На страже Заполярья. 1949 год. Декабрь.

/ - я Я Д С Т Р Я Ж Е Э Л П О Я Я Р б » Я яплвря Т3 4 9 г., № 283 (3590). = В умелых руках -=| работа спорится Прибыв в подразделетге, Вален­ тин Тишлнков нонял, какая боль­ шая ответственность возлагается на пего, вступившего в семью отважных северомо|)ских авиатор»». Став на­ следником славных традиций, он по­ клялся хранить в умножать их, слу­ жить так, как требуют присяга н уста­ вы, отдавать все силы совершен­ ствованию своего воинского мастерст­ ва. Перед лтгптым составом стояла за­ дача — подготовить самолеты к тем­ ней эксплуатации. В этот напряжен­ ный период механик самолета забо­ лел, Инженер подразделения вызвал к себе моториста самолета Валентина Тимошкова -и спросил его: — Сможете лп без механика под­ готовить самолет к зимней ;ш*илопта­ ции? Учтите, чти вы будете не один, вам помогут механики н мотористы других самолетов. — Постараюсь, — уверенно отве­ тил моторист. Инженер дал ему подробные ука­ зания и сказал: — Если что будет пеяспо, спраши­ вайте у опытиых товарищей, они вам помогут.. Упорный труд в добросовестное . отношение к учебе не замедлили ска­ заться на результатах. Тимошков энергично принялся за работу. Чтобы хорошо в надежно подготовить само­ лет, паю знать материальную часть и правила ее эксплоатации. Вот здесь и помогла ему упориая учеба, которой он уделял много внимания. В подготовке самолета • к эдое было много трудностей. Но моторист преодо­ лел их. Инженер осмот^л машину я дал хорошую оценку его работе. За хорошую подготовку матери­ альной части мотористу било оо'яв­ лено поощрение. Тимошков с большим удовлетворе­ нием воспринял похвалу командира. Теперь о нем в подразделении гово­ рят, как оо отличном мастере своего .дела, прилежном и трудолюбивом воине. Долг советского война требует от него постоянно двигаться вперед, совершенствовать воешше и полити­ ческие знания. Сержант Тимошков об атом ш«шит всегда. Сержант И. ШИЯН. Отличный шофе р Заслуженным авторитетом среди матро- iGB и серлаНюв пользуется комсомолец Иванов. ио^авно коман^ьаиие наградило младшего сержанта Н и зо ва знаков «ит- ;ШЧ1ШИ шофер». г>1*у награду воин за­ служил у110*11им трудом, иасюичивой, уч&- ’мш. Верный Военной присяге и воинскому (олгу, камсомолоц Иваиов с большим же­ ланием изучал материальную часть маши- ш , правила ее эксилч/атации. Часто после lauMiuu Иванов садилея за учебники и чер- «жи, углубляя знания. Нередко обращал­ ся он за помощью к ифицеру ьжшшьскому, который охотно передавал иныт своему юдчинеиному. иднажды младший сержант Пвапов не­ точно поставил прибор. «Заметив эго, коман­ дир сказал: — Аспех любой работы в большой мере ;азисит от знаний. Поэтому учи i ось так, цооы любая деталь повиновалась вашим >укам и шшшмм. Этот совет Иванов запомнил ъ в даль- 1еишем работал но про_ерке смей машины »ще более старательно. Со временем он сгал £астером своего дела, отличился умением >с.речь технику, экономно расходовать го­ рючее. w • За умелые и грамотные действия Иг.а- юву была об'явлена очередная благодар- юсть. Иванов удостоен теперь звания от- шчиика боевой и политической подготов- ш. Передовой вони продолжает совершен­ ствовать свои военные и политические шания. Товарищи оказали ому большое доверие^: 1ваиов изоран членом бюро комсомольский фганизании подразделения. С чувством зысокой сознательности он мобилизует лнч- 1ыи состаз на успешное выполнение за­ дач, поставленных командиром, часто про­ ш и т среди матросов беседы, организует фомкие читки статей из газет, призывает юннов честно служить матери-Родине. Матросы чутко нрислушиваются к его олосу, старательно повышают воинское /астерство. Нередко к Иванову обращают­ ся за советом. Большую помощь в нолити веской подготовке оказал Иванов старшим лтросам Чистякову, Гафину и другим. Оь юмогает им подбирать литературу, учит •.оставлять конспект и пользоваться им. к е это приносит положительные резуль­ таты. Старший матрос Чистяков подтянул- :я, ва политических занятиях стал yw- )епно отвечать на вопросы руководителя, хринимать активное участие в беседах. Свято выполняя воинский долг, младший •рржант Иванов оказывает действенную юмощь командиру в укреплении воинской (исннплины, в новышении иорядка и орта- шованности. Старший матрос А. МОНАХОВ. На политических занятиях С О Л Д А Т У Первый день учебы Лейтенант Чудаков уже не перзый год руководит группой политических занятии. С 1U44 года он проводит занятия в одной из гр>ни на кораоле, и за это время нриоорел значительный оныт пренодава- ния, раооты над собой upu подготовке к очередной теме, научился работать с каж­ дым слушателем в отдельности. В. этом году ему снова норучили ьести цолитзашция в трупне рядового состава. 2 декабря начались занятия по новой учебной программе. Первое занятие в груп­ пе были ио те»ме: «Советская Армия — ар­ мия социалистического гоеудшротиа». Для Чудакова материал этой темы в рассказ? по второму вопросу — об основ­ ных особенностях Советской Армии. Говоря о том, что в нашей Армии офице­ ры, генералы и адмиралы — выходцы из народа, он привел яркий пример. Иа этом корабле когда-то служил старшиной тор­ педного аппарата ныне адмирал Голов­ ко. От старшины до адмирала — таков путь еоветс&оги флотоводца, выходца из народа. В течение первого часа занятий Чудаков изложил два ьонроса темы. После иерерыва он продолжил свой рассказ. Чудаков умело рассчитал время, необхо­ дим^ иа освещение каждого вонрооа, и за- Возросшие требования ТЩ А Т Е Л Ь Н О ГО ТО В И Т Ь С Я К К А Ж Д О М У ЗА Н Я Т ИЮ , П Р О В О Д И Т Ь ЕГО НА ВЫ СО К ОМ И Д Е Й Н О П О Л И Т И Ч Е С К О М У РО В Н Е пришел хорошо подготовленным. ] Цуддков иомотаот ему наводящими ыщррса- Из опыта руководитель знал, что первое Чуйков стал отвечать более твердо н занятие ио новой программе всогда являет- ущдощно, полно и правильно. ся особенно отьетственным. От тога, как оно пройдет, будет зависеть многое в даль Старший матрос Лялин внимательно слушал рассказ руководителя группы. Но ______ , ________ на вопрос: «Удовлетворены ли вы «расска- основном был хорошо знаком. Однако он пе кончил рассказ но всей теме, оставив , зом?», — он ответил: мог рассчитывать иа старые знания и еще 1 ^ минут на ьонросы. Затем выступают j ~"г’ Многое цз тою, что я услышал на раз прочел необходимую литературу, матросы. Первым говорит матрос Чуйков, ! сегодняшнем занятии, мне было известно, заново составил конспект. На занятию он вначале неуверенно, немного сбивается, j Выло бы лучше получить новые, более глубокие сведения но теме. Мнение тов. Лялина разделяет большин­ ство слушателей группы. Оно и понятно. В результате проделанной в течение ряда лет руководителями грртшы н самими слу­ шателями упорной работы значительно возросла ндейно-гсоретическая подготовка моряков. Поэтому сейчас матросов не мо­ жет удовлетворить рассказ, построенный иа тех же примерах, которые приводились в прошлом учебном году. Министр Воору­ женных Сил СССР в своем приказе X! 1U0 гробует: «В наступающий зимний период военной учебы личный состав нашей Ар­ мии, Авиации и Флота должен продолжать совершенствовать свою боевую и полити­ ческую подготовку». Во время занятий в группе была высо­ кая диснинлииа. Внимательно слушали ма- нейшей учебе. Необходимо с первого же тросы рассказ руководителя* дня устаиозить сиротую дисцинлциу И ПО­ РЯДОК, вызвать у матросов активность, на­ учить их правильно ьости конспекты. ...Чудаков об миил слушателям тему, продиктовал им оснозные воиросы, об’нс- нил, как нужно вести по этой теме конс­ пект, на что обратить больше внимания. Но на ряду со всеми положительными сторонами нервога занятия в новом учеб­ ном году в груцце лейтенанта Чудакова следует отметить и недостатки. Их •руково­ дитель может и должен устрацить. Рассказывая о создании Советской Ар­ мии, он недостаточно иолно осветил этот С в е р к а е т , п л ам е н н ей за-ри; З н ам ен г в а р д е й с к и х ш е л к . Д а в а й , с о л д а т , п о го в о р и м . К а к ты к п о б ед е ш ел . В к а к о й д и ви зи и с л у ж и л / В к а к о й бы л с т о р о н е . М е с т а к а к и е , р а с с к аж и , Т еб е в с е го родн ей . К о г д а и г д е ты в бой ш а г а л , З а что т е б е в т е дни В ручил н а г р а д у г е н е р а л О т им ени с т р а н ы . Б ы т ь м ож е т , г д е -н и б у д ь н е р а з В с т р е ч а л и с ь мы , с о л д а т , К урили вм е с т е в тр у д ны й ч а с Р я з а н с к и й с а м о с а д . И н а с поил один ручей И гр ел один о го н ь , Н е р а з л е ж а л а на п л еч$ Т в о ем моя л а д о н ь . Д а в а й п о к у р им , п о б р а ти м . В вечерн ей тиш и н е , О мирных д н ях поговорим* И вспомним о войне . С е г о д н я сн о в а У о л л - с т р и т Т р у б и т в военный ро г . И м р а к о б е с и е сп еш и т Т у д а со всех д о р о г . О п я т ь б а н д и ты и вор ье К р о в а вы й б л и з я т пир. У г р о з о й , д о л л а р о м , в р а н ь е ^ О п у ты в а я мир . Н о , п р а в д о й с т а л и н с к о й сильн а . С войной и м р а к ом в бой В ед е т с о в е т с к а я с т р а н а Н а р о ды з а со б ой . С в е р к а е т к р а с н а я звезда* В се п л ам ен н ей в о к р у г . Н а с т р а ж е м ир з и труда? С то и т с о л д а т , н аш др у г ! С тарш им с е п ж я н т Н . Ф И Л И П П О В , Интересные занятия Па это руководитель старался пе тратить ! воирос. Он иаиомиил матросам о создании лишнего времени, чтобы полноегыо исполь- ' отрядоэ Красной гвардии, 0 лецине ком де- эавать ого для рассказа по теме, и через j кроте о создании регулярной Армии, ио по* пять минут после па чала занятий он при- | чему-то ци одним словом не обмолвился о ступил к изложению первого вопроса темы ; разгроме немцев 23 февраля 1918 года под — «Советская Армия — верный страж О о -! Нарвой и Иоиовом, А ведь этот день цриня- ветского государства». Чудаков коротко остановился на истории нашей AipMuu. Он говорил о роаи Ленина и Сталина в ее то считать днем рождения Советской Армии. Тов. Чудаков очень кратко рассказал о походах Антанты, ие назвал, когда был Копа в подразделение, где секретарем комсомольской организации старший сер- жапт Кузнецов, поступила книга лауреата Сталинской иромии 11. Михайлова «Над картон Ролкпы», желающих прочитать ее оказалось так много, что было решено про­ вести коллективное чтение этой книги. Прочитав коллективно книгу, комсомодь- сталннских пятилеток, я о величайшей я н боге партии и правительства о пефтяиикак нашей Родшгы. Старший сержант Лар­ кин и старший матрос Бабинов, жи­ тели Свердловской области, расска­ зали о новостройках на Урале. О строитель- стве газопровода Саратов — Москва раа- сказали моекзичи младший сержант Кам* раков и старший матрос Свиридов. О строя- ны реиш и изучить ее белое глубоко. По . П0В0Й яел« ,110дирож!1ой иагистра. инициативе комсомольцев Маленкова, Ба^ ■ .......... ................... л __ __ IW,™tr,ltl» создании. Рассказал об орга!шзации отря- | каждый иоход, и, самое главное, как эти дев Красной гвардии, которые я-вились походы были разгромлены. основой для создания регулярной Советской Армии. Говоря о борьбе молодой Советской Ар­ мии против ииостраиной интервенции и внутренней контрреволюции, он подчеркнул роль товарища Сталина в создании Совет­ ской Армии, в организации ее иобед щц врагами молодой Советской республики. После этого Чудаков рассказал матросам о строительстве Советской Армии в годы сталинских пятилеток, о разгроме японских самураев у озера Хасан и реки Халхии-Гсл и о всемирно-исторической победе в Вели­ кой Отечественной войие. Закончив изложение первого вопроса и сделав до нему вывод, Чудаков перешел к Следует также порекомендовать тов. Чу- Остановимся на рлсемте руководителя ^ „ ^ 7 ; М а т о ш а '^ 1 7 т с и м ” би7оргайя"з^ i ^ т Х а ЛеТ в иТ^ о л и ” н ^ “ ^ ш - Ран кружок. Рукож.АИтеле^ к р уж и | ^ комсмольскл-н оргагайнпи Й Т - ™ , { Г « £ £ & Z r ~ Г о г . Расцвету родного города Ворона- мира и демократии» и в течение двух В иазпачепный час в кубрике собрались часоз освещал разделы этой темы— «Пзме- ненш1 в 1шсу]ежх;ццои международной об- «еР^знты и матросы. Первые же страницы стаисвке» <ц «Империалистический лагерь книги захватили слушателей и вызвали — лагерь поджигателей дойны». Большин- собеседование. Каждый из # присут* давову ооращать больше внимания иа свою | ш о вопросов изучаемой темы руководи- с твУюЩи* хотел поделиться своими мыс- речь. Она у aero норий з а зр е н а часто | тель груш1Ы жиеТал цравильио. полно. Л|111н в чувствами о Родине, рассказать в noRTonflкипим1шя икнужными елимля Кмv I Qjjj например, четко и последовательно т<;х изменениях и преобразованиях, какие рассказал об усилении социализма после произошли за годы советской власти в его вторий мщювой войны, об образомнии двух Р^ны х местах. щютнвостоящих друг дцугу лапчрей — им- | Сержант Маленков правильно поступи , периалнстического и демократического. По тгго на протяжении всего периода изучеппя этим вопросам он умело прп *ел выеказыва- книги предоставлял во.чможпость слушате- пия товарища П. В. Сталина, тт. A. A. j лям рассказывать о достижениях в их род- Жданова и Г. у . Маленкова. повторяющ ис не с овами. Е у следует также в изложении материала придерживаться строгай последовательно­ сти. Если тов. Чудаков устранит все вти не­ достатки, то можно с уверенностью ска­ зать, что он хорошо справится с поручен­ ным ему ответственным делом и добьется высокого идейно-теоретического уровня про-одимых им занятий, а слушатели его группы получат высокие знания. Лейтенант В. НИКОЛАЕВ. Глубже освещать тему В группе рядового состава корабля П. первое политическое занятие по новой про- грам-ме было посвящепо теме: «Советская Армия в период иностранной военной ин­ тервенции и гражданской войны». Руково­ дитель занятий офицер тов. Селиховкин рассказал слушателям о создании Совет­ ской Армии, об иностранной военной ин­ тервенции и гражданской войне. мобилизации рабо*тих и крестьян иа борьбу против иностранных захват. 1ыков и иуржуаэно-помещичьей /бело- Встречающиеся географические пазватшя руководитель занятия показывал па карте. Во прос об изменениях, происшедших в глапшых странах империалистического ла­ геря, тов. Голиков осветил значительно слабее. Излагая материал но этому во­ просу, руководитель группы пе имел четко продуманного плана рассказа и в резуль­ тате допускал излишние повторения. Руководитель, занятия недостаточно под­ твердил фактами то, что империалисты сейчас разжигают новую мировую войну. них местах. В этих выступлениях было много ярких примеров и фактов из жизни в разных областях страны. Так, сержант КочкалОв рассказал товарищам о еызран- ском нефтехранилище, построенном в годы младший жа посвятпл свое выступление сержант Суханов. В течение четырех месяцев в назначен­ ные часы собирались сержанты и матросы для глубокого «изучения книги. Получив новые знания, они с большим интересом изучали географическую карту необ’ятного Советского Союза, наглядно видя велики^ успехи нашего нарща в строительстве коммунизма; Сержант Маленко* тщательно готовился к каждому занятию, составляя конспект рассказа и план занятии. Замечательное произведение Н. Михай­ лова изучено. Комсомольцы не останови­ лись на етом, они взялись за еще более глубокое изучение богатств нашей родины. Старший сержант А, МАЙКОВ. гвардоГлцины. О с езде партии тем более J Гак, сообщив слушателям о том, что план нообходимо было сказать, что на нем особо Маршалла является ярким доказательством стоял вопрос о строительстве нашей Армии, о существовавшей в то время «военной оппозиции», об улучшении работы цент­ ральных военных учреждений и усилении подготовки империалистов к повой агртс- сизной войне прежде всего против Со- Вопросы физкультурной работы на номсомольском собрании Комсомолтлты нашего подразделения на своем собрании подвели -итоги летиего спор­ тивного сезона л наметили задачи на зим- ашй период. Докладчик тов. (Потанин на- широбно остановился руководитель з а - ' роли коммунистов в армии. Об этом рупо­ нятий па том, в каких условиях соз;ава- водитель ничего не рассказал, лась Советская Армия для защиты завов- .янпи Великой Октябрьской социалистиче- гетского Союза п против стран демопра- | помнил участникам собрания о решениях тического лагеря, он не привел примеров, j XI сЪ д а ВЛКСМ, в которых подчеркивает- которыо бы подтверждали этот вывод, ие ответствстгая роль комсомольских орга- раскрыл реакционной сущности плапа Мар- цпзацкй в дальнейшем развитии физкуль- шалла. j турного движешгя. Тов. Потанин подверг В своем рассказе тов. Голиков иногда резкой критике бюро комсомольской орга- непродуманно унотреоляет слова, в резуль- Тов. Голиков приводит цитаты по памя­ ти. Делая так, он может исказить смысл выдержек пз литературы. Занятие локазало, что тов. Голиков еще иязашш л физрука ыодраздедешш за то, Ничего не было сказано также о воен­ ном поражении Германии и о революции в скои революции, подрооно рассказал о ги- HC.g^ 0 иарастающем революционном поде- . гаптскои работе В. И. Ленина и И. В. ме в г р а н а х Европы и о том, в каком по- тате чего в его 'Рассказе встречаются неточ- Сталина по организации Вооруженных Сил Д0Ж(}11ИИ находилась в то время Советская !юсти. Его речь подчас бывает засорена Советской республики. j республика. Очень мало тов. Селиховкии лишними словами, вроде «ионимаете-ли» Переходя к вопросу о начале miострап- ^ зорил об обороие Пеацюграда, о борьбе с в т. д. ной военной интервенции и гражданской 10деииче»м войны, руководитель рассказал о том, ка- | в недостатки, которые были дотту- пие тяжелые дни в то время переживала руководителем Снятий в освещении наша страна, оказавшаяся в огненном щ „ „ л ^ rtilnmR н яти х тяжелых veio- материала. Тов. Селиховкип — гра^ виях (Светская Адаия приняла удар «»тнын н растущий офицер, достаточно иенилцоетыо шиолиил задачи, пред’яв- j j виях 1 >овстская армия приняла удар П1Я1(,ШГПИЙ (к.нлкя.ии ияпксистско-лвнип-! ляемые сейчас к руководителям групп по- *дир нолра д ^ е ш я, ое ЛПТ’1 ТГ (ТТПк контрреволюции, вступила в ожесточенную ‘ — г - —-.— * группа на инспекторской проверке показа­ ла высокие результаты. Если бы тоз. Сели- ховкин тщательное разработал материал, глубоко продумал каждый вопрос, то его рассказ в первый день учебы по новой про­ грамме был бы намного доходчивее и инте- что в мшгувпгие месяцы они мало заботив лвсь о расширении рядов физкультурни­ ков, недостаточно привлекали комсомоль­ цев и молодых воинов к сдаче норм иа значок ГТО. Выступившие на собрании комсомольцы Яковлев, Плоснин, Строганов и другие внесли ряд предложений, направленных па дальнейшее оживление физкультурной ра­ боты. Собрание приняло делово° pe-rneirae* Ставший матрос М. К0РНЮ1ШИН. Прилежность и настойчивость матрос Рязанов показал хои Когда Рязанов прибыл в наше подразделение, ои плохо знал радшх:вязь. борьбу, которая закончилась полным раз­ громом походов Антанты. Все эти вопросы былп освещены правильно. Следует отметить, что в рассказе руково­ дителя занятий некоторые моменты не по­ лучили достаточного отражения. Известно, что н манте 1У1У гада состоялся Vill с ’езд , Р*-'с11ее- нашей партии, сыгравший огромную роль в | Лейтенант А. РЫБАКОВ.. Следует отметить, что занятие прошло организованно. Все слушатели без опозда­ ний, с письменными принадлежностями, по фурме одетые пришли в кубрик. Руководи­ тель группы должен учесть некоторые недостатки первого занятия с тем, чтобы их больше ие повторять. Лейтенант Е. КОЗЛОВ. седуя с ним, говорил: — Радио — падежное средство связи в руках умелого радиста. Перед ва­ ми стоит задача, стать хо­ рошим специалистом, и вы этого добьетесь толью при желании и настойчивой учебе. Комсомолец Рязанов стал ревностпо изучать специ­ альность. Он виимательио слушал старшину на заня­ тиях, задасал много вопро­ сов. Кроме этого, малоопыт­ ный радист повседневно учился самостоятельно, чи­ тал техническую литерату­ ру, разбирал и осваивал принципы работы радио­ техники. Упорное х настойчивое изучение специальности принесло успех. Вскоре рошие знания своей ото* цизлбности и получил зва-' цие радиотелеграфиста. Его имя залесено на Доску от- лл чипков боевой и полити­ ческой подготовки. Коман­ дование присвоило ему зва** ние старшего матроса. Ря­ занов ие только отличный специалист, ио и активный общественник. Матрос А. МИРОНОВ. „Последняя жертва П Ь Е С А А . Н . О С Т РО В С К О Г О НА С Ц ЕН Е .Ф Л О Т С К О Г О Т ЕА Т РА ' 20 благодарностей Па Доске отличников боевой и политп- декой подготовки помещена фотография старшего матрос Артемчу ка. Этой чести он ,'достовн благодаря безущк'чиой службе, }ыеок1'й воинской дисциплине, старанию и 1рплежпоети в учебе. Имя старшего матроса Артемчука из°ест- далеко за пределами подразделения. Его •лужба — образец для всех военных моря- сов. У него учатся остальные воины образ- дово выполнять воинский долг. За отличные показатели в учебе и елтж- в карточку поощрений члепа ВЛКСМ кртемчука записано 20 благодарностей. Ставшим матрос В. КУКУШКИН, Великий русский драматург А. П. Ось ровский умер, не осуществив мечты своей .кизни — мечты о подлинно народном теат. ре. Только после Великой Октябрьской со­ циалистической резолюции его бессмертные •1роиоведе1шя нашли в лице советски^ лю­ дей того зрителя, к которому всю жизиь стремился гениальный художник. В эпоху социализма, эночу невиданного расцвета культуры и искусства нашего иа- рида творчество величайшего писателя- демократа обрело нозую жизнь. А. И. Ост­ ровский принадлежит к числу гениев миро­ вой драматургии и его наследие входит иоот’емлемой частью в сокровищницу на­ шей социалистической культуры. Островский был создателем русского ре­ алистического репертуара, писателем, дея­ тельность которого имеет огромное нацио­ нальное и международное значение. В твор­ честве замечательного художника, блестя­ щего знатока русской народной речи, по­ лучили глубокое отражение общественные цротнгоречия его времени. Драматургия Островского отличается вы­ сокой правдивостью жизненных- характе­ ров, глубокой осмысленностью и ясностью развитая действий, простотой, общедоступ­ ностью, доходчивостью. Видя заслугу Островского в том, что оп изображает пе исключительных, а рядовых люд-*й окоужавшую его действительность, гениальный истолкователь творчества Ост­ ровского — И. А. Добролюбов особенно от­ мечал замечательную способность драма- , ту рта вскрывать в диця* существо ю. ха­ рактера, Стремясь воздавать произведения, близ­ кие и пужные народу, Островский яспо по­ нимал, что такими, произведениями могут быть только те, которые изображают ос­ новные явления совремеиной жизии. Ост­ ровский не был революционером, но его сознательный демократизм, сила его иаблю- дательностн и бесконечная правдивость делали каждое его произведение фактом ог- ромного общественного значения. «Совре­ менные стремления русской жизни в самых обширных размерах, — писал Добролюбов, — находят свое выражение в Островском. Рисуя нам в яркой картине ложные отно­ шения си всеми их последствиями, он через то самое служит отголоском стремлений, требующих лучшего устройства». Разорение дворянства, обогащение купе­ чества, рост капитализма в России, угне­ тенное и тяжкое положение русской жен­ щины — вот явления, изображенные Ост­ ро: ским в его «пьесах жизни». Если в произведениях дореформенного периода ведущее значение имела тема сами. | дурства, деспотического, варварского «ази­ атского» гнета и насилия, то в 70— 80 гг ! основным стал мота» власти денег, нажие! накопления. Страстный протест протш • этой власти денег, власти собственности богатства, растлевающих душу челове­ ка, зручит и в комедии Островского «По­ следняя жертва». В ней Островский об.тп - , част своеобразных «идеологов» всемогуще- ! ства денег, рассматривающих страсть к I накоплению как основное содержание чело- | веческой жизни, как единственную достой- 1 куш цель в д о т д о а х стремлений. Островский является тем автором, кото­ рый все более и более привлекает внимание театра Северного флота. И это попятно, ру­ ководствуясь постановлением ЦК ВКП(б) о репертуаре драматических театров и ука­ заниями партии по вопросам культуры п искусства, коллектив театра наряду с по­ становкой пьес советских авторов все чаше обращается к русской классической дра матургии. Трудную, по вместе с тем почетную зада­ чу взял на себя театр, работая над «Но- j следней жертвой» Островского. Проста и 1жизненна сюжетная схема пьесы. Купече­ ская вдога Юлия Ту типа любит легкомыс­ ленного молодого мота Дульчина и, чтобы добыть по его просьб© денег, идет на нравственное унижение, занимая их у бо­ гатого старика купца Фдола Ирибыткова. Но возлюбленный пренебрегает «последней жертвой» Юлии и жестоко ее обманывает. Социальная тема произведения — тема власти денег, уродующей человеческие судьбы, — должна была возникать в спек­ такле из всей совокупности характеров и , взаимоотношений. Идя по этому пути, по­ становщик спектакля И. Шойхет нашел великолепную иод;ерл;ку в лицо исполни- j тел ей центральных ролей (Тугниа — i М. Озерова н Прибытков — С. Аханов). С огромной силой было раскрыто в спек­ такле социальное содержание комедии. 1рсжде всего хочется отметить замечатель- j лую игру актрисы }J. Озеровой, в вонлоще- i ни когорт «обыкновенная история» вдо- | вы Тугиной, как типическая судьба _ рус- 1 ской женщины, оказалась поднятой до уровня подлинной трагедии. Актриса создала цельный образ русской женщины — чистой, простой и нежной д у .ч ши, оказавшейся в «темном царстве», как белый голубь среди стаи вороп. Простота и луш&дад чистота Юлии, глубокий драма­ тизм се столь обыкповеппой судьбы опреде­ ляет покоряющую силу исполнения Озеро­ вой роли Тугиной, В ряде театров постаповщики и исполни­ тели образа Тугиной прибегают к идеализа­ ции своей героини, сокращают реплику о деньгах, боясь посеять сомнение в возвы­ шенности ее чувств. Озерова же, naooopoj, тэказывает Юлию во всем характерцам об- лчии молодой купеческой вдовы, во всей е бытовой правде, по, однако, за всем этим у Озеровой стоит простая и цельная душа Юлии, оскорбленная в самых заветных и Iеловеческих чувствах. Образ Юлии Туги- ной — очередная творческая удача Озеро­ вой, которая еще глубже и ярче раскрыла ei*>p актерское да|н>вание. Большую тре.шость и проницательность проявляет Оспювский в изображении «дельцов». Отношение Островского к бур­ жуазии нового тина очень сложно. На пер­ вый взгляд нам кажется, что Островский в какой-то степени на стороне купца Фрола Прибыткова. Ио драматург не может поп- нять целиком Ирибыткова. Он ясио выводит его ни кую мораль и обращает внимание на внутреннее сходство его с откровенным хищником. Трудным и сложпым путем к раскрытию обра:м шел артист С. Аханоз. Актер пока­ зал Прибыткова пе только преуспевающим богатым коммерсантом, но и человеком, жизненные успехи которого оказались пнч- тожными neiHM лицом чистой и благородной души Юлии Тугиной. Замечательно актер проводит 2 акт, в котором вырпжнты основ­ ное содержание, вся сущность Прибыткова. На наш втляд . Ах.тнчву следовало бы ярче показать за рпешпеи благородностью и благодушном Прийытко?л его хищниче­ скую сущность, «благородное» стяжатель­ ство, силу власти денег, моральную развра- ще,тт>гть. Пз других исполнителей с д е к х аш преж­ де всего необходимо отметить превосходную игру актера Муратовского в роли Дульчи­ на и актрисы М. Черновой в роли Глафпры Фирсовны. Чернова очень хорошо доносит до зрителя текст Островского, она бук­ вально вжилась в образ своей героини, хотя кое-где и переигрывает, излишне ув­ лекаясь комедийностью. В целом роль Гла­ фиры Фирсовны, — несомненно, удача М. Черновой. Хороши Лавр Мироныч в ис­ полнении актера Киссельмана и Ирииа Лав­ ровна — девица с «африканской страстью». ; — в трактовке актрисы Плюто. : I Очень удачно выступили артисты Брыл* кин (Дергачев), Лашевич (Мпхевна), Пет­ ров (Салай Салтаныч), которые создали правдивые, запоминающиеся образы. Акте* ру Петрову необходимо только тщательней поработать цад акцентом ростовщика Салая Салтаныча. Художник Казановский красочно и убе­ дительно перенес иа сцепу з декорациях черты быта купеческой жизии старой доре­ волюционной России. г Большая заслуга постановщика снектак-* ля И. Шойхет в правильной расстановке сил с учетом актерских индивидуально­ стей. которыми располагает трушла театра. Подводя некоторый итог, можно отметить, что коллектив театра Северного флота соз­ дал замечательный по своей художествен­ ной в ь г а ’стчльностп спектакль. Советский народ любит и гордится своим великим художником— А. Н. Островским, который воспитывал в простом русском че­ ловеке веру в свои силы, сознание собст­ венного достоинства, моральную стойкость и чувство национальной гордости. Зрителя очепь тепло и сердечпо приветствовали ак- тероз, которые правдиво и интересна пере­ дали в спектакле глубокий реализм, про­ стоту и полноту образов, созданных ге­ ниальным русским драматургом. В. ВЫЛГИН,

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz