На страже Заполярья. 1949 год. Июль.

I НА С Т Р А Ж Е Г З А П О Л Я Р Ь Я 17 июня 1949 г., Ni 167 (3472). а й в Советский Воздушный Флот Ежегодно Ее$ь советскийнародпразднует День Воздутипого Флота СССР, установ- ленный л впервые проведенный в 1933 гиду в ознаменование пятнадцатилетия Косного Воздушного Флота. Этот празд­ ник стал одним из самых любимых на­ родных торжеств. День В^пушного Флота СОСР — это всенародны]”! смотр достиже­ ний советской авиационной науки и тех­ ники, смотр мастерства советских летчи­ ков, их силы, умения и боевой выучки. Наша страна, является не только -родиной самолета и других важнейших изобретений в области авиации, но и родиной авиаци­ онной науки и техники. В России- раньше, чем в других стра­ нах, было понято, что практическое осу­ ществление мечты летап по воздуху дол­ жно быть основано на наук^. Не случай­ но поэтому в создании авиационной пауки и техншип первое место в мире принадле­ жит русским ученым. М. В. Ломоносов, Д. П. Менделеев, Н. Е. Жуковский, К. Э. Ц ио л ко в с к и й , С. А. Чаплыгин были зачп- нателязга современной авиационной науки. Теоретические выводы наших ученых о том, что аппараты тяжелее воздуха могут летать, блестяще подтвердил гениальный русский конструктор А. Ф. Можайский, впервые построивший в 1882 году само­ лет, который испытал в воздухе первый летчик в мире механик И. Н. Голубев. Позднее яругой русский изобретатель — Д. П. Григорович сконструировал летатель­ ный аппарат тяжелее воздуха, способный взлетать н садиться на водную поверх­ ность. В 1911 году чпервые в мире русский изобретатель Г. Е. Котельников создал спасательное средство для авиаторов— па­ рашют «РК-1» (Русский Котельникова — первая модель), послуживший основанием для всех ныне существующих образцов па­ рашютов. Россия является также родиной многомоторной авиации. В 1913 году у нас были построены тяжелые самолеты «Русский' витязь» и «Плья Муромец», признанные лучшими образцами в тот пе­ риод развития авиационной, техники. Наша страна также новатор практики летного дела. Талантливые русские летчи­ ки М. Н. Ефимов, Н. Е. Попов, Л. А. Мо- циевпч—основоположники высшего пилота­ жа, П. Н. Нестеров и другие по праву счи­ таются зачинателями современной школы летного мастерства. Однако, несмотря на большие достижения русских ученых, изо­ бретателей п летчиков, правящие круги реакционного буржуазно-помещичьего строя ) парскон России сознательно задерживали развитие авиации, ка$ и -весь технический прогресс страны, сковывали творческие сипы народа. Раболепствуя перед Западом, царские чиновники без зазрения совести передавали русские изобретения иностран­ цам, чем1наносили огромный ущерб науч­ ному и техническому приоритету* нашей страда, развитию отечественной науки и •техники. Толькоунесло Великой Октябрьской со­ циалистической революции наша отечест­ венная авиация получила широкие воз­ можности для своего развития. В годы сталинских пятилеток на базе социалиста ческой индустрии у нас была создана пе-. редовая авиационная промышленность. Ру­ ководимый большевистской партией наш иародs неугожмо строил свой Воздушный Флот, заботился о его росте и совершенст­ вовании. Одновременно с этим -росли совет­ ские авиационные ^онсщрукторы, готови­ лись летные и технические кадры, Созда­ ние мощного советского Воздушного Флота, первоклассных авиационных кадров, яви­ лось результатом огромной работы болыпе- ейстской партии, правительства и лично товарища Сталина1. Вся история развития нашего Воздушно­ го Флота неразрывно связана с именем товарища Сталина. Сталин стоял у колы­ бели нашей авиации. Она обязана ему сво­ им техническим прогрессом, своими кадра­ ми, своим могуществом. Именно поэтому советские люди зовут свою авиацию сталинской, а своих летчиков — сталин­ скими соколами. Творцы -советских самолетов, создатели оригинальных типов первоклассных воз­ душных машин—наши замечательные кон­ структоры А. П. Туполев, А. С. Яковлев, С. В. Ильюшин, С. А. Лавочкин, А. И. Ми­ коян, П. 0. Сухой, А. А. Микулин, В. Я. Климов, А. Д. Швецов и другие люди сталинской школы. Они работают непо­ средственно под руководством великого Сталина. — Товарищ Сталин,—рассказывает вы­ дающийся авиационный конструктор Яков­ лев, -— требует от нас не только конструк­ торского мастерства, умения решать тех- ллогические задачи, по и военных знаний. Каждый из нас, конструкторов», проходит замечательную школу, так как не один принципиальный вопрос совершенствова­ ния боевой техники are проходит м л х о шшшния товарища Сталина. Он всегда сам вызывает конструкторов, сам ставит перед ними задачи и. направляет мысль конструктора на правильное решение зада­ чи. Подруководством большевистской партии л товарища Сталина у нас воспитана яамс- чательная когорта летчиков, штурманов», планеристов, парашютистов, чьи имена и подвиги прославили нашу великую Роди­ ну на- весь мир. Большевистская партия и лично товарищ Сталин уделяют огромное внимание воспи­ танию высококвалифицированных лепгых ☆ Г енерал-лейтенант П. ЛУКАШ ИН . ☆ престапно совершенствовать свое мастерст­ во. Исчерпывающую характеристику совет­ ского летчика дал товарищ Сталин в своем выступлении иа приеме Героев Советского Союза в 19,3.6 году в Кремле: «Смелость и отвага — неотъемлемые качества Героя Советского Союза. Летчик — это -концен­ трированная воля, характер, умение птти на риск. Но смелость и отвага — это только одна сторона героизма. Другая сторона — не менее важная — это умение. Смелость, говорят, города берет. Но это только тогда., когда смелость, отвага, готовность к риску сочетаются с отличными знаниями». На отеческую заботу большевистской партии и товарища Сталина советские авиационные конструкторы и летчики от­ ветили дедами, прославившими нашу мо­ гучую социалистическую Родину. Еще до Великой Отечественной войны советские авиаторы завоевали 62 -мировых авиацион­ ных рекорда. Всему миру известно имя ве­ ликого летчика нашего -времени' В. Чкало­ ва, осуществившего вместе с А. Беляковым и Г. Байдуковым беспосадочные перелеты пз Москвы на остров Уд и в США через Северный полюс, и имена героев-летчиков М. Громова, А. Юмашева, С. Данилина, A. Серова, отважных летчиц П. Осипенко, B. Гризодубовой, М. Раскооой и многих других сталинских соколов, вписавших не­ мало славных страниц в историю советской авиации. Ноша Родина стала великой авиа­ ционной державой. Но более полно мощь сталинской авиа­ ции, отвата и искусство летчиков прояви­ лись в Великой Отечественной войне. Вой­ на подвергла суровому испытанию совет­ ский Воздушпый Флот, морально-боевые качества всего личного состава, авиацион­ ную технику. Расчеты гитлеровцев на мол- пиепосное подавление советской авиации провалились уже в первых воздушных сражениях. На советско-германском фронте стало очевидным качественное превосход­ ство нашей авиации. Подводя итоги первых месяцев войны, 6 ноября 1941 года товарищ Сталин ска­ зал: «Наша авиация по качеству превосхо­ дит немецкую авиацию, а наши славные летчики покрыли себя славой бесстрашных бойцов». В ожесточенных сиватках с врагом со­ ветские летчики изматывали воздушные ситы фашистской Германии, наносили им невосполнимые потери и помогали назем­ ным войскам отражать атаки немецких танков и пехоты. В ожесточенных боях на Курской дуге в июле 1943 года советская авиация была одним из важных средств уничтожения не только вражеских самоле­ тов, пытавшихся бомбить наши войска, но и немецких танков, артиллерии и самоход­ ных орудий. В ходе развернувшегося мощ­ ного наступления! Советских Вооруженных Сил наша авиация оказывала всевозра­ стающую поддержку наземным войскам. В .сражениях за Украину и Белоруссию, При­ балтику и Советское Заполярье, в ожесто­ ченных боях за рубежами нашей Родины — в Польше, Венгрии, Чехословакии, Ру­ мынии и Югославии, Австрии и Германии, советская авиация всюду была верным по­ мощником наземных войск. Неизменно гос­ подствуя в воздухе, она наносила сокруши­ тельные удары Но врагу. В 19(44 году ини­ циатива'в воздухе окончательно перешла к пашей авиации. В приказе товарища Сталина от 20 августа 1944 года указыва­ лось: «...наша боевая авиация имеет теперь полное господство в воздухе над авиацией врага». Невиданного размаха достигли действия советских Военно-Воздушных Сил в нача­ ле 1946 года. Только в январе я феврале было пропедеио 2.000 воздушных боев. Со­ ветской зел аднеГг за это вромя было унич­ тожено до 2.600 немецких самолетов, сот­ ни танков, самоходных орудий и другой вражеской техники. ' Завершающим этапом боевой деятель* ностп наших воздушных сил в Великой Отечественной войне явилось грандиозное историческое сражение за Берлин. Здесь одновременно участвовало 8.400 самоле­ тов. Были дни, когда производилось более 15 тысяч сатлето-вылетов. Таких масси­ рованных действий авиации еще не знала история. Сталинская! авиация оправдала надежды, которые возлагал на нее наш народ. Говоря об исторических сражениях в Ве­ ликой Отечественной войне, нельзя не ска­ зать оо огромной роли, которую сыграли в ппх летчики Гражданского ВоздушногоФло­ та, самоотвержеппо обслуживая нужды Фронта. Они доставляли -па передовые по­ зиции боеприпасы, вооружение. Высокую оценку действиям; наших Воен- по-Воздулгпых Сил дал Генералиссимус Со­ йотского Союза товарищ Сталии в 1945 го­ ду в приказе, посвященном Дню Воздушно­ го Ф.тотз: «Славные соколы нашей Отчизны, — говорится в этом приказе, — в ожесточен­ ных воздушных сражениях разгромили хваленую немецкую авиацию, чем и обес­ печили свободу действий для Красной Ар­ мии и избавили население нашей страны от вражеских 'бомбардировок с воздуха. Вместе со всей Краевой Армией опи на­ носили сокрушающие удары по врагу, уничтожая его живую силу и технику. к- 1 дров, беззаветно преданных своей сопиа- I Умелые действия нашей доблестной авил- листичрской Родине, делу партии Лепила— Iлпи постоянно способствовали ycnetv нл- Сталина. Отличительная черта советского !еемпых войск и помогли добиться оконча- лстчика это храбрость и безграничная лго- : тельного разгрома -врага», бовь к Родино, спокойный расчет, большие | Десятки тысяч летчиков, штурманов, знания, рассудительность, стремление бее- спу»лков-радис^Ущ. механиков, мотористов — солдат, сержантов п старшин, офицерови генералов награждены орденами и медаля­ ми Союза ССР. Более 2.000 человек удо­ стоены звания Героя Советского Союза, 63 летчика дважды получили звание Ге­ роя Советского Союза, а гвардии полков­ ник Покрышкпп А. И. и гвардии подпол­ ковник Кожедуб U И. получили по три ме­ дали «Золотая звезда». Почти одна треть авиационных частей преобразована в гвар­ дейские, около трех пятых авиачастей на­ граждены орденами Советского Союза и по­ лучили почетное наименование в честь своих заслуг в боях с немецко-фашистски­ ми захватчиками и японскими империали­ стами. Паша авиация пользовалась исключи­ тельной материальной поддержкой всего со­ ветского парода. Труженики советского тыла, вдохновляемые идеей защита Роди­ ны, изыскивали дополнительные источни­ ки снабжения действующих авиачастей боевой техникой и боеприпасами. Патрио­ тический почин тамбовских колхозников, которые организовали добровольный сбор в фонд обороны, нашел самый живой отклик в нашей стране. Начался повсеместный сбор средств па строительство самолетов, танков, орудий. Огромных успехов добилась наша авиа­ ционная промышленность. Героическими усилиями рабочих и служащих авиацион­ ных заводов было обеспечено количествен­ ное превосходство нашей авиации над авиа­ цией противника. За последние три года войны в пашей стране выпускалось до 40 тысяч самолетов ежегодно. В ходе вой­ ны намного улучшилось качество выпус­ каемых самолетов. Великие исторические победы наших Во­ оруженных Сил являются неопровержимым доказательством преимущества советского социалистического строя перед строем ка­ питалистическим, превосходства советской военной организации* пад военной органи­ зацией капиталистических стран. Наши победы, одержанные в борьбе с .немецко- фашистскими захватчиками и японскими империалистами, являются ярким1свиде­ тельством превосходства сталинской -воен­ ной науки над военной наукой наших вра­ гов. Сталинская военная наука является пе­ редовой наукой, основанной на марксист­ ско-ленинской теории. Наша советская военная наука создала свою теорию боево­ го применения авиации. Товарищ Сталин сформулировал основные принципы опера­ тивно-тактического пспользования Воздуш­ ного Флота в боевых операциях, гениально определил -роль и место авиаппи в общей системе Вооруженных Сил и обосновал по­ нятие авиационного наступления. В послевоенный период перед Советски­ ми Вооруженными Силами встали новые задачи: «Успешно осуществляя грандиоз­ ную программу строительства коммунисти­ ческого общества, мы не должны забывать, что, пока существует империализм, остает­ ся опасность нападения на нашу Родтгну. Обстановка, в которой мы живем, застав­ ляет нас быть в постоянной боевой готов­ ности» <Н. Булганин). Чтобы всегда находиться в боевой ivtob - пости, надо отлично владеть новой боевой техникой, быть высокодисцпплинпроваи- ным воином, непрерывно повышать свои политические и военные зпанпя, строго вы­ полнять требования уставов, наставлений и специальных инструкций. Пе зазнаваясь Дне обольщаясь успехами военного време­ ни, сталинские авиаторы повседневно со­ вершенствуют свое боевое мастере ib o в воздухе и на аэродромах, в учебных клас­ сах и па полигонах, в лабораториях и ау­ диториях академий, в летных л техниче­ ских училищах и школах. Растет количе­ ство t отличников боевой и полдаичелкой подготовки. Молодые авиаторы, пришедшие в части после войны, учатся боевому ма­ стерству у ветеранов Великой Отечествен­ ной воины. Авиация — область непрерывного про­ гресса научной и технической мысли. Авиа­ ционная техника гигантскими шагами дви­ гается вперед. Наряду с винтомоторными самолетами, большое место в воздушном флоте заняли самолеты, оснащенные реак­ тивными двигателями. Необычайно быстро растут скорости, потолки, скоронод’е-у- ность и мощность воздушных машин. Раз-1 витик' радиолокационных средств, прибо­ ров слепого полета и широкое применение радио -в авиации значительно обогатили техническое оснащение самолетов. Все это повышает требования к летному и техни­ ческому составу Воепно-Воздушных Сил. Не только авиационные инженеры и техни­ ки, по и летчики должны отлично разби­ раться в сложных агрегатах самолетов и умело, грамотно эксплоатировать их, как в воздухе, так и на земле. Дальнейший рост могущества совстско- -гоВоздушного Флота требует новых усилий сталинских авиаторов в повышении каче­ ства боевой и политической подготовки. Па­ ши авпаторт,I должны повседневно забо­ титься о повышении своего идейно-полити­ ческого уровня, овладевать теорией марк­ сизма-ленинизма. Без этого немыслимо дви­ жение вперед. Успешно восстанавливая и развивая со­ циалистическое народное хозяйство, совет­ ские •люди под руководством большевист­ ской партии. Советского правительства и товарища Сталина неустанно заботятся о развитии отечественной авиационной тех­ ники, об укреплении мощи наших Военно- Воздушных Сил. Сталинские авиаторы, прославившие в дни войпы свои боевые з н а м е н а беспримерными подвигами во пмя защиты великой социалистической Родины, возвеличат наше Отечество новыми дости­ жениями в укреплении моши советского Воздушного Флот?.. ^ - Люди и подвши За три с половиной года граж­ данской войны советские летчики на­ летали 18.340 часов, сбросили на вра­ га 7 тысяч авиабомб. f t За время с 1928 по 1032 год ко­ личество самолетов в СССР возросло на 291,2 процента и количество авиа­ моторов—на 613,2 процента. За годы второй сталинской пятилетки об’ем продукции авиационной промышлен­ ности увеличился в пять с половиной раз. f t Сталинский лозунг: летать вы­ ше всех, дальше всех и быстрее всех был с энтузиазмом поддержан летчи­ ками и конструкторами советских са­ молетов. В 1036 году Герои Советско­ го Союза Чкалов, Байдуков и Беля­ ков совершили замечательный пере­ лет по сталинскому маршруту: Мо­ сква — Земля Франца Иосифа — Ни­ колаевск-на-Амуре. В 1037 году со­ ветские летчики совершили беспри­ мерную посадку на дрейфующих льди­ нах в районе Северного полюса. В 1038 году Герой Советского Союза Владимир Коккчнаки и Александр Бряндкиский осуществили скоростной беспосадочный перелет из Москвы в район Владивостока. 7.600 км они пролетели за одни сутки. Выдаю­ щиеся полеты в те годы совершили женщины-летчицы Осипенко, Ломако, Раскова и Гризодубова. f t В 1938 году около сорока миро­ вых и международных авиационных рекордов по дальности, скорости и высоте полета принадлежало совет­ ским летчикам. f t 1939 год был ознаменован но. вым рекордом. Летчик Коккинаки и штурман Гордяенко пролетели за 22 часа 56 минут 8.000 км по неизведан­ ной трассе Москва — Исландия — Гренландия — Северная Америка. f t Образцы храбрости и отваги по­ казали советские летчики в боях у озера Хасан и в районе Халхин-Гола. Летчик Жердев участвовал в 45 воздушных боях, в одиночку и с дру­ гими товарищами он уничтожил 70 вражеских самолетов. За время боев на границе МН Р и Манчжоу-го япон­ цы потеряли 660 самолетов. Д В нашей стране авиация в ши­ роких масштабах используется в обла­ сти здравоохранения» в сельском хо. зяйстве для борьбы с вредителями сельскохозяйственных культур, в це­ лях предупреждения лесных пожаров, о » боях под Москвой родилась воздушная' гвардия советского народа, первые гвардейские авиационные пол­ ки Советской Армии. ( 5 В одной только операции над Берлином одновременно участвовало 8.400 советских самолетов. Только от огня наших летчиков за время войны немцы потеряли более 75.000 самолетов. ( 5 За последние три года Великой Отечественной войны авиационная промышленность ежегодно давала до 40 тысяч самолетов. За время войны количество самолетов ВВС выросло в пять раз. о Советский народ, партия и пра­ вительство высоко оценили подвиги своих героических воздушных богаты- , рей. Свыше 200 тысяч авиаторов были награждены орденами и медалями Со- | ветского Союза. 2.119 авиаторам бы- I ло присвоено звание Героя Советского I Союза, 03—звание дважды Героя Co. j ветского Союза, а два прославленных : летчика — Александр Покрышкин и | Иван Кожедуб — удостоены звания - трижды Героя Советского Союза. Над Берлине Берйен! Кто из советских воинов даже в самые тяжелые дни войны не мечтал о том, чтобы прнттп сюда суровым и спра­ ведливым мстителем. — Мы еше будем 15Берлине! — говори­ ли летчики, защищавшие небо Москвы в 1941 году. — За каждую oo.uay, сброшенную на Ленинград, мы сбросим десятки бомб на Берлин, — клялись летчики, защищавшие •город Лепила. — Мы найдем вас в Берлине! — гово­ рили вслед у д и р а ю щ е м у врагу летчики, окончив -возд>шпый бой над Сталинградом или наа огневыми нолями сражения у Кур­ ской дуги. — Товарищ, отомсти за меня в Берли­ не! — бросал по радио последпюю фразу своему боегому другу советский летчик, направляя горящую машину* на транспорт врага. Берлин тогда был логовом страшного бешеного зверя. В Берлине зародилась вой­ на, в нем вынашивалась разбойничья идея человеконенавистничества и порабощения всего мира. Вот почему вся сила ненависти к врагу, вся сила великой любви к Отече­ ству, претерпевшему ужасы войны, вела сталинских соколов к Берлину, чтобы ка­ леным металлом л огнем выжечь фашизм, породивший войну. К берлинскому воздутиному сражению советские летчики готовились в ходе всей четырехлетней воины. С яростью обречен­ ных защищали фашисты свое логово.^ Они собрали здесь еще* уцелевшую повейшую аЕладпошгую технику, но советская техни­ ка, созданпая руками трудящихся ва заво­ дах Урала и Сибири, оказалась несравненно сильнее. Фашисты насытили берлинское, небо различными авиационными новинка­ ми, но советские летчики, научились уже преодолевать любые преграды. Пемцы со­ брали над Берлином самых отборных асов, владевших современной тактикой воз­ душного боя, по тактические ветских летчиков оказались выше, ибо каждый из них впитал в себя опыт воздушных боев, проведенных героя- ми-лстчиками Степаном Супруном и Петром Харитоновым, Борисом Сафоновым и Степа­ ном Здоровцевым, Виктором Талалихиным и Николаем Гастелло еще задолго до берлин­ ского сражения, па ^различных участках огромиого фронта войны, раскинувшегося от суровых сопок. Заполярья до величе­ ственных гор Кавказа. Фашисты сопротивлялись ожесточенно— им некуда было деться, некуда было уйти от расплаты за свои злодеяния, от суровой п справедливой кары — опн спасали свою шкуру, действовали согласно звериному инстинкту самосохранения. Советские лет­ чики совершали героические подвиги: со­ знательно, будучи глубоко убежденными в том, что для того, чтобы спасти Родину ^я весь мир *от порабощения, для того чтобы, восторжествовало справедливое додо,— на­ до разбить и ушгчтожпть врага. Валя к победе, выксвашая большевистской пар­ тией, величайшая любовь к социалистиче­ ской Родине, вэспнтглная вождем и учите­ лем товарищем Сталиным, уверенность в правоте своего дела, в сило своего оружия и боевого мастерства двигали нашими людьми, и в этом была их несокрушимая сила, их величайшее превосходство лад врагом. Вот почему, когда младший '.лейтенант Березкин встретил над Берлином двенад­ цать «Фокке-Вульфов— 190», он не только 1по уклонился от боя, ло, смело пошел на врага, сбил Т 1 юх фашистских разиоипиксв, а остальных обратил в бегство. Берлинское- воздушное сражение песмеет себе равных в истории ни пз» масштабам, ни по насыщенности новейшей боевой тех­ никой, ни по мастерству проведения его советскими летчиками. Достаточно сказать, что пад Берлином одновременно участвова­ ло в битве 8.4U0 самолетов. Были лип, когда советские Воздушные Силы произво­ дили более 15.000 самолетовылетов. 1рлж- ды Герой Советского Союза гвардии пол­ ковник А. Покрышкин, вспоминая те дни, пишет: «В облаках дыма, поднимавшегося к зениту над Берлином, можно было встре­ тить в эти дни сотни паших самолетов. Со­ ветские летчики полностью господствовали в воздухе». Наши летчики показали исключительно высокий класс боевого мастерства. Так, например, старший лейтепаит^Сухов п Ге­ рой Советского Союза старший лейтенант Бондаренко во главе двух четверок паших самолетов встретились с двадцатью враже­ скими самолетами. Советские ^воздушные воины, четко выполняя каждый свой ма­ невр, сковали действия противника и по­ ставили его в такое положение, что неко­ торые фашистские самолеты не могли от­ крыть огня по советским машинам, пе по­ ражая других фашистских самолетов. В ре­ зультате этого боя девять пемепкпх маши*г упало па пылающий Берлин, остальные удрали. Советские летчики в этом бою не «мели ли одпой потерн. Не успел закончиться бой, как вскоте наши летчики заметили фашистский рп:м:- тивный самолет, идущий -всгречно-пересе- кающпм курсом па одной с ними высоте. Бондаренко, возглавлявший четверку само­ летов «Яковлсв-3», .решил сбить фашиста. Полагаясь на свою повышенную скорость, немец, видимо, рассчитывал проскочить мимо наших истребителей. Бондаренко чет­ ко определил действия каждого самолета приемы со-! сво?й четверки и, сблизившись с лротпвпи- значительво кол до ста метров, дал очереть пз всех огневых точек своей машины. Уходя из-под удара, фашист развер 1 гул вправо п попал под огонь другого нашего самолета. Прп- цельно выпущенная очередь дала прямые попадания в немецкую машину. Вслед па тем немец подвергся третьей атаке совет­ ского самолета. Вражеская машина с реактивными двигателями загорелась и, пикируя, врезалась в землю. Напряженность боев была исключитель­ но высокая. Только летчиками нескольких авиачастей в отведенной для лях зопе за несколько дней было проведено o k o jo 1.000 воздушных боев, в которых пемцы потеряли более 700 самолетов. В битве за . Берлин авиация сыграла большую роль. Не даром среди надписей, сделанных советскими воинами на стенах рейхстага, немало перечислено авиацион­ ных частей п соединений. Они, эти надпи­ си, — свидетельство бессмертной славы сталинских соколов. , В воздушных боях за Берлин советская сталинская авиация показала себя самой передовой, самой сильной в мере, ярко продемонстрировала азпациониоз могуще­ ство советской державы, показав, что авиация, имеющая таких летчиков, как со­ ветские летчики, такие машины, как совет­ ские боевые машины, что авиация, создан­ ная народом н руководимая великим Сталиным л полководцами сталинской школы, — непобедима. Гр. НАРЕВ.- З В Е З Д А Г Е Р О Я 1 На аэродроме летчика Михаила Шишко­ ва встречали командир подразделения полковпик, ныне генерал-лейтеназггавиации В. И. Сталпн. Глядя иа бегущий по полю самолет, командир с гордостью говорил Василию Иосифовичу: * — Уверяю Вас, что и па этот раз Шиш­ ков. как всегда, вернулся с победой... В. И. Сталин и командир первыми по­ дошли к прославленному балтийскому асу. Лицо героя горело решимостью, в свет­ лых глазах вспыхивали озорные огоньки. Завидев приблизившихся офицеров, Шиш- ков выстроил свой экипаж п, подойдя к командиру, возбуждение доложил: — Боевое заданпе выполнено! Потоплен транспорт врага! — Поздравляю! — командир крепко пожал сильную руку своего питомца л, притянув к себе, расцеловал его, как сына. — Так вот вы какой сокол! Поздравляю вас, товарищ Шишков, с большой победой! — проговорил В. П. Сталин, обнимая лет­ чика. — Расскажите, как вы добились такого успеха? Оправившись от неожиданности, вызван­ ной встречей с прославленным летчиком, Михаил Шишков вкратце изложил свои сегодняшние атаки, принесшие ему две победы. В. П. Сталин и командир внима­ тельно слушали его рассказ, одобрительпо отзываясь о каждом его маневре. Когда Шишков закончил рассказ о проведенном бое, В. И. Сталин сказал: — Вот что значит верная дистанция! И впредь, товарищ Шишков, действуйте таким образом. Верная дистанция! Это понятие опре­ деляет один из пажпейшлх факторов атаки. От лее зависит успех удара. Она, как бы подводит итог л длительному по­ лету по маршруту, л точности боевого кур­ са, л выбору высоты. И если эта вер­ ная листандня будет соблюдена, все на­ пряжение, упорстзо и стремление будут оправданы. Ннкахой маневр, шг плвсрог- лизссть, ил хитрость врагу пе помогут. Благодаря ' чувству шетаппил Михаил Шишков в этот день и добился двух круп­ ных побед, с которыми и поздравили т юма-ндир подразделения и В. П. Сталин. Весь этот день Михаил Шишков был воздухе, выискивал врага. Приземлялся он только затем, чтоЗы заправить самолет, одни пз таких вылетов иа пустынной рав­ нине моря советский летчик обнаружил •немецкий сторожевой корабль и устремился на него в атаку. Врат яростно огрызался огнем своих орудий п пулеметов. Но сме­ лый летчик, воепптап :к великой партии Ленина — Сталина, тирдо лег на боевой курс. Ни зловещие черные хлопья разры вов снарядов, ни трассьг пуль не могли заставить Шишкова отвернуть. Так в дыму разрывов, в фейерверках разноцветных трасс он шел к цели. И когда дистанция стала предельно короткой, Михаил сбросил смертельный для врага груз. -О точности удара ярко говорит то, что даже оыстро- ходный сторожевик, не мог увернуться от торпеды. Могучим взрывом торпеды, на­ правленной в корабль, вражеское судно было потоплено, — опо скрылось в пучине моря. По Михаилу было мало этой победы. Верпувшпсь па аэродром, он снова просил разрешения па вылет. Не мог он доволь­ ствоваться потопленным сторожевиком. Михаил видел зверства пемецкпх захват­ чиков, их злодсятш на нашей земле, и в его горячем сердце верного патриота Роди­ ны кипела лютая ненависть к заклято­ му врагу советского народа. II вот самолет, ведомый Шишковым, j снова над свинцовыми водами безбрежного моря. В далекой дымке выступали очерта­ ния судна. Туда и повел летчик свою ма­ шину. Это был вражеский транспорт. Раз это враг — его надо уничтожить. Опять стремительная атака, верная ди­ станция, и торпедированный враг кормой «провалился» в лучину моря. Об этом на­ глядно рассказывает привезенная Шишко­ вым <квнтандпл >— так у летчиков назы­ вается Фотоснимок 1 и?зул 1 .татов атаки. А.сколько таких п им подобпых боев провёл этот опытный воин и отважный летчик, беспредельно любящий свою Советскую Родину. Ради ее блага п процве­ тания, за счастье советских людей Ми­ хаил Шишков в 157 боевых вылетах не жалел нп сил, ли крови, пи самой жпл- 1ги. Он-летал на разведку, производи торпедные удары по кораблям вра­ га, ставил на его коммуникациях мины. Шишков выполнял все то разнообразные боевые задачи, которые возлаталисьл а лет­ чика и выполнял он их только на «от­ лично». Знание театра действий, быстрота и ре­ шимость, находчивость и инициатива ре­ шали успех его боевых дел, нашли пагляд- пое подтверждение в 1*1 потопленных вра­ жеских кораблях. Так сражался советский летчик Михаил Федорович Шишков. Родила высоко оцени­ ла его 'боевыо заслуги. 6 ноября 1944 года ему было присвоено званпо Героя Совет­ ского Союза. Награждая Михаила «Золотой звездой» героя, Родина дала ему наказ во всем я всюду быть образцом советского человека. Михаил Федорович Шишков с честью и достоинством носит высокое и почетное ти п е Героя Советского Союза, повседнев­ но учит молодых летчиков искусству побеждать. Герой Советского Союза Михаил Федоро­ вич Шишков но только учит других, но и постоянно учится сам, повышает свое лет­ ное мастерство. П все, кто служит с ним и прислушивается к его словам, подра­ жают ему, а все, что он сказал, посовето­ вал, считают для себя законом. —Шкала Михаила Федоровича, — го­ ворят летчики, — это школа высокого ма­ стерства, школа героя. Так говорят коммунисты Гришкин и Ковалспко, командир комсомольского эки­ пажа В. Бондаренко и многие другпе, кому Герой Советского Союза офицер Шишков помог стать врелызог летчиками, отважны­ ми и умелыми воинами. Лейтенант Л. ПЕР0В.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz