На страже Заполярья. 1949 год. Июль.
$7 икшя 1949 г., № 167 (3472). В Е Л И К А Я Г О Р Д О С Т Ь Подводя итоги перелета ’ •г !>:!;! Чкало ва, товарищ Сталии в 1'93li г. ty говорил: «Летчик — это киип:*!! ii)i:!»on*iьп?»и по ля. характер, умение лтти г \ риск. По смелость и отнята — то только од- па сторона героизма. Другая стсдоиа — не менее* важная — это умеиис. Смелость, го ворят, города берет. 1Ь это только тогда, коГда смелость, отвага, готовность к риску сочетаются с отличными знаниями». Эти слова вождя сыграли огромную роль в воспитании г.:сн массы летчиков в духе беззаветней преданности Родине, в духе храбрости п строгиго расчета, основанного па глубоком знании техиики и мастерско го владения ею. Наши летные кадры, воспитанные боль шевистской партией, в боях за честь, сво боду и независимость Родппы показали глубокую верность присяге, воинскому долгу, продемонстрировали незаурядное воинское мастерство, непреклонную волю в победе. «За Родину! За Сталина!» — с этим победным кличем вступали они в яро стные схватки с немецкими извергами и наносили им смертельные удары. В Вели кую Отечественную войпу с особой силой проявились замечательные качества наших летчиков, несокрушимая мощь сталинской авиации, которая по праву стяжала себе славу передовой п первоклассной авиации. Буржуазные военные специалисты в го ды минувшей войны тщетно пытались раскрыть какие-то таинственные силы, помогающие нашим летчикам быть лучши ми летчиками в мире, танкистам -— луч шими танкистами, пехотинцам — лучши ми мастерами паземпого огня. Между тем, никто и не скрывает эти силы, и онп ли шены какой бы то ни было таинственно сти. Сила нашего воина в том, что он воин-патриот, воин-гражданин. Его во одушевляли великие щеп большевистской партии, его звали на подвиги страстная и неукротимая любовь к Отчизне, жгучая ненависть и презрение к немецко-фашист ским захватчикам. Велика честь служить в рядах сталин ской авиации. Я горд тем, что^принадлежу б славной семье воздушных бойцов. П по тому вполне закопомерпой является моя любовь к авпацпп, гордость ее боевыми делами, славной историей, боевыми тра дициями. Как не любить боевой самолет, ва котором я летаю, если он создан^само отверженным трудом советских людей! Как пе любить свою специальность, пе владеть ею в совершенстве, не двигать вперед оте чественную авиационную науку _и техни ку, если она делает тебя полезной и ак тивной частицей в общей системе Воору женных Сил. В «Повести о настоящем че ловеке» Б. Нолевого отчетливо звучит те ма человека, влюбленного в свою военную профессию. Эта любовь к профессии, стремление к совершенствованию в ней, имеют своими истоками высокое чувство патриотизма. Любовь к специальности, к профессии— £го конкретно выраженная безграничная и всепоглощающая любовь к своей Отчиз не. Я с малых лет мечтал об авиации и поте-му меня одолевало неукротимое стрем ление во что бы то ни стаю стать летчи ком. В стране, где господствует советская масть, где каждому человеку представле но широкое право на труд, па образование, я имел возможность избрать любую про фессию. И такой профессоей стала для меня летная.* По окончании авиационного училища мне выпала честь служить в трдеЙском подразделении. Па моем пути стояло нема ло трудностей, преодолевать которые было нелегко. Но я верил в свои силы и воочию убеждался, что только в борьбе с трудно стями куется настоящее счастье, откры ваются богатейшие возможности для раз вития своего умения, проявления лучших моральных и физических качеств, приоб ретения ценнейших навыков и знаний, за калки и практического опыта. Только любовь к Родине и к специаль ности позволила мне стать в первые ряды борцов за отличное качество боевой н по литической подготовки, пттп в одной ше ренге с н'мернтп.-н Великой Отечествен ной войны, с теми, кто в заполярном небе ковал победу лад ненавистным# врагом. День Воздушного Флота наш экипаж встре тил высокими показателями в учебе и службе п по праву завоевал первенство среди лучших экипажей. Штурман гвардии лецтепапг Корнеев, стрелок-радист гвардии сержант Воробьев, j механики гвардии старший сержант Кол- • чанов'и гвардии сержант Решетов —- все) они отличники боевой и политической иод- i готовки, трудолюбивые воины. Верные' воинскому долгу, они каждодневно доби ваются новых' замечательных успехов, поднимаются но ступенькам воинского мастерства, достойпо выполняют закон своей ж и зн и — Военную Присягу. Мне очень часто задают вопрос: в чем кроется «секрст» успеха в работе экина-1 жа? На этот вопрос можно ответить корот ко: стремление к высоким знаниям, дис циплина и организованность. Повышение требовательности к себе и подчиненным, слаженность и четкость в работе — залог улучшения качества боевой п политиче ской подготовки. Перед каждым вылетом я проверяю, как усвоено задание всем экипажем, все ли предусмотрело на случай возможных ос ложнений \ воздухе. Особенно учитываю фактор Е-ремепп и добиваюсь, чтобы им был заинтересован каждый подчиненный. И это им удается. Опп смело идут навстречу трудностям и преодолевают пх . В мирное время мы выполняем учебно-боевые зада чи и это заставляет нас подходить к каж дому упражнению не только кав в летной практике в чистом ввде, но и как в боево му вылету, требующему физического на пряжения, концентрации воли и энергии. •Первое, что обеспечивает устах по лета, это подготовка материальной ча сти. На этомучастке не покладая рук тру дится мастер своего дела механик старший сержант Колчанов. При обнаружении де фектов или неполадок он немедленно пх устраняет, проверяет работу всех агрегатов иа разных режимах вксплоатацпи. Он после каждого полета обязательно осмат ривает машину и выслушивает замечания летчиков. Эти указания выполняются им как можно быстрее и лучше. Точность прокладки курса, выведение самолета на курс — васлута штурмана Корнеева. Он систематически работает пад совершенствованием штурманских ова- пий, чтобы кав можно лучше летать в условиях Заполярья. Стрелок-радист ком сомолец Воробьев также прекрасно знает свое дело. Это ве раз подтверждалось в по летах, когда внезапно осложнялась обста новка и нужны были смелые и решитель ные действия. Честное служение Родине, точное вы полнение уставных правка, инструкции и наставлений, любовь в Родине, специаль ности, четкость ш слаженность в работе, дружба я товарищество — вот те «качест ва, которыми обладает мой экипаж, вот в чем кроется «секрет» вашего успеха. Летная служба требует больших Знаний и навыков. Для тою, чтобы искусно ле тать, умело эхеплоптировать самолет, об разцово выполнять задания в воздухе, на до много и упорно учиться, К этому и стремится мой экипаж. Патриотическое чувство любви к спе циальности, как и любовь ж военной служ бе, является одним из замечательных мо ральных качеств советского воина. Эта любовь, благородная и страстная, помогает летчикам, как и всем нашим воинам, на ходить новые силы в преодолении всех трудностей летной жизни, в успешном ре шении задач, поставленных товарищем Сталиным и Министром Вооруженных Сил СССР. Высокое сознание священного долга перед Родиной, любовь в военной службе, любовь в авиации вдохновляют наш эки паж на дальнейшее повышение боевой го товности, па всемерное укрепление воин ской дисциплины, порядка и организован ности. Гвардии лейтенант В. ГРИШКИН. НА СНИМ КЕ : лучшие авваггоры netucto флота, отличники боевой и паптгчсской подготовки (слова направо) Герой Совет ского Согаээ Михаил Федорович Шишков, старшие летчики лейтенант Владимир Афанасьевич Гришин, гвардии лейтенанты Кузьма Прокопьевич Суслов л Василий Александрович Гришкин. N Фото Н. Вьгсоцкого. М О Г У Ч И Е К Р Ы Л Ь Я История знает только один пример, когда весь народ в едином порыве, с единой во лей стремится сделать неприступным небо своей Родины — это пример нашего вели кого Советского государства. Героичесм выполняя сталинские пятилетки, ваш на род создал мощную материально-производ ственную базу для строительства самых лучших в даре истребителей, бомбарди ровщиков, -разведчиков, транспортных са молетов. Созданные волею большевиков научно- исследоватеаьскпе институты, академия, конструкторские бюро стали центрами передовой авиационной науки. Большой отряд советских авиаконструкторов, воспи танных товарищем Огаляншм, но покладая рук трудится во славу Советской Отчвдаы. Творческой деятельностью советских авиа конструкторов вавоеван приоритет в созда нии скоростных и маневренных истреби телей, разведывательных самолетов, бом бардировщиков большого радиуса дейст вия!. В славной плеяде советских авиацион ных конструкторов мы видим имена вы дающихся людей нашей эпохи — Поликар пова, Туполева, Григоровича, Архавгель- свого, Сухого, Ильюшина, Пеглякова, Яков лева, Микояяа, Гуревича, Лавочки», Ми- кулив, Клаюва, Швецова и многих дру гих. Советские ученые, талантливые конст рукторы и новаторы техники, дерзал в но вых, ниЕзведавжых областях, отнимая у природы одну тайну за другой и покоряя ее, указывали п ут, по который ш.та ми ровая научш>-тегническля 1 мысль. Именно ваша страна двинула далеко вперед науку и технику, у пашей страны учатся, с нее берут пример учеаьге других стран мира. Создатели ^оггечестаеявюй авиацион ной ваукп Жуковский, Цжшмвскяй, Чаплыгин в лнце многочисленной армии советских ученых имеют бле стящих, талантливых последователей и продолжателей. На нынешнем этапе бур ного развития авиационной техники, когда небо нашей Родины бороздят сверху скоростные реактивные самолеты, совет ская школа аэродинамики больших скоро стей, во главе которой стоит академик Христиаповпч, далеко продвинула вперед авиационную науку. Советские профессора Журавченко, Пьшпгов, Остославский ус пешно разрешили важнейшие вопросы аэродинамики, в то время, как иностран ные ученые тщетно пытаются разрешить эта проблемы. Одвовременно с развитием самолетострое ния оевиданный размах и развитие полу чили области науки и техники, тесно свя занные с авиацией. Теоретические науч ные ооновьг бомбометания с самолетов соз даны Жуковским, а в дальнейшем его по следователями советскими учеными Бруевичем), Арбузовым, Карташевым и дру гими. Велики заслуга Лауреата Сталинской премии В. С. Пугачева в теоретической разработке принципов воздушной стрельбы. Мощное и скорострельное стрелково-пушеч- ное вооружение советских самолетов соз дано талантливыми конструкторами Шпи- тальным, Березиным, Комарппцкпм и дру гими. В руках сталинских соколов авиа ционные пушки и пулеметы несли смерть врагу, опустошали его ряды. Приоритет советской науки утвержден также и в об ласти самолетовождения. Ученью Журав- чеико* Попов, Немчинов являются создате лями первых п самых рациональных аэро навигационных приборов. Совместный творческий труд нашего рабочего класса, ученых и -конструкторов по выполнению предначертаний партия, правительства и товарища Сталипа в деле всемерного развития отечественной авиа ции принес нашей Родине богатые плоды. Еще до Великой Отечественной войны наша авиация справедливо считалась луч шей в мире. Советский Союз стал могучей авиационной державой. П это оправдалось с первых же дней грозных сражений с не мецко-фашистскими захватчиками. В нача ле исторической битвы с немецкими фаши стами 'Верховный Главнокомандующий товарищ Ошин сказал: «Паша авиация по качеству превосходит немецкую авиа цию, а паши славные летчики покрыли себя славой бесстрашных бойцов». Несмотря на исключительно тяжелую войну, советский тыл сумел быстро преодо леть трудности первого периода войны п стал подавать фронту самолеты во все воз растающих количествах и высоких боевых качеств. Три последних военных года яви лись триумфом «авиационной промышлен ности Советского Союза. В эти годы совет ские авиазаводы давали фронту, ежегодно по сорок тысяч самолетов. К концу Отече ственной войны с гитлеровской .армией советская авиация имела в своем составе С Т Р ЕМЛ Е НИ Е В дни, когда гремели бои под Сталин градом, секретарь заводской комсомольской организации Владимир Гришин сдавал дела одному из своих воепптатшпков. Комсомол посылал его учиться в авиационную шко лу. Провожать своего товарища пришла не только молодежь. Приехал и директор за вода Николай Александрович Добрынин, пожилой и рассудительный человек. Ди ректор сказал тогда Гришину: — Смотри, Володя, служи так же честпо Године, как ты работал у пас am заводе. Не зазнавайся, помин, что ты вырос при советской власти, получил у нас рабочую г.акалку. Но правде сказать тебе, — про должал директор, — я не отпустил бы с завода такого парня, если бы не война. Ты был у нас хорошим человеком, а твоя бригада многое сделала для пашего кол лектива. Но ничего, я думаю, что ты п там свое место найдешь... И в эти короткие:/ минуты прощанья Владимир Гришин вспомнил вее. П как он пришел па завод почти гонцом, как вырос до секретаря комсомольской организации. Сколько почей уже в годы войпы было проведено вместе с Николаем Александро вичей!, с молодежью. Еле сдерживая волнение и сердечную ра дость, Гришин, обращаясь к Добрыппну, говорил на прощание: — Спасибо вау», товарищ директор, и комсомольцам завода за то, что дали мне возможность учиться иа летчика. Но где бы я ни летал, где бы я ни был, я пико- пт не забуду нашу Советскую Родину, советскую власть, которые дали нам, мо лодым строителям социалистического об- Ш'-стггд, право па счастливую и радостпую жи-.шь. Спасибо за доверие, — сказал зем лякам Владимир Гришин. ...Тепло встретил коллектив авиацион ного училища будущих летчиков. С первых дней учебы в авиационной школе Гришин ! старался как можно больше узнать от j ?Ф?подавателей и инструкто ров . Любовь к ; авиации, к самолету, зародившаяся еще на заводе, помотала ему в учебе, помогала осваивать аэродинамику, сложную боевую технику. Гришин, как и подобает комсо мольцу, учился прилежно. П не было у пего другой цели, иного стремления, как стать хорошим воздушным бойцом. Первые практические полеты с инструк тором показали, что Гришин хорошо усвоил теорию, пе теряется в воздухе. П этот первый полет по кругу с. инструктором на всю жизнь остался в его памяти. Oir и до сих пор помнит, с какой осторожностью, волнением и даже некоторой долей робо сти си садился в кабину самолета. Учеб ная машина, управляемая ииструкюром, медленно пошла иа: взлет. Под крылом са молета поплыла земля. Оканчивается гра ница аэродрома. Дальше идет березовая роща. Зеленым коврам расстелилась она внизу. Гришину в эти минуты, как и каждому курсанту, уже хочется взять управление в своп руки п подчинить кры латую машину своей воле. Так начал летать курсант Владимир Гришин. В каждом полете отг старзчДся по стичь что-нибудь новое, как можно лучше выполнить любой элемент то ли фшурьг, то ли упражнения. Стремление в совер шенству н помогло Гртпиину раньше дру гих уйти в самостоятельный полет. П са мому Гришину пе верилось в то, что сказал ему инструктор после одного из полетов: — А теперь выполняйте полет самостоя тельно. Летите один. Надеюсь, справитесь неплохо. Прежде чем подняться в воздух, Гришин внимательно осмотрел самолет, проверил все, как п положено но инструкции,, до ложил о готовности к вылету, а затем сел в кабилу. Положив руку ла сектор газа, оц медленно прибавил обороты, и самолет, плавно покачиваясь, побежал по взлетной площадке. Первый разворот. Учебная машина идет но скоробочке», Она послушно поггняяется его воле. Парная посадка Гришиным пыла совершена, можно сказать, удовлетворительно. Это уже был успех летчика. В напряженных учебных буднях росло мастерство будущего летчика. Владимир Гришин выполняет все более сложные уп ражнения. Но пи разу в училище пе было такого случая, чтобы оп получил замеча ние от инструктора или от командира. Перед государственной экзаменационной комиссией комсомолец Гришин предстал хорошо подготовленный курсантом. Он от лично сдал зачеты по теоретическим дис циплинам. Теперь оставалось самое глав ное в его жизни — полет иа боевом са молете. Это был экзамен на зрелость его мастерства в воздухе. Быстрокрылый самолет покинул аэро дром. Пилотировал машину курсант Гришин. С земли летчики во главе с летным инспектором внимательно следили за каж дым элехштом полета. -Все, начиная от взлета и кончая посадкой, фиксировалось инспектором. Послушпая воле курсанта, боевая машина плавно переходила от од ной фигуры к другой. Петля смеяелась боевыми разворотами, глубокими вноажа- мп, фигурами высшего пилотажа. Н все что было положепо выполнить в воздухе, Гриппы сделал с особой прилежностью, точно и аккуратно. Когда после посадки истребителя к ма шине псдошел летный инспектор и, пожи мая летчику Гришину руку, поздравил его с успешным полетом па сдачу государст венных экзаменов по технике пилотирова ния, он радостно ответил: — Служу Советскому Союзу! — Ло комсомольскому набору пришли в училище? — поинтересовался инспектор. — Так точна, но* комсомольскому. — Хорошие летчики выходят из jjOMfcH комсомольцев, — заключил летный ин спектор. Гришину было пе по себе от такой по хвалы. Он радовался п вместе с Тем волно вался. Летчик спал, что, хотя оп и многое получил в училище, все же ла этом оста новиться нельзя. Тут же, на выпускном вечере, об этсм курсантов предупредил на чальник училища. Он говорил летчикам о тзм> что они прешли лишь минимум подготовки, а остальное должно постигать ся в части, в непрерывной учебе. Следуя этим принципам, Владимир Гри шин, придя в подразделение, с первых дней начал упорно и настойчиво учиться. В среде боевых летчиков оп связал свою судь бу с большевистской партией, дал слово и впредь отлично осваивать летное» мастер ство, быть образцом в боевой п политиче ской подготовке. II с первого дня комму нист Гришин; крепко держит свое слово. Ог опытных летчиков ои узнал, что отличным воздушным бойцом можно стать лишь тогда, когда научишься критически анализировать каждый элемент полета, всю свою повседневную учебу. И Гришин, присматриваясь к бывалым воинам, на учался подмечать свои ошибки, устранять их. И не случайно Гришин за короткое время зарекомендовал себя среди летчпков-пстрс- бителей незаурядным воздушным бойцом. Оп научился хорошо держаться в строю, метко поражать конус, тактически грамот но вести воздушный бон, стал настоящим «щитом ведущего». Любой его учебно- боевой полет — это образец точного вы полнения? инструкции к наставлений, об разец летпого мастерства. Опытный командир подразделения во время заметил возросшее мастерство лет чика н однажды па разборе полетов сказал своим подчиненным: — Л хочу, чтобы каждый летчик паше го подразделения летал так же грамотно и уверенно, как лейтенант Гришин, чтобы Все вы так же (метко поражали цель, как ои, тактически) -грамотно умоли вести воз душный бой, как коммунист Гришин. II когда анализируешь успехи этого воз душного бойца, то нельзя не заметить той роли, которую сыграли опытные летчики в формировании его характера, мастерства. Он и сейчас с благодарностью н теплотой вспоминает о своем учителе капитане Вла сове. !*)тот воздушный боец прешел суповую школу Отечественной воины на (-сьере. Власов вырос or сержанта-летчика до командира подразделения, сбил в т 1пуш ных беях 8 самолетов противника. У и го п учился летать ефтдар Гришин. Он с ра само.тстов в пять раз больше, чем в мирное время. Золотым фондом нашей авиации являют ся се люди — гордые» сталинские соколы. Кадры пашей авиации богаты прекрасны ми летчиками, штурманами, инженерами, техниками, радистами, воздушными стрел ками. Большевистская партия вырастила мужественное, бесстрашное поколение лет чиков, воспитанных в духе советского патриотизма, в духе советской националь ной гордости. . Подлинным триумфом пашей сталинской авиации были годы Великой Отечественной войны. Несмотря на временные преимуще ства немецких фашистов в количестве са молетов на нервом этапе войны, сталинские соколы били их беспощздао, очищая со ветское небо от фашистских стервятников. Только наши люди, беспредельно любящие свою Роднпу, могли совершить подвиги, подобные подвигам Гастелло, Талалихина, Бориса Сафонова, Катунина, Асеева н многих других. Завоевав господство в воз духе в ожесточенных воздушных сраже ниях, получай Все более совершенные са молеты от тружеников нашего тыла, сталинские соколы самоотверженно сража лись за честь и независимость Родяны, наносили врагу сокрушительные удары. Военпо-Воздупгные Силы гордятся похва лой своего учителя и друга товарища Сталина. «В боях за свободу и независи мость нашего Отечества советские летчики' далп немало примеров беззаветной стойко сти, отваги и подлинного героизма. Они вписали много ярких страниц в исторяю Великой Отечественной войны». Две трети частей пашей авиации получили почетные наименования, треть — стала геарденеки ми, сотпп тысяч авиаторов — орденонос цами, более двух тысяч летчиков, штурма нов, стрелков — Героями Советского Сою- са. Победа советских летчиков в Отечест венной войне является торжеством сталин ской военной пауки. И сейчас, в период мирного созидательного труда, когда наша Родина выполняет послевоенную пятиуст ку, ладна сталинская авиация наливается новыми силами, завоевывает новые высо ты авиационной техники. Широко распро стер свои могучие авиационные крылья советский народ, народ-герой, народ-сози датель. М. РЕЗНИКОВ. достью поднимался с ним в воздух, при сматривался к его технике пилотирования, перенимал опыт меткой стрельбы. Власов учил Гришина. Он подмечал у него силь ные и слабые стороны, указывал на не- дотагкн. Однажды, вернувшись с учебного полета, Гришин, услышал от него такие слова: — В строю вы держитесь неплохо. Стреляете тоже правильно. Но для истре бителя этого мало. Истребитель — это ма стер воздушного боя п меткого огня. Се годня вы сделали пять пробоин в Бонусе, а завтра их нужно довести до десяти. Это первое. Второе — в воздушном бою побеж дает тот. кто первым заметит противника. У вас же пока иехпатает осмотрительности в воздухе. Вндите вы лишь ведущего, а осталшью самолеты, участвующие в бою. вы ис замечаете. Потому вы сегодня были атакованы внезапно другим летчиком. Произошло это оттого, что вы считали себя в подпой безопасности. А в бою такой незначительный промах мог вам стопть жизни. Советы бывалых воинов Гришин старал ся впедрять в повседневную свою учебу. В следующих полетах он отрабатывал осмотрительность, старался следить за всем происходящим в воздухе. Настойчивость в достижении цели помогла коммунисту" Гришину в короткое время научиться бы стро и правильно выяснять и оценивать обстановку, в воздухе. Гришин шел -вперед и как офицер- воспитатель. Н сейчас, когда позади мно гие голы напряженной учебы и работы, за ним прочно укрепилась добрая слава/коман дира-зисиитателя. В подразделении все хорошо помнят, как два года тому назад к нему в подчинение пришел механик са молета сержант Кислицын. Знакомство командира экипажа с механиком! произошло на комсомольском бюро, членом которого является и сейчас лейтенант Гришин. Механик был вызван на бюро для того, что1ьг об’япшть причины нарушения инструкции. После выступления сержанта Кислицына слово взял лейтенант Гришин. — Вы еще плохо знаете- инструкцию,—*- сказал Гришин.—Самолет надо готовить к Мн о г о л е т Н338Д..о В прошлом русской авиации есть немало! замечательных героических страниц. Рус-* скнй народ дал много талантливых само-« учел—конструкторов первых летательных аппаратов. Свыше 200 лет назад, в 1731 году, подьячий Крякутлый построил пер вый воздушный шар « совершил иа нея удачный полет в городе Рязани. Талапт и смелость Крякутиого не получили нохтерж- ки, а за свой полет он едва не был сож жен на костре п вынужден был бежать из Рязани. В 1930 году в архиве было обнаружено письмо мастера Сестрсрецкого оружейного завода В. П. Коновалова. Письмо датирова но 20 октября 1895 года и адресовано тогдашнему министру путей сообщения Хплкову. Оно содержит проект воздухопла вательного аппарата типа геликоптера. Русский мастер, поступивший в 1890 году на Сестрорецкпй завод механиком, В. II. Коновалов, па основе подробных ма тематических вычислений и чертежей (к письму приложены и чертежи), за восемь лег до полета братьев Райт, отстаивал; свой оригинальный проект летательного аппа рата. Над этим проектом оп работал шесть лет. Автор проекта высказал весьма ори гинальные технические идеи. В конце сво его письма В. П. Коновалов писал: «Построить этот аппарат независимо у меня нехватает средств, а между тем ne*v вый аэроплан указанных размеров обой дется около 24 тысяч рублей. Соблагово лите указать дорогу к людям, могущим оказать содействие и словом и делом. Я сам механик-практик и своего труда жа леть пе стану. К услугам готовы деталь ные чертежи». Но замыслу В. П. Коновалова не сужде но было воплотиться в жизнь. Его постиг ла печальная участь многих талантливых русских изобретателей, пе находивших ни какой поддержки в своих смелых дерза ниях у тупых царских чиновников. Незабываемый полет состоялся 21 (8> марта 1910 года в Одессе. Самолетом управлял Михаил Ефимов, в прошлом ра бочий желешодорожных -мастерских и те леграфист. В этот день Ефимов совершил пять полетов. Успех Ефимова превзошел все ожидания. Многотысячная толпа, затаив дыхание, следила за движенпямп. самолета. Крутые повороты в воздухе, до того времени редко выполнявшиеся летчиками, доставили Ефи мову всемирную пззестность. Дважды описав в воздухе большой круг со скоростью 60 километров в час, Ефимов мастерски спустился па землю. Зрители горячо приветствовали первого русского летчика. Михаил Ефимов обучил летному делу не сколько десятков русских людей. Первым «учлетом» Ефпмсва был Уточкин. Пре красный готцик-автомобилист, уже зна-* комыи с воздушной стихир благодаря™ под’емам на аэростате, Уточкин в две не- дели овладел искусством пилотирования и уже в 1910 году стал демонстрировать по леты во многих городах России. Летное ма стерство Уточкина было превращено капи талистами в источник наживы. Прибыли от полетов получали предприниматели, а сам Уточкин умер в нищете в больнице для бедных после жестоких издевательств со стороны его эксплоататора — банкир» Анатра. После одиночных полетов начали орга низовываться так называемые «авиацион ные недели». В Петербурге весной 1910 года состоялась первая такая неделя. На праздник из-за границы приехали 6 луч ших пилотов того времени. В состязаниях участвовал русский авиатор Николай По пов. Он превзошел всех прославленных иностранных летчиков, заняв первое место1 по продолжительности полета. Так летали первые русские летчики,* утверждая приоритет и славу русской авиа-; цип. полету так,^как требуют летные докумен ты. В вашей работе нет последовательно сти. И тут жб он спросил (механика: — Вьг зиаете, что назначены ко мате механиком самолета? — Знаю, — сказал механик. ' « — Я хочу, чтобы наш экипаж был от- ' личным. Надо п вам к этому стремиться. А ведь нарушитель инструкции не может быть отличником... Командир экипажа пе ограничился тем разговором с механиком, который произо шел на бюро. Он попросил командование перевести сержапта Кислицына в его группу политических занятий. Это дало ему возможность лучше изучить подчинен ного, увидеть его недостатки и обратить иа них серьезное -внимание. Работа Гриши на со своим подчиненным и привела к то му, что Кислицын вскоре стал лучшим механиком в подразделении. Владимира Гришина летчики знают, как командира^, ле терпящего малейших нарушений. Ведь было время, когда слушатели его группы политических заня тий сержанты Волков и Мелентьев прихо дили на учебу неподготовленными, не вели конспектов, мало работали над книгой. .Тейтенапт Гришин во-время это заметил и помог нм исправить свои ошибки. Оп учил их составлять конспекты, подсказы вал, что читать по каждой теме политичен ских занятий. Двух месяцев работы с эти ми товарищами оказалось достаточно, что бы онп на проверке политических занятий показали отличные знания пройденных тем. Твердо коммунист Гришин выполняет свое слово: быть отличником боевой и политической подготовки, везде и «сю-1 ДУ помогать своим! товарищам. 18 бла годарностей командования за успешное ов ладение» боевъш мастерством, ва отличную сдачу зачетов на сессиях, за умелое вос питание подчиненных свидетельствуют о том. что лейтеиапт Гришин крепко дер жит свое слово. Его экипаж стал отлич ным. Напитан Е. НАРНЛИН.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz