На страже Заполярья. 1949 год. Июль.
15 июня 1949 г., Н: 165 (3470), НА С Т Р А Ж Е З А П О Л Я Р Ь Я Идейное воспитание коммунистов Советский парод, руководимый партиец] Ленина-—Опалина, все более ускоряет свое движение к коммунизму. Па этом пути' огромное значение имеет коммунистическое • воспитанна трудящихся, иод’ем духовной культуры народа, вооружение всох совет ских людей великими идеями коммунизма. Исторические решения Центрального Комитета ВКЩб) по идеологическим во просам стали боевой программой партий ных организаций в деле коммунистического воспитания трудящихся. Партийные орга низации воспитывают наших людей в духе советского патриотизма, национальной гор- j дости, прививают нм такие драгоценные качества, как любовь к свсей социалисти ческой Отчизне, веру в победу нашего де-: ла, способность п готовность преодолеть любые трудности. Р азносторонняя идеологическая работа проводится и среди личного состава флота. Наши партийные п комсомольекпо органи зации повседневно п неустанно воспиты вают моряков пламенными советскими патриотами, стойкими борцами за дело Ленина-—Сталина. Политические занятия, широкая сеть партийного просвещения, большое число лекций, докладов, бесед, политинформаций — еся многогранная деятельность политико-просветительных учреждений служит великой цели повыше ния коммунистической сознательности на ших матросов, старшин п офицеров. Перед началом учебного года в сети пар тийного просвещения секретарь партийной организации корабля тов. Парасюк, обстоя тельно побеседовал с членами свози пар титой организации, выяснил их теорети ческую подготовку и предложил каждому пз них ту пли другую форму учебы. К на чалу занятий тов. Парасюк знал, что боль- шииетоо членов его организации будет посещать университет марксизма-дениниз- нз и партийную школу. Для менее подго товленных коммунистов и комсомольского актпвз па корабле был создан кружок по изучению истории и теории нашей больше вистской партии. На этом секретарь партийной организа ции корабля не успокоился. Он в течение всего учебного периода интересовался успе ваемостью коммунистов, оказывал им по мощь, давал практические советы. В центре внимания партийного руково дителя корабля была как успеваемость коммунистов, так и их практическая дея тельность на боевых постах, работа у ме- хатомоз. По инициативе лейтенанта Парасюка преподаватели партийной школы и комму нист Соловье® проводили консультации, наиболее подготовленным членам ВК'П(б) давались поручения по подбору литературы для слушателей партийной школы, с ними проводились групповые и индивидуальные беседы. Успеваемость коммунистов п ход учебы в сети партийного просвещения об суждались на партийных собраниях ко рабля. Сорьезпое отношение слушателей пар тийной школы к учебе и повседневный контроль и помощь со стороны партийной организации за их успеваемостью дали неплохие результаты. Члены и кандидаты партии успешно закончили занятия и пар тийной школе и в кружке цо «изучению «Краткого курса истории ВКД(б)», Столь отрадные результаты работы по идейному воспитанию коммунистов ни в каком море не должны были успокоить се кретаря партийной организации. Окончив шие партийную школу и слушатели круак- ка подучили лишь перропачальные зна ния, которые нужно было см повседнев но углублять, перейти «. серьезному изучению первоисточников, к • работе •пад трудами классиков марксизма-лениниз ма. Этого-те и не предусмотрел тов. Пара сюк и не пришел Ео-время на помощь ком мунистам, не посоветовал нм, чем зани маться дальше. Е сли слушателям круаака цо изучению «Краткого курса истории ВКЩо)» было предложено заниматься в системе полити ческих занятии, то окончившие партийную шкоду были предоставлены сами себе п в течение полутора месяцев не работали над повышением своих теоретических зна ний. Когда был задан вопрос старшине 2 ста тьи Хамову, успешно окончившему партий ную школу, адеющему все данвде, чтобы самостоятельно .работать с первоисточника ми, над чем он сейчас работает, комму нист Хамов начал лишь говорить о своих планах на дальнейшее, очевидно, не пони кая того, что занятия были закончены дав не я пора бы уже начать самостоятельно изучать историю и теорию большевистской парши по первоисточникам. Такое положение» с дальнейшей учебой коммунистов не делает чести секрета рю партийной организации тов. Парасюку. Кого-кого, а партийного руководителя не дозжны утешать первые успехи. Эти успехи лишь положили начало большой ра боте по идейно-политическому воспитанию воиповькоммунистоз. Каждый коммунист должен пометгь, что идейная закалка, политический -рост не терпят кампанейщины, а требуют вдумчивого, оерьеетео и глубокого под хода к этому делу, повседневного внимания и контроля. Только при этом условии может быть успешно решен вопрос идейного вос питания коммунистов и- комсомольцев на ших подразделений и кораблей. Лейтенант В. ТУЛУШЕВ. Е 45-летию со дня смерти А . II. Чехова о М О Г У Ч И И Т А Л А Н Т Примерная служба Войдя в комнату лолитпросветработы (Подразделения, невольно замечаешь лозунг «Учиться и служить Родине так, как учит ся я служит комсомолец старший матрос Голубь!», С такой же повесткой дня у нас соетодюсь комсомольское собрание. Высту пив перед товарищами, старшин матрос Голубь сказал: — Отличником боевой и политической подготовки может стать каждый воин, каж дый присутствующий здесь. Для этого нуж но тода выполнять те требования, кото рые записаны в воинских уставах и нд- (удадедда, а также требования, постав ленные перед нами Министром Вооружен ны* Сид СССР. Однако это не все. Чтобы быстро и глубоко усваивать па занятиях материал, нужно больше читать, повсе дневно накапливать знания, осваивать опыт своих товарищей. В выполнении етих требований тов. Го лубь служит примером: для других. Он име ет отличные показатели в боевой и поли тической подготовке, постоянно помогает отстающим товарищам, систематически ра ботает над повышением своего идейного и культурного уровня. Имея значок ГТО 1 ступени, он готовится сдать нормы па значок ГТО 2 ступени. Все приказы коман диров он выполняет четко и в езок- Стар ший матрос Голубь, за добросовестное от ношение к слуибе имеет ряд поощре ний от комднзовання. Старший матрос Д. САЗОНОВ. Чехов умер накануне первой русской революции. Ту эпоху царской Р оссии , когда он жил и творец, Ленин уподоблял тюрьме. По о той :ко эпохе, ярко отразившейся в замечательных произведениях Чехова, ве ликий вождь иризстарской революция пи- сал: «,..В России ио было эпохи, про кото*» рую бы до такой степени можно было ска зать: «наступила очередь мысли и разу* ма»... Именно в ату эпоху всего ивтепенв- пее работала русская революционная мысль, создав основы соццал-демократиче- ского миросозерцания». В ту нору русской ж и з н и 80-х годов прошлого столетия Чехов, как ода из са« мых «перодовых представителей человече ского разума», строил идейные и художе ственные основы своего творчества, кото рые сложились в суровый обвинительный приговор российскому самодержавию, в горячий, смелый призыв к созданию повой жпзнп. Чехов, дал описание одного ив тюрем щиков старой России, учителя гпмназии Беликова. Этот «человек в футляре» — чуткий обобщенный образ тупого консер ватизма и упорной косности, олицетворение бездушной тупостп, бессмысленного отрада пред всем новым п светлым. Чехов заставляет читателя вдуматься в страшный смысл существования этого «человека в футляре». «А разве, — спра шивает писатель, — то, что мы живем в городе в духоте, в тесноте, пишем венуж- пые бумаги, играем в винт —; разве это не футляр?» Оказывается, есть не только «человек р. футляре», есть целый город «в футля ре». II теспую, пошлую, косную жизнь такпх «городов в футляре» Чеков изобрач зил в ряде своих рассказов и повестей. В своих лучших произведениях Чехов о полной достоверностью показал, что ш се бя представляет страна, задыхающаяся в Футляре самодержавного произвола, буржу азного хищничества с неразрывно с ними связанного угнетающего бескультурья, С огромной художествеваой с и л о й в по вести «Моя жизнь» обрисовал оп горькое, бесправпое положение рабочих России, ко торые и своп заработанные деньга «долж ны были всякий раз выпрашивать, как ми лостыню...». Пе менее прямые и реяхцуют щпе слова Чехов находит для изображения нищеты деревни в эпоху, предшествующую первой революции. Повесть «Мужики» в этом смысле представляет собой обвини- тельный акт против корыстолюбия, жадно сти, разврата господствующих классов в условиях самодержавия. Чеховская тяжелая картша дореволю ционной деревни, задыхающейся под гне том дикого произвола, полнейшего беспра вия, безземелья и нищеты, нпооне соответ ствует тому, что говорил о положении рус ского крестьянства В. И. Лешщ в своих трудах «Развитие капитализма в России» п «Аграрный вопрос в Россия к кощу XIX века». Недаром повесть Чеаова «Му жики», показывавшая безысходность ни щеты н темноту русской деревни, вызвала критику со стороны тех же «друзей наро да» — либеральных народников, которые с еще большей резкостью отрицали все, что говорил о той же деревне В. И. Ленин. Нарисовав в ряде произвелеарщ жизнь интеллигенции, выведя немало достойных ее представителей, Чехов вынес суровый приговор существовавшим в то время обще ственно*политическим позициям реанцн- онной, безпдейной интеллигенции. Словами писателя представитель молодого поколе нии студент Трофимов говорит: «Громадное большинство той интеллигенции, которую я едою, ничего не ищет, ничего ие делает и к труду пока не способно. Называют себя интеллигенцией, а прпедуге говорят «ты», с мужиками обращаются, как с животны ми, учатся плохо, серьезно ничего це чи тают, ровно ничего не делают, о науках только говорят, в иакусегое понимают мало». Горький еще щш жизни Чехова глубже всех поим я точнее ясад определил худо жественное значение и общественный смысл творчества этого писателя, назвав его «могучим талантом». Горький писал ему: «...Вы есть человек, которому доста точно одного слова, для того, чтобы соз дать образ и фразы, чтобы сотворить рас»- сказ, дивный рассказ,, который вверты вается в гдубь я суть жизни, как бур в землю». Чехов действительно не только описы вал родную страну в тесноте и тьме «фут ляра» царского гаета и буржуазного хищ ничества, он, как судья, выносил смерт ный приговор темноте, бескультурью, про изволу и насилию, царившим в самодер жавной России. «Я ненавижу ложь и насилие во всех вх вадах, — писал Чехов еще в 1888 го ду. — Мое святая святых — это челове ческое тало, здоровье, узе, талант, вдохно венье, любовь и абсолютнейшая свобода, свобода от силы п лзш, в чем бы послед ние две не выражались. Вот программа, которой я держался бы, если бы был боль- пдаи художником». Чехов не был ни политическим деятелем, ни реводщишероц, по, вопреки суждениям буржуазных критиков и литературоведов, он признавал писательство одной ив выс-. пш форм общественной деятельности н в своде* творчестве всегда осуществлял «про грамму» человечности ц свободы. «Ее на значение, — писал он о литературе, правда безусловная и честная... Литератор не кондитер, не косметик, не увеселитель, ои человек обязанный, законтрактованный сознаньем своего долга н еовеотью». ПраЕ-да, Чехова, «безусловная и чест ная», в том, что он, показывая жизнь «в футляре», всегда осуждал, отрицал ее искренне и горячо. Каждый свой рассказ, пьееу, повесть ои превращал в убежден ный, страстный призыв к отрицанию обветшалых устоев старой жизни, к созидательному труду во имя луч шей жизшг, к вере в будущее, несу щее человечеству новые идеалы и пред’являющее к человену новые требования. С глубоким патриотизмом Чехов ждал п искал новой жизни для сво ей Родины. Ои призывал к тому, чтобы эта жизнь была воплощением освобожденого труде. Писатель пред видел, какой красотой и силой рас цветет жизнь русских просторов, когда на них появится человек — строитель свободной жнзет. «На Енисее жизнь началась сто ном, — пишет Чехов в очерках «По Сибири», — а кончится удалью, какая нам в во оие не снилась... Я ) стоял и думал: какая полная, умная н смелая жизнь осветит со време- нем Ш берега». Так думал Чехов всюду, где приходилось ему жить, потому что лтоОнл Родощу и ее на род. По поводу смерти знаменитого_пу тешественника П. М. Пржевальско го Чехов писал о людях труда и под вига ради культуры и общественно* го блага: «В наше больное время, когда европейскими обществами об>яла лень, скука жизни и неверие, когда царят нелюбовь в ждзн» и страх омертн, когда даже лучшие люди сидят сложа ру та, подвижники нужны, как солнце... Нх личность — это живые документы, указы- вающне» обществу, что кроме скептиков, мистиков, психопатов, либералов и консер ваторов, есть еще люди иного порядка, лю ди подвига, веры и ясно созванной цели». В этим людям культурного подвига при надлежал сам Чехов, и он умел находить их в жизни и воплощать в образы. Вспом ним поисттше героический образ учевото- враза Дымова («Попрыгунья»), отдающего жизнь за науку и лнйовь к человеку. Этах людей подвига Чехов страстно желал Рос сии. Но он вовсе пе думал, что жизнь мо жет измениться от постепенного прихода культурных одппочек. Еще за девять дет до цервой революции он писал о том, что нужны другие способы борьбы — сильные, смелые, скорые. Чехов верил в необ’ятпые жизненные и творческие силы русского народа и предви дел, что пробуждение этих могучих енл для борьбы за новую жизнь совершится в недалеком будущем. В повести «Палата 6» это предчувствие светлого будуще го для России выражено с полной ясно стью: «Можете быть уверены, что наста нут лучшие времена1.. Воссияет зар» новой жизни, восторжествует правда, и на нашей улице будет праздник! Я не дождусь, иссохну, но зато чьи-нибудь правнуки дож дутся. Приветствую их от всей души и ра дуюсь, радуюсь за них!». Внимательно вглядываясь в русскую жизнь, ощущая под’ем народных сил, при мечая pt>cT недовольства существующим / общественно-политическим строем, Чехов все увереннее и сильнее говорил о пре красном будущем русского народа, «...Каждый новый рассказ Чехова, — сви детельствовал Горький. — все усиливает одну* глубоко цепную п путную для нас ноту — ноту бодрости н любви К ЖИЗНИ». С особой силой эти ноты звучали р дра матических произведениях Чехора. Оци на шли свою настоящую жизнь на сцене Художественного театра, которому суждено было первому раскрыть в Чехове ведркого писателя, разрывающего пределы мрачной действительности для творческой мысли — мечты о будущем. В своих рассказах ц повестях с их пре красной ясностью, с их мудрым лакош- мом, с их предельной простотой повество вания Чехов явился, по определению Л. II. Толстого, «Пушкиным в прозе». В своих пьесах он стал зачцнателем новой реали стической драмы, отвергшей все ш»емы и «каноны» искусственной теашд&исстп и потребовавшей от актерор глубокой правды переживаний вместо внешнего мастерства. П тем сильнее было впечатление, щщда- деппое па зрителей последним]! ц лучшими пьесами Чехова — «Дядя Ваня», «Три се стры», «Вишневый сад». Перед зрителем развертывалась строго правцивая картава русской жизни — жизни скучного проищи- цнального города, оскудевшей дворянской усадьбы. По уже яено и звонко слышались голоса, возвещающие о конце старой жаз- пи, о наступлении новых времен. Один на героев драмы «Три сестры» говорил с полной уверенностью: «Пришло время, на двигается щ всех вас гроша* готовится здоровая, сильная буря, которая илет, у*е близка и скоро сдует о нашего общюл» день, равнодушие, предубедите к тру ду, гнилую скуку- Я буду работать, а чедез какие-нибудь За — 30 лет работать бу дет ужа каждый человек, Каждый!», Эта слова полностью сбылись адачямлъно раныпе. Всего через четыре года раэдадея первый грозовой удар реЕолющщ, a w ee 16 лет пришла и та «здоровая, сильная бу ря» — Великая Октябрьская социалисти ческая революция, которая, унв*под®в все отжившее в стране, принесла ей новую жизнь. «Вперед! Мы идем неудержимо к яркой звезде, которая горит там вдали! Вперед! Не отставай, друзья!.. Вся Россия наш сад», — эти слова Чехова звучат во ш ву новой жизни, звучат приветом новой Рос сии освобожденного труда и свободной культуры. Б лизкий друг Чехова, верный и лучший истолкователь его творчества иа сцене.,. К. С. Станиславский свидетельствовал: «Ojr- одпн пз первых почувствовал неизбежность революции... Человек, который задолго предчувствовал многое из того, что теперь совершилось, сумел бы принт все пред сказанное им». Чехов в его произведениях остается жить с нами как современник нашей ве лпкой эпохи, строящей ту покую жязвь для Р одины , о которой он мечтад, как о жизни прекраспой ц свободной, ропдощаю- щей лучшие надежды человечества- Профессор С. ДУРЫЛИН. Инициативный воин Матрос Каберпнк за короткий срок по | За инициативу и настойчивость в рабо собственной инициативо обновил на* те члеру ВЛКОМ матросу Кабернику коман- глядную аиптацшо в комнате политпросвет- дпр предоставил впеочереднон крагкосроч- рабогы я в других помещениях подразделе- пый отпуск. ния. ‘ Старший матрос М. КУЧЕРЯВЕНКО. --- О— В партийных и комсомольских организациях Дом-музей великого русского писателя ПОВЫСИТЬ КАЧЕСТВО УЧЕБЫ На собрании комсомольской организации нашего подразделения обсужден вопрос об успеваемости членов ВЛКСМ на политиче ских занятиях п задачах по выполнению решений XI с’езда ВЛКСМ. Докладчик лей тенант1Кодрцков и выступившие в прениях вскрыли имеющиеся еще недостатки в уче бе комсомольцев на политзанятиях, внес ли деловые предложения. Собрание прошло активно. Сержант Л. УСЕННО. ПОДВЕЛИ ИТОГИ «Итоги работы кружка по изучению кни ги Н. Михайлова «Над картой Родины» — с такой повесткой дня у нас прошло ком сомольское собрание. Наряду с успехами в учебе большинства членов кружка, особен но таких, как младший сержант Провпзпон, старшие матросы Карельский, Бондарев, Маличенко, Спделыгик, докладчик отметил в недостатки. Главный из этих недостатков — слабая самостоятельная) подготовка от дельных с^гушателей к запятпям. Матрос Р. МОРОШКИН. ОТКРЫТОЕ СОБРАНИЕ ’Ак'дацо прошло открытое собрание на шей комсомольской организапил с повест кой дня: «Птоги политических занятий за 194S—49 гг. и задачи членов ВЛКСМ». Двквдчик тов. Грошевик отметил тот факт, что в подразделении увеличилось число отличников боевой п политической подго товке . На собрания принято решение, направ- Пеннее на повышение ролл комсомольской организации в деле политического воспита ния молодежи. ' Солдат А. НИКОЛАЕВ. СБОРЫ СЛУШАТЕЛЕЙ К РУЖ КА Состоялись двухдневные сборы слушате лей кружка, повышенного типа по изуче нию «Краткого курса истории ВКП(П)». Коммунисты прослушали лекции иа .темы произведений классиков марксизма-лени низма. Среди них: «Марксизм и нацио нальный вопрос», «Империализм, как выс шая стадия капитализма», «Октябрьская революция и тактика русских коммуни стов». Проведено итоговое занятие кружка. Все слушатели усвоили изучаемый материал. Наиболее глубокие знания показали тт. Гу- запов, Толубеисвий, Михеев. Старшина 1 статьи Б. БОРИСОВ. О ПОДГОТОВКЕ К ЗИМЕ На собрании нашей партийной организа ции обсужден вопрос о подготовке к зиме. Принято решение активно включиться в работы по подготовке помещений к зиме, показать пример образцового выполнения заданий командира. Решение собрания претворяется в жпяль. Старший сержант И. ГОГОЛЕВ. ПОЛЕЗНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ «Как комсомол пашей страны борется за досрочное выполнение послевоенной сталин ской пятилетки?» — с такой повесткой дня состоялось собрание нашей комсомоль ской организации. Доктад сделал замести тель командира по политчасти. Члены ВДКСМ ЗКваков, Шехурин, Романов л ряд других рассказали о' достижениях комсо мольцев на различных участках народного хоаяиства нашей Родины, о самоотвсржеп- пом труде молодых строителей коммунизма, и пх борьбе за досрочное выгтолпеэтие по слевоенного сталинского пятилетнего луанл. Старший матрос С. ПАРАМЗИИ. Долгие годы литературной и обществе®-* пой деятельности А. П. Чехова, тесно свя заны с Крымом о особенно с Ялтой. Здесь гениальным художником созданы бессмерт ные произведения, ставшие настольными книгами советского читателя. После смерти \гггопа Павловича лучший его друг, сестра Марпя Павловна Чехова решила сохранить для народа ялтинский дом писателя, как мемориальный Дсм-му- зей. Вот уже 45 лет Дом-музей А. И. Че хова в Ялте является местом паломниче ства трудящихся пашей Родипы. ...С огромным волпенпем подходят наши люди к небольшому белому дому, утопаю щему в зелени, над узорчатой оградой ко торого начертаны слова: «Дом-музей А. П. Чехова». Отсюда просматривается вся Ялта п далеко вндпы просторы моря, вдох новлявшего и исцелявшего русского ппса-. теля. Ялтппский дом А. П. Чехова, построен ный прп непосредственном участии писа теля, сейчас находится в ведении Государ ственной ордена Ленина библиотеки СССР имени Лешпт. Хранителем и руководите лем Дома-музея бессменно до сего времени является 86-легняя Марпя Павловна Че хова. Это ей обязаны советские люди т«м, что опа, рискуя жизнью, сумеаа отстоять и сохрапить драгоценные реликвии Дома- музея в черные дни немецкой оккупации. ...Мы заходим в комнаты, где жил и ра ботал Антон Павлович Чехов. Здесь остав лено все в неприкосновенности так, как было при жизни писателя. В Доме-музее собраны многочисленные документы и экспонаты, отображающие последний период жиэпн А. П. Чехова. Впервые А. П. Чехов посетил Ялту в 1880 году, поело смерти своего старшего брата, художника Николая Павловича, с которым Аптон Павлович был очень дру- жеп. Вторично Чехов посетил Ялту весной 1894 года, когда оп приезжал сюда де- : читься. Прожил он и Ялте месяц. После то- j го, как весной 1897 года у А. П. Чехова : был окончательно выявлен туберкулез ! легких, писатель стал жить в Ялте по- j СТОЛIIно. «Крымское побережье красиво, уютно и нравится мне больше, чем Ривьера, — пп- , сал п одном пз писем А. И. Чехов. — Ялта ! лучше Ниццы, несравненно чище ее... В ! Крыму уютпсс п ближе к Роееии», — го ворится г. ялтинских письмах писателя» Чехов нз хотел больше жигь на загранич ных курортах, ибо, как пшпет ои в еоном на пнеем: «...Без России нехорошо, нехо рошо во всех смыслах*..». В ялтинский период жизни А нтон Пав лович встречался в Крыму с такими нз- йеотдейщ}ргп деятелями русской культуры, как писатели Д, М. Горький, Л, Н. Тол стой, Д, Мамвд 1 -Сибиряк, А. Куприн, И. Бу нин, Л, Андреев, II. Телешов, художник Ц. Левцтан, иевец Ф. Шаляпин и др. В му зее сохранилась домовая книга, в которой кроме семьи А. П. Чехова прописан и М. Горький. Известно, что в конце 1901 годз Горькому было разрешено жить зиму на южном берегу Крыма, по за исключе нием Ялты. Антоп Пазлозпч .прописал Алексея Максимовича в своем доме, по территориальному расположению считав шемся пе в городе, а в деревне Аутке. В это же время Чехов знакомится п с Л. Толстым. Лев Николаевич наезжал тогда в Крым и жил в Гаспре (ныне санаторий «Ясная Поляна»). А. П. Чехов, необычай но любнвшпй Л. II. Толстого, не раз наве щал его, иногда вместе с А. М. Горьким. Лев Николаевич, в свою очередь, также очонь любил и цеццл 1 Чехова -«несрав ненного художника жизни » «, как изве стно, дал исключительно высокую шюпку его творчеству, сказав, что «Чехов — ато Пушкин в прозе». Знаменательным событием ялтинского периода жизци А. П. Чехова был приезд в писателю Московского художественного театра. В те годы с огромным успехом шлп в Москве пьееы Чехова «Чайка» и «Дэдя Ваня», утвердившие жизпь только ■что созданного Станиславским и Немировичем- Данченко художественного театра. Прико ванный тяжелой болезнью к постели, Чехов не смог присутствовать па премьерах «Чай ки» и «Дяди Вани». Поэтому художествен ный театр, артисты которого так нежно полюбнлп Чехова, приехал к писателю в Ялту, чтобы показать автору постановки его пьес. Антон Павлович был несказанно рад приезду дорогах гостей. В Ялте МХАТ дал восемь спектаклей. В муэео хранится пальмовая ве.твь с приколотой к. пей крас ной лентой со словами: «Аптону Павлови чу Чехову. Глубокому истолкователю рус ской действительности. 23 апреля 1900 го да». Этот подарок был нреноднесеп писа телю во время одного нз представлений художественного театра в Ялте. В Ялту к Чехову приезжал п писатель В. Г. Короленко, чтобы обсудить вопрос о выходе пз состава Академии. Оба писателя в знак того, что но указанию царя из со става Академии был исключен А. М, Горь кий, решили отказаться от звания акаде миков. В Домс-музее хранится заявленпе А. П. Чехова, в котором писатель извещает о еложешш с себя звания почетного ака демика. Огеюда, из гостиной А. П. Чехова, хо рошо вндеп фруктовый сад, посаженный руками самого писателя. В саду абрикосы, сливы, яблони, групш. | В рабочем -кабинете писателя собраны И бережно хранятся рукописи, письма, кни ги... Несмотря па обострение бодезни, А. П. Чсасов в последние годы жизни пло дотворно трудился. В Ялте им были напи саны пьесы «Три сестры», «'Вишиеиый сад», повесть «В овраге», рассказы «Дама с собачкой», «Архиерей» и др. На стене кабинета выделяется картина 1Лецитана «Река Истра»; его же картина, j изображавшая стощ сена в лушгую ночь, вмонтирована в камни. Эти картины напи саны Левитаном после одного из задушев ных разговоров, в котором Антон Павлович жаловался художнику на евою тчичку щ се веру. А. П. Чехов, как известно, воем се.рддем дюбпд среднюю Россию Ц Москву, с которыми был связан всем своим творче ством н привычками, и очень скучал по ним. Здесь же, в кабинете, хранятся миого- ,численные фотографии с трогательными ! падплсямн от Станиславского, Немировича- •Данченко, Вишневского, Артема, Качалова, I Андреевой и других артистов МХДТ, фо тографии талантливейшей .артистки театра . Одьш Леонардовны Кницпер, ставшей же- пой А. п. Чехова. j Большой интерес представляют собран ные в Музее врачебные инструменты н [аптечка А. П. Чехова. Антон Павлович, |имея медицинское образование, занимался :и врачебной деятельностью, оказывая ме- ; дицинскую помощь населению Ялты и Iприехавшим сюда больным туберкулезом. Со всех концов России стекались в Ялту малоимущие труженики, бедняки, заболев шие туберкулезом. Они жажталя исцеления н Крыму. Многие приезжали без гроша в кармане, особенно учащаяся молодежь, сту денты. О покупке еебе места в дорогостоя щих частных лечебпицах они не могли и мечтать. Обращаться в Ялте им было ие к кому н некуда, и они шли к известному' нкоателю Чехову за советом, за помощью. Чехов стремнлея облегчить участь обра- щавде^сл к bw больных веадц cgoew- .мп: п деньгами, и советами, и хлопотами об устройстве на лечение. Чехов бш дад- циатором сбора цещ 1 вртроваищб и Ш Ш пеимущих больных, В Муаее СОДОЧИЯРЬ квитанции, цо который кщио, с кадим трудом собирал Антон Цавдоняч # ньги- Ва собранные отовсюду йо^оргврщиз ВДЗД»-- ле был создан небоддоой пансионат «Яузлар», который потом стал санато рием. Этот санаторий действует И доныне и заслуженно носит «ми А. fl. Ч&Ш -. Чехов во время своей «дани в Ядте Ш~- го внимания уделял такж» и нарщгау образодоирю. Он был членом нопечшдш- го совета Ялтинской Жушскои Ш Ш Р - Популярность Чехова в Ялте 5щла яеобы- |чайио релика, как велика любовь К ' кому писателю всего нашего народ, Тысячи люден, нриезяадош Ш ИШЫЙ берет Крыма, ежегодпо посещают Дом-му зей А. П. Чехова. В кшгге отзывов мы ви дим записи людей различных розрадтов и профессий, различных национальностей и народностей. Все они говорят об исключи тельном интересе трудящихся $ вграага&му литературному наследию гениального рус ского писателя, о знанениц его таарчеет для советского народа. В 193G г. Дом-музей поселил В. М. Мотетов. Вячеслав Михайлович остаид в книге Отзывов следующую здесь: «Домпк А. П. Чехова напоминает а слав ном писателе нашей страны н надо, чтобы многие побывали в нем. Почитатель Чень ва В. Молотов. 17/VIII—-36 года», И к заветному дому великого писателя ежедневно идут советские люди — его верные соотечественники и глубокие почи татели. Вот какую запись оставили в bhbj ге отзывов Дома-музея военные моряки: «Группа моряков с кораблей традШНШ в числе 56 человек посетила этот замеча тельный Дом-музей любимого писателя мо-» ряков Антона Павловича Чехова, Мы вы ражаем глубокую благодарность Раи, до* рогая Мария Павловна, за то, что Вы со-» хранили для будущих ношений этот дом ц все, что связано с памятью о Чехове. До бывав здесь, мы уходим с жеададем быть достойными памяти великого русского че ловека Аптона Павловича Чехова». С таким благородным заданием иоин дают Дом-музей все советские люди, сер дечно любящие своего Антона Пщювич^ Чехова — великого писателя и патриоту Родипы, Н. БУКИН,. Крым, Ялта, 1949 г.-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz