На страже Заполярья. 1949 год. Декабрь.

г НА С Т Р А Ж Е З А П О Л Я Р Ь Я 18 « т а в р я 1949 г.. fft 292 (3597). Вчера вклад вбольшевистсную теории понациональному вопросу исполнилось 35 лет со дня опубликования статьи В. И. Ленина „О национальной гордости великороссов' Разработка научной теории наттопаль- рого вопроса принадлежит основоположни­ кам большевистской иартии Ленину и Сталину. Уже накануне мировой войны 11)14 — 11)18 годов они вооружили боль­ шевиков революционной программой но па- шюналыюму вопросу. Ни всех политически партии, «только у большевиков оказалась марксистская программа по националь­ ному вопросу, итоженная в статье тив. Сталина «Марксизм и национальный во­ прос» и в статьях Ленина «О ираве наций Ва самоопределение» u «Критические за ­ метки ио национальному вопросу» (История Ш К о ) , Краткий курс, стр. 151). Ценным вкладом в большевистскую тео­ рию и программу но национальному вопро­ су явилась знаменитая работа В. И. Ленина !«0 национальной гордости великороссов», опубликованная впервые 35 лет назад, 1 2 декабря 1914 года% • Небольшая по об’ему, но значи­ тельная но своему историческому зна­ чению, эта статья сыграла огромпую роль в сплочении революционных масс Вашей страны вокруг русского пролетариа- та во главе с большевистской партией для Свержения царизма н капитализма, для строител1>ства миогоиацнииалыюго совет­ ского социалистического государства. Статья В. И. Ленина была опубликована $ разгар первой мировой войны. То был пе­ риод, когда под лозунгом «зашиты отече­ ства» империалисты ряда государств ра­ ди осуществления своих грабительских, еахватиических целей развязали кровавую брйшо. Шовиппстпческую кампапто, развер­ нутую империалистами,- угодливо под­ держивали оппортунистические партии й интернационала, полностью пе>решед)пие 1с началом мировой войны на сторону своих правительств. Подлейшее предатель­ ство интересов народов своих стран и инте­ ресов международного пролетарского движе­ ния нрнги трудящихся пытались прикрыть популярным в массах флагом патриотизма. дСдопал-шовинисты .— говорится в «Крат­ ком курсе пстор1ш ВКЩб)»,— в том числе русские меньшевики и эсеры, щюпюведы- (вали классовый мир рабочих с буржуазией внутри страны и войну с другими народа­ ми вне своей страны. Они обманывали мас­ сы насчеу истинных виновников войпы, Баяпляя, что буржуазия h i страны не ви­ новата в войне». В борьбе против разгула гаовипизма и человеконенавистничества на всех подлин­ ных защитников интересов трудящихся ^ежилась исключительно большая ответст­ венность. Требовалось сорвать фальшивые л аски с сопиал-предателей, показать их действительное лицо, как лакеев помещи­ ков и капиталистов, разоблачить их ковар­ ные планы. Требовалось противопоставить разноголосой своре шовинистов и национа­ листов силу пролетарского интернациона­ лизма. единения эксплоатируемых всех па- Пий, раз’яагить отношение пролетариата и его партии к родине, к передовым нацио­ нальным традициям, к чувству националь­ ной гордости народов. И партия большевиков, как всегда, оказалась на высоте положения. Растленной оксплоататорской идеологии развращения народного сознания ядом на­ ционализма большевистская партия проти­ вопоставила боевую, подлинно революцион- вую идеологию — идеологию равноправии В дружбы нардов . В противоположное!! буржуазным щшзывам к единению трудя­ щихся с експлоатато1шш своих падай и к «ежи аниональпой .вражде, большевик при- ввали пародиые массы к упрочению их глассовой солидарности, к об’единению усилий рабочих и кр<‘стьяп различных па- цнй для борьбы щютив экеллоататоров и .«своих» и «чужих». Исключительно важное зиачепие в борьбе против буржуазного национализма и в про­ паганде идей пролетарского интернациона­ лизма имела статья Владимира Ильича «О национальной гордости великороссов». В статье Ленин, прежде рссго , раз’яс- Н я 'т отношение пролетариата и его партии в родине, разоблачает клеветнические вы­ мыслы экпплоататоров, обвинявших боль­ шевиков в том, что им, якобы, чуждо чув­ ство национальной гордости, и это на том лишь основании, что большевики высту­ пили против лозунга «защиты отечества» * империалистической войне. Леппп пока­ зал, что только большевикам и руководи­ мым ими трудящимся массам присущ под­ линный пагршлизм, а эксплоататоры и их слуги, все те, кто истошным голосом кри­ чали о патриотизме в период грабитель­ ской бойни, разрязаниой империалистами, являются хушимп врагами пашей роди­ ны. «Чуждо ли нам, великорусским созна­ тельным пролетариям, чувство националь­ ной гордости?— писал В. И. Ленин.— Конеч­ но, иет! Мы любим свой язык и свою рбдшгу, мы больше всего работаем -над тем, чтобы ее трудящиеся массы (т. е. 9 /10 ее населе­ ния) поднять до сознательной жизни демо­ кратов и социалистов. Нам больнее всего видеть ц чувствовать, каким насилиям, гнету и издевательствам подвергают нашу прекрасную родину царские палачи, дво­ ряне и капиталисты» (Соч., том 21 , стр. 85, нзд. 4-е). Яркими и сильными словами, преиспол­ ненными любви и преданности своему на­ роду, Ленин отмечал исторические заслуги русской нации. Оп писал о том, что рус­ ский народ никогда не смирялся с гнетом и эксплоатацней, а вел против них упор­ ную борьбу. Мы гордимся тем, подчеркивал Владимир Ильич, что насилия эксплуата­ торов вызывали отпор трудовых масс рус­ ского народа, что из среды великороссов вышли Радищев, декабристы и революцио­ неры-разночинцы 70-х годов XIX века, что русский рабочий класс создал могучую революционную партию масс, что русский крестьянин уже в период революции 1905 года начал становиться демократом, начал свергать попа и помещика. С чувством национальной гордости Ленин писал о том, что великорусская нация создала революционный .рабочий класс. Ленин пророчески говорил о том, что она спо­ собна дать человечеству великие 'образ­ цы борьбы за свободу и за социализм. Ленин показал, что подлинное чувство национальной гордости не имеет ничего об­ щего с той псевдодатрпотической шумихой, которую подняли эксплоататоры и их слу­ ги в лице всякого рода оппортунистов. Национальная гордость, любовь к своему народу, к родной земле, указывал Ленин, требуют от всех подлинных патриотов борьбы за раскрепощение страны от гнета эксплоататоров, отвоевания России у поме­ щиков и капиталистов для трудящихся. Революционная борьба против вкоплоа- татороз представляла собой тогда высшее выражение патриотизма, высшее выраже­ ние действительной национальной гордости. Свободы, процветания и великого будуще­ го родины нельзя было добиться иначе, как борясь всеми средствам* против старого, экснлоататорского строя. Большевики, Ленин и Сталин возглавили революционную борьбу трудящихся масс нашей страны, вооружили их в этой борьбе могучей силой великих идей, организовали массы я руководили ими. Мудрая по­ литика партии Ленина — Сталппа, непревзойденное искусство ее идейне­ политического и организационного руко­ водства явились важнейшей причиной иобеды социалистической революции в Рос­ сии, равно как и всех побед нашего народа в годы совотской власти. (В произведении «О национальной гор­ дости великороссов» Ленин разоблачил по­ литику угнетения нерусских национально­ стей, которую проводил царизм. Вта антинародная, колонизаторская, человеко­ ненавистническая политика, как показал Ленин, была чужда трудящимся массам «усского народа. Б числу важнейших задач революционной борьбы русского пролета­ риата Ленин относил разрушение царской тюрьмы надодов», избавление угнетенных народностей России от национального и социального ига. Будучи великим сыном русского народа, пламенно любя стой народ, Ленин вместе гем был последовательным интернациона­ листом, героически боролся за освобождение и равноправно -всех народов, за вооружение идеями научного коммунизма пролетариата всего мира. В рядах русского пролетариата Ленин воспитывал высокую ответствен­ ность за судьбу своих инонациональных братьез, учил р у с ски рабочих оказывать угнетенным надодам деятельную поддержку в их борьбе за срободу и социализм. «...Мы, великорусские рабочие, полпые чувства национальной гордости, — писал Ленйн,— хотим во что бы то ни стало сво­ бодной и независимой, самостоятельной, де­ мократической, республиканской, гордой Великороссии, строящей своп отношения к соседям на человеческом пршпшпе равен­ ства, а пе па унижающем великую нанию крепостническом принципе привилегий». (Соч., том 21, стр. 8 G, изд. 4-е). Научно доказав розйожность сочетания социальных и наниопальньгх интересов трудящихся в процессе революционной борьбы и социалистического строительства, Ленин показал, что национальные тради­ ции и интересы русского парода могут быть вполпе совмещены с интересами и традициями трудящихся других наций. «Интерес (пе по-холопски понятой) на* циопальпой гордости великороссов совпада­ ет с социалистическим интересом велико­ русских (и всех ииых) пролетариев», — нцеал Ленпп. Великие пдеп пролетарского ннтерпа- цпоналпзма и дружбы между народами, разработанные Лениным и Сталиным, ов­ ладев массами, приобрели огромную мате­ риальную силу. Под знаменем этих идей, в борьбе за их претворение в жизнь воз­ ник и окреп революционный союз всех национальностей России и этот союз явился одним пз велнпих источников побе­ ды Вышкой Октябрьской социалистической революции. В годы советской власти в нашей стране под руководством партии Лепина— Сталина сложилось велпкое содружество народов. Советский Союз представляет со­ бой образец многонационального государ­ ства. Одшгм пз важнейших источников силы и могущества СССР является дружба и братство советских народов, созданные партией большевиков на основе неуклон­ ного осуществления леиинско-сталниской национальной политики. Всецело оправдались предвидения В. И. Ленина, высказанные им в статье «О национальной гордости ве­ ликороссов» и в других его произ­ ведениях. Наша страна действительно да­ ла миру образцы борьбы за свободу п со­ циализм, стала авангардом п руководящей сплои всего нроткссивного человечества. Как и предвидел Ленка!, в ходе .револю- циошгой борьбы н социалистического строительства партии большевиков удалось обеспечить гармоническое сочетание нацио­ нальных интересов народов и общих жиз­ ненных интересов всех трудящихся СССР. За годы советской власти в корце ippe- образились сами нации в пашей стране. Расцвела культура народов СССР, нацио­ нальная по форме, социалистическая по содержанию. Полностью развернулись жи­ вотворный советский патриотизм и нацио­ нальная гордость советских людей различ­ ных национальностей. •Великий русский народ, как и предви­ дел Ленин, достойно выполнил свою исто­ рическую миссию в деле освобождения на­ родов нашей страны п под’ема пх эконо ­ мики и культуры. Особо выдающую­ ся роль сыграл русский народ в Ве­ ликой Отечественной воАне. Пз прие­ ме в честь командующих войсками Советской Армии 24 мая 1945 года в Кремле товарищ Сталии поднял тост за здоровье русского народа, «потому, что он заслужил в этой воине общее признание, как руководящей силы Советского Союза среди всех «народов нашей страны». В бор|Л5е за дальнейшее укрепление дружбы народов пашей страны, за укреп­ ление чувства национальной гордости со­ ветских людей большевистская партия неизменно обращается к ленинскому на­ следству. Руководствуясь учением Ленина — Сталина, партия призывает наш народ бороться со всеми проявлениями национа­ лизма, а также с проявлениями оголтело­ го буржуазного космополитизма, являюще­ гося ныне официальной идеологией англо- американской империалистической реак­ ции. Измена делу международной солидар­ ности трудящихся, отказ от дружбы с ве­ ликим Советским Союзом, надежным опло­ том мпра и братства трудящихся всех на­ ций. означает не что иное, как измену своей родине, измену делу демократии и социализма, измену пролетарскому интернационализму. Па такой писатель­ ский путь встала клика Тито в Югославии. «Если Соненппгие Инфор­ мационного бюро компартий в нюне 1948 г. констатировало переход кли­ ки Тито — Ранковича от демократии и социализма к буржуазному национализ­ му, то за время, прошедшее после этого Совещания Информбюро, завершился пере­ ход этой клики от буржуазного национа­ лизма к фашизму и прямому предательст­ ву национальных интересов Югославии» (Резолюция Информационного бюро «Юго­ славская компартия во властп убийц и шпионов»). Полностью перейдя па службу реакцион­ ного империалистического лагеря, югослав­ ские националисты используются этим лагерем для шпионажа, для враждебной работы против Советского Союза и стран паоодпой демократии. Борьба против проявлений национа­ лизма и бурокуд-того космополитизма яв­ ляется важнейшим условием подема иа новый уровень советского патриотизма, этой ве.тикой движущей силы нашего об­ щественного развития. Н. МАТЮШНИН. Воспитание и обучение подчиненных дело сложное и ответственное Старшины делятся своим опытом Уставы Вооруженных Сил Союза ССР достаточно полпо и четко определяют обязанности командиров всех степеней, в том числе и старшинского со­ става. «Кемапдир отделения,— сказано в Уставе внутренней службы, — ...является непос­ редственным начальником все­ го личного состава отделеппя и отвечает: за обучение, вос­ питание, воинскую дисципли­ ну, строевую выправку и оп­ рятный внешний вид своих подчиненных; за правильное использорлнпе и сбережение вооружения...*. Ответственные задачи ставит перед старшинами Министр Вооруженных Спл Союза ССР Маршал Советского Союза НАШ ДОЛГ тов. Василевский в своем приказе 100 от 7 ноября 1949 года. В приказе гово­ рится, что «Все командиры и начальники обязаны добивать­ ся выполнения строго уставно­ го порядка и умело сочетать высокую требовательность к подчиненным с настоящей оте­ ческой заботой об их нуждах». Выполнению задач, постав­ ленных Министром Вооружен­ ных С ил , и было посвящено совещание старшин нашего подразделения. Па этом совещании старши­ ны рассказали о воспитании матросов в духе неуклонного выполнения уставов, подели­ лись опытом работы с подчи­ ненными. Они также говорили о недостатках, которые мешают нормальному налаживанию ра­ боты с личным составом. Все выступления были проникнуты стремлением успешно выпол­ нить приказ Министра. Большинство старшин явля­ ется примером безупречного отношения к служебным обя­ занностям, оправдывает назна­ чение ближайших помощников офицеров в воспитании и обу­ чении матросов. Они требуют от подчиненных высокой орга­ низованности, дисциплины и усердия в учебе, подают при­ мер честного выполнепия дол­ га советского воина. Па сове­ щании были обсуждены и ошиб­ ки отдельных старшин, гово­ рящие о недостаточном умении старшин правильно подойти t матросу, работать с ним, учи­ тывая индивидуальные особен­ ности каждого. Есть еще слу­ чаи несерьезного отношения старшин к исполнению своих обязанностей. Обо всем этом подробно рассказали участники совещания. В своем выступлении на* чальпик политотдела напомнил о почетных и вместе с тем от­ ветственных обязанностях* старшин, обобщил опыт л у ч - | ших старшин в воспитании матросов и поставил перед ни­ ми задачи на зимний период учебы. Пнже приводятся выступле­ ния некоторых старшин. Иэ выступления мичмана ГРИЦКО. Патпей советской молодежи присущи все лучшие качества. Она не знает угнетения и экенлоатацпп. ей неизвестны бесправие и унижение. Советский матрос — это передовой воин, воспитанный па идеях Ленина — Сталина. Он облечен великим доверием защитника социалистического Отечества п полон стремления защищать его до последней капли кровп. Пз этого мы п должны исходить в своей работе с матросами. По у пас еще есть некоторые матросы, которые допускают нарушения воинской дисциплины, имеют упущения по службе. С этими проявлениями мы, старши­ ны, под руководством наших офицеров должны вести борьбу, умело подходить к каждому человеку, направлять его по пра­ вильному пути. У нас был матрос Старковский, кото­ рый однажды совершил проступок. Он всячески старался скрыть свое наруше­ ние. С ним пришлось неоднократно беседо­ вать. Я старался убедить Старковско- го в том, что обмап — недостойное совет­ ского воина дело. Я напомнил ему о требованиях Военной присяги н уставов, о том, что честность, правдивость, искрен­ ность отличают советского чадовека от людей капиталистического общества. 0 проступке Старковского узиал весь коллектив матросов. Воины строго осудили его. Этого оказалось достаточным для Старковского. Б«ч;еды и коллективное воздействие повлияли на него, пробудили в нем благородное чувство честности. Он осознал свои проступок, п больше подоб­ ных случаев с ним не было. Потом он стал одним нз лучших матросов. Совершенно по-другому пришлось по­ ступить с матросом Гаврпковым. Он так­ же нарушил дисциплину, ио беседы иа пего не подействовали, пришлось его на­ казать. Э ти примеры я привел для того, чтобы показать, что, решая задачу воспитания воинов, нельзя подходить ко всем людям с одной меркой. Падо уметь найти подход к каждому матросу. С одним достаточно побе­ седовать, к другому надо применить дис­ циплинарные нрава. Но чтобы работать с подчиненными безошибочно, надо каждоау из нас изучить своих матросов, знать их характер, отличительные черты, образова­ ние и способности. Только тогда можно правильно вести воспитание и обучение подчиненных. БЫТЬ ВО ВСЕМ ПРИМЕРОМ ДЛЯ МАТРОСОВ ~ • Из выступления старшины 2 статья ГОНТА. Точное и неуклоипое вьштолиегаю тре­ бований присяги я воинских уставов, сб- раяювьгй порядок и крепкая воинская дисциплина у личного состава зависят прежде всего от личной примерности стар­ шины — непосредственного начальника матросов. Большинство наших старшин является верными помощниками офицеров, настоя­ щими воспитателями матросов. 0 н1 по­ казывают пример честного служения Ро­ дине. Такими являются старшины 2 статьи Макарин и Кремнев. Их авторитет основан на прочном фундаменте — на личной куль­ туре. боевой выучке, дисциплине, строгой требовательности к подчиненным. Матросы любят и уважают знающих свое дело, нолевых, требовательных стар­ шин. Это естественно. Советский моряк сознательный вопи, патриот социалистиче­ ской Родииы. Он выполняет свой священ­ ный долг, стремится служить своему Оте­ честву с наибольшей пользой. Вот почему он воспринимает суровую т 1>сбоватедьцость, как непреложный закон флотской жизни. А между тем. среди нас есть еще стар- нгины, которые .не сумели глубоко понять и по-настоншему оценить свою роль в ук­ реплении воинской дисциплины.^Что можно сказать о старшине 2 статьи Журавлеву который равнодушно проходит мимо бойца, нарушающего порядок? У него нехватает должной любви к делу воспитания матро­ сов, твердой командирской воли, умения изуччтгь люлHI и влиять па тгпх. Вот поче­ му в его пруипе еще есть беспорядки, нару­ шения воинской дисциплины. Высокая требовательность к себе и сво­ им подчиненным, примерность для них — закон жизни каждого старшины. ОВЛАДЕВАТЬ НАВЫКАМИ ВОИНСКОГО ВОСПИТАНИЯ • Из выступления главного старш ин КРЮЧКОВА. Успехи в боевой и полтгптческлЙ подго­ товке личного ендова во многом зависят от того, насколько умело справляется со свои­ ми ответственными задачами старшина. Родина обязывает нас воспитывать сме­ лых,'дисциплинированных воинов, безза­ ветно преданных великому делу партии Ленина — Сталина, до конца верных Воен­ ной присяге. * Успешно выполнять свою роль старш и та могут только тогда, когда будут отлично знать военное де-то, образцово владеть ме­ тодикой воспитания матросов, иметь на­ стоящие командирские качества. По беда в том. что .некоторые старттшты этими качествами обладают не в полной мере, не имеют достаточного опыта в воспитании личного состава. Занятая по специальности с нами проводят редко, со­ вещаний по обмену опытом работы старшин до сих пор не было. У Нас возникает много вопросов в процессе работы с матросами. Иногда мы вынуждены разрешать их са по своему усмотрению. Отсюда и получай ся у некоторых старшин ошибки в восия* танин и обучении личного состава. Методические занятия со старшинами, обмен опытом работы с подчиненными име­ ют большое значение. Если такие занятия и совещания будут регулярно проводиться, мы лучше сможем выполнить возложенные на старшин обязанности. БОЛЬШЕ ЗАБОТИТЬСЯ О НУЖДАХ ВОИНОВ О Из выступления мячмана КОВАЛЕВА • Министр Вооружеипых Сил требует о? нас, добиваясь выполнения строго уставно­ го порядка, проявлять отеческую заботу о подчиненных. Подчас в этом вопросе старшины делают упущение, пе проявляют настоящей чуткости. Ио есть и другая сто­ рона этого важного дела — иные запросы! личного состава мы не в состоянии удов­ летворить, а на наши сигналы не всегда обращают внимание. Бывают неполадки у пас в столовой/ Чумичек и ножей на все столы нехватает, пищу подают в плохо вымытой нисудй. Кружки и ложки выдали матросам па ру­ ки, а мыть их негде. Эти предметы хра­ нятся в тумбочках, в плохом состоянии. Неважно у нас обстоит и с мытьем лич­ ною состава в o a n t — газов на всех нехва- тает. Из-за этого личный состав миого вре-* менн тратит на мытье. Все эго говорит о там, что мы еще мало! проявляем заботы о матросе. Министр Вооруженных Сил СССР Мар­ шал Советского Союза А. М. Василевский в своем приказе Л? 100 от 7 ноября 194J года требует от нас проявлять отече­ скую заботу о личном составе. На это должны мы обратить серьезное внимание. * * * Совещание мобилизовало стартттин на еще более плодотворную работу по воспи­ танию воинов в духе Военной присяги а уставов, па борьбу за выполнение приказа 100 Министра Вооруженных Спл, на достижение новых успехов в боевой д оо-* логической учебе. л II Ч II ы м н Недавно комсомольцы нашего подразделения подвели итоги своей работы за минуршие месяцы. На собрании были названы имена многих передовых воинов-комсомольпев, которые не только отлично несут службу, по и ведут боль­ шую воспитательную работу. Члены ВЛКСМ Борзов, Черны­ шев, Третьяк и другие часто проводят беседы с матросами, рассказывают им о важнейших событиях в жизни страны, призывают их равняться ио передовикам боевой и политиче- Г II HI Б Р О II ской подготовки. Недавно, например, комсомолец Борзов рас­ сказал матросам о ходе выполнения пятилетнего плана, Чернышев провел беседу о Сталинской Конституции —• самой демократической конституции в мире. За отличную службу командование присвоило комсомоль­ цу Борзову внеочередпое воинское звание «младший сер­ жант». Младший сержант В. СМИРНОВ. Пожелание боевых друзей В связи с око!гчанием сверхсрочной службы трех наших товарищей, состоялось собрание личного состава. Первым выступил старшина 1 статьи Приходько. Он сказал: — Я пришел на флот восемнадпатплет- иим юношей В это время шла Ве­ ликая Отечественная война. Мне при­ ходилось освал^ать технику и свою специальность в боеиой обстановке. И я отдавал все силы иа то. чтобы как можно скорее овладеть своей специальностью, при­ нести большую пользу любимой Родине. В первые дни службы я уже нес боевую вах­ ту и успешно справлялся со своими обя­ занностями. У меня было одно желание: как можно скорее внести свой вклад в дело разгрома ненавистного врага. За участие в Великой Отечественной войне старшин* 1 статьи Приходько на­ гражден несколькими правительственными наградами. В конце своего выступления в о и н -ветеран пожелал сослуживцам и своим ученикам дальнейших успехов я боевой и политической подготовке. Затем слово предоставили спрпгнне 1 статьи Семенову. — Мне было очень приятно. — сказал оп, — когда всю мою группу об’ялилв огг- личной. Уходя в долгосрочный отпуск, я желаю группе и в дальнейшем не терять своей славы и непрерывно совершенство­ вать свое воинское мастерство. В своем выступлении главный старшина Бодпер рассказал об участии в Великой Отечественной юйне и о том, как оц пре­ одолевал трудноJ r 4 морских иоходов. После выступления сверхсрочников сло­ во [шли их ученики и сослуживцы. Онп благодарили своих учителей за то, что они сумели привить им любовь к службе, мо­ рю, кораблю и к специальности. За безупречную службу командир наградил главного старшину Бодлер и старшину 1 статьи Приходько Почет­ ными грамотами, а старшине 1 статьи Се­ менову об’явил благодарность. Лейтенант В. МУРАВЬЕВ, Безупречная с л у ж б а Старшина 1 статьп Петров за время своей службы в совершенстве освоил спе­ циальность радиста оператора и сейчас является специалистом первого класса. Старшина Питров не только отличный специалист, ио и активный общественник. Под его руководством проходит занятия с молодыми комсомольцами по изучению Устава ВЛКСМ, организуются беседы. За последнее время он провел с матросами бе­ седы: «Героические дела моря ков-комсо­ мольцев в годы Великой Отечественной войны», «Строго храни военную и государ­ ственную тайну». «Герои-артиллеристы» и другие. Много проводит бесед Петров и о международном положении. Накануне Октябрьских торжеств по ре­ шению комсомолы*кого собрания было по­ слано письмо родителям старшины Петрова, в котором комсомольцы рассказали о его примерной службе, об отличных успехах в боевой и политической подготовке. Старшина 1 siaibH Б. БАБУШКИН. Комсомольцы и весоюзная молодежь изучают Устав ВЛКСМ Изучение Устава В.ТКСМ является од­ ним из важных средств воспитания флотской молодежи в духе беззаветной пре­ данности любимой Родине, верности воии- скому долгу. Учитывая это, партийная и комсомольская организации нашего подраз­ деления со всей серьезностью отнеслись к созданию кружка ио изучению Устава ВЛКСМ. Для руководства кружком парт­ бюро выделило опытного нроиагаидиста тов. Бондарева. Занятия вызвали живейший шгтерес у слушателей. U j рассказов пропагандиста они узнали миого ярких и интересных сведений об организации ленинского комсомола, о героических подвигах комсомольцев па фронтах гражданской войны, их самоотверженном труде в годы первых сталинских пятилеток, славных подвигах в период Великой Отечественной воины. С большим чувством ответственности пропагандист относится к порученному ому делу. Он тщательно готовится к занятиям, старается сделать каждую беседу живой, доходчивой. Так, иа одном нз занятий, ког­ да речь шла о героических подвигах ком­ сомольцев в годы Великой Отечественной войны, тов. Бондарев рассказал об Алек­ сандре Матросове, Николае Гастелло, Вик­ торе Талалихине, Зое Космодемьянской, Лп- зе Чайкиной и многих других славных пи­ томцах ленинско-сталинского комсомола. С увлечением члены кружка слушали рассказ руководителя о той исключитель­ ном внимании, которое уделяют товарищ Сталин, наша большевистская партия ком­ мунистическому воспитапию советской мо­ лодежи. Педавпо в кружке была проведена бесе­ да по теме: «Комсомол в период Великой Отечественной войны». Руководитель по­ просил слушателей рассказать об истори­ ческом значении речи товарища Сталина от 3 июля 1941 года. Сразу поднялось не­ сколько рук. Тов. Бондарев предоставил слово матросу Белоусову, который хорошо изложил содержание речи вождя, на­ помнил об обстановке, сложившейся тогда на фронте. — Советская молодежь, вместе со всем народом, — сказал Белоусов, едиподушно откликнулась на призыв товацпша Сталина, посвятив все свои силы делу борьбы с ненавистным врагом — помецко-фашнст- с к и ф захватчиками. Готовясь к беседе, комсомолец Белоусов прочитал и законспектировал речь това­ рища Сталииа от 3 июля 1941 года, брошю­ ру «Боевой путь ленинского комсомола» и ряд других материалов. После ответа тов. Белоусова и дополнения матроса Гаврилова руководитель сделал краткое заключение по етому вопросу и перешел к следующему: «О трудовых подвигах комсомольцев 5 " время войны». Первым выступил матрос Глазунов. Он рассказал о доблестном труде . комсомольпев ш несогознои молодежи в ты­ лу, привел ряд ярких примеров. — Я сам тогда работал слесарем на за­ воде, — сказал Глазунов. — Мы старались быть достойными подвигов героев- фроитовиков, трудились за двоих, за троих, чтобы дать фронту как можно больше сиа- рядов, виитоьок и другого вооружения. Всего на этом занятии выступило 17, человек. Слушатели дополняли друг друга, приводили новые факты и примеры. Большой интерес, с которым учатся комсомольцы, привлек к кружку и песоюз- ную молодежь. Многие матросы и старши­ ны, занимаясь теперь в кружке, готовятся к вступлению в ряды ВЛКСМ. В кружке установлена твердая диспи- плина. Каждый слушатель имеет рабочую тетрадь, куда заносится план занятий, за­ писываются наиболее важные события, цифры, факты, относящиеся к изучаемым темам. Сюда же слушатели записывают контрольные вопросы по изученному материалу. j- Партийная п комсомольская оргаппзаппа внимательно следят за работой кружка, окаиявают помощь его руководителю i слушателям. Иа заседаниях бюро комсо­ мольской организации периодически заслу­ шиваются сообщения руководителя о ходе занятий. Все это способствует успеху в ра^ боте кружка, помогает слушателям лучше усваивать материал. Лейтенант Я, ФИРС0В, Г • t*w \ л

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz