На страже Заполярья. 1949 год. Июнь.
4 НА С Т Р А Ж Е З А П О Л Я Р Ь Я 3 июня 1ЗД9 г.. К : 129 (3*34). На Парижской сессии Совета министров иностранных дел Обсуждение проблем единства Германии ПАРИЖ, 31 мая. (Спет. корр. ТАСС). На сегодняшнем заседании Совета минист ров иностранных дел председательствовал Ачесон. Министры продолжали обсуждать первый пуши» повестки дня. Министр иностранных дм А. Я. Вьпшгаский про-1стороннем порядке закон iNi 56 о декарте лизации. Это было сделано, не взирал нз то. что Потсдамским-соглашением задача декартелизации была возложена на Конт рольный совет. Таким. образом, Потсдам- должал начатый им вчера анализ предло жений, внесенных 28 мая тремя запад ными державами. Выступмпш А. Я. ВЫШИНСЕОГО В начале своего выступления Вышин ский остановился на предложении запад ных держав о введении в действие (во всей Германии т. н. оккупационного статута, выработалпого в Вашингтоне. — Я уже указывал в своем предыду щем еа.явлении, — сказал Вышинский,— что это предложение неприемлемо, посколь ку оно означзет на дате отказ от заклю чения мирного договора с Германией и продление на неопределенный срок ок купационного режима. В пункте первом оккупационного статута говорится лишь о периоде времени, в течение которого «не обходимо продление оккупации». Авторы статута не уточняют, какой же это будет период, сколько времени он будет продол жаться. Это обстоятельство дает право го ворить, что три державы не считают необ ходимым. поднимать вопрос о каком-либо ограничении сроков оккупации Германии. В связи с этим Вышинский обратил внимание на заявления ответственных военных деятелей США, Англии и Франции о сроках оккупации Германии. Он напом нил, что фельдмаршал Монтгомери вале в апреле 1946 г. высказался в том смысле, что оккупация Германии будет продол жаться по меньшей мере 10 лет. Генерал Эйзенхауэр в сентябре 1946 г., выступая перед американскими солдатами в Берлине, подчеркнул, что оккупация Германии будет долгим делом. Главнокомандующий амери канскими оккупационными войсками в Германии Маклерпи в феврале 1947 г. за явил,, что оккупация должна, продлиться 15 лет, добавив при этом, что для некото рых держав, например, для Франции, та кой срок, по его мнению, может показать ся слишком коротким. Сметавший Мак- • нерпи американский генерал Клей сч*л нужным подтвердить в своем выступле нии на собрании англо-американского об щества журналистов в Париже в 1947 г., что оккупация продлится 10 лет, а, может быть, и 25 лет. Еще более длительные сроки оккупации Германии отстаивали не которые представители французских кру гов. Так. главнокомандующий., французски ми оккупационными войсками в Германии генерал Кениг сказал, что он считал бы необходимым оккупировать Германию и •управлять его в течение 50 или 60 лег. — Таково мление авторитетных пред ставителей военных властей СЩА, Фран ции и Англии, — продолжал Вышинский. — Все они указывали на длительные сро ки оккупации. Очевидно, авторы оккупа ционного статута не ставили своей задачей опровергнуть подобные суждения. Я счи таю необходимым напомнить об этом, тем более, что вчера г. Бевин сказал, что ок купационный статут был подготовлен военными людьми и что сам он, как я его понял, не имел к этому делу никакого от ношения. Я хочу сопоставить такие фак ты: с одной стороны, военные утверждают, что срок оккупации должен быть длитель ным — 10— 25 и даже 50— 60 лет, если следовать мнению генерала Кенига; с дру гой стороны, в оккупационном статуте нет ни слова о том, на какой срок рассчитано его действие. Теперь, когда мы узнали из ваявленпя г. Бевпна, что оккупационный статут является плодом творчества воен ных людей, то становится ясно, что срок оккушщип в статуте не указан по той причине, что этот статут имеет целью ос тавить Германию в состоянии оккупации па очень долгий срок. Но как это вяжется с утверждениями представителей ззпадных держав о том, что они стремятся передать самим немцам наибольшее количество функций управления Германией? Попав в затруднительное положение, Бевин попытался снизить впечатление от заявления Вышинского репликой: «Я ни чего подобного не говорил и меня цити руют неправильно». Тогда Вышинский огласил то место из текста стенограммы речи Бевпна, в котором сказано: «Я личто не являюсь автором, этого статута. H i- сколько мне известно, он был выработан военными губернаторами...». Бевин на это пе реагировал. — Я не могу допустить, — заметил Вышинский. — чтобы стенографистки придумали то, что здесь записано. Но да же, если отвлечься от вопроса о том, кто был'автором оккупационного статута, то в конечном счете правительства, оппониро вавшие этот статут, оставляющий Герма нию па неопределенный срок в положении оккупированной страны, несут за него полную ответственность. Далее Вышинский коснулся сделанного вчера Бевином заяв ления о том, что оккупационный статут, якобы, дает немцам определенные права и что «те драва, которыми будут пользо ваться союзники, не означают, что герман скому правительству будет отказано в по лучении все большей и большей свободы». Вышинский напомнил также о заявлении Бевинз, что дело идет «не о том, какие слоза будут записываться, а о том, как они будут исполняться па деле». — Слова все же имеют свое значение, — сказал Выппшский. — И если обра титься к статьям 2, 3 и 4 оккупационно го статута, то из них очень определенно следует, что важнейшие функции государ ственного управления остаются монополией оккупационных властей. Германский народ согласно этому статуту- оттесняется от всяко "о участия в осуществлении этих важнейших функций. Таким образом, ок купационный статут противоречит инте ресам германского народа, желающего, чтобы мирный договор был выработан бы стрее и чтобы состояние оккупации пре кратилось. С другой стороны, оккупацион ный статут противоречит интересам мир ного урегулирования в Европе в целом» Таким образом, этот статут не вьцержи- вает никакой критики с точки зрения де мократических принципов и даже с точки зрения того, что было провозглашено в со общении трех держав, где говорилось, что оккупационный статут имеет целью позво лить германскому народу осуществлять демократическое самоунравлееле. Вышинский напомнил далее, что Бевин, пытаясь оправдать навязывание Германии оккупационного статую,’ задал вопрос: <'Чем же его заменить?». По-моему, сказал Вышинский, это неправильная постанов ка вопроса. Оккупационный статут был не нужен в течение четырех лет, прошедших после безоговорочной капитуляции Герма нии. В течение этого времени делегация СССР неоднократно подталкивала другие делегации в Совете министров иностран ных дел к томуч чтобы приступить, нако нец, к подготовке мирного договора с Гер манией. Вчера г-н Ачесон заявил, что о мирном договоре не следует говорить при обсуждении первого пункта повестки дня, сославшись на то, что этот вопрос отне сен к третьему пункту повести дня. Од нако я вынужден коснуться ж этого во проса. Когда спрашивают, чем заме нить оккупационный статут, я отвечу во просом: — Почему вы считаете, что окку пационным статутом можно заменить .мир ный договор? Дело не в том, чем заявишь решшо судьбу Контрольного совета, — оккупационный статут, а в том, чтобы -сказал Вышинский, — что решения. ское соглашение было и на этот раз нару шено. 19 апреля 1947 г. было заключено се паратное англо-франко^американское со глашение об экспорте и распределении рурского угля — новое нарушение Пот сдамского соглашения. 29 мая 1947 года США и Англия со здали в Бизонпи ‘ экономический совет, исполнительный комитет и ряд других двухзональных органов с широкими пол номочиями государственного характера — мероприятия, грубо нарушившие соглаше ние четырех держа®. 10 сентября 1947 года было подписано сепаратное англо- американское соглашение о Руре. Происходившее в Феврале—марте 1948 года, а затем и позже в Лондоне трехсто роннее аигло-фралко-амерпкансвое сове щание по германскому вопросу приняло целый ряд решений, опрокидывающих Потсдамское соглашеяие. 20 марта 1948 года главнокомандую щий советской оккупационной зоной в Контрольном совете просил трех других главнокомандующих информировать Конт рольный совет о решениях, принятых в Лондоне. Когда в этой информации было отказано, заседание было закрыто. • — Г-н Шуман пытался представить де ло таким образом, что это обстоятельство что-то не слышал каких-либо •замечаний j дело идет пе о деталях, а об основном. По- по поводу нашей критики этого пупкта, •этому мы отклоняем эти предложения. В то поражающего своей антпдемократич- ностью. Этот вид голосования — не про сто диктат, а какая-то финансовая дикта тура. Это не большинство, пе единогласие, а охногласш1. Это такой порядок, когда один из членов контрольного органа полу чает право решать за всех. Такое голосо вание было бы справедливо назвать «дол ларовым голосованием», поскольку речь идет о решающей роли США в случае пре доставления ими Германии долларовой «помопш». Все ставится в зависимоегь от того, сколько денег дали взаймы на так называемую «помощь» Германии Соединен ные Штаты. Это довольно дорогая цена за так называемую «помощь», если говорить с точки зрения принципов демократии. В заключение Вышинский подчеркнул, что предложения западных держав неприемлемы с точки зрения Потсдамского соглашения, с точки зрения принципов демократии, с точки зрения интересов германского народа и интересов мирного урегулирования в Германии и в Европе в целой. Повтому,— сказал Вышинский,— со- эетская делегация ве может принять эти предложения;, она не можегг согласиться ни с этими преаложенпями в целом, ни с их отдельными пунктами. Повторяю, — же время мы вынуждены констатировать, что эти предложения были продиктованы стремлением навязать волю трех четверто му, стремлением закрепить раскол Герма нии, отказавшись от какого бы то ни было реального осуществления задачи восста новления единства Германии. Этп предло жения нельзя не рассматривать как завер шение той раскольнической деятельности зашалых держав в Германии, о которой Советское правительство не раз говорило в ___ официальном порядке и о которой совет- j затем и на Лондонской сессиях Совета мя- шенпем демократических принципов гс- куственпо подобранной псбольшой группой лип. Уже сказанное показывает, что так на зываемую Боннскую конституцию отнюдь нельзя считать демократической и что в силу этого она не можег служить даже для образования обшегермапского демократи ческого правительства. Повторяю, если Соединенные Штаты Америки. Великобри тания и Франция согласпы принять за ос нову обсуждения предложения, внесенные Советским правительством па Московской. ская делегация должна была напомнить сегодня. Предложения, представленные тремя западными державами, являются логическим завершением систематических нарушений принципов Потсдамской) согла шения со стороны правительств США* Ве ликобритании и Франции. Ачесон и Бевин не выступили со своими замечаниями или возражениями. Шуман попытался коротко ответить на выступле ние Министра иностранных дел СССР, од нако он не привел каких-либо н^вьгх аргу ментов в защиту предложений США, Ан глии и Франции. Он лишь повторил старые утверждения о том, будто бы действия еа- паттгчт держав не были напраглепы про тив Потсдамского соглашения и были «вы нужденными». П РЕД С Т А ВИ Т ЕЛ И ЗА П А Д Н Ы Х Д Е Р Ж А В О ТКА ЗА Л И С Ь . ВЫ С Л УШ А Т Ь М Н ЕН И Е Д ЕМ О К РА ТИ Ч ЕС КО Й О БЩ ЕС ТВЕН НО С ТИ ГЕРМ А Н И И оккупационным статутом as подменять мирного договора. Разве не очевидно, что оккупационный статут предназначен для того, чтобы еще дальше отложить подготовку в заключе ние договора и продлить режим оккупа ции на неопределенное время? Вышинский указал, что еще,в 1947 году советская делегация предлагала не медленно приступить к подготовке мирно го договора с Германией. Если бы тогда это предложение было принято, то, сейчас не было бы нужды в оккупационном ста туте, потому что за это время мирный договор был бы подготовлен и заключен. В таком оккупационном статуте сейчас, четыре года спустя после победы над Гер манией, нет никакой необходимости; огтг- пационный режим на протяжении этих четырех лет действовал без этого статута и действовал неплохо, пока существовал Контрольный сочет, несмотря на вое недо статки его работы. ‘ — Теперь, спустя четыре года, — про должал Вышинский, — вместо того. чтобы принять все меры в подготовке мирного договора, нам предлагают какой-то окку пационный статут. Этот статут нельзя рассматривать иначе, как средство оттяж ки заключения мирного договора.. Но окку пационный статут преследует, очевидно, и другие цели. Вышинский отметил, что оккупацион ный статут рассчитан йа закрепление рас кола Германии, являющегося следствием деятельности США, Великобритании и Франции, наблюдавшейся уже с 1946 го да и особенно в течение последних 18 ме сяцев в Западной Германии. — Оккупационный статут, — сказал Вышинский, — предназначен для того, чтобы закрепить раскол Германии, и по- за- крепившие раскол Германии, якобы были результатам вынужденных обстоятельств. Он говорит, что ве было никакой другой основы, кроме трехсторонней, и что по этому нельзя винить западные державы в том, .'что юга был принят -ряд решений, закреплявших раскол Германии. Но поче му же перестала существовать четырехсто ронняя основа? Не потому ли. что 2 декаб ря 1946 г., J2 февраля 1947 года, 19 ап реля 1947 года, 29 мая 1947 года, 10 сен тября 1947 года, в феврале, марте и июне 1948 года три державы очень удобно рас положились на трехсторонней основе, со вершенно игнорируя четвертого партера, а вместе с тем игнорируя и обязательства, взятые ими из себя по Потсдамскому со глашению? Факты говорят о том, что по следовательность событий была иной, не жели это представляют'здесь три запад ных министра. Сначала были осуществле ны трехсторонние раскольнические дейст вия, которые и привели ‘ к уничтожению четырехсторонней основы. Отсюда и все последствия — Вашингтонское соглашение с его оккупационным статутом, закре пляющим трехсторонний контроль, т. н. Боннская конституция и т. д. и т. п. Тако вы факты, — сказал Вышинский. *—•и эти факты, кие кажется, могут служить прекрасным примером того, что означает этому, его нельзя охарактеризовать иначе, как выражение той раскольнической по литики. которая ведет в закреплению рас членения Германна Эта политика реши тельно противоречит принципам Потсдама. Однако нарушение принципа Потсдамско го соглашения с известного времени за падные державы считают не пороком, а добродетелью... Коснувшись заявления Шумана о том. будто бы все то, что западные державы осуществили в своих оккупационных во нах в последние 18 месяцев, не только не было направлено против' Потсдама, а являлось «логическим» развитием того, что было предусмотрено' в Погаанском соглашении на время оккупации до подпи сания мирного договора». Выппшский оказал: —Эго утверждение опровергнуть нетруд но, потому что оно искажает действитель ность. В действительности все то, что бы ло сделано в западных зонах Германии за последние 18«месяцев, не только не соот ветствует Потсдамскому соглашению, но является прямым нарушением этого согла шения. Известно, что Потсдамское со*да- шение ставило задачу преобразовашя Гер мании в единое демократическое 'миролю бивое государство. То же, что было сдела но тремя державами за эти 18 месяце®, является прямым нарушением Потсдамско-^вость го соглашения, прямым отрицанием его принципов, которые должны были опреде лить основу внешней политика четырех держав по отношению к побежденной Гер мании. Далее Вышинский привел факты, ха рактеризующие раскольническую деятель поггь западал держав в Германии. 2 декабря 1946 г. правительства США и Англии подписали соглашение об об’еци- иении двух зон/ Это соглашение послужи ло началом углубления раскола . в Конт рольном совете и того раз’единення, кото рое с течением времени увеличивалось все больше. Можно ли допустить, что - это соглашение, как гогорил г. Шуман, яви лось логическим развитием потсдамских принципов, предусматривавших едажтво Германии? На этот вопрос можно дать только отрицательный ответ. Потсдамское соглашение предусматривало восстановле ние единства Германии при осуществле нии в период оккупации верховной власти в Германии четырехсторонним Контроль ным советом. Утверждать, что согаашенлв США и Англии о создании Бивоняи яв ляется логическим развитием щ»ншшпов Потсдамского соглашения, можно лишь, насилуя факты и логику. 12 ^февраля 1947 г. американский и английский командующие, отказавшись от четырехстороннего проведения декартели зации Германии, ввели в действие в одно- франлузекая дюслошша, которую приводил здесь Ачесон; по-русски она переводится так — «ставить телегу впереди быков». Эту пословицу приводят тощз, когда фак ты представляют не в из естественной по следовательности. а так, как этого хочет ся. Подобным образом действуют тогда, когда хотят доказать, что черное — не черное, а белое. Это, между прочим, пи кета никому не удавалось. '' Далее Вышинский коснулся предложе ния западных держав о том, чтобы реше ния в четырехстороннем контрольном орга не — «верховной комиссии» — прини мались не на основе принципа единогла сия, а по большинству голосов. Он напом нил, что положение о контрольном тсеха- нивмв в Германии прямо требует, чтобы решения Контрольного совета принимались единогласно. Вся деятельность Контроль ного совета, как и Совета министров ино странных дел, строилась на основе этого принципа. • — Предложения трех держав, — про должал Вышинский, — отрицают этот принцип. ' Отказ от принципа единогласия является нарушением ранее состоявшихся четырехсторонних соглашений и прямым отказом от сотрудничества в международ ных делах. Такое предложение означает попытку стать на путь диктата. И нетруд но, конечно, представить себе, какая кар тина подучилась бы в четырехстороннем контрольном органе, в основу деятельности которого не был бы положен принцип еди ногласия. особенно теперь, когда три дер жавы договорились между собой на той ос нове, которая, как это было здесь доказа но. противоречит принципам Потсдамского соглашения. • Я уже говорил, что отказ от принципа единогласия в пользу «голосования цо большинству» означает попытку такой метод. В конце заседания Вышинский напом нил о том, что генеральный секретариат Совета министров иностранных дел раздал делегациям обращение в Совет министров от имени третьего Немецкого народного конгресса. . . — Я хотел бы знать. — спросил Вы шинский председательствующего Ачесона, — когда рассчитывает. Согет министров иностранных дел рассмотреть этот доку мент? В нем сказано, что третий Немецкий народный конгресс, в котором участвуют более двух тысяч выборных делегатов от всей Германии, избрал делегацию из представителей всех демократических пар тий, которая хотела бы высказать мнение германского народа относительно мирного уренглирования с Германией. Шуман. Бевин и Ачесон высказались против заслушивания делегации третьего Немецкого народного конгресса на совеща нии Совета министров иностранных дел. Бевин при этом сослался на т . что до сих пор Совет министров выслушивал лишь представителей правительств; в то же время он сказал, что «преждевременно об суждать такие вопросы», поскольку Согет министров еще «не создал никакой осно вы» решения германского вопроса. Выппшский отметил, что доводы, вы ставленные против удовлетворения просьбы пистроз иностранных дел, советская деле гация готора обсудить мгронриятпя по соз данию общегермапского демократического правительства па этой основе. *• * * После выступления Вышинского Ачесон. Шуман и Бевин заявили, что они нзгч го не могут прибавить к ранее сказанному ими. Министры согласились иетепти ко вто рому пункту повестки дня. оставив за со бой возможность вернуться впоследствии к первому пункту. Второй пупкт повестки дня Совела) ми нистров ппостганных дел гласит: «Берлин и валютный вопрос». О БС У Ж Д ЕН И Е Б ЕРЛ И Н С КО ГО ВОПРОСА Выступивший первым по этому пункту повестки дня Ачесон предложил начать с рассмотрения основных вопросов оргз:.нзз- вции управления Берлином.. Касаясь преа- ’ ложеиия делегации СССР о восстановлении j межсоюзной комепдзтуры в Берлине, он третьего Немецкого народного конгресса, — неубедительны. — Здесь говорили, — сказал он. — что I сказал: «Насколько я понимаю, это прет- было бы важно узнать мнение германского ! ложение состоит в том. чтобы восстановить народа относительно советских предложений межсоюзную комендатуру на прежней ос- и предложений трех держав. Но разве просьба Немецкого народного конгресса не представляет нам случая выслушать мне ние германского народа, по крайней мере, части его — той зоны, где живут 20 мил лионов немцев? Г-н Бевпн говорит, что мы еще не вы работали согласованной основы решения германского вопроса. Но не может ли сам германский напод помочь нам разобраться в этом вопросе? В конце концов. Совет мини стров — это не казенное учр°ждение, не канцелярия. Это — совет представителей правлтельст, призванных решить вопро сы, касающиеся судеб немецкого народа. Вот почему советская делегация поддержи вает просьбу третьего Немецкого народного конгресса. Отнако представители западных держав, настаивая на своих формальных возраже ниях, отказались выслушать делегацию Немецкого народного KOirpecca. Тем самым они еще раз продемонстрировали свое неже лание прислушаться к голосу немецкой прогрессивной общественности при решении вопроса о будущем Германии. ПАРИЖ, 1 июня. (Сиен. корр. ТАСС). Сегодняшнее заседание Совета министров иностранных длл, проходившее под пред седательством Шумана, началось с обсуж дения пункта первого повестки дня — о единстве Германии. Взявший слово Министр иностранных дел СССР А. Я. Вышинский заявил, что, ознакомившись со стеноп>аммой вчерашне го заседания, он считал бы необходимым сказать несколько слов по поводу высту пления Шумана, вернувшегося вчера к во просу о федерализации, в по поводу по ставленного Бевином советской делегации вопроса об общагермапском правительстве. Выступление А. Я. ВЫШИНСЕОГО Для характеристики федерального уст ройства недостаточно наличия местных ор ганов законодательной и исполнительной власти. Более всего важен об’ем этой вла сти и особенно об’ем той власти, которая предоставляется центральному правитель ству. Сторонники федерализации Германии, как на это мы уже обращали внимание в предыдущих выступлениях, придерживают ся положения, что все полномочия должны быть переданы землям, а центральному правительству должна принадлежать лишь ограниченная сфера государственного уп равления. Этот принцип нашел свое выра жение и в так называемой Боннской кон ституции, которая вследствие своей ьеде- мократачности не может служить основой для восстановления единства Германии, умаляет значение центральной власти, пре доставляет правительствам земель большие полномочия за счет ослабления централь ного правительства. В этом суть. Вот почему советская деле гация не может согласиться с точкой зре ния г. Шумана но этому вопросу. Второе мое замечание будет относиться к вопросу, поставленному г. Бевином. В своем предыдущем заявлении г. Бевин поставил перед советской делегацией ео- ______ # ввести 1 Фос: «Придерживается ли Советское пра вогорый давал бы возмож- \жительство старой позиции относительно навязывать решения трех четвер тому. По отношению в Советскому Союзу такой метод не может иметь никакого ус пеха. Пам говорят, что это — не диктат. Но что же это такое, если трое решают против четвертого и четвертый должен подчиняться этим трем? Этот принцип не гадится при решении международных дел потому, что еа этим круглым столом, как и за круглым столом в Контрольном сове те, сидят представители равноправных су веренных государств,- и принимать реше ния против воли одного го участников этого решения — значит пытаться осуще ствлять метод диктата. • Вышинский подчеркнул, что противни ки принципа единогласия, стремясь обес печить себе решающее слово при любых обстоятельствах, не довольствуются даже метолом голосования по большинству. Он напомнил, что пятый пункт Вашингтонско го соглашения о трехстороннем контроле предусматривает, что в некоторых случаях голосование в трехстороннем контрольном органе должно осуществляться... пропор ционально денежным средствам, предостав ляемым иностранными державами прави тельству Германии. Больше того, в этом пункте оговорено, что в известных случа ях решающий полос будет сохраняться за Зоедансеныхэ Штатами Америки при всех условиях. — Я уже обращал внимание на этот пункт, — сказал Вышинский. — Но образования общегерманского правитель ства?». В связи с этим я должен заявить, что Советское правительство никогда не отказывалось и пе отказывается от своих предложений по этому вопросу, которые вносились на Московской и Лондонской сес сиях Совета министров иностранных дел, рил Министр иностранных дел СССР В. М. Молотов 26 ноября 1947 г., — наносит ущерб не только германскому народу, но и другим народам Европы, заинтересованным в скорейшем установлении прочного мира во всей Европе». Однако, как известно, это предложение западными державами было вновь отверг нуто. , Тот факт, что Советское правительство на настоящей сессии Совета министров иностранных дел внесло предложение об образовании общегерманского государст венного совета в качестве органа, предше ствующего образованию общегерманского правительства на основе проведения все общих демократических выборов, об’яс- няется тем, что Советское правительство желает облегчить возможность достижения общего соглашения. Таьлм образом, позиция Советского пра вительства по вопросу об образовании об щегерманского демократического прави тельства, чем интересовался г-н Бевин, ос тается неизменной. Если- три державы — Соединенные Штаты Америки, Великобри тания и Франция — согласны принять за основу для обсуждения предложения по данному вопросу, которые были внесены советской делегацией на Московской и Лон донской сессиях Совета министров, иност ранных дел, то советская делегация, ра зумеется, готова обсудить вопрос о меро приятиях по созданию общегерманского демократического правительства на этой основе. Советская делегация вновь обращает внимание на то, что предложения трех дер- ще, как известна эти предложения были ! жав по вопросу об образовании общегер- отвергнуты западными державами. Я дол жен напомнить, что еще на Московской сессии Совета министров ипострапных дел в марте 1947 года Советское правительст во предлагало создать временное германское правительство. Это предложение Советско го правительства не было принято прави тельствами США, Великобритании и Фран ции. На следующей сессии Совета мини стров иностранных дел в Лондоне, в нояб ре 1947 г.. Советское правительство вновь внесло предложение об образовании обще- германского демократического правительст ва. В этом предложении, которое можно найти в документе сессии Совета минист ров иностранных дел в Лондоне за ?£ 47 л/э от 27 ноября 1941 г., говори лось: «Признать безотлагательным обра зование общегерманского демократического правительства в соответствии с решетами Потсдамской конференции». Одновременно Министр иностранных дел СССР указал тогда же па то, что воггоос об образовании общегерманского демократи ческого правительства нельзя дальше от- манского правительства ие могут послу жить основой для достижения соглашения, поскольку эти предложения •предусматри вают образование общегерманского прави тельства на базе так называемой Бон нской конституции. Я не • вижу необходимости повторять соображения, которые были уже высказа- [ крыть заседание, но военные губернаторы нове и восстановить единство города Бер лина». Он добавил, что ему неясно, как это предлагается сделать и на каких ус ловиях. Далее государственный секреггрь *США сказал: «Мы находимся в Берлине на осно вании международных соглашений, кото рые предшествовали Потсдаму, и наибо лее фундаментальной основе — благода ря силе и благополучному окончанию вой ны армиями четырех держав...». Возвращаясь к советскому предложению о восстановлении межсоюзной коменда туры, Ачесон заявил, что, по его мнению, принцип единогласного решения вопросов этой комендатурой должен применяться лишь в некоторых, строго ограниченных случаях. Он предложил, чтобы в осталь ных случаях вопросы решались не едино гласна а большинством голосов. Часть во просов. по мнению Ачесона, сетует оста вить в решил комендантов различных секторов Берлина. Шуман заявил, что. по его мнению, проблема Берлина ставится ■рнач'з, нежели общий вопрос об единстве Германии, ко торый министры рассматривали перед этим. Он сказал, что эта проблема в значитель ной мере ногттт техтпгский характерГЪ то же время Шуман, вслед за Ач°соном, поставил вопрос о том. па каких условиях должна быть восстановлена, межсоюзная комендатура: «До кагой степени будет тей- стго*ать вообще пришит еотоглатоя?». Бевин сказал, что он вп'чтне присоеди няется к тому, что было екдзано Ачесо- ном и Шуманом. Он заявил, что британское тгравптельстто согласно ^оестзтювпть меж союзную комендатуру в Берлине, но прп условии, что круг вопросов. по которым будет тгк'боватося единогласное решение, бут/»т огратптчрн. > \ Далее взял слово Вышинский. ЗАЯВЛЕНИЕ ВИЛЬГЕЛЬМА ПИКА БЕРЛИН, 31 мая. (ТАСС). Председатель Немецкого народного совета Вильгельм Пив сообщил корреспонденту агентства АДН о том, что секретариат Немецкого народного совета запросил у военных администраций четырех оккупационных держав разреше ния на выезд в Париж на сессию Совета министров иностранных дел немецкой де легации. избранной третьим Немецким на родным конгрессом. Кроме того, как заявил Пик, секретариат Немецкого народного со вета намерен обратиться по этому вопросу непосредственно к Совету министров иност ранных дел. КАК БЫЛА «ПРИНЯТА» СЕПАРАТНАЯ БОННСКАЯ КОНСТИТУЦИЯ НЬЮ-ЙОРК, 1 июня. (ТАСС). Журнал «Нейшн» опубликовал корреспонденцию из Франкфурта, в которой приводятся под робности «принятия» так называемой Бон нской конституции для Западной Герма нии. В течение 6 часов, пишет журнал, груп па представителей боннского парламент ского совета, за исключением коммунистов, находилась в зале заседаний взаперти. Время от времени их навещали военные губернаторы трех зон. Остальное время эти представители сидели в одиночестве. Даже официально приставленным стено графистам пе разрешалось вготить в зал. В коридорах толпились немецкие и иност ранные корреспонденты. К вечеру группа представителей бон нского парламентского совета решнлз за-* ны советской делегацией по поводу неде- мократпчностп так называемой Боннской конституции, при помощи которой пытают ся навязать германскому народу федератов, вое устройство, вызывающее протесты со стороны широких германских демократиче ских кругов. Мы указывали уже на то, что германский народ был лишен возможности принять участие в обсуждении этой кон ституции, где отсутствуют положения, ко торые ограничивали бы господствующую роль германских монополий л юнкерства, являвшихся вдохновителями и организато рами германской агрессии и служивших опорой ютлеровского режима. К недостат кам так называемой Боннской конститу ции необходимо также отнести и то, что продолжали держать их взаперти. «Вы должны согласиться и решить». — гово рили они делегатам. Когда наступила ночь, немецкие делегаты, находившиеся на гра ни полного изнеможения, «произвели» на свет федеральную республику. Все время, носа делегаты находились гтод замком, у дверей зала стоял американский солдат, которому было приказано никого не вы пускать из зала. ХРОНИКА Президиум Верховного Совета СССР на- ?начид тов. Фомина Семена Яковлевича Министром строительного и дорожного ма- я I видывать. «Такое откладывание, — гово - 1 эта конституция была выработана с нару-1шиносгроення. ' _________ ГМ 1575129, АДРЕС РЕДАКЦИЙ И ИЗДАТЕЛЬСТВА; 1 м п , Myjwaasm# о б а и т J4 Помрвм S t Згдаг Эв 129. Ответственный пегикмв И. ЮДИН,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz