На страже Заполярья. 1949 год. Декабрь.
г НА С Т Р А Ж Е З А П О Л Я Р Ь Я 18 « т а в р я 1949 г.. fft 292 (3597). Вчера вклад вбольшевистсную теории понациональному вопросу исполнилось 35 лет со дня опубликования статьи В. И. Ленина „О национальной гордости великороссов' Разработка научной теории наттопаль- рого вопроса принадлежит основоположни кам большевистской иартии Ленину и Сталину. Уже накануне мировой войны 11)14 — 11)18 годов они вооружили боль шевиков революционной программой но па- шюналыюму вопросу. Ни всех политически партии, «только у большевиков оказалась марксистская программа по националь ному вопросу, итоженная в статье тив. Сталина «Марксизм и национальный во прос» и в статьях Ленина «О ираве наций Ва самоопределение» u «Критические за метки ио национальному вопросу» (История Ш К о ) , Краткий курс, стр. 151). Ценным вкладом в большевистскую тео рию и программу но национальному вопро су явилась знаменитая работа В. И. Ленина !«0 национальной гордости великороссов», опубликованная впервые 35 лет назад, 1 2 декабря 1914 года% • Небольшая по об’ему, но значи тельная но своему историческому зна чению, эта статья сыграла огромпую роль в сплочении революционных масс Вашей страны вокруг русского пролетариа- та во главе с большевистской партией для Свержения царизма н капитализма, для строител1>ства миогоиацнииалыюго совет ского социалистического государства. Статья В. И. Ленина была опубликована $ разгар первой мировой войны. То был пе риод, когда под лозунгом «зашиты отече ства» империалисты ряда государств ра ди осуществления своих грабительских, еахватиических целей развязали кровавую брйшо. Шовиппстпческую кампапто, развер нутую империалистами,- угодливо под держивали оппортунистические партии й интернационала, полностью пе>решед)пие 1с началом мировой войны на сторону своих правительств. Подлейшее предатель ство интересов народов своих стран и инте ресов международного пролетарского движе ния нрнги трудящихся пытались прикрыть популярным в массах флагом патриотизма. дСдопал-шовинисты .— говорится в «Крат ком курсе пстор1ш ВКЩб)»,— в том числе русские меньшевики и эсеры, щюпюведы- (вали классовый мир рабочих с буржуазией внутри страны и войну с другими народа ми вне своей страны. Они обманывали мас сы насчеу истинных виновников войпы, Баяпляя, что буржуазия h i страны не ви новата в войне». В борьбе против разгула гаовипизма и человеконенавистничества на всех подлин ных защитников интересов трудящихся ^ежилась исключительно большая ответст венность. Требовалось сорвать фальшивые л аски с сопиал-предателей, показать их действительное лицо, как лакеев помещи ков и капиталистов, разоблачить их ковар ные планы. Требовалось противопоставить разноголосой своре шовинистов и национа листов силу пролетарского интернациона лизма. единения эксплоатируемых всех па- Пий, раз’яагить отношение пролетариата и его партии к родине, к передовым нацио нальным традициям, к чувству националь ной гордости народов. И партия большевиков, как всегда, оказалась на высоте положения. Растленной оксплоататорской идеологии развращения народного сознания ядом на ционализма большевистская партия проти вопоставила боевую, подлинно революцион- вую идеологию — идеологию равноправии В дружбы нардов . В противоположное!! буржуазным щшзывам к единению трудя щихся с експлоатато1шш своих падай и к «ежи аниональпой .вражде, большевик при- ввали пародиые массы к упрочению их глассовой солидарности, к об’единению усилий рабочих и кр<‘стьяп различных па- цнй для борьбы щютив экеллоататоров и .«своих» и «чужих». Исключительно важное зиачепие в борьбе против буржуазного национализма и в про паганде идей пролетарского интернациона лизма имела статья Владимира Ильича «О национальной гордости великороссов». В статье Ленин, прежде рссго , раз’яс- Н я 'т отношение пролетариата и его партии в родине, разоблачает клеветнические вы мыслы экпплоататоров, обвинявших боль шевиков в том, что им, якобы, чуждо чув ство национальной гордости, и это на том лишь основании, что большевики высту пили против лозунга «защиты отечества» * империалистической войне. Леппп пока зал, что только большевикам и руководи мым ими трудящимся массам присущ под линный пагршлизм, а эксплоататоры и их слуги, все те, кто истошным голосом кри чали о патриотизме в период грабитель ской бойни, разрязаниой империалистами, являются хушимп врагами пашей роди ны. «Чуждо ли нам, великорусским созна тельным пролетариям, чувство националь ной гордости?— писал В. И. Ленин.— Конеч но, иет! Мы любим свой язык и свою рбдшгу, мы больше всего работаем -над тем, чтобы ее трудящиеся массы (т. е. 9 /10 ее населе ния) поднять до сознательной жизни демо кратов и социалистов. Нам больнее всего видеть ц чувствовать, каким насилиям, гнету и издевательствам подвергают нашу прекрасную родину царские палачи, дво ряне и капиталисты» (Соч., том 21 , стр. 85, нзд. 4-е). Яркими и сильными словами, преиспол ненными любви и преданности своему на роду, Ленин отмечал исторические заслуги русской нации. Оп писал о том, что рус ский народ никогда не смирялся с гнетом и эксплоатацней, а вел против них упор ную борьбу. Мы гордимся тем, подчеркивал Владимир Ильич, что насилия эксплуата торов вызывали отпор трудовых масс рус ского народа, что из среды великороссов вышли Радищев, декабристы и революцио неры-разночинцы 70-х годов XIX века, что русский рабочий класс создал могучую революционную партию масс, что русский крестьянин уже в период революции 1905 года начал становиться демократом, начал свергать попа и помещика. С чувством национальной гордости Ленин писал о том, что великорусская нация создала революционный .рабочий класс. Ленин пророчески говорил о том, что она спо собна дать человечеству великие 'образ цы борьбы за свободу и за социализм. Ленин показал, что подлинное чувство национальной гордости не имеет ничего об щего с той псевдодатрпотической шумихой, которую подняли эксплоататоры и их слу ги в лице всякого рода оппортунистов. Национальная гордость, любовь к своему народу, к родной земле, указывал Ленин, требуют от всех подлинных патриотов борьбы за раскрепощение страны от гнета эксплоататоров, отвоевания России у поме щиков и капиталистов для трудящихся. Революционная борьба против вкоплоа- татороз представляла собой тогда высшее выражение патриотизма, высшее выраже ние действительной национальной гордости. Свободы, процветания и великого будуще го родины нельзя было добиться иначе, как борясь всеми средствам* против старого, экснлоататорского строя. Большевики, Ленин и Сталин возглавили революционную борьбу трудящихся масс нашей страны, вооружили их в этой борьбе могучей силой великих идей, организовали массы я руководили ими. Мудрая по литика партии Ленина — Сталппа, непревзойденное искусство ее идейне политического и организационного руко водства явились важнейшей причиной иобеды социалистической революции в Рос сии, равно как и всех побед нашего народа в годы совотской власти. (В произведении «О национальной гор дости великороссов» Ленин разоблачил по литику угнетения нерусских национально стей, которую проводил царизм. Вта антинародная, колонизаторская, человеко ненавистническая политика, как показал Ленин, была чужда трудящимся массам «усского народа. Б числу важнейших задач революционной борьбы русского пролета риата Ленин относил разрушение царской тюрьмы надодов», избавление угнетенных народностей России от национального и социального ига. Будучи великим сыном русского народа, пламенно любя стой народ, Ленин вместе гем был последовательным интернациона листом, героически боролся за освобождение и равноправно -всех народов, за вооружение идеями научного коммунизма пролетариата всего мира. В рядах русского пролетариата Ленин воспитывал высокую ответствен ность за судьбу своих инонациональных братьез, учил р у с ски рабочих оказывать угнетенным надодам деятельную поддержку в их борьбе за срободу и социализм. «...Мы, великорусские рабочие, полпые чувства национальной гордости, — писал Ленйн,— хотим во что бы то ни стало сво бодной и независимой, самостоятельной, де мократической, республиканской, гордой Великороссии, строящей своп отношения к соседям на человеческом пршпшпе равен ства, а пе па унижающем великую нанию крепостническом принципе привилегий». (Соч., том 21, стр. 8 G, изд. 4-е). Научно доказав розйожность сочетания социальных и наниопальньгх интересов трудящихся в процессе революционной борьбы и социалистического строительства, Ленин показал, что национальные тради ции и интересы русского парода могут быть вполпе совмещены с интересами и традициями трудящихся других наций. «Интерес (пе по-холопски понятой) на* циопальпой гордости великороссов совпада ет с социалистическим интересом велико русских (и всех ииых) пролетариев», — нцеал Ленпп. Великие пдеп пролетарского ннтерпа- цпоналпзма и дружбы между народами, разработанные Лениным и Сталиным, ов ладев массами, приобрели огромную мате риальную силу. Под знаменем этих идей, в борьбе за их претворение в жизнь воз ник и окреп революционный союз всех национальностей России и этот союз явился одним пз велнпих источников побе ды Вышкой Октябрьской социалистической революции. В годы советской власти в нашей стране под руководством партии Лепина— Сталина сложилось велпкое содружество народов. Советский Союз представляет со бой образец многонационального государ ства. Одшгм пз важнейших источников силы и могущества СССР является дружба и братство советских народов, созданные партией большевиков на основе неуклон ного осуществления леиинско-сталниской национальной политики. Всецело оправдались предвидения В. И. Ленина, высказанные им в статье «О национальной гордости ве ликороссов» и в других его произ ведениях. Наша страна действительно да ла миру образцы борьбы за свободу п со циализм, стала авангардом п руководящей сплои всего нроткссивного человечества. Как и предвидел Ленка!, в ходе .револю- циошгой борьбы н социалистического строительства партии большевиков удалось обеспечить гармоническое сочетание нацио нальных интересов народов и общих жиз ненных интересов всех трудящихся СССР. За годы советской власти в корце ippe- образились сами нации в пашей стране. Расцвела культура народов СССР, нацио нальная по форме, социалистическая по содержанию. Полностью развернулись жи вотворный советский патриотизм и нацио нальная гордость советских людей различ ных национальностей. •Великий русский народ, как и предви дел Ленин, достойно выполнил свою исто рическую миссию в деле освобождения на родов нашей страны п под’ема пх эконо мики и культуры. Особо выдающую ся роль сыграл русский народ в Ве ликой Отечественной воАне. Пз прие ме в честь командующих войсками Советской Армии 24 мая 1945 года в Кремле товарищ Сталии поднял тост за здоровье русского народа, «потому, что он заслужил в этой воине общее признание, как руководящей силы Советского Союза среди всех «народов нашей страны». В бор|Л5е за дальнейшее укрепление дружбы народов пашей страны, за укреп ление чувства национальной гордости со ветских людей большевистская партия неизменно обращается к ленинскому на следству. Руководствуясь учением Ленина — Сталина, партия призывает наш народ бороться со всеми проявлениями национа лизма, а также с проявлениями оголтело го буржуазного космополитизма, являюще гося ныне официальной идеологией англо- американской империалистической реак ции. Измена делу международной солидар ности трудящихся, отказ от дружбы с ве ликим Советским Союзом, надежным опло том мпра и братства трудящихся всех на ций. означает не что иное, как измену своей родине, измену делу демократии и социализма, измену пролетарскому интернационализму. Па такой писатель ский путь встала клика Тито в Югославии. «Если Соненппгие Инфор мационного бюро компартий в нюне 1948 г. констатировало переход кли ки Тито — Ранковича от демократии и социализма к буржуазному национализ му, то за время, прошедшее после этого Совещания Информбюро, завершился пере ход этой клики от буржуазного национа лизма к фашизму и прямому предательст ву национальных интересов Югославии» (Резолюция Информационного бюро «Юго славская компартия во властп убийц и шпионов»). Полностью перейдя па службу реакцион ного империалистического лагеря, югослав ские националисты используются этим лагерем для шпионажа, для враждебной работы против Советского Союза и стран паоодпой демократии. Борьба против проявлений национа лизма и бурокуд-того космополитизма яв ляется важнейшим условием подема иа новый уровень советского патриотизма, этой ве.тикой движущей силы нашего об щественного развития. Н. МАТЮШНИН. Воспитание и обучение подчиненных дело сложное и ответственное Старшины делятся своим опытом Уставы Вооруженных Сил Союза ССР достаточно полпо и четко определяют обязанности командиров всех степеней, в том числе и старшинского со става. «Кемапдир отделения,— сказано в Уставе внутренней службы, — ...является непос редственным начальником все го личного состава отделеппя и отвечает: за обучение, вос питание, воинскую дисципли ну, строевую выправку и оп рятный внешний вид своих подчиненных; за правильное использорлнпе и сбережение вооружения...*. Ответственные задачи ставит перед старшинами Министр Вооруженных Спл Союза ССР Маршал Советского Союза НАШ ДОЛГ тов. Василевский в своем приказе 100 от 7 ноября 1949 года. В приказе гово рится, что «Все командиры и начальники обязаны добивать ся выполнения строго уставно го порядка и умело сочетать высокую требовательность к подчиненным с настоящей оте ческой заботой об их нуждах». Выполнению задач, постав ленных Министром Вооружен ных С ил , и было посвящено совещание старшин нашего подразделения. Па этом совещании старши ны рассказали о воспитании матросов в духе неуклонного выполнения уставов, подели лись опытом работы с подчи ненными. Они также говорили о недостатках, которые мешают нормальному налаживанию ра боты с личным составом. Все выступления были проникнуты стремлением успешно выпол нить приказ Министра. Большинство старшин явля ется примером безупречного отношения к служебным обя занностям, оправдывает назна чение ближайших помощников офицеров в воспитании и обу чении матросов. Они требуют от подчиненных высокой орга низованности, дисциплины и усердия в учебе, подают при мер честного выполнепия дол га советского воина. Па сове щании были обсуждены и ошиб ки отдельных старшин, гово рящие о недостаточном умении старшин правильно подойти t матросу, работать с ним, учи тывая индивидуальные особен ности каждого. Есть еще слу чаи несерьезного отношения старшин к исполнению своих обязанностей. Обо всем этом подробно рассказали участники совещания. В своем выступлении на* чальпик политотдела напомнил о почетных и вместе с тем от ветственных обязанностях* старшин, обобщил опыт л у ч - | ших старшин в воспитании матросов и поставил перед ни ми задачи на зимний период учебы. Пнже приводятся выступле ния некоторых старшин. Иэ выступления мичмана ГРИЦКО. Патпей советской молодежи присущи все лучшие качества. Она не знает угнетения и экенлоатацпп. ей неизвестны бесправие и унижение. Советский матрос — это передовой воин, воспитанный па идеях Ленина — Сталина. Он облечен великим доверием защитника социалистического Отечества п полон стремления защищать его до последней капли кровп. Пз этого мы п должны исходить в своей работе с матросами. По у пас еще есть некоторые матросы, которые допускают нарушения воинской дисциплины, имеют упущения по службе. С этими проявлениями мы, старши ны, под руководством наших офицеров должны вести борьбу, умело подходить к каждому человеку, направлять его по пра вильному пути. У нас был матрос Старковский, кото рый однажды совершил проступок. Он всячески старался скрыть свое наруше ние. С ним пришлось неоднократно беседо вать. Я старался убедить Старковско- го в том, что обмап — недостойное совет ского воина дело. Я напомнил ему о требованиях Военной присяги н уставов, о том, что честность, правдивость, искрен ность отличают советского чадовека от людей капиталистического общества. 0 проступке Старковского узиал весь коллектив матросов. Воины строго осудили его. Этого оказалось достаточным для Старковского. Б«ч;еды и коллективное воздействие повлияли на него, пробудили в нем благородное чувство честности. Он осознал свои проступок, п больше подоб ных случаев с ним не было. Потом он стал одним нз лучших матросов. Совершенно по-другому пришлось по ступить с матросом Гаврпковым. Он так же нарушил дисциплину, ио беседы иа пего не подействовали, пришлось его на казать. Э ти примеры я привел для того, чтобы показать, что, решая задачу воспитания воинов, нельзя подходить ко всем людям с одной меркой. Падо уметь найти подход к каждому матросу. С одним достаточно побе седовать, к другому надо применить дис циплинарные нрава. Но чтобы работать с подчиненными безошибочно, надо каждоау из нас изучить своих матросов, знать их характер, отличительные черты, образова ние и способности. Только тогда можно правильно вести воспитание и обучение подчиненных. БЫТЬ ВО ВСЕМ ПРИМЕРОМ ДЛЯ МАТРОСОВ ~ • Из выступления старшины 2 статья ГОНТА. Точное и неуклоипое вьштолиегаю тре бований присяги я воинских уставов, сб- раяювьгй порядок и крепкая воинская дисциплина у личного состава зависят прежде всего от личной примерности стар шины — непосредственного начальника матросов. Большинство наших старшин является верными помощниками офицеров, настоя щими воспитателями матросов. 0 н1 по казывают пример честного служения Ро дине. Такими являются старшины 2 статьи Макарин и Кремнев. Их авторитет основан на прочном фундаменте — на личной куль туре. боевой выучке, дисциплине, строгой требовательности к подчиненным. Матросы любят и уважают знающих свое дело, нолевых, требовательных стар шин. Это естественно. Советский моряк сознательный вопи, патриот социалистиче ской Родииы. Он выполняет свой священ ный долг, стремится служить своему Оте честву с наибольшей пользой. Вот почему он воспринимает суровую т 1>сбоватедьцость, как непреложный закон флотской жизни. А между тем. среди нас есть еще стар- нгины, которые .не сумели глубоко понять и по-настоншему оценить свою роль в ук реплении воинской дисциплины.^Что можно сказать о старшине 2 статьи Журавлеву который равнодушно проходит мимо бойца, нарушающего порядок? У него нехватает должной любви к делу воспитания матро сов, твердой командирской воли, умения изуччтгь люлHI и влиять па тгпх. Вот поче му в его пруипе еще есть беспорядки, нару шения воинской дисциплины. Высокая требовательность к себе и сво им подчиненным, примерность для них — закон жизни каждого старшины. ОВЛАДЕВАТЬ НАВЫКАМИ ВОИНСКОГО ВОСПИТАНИЯ • Из выступления главного старш ин КРЮЧКОВА. Успехи в боевой и полтгптческлЙ подго товке личного ендова во многом зависят от того, насколько умело справляется со свои ми ответственными задачами старшина. Родина обязывает нас воспитывать сме лых,'дисциплинированных воинов, безза ветно преданных великому делу партии Ленина — Сталина, до конца верных Воен ной присяге. * Успешно выполнять свою роль старш и та могут только тогда, когда будут отлично знать военное де-то, образцово владеть ме тодикой воспитания матросов, иметь на стоящие командирские качества. По беда в том. что .некоторые старттшты этими качествами обладают не в полной мере, не имеют достаточного опыта в воспитании личного состава. Занятая по специальности с нами проводят редко, со вещаний по обмену опытом работы старшин до сих пор не было. У Нас возникает много вопросов в процессе работы с матросами. Иногда мы вынуждены разрешать их са по своему усмотрению. Отсюда и получай ся у некоторых старшин ошибки в восия* танин и обучении личного состава. Методические занятия со старшинами, обмен опытом работы с подчиненными име ют большое значение. Если такие занятия и совещания будут регулярно проводиться, мы лучше сможем выполнить возложенные на старшин обязанности. БОЛЬШЕ ЗАБОТИТЬСЯ О НУЖДАХ ВОИНОВ О Из выступления мячмана КОВАЛЕВА • Министр Вооружеипых Сил требует о? нас, добиваясь выполнения строго уставно го порядка, проявлять отеческую заботу о подчиненных. Подчас в этом вопросе старшины делают упущение, пе проявляют настоящей чуткости. Ио есть и другая сто рона этого важного дела — иные запросы! личного состава мы не в состоянии удов летворить, а на наши сигналы не всегда обращают внимание. Бывают неполадки у пас в столовой/ Чумичек и ножей на все столы нехватает, пищу подают в плохо вымытой нисудй. Кружки и ложки выдали матросам па ру ки, а мыть их негде. Эти предметы хра нятся в тумбочках, в плохом состоянии. Неважно у нас обстоит и с мытьем лич ною состава в o a n t — газов на всех нехва- тает. Из-за этого личный состав миого вре-* менн тратит на мытье. Все эго говорит о там, что мы еще мало! проявляем заботы о матросе. Министр Вооруженных Сил СССР Мар шал Советского Союза А. М. Василевский в своем приказе Л? 100 от 7 ноября 194J года требует от нас проявлять отече скую заботу о личном составе. На это должны мы обратить серьезное внимание. * * * Совещание мобилизовало стартттин на еще более плодотворную работу по воспи танию воинов в духе Военной присяги а уставов, па борьбу за выполнение приказа 100 Министра Вооруженных Спл, на достижение новых успехов в боевой д оо-* логической учебе. л II Ч II ы м н Недавно комсомольцы нашего подразделения подвели итоги своей работы за минуршие месяцы. На собрании были названы имена многих передовых воинов-комсомольпев, которые не только отлично несут службу, по и ведут боль шую воспитательную работу. Члены ВЛКСМ Борзов, Черны шев, Третьяк и другие часто проводят беседы с матросами, рассказывают им о важнейших событиях в жизни страны, призывают их равняться ио передовикам боевой и политиче- Г II HI Б Р О II ской подготовки. Недавно, например, комсомолец Борзов рас сказал матросам о ходе выполнения пятилетнего плана, Чернышев провел беседу о Сталинской Конституции —• самой демократической конституции в мире. За отличную службу командование присвоило комсомоль цу Борзову внеочередпое воинское звание «младший сер жант». Младший сержант В. СМИРНОВ. Пожелание боевых друзей В связи с око!гчанием сверхсрочной службы трех наших товарищей, состоялось собрание личного состава. Первым выступил старшина 1 статьи Приходько. Он сказал: — Я пришел на флот восемнадпатплет- иим юношей В это время шла Ве ликая Отечественная война. Мне при ходилось освал^ать технику и свою специальность в боеиой обстановке. И я отдавал все силы иа то. чтобы как можно скорее овладеть своей специальностью, при нести большую пользу любимой Родине. В первые дни службы я уже нес боевую вах ту и успешно справлялся со своими обя занностями. У меня было одно желание: как можно скорее внести свой вклад в дело разгрома ненавистного врага. За участие в Великой Отечественной войне старшин* 1 статьи Приходько на гражден несколькими правительственными наградами. В конце своего выступления в о и н -ветеран пожелал сослуживцам и своим ученикам дальнейших успехов я боевой и политической подготовке. Затем слово предоставили спрпгнне 1 статьи Семенову. — Мне было очень приятно. — сказал оп, — когда всю мою группу об’ялилв огг- личной. Уходя в долгосрочный отпуск, я желаю группе и в дальнейшем не терять своей славы и непрерывно совершенство вать свое воинское мастерство. В своем выступлении главный старшина Бодпер рассказал об участии в Великой Отечественной юйне и о том, как оц пре одолевал трудноJ r 4 морских иоходов. После выступления сверхсрочников сло во [шли их ученики и сослуживцы. Онп благодарили своих учителей за то, что они сумели привить им любовь к службе, мо рю, кораблю и к специальности. За безупречную службу командир наградил главного старшину Бодлер и старшину 1 статьи Приходько Почет ными грамотами, а старшине 1 статьи Се менову об’явил благодарность. Лейтенант В. МУРАВЬЕВ, Безупречная с л у ж б а Старшина 1 статьп Петров за время своей службы в совершенстве освоил спе циальность радиста оператора и сейчас является специалистом первого класса. Старшина Питров не только отличный специалист, ио и активный общественник. Под его руководством проходит занятия с молодыми комсомольцами по изучению Устава ВЛКСМ, организуются беседы. За последнее время он провел с матросами бе седы: «Героические дела моря ков-комсо мольцев в годы Великой Отечественной войны», «Строго храни военную и государ ственную тайну». «Герои-артиллеристы» и другие. Много проводит бесед Петров и о международном положении. Накануне Октябрьских торжеств по ре шению комсомолы*кого собрания было по слано письмо родителям старшины Петрова, в котором комсомольцы рассказали о его примерной службе, об отличных успехах в боевой и политической подготовке. Старшина 1 siaibH Б. БАБУШКИН. Комсомольцы и весоюзная молодежь изучают Устав ВЛКСМ Изучение Устава В.ТКСМ является од ним из важных средств воспитания флотской молодежи в духе беззаветной пре данности любимой Родине, верности воии- скому долгу. Учитывая это, партийная и комсомольская организации нашего подраз деления со всей серьезностью отнеслись к созданию кружка ио изучению Устава ВЛКСМ. Для руководства кружком парт бюро выделило опытного нроиагаидиста тов. Бондарева. Занятия вызвали живейший шгтерес у слушателей. U j рассказов пропагандиста они узнали миого ярких и интересных сведений об организации ленинского комсомола, о героических подвигах комсомольцев па фронтах гражданской войны, их самоотверженном труде в годы первых сталинских пятилеток, славных подвигах в период Великой Отечественной воины. С большим чувством ответственности пропагандист относится к порученному ому делу. Он тщательно готовится к занятиям, старается сделать каждую беседу живой, доходчивой. Так, иа одном нз занятий, ког да речь шла о героических подвигах ком сомольцев в годы Великой Отечественной войны, тов. Бондарев рассказал об Алек сандре Матросове, Николае Гастелло, Вик торе Талалихине, Зое Космодемьянской, Лп- зе Чайкиной и многих других славных пи томцах ленинско-сталинского комсомола. С увлечением члены кружка слушали рассказ руководителя о той исключитель ном внимании, которое уделяют товарищ Сталин, наша большевистская партия ком мунистическому воспитапию советской мо лодежи. Педавпо в кружке была проведена бесе да по теме: «Комсомол в период Великой Отечественной войны». Руководитель по просил слушателей рассказать об истори ческом значении речи товарища Сталина от 3 июля 1941 года. Сразу поднялось не сколько рук. Тов. Бондарев предоставил слово матросу Белоусову, который хорошо изложил содержание речи вождя, на помнил об обстановке, сложившейся тогда на фронте. — Советская молодежь, вместе со всем народом, — сказал Белоусов, едиподушно откликнулась на призыв товацпша Сталина, посвятив все свои силы делу борьбы с ненавистным врагом — помецко-фашнст- с к и ф захватчиками. Готовясь к беседе, комсомолец Белоусов прочитал и законспектировал речь това рища Сталииа от 3 июля 1941 года, брошю ру «Боевой путь ленинского комсомола» и ряд других материалов. После ответа тов. Белоусова и дополнения матроса Гаврилова руководитель сделал краткое заключение по етому вопросу и перешел к следующему: «О трудовых подвигах комсомольцев 5 " время войны». Первым выступил матрос Глазунов. Он рассказал о доблестном труде . комсомольпев ш несогознои молодежи в ты лу, привел ряд ярких примеров. — Я сам тогда работал слесарем на за воде, — сказал Глазунов. — Мы старались быть достойными подвигов героев- фроитовиков, трудились за двоих, за троих, чтобы дать фронту как можно больше сиа- рядов, виитоьок и другого вооружения. Всего на этом занятии выступило 17, человек. Слушатели дополняли друг друга, приводили новые факты и примеры. Большой интерес, с которым учатся комсомольцы, привлек к кружку и песоюз- ную молодежь. Многие матросы и старши ны, занимаясь теперь в кружке, готовятся к вступлению в ряды ВЛКСМ. В кружке установлена твердая диспи- плина. Каждый слушатель имеет рабочую тетрадь, куда заносится план занятий, за писываются наиболее важные события, цифры, факты, относящиеся к изучаемым темам. Сюда же слушатели записывают контрольные вопросы по изученному материалу. j- Партийная п комсомольская оргаппзаппа внимательно следят за работой кружка, окаиявают помощь его руководителю i слушателям. Иа заседаниях бюро комсо мольской организации периодически заслу шиваются сообщения руководителя о ходе занятий. Все это способствует успеху в ра^ боте кружка, помогает слушателям лучше усваивать материал. Лейтенант Я, ФИРС0В, Г • t*w \ л
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz