На страже Заполярья. 1949 год. Июль.
31 июля 1948 r„ Hi 179 (3484). НД! С Т Р А Ж Е ' З А П О Л Я Р Ь Я Комсомольцы скажут обязательно сделают — Чтобы быть крепким, физически за- я-глевным и развитым .воином, легко пере весить все тяготы и лишения боевой по мпой жизни, необходимо повседневно развиваться физически, закалять себя; Так говорил секретарь комсомольской оргагапгадип старшина 2 статьи Зубков па псмесмольском собрании, па котором ре шался вопрос о сдаче норм иа значок. ГТО. На собрании было принято Решение орга низовать силами комсомольцев свою снорг- шезц^дку, создать физкультурные секции. У комсомольцев слово ис расходится с десом. Решили-—значит иужпо выполнять. В первое воскресенье комсомольцы, а са лимз весь личный состав вышли иа воскресник по оборудованию спортгородка. Все работали с огоньком. Одни пылю ямы, другие стаm iи столбы для турника, третьи сооружали брусья. Плотники-лю бители делали городки. Футболисты соору жали сеой сшио 1 г. Правда, оп получился но стайдартным, так пак не было доста точно места, по Dee же для тренировок пригоден. Не работе отличились активисты старшины 2 статьи? Зубков, Марычсв, старшие матросы Никонов, Иаумкин, Слетков, Деровских п -другие. Быстро вырос горшок. . , Нужно было начать тренировки. Неко торые матроны ле имели особого интереса к спорту, для згйх спорт казался скучным и очень трудным делом. Ято озаботило на шу оргшизацню. Как привлечь всех к спорту? Вьгла сошала спортивная комис сия, которая занялась этим целом; Она ор ганизовала секции: бокса, борьбы, фут больную и волейбольную команды. Для руководства этими секциями привлекли комсомольце®, наиболее способных и разви тых в спорте. Секцию бокса зедот лейте нант Павлов, секцию борцов — старший матрос Снетков. Это было лишь начало, а главное, — тренировки. Чтобы сдать нормы на значок ГТО, нужно мпоп> и упорно третироваться. Для тренировок специального времени пе отводится, поэтому (паши матросы исполь зуют время после утренней физзарядки 10— 15 минут и вечером. По сигналу «окончить физзарядку» лю бители Пробежать дистанцию в быстром темпе начинают тренировки. Хорошо бе гают старшина 2 статьи Чахлоз, старший матрос Сосунов. Добиться хороших резуль татов в беге им удалось не сразу. Только поело упорной тренировки старшина 2 статьи Чахлов 3.000 я строп пробежал за 11 минут,, а старший матрос Сосунов 100 метров покрыл за 12,5 секунды. Много тренируются и наши футболисты, в результате чего Ш удалось одержать ряд побед в товарищеских встречах с команда ми соседних подразделений. Иметь успех в том или ином виде спорта — значит нужно много л упорно трениро вать себя. Сейчас уже многие наиш стар- нппгьг и матросы сдали летние нормы на сяачок ГТО с хорошими результатами. По вечерам наша спортплощадка ожи вает. Здесь шуийз и весело. Ифают в Футбол, волейбол, городки, лазают по ка нату. унрашяютйя яа кольцах, typttmte. Каждый залШается тем видом» спорта, 1 ^кой ему больше всего вравятся. Т<1кналги матросы и старшины готовят ся стать физически развитыми, закален ными, крепкими защитниками нашей Ро дины. Стенная газета и радиогазеты отра жают ход спортивно-массовой работы, вскрывают недостатки, обобщают опыт. Старший Matpoc В. ПРУДНИКОВ. Решения с езда в действии В кжяошьекой организации, пе» сек ретаре* квдацат В1Ш{6) тов. Лириков, юроводаггся большая работа по воспитанию у воинов крепкой дисциплины. Bkute яриведеио собрание с вопросом «Как комсомольцьг помогают комаадирам отделений в укроплении воинской дис- йдйплшш». Организованы беседы. по изде лию Уолдо ЁЛЙСМ и беседа «Комсо молец двляеи повышать, свое зИания и Булыгуру». ЯЬШойняя эти поручения, комсомольцы Лдан, Сожн*уб доходчиво рассказали ком- сояолщиИ об- их роли В/ укреплении: дИс- *щшяы, о личном примере среди несоюз ной хееюаежи. Ч л е н ы бюро от. Хокуеп и Черепенин кон. ШрУМруЮт микстнение поручений. Ковсоиоянжая организация, борясь за Ььпшнййя© ревгеяий XI с’еода. BJtKOM, ук- ршляег связи с несоюзной молодежью. Проведено заседание* бюро, иа котором оЗетждгшеь мероприятия по работе с Мо лодежью, но росту рядов ВЛКСМ. Было ре- ГИСйо привести собрание, иосвяшеийое со стоянию роста рядов ВЛКСМ. Выполняя решение собрания, комсомоль цы Борисов, Сологуб в индивидуальных бе седах рассказывают молодежи об истории комсомола, о правах и обязанностях членов BJKCM. С увлечением слушают й>й>йЫ беседы о Ном, как молодежь борется за выполнение лягатетки в Четыре года. ЕЦесь же исполь зуются принтеры, показывающие, каж ком сомольцы йт ш Подразделения ВЫПОЛНЯЮТ свой Долг перед Родиной. Комсомольцы Борисов, Сологуб ПОМОГЛИ примерным Матросам Дубову* РогаДеву при готовиться Аля вступления в. 'ноны ВЛКСМ. Они сейчас приняты в комсомол. Дав сля&о Козямйяхлдам быть отлични ками боевой и хшитической подготовки, тг. Дубов и Рогалев свое слово сдержан и по праву ваяются одними из лучших вои нов нашего подразделения. Сейчас т ы бйфб НивОЛь<гу* * комсо молец Кузнецов помотают готовиться ДЛЯ ветушейиЯ в коМсЫио.1 тТ. СонтйЭДг, Са- W ' ■ Mattwc В. КОМАРОВ. Радость труда Вечер был тихим и теплым. Хорошо в таксе 1 **МЯ ааблкцать за горизонтом, смо треть ла все созданное здесь трудом совет ских людей. * • * В этот летний вечер группа солдат-ком сомольцев во главе с ефрейтором. НрлниЧ- никовьм отправилась па выполнение за дания командования. Когда уходили из подразделения. сер жант Суханов сказал ефрейтору Нряпич- влков*: / г— Смотрите, Пряничников, даю вам че тырех комсомольцев. Задание, которое вы получите, тгуткрю выполнить с честью. f ЙряайЧликов ответил: : — Все будет ® порядке, звание комсо- «мвде® ©праздем. Малшга быстро пошла ,по шоссе. Вот она круто повернула к причалу и остано вилась в конце его. Солдаты быстро, лов ко епдагнули на причал. К ним подошел офицер и сказал: . . . . . . . — Поработать приехалп к пям? Очень хорошо. Работа тяжеловатая, но я вам в помощь даю двух [рабочих п паДеюсь, что с задачей вы справитесь. Кто у вас стар ший? Пряничников назвал свою фамилию. — Вот так, товарищ ПряпичНпков, даю я вам задание — га смену снять 45 тонн груза с сангин. Ходить будут две машины. Как выполните задание, поедете отдыхать. Девять часов вечера. Машина стоит под краном. Подают первую лебедку г грузом. Груз тихо и плавно ложится в кусов машины. В это время солдат Зозулей сказал: — Товарищ инженер, зачем этот груз г.ыгружают на машину? Выгрузило бы сто в гадив. Видимо, Зозулев пе зна.т, что аккумуля торы, Пришедшие в негодность, нельзя побрасывать. Офицер рассказал солдату, гочему приходится «возиться» с этим гру- L'OM. — Эти аккумуляторы, — сказал он, — содержат в себе (много свиппа, а этотметалл Лля лаптей страны необходим. Сейчас мы иЫгрусвИг аккумуляторы, перевезем к ли ний железной дороги, а потом отправим лх па завод. Пз одного аккумулятора можно сделать много?. К примеру, когда аккуму лятор перельют, иЗ опкодов делают хорошую краску (Для згШих кораблей. Машина была, уже сгружена, готова к отправке. Прдаечников сказав солдатам: — Садитесь иа машину. Лоедиг выгру жать. 7 человек -— 45 тонн. — Обращаясь к Колешу, Нршгпчпйкш добавил: — Труд новато? Колетов не первый .раз работал «а ш- грузке. Пе было случая, чтобы он когда- либо жаловался на трудности. И сейчас он сказал старшему': — Сделаем, а трудности для лас, комго- ш ь ш , нз сдаюны. Трудности для того и сулиествугот, ’по их преодолевать. Идет .м&шина за машипой. Одну разпп*- зйли, сразу же подходят вторая. -Вот уже разгружйго шесть машин. Солдаты отдыха ют. Десять здаут перерыва трроходят бы стро, незаметно. Время б.^зится к 11 ча сам вечера. Разговор идет лишь о том, как быстлеэ разгрузить оставшиеся шесть машин. Время дорою, olio не ждет, нужно быстрее выполнить задание. Отдых кончился, солдаты приступают- к работе. Вот раггружеио 9 ’Машин, оста лось еще 3. Дружно и организованно рабо тают воины до конца. Задание выполнено. Разгружено 12 ма шин, 4G тонн. Времени затрачепо 5 часов. — Молодцы, товарищи сотдаты, — по здравил офицер, давая справку ефрейтору Пряничникову, — задание выполнено на «отлично» и раньше срока на 2 часа. В справке инженер просил, чтобы командир об’явил воинам благодарность за добросове стный труд. Уже два часа ночи, а солнце все так же светит, предвещая хороший, теплый, сол нечный ясль. Несмотря на полнее время, На усталость, комсомольцы отлйчникп бое вой и политической подготовки, пеп?довые производстз&чнйки Пряничников, Зозулев, Колета, Гусев и другие идут с радостными ульг5ка.ми на липах. Они довольны тем, Что гавтра их поблагодарит котвпир за хорошую работу* на благо любимой Рохипт.г. Их .всех воспитал и вырастил ленинский комсомол, который является верным по-, мощником ляшей коммунпстической пар тии, (ведущей советский парод к великому будущему — к коммунизму. Ефрейтор В. УСАЧЕВ. Огд^сптгс младшего сержанта Ва* с!Ы81Я Пслег*эко1ч>, рйбатая ita расетмлоз- ке леса, выполн-яет но^му выргботкя в<а 130—200 процентов. Вьгсокасе про* изводСТВ05ГЧЫС показатСкДИ — резуль тат большой работы комшщфа tpeu.ii jrrf^woiro состава оФде.т'еи^'й, ответствен- 5 гостrf каждого за пору^гешное ему дето. НА СНИМКЕ: командир передового отцеления, отлттфмк бое&ой и мол«тн- чвсяой подтгоэки младш^^ агржзят Василий Почепский. Фото Н. Высоцкэго. Великий певец венгерской свободы НА МОСТИКЕ СТЕПНОГО КОРАБЛЯ Песня, живнезквдостпая, звонкая,• нес лась есо сильнее и сильнее. Казалось, восходящее солнце подоатило ее ка свои лу«ж, л .вот она, минуя шшрокую украин скую степь, приближалась к селу: ^ > Широка cTjjaHa. моя ]юдная, ' >\ 'Малого в ней лесов, полей и рек... Запевал звонким, мужествешшм голосом Павел Воронцов. — На^ел, точно соловей, Весь День зве нит, — говорили колхозники сельскохо зяйственной артели имени Шевченко, идя на жатву па соседнее ноле. — В«ел лафень. Во время Отечествен ной войны моряком был, ло ранению демо билизован. Награды правительственные Привез, ммого благодарностей от командо- кдния. Не р<13на врата ходп. 1 . — Неплохой из него и водитель ком байна Но вот песня оборвалась, Потоиула в стмги. Йод’е^авший «ЗЙС» сравнялся с комбайном, « он враз остановился. — Семь й и н ^’Т ла ^вд*зку зрцнп й з бут*ера. Нн ^гниуты бо 1 ыне,—отдал при- Каз Навел Воронцос с мостика машийы. Прошло но ^ле^й пяти мшут, и комбайн, тош корабль па море, снова поплыл по золотому полю. Поздно вечером окончился трудовой день. Возле сменного корабля собрать товарищи Пазла, колхозпики артели- ИМб- шг пГеВченко. Воронцов вел .рассказ: — Хлеб — это сила, могущество нашей Р одййы . Й такой хлеб, как мы сейчас со бираем, -Могут вырастить только з!аШН, собет^кие люди, колхозники. Далее он рассказал, Как сражался со- йегскйй флот в годы Великой Отечествен ной войны, какую рать он сыграл в раз громе .немецко-фашистских сахватчпков, рассказал о Северном флоте. — Ны стояли тогда крепче стальной стеяы, и .'Эрага победили, — говорил Па вел. — Теперь паша армия и флот еще сильнее. Они крепнут с каждым днем. Мы жо. демобилизованные воины, упорным трудом должны способствовать росту могу щества пашей Родины. П. Р0МДНИНА. Макаров, Киевская область. В ряду великих поэтов-резолюциопПых демократов, славные имена которых любит ?f чтит советский народ, стоит и гениаль ный венгерский поот шаидор Петофи. Сегодь'я, 31 июля 10-10 года, сойотский парод вместе с дружественным венгерским пародом отмечает столетнюю годовщину ^юической гибели великого нояга и рег.о- люционера Нгип^ни, павшего смертью вои на и писледпсм сражены! р^полюцнопио- освободительной войны 1848 — 41) гг. 15 марта 1948 года, в сюлетнюю годов щину революции, одним пз вождей которой был Петефи, в Будапеште состоялись гран диозные торжества, закончившиеся факель ным шествием молодежи. Передовая вен- ггрская Мо.Юдежь шла к Национальному музею, на ст^ен^ках которого сто лет на зад стоял Шандор Потери и читал народу свою «Нацнональпу'Ю неспю», гтавшу'ю гимном революции. Теперь эта песня про звучала с новой силой, и собравшаяся мо лодежь Дала торжественiryго клятву верно сти идеям н традихтш! Петефи. В этот зиа- менлтельный для Benir^cKotrv парода депь в венгерском парламенте вьисаунил Мар шал Советского Союза К. Е. Ворошилов. В своей топ он заявил: «Соратник Кошута, великнй гражданин* и пе^ц своГюдолюбн- •воп>венгерского народа Шандор Петефй... вместе с Танчичем по праву 8анимаегг по- четгЮе место среди вождей революции 184S года...». Тотальный поэт Шандор Петефя вопло тил в своем творчестве идеи борьбы оа ос вобождение Ж'нгерсйого кр^тяпства. от ига феодализма и Идей борьбы венгерского народа за свою национальную независи мость. И как раз потому*, чго Шандор Петефи, вождь и солдат революции, воплотил в сво ем творчестве салыс пасущпые, а потому и са<мые ведикие идеи сво?й эпохи, — по этому и не меркнет, а все более ярким спе том разгорается эвездз его гения. Поэтому но тускнеет его имя среди имен других ве личайших поотов vнрл. В России имя Йегефи известно давно. Уже в 50-х годах прошлого столетия стали переводить его стихи ла русский язык. Од ним из первых ото порейо1чикоз был из вестный революционер-демократ, ближай ший сотрудник некрасовского «Современни ка», Михаил Илларионович Михайлов. Од нако цензура в саМОДержавпон России ле позволяла поэзии Петефи получить широ кое распространение. Только.после Великой Октябрьской со циалистической революции стали у нас появляться первые революционные стихи ■ШИКого венгерского поэта. Вышедший / В 194S г. сбор!шк его избранных произведе ний, в работе над которы-м принял участие ря>х видПейппгх советских поэтов, впервые^ раскрыл пбэзию Петефи во всей со полноте и многообразии. Петефи стал дорог и бли зок советскому народу, уважающему и лю бящему культуру других стран. Он стал близок ему Всем духом своего творчества. -A* -fr * В канун 1823^ года, в захолустном вен герском городке Киш-Кереш, в семье бедно го мясника Петровича родился мальчик, ко торого назвали Шандором. Млльчика ра но отдалН в школу, где ои проявил блестя щие способности. Но вот старик Петрович совсем разорился, и малышку стало труд но продолжать -rieirae. Талантливый юноша, владевший к пят надцати годам пятью иностранными язы ками, познакомившийся с лучшими произ ведениями отечественной и мировой лите ратуры, сам йясавншй стихи, отправился в етрянстэио по родной земле. Отг шел пеш ком по грязным большакам и проселочным дорогам, мерз, голодал, -находил себе при ют только в лачугах крепостных крестьян. На каждом шагуг он сталкивался с. ж/^то- кой дейсТЕИтелыюстью феодальной Вен грии. С отчаянья Ш<шдор пошел в солдаты. (}гр<Ш1ныв условия аэстрнГгсКоЙ1 соддат’ш- ны подкосили здоровье гоноши, и ему прн- •шлось з'волпться пз армии. Он снова по- ’ пытался было поступить учиться, потом пошел в актеры, но все это не облегчало жизйи. Он все» продолжал скитаться по го родам п деревням. Везде он видел одно и то же: его родной народ стонет, томится под двойным игом венгерских феодалов и австрийского императора. В ant годы ски таний щосталь познал поэт горькую и Гкчзрадоетную жизнь венгерского народа, плоть от плоти которою был он сам. В эти годы окрепло в пем сознание демократа, протестующего против бесправия, и безза- ш т я , существовавших в то время в Вен грии. В 1842 году Петефи удалось впервые напечатать своп стихи. Они сразу при влекли к себе внимание крупнейшего поэта Венгрии Михан Верешмартй. Но условия жизни поэта и после этого не изменялись. Молодой Петрович, принявший к тому вре мени литературный лсейДоттм Петефи, ре шился па последнюю попытку: переписав все своп стихи в тетрадку, он направился с ними пешком в Пешт. «Я думал. — пи сал он позднее, — сумею продать свои стихи — хорошо, а пе продам — тоже хо рошо... тогда пли с голода помру, пли за мерзну. По крайней норе придет колец мо им страданиям». В Пеште после некоторых мытарств книга была принята к шданшо, и через несколько месяцев Петефи стал одним пз самых прославленных поэтов Венгрии. * * * Петефи вступит в литератору в эпоху национального пробуждения Венгрии, сто павшей под игом австрийского колониаль ного угнетения. Все слой населения сцш- лы стремились к завоеванию свободы и не- згШсимостл. Но венгерские магнаты пуще австрийского кшычестиа страшились ре волюционного движения и утраты своих привилегий. Поэтому онп предпочитали плестись в хвосте императорской кама рильи, -которая любой ценой стремилась поддержать «порядок» в стране. В эпоху выступления Петефи венгерская литература была и основном дворянской литературой, иодвержешюГз чужеземному, особенно немецкому, влиянию. Жизнь на рода, за редким исключением, доступа в !№е пе имела. Читателями произпедениП эЮЙ Литературы был, глайпЫм образом, yaRlril Крут господствующего Класса. Петефи заговорил простым и ясным язы ком народа. Вместо того, чтобы галалггно воспевать дворянских барышень, он воспел разбитную корчмаршу придорожной дере вушки, разбойника, пастуха, отдЬ1хающего у ног милой. Вместо отвлеченных ложно классических пейзажей он irpnirw в поэ зию чудесную красочность венгерской де ревни, степей. Широкими массами) поззия Петефи была воспринята восторженно, а круги передовой интеллигенции уже в первых стнхах моло дого поэта ощутили ноты национального и революционного протеста. Стихи поэта ра зошлись по всей стране. Их читали, учплп наизусть. Песни перекладывались на му зыку, их пели в городах, селах, они стано вились народными песнями. Петефи рас цвел в атмосфере всеобщей народной любви и преклонения. Он стал знаменем борьбы за национальную независимость Венгрии. 0дпа<ко вскоре на поота-свободолюбца реакция обрушилась гнусными клеветниче скими «^мышлениями. И юноша, которому в это время шел только двадцать второй год, яростно отбивался от своих противни ков, пытавшихся опешить его в глазах па рода. Его силы удесятерялись от ощущения того, что за ним стоят массы, те люди, к которым оп обращал свои стихи и которые верили ему. Шел 1847 -год. Европа стояла пе^ед могучим революционным потрясением. 1Ге- обычайН') накалилась почва и в Венгрии. В эти годы Петефи говорил, что ои «пред чувствует революцию, как собака Ьемля- тресенПе». Ои жадно, с упоелшсМ читал труды по Истории революции. «История сражгишй за свободу — молитвенник и катехизис мой», — писал он. Все больше рождалось у лего стихов, полных жгучего социального протеста. В канун 1817 года ел написал своз знамени тое стзгхотворспне «Меня тревожит толму » лишь ото», в котором предвещает будушео народное- восстание против тираглпг во ома «мировой свободы». Г» 1847 году Петефи напечатал свой ге- тпшьиый революцисниый призыв к позтам XIX века: * ' * Не для пустой забавы пой, В угоду суетиому -миру! Готовься к подвигу, поят, - Когда берешь ты в руки лиру.' И если хочешь воспевать Свою лишь радость и страданья. Не оскверняй заветны х струп . Нужны ль тогда твои созданья? Этим стихотворением, актуальным в ньгпо. каждой строкой поэт выступает про тив тех литераторов, которые огстрапялпсь от народа, от жизни. Петефи всем своим творчеством содейст вовал подготовке ревотюнионпото взрыва. Ои'был самым последовательным революци онным ^демократом предтюволюцпоиной Вел- 1 рли. И пе случайно, ноотому, что зачина телем венгерской революции 1848 года и вождем ее самой) левого .крыла стал имен но поэт Нстефп. Причем ои воодушевлял народ пе только своей деятельностью в ре волюционных клубах, не только свои** выступлениями па митингах и соЗраниях. Петефи воодушевлял лароп к революции прежде всего своими пламенными стихам! и политическими статьями. В своих стихах и статьях Петефи Запе чатлевал каждый знаменательный шаг ре волюции. стихами и статьями боролся он против ге внешних и внутренних врагов, стихами и статьями призывал он Парод следовать дальше по пути демократических преобразований. В стихах своих призыва* ей венгерский народ и к неусыпной бди тельности. Г<своем известном стихотворе нии «К нации» ои писал: { В;гсшинй враг, поверьте, * р там не страшен,’ Где подохла внутренняя стая. Лира, прочь!. Бегу на колокольню! ГрМь, набат, к восстать призывая! К конпу 1818 rota тг<чюга Петефи 31 судьбу революшпг еще болыпе возросла. Все чапр? скорбел он о том, что лира — не достаточно действенное оружие в борьбе е/ врагом, все чаще стремился оп поменять се на палаш: “ - Я в солдаты записался И на поприще большом Распрощусь с тобой покуда И стихов писать пе буду, Или только палашом. Одпако лпра Шандора Петефи была мо гучим и грозпым оружием. Каждое его стн- хотвореяше взлетало буревестником на.д станем революционеров, призывая к бодро сти и уверенности. Удивительный, тончайший лирик п жя- ■вонисец в поэзии, Петефи оказался самым ЯРКИМ И ОГТрЫМ ПЛ'блИЦИСТП^СКИМ 1Ю9ТОМ револю 1 шонпого 1848 года. Для него, ка^ для каядао ncniirrmro революционера, лгпшое и социальное было неразрывно, и это единство определило сущность поэзии Негефтг. К копну революции Петефи почти cote-- сем сменил лиру иа палаш. 0л пошел ла войну, -чтобы биться с врзтом с оружием в руках. И Петефи погиб ла поле боя, да же останки его пе были'шйдепы. Его похо ронили, видимо, в братской могиле. «Если бы Петефи не погнб, — писал о нем семи1 десятью годами позже крупный венгерский поэт Япдре Ади, — он в 187L году бился бы на баррикадах Парижской Коммуны». В наши дни пропзведепия Шан дора Петефи живут, помогают трудящимся •Венгрии в их борьбе за строительство со циализма. • . Анатоль ГИДАШ, Анна НРАСНГ Т И Х И Й О К Е А Н » Новый спектакль театра Северного флота ЗА ВЫСОКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ НА ПРОИЗВОДСТВЕ В нашем подразделении состоялось ком-1Ковальчука, Паршина, выполняющих зада- сомолижое собрание, на котором обсужден :з.иё иа 200 процентов, а также внедривши- • вопрос oj авангардной роли члелоз ВЛКСМ го механиззртваивыЙ споссб выкатки лота и | гл нг - ои внстес . ’ j даюшего по полторы нормы за сме-ау сер-; Выстунанш]^- тт.т собрлтпп комсомольцы ! жлцта Гра5ог?нко. . о'.мегили хорошую рабиду тг. Дорогиша, * Сог.пат А. КИЛЬЧЕЗСЬИЙ. i Театр Северного флота подготовил п по казал североморскому зрителю новый спек такль «Тихий океан» по одноименной пьесе И. Прута ( постановка главного режиссера театра М. П. Троянского, художник — В. Г. Борискович). Задача этого спектакля — показать бесстрашных подводнлков-ти- х**жеанцев, зорко охраняющих морские рубежи налп?й могучей Отчизны, мужество и отвагу моряков -страны социализма, их Железную стойкость, умение не только прямо и открыто взглянуть в глаза трудно стям, но и преодолеть пх. Советский воин — гражданин самого пе редовою л мире государства. Оп сын вели кого парода—создателя славного будущего — Коммунизма. II лет в мире силы, кото рая Могла бы сломить его. Непобедимость защитника страны социализма обгоняется его без граничной пре.даплостыо своему на роду, партии, правительству, великому Сталину, его высокой сознательностью, стремлением всегда и всюду отдавать все еоои силы во имя любимой Родины. Творческий коллектив театра задался благородной целью воплотить в сценических образах эти прекрасные черты советского моряка, рассказать о них широкому зрите лю. И, иадо сказать, эта задача выполнена неплохо. Пьеса начинается с того, что неизвест ный адмирал «некоей страны», ныне хо зяйничающей в Японии, пустив в ход угро зы и лживые посулы,‘сформировал экипаж подводной лодки из пленных японцев и»по ручил им проникнуть в советские терри>- ториальные воды для того, чтобы устано вить там мины л произвести разведку. Эта, ишсопсКо-диБе|К!Иош:ая «операция» подло го, коварного Брага производится в то вре мя, когда подводные лодки нашего Тихооке анского флота возвращаются из учебного плавания. Такова завязка спектакля. Советская подводная лодка «Дельфин», \ успешно выполнив поставленное комап.ю-: каплем м л лис, держит куре к родным бе регам. 0;:оро должен настать час. когда мо ряков rcij-етят их роц!ь:с и близкие, 6*vко нечно дорогие сердцу. Одного ждет дома семья, другого невеста, друвья... Но вдруг внезапный взрыв сотрясает лодку. От силь- I ного толчка люди надают. Гаснет свст, звучит аварийный сигнал. Через некоторое время становится известным, что лодка по дорвалась на мине и легла на групт. Соз далось чрезвычайно трудное- полоокекие. Отрезанные не только от внешнего мира, но и не имея связи даже с сослуживцами, от дельные группы моряков оказались изоли рованными друг от друга. Даже телефонная связь вышла из строя. Первый отсек. Здесь находятся секретарь партийной организаций и помощник коман дира лодки старший лейтенант Орлов* бы валый, закаленный в боях старшина груп пы торпедистов Григорьев, смелый, хорошо знающий свое дело торпедист матрос Гру шевский, жизнерадостный матрос Джибел- ли — трюмпыи л другие. Всего семь чело век. Судьба свела их вместе. Впереди — угроза быть заживо погребенными ш мор ском дне, смертельная опасность. Но не та ковы советские моряки, чтобы дать дюбе- Дить себя трудностям. В жестоком испыта нии с особой силой, ярко л трогательно проявляются их несокрушимая стойкость, желание в беде помочь в первую очередь товарищу. Секретарь партийной ергапйзац^пг Орлов всеми мерами старается разрядпть гнету щую обстановку. Он завязывает разговор, opraimayoT обед, делает все так, чтобы подбодрить личный состав. И -моряки пони мают его, огшаюг Орлову, искренней, задушевной благодарностью, сами проявля ют необычайно теплую заботу друг о друге. Опасность возрастает. Вода, проникшая в аккумуляторы, вызывает реакцию, в ре зультате которой . начинает выделяться страшный враг жизни — хлор. Все тяже лей и тяжелей становится дышать. Моряки перекосят болшне муки. П вот в эти труд ные минуты трюмный Вахтанг Джи^ел.ш рассказывает друзьям грузинскую сказку про встречу, мальчика Гсгя с товарищу Сталиным. Глубокая тишина цнпт в or* секе, когда звучат слова о великом вожде. Моряки .мобилизуют все своп силы, чтобы преодолеть вставшие иа пх пути трудности. И они с честыо выходят победителями из лостипНего их испытания. Командование дивизиона подводных ло док, получив сообщстю о положении «Дель фина», немедленнопредприняло энергичные меры для спасения людей. Вскоре подвод ный корабль и его экипаж находились вне опасности. Пират, проникший в совет ские воды, был уничтожзи. Финал спектакля глубоко поучителен. В бо(рьбе с трудностями побеждают стойкость, бесстрашие, уценке беззаветно н мужест венно выполнять свой воинский долг в лю бых условиях, даже когда положение ка жется безвыходным. Пламенная любовь к Родене, безграничная преданность ей, го товность служить ей, не щадя сил и самой жяани, — таковы прекрасные черты геро ев пьесы «Тихий океап». Театр Северного флота выполнил боль шую и трудоемкую работу', поставив этот спектакль. Творческому коллективу пред стояло быть очень точным в трактовке со бытий, сделать происходящее иа сцене правдоподобным, грамотным в морском от ношении, добиться того, чтобы требова тельный флотский зритель хорошо воспри нял спектакль. Н, справедливость требует сказать, что эта задача вылолпепа. Предварительно, перед выходом спектак ля в свет былн организованы встречи с опытными специалистами-подводникамн, которые дали рад лепных советов. Нема лую помощь театру оказала и проведешшг им конференция зрителей. Североморцы своей товарищеской критикой и советами способствовали успешной работе творче ского коллектива. За исключением незначительных недо статков (отдельные актеры еще пе совсем четко доносят текст до зрителя, иногда наблюдаются лишние движения иа сцене), спектакль в основном получился удачным. Он воспринимается, как ‘ реалистический, жкешепио правдивый. Следует отметить художественное офор мление спектакля. В этой области, несом ненно,..проделана большая и успешная ра-1 Оота. Немалая слслуга в этом художника театра В. Г. Борнскоглч. Артист Л, С. Курхин создал цельный, зг.- поминагощиПся образ секретаря итртнипой' оргатазацпи. морского офицера! Орлова. Умело п умно воспитывает Орлов своих подчиненных. Чувствуется, что каждое ею слово моряки слушают с большим вняма- нием, что велик и прочен его авторитет среди товарищей по службе. Орлов — это советский офицер, большевик, крозпыми узами, органически связанньш с личным составом, являющийся не только начальни ком, но и душой подчиненных. В трудную минуту за отеческую заботу матросы пла тят ему искренней любовью. Л. С. Курхин умело раскрывает благородные черты ха рактера Орлова, правдиво изображает ено волевым, деятельным офицером, безгранич но преданным своей Редине. Выразительными красками рисует артист Б. И. Хотянов образ веселого и жизнерадо стного матроса Вахтанга Джибеллп, кото рый. как и его друзья, пе роптал в минуту опасности, а му;кествеино боролся с труд ностями и проявлял поистипе трогатель ную заботу о товарищах. Простого совет ского моряка Джибеллп окрыляло, делало сильным и мужественным высокое созпа- ние своей священной миссии ^защитника страны социализма. Образ Джибелли вос принимается, как глубоко :кизне 1 шыи, правдивый. Хорошо пграют роли старого водолаза, пенсионера, но продолжающего еще рабо тать в рыболопецком колхозе Филиппова артист И. Л. Соловьев, торпедиста Грушев ского, встретившего вместе со всем экипа жем стойко и мужественно трудности, — артист Л. Е. Баратов, капитана медицин ской службы Смирнову — артистка В. П. Ефимова. ' ' Менее удачными получились образы ка- питап-лейтепантов Денисова и Афанасьева. Причиной этого в основном является недо статочно четкая трактовка образов этих героев автором пьесы. В тексте иногда до пускаются ио.иравдонодооные реплики командира, не совсем удачно и не в месту“ нарисован эпизод, в котором Денисов пы тается облениться в любви Смирновой. Но, несмотря на недостатки, спектакль «Тихий океап» имеет большое воспитатель ное значение, по-настоящему волнует зри теля. Североморцы, безусловно, посмотрят но вую раЗоту театра Северного ф.тога с боль- шк.и интересом. Лейтенант Л. ЧУЛАХИН.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz