На страже Заполярья. 1949 год. Июль.

15 июня 1949 г., Н: 165 (3470), НА С Т Р А Ж Е З А П О Л Я Р Ь Я Идейное воспитание коммунистов Советский парод, руководимый партиец] Ленина-—Опалина, все более ускоряет свое движение к коммунизму. Па этом пути' огромное значение имеет коммунистическое • воспитанна трудящихся, иод’ем духовной культуры народа, вооружение всох совет­ ских людей великими идеями коммунизма. Исторические решения Центрального Комитета ВКЩб) по идеологическим во­ просам стали боевой программой партий­ ных организаций в деле коммунистического воспитания трудящихся. Партийные орга­ низации воспитывают наших людей в духе советского патриотизма, национальной гор- j дости, прививают нм такие драгоценные качества, как любовь к свсей социалисти­ ческой Отчизне, веру в победу нашего де-: ла, способность п готовность преодолеть любые трудности. Р азносторонняя идеологическая работа проводится и среди личного состава флота. Наши партийные п комсомольекпо органи­ зации повседневно п неустанно воспиты­ вают моряков пламенными советскими патриотами, стойкими борцами за дело Ленина-—Сталина. Политические занятия, широкая сеть партийного просвещения, большое число лекций, докладов, бесед, политинформаций — еся многогранная деятельность политико-просветительных учреждений служит великой цели повыше­ ния коммунистической сознательности на­ ших матросов, старшин п офицеров. Перед началом учебного года в сети пар­ тийного просвещения секретарь партийной организации корабля тов. Парасюк, обстоя­ тельно побеседовал с членами свози пар­ титой организации, выяснил их теорети­ ческую подготовку и предложил каждому пз них ту пли другую форму учебы. К на­ чалу занятий тов. Парасюк знал, что боль- шииетоо членов его организации будет посещать университет марксизма-дениниз- нз и партийную школу. Для менее подго­ товленных коммунистов и комсомольского актпвз па корабле был создан кружок по изучению истории и теории нашей больше­ вистской партии. На этом секретарь партийной организа­ ции корабля не успокоился. Он в течение всего учебного периода интересовался успе­ ваемостью коммунистов, оказывал им по­ мощь, давал практические советы. В центре внимания партийного руково­ дителя корабля была как успеваемость коммунистов, так и их практическая дея­ тельность на боевых постах, работа у ме- хатомоз. По инициативе лейтенанта Парасюка преподаватели партийной школы и комму­ нист Соловье® проводили консультации, наиболее подготовленным членам ВК'П(б) давались поручения по подбору литературы для слушателей партийной школы, с ними проводились групповые и индивидуальные беседы. Успеваемость коммунистов п ход учебы в сети партийного просвещения об­ суждались на партийных собраниях ко­ рабля. Сорьезпое отношение слушателей пар­ тийной школы к учебе и повседневный контроль и помощь со стороны партийной организации за их успеваемостью дали неплохие результаты. Члены и кандидаты партии успешно закончили занятия и пар­ тийной школе и в кружке цо «изучению «Краткого курса истории ВКД(б)», Столь отрадные результаты работы по идейному воспитанию коммунистов ни в каком море не должны были успокоить се­ кретаря партийной организации. Окончив­ шие партийную школу и слушатели круак- ка подучили лишь перропачальные зна­ ния, которые нужно было см повседнев­ но углублять, перейти «. серьезному изучению первоисточников, к • работе •пад трудами классиков марксизма-лениниз­ ма. Этого-те и не предусмотрел тов. Пара­ сюк и не пришел Ео-время на помощь ком­ мунистам, не посоветовал нм, чем зани­ маться дальше. Е сли слушателям круаака цо изучению «Краткого курса истории ВКЩо)» было предложено заниматься в системе полити­ ческих занятии, то окончившие партийную шкоду были предоставлены сами себе п в течение полутора месяцев не работали над повышением своих теоретических зна­ ний. Когда был задан вопрос старшине 2 ста­ тьи Хамову, успешно окончившему партий­ ную школу, адеющему все данвде, чтобы самостоятельно .работать с первоисточника­ ми, над чем он сейчас работает, комму­ нист Хамов начал лишь говорить о своих планах на дальнейшее, очевидно, не пони­ кая того, что занятия были закончены дав­ не я пора бы уже начать самостоятельно изучать историю и теорию большевистской парши по первоисточникам. Такое положение» с дальнейшей учебой коммунистов не делает чести секрета­ рю партийной организации тов. Парасюку. Кого-кого, а партийного руководителя не дозжны утешать первые успехи. Эти успехи лишь положили начало большой ра­ боте по идейно-политическому воспитанию воиповькоммунистоз. Каждый коммунист должен пометгь, что идейная закалка, политический -рост не терпят кампанейщины, а требуют вдумчивого, оерьеетео и глубокого под­ хода к этому делу, повседневного внимания и контроля. Только при этом условии может быть успешно решен вопрос идейного вос­ питания коммунистов и- комсомольцев на­ ших подразделений и кораблей. Лейтенант В. ТУЛУШЕВ. Е 45-летию со дня смерти А . II. Чехова о М О Г У Ч И И Т А Л А Н Т Примерная служба Войдя в комнату лолитпросветработы (Подразделения, невольно замечаешь лозунг «Учиться и служить Родине так, как учит­ ся я служит комсомолец старший матрос Голубь!», С такой же повесткой дня у нас соетодюсь комсомольское собрание. Высту­ пив перед товарищами, старшин матрос Голубь сказал: — Отличником боевой и политической подготовки может стать каждый воин, каж­ дый присутствующий здесь. Для этого нуж­ но тода выполнять те требования, кото­ рые записаны в воинских уставах и нд- (удадедда, а также требования, постав­ ленные перед нами Министром Вооружен­ ны* Сид СССР. Однако это не все. Чтобы быстро и глубоко усваивать па занятиях материал, нужно больше читать, повсе­ дневно накапливать знания, осваивать опыт своих товарищей. В выполнении етих требований тов. Го­ лубь служит примером: для других. Он име­ ет отличные показатели в боевой и поли­ тической подготовке, постоянно помогает отстающим товарищам, систематически ра­ ботает над повышением своего идейного и культурного уровня. Имея значок ГТО 1 ступени, он готовится сдать нормы па значок ГТО 2 ступени. Все приказы коман­ диров он выполняет четко и в езок- Стар­ ший матрос Голубь, за добросовестное от­ ношение к слуибе имеет ряд поощре­ ний от комднзовання. Старший матрос Д. САЗОНОВ. Чехов умер накануне первой русской революции. Ту эпоху царской Р оссии , когда он жил и творец, Ленин уподоблял тюрьме. По о той :ко эпохе, ярко отразившейся в замечательных произведениях Чехова, ве­ ликий вождь иризстарской революция пи- сал: «,..В России ио было эпохи, про кото*» рую бы до такой степени можно было ска­ зать: «наступила очередь мысли и разу* ма»... Именно в ату эпоху всего ивтепенв- пее работала русская революционная мысль, создав основы соццал-демократиче- ского миросозерцания». В ту нору русской ж и з н и 80-х годов прошлого столетия Чехов, как ода из са« мых «перодовых представителей человече­ ского разума», строил идейные и художе­ ственные основы своего творчества, кото­ рые сложились в суровый обвинительный приговор российскому самодержавию, в горячий, смелый призыв к созданию повой жпзнп. Чехов, дал описание одного ив тюрем­ щиков старой России, учителя гпмназии Беликова. Этот «человек в футляре» — чуткий обобщенный образ тупого консер­ ватизма и упорной косности, олицетворение бездушной тупостп, бессмысленного отрада пред всем новым п светлым. Чехов заставляет читателя вдуматься в страшный смысл существования этого «человека в футляре». «А разве, — спра­ шивает писатель, — то, что мы живем в городе в духоте, в тесноте, пишем венуж- пые бумаги, играем в винт —; разве это не футляр?» Оказывается, есть не только «человек р. футляре», есть целый город «в футля­ ре». II теспую, пошлую, косную жизнь такпх «городов в футляре» Чеков изобрач зил в ряде своих рассказов и повестей. В своих лучших произведениях Чехов о полной достоверностью показал, что ш се­ бя представляет страна, задыхающаяся в Футляре самодержавного произвола, буржу­ азного хищничества с неразрывно с ними связанного угнетающего бескультурья, С огромной художествеваой с и л о й в по­ вести «Моя жизнь» обрисовал оп горькое, бесправпое положение рабочих России, ко­ торые и своп заработанные деньга «долж­ ны были всякий раз выпрашивать, как ми­ лостыню...». Пе менее прямые и реяхцуют щпе слова Чехов находит для изображения нищеты деревни в эпоху, предшествующую первой революции. Повесть «Мужики» в этом смысле представляет собой обвини- тельный акт против корыстолюбия, жадно­ сти, разврата господствующих классов в условиях самодержавия. Чеховская тяжелая картша дореволю­ ционной деревни, задыхающейся под гне­ том дикого произвола, полнейшего беспра­ вия, безземелья и нищеты, нпооне соответ­ ствует тому, что говорил о положении рус­ ского крестьянства В. И. Лешщ в своих трудах «Развитие капитализма в России» п «Аграрный вопрос в Россия к кощу XIX века». Недаром повесть Чеаова «Му­ жики», показывавшая безысходность ни­ щеты н темноту русской деревни, вызвала критику со стороны тех же «друзей наро­ да» — либеральных народников, которые с еще большей резкостью отрицали все, что говорил о той же деревне В. И. Ленин. Нарисовав в ряде произвелеарщ жизнь интеллигенции, выведя немало достойных ее представителей, Чехов вынес суровый приговор существовавшим в то время обще­ ственно*политическим позициям реанцн- онной, безпдейной интеллигенции. Словами писателя представитель молодого поколе­ нии студент Трофимов говорит: «Громадное большинство той интеллигенции, которую я едою, ничего не ищет, ничего ие делает и к труду пока не способно. Называют себя интеллигенцией, а прпедуге говорят «ты», с мужиками обращаются, как с животны­ ми, учатся плохо, серьезно ничего це чи­ тают, ровно ничего не делают, о науках только говорят, в иакусегое понимают мало». Горький еще щш жизни Чехова глубже всех поим я точнее ясад определил худо­ жественное значение и общественный смысл творчества этого писателя, назвав его «могучим талантом». Горький писал ему: «...Вы есть человек, которому доста­ точно одного слова, для того, чтобы соз­ дать образ и фразы, чтобы сотворить рас»- сказ, дивный рассказ,, который вверты­ вается в гдубь я суть жизни, как бур в землю». Чехов действительно не только описы­ вал родную страну в тесноте и тьме «фут­ ляра» царского гаета и буржуазного хищ­ ничества, он, как судья, выносил смерт­ ный приговор темноте, бескультурью, про­ изволу и насилию, царившим в самодер­ жавной России. «Я ненавижу ложь и насилие во всех вх вадах, — писал Чехов еще в 1888 го­ ду. — Мое святая святых — это челове­ ческое тало, здоровье, узе, талант, вдохно­ венье, любовь и абсолютнейшая свобода, свобода от силы п лзш, в чем бы послед­ ние две не выражались. Вот программа, которой я держался бы, если бы был боль- пдаи художником». Чехов не был ни политическим деятелем, ни реводщишероц, по, вопреки суждениям буржуазных критиков и литературоведов, он признавал писательство одной ив выс-. пш форм общественной деятельности н в своде* творчестве всегда осуществлял «про­ грамму» человечности ц свободы. «Ее на­ значение, — писал он о литературе, правда безусловная и честная... Литератор не кондитер, не косметик, не увеселитель, ои человек обязанный, законтрактованный сознаньем своего долга н еовеотью». ПраЕ-да, Чехова, «безусловная и чест­ ная», в том, что он, показывая жизнь «в футляре», всегда осуждал, отрицал ее искренне и горячо. Каждый свой рассказ, пьееу, повесть ои превращал в убежден­ ный, страстный призыв к отрицанию обветшалых устоев старой жизни, к созидательному труду во имя луч­ шей жизшг, к вере в будущее, несу­ щее человечеству новые идеалы и пред’являющее к человену новые требования. С глубоким патриотизмом Чехов ждал п искал новой жизни для сво­ ей Родины. Ои призывал к тому, чтобы эта жизнь была воплощением освобожденого труде. Писатель пред­ видел, какой красотой и силой рас­ цветет жизнь русских просторов, когда на них появится человек — строитель свободной жнзет. «На Енисее жизнь началась сто­ ном, — пишет Чехов в очерках «По Сибири», — а кончится удалью, какая нам в во оие не снилась... Я ) стоял и думал: какая полная, умная н смелая жизнь осветит со време- нем Ш берега». Так думал Чехов всюду, где приходилось ему жить, потому что лтоОнл Родощу и ее на­ род. По поводу смерти знаменитого_пу­ тешественника П. М. Пржевальско­ го Чехов писал о людях труда и под­ вига ради культуры и общественно* го блага: «В наше больное время, когда европейскими обществами об>яла лень, скука жизни и неверие, когда царят нелюбовь в ждзн» и страх омертн, когда даже лучшие люди сидят сложа ру­ та, подвижники нужны, как солнце... Нх личность — это живые документы, указы- вающне» обществу, что кроме скептиков, мистиков, психопатов, либералов и консер­ ваторов, есть еще люди иного порядка, лю­ ди подвига, веры и ясно созванной цели». В этим людям культурного подвига при­ надлежал сам Чехов, и он умел находить их в жизни и воплощать в образы. Вспом­ ним поисттше героический образ учевото- враза Дымова («Попрыгунья»), отдающего жизнь за науку и лнйовь к человеку. Этах людей подвига Чехов страстно желал Рос­ сии. Но он вовсе пе думал, что жизнь мо­ жет измениться от постепенного прихода культурных одппочек. Еще за девять дет до цервой революции он писал о том, что нужны другие способы борьбы — сильные, смелые, скорые. Чехов верил в необ’ятпые жизненные и творческие силы русского народа и предви­ дел, что пробуждение этих могучих енл для борьбы за новую жизнь совершится в недалеком будущем. В повести «Палата 6» это предчувствие светлого будуще­ го для России выражено с полной ясно­ стью: «Можете быть уверены, что наста­ нут лучшие времена1.. Воссияет зар» новой жизни, восторжествует правда, и на нашей улице будет праздник! Я не дождусь, иссохну, но зато чьи-нибудь правнуки дож­ дутся. Приветствую их от всей души и ра­ дуюсь, радуюсь за них!». Внимательно вглядываясь в русскую жизнь, ощущая под’ем народных сил, при­ мечая pt>cT недовольства существующим / общественно-политическим строем, Чехов все увереннее и сильнее говорил о пре­ красном будущем русского народа, «...Каждый новый рассказ Чехова, — сви­ детельствовал Горький. — все усиливает одну* глубоко цепную п путную для нас ноту — ноту бодрости н любви К ЖИЗНИ». С особой силой эти ноты звучали р дра­ матических произведениях Чехора. Оци на­ шли свою настоящую жизнь на сцене Художественного театра, которому суждено было первому раскрыть в Чехове ведркого писателя, разрывающего пределы мрачной действительности для творческой мысли — мечты о будущем. В своих рассказах ц повестях с их пре­ красной ясностью, с их мудрым лакош- мом, с их предельной простотой повество­ вания Чехов явился, по определению Л. II. Толстого, «Пушкиным в прозе». В своих пьесах он стал зачцнателем новой реали­ стической драмы, отвергшей все ш»емы и «каноны» искусственной теашд&исстп и потребовавшей от актерор глубокой правды переживаний вместо внешнего мастерства. П тем сильнее было впечатление, щщда- деппое па зрителей последним]! ц лучшими пьесами Чехова — «Дядя Ваня», «Три се­ стры», «Вишневый сад». Перед зрителем развертывалась строго правцивая картава русской жизни — жизни скучного проищи- цнального города, оскудевшей дворянской усадьбы. По уже яено и звонко слышались голоса, возвещающие о конце старой жаз- пи, о наступлении новых времен. Один на героев драмы «Три сестры» говорил с полной уверенностью: «Пришло время, на­ двигается щ всех вас гроша* готовится здоровая, сильная буря, которая илет, у*е близка и скоро сдует о нашего общюл» день, равнодушие, предубедите к тру­ ду, гнилую скуку- Я буду работать, а чедез какие-нибудь За — 30 лет работать бу­ дет ужа каждый человек, Каждый!», Эта слова полностью сбылись адачямлъно раныпе. Всего через четыре года раэдадея первый грозовой удар реЕолющщ, a w ee 16 лет пришла и та «здоровая, сильная бу­ ря» — Великая Октябрьская социалисти­ ческая революция, которая, унв*под®в все отжившее в стране, принесла ей новую жизнь. «Вперед! Мы идем неудержимо к яркой звезде, которая горит там вдали! Вперед! Не отставай, друзья!.. Вся Россия наш сад», — эти слова Чехова звучат во ш ву новой жизни, звучат приветом новой Рос­ сии освобожденного труда и свободной культуры. Б лизкий друг Чехова, верный и лучший истолкователь его творчества иа сцене.,. К. С. Станиславский свидетельствовал: «Ojr- одпн пз первых почувствовал неизбежность революции... Человек, который задолго предчувствовал многое из того, что теперь совершилось, сумел бы принт все пред­ сказанное им». Чехов в его произведениях остается жить с нами как современник нашей ве­ лпкой эпохи, строящей ту покую жязвь для Р одины , о которой он мечтад, как о жизни прекраспой ц свободной, ропдощаю- щей лучшие надежды человечества- Профессор С. ДУРЫЛИН. Инициативный воин Матрос Каберпнк за короткий срок по | За инициативу и настойчивость в рабо­ собственной инициативо обновил на* те члеру ВЛКОМ матросу Кабернику коман- глядную аиптацшо в комнате политпросвет- дпр предоставил впеочереднон крагкосроч- рабогы я в других помещениях подразделе- пый отпуск. ния. ‘ Старший матрос М. КУЧЕРЯВЕНКО. --- О— В партийных и комсомольских организациях Дом-музей великого русского писателя ПОВЫСИТЬ КАЧЕСТВО УЧЕБЫ На собрании комсомольской организации нашего подразделения обсужден вопрос об успеваемости членов ВЛКСМ на политиче­ ских занятиях п задачах по выполнению решений XI с’езда ВЛКСМ. Докладчик лей­ тенант1Кодрцков и выступившие в прениях вскрыли имеющиеся еще недостатки в уче­ бе комсомольцев на политзанятиях, внес­ ли деловые предложения. Собрание прошло активно. Сержант Л. УСЕННО. ПОДВЕЛИ ИТОГИ «Итоги работы кружка по изучению кни­ ги Н. Михайлова «Над картой Родины» — с такой повесткой дня у нас прошло ком­ сомольское собрание. Наряду с успехами в учебе большинства членов кружка, особен­ но таких, как младший сержант Провпзпон, старшие матросы Карельский, Бондарев, Маличенко, Спделыгик, докладчик отметил в недостатки. Главный из этих недостатков — слабая самостоятельная) подготовка от­ дельных с^гушателей к запятпям. Матрос Р. МОРОШКИН. ОТКРЫТОЕ СОБРАНИЕ ’Ак'дацо прошло открытое собрание на­ шей комсомольской организапил с повест­ кой дня: «Птоги политических занятий за 194S—49 гг. и задачи членов ВЛКСМ». Двквдчик тов. Грошевик отметил тот факт, что в подразделении увеличилось число отличников боевой п политической подго ­ товке . На собрания принято решение, направ- Пеннее на повышение ролл комсомольской организации в деле политического воспита­ ния молодежи. ' Солдат А. НИКОЛАЕВ. СБОРЫ СЛУШАТЕЛЕЙ К РУЖ КА Состоялись двухдневные сборы слушате­ лей кружка, повышенного типа по изуче­ нию «Краткого курса истории ВКП(П)». Коммунисты прослушали лекции иа .темы произведений классиков марксизма-лени­ низма. Среди них: «Марксизм и нацио­ нальный вопрос», «Империализм, как выс­ шая стадия капитализма», «Октябрьская революция и тактика русских коммуни­ стов». Проведено итоговое занятие кружка. Все слушатели усвоили изучаемый материал. Наиболее глубокие знания показали тт. Гу- запов, Толубеисвий, Михеев. Старшина 1 статьи Б. БОРИСОВ. О ПОДГОТОВКЕ К ЗИМЕ На собрании нашей партийной организа­ ции обсужден вопрос о подготовке к зиме. Принято решение активно включиться в работы по подготовке помещений к зиме, показать пример образцового выполнения заданий командира. Решение собрания претворяется в жпяль. Старший сержант И. ГОГОЛЕВ. ПОЛЕЗНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ «Как комсомол пашей страны борется за досрочное выполнение послевоенной сталин­ ской пятилетки?» — с такой повесткой дня состоялось собрание нашей комсомоль­ ской организации. Доктад сделал замести­ тель командира по политчасти. Члены ВДКСМ ЗКваков, Шехурин, Романов л ряд других рассказали о' достижениях комсо­ мольцев на различных участках народного хоаяиства нашей Родины, о самоотвсржеп- пом труде молодых строителей коммунизма, и пх борьбе за досрочное выгтолпеэтие по­ слевоенного сталинского пятилетнего луанл. Старший матрос С. ПАРАМЗИИ. Долгие годы литературной и обществе®-* пой деятельности А. П. Чехова, тесно свя­ заны с Крымом о особенно с Ялтой. Здесь гениальным художником созданы бессмерт­ ные произведения, ставшие настольными книгами советского читателя. После смерти \гггопа Павловича лучший его друг, сестра Марпя Павловна Чехова решила сохранить для народа ялтинский дом писателя, как мемориальный Дсм-му- зей. Вот уже 45 лет Дом-музей А. И. Че­ хова в Ялте является местом паломниче­ ства трудящихся пашей Родипы. ...С огромным волпенпем подходят наши люди к небольшому белому дому, утопаю­ щему в зелени, над узорчатой оградой ко­ торого начертаны слова: «Дом-музей А. П. Чехова». Отсюда просматривается вся Ялта п далеко вндпы просторы моря, вдох­ новлявшего и исцелявшего русского ппса-. теля. Ялтппский дом А. П. Чехова, построен­ ный прп непосредственном участии писа­ теля, сейчас находится в ведении Государ­ ственной ордена Ленина библиотеки СССР имени Лешпт. Хранителем и руководите­ лем Дома-музея бессменно до сего времени является 86-легняя Марпя Павловна Че­ хова. Это ей обязаны советские люди т«м, что опа, рискуя жизнью, сумеаа отстоять и сохрапить драгоценные реликвии Дома- музея в черные дни немецкой оккупации. ...Мы заходим в комнаты, где жил и ра­ ботал Антон Павлович Чехов. Здесь остав­ лено все в неприкосновенности так, как было при жизни писателя. В Доме-музее собраны многочисленные документы и экспонаты, отображающие последний период жиэпн А. П. Чехова. Впервые А. П. Чехов посетил Ялту в 1880 году, поело смерти своего старшего брата, художника Николая Павловича, с которым Аптон Павлович был очень дру- жеп. Вторично Чехов посетил Ялту весной 1894 года, когда оп приезжал сюда де- : читься. Прожил он и Ялте месяц. После то- j го, как весной 1897 года у А. П. Чехова : был окончательно выявлен туберкулез ! легких, писатель стал жить в Ялте по- j СТОЛIIно. «Крымское побережье красиво, уютно и нравится мне больше, чем Ривьера, — пп- , сал п одном пз писем А. И. Чехов. — Ялта ! лучше Ниццы, несравненно чище ее... В ! Крыму уютпсс п ближе к Роееии», — го­ ворится г. ялтинских письмах писателя» Чехов нз хотел больше жигь на загранич­ ных курортах, ибо, как пшпет ои в еоном на пнеем: «...Без России нехорошо, нехо­ рошо во всех смыслах*..». В ялтинский период жизни А нтон Пав­ лович встречался в Крыму с такими нз- йеотдейщ}ргп деятелями русской культуры, как писатели Д, М. Горький, Л, Н. Тол­ стой, Д, Мамвд 1 -Сибиряк, А. Куприн, И. Бу­ нин, Л, Андреев, II. Телешов, художник Ц. Левцтан, иевец Ф. Шаляпин и др. В му­ зее сохранилась домовая книга, в которой кроме семьи А. П. Чехова прописан и М. Горький. Известно, что в конце 1901 годз Горькому было разрешено жить зиму на южном берегу Крыма, по за исключе­ нием Ялты. Антоп Пазлозпч .прописал Алексея Максимовича в своем доме, по территориальному расположению считав­ шемся пе в городе, а в деревне Аутке. В это же время Чехов знакомится п с Л. Толстым. Лев Николаевич наезжал тогда в Крым и жил в Гаспре (ныне санаторий «Ясная Поляна»). А. П. Чехов, необычай­ но любнвшпй Л. II. Толстого, не раз наве­ щал его, иногда вместе с А. М. Горьким. Лев Николаевич, в свою очередь, также очонь любил и цеццл 1 Чехова -«несрав­ ненного художника жизни » «, как изве­ стно, дал исключительно высокую шюпку его творчеству, сказав, что «Чехов — ато Пушкин в прозе». Знаменательным событием ялтинского периода жизци А. П. Чехова был приезд в писателю Московского художественного театра. В те годы с огромным успехом шлп в Москве пьееы Чехова «Чайка» и «Дэдя Ваня», утвердившие жизпь только ■что созданного Станиславским и Немировичем- Данченко художественного театра. Прико­ ванный тяжелой болезнью к постели, Чехов не смог присутствовать па премьерах «Чай­ ки» и «Дяди Вани». Поэтому художествен­ ный театр, артисты которого так нежно полюбнлп Чехова, приехал к писателю в Ялту, чтобы показать автору постановки его пьес. Антон Павлович был несказанно рад приезду дорогах гостей. В Ялте МХАТ дал восемь спектаклей. В муэео хранится пальмовая ве.твь с приколотой к. пей крас­ ной лентой со словами: «Аптону Павлови­ чу Чехову. Глубокому истолкователю рус­ ской действительности. 23 апреля 1900 го­ да». Этот подарок был нреноднесеп писа­ телю во время одного нз представлений художественного театра в Ялте. В Ялту к Чехову приезжал п писатель В. Г. Короленко, чтобы обсудить вопрос о выходе пз состава Академии. Оба писателя в знак того, что но указанию царя из со­ става Академии был исключен А. М, Горь­ кий, решили отказаться от звания акаде­ миков. В Домс-музее хранится заявленпе А. П. Чехова, в котором писатель извещает о еложешш с себя звания почетного ака­ демика. Огеюда, из гостиной А. П. Чехова, хо­ рошо вндеп фруктовый сад, посаженный руками самого писателя. В саду абрикосы, сливы, яблони, групш. | В рабочем -кабинете писателя собраны И бережно хранятся рукописи, письма, кни­ ги... Несмотря па обострение бодезни, А. П. Чсасов в последние годы жизни пло­ дотворно трудился. В Ялте им были напи­ саны пьесы «Три сестры», «'Вишиеиый сад», повесть «В овраге», рассказы «Дама с собачкой», «Архиерей» и др. На стене кабинета выделяется картина 1Лецитана «Река Истра»; его же картина, j изображавшая стощ сена в лушгую ночь, вмонтирована в камни. Эти картины напи­ саны Левитаном после одного из задушев­ ных разговоров, в котором Антон Павлович жаловался художнику на евою тчичку щ се­ веру. А. П. Чехов, как известно, воем се.рддем дюбпд среднюю Россию Ц Москву, с которыми был связан всем своим творче­ ством н привычками, и очень скучал по ним. Здесь же, в кабинете, хранятся миого- ,численные фотографии с трогательными ! падплсямн от Станиславского, Немировича- •Данченко, Вишневского, Артема, Качалова, I Андреевой и других артистов МХДТ, фо­ тографии талантливейшей .артистки театра . Одьш Леонардовны Кницпер, ставшей же- пой А. п. Чехова. j Большой интерес представляют собран­ ные в Музее врачебные инструменты н [аптечка А. П. Чехова. Антон Павлович, |имея медицинское образование, занимался :и врачебной деятельностью, оказывая ме- ; дицинскую помощь населению Ялты и Iприехавшим сюда больным туберкулезом. Со всех концов России стекались в Ялту малоимущие труженики, бедняки, заболев­ шие туберкулезом. Они жажталя исцеления н Крыму. Многие приезжали без гроша в кармане, особенно учащаяся молодежь, сту­ денты. О покупке еебе места в дорогостоя­ щих частных лечебпицах они не могли и мечтать. Обращаться в Ялте им было ие к кому н некуда, и они шли к известному' нкоателю Чехову за советом, за помощью. Чехов стремнлея облегчить участь обра- щавде^сл к bw больных веадц cgoew- .мп: п деньгами, и советами, и хлопотами об устройстве на лечение. Чехов бш дад- циатором сбора цещ 1 вртроваищб и Ш Ш пеимущих больных, В Муаее СОДОЧИЯРЬ квитанции, цо который кщио, с кадим трудом собирал Антон Цавдоняч # ньги- Ва собранные отовсюду йо^оргврщиз ВДЗД»-- ле был создан небоддоой пансионат «Яузлар», который потом стал санато­ рием. Этот санаторий действует И доныне и заслуженно носит «ми А. fl. Ч&Ш -. Чехов во время своей «дани в Ядте Ш~- го внимания уделял такж» и нарщгау образодоирю. Он был членом нопечшдш- го совета Ялтинской Жушскои Ш Ш Р - Популярность Чехова в Ялте 5щла яеобы- |чайио релика, как велика любовь К ' кому писателю всего нашего народ, Тысячи люден, нриезяадош Ш ИШЫЙ берет Крыма, ежегодпо посещают Дом-му­ зей А. П. Чехова. В кшгге отзывов мы ви ­ дим записи людей различных розрадтов и профессий, различных национальностей и народностей. Все они говорят об исключи­ тельном интересе трудящихся $ вграага&му литературному наследию гениального рус­ ского писателя, о знанениц его таарчеет для советского народа. В 193G г. Дом-музей поселил В. М. Мотетов. Вячеслав Михайлович остаид в книге Отзывов следующую здесь: «Домпк А. П. Чехова напоминает а слав­ ном писателе нашей страны н надо, чтобы многие побывали в нем. Почитатель Чень ва В. Молотов. 17/VIII—-36 года», И к заветному дому великого писателя ежедневно идут советские люди — его верные соотечественники и глубокие почи­ татели. Вот какую запись оставили в bhbj ге отзывов Дома-музея военные моряки: «Группа моряков с кораблей традШНШ в числе 56 человек посетила этот замеча­ тельный Дом-музей любимого писателя мо-» ряков Антона Павловича Чехова, Мы вы­ ражаем глубокую благодарность Раи, до* рогая Мария Павловна, за то, что Вы со-» хранили для будущих ношений этот дом ц все, что связано с памятью о Чехове. До­ бывав здесь, мы уходим с жеададем быть достойными памяти великого русского че­ ловека Аптона Павловича Чехова». С таким благородным заданием иоин дают Дом-музей все советские люди, сер­ дечно любящие своего Антона Пщювич^ Чехова — великого писателя и патриоту Родипы, Н. БУКИН,. Крым, Ялта, 1949 г.-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz