На страже Заполярья. 1949 год. Июль.
i н а с т р а ж е З а п о л я р ь я I t июля 1949 г.. № 1G3 (34737; Североморцы торжественно отметили День Воздушного Флота СССР На кораблях У репродукторов корабля собрались ма тросы, старшины п офицеры. Внимательно , слушают опп по радио слова приказа. 65 Пшшетра Вооруженных Сил Союза ССР. — Сегодня советский парод и его Воору женные Силы празднуют Деггь Воздушного Флота Союза ССР и отмечают новые успехи в выполнении задач, поставленных перед советской авиацией паппгм великим вождем и учителем товаршцем Сталиным, — пе редает диктор, и моряки переживают чув ство большой„радости за успехи авиаторов я всего советского народа в деле повыше ния авиационного могущества нашей любимой Родины. Личный состав корабля собрался в ку брике. Торжественное собрание, посвящен ное Дню Воздушного Флота СССР, откры вает командир. Слово для доклада предо ставляется офицеру Мельникову. Он отме»- тил роль авиации в нашей стране, расска зал о приоритете нашего народа в разви тии воздушного -флота, о мужестве и геро изме советских летчиков. — Ленин и Сталин придавали большое значение авиации, как могучему средству укрепления обороноспособности нашей Родины, — сказал тов. Мельников, — не менее важную роль играет воздушный флот и в решении народнохозяйственных аада/ч нашей страны. Дальние перелеты героев-летчиков, боп aia Хасане, Халхин-Голе и с белофиннами показали великую мощь нашей авиа ция, высокое мастерство наших летчи ков. Но самым серьеоным испытанием для окилей авиации, как и всего советского ртарода, явилась Великая Отечественная коша. Мы с радостью и гордостью сегодня стмсчаем, что из этого тяжелого испытания паша авиация не только вышла с победой, 2 ю и еще более окрепла. Это стало воз можным благодаря социалистическому' строю в вашей стране, благодаря заботе Советского правительства, большевистской партии, лично товарища Сталина и всего советского народа о своем детище — Воздушном Флоте СССР. С большим' вниманием слушали моряки рассказ о выдающихся •ученых, конструк торах и летчиках 'Можайском, Нестерове, .Циолковском, Лавочкине, Туполеве, Ми- коятеь Чкалове, Гастелло и других. — Циолковский в свое время говорил,— (Продолжал докладчик, — что за эрой аэро- этлааов винтовых должна последовать эра .чэрешааов реактивных. Мы с гордостью отмечаем сейчас, что предсказание вели кого ученого советскими авиаконструкто рами претворено в жизнь. В заключение доклактак скаеал: — Мо|ши вашего флота вместе с авиа тор*£и и волгами другах родов войск ук репляют вооруженную мощь нашего Отече ства. Не жалея сил, совершенстгозать свое воинское мастерство, крепить дисциплину л организованность в своих рядах — вот лапы первейшая обязанность в решении ятой задачи. Да здравствует могучая советская авиа- дня! Да здравствует наш вождь и учитель великий Сталин! Торжественные собрания, посвященные Дню Воздушного Флота СССР, состоялись л на других кораблях. Моряки прослушали лекции, беседы о сталинской авиации, про смотрели кинофильмы. В правдничный день группе- матросов во главе с лейтенантом Голиковым был дан й 1 арщ па работу. Несмотря на ненастную погоду, моряки в срок выполнили задание. Особенно отличились прилежностью и ста ранием старшие матросы Шаталов, Чуфп- сте® и Лялин. Лейтенант Е . КОЗЛОВ. Вместе со всем народом Торжественно п празднично в клубе авиаторов. Перед входом в помещение вы вешена прекрасно оформленная Доска от личников боевой я политической подго товки. Среди знатных авпаторов-северомор- цев на Доске фотографии летчиков гвар дии лейтенанта Гришкина* старшего лей тенанта Раменского, лейтенанта Гришина, механиков гвардии старшего сержанта Крутпхина, старшего сержанта Нихееза и других. Над входной дверью клуба лозунг: «Да здравствует Депь Воэдутиного Флота — день смотра боевых достижений советских авиаторов!». В празднично учерашенном клубе вы ставлены портреты героев-североморцев: дважды Героя Советского Союза гвардии подполковника Бориса Феоктистовича Са фонова, Сгионева, Францева, Сыромятни- кова, Фокина, Зайцева, Баштьгркова. О дни за другим входят авиаторы в зал на торжественное заседание, посвященное Дню Воздушного Флота СССР. Здесь можно видеть ветеранов Великой Отечественной ■войны, Героев Советского Союза" грудь ко торых украшают ордена и медали, молодых летчиков, штурманов, младших авиацион ных специалистов, отличников боевой и по литической подготовки — верных продол жателей боевых традиций героев-северо- морцев. В президиуме — знатные люди подраз деления: тт. Гришкин, Коваленко, Демин и другие. Под бурные аплодисменты изби рается почетный президиум в составе По литбюро ЦЕ ВКП(б) во главе с товарищем Сталиным. С докладом о Дне Воодушного Флота выступил начальник политотдела. С большим воодушевлением собравшиеся приняли приветственное письмо гениаль ному вождю пародов Генералиссимусу Со ветского Союза товарищу Сталину. После* торжественного собрания авиато ры просмотрели спектакль «Чужая тень», доставленный театром Северного флота. Долго продолжалось праздничное веселье авиаторов. К их услугам были кинофильмы, атрокцпоны, танцы. Праздничное утро. Сквозь темные тучи неба Заполярья пробиваются лучи солнца. Ровным строем летчики, штурманы, техники, механики, мотористы и ра дисты стоят по команде «смирно». Командир читает приказ Министра Воору женных Сил СССР Маршала Советскою Союза А. М. Василевского. «'Приветствую и поздравляю Вас с зсепародным праздником — Днем Воздуш ного флота СССР». — читает командир. Воины-авиаторы, затаив дыхание, слушают приказ. Личный состав воспринял приказ, как боевую программу, направленную на даль нейшее совершенствование боевого мастер ства и всемерное укрепление воинской •дисциплины. Организованно прошла спартакиада, в которой приняли участие лучшие спорт смены. Футбольная командапровела очеред ную встречу с военными моряками. В этой встрече футболисты-авиаторы вышли победителями. Летчпкп-североморцы вместе со всем со ветским народом радостно и торжественно отметили всенародный праздник — День Воздушного Флота. Они провели его под знаком дальнейшего совершенствования боевой выучки, повышения авиационной культуры. Пшгказ Министра Вооруженных Спл Союза ССР вызвал у авиаторов стрем ление еще больше работать над выполне нием задач, поставленных перед советской авиацией нашим великим вождем и учите лем товарищем Сталиным. Лейтенант В. БИЗКЖОВ. Шлюпочный переход Позавчера шлюпки кораблей и подраз делений нашего флота совершили переход по маршруту Ваенга—Роста—Мурманск —Кода, посвященный Дню Военно-Мор ского Флота и Дню Воздушного Флота СССР. ...6 часов 40 минут. Участники перехо да, разместившись в шлюпках, ожидают сигнал начала движения. На двух катерах расположились командир перехода и его заместитель но политической части, меди цинские работники, беседчики, агитаторы, участники художественной самодеятель ное!п. Па старте офицеры Левант н Юдин по здравили участников перехода с Днем Воз душного Флота СССР и пожелали морякам успешного плавания. По сигналу командира перехода моряки при свежем нордовом, ветре, моросившем дожде дружно навалились на весла, и шлюпки рванулись вперед. Несколько ми- пут между командами идет упорная борь ба. Из нее выходят победителями натре нированные, сильные, выносливые спорт смены — моряки шлюпки, которой коман дует лейтенант Лшговских. Личный состав этой шлюпки все девять миль от Ваепгн до Росты лидировал, прой дя путь за 2 часа 8 мин. Немного с боль шим временем преодолели девять пиль шлюпки, где командирами капитан Тара сов и старший лейтенант Сахаров. От Росты до Колы шлюпки шли под па русами. П это расстояние успешно прошли шестивесельные ялы Лнновскпх, Нестеро ва и Тарасова. В Белокаменке и Абрам- мысе катер высадил агитаторов тт. Рома хина, Полякова, Марина п Кабанова, кото рые провели беседы с населением) о Дне Военно-Морского Флота, рассказали рабо чим и служащим о могуществе наших воз душных и морских сил, о боевых традици ях, жизни и 'боевой учебе моряков. В городе Мурманске участники перехода встретились с производственниками рыбо комбината и других промышленных пред приятий города. Восторженно встретили североморцев жители поселка Колы. На причале собра лись представители районных партийных, советских н комсомольских организаций; вышли приветствовать моряков юноши и девушки, пионеры и школьники. После небольшого отдыха матросы и старшины — участники перехода и худо жественной самодеятельностидали конверт. Тепло отзывались собравшиеся о высту плениях баяниста старшего матроса Не стерова, танцоров Жарикова, Денисова, Моркавского и других. Встреча прошла в теплой обстановке, полной чувств любви и уважения совет ского народа к своим Вооруженным Сидам, к их представителям — морякам Северного флота. Ог Колы до Дровяного поселка участни ки перехода, преодолевая встречный ветер и сильную волну, шли на веслах. Ог Дро вяного поселка шлюпки из-за плохой по годы шли на буксире. Шлюпочный переход показал высокую выучку моряков, натренированность, вы носливость и волю к победе. Однако сло- дует сказать и о недостатках. У некото рых моряков проявились на походе эле менты недисциплинированности, отдель ные командиры не постарались обеспечить свои шлюпки веем положенным вооруже нием, не подготовили как следует участ ников перехода. Этот переход должен по служить уроком при проведении массовых шлюпочных переходов. Лейтенант В. ТУЛУШЕВ. в честь праздника «БЛАГОДАРЮ ЗА СЛУЖБУ!» Стрелок-радист гвардии сержант Радио- нов вместе со своим экипажем находился в воздухе на выполнении сложного гада ния. Четко .нес службу гвардеец. Связь, как всегда, действовала безотказно, что в значительной мере способствовало успеш ному выполнению задания командования. Командир подразделения кораблей пере дал но радио: — Благодарю за службу весь экипаж воздушного -корабля! В карточке ' взысканий и поощрений гвардии сержанта Радионова появилась но вая благодарность. В ЛЮБУЮ ПОГОДУ Около миллиона километров налетал за свою долголетнюю службу летчик тран спортной авиации тон. Чесиоков. В каких только условиях не приходилось вести по слушную его опытным рукам машину! Снежные бураны и вьюги, проливные дож ди и облачность не раз пробивал ведомый им самолет. Почью и днем, в солнечную пагоду и при плохой видимости приземля лась его машина па аэродромах. Оберегая безопасность людей и ценных грузов, он с чувством большой ответственности не раз пересекал воздушные просторы нашей иеоб’ятпой Родины. Новыми успехами в службе встретил тов. Чесиоков День сталинской авиации. НА «ОТЛИЧНО» Командир подразделения вызвал к себе штурмана самолета отличника боевой и политической подготовки гвардии лейте нанта Тихомирова. — Разработайте групповое упражнение, — приказал командир. Штурман повторил приказание и при нялся за его выполнение. Новое для пего дело на первый взгляд казалось трудным, по гващеец пе сдался. Тихомиров детально и грамотно разработал групповое упраж нение, проявив подлинное умение и свой ственные советским людям смекалку и на ходчивость. Похвала командира была за служенным поощрением молодому штур ману. ИЗ ЭКИПАЖА ОТЛИЧНИКОВ Отличник боевой и политической подго товки механик самолета гвардии старший сержант Бычков любит вверенную ему сложную авиационную технику и бережно относится к ней. На самолете потребовалось заменить не которые агрегаты. С вдохновением взялся за дело гвардеец. Пе жалея личного вре мени, отказавшись от отдыха, он выполнял грудоемкие работы. Тщательно контроли руя себя, Бьгчко® с отличным качеством ввел материальную часть в строй. Она сей час действует безотказно. Дорожить славой отличника — героя мирных дней, верно служить своей матерп- Родвне, советскому пароду, зорко стоять на страже интересов социалистического госу дарства — девиз тов. Бычкова. ПОБЕДА В ВОЗДУХЕ ГОТОВИТСЯ НА ЗЕМЛЕ Каждый новый день — день напряжен- !ной учебы. С одинаковым рвением учатся •авиаторы и иа земле и в воздухе. Опп |знают, что успех в полете обеспечивается |тщательной теоретической учебой на аемле. * На прошедших недавно занятиях отличи- 1дясь Многие офицеры. Среди них коман дир отметил руководителя занятий офице- I ра Нлюшечкииа и офицеров-гвардейцев Воробьева, Литвинова, Батаева. ! Старшина В. ПЕТРОВ. Высоким» пронзаодстэешъпЕг успехами 1 встречает День Военно-Морского Фло та слесарь-моторист матрос Николай Кузьмин. Он выполняет систематически произеодстеекные задания на 200 — 300 процентов. Только отличного качестЕэ вы пускает продукцию комсомолец Н. Кузьмин. Его примеру последовала вся бригада, и сейчас oilа именуется бригадой отличного качества. За примерную службу материиРодине и самоотверженный труд на сЕоем посту матрос Н. Кузьмин имеет ряд поощрений. НА СНИМ КЕ : контрольный мастер цеха Григорий Сергеевич Шишкин прини мает продукцию от отличника боевой и политической подготовки м троса Нико лая Кузьмина. Фото Н. Высоцкого. Путь к мастерству — Что, большое досталось хозяйство?— спросил старшина группы Яленко старшего матроса Кабанова, только что прибывшего на корабль и рассматривающего электро механические установки. — Так точно, товарищ старшина, меха низмов много, есть где трудиться. — Вот именно, тов. Кабанов, давайт£ с этого и начнем, в заведыванпе вам на пер вый период даю вспомогательный двига тель, приступайте к его изучению, не ог раничивайтесь только плановыми занятия ми, используйте каждую свободную мину ту. Товарищи вам помогут, а что будет неясно, обращайтесь ко мне. С первых же дней старший матрос Кл- бапов проявил исключительное трудолюбие и любознательность. На всех занятиях оп внимательно вслушивался в рассказ руко водителя, часто задавал вопросы, чтоб# более глубоко понять, и старательно запи сывал в тетрадь наиболее важное. Через! непродолжительное время в графе «Выводы | и оценки» против фамилии Кабанова появ ляются хорошие я отличные оценки. Среди товарищей он особенно отличался глубоки ми знаниями материалов политических за нятий. На любой заданный вопрос он давал исчерпывающий ответ. Кабанов хорошо знал воинекпе уставы и строго их выпол нял. Понимание своего священного долга пе ред Родиной породило у старшего матроса большое стремление к знаниям. Помня со вет старшины, ои пе тратит попусту сво бодное время, старался псиотьзовать его с пользой для дела. Можно было видеть, как Кабанов внимательно осматривал свой вспомогательный двигатель, следил за тем, чтобы заведывапие было в образцовом со стоянии. Стремление к зпаниям помогало старше му’ матросу Кабанову успешно осваивать ме ханизмы. Все, что требовалось енать матро су, им было усвоепо прочно. Твердые тео ретические знания принесли ему отличную оценку при допуске на самостоятельную вахту, а ремонт двигателя показал умение применить знания на практике. Став от* личным мотористом, Кабанов не успо коился па этом. — Для меня это пе предел. Я хочу до биться таких знаний, чтобы смог работать на любом боевом посту пятой боевой часта. Кабанов еря слова па ветер не бросает, а сразу же приступает к осуществленаю своей цели. В свободное время его часто видели с трюмным машинистом старшиной 2 статьи Авдеевым. Кабанов помогал стар шине производить регулировку питатель ного насоса, разводить котел, спускался в трюмы, изучал корабелыгую систему, вни мательно присматривался ко всему трюм ному хозяйству. При помощи старшины оп дренируется в обслуживании механизмов п систем. Когда старшипа 2 статьп Авдеев уезжал в отпуск, он ходатайствовал, чтобы за него оставили Кабанова. Командир боевой части удовлетворил просьбу стар шины, и не ошибся. Кабадюв исключитель но добросовестно выполнял новую обязан ность, заведыванпе содержал в образцовом порядке и в боевой готовности. Затем Кабанов приступил к изучению электроустановок. Здесь ему огромную по мощь оказал опытный электрик старшина 2 статьи Башарин, который охотно делил ся с ним своими теоретическими знаниями и практическим опытом. Неугасимая жажда знаний, обдуманный систематический упорный труд позволили старшему матросу Кабаиовуг в совершенстве. овладеть тремя снециальпостями. Ой „.не,, только может произвести любые переклю чения, но при неисправности найти дефект и быстро его устранить. Старший матрос Кабанов не кичится своими знаниями, он учится с еще- боль шим упорством. Кабапов стал отличником боевой п политической подготовки, он ока зывает большую помощь своим товарищам в освоении специальности и в политиче ской подготовке. Так выполняет воинский долг старший матрос Кабанов. Мичман И. ГОЛОВИН. -о- Стахановский труд Транспорт «Хозе Диас» ошвартовался у ппрса. Не теряя ни одной мшгуты, сер- асанты и матросы иод руководством офице ра Крупенина приступили к выгрузке iдров. Люди работали дружно, по-стаха новски. Благодаря хорошей организации и I самоотверженному труду личного состава транспорт был разгружен па двое суток раньше, чем предполагалось по нормам, i Особенно отличились па вывозке дров шоферы тт. Семенов, Мудров, Кателев, Са^ мохпн н Половппкнн. Онн двое суток тру дились без отдыха и отлично справились со своими задачами. Хочется отметить и офицеров тт. Булычева, Бодреикова и Мо- гслевцева, которые умело организовали !работу подчиненных. Моряки транспорта горячо поблагодарили |матросоз и серя;аптоз за стахаповский труд. А. СМИРНОВ. Приоритет нашей отечественной науни в военно-морском деле Нана страна является родиной многих научно-технических открытий и изобрете ний. Русским! ученым по нраву принадле жит выдающееся место в ряде научных до стижений человечества. На протяжении столетий русские новаторы, ;р»усские уче ные совершали открывая мирового значе ния и тем вносили огромный вклад в дело культуры, цивилизации и прогресса. Рус ский народ всегда любил науку, любил тешику, отдавал себя беззаветному служе нию Родине. Русский парод—революционер в науке, и технике, в борьбе за передовые идеи создал величайшие ценности во всех областях пауки и техники. Приоритет рус ских во многих важнейших открытиях и и-зобретешгях несомненен. Творческий размах, смелое научиое дерзание, пытливый ум, самоотвержен- , •ность, настойчивые искания, упорный труд — все эти качества характеризуют многих русских уненых, преисполненных благородного стремления в беззаветгиом служении своей Родине. Начиная с самых отдаленных в}>емен, даже г. условиях царизма, вьгходцы згз на рода творили большие дела. Русский па- {»од дал такого величайшего новатора и ученого, как выходца из самых -крестьян ских низов Михаила Васильевича. Ломопо- , сова, его современника творца первой в мире паровой машины солдатского сына Ивана Ивановича Ползунова и ряд других светлых имен. II это было в стране, где властвовало самодержавие, тде путь для всето нового был тяжел и обставлен горе-1 стями и неудачами, исторические материл-1 лы показывают, что нет ни одной отрасли . науки и техники, где бы ins было творче ства русского народа. Имена выдающихся русских ученых и изобретателей Лошто- сова, Ползунога. Менделеева, Яблочкова, Лодыгина, Столетова, Можайского, Попова, Сеченова, Павлова, Тимирязева, Крылова и многих других (занимают ведущую роль в истории и развитии отечественной науки и техники. Великая Октябрьская социалистическая революция сбросила цепи порабощения и утнегеигия технической мысли п, как осес - | жающая гроза, очпетила всю атмосферу, дала иутшый рост творческим силам нашей страны. Лишь в Советском социалистическом1 государстве, озаренном гением Ленина л Сталина, высоко ценятся, пропагандируют ся и используются на нужды народного хозяйства великие достижения русской отечественной науки и техники. * '.‘г -Л История русской военно-морской науки изобилует многочисленными примерах®, свидетельствующими о ее замечательных достижениях. Несмотря на бездушное отно- . тепло царских чиновников к ученым. I изобретателям, конструкторам, глушивших их творческую мысль, выдающиеся рус ские .новаторы науки и техники смело и настойчиво пролегали себе путь, добива- л 'гь плодотворных результатов в своих научных трудах, наблюдениях и откры тиях. IIixh*мыкавшиеся перед чужеземца ми царские правители, бездарные царские генералы и адмиралы игнорировали науч ную инициативу русских ученых и лмб]*»- тателей. за •шчивалн их открытия и изоб ретения; и:]!едко они способствовали тому, что шшгоричет открытий во многих обла стях военно-мо]н*кон науки, завоеванный выдающимися сынами нашего нздюда, пе- Р ходил затем к иностранным учёным. На глядными нттгерз >гг этому могут служить . замалчивание приоритета Можайского, изо бретшего и построившего первый в мире самолет, Попова, давшего человечеству ра дио, и т. д. Огромный вклад внесен русскими в военно-морскую пауку и технику. Он пока зывает, сколь великим и разносторонним является размах русской научной мысли в военно-морском деле. Оп наглядно под тверждает неуклонное и настойчивое стремление передовых русских людей к де лу возвеличения морской славы своей Ро дины. Невозможно в одной статье охватить все достижения русских ученых и техников в развитии и совершенствовании военно-мор ского дела. Ограничимся кратким изложе нном лишь некоторых из выдающихся до стижений русских ученых н техников, устанавливающих их бесспорный приори тет в развитии многих областей военпо- морского дела. * * * Мировая теограф 1 Гческая наука .многим обязана М. П. Лазареву и Ф. Ф. Беллинс гаузену — первооткрывателям Антарктики, Приоритет -русской экспедиции Лазарева— Беллинсгаузена, участниками которой бы ли исключительно русские моряки м уче ные, бесспорен и исторически доказан и обоснован. Этот великий научным подвиг совершен i> 1819— 1821 -годах. Паруспые суда-шлю пы «Восток» и «Мирный» предприняли всесторонне;* исследование в субполярной и полярной ;:..:гах Атлантического, Тихого, Индийского и Южного Ледовитого океанов. Кроме географических открытий русские ученые и исследователи дали мировойнауке много ценнейших сведений о ледовой об становке в Антарктиде. обогатили новыми. огромной научной важности, исследова ниями климатологию, океанографию, аст рономию и т. д. Выдающиеся моряки и ученые Лазарев и Беллинсгаузен, совершив открытие Ан тарктики, блестяще доказали ошибочность прежних гипотез иностранных исследова телей об отсутствии материка в секторе Южного полюса. Они обошли вокруг Ан тарктического материка, впервые подошли к его берегам и открыли 22 января 1821 года* остров Петра Великого, землю Алек сандра Первого, острова Траверсе и др.^Ми ровая слава участников иорвой русской ан тарктической экспедиции — пионеров Ан тарктики — русских моряков, ученых, ис следователей восторжествовала. Крупнейший вклад в мировую пауку внесли исследования Арктики, проведенные русскими людьми на протяжении XVII—XX веков. Наш народ чтит светлую память выдающихся исследователей Арктики Деж нева, Челюскина, братьев Лаптевых. Ма- льггана, Седова и других, своими научны ми ИОДВИГаМИ И ОТКРЫТИЯМИ (ПОДГОТОВИВШИХ разрешение проблемы освоения Арктики в наше время, в великую сталинскую эпоху. В XV веке задолгодопутешествий испан цев, итальянцев и португальцев в Индию, в нее проник русский исследователь Афа насий Никитин. Оп один из самых первых европейских путешественников и исследо вателей дал наиболее правдивое научпое описание Индии1. Почетное место в истории изучения мо рей и берегов нашего севера принадлежит С. Дежневу, который первый прешел морем! из Ледовитого океана г» Тихий, доказав в середине XVII века существепанне пролива между Азией и Америкен. Положив начало освоению Северного морского пути. Дежнев обогатил науку важнейшими географиче скими открытиями. XX 21 К- Русской науке пршьадлежпт первенство в создании стройной теории корабля вооб ще и теории подводных лодок, в частности. I Более **ем за лолвека до открытия Буыигс- ля—в 1719 году па имя Петра I поступило «допошепне» крепостного крестьянина Ефп-1 ма» Никонова, в котором предлагалось по строить «нотаепное огненное судно». В 1722 году первая подводная лодка, пред- j назначенная для боевогоиспользования, бы-' ла построена и проходила испытания в присутствии Петра I. В XIX веке на основе развивающейся техники в России строятся подводные лодки известными русскими изобретателями Шильдчом (183(4 г.), Спи ридоновым (1855 1 .), Александровским (I860 г.) и другими. В России впервые в мире подводная лод ка была, снабжена реактивпым оружием. Русские кораблестроители — подводники Бубнов, Беклемишев, Горюнов заложили ос новы. так называемого «русского» тина подводных лодок. Многие достижения тех ники разработаны и применены впервые в России. Так, па подводных лодках России впервые в мире установлены оптическая труба, система регенерации воздуха, систе ма электродвижеппя, торпедные аппараты и единый двигатель. Русский инженер Апо столов в 1889 году впервые в мире выдви нул идею обеспечения живучести подвод ных лодок путем создания отсечной систе мы. После постройки Балтийским заводом подводной лодки «Дельфин» и создания се рии подводных лодок тина «Касатка» была построена подводная лодка «Минога». Впер вые в миро на ней был установлен' двига тель внутреннего сгорания, работавший па тяжелом топливе. В России построили в 1908 году и. подводную лодку «Краб» — первый в мире подпотный минный загради тель. Автор щюекта атого судна рус- скпй вое 1 гныГг инженер-кораСлестроитель Налетов. Огромный вклад в русскую военно-мор скую науку юнее выдающийся русский ученый—флотоводец вице-адмирал Степан Осипович Макаров. Он является бесспор ным основателем учения о непотопляемости и живуч. *стн сутов; он изобретает спе циальный иакенечпнк для бронебойных снарядов (яолучнвтнлГг название <•Макаров-, ского наконечника»), чрезвычайно усилив ший пробивную способноль снарядов; по его идее проектируется первый в мире мощ ный ледокол «Ермак». Он разработал во просы морской тактики. Исключительные заслуги в развитии оте чественной морской науки принадлежат выдающемуся советскому ученому* чьи труды в области теории корабля получили мировое признание — академику Крылову Алексею Николаевичу. Оп всесторонне раз работал теорию качки корабля, учение о поворотливости и остойчивости корабля, разработал таблицы непотопляемости. Под руководством и наблюдением А. И. Крылова были построены русские линейные кораб ли типа «Севастополь», превзошедшие по своим качествам такого же типа иностран ные корабли. Труды прославленпого ученого охваты вают многочисленные вопросы но теории упругости, астрономии, артиллерии и исто рии иаужп) и педагогике. Раооты А. П. Крылова по теории корабля завоевали мировую известность. Многие сочинения знаменитого русского ученого, как, например., «Новый метод вычисления элементов нодводпой части корабля», «Но вая теория килевой качки кораблей на волнении и производимых этим движением напряжений» и другие, являются классиче скими трудами «кораблестроительной пауки. А. И. Крылов п его ученик И. Г. Бубнов создали отечественную школу в области строительной механики корабля, являю щуюся передовой в мире. На высоком уровне стояла русская ар тиллерия, опа всегда 1Гревосходила артил лерию других стран как в техническом от ношении, так и в вопросах организации, боевого использования. Начало истории русской морской артиллерии относится еще к эпохе Петра Первого. Изготовленные в XVIII веке по проекту русского артиллериста II. И. Шувалова пушки-едипороги находились па вооруже нии русской и ипопраиной армий и фло тов до середины XIX века.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz