На страже Заполярья. 1949 год. Февраль.

t s H * С Т Р А Ж Е З А П О Л Я Р Ь Я « $м рм я 1949 г., № 46 (3351). О ЧЕМ РАССКАЗЫВАЮТ БЫВАЛЫЕ ВОИНЫ Подразделение богато боевыми традиция­ ми. В его рядах выросла целая плеяда Героев Советского Союза, искусных летчи­ ков, в жестоких схватках с врагом пока­ завших немало примеров отваги и муже­ ства. Фотографии лучших сынов Отчизны сталинских соколов Рассахкнна, Бурмато- ва. Адонкпна, Панина, удостоенных звания Героя Советского Союза, размещены на видпом месте. П когда сюда прибывает мо­ лодое пополнение, каждый коммунист счи­ тает своим долгом показать новичку гор­ дость всего подразделения» рассказать о славных делах его герое©. Секретарь партийной организации тов. Прпплов — живой носитель боевого про­ шлого, старожил части, прошедший с ней большой п славный путь со дня ее созда­ ния. Он прекрасно помнит наиболее знаме­ нательные воздушные бои, знает, кто и сколько сбил немецких самолетов и при ка­ ких условиях, кто проявил особое умение и выиграл бой с превосходящими силами врата. Для него -каждая) ци< 1 . а, фотография, портрет — хорошая тема для рассказа о гом, как надо любить Родину, и служить ей. ' Поэтому его беседы, рассказы, воспоми­ нания пользуются большой популярно­ стью среди личного состава. По инициа­ тиве секретаря была проведена беседа о боевом счете, части. Приведенные в бе­ седе. цифры вызвали большой интерес. За время) воины летчики подразделения сбили немало немецких самолетов. В пропаганде боевых традиций, как важ­ нейшего элемента в деле повышения бое­ способности частп, парторганизация опи­ рается па участников боев, чьи подвиги по­ казывают яркую картину истории подраз­ деления. К числу таких ветеранов* относят­ ся- коммунисты Власов, Васин, Зверев, Пе- тюренко. Щедрин и другие. Их беседы и рассказы способствуют улучшению служ­ бы авпатороз, укреплению дисциплины и порядка в -подразделений. Беседы плани­ руются парторганизацией и проводятся в порядке партийных поручений. * Поучителен метод работы секретаря в подборе темы беседы. Он чутко прислуши­ вается к запросам авиаторов. Однажды, находясь на аэродроме, Прп­ плов услышал разговор двух молодых меха­ ников, внимательно следивших за стреми­ тельным полетом самолета. —- Кто это? — спросил один. — Власов, — ответил другой и добавил: — .Говорят, классный летчик! Проходивший мимо бывалый летчик Ба- декин сказал молодым авиаторам: — В воину, когда летчпки-бомбардиров- щпкп узнавали, что в боевом полете их бу­ дет сопровождать и охраяять офидер Вла­ сов, онп были спокойны за успех бомбеж­ ки... Эго значит, что пилот и штурман бомбовоза, уверенные за свой самолет, или, как говорят летчики, «за свой хвост», спо­ койно п точно рассчитают элементы атаки, будут бомбить наверняка. Это аначмт, что боевое задание будет выполнено образцово. Вскоре после этого разговора секретарь запланировал беседу с бойцами на тему: «Боевые дела нашей части». Провести ее было поручено офицеру Власову. Учитывая интерес воинов к опыту героя Отечественной войны, парторганизация ре­ шила познакомить их с тов. Власовым. Это сделал тов. Прпплов, члены бюро и комму­ нисты. Пз их рассказов личный состав уз­ нал, что офицер Власов начал службу з звании старшего сержапта. А теперь он за­ служенный летчик, командир, отмечен­ ный восьмью правительствеиными награда­ ми. Летчики тепло, с большим уважением отзываются о Власове. — Кто прошел его школу, — говорят опи, — тот может уверенно сказать: те­ перь я пастоящпй летчик... Тов. Власов скуп на похвалы. Заслужить от пего одобрение считается большим до- стпжением. Опытный летчик, в жестоких боях с врагом шшавпгай горечь неудач и радость побед, — живой пример смелости и отваги, умения и мастерства. Простота и честность Власова, его поучительные рас­ сказы оказывают па молодых летчиков большое влияние. Его замечания и указа­ ния по действиям пилотов 8 полете прц- нимаются с радостью. Беседа Власова о боевом прошлом под­ разделения прошла с большим успехом. Воины узнали имена питомцев прославлен­ ного североморского асса Б. Ф. Сафонова, узнали об их боевых делах. Таких бесед тов. Власов -провел несколь­ ко и в каждой из них он подчеркивал беспредельную любовь летчиков к Совет­ ской Родине, жестокую ненависть к ее врагам, крепкую спайку и взаимовыруч­ ку, как традиционный закон советских воинon. — Это было осенью 1942 года, — рас­ сказывал тов. Власов. — Коммунист-аги­ татор Георгии Чилпков проводил в землянке беседу на тему: «26-я годовщина Великого Октября». Он говорил о самоотверженном труде' советских людей, кующих в тылу для пас оружие. Свою беседу оп закончил словами: «Так и мы, товарищи, отдадим своп силы п знания па защиту Родины. Геройски драться с врагом, всегда думать о том, что падо разбить врага, не робеть перед его чпелеппым превосходством, а при каждой встрече уничтожать его. Пе отдадим завоеваний Октября!.. Если у меня не бу­ дет патронов и снарядов, я протараню фа­ шиста, по пе упущу его живым...». Вскоре коммунист Чилпков вылетел в бой. С четверкой истребителей он бросил­ ся в лобовую атаку на полтора десятка «10-88». После третьего захода советских истребителей немцы бросились наутек, а три бомбардировщика догорали на земле. По в это время из засады выскочило 16 истребителей типа «Мсссершмигг-109». Четырехкратное превосходство! По совет­ ские летчики приняли этот неравный бой и захватили инициативу в свои руки. По­ тратив основной запас на бомбардировщи­ ков, Чилпков бросился в лобовую- атаку на немца. Враг не выдержал стремительного натиска и пытался увильнуть. По Чиликов бросил свой самолет на машину врага и таранил его... До последних сил пытался советский летчик спасти свой самолет, но слишком сильным было повреждение от тарана. Когда боевые друзья подняли на руки хо­ лодеющее тело Чпликова, он произнес: — Передайте товарищам, что я еще ма­ ло сделал для партии и народа. Берегите любимую Родину! Смерть захватчикам! Эти слова и по сей час памятны в серд­ цах’ боевых соратников коммуниста Чили- кова. — Вот как надо любить свою .Родгёгу, не жалеть ради ее свободы и независимо­ сти ни сил, ни самой жизни, — так закон­ чил свою беседу тов. Власов. Рассказы и беседы ветеранов дают мно­ го поучительного молодым летчикам. Мно­ гие из них на первых порах допускали ошибки, пренебрегали осмотрительностью. — Осмотрительность — залог победы, — говорят бывалые летчики. Для того, чтобы это качество было воспринято мо­ лодыми летчиками прочно, тов. Пришов поручил коммунисту Еалекину рассказать о боевых полетах. Офицеру Калекину есть о чем расска­ зать. Это он в свое время спас жизнь мо­ лодому пилоту, ныне бывалому летчику офицеру Анисимову. Самолет Анисимова был повреждеп в бою. Возвращаясь на аэродром, пилот выжимал из машины все возможное. Поглощенный спасением ма­ шины оп не заметил, как несколько «мес­ серов» бросилось па него в атаку. Поло­ жение товарища увидел Калекин. Он смело бросил свой самолет навстречу врагам и огнем своих пушек и пулеметов разогнал их.- А особенно наседавшего «Фокке- Вульфа-190» оп свалил на землю. На аэродроме трогательной была встре­ ча этих двух пилотов. Анисимов крепко обнял п горячо расцеловал Калекпна. А тот, будучи всегда скромным, ответил: — А как же иначе мпе поступать, я — советский воин! Таких примеров в боевой истории этого летного подразделения много. Все помнят, как Герой Советского Союза Рассадкин прикрыл самолет командира и спас его от гибели. О любви к Родине, к своей части и са­ молетам рассказывают также участники войны тт. Васип, Анпсимов и другие. Работа парторганизации по пропаганде боевых традиций принесла положительные результаты. Воины гордятся боевой славой свое-го подразделения, делами доказывают, что опи достойные наследники боевой сла­ вы ветеранов." Доброй славой пользуются воспитанники Власова — летчики комсомолец Дорожпн- екпй и коммунист Пронь. Онп повседневно перенимают у своего учителя богатый бое­ вой опыт, делают его своим достоянием. Мастерами своего дела по праву счита­ ются механики старшие сержанты комму­ нист Михеев, комсомольцы Лещипский, Крупна п другие. Обслуживаемая ими ма- терпатьпая часть самолетов работает без­ аварийно п без помех. Комсомольцы Коро- теев, Зайцев и другие всегда в полной бое­ вой готовности содержат сердце воздушно­ го корабля — моторы. Летчики похвально отзываются об нх работе, благодарят тру­ жеников за добросовестное отношение б своим обязанностям. Накануне Дня Советской Армии и Флота тов. Приплов провел со всем личным со­ ставом беседу о боевом прошлом подразде­ ления, о славе, которая завоевывалась в кровавых боях с врагом. Систематическая работа по пропаганде боевых традиций путем привлечения непо­ средственных участников боев к проведе­ нию бесед и докладов, фотографии, карти­ ны, описания боевых эпизодов сыграли важную роль -в деле воспитания летчиков подразделения. Лейтенант П. ПЕТРУХИН. Старшина 1 статьи Николай Панов в совершенстве изучил овою спеащаль- моспъ. Большое внимание он уделяет самообраэоэзтгсо. Постоянное повыше­ ние своих общеобразовательных знаний помогает ему в службе и в подготовке к политическим занятиям. Как активного камсомолыца, его избрали членом бюро комсомольскоЛ организации корабля. НА GHHMKE: отличник боевой- и по­ литической подготовки старшина 1 ста­ тьи Н. Панов иа вахте. Фото Н. Высоцкого. Прияерный старшина Молодым юношей пришел на флот ком­ сомолец Козловский. За время службы он вырос б высокодпсциплинированного мо­ ряка, прекрасно знающего свою специаль­ ность. За отличные успехи в боевой и по­ литической подготовке Козловскому при­ своено очередное воинское звание старши­ ны 1 статьи. Сейчас Козловский —старшина отделения радистов. Оп умело руководит своими под­ чиненными. Все задания, которые выпол­ няются под его руководством, хорошо ор­ ганизованы и подготовлены. Его отделе­ ние является одним, из передовых в своей частп, а подчиненные — отличники бое­ вой и политической подготовки. Старшипа Козловский давно мечтал стать коммунистом. Он понимал, что ком­ мунист — это передовой, примерный во всем человек. К этому н готовил себя старшипа Козловский. Недавпо мечта его сбылась. Его приняли кандидатом в чле­ ны партии. Старшина 1 статьи Б. БАБУШКИН. Впереди— комсомольцы Комсомольцы-связисты нашего подраз­ деления постоянно работают над повыше­ нием знаний по своей специальности, стремятся стать классными специалистами. Командир провел прием знаний от наших комсомольцев по определению 'Клас­ сности. Старшие матросы Зубков, Вильхов- скнй, матросы Шаповалов. Ворошко п дру­ гие все нормативы перевысили и показали отличную работу. Пх знания определял' старший техпик-лейтепант тов. Азеев — коммунист, отличный знаток своей про­ фессии, много работающий с лнчпьш со­ ставом по изучению материальной части. Матрос М. ЗАСОРИН. Забытое решение На комсомольском собрании был обсуж­ ден вопрос о политическом воспитании комсомольцев и несоюзпой молодежи. По этому вопросу было принято решение. В частности, постановили вовлечь часть комсомольцев в кружок по изучению «Краткого курса истории ВВП(б)» и орга­ низовать кружок по изучению ш иш «Пад картой Родины». Прошло более двух месяцев, а вто решение осталось • только на бумаге. За этот срок еще пе было проведено пи одного занятия по изучению книги «Лад картой Родины». И в кружке по изучению «Крат­ кого курса истории ВКЛ(б)» комсомольцы не занимаются. Странно, что такое положение не вол­ нует бюро комсомольской организации. На одном из комсомольских собраний секретарь партийной организации тов. Тишаков в своем выступлении обе­ щал организовать запятил кружков. Одна­ ко до сего времени так ничего и пе сдела­ но. П. ЛИГАЧОВ. * 0 ------- По следам наших пыступлени-ч «РАЗГОВОРОВ МНОГО, А ПОСУДЫ НЕТ» Под таким заголовком было опубликова­ но письмо ефрейтора Лошкова в газете ЭД 295 за 15 декабря 1948 года. Командир частп сообщил в редакцию, что посуда получеяа и им приняты меры к устранению недостатков в работе столо­ вой. ИСКУССТВО ПОЛЕТА ПО ПРИБОРАМ Одной из важных обязанностей лет­ ных кадров Вооруженных Сил является высококачественная техника пилотирова­ ния по приборам. Пе только виртуозное выполнение фигур высшего пилотажа и искусная посадка служат доказательством высокого мастерства летчика, по п овладев пие искусством слепого полета. Никто из пилотов пе гарантирован, что в его летной практике пе встретится необ­ ходимость летать в густом тумане, в обла­ ках, темной почью. В таких условиях пи­ лот, не подготовленный к вождению са­ молета вне видимости земли и прп отсут­ ствии каких-либо визирных точек, может очутиться в Ессьма тяжелом положении. Важной задачей является освоение каждым авиатором техники полета по приборам вне видимости земли. Кроме это­ го, овладение самолетовождением по при­ борам приводит к падежной гарантии от всяких случайностей и пеожидаппостей, создает условия для непрерывной боевой и летной подготовки, дает уверенность командиру в своем летном составе, дает большую экономичность в расходовании ресурсов и сохрапешш сил летного со­ става в боевой обстановке. В результате обучения полетам по при­ борам летчик должен уверенно выполнять в любой обстановке порученные ему за- дапия. Кроме того, прп наличии совершенных приборов летчик должен непрерывно п уверенно владеть методами захода на по­ садку по приборам вне видимости земли. Успешпое выполнение этих требований может быть достигнуто только при мето­ дически правильном построении учебного процесса, при строгом соблюдении принци­ па перехода от простого к сложному и ин­ дивидуальный подход к обучаемому. Так у нас многие командиры и поступают. Напрпмер, офицер Волошин в дни Вели­ кой Отечественной войны систематически и упорно овладевал мастерством полетов по прпборам. Оп часто выполнял' полеты па боевое задаппе в сложных метеорологи­ ческих условиях, облаках и темной почью. Благодаря упорной, настойчивой учебе тов. Волошин добивался победы над вра­ гом. В основе его боевых успехов лежит постоянное стремлеппе к совершенствова­ нию полета по прпборам. Ои даже в пере­ рывах между боями тренировался вожде- нию самолета цо приборам. Сейчас, в дли мирной учебы, имея бо­ гатый опыт, он передает его молодым летчикам, сам пх готовит к полетам, коптролпрует качество техппкп пило­ тирования под колпаком и определяет го­ товность каждого летчика к полету по приборам. Молодой летчик тов. Бопдарен- ко за короткое время овладел этой сложной техникой пилотирования, и здесь немалая заслуга офпцера Волошина. Для того, чтобы правильно начать тре­ нировку в полетах по приборам, необходи­ ма прежде всего тщательная подготовка летчика на земле. Кроме отработки техни­ ки пилотирования в открытой кабин**, ре­ комендуется тщательпо изучить особонпо- стп самолетовождения по .приборам, рас­ сказать о навигацпонио-пилотажпых при­ борах, начиная с простых приборов и кон­ чая сложнейшей аппаратурой, без знания которых невозможно начинать тренировку по выполнению правил полетов по прибо­ рам. Летчик должен четко знать -принципы действия и работы прибора, ошибки при­ бора прп различных положениях самолета, уметь пользоваться прибором в полете и определять, какой прибор в сочетании с другим может заменить отказавший в ра­ боте. Некоторые летчики доказывают, что прп отсутствии гпрополукомпаса по магнит- Встреча с инженером Корреспондент областной газеты Петр Николаевич Крылов по заданию редакции поехал в один из промышленных районов. Ему обязательно надо было побывать на заседании копструкТорского бюро завода, где рассматривалось изобретение молодого инженера, изобретение, имеющее важное значение в освоении скоростного резания металла. В город Крылов приехал рано утром. В железнодорожной милиции он узнал, как попасть на завод, и, не ожидая попутного транспорта, решил пойти пешком, хотя итти туда, по меньшей мере, надо было бо­ лее двух километров. В проходной завода Крылова встретила пожилая жепщнна, пе по годам подвижная и живая. Женщина внимательно провери­ ла у Крылова документы, потом, не торо­ пясь, выписала ему пропуск и, предупре­ див, что пропуск на выход обязательно па­ до отметить, открыла Крылову решетчатую дверь, ведущую в широкий, шумный за­ водской двор. Едва Петр Николаевич закрыл за собой дверь в проходную, как она снова откры­ лась, и он увидел высокого, широкоплече­ го мужчину в темпых очках. Женщина приветливо его встретила. Здравствуйте, Михаил» Аркадьевич! — открывая перед ним дверь, проговорила она, — пожалуйста, проходите. Черев час Крылов сидел в просторпой комнате конструкторского бюро завода. Ждали директора, который вместе с глав­ ным инженером задержался у представи­ теля из министерства. Не было и инжене­ ра, проект которого должны сегодня рас­ сматривать. В комнате было тихо. Крылов бесцельно листал блокпот, перечитывал старые запи­ си, потом открыл чистый лист и по при­ вычке журналиста старательно написал дату. Через несколько минут дверь широко распахнулась, п на пороге появился коре­ настый мужчина в гимнастерке зеленова­ того цвета. Это был директор. Он держал под руку человека в темных очках, того самого, которого Крылов" впдел в проход­ ной. Директор усадил его рядом с собой и после нескольких слов представил собравшимся: — Михаил Аркадьевич Васильев, паш уважаемый инженер, проект которого мы будем сегодня рассматривать. Прошу вас, Михаил Аркадьевич! Мужчина в темпых очках — инженер Васильев поднялся п, прямо смотря перед собой, тихо заговорил: — Предлагаемый мною проект усовер­ шенствования станка значительно ускоря­ ет процесс резания металла... Все внимательно слушали. Крылову по­ нравилась простота изложения проекта, его ценность в промышленном производ­ стве, а сам ннжепер понравился ему своей скромностью и дерзанием. Крылов, пе за­ думываясь, решпл написать о пем большой очерк... ...Они встретились после заседания кон­ структорского бюро в кабинете директора. Михаил Аркадьевич сидел в мягком кресле и нервно курил. Он рассказывал коррес­ понденту свою биографию: — В дни войпы я был командиром тапка. Когда наша часть переправлялась через Днепр, моя машина была послана'в засаду. Предполагалось, что по балке бу­ дут отступать немцы. Там они деиствп- lroM-у компасу произвести разворот иа ве­ данный курс нельзя без отсчета времени. А практика обуч еш показам, ТО, зши предельный крен ж свойства магнитного •компаса, разворот можно произвести с точностью до 10°. Ло это пе зпачнт, что разворот нужно делать только по компасу, Нужно выполнять разворот в сочетании показаний компаса и отсчета по секун­ домеру. Так, па одномоторном самолете ва полный вираж требуется' время три ми­ нуты с креном 30°. Отсюда летчик может разворот выполнить па заданный курс прп условии сохранения постоянного врена в 30° на развороте с точпостью ± 5 ° . Другие пилоты почему-то считают, что отсчет времени нужно вести в уме. Надо заметить, что самый тщательный и точ­ ный счет в уме позволяет определять (с допустимой погрешностью) до 0 ,5 ми- путы, максимум до одной минуты, а ведь в пплотпровапии самолета по прпборам приходится встречаться со счетом целых и песколькпх десятых долей минуты. Поэтому от такого метода лучше отказаться, так как оп, кроме усложнения управления са­ молетом, больше ничего пе дает. Советским летчикам нужно знать, что полет по прпборам -— высший класс пило­ тажного искусства. Чтобы стать мастером полета по приборам, падо много и настой­ чиво учиться. Большое значение имеет настойчивая учеба в кабине «Линка» и другие способы тренировки. Одно время у наших летчиков в классе теории полета была установлена кабина «Линка». Командиры подразделений, го­ товя летчиков к полету по прпборам, пред­ варительно тренировали летчика и прове­ ряли его готовность к полету по приборам. В данное время кабина «Линка» не работа­ ет, по ее нужно привести в порядок и снова установить в классе. Это будет большим подспорьем пашим командирам подразделе­ ний в привитии молодому летчику необхо­ димых навыков слепого полета. Пллюзпя протпвовращения пе что иное, как ложное пли мппмов. представление, возникающее у летчика при слепом полете, в результате нарущенпя согласованности действии между вестибулярным аппаратом и глазом. Человек с закрытыми глазами лишается возможности двигаться прямолинейно, он движется, как правило, по спирали. При­ вычное для него зрительное ощущение ока­ залось выключенным из системы органов чувств, и ориентировка по направлению стала невозможной. Даже голуби, если па.теть им на глаза колпачки, в воздухе проделывают разные эволюции: спираль, потеря скорости и т. д. Поэтому мы не на­ блюдаем, чтобы птицы производили полеты в тумане, облаках. Онп всегда стараются в плохую видимость лететь в видимости земли. 'В обычном полете естественный гори­ зонт в сочетании с другими ощущениями дает летчику возможность ориентироваться в пространстве п сохранять заданный режим полета. Прп пилотировании самоде; та по прпборам под колпаком вследствие наличия ускорений вызываете# возник­ новение иллюзии у летчика. Летчику ка­ жется, что самолет летит с креном, в то время как протекает горизонтальный по­ лет. Это ложпое представление настолько ве­ лико, что летчик перестает верить пило­ тажным приборам, показание которых яко­ бы пе соответствует личным ощущениям. В птоге, продолжение полета по прпборам становится певозможпым. В чем причина ошнбочпых ощущений у летчика? Дело в том. что ускорение, возникшее от изменения направления пли скорости движения, ощущается нами через вестибу- тельпо отступали, п нам как следует приш­ лось поработать своей пушкой. Но тут произошло неожиданное — немцы нас об­ наружили, и по нашей машине открыла огопь противотанковая батарея. Танк за­ горелся. Радист и заряжающий погибли. Меня п водителя тяжело раппдо, еле выб­ рались пз горящей машппы. Водитель че­ рез несколько минут умер, и я остался один. Хотел было ползти, но потерял соз^ наппе. Сколько лежал — не помню. Оч­ нулся — дождь. Стрельба утихла. Я при­ слушался. Рядом разговор. «Немцы»,,.— мелькпу.та у меня мысль. Я моментально выхватил пистолет и едва ' поднес его к вцеку, как чья-то спльпая рука выбила у мепя его, и я услышал властный голос: «С ума сошел!». В этом голосе я почувст­ вовал угрозу и предупреждение. Я слышал, как подошедший поднял выпавший из мо­ их рук пистолет. Я чувствовал на себе его взгляд и, когда оп укоризпепно сказал мне: «Эх, ты. танкист!», мне было так стыдно, что я готов был провалиться сквозь зем­ лю. Как я узнал- потом, это был разведчик соседней дпви зип . Он перевязал мепя и, ничего не сказав, ушел. Мне было очень больпо... Свой человек бросил. Хотел полз­ ти за ним— не могу, сил нет, голова кру­ жится, ноют ожоги па лице. В голову чорт зпает, что полезло. Прошло минут пять, может быть больше, слышу шаги. Это по­ дошел тот самый разведчик. На слова не говоря, оп взял- мепя на плечи и пополз. Оп был очень сильный... Как пришли к своим не помню... Семь месяцев после этого я пролежал в госпитале, четыре опе­ рации перенес, но зрение мне вернуть не удалось..., Михаил Аркадьевич замолчал, достал спички, прикурил потухшую папироску, п, выпуская в сторону сизую струйку ды­ ма, снова заговорил: — Ослеп я... лярный аппарат, который является частью внутреннего уха и состоит из трех лоху- кружных каналов, заполненных жидкостью н расположенных во взапмоперпепдикуляр- ных плоскостях. В одном конце каждого канала имеется расширение, стенки кото- . рого покрыты волосками, связанными в чувствительными нервными клетками. При воздействии ускорений жидкость в силу инерции отстает от движения сте­ нок полукружных каналов, перемещаясь относительно пх, увлекает с собой волос­ ки. Раздражение нервных клеток, воспри­ нятое через волоски, ощущается человек ком и доходит до его сознания, как начало движения. Но с прекращением движения жидкость, наполняющая полукружные ка­ налы, по инерции продолжает некоторое время двигаться, наклоняя теперь волоски в противоположную сторону. Поэтому пос­ ле прекращения поворота возникает ощу­ щение поворота в обратном направлении. Это и называется иллюзией протиэовра- щения. У летчика, не умеющего пилотировать-, самолет по приборам, при попадании в об­ лачность но оказывается привычных ему зрительных ощущений открытого полета. 7 Поэтому раздражения, идущие от вестибу­ лярного аппарата, не тормозятся зр п т е л ^ ^ пьгми ощущениями п воспринимаются как действительность. Пз этого следует вывод, что приборам надо верить больше, чем своим ощущениям, надо паучпться быстро «читать» приборы и мгновенно сопоставлять пх показания. Как ппск в наушниках заменяет опытпому ра­ дисту жпвую речь, так п показания при­ боров должны быть понятны летчику в по­ лете по приборам. Чем лучше в процессе тренировки лет­ чик закрепил навыки в «чтении» прибо­ ров, тем более оп будет доверяться в поле­ те и приборам п самому себе, тем меньше у него будет напряженности п тем меньше ему будет мешать рллюзпя. Однако практика показала, что для ма­ стерского вождения самолета по приборам или под колпаком паземная тренировка не­ достаточна, она дает, летчику только то, что он быстрее усвапвает, прививает уве­ ренность к приборам, к их показаниям. Но для того, чтобы пилотировать в совершенст­ ве, нужна постоянная тренировка в прак­ тических полетах по прпборам. В процессе тренировки в полетах -летчик вырабаты­ вает определенный навык в* способах: вы­ хода на заданный курс, вырабатывает оп­ ределение усилия на управление, у него отрабатываются движения управления, са­ молетом в сочетании с показаниями прибо-- ров прп любом режиме полета. Летчик должен точно знать, какое показание при- • бора соответствует положению самолета. * •" Владея з совершенстве искусством по­ летов по приборам, наши летчики-северо­ морцы не раз били немцев в самых плохих метеорологических условиях, когда, каза-ч лось бы, вообще невозможно дойти от зем­ лянки до эемлянкп — низкая облачность, )метели и т. д. Летчпк-североморец, ныне Герой Советского Союза тов. Попович неод- . цократно топил пемепкие транспорты, бое­ вые корабли врага и днем и темной ночью, причем торпедными атаками. Летчик капи­ тан Елькнп ходил па разведку в далекий тыл врага, где пе раз перехватывался истребителями противника, по благодаря умению пилотировать по прпборам оп сво­ бодно от них отрывался и привозил цен­ ные сведеппя нашему командованию. Знаменитые исторические перелеты лет­ чиков Чкалова, Громова, Коккипаки в. 1936— 19;3-7 годах через Северный полюс в США в таких сложных условиях есть следствие высокого мастерства в самолето­ вождении по приборам. Майор И. СЕВРЮК0В, Крылов перебил собеседника на полу­ слове: — Потом вы встречали этого разведчи­ ка? — Нет, не встречал... А хотел бы встретить. Многим я ему обязан... Крылов резко поднялся, порывисто об­ нял Михаила Аркадьевича п трижды по­ целовал его... — Наконец-то, я встретил того таню уЙ ста! — Вы? — удивленно воскликнул ий- женер и привычным жестом снял очки, как будто опи мешали ему рассмотреть, собеседника. Крылов вздрогнул, увидев вместо плаз темные пятна с ярко выделяющимися красными полосками зарубцевавшихся ран и ожогов. — Вы, тот самый разведчик?.. Тот са- ■ мый... Вы... —- Тот самый, тот самый разведчик... Да, да, тот самый разведчик! — не выпу­ ская из своих рук жилистую ладонь Ми- А хайла Аркадьевича, говорил Крылов. — Вы мне... Большое спасибо вам... Я обязан../ — Ничем вы мне пе обязаны, — пере? бил Крылов. ;— Это была не милЪсть с моей стороны, а долг, простой солдатский долг. Так бы на моем месте каждый посту­ пил. Просто товарища выручил, вернее помог товарищу... И очень рад, что такой хороший оказался товарищ! Очень рад! — СпасиАо! — проговорил инженер — прошу вас, как же это... как... , Будьте сегодня м о и гостем. У мепя r eroi ' пя двойной праздник: принят проект » день рождения сына... П еще вас встре­ тил... Пошла, пошли сейчас. Вы б\чет« дороги гостем в моем доме... Н. ДОБРОТБОРСХИЙ. 0

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz