На страже Заполярья. 1949 год. Июль.

i н а с т р а ж е З а п о л я р ь я I t июля 1949 г.. № 1G3 (34737; Североморцы торжественно отметили День Воздушного Флота СССР На кораблях У репродукторов корабля собрались ма­ тросы, старшины п офицеры. Внимательно , слушают опп по радио слова приказа. 65 Пшшетра Вооруженных Сил Союза ССР. — Сегодня советский парод и его Воору­ женные Силы празднуют Деггь Воздушного Флота Союза ССР и отмечают новые успехи в выполнении задач, поставленных перед советской авиацией паппгм великим вождем и учителем товаршцем Сталиным, — пе­ редает диктор, и моряки переживают чув­ ство большой„радости за успехи авиаторов я всего советского народа в деле повыше­ ния авиационного могущества нашей любимой Родины. Личный состав корабля собрался в ку­ брике. Торжественное собрание, посвящен­ ное Дню Воздушного Флота СССР, откры­ вает командир. Слово для доклада предо­ ставляется офицеру Мельникову. Он отме»- тил роль авиации в нашей стране, расска­ зал о приоритете нашего народа в разви­ тии воздушного -флота, о мужестве и геро­ изме советских летчиков. — Ленин и Сталин придавали большое значение авиации, как могучему средству укрепления обороноспособности нашей Родины, — сказал тов. Мельников, — не менее важную роль играет воздушный флот и в решении народнохозяйственных аада/ч нашей страны. Дальние перелеты героев-летчиков, боп aia Хасане, Халхин-Голе и с белофиннами показали великую мощь нашей авиа­ ция, высокое мастерство наших летчи­ ков. Но самым серьеоным испытанием для окилей авиации, как и всего советского ртарода, явилась Великая Отечественная коша. Мы с радостью и гордостью сегодня стмсчаем, что из этого тяжелого испытания паша авиация не только вышла с победой, 2 ю и еще более окрепла. Это стало воз­ можным благодаря социалистическому' строю в вашей стране, благодаря заботе Советского правительства, большевистской партии, лично товарища Сталина и всего советского народа о своем детище — Воздушном Флоте СССР. С большим' вниманием слушали моряки рассказ о выдающихся •ученых, конструк­ торах и летчиках 'Можайском, Нестерове, .Циолковском, Лавочкине, Туполеве, Ми- коятеь Чкалове, Гастелло и других. — Циолковский в свое время говорил,— (Продолжал докладчик, — что за эрой аэро- этлааов винтовых должна последовать эра .чэрешааов реактивных. Мы с гордостью отмечаем сейчас, что предсказание вели­ кого ученого советскими авиаконструкто­ рами претворено в жизнь. В заключение доклактак скаеал: — Мо|ши вашего флота вместе с авиа­ тор*£и и волгами другах родов войск ук­ репляют вооруженную мощь нашего Отече­ ства. Не жалея сил, совершенстгозать свое воинское мастерство, крепить дисциплину л организованность в своих рядах — вот лапы первейшая обязанность в решении ятой задачи. Да здравствует могучая советская авиа- дня! Да здравствует наш вождь и учитель великий Сталин! Торжественные собрания, посвященные Дню Воздушного Флота СССР, состоялись л на других кораблях. Моряки прослушали лекции, беседы о сталинской авиации, про­ смотрели кинофильмы. В правдничный день группе- матросов во главе с лейтенантом Голиковым был дан й 1 арщ па работу. Несмотря на ненастную погоду, моряки в срок выполнили задание. Особенно отличились прилежностью и ста­ ранием старшие матросы Шаталов, Чуфп- сте® и Лялин. Лейтенант Е . КОЗЛОВ. Вместе со всем народом Торжественно п празднично в клубе авиаторов. Перед входом в помещение вы­ вешена прекрасно оформленная Доска от­ личников боевой я политической подго­ товки. Среди знатных авпаторов-северомор- цев на Доске фотографии летчиков гвар­ дии лейтенанта Гришкина* старшего лей­ тенанта Раменского, лейтенанта Гришина, механиков гвардии старшего сержанта Крутпхина, старшего сержанта Нихееза и других. Над входной дверью клуба лозунг: «Да здравствует Депь Воэдутиного Флота — день смотра боевых достижений советских авиаторов!». В празднично учерашенном клубе вы­ ставлены портреты героев-североморцев: дважды Героя Советского Союза гвардии подполковника Бориса Феоктистовича Са­ фонова, Сгионева, Францева, Сыромятни- кова, Фокина, Зайцева, Баштьгркова. О дни за другим входят авиаторы в зал на торжественное заседание, посвященное Дню Воздушного Флота СССР. Здесь можно видеть ветеранов Великой Отечественной ■войны, Героев Советского Союза" грудь ко­ торых украшают ордена и медали, молодых летчиков, штурманов, младших авиацион­ ных специалистов, отличников боевой и по­ литической подготовки — верных продол­ жателей боевых традиций героев-северо- морцев. В президиуме — знатные люди подраз­ деления: тт. Гришкин, Коваленко, Демин и другие. Под бурные аплодисменты изби­ рается почетный президиум в составе По­ литбюро ЦЕ ВКП(б) во главе с товарищем Сталиным. С докладом о Дне Воодушного Флота выступил начальник политотдела. С большим воодушевлением собравшиеся приняли приветственное письмо гениаль­ ному вождю пародов Генералиссимусу Со­ ветского Союза товарищу Сталину. После* торжественного собрания авиато­ ры просмотрели спектакль «Чужая тень», доставленный театром Северного флота. Долго продолжалось праздничное веселье авиаторов. К их услугам были кинофильмы, атрокцпоны, танцы. Праздничное утро. Сквозь темные тучи неба Заполярья пробиваются лучи солнца. Ровным строем летчики, штурманы, техники, механики, мотористы и ра­ дисты стоят по команде «смирно». Командир читает приказ Министра Воору­ женных Сил СССР Маршала Советскою Союза А. М. Василевского. «'Приветствую и поздравляю Вас с зсепародным праздником — Днем Воздуш­ ного флота СССР». — читает командир. Воины-авиаторы, затаив дыхание, слушают приказ. Личный состав воспринял приказ, как боевую программу, направленную на даль­ нейшее совершенствование боевого мастер­ ства и всемерное укрепление воинской •дисциплины. Организованно прошла спартакиада, в которой приняли участие лучшие спорт­ смены. Футбольная командапровела очеред­ ную встречу с военными моряками. В этой встрече футболисты-авиаторы вышли победителями. Летчпкп-североморцы вместе со всем со­ ветским народом радостно и торжественно отметили всенародный праздник — День Воздушного Флота. Они провели его под знаком дальнейшего совершенствования боевой выучки, повышения авиационной культуры. Пшгказ Министра Вооруженных Спл Союза ССР вызвал у авиаторов стрем­ ление еще больше работать над выполне­ нием задач, поставленных перед советской авиацией нашим великим вождем и учите­ лем товарищем Сталиным. Лейтенант В. БИЗКЖОВ. Шлюпочный переход Позавчера шлюпки кораблей и подраз­ делений нашего флота совершили переход по маршруту Ваенга—Роста—Мурманск —Кода, посвященный Дню Военно-Мор­ ского Флота и Дню Воздушного Флота СССР. ...6 часов 40 минут. Участники перехо­ да, разместившись в шлюпках, ожидают сигнал начала движения. На двух катерах расположились командир перехода и его заместитель но политической части, меди­ цинские работники, беседчики, агитаторы, участники художественной самодеятель­ ное!п. Па старте офицеры Левант н Юдин по­ здравили участников перехода с Днем Воз­ душного Флота СССР и пожелали морякам успешного плавания. По сигналу командира перехода моряки при свежем нордовом, ветре, моросившем дожде дружно навалились на весла, и шлюпки рванулись вперед. Несколько ми- пут между командами идет упорная борь­ ба. Из нее выходят победителями натре­ нированные, сильные, выносливые спорт­ смены — моряки шлюпки, которой коман­ дует лейтенант Лшговских. Личный состав этой шлюпки все девять миль от Ваепгн до Росты лидировал, прой­ дя путь за 2 часа 8 мин. Немного с боль­ шим временем преодолели девять пиль шлюпки, где командирами капитан Тара­ сов и старший лейтенант Сахаров. От Росты до Колы шлюпки шли под па­ русами. П это расстояние успешно прошли шестивесельные ялы Лнновскпх, Нестеро­ ва и Тарасова. В Белокаменке и Абрам- мысе катер высадил агитаторов тт. Рома­ хина, Полякова, Марина п Кабанова, кото­ рые провели беседы с населением) о Дне Военно-Морского Флота, рассказали рабо­ чим и служащим о могуществе наших воз­ душных и морских сил, о боевых традици­ ях, жизни и 'боевой учебе моряков. В городе Мурманске участники перехода встретились с производственниками рыбо­ комбината и других промышленных пред­ приятий города. Восторженно встретили североморцев жители поселка Колы. На причале собра­ лись представители районных партийных, советских н комсомольских организаций; вышли приветствовать моряков юноши и девушки, пионеры и школьники. После небольшого отдыха матросы и старшины — участники перехода и худо­ жественной самодеятельностидали конверт. Тепло отзывались собравшиеся о высту­ плениях баяниста старшего матроса Не­ стерова, танцоров Жарикова, Денисова, Моркавского и других. Встреча прошла в теплой обстановке, полной чувств любви и уважения совет­ ского народа к своим Вооруженным Сидам, к их представителям — морякам Северного флота. Ог Колы до Дровяного поселка участни­ ки перехода, преодолевая встречный ветер и сильную волну, шли на веслах. Ог Дро­ вяного поселка шлюпки из-за плохой по­ годы шли на буксире. Шлюпочный переход показал высокую выучку моряков, натренированность, вы­ носливость и волю к победе. Однако сло- дует сказать и о недостатках. У некото­ рых моряков проявились на походе эле­ менты недисциплинированности, отдель­ ные командиры не постарались обеспечить свои шлюпки веем положенным вооруже­ нием, не подготовили как следует участ­ ников перехода. Этот переход должен по­ служить уроком при проведении массовых шлюпочных переходов. Лейтенант В. ТУЛУШЕВ. в честь праздника «БЛАГОДАРЮ ЗА СЛУЖБУ!» Стрелок-радист гвардии сержант Радио- нов вместе со своим экипажем находился в воздухе на выполнении сложного гада­ ния. Четко .нес службу гвардеец. Связь, как всегда, действовала безотказно, что в значительной мере способствовало успеш­ ному выполнению задания командования. Командир подразделения кораблей пере­ дал но радио: — Благодарю за службу весь экипаж воздушного -корабля! В карточке ' взысканий и поощрений гвардии сержанта Радионова появилась но­ вая благодарность. В ЛЮБУЮ ПОГОДУ Около миллиона километров налетал за свою долголетнюю службу летчик тран­ спортной авиации тон. Чесиоков. В каких только условиях не приходилось вести по­ слушную его опытным рукам машину! Снежные бураны и вьюги, проливные дож­ ди и облачность не раз пробивал ведомый им самолет. Почью и днем, в солнечную пагоду и при плохой видимости приземля­ лась его машина па аэродромах. Оберегая безопасность людей и ценных грузов, он с чувством большой ответственности не раз пересекал воздушные просторы нашей иеоб’ятпой Родины. Новыми успехами в службе встретил тов. Чесиоков День сталинской авиации. НА «ОТЛИЧНО» Командир подразделения вызвал к себе штурмана самолета отличника боевой и политической подготовки гвардии лейте­ нанта Тихомирова. — Разработайте групповое упражнение, — приказал командир. Штурман повторил приказание и при­ нялся за его выполнение. Новое для пего дело на первый взгляд казалось трудным, по гващеец пе сдался. Тихомиров детально и грамотно разработал групповое упраж­ нение, проявив подлинное умение и свой­ ственные советским людям смекалку и на­ ходчивость. Похвала командира была за­ служенным поощрением молодому штур­ ману. ИЗ ЭКИПАЖА ОТЛИЧНИКОВ Отличник боевой и политической подго­ товки механик самолета гвардии старший сержант Бычков любит вверенную ему сложную авиационную технику и бережно относится к ней. На самолете потребовалось заменить не­ которые агрегаты. С вдохновением взялся за дело гвардеец. Пе жалея личного вре­ мени, отказавшись от отдыха, он выполнял грудоемкие работы. Тщательно контроли­ руя себя, Бьгчко® с отличным качеством ввел материальную часть в строй. Она сей­ час действует безотказно. Дорожить славой отличника — героя мирных дней, верно служить своей матерп- Родвне, советскому пароду, зорко стоять на страже интересов социалистического госу­ дарства — девиз тов. Бычкова. ПОБЕДА В ВОЗДУХЕ ГОТОВИТСЯ НА ЗЕМЛЕ Каждый новый день — день напряжен- !ной учебы. С одинаковым рвением учатся •авиаторы и иа земле и в воздухе. Опп |знают, что успех в полете обеспечивается |тщательной теоретической учебой на аемле. * На прошедших недавно занятиях отличи- 1дясь Многие офицеры. Среди них коман­ дир отметил руководителя занятий офице- I ра Нлюшечкииа и офицеров-гвардейцев Воробьева, Литвинова, Батаева. ! Старшина В. ПЕТРОВ. Высоким» пронзаодстэешъпЕг успехами 1 встречает День Военно-Морского Фло­ та слесарь-моторист матрос Николай Кузьмин. Он выполняет систематически произеодстеекные задания на 200 — 300 процентов. Только отличного качестЕэ вы­ пускает продукцию комсомолец Н. Кузьмин. Его примеру последовала вся бригада, и сейчас oilа именуется бригадой отличного качества. За примерную службу материиРодине и самоотверженный труд на сЕоем посту матрос Н. Кузьмин имеет ряд поощрений. НА СНИМ КЕ : контрольный мастер цеха Григорий Сергеевич Шишкин прини­ мает продукцию от отличника боевой и политической подготовки м троса Нико­ лая Кузьмина. Фото Н. Высоцкого. Путь к мастерству — Что, большое досталось хозяйство?— спросил старшина группы Яленко старшего матроса Кабанова, только что прибывшего на корабль и рассматривающего электро­ механические установки. — Так точно, товарищ старшина, меха­ низмов много, есть где трудиться. — Вот именно, тов. Кабанов, давайт£ с этого и начнем, в заведыванпе вам на пер­ вый период даю вспомогательный двига­ тель, приступайте к его изучению, не ог­ раничивайтесь только плановыми занятия­ ми, используйте каждую свободную мину­ ту. Товарищи вам помогут, а что будет неясно, обращайтесь ко мне. С первых же дней старший матрос Кл- бапов проявил исключительное трудолюбие и любознательность. На всех занятиях оп внимательно вслушивался в рассказ руко­ водителя, часто задавал вопросы, чтоб# более глубоко понять, и старательно запи­ сывал в тетрадь наиболее важное. Через! непродолжительное время в графе «Выводы | и оценки» против фамилии Кабанова появ­ ляются хорошие я отличные оценки. Среди товарищей он особенно отличался глубоки­ ми знаниями материалов политических за­ нятий. На любой заданный вопрос он давал исчерпывающий ответ. Кабанов хорошо знал воинекпе уставы и строго их выпол­ нял. Понимание своего священного долга пе­ ред Родиной породило у старшего матроса большое стремление к знаниям. Помня со­ вет старшины, ои пе тратит попусту сво­ бодное время, старался псиотьзовать его с пользой для дела. Можно было видеть, как Кабанов внимательно осматривал свой вспомогательный двигатель, следил за тем, чтобы заведывапие было в образцовом со­ стоянии. Стремление к зпаниям помогало старше­ му’ матросу Кабанову успешно осваивать ме­ ханизмы. Все, что требовалось енать матро­ су, им было усвоепо прочно. Твердые тео­ ретические знания принесли ему отличную оценку при допуске на самостоятельную вахту, а ремонт двигателя показал умение применить знания на практике. Став от* личным мотористом, Кабанов не успо­ коился па этом. — Для меня это пе предел. Я хочу до­ биться таких знаний, чтобы смог работать на любом боевом посту пятой боевой часта. Кабанов еря слова па ветер не бросает, а сразу же приступает к осуществленаю своей цели. В свободное время его часто видели с трюмным машинистом старшиной 2 статьи Авдеевым. Кабанов помогал стар­ шине производить регулировку питатель­ ного насоса, разводить котел, спускался в трюмы, изучал корабелыгую систему, вни­ мательно присматривался ко всему трюм­ ному хозяйству. При помощи старшины оп дренируется в обслуживании механизмов п систем. Когда старшипа 2 статьп Авдеев уезжал в отпуск, он ходатайствовал, чтобы за него оставили Кабанова. Командир боевой части удовлетворил просьбу стар­ шины, и не ошибся. Кабадюв исключитель­ но добросовестно выполнял новую обязан­ ность, заведыванпе содержал в образцовом порядке и в боевой готовности. Затем Кабанов приступил к изучению электроустановок. Здесь ему огромную по­ мощь оказал опытный электрик старшина 2 статьи Башарин, который охотно делил­ ся с ним своими теоретическими знаниями и практическим опытом. Неугасимая жажда знаний, обдуманный систематический упорный труд позволили старшему матросу Кабаиовуг в совершенстве. овладеть тремя снециальпостями. Ой „.не,, только может произвести любые переклю­ чения, но при неисправности найти дефект и быстро его устранить. Старший матрос Кабанов не кичится своими знаниями, он учится с еще- боль­ шим упорством. Кабапов стал отличником боевой п политической подготовки, он ока­ зывает большую помощь своим товарищам в освоении специальности и в политиче­ ской подготовке. Так выполняет воинский долг старший матрос Кабанов. Мичман И. ГОЛОВИН. -о- Стахановский труд Транспорт «Хозе Диас» ошвартовался у ппрса. Не теряя ни одной мшгуты, сер- асанты и матросы иод руководством офице­ ра Крупенина приступили к выгрузке iдров. Люди работали дружно, по-стаха­ новски. Благодаря хорошей организации и I самоотверженному труду личного состава транспорт был разгружен па двое суток раньше, чем предполагалось по нормам, i Особенно отличились па вывозке дров шоферы тт. Семенов, Мудров, Кателев, Са^ мохпн н Половппкнн. Онн двое суток тру­ дились без отдыха и отлично справились со своими задачами. Хочется отметить и офицеров тт. Булычева, Бодреикова и Мо- гслевцева, которые умело организовали !работу подчиненных. Моряки транспорта горячо поблагодарили |матросоз и серя;аптоз за стахаповский труд. А. СМИРНОВ. Приоритет нашей отечественной науни в военно-морском деле Нана страна является родиной многих научно-технических открытий и изобрете­ ний. Русским! ученым по нраву принадле­ жит выдающееся место в ряде научных до­ стижений человечества. На протяжении столетий русские новаторы, ;р»усские уче­ ные совершали открывая мирового значе­ ния и тем вносили огромный вклад в дело культуры, цивилизации и прогресса. Рус­ ский народ всегда любил науку, любил тешику, отдавал себя беззаветному служе­ нию Родине. Русский парод—революционер в науке, и технике, в борьбе за передовые идеи создал величайшие ценности во всех областях пауки и техники. Приоритет рус­ ских во многих важнейших открытиях и и-зобретешгях несомненен. Творческий размах, смелое научиое дерзание, пытливый ум, самоотвержен- , •ность, настойчивые искания, упорный труд — все эти качества характеризуют многих русских уненых, преисполненных благородного стремления в беззаветгиом служении своей Родине. Начиная с самых отдаленных в}>емен, даже г. условиях царизма, вьгходцы згз на­ рода творили большие дела. Русский па- {»од дал такого величайшего новатора и ученого, как выходца из самых -крестьян­ ских низов Михаила Васильевича. Ломопо- , сова, его современника творца первой в мире паровой машины солдатского сына Ивана Ивановича Ползунова и ряд других светлых имен. II это было в стране, где властвовало самодержавие, тде путь для всето нового был тяжел и обставлен горе-1 стями и неудачами, исторические материл-1 лы показывают, что нет ни одной отрасли . науки и техники, где бы ins было творче­ ства русского народа. Имена выдающихся русских ученых и изобретателей Лошто- сова, Ползунога. Менделеева, Яблочкова, Лодыгина, Столетова, Можайского, Попова, Сеченова, Павлова, Тимирязева, Крылова и многих других (занимают ведущую роль в истории и развитии отечественной науки и техники. Великая Октябрьская социалистическая революция сбросила цепи порабощения и утнегеигия технической мысли п, как осес - | жающая гроза, очпетила всю атмосферу, дала иутшый рост творческим силам нашей страны. Лишь в Советском социалистическом1 государстве, озаренном гением Ленина л Сталина, высоко ценятся, пропагандируют­ ся и используются на нужды народного хозяйства великие достижения русской отечественной науки и техники. * '.‘г -Л История русской военно-морской науки изобилует многочисленными примерах®, свидетельствующими о ее замечательных достижениях. Несмотря на бездушное отно- . тепло царских чиновников к ученым. I изобретателям, конструкторам, глушивших их творческую мысль, выдающиеся рус­ ские .новаторы науки и техники смело и настойчиво пролегали себе путь, добива- л 'гь плодотворных результатов в своих научных трудах, наблюдениях и откры­ тиях. IIixh*мыкавшиеся перед чужеземца­ ми царские правители, бездарные царские генералы и адмиралы игнорировали науч­ ную инициативу русских ученых и лмб]*»- тателей. за •шчивалн их открытия и изоб­ ретения; и:]!едко они способствовали тому, что шшгоричет открытий во многих обла­ стях военно-мо]н*кон науки, завоеванный выдающимися сынами нашего нздюда, пе- Р ходил затем к иностранным учёным. На­ глядными нттгерз >гг этому могут служить . замалчивание приоритета Можайского, изо­ бретшего и построившего первый в мире самолет, Попова, давшего человечеству ра­ дио, и т. д. Огромный вклад внесен русскими в военно-морскую пауку и технику. Он пока­ зывает, сколь великим и разносторонним является размах русской научной мысли в военно-морском деле. Оп наглядно под­ тверждает неуклонное и настойчивое стремление передовых русских людей к де­ лу возвеличения морской славы своей Ро­ дины. Невозможно в одной статье охватить все достижения русских ученых и техников в развитии и совершенствовании военно-мор­ ского дела. Ограничимся кратким изложе­ нном лишь некоторых из выдающихся до­ стижений русских ученых н техников, устанавливающих их бесспорный приори­ тет в развитии многих областей военпо- морского дела. * * * Мировая теограф 1 Гческая наука .многим обязана М. П. Лазареву и Ф. Ф. Беллинс­ гаузену — первооткрывателям Антарктики, Приоритет -русской экспедиции Лазарева— Беллинсгаузена, участниками которой бы­ ли исключительно русские моряки м уче­ ные, бесспорен и исторически доказан и обоснован. Этот великий научным подвиг совершен i> 1819— 1821 -годах. Паруспые суда-шлю­ пы «Восток» и «Мирный» предприняли всесторонне;* исследование в субполярной и полярной ;:..:гах Атлантического, Тихого, Индийского и Южного Ледовитого океанов. Кроме географических открытий русские ученые и исследователи дали мировойнауке много ценнейших сведений о ледовой об­ становке в Антарктиде. обогатили новыми. огромной научной важности, исследова­ ниями климатологию, океанографию, аст­ рономию и т. д. Выдающиеся моряки и ученые Лазарев и Беллинсгаузен, совершив открытие Ан­ тарктики, блестяще доказали ошибочность прежних гипотез иностранных исследова­ телей об отсутствии материка в секторе Южного полюса. Они обошли вокруг Ан­ тарктического материка, впервые подошли к его берегам и открыли 22 января 1821 года* остров Петра Великого, землю Алек­ сандра Первого, острова Траверсе и др.^Ми­ ровая слава участников иорвой русской ан­ тарктической экспедиции — пионеров Ан­ тарктики — русских моряков, ученых, ис­ следователей восторжествовала. Крупнейший вклад в мировую пауку внесли исследования Арктики, проведенные русскими людьми на протяжении XVII—XX веков. Наш народ чтит светлую память выдающихся исследователей Арктики Деж­ нева, Челюскина, братьев Лаптевых. Ма- льггана, Седова и других, своими научны­ ми ИОДВИГаМИ И ОТКРЫТИЯМИ (ПОДГОТОВИВШИХ разрешение проблемы освоения Арктики в наше время, в великую сталинскую эпоху. В XV веке задолгодопутешествий испан­ цев, итальянцев и португальцев в Индию, в нее проник русский исследователь Афа­ насий Никитин. Оп один из самых первых европейских путешественников и исследо­ вателей дал наиболее правдивое научпое описание Индии1. Почетное место в истории изучения мо­ рей и берегов нашего севера принадлежит С. Дежневу, который первый прешел морем! из Ледовитого океана г» Тихий, доказав в середине XVII века существепанне пролива между Азией и Америкен. Положив начало освоению Северного морского пути. Дежнев обогатил науку важнейшими географиче­ скими открытиями. XX 21 К- Русской науке пршьадлежпт первенство в создании стройной теории корабля вооб­ ще и теории подводных лодок, в частности. I Более **ем за лолвека до открытия Буыигс- ля—в 1719 году па имя Петра I поступило «допошепне» крепостного крестьянина Ефп-1 ма» Никонова, в котором предлагалось по­ строить «нотаепное огненное судно». В 1722 году первая подводная лодка, пред- j назначенная для боевогоиспользования, бы-' ла построена и проходила испытания в присутствии Петра I. В XIX веке на основе развивающейся техники в России строятся подводные лодки известными русскими изобретателями Шильдчом (183(4 г.), Спи­ ридоновым (1855 1 .), Александровским (I860 г.) и другими. В России впервые в мире подводная лод­ ка была, снабжена реактивпым оружием. Русские кораблестроители — подводники Бубнов, Беклемишев, Горюнов заложили ос­ новы. так называемого «русского» тина подводных лодок. Многие достижения тех­ ники разработаны и применены впервые в России. Так, па подводных лодках России впервые в мире установлены оптическая труба, система регенерации воздуха, систе­ ма электродвижеппя, торпедные аппараты и единый двигатель. Русский инженер Апо­ столов в 1889 году впервые в мире выдви­ нул идею обеспечения живучести подвод­ ных лодок путем создания отсечной систе­ мы. После постройки Балтийским заводом подводной лодки «Дельфин» и создания се­ рии подводных лодок тина «Касатка» была построена подводная лодка «Минога». Впер­ вые в миро на ней был установлен' двига­ тель внутреннего сгорания, работавший па тяжелом топливе. В России построили в 1908 году и. подводную лодку «Краб» — первый в мире подпотный минный загради­ тель. Автор щюекта атого судна рус- скпй вое 1 гныГг инженер-кораСлестроитель Налетов. Огромный вклад в русскую военно-мор­ скую науку юнее выдающийся русский ученый—флотоводец вице-адмирал Степан Осипович Макаров. Он является бесспор­ ным основателем учения о непотопляемости и живуч. *стн сутов; он изобретает спе­ циальный иакенечпнк для бронебойных снарядов (яолучнвтнлГг название <•Макаров-, ского наконечника»), чрезвычайно усилив­ ший пробивную способноль снарядов; по его идее проектируется первый в мире мощ­ ный ледокол «Ермак». Он разработал во­ просы морской тактики. Исключительные заслуги в развитии оте­ чественной морской науки принадлежат выдающемуся советскому ученому* чьи труды в области теории корабля получили мировое признание — академику Крылову Алексею Николаевичу. Оп всесторонне раз­ работал теорию качки корабля, учение о поворотливости и остойчивости корабля, разработал таблицы непотопляемости. Под руководством и наблюдением А. И. Крылова были построены русские линейные кораб­ ли типа «Севастополь», превзошедшие по своим качествам такого же типа иностран­ ные корабли. Труды прославленпого ученого охваты­ вают многочисленные вопросы но теории упругости, астрономии, артиллерии и исто­ рии иаужп) и педагогике. Раооты А. П. Крылова по теории корабля завоевали мировую известность. Многие сочинения знаменитого русского ученого, как, например., «Новый метод вычисления элементов нодводпой части корабля», «Но­ вая теория килевой качки кораблей на волнении и производимых этим движением напряжений» и другие, являются классиче­ скими трудами «кораблестроительной пауки. А. И. Крылов п его ученик И. Г. Бубнов создали отечественную школу в области строительной механики корабля, являю­ щуюся передовой в мире. На высоком уровне стояла русская ар­ тиллерия, опа всегда 1Гревосходила артил­ лерию других стран как в техническом от­ ношении, так и в вопросах организации, боевого использования. Начало истории русской морской артиллерии относится еще к эпохе Петра Первого. Изготовленные в XVIII веке по проекту русского артиллериста II. И. Шувалова пушки-едипороги находились па вооруже­ нии русской и ипопраиной армий и фло­ тов до середины XIX века.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz