На страже Заполярья. 1949 год. Декабрь.
/ - я Я Д С Т Р Я Ж Е Э Л П О Я Я Р б » Я яплвря Т3 4 9 г., № 283 (3590). = В умелых руках -=| работа спорится Прибыв в подразделетге, Вален тин Тишлнков нонял, какая боль шая ответственность возлагается на пего, вступившего в семью отважных северомо|)ских авиатор»». Став на следником славных традиций, он по клялся хранить в умножать их, слу жить так, как требуют присяга н уста вы, отдавать все силы совершен ствованию своего воинского мастерст ва. Перед лтгптым составом стояла за дача — подготовить самолеты к тем ней эксплуатации. В этот напряжен ный период механик самолета забо лел, Инженер подразделения вызвал к себе моториста самолета Валентина Тимошкова -и спросил его: — Сможете лп без механика под готовить самолет к зимней ;ш*илопта ции? Учтите, чти вы будете не один, вам помогут механики н мотористы других самолетов. — Постараюсь, — уверенно отве тил моторист. Инженер дал ему подробные ука зания и сказал: — Если что будет пеяспо, спраши вайте у опытиых товарищей, они вам помогут.. Упорный труд в добросовестное . отношение к учебе не замедлили ска заться на результатах. Тимошков энергично принялся за работу. Чтобы хорошо в надежно подготовить само лет, паю знать материальную часть и правила ее эксплоатации. Вот здесь и помогла ему упориая учеба, которой он уделял много внимания. В подготовке самолета • к эдое было много трудностей. Но моторист преодо лел их. Инженер осмот^л машину я дал хорошую оценку его работе. За хорошую подготовку матери альной части мотористу било оо'яв лено поощрение. Тимошков с большим удовлетворе нием воспринял похвалу командира. Теперь о нем в подразделении гово рят, как оо отличном мастере своего .дела, прилежном и трудолюбивом воине. Долг советского война требует от него постоянно двигаться вперед, совершенствовать воешше и полити ческие знания. Сержант Тимошков об атом ш«шит всегда. Сержант И. ШИЯН. Отличный шофе р Заслуженным авторитетом среди матро- iGB и серлаНюв пользуется комсомолец Иванов. ио^авно коман^ьаиие наградило младшего сержанта Н и зо ва знаков «ит- ;ШЧ1ШИ шофер». г>1*у награду воин за служил у110*11им трудом, иасюичивой, уч&- ’мш. Верный Военной присяге и воинскому (олгу, камсомолоц Иваиов с большим же ланием изучал материальную часть маши- ш , правила ее эксилч/атации. Часто после lauMiuu Иванов садилея за учебники и чер- «жи, углубляя знания. Нередко обращал ся он за помощью к ифицеру ьжшшьскому, который охотно передавал иныт своему юдчинеиному. иднажды младший сержант Пвапов не точно поставил прибор. «Заметив эго, коман дир сказал: — Аспех любой работы в большой мере ;азисит от знаний. Поэтому учи i ось так, цооы любая деталь повиновалась вашим >укам и шшшмм. Этот совет Иванов запомнил ъ в даль- 1еишем работал но про_ерке смей машины »ще более старательно. Со временем он сгал £астером своего дела, отличился умением >с.речь технику, экономно расходовать го рючее. w • За умелые и грамотные действия Иг.а- юву была об'явлена очередная благодар- юсть. Иванов удостоен теперь звания от- шчиика боевой и политической подготов- ш. Передовой вони продолжает совершен ствовать свои военные и политические шания. Товарищи оказали ому большое доверие^: 1ваиов изоран членом бюро комсомольский фганизании подразделения. С чувством зысокой сознательности он мобилизует лнч- 1ыи состаз на успешное выполнение за дач, поставленных командиром, часто про ш и т среди матросов беседы, организует фомкие читки статей из газет, призывает юннов честно служить матери-Родине. Матросы чутко нрислушиваются к его олосу, старательно повышают воинское /астерство. Нередко к Иванову обращают ся за советом. Большую помощь в нолити веской подготовке оказал Иванов старшим лтросам Чистякову, Гафину и другим. Оь юмогает им подбирать литературу, учит •.оставлять конспект и пользоваться им. к е это приносит положительные резуль таты. Старший матрос Чистяков подтянул- :я, ва политических занятиях стал yw- )епно отвечать на вопросы руководителя, хринимать активное участие в беседах. Свято выполняя воинский долг, младший •рржант Иванов оказывает действенную юмощь командиру в укреплении воинской (исннплины, в новышении иорядка и орта- шованности. Старший матрос А. МОНАХОВ. На политических занятиях С О Л Д А Т У Первый день учебы Лейтенант Чудаков уже не перзый год руководит группой политических занятии. С 1U44 года он проводит занятия в одной из гр>ни на кораоле, и за это время нриоорел значительный оныт пренодава- ния, раооты над собой upu подготовке к очередной теме, научился работать с каж дым слушателем в отдельности. В. этом году ему снова норучили ьести цолитзашция в трупне рядового состава. 2 декабря начались занятия по новой учебной программе. Первое занятие в груп пе были ио те»ме: «Советская Армия — ар мия социалистического гоеудшротиа». Для Чудакова материал этой темы в рассказ? по второму вопросу — об основ ных особенностях Советской Армии. Говоря о том, что в нашей Армии офице ры, генералы и адмиралы — выходцы из народа, он привел яркий пример. Иа этом корабле когда-то служил старшиной тор педного аппарата ныне адмирал Голов ко. От старшины до адмирала — таков путь еоветс&оги флотоводца, выходца из народа. В течение первого часа занятий Чудаков изложил два ьонроса темы. После иерерыва он продолжил свой рассказ. Чудаков умело рассчитал время, необхо дим^ иа освещение каждого вонрооа, и за- Возросшие требования ТЩ А Т Е Л Ь Н О ГО ТО В И Т Ь С Я К К А Ж Д О М У ЗА Н Я Т ИЮ , П Р О В О Д И Т Ь ЕГО НА ВЫ СО К ОМ И Д Е Й Н О П О Л И Т И Ч Е С К О М У РО В Н Е пришел хорошо подготовленным. ] Цуддков иомотаот ему наводящими ыщррса- Из опыта руководитель знал, что первое Чуйков стал отвечать более твердо н занятие ио новой программе всогда являет- ущдощно, полно и правильно. ся особенно отьетственным. От тога, как оно пройдет, будет зависеть многое в даль Старший матрос Лялин внимательно слушал рассказ руководителя группы. Но ______ , ________ на вопрос: «Удовлетворены ли вы «расска- основном был хорошо знаком. Однако он пе кончил рассказ но всей теме, оставив , зом?», — он ответил: мог рассчитывать иа старые знания и еще 1 ^ минут на ьонросы. Затем выступают j ~"г’ Многое цз тою, что я услышал на раз прочел необходимую литературу, матросы. Первым говорит матрос Чуйков, ! сегодняшнем занятии, мне было известно, заново составил конспект. На занятию он вначале неуверенно, немного сбивается, j Выло бы лучше получить новые, более глубокие сведения но теме. Мнение тов. Лялина разделяет большин ство слушателей группы. Оно и понятно. В результате проделанной в течение ряда лет руководителями грртшы н самими слу шателями упорной работы значительно возросла ндейно-гсоретическая подготовка моряков. Поэтому сейчас матросов не мо жет удовлетворить рассказ, построенный иа тех же примерах, которые приводились в прошлом учебном году. Министр Воору женных Сил СССР в своем приказе X! 1U0 гробует: «В наступающий зимний период военной учебы личный состав нашей Ар мии, Авиации и Флота должен продолжать совершенствовать свою боевую и полити ческую подготовку». Во время занятий в группе была высо кая диснинлииа. Внимательно слушали ма- нейшей учебе. Необходимо с первого же тросы рассказ руководителя* дня устаиозить сиротую дисцинлциу И ПО РЯДОК, вызвать у матросов активность, на учить их правильно ьости конспекты. ...Чудаков об миил слушателям тему, продиктовал им оснозные воиросы, об’нс- нил, как нужно вести по этой теме конс пект, на что обратить больше внимания. Но на ряду со всеми положительными сторонами нервога занятия в новом учеб ном году в груцце лейтенанта Чудакова следует отметить и недостатки. Их •руково дитель может и должен устрацить. Рассказывая о создании Советской Ар мии, он недостаточно иолно осветил этот С в е р к а е т , п л ам е н н ей за-ри; З н ам ен г в а р д е й с к и х ш е л к . Д а в а й , с о л д а т , п о го в о р и м . К а к ты к п о б ед е ш ел . В к а к о й д и ви зи и с л у ж и л / В к а к о й бы л с т о р о н е . М е с т а к а к и е , р а с с к аж и , Т еб е в с е го родн ей . К о г д а и г д е ты в бой ш а г а л , З а что т е б е в т е дни В ручил н а г р а д у г е н е р а л О т им ени с т р а н ы . Б ы т ь м ож е т , г д е -н и б у д ь н е р а з В с т р е ч а л и с ь мы , с о л д а т , К урили вм е с т е в тр у д ны й ч а с Р я з а н с к и й с а м о с а д . И н а с поил один ручей И гр ел один о го н ь , Н е р а з л е ж а л а на п л еч$ Т в о ем моя л а д о н ь . Д а в а й п о к у р им , п о б р а ти м . В вечерн ей тиш и н е , О мирных д н ях поговорим* И вспомним о войне . С е г о д н я сн о в а У о л л - с т р и т Т р у б и т в военный ро г . И м р а к о б е с и е сп еш и т Т у д а со всех д о р о г . О п я т ь б а н д и ты и вор ье К р о в а вы й б л и з я т пир. У г р о з о й , д о л л а р о м , в р а н ь е ^ О п у ты в а я мир . Н о , п р а в д о й с т а л и н с к о й сильн а . С войной и м р а к ом в бой В ед е т с о в е т с к а я с т р а н а Н а р о ды з а со б ой . С в е р к а е т к р а с н а я звезда* В се п л ам ен н ей в о к р у г . Н а с т р а ж е м ир з и труда? С то и т с о л д а т , н аш др у г ! С тарш им с е п ж я н т Н . Ф И Л И П П О В , Интересные занятия Па это руководитель старался пе тратить ! воирос. Он иаиомиил матросам о создании лишнего времени, чтобы полноегыо исполь- ' отрядоэ Красной гвардии, 0 лецине ком де- эавать ого для рассказа по теме, и через j кроте о создании регулярной Армии, ио по* пять минут после па чала занятий он при- | чему-то ци одним словом не обмолвился о ступил к изложению первого вопроса темы ; разгроме немцев 23 февраля 1918 года под — «Советская Армия — верный страж О о -! Нарвой и Иоиовом, А ведь этот день цриня- ветского государства». Чудаков коротко остановился на истории нашей AipMuu. Он говорил о роаи Ленина и Сталина в ее то считать днем рождения Советской Армии. Тов. Чудаков очень кратко рассказал о походах Антанты, ие назвал, когда был Копа в подразделение, где секретарем комсомольской организации старший сер- жапт Кузнецов, поступила книга лауреата Сталинской иромии 11. Михайлова «Над картон Ролкпы», желающих прочитать ее оказалось так много, что было решено про вести коллективное чтение этой книги. Прочитав коллективно книгу, комсомодь- сталннских пятилеток, я о величайшей я н боге партии и правительства о пефтяиикак нашей Родшгы. Старший сержант Лар кин и старший матрос Бабинов, жи тели Свердловской области, расска зали о новостройках на Урале. О строитель- стве газопровода Саратов — Москва раа- сказали моекзичи младший сержант Кам* раков и старший матрос Свиридов. О строя- ны реиш и изучить ее белое глубоко. По . П0В0Й яел« ,110дирож!1ой иагистра. инициативе комсомольцев Маленкова, Ба^ ■ .......... ................... л __ __ IW,™tr,ltl» создании. Рассказал об орга!шзации отря- | каждый иоход, и, самое главное, как эти дев Красной гвардии, которые я-вились походы были разгромлены. основой для создания регулярной Советской Армии. Говоря о борьбе молодой Советской Ар мии против ииостраиной интервенции и внутренней контрреволюции, он подчеркнул роль товарища Сталина в создании Совет ской Армии, в организации ее иобед щц врагами молодой Советской республики. После этого Чудаков рассказал матросам о строительстве Советской Армии в годы сталинских пятилеток, о разгроме японских самураев у озера Хасан и реки Халхии-Гсл и о всемирно-исторической победе в Вели кой Отечественной войие. Закончив изложение первого вопроса и сделав до нему вывод, Чудаков перешел к Следует также порекомендовать тов. Чу- Остановимся на рлсемте руководителя ^ „ ^ 7 ; М а т о ш а '^ 1 7 т с и м ” би7оргайя"з^ i ^ т Х а ЛеТ в иТ^ о л и ” н ^ “ ^ ш - Ран кружок. Рукож.АИтеле^ к р уж и | ^ комсмольскл-н оргагайнпи Й Т - ™ , { Г « £ £ & Z r ~ Г о г . Расцвету родного города Ворона- мира и демократии» и в течение двух В иазпачепный час в кубрике собрались часоз освещал разделы этой темы— «Пзме- ненш1 в 1шсу]ежх;ццои международной об- «еР^знты и матросы. Первые же страницы стаисвке» <ц «Империалистический лагерь книги захватили слушателей и вызвали — лагерь поджигателей дойны». Большин- собеседование. Каждый из # присут* давову ооращать больше внимания иа свою | ш о вопросов изучаемой темы руководи- с твУюЩи* хотел поделиться своими мыс- речь. Она у aero норий з а зр е н а часто | тель груш1Ы жиеТал цравильио. полно. Л|111н в чувствами о Родине, рассказать в noRTonflкипим1шя икнужными елимля Кмv I Qjjj например, четко и последовательно т<;х изменениях и преобразованиях, какие рассказал об усилении социализма после произошли за годы советской власти в его вторий мщювой войны, об образомнии двух Р^ны х местах. щютнвостоящих друг дцугу лапчрей — им- | Сержант Маленков правильно поступи , периалнстического и демократического. По тгго на протяжении всего периода изучеппя этим вопросам он умело прп *ел выеказыва- книги предоставлял во.чможпость слушате- пия товарища П. В. Сталина, тт. A. A. j лям рассказывать о достижениях в их род- Жданова и Г. у . Маленкова. повторяющ ис не с овами. Е у следует также в изложении материала придерживаться строгай последовательно сти. Если тов. Чудаков устранит все вти не достатки, то можно с уверенностью ска зать, что он хорошо справится с поручен ным ему ответственным делом и добьется высокого идейно-теоретического уровня про-одимых им занятий, а слушатели его группы получат высокие знания. Лейтенант В. НИКОЛАЕВ. Глубже освещать тему В группе рядового состава корабля П. первое политическое занятие по новой про- грам-ме было посвящепо теме: «Советская Армия в период иностранной военной ин тервенции и гражданской войны». Руково дитель занятий офицер тов. Селиховкин рассказал слушателям о создании Совет ской Армии, об иностранной военной ин тервенции и гражданской войне. мобилизации рабо*тих и крестьян иа борьбу против иностранных захват. 1ыков и иуржуаэно-помещичьей /бело- Встречающиеся географические пазватшя руководитель занятия показывал па карте. Во прос об изменениях, происшедших в глапшых странах империалистического ла геря, тов. Голиков осветил значительно слабее. Излагая материал но этому во просу, руководитель группы пе имел четко продуманного плана рассказа и в резуль тате допускал излишние повторения. Руководитель, занятия недостаточно под твердил фактами то, что империалисты сейчас разжигают новую мировую войну. них местах. В этих выступлениях было много ярких примеров и фактов из жизни в разных областях страны. Так, сержант КочкалОв рассказал товарищам о еызран- ском нефтехранилище, построенном в годы младший жа посвятпл свое выступление сержант Суханов. В течение четырех месяцев в назначен ные часы собирались сержанты и матросы для глубокого «изучения книги. Получив новые знания, они с большим интересом изучали географическую карту необ’ятного Советского Союза, наглядно видя велики^ успехи нашего нарща в строительстве коммунизма; Сержант Маленко* тщательно готовился к каждому занятию, составляя конспект рассказа и план занятии. Замечательное произведение Н. Михай лова изучено. Комсомольцы не останови лись на етом, они взялись за еще более глубокое изучение богатств нашей родины. Старший сержант А, МАЙКОВ. гвардоГлцины. О с езде партии тем более J Гак, сообщив слушателям о том, что план нообходимо было сказать, что на нем особо Маршалла является ярким доказательством стоял вопрос о строительстве нашей Армии, о существовавшей в то время «военной оппозиции», об улучшении работы цент ральных военных учреждений и усилении подготовки империалистов к повой агртс- сизной войне прежде всего против Со- Вопросы физкультурной работы на номсомольском собрании Комсомолтлты нашего подразделения на своем собрании подвели -итоги летиего спор тивного сезона л наметили задачи на зим- ашй период. Докладчик тов. (Потанин на- широбно остановился руководитель з а - ' роли коммунистов в армии. Об этом рупо нятий па том, в каких условиях соз;ава- водитель ничего не рассказал, лась Советская Армия для защиты завов- .янпи Великой Октябрьской социалистиче- гетского Союза п против стран демопра- | помнил участникам собрания о решениях тического лагеря, он не привел примеров, j XI сЪ д а ВЛКСМ, в которых подчеркивает- которыо бы подтверждали этот вывод, ие ответствстгая роль комсомольских орга- раскрыл реакционной сущности плапа Мар- цпзацкй в дальнейшем развитии физкуль- шалла. j турного движешгя. Тов. Потанин подверг В своем рассказе тов. Голиков иногда резкой критике бюро комсомольской орга- непродуманно унотреоляет слова, в резуль- Тов. Голиков приводит цитаты по памя ти. Делая так, он может исказить смысл выдержек пз литературы. Занятие локазало, что тов. Голиков еще иязашш л физрука ыодраздедешш за то, Ничего не было сказано также о воен ном поражении Германии и о революции в скои революции, подрооно рассказал о ги- HC.g^ 0 иарастающем революционном поде- . гаптскои работе В. И. Ленина и И. В. ме в г р а н а х Европы и о том, в каком по- тате чего в его 'Рассказе встречаются неточ- Сталина по организации Вооруженных Сил Д0Ж(}11ИИ находилась в то время Советская !юсти. Его речь подчас бывает засорена Советской республики. j республика. Очень мало тов. Селиховкии лишними словами, вроде «ионимаете-ли» Переходя к вопросу о начале miострап- ^ зорил об обороие Пеацюграда, о борьбе с в т. д. ной военной интервенции и гражданской 10деииче»м войны, руководитель рассказал о том, ка- | в недостатки, которые были дотту- пие тяжелые дни в то время переживала руководителем Снятий в освещении наша страна, оказавшаяся в огненном щ „ „ л ^ rtilnmR н яти х тяжелых veio- материала. Тов. Селиховкип — гра^ виях (Светская Адаия приняла удар «»тнын н растущий офицер, достаточно иенилцоетыо шиолиил задачи, пред’яв- j j виях 1 >овстская армия приняла удар П1Я1(,ШГПИЙ (к.нлкя.ии ияпксистско-лвнип-! ляемые сейчас к руководителям групп по- *дир нолра д ^ е ш я, ое ЛПТ’1 ТГ (ТТПк контрреволюции, вступила в ожесточенную ‘ — г - —-.— * группа на инспекторской проверке показа ла высокие результаты. Если бы тоз. Сели- ховкин тщательное разработал материал, глубоко продумал каждый вопрос, то его рассказ в первый день учебы по новой про грамме был бы намного доходчивее и инте- что в мшгувпгие месяцы они мало заботив лвсь о расширении рядов физкультурни ков, недостаточно привлекали комсомоль цев и молодых воинов к сдаче норм иа значок ГТО. Выступившие на собрании комсомольцы Яковлев, Плоснин, Строганов и другие внесли ряд предложений, направленных па дальнейшее оживление физкультурной ра боты. Собрание приняло делово° pe-rneirae* Ставший матрос М. К0РНЮ1ШИН. Прилежность и настойчивость матрос Рязанов показал хои Когда Рязанов прибыл в наше подразделение, ои плохо знал радшх:вязь. борьбу, которая закончилась полным раз громом походов Антанты. Все эти вопросы былп освещены правильно. Следует отметить, что в рассказе руково дителя занятий некоторые моменты не по лучили достаточного отражения. Известно, что н манте 1У1У гада состоялся Vill с ’езд , Р*-'с11ее- нашей партии, сыгравший огромную роль в | Лейтенант А. РЫБАКОВ.. Следует отметить, что занятие прошло организованно. Все слушатели без опозда ний, с письменными принадлежностями, по фурме одетые пришли в кубрик. Руководи тель группы должен учесть некоторые недостатки первого занятия с тем, чтобы их больше ие повторять. Лейтенант Е. КОЗЛОВ. седуя с ним, говорил: — Радио — падежное средство связи в руках умелого радиста. Перед ва ми стоит задача, стать хо рошим специалистом, и вы этого добьетесь толью при желании и настойчивой учебе. Комсомолец Рязанов стал ревностпо изучать специ альность. Он виимательио слушал старшину на заня тиях, задасал много вопро сов. Кроме этого, малоопыт ный радист повседневно учился самостоятельно, чи тал техническую литерату ру, разбирал и осваивал принципы работы радио техники. Упорное х настойчивое изучение специальности принесло успех. Вскоре рошие знания своей ото* цизлбности и получил зва-' цие радиотелеграфиста. Его имя залесено на Доску от- лл чипков боевой и полити ческой подготовки. Коман дование присвоило ему зва** ние старшего матроса. Ря занов ие только отличный специалист, ио и активный общественник. Матрос А. МИРОНОВ. „Последняя жертва П Ь Е С А А . Н . О С Т РО В С К О Г О НА С Ц ЕН Е .Ф Л О Т С К О Г О Т ЕА Т РА ' 20 благодарностей Па Доске отличников боевой и политп- декой подготовки помещена фотография старшего матрос Артемчу ка. Этой чести он ,'достовн благодаря безущк'чиой службе, }ыеок1'й воинской дисциплине, старанию и 1рплежпоети в учебе. Имя старшего матроса Артемчука из°ест- далеко за пределами подразделения. Его •лужба — образец для всех военных моря- сов. У него учатся остальные воины образ- дово выполнять воинский долг. За отличные показатели в учебе и елтж- в карточку поощрений члепа ВЛКСМ кртемчука записано 20 благодарностей. Ставшим матрос В. КУКУШКИН, Великий русский драматург А. П. Ось ровский умер, не осуществив мечты своей .кизни — мечты о подлинно народном теат. ре. Только после Великой Октябрьской со циалистической резолюции его бессмертные •1роиоведе1шя нашли в лице советски^ лю дей того зрителя, к которому всю жизиь стремился гениальный художник. В эпоху социализма, эночу невиданного расцвета культуры и искусства нашего иа- рида творчество величайшего писателя- демократа обрело нозую жизнь. А. И. Ост ровский принадлежит к числу гениев миро вой драматургии и его наследие входит иоот’емлемой частью в сокровищницу на шей социалистической культуры. Островский был создателем русского ре алистического репертуара, писателем, дея тельность которого имеет огромное нацио нальное и международное значение. В твор честве замечательного художника, блестя щего знатока русской народной речи, по лучили глубокое отражение общественные цротнгоречия его времени. Драматургия Островского отличается вы сокой правдивостью жизненных- характе ров, глубокой осмысленностью и ясностью развитая действий, простотой, общедоступ ностью, доходчивостью. Видя заслугу Островского в том, что оп изображает пе исключительных, а рядовых люд-*й окоужавшую его действительность, гениальный истолкователь творчества Ост ровского — И. А. Добролюбов особенно от мечал замечательную способность драма- , ту рта вскрывать в диця* существо ю. ха рактера, Стремясь воздавать произведения, близ кие и пужные народу, Островский яспо по нимал, что такими, произведениями могут быть только те, которые изображают ос новные явления совремеиной жизии. Ост ровский не был революционером, но его сознательный демократизм, сила его иаблю- дательностн и бесконечная правдивость делали каждое его произведение фактом ог- ромного общественного значения. «Совре менные стремления русской жизни в самых обширных размерах, — писал Добролюбов, — находят свое выражение в Островском. Рисуя нам в яркой картине ложные отно шения си всеми их последствиями, он через то самое служит отголоском стремлений, требующих лучшего устройства». Разорение дворянства, обогащение купе чества, рост капитализма в России, угне тенное и тяжкое положение русской жен щины — вот явления, изображенные Ост ро: ским в его «пьесах жизни». Если в произведениях дореформенного периода ведущее значение имела тема сами. | дурства, деспотического, варварского «ази атского» гнета и насилия, то в 70— 80 гг ! основным стал мота» власти денег, нажие! накопления. Страстный протест протш • этой власти денег, власти собственности богатства, растлевающих душу челове ка, зручит и в комедии Островского «По следняя жертва». В ней Островский об.тп - , част своеобразных «идеологов» всемогуще- ! ства денег, рассматривающих страсть к I накоплению как основное содержание чело- | веческой жизни, как единственную достой- 1 куш цель в д о т д о а х стремлений. Островский является тем автором, кото рый все более и более привлекает внимание театра Северного флота. И это попятно, ру ководствуясь постановлением ЦК ВКП(б) о репертуаре драматических театров и ука заниями партии по вопросам культуры п искусства, коллектив театра наряду с по становкой пьес советских авторов все чаше обращается к русской классической дра матургии. Трудную, по вместе с тем почетную зада чу взял на себя театр, работая над «Но- j следней жертвой» Островского. Проста и 1жизненна сюжетная схема пьесы. Купече ская вдога Юлия Ту типа любит легкомыс ленного молодого мота Дульчина и, чтобы добыть по его просьб© денег, идет на нравственное унижение, занимая их у бо гатого старика купца Фдола Ирибыткова. Но возлюбленный пренебрегает «последней жертвой» Юлии и жестоко ее обманывает. Социальная тема произведения — тема власти денег, уродующей человеческие судьбы, — должна была возникать в спек такле из всей совокупности характеров и , взаимоотношений. Идя по этому пути, по становщик спектакля И. Шойхет нашел великолепную иод;ерл;ку в лицо исполни- j тел ей центральных ролей (Тугниа — i М. Озерова н Прибытков — С. Аханов). С огромной силой было раскрыто в спек такле социальное содержание комедии. 1рсжде всего хочется отметить замечатель- j лую игру актрисы }J. Озеровой, в вонлоще- i ни когорт «обыкновенная история» вдо- | вы Тугиной, как типическая судьба _ рус- 1 ской женщины, оказалась поднятой до уровня подлинной трагедии. Актриса создала цельный образ русской женщины — чистой, простой и нежной д у .ч ши, оказавшейся в «темном царстве», как белый голубь среди стаи вороп. Простота и луш&дад чистота Юлии, глубокий драма тизм се столь обыкповеппой судьбы опреде ляет покоряющую силу исполнения Озеро вой роли Тугиной, В ряде театров постаповщики и исполни тели образа Тугиной прибегают к идеализа ции своей героини, сокращают реплику о деньгах, боясь посеять сомнение в возвы шенности ее чувств. Озерова же, naooopoj, тэказывает Юлию во всем характерцам об- лчии молодой купеческой вдовы, во всей е бытовой правде, по, однако, за всем этим у Озеровой стоит простая и цельная душа Юлии, оскорбленная в самых заветных и Iеловеческих чувствах. Образ Юлии Туги- ной — очередная творческая удача Озеро вой, которая еще глубже и ярче раскрыла ei*>p актерское да|н>вание. Большую тре.шость и проницательность проявляет Оспювский в изображении «дельцов». Отношение Островского к бур жуазии нового тина очень сложно. На пер вый взгляд нам кажется, что Островский в какой-то степени на стороне купца Фрола Прибыткова. Ио драматург не может поп- нять целиком Ирибыткова. Он ясио выводит его ни кую мораль и обращает внимание на внутреннее сходство его с откровенным хищником. Трудным и сложпым путем к раскрытию обра:м шел артист С. Аханоз. Актер пока зал Прибыткова пе только преуспевающим богатым коммерсантом, но и человеком, жизненные успехи которого оказались пнч- тожными neiHM лицом чистой и благородной души Юлии Тугиной. Замечательно актер проводит 2 акт, в котором вырпжнты основ ное содержание, вся сущность Прибыткова. На наш втляд . Ах.тнчву следовало бы ярче показать за рпешпеи благородностью и благодушном Прийытко?л его хищниче скую сущность, «благородное» стяжатель ство, силу власти денег, моральную развра- ще,тт>гть. Пз других исполнителей с д е к х аш преж де всего необходимо отметить превосходную игру актера Муратовского в роли Дульчи на и актрисы М. Черновой в роли Глафпры Фирсовны. Чернова очень хорошо доносит до зрителя текст Островского, она бук вально вжилась в образ своей героини, хотя кое-где и переигрывает, излишне ув лекаясь комедийностью. В целом роль Гла фиры Фирсовны, — несомненно, удача М. Черновой. Хороши Лавр Мироныч в ис полнении актера Киссельмана и Ирииа Лав ровна — девица с «африканской страстью». ; — в трактовке актрисы Плюто. : I Очень удачно выступили артисты Брыл* кин (Дергачев), Лашевич (Мпхевна), Пет ров (Салай Салтаныч), которые создали правдивые, запоминающиеся образы. Акте* ру Петрову необходимо только тщательней поработать цад акцентом ростовщика Салая Салтаныча. Художник Казановский красочно и убе дительно перенес иа сцепу з декорациях черты быта купеческой жизии старой доре волюционной России. г Большая заслуга постановщика снектак-* ля И. Шойхет в правильной расстановке сил с учетом актерских индивидуально стей. которыми располагает трушла театра. Подводя некоторый итог, можно отметить, что коллектив театра Северного флота соз дал замечательный по своей художествен ной в ь г а ’стчльностп спектакль. Советский народ любит и гордится своим великим художником— А. Н. Островским, который воспитывал в простом русском че ловеке веру в свои силы, сознание собст венного достоинства, моральную стойкость и чувство национальной гордости. Зрителя очепь тепло и сердечпо приветствовали ак- тероз, которые правдиво и интересна пере дали в спектакле глубокий реализм, про стоту и полноту образов, созданных ге ниальным русским драматургом. В. ВЫЛГИН,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz