На страже Заполярья. 1949 год. Июль.

КА С Т Р А Ж Е З А П О Л Я Р Ь Я 32 июля 1949 г., № 171 (34757. В Е Л И К И Й С Т А Л И Н С О З Д А Л Н А Ш Ф Л О Т ★ * 22 июля 1933 года... В истории нашего Сеэерно- I ны Северного флота, прошедшие вместе с ним весь Г м ТТА ГР О '**4 а — . __________ ** ' _______ W ^ ________ ___ м . го флота этот ден£ яадяетея самой знаменательной, дорогой и близкой каждому моряку датой. Шест­ надцать лет тому назад Советское Заполярье посе­ тил великий вождэ п у чптедь товарищ Сталин, В сот провождении своих соратников товарищей Кирова и Ворощнлова товарищ Сталин осмотрел побережье Кольского залива, лично выбирая места для строи­ тельства баз и сгрядок ^ор/аблей вновь создаваемо­ го Северного флота. Товарищ Сталин побывал тог­ да на только что дрибывших на новый флот кораб­ лях,, беседовал с военными моряками, дал ценнейшие указания о строительстве флота, оте­ чески напутствовал моряков укреплять могущество флота, зорко рхрзнять северные морские рубежи нашей Родины. Пребывание трв^рища Сталина в Заполярье ока­ зало огромное влияние на строительство Северного флота, .его рост и укрепление боевой мощи. День 22 июля 1933 года является началом славной боевой истории нашего флота. . Законную гордость испытывает каждый северо­ морец, которому посчастливилось быть в числе пер­ вых участников строительства Северного флота. Для советского челрвека нет ничего выше, чем сознание того, что он влсщцл свою долю усилий и труда, осу­ ществляя приказ ' Родины, волю и предначертания большевнстс^рй партии, нашего вождя и учителя товарища Сталина. Об этом благородном чувстве говорят в помещенных здесь материалах ветера- славный боезой путь. Флот, созданный товарищем Сталиным, с честью оправдал доверие великого вождя народов, до­ верие Родины, I В годы войны он внес свои вклад в дело победы над ненавистным врагом, был верным боевым помощником Советской Армии з разгроме немецко-фашистских захватчиков. В же­ стоких боях за честь, свободу и независимость на­ шего государства североморцы проявили массовый героизм, отвагу и мужество, многими подвигами воз­ величили славу военно-морского флага Советской Родины. Стойкость и мужество в боях за Родину составляют священные традиции нашего флота. Хранить и умножать эти традиции — долг каждого североморца. К этому призывают моряков ветераны Северного флота. И ветераны флота и матросы, недавно начавшие службу, с одинаковым чувством великой гордости называют свой флот сталинским. Каждый раз, когда корабли уходят в море, их как бы провожает р поход установленная на высо­ кой скале мемориальная доска с надписью: «Здесь был 22 июля 1033 года основатель и создатель Се­ верного флота релнкнй Сталин». Напоминая об исто­ рическом для нашего флота событии, эти слова вдохновляют североморцев на честное служение Родине, вызывают у НИХ горячее стремление быть достойными оказанного им доверия служить на фло­ те, который создал товарищ Сталин.« Славные, незабываемые дела Празднование Дня ВееяжнМарекого Фло­ та- совпадает с историчесиой знаменатель­ ной датой. 16 дет тому назад, в шале 1939 года. Советское Заполярье посетил основатель ж создатель шшен) Северного Флота веяижнн вождь заводов тов&ршц Окишн, 22 толя 1933 года товарищ Огаллн в сопровождении товарищей Киро­ ва и Зоропшловд был на том месте, где •установлена мемориальная доска, увекове- чжштая это историческое событие. Шестнадцать лет — срок ка/к будто и не(*иыпой, а сколько собьгай произошло ра дао время, как вырос и неузнаваемо нвиевилея наш флот! Молодым северомор­ цам недр жать сланную Йоевую историю с в е т флота, «на учит, как надо служить Родине и нашему народу, воспитывает чувства горячей любви н ярейавшюсти со- даыяетшческому Отечеству. Мое довелось быть участником м н ет деаг, связанных с развитием нашего флота, и я с радостью овд тш сь ва просьбу ре- дэщвд оделкться <даппш веадомдатомп. % I. <5 Бшайшмо фаота на Северный мь пряддаюь построенные ва «апщх соеет- си ъ заадда боевью корабля. Дуть гдедеодд длжтельвьй и До эта тдадотк ие п у т » лвадй роста» ко­ ра**ей, Всес w w w w w tо мвх т т то­ го, т о мы видошш щ и т Р<«ВД, ЩЩ- таде товарища Сталина. На кораблях была ирсюдевг большая юфоф-тт игагееская РШФ& GWP Лт в к о составь Состоялась наутнйные и шмсомольсьйо собрания, бы­ ли прочитаны лекции на темы: «Театр Ба­ ренцева аюря», сБогадеш Ешьского по- луестрова». Боммустсты-аюргаторы веди рав’яшюеашую рабояу среди . ш ш со­ става ва® до декада, та» и во время его, рав’яншли посташешую перед дач­ ным составом задачу. Во эрекя перевода саглт трудоемкой ра- б waft была постановка корабле^ в длавдок. И вот вспоминается, с какой самоотве®- лююкяъю действовали ш и т люди. Коман­ дир. БЧ-II тов. Шпря v fv m m и работал васвддотвешо сам. Сво т щяшером он вовдшеелал бойцов, вызывал етдемловде трудиться, чтобы как можно скорее- закон­ чить серехед. Надо было ногрдать чупшые чушки т шовучш док и выгрузить их обратно, прячем делалось это вручную. Старшина элевпюметвтвой днушы Куче© во время выполнения этих работ буквально не знал усталости. Часто удивлялись матросы, спрашивали его: «'Когаа же вы отдохне­ те?». Еучев отвечал: «’Придем па место, выпашем поставлшную товарищем Сталиным задачу и тогда ояяохвеаг>. Это был ответ коммуниста, который отлично понимал задачу сам и разъяснял ее бойцам. Самоотверженно работала краснофлотцы Сальников — котельный машинист, Шка- ев — вещевик, Дворкяа—торпедист. Плак- сш — (комендор и многие другие. Во время перехода на кораблях часто мояано было видеть (командующего Север­ ный флотов. Он рассказывал личному со­ ставу о Северном флоте, который создан товарищем Сталиным, раз’яснял значение- 1надпей службы, и это вызывало у каждого ш нас стремление выполнить с честью по­ четную задачу. Личный состав знал, что Северному флоту нужны новые ко­ рабля. II моряки веяи эти корабли... II. П вот трудности остались позади. Пере­ ход завершен успешно, боевые корабли вступиии в состав Северного флота. Надоли говорить, какое чувство удовлетворения было у каждого участника этого перехода, достойно оправдавшего доверие Родины! Началась нора напряженной боевой уче­ бы. Командование Северного флота поста­ вило ряд задач перед личным составом ко­ раблей: во-первых, отработать организа­ цию; во-вторых, изучить театр Северного флота; в-третьих, овладеть плаванием в штормовую погоду и при малой видимости. С этими обязанностями экипаж нашего корабля справился отлично, успешно сдан задачи по всем видам боевой и политиче­ ской подготовки. Ужо тогда у наг появи­ лись первые отлнчнтшг учебы н службу. Ошг получили .знаки «Отличник ВМФ». Среди них были командир отделения комен­ доров палубных Нанин (он и* сейчас слу­ жит на Сесераюм флоте в звпнни мичма­ на), (краснофлотец машинкст-турСчпщст Масленников, командир отдецедая котель­ ных машинистов Колесников и многие другие. III. В декабре 1990 гада и т ш ь война с белофиннами, Сдадогё флот щ яш ш т- ное участие в разгрома врата. Это было его первое боевое крещение, В задачу Север­ ного флота входвдо; поддерживать с моря наступление Красной Армии, сопровождать транспорты с боеприпасами, телдошф, об* мунднрованием и цродоводьсишад, уничто­ жать артиллерийским ошем батареи щ пу* лемепще щезда противника. Вот <ЦТОиз боевых адяэодоз того ыю, мени. Командованием Северного флота № ло отдано приказание: уничтожить на щ * ступа* % цорту Детсамо артедлерйоцую батарею и пулеметные гнезда, которые препятствовали продвижению частей Крас­ ной Армии, шсадцть десант для домоцш напшш сухопутным воГюкам в боях за овладеипе портом Петсамо. Аргдале?чюты обруишлц да врага всю опаевую мощь свот еав корабля. Щц артщлерийскцм ц ду^е- Метным ошем был высажен десант, Перт оказался в наших руках. Боевые дела экипажа этого ко­ рабля были высоко оценены коиавдующнк Северных Флотом в явилаоь примером для всего личного состава флота. 'Героизм проявил личный состав одного нз наших боевых кораблей. В условщгх штормовой погоды (шторм был 9 баллов'» корабль''вышел па вьшосшение срочного задания командира. При низкой тем­ пературе, при сильном шторме корабль начал быстро обмерзать, покрываться льдом. Создалось угрожающее положение. Надо было принять меры — в штормовую цогоду скалывать лед, чтобы облегчить ко­ рабль, Личный состав героически боролся со стихией, не остановился ни перед чем, вэдцолняя составленную перед ним задачу. Хочется назвать фамцлдп таких людей, как командир группы управления лейтеплиг Фомичев, старшина грунцы торпедистов Ходтгн, старшина группы комендоров па- луйцых Татарнизцев. Они своей самоотвер- женностьдо в борьбе со стихией показалп, как надо работать в тяжеаых условиях. Матросскую смекалку и физическую«вынос­ ливость рроэдшдп моряки Длоишгклв, Пдак- син, Взломов и другое. Личный состав БЧ-У, отстояв вахту, шел на околку льда. Пикто не стштался с усталостью, Командир кораоля не сходил с мостика до тех пор, пока не была полностью выполнена задача. IV. Во время финской каашании молодой Се­ верный флот получпл первую боевую за­ калку. Но самым серьезным пслытаноем для нашего флота была Великая Отечест­ венная воина. Мы знаем, что флот это испытание выдержал с честью. Много славных боеиых дол совершил личный состав одного эскадренного мино­ носца. Все годы Великой Отечественной всйны он принимал активное участие в разгроме немецко-фашистских захватчи­ ков. Вот боевой счет корабля: сбито 6 вра­ жеских самолетов, погонлены подвод­ ная лодка и тралыцт; противника. Корабль много раз участвовал в пабеговых опера­ циях ио обстрелу вражеских берегов, по­ давлял вражеские батареи, своим артилле­ рийским огнем по дагу способствовал продвижению частей Советской Армии. Особенно большую роль экипаж сыграл в конвоировании кораблей, которые достав­ ляли для действующих ча-стей технику, ис-епринасы, оборудование и продовольст­ вие. За боевые заслуги в годы Велнкой Отечественной воины Советское правитель­ ство наградило корабль боевым орт.еиом. О людях этого ко.раблл и их подвигах можно рассказывать очень много. Вспоми­ нается один нз них — матрос Шмелев. Па корабле первое время сл служил в качест­ ве сапожника, но имел большое желание стать зештиксм-автоматчиком. Мечта его сбылась, он был переведен в зенитчики д ста ? упорно* пзучап» вооружение корабля. В :-)тп-ч ему большую помощь оказал коман­ дир Г»Ч-Н о^иц^у гов. Нутря. Яа короткий I с;:г>:.: ПГчелев овладел зенитным лиоруже- i пнем и счал г. co:5''pHi,i:i*,n!W ни ynpan.um ».! Командир В*1-11, видя большие ch«hm)o.ipoctii п желанно iMaTix'ca. назначил <ч>к«шанди- ром а з т гата. Г/С 1 :оре ему было присвоено :??•!г-о ста]иищы статьи. 9а годы В *ли- i:gh Огечесхве^НиИ воины расчет старшины 2 статьи Шмелева сбил три вражеских са­ молета и много расстрелял плавающихмин. Его боевые дела получили высокую оцен­ ку; оя был наградам орденами Краевого Знамени, Красной Звезды, тцамя медалями. Здесь же, на корабде, Шмелев был принят В члены ВКЛ(б) но боевой характеристике. В феврале 1942 года корабль, выполняя боевое задание в поре, был заствдиут силь­ ным штормом, который доходил до 9 бал­ лов. От качки сорвало стеллажи глубип- нщ бомб, и бомбы стали кататься по на- лубе щиблз. Создалось угрожающее по- ловвкив: могло оторвать корму корабля. Требовалось срочно разоружить грубщиыз бозйц. Петр Деров, находясь на ходором мосте, допросил разрешения у команди­ ра и датушл в единоборство о бомбами. Де­ ров был по специальности! торпедисг-эдект- РИК, ео ой отлично владел д сдец&идь- ностью минера. Под руководством мичмана Холина, пренебрегая опасностью, Деров ра­ зоружил бомбы. При этом проявил героизм также старшина 2 статьи Шкасв — он су­ мел несколько бомб закатить в умываль­ ник л там пх заяреяпл. Когда Деров выполнил задание, коман­ дир снросш его: «Почему вы так рискова­ ли своей жизнью?». Он ответил: «Я мог погибнуть, но одет. Если же не пошел бы на риск, могли погибнуть сотни людей и корабль». Высокое сознание своего долга мы ви­ дим в этом ответе моряка. В мае 1942 года наши корабли вышли в море встречать караван транспортов. Надо сказать, что немцы уже нападали на этот караван, хотя оп и Охранялся боевыми ко­ раблями. Но вот корабли Северного флота встре­ тились с караваном п заняли свои места на самых ответственных участках. Паши командиры доказали высокое мастерство маневрирования внутри каравана и отра­ жения атак*с воздуха, а также атак вра­ жеских педводпых лодок. Немецкое коман­ дование поставлло своей целью путем ударов торпедоносцев и бомбардировщиков с воздуха п при помощи подводного флота унпчтоятть караваи. Замысел врага моря­ ки Северного флота отлично понимали. В этом доходе все средства огневой мот щй обрушивались иа врага. Немецкое командование первоначально выпускало со своцх баз торпедоносцы волнами по 50 ма­ шин. Одновременно атаковали подводные лодки. Но все атаки врага паши корабли отозвали успешно. В одном из районов немецкое командование решило дать гене­ ральный бой с воздуха. Здесь участвовали бомбардировщики 10-87 и 10-88 — всего около 70 машин. Караваи был при­ крыт пашимп истребителями. В этом бою дважды Герой Советского Союза Борис Сафонов сбил два самолета 10-8S. За весь поход, когда в состав ки:евоя вступили наши корабли, потерь не было. Все атаки были отбиты, а воаг ионес большие потери. Один пз нашдх кораблей в этом походе сбил 3 немецких самолета, Кто их сбил? Расчеты автоматов старши­ ны 2 статьи Ишаева, старшины 2 статьи Чутуева и расчет носовой пушки старши­ ны 2 статьи Цдаксина. Наславу порабо­ тали и наши минеры — они потопили подвощую лоцку врага. Подведя итоги похода, командир сказал: — Немепкое командование на караван сделало 270 самолетовылетов. 15 тот мо­ мент, когда мы вступили в состав кешоя, на нашем пути было расставлено 20 под­ водных лодок противника. П все же немцам не удалось добнться успеха. Победили стойкость и мужество североморцев. Кара- Еан мы доставили в сохранности, а враг понес большие потери в авиации и в под- водпых лодках. * * tг То,, что -здесь рассказано, — лишь не­ большая часть боевой истории нашего фло­ та, отдельные эпизоды героических подви­ гов североморцез. Славная летопись Север­ ного флота полна ярких страниц, повест­ вующих о мужестве и отваге Mopjfwi. обих беззаветной преданности любимой Родине. Как драгоценные реликвии, мы должны хранит;» завоеванные в боях священные традиции Флота и повседневно умножать их к учебе. Мы должны служить так, что­ бы быть достойными похвалы великого па. шего вождя и учителя товарища Сталина создавшего Северный флот для охраны морских рубежей Сссетскоге государггга. Мичман А. СДОЕВ. Верность традициям * * Нет ниче го выше дов е рия Р о д и н ы С первых дай Великой Отечественной в 1Пп)2 rfbI ш „ войны матросы, старшппы и офицеры на-; - пз n0JBO;ubIX ?одав шщч) кордолд уступили в ожесточншыс1 v А схватки с врагом, * * Перед кораблем стояло много различных j Личный состав нашей лодки был друж- задач. П каждый раз! как бы irn трудна 11ЬГМ коллективом. Матросы и старшины была обстановка, подводники одерживали прекрасно сдали свою технику, Оцлн хо над врагом одну победу за другой. Что рошим» моряками, с душои выполняли лю- ооеспечнвало нам успех в оою' Прежде всего, любе-аь к Отечеству, неукротимое желание разгромить ненавистного врага, высокое сознание ответственности за вы­ полнение с.к-.'то долга, мастерское владе­ ние боевой техникой и оружием. Однажды мы выполняли боевое задание в фцорде противника. До места операции осталось несколько кабельтовых. Аппараты были иа « то есь ». Вдруг корабль наткнулся иа что-то эластичное — это были проти­ володочные сети. Послышалось несколько взрывов. Береговая батарея противника от­ крыла огонь. Экипаж мужественно боролся за живучесть корабля, н только благодаря умелым действиям он освободился от се­ тей и, успешно выполнив боевое задание, благополучно вернулся в базу. 'Моряки готовились к новому походу. Отдыхать было некогда} Лодка получила приказание нтти в воды противника, обна­ ружить конвой и атаковать его. ...Мы вышли в море и обнаружили про­ тивника. Вражеские военные корабли и авиация конвоировали транспорты. -Командир при­ нял решоппе прорваться в середину кара­ вана. В это время наши подводники в от­ секах ожидали команды торпедной атаки. Торпедисты мичмана Рябинкипа пасторо- женпо стояли у приборов. И вот прозвучала, долгожданная коман­ да. Толчок корабля — это вышли торпеды, Послышались сильные взрывы. Враг полу­ чил по заслугам. Вслед за этим, как н сле­ довало ожидать, немцы начали яростно преследовать лодку. Необходимо было немедленно уходить на большую глубину. Но после атаки лодку сильно подброси­ ло вверх, она начала всплывать. Возникла опасность. Но моряки успешно предотвра­ тили ее. Корабль быстро стал погру­ жаться. Легли на грунт. Враг свирепство­ вал, забрасывая лодку сериями глубинных бомб. В этом походе мужество п выносливость проявили главный старшина Суворов, кото­ рый умело держал лодку па заданной глу­ бине, электрпкп мичман Смирнов и стар­ ший матрос Бойков, проявпЕШпе большую настойчивость в устранении повреждений. Пройдя огромное минное поле, лодка благополучно вьштла в родные воды, где ее ожидали с новой победой. Над бухтой в воздухе прогремели два традиционных залпа, возвещающих о но- тошбвяи двух вражеских кораблей. За этот поход весь личный состав был натра ж д гг f орденами и медалями Советского Союза. Боевыо традиции корабля, его славнп! история вызывают чувство законной гор­ бов задание. Каждый из нас мог тогда за­ ш ить товарища на боеьач посту » етадть вахту в базе или в мори с болида* зна­ нием дела. Наши командиры и етарншш были чуткими и отзывчивыми к своим подчинен­ ным. Нх заботу мы, матросы, чувствовали во всем — и в учеое, и в быту, и на до­ суге. Я с гордостью вспоминаю, что мне довелось служить с такими людьми, как лейтенант Колышкин, впоследствии про­ славленный шцвсдашЕ-оеверамарец. IVpoft Советского Союза; старший лейтонант Ав- гуетиновнч, прошедший большой путь службы на флоте; старший л&йтенмгр Ко­ тельников, который вырос до командира корабля; главный старшина Каутский, впоследствии командир лодки, мастер смелы* атак. И вот этому коллективу была в 1933 году оказана великая честь — совершить переход да Север, чтобы заложить основы Северного флота, созданного товарищем Сталиным. Эту радостную весть личному составу сообщил комиссар лодки тов. Сер­ геев уже в походе. Весь экипаж встретил ее с иеобыкиааенпой радостью и с большой гордостью. Переход был трудным. Но морящ, во­ одушевленные оказанным им довернем, не жалели сил, Па протяжении всего пути эщщаж работал, де зная уставы, днем д ночью. Среди гас не было ни одного чело­ века, который не старался бы изо всех сил выполнить то, что ему вменялось в обязанность, н помочь другому, Во время перехода экипаж чувствовал большую и повседневную заботу большеви­ стской партии, Советского правительства и лично товарища Сталина. Мы бьглл пои- шетью обеспечены хорошим, теплым об­ мундированием, лучшими и в большом ас­ сортименте продукта:*® питания. Корабли, идущие по Беломорско-Балтий- скому каналу, были удостоены великой чести. Нх посетил товарищ Сталин со свои­ ми соратниками товарищами Кировым и Ворошиловых.' Это был незабмраемый день. Тоя^рищ Сталин тцыо беседовал с матросами, ознакошлея с их самочувст­ вием1и поздравил всех с успешным окон­ чанием перехода, с эарожденвем нового флота. Тогда товарищ Сталин указал, что на Севере ианга страна будет иметь боль­ шой и крепкий, оснащенный новейшей техникой, флог. Пребывание- товарища Сталина на ко­ роле влило в сердца всего личного состава ещо больше сит, энергии и любви к но» •uviy флоту, к службе в северных морях. MXKJ L •уМ'ЛЛ'ФЛ. l i i M O I U U U 1 1 J'i/V li/l/ I A * IIVT114l\fU 4 V | » ___ r> ______ _ 0 достп у матросоп, старшин и офицер"в. •(^ывзюпщх нашу Родину. Матросы л Они преисполнены стремления образцов-.* служить па прославленной лодке н ока­ занное нм доверие оправдывают с честью. Настойчиво совершенствуя беевоз мастер­ ство. повышая политический и культур­ ный кругозор, экиагаж с каждым днем умножает боевую славу своего корабля. Бывалые моряки мичман Лобов и главный старшина Климов старательно передают молодежи драгоценный боевой опыт. В напряжесшой учебе выросло много от­ личников боевой Ti политической потготов- ки. Среди них старшина 1 статьи Варба- нвц, старшие матросы Барсуков. Ктрмаза, сташпина 2 статьи Трыжков и дпугие. Экипаж нашего корабля, верный воеино- старшииы иод руководством своих «оман- тирсв с еще большим рвением несли служ­ бу, с огромным воодушевлением участво­ вали в создании и укреплении флота п его главной сазы. Идя но Кольскому заливу, мы с боль­ шим интересом рассматривали Полярное. В 1933 году это было маленькое селение. На скалистых берегах стояло несколько рыбацких домиков... Через некоторое вре­ мя многие из нас впервые пс<3ьшали. в Мурманске, познакомились с ним. Не та­ ким, как сейчас, быт в то ^р'мя и Мур­ манск. В городе большей частью были небольшие ностгонги, которое шра.мч »ы- ваатг узкие и малелькио улицы, порт был морскому флагу, свято хранит п умножат плохо оЗорудотан, ооевые традиции. j Кораоли тр^еники Заполярья встрети- Главный старшина П. КИРИЛЛОВ. ли радушап, к личному составу население Старшина 1 статьи Н. МАЙОРОВ. отнеслось хорошо, с любовью и участием. j Межiy морякаvu флота и трудящимися ! Заполярья завязалась большая дружба. Над каждым кораблем гражданские орга­ низации взяли ш:фство. Над каше.т лод­ кой шефствовали железнодорожп^иг. С первого дня прихода на Сссер липный состав кораблей взялся еа. 5с*:зую и по­ литическую подготовку. Все, кроме заня­ тых I» службе, каждый выходной день с утра выезжали намотать строить свою базу. На месте матрссы и стар- надцы разбиваюсь иа тухним. С-> гла­ ве каждой грунты быд етарший, который получал ;адаие нз день. Но матреец рд- ботали с таквм усердием, что, как правило, па втерую половину дня им нспходидось давать повоз задание. Строили для себ^, для своего* флота, потому и трудились вдох- кдантю. Мы с радостью индолог, как бы- стд>о njx^oopaжалась наша шшя Саза. Вскор? главная база Северуtoro Ллота была готова к приему кораблей и лично­ го состава. Были ие только построены удобные жалыс и СЛУЖ; жые гвомэпьния, но и много стлано для культурного отдыха лвдкыо еостаеа. С большим трудем был высечен в граните стадион, который стал пещуром массовых сяоршаних соревнова- пий н траннровок. В buxci.ные дни окай- уцтдамние стадион скалы, как террасы, были усеяны матросами, старшинами, командирами и нх семьями, любившими посмот^егь на футбольные игры и физ­ культурные состязания. 1934 год. Наш корабль в чи:ле дру­ гих совершил большой поход, осваивая широкие просторы северных морей. Лич­ ный состав закалился в этом' нэходе, при­ обрел навыки обслуживания механизмов и сдавых условиях 2аподЕрья. Преодолевая Штормы п туманы, морякц побывали в от­ даленных пунктах своего театра. Тогда такое плаваиие явилось оегккшо хорг*.шой и Ц 01 ЩОЙ школой для нас. Моряки молодо­ го флота накаплтгзалп опыт работы в по­ ходах, готовя себя к грядущим беям. В 19&8 гоп* нашему кораблю было да­ но исклюттельно важно-? задание. Па 1 >гия п правительство поручили личному составу участвовать в снятии напапцнцсв с дрей­ фующей льдгош. Это доверие экипаж вос­ принял с гордостью и оправдал с честью. Тяжело? время года — марг. Грендантское море в этом месяце особенно бурил Но мы .работали так, что за весь переход на лод­ ке не было ид одного случая скисания ме­ ханизмов, Техника действовала безотказно, люди обслуживали ее умело, с большим, знанием дела. • 0 маотерстве iy стойкости лютого соста­ ва можно судить по такому факту: придя в базу- после выполнения задания, лодка н люди были -готовы в любую мину­ ту снова выйти в море. Так закалялся эки­ паж1в суровых цоходах. Каждый поход приносил нам пользу и был лучшей шко­ лой вакадкд для молодых матросов. Когда грянула Великая Отечественная вонпа, экипаж лодки был готов отдать все для победы над пенавистным врагом. Лич­ ный состав совершал один боевс-й поход за другим. Рос счет побед нашего "подводного корабля. Личный состав в жарких боях показывал срою политическую п военную зрелость, Нашей лодке первой на Северян Фдоте было нрисвоеио авансе гвардейской. Личный состав высоко нрснес сланный со­ ветский военно-морской Флаг, овеяЦныи многими победами. Эти небелы добывали ветераны Северного флота тт. Колышкин, Августинович, Каутский, Витясв, Котелып- ков, Неш°'рет, Т>талуь*ов, Подоляко и мно­ гие, мноше другие. Они. номня наказ великого Сталина, беспоща’ио громили врага, самоотверженно боролись за честь и независимость Родины. Мичман С, МУРАНКОЗ. СЛОВО БЫВШЕГО СЕВЕРОМОРЦА Дорогие друзья — матросы, старцшзгы к офицеры Северпого флота! Но случаю приЗлижающетося Дня Военно-Морского Флота разреншг-е поздравить вас с празд- нском и пожелать нам п&ц лучших успехов в боевой и полигпческой подготовке. Но одеп год я проодужцл в боевых ря­ дах североморцев, здесь участвовал в Ве- дикой Отечествещюй войне. Северный флот, еоз:данныи великим Сталиным, был для меня большой школой, и свою службу я всегда вспоминаю с -гордостью и удов­ летворением.* Так уж повелось среди советских воен­ ных моряков — в свой праздник вспоми­ нать боевых друзей, былые походы и наши победы. Вот и решил я поэтому обратить­ ся к вам с этим письмом. Тем, кто пришел на Северный флот после* войны, заменив его ветеранов, нобезыптереепо анать. как шевалп их старшие братья в годы воины. Буду род, если мои небольшие восисмяна- ння TipunecyT пользу. Приведу только два примера, показы- вающиэ, как воевали севс-ромерцы, какие образцы мужества п героизма, отваш п умения проявляли они в боях за Родину. В лунную январскую ночь 1943 го.га наш корабль в сопровождении эсминца вы­ шел в Варангер-фпорд в пабегевую опера­ цию. Моро было на-редкость тихим. Враже­ ский берег находился в теки, в товремя как наши корабли шли вдоль лунной дорожки, н противник мог легко пх застить. Но, подходя к фиорду, сигнальщики корабля на фоне темного берега оЗапружили силуэ­ ты вражеских кораблей. Наши корабли пошли- на сближение с ними. Этогонемогли ие заметить немцы: им помогла лупа. С головного вражеского умгонзеца за­ просили оис-знавателшые. Сшиальншки па-игего щебля доложили сЛ втом флагма­ ну. Флагман приказал сигнальщикам огве- ! тнть на запрзе нэдев т же сятшом. Пока немцы убирались кто идет —•евон и^-и чуздл т т минопоспы подходилв все ближе п ближе. До конвоя, состоявшего из трех транспортов, двух миноносцев, че­ тырех катеров и двух тральщиков, остава­ лось уже меньше трех миль. Обеспокоен­ ные немцы снова сан; "кидн опознаватель­ ны?. На этот раз се:.ромодцы отвешу М 0 ПЩЫМ артиллерийским залпом. Завяза­ лась артиллерийская дуадь. По нашим т - поиосцам вели- огонь вражеские ^оравли В береговые бата-]>еи, Но это ве помещало североморскому кораблю ВЫЙТИ В торпед­ ную атаку. Через некоторое время на -месте большого вражеского транспорта поднялся ввысь столб воды и появалоаь облако густого пара. Другой Ц4Ф мэдово- ссц тем времен-’м вел ураганный огонь по вражескому головцому кораблю, Победа ват ирлтшником была полной. Выл потонден цеэдкпй транспорт водонамеще^щам 8.QQ0 тонн, подбит миноносец противника. Цц- ставо дымзавесу, паши корабли выпглц уз-код обстрела и благополучно, без по- терь, возвратн.тпеь в свою баву. В другой раз группа кораблей вышла на -конвоирование транспортов. Обратный путь сказался на редкость трудным. Но курсу — мина за миной, нод.пцка за под­ лог*коГг, в воздухе немецкие едмотеты-раз- иедчикн. Н все же. jk > cmotpj ? па npojiJPH- п.ятые немцами хнщш 1 чеокйе атаки поход закончился победой советских моряков. ! Наши корабли, преодолев минные поля, отразив атаки воздушных (разведчиков и потопив две подлодки врага, благополуч­ но- пришли в свои базы. Экипажи боевых коразлей были удостоены благодарности н паплждения. В октябре 1944 года войска Карельско­ го фржга и Северный^флот штурмовали Петсамо. В этой славной операции приняли участие и корабли, Пх мощная артилле­ рия шквальным огнем сметала с лица зем­ ли живую силу противника н сто технику. За отличные боевые действия в Печенг- ской операции многие корабли удостоены высокой правительственной награды. Сотой вражеских судов с гру зд и , сотни самотетов, десятки подводных лодок, сотни тысяч немцев нашли, себе могплу на дне Баренцева моря и на заполярных хол­ мах, Гады водны были годами напряженной борьбы навгях людей. Сколько героизма прояввлн североморцы в боях за нащу Со­ ветскую Род 1 шу! Приятно сознавать, что н тебе посчастливилось быть участником &тих славных дел, что и ты вложил свою скромную долю ратного труда в нашу победу. С Северного флота я ушел по демобили­ зации в конце 1946 года. Вот уже третий год тружусь в городе Киеве, работаю в одном из учебных заведений, готовя моло­ дые кадры. Пройдет еще много времени, во о своей службе на Северпрм флоте, я никогда* не оабуду. .Мне всегда кажется, что и теперь, находясь на другом участке работы, я) как бы продолжаю ас традиции, которые воспринял на флоте, — честное служение Родит1, любовь к порученному делу. Еще хочется сказать вам, товарищи се­ вероморцы, что советские люди горячо лю­ бят Военно-Морской Флот, помогают кро­ пить его. Они знают, что охрана свя­ щенных морских рубежей нашей Роднны в надежных п крепких руках. Так раз­ ыщите пожелать вам хорошей службы — такой службы, которая будет достойной высокого доверия нашего великого народа. G товздищееним приветом А, МАЛЫШЕННО. Гор. Киев.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz