На страже Заполярья. 1949 год. Июль.

13 июля 1949 г., № 163 (3468). НА С Т Р А Ж Е З А П О Л Я Р Ь Я 5 Партийная организация опора командира Летнзй период обучения личного соста­ ва дояжен сыграть решающую роль в *ы- нояиенни всех задач, поставленных перед Военно-Морским Флотом. Совершенствова­ ние военных и политических знаний .ма­ тросов, старшин и офицеров флота, успеш­ ное изучение новой боевой техники, все­ мирное повышение бдительности п укреп­ ление дисциплины — таковы основные ус­ ловия дальнейшего усиления боеготовности кораблей и частей. Ответственность за успешное выполне­ ние этих больших еадач ложится прежде всего на командиров. Они отвечают за все стороны жизни зг учебы, политическое воспитание, высокую дисциплинирован­ ность. моральную сплоченность личного состава, его высокую боевую и мобилиза­ ционную готовность. Успешно репгнть эти ответственные за­ дачи каждый командир сумеет, если в сво­ ей повседневной деятельности будет опи­ раться на политорганы п партийные орга­ низации. Весь опыт боевой подготовки лич­ ного состава со всей убедительностью под­ тверждает, что судьба успешного решения любой учебной задачи зависит прежде все­ го от того, насколько умело опирается командир на политорганы, насколько умело использует он силы и авторитет партий­ ной организации. Коммунисты — главная опора команди­ ра. Ог первичной партийной организации требуется,-чтобы каждый коммунист не на словах, а на деле оправдывал свою передо­ вую роль, чтобы он ва деле был организа­ тором п вожаком! масс, вдохновлял их на преодоление всех трудностей походно-бое­ вой жизни, на высокие показатели в учебе н дисциплине. Личный пример — великая сила. Аван­ гардная роль коммуниста на флоте заклю­ чается не только в том, что он сам честно выполняет служебные обязанности, но и порет моральную ответственность за состоя­ ние своей части, своего корабля. Вонн- коммуплст настойчиво работает над тем, чтобы поднять отстающих до уровня пе­ редовиков, добивается общего под’ема. В этом повседневно помогает ему партийная организация, деятельность которой всегда целеустремленна, план ее работы ясен и че­ ток и направлен на осуществление глав­ ных, решающих вопросов, которые стоят перед частью, кораблем. Каждый комму­ нист, независимо от занимаемой должности и от воинского звания, изо дня в день на­ правляет свои силы и старания, чтобы еще выше поднять качество боевой и по­ литической подготовки, укреппть порядок и дисциплину. Для партийной организации быть опо- |кш командира. — значит всегда видеть, учитывать в распространять все положи­ тельное, хорошее, ценное, подмечать и устранить недостатки, тормозящие успеш­ ное двЕжение вперед. Командиры, повсе­ дневно опираясь па партийные организа­ ции, ставят перед ними конкретные зада­ чи, во-время подсказывают, на что надо дедать основной упор па том пли илюм эта­ пе боевой учебы. Обязанность командира заключается не только в том, чтобы по­ знакомить секретарей партлйпьгх органи­ заций с общив*и задачами, стоящими перед кораблем, но и конкретно указать, какая ему помощь нужна, в чем именно она долж­ на быть выражена. Силой своего авторите­ та и зданий командиры всячески поддер­ живают и поощряют ценную инициативу коммунистов, все делают для повышения роли партийных организаций в повседнев­ ной жизни и учебе личного состава кораб­ лей и частей. Хорошим примером может служить пар­ тийная организация, где секретарем парт­ бюро офицер Оболенцев. Она на деле яв­ ляется верной опорой комапдира. Добилась она этого потому, что командир корабля не только информирует партийное бюро об очередных задачах, по и советует, как нужно .строить партийную работу, чтобы успешно выполнить эти задачи. Такими совместными, дружными усилиями они добиваются прекрасных результатов. Партийная организация деятельно помо­ гает командиру в воинском и полггтпчсском воспитании личного состава и .мобилизации его на борьбу ва высокие показатели в бое­ вой и политической учебе, дисциплине. На партийных собраниях и заседаниях бюро регулярно обсуждаются вопросы воинского Й политического воспитания личного со­ става, обеспечения авангардной роли ком-' мунистов в учебе и дисциплине, задата улучшения работы Отличниками боевой и политической подготовки и распростране­ ния их опыта.-Особое внимание najyrnflnoe бюро уделяет определению конкретного за­ дания для каждого коммуниста, контролю их выполнения. Принятые собранием решения настой­ чиво претворяются в жизнь. Например, после того, как были обсуждены мероприя­ тия партийной организации но обеспечению ведушей роли коммунистов в выполнении очередной учебной задачи, секретарь пар­ тийного бюро тов. Оболенцев поручил ком­ мунистам Коваленко, Рожко, Павлюдову, Измайлову, Понпзову, Дмптриеико раз’яс- аять на боевых постах требования очеред- Генерал-майор В. Л ЕБ ЕД ЕВ . пой учебной задачи и условия ее проведе­ ния. Коммунисты раз’ясняли всему лично­ му составу обязанности каждого воина честно выполнять воинский долг, настой­ чиво изучать боевую технику, укреплять дисциплину и добиваться отличных боевых и политических знаний. Беседы проводи­ лись на каждом боевом посту, ипогда с 2— 3 человеками. Благодаря своей конкрет­ ности п убедительности' они доходят до глубокого сознания каждого матроса и старшины. Постоянной заботой секретаря и членов партийного бюро является развитие крити­ ки и самокритики в партийной организа­ ции и на этой основе — ликвидация не­ дочетов в военно-политическом воспитании личного состава. В беседе с секретарем партийного бюро тов. Обаленцевым коман­ дир корабля обратил внимание на слабую работу с личным составом коммунистов старшин Берсеныева я Шишкова. Тов. Обо­ ленцев поговорил с ними и выяснил, что причины слабой работы этих товарищей кроются в их личной недостаточной дис- циплшшрованнзости и подтянутости. Было решено заслушать на заседании партийно­ го бюро доклады тт. Берсеньева и Шишко­ ва о их работе с подчиненными. Члены бю­ ро резко критиковали недостаточную ини­ циативность и отсутствие энергии в работе коммунистов Берсеньева и Шишкова, раз’- яснили им, какие требования пред’являют- ся сейчас к партийной организации кораб­ ля, -к каждому коммунисту в отдельности. Партийное бюро в своем решении потребо­ вало от них примерности в службе н лич- пой дисциплине и указало, кто из комму­ нистов и какую работу, проводит в отделе­ ниях этих старшин. В результате критики и товарищеской помощи старшины Берсеньев и Шишков за­ метно улучшили работу в отделениях. Пар­ тийное бюро, заботясь о высоком уровне боевой подготовки, продолжало помогать в работе этим коммунистам. Как правило, очередные зада§д партий­ ной организации командир корабля <Я5’яс- няет не одному секретарю, но п всем 1 чле­ нам партийного бюро, рассказывает, что конкретно нужно сделать, выслушивает мнение члено^ бюро, советуется с ними, как лучше обеспечить отработку учебной задачи. •Получив указания командира, партийное бюро стремится всю партийно-политическую работу по обеспечению плана боевой подго­ товки сделать дифэрекцированцой, чтобы проводилась она раздельно с людьми раз­ личных специальностей. Коммунисты элек­ тромеханической части, например, полу­ чают задания по обеспечению безаварийной работы механизмов, бесперебойной подачи электроэнергии-ц воздуха; коммунистам- связистам поручено обеспечить бдительное пссение вахты и бесперебойную связь; -кон­ кретные поручения партийного бюро в со­ ответствии с задачами своей боевой части, своего поста, отделения даны и коммуни­ стам группы движения, артиллеристам, штурманам, а также и коммунистам 'других специальностей. Такая организация поли­ тического % обеспечения боевой подготовки 'конкретно помогает каждому (командиру в решении поставленных задач по успешно­ му выполнению плана боевой учебы. Являясь опорой М помощником комапди­ ра, партийное бюро добивается пример­ ности каждого коммуниста в учебе и дис­ циплине, обязывает пх повседневно рабо­ тать с беспартийными, подтягивая отстаю­ щих. Указал ли командир на отставаиие того или иного матроса в учебе или об этом сами коммунисты рассказали членам бюро — 1 тотчас принимаются самые энерглчпые меры к тому, чтобы помочь отстающему товарищу, воспитать из пего отличного специалиста. Матрос Терещенко плохо знал материаль­ ную часть орудия'л ему трудно давалась специальность Заводчика. К тов. Терещен­ ко был прикреплен член партии тов. Кова­ ленко. Все свое свободпое время тов. Кова­ ленко посвятил выполнению этого партий­ ного задания. Он детально об’ясиял матросу материальную часть орудия, принципы ее взаимодействия, рассказывал, в чем состоят обязанности наводчика, тренировал его и добился, что вскоре фамилию Терещепко стали называть в ряду передовых воннов корабля. Матросы Руднев и Вешкип также отста­ вали в учебе, хотя они стараются само­ стоятельно овладеть своей специальностью. Партбюро поручило коммунисту Чупахину заняться с матросами Рудневым и Ветки­ ным. Тов. Чупахшг кропотливо изучал с матросами инструкции р наставления, раз’- ясиял непонятные вопросы, тренировал обоих матросов н добился, что вскоре они стали отличниками. Подтягивая отстающих до уровня пере­ довых воинов, партийное бюро особое вни­ мание уделяет пропаганде опыта отлични­ ков боевой и политической подготовки, их достижений и мастерства. С этой целью на корабле проводятся, например, собрания от­ личников. Деятельное участие в подготов­ ке этих собраний принимают коммунисты. Они помогают отличникам готовиться к выступлению на собрании, изучают их опыт и популяризируют его в печати, в «Боевых листках», в беседах с личным со­ ставом и через другие формы массово-по­ литической работы. Партийное бюро, например, рекомендо­ вало комсомольским организациям боевых частей обсудить на открытых собраниях вопрос: «Служить Родине так, как служат наши отличники». Собрания привлекли внимание всего личного состава и прошли интересно и содержательно. Коммупист офицер Жуков, выступая на комсомольском собрании своей боевой части с докладом «Служить Родине так, как служат [ком­ сомольцы-отлнчнпки Зпмовчепко и Шеп- туп», доходчиво рассказал, как эти комсо­ мольцы добились высоких показателей в учебе и дисциплине. Тов. Жуков показал карточки взысканий и поощрений обоих воинов, в них записано по 22 поощрения и ни одного взыскания за весь период служ­ бы Зимовченко и Шеаггуна. Такие собрания* имеют большое значение в мобилизации матросов па борьбу за высо­ кие показатели в учебе и дисциплине. Пос­ ле собраний, как правило, командир 'кораб­ ля беседует с членами комсомольского бю­ ро; он указывает на необходимость усиле­ ния помощи молодым воинам со стороны комсомольцев. «'Ведите работу с отстающи­ ми по примеру члена бюро отличника Пе- релетова», — обычно говорит командир. Тов. Перелетов многим, ранее отстававшим матросам помог стать передовиками. В воспитании отличников большое зна­ чение имеет и посылка писем их родите­ лям, на заводы я в колхозы, откуда эти товарищи пришли служить на флот. Пар­ тийное бюро уделяет серьезное внимапие пропаганде текста посылаемых и получае­ мых в ответ писем. Большое внимание уделяет партийная организация воспитанию личного состава на революционных и боевых традициях Ар­ мии и Флота, пропаганде опыта. Великой I Отечественной воины. Хорошо прошел ве­ чер личного состава па тему: «Ленин п ,Сталин о моральном облике советского вои- ;на». Партийная организация тщательно го- ‘товилась к вечеру, вопрос о нем обсуждал­ ся на партийном активе. Коммунисты писа­ ли лозунги, плакаты, составляли диаграм­ мы; особенно любовно сделана витрина от­ личников боевой и политической учебы, в помещении были вывешены портреты Ге­ роев Советского Союза. Содержательный доклад заместителя командира корабля по политической части вызвал оживленные прения. В докладе п выступлениях глубоко отражены высказы­ вания создателей и организаторов вСовет­ ской Армии и Советского Флота — ’Ленина и Сталина — о моральном облике ' воина Советских Вооруженных Сил, воина—осво­ бодителя п друга угнетенных пародов. Вы­ ступавшие ярко показали, как с первых дпей организации Армии и Флота Лещш и Сталин заботились об пх укреплении, о воспитании и закалке советских воинов. Пропагандируя боевые п революционные традиции, коммунисты по поручению пар­ тийного бюро проводят для личного соста­ ва доклады и беседы на темы: «Боевая слава гвардейцев», «Наш флот в Великой Отечественной войне», «Учиться тому, что требуется ага войне», «Честпость и правди­ вость — неот’емлемое качество совет­ ского воина», «Как должен вести себя со­ ветский моряк на берегу», «О советской военной гордости», «Революционные тра­ диции военных моряков» и по другим важ­ ным вопросам. Повседневно и конкретно организуя ра­ боту по военпо-лолигическому воспитанию лнчпого состава, мобилизуя экипаж кораб­ ля па борьбу за высокие показатели л бое­ вой и политической подготовке, партийная организация все своп действия, все силы коммунистов направляет иа помощь коман­ диру, на решение’ всех задач, поставлен­ ных перед кораблем. Педавно личный состав корабля отлично выполнил очередную задачу боевой подго­ товки, показал высокую выучку и органи­ зованность, за что командующий об’явил экипажу благодарность. В достижении этих выооких показателей большая заслуга партийной организации корабля п ее секретаря офицера Оболенце- ва. Успех в работе этой парторганизации достигнут п благодаря тому, что командир корабля пе только умело направляет дея­ тельность партийной организации, пе толь­ ко опирается на нее, но и оам пртгнмпет активное участие в партийной жизни, свя­ зан с личным! составом и прежде всего с партийным и комсомольским активом. По­ этому он и добился заметных успехов в боевой л политической подготовке, в ук­ реплении дисциплины личного состава. Так, опираясь во всей своей деятельно­ сти на партийные организации, под­ крепляя своп знания и опыт, свою волю силой партийного коллектива, наши командиры сумеют с честью выполнить все задачи, поставленные перед флотом па летний период. Учиться настойчиво и напряженно Пастойчпвой учебой, успехами в боевой п политической подготовке комсомолец матрос Староверов добился звания от­ личника. За это его ценил весь личный со­ став подразделения. Командование, видя заслуги Староверо­ ва, назпачнло его на должность командира отделения. Вскоре ему было присвоено зва- нле старшины 2 статья. Староверов | не ослабил настойчивости и упорства в . учебе. Оп ешс с большим желанием и чув-1 стоом ответственности взялся за обучение • ПОДЧИЩЕННЫХ. Вскоре его отделение стало передовым в ; группе. Но та<к длилось иг очень долго. I Староверов зазнался и снизил требовате.ть -' пость к подчиненным, меньше стал уде­ лять внимания матросам, перестал повсе­ дневно укреплять дисциплину в отделении. В результате матрос ЗКащаров был снят с. вахты за курение в неположенном месте. Но Староверов не прядал этому' особого значения. Ои не только не наказал Жан- дарова. а даже не поговорил с ним. Старшина снизил упорство и в учебе по специальности. Подчиненные стали забы­ вать действие отдельных деталей. Меньше стал уделять старшина внимания трени­ ровкам личного состава на боевом посту. Тренировки проводились нецелеустремлен­ но. Староверов не стал проверять выпол­ нение отданных приказаний шотинапным. Матросы почувствовали отсутствие контро­ ля со стороны своего начал«ника. В ре­ зультате ослабла дисциплина, некоторые стали относиться к "елу спустя рукава, допускать грубость со старшими, наруше­ ние распорядка дня. Зазнайство, успокоение па достигнутом, отсутствие требовательности тгрттвели Ста­ роверова к плохим результатам — из' пе­ редовых отделение становится отстаю­ щим. Вот пример, показывающий, к чему приводит зазнайство. Чтобы успешно вы­ полнять поставленные задачи, надо учить­ ся настойчиво и напряженно. . Л. МИХАЙЛОВ. Повседневно руководить комсомольской работой Партийное руководство, учит товарищ Сталин, есть самое важное условие успеш­ ной (работы •комсомола. Сейчас особое зна­ чение приобретает партийное руководство комсомольскими организациями в деле вы­ полнения -решений XI с’езда ВЛКСМ. Партийная организация, где секретарем тов. Апатов, этому ответственному участку своей деятельности не уделяет должного внимания. Она не подхватила инициативу других партийных организаций, не обсу­ дила па своем собрании итоги работы XI с’езда ВЛКСМ, не наметила практических мероприятий по оказанию помощи^ комсо­ мольцам в осуществлении решений с’езда. В результате отсутствия руководства со стороны партийного бюро в работе комсо­ мольской организации имеются существен­ ные недостатки. Секретарь комсомольской организации тов. Душил, только спустя два с лишним месяца после окопчанпя работы^ XI с’езда ВЛКСМ, поставил иа заседании бюровопрос о иропатанде решений с*езда. После засе­ дания (работа пескольш оживилась. Но все дело сводилось «к громким читкам материа- лов с’езда. Бюро комсомольской организации реши­ ло обсудить на собрании итоги XI с’езда ВЛКСМ 20 1 мая. По выделенный в качестве докладчика тов. Чебукин срочно выбыл и собрание не состоялось. Кстати сказать, Чебукина (никто не предупредил ю том, что он должен выступить на собрании. Парт­ организация не пришла на помощь Души- згу, не поручила другому «коммунисту сде­ лать доклад па комсомольском собрании. Собрание было перенесено иа июнь. Разве здесь нет коммунистов, которые могли бы помочь молодежи изучать и ре­ шать задачи, поставленные перед нею XI с’ездом ВЛКСМ? Они есть. По тов. Апа­ тов пе использует их для оказания помощи в работе комсомольской организации, не дает им партийных поручений. Об отрыве партийной организации от руководства комсомолом свидетельствуют и планы работы. Ллай (комсомольской ор­ ганизации составляется непродуманно. Ме­ роприятий в нем намечено настолько мало, что они, естественно, и/е отражают тех Ба­ дан, которые должны решать комсомольцы. Причем, мероприятия здесь намечаются неконкретно и подчас они не соответст­ вуют задачам, стоящим перед подраз­ делением. Ответственные за проведе­ ние мероприятий намечаются без согласо­ ванности с ними, даже без предупреждения. В результате имеются случаи срыва плана. Хуже того, секретарь комсомольской органпзащш механически переносит невы­ полненные пункты пз осиного месячного плана в другой. Тов. Душил утверждает, что свой план он согласовывает с секрета­ рем партийной организации. Фаллы, при­ веденные выше, свидетельствуют об обрат­ ном. А если он и согласовывает, то ре­ зультаты не делают чести ни комсомоль­ скому. ни партийному руководителям. Отсутствие контроля и помощи комсо- мольской организации со стороны партий­ ной организации в составлении и выполне­ нии месячных планов ггриводит к серьез­ ным недостаткам в политико-воспитатель- иой работе среди комсомольцев. Так, меро­ приятия по изучению членами ВЛКСМ до­ клада тов. Михайлова на XI с’езде ВЛКСМ были запланированы на май. Эти же мероприятия оказались в плане и на июнь, ибо в мае они не были проведены. В работе комсомольской организации есть и другие недостатки. Коммунисты не замечают их, пе принимают мер для их ликвидации. Так, например, ввиду отсут­ ствия руководства, контроля и помощи со стороны коммунистов комсомольская орга­ низация слабо решает задачу повышения идейно-политического уровня членов ВЛКСМ. Да сих пор не ^создан кружок по изучению принятого XI с’ездом Устава ВЛКСМ. Необходимость коренного улучшения ра­ боты комсомольской организации и помощи ей со стороны коммунистов очевидна. Лейтенант П. ПЕТРУХИН. Лейтенант В. БИЗКЖОВ. -О- За высокую успеваемость Политические занятия являются в Воо­ руженных Силах основной формой воспи­ тания военнослужащих в духе преданно­ сти своей Родине, честного служения паро­ ду. Военнослужащий, который добросове­ стно овладевает политическими знаниями, всеща в курсе всех событий в стране, от­ лично разбирается в международном поло­ жении, дисциплинирован л исполнителен на службе, опрятеи в быту. Понимая значение политических заня­ тий, большинство наших матросов .до­ бросовестно изучает материал, который им преподают. Взять для примера таких воинов, как старшие матросы Клюквин и Артемьев. Они на занятиях внимательно слушают руководителя, делают при этом соответствующие записи в тетрадях. Они много занимаются самостоятельно, состав­ ляют аккуратные конспекты по каждой теме. Во время бесед «как Клюквин, так н Артемьев выделяются своей активностью, на все вопросы, поставленные руководите­ лем, они дают четкие и правильные отве­ ты. Хорошо Занимаются также старшие матросы Бакашов, Свекольников и другие. Матрос Тюрин плохо занимался. Руко­ водитель группы старший лейтенант Смир­ нов установил над ним особый контроль, побеседовал с нем, раз’яснпл значение за­ нятий. Теперь матрос Тюрип учится на­ много лучше. Но есть еще матросы, которые несерьез­ но относятся к учебе. Старшие матросы Зудин и Рыбкин всеми путями стараются увильнуть от занятий, ссылаясь на свою загруженность в работе по специальности. А старшина труппы старшина 1 статьи Копытов мало обращает внимания на то, как его подчиненные занимаются', иногда сам срывает tlx учебу, посылая по дру­ гим делам. Нужно всем отстающим взяться поусерд­ ней за изучение всего материала, входяще­ го в программу. Отличники учебы должны помочь ггм в этом. \ Следует и комсомольской организации актггж.'ее вмешиваться в ход политзаня­ тий, чаще интересоваться, как учатся комсомольцы. Старшина 2 статьи Н. ВОРОБЬЕВ. Помощник руководителя политзанятий Сержант Дайнеко, отличник боевой п по­ литической подготовки, работает помощни­ ком- руководителя политзанятий. Он любит свое дело и уделяет миого внимания помо­ щи* отстающим товарищам и тем, кго но какой-либо причине пропустил занятие. Ha-днях он провел с -солдатами Ду- харкиным, Добрыниным и другими беседу о пашем государстве, о преимуществах со­ циалистического строя перед ctpgcm капи­ талистическим, о самоотверженном труде советского парода, о его упорной борьбе за досрочное выполнение послевоенной сталин­ ской пятилетки. Подобные беседы сержапт Дайнеко про­ водит часто, оказывая большую помощь руководителю политзанятий в его борьбе за высокую успеваемость слушателей. Сержант Дайпеко имеет ряд благодар­ ностей от командования. За отличную служ­ бу ему был предоставлеп краткосрочный отпуск. Ефрейтор В. УСАЧЕВ. Ваенга должна быть образцовым поселком Если пройтись по поселку Ваенга и вни­ мательно его осмотреть, предстанет непри­ глядная картина- — -много мусора, грязи и всякого хлама. Создается впечатление, что многие жители и организации не забо­ тятся о соблюдении чистоты около своих зданий. Если, например, начальник жи- лищно-коммупальпой конторы тов. Стром задался целью несколько убрать террито­ рию вокруг принадлежащих ему домов, то вывести этот мусор он не удосужился. Подобное, если не хуже, происходит и у строителей. Опи обычно не очищают тер­ риторию вокруг возведе 1 гных зданий, а оставляют па ней много цепного строитель­ ного материала. У одного пз деревянных домов, сданного в экенлоатацию органи­ зацией. гдо начальником тов. Кононов, еще в начале этого года, до сих пор валяется несколько сот штук хорошего кирпича, це­ мент и т. д. Почти по всей территории Ваенги много разбросано различного рода металлолома. А ведь все это можно собрать и использовать для дела.- ‘ . . . Причиной загрязнения поселка нередко служит неряшливость иных жителей. В частности, некоторые из них самовольно строят возле жилых домов всякого рода са­ райчики, коровники, свинарники, которые, понятно, лишь вредят делу’ благоуст­ ройства поселка. 1Всем этим недостачам тгужно положить конец. Жители поселка Ваенги по примеру многих городов, посел­ ков п сел нашей страны должны навести образцовый порядок. Поселковому Совету и профсоюзным ор­ ганизациям путем разделительной раб<н ты надо привлечь жителей Ваешн для работ в свободное время по бла­ гоустройству поселка. Одновременно с • этим следует обязать строителей, убирать после работы территорию вокруг вновь вы­ веденных зданий. Надо позаботиться и об озеленении поселка. Кстати сказать, неко­ торые учреждения проявили в этоц отно­ шении хорошую инициативу, посадив око­ ло своих зданий деревья, разбив клумбы. Пе так давно на центральной улице на клумбы высажены цветы, посажеяьг деревья. Но, к сожалению, этот, достойный подражания почин подхвачен еще далеко’ не всеми. У нас «есть все возможности для того, чтобы справиться с задачами до благо­ устройству поселка. Нужно сделать так, чтобы Ваенга стала образцовым и куль?... турным поселком.. 3. ВЕЙНГЕР. —о— По следам наших выступлений . „Нет ни лекций, ни кино К Под таким заголовком была помещена в нашей газете 71 с. г. корреспонден­ ция старшего матроса Истомина. Воен­ кор писал, что досуг личного состава под­ разделения пе организован, продолжи­ тельное время воины не имеют возможно­ сти посмотреть кинокартину, послушать лекцию. На опубликованию заметку в редакцию поступил ответ, в (котором сообщается, что факты, указанные в корреспонденции, име­ ли место. 'В настоящее время оборудована ■комната полпшко-ттросветработы, имеются настольные игры, установлен" биллиард. По инициативе комсомольской организа­ ции построена спортивная площадка, лич­ ный состав смотрит кинофильмы в базо­ вом матросском клубе. Читаются лекции. Ш К О Л А М А С Т Е Р С Т В А За плечами старшего лейтенанта Авдеева — боевая служба в дни Великой Отечест­ венной войны л опыт командпра-вос- питателя в iMnpuoe время. А1ы застали его среди летчиков своего подразделения. Он стоял, держа в руках два^блестящих маке­ та самолетов-истребителей, п говорил: — Надо противнику навязывать свою волю, <пе давать ему разгадывать маневр, не ждать, когда он зайдет в хвост... Го­ товясь к атаке, надо суметь молние­ носно оценпть обстановку п использовать облака, еслп онп есть, зайти со стороны солнца, п во что бы то ни стало нанести удар противнику. Теоретические занятия шли к концу'. В окно ворвалось яркое солнце, погода, бы­ стро улучшалась. Дредстоялп полеты. — Вот так и живем, — первым загово­ рил Авдеев, — днем летаем, спорют, учим ДРУГ друга, делимся опытом, вечером чи­ таем, смотрим кино, опять спорим. Направляясь вместе на аэродром с глядя на стройную широкоплечую фигуру летчи­ ка, на его твердую походку, мы невольно вспомнили 1944 год. ...Стоял холодный полярный . ноябрь. В кабине одною самолета сидел Авдеев, в трех других — его осевые друзья Алек­ сандров, Головаще.ш,-о, Гаврилов. Ракета нолоспула холодный воздух, гг четыре пило­ та ушли в ледяной простор неба, где, но данным разведки, над i>acположением на­ ших войск появилась большая группа 'не­ мецких самолетов. Вдруг в наушниках Авдеев услышал го­ лос Александрова: — Вижу -выше нас группу самолетов врага... Авдеев уже и сам заметил труппу не­ мецких бомбардировщиков, шедших иод прикрытием шести «МЕ-109» и двух «Фокке-Вулъф— 190». Раздумывать было некогда, исход боя решала каждая секун­ да. Авдеев начал набирать высоту. Было трудно за несколько секунд набрать нуж­ ную (высоту и оказаться выше врага: вы­ сота затрудняла дыхание, шумело в ушах, часто билось сердце. Расстояние быстро сокращалось... Нем­ цы уже заметили наших истребителей, за­ вязался воздушный бой. Авдеев подходит к ведущему группы «Мессершмпттов», на­ лагает на гашетки. Пу.р лежаться в цель. Вот самолет врага задымился и резко до­ шел к земле. Авдеев делает новый заход и атакует снова. Его трассы скользнули по медленно набиравшему высоту немецкому истреби­ телю. Затем круто развернулся, атаковал еще раз, прострочив зражескую машину несколькими очередями из всего оружия. Но в это время вражеский снаряд попал в истребитель Авдеева. Самолет с силой отбросило в сторону, а затем он стал бес­ порядочно надать вниз. Осколком снаряда Авдеев был ранен в правое плечо. Понадо­ бились огромная сила воли п умение, что- |бы самолет довести и посадить на свой I аэродром. Мстя за своего командира, летчик Борис Александров сбил в этом жа-рком бою еще один вражеский истребитель. За храбрость и мужество, нрояв.тенпьте в воздушном бою, Авдеев заслужил высокую правительствен­ ную награду — орден Красного Знамени п благодарность командующего. После ращения, полученного в бою, Ав­ деев скоро вернулся из госпиталя в свою часть н снова окунулся в кипучую рат­ ную жизнь. Дежурство на самолете, поле­ ты, встречи с врагом, воздушные бон... Он поднимался в воздух уже иным—возму­ жавшим, повзрослевшим, полным решимо­ сти п отвага. На боевом счету у него уже было 3 сбитых немецких (самолета. Так проходили месяцы. Победой окон­ чилась война..У Авдеева стал вырабаты­ ваться свой воздушный «почерк», своя манера- пилотировать. Пелегко и не сразу пршцло это умение. Оно отщлифовшалось в упорной учебе, вырабатывалось в возду­ хе и за учобюгками. Все волновавший его вопросы оп старался запомнить и находил им решение, сидя за книгой. Оц брал «Так­ тику истребительной авиации», брошюру Покрышкина «Высота, скорость, маневр, ошгь», статьи Кожедуба, изучал приемы и тактику нх боев, перенимал все, что могло пригодиться ему в дальнейшем. Как хорошие семена, упавшие на возде­ ланную почву, дают обильные всходы, так и советы бывалых летчиков глубоко запа­ дали в память Авдеева и плодотворно сказывались иа его летной работе. В пору мирной учебы график каждого дня точно расчерчен. Полеты. Теория. Практические занятия по дисциплинам. Политическое образование. Напряженный : труд п разумный отдых. И день, начавший­ ся рано утром полетом и заканчивающийся вечерней поверкой, заполнен у личного со­ става доотказа. Авдеев много работает над своим воен-< ным и политическим образованием. В его учебе теория и практика неразрывны. Пх соединение дает отличные результаты. Ав­ деев — способный летчик, примерный командир. Война и учеба в мирные дни не прошли! даром. Иван Авдеев нроше.г хорошую ihkih .ту, стал зрелым воином. Старший лейтенант Д. ЛЕМБЕРГ.,

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz