На страже Заполярья. 1949 год. Февраль.
1 « февраля 1949 г., № 26 (3 3 3 1 ). НА С Т Р А Ж Е З А П О Л Я Р Ь Я К XI с ' е з д у ВЛКСМ ЗАДАЧА СОСТОИТ В ТОМ, ЧТОБЫ УЧИТЬСЯ Поход в науку • ЛЕНППСКПП ЗАВЕТ ВОПЛОЩАЕТСЯ В ЖИЗНЬ В своей исторической речи на ПТ с’ез де комсомола В. П. Ленин говорил о том, что зздачей молодецки, которой предстоит ' строить коммунистическое общество, яв ляется учеба, приобретение всех тех 8наний, что выработало человечество. % Только овладев современными знаниями, указывал Ленин, можно строить новое общество, имя которому — коммунизм. Об этом же говорил на VIII с’езде ком сомола товарищ Сталин. Он говорил, что советская молодежь, если она хочет быть строителем повои жизни, долита овла деть наукой, образно названной Задачи молодежи во общ е и сою зов коммунистической м олод еж и и всяких других организаций в частности , можно было бы вы рази ть одним словом: задача состоит в том , чтобы учиться . ...Вы долж ны во сп и т а т ь из себя коммунистов . З а д а ч а сою за мо л о д еж и — п о стави ть свою практическую д ея тел ьн о с т ь т а к , чтобы , уч ась , ор ган и зу ясь , сп л ачи вая сь , борясь , э т а м о ло д еж ь воспи ты вала бы себя и в сех тех , к то в ней видит в ож д я , чтобы он я воспи ты вала коммунистов . Н ад о , чтобы все д ел о воспитания , об р а зо в ани я и учения современной м о ло д еж и было воспитанием в ней коммунистической морали . В. И. Л ЕН ИН . Трактористка из села Стара Бешево Бывшая батрачка, ставшая депутатом Верховного Совета СССР, Героем Социали стического Труда, лауреатом Сталинской премии, человеком, имя которого известно далеко за пределами нашей страны, — та ков жизненный путь трактористки из ceia Старо-Бешево Сталинской области Укра инской ССР Прасковьи Никитичны Анге- ^ Л Л Л А Л Л Д Л ^ | Ч тобы строить , н ад о знать , н адо о в л а д е т ь наукой . А чтобы знать , н ад о учиться . У читься упорно, терпеливо ... П ер ед нами стои т кре пость . Н а зы в а е т с я она , э т а крепость, наукой с ее многочисленными отраслям и знаний . Э ту крепость мы долж ны в зя т ь в о что бы то ни стало . Э ту крепость д о лж н а в зя ть м олод еж ь , если она хоч ет бы ть строителем новой ж и зни , если она хочет с т а т ь дей стви тел ьн ой сменой старой гвардии . ...О вл ад е т ь наукой , в е к о в а т ь новые кадры болыневиков-специ- али стов по всем о траслям знаний , учи ться , учиться, учиться упорней шим образом — т а к о в а теперь з а д а ч а . И, В. СТАЛИН . 'ir "fT "ФС 1 Создано государством • СОВЕТСКАЯ МОЛОДЕЖЬ' ' ПОЛЬЗУЕТСЯ ПРАВОМ НА ОБРАЗОВАНИЕ • ' товарищем Сталиным крепостью, которую лтлюй. путь, возможный лишь з нашей хы должны взять во что бы то ни стало, стране. Ежедневно Ангелина получает письма со всех концов необ’ятаого Советского Союза. Советская молодежь, воспитанная пар тией Ленина — Сталина, горячо от кликнулась па призыв ве.тиких вождей: она устремилась в науку. С большевист ской страстью, с молодым задором, с на пористостью, столь характерной для нашего народа, преодолевая всевозмож ные трудности, стоящие па пути, овла девала она знаниями, высотами социа листической культуры. Сейчас у пас 730 тысяч человек учит ся в высших учебпых заведениях, 270 тысяч еузовнев-заочнпков, свыше 34 нпллиопоз учится в средппх и на чальных школах и техникумах. Эти цифры становятся еще более ра зительными, если сравнить их с тем, что было в нашей стране до Октября семнад цатого года. В 1914 году в России было только 8 миллионов учащихся в шко лах л техникумах, в вузах училось лишь 112 тысяч человек. Если в Грузии в 1914 году было только 300 студентов, то перед Отечественной бои ион их насчи тывалось больше 22 тысяч. Па Украине соответственно было 26,7 тысячи, а те перь 125 тысяч студентов. А каким превосходством социалисти ческой культуры, торжеством ленинско- сталинской национальной политики яв ляются успехи пародного просвещения в национальных республиках и областях вашей страны! Царская Россия была «тюрьмой нароюв», многочисленные народности, населяющие се, подверга лись самой варварской експлоатации, жили в темноте и невежестве. Новой жизнью зажили они при советской вла сти. Ранее угпетениые пароды стали равноправными строителями коммуни стического общества. Полностью исполь зуется у пас великое прало па обра зование. Ежегодно -народное хозяйство Совет ского Союза пополняется специалиста ми, выпущеппымп высшими и средпими учебными заведениями страны. Один только Московский Государственный университет за годы советской власти выпустил около 30 тысяч специалистов. Многие из них сейчас известны, как выдающиеся ученые. В пашей стране 13 миллионов человек занимается ннте- леБтуальным трудом. Нз этих 13 мил лионов более 10 миллионов получили образование в годы советской власти. Таковы цифры и факты, свпдетель- Авторы спрашивают: «Как p i росла, Па ша?», я она отвечает: «Биография нашей страны одновременно является и биогра фией каждого нз нас, ее людей. Наши судьбы так неразрывно переплетены с судьбами государства, партии, что, вспо миная о собственных своих трудах и ус пехах, горестях и радостях, невольно ви дишь нечто во стократ большее, чем лич ную биографию». Паша Ангелина росла вместе со всей страной, ее биография похожа на биогра фию всей нашей молодежи, которой совет ская власть дала жизнь, не виданную ни в одной стране. Комсомолка Паша Ангелина стала трак тористкой в трудные годы (коллективиза ции. Она была первой женщиной в нашей стране, которая села за руль трактора. Она работала и училась. Упорно, настой чиво, по-комсомольски овладевала знания ми, постигала технику. Через несколько лет ее послали учиться в Московскую сельскохозяйственную академию имени Тимирязева. После академии Ангелина снова начала работать трактористкой. Не которые удивлялись: «Так замечательно работает, а на более высокую должность не выдвигают». Таким товарищам Паша отвечает: — Да разве дело в должности? Мне не однократно предлагали перейти на руково дящую работу, а я попрежнему остаюсь трактористкой и горжусь этим, потому что в нашей етране каждая должность есть высокая должность. Надо только всей ду шой отдаваться своей работе, не застыззть па месте, расти. В сталинском «Кратком курсе истории ВЩ 5 )» среди пионеров стахановского движения названо и имя Прасковьи Ники тичны Ангелиной... Так, следуя наказу Ленина и Сталина учиться, овладевать наукой, техникой и культурой, бывшая батрачка Ангелина стала государственный деятелем, героем трудового фронта. Путь Ангелиной — путь многих. Это путь активных участников строптельсгва коммунистического общества. Советские люди уверенно смотрят в свой оаитрашипй день: они видят его светлым и прекрас ным и для того, чтобы строить, создавать коммунизм, овладевают все новыми и но выми знаниями. Простые биографии Георгии Флеров был чернорабочим. По том он работал электромонтером. В 1933 году Флеров по путевке комсомола пошел учиться в Ленинградский политехнический институт пмс 1 ш Кзлинипа. Через 10 лет инженер Флеров защитил диссертацию и получпл ученую степень кандидата физнко- матемзтнческнх наук. А еще через год вся страпа узнала об этом молодом талантливом \ ученом: вместе с физиком Константином Петржаком он был отмечен Сталинской премией за выдающуюся работу, которую относят к наиболее значительным достиже ниям советской физики в последнее время. Можно очень долго перечислять имена выдающихся советских учепых — сынов парода, представителей новой советской ин теллигенции, которым дорогу к знаниям открыла советская власть, партия Ленина — Сталина. Эти знания они отдают вели кому делу строительства коммунизма. О том, как к знаниям приобщились ранее отсталые народы бывших национальных окраин России, ныне равноправных совет ских республик, говорят биографии ученых, о которых рассказывается здесь. Президентом Академии паук Казахской ССР является Каиыш Нмантаевич Сатпаев. Великую Октябрьскую социалистическую революцию Сатпаев встретил 18-лешим юношей. Пе будь революции, остался бы он неграмотным кочевником, жил бы в темно те и в невежестве. Революция вывела его на светлый путь. Он окончил Томский технологический ин ститут, проделал затем большую работу в области черной металлургии, стал одним из инициаторов строительства важных инду стриальных об’ектов Казахстана. действительный член Академии наук СССР, лауреат Сталипской премии. Славный путь прошел другой ученый— Георгий Башарин. 29 лет назад молодым ■юношей пришел он в школу ликбеза. При вела его сюда ненасытная жажда к зна ниям. По азбуке якутского языка обучался он грамоте. У молодого сына крэстьяшта бедняка оказались незаурядные способно сти. За три года он прошел курс семилет ки. Но это было только начало того похода в науку, который предпринял Георгий Баша рин. Он учится в педагогических институ тах, сперва в якутском, затем в московском, потом возвращается на родину препода вателем того же института, где еще недав но был студептом. В 1943 году Георгий Прокопьевич Баша рин защитил в Институте истории Академии паук СССР диссертацию и получил ученую степень* кандидата исторических паук. Сей час он работает над докторской диссерта цией. Эта биографии становятся тем -более разительными, если вспомнить, что такие ученые, как Башарин, Сатпаев, являются Архитектор Валентина Т имофе е в а Комсомолка Валя Тимофеева, дочь ураль ского железнодорожника, — архитектор. В Грузии она работала па строительстве Дома правительства в Тбилиси и по плани ровке новых районов столицы республики, •в Армении — над проектом Дома архитек тора в Ереване. Она работает и продол жает учиться. 0 Вале Тимофеевой можно сказать то же, что об Ангелиной. Ее путь обычен для советского молодого человека, воспитанного В дореголютшоппой России о б р а т и м * было недоступно трудящейся молодежь Более трех четвертей населения не знало даже простой грамоты. Среди нерусских народов, населявших земли обпшрво# Российской империи, грамотные насчи тывались единицами. Свыше 40 народ ностей не имело даже своей азбуки. Цар ское правительство было ярым врагом народного просвещения. Когда Алексавд) III узнал, что крестьянка Ананьева меч тает отдать сына в гимназию, он сказал: «Это-то л ужасно. Мужик, а лезет в гим назию». Организация школ встречала на своей пути всевозможные препятствия. Когда в Чернигове хотели открыть реальное учи- в дж ^ о л оХ “п а р т й 1 е ^ - 1 - т л . т а м . ] “ то МШШСТР проевспюши Училась в школе, там же вступила в ком сомол. Затем поступила в архитектурный техникум. Она жила великими стройками, осуществляемыми в нашей стране, мечта ла принять в них активное участие. Вой на прервала се мечты. Из тылового города она рвется на фронт. Бе сердце эосет на битву с врагами, с вар варами, которые разрушают советские го рода и села. Валя до1ивается своего — ста- нсоптся аэрозтатчицей в Москве. По сча стливой случайности се пост оказывается сынами тех народов, которые стояли при рядом с архитектурным институтом. Пусть царизме на низкой ступени развития. Ьще | такое соседство случайно, но пе случайно стремление учиться, учиться даже в такое недавно десятки народностей СССР с по- 1 мощью русского народа лишь создавали срою письменность. А какой большой путь прошли они за это время! Каждый парод Советского Союза создал -благодаря ленпн- ско-сталппской национальной политике, благодаря осуществлению права ел образо вание многочисленные кадры своей интел лигенции. Ныне дети этих народов — со ветские интеллигенты двигают вперед нашу Сейчас Капьпп Имантаевич Сатпаев — науку, искусство, литературу. Эстонская ССР. Налашо в Тятг-v закончено вссгт-г’ной’геч'И’е одетого из л у чших зд гш > голода. Этот долг был разрушен 1 гемецюиии фэши:тзлги и пре летев тол со бой груды развалин. Сейчас по решдото праглите/тъегаз это эдасаде передаю Тар. туокому филяглу Академии нау« Эстоозхой ССР. В нем с£о?удсвэны много*шс- леиньге кабинеты. лаборатории, ииеггся библиотека, азишгорш, лекционный зал. НА СНИМКЕ: у Босстасюа-зешюго здания филиала Академам «аух Эстон ской ССР. Фото Р . Акмолинского (Фотохросгтеха ТАССХ В библиотеке «было человек 10 — 15. Один из них — старшина 2 статьи — попросил у библиотекаря книгу П. В. следствие оощего подема материально го и культурпого уровня пашего парода. Среди передовых людей нашей Роди ны, отмеченпых Сталппскпхп. премиями, заслуживших званпе Героев Социалисти ческого Труда, известных всей страпе своими выдающимися работами в обла сти пауки, техники, культуры, литера туры, искусства, в области индустрии и земледелия, тысячи и тысячи тех, кто получпл образование в советское врзмя, кто овладел и продолжает овла девать знаниями так, как этому В. П. Ленин и П. В. Сталии. учат ствугонше о гигантской pafxre, проде л а н н о й партией Ленина — Сталина в „ шшшпл ! uuiuuiuivMua wmi j и., и ofcacra падаю т» « « и м я , С т а л и н а «Марксизм и национальный во- прос». У него завязался с библиотекарем оживленный разговор о прочитанных кни гах. Когда старшина ушел, кто-то из при сутствующих поинтересовался, кто он? Бн- | блпотекарь отрекомендовал: старшина 2 статьи Аркадий Заборский, кандидат пар тии, имеет 9-летнее образование, учится на 2 курсе университета марксизма-лепп- яизма, учится хорошо, много читает. Читательский’ билет может подтвердить эти слова: здесь записаны и произведения Лепила и Сталина, и такие книги по по литэкономии, как «Ссудный капитал и кре дит», «Предмет и метод политической эко номии»... Таких читателей, как Заборский, ежед невно работающих пад собой, повышающих свои знания, в -библиотеке много. Вот ха рактерные цифры. За несколько дней янва ря библиотекой выдано на руки 750 книг, из пих 317 по общественно-политическим вопросам. В числе этих 317 — 85 экзем пляров произведений классиков маркспзма- ленпнизма. Кто читатели этих книг? Офи церы, старшины, матросы... В ленинско- сталинских трудах черпают они те знания, ту духовную силу, которые необходимы для их жизни и повседневной работы. Какие книги разрешалось читать солда там и матросам в дореволюционной армии и флоте-? Вот наввания их: «Почему царь помазанник божий», «Бог — наш высший судья». «Солдат у исповеди и у святого причастия», «Пришествие ведьм». ■Создать одурачивали, ободваяв& с т* на- Со в е т с кии воин КОЛИЧЕСТВО стзшштов ввысших У ч е б н ы х з а в е д е н и я х f В ТЫСЯЧАХ ЧЕЛОВЕК/ ^ О С С И И - ^ ; • i ;!,[ [В у ш д в i \ m Ки1 cagtf мерсттпо держали в темноте и невежестве: правящие классы царской Р оссии понима ли, что только такая армия будет им под чиняться. Коренные изменения произошли в нашей стране за 31 год Советской власти. Одним из самых главных завоеваний Великой Ок тябрьской социалистической революции яв ляется формирование нового человека — активного строителя коммунистического об щества. Эти изменения видны и на приме ре наших Сооруженных Сил. Ленинский завет учиться, ветрерывно накапливать зпанпя воплощен в жизнь. Следуя этому завету, учатся бойцы Со ветской Армии и Флота. Они политически развитые люди, сильные своей большевист ской идейностью, социалистическим созна нием. Пе из оловянных солдат состоит на ша армия, говорит товарищ Сталин, а из людей сознательных, понимающих, куда итти и за что биться. Такая армия непо бедима. Партия Ленппа — Сталина придает исключительное зпачеппе идеологическому воспитанию, политическому просвещению советских военнослужащих. Политическое воспитание бойцов сыграло огромную роль в победе молодой Советской Армии в годы гражданской войны. Высокая политическая сознательность советских воипов с особой силой сказалась в годы второй мировой ‘ и органы большую работу по политическому просвещению и культурпому воспитанию советских воинов. Достаточно сказать, что один только библиотечный фонд в Воору женных Силах насчитывает сейчас свыше 40 миллионов томов политической, военной, художественной, паучно-техннческой и дру гой литературы. К услугам советских вои нов огромная сеть партаiliro:o просвещения — уппверситеты марксизма-ленинизма, кружки, партийные и политические шко лы... Па политических занятиях, путем са мостоятельной работы, учебы в школах взрослых военнослужащие получают необ ходимые для советского воина знагая. Пришлось мпе быть па политическом за нятии, которое проводил офицер Медведев. Выступали старшины Салмин, Впученков, Сахаров... Они рассказывали о жизни Лепина, о его революционной деятельности, об «Искре» и сталинской «Брдэоле», о борьбе большевиков с «экономистами» и другими врагами рабочего класса, расска зывали со знанием дела. Был я в другой части па занятии круж ка по изучению истории партии. И здесь те же деловые, серьезные выступления — результат напряженной, усидчивой работы над собой, над повышением своих зпглшй. Это факты, взятые из той многогранной, богатой жнзпи, которой жппут паша армия флот, осуществляющие лснинско- ВОЙНЫ. j с^атшский наказ учиться, учиться упор- , Партия Лепшга — Сталина проводит че- нешпим образом, аа^адлдзать ! CQCCTCS0r0 трудное, грозное время — оно вызвано всем строем нашей жизни. Валя добивается разрешения совмещать службу с учебой. Юная аэростатчпца училась напряженно и страстно говорила: — Перед памп большое будущее. Немцы, разрушают паши города, после войны вме сте с другими я буду строить их. Мы сделаем их еще красивее, чем они были. Эту мечту она пропесла сквозь годы вгДны, подкрепляя ее упорной учебой. Скоро она кончает институт — какие необ’ятные горизонты открываются перед ней, какое широкое поле деятельности! Товарищ Сталин говорил: «Чтобы строить, надо знагь, надо овладеть наукой. А чтобы зпать, надо учиться. Учиться упорно, терпеливо». Сталинские слова — девиз советской мо лодежи — активной участницы строитель ства коммунизма. Они являются путевод ной звездой и для комсомолки Валентины Тимофеевой. Валентина Тимофеева родилась в рабо чей семье. У ее родителей четверо де тей: три сыпа и дочь. 0 судьбе дочери мы рассказали. Славный трудовой путь избра ли себе и братья Тимофеевы: два из них— строители, третий пошел по стопам отца— железнодорожник. Грузия, Молдавия, Донбасс... — таковы места, где работают молодые Тимофеевы. Они работают на шахтах, на новостройках, одновременно учатся, дышат полной грудью, живут такой прекрасной жизнью, какую дали всей вашей молодежи советская власть, партия Ленина — Сталина. Еще в 1928 году Максим Горький пи сал: «Интересно было бы подсчитать, сколько грамотных людей дала деревне Красная Армия за эти годы? Сколько из среды бойцов воспитало председателей воло стных п сельских комитетов? Сколько бой- цез ушло и ухотит на рабфаки, в вузы, сколько их работает в красноармейской прессе, сколько создано пз них высококва лифицированных рабочих и вообще: какова цифра культурных людей, воспитанных первой, за всю трагическую историю Ев ропы, действительно народной армией, создапнои не для нападения, а для самоза щиты?». Па этот вопрос можно ответить — мно го. Советская Армия, Советский Военно- Морской Флот — замечательная школа, во спитывающая культурных, политически развитых бойцов, таких воинов, каких еще никогда пе зпала история человечества. Советский народ, его Вооруженные Силы одержали в Великой Отечественной войне всемирно-историческую победу над злейшим врагом нашей Родипы — немецким фашиз мом. «Победа Советского Союза в Отечест венной войне, — говорил тов. Жданов, — во многом является плодом • той воспита тельной работы, которую вела партия в массах трудящихся, неустанно прививая пашей молодежи бодрость и уверенность в свочт силах». И после воины советские воины продол жают упорно овладевать военными и поли тическими знаниями, боевой техникой, на дежно охраняя мирный созидательный труд заявил, что правительство разрешит это лишь в том случае, если убедится, что в училище нуждаются дети дворян и поме щиков. «Для детей голытьбы мы т ы и строить пе будем», — сказал он. Великая Октябрьская социалистиче ская революция дала нашему народу пе виданные до тех пор права, в том чис ле право на образование. Оно законода тельно закреплено в Сталинской Консти туции, статья 121 которой гласит: «Граждане СССР имеют право на образо вание». Право на образование зиждется на такой прочной материальной- основе, какая возможна лишь в стране победив шего социализма. Об этом говорит та же 121 статья: «Это право обеспечивается всеобще-обязательным начальным обра зованием, бесплатностью семилетнего об разования, системой государственных стипендий отличившимся учащимся в высшей школе, обучением в школах на родном языке, организацией на заводах* в совхозах, машинно-тракторных стан- и циях и колхозах бесплатного производ ственного, технического и агровоижче- ского обучения трудящихся». Партия Ленина — Сталина, Советское Р правительство проявляют величайшую I заботу о создании новых школ, высших и учебпых заведений, научных учрежде ний. 100 миллиардов рублей израсходо вало наше государство за годы сталин ских пятилеток до Отечественной водны на нужды народного просвещения. На образование ежегодно расходуется около 14 процентов государственного бюджета. Только за годы сталинских пятилеток в стране было построено 60 тысяч новых школ. В дореволюционной России было всего 91 высшее учебное заведение, сейчас кх — 800, из них в РСФСР — 470, на Ук раине — 149 (до революции — 19), в Грузии — больше 20 (до революции — одно), в Казахстане — 23 (до революции не было ни одного). Основную часть расходов на народное образование государство берет на себя: в начатьных и неполных средних школах осуществлено бесплатное обучение, в ву зах и техникумах студенты-отличники получают стипендии, в школах Ф30, в ремесленных и железнодорожных учили щах государство дает учащимся, помимо бесплатного обучения, питапяе и одежду. К услугам пашей молодежи огромная сеть библиотек. До войны их у вас на считывалось около 80 тысяч вместо 12.600, -бывших в 1914 году. Огромным* тиражами издаются у нас произведения классиков марксизма-лепиннзма, класси ков русской и мировой художественной литературы, современных советских пи сателей. Общин тираж произведений клас сиков марксизма-ленинизма за 31 гад составил 754 миллиона экземпляров. Па XVIII с'езде партии товарищ Сталин говорил: «Мы хотим сделать всех рабочих и всех крестьян культурными и образо ванными, и мы сделаем это со време нем». Слова товарища Сталина претво ряются в жпзпь. КОЛИЧЕСТВО НАЗАЛЬНЫ!'иСРЕДНИХ ш к о л / 8 ™сячДх / в С С С Р 4 7 0 реэ пзрщйрне орюзазашпых дадитачеезве х « и д дидддаг. Калитам С. ВИКТОРОВ* /
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz