На страже Заполярья. 1949 год. Июль.
13 июля 1949 г., № 163 (3468). НА С Т Р А Ж Е З А П О Л Я Р Ь Я 5 Партийная организация опора командира Летнзй период обучения личного соста ва дояжен сыграть решающую роль в *ы- нояиенни всех задач, поставленных перед Военно-Морским Флотом. Совершенствова ние военных и политических знаний .ма тросов, старшин и офицеров флота, успеш ное изучение новой боевой техники, все мирное повышение бдительности п укреп ление дисциплины — таковы основные ус ловия дальнейшего усиления боеготовности кораблей и частей. Ответственность за успешное выполне ние этих больших еадач ложится прежде всего на командиров. Они отвечают за все стороны жизни зг учебы, политическое воспитание, высокую дисциплинирован ность. моральную сплоченность личного состава, его высокую боевую и мобилиза ционную готовность. Успешно репгнть эти ответственные за дачи каждый командир сумеет, если в сво ей повседневной деятельности будет опи раться на политорганы п партийные орга низации. Весь опыт боевой подготовки лич ного состава со всей убедительностью под тверждает, что судьба успешного решения любой учебной задачи зависит прежде все го от того, насколько умело опирается командир на политорганы, насколько умело использует он силы и авторитет партий ной организации. Коммунисты — главная опора команди ра. Ог первичной партийной организации требуется,-чтобы каждый коммунист не на словах, а на деле оправдывал свою передо вую роль, чтобы он ва деле был организа тором п вожаком! масс, вдохновлял их на преодоление всех трудностей походно-бое вой жизни, на высокие показатели в учебе н дисциплине. Личный пример — великая сила. Аван гардная роль коммуниста на флоте заклю чается не только в том, что он сам честно выполняет служебные обязанности, но и порет моральную ответственность за состоя ние своей части, своего корабля. Вонн- коммуплст настойчиво работает над тем, чтобы поднять отстающих до уровня пе редовиков, добивается общего под’ема. В этом повседневно помогает ему партийная организация, деятельность которой всегда целеустремленна, план ее работы ясен и че ток и направлен на осуществление глав ных, решающих вопросов, которые стоят перед частью, кораблем. Каждый комму нист, независимо от занимаемой должности и от воинского звания, изо дня в день на правляет свои силы и старания, чтобы еще выше поднять качество боевой и по литической подготовки, укреппть порядок и дисциплину. Для партийной организации быть опо- |кш командира. — значит всегда видеть, учитывать в распространять все положи тельное, хорошее, ценное, подмечать и устранить недостатки, тормозящие успеш ное двЕжение вперед. Командиры, повсе дневно опираясь па партийные организа ции, ставят перед ними конкретные зада чи, во-время подсказывают, на что надо дедать основной упор па том пли илюм эта пе боевой учебы. Обязанность командира заключается не только в том, чтобы по знакомить секретарей партлйпьгх органи заций с общив*и задачами, стоящими перед кораблем, но и конкретно указать, какая ему помощь нужна, в чем именно она долж на быть выражена. Силой своего авторите та и зданий командиры всячески поддер живают и поощряют ценную инициативу коммунистов, все делают для повышения роли партийных организаций в повседнев ной жизни и учебе личного состава кораб лей и частей. Хорошим примером может служить пар тийная организация, где секретарем парт бюро офицер Оболенцев. Она на деле яв ляется верной опорой комапдира. Добилась она этого потому, что командир корабля не только информирует партийное бюро об очередных задачах, по и советует, как нужно .строить партийную работу, чтобы успешно выполнить эти задачи. Такими совместными, дружными усилиями они добиваются прекрасных результатов. Партийная организация деятельно помо гает командиру в воинском и полггтпчсском воспитании личного состава и .мобилизации его на борьбу ва высокие показатели в бое вой и политической учебе, дисциплине. На партийных собраниях и заседаниях бюро регулярно обсуждаются вопросы воинского Й политического воспитания личного со става, обеспечения авангардной роли ком-' мунистов в учебе и дисциплине, задата улучшения работы Отличниками боевой и политической подготовки и распростране ния их опыта.-Особое внимание najyrnflnoe бюро уделяет определению конкретного за дания для каждого коммуниста, контролю их выполнения. Принятые собранием решения настой чиво претворяются в жизнь. Например, после того, как были обсуждены мероприя тия партийной организации но обеспечению ведушей роли коммунистов в выполнении очередной учебной задачи, секретарь пар тийного бюро тов. Оболенцев поручил ком мунистам Коваленко, Рожко, Павлюдову, Измайлову, Понпзову, Дмптриеико раз’яс- аять на боевых постах требования очеред- Генерал-майор В. Л ЕБ ЕД ЕВ . пой учебной задачи и условия ее проведе ния. Коммунисты раз’ясняли всему лично му составу обязанности каждого воина честно выполнять воинский долг, настой чиво изучать боевую технику, укреплять дисциплину и добиваться отличных боевых и политических знаний. Беседы проводи лись на каждом боевом посту, ипогда с 2— 3 человеками. Благодаря своей конкрет ности п убедительности' они доходят до глубокого сознания каждого матроса и старшины. Постоянной заботой секретаря и членов партийного бюро является развитие крити ки и самокритики в партийной организа ции и на этой основе — ликвидация не дочетов в военно-политическом воспитании личного состава. В беседе с секретарем партийного бюро тов. Обаленцевым коман дир корабля обратил внимание на слабую работу с личным составом коммунистов старшин Берсеныева я Шишкова. Тов. Обо ленцев поговорил с ними и выяснил, что причины слабой работы этих товарищей кроются в их личной недостаточной дис- циплшшрованнзости и подтянутости. Было решено заслушать на заседании партийно го бюро доклады тт. Берсеньева и Шишко ва о их работе с подчиненными. Члены бю ро резко критиковали недостаточную ини циативность и отсутствие энергии в работе коммунистов Берсеньева и Шишкова, раз’- яснили им, какие требования пред’являют- ся сейчас к партийной организации кораб ля, -к каждому коммунисту в отдельности. Партийное бюро в своем решении потребо вало от них примерности в службе н лич- пой дисциплине и указало, кто из комму нистов и какую работу, проводит в отделе ниях этих старшин. В результате критики и товарищеской помощи старшины Берсеньев и Шишков за метно улучшили работу в отделениях. Пар тийное бюро, заботясь о высоком уровне боевой подготовки, продолжало помогать в работе этим коммунистам. Как правило, очередные зада§д партий ной организации командир корабля <Я5’яс- няет не одному секретарю, но п всем 1 чле нам партийного бюро, рассказывает, что конкретно нужно сделать, выслушивает мнение члено^ бюро, советуется с ними, как лучше обеспечить отработку учебной задачи. •Получив указания командира, партийное бюро стремится всю партийно-политическую работу по обеспечению плана боевой подго товки сделать дифэрекцированцой, чтобы проводилась она раздельно с людьми раз личных специальностей. Коммунисты элек тромеханической части, например, полу чают задания по обеспечению безаварийной работы механизмов, бесперебойной подачи электроэнергии-ц воздуха; коммунистам- связистам поручено обеспечить бдительное пссение вахты и бесперебойную связь; -кон кретные поручения партийного бюро в со ответствии с задачами своей боевой части, своего поста, отделения даны и коммуни стам группы движения, артиллеристам, штурманам, а также и коммунистам 'других специальностей. Такая организация поли тического % обеспечения боевой подготовки 'конкретно помогает каждому (командиру в решении поставленных задач по успешно му выполнению плана боевой учебы. Являясь опорой М помощником комапди ра, партийное бюро добивается пример ности каждого коммуниста в учебе и дис циплине, обязывает пх повседневно рабо тать с беспартийными, подтягивая отстаю щих. Указал ли командир на отставаиие того или иного матроса в учебе или об этом сами коммунисты рассказали членам бюро — 1 тотчас принимаются самые энерглчпые меры к тому, чтобы помочь отстающему товарищу, воспитать из пего отличного специалиста. Матрос Терещенко плохо знал материаль ную часть орудия'л ему трудно давалась специальность Заводчика. К тов. Терещен ко был прикреплен член партии тов. Кова ленко. Все свое свободпое время тов. Кова ленко посвятил выполнению этого партий ного задания. Он детально об’ясиял матросу материальную часть орудия, принципы ее взаимодействия, рассказывал, в чем состоят обязанности наводчика, тренировал его и добился, что вскоре фамилию Терещепко стали называть в ряду передовых воннов корабля. Матросы Руднев и Вешкип также отста вали в учебе, хотя они стараются само стоятельно овладеть своей специальностью. Партбюро поручило коммунисту Чупахину заняться с матросами Рудневым и Ветки ным. Тов. Чупахшг кропотливо изучал с матросами инструкции р наставления, раз’- ясиял непонятные вопросы, тренировал обоих матросов н добился, что вскоре они стали отличниками. Подтягивая отстающих до уровня пере довых воинов, партийное бюро особое вни мание уделяет пропаганде опыта отлични ков боевой и политической подготовки, их достижений и мастерства. С этой целью на корабле проводятся, например, собрания от личников. Деятельное участие в подготов ке этих собраний принимают коммунисты. Они помогают отличникам готовиться к выступлению на собрании, изучают их опыт и популяризируют его в печати, в «Боевых листках», в беседах с личным со ставом и через другие формы массово-по литической работы. Партийное бюро, например, рекомендо вало комсомольским организациям боевых частей обсудить на открытых собраниях вопрос: «Служить Родине так, как служат наши отличники». Собрания привлекли внимание всего личного состава и прошли интересно и содержательно. Коммупист офицер Жуков, выступая на комсомольском собрании своей боевой части с докладом «Служить Родине так, как служат [ком сомольцы-отлнчнпки Зпмовчепко и Шеп- туп», доходчиво рассказал, как эти комсо мольцы добились высоких показателей в учебе и дисциплине. Тов. Жуков показал карточки взысканий и поощрений обоих воинов, в них записано по 22 поощрения и ни одного взыскания за весь период служ бы Зимовченко и Шеаггуна. Такие собрания* имеют большое значение в мобилизации матросов па борьбу за высо кие показатели в учебе и дисциплине. Пос ле собраний, как правило, командир 'кораб ля беседует с членами комсомольского бю ро; он указывает на необходимость усиле ния помощи молодым воинам со стороны комсомольцев. «'Ведите работу с отстающи ми по примеру члена бюро отличника Пе- релетова», — обычно говорит командир. Тов. Перелетов многим, ранее отстававшим матросам помог стать передовиками. В воспитании отличников большое зна чение имеет и посылка писем их родите лям, на заводы я в колхозы, откуда эти товарищи пришли служить на флот. Пар тийное бюро уделяет серьезное внимапие пропаганде текста посылаемых и получае мых в ответ писем. Большое внимание уделяет партийная организация воспитанию личного состава на революционных и боевых традициях Ар мии и Флота, пропаганде опыта. Великой I Отечественной воины. Хорошо прошел ве чер личного состава па тему: «Ленин п ,Сталин о моральном облике советского вои- ;на». Партийная организация тщательно го- ‘товилась к вечеру, вопрос о нем обсуждал ся на партийном активе. Коммунисты писа ли лозунги, плакаты, составляли диаграм мы; особенно любовно сделана витрина от личников боевой и политической учебы, в помещении были вывешены портреты Ге роев Советского Союза. Содержательный доклад заместителя командира корабля по политической части вызвал оживленные прения. В докладе п выступлениях глубоко отражены высказы вания создателей и организаторов вСовет ской Армии и Советского Флота — ’Ленина и Сталина — о моральном облике ' воина Советских Вооруженных Сил, воина—осво бодителя п друга угнетенных пародов. Вы ступавшие ярко показали, как с первых дпей организации Армии и Флота Лещш и Сталин заботились об пх укреплении, о воспитании и закалке советских воинов. Пропагандируя боевые п революционные традиции, коммунисты по поручению пар тийного бюро проводят для личного соста ва доклады и беседы на темы: «Боевая слава гвардейцев», «Наш флот в Великой Отечественной войне», «Учиться тому, что требуется ага войне», «Честпость и правди вость — неот’емлемое качество совет ского воина», «Как должен вести себя со ветский моряк на берегу», «О советской военной гордости», «Революционные тра диции военных моряков» и по другим важ ным вопросам. Повседневно и конкретно организуя ра боту по военпо-лолигическому воспитанию лнчпого состава, мобилизуя экипаж кораб ля па борьбу за высокие показатели л бое вой и политической подготовке, партийная организация все своп действия, все силы коммунистов направляет иа помощь коман диру, на решение’ всех задач, поставлен ных перед кораблем. Педавно личный состав корабля отлично выполнил очередную задачу боевой подго товки, показал высокую выучку и органи зованность, за что командующий об’явил экипажу благодарность. В достижении этих выооких показателей большая заслуга партийной организации корабля п ее секретаря офицера Оболенце- ва. Успех в работе этой парторганизации достигнут п благодаря тому, что командир корабля пе только умело направляет дея тельность партийной организации, пе толь ко опирается на нее, но и оам пртгнмпет активное участие в партийной жизни, свя зан с личным! составом и прежде всего с партийным и комсомольским активом. По этому он и добился заметных успехов в боевой л политической подготовке, в ук реплении дисциплины личного состава. Так, опираясь во всей своей деятельно сти на партийные организации, под крепляя своп знания и опыт, свою волю силой партийного коллектива, наши командиры сумеют с честью выполнить все задачи, поставленные перед флотом па летний период. Учиться настойчиво и напряженно Пастойчпвой учебой, успехами в боевой п политической подготовке комсомолец матрос Староверов добился звания от личника. За это его ценил весь личный со став подразделения. Командование, видя заслуги Староверо ва, назпачнло его на должность командира отделения. Вскоре ему было присвоено зва- нле старшины 2 статья. Староверов | не ослабил настойчивости и упорства в . учебе. Оп ешс с большим желанием и чув-1 стоом ответственности взялся за обучение • ПОДЧИЩЕННЫХ. Вскоре его отделение стало передовым в ; группе. Но та<к длилось иг очень долго. I Староверов зазнался и снизил требовате.ть -' пость к подчиненным, меньше стал уде лять внимания матросам, перестал повсе дневно укреплять дисциплину в отделении. В результате матрос ЗКащаров был снят с. вахты за курение в неположенном месте. Но Староверов не прядал этому' особого значения. Ои не только не наказал Жан- дарова. а даже не поговорил с ним. Старшина снизил упорство и в учебе по специальности. Подчиненные стали забы вать действие отдельных деталей. Меньше стал уделять старшина внимания трени ровкам личного состава на боевом посту. Тренировки проводились нецелеустремлен но. Староверов не стал проверять выпол нение отданных приказаний шотинапным. Матросы почувствовали отсутствие контро ля со стороны своего начал«ника. В ре зультате ослабла дисциплина, некоторые стали относиться к "елу спустя рукава, допускать грубость со старшими, наруше ние распорядка дня. Зазнайство, успокоение па достигнутом, отсутствие требовательности тгрттвели Ста роверова к плохим результатам — из' пе редовых отделение становится отстаю щим. Вот пример, показывающий, к чему приводит зазнайство. Чтобы успешно вы полнять поставленные задачи, надо учить ся настойчиво и напряженно. . Л. МИХАЙЛОВ. Повседневно руководить комсомольской работой Партийное руководство, учит товарищ Сталин, есть самое важное условие успеш ной (работы •комсомола. Сейчас особое зна чение приобретает партийное руководство комсомольскими организациями в деле вы полнения -решений XI с’езда ВЛКСМ. Партийная организация, где секретарем тов. Апатов, этому ответственному участку своей деятельности не уделяет должного внимания. Она не подхватила инициативу других партийных организаций, не обсу дила па своем собрании итоги работы XI с’езда ВЛКСМ, не наметила практических мероприятий по оказанию помощи^ комсо мольцам в осуществлении решений с’езда. В результате отсутствия руководства со стороны партийного бюро в работе комсо мольской организации имеются существен ные недостатки. Секретарь комсомольской организации тов. Душил, только спустя два с лишним месяца после окопчанпя работы^ XI с’езда ВЛКСМ, поставил иа заседании бюровопрос о иропатанде решений с*езда. После засе дания (работа пескольш оживилась. Но все дело сводилось «к громким читкам материа- лов с’езда. Бюро комсомольской организации реши ло обсудить на собрании итоги XI с’езда ВЛКСМ 20 1 мая. По выделенный в качестве докладчика тов. Чебукин срочно выбыл и собрание не состоялось. Кстати сказать, Чебукина (никто не предупредил ю том, что он должен выступить на собрании. Парт организация не пришла на помощь Души- згу, не поручила другому «коммунисту сде лать доклад па комсомольском собрании. Собрание было перенесено иа июнь. Разве здесь нет коммунистов, которые могли бы помочь молодежи изучать и ре шать задачи, поставленные перед нею XI с’ездом ВЛКСМ? Они есть. По тов. Апа тов пе использует их для оказания помощи в работе комсомольской организации, не дает им партийных поручений. Об отрыве партийной организации от руководства комсомолом свидетельствуют и планы работы. Ллай (комсомольской ор ганизации составляется непродуманно. Ме роприятий в нем намечено настолько мало, что они, естественно, и/е отражают тех Ба дан, которые должны решать комсомольцы. Причем, мероприятия здесь намечаются неконкретно и подчас они не соответст вуют задачам, стоящим перед подраз делением. Ответственные за проведе ние мероприятий намечаются без согласо ванности с ними, даже без предупреждения. В результате имеются случаи срыва плана. Хуже того, секретарь комсомольской органпзащш механически переносит невы полненные пункты пз осиного месячного плана в другой. Тов. Душил утверждает, что свой план он согласовывает с секрета рем партийной организации. Фаллы, при веденные выше, свидетельствуют об обрат ном. А если он и согласовывает, то ре зультаты не делают чести ни комсомоль скому. ни партийному руководителям. Отсутствие контроля и помощи комсо- мольской организации со стороны партий ной организации в составлении и выполне нии месячных планов ггриводит к серьез ным недостаткам в политико-воспитатель- иой работе среди комсомольцев. Так, меро приятия по изучению членами ВЛКСМ до клада тов. Михайлова на XI с’езде ВЛКСМ были запланированы на май. Эти же мероприятия оказались в плане и на июнь, ибо в мае они не были проведены. В работе комсомольской организации есть и другие недостатки. Коммунисты не замечают их, пе принимают мер для их ликвидации. Так, например, ввиду отсут ствия руководства, контроля и помощи со стороны коммунистов комсомольская орга низация слабо решает задачу повышения идейно-политического уровня членов ВЛКСМ. Да сих пор не ^создан кружок по изучению принятого XI с’ездом Устава ВЛКСМ. Необходимость коренного улучшения ра боты комсомольской организации и помощи ей со стороны коммунистов очевидна. Лейтенант П. ПЕТРУХИН. Лейтенант В. БИЗКЖОВ. -О- За высокую успеваемость Политические занятия являются в Воо руженных Силах основной формой воспи тания военнослужащих в духе преданно сти своей Родине, честного служения паро ду. Военнослужащий, который добросове стно овладевает политическими знаниями, всеща в курсе всех событий в стране, от лично разбирается в международном поло жении, дисциплинирован л исполнителен на службе, опрятеи в быту. Понимая значение политических заня тий, большинство наших матросов .до бросовестно изучает материал, который им преподают. Взять для примера таких воинов, как старшие матросы Клюквин и Артемьев. Они на занятиях внимательно слушают руководителя, делают при этом соответствующие записи в тетрадях. Они много занимаются самостоятельно, состав ляют аккуратные конспекты по каждой теме. Во время бесед «как Клюквин, так н Артемьев выделяются своей активностью, на все вопросы, поставленные руководите лем, они дают четкие и правильные отве ты. Хорошо Занимаются также старшие матросы Бакашов, Свекольников и другие. Матрос Тюрин плохо занимался. Руко водитель группы старший лейтенант Смир нов установил над ним особый контроль, побеседовал с нем, раз’яснпл значение за нятий. Теперь матрос Тюрип учится на много лучше. Но есть еще матросы, которые несерьез но относятся к учебе. Старшие матросы Зудин и Рыбкин всеми путями стараются увильнуть от занятий, ссылаясь на свою загруженность в работе по специальности. А старшина труппы старшина 1 статьи Копытов мало обращает внимания на то, как его подчиненные занимаются', иногда сам срывает tlx учебу, посылая по дру гим делам. Нужно всем отстающим взяться поусерд ней за изучение всего материала, входяще го в программу. Отличники учебы должны помочь ггм в этом. \ Следует и комсомольской организации актггж.'ее вмешиваться в ход политзаня тий, чаще интересоваться, как учатся комсомольцы. Старшина 2 статьи Н. ВОРОБЬЕВ. Помощник руководителя политзанятий Сержант Дайнеко, отличник боевой п по литической подготовки, работает помощни ком- руководителя политзанятий. Он любит свое дело и уделяет миого внимания помо щи* отстающим товарищам и тем, кго но какой-либо причине пропустил занятие. Ha-днях он провел с -солдатами Ду- харкиным, Добрыниным и другими беседу о пашем государстве, о преимуществах со циалистического строя перед ctpgcm капи талистическим, о самоотверженном труде советского парода, о его упорной борьбе за досрочное выполнение послевоенной сталин ской пятилетки. Подобные беседы сержапт Дайнеко про водит часто, оказывая большую помощь руководителю политзанятий в его борьбе за высокую успеваемость слушателей. Сержант Дайпеко имеет ряд благодар ностей от командования. За отличную служ бу ему был предоставлеп краткосрочный отпуск. Ефрейтор В. УСАЧЕВ. Ваенга должна быть образцовым поселком Если пройтись по поселку Ваенга и вни мательно его осмотреть, предстанет непри глядная картина- — -много мусора, грязи и всякого хлама. Создается впечатление, что многие жители и организации не забо тятся о соблюдении чистоты около своих зданий. Если, например, начальник жи- лищно-коммупальпой конторы тов. Стром задался целью несколько убрать террито рию вокруг принадлежащих ему домов, то вывести этот мусор он не удосужился. Подобное, если не хуже, происходит и у строителей. Опи обычно не очищают тер риторию вокруг возведе 1 гных зданий, а оставляют па ней много цепного строитель ного материала. У одного пз деревянных домов, сданного в экенлоатацию органи зацией. гдо начальником тов. Кононов, еще в начале этого года, до сих пор валяется несколько сот штук хорошего кирпича, це мент и т. д. Почти по всей территории Ваенги много разбросано различного рода металлолома. А ведь все это можно собрать и использовать для дела.- ‘ . . . Причиной загрязнения поселка нередко служит неряшливость иных жителей. В частности, некоторые из них самовольно строят возле жилых домов всякого рода са райчики, коровники, свинарники, которые, понятно, лишь вредят делу’ благоуст ройства поселка. 1Всем этим недостачам тгужно положить конец. Жители поселка Ваенги по примеру многих городов, посел ков п сел нашей страны должны навести образцовый порядок. Поселковому Совету и профсоюзным ор ганизациям путем разделительной раб<н ты надо привлечь жителей Ваешн для работ в свободное время по бла гоустройству поселка. Одновременно с • этим следует обязать строителей, убирать после работы территорию вокруг вновь вы веденных зданий. Надо позаботиться и об озеленении поселка. Кстати сказать, неко торые учреждения проявили в этоц отно шении хорошую инициативу, посадив око ло своих зданий деревья, разбив клумбы. Пе так давно на центральной улице на клумбы высажены цветы, посажеяьг деревья. Но, к сожалению, этот, достойный подражания почин подхвачен еще далеко’ не всеми. У нас «есть все возможности для того, чтобы справиться с задачами до благо устройству поселка. Нужно сделать так, чтобы Ваенга стала образцовым и куль?... турным поселком.. 3. ВЕЙНГЕР. —о— По следам наших выступлений . „Нет ни лекций, ни кино К Под таким заголовком была помещена в нашей газете 71 с. г. корреспонден ция старшего матроса Истомина. Воен кор писал, что досуг личного состава под разделения пе организован, продолжи тельное время воины не имеют возможно сти посмотреть кинокартину, послушать лекцию. На опубликованию заметку в редакцию поступил ответ, в (котором сообщается, что факты, указанные в корреспонденции, име ли место. 'В настоящее время оборудована ■комната полпшко-ттросветработы, имеются настольные игры, установлен" биллиард. По инициативе комсомольской организа ции построена спортивная площадка, лич ный состав смотрит кинофильмы в базо вом матросском клубе. Читаются лекции. Ш К О Л А М А С Т Е Р С Т В А За плечами старшего лейтенанта Авдеева — боевая служба в дни Великой Отечест венной войны л опыт командпра-вос- питателя в iMnpuoe время. А1ы застали его среди летчиков своего подразделения. Он стоял, держа в руках два^блестящих маке та самолетов-истребителей, п говорил: — Надо противнику навязывать свою волю, <пе давать ему разгадывать маневр, не ждать, когда он зайдет в хвост... Го товясь к атаке, надо суметь молние носно оценпть обстановку п использовать облака, еслп онп есть, зайти со стороны солнца, п во что бы то ни стало нанести удар противнику. Теоретические занятия шли к концу'. В окно ворвалось яркое солнце, погода, бы стро улучшалась. Дредстоялп полеты. — Вот так и живем, — первым загово рил Авдеев, — днем летаем, спорют, учим ДРУГ друга, делимся опытом, вечером чи таем, смотрим кино, опять спорим. Направляясь вместе на аэродром с глядя на стройную широкоплечую фигуру летчи ка, на его твердую походку, мы невольно вспомнили 1944 год. ...Стоял холодный полярный . ноябрь. В кабине одною самолета сидел Авдеев, в трех других — его осевые друзья Алек сандров, Головаще.ш,-о, Гаврилов. Ракета нолоспула холодный воздух, гг четыре пило та ушли в ледяной простор неба, где, но данным разведки, над i>acположением на ших войск появилась большая группа 'не мецких самолетов. Вдруг в наушниках Авдеев услышал го лос Александрова: — Вижу -выше нас группу самолетов врага... Авдеев уже и сам заметил труппу не мецких бомбардировщиков, шедших иод прикрытием шести «МЕ-109» и двух «Фокке-Вулъф— 190». Раздумывать было некогда, исход боя решала каждая секун да. Авдеев начал набирать высоту. Было трудно за несколько секунд набрать нуж ную (высоту и оказаться выше врага: вы сота затрудняла дыхание, шумело в ушах, часто билось сердце. Расстояние быстро сокращалось... Нем цы уже заметили наших истребителей, за вязался воздушный бой. Авдеев подходит к ведущему группы «Мессершмпттов», на лагает на гашетки. Пу.р лежаться в цель. Вот самолет врага задымился и резко до шел к земле. Авдеев делает новый заход и атакует снова. Его трассы скользнули по медленно набиравшему высоту немецкому истреби телю. Затем круто развернулся, атаковал еще раз, прострочив зражескую машину несколькими очередями из всего оружия. Но в это время вражеский снаряд попал в истребитель Авдеева. Самолет с силой отбросило в сторону, а затем он стал бес порядочно надать вниз. Осколком снаряда Авдеев был ранен в правое плечо. Понадо бились огромная сила воли п умение, что- |бы самолет довести и посадить на свой I аэродром. Мстя за своего командира, летчик Борис Александров сбил в этом жа-рком бою еще один вражеский истребитель. За храбрость и мужество, нрояв.тенпьте в воздушном бою, Авдеев заслужил высокую правительствен ную награду — орден Красного Знамени п благодарность командующего. После ращения, полученного в бою, Ав деев скоро вернулся из госпиталя в свою часть н снова окунулся в кипучую рат ную жизнь. Дежурство на самолете, поле ты, встречи с врагом, воздушные бон... Он поднимался в воздух уже иным—возму жавшим, повзрослевшим, полным решимо сти п отвага. На боевом счету у него уже было 3 сбитых немецких (самолета. Так проходили месяцы. Победой окон чилась война..У Авдеева стал вырабаты ваться свой воздушный «почерк», своя манера- пилотировать. Пелегко и не сразу пршцло это умение. Оно отщлифовшалось в упорной учебе, вырабатывалось в возду хе и за учобюгками. Все волновавший его вопросы оп старался запомнить и находил им решение, сидя за книгой. Оц брал «Так тику истребительной авиации», брошюру Покрышкина «Высота, скорость, маневр, ошгь», статьи Кожедуба, изучал приемы и тактику нх боев, перенимал все, что могло пригодиться ему в дальнейшем. Как хорошие семена, упавшие на возде ланную почву, дают обильные всходы, так и советы бывалых летчиков глубоко запа дали в память Авдеева и плодотворно сказывались иа его летной работе. В пору мирной учебы график каждого дня точно расчерчен. Полеты. Теория. Практические занятия по дисциплинам. Политическое образование. Напряженный : труд п разумный отдых. И день, начавший ся рано утром полетом и заканчивающийся вечерней поверкой, заполнен у личного со става доотказа. Авдеев много работает над своим воен-< ным и политическим образованием. В его учебе теория и практика неразрывны. Пх соединение дает отличные результаты. Ав деев — способный летчик, примерный командир. Война и учеба в мирные дни не прошли! даром. Иван Авдеев нроше.г хорошую ihkih .ту, стал зрелым воином. Старший лейтенант Д. ЛЕМБЕРГ.,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz