На страже Заполярья. 1949 год. Февраль.

1 « февраля 1949 г., № 26 (3 3 3 1 ). НА С Т Р А Ж Е З А П О Л Я Р Ь Я К XI с ' е з д у ВЛКСМ ЗАДАЧА СОСТОИТ В ТОМ, ЧТОБЫ УЧИТЬСЯ Поход в науку • ЛЕНППСКПП ЗАВЕТ ВОПЛОЩАЕТСЯ В ЖИЗНЬ В своей исторической речи на ПТ с’ез­ де комсомола В. П. Ленин говорил о том, что зздачей молодецки, которой предстоит ' строить коммунистическое общество, яв­ ляется учеба, приобретение всех тех 8наний, что выработало человечество. % Только овладев современными знаниями, указывал Ленин, можно строить новое общество, имя которому — коммунизм. Об этом же говорил на VIII с’езде ком­ сомола товарищ Сталин. Он говорил, что советская молодежь, если она хочет быть строителем повои жизни, долита овла­ деть наукой, образно названной Задачи молодежи во общ е и сою зов коммунистической м олод еж и и всяких других организаций в частности , можно было бы вы рази ть одним словом: задача состоит в том , чтобы учиться . ...Вы долж ны во сп и т а т ь из себя коммунистов . З а д а ч а сою за мо­ л о д еж и — п о стави ть свою практическую д ея тел ьн о с т ь т а к , чтобы , уч ась , ор ган и зу ясь , сп л ачи вая сь , борясь , э т а м о ло д еж ь воспи ты вала бы себя и в сех тех , к то в ней видит в ож д я , чтобы он я воспи ты вала коммунистов . Н ад о , чтобы все д ел о воспитания , об р а зо в ани я и учения современной м о ло д еж и было воспитанием в ней коммунистической морали . В. И. Л ЕН ИН . Трактористка из села Стара Бешево Бывшая батрачка, ставшая депутатом Верховного Совета СССР, Героем Социали­ стического Труда, лауреатом Сталинской премии, человеком, имя которого известно далеко за пределами нашей страны, — та­ ков жизненный путь трактористки из ceia Старо-Бешево Сталинской области Укра­ инской ССР Прасковьи Никитичны Анге- ^ Л Л Л А Л Л Д Л ^ | Ч тобы строить , н ад о знать , н адо о в л а д е т ь наукой . А чтобы знать , н ад о учиться . У читься упорно, терпеливо ... П ер ед нами стои т кре ­ пость . Н а зы в а е т с я она , э т а крепость, наукой с ее многочисленными отраслям и знаний . Э ту крепость мы долж ны в зя т ь в о что бы то ни стало . Э ту крепость д о лж н а в зя ть м олод еж ь , если она хоч ет бы ть строителем новой ж и зни , если она хочет с т а т ь дей стви тел ьн ой сменой старой гвардии . ...О вл ад е т ь наукой , в е к о в а т ь новые кадры болыневиков-специ- али стов по всем о траслям знаний , учи ться , учиться, учиться упорней ­ шим образом — т а к о в а теперь з а д а ч а . И, В. СТАЛИН . 'ir "fT "ФС 1 Создано государством • СОВЕТСКАЯ МОЛОДЕЖЬ' ' ПОЛЬЗУЕТСЯ ПРАВОМ НА ОБРАЗОВАНИЕ • ' товарищем Сталиным крепостью, которую лтлюй. путь, возможный лишь з нашей хы должны взять во что бы то ни стало, стране. Ежедневно Ангелина получает письма со всех концов необ’ятаого Советского Союза. Советская молодежь, воспитанная пар­ тией Ленина — Сталина, горячо от­ кликнулась па призыв ве.тиких вождей: она устремилась в науку. С большевист­ ской страстью, с молодым задором, с на­ пористостью, столь характерной для нашего народа, преодолевая всевозмож­ ные трудности, стоящие па пути, овла­ девала она знаниями, высотами социа­ листической культуры. Сейчас у пас 730 тысяч человек учит­ ся в высших учебпых заведениях, 270 тысяч еузовнев-заочнпков, свыше 34 нпллиопоз учится в средппх и на­ чальных школах и техникумах. Эти цифры становятся еще более ра­ зительными, если сравнить их с тем, что было в нашей стране до Октября семнад­ цатого года. В 1914 году в России было только 8 миллионов учащихся в шко­ лах л техникумах, в вузах училось лишь 112 тысяч человек. Если в Грузии в 1914 году было только 300 студентов, то перед Отечественной бои ион их насчи­ тывалось больше 22 тысяч. Па Украине соответственно было 26,7 тысячи, а те­ перь 125 тысяч студентов. А каким превосходством социалисти­ ческой культуры, торжеством ленинско- сталинской национальной политики яв­ ляются успехи пародного просвещения в национальных республиках и областях вашей страны! Царская Россия была «тюрьмой нароюв», многочисленные народности, населяющие се, подверга­ лись самой варварской експлоатации, жили в темноте и невежестве. Новой жизнью зажили они при советской вла­ сти. Ранее угпетениые пароды стали равноправными строителями коммуни­ стического общества. Полностью исполь­ зуется у пас великое прало па обра­ зование. Ежегодно -народное хозяйство Совет­ ского Союза пополняется специалиста­ ми, выпущеппымп высшими и средпими учебными заведениями страны. Один только Московский Государственный университет за годы советской власти выпустил около 30 тысяч специалистов. Многие из них сейчас известны, как выдающиеся ученые. В пашей стране 13 миллионов человек занимается ннте- леБтуальным трудом. Нз этих 13 мил­ лионов более 10 миллионов получили образование в годы советской власти. Таковы цифры и факты, свпдетель- Авторы спрашивают: «Как p i росла, Па­ ша?», я она отвечает: «Биография нашей страны одновременно является и биогра­ фией каждого нз нас, ее людей. Наши судьбы так неразрывно переплетены с судьбами государства, партии, что, вспо­ миная о собственных своих трудах и ус­ пехах, горестях и радостях, невольно ви­ дишь нечто во стократ большее, чем лич­ ную биографию». Паша Ангелина росла вместе со всей страной, ее биография похожа на биогра­ фию всей нашей молодежи, которой совет­ ская власть дала жизнь, не виданную ни в одной стране. Комсомолка Паша Ангелина стала трак­ тористкой в трудные годы (коллективиза­ ции. Она была первой женщиной в нашей стране, которая села за руль трактора. Она работала и училась. Упорно, настой­ чиво, по-комсомольски овладевала знания­ ми, постигала технику. Через несколько лет ее послали учиться в Московскую сельскохозяйственную академию имени Тимирязева. После академии Ангелина снова начала работать трактористкой. Не­ которые удивлялись: «Так замечательно работает, а на более высокую должность не выдвигают». Таким товарищам Паша отвечает: — Да разве дело в должности? Мне не­ однократно предлагали перейти на руково­ дящую работу, а я попрежнему остаюсь трактористкой и горжусь этим, потому что в нашей етране каждая должность есть высокая должность. Надо только всей ду­ шой отдаваться своей работе, не застыззть па месте, расти. В сталинском «Кратком курсе истории ВЩ 5 )» среди пионеров стахановского движения названо и имя Прасковьи Ники­ тичны Ангелиной... Так, следуя наказу Ленина и Сталина учиться, овладевать наукой, техникой и культурой, бывшая батрачка Ангелина стала государственный деятелем, героем трудового фронта. Путь Ангелиной — путь многих. Это путь активных участников строптельсгва коммунистического общества. Советские люди уверенно смотрят в свой оаитрашипй день: они видят его светлым и прекрас­ ным и для того, чтобы строить, создавать коммунизм, овладевают все новыми и но­ выми знаниями. Простые биографии Георгии Флеров был чернорабочим. По­ том он работал электромонтером. В 1933 году Флеров по путевке комсомола пошел учиться в Ленинградский политехнический институт пмс 1 ш Кзлинипа. Через 10 лет инженер Флеров защитил диссертацию и получпл ученую степень кандидата физнко- матемзтнческнх наук. А еще через год вся страпа узнала об этом молодом талантливом \ ученом: вместе с физиком Константином Петржаком он был отмечен Сталинской премией за выдающуюся работу, которую относят к наиболее значительным достиже­ ниям советской физики в последнее время. Можно очень долго перечислять имена выдающихся советских учепых — сынов парода, представителей новой советской ин­ теллигенции, которым дорогу к знаниям открыла советская власть, партия Ленина — Сталина. Эти знания они отдают вели­ кому делу строительства коммунизма. О том, как к знаниям приобщились ранее отсталые народы бывших национальных окраин России, ныне равноправных совет­ ских республик, говорят биографии ученых, о которых рассказывается здесь. Президентом Академии паук Казахской ССР является Каиыш Нмантаевич Сатпаев. Великую Октябрьскую социалистическую революцию Сатпаев встретил 18-лешим юношей. Пе будь революции, остался бы он неграмотным кочевником, жил бы в темно­ те и в невежестве. Революция вывела его на светлый путь. Он окончил Томский технологический ин­ ститут, проделал затем большую работу в области черной металлургии, стал одним из инициаторов строительства важных инду­ стриальных об’ектов Казахстана. действительный член Академии наук СССР, лауреат Сталипской премии. Славный путь прошел другой ученый— Георгий Башарин. 29 лет назад молодым ■юношей пришел он в школу ликбеза. При­ вела его сюда ненасытная жажда к зна­ ниям. По азбуке якутского языка обучался он грамоте. У молодого сына крэстьяшта­ бедняка оказались незаурядные способно­ сти. За три года он прошел курс семилет­ ки. Но это было только начало того похода в науку, который предпринял Георгий Баша­ рин. Он учится в педагогических институ­ тах, сперва в якутском, затем в московском, потом возвращается на родину препода­ вателем того же института, где еще недав­ но был студептом. В 1943 году Георгий Прокопьевич Баша­ рин защитил в Институте истории Академии паук СССР диссертацию и получил ученую степень* кандидата исторических паук. Сей­ час он работает над докторской диссерта­ цией. Эта биографии становятся тем -более разительными, если вспомнить, что такие ученые, как Башарин, Сатпаев, являются Архитектор Валентина Т имофе е в а Комсомолка Валя Тимофеева, дочь ураль­ ского железнодорожника, — архитектор. В Грузии она работала па строительстве Дома правительства в Тбилиси и по плани­ ровке новых районов столицы республики, •в Армении — над проектом Дома архитек­ тора в Ереване. Она работает и продол­ жает учиться. 0 Вале Тимофеевой можно сказать то же, что об Ангелиной. Ее путь обычен для советского молодого человека, воспитанного В дореголютшоппой России о б р а т и м * было недоступно трудящейся молодежь Более трех четвертей населения не знало даже простой грамоты. Среди нерусских народов, населявших земли обпшрво# Российской империи, грамотные насчи­ тывались единицами. Свыше 40 народ­ ностей не имело даже своей азбуки. Цар­ ское правительство было ярым врагом народного просвещения. Когда Алексавд) III узнал, что крестьянка Ананьева меч­ тает отдать сына в гимназию, он сказал: «Это-то л ужасно. Мужик, а лезет в гим­ назию». Организация школ встречала на своей пути всевозможные препятствия. Когда в Чернигове хотели открыть реальное учи- в дж ^ о л оХ “п а р т й 1 е ^ - 1 - т л . т а м . ] “ то МШШСТР проевспюши Училась в школе, там же вступила в ком­ сомол. Затем поступила в архитектурный техникум. Она жила великими стройками, осуществляемыми в нашей стране, мечта­ ла принять в них активное участие. Вой­ на прервала се мечты. Из тылового города она рвется на фронт. Бе сердце эосет на битву с врагами, с вар­ варами, которые разрушают советские го­ рода и села. Валя до1ивается своего — ста- нсоптся аэрозтатчицей в Москве. По сча­ стливой случайности се пост оказывается сынами тех народов, которые стояли при рядом с архитектурным институтом. Пусть царизме на низкой ступени развития. Ьще | такое соседство случайно, но пе случайно стремление учиться, учиться даже в такое недавно десятки народностей СССР с по- 1 мощью русского народа лишь создавали срою письменность. А какой большой путь прошли они за это время! Каждый парод Советского Союза создал -благодаря ленпн- ско-сталппской национальной политике, благодаря осуществлению права ел образо­ вание многочисленные кадры своей интел­ лигенции. Ныне дети этих народов — со­ ветские интеллигенты двигают вперед нашу Сейчас Капьпп Имантаевич Сатпаев — науку, искусство, литературу. Эстонская ССР. Налашо в Тятг-v закончено вссгт-г’ной’геч'И’е одетого из л у чших зд гш > голода. Этот долг был разрушен 1 гемецюиии фэши:тзлги и пре летев тол со­ бой груды развалин. Сейчас по решдото праглите/тъегаз это эдасаде передаю Тар. туокому филяглу Академии нау« Эстоозхой ССР. В нем с£о?удсвэны много*шс- леиньге кабинеты. лаборатории, ииеггся библиотека, азишгорш, лекционный зал. НА СНИМКЕ: у Босстасюа-зешюго здания филиала Академам «аух Эстон­ ской ССР. Фото Р . Акмолинского (Фотохросгтеха ТАССХ В библиотеке «было человек 10 — 15. Один из них — старшина 2 статьи — попросил у библиотекаря книгу П. В. следствие оощего подема материально­ го и культурпого уровня пашего парода. Среди передовых людей нашей Роди­ ны, отмеченпых Сталппскпхп. премиями, заслуживших званпе Героев Социалисти­ ческого Труда, известных всей страпе своими выдающимися работами в обла­ сти пауки, техники, культуры, литера­ туры, искусства, в области индустрии и земледелия, тысячи и тысячи тех, кто получпл образование в советское врзмя, кто овладел и продолжает овла­ девать знаниями так, как этому В. П. Ленин и П. В. Сталии. учат ствугонше о гигантской pafxre, проде­ л а н н о й партией Ленина — Сталина в „ шшшпл ! uuiuuiuivMua wmi j и., и ofcacra падаю т» « « и м я , С т а л и н а «Марксизм и национальный во- прос». У него завязался с библиотекарем оживленный разговор о прочитанных кни­ гах. Когда старшина ушел, кто-то из при­ сутствующих поинтересовался, кто он? Бн- | блпотекарь отрекомендовал: старшина 2 статьи Аркадий Заборский, кандидат пар­ тии, имеет 9-летнее образование, учится на 2 курсе университета марксизма-лепп- яизма, учится хорошо, много читает. Читательский’ билет может подтвердить эти слова: здесь записаны и произведения Лепила и Сталина, и такие книги по по­ литэкономии, как «Ссудный капитал и кре­ дит», «Предмет и метод политической эко­ номии»... Таких читателей, как Заборский, ежед­ невно работающих пад собой, повышающих свои знания, в -библиотеке много. Вот ха­ рактерные цифры. За несколько дней янва­ ря библиотекой выдано на руки 750 книг, из пих 317 по общественно-политическим вопросам. В числе этих 317 — 85 экзем­ пляров произведений классиков маркспзма- ленпнизма. Кто читатели этих книг? Офи­ церы, старшины, матросы... В ленинско- сталинских трудах черпают они те знания, ту духовную силу, которые необходимы для их жизни и повседневной работы. Какие книги разрешалось читать солда­ там и матросам в дореволюционной армии и флоте-? Вот наввания их: «Почему царь помазанник божий», «Бог — наш высший судья». «Солдат у исповеди и у святого причастия», «Пришествие ведьм». ■Создать одурачивали, ободваяв& с т* на- Со в е т с кии воин КОЛИЧЕСТВО стзшштов ввысших У ч е б н ы х з а в е д е н и я х f В ТЫСЯЧАХ ЧЕЛОВЕК/ ^ О С С И И - ^ ; • i ;!,[ [В у ш д в i \ m Ки1 cagtf мерсттпо держали в темноте и невежестве: правящие классы царской Р оссии понима­ ли, что только такая армия будет им под­ чиняться. Коренные изменения произошли в нашей стране за 31 год Советской власти. Одним из самых главных завоеваний Великой Ок­ тябрьской социалистической революции яв­ ляется формирование нового человека — активного строителя коммунистического об­ щества. Эти изменения видны и на приме­ ре наших Сооруженных Сил. Ленинский завет учиться, ветрерывно накапливать зпанпя воплощен в жизнь. Следуя этому завету, учатся бойцы Со­ ветской Армии и Флота. Они политически развитые люди, сильные своей большевист­ ской идейностью, социалистическим созна­ нием. Пе из оловянных солдат состоит на­ ша армия, говорит товарищ Сталин, а из людей сознательных, понимающих, куда итти и за что биться. Такая армия непо­ бедима. Партия Ленппа — Сталина придает исключительное зпачеппе идеологическому воспитанию, политическому просвещению советских военнослужащих. Политическое воспитание бойцов сыграло огромную роль в победе молодой Советской Армии в годы гражданской войны. Высокая политическая сознательность советских воипов с особой силой сказалась в годы второй мировой ‘ и органы большую работу по политическому просвещению и культурпому воспитанию советских воинов. Достаточно сказать, что один только библиотечный фонд в Воору­ женных Силах насчитывает сейчас свыше 40 миллионов томов политической, военной, художественной, паучно-техннческой и дру­ гой литературы. К услугам советских вои­ нов огромная сеть партаiliro:o просвещения — уппверситеты марксизма-ленинизма, кружки, партийные и политические шко­ лы... Па политических занятиях, путем са ­ мостоятельной работы, учебы в школах взрослых военнослужащие получают необ­ ходимые для советского воина знагая. Пришлось мпе быть па политическом за­ нятии, которое проводил офицер Медведев. Выступали старшины Салмин, Впученков, Сахаров... Они рассказывали о жизни Лепина, о его революционной деятельности, об «Искре» и сталинской «Брдэоле», о борьбе большевиков с «экономистами» и другими врагами рабочего класса, расска­ зывали со знанием дела. Был я в другой части па занятии круж­ ка по изучению истории партии. И здесь те же деловые, серьезные выступления — результат напряженной, усидчивой работы над собой, над повышением своих зпглшй. Это факты, взятые из той многогранной, богатой жнзпи, которой жппут паша армия флот, осуществляющие лснинско- ВОЙНЫ. j с^атшский наказ учиться, учиться упор- , Партия Лепшга — Сталина проводит че- нешпим образом, аа^адлдзать ! CQCCTCS0r0 трудное, грозное время — оно вызвано всем строем нашей жизни. Валя добивается разрешения совмещать службу с учебой. Юная аэростатчпца училась напряженно и страстно говорила: — Перед памп большое будущее. Немцы, разрушают паши города, после войны вме­ сте с другими я буду строить их. Мы сделаем их еще красивее, чем они были. Эту мечту она пропесла сквозь годы вгДны, подкрепляя ее упорной учебой. Скоро она кончает институт — какие необ’ятные горизонты открываются перед ней, какое широкое поле деятельности! Товарищ Сталин говорил: «Чтобы строить, надо знагь, надо овладеть наукой. А чтобы зпать, надо учиться. Учиться упорно, терпеливо». Сталинские слова — девиз советской мо­ лодежи — активной участницы строитель­ ства коммунизма. Они являются путевод­ ной звездой и для комсомолки Валентины Тимофеевой. Валентина Тимофеева родилась в рабо­ чей семье. У ее родителей четверо де­ тей: три сыпа и дочь. 0 судьбе дочери мы рассказали. Славный трудовой путь избра­ ли себе и братья Тимофеевы: два из них— строители, третий пошел по стопам отца— железнодорожник. Грузия, Молдавия, Донбасс... — таковы места, где работают молодые Тимофеевы. Они работают на шахтах, на новостройках, одновременно учатся, дышат полной грудью, живут такой прекрасной жизнью, какую дали всей вашей молодежи советская власть, партия Ленина — Сталина. Еще в 1928 году Максим Горький пи­ сал: «Интересно было бы подсчитать, сколько грамотных людей дала деревне Красная Армия за эти годы? Сколько из среды бойцов воспитало председателей воло­ стных п сельских комитетов? Сколько бой- цез ушло и ухотит на рабфаки, в вузы, сколько их работает в красноармейской прессе, сколько создано пз них высококва­ лифицированных рабочих и вообще: какова цифра культурных людей, воспитанных первой, за всю трагическую историю Ев­ ропы, действительно народной армией, создапнои не для нападения, а для самоза­ щиты?». Па этот вопрос можно ответить — мно­ го. Советская Армия, Советский Военно- Морской Флот — замечательная школа, во­ спитывающая культурных, политически развитых бойцов, таких воинов, каких еще никогда пе зпала история человечества. Советский народ, его Вооруженные Силы одержали в Великой Отечественной войне всемирно-историческую победу над злейшим врагом нашей Родипы — немецким фашиз­ мом. «Победа Советского Союза в Отечест­ венной войне, — говорил тов. Жданов, — во многом является плодом • той воспита­ тельной работы, которую вела партия в массах трудящихся, неустанно прививая пашей молодежи бодрость и уверенность в свочт силах». И после воины советские воины продол­ жают упорно овладевать военными и поли­ тическими знаниями, боевой техникой, на­ дежно охраняя мирный созидательный труд заявил, что правительство разрешит это лишь в том случае, если убедится, что в училище нуждаются дети дворян и поме­ щиков. «Для детей голытьбы мы т ы и строить пе будем», — сказал он. Великая Октябрьская социалистиче­ ская революция дала нашему народу пе виданные до тех пор права, в том чис­ ле право на образование. Оно законода­ тельно закреплено в Сталинской Консти­ туции, статья 121 которой гласит: «Граждане СССР имеют право на образо­ вание». Право на образование зиждется на такой прочной материальной- основе, какая возможна лишь в стране победив­ шего социализма. Об этом говорит та же 121 статья: «Это право обеспечивается всеобще-обязательным начальным обра­ зованием, бесплатностью семилетнего об­ разования, системой государственных стипендий отличившимся учащимся в высшей школе, обучением в школах на родном языке, организацией на заводах* в совхозах, машинно-тракторных стан- и циях и колхозах бесплатного производ­ ственного, технического и агровоижче- ского обучения трудящихся». Партия Ленина — Сталина, Советское Р правительство проявляют величайшую I заботу о создании новых школ, высших и учебпых заведений, научных учрежде­ ний. 100 миллиардов рублей израсходо­ вало наше государство за годы сталин­ ских пятилеток до Отечественной водны на нужды народного просвещения. На образование ежегодно расходуется около 14 процентов государственного бюджета. Только за годы сталинских пятилеток в стране было построено 60 тысяч новых школ. В дореволюционной России было всего 91 высшее учебное заведение, сейчас кх — 800, из них в РСФСР — 470, на Ук­ раине — 149 (до революции — 19), в Грузии — больше 20 (до революции — одно), в Казахстане — 23 (до революции не было ни одного). Основную часть расходов на народное образование государство берет на себя: в начатьных и неполных средних школах осуществлено бесплатное обучение, в ву­ зах и техникумах студенты-отличники получают стипендии, в школах Ф30, в ремесленных и железнодорожных учили­ щах государство дает учащимся, помимо бесплатного обучения, питапяе и одежду. К услугам пашей молодежи огромная сеть библиотек. До войны их у вас на­ считывалось около 80 тысяч вместо 12.600, -бывших в 1914 году. Огромным* тиражами издаются у нас произведения классиков марксизма-лепиннзма, класси­ ков русской и мировой художественной литературы, современных советских пи­ сателей. Общин тираж произведений клас­ сиков марксизма-ленинизма за 31 гад составил 754 миллиона экземпляров. Па XVIII с'езде партии товарищ Сталин говорил: «Мы хотим сделать всех рабочих и всех крестьян культурными и образо­ ванными, и мы сделаем это со време­ нем». Слова товарища Сталина претво­ ряются в жпзпь. КОЛИЧЕСТВО НАЗАЛЬНЫ!'иСРЕДНИХ ш к о л / 8 ™сячДх / в С С С Р 4 7 0 реэ пзрщйрне орюзазашпых дадитачеезве х « и д дидддаг. Калитам С. ВИКТОРОВ* /

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz