На страже Заполярья. 1949 год. Июль.
I НА С Т Р А Ж Е Г З А П О Л Я Р Ь Я 17 июня 1949 г., Ni 167 (3472). а й в Советский Воздушный Флот Ежегодно Ее$ь советскийнародпразднует День Воздутипого Флота СССР, установ- ленный л впервые проведенный в 1933 гиду в ознаменование пятнадцатилетия Косного Воздушного Флота. Этот празд ник стал одним из самых любимых на родных торжеств. День В^пушного Флота СОСР — это всенародны]”! смотр достиже ний советской авиационной науки и тех ники, смотр мастерства советских летчи ков, их силы, умения и боевой выучки. Наша страна, является не только -родиной самолета и других важнейших изобретений в области авиации, но и родиной авиаци онной науки и техники. В России- раньше, чем в других стра нах, было понято, что практическое осу ществление мечты летап по воздуху дол жно быть основано на наук^. Не случай но поэтому в создании авиационной пауки и техншип первое место в мире принадле жит русским ученым. М. В. Ломоносов, Д. П. Менделеев, Н. Е. Жуковский, К. Э. Ц ио л ко в с к и й , С. А. Чаплыгин были зачп- нателязга современной авиационной науки. Теоретические выводы наших ученых о том, что аппараты тяжелее воздуха могут летать, блестяще подтвердил гениальный русский конструктор А. Ф. Можайский, впервые построивший в 1882 году само лет, который испытал в воздухе первый летчик в мире механик И. Н. Голубев. Позднее яругой русский изобретатель — Д. П. Григорович сконструировал летатель ный аппарат тяжелее воздуха, способный взлетать н садиться на водную поверх ность. В 1911 году чпервые в мире русский изобретатель Г. Е. Котельников создал спасательное средство для авиаторов— па рашют «РК-1» (Русский Котельникова — первая модель), послуживший основанием для всех ныне существующих образцов па рашютов. Россия является также родиной многомоторной авиации. В 1913 году у нас были построены тяжелые самолеты «Русский' витязь» и «Плья Муромец», признанные лучшими образцами в тот пе риод развития авиационной, техники. Наша страна также новатор практики летного дела. Талантливые русские летчи ки М. Н. Ефимов, Н. Е. Попов, Л. А. Мо- циевпч—основоположники высшего пилота жа, П. Н. Нестеров и другие по праву счи таются зачинателями современной школы летного мастерства. Однако, несмотря на большие достижения русских ученых, изо бретателей п летчиков, правящие круги реакционного буржуазно-помещичьего строя ) парскон России сознательно задерживали развитие авиации, ка$ и -весь технический прогресс страны, сковывали творческие сипы народа. Раболепствуя перед Западом, царские чиновники без зазрения совести передавали русские изобретения иностран цам, чем1наносили огромный ущерб науч ному и техническому приоритету* нашей страда, развитию отечественной науки и •техники. Толькоунесло Великой Октябрьской со циалистической революции наша отечест венная авиация получила широкие воз можности для своего развития. В годы сталинских пятилеток на базе социалиста ческой индустрии у нас была создана пе-. редовая авиационная промышленность. Ру ководимый большевистской партией наш иародs неугожмо строил свой Воздушный Флот, заботился о его росте и совершенст вовании. Одновременно с этим -росли совет ские авиационные ^онсщрукторы, готови лись летные и технические кадры, Созда ние мощного советского Воздушного Флота, первоклассных авиационных кадров, яви лось результатом огромной работы болыпе- ейстской партии, правительства и лично товарища Сталина1. Вся история развития нашего Воздушно го Флота неразрывно связана с именем товарища Сталина. Сталин стоял у колы бели нашей авиации. Она обязана ему сво им техническим прогрессом, своими кадра ми, своим могуществом. Именно поэтому советские люди зовут свою авиацию сталинской, а своих летчиков — сталин скими соколами. Творцы -советских самолетов, создатели оригинальных типов первоклассных воз душных машин—наши замечательные кон структоры А. П. Туполев, А. С. Яковлев, С. В. Ильюшин, С. А. Лавочкин, А. И. Ми коян, П. 0. Сухой, А. А. Микулин, В. Я. Климов, А. Д. Швецов и другие люди сталинской школы. Они работают непо средственно под руководством великого Сталина. — Товарищ Сталин,—рассказывает вы дающийся авиационный конструктор Яков лев, -— требует от нас не только конструк торского мастерства, умения решать тех- ллогические задачи, по и военных знаний. Каждый из нас, конструкторов», проходит замечательную школу, так как не один принципиальный вопрос совершенствова ния боевой техники are проходит м л х о шшшния товарища Сталина. Он всегда сам вызывает конструкторов, сам ставит перед ними задачи и. направляет мысль конструктора на правильное решение зада чи. Подруководством большевистской партии л товарища Сталина у нас воспитана яамс- чательная когорта летчиков, штурманов», планеристов, парашютистов, чьи имена и подвиги прославили нашу великую Роди ну на- весь мир. Большевистская партия и лично товарищ Сталин уделяют огромное внимание воспи танию высококвалифицированных лепгых ☆ Г енерал-лейтенант П. ЛУКАШ ИН . ☆ престапно совершенствовать свое мастерст во. Исчерпывающую характеристику совет ского летчика дал товарищ Сталин в своем выступлении иа приеме Героев Советского Союза в 19,3.6 году в Кремле: «Смелость и отвага — неотъемлемые качества Героя Советского Союза. Летчик — это -концен трированная воля, характер, умение птти на риск. Но смелость и отвага — это только одна сторона героизма. Другая сторона — не менее важная — это умение. Смелость, говорят, города берет. Но это только тогда., когда смелость, отвага, готовность к риску сочетаются с отличными знаниями». На отеческую заботу большевистской партии и товарища Сталина советские авиационные конструкторы и летчики от ветили дедами, прославившими нашу мо гучую социалистическую Родину. Еще до Великой Отечественной войны советские авиаторы завоевали 62 -мировых авиацион ных рекорда. Всему миру известно имя ве ликого летчика нашего -времени' В. Чкало ва, осуществившего вместе с А. Беляковым и Г. Байдуковым беспосадочные перелеты пз Москвы на остров Уд и в США через Северный полюс, и имена героев-летчиков М. Громова, А. Юмашева, С. Данилина, A. Серова, отважных летчиц П. Осипенко, B. Гризодубовой, М. Раскооой и многих других сталинских соколов, вписавших не мало славных страниц в историю советской авиации. Ноша Родина стала великой авиа ционной державой. Но более полно мощь сталинской авиа ции, отвата и искусство летчиков прояви лись в Великой Отечественной войне. Вой на подвергла суровому испытанию совет ский Воздушпый Флот, морально-боевые качества всего личного состава, авиацион ную технику. Расчеты гитлеровцев на мол- пиепосное подавление советской авиации провалились уже в первых воздушных сражениях. На советско-германском фронте стало очевидным качественное превосход ство нашей авиации. Подводя итоги первых месяцев войны, 6 ноября 1941 года товарищ Сталин ска зал: «Наша авиация по качеству превосхо дит немецкую авиацию, а наши славные летчики покрыли себя славой бесстрашных бойцов». В ожесточенных сиватках с врагом со ветские летчики изматывали воздушные ситы фашистской Германии, наносили им невосполнимые потери и помогали назем ным войскам отражать атаки немецких танков и пехоты. В ожесточенных боях на Курской дуге в июле 1943 года советская авиация была одним из важных средств уничтожения не только вражеских самоле тов, пытавшихся бомбить наши войска, но и немецких танков, артиллерии и самоход ных орудий. В ходе развернувшегося мощ ного наступления! Советских Вооруженных Сил наша авиация оказывала всевозра стающую поддержку наземным войскам. В .сражениях за Украину и Белоруссию, При балтику и Советское Заполярье, в ожесто ченных боях за рубежами нашей Родины — в Польше, Венгрии, Чехословакии, Ру мынии и Югославии, Австрии и Германии, советская авиация всюду была верным по мощником наземных войск. Неизменно гос подствуя в воздухе, она наносила сокруши тельные удары Но врагу. В 19(44 году ини циатива'в воздухе окончательно перешла к пашей авиации. В приказе товарища Сталина от 20 августа 1944 года указыва лось: «...наша боевая авиация имеет теперь полное господство в воздухе над авиацией врага». Невиданного размаха достигли действия советских Военно-Воздушных Сил в нача ле 1946 года. Только в январе я феврале было пропедеио 2.000 воздушных боев. Со ветской зел аднеГг за это вромя было унич тожено до 2.600 немецких самолетов, сот ни танков, самоходных орудий и другой вражеской техники. ' Завершающим этапом боевой деятель* ностп наших воздушных сил в Великой Отечественной войне явилось грандиозное историческое сражение за Берлин. Здесь одновременно участвовало 8.400 самоле тов. Были дни, когда производилось более 15 тысяч сатлето-вылетов. Таких масси рованных действий авиации еще не знала история. Сталинская! авиация оправдала надежды, которые возлагал на нее наш народ. Говоря об исторических сражениях в Ве ликой Отечественной войне, нельзя не ска зать оо огромной роли, которую сыграли в ппх летчики Гражданского ВоздушногоФло та, самоотвержеппо обслуживая нужды Фронта. Они доставляли -па передовые по зиции боеприпасы, вооружение. Высокую оценку действиям; наших Воен- по-Воздулгпых Сил дал Генералиссимус Со йотского Союза товарищ Сталии в 1945 го ду в приказе, посвященном Дню Воздушно го Ф.тотз: «Славные соколы нашей Отчизны, — говорится в этом приказе, — в ожесточен ных воздушных сражениях разгромили хваленую немецкую авиацию, чем и обес печили свободу действий для Красной Ар мии и избавили население нашей страны от вражеских 'бомбардировок с воздуха. Вместе со всей Краевой Армией опи на носили сокрушающие удары по врагу, уничтожая его живую силу и технику. к- 1 дров, беззаветно преданных своей сопиа- I Умелые действия нашей доблестной авил- листичрской Родине, делу партии Лепила— Iлпи постоянно способствовали ycnetv нл- Сталина. Отличительная черта советского !еемпых войск и помогли добиться оконча- лстчика это храбрость и безграничная лго- : тельного разгрома -врага», бовь к Родино, спокойный расчет, большие | Десятки тысяч летчиков, штурманов, знания, рассудительность, стремление бее- спу»лков-радис^Ущ. механиков, мотористов — солдат, сержантов п старшин, офицерови генералов награждены орденами и медаля ми Союза ССР. Более 2.000 человек удо стоены звания Героя Советского Союза, 63 летчика дважды получили звание Ге роя Советского Союза, а гвардии полков ник Покрышкпп А. И. и гвардии подпол ковник Кожедуб U И. получили по три ме дали «Золотая звезда». Почти одна треть авиационных частей преобразована в гвар дейские, около трех пятых авиачастей на граждены орденами Советского Союза и по лучили почетное наименование в честь своих заслуг в боях с немецко-фашистски ми захватчиками и японскими империали стами. Паша авиация пользовалась исключи тельной материальной поддержкой всего со ветского парода. Труженики советского тыла, вдохновляемые идеей защита Роди ны, изыскивали дополнительные источни ки снабжения действующих авиачастей боевой техникой и боеприпасами. Патрио тический почин тамбовских колхозников, которые организовали добровольный сбор в фонд обороны, нашел самый живой отклик в нашей стране. Начался повсеместный сбор средств па строительство самолетов, танков, орудий. Огромных успехов добилась наша авиа ционная промышленность. Героическими усилиями рабочих и служащих авиацион ных заводов было обеспечено количествен ное превосходство нашей авиации над авиа цией противника. За последние три года войны в пашей стране выпускалось до 40 тысяч самолетов ежегодно. В ходе вой ны намного улучшилось качество выпус каемых самолетов. Великие исторические победы наших Во оруженных Сил являются неопровержимым доказательством преимущества советского социалистического строя перед строем ка питалистическим, превосходства советской военной организации* пад военной органи зацией капиталистических стран. Наши победы, одержанные в борьбе с .немецко- фашистскими захватчиками и японскими империалистами, являются ярким1свиде тельством превосходства сталинской -воен ной науки над военной наукой наших вра гов. Сталинская военная наука является пе редовой наукой, основанной на марксист ско-ленинской теории. Наша советская военная наука создала свою теорию боево го применения авиации. Товарищ Сталин сформулировал основные принципы опера тивно-тактического пспользования Воздуш ного Флота в боевых операциях, гениально определил -роль и место авиаппи в общей системе Вооруженных Сил и обосновал по нятие авиационного наступления. В послевоенный период перед Советски ми Вооруженными Силами встали новые задачи: «Успешно осуществляя грандиоз ную программу строительства коммунисти ческого общества, мы не должны забывать, что, пока существует империализм, остает ся опасность нападения на нашу Родтгну. Обстановка, в которой мы живем, застав ляет нас быть в постоянной боевой готов ности» <Н. Булганин). Чтобы всегда находиться в боевой ivtob - пости, надо отлично владеть новой боевой техникой, быть высокодисцпплинпроваи- ным воином, непрерывно повышать свои политические и военные зпанпя, строго вы полнять требования уставов, наставлений и специальных инструкций. Пе зазнаваясь Дне обольщаясь успехами военного време ни, сталинские авиаторы повседневно со вершенствуют свое боевое мастере ib o в воздухе и на аэродромах, в учебных клас сах и па полигонах, в лабораториях и ау диториях академий, в летных л техниче ских училищах и школах. Растет количе ство t отличников боевой и полдаичелкой подготовки. Молодые авиаторы, пришедшие в части после войны, учатся боевому ма стерству у ветеранов Великой Отечествен ной воины. Авиация — область непрерывного про гресса научной и технической мысли. Авиа ционная техника гигантскими шагами дви гается вперед. Наряду с винтомоторными самолетами, большое место в воздушном флоте заняли самолеты, оснащенные реак тивными двигателями. Необычайно быстро растут скорости, потолки, скоронод’е-у- ность и мощность воздушных машин. Раз-1 витик' радиолокационных средств, прибо ров слепого полета и широкое применение радио -в авиации значительно обогатили техническое оснащение самолетов. Все это повышает требования к летному и техни ческому составу Воепно-Воздушных Сил. Не только авиационные инженеры и техни ки, по и летчики должны отлично разби раться в сложных агрегатах самолетов и умело, грамотно эксплоатировать их, как в воздухе, так и на земле. Дальнейший рост могущества совстско- -гоВоздушного Флота требует новых усилий сталинских авиаторов в повышении каче ства боевой и политической подготовки. Па ши авпаторт,I должны повседневно забо титься о повышении своего идейно-полити ческого уровня, овладевать теорией марк сизма-ленинизма. Без этого немыслимо дви жение вперед. Успешно восстанавливая и развивая со циалистическое народное хозяйство, совет ские •люди под руководством большевист ской партии. Советского правительства и товарища Сталина неустанно заботятся о развитии отечественной авиационной тех ники, об укреплении мощи наших Военно- Воздушных Сил. Сталинские авиаторы, прославившие в дни войпы свои боевые з н а м е н а беспримерными подвигами во пмя защиты великой социалистической Родины, возвеличат наше Отечество новыми дости жениями в укреплении моши советского Воздушного Флот?.. ^ - Люди и подвши За три с половиной года граж данской войны советские летчики на летали 18.340 часов, сбросили на вра га 7 тысяч авиабомб. f t За время с 1928 по 1032 год ко личество самолетов в СССР возросло на 291,2 процента и количество авиа моторов—на 613,2 процента. За годы второй сталинской пятилетки об’ем продукции авиационной промышлен ности увеличился в пять с половиной раз. f t Сталинский лозунг: летать вы ше всех, дальше всех и быстрее всех был с энтузиазмом поддержан летчи ками и конструкторами советских са молетов. В 1036 году Герои Советско го Союза Чкалов, Байдуков и Беля ков совершили замечательный пере лет по сталинскому маршруту: Мо сква — Земля Франца Иосифа — Ни колаевск-на-Амуре. В 1037 году со ветские летчики совершили беспри мерную посадку на дрейфующих льди нах в районе Северного полюса. В 1038 году Герой Советского Союза Владимир Коккчнаки и Александр Бряндкиский осуществили скоростной беспосадочный перелет из Москвы в район Владивостока. 7.600 км они пролетели за одни сутки. Выдаю щиеся полеты в те годы совершили женщины-летчицы Осипенко, Ломако, Раскова и Гризодубова. f t В 1938 году около сорока миро вых и международных авиационных рекордов по дальности, скорости и высоте полета принадлежало совет ским летчикам. f t 1939 год был ознаменован но. вым рекордом. Летчик Коккинаки и штурман Гордяенко пролетели за 22 часа 56 минут 8.000 км по неизведан ной трассе Москва — Исландия — Гренландия — Северная Америка. f t Образцы храбрости и отваги по казали советские летчики в боях у озера Хасан и в районе Халхин-Гола. Летчик Жердев участвовал в 45 воздушных боях, в одиночку и с дру гими товарищами он уничтожил 70 вражеских самолетов. За время боев на границе МН Р и Манчжоу-го япон цы потеряли 660 самолетов. Д В нашей стране авиация в ши роких масштабах используется в обла сти здравоохранения» в сельском хо. зяйстве для борьбы с вредителями сельскохозяйственных культур, в це лях предупреждения лесных пожаров, о » боях под Москвой родилась воздушная' гвардия советского народа, первые гвардейские авиационные пол ки Советской Армии. ( 5 В одной только операции над Берлином одновременно участвовало 8.400 советских самолетов. Только от огня наших летчиков за время войны немцы потеряли более 75.000 самолетов. ( 5 За последние три года Великой Отечественной войны авиационная промышленность ежегодно давала до 40 тысяч самолетов. За время войны количество самолетов ВВС выросло в пять раз. о Советский народ, партия и пра вительство высоко оценили подвиги своих героических воздушных богаты- , рей. Свыше 200 тысяч авиаторов были награждены орденами и медалями Со- | ветского Союза. 2.119 авиаторам бы- I ло присвоено звание Героя Советского I Союза, 03—звание дважды Героя Co. j ветского Союза, а два прославленных : летчика — Александр Покрышкин и | Иван Кожедуб — удостоены звания - трижды Героя Советского Союза. Над Берлине Берйен! Кто из советских воинов даже в самые тяжелые дни войны не мечтал о том, чтобы прнттп сюда суровым и спра ведливым мстителем. — Мы еше будем 15Берлине! — говори ли летчики, защищавшие небо Москвы в 1941 году. — За каждую oo.uay, сброшенную на Ленинград, мы сбросим десятки бомб на Берлин, — клялись летчики, защищавшие •город Лепила. — Мы найдем вас в Берлине! — гово рили вслед у д и р а ю щ е м у врагу летчики, окончив -возд>шпый бой над Сталинградом или наа огневыми нолями сражения у Кур ской дуги. — Товарищ, отомсти за меня в Берли не! — бросал по радио последпюю фразу своему боегому другу советский летчик, направляя горящую машину* на транспорт врага. Берлин тогда был логовом страшного бешеного зверя. В Берлине зародилась вой на, в нем вынашивалась разбойничья идея человеконенавистничества и порабощения всего мира. Вот почему вся сила ненависти к врагу, вся сила великой любви к Отече ству, претерпевшему ужасы войны, вела сталинских соколов к Берлину, чтобы ка леным металлом л огнем выжечь фашизм, породивший войну. К берлинскому воздутиному сражению советские летчики готовились в ходе всей четырехлетней воины. С яростью обречен ных защищали фашисты свое логово.^ Они собрали здесь еще* уцелевшую повейшую аЕладпошгую технику, но советская техни ка, созданпая руками трудящихся ва заво дах Урала и Сибири, оказалась несравненно сильнее. Фашисты насытили берлинское, небо различными авиационными новинка ми, но советские летчики, научились уже преодолевать любые преграды. Пемцы со брали над Берлином самых отборных асов, владевших современной тактикой воз душного боя, по тактические ветских летчиков оказались выше, ибо каждый из них впитал в себя опыт воздушных боев, проведенных героя- ми-лстчиками Степаном Супруном и Петром Харитоновым, Борисом Сафоновым и Степа ном Здоровцевым, Виктором Талалихиным и Николаем Гастелло еще задолго до берлин ского сражения, па ^различных участках огромиого фронта войны, раскинувшегося от суровых сопок. Заполярья до величе ственных гор Кавказа. Фашисты сопротивлялись ожесточенно— им некуда было деться, некуда было уйти от расплаты за свои злодеяния, от суровой п справедливой кары — опн спасали свою шкуру, действовали согласно звериному инстинкту самосохранения. Советские лет чики совершали героические подвиги: со знательно, будучи глубоко убежденными в том, что для того, чтобы спасти Родину ^я весь мир *от порабощения, для того чтобы, восторжествовало справедливое додо,— на до разбить и ушгчтожпть врага. Валя к победе, выксвашая большевистской пар тией, величайшая любовь к социалистиче ской Родине, вэспнтглная вождем и учите лем товарищем Сталиным, уверенность в правоте своего дела, в сило своего оружия и боевого мастерства двигали нашими людьми, и в этом была их несокрушимая сила, их величайшее превосходство лад врагом. Вот почему, когда младший '.лейтенант Березкин встретил над Берлином двенад цать «Фокке-Вульфов— 190», он не только 1по уклонился от боя, ло, смело пошел на врага, сбил Т 1 юх фашистских разиоипиксв, а остальных обратил в бегство. Берлинское- воздушное сражение песмеет себе равных в истории ни пз» масштабам, ни по насыщенности новейшей боевой тех никой, ни по мастерству проведения его советскими летчиками. Достаточно сказать, что пад Берлином одновременно участвова ло в битве 8.4U0 самолетов. Были лип, когда советские Воздушные Силы произво дили более 15.000 самолетовылетов. 1рлж- ды Герой Советского Союза гвардии пол ковник А. Покрышкин, вспоминая те дни, пишет: «В облаках дыма, поднимавшегося к зениту над Берлином, можно было встре тить в эти дни сотни паших самолетов. Со ветские летчики полностью господствовали в воздухе». Наши летчики показали исключительно высокий класс боевого мастерства. Так, например, старший лейтепаит^Сухов п Ге рой Советского Союза старший лейтенант Бондаренко во главе двух четверок паших самолетов встретились с двадцатью враже скими самолетами. Советские ^воздушные воины, четко выполняя каждый свой ма невр, сковали действия противника и по ставили его в такое положение, что неко торые фашистские самолеты не могли от крыть огня по советским машинам, пе по ражая других фашистских самолетов. В ре зультате этого боя девять пемепкпх маши*г упало па пылающий Берлин, остальные удрали. Советские летчики в этом бою не «мели ли одпой потерн. Не успел закончиться бой, как вскоте наши летчики заметили фашистский рп:м:- тивный самолет, идущий -всгречно-пересе- кающпм курсом па одной с ними высоте. Бондаренко, возглавлявший четверку само летов «Яковлсв-3», .решил сбить фашиста. Полагаясь на свою повышенную скорость, немец, видимо, рассчитывал проскочить мимо наших истребителей. Бондаренко чет ко определил действия каждого самолета приемы со-! сво?й четверки и, сблизившись с лротпвпи- значительво кол до ста метров, дал очереть пз всех огневых точек своей машины. Уходя из-под удара, фашист развер 1 гул вправо п попал под огонь другого нашего самолета. Прп- цельно выпущенная очередь дала прямые попадания в немецкую машину. Вслед па тем немец подвергся третьей атаке совет ского самолета. Вражеская машина с реактивными двигателями загорелась и, пикируя, врезалась в землю. Напряженность боев была исключитель но высокая. Только летчиками нескольких авиачастей в отведенной для лях зопе за несколько дней было проведено o k o jo 1.000 воздушных боев, в которых пемцы потеряли более 700 самолетов. В битве за . Берлин авиация сыграла большую роль. Не даром среди надписей, сделанных советскими воинами на стенах рейхстага, немало перечислено авиацион ных частей п соединений. Они, эти надпи си, — свидетельство бессмертной славы сталинских соколов. , В воздушных боях за Берлин советская сталинская авиация показала себя самой передовой, самой сильной в мере, ярко продемонстрировала азпациониоз могуще ство советской державы, показав, что авиация, имеющая таких летчиков, как со ветские летчики, такие машины, как совет ские боевые машины, что авиация, создан ная народом н руководимая великим Сталиным л полководцами сталинской школы, — непобедима. Гр. НАРЕВ.- З В Е З Д А Г Е Р О Я 1 На аэродроме летчика Михаила Шишко ва встречали командир подразделения полковпик, ныне генерал-лейтеназггавиации В. И. Сталпн. Глядя иа бегущий по полю самолет, командир с гордостью говорил Василию Иосифовичу: * — Уверяю Вас, что и па этот раз Шиш ков. как всегда, вернулся с победой... В. И. Сталин и командир первыми по дошли к прославленному балтийскому асу. Лицо героя горело решимостью, в свет лых глазах вспыхивали озорные огоньки. Завидев приблизившихся офицеров, Шиш- ков выстроил свой экипаж п, подойдя к командиру, возбуждение доложил: — Боевое заданпе выполнено! Потоплен транспорт врага! — Поздравляю! — командир крепко пожал сильную руку своего питомца л, притянув к себе, расцеловал его, как сына. — Так вот вы какой сокол! Поздравляю вас, товарищ Шишков, с большой победой! — проговорил В. П. Сталин, обнимая лет чика. — Расскажите, как вы добились такого успеха? Оправившись от неожиданности, вызван ной встречей с прославленным летчиком, Михаил Шишков вкратце изложил свои сегодняшние атаки, принесшие ему две победы. В. П. Сталин и командир внима тельно слушали его рассказ, одобрительпо отзываясь о каждом его маневре. Когда Шишков закончил рассказ о проведенном бое, В. И. Сталин сказал: — Вот что значит верная дистанция! И впредь, товарищ Шишков, действуйте таким образом. Верная дистанция! Это понятие опре деляет один из пажпейшлх факторов атаки. От лее зависит успех удара. Она, как бы подводит итог л длительному по лету по маршруту, л точности боевого кур са, л выбору высоты. И если эта вер ная листандня будет соблюдена, все на пряжение, упорстзо и стремление будут оправданы. Ннкахой маневр, шг плвсрог- лизссть, ил хитрость врагу пе помогут. Благодаря ' чувству шетаппил Михаил Шишков в этот день и добился двух круп ных побед, с которыми и поздравили т юма-ндир подразделения и В. П. Сталин. Весь этот день Михаил Шишков был воздухе, выискивал врага. Приземлялся он только затем, чтоЗы заправить самолет, одни пз таких вылетов иа пустынной рав нине моря советский летчик обнаружил •немецкий сторожевой корабль и устремился на него в атаку. Врат яростно огрызался огнем своих орудий п пулеметов. Но сме лый летчик, воепптап :к великой партии Ленина — Сталина, тирдо лег на боевой курс. Ни зловещие черные хлопья разры вов снарядов, ни трассьг пуль не могли заставить Шишкова отвернуть. Так в дыму разрывов, в фейерверках разноцветных трасс он шел к цели. И когда дистанция стала предельно короткой, Михаил сбросил смертельный для врага груз. -О точности удара ярко говорит то, что даже оыстро- ходный сторожевик, не мог увернуться от торпеды. Могучим взрывом торпеды, на правленной в корабль, вражеское судно было потоплено, — опо скрылось в пучине моря. По Михаилу было мало этой победы. Верпувшпсь па аэродром, он снова просил разрешения па вылет. Не мог он доволь ствоваться потопленным сторожевиком. Михаил видел зверства пемецкпх захват чиков, их злодсятш на нашей земле, и в его горячем сердце верного патриота Роди ны кипела лютая ненависть к заклято му врагу советского народа. II вот самолет, ведомый Шишковым, j снова над свинцовыми водами безбрежного моря. В далекой дымке выступали очерта ния судна. Туда и повел летчик свою ма шину. Это был вражеский транспорт. Раз это враг — его надо уничтожить. Опять стремительная атака, верная ди станция, и торпедированный враг кормой «провалился» в лучину моря. Об этом на глядно рассказывает привезенная Шишко вым <квнтандпл >— так у летчиков назы вается Фотоснимок 1 и?зул 1 .татов атаки. А.сколько таких п им подобпых боев провёл этот опытный воин и отважный летчик, беспредельно любящий свою Советскую Родину. Ради ее блага п процве тания, за счастье советских людей Ми хаил Шишков в 157 боевых вылетах не жалел нп сил, ли крови, пи самой жпл- 1ги. Он-летал на разведку, производи торпедные удары по кораблям вра га, ставил на его коммуникациях мины. Шишков выполнял все то разнообразные боевые задачи, которые возлаталисьл а лет чика и выполнял он их только на «от лично». Знание театра действий, быстрота и ре шимость, находчивость и инициатива ре шали успех его боевых дел, нашли пагляд- пое подтверждение в 1*1 потопленных вра жеских кораблях. Так сражался советский летчик Михаил Федорович Шишков. Родила высоко оцени ла его 'боевыо заслуги. 6 ноября 1944 года ему было присвоено званпо Героя Совет ского Союза. Награждая Михаила «Золотой звездой» героя, Родина дала ему наказ во всем я всюду быть образцом советского человека. Михаил Федорович Шишков с честью и достоинством носит высокое и почетное ти п е Героя Советского Союза, повседнев но учит молодых летчиков искусству побеждать. Герой Советского Союза Михаил Федоро вич Шишков но только учит других, но и постоянно учится сам, повышает свое лет ное мастерство. П все, кто служит с ним и прислушивается к его словам, подра жают ему, а все, что он сказал, посовето вал, считают для себя законом. —Шкала Михаила Федоровича, — го ворят летчики, — это школа высокого ма стерства, школа героя. Так говорят коммунисты Гришкин и Ковалспко, командир комсомольского эки пажа В. Бондаренко и многие другпе, кому Герой Советского Союза офицер Шишков помог стать врелызог летчиками, отважны ми и умелыми воинами. Лейтенант Л. ПЕР0В.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz