широчайшее отражение в рус ской музыке. Творчество композиторов России, а в советское время и творчество эМйпкюйторов многих национальных рес публик испытали па себе’ многостороннее, плодотворное воздействие пушкинских со- tnmfttmft. Более столетия красота и музыкаль ность стихов Пушкина воспламеняют вооб- jW&Hiie музыкантов. Еще в 1816 * году ййгёЙйкйй товарищ Александра Пушкина — Н. Корсаков написал музыку к трем стихотворениям 16-летнего поэта: «К Де лии», «К Маше» и «К живописцу». Из утттх сохранился только последпий романс — прелестный по своей ясной мелодич ности и юношеской простоте. Двадцать семь композиторов прп жизни великого поэта со ч еезли около 70 романсов па его тек сты. Среди этих композиторов — М. Глин ка, А. Алябьев, А. Верстовский, В. Одоев ский* Н. А. и Е. С. Титовы, М. Яковлев. Некоторые пз этих ромапсов живут, бы туют и до сйх пор, превратившись, в под линно народное достояние. К ним! отно сятся: «Грузинская песня» («Не пой кра савица при мне») и «Я здесь, Пнезилья» Глинки, «Зимний вечер» Яковлева, «Чер ная 1 йаль» Верстовского, «Два ворона» Алябьева и т. д. Не останавливаясь подробно на десятках классических романсов Глпнкп, Даргомыж ского, Рнмского-К-орсакова, вдохновленных текстами Пушкина, без преувеличения можно сказать, что пмепно эти романсы относятся к лучшим страпппам вокального творчества гениев русской' музыки. А. Бо родин написал лишь одпо произведение зта пушкинские слова — «Для берегов отчизны дальной». Однако даже средп за мечательной русской ромапсовой лирики трудно найти более проппкповеппое пре творение в музыке пушкинского замысла, чем это произведение. И «Солоней» Чай ковского и «Почь» — юпошеское творе ние Мусоргского также принадлежат к шедеврам музыкальной «Пушкпниапы». Вся история русской классической оне ры теснейшими узами связана с именем Пушкина. Уже вторая, по времени возпик- новезпя, великая опера М. И. Глинки — «Руслан и Людмила» возникла па благо датной почве пушкинского поэтического слова. Три из четырех, наппсаппых A. G. Даргомыжским опер, созданы па сюжеты произведений великого поэта, «Борис Годунов» М. П. Мусоргского, опе- ;ры Н. А. Римского-Корсакова, Н. И. Чай* кявского, U. В. Рахманинова написаны на нушкипскпе темы. Произведениям Пушкина посвящены также опера «Дуб ровский» Э. Направника и менее извест ные оперы П. Кгоп — «Капитанская дочка», «Кавказский плепник» и «Пир во время чумы». Таким же памятником великому наро- £у-герою, как оперный первенец русской классики «Иван Сусаппп», является и ослепительная музыка «Руслана и Люд милы». Не случайно последователи Глин ки с гордостью именовали себя «русланп- стами». Весь тон музыки Глинкп поразительно соответствует пушкинскому творзпню. Руозкая сказочность, высокий полет фан- sragira, неистощимая игра музыкального воображения композитора, — все это сродни гениальной нушкпнской поэме. Есть нечто, неразрывно соединяющее в нашем представлении нмепа Пушкипа и Глинки. Оба опп воплотили национальное своеобразие русского языка — литера турного и музыкального. Оба они геппп— глубоко народные в смысле познания и претворения типических черт’ русского ха рактера в обрззах искусства. Обоим им свойственен истинно философский оттти -> г. ПОЛЯНОВСКИЙ. мизм, непоколебимая вера в победу чело века над стихией, над елым началом. Онера «Руслан и Людмила» стала зна менем правды й новаторства в русском музыкальном искусстве. Она была отправ ной точкой для смелых опытов передовых композиторов* верно понявших ее прогрес сивное, более того, революционное для русского искусства значение. Это был вы зов рутине, косности, ретроградству, бес содержательности и- вместе с тем призыв на пушкипской теме открывать новые перспективы, новые возможности, без мерно обогащающие художественную фан тазию (композиторов. Из трех пушкинских опер Даргомыж ского («Торжество вакха», «Русалка» и «Каменный гость») реалистический геппй композитора особенно полно раскрылся в двух последних. Незабываемо ярко очерчены в «Русал ке» музыкальные характеристики мельни ка и его несчастной, обманутой и брошен ной князем доЧери Наташи. Продолжая глинкииские традиции правдолюбия, Дар гомыжский углубляет и расширяет диапа зон чувств н трагических переживаний своих героев. Тема поэта-гуманиста, протестующего всем своим существом против социального неравенства, поэта, становящегося на сто рону эабитых, обиженных, оскорбленных и униженных «простых людей», трагедия «маленького человека» поднята Дарго мыжским, как художественное знамя. Ме тод реализма, все правдивые средства ху дожественной выразительности позволяют композитору подняться в своей подлинно народной музыке до высог пушкинских идей. Навсегда останутся взаимно связан ными и друг друга дополпяюпшмп «Ру салка» Пушкина и Даргомыжского. Автор «Бориса Годунова», величайшей в истории мирового искусства «музыкаль ной трагедии», Мусоргский определил ве дущий принцип своего оперного творчест ва, как попытку раскрыть настоящее в прошедшем. С неслыханной сплой компо зитор обрисовал в своей опере трагедию народа России, переживавшего на рубеже XVI—XVII столетий большой и суровый перелом в судьбе. Пушкинское противо поставление пдеи царского самовластия трагедии народного бесправия, пушкин ское заключительное «парод безмолвст вует» — продолжено, развито, расшире но, доведено до логического конца комно- зитором-демократом, выдающимся психо логом и народолюбцем. Заключающая у Мусоргского онсру. «сцена под Кромамп» представляет неза бываемое зрелище народпого справедливо го гнева и возмушенпя. Это ужо пе без молвствующий парод, а народ, творящий свою волю, расправляющийся со своими врагами. П с чисто пушкинской сплой звучит в опере песпь парода — «Расходи лась, разгулялась сила, удаль молодец кая». Композитор-мыслитель полностью попял поэта-мьгслптеля... Трижды обращался к Пушкину Рпм- ский-Корсаков. Если б «Моцарте и Салье- рп» композитор задался целыо точно п сильно передать человеческие .чувства, описанные в пушкппском произведении, то в сказках великого поэта он прежде всего увидел ту глубокую правду, носите лем которой является народ. Музыка «Сказкп о паре Салтане» бле щет неистощимой фантазией, ослепптсль- по богатым оркестром. Во встрече Гвчдона с царевпой Лебедь представлена любимая поэтическая тема композитора — встреча человека со своей воплощенной мечтой. В «Золотом петушке» — детище П. Римского-Корсакова периода после ре волюции 1905 года — другие музыкаль ные интонации, лрутпе настроения. Злая ( сатира на самодержавие, унылая -картина! царского безвременья, тонкая характери стика утрированных персонажей сказки здесь звучат по-пушкйнскл, поразительно остро и правдиво. Три лучшие оперы Чайковского — «Ма зепа», «Евгений Онегин» и «Пиковая дама» — с огромной психологической глу биной раскрывают пушкинские образы. Пе только лирическая драма любви Ма рии к Мазепе, по и великолепное описа ние народных жанровых сцен — в цент ре первой пз этих опер. То же и в «Евге нии Опегппе», где центральная, с такой тщательностью созданная роль Татьяны с се порывистыми и верными чувствами истппно русской души все же не засло няет образ народа. Одновременно Чайков ский дает динамические, полнокровные характеристики Ленского, Онегина, Лари ной, задушевно и пламенно запечатлевая в мелодиях любимые образы. С потрясающей правдивостью в музыке «Пиковой дамы» ведется повествование о трагическом конфликте чистой и предан ной, захвативший все ее юное существо любви Лизы и мрачной страсти Германа, одержимого манией обогащения, стремяще гося овладеть тайной трех карт. Глубоко национальными* средствами; ясно, при всей сложности передаваемых чувств, про сто и мелодично рисует пушкинских ге роев Чайковский. Оп заставляет их обре сти новую силу, зажить напряженной, бурпо пульсирующей жизнью. Много отличных произведений на пуш кинские темы создано и советскими ком позиторами. Насчитывается пятнадцать опер п около двадцати балетов, более 600 ромапсов, хоров, песен, немало симфони ческих произведений, продолжающих тра диции программной поэмности «Воеводы» Чайковского п каптатпостп «Песни о ве щем Олеге» Рпмского-Корсакова. Свои лучшие плоды реалистическое на правление советской музыки пожало» на ряду с совремеппой темой, также и в пуш кинских шюизведеппях. Такие балеты, как «Бахчисарайский фонтап», «Кавказ ский иленпик», «Барьпнпя-крестьянка» Б. Асафьева, как «Пыгапы» С. Василенко и. в особенности, повый балет Р. Глпэра «Медпый всадник», все это — то пре красное в нашем музыкальном искусстве, что продолжает великие традиции Чайков ского и Глазунова. Ромапсы Ю. Шапорина («Заклинание»), Ап. Александрова («Альбомное стихотво рение»), 3. Левпной («Певец», «Элегия»*)., 10. Свиридова («Под’езжая под Ижоры»), Б. Шехтера, М. Коваля, А. Титора и ряда других композиторов свидетельствуют о зрелости советской вокальной лирики. Особенно отрадно, что темы граждапского пафоса, освободительной борьбы нашли свое отражепие в значительном числе ро мансов советских авторов. Таков цикл Б. Шехтера (ода «Вольность» и др.)* «Пушкиниана» М. Коваля, «К Чаадаеву» ТО. Александрова и др. Русские песпи, записанные Пушкиным, послужили для ряда композиторов пре красным материалом прп создании хоров (В. Кочетов. С. Потоцкий). Наконец, большой творческой удачей являются хоры А. Новикова, особенно «Веселый нпр», и «Любовь», где нуткни- екпй оптимизм, яспость, солнечность, не зыблемая вера в силы человека нашли яр кое, талантливое отражение. Неиссякаема пушкинская тема в музы ке. К пей обращаются все чаще и чащо но только композиторы Российской Феде рации, Украины и Белоруссии. Музыкан ты всех братских Советских республик проявляют большой интерес к гениально му пушкинскому стиху. Па темы произве дений великого русского поэта пишет му зыку грузинский мастер Аракпшвили, стихи Пушкина широко используются ар мянскими и азербайджанскими композито рами. И это ноказательпо: Пупгкпп — ве ликое л вечное достояние всех народов СОСР. Вся наша многонациональная страпа <■ любовью и благодарностью принимает бо гатейшее литературное наследство Пушки на — великого русского поета, давшего че ловечеству бессмертные творения. Исполнилась заветная Мечта Пушкина — его творчество принадлежит теперь на рода» tftce* Руси веляйой». Советская класть создала Пушкйну подашю на/род- яую елачу. Его щюйавеШия переводятся лучшими поэтами на различные языки на- фгоиалынжтйй СССР, его книги расходятся огромными тиражами. По дзштым Всесоюзной книжной палаты на 10 мая 1949 ода* произведения Л. Or Пушкина в ССОР издавались 1.242 раза. Общий тираж их исчисляется в 42 млн. 982 тыс. экземпляров. На русском. ,-язЫко пушкинские сочинения издавались 652 ра ла тиражом в 38 млн. 78 тыс. экземпля ров; на других явыках народов СССР — 590 раз тиражом в -4 млп. 904 тыс. Му- лемпляроп. В издании Академии наук ГСГ-Р вышло 14 томов Собрания сочинений А. С. Пушкина. Государственное издатеiьство ху&шм^в&шой литературы с 1931 года пятикратно выпускало Собрание сочинении А. С. Пушкина в 6 томах. В этом году оно приступило к 6 -му изданий шестптЬмппка сочинений великого поэта. Творения Пушкина стали родными и близкими для рабочих, колхозников, интел лигенции всех национальностей Советского СЫйД. В нашей cfpafcfc почта tew народа. На язык которого не были бы переведены кие произведения. Они вышли на ОТ ВСЕГО СЕРДЦА * С ТИ ХИ И П И С ЬМ А С ЕВ ЕРО М О РЦ ЕВ , П О С ВЯЩ ЕН Н Ы Е А . О. П УШ КИ Н У jfttekax народов СССР — татарском, бурятском, марийско-горном, хакасском, ногайском, чукотском, табасаранском, па- найском* татском, марийско-луговом, хан тыйском, шорском* коми, абазинском, уй- баишфском, аварском, якутском и других. На украинском, белорусском, грузин ском, армянском, татарском, азербайджан ском и узбекском языках вышли полные собрания сочинений А. С. Пушкина. В течение 1949 г. на языках народов ОООР, кроме русского, выйдет 106 изданий тиражом в 1 млн. 300 тыс. экземпляров. На Украине сочинения великого русского поэта будут изданы тиражом в 225 тыс. экземпляров, в Казахской ССР — тиражом в 145 тыс. экземпляров, Белоруссии — 73 тыс. эквемпляров, Латвии — 85 тыс. экземпляров, Киргизии — 63 тыс. экзем пляров и т. д. На русском языке выйдет 134 издания тиражом около 10 млн. эк земпляров. ^ К юбилею Гослитиздат издает однотомник сочинений А. С. Пушкина тиражом в 200 тыс. эквемпляров. Книга будет хорошо иллюстрирована рисуинамИ, выполненны ми лучшими советскими художниками. Это же издательство подготавливает к изданию Собрание сочинений Пушкина па тонкой бумаге, позволяющей дать в одном томе почти все произведения поэта. В царской России с 1898 г. по 1916 г. на национальныл явыках произведения А. С, Пушкина были изданы всего 27 раз тиражом в 34 тыс. экземпляров. За этот же период па русском языке пушкинские сочинения вышли в количестве всего лишь J0 млн. экземпляров. Только в годы со ветской власти бессмертные творения ве ликого поэта стали достоянием тех миллио нов людей, для которых оп писал. Г. ТАЩИЕВ, заведующий научно-книговедческой биб лиотекой Всесоюзной книжной палаты. 6 ©та дни, когда вся ваша Ро |Ш От мечает 150-летне со дим раздавая гевю- ального поэта, сердца североморцев, как н всего советского народа, преисполнены чувством гадости га своего Одажото предка, патрпота-граадаянна — гениаогъ- аого поэта Александра Сергеевича Пушки на. В своих многочисленных письках, по священных певцу свободен человеческого счастья, матросы, старшины я офицеры, восхищаются талантом поэта, его неукро тимой борьбой против царского самодержа вия,, они с благоговением н любовыА отсы паются о ргп выдающихся произведениях, которые напитывают у воинов чувство национальной гордости, чувство горячего патриотизма. «Великий патриот своей Родины,— пишет ефрейтор И. Кошеле®, — А. С. Пушкин вое свои благорйДнь* поры вы посвятил на благо Отечества. Он предвидел, что прядет то время, иог- да $го Родина «воспрянет ото ена», когда взойдет и ярио засияет «звезда пленительного счастья»» «воеторже ствует правда на земле». Это время пришло. Мы живем сейчас в счастливый радостный век, о котором мечтал поэт и многие передовые люди Рос сии. Вместе с нами живегг и Пушкин. Его гениальные пронввеяевня помогают нам в борьбе, вдохновляют ва славные дела. «Имя Пушкина, — пишет офицер А. Овчинников. — самое популярное в мировой ли тер ал ; оно до 0 ого сердцу каждого советского человека. Зто замечательное Имя величайше го поэта нашей Ройины товарищ Сталин назвал в числе выдающихся представителей русской науки, ко торыми по праву гордится все про грессивное человечество. В грозные дни Великой Отечест венной войны, когда не полях сраже ний решалась судьба Советской 0т- чйзны, голос бессмертного Пушкина вселил твердую уверенность в нашей победе над врагом. — И тов. Овчлн- пнков приводит строфы А. С. Пушкина: — Страшись, о рать яйЬплемвнных! России двинулись сыны; Восстал и стар я млад: Летят «а дерзновенных. Сердца их апценьем возжены. — Вострепещи, тиран! Уж близок час паден'ыя! Ты в каждом ратнике узришь богатыря. Их цель — иль победить, югь пасть в пылу сраженья... Всюду, где боролись и трудились, приближая победу, советские люди, вместе с ними были образы, создан ные гениальным художником». Зпаменательнын юбилей и поезпя А. О. Пушкина вдохновила на творческую работу напшх молодых авторов. Многие начинающие поэты флота посвятили Алек сандру Сергеевичу Пушкину свои стихи. Правда, они епгл не совсем совершенны, часто в ннх отсутствуют и ртгфма, п ритм, оставляет желать лучшего и содержащие отдельных строк, однако все стихи про тиснуты любовью к поэту, к его бессмерт ным творениям, в ннх видна ненависть к. крагам Александра Сергеевича- Пушкина. Сержант В. Демчспко написал стихотворе ние «Памятник». Взяв для ею начала строки поэта «Я памятник себе воздвиг нерукотворный», Демченко далее пишет: Тот памятник тобой воздвигнут для народа, Каж солнца луч — он светит нам всегда, Живет в борьбе за счастье, за свободу, Живет в победе мирного труда. Пушкинское слово— поистпне «полково дец человечьей силы». Оно ожигает серд це. зовет к мщению врагу, посягнувшему на Родину, призывает пламенно любить Отчизну, отдать ей все своп молодые по рывы. В одном из стихотворений северо морец П. Дсктярев, сравнивая силу поеай» Пушкина с потоком бурных рек, csterraro- ншх на своем пути все препятствия, teoc- минаег: Писал ты пламенно и страстно Твой стих — сильнее бурных per. • «Твоим я именем горягусь везде», — говорит североморец И. Хасхудин — «тебй стих бодрящей музыкой звучит». Старший матрос А. Костычев своей *стихотворении пишет о том, что творения поета живут в сердце каждого челоьейа «своей поозией прекрасной». ПупШгя вдохновляет людей на ратные дела в Шд- виги, за это он любим у пас, за это «его чтит каждый — велик, и мал». Теплые, проникновенные слова любви звучат в стихотворении офицера Н. Бу шуева и других авторов. Они вазывают Пушкина великим патриотом, плаяенны* борцом ва счастье человечества, гордостью русской культуры, неугасимым светочем. Мьгслп своих товарищей о поэте хорошо выраонл младший сержант П. Червиноний. И пал иоэт в расцвете своих сил. Но не угас его бессмертный гений.— Тот, кто всю жизнь Отчизне посвятил, Тот будет жить для* многих поколений. Огихи и письма североморцев еввдетель- ствуют об их высокой культуре, о вныпвг литературного наследства величайшего поэта пашей Родины, о стремлении ещё выше поднять зг возвеличить националь ную славу и гений Александра Сергеевича Пушкина. НАУЧНАЯ СЕССИЯ ОТДЕЛЕНИЯ ОБЩЕСТВЕННЫХ НАУМ УНРАИНЫ КИЕВ. В ознаменование 150-летпя со дня рождения великого русского поэта А. С. Пушкина здесь состоялась научная сессия отделения общественных наук Ук раины. Заслушан ряд научных докладов. Действительный член Академии паук УССР II. К. Гудзий выступил с докладом — «Пушкин н русская культура». Кандидат филологических наук Д. В. Чалый сделал доклад — «Пушкин и наша современ ность». В докладе кандидата филологических наук Н. Е. Крутиковой была освещена работа советских писателей над образом А. С. Пушкина. На сессии заслушан также доклад кан дидата филологических наук Д. М. Коса- рпка — «Пушкин н Украина» и кавдндата филологических паук Д. П. Шутееко — «Взгляды Пушкина на драматическое искусство»’. В СЕЛЕ МИХ АЙЛО В С КОМ -...Пооади осталась шумная деревенька Бугры, раскинувшаяся па самом рубеже Михайловского. Мы вступаем в централь ную аллею парка. Гиганты-ели, стоящие, как стражи, по краям песчаной дороги, встречают нас приветным шумом. Более ве ка назад эта аллея являлась в’ездной доро гой в усадьбу. Вот он, замечательный парк, о котором великий поэт ппсал: «Люблю сей темпый сад с его прохладой п цветами». Парк Михайловского был равбит еще предками поэта. По обе стороны централь ной аллеи, пересекающей парк, идут дру гие — березовые, липовые... Каждая из них имеет свою историю, связанную с пре быванием поэта. Вот дощечка с надписью: «Аллея Керп». Предание говорит, что пЯен- (но здесь Пушкин гулял с посетившей^Ми хайловское летом 1825 года А. П. Керп, которой он посвятил знаменитые стихи «Я помню чудное мгновенье...». Мы в усадьбе старого Михайловского. Сюда приезжал Пушкин юношей в 1817 и 1819 годах, здесь оп провел 1824 — 1826 годы «изгнанником два года неза метных», сосланный царем. Сюда стремился он из шумной столи цы насладиться деревенским покоем. Здесь, «блиске к милому пределу», за вещал оп похоронить свое тело. В Михайловском сблизился Пушкин с народом, нознал богатство народной ре чи, увидел и полюбил русскую природу. В этом «приюте спокойствия трудов и вдохновенья» поэт создал более ста ху дожественных произведений. В Михай ловском были написаны бессмертные главы «Евгения Онегипа». «Борис Году нов», «Цыгапы», «Деревпя», «Зимний вечер», ряд статей. Каждый, кто посещает Михайловское, с трепетным волнением осматривает дом, где жпл и творил гениальный поэт. Сожженное пемепко-Фашистскими за хватчиками весной 1944 года скромное дврежпгагчз двухэтажной здание, покоя щееся на старом фундаменте, ныне вновь предстало таким, (каким опо было прп жизни Пушкина. Этому помогли кропот ливые архивные, розыски нланов по стройки, сохранившиеся чертежи псков ского пемлемера Иванова, побывавшего здесь сто лет назад, воспоминания совре менников поэта, гостившпх у пего... Фасадом дом обращен к парку; балкон с колоннадой выходпг к реке. В этой «скромной семьи моей обителиз Пупшш занимал одну комнату возле крыльпя. с окнами во двор. Благодаря воспоминаниям друга ноэтз И. П. Пущина обстановка комнаты ныне полностью воспроизведена. Даже кладка кафельной печи выио.тнепа в строгом соответствии с сохранившимися документами. Здесь же подлинное кресло Пушкина, полки с книгами, письменный стад с принадлежностями, стулья, дивап — все пушкинского времени. Р^ом с домом-музеем мы видим типич ную для прошлого времени постройку — небольшой флигель, обшитый п крытый тесом. Это — домик няпн . поога Арины Родионовиы. Е й обязан Пушкин первым знакомством с сокровищами народпого ис кусства. В теплые летние вечера, здесь, на крылечке, рассказывала Арппа Родионовна своему воснитангагку несьччгчаемые сказ ки. Этот домик также восстановлен по точ ным планам, описаниям, картинам. С уди вительной тщательностью воспроизведена обстановка светелки Арины Родионовны. Клетчатая дороя:ка, сотканная местными НА СНИМ КЕ: могила А. С. Пущкяьа у стен Святогорского монастыря в по селке Пушкинские горы. Фото Б. Утккна. (Фотохроника ТАСС), ' мастерицами, скамья вдоль стен, старинный железный ларец в углу, веретено, спицы с клубкамп 'шерсти, самовар в точности такой, каким изобразил его поэт на одноч из своих рисунков. Документы, рнсункн, этюды повествуют о жизни няни п трогательной'дружбе с ней Пушкипа. Вот одпо пз писем Арины Рода, повны, датированное 6 марта 1827 года. «Любезный мой друг, Алексазд Сергеевич, я получила вашо письмо и деньги, которые вы мне прислали. За все ваши милости я вам всем сердцем благодарна. Вы у меня беспрестанно в сердце и па уме, и только когда засну, забуду вас и ваши милости ко. мне... Ваши обещания к нам. побывать летом меня очень радуют. Приезжай, мой ангел, к нам в Михайловское, всех лоша дей на дорогу выставлю...». Известно, что П уш кин хранил эго пись мо в числе ценнейших своих документов. Мы в Святогорс-ком монастыре, создан ном еще прп Пване Грозном. Здесь, у во сточной стены, почта у самого края холма — могила Пушкипа. П нет часа, что бы у ее» ограды пе стояли с обнаженны ми головами экскурсанты. В одном нз помещений древнего мо настыря сейчас развернута выставка, посвященная последним дням жизни великого поэта. Документы, письма, картоны рассказывают, каким всенарод ным горем была смерть Пушкина. В свя зи с этим большой интерес вызывает представленное па выставке предписа ние псковскому губернатору от 2 фев раля 1837 года. Царский чиновник, Передавая повеление Николая I, пред лагал воспретить во время следования гроба с телом поэта «всякое особенное проявление, всякую встречу, одним словом, всякую церемонию». Тысячи советских людей, побывав ших в заповедных пушкинских местах, оставили в книге посетителей свои впечатления. Вот последние запи си: «Я пришел за тысячу километров с Украппы и с треяетом сердца ИРкЛо- пплся священной могиле великого Александра Пушкнпа». «Глубокое вол нение испытываешь, подходя к могиле Александра Путикина — нашей гордо сти, пашей славе...». В Святогорскпй монастырь доставили большой лавровый венок бойцы и офицеры Н-ского гвар дейского соединения. Это велпкое проявление любви говетекпх лютей к свое-му Пушкину. А. ВИКТОРОВ.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz