На страже Заполярья. 1949 год. Февраль.
t s H * С Т Р А Ж Е З А П О Л Я Р Ь Я « $м рм я 1949 г., № 46 (3351). О ЧЕМ РАССКАЗЫВАЮТ БЫВАЛЫЕ ВОИНЫ Подразделение богато боевыми традиция ми. В его рядах выросла целая плеяда Героев Советского Союза, искусных летчи ков, в жестоких схватках с врагом пока завших немало примеров отваги и муже ства. Фотографии лучших сынов Отчизны сталинских соколов Рассахкнна, Бурмато- ва. Адонкпна, Панина, удостоенных звания Героя Советского Союза, размещены на видпом месте. П когда сюда прибывает мо лодое пополнение, каждый коммунист счи тает своим долгом показать новичку гор дость всего подразделения» рассказать о славных делах его герое©. Секретарь партийной организации тов. Прпплов — живой носитель боевого про шлого, старожил части, прошедший с ней большой п славный путь со дня ее созда ния. Он прекрасно помнит наиболее знаме нательные воздушные бои, знает, кто и сколько сбил немецких самолетов и при ка ких условиях, кто проявил особое умение и выиграл бой с превосходящими силами врата. Для него -каждая) ци< 1 . а, фотография, портрет — хорошая тема для рассказа о гом, как надо любить Родину, и служить ей. ' Поэтому его беседы, рассказы, воспоми нания пользуются большой популярно стью среди личного состава. По инициа тиве секретаря была проведена беседа о боевом счете, части. Приведенные в бе седе. цифры вызвали большой интерес. За время) воины летчики подразделения сбили немало немецких самолетов. В пропаганде боевых традиций, как важ нейшего элемента в деле повышения бое способности частп, парторганизация опи рается па участников боев, чьи подвиги по казывают яркую картину истории подраз деления. К числу таких ветеранов* относят ся- коммунисты Власов, Васин, Зверев, Пе- тюренко. Щедрин и другие. Их беседы и рассказы способствуют улучшению служ бы авпатороз, укреплению дисциплины и порядка в -подразделений. Беседы плани руются парторганизацией и проводятся в порядке партийных поручений. * Поучителен метод работы секретаря в подборе темы беседы. Он чутко прислуши вается к запросам авиаторов. Однажды, находясь на аэродроме, Прп плов услышал разговор двух молодых меха ников, внимательно следивших за стреми тельным полетом самолета. —- Кто это? — спросил один. — Власов, — ответил другой и добавил: — .Говорят, классный летчик! Проходивший мимо бывалый летчик Ба- декин сказал молодым авиаторам: — В воину, когда летчпки-бомбардиров- щпкп узнавали, что в боевом полете их бу дет сопровождать и охраяять офидер Вла сов, онп были спокойны за успех бомбеж ки... Эго значит, что пилот и штурман бомбовоза, уверенные за свой самолет, или, как говорят летчики, «за свой хвост», спо койно п точно рассчитают элементы атаки, будут бомбить наверняка. Это аначмт, что боевое задание будет выполнено образцово. Вскоре после этого разговора секретарь запланировал беседу с бойцами на тему: «Боевые дела нашей части». Провести ее было поручено офицеру Власову. Учитывая интерес воинов к опыту героя Отечественной войны, парторганизация ре шила познакомить их с тов. Власовым. Это сделал тов. Прпплов, члены бюро и комму нисты. Пз их рассказов личный состав уз нал, что офицер Власов начал службу з звании старшего сержапта. А теперь он за служенный летчик, командир, отмечен ный восьмью правительствеиными награда ми. Летчики тепло, с большим уважением отзываются о Власове. — Кто прошел его школу, — говорят опи, — тот может уверенно сказать: те перь я пастоящпй летчик... Тов. Власов скуп на похвалы. Заслужить от пего одобрение считается большим до- стпжением. Опытный летчик, в жестоких боях с врагом шшавпгай горечь неудач и радость побед, — живой пример смелости и отваги, умения и мастерства. Простота и честность Власова, его поучительные рас сказы оказывают па молодых летчиков большое влияние. Его замечания и указа ния по действиям пилотов 8 полете прц- нимаются с радостью. Беседа Власова о боевом прошлом под разделения прошла с большим успехом. Воины узнали имена питомцев прославлен ного североморского асса Б. Ф. Сафонова, узнали об их боевых делах. Таких бесед тов. Власов -провел несколь ко и в каждой из них он подчеркивал беспредельную любовь летчиков к Совет ской Родине, жестокую ненависть к ее врагам, крепкую спайку и взаимовыруч ку, как традиционный закон советских воинon. — Это было осенью 1942 года, — рас сказывал тов. Власов. — Коммунист-аги татор Георгии Чилпков проводил в землянке беседу на тему: «26-я годовщина Великого Октября». Он говорил о самоотверженном труде' советских людей, кующих в тылу для пас оружие. Свою беседу оп закончил словами: «Так и мы, товарищи, отдадим своп силы п знания па защиту Родины. Геройски драться с врагом, всегда думать о том, что падо разбить врага, не робеть перед его чпелеппым превосходством, а при каждой встрече уничтожать его. Пе отдадим завоеваний Октября!.. Если у меня не бу дет патронов и снарядов, я протараню фа шиста, по пе упущу его живым...». Вскоре коммунист Чилпков вылетел в бой. С четверкой истребителей он бросил ся в лобовую атаку на полтора десятка «10-88». После третьего захода советских истребителей немцы бросились наутек, а три бомбардировщика догорали на земле. По в это время из засады выскочило 16 истребителей типа «Мсссершмигг-109». Четырехкратное превосходство! По совет ские летчики приняли этот неравный бой и захватили инициативу в свои руки. По тратив основной запас на бомбардировщи ков, Чилпков бросился в лобовую- атаку на немца. Враг не выдержал стремительного натиска и пытался увильнуть. По Чиликов бросил свой самолет на машину врага и таранил его... До последних сил пытался советский летчик спасти свой самолет, но слишком сильным было повреждение от тарана. Когда боевые друзья подняли на руки хо лодеющее тело Чпликова, он произнес: — Передайте товарищам, что я еще ма ло сделал для партии и народа. Берегите любимую Родину! Смерть захватчикам! Эти слова и по сей час памятны в серд цах’ боевых соратников коммуниста Чили- кова. — Вот как надо любить свою .Родгёгу, не жалеть ради ее свободы и независимо сти ни сил, ни самой жизни, — так закон чил свою беседу тов. Власов. Рассказы и беседы ветеранов дают мно го поучительного молодым летчикам. Мно гие из них на первых порах допускали ошибки, пренебрегали осмотрительностью. — Осмотрительность — залог победы, — говорят бывалые летчики. Для того, чтобы это качество было воспринято мо лодыми летчиками прочно, тов. Пришов поручил коммунисту Еалекину рассказать о боевых полетах. Офицеру Калекину есть о чем расска зать. Это он в свое время спас жизнь мо лодому пилоту, ныне бывалому летчику офицеру Анисимову. Самолет Анисимова был повреждеп в бою. Возвращаясь на аэродром, пилот выжимал из машины все возможное. Поглощенный спасением ма шины оп не заметил, как несколько «мес серов» бросилось па него в атаку. Поло жение товарища увидел Калекин. Он смело бросил свой самолет навстречу врагам и огнем своих пушек и пулеметов разогнал их.- А особенно наседавшего «Фокке- Вульфа-190» оп свалил на землю. На аэродроме трогательной была встре ча этих двух пилотов. Анисимов крепко обнял п горячо расцеловал Калекпна. А тот, будучи всегда скромным, ответил: — А как же иначе мпе поступать, я — советский воин! Таких примеров в боевой истории этого летного подразделения много. Все помнят, как Герой Советского Союза Рассадкин прикрыл самолет командира и спас его от гибели. О любви к Родине, к своей части и са молетам рассказывают также участники войны тт. Васип, Анпсимов и другие. Работа парторганизации по пропаганде боевых традиций принесла положительные результаты. Воины гордятся боевой славой свое-го подразделения, делами доказывают, что опи достойные наследники боевой сла вы ветеранов." Доброй славой пользуются воспитанники Власова — летчики комсомолец Дорожпн- екпй и коммунист Пронь. Онп повседневно перенимают у своего учителя богатый бое вой опыт, делают его своим достоянием. Мастерами своего дела по праву счита ются механики старшие сержанты комму нист Михеев, комсомольцы Лещипский, Крупна п другие. Обслуживаемая ими ма- терпатьпая часть самолетов работает без аварийно п без помех. Комсомольцы Коро- теев, Зайцев и другие всегда в полной бое вой готовности содержат сердце воздушно го корабля — моторы. Летчики похвально отзываются об нх работе, благодарят тру жеников за добросовестное отношение б своим обязанностям. Накануне Дня Советской Армии и Флота тов. Приплов провел со всем личным со ставом беседу о боевом прошлом подразде ления, о славе, которая завоевывалась в кровавых боях с врагом. Систематическая работа по пропаганде боевых традиций путем привлечения непо средственных участников боев к проведе нию бесед и докладов, фотографии, карти ны, описания боевых эпизодов сыграли важную роль -в деле воспитания летчиков подразделения. Лейтенант П. ПЕТРУХИН. Старшина 1 статьи Николай Панов в совершенстве изучил овою спеащаль- моспъ. Большое внимание он уделяет самообраэоэзтгсо. Постоянное повыше ние своих общеобразовательных знаний помогает ему в службе и в подготовке к политическим занятиям. Как активного камсомолыца, его избрали членом бюро комсомольскоЛ организации корабля. НА GHHMKE: отличник боевой- и по литической подготовки старшина 1 ста тьи Н. Панов иа вахте. Фото Н. Высоцкого. Прияерный старшина Молодым юношей пришел на флот ком сомолец Козловский. За время службы он вырос б высокодпсциплинированного мо ряка, прекрасно знающего свою специаль ность. За отличные успехи в боевой и по литической подготовке Козловскому при своено очередное воинское звание старши ны 1 статьи. Сейчас Козловский —старшина отделения радистов. Оп умело руководит своими под чиненными. Все задания, которые выпол няются под его руководством, хорошо ор ганизованы и подготовлены. Его отделе ние является одним, из передовых в своей частп, а подчиненные — отличники бое вой и политической подготовки. Старшипа Козловский давно мечтал стать коммунистом. Он понимал, что ком мунист — это передовой, примерный во всем человек. К этому н готовил себя старшипа Козловский. Недавпо мечта его сбылась. Его приняли кандидатом в чле ны партии. Старшина 1 статьи Б. БАБУШКИН. Впереди— комсомольцы Комсомольцы-связисты нашего подраз деления постоянно работают над повыше нием знаний по своей специальности, стремятся стать классными специалистами. Командир провел прием знаний от наших комсомольцев по определению 'Клас сности. Старшие матросы Зубков, Вильхов- скнй, матросы Шаповалов. Ворошко п дру гие все нормативы перевысили и показали отличную работу. Пх знания определял' старший техпик-лейтепант тов. Азеев — коммунист, отличный знаток своей про фессии, много работающий с лнчпьш со ставом по изучению материальной части. Матрос М. ЗАСОРИН. Забытое решение На комсомольском собрании был обсуж ден вопрос о политическом воспитании комсомольцев и несоюзпой молодежи. По этому вопросу было принято решение. В частности, постановили вовлечь часть комсомольцев в кружок по изучению «Краткого курса истории ВВП(б)» и орга низовать кружок по изучению ш иш «Пад картой Родины». Прошло более двух месяцев, а вто решение осталось • только на бумаге. За этот срок еще пе было проведено пи одного занятия по изучению книги «Лад картой Родины». И в кружке по изучению «Крат кого курса истории ВКЛ(б)» комсомольцы не занимаются. Странно, что такое положение не вол нует бюро комсомольской организации. На одном из комсомольских собраний секретарь партийной организации тов. Тишаков в своем выступлении обе щал организовать запятил кружков. Одна ко до сего времени так ничего и пе сдела но. П. ЛИГАЧОВ. * 0 ------- По следам наших пыступлени-ч «РАЗГОВОРОВ МНОГО, А ПОСУДЫ НЕТ» Под таким заголовком было опубликова но письмо ефрейтора Лошкова в газете ЭД 295 за 15 декабря 1948 года. Командир частп сообщил в редакцию, что посуда получеяа и им приняты меры к устранению недостатков в работе столо вой. ИСКУССТВО ПОЛЕТА ПО ПРИБОРАМ Одной из важных обязанностей лет ных кадров Вооруженных Сил является высококачественная техника пилотирова ния по приборам. Пе только виртуозное выполнение фигур высшего пилотажа и искусная посадка служат доказательством высокого мастерства летчика, по п овладев пие искусством слепого полета. Никто из пилотов пе гарантирован, что в его летной практике пе встретится необ ходимость летать в густом тумане, в обла ках, темной почью. В таких условиях пи лот, не подготовленный к вождению са молета вне видимости земли и прп отсут ствии каких-либо визирных точек, может очутиться в Ессьма тяжелом положении. Важной задачей является освоение каждым авиатором техники полета по приборам вне видимости земли. Кроме это го, овладение самолетовождением по при борам приводит к падежной гарантии от всяких случайностей и пеожидаппостей, создает условия для непрерывной боевой и летной подготовки, дает уверенность командиру в своем летном составе, дает большую экономичность в расходовании ресурсов и сохрапешш сил летного со става в боевой обстановке. В результате обучения полетам по при борам летчик должен уверенно выполнять в любой обстановке порученные ему за- дапия. Кроме того, прп наличии совершенных приборов летчик должен непрерывно п уверенно владеть методами захода на по садку по приборам вне видимости земли. Успешпое выполнение этих требований может быть достигнуто только при мето дически правильном построении учебного процесса, при строгом соблюдении принци па перехода от простого к сложному и ин дивидуальный подход к обучаемому. Так у нас многие командиры и поступают. Напрпмер, офицер Волошин в дни Вели кой Отечественной войны систематически и упорно овладевал мастерством полетов по прпборам. Оп часто выполнял' полеты па боевое задаппе в сложных метеорологи ческих условиях, облаках и темной почью. Благодаря упорной, настойчивой учебе тов. Волошин добивался победы над вра гом. В основе его боевых успехов лежит постоянное стремлеппе к совершенствова нию полета по прпборам. Ои даже в пере рывах между боями тренировался вожде- нию самолета цо приборам. Сейчас, в дли мирной учебы, имея бо гатый опыт, он передает его молодым летчикам, сам пх готовит к полетам, коптролпрует качество техппкп пило тирования под колпаком и определяет го товность каждого летчика к полету по приборам. Молодой летчик тов. Бопдарен- ко за короткое время овладел этой сложной техникой пилотирования, и здесь немалая заслуга офпцера Волошина. Для того, чтобы правильно начать тре нировку в полетах по приборам, необходи ма прежде всего тщательная подготовка летчика на земле. Кроме отработки техни ки пилотирования в открытой кабин**, ре комендуется тщательпо изучить особонпо- стп самолетовождения по .приборам, рас сказать о навигацпонио-пилотажпых при борах, начиная с простых приборов и кон чая сложнейшей аппаратурой, без знания которых невозможно начинать тренировку по выполнению правил полетов по прибо рам. Летчик должен четко знать -принципы действия и работы прибора, ошибки при бора прп различных положениях самолета, уметь пользоваться прибором в полете и определять, какой прибор в сочетании с другим может заменить отказавший в ра боте. Некоторые летчики доказывают, что прп отсутствии гпрополукомпаса по магнит- Встреча с инженером Корреспондент областной газеты Петр Николаевич Крылов по заданию редакции поехал в один из промышленных районов. Ему обязательно надо было побывать на заседании копструкТорского бюро завода, где рассматривалось изобретение молодого инженера, изобретение, имеющее важное значение в освоении скоростного резания металла. В город Крылов приехал рано утром. В железнодорожной милиции он узнал, как попасть на завод, и, не ожидая попутного транспорта, решил пойти пешком, хотя итти туда, по меньшей мере, надо было бо лее двух километров. В проходной завода Крылова встретила пожилая жепщнна, пе по годам подвижная и живая. Женщина внимательно провери ла у Крылова документы, потом, не торо пясь, выписала ему пропуск и, предупре див, что пропуск на выход обязательно па до отметить, открыла Крылову решетчатую дверь, ведущую в широкий, шумный за водской двор. Едва Петр Николаевич закрыл за собой дверь в проходную, как она снова откры лась, и он увидел высокого, широкоплече го мужчину в темпых очках. Женщина приветливо его встретила. Здравствуйте, Михаил» Аркадьевич! — открывая перед ним дверь, проговорила она, — пожалуйста, проходите. Черев час Крылов сидел в просторпой комнате конструкторского бюро завода. Ждали директора, который вместе с глав ным инженером задержался у представи теля из министерства. Не было и инжене ра, проект которого должны сегодня рас сматривать. В комнате было тихо. Крылов бесцельно листал блокпот, перечитывал старые запи си, потом открыл чистый лист и по при вычке журналиста старательно написал дату. Через несколько минут дверь широко распахнулась, п на пороге появился коре настый мужчина в гимнастерке зеленова того цвета. Это был директор. Он держал под руку человека в темных очках, того самого, которого Крылов" впдел в проход ной. Директор усадил его рядом с собой и после нескольких слов представил собравшимся: — Михаил Аркадьевич Васильев, паш уважаемый инженер, проект которого мы будем сегодня рассматривать. Прошу вас, Михаил Аркадьевич! Мужчина в темпых очках — инженер Васильев поднялся п, прямо смотря перед собой, тихо заговорил: — Предлагаемый мною проект усовер шенствования станка значительно ускоря ет процесс резания металла... Все внимательно слушали. Крылову по нравилась простота изложения проекта, его ценность в промышленном производ стве, а сам ннжепер понравился ему своей скромностью и дерзанием. Крылов, пе за думываясь, решпл написать о пем большой очерк... ...Они встретились после заседания кон структорского бюро в кабинете директора. Михаил Аркадьевич сидел в мягком кресле и нервно курил. Он рассказывал коррес понденту свою биографию: — В дни войпы я был командиром тапка. Когда наша часть переправлялась через Днепр, моя машина была послана'в засаду. Предполагалось, что по балке бу дут отступать немцы. Там они деиствп- lroM-у компасу произвести разворот иа ве данный курс нельзя без отсчета времени. А практика обуч еш показам, ТО, зши предельный крен ж свойства магнитного •компаса, разворот можно произвести с точностью до 10°. Ло это пе зпачнт, что разворот нужно делать только по компасу, Нужно выполнять разворот в сочетании показаний компаса и отсчета по секун домеру. Так, па одномоторном самолете ва полный вираж требуется' время три ми нуты с креном 30°. Отсюда летчик может разворот выполнить па заданный курс прп условии сохранения постоянного врена в 30° на развороте с точпостью ± 5 ° . Другие пилоты почему-то считают, что отсчет времени нужно вести в уме. Надо заметить, что самый тщательный и точ ный счет в уме позволяет определять (с допустимой погрешностью) до 0 ,5 ми- путы, максимум до одной минуты, а ведь в пплотпровапии самолета по прпборам приходится встречаться со счетом целых и песколькпх десятых долей минуты. Поэтому от такого метода лучше отказаться, так как оп, кроме усложнения управления са молетом, больше ничего пе дает. Советским летчикам нужно знать, что полет по прпборам -— высший класс пило тажного искусства. Чтобы стать мастером полета по приборам, падо много и настой чиво учиться. Большое значение имеет настойчивая учеба в кабине «Линка» и другие способы тренировки. Одно время у наших летчиков в классе теории полета была установлена кабина «Линка». Командиры подразделений, го товя летчиков к полету по прпборам, пред варительно тренировали летчика и прове ряли его готовность к полету по приборам. В данное время кабина «Линка» не работа ет, по ее нужно привести в порядок и снова установить в классе. Это будет большим подспорьем пашим командирам подразделе ний в привитии молодому летчику необхо димых навыков слепого полета. Пллюзпя протпвовращения пе что иное, как ложное пли мппмов. представление, возникающее у летчика при слепом полете, в результате нарущенпя согласованности действии между вестибулярным аппаратом и глазом. Человек с закрытыми глазами лишается возможности двигаться прямолинейно, он движется, как правило, по спирали. При вычное для него зрительное ощущение ока залось выключенным из системы органов чувств, и ориентировка по направлению стала невозможной. Даже голуби, если па.теть им на глаза колпачки, в воздухе проделывают разные эволюции: спираль, потеря скорости и т. д. Поэтому мы не на блюдаем, чтобы птицы производили полеты в тумане, облаках. Онп всегда стараются в плохую видимость лететь в видимости земли. 'В обычном полете естественный гори зонт в сочетании с другими ощущениями дает летчику возможность ориентироваться в пространстве п сохранять заданный режим полета. Прп пилотировании самоде; та по прпборам под колпаком вследствие наличия ускорений вызываете# возник новение иллюзии у летчика. Летчику ка жется, что самолет летит с креном, в то время как протекает горизонтальный по лет. Это ложпое представление настолько ве лико, что летчик перестает верить пило тажным приборам, показание которых яко бы пе соответствует личным ощущениям. В птоге, продолжение полета по прпборам становится певозможпым. В чем причина ошнбочпых ощущений у летчика? Дело в том. что ускорение, возникшее от изменения направления пли скорости движения, ощущается нами через вестибу- тельпо отступали, п нам как следует приш лось поработать своей пушкой. Но тут произошло неожиданное — немцы нас об наружили, и по нашей машине открыла огопь противотанковая батарея. Танк за горелся. Радист и заряжающий погибли. Меня п водителя тяжело раппдо, еле выб рались пз горящей машппы. Водитель че рез несколько минут умер, и я остался один. Хотел было ползти, но потерял соз^ наппе. Сколько лежал — не помню. Оч нулся — дождь. Стрельба утихла. Я при слушался. Рядом разговор. «Немцы»,,.— мелькпу.та у меня мысль. Я моментально выхватил пистолет и едва ' поднес его к вцеку, как чья-то спльпая рука выбила у мепя его, и я услышал властный голос: «С ума сошел!». В этом голосе я почувст вовал угрозу и предупреждение. Я слышал, как подошедший поднял выпавший из мо их рук пистолет. Я чувствовал на себе его взгляд и, когда оп укоризпепно сказал мне: «Эх, ты. танкист!», мне было так стыдно, что я готов был провалиться сквозь зем лю. Как я узнал- потом, это был разведчик соседней дпви зип . Он перевязал мепя и, ничего не сказав, ушел. Мне было очень больпо... Свой человек бросил. Хотел полз ти за ним— не могу, сил нет, голова кру жится, ноют ожоги па лице. В голову чорт зпает, что полезло. Прошло минут пять, может быть больше, слышу шаги. Это по дошел тот самый разведчик. На слова не говоря, оп взял- мепя на плечи и пополз. Оп был очень сильный... Как пришли к своим не помню... Семь месяцев после этого я пролежал в госпитале, четыре опе рации перенес, но зрение мне вернуть не удалось..., Михаил Аркадьевич замолчал, достал спички, прикурил потухшую папироску, п, выпуская в сторону сизую струйку ды ма, снова заговорил: — Ослеп я... лярный аппарат, который является частью внутреннего уха и состоит из трех лоху- кружных каналов, заполненных жидкостью н расположенных во взапмоперпепдикуляр- ных плоскостях. В одном конце каждого канала имеется расширение, стенки кото- . рого покрыты волосками, связанными в чувствительными нервными клетками. При воздействии ускорений жидкость в силу инерции отстает от движения сте нок полукружных каналов, перемещаясь относительно пх, увлекает с собой волос ки. Раздражение нервных клеток, воспри нятое через волоски, ощущается человек ком и доходит до его сознания, как начало движения. Но с прекращением движения жидкость, наполняющая полукружные ка налы, по инерции продолжает некоторое время двигаться, наклоняя теперь волоски в противоположную сторону. Поэтому пос ле прекращения поворота возникает ощу щение поворота в обратном направлении. Это и называется иллюзией протиэовра- щения. У летчика, не умеющего пилотировать-, самолет по приборам, при попадании в об лачность но оказывается привычных ему зрительных ощущений открытого полета. 7 Поэтому раздражения, идущие от вестибу лярного аппарата, не тормозятся зр п т е л ^ ^ пьгми ощущениями п воспринимаются как действительность. Пз этого следует вывод, что приборам надо верить больше, чем своим ощущениям, надо паучпться быстро «читать» приборы и мгновенно сопоставлять пх показания. Как ппск в наушниках заменяет опытпому ра дисту жпвую речь, так п показания при боров должны быть понятны летчику в по лете по приборам. Чем лучше в процессе тренировки лет чик закрепил навыки в «чтении» прибо ров, тем более оп будет доверяться в поле те и приборам п самому себе, тем меньше у него будет напряженности п тем меньше ему будет мешать рллюзпя. Однако практика показала, что для ма стерского вождения самолета по приборам или под колпаком паземная тренировка не достаточна, она дает, летчику только то, что он быстрее усвапвает, прививает уве ренность к приборам, к их показаниям. Но для того, чтобы пилотировать в совершенст ве, нужна постоянная тренировка в прак тических полетах по прпборам. В процессе тренировки в полетах -летчик вырабаты вает определенный навык в* способах: вы хода на заданный курс, вырабатывает оп ределение усилия на управление, у него отрабатываются движения управления, са молетом в сочетании с показаниями прибо-- ров прп любом режиме полета. Летчик должен точно знать, какое показание при- • бора соответствует положению самолета. * •" Владея з совершенстве искусством по летов по приборам, наши летчики-северо морцы не раз били немцев в самых плохих метеорологических условиях, когда, каза-ч лось бы, вообще невозможно дойти от зем лянки до эемлянкп — низкая облачность, )метели и т. д. Летчпк-североморец, ныне Герой Советского Союза тов. Попович неод- . цократно топил пемепкие транспорты, бое вые корабли врага и днем и темной ночью, причем торпедными атаками. Летчик капи тан Елькнп ходил па разведку в далекий тыл врага, где пе раз перехватывался истребителями противника, по благодаря умению пилотировать по прпборам оп сво бодно от них отрывался и привозил цен ные сведеппя нашему командованию. Знаменитые исторические перелеты лет чиков Чкалова, Громова, Коккипаки в. 1936— 19;3-7 годах через Северный полюс в США в таких сложных условиях есть следствие высокого мастерства в самолето вождении по приборам. Майор И. СЕВРЮК0В, Крылов перебил собеседника на полу слове: — Потом вы встречали этого разведчи ка? — Нет, не встречал... А хотел бы встретить. Многим я ему обязан... Крылов резко поднялся, порывисто об нял Михаила Аркадьевича п трижды по целовал его... — Наконец-то, я встретил того таню уЙ ста! — Вы? — удивленно воскликнул ий- женер и привычным жестом снял очки, как будто опи мешали ему рассмотреть, собеседника. Крылов вздрогнул, увидев вместо плаз темные пятна с ярко выделяющимися красными полосками зарубцевавшихся ран и ожогов. — Вы, тот самый разведчик?.. Тот са- ■ мый... Вы... —- Тот самый, тот самый разведчик... Да, да, тот самый разведчик! — не выпу ская из своих рук жилистую ладонь Ми- А хайла Аркадьевича, говорил Крылов. — Вы мне... Большое спасибо вам... Я обязан../ — Ничем вы мне пе обязаны, — пере? бил Крылов. ;— Это была не милЪсть с моей стороны, а долг, простой солдатский долг. Так бы на моем месте каждый посту пил. Просто товарища выручил, вернее помог товарищу... И очень рад, что такой хороший оказался товарищ! Очень рад! — СпасиАо! — проговорил инженер — прошу вас, как же это... как... , Будьте сегодня м о и гостем. У мепя r eroi ' пя двойной праздник: принят проект » день рождения сына... П еще вас встре тил... Пошла, пошли сейчас. Вы б\чет« дороги гостем в моем доме... Н. ДОБРОТБОРСХИЙ. 0
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz