На страже Заполярья. 1949 год. Декабрь.

яяабря Т949 г., ГС 284 (3389) П« CTF*WE 5ЛТТ0ЛЯР6ИГ ■■V ак я провожу занятия И З О ПЫ ТА П Р Е П О Д А В А Т Е Л Я П А Р Т И Й Н О Й Ш К О ЛЫ партийной пткол« я веду курс: «Эко- чес кая и политическая каргы мира», одаватель. ведущий этот П]>едмет, дол* всегда быть в курсе событий, пропс- щих как в нашей стране, так н ла ее елами. Это дает ему возможность по- !пю илл1остри1ювать свои лекции новы- грпмерамн и фактами, которыми так бо- наша действительность, одготовка преподавателя к лекшти хна начинаться ni^/жде всего с со- цения плапа и подбора литерату- Вот лак, например, я готовился к е «Обпш! обзор СССР». Я поставил че- >е основных вопроса: «Территория п Приказ Министра закон нашей жизни В комсомольской организации, где «ечер*- тарем старшина 1 статьи тов. Улитии, пре- водится большая работа по пропаганде Куликова из повести В. Горбатова сАлек­ сей Куликов — боец»: «Я не на всякую Россию согласен — Советская Россия мне “Уп Г ™ г р а н т на Даль- “ нем Востоке, я напомнил слушателям ело- С Й ’ Z E 2 ва ш «оращения товарища Сталина в на- ' 2 ш Ш 5 ш Товарищ " K J L S ^ I S S S S S ? гпгМШ* роду z сонтяоря Сталин .говорил: А/ГРОССКИВ Ч^БНМЯ РАЗВИТИЕ ЖИЗНИ НА ЗЕМЛЕ ■Всего каких-нибудь 100 — 150 лет вавад постановка вопроса о ралвитан жиз- А . А . П Е Р Е Д Е Л Ъ С К И Й , д о к т о р б и о л о ги ч е с к и х н а у к . вило в сознании народа тяжелые воспоми- иания. Оно .тегло на пашу страну черным : натросми "беседы на” темы: " ’«"Праш пятном. Наш народ верил и ждал, что на- Министра Вооруженных Сил Союза СОР ■— ияпй СГГРъ ' «17mrrni^in Чччоппя т? ступит А*пь’ когда Япония ^УДет Р ^ и т а боевая программа воинов», «Бее сиды ва нлцы UA/1 », «Ирщюдпые условия и п пятно будет ликвидирозапо. Сорок лет успешное имио-жеиир ппикача Мтгяетпя» родные ресурсы», «Население», «П о -, ждали мы. люди старого поколения этого „ tIlvTOP к ,жи\ ы, rvR„ur„ п ипистратнвная карта». После дня. И вот. этот день наступил. Сегодня « пппазычтп лгггкттт ройге я 191)4 П0Д1Чт,ька члены B.livCM и нееок»* ; нп 11а земле показалась бы бессмысленной. «...поражеппе русских войск _ в i j u * ная МоЛодежь были подробно ознакомлены ; в иаукю преобладали воззрения порожцеп- году в период русско япопскои воины г пршкиом Министра, комсомольские аги- j ВЬ10 религиозными догмами о неизменности тьгре нары, а у насекомых— три пары, ее брийскнм. Он длился 1)0 м.тн . лет. Ждешь горы тг. Попов, Агарков в Рыжков пре/ве- мирового порядка с тех пор, как бог «создал» более. Конечно, насекомые I пауки отли- существовала все еще только в морях. Поя- с таторы ф у к г г а и т пунктами, т е они впервые ли определены учеными. Самый дзбнпй и з периодов древней жизни, последовавший за врой первичной жизни, шапьпвается кем- •рос Ш собирать материал но каждому Ця освещения первого вопроса я ис- ыовал материалы, свидетельствутошпе изменениях наших границ с момента (Икой Октябрьской социалистической ре- (гопии ю наших дней. Чтобы проще и одчивее изложить вопрос слушателям, я ьазал воссоединенные земли на карте, жным материалом для меня явился раткий курс истории ВКП(б)», псториче- гя справка «Фал'-енфикаторы истории», ига Михайлова «Над картон Родины», а *же журнальные и газетные статьп. Я взял себе за правило выписывать в ю блокнот примеры, факты, цифры, ко- )ыз так много можпо почерпнуть в пе- одпческон печати. Такой материал, без- довпо. делает лекции более днтереоны- Япония признала себя побежденной и под­ писала акт безоговорочной капитуляции. Это означает, что южный Сахалин и Курильские острова отойдут к Советскому Союзу и отныне они будут служить не средством отрыва Советского Союза от океана и базой японского нападения на наш Дальний Восток, а средством прямой связи Советского Союза с океаном и базой обороны нашей страны от японской аг­ рессии». В начале лекции необходимо рассказать слушателям о ее плане, рекомендовать ли­ тературу по каждому вопросу, а потом уже приступить к изложению темы. Лекции нужно вести последовательпо, подкреплять примеры выводами. Если слушатели не ус* неванот записывать выводы, а это главное в лекции, необходимо л£ кратко продикто- , доходчивыми. Однако опыт показывает, рять. Лукичи должна быть убедительной. о факты и цифры лучше запоминаются гда. когда преподаватель умоет ими поль- заться, делать убедительные сравнения. Жапрпмер, чтобы слушатели более/иа- Я Г представили размеры территории )СР, я решил показать, какие <и сколько ран могли бы на иен разместиться. Главным методом подготовки к лекции яв- ется самостоятельное чтение материалов, подбор. На мой взгляд, сперва пеобхо- мо лишь бегло щюсмотреть р'-комсп- емьй планом материал, а затем прпсту- ть к основательному чтению, делая ко- гкие записи для себя. После того, как терпАЛ прочитан и намечен план, легче иступить к составлению конспекта лек- й. а это одно -из важнейших элементов во ей подготовке к заиятиям. Очень важно умело рассчитать время. Иногда приходится по нескольку раз про­ образной. Так, говоря о водных ресурсах мО Р . я привел следующий пример: на площади Каспийского моря (424 ,3 тыс. кв. километров) могли бы разместиться Ита­ лия, Дания, Бельгия ж Голландия, вместе взятые. ЯакотгчиБ ипл<да*тпте первого воштоса плапа — «Территория и границы СССР», я спросил у слушателей: — Как1'* шмеяеиия тгрототлтг в границах СССР после Великой Отечествен­ ной войныУ Желающих ответить оказалось кяотю. Я дал слово старшему матросу Морошкину, который, подойдя к карте, дал подробный ответ на этот вопрос. Убедившись в том, что первый вопрос усвоен слушателями, приступаю к изложе­ нию последующих. В конпе лекции необходимо сделать вы- политико-просветительной работы по ини­ циативе комсомольцев вывешены художест­ венно оформленные щиты с текстам прика­ за. Вся работа по «зучепию приказа Mmyf- стра ведется под постоянным руководством партийной организации. Коммунисты по­ могли комсомольцам подготовить собрание, устраивали беседы для молодежи, проводи­ ли консультации для • комсомольцев-бесед- ЧИКОВ% Под’ем, выззаппыи у молодежи приказом Министра, сказался на повышении боевой и политической подготовки, укреплении дисциплины и порядка в подразделении. Улучшилось несение караульной и дне- дасоды, сож це , оемлю ® на ней горы, -мо­ ря, рожи, растения я животных. Учоные повторяли слова шведского биолога Линнея, что различных ©вдов Животных и растений в союреыеашую эпоху столько же, сколько «создал» их господь бог в самом начале. Короли, аристократия н духовенство всячески поощряли распространителей по­ добного учеш я . Правящим классам было чаются не только одаой парой « в е ч н о ­ стей. но и целой совокупностью аеатш и - чесшх признаков. Подобное же я зать*о типе моллюсков, типе червей, m ao иглокожих и других типах жввотяых. Однако сравнительная анатомия ае ог- рвнвдивастси примспеиием своих достиже­ ний лишь в сфере систематики животных, определяющей степень сходства, различим выгодно сдерживать революционные п о ры -; и моста каждого вица среди других видов, вы масс ссылками на «святую неизмеп-! Оравиителыная анатомия у^танавлшает ность». ва постоянство всего существую- \ также и степень высоты, сложности строе- щего в природе. Правящие классы опаса- , ния отделышх групп. Оравнитшная ана- лись раскрытия истинных законов нри1юды. - том-ия поставила жшютные группы в шзве- Однако торгово-промышленно»у классу стном порядке, от низших (простейших) до буржуазии, стремившемуся сверпгуть ста- j вьлмпих цккяшючные, мдемивтающне, рые порядки в самому стать правящим обезьяны, приматы, человек). Правда, «тот классом, были желанны и необходимы как поряцок ве похож на арямую лишяо, а на раз обратные воззрения. Ученые, выходцы ветвистое дерево. Но ведь ■ дерево ююет ио среды буржуазии стргагшшсь доказать изменяемость, развитие мира и всего в нем вальной службы, Педавно матросы Орлов, существующего. Широкие слои буржуазно- Андреез, Поташев, Сухарев за^ дооросовест-, общества с готовностью воспринимали, ное несение караульной службы получил и . педдерящвадд ц развивали новую, науку о от командира благодарности. • естествевшом. небожествешюм пропехожде- Комсомольцы решили оказать помощь ^ зео|ДИ# Современный лик оем-ти, ее со- редколлегии в вы п у ск специальных номе- (стояние прсцставились пе как вечные, а ров стенной газсты , посвященных приказу стадия, как опредедешый этап раз- Министра. В первом номере газеты ото- 1 бражены успехи, достигнутые молодыми воинами как в учебе,-.так и в дисциплине. ! Все силы на успешное выполнение при- ; _____ КАза Министра Вооруженных Сил Союза паявлекил ССР — таков лозунг, поставленный комсо- л польской организацией перед всеми воина- Так, получим твердую почву обобщения разрозненных мыслей и фактов в стройные л развития жизни на ми. Старшина 1 статьи Н. ИГНАШЕНКОВ. тывать узге ооставлешгую лекцию лишь i ^ по н оставить Время для во- я того, чт?бы отД^ь”Ь1е места усилить, ul}0C0Bt которые могут возникнуть у слуша­ телей. После этого преподаватель называет угие, наоборот, сократить. Преподаватель в школе партийного ак- гва. независимо от того, какой он ведет «дмет, должен всегда заботиться о вопл­ ям воепиташти слушателей. Замечатель- ым материалом для этой цели являются лсказывапвя наших великих вождей енэна я Сталина, отдельные эпизоды из удожествепных произведений. Говоря, на- ример, о защите границ, о любви к Роди­ ем я зачитал следующие слова Алексея тему следующей лекции, которая будет прочитана поело классно-групповых заня­ тий. Так я стараюсь строить свои л е т о м , чтобы они были и популярными в высоко* идейными, чтобы надолго запоминались слушателями и вызывали у них стремление к знаниям. Капитан-лейтенант В. ЩУКИН. Беречь народное имущество -О- СЗНОНОМЛЕНО ГОРЮЧЕЕ Благодаря повседневной учебе и умелой зкеплоатации боеиой техники, мотористы матросы Прохоров, Чудин и другие доби­ лись большой экономии горюче-смазочных материалов. Ими сэкономлено 2 .500 кило граммов горючего и окаю 200 килограммов смазошых материалов. Матрос Ю. ХЛЮСТОВ. — U------- П о следам наш их вы ст уплений ^О Т С У Т С Т В У Е Т З А Б О Т А О ВОИНАХ » Сталю яш ьш , что жгонь в а эемле не могла существовать всегда, йикгаь могла появиться лишь после того, как paaiee рас­ каленная земля достаточно остыла. Жизнь могла впервые появиться на оемле в ре­ зультате образования живого белкового ве­ щества вв неживого. С течением времени а ) живого вещества произошли первые начало (корни) и конец (верхушку). Всч>- штшы же боковых ветвей показьшают, что конец в этом порядке в в о д а , а множест- • if ВО. Добытые я обобщешыв сраяяятелюой анатомией факты сами собой напрашивают­ ся на освещеяше теорией р г м т в я живот­ ного мяра от простого к сложному, теорией орга/нпческаго (родетоа всех жюотных, про­ исхождения их из единого корпя. Одвакч в то 1ИК1МЯ срсшительная анатомия была еш*: пе сголь развитой нзукой, какой она стал;, позже, и ученые, принадлежавшие к лаге рю аристократов и духовенства, развивали реакционнейшую теорию градаций, лестни­ цы живых существ, по которой кто вечно должен оставаться внизу, а кому вечно на­ до пребывать на вершине лестницы. Теории такого рода ловко использовали в классо­ вых целях представители буржуазной нау­ ки, которые пользовались тем, чзо эти «теории» не приводили к конфликтам меж­ ду религией и наукой, между наукой и _ ТТ A J JA / liU I U U li U U lf J llV /U f ть у . «п j ьллмj twv ла и очень просто устроенные организмы. П-ри- существовавшей государственной системой рада и условия, <^хци которых жили эти классовой вксплоатаа1Ии и ушетейия. Бур- организмы, непрерывно изменялись. Те из орпишимов, которые смогли изменяться вслед за изменениями оророды и изменять­ ся именно так. чтобы быть приспособлен­ ными к новым условиям, — те организмы выжпвали и равдножалвсь далее. Осталь­ ные «огибали я не могли оставить потомст­ ва. Таков с самого начала возагикновебшя жизни н а эемле был путь вымирания, ис­ чезновения старых форм жизни и появле­ ния новых форм, новых видов. И внешнее и внутреннее строение новых организмов, их физиолопия, питание, оОмен веществ, их отношение, реакция на окружающий мир, их поведение должны были отличаться от всего того, чем обладали предки. Новые ви­ ды все более распространялись из центров первичного зарождения жизни. Они оаван- В нзпгем подразделении состоялось ком- эиольское собрание, обсуждавшее вопрос о н а чах членов ВЛКСМ в борьбе за береж- показьгвать члены лвштаско-стаияетого комсомола. Выступивший на собрании комсомолец Под таким заголовком было опубликова­ но письмо военкора Силаева в 204 на­ шей газеты. Заместитель командира но политчасти сообщил в редакцию, что факты, отмечен- j вали новые области с иными условиями, ные в письме военкора, подтвердились. <Из океанов о морей жизнь перешла в щюс- Приняты меры к ликвидации имевшихся 1я *»16 воды, в толщу почв, а из почвы— на недостатков. В настоящее время личный «УШУ. ъ свободную атмосферу. Каждая состав полностью обеспечен всеми видами ое отношение к военному и народному Панш указал, что далеко не все члены ; довольствия. Построены новая столовая, мутцеству. Докладчик коммуппст Потарасв ■ВЛКСМ показывают пример бережливости. ; сушилка и колодец. Утеплены жилые по- эворил о неустанной заботе большевист* ( Тов. Брагин, например, неряшлив, не еле- j цешения. Паведены чист<>та и порядок По- ___ -------- - ддТ за своей одеждой, что может привести кой партии и всего советского народа ооружениых Силах пашей страны, о свя- к преждевременному ее износу. Подобные генном долге каждого советского воина врежно относиться к военному и народно- у имуществу. — Быть бережливым — закол каждого иетского воина. — скаяал тов. Потара- а, — Дримев в этом отношении должны примеры приводили в своих выступлениях и комсомольцы Зонулев и Усачев. В решении, принятом на собрании, на­ мечены конкретные меры борьбы за береж­ ное отношение к военному и народному имуществу, В. ОСТАПЧУК. редак- К ом с о м о л ъ ц ы — п рим ерны е воины В нзтпем подразделении состоялось ком- мольское собрание, на кото]юм обсужден прос о примерности членов (ВЛКСМ в [ебе н дисциплине. Выступавшие стави­ ли в пример отличников боевой и полити­ ческой подготовки Алехина, Дмитриева, Крученкова и Шубепкова. Старшина 2 статьи В. ПЕТРОВ. высилось качество приготовляемой пищи. «П О Ч ЕМ У С О РВ А НЫ ЗА Н Я Т И Я К Р У Ж К О В : Так было озаглавлено письмо в цию младшего соржанта И. Щеглова, опуб­ ликованное в Л? 270 нашей газеты. Заместитель командира по политчасти сообщил в редакцию, что письмо военкора обсуждено на заседании партийного бюро. Намечены конкретные мероприятия, ла- правленные на улучшение работы кружков политического просвещения комсомольцев. За срыв занятий тт. Кироев и Гавриченков строго предупреждены. Мурманск в недалеком будущем У домов капиталистического . рода разные лица. Па го- дских окраинах — покосив- юся лачуги с подслеповаты- окпами, в центре— роекпш. ю особняки. Город как бы лится на две резко разгранп- нные части — ла бедную и гатуго. В октябре 1917 года, бла- ную работу. 0л составил в эс­ кизе проект площади «Завое­ ватели Севера». При дальней­ шей застройке Мурманска опа появится там, где сейчас на­ ходится всем известные Пять углов. Площадь будет круглой. В центре ее намечено воздвиг­ нуть скульптурную группу. Как мыслит архитектор, много- 1&ря Октябрьской соппалп- ; этажные дома, выходящие к аческой революции, в пашей лги боковьгмп стенами, надо эане полновластным хозяп- j оформить скульптурами и ко- м города стал человек с -доннами. Будущую плошадь 5очей окраины. U тех пор т о меняться липо городов маленьких и больших. Стер- гь грань между нейтраль- (ми улицами и заводскими минами. Творческая мьгелъ архптек- >а работает над тем, как тше п о с ты т ь город, в ко- •ом живут счастливые совет- ie люди. 7 мурманских проектпров- трудно даже сравнить с тепе­ решними Пяти углами. Опа достигнет в диаметре 150 ме­ тров. В архитектурной мастерской горсовета можно увидеть много других проектов, реализация которых уже началась. На се­ верной окраине Мурманска вы­ сятся малоэтажные здания объединения «Мурманрыба». Ими положепо начало норым ков много ответственных за- j кварталам, которых будет 12 . г, вытекающих из генераль- Вместе отги составят так па- о плана дальнейшей заст­ о и областного центра. П(ь «томившись с некоторыми Актами, можпо представить >е, какими стап^тт в ближай- е годы проспекты и улицы довлеиного Мурманска. зываемыи северный район. Здесь намечено постройгь пе только жилые дома. Будут открыты новый кинотеатр, школа, поликлиника и упппер- шей застройки района уже со­ ставлен. Выполнение другого проекта, над которым работает архитек­ тор Екатерина Петровиа Ва­ сильева, начнется весной 1950 года. Па перекрестке проспекта Ленина и улицы Островского строители начнут возводить новое здание пожар­ ного депо. Автор проекта тов. Васильева старается выдержать не только условия, пред’являемыв заказчиком, опа хочет сделать здание таким, чтобы оно украшал*) архитек^ турпый ансамбль центральных улиц. В средней части нового зда­ ния строители должны возве­ сти три этажа: в самом пергом будут помешаться гараж и ком­ наты отдыха для пожарпых, во втооом и третьем — учебные кабипеты и красный уго яек. Крылья — боковые части этого дома — будут четырех­ этажными. Они предназначены для размещения администра­ тивных учреждений, а такж^ для жильгх квартир. Во дворе Надо сказать, что Варничный ручей в современном его виде пе сможет украсить будущий парк. В связи с этим архитек­ торы областного центра ре­ шили закрыть ручей бетонной «одеждой». Работая пад составлением проекта городского парка, сот­ рудники архитектурной мас­ терской мыслят превратить долину Варннчного ручья в лучшее место культурного от­ дыха мурманчап. Здесь будут построены эстрадный театр, аттракционы, аллеи парка на- мечепо оформить скульптур­ ными группами, клумбами. Много строек в городе, а бу­ дет их еще больше. Многие из тех проектов, над которыми еще совсем т я т ю работали архитекторы, сейчас претворяются в жизнь. — Вот вам прпм^р, — рас­ сказывает начальник апхитек- турно - проектировочной ма­ стерской тов. Аристов, — мы подготовили проект осве­ щения трех у.тин — Милицей­ ской. Кольской и Островского. вновь освоенная обстановка, новая сфера жизни заселялась не сразу и не повсеме­ стно. В то же время многие более консерватив­ ные, мепее изменчивые ввды могли дли­ тельно сохранять свое существование, по­ скольку изменения никогда сразу не за­ хватывают с одинаковой силой все пункты земли и все свойства природы. Особенно постоянны условия океанических ©од, где наряду с новыми молодыми видами суще­ ствует, как бы в историческом музее жиз­ ни, множество форм, цадоЕвншх уже в дав­ ние эпохи. Из всего сказанного ясно, что современ­ ное разнообразие форм, приспособлений, об­ вились новые отряды моллюсков, ракосб- _____ _____________ разные, иглокожие. В следующем, силурий- хохлю ска- с ком периоде, длившемся 85 млн. лот, по­ явились первые наземные растенпя, а из животных — первые наземные продстапя- тели — скорпионы. В морях появляются первые рыбы — панцирные рыбы, катем на 40 млн. лет наступают новый перпоц — девовэский, характерный вьпмщхияием пан- цьв^ных и зарождением и расцветам хряще­ вых рыб, а на суше — первыми насеко­ мыми и кп растений хвощами, плаунааш я папоротникамп. Особо важно отметить, что в конце периода появились первые земноводные. Это означает, что сушей стати поль­ зоваться и позвоночные животные. В каменноугольном периоде (75 млн. лет) ра­ стения буйно завоевали сушу и из их ос­ татков образовались мощные слоя камея* сото угля, ныне разрабатываемого в глубо­ ких шахтах. Возникли пауки и новые, вы­ мершие BCJvope отряды насекомых с особо большими ра .мерами тела — до 1 м. в раз­ махе крыльев, обилие рыб, особенно аку­ ловых. Земноводные сильно обогатилось ви­ дами и многие из нпх были крупных раз­ меров, причем в гораздо большей «мере оби­ тали па суuie, чем в воце. Наконец, от зем- чруэдных произошли щ^есмыкающиеся. По­ следний — пермский период этан эры ра- ••тядулся на 40 млн. лет. (Появились хвой­ ные леса, первые жуки, комары, мухи; пре- <-мыкаюшиеся изобиловали. С другой сто­ роны, вымерло много древних групп расте­ ний и морских беспозвоночных. Наступила новая эра — мезозойская или зра средней жизни (110 млн. лет), слагавшаяся из трех периодов: триасовый (25 млн. лет), юрский (25 млн. лет), ме­ ловой (60 млн. лет). В морях зародились костистые рыбы и обновился мир беспоз-4 водочных. Насекомые достигли большого разнообразия и обилия. Получила начале высшая группа позвоночных — тепло­ кровные. одетые шерстью млекопитающие^ Во никли также зубастые птицы, резко o r липные от современных. Эта птицы быстро вымерли. По самым значнтелыгым событи­ ем мезозойской эры было бурное развнгие и расцвет гадов. Они достигали огромным размеров, были среди нпх и растительнояд­ ные. и дшцные, и всеядные. Они царили в океанах, па суше и в воздухе и десятка миллионов лет подавляли развитие млеко­ питающих. Лишь в конце мелового периода эти чудовища подверглись вымиранию, а тогда открылась широкая дорога для эво­ люции наших прямых предков, чему спо­ собствовав одновременное (развитие выс­ ших цветковых растений, более подходя­ щих для питания млекопитающих, чем остальные растения. . Эра новой жапин (кайнозойская) нача- тась 56 млн. лет тому назад. Из них пер­ вые 55 млн лет составляют так называемый третичный период. Костистые рыбы в зна­ чительной мере вытеснили более древних рыб. В связи с обилием цветковых расте- «ий появились бабочки, пчелы, шмели и т. п. — насекомые,, питающиеся нектаром цветков и в свою очередь способствующие их опылению. Развился класс настоящих птиц. Наступило господство па земле мле­ копитающих, образовалась новые их фор- ж уа,н а я наука проноведывала: никакого родства между высшими и низшими, ника­ кой возможности совершенствования низ­ ших! Божественный план порода между ними вечную, непроходимую пропасть. Наряду со сравнительной анатовгаеЙ раз­ вилась наука палеонтология, создавшая учение об ископаемых остатках животных и растений. И поскольку палеонтология убе­ дительно показала отличие ископаемых ор­ гаников от ныне существующих, постоль­ ку пришлось ограничить утверждение о вечном существовании видов. Тем не менее вера в божественное сотворение видов была на время спасена теорией катастроф, пред­ ложенной французским ученым аристокра­ том Кювье. Периодические катастрофы в природе якобы сметали с лица земли все живое, а затем бог каждый раз вновь соз­ давал новую лестницу живых существ, от­ личных от прежних. По своему духу эта «теория» периода полного упадка аристо­ кратии родственна идеологии главного ра­ сточителя государственных средств Фран­ ции короля Людовика XIV — «после нас хоть потоп». Дарвин в половине прошлого века создал на основе сравнительно анатомиче­ ских, эмбриологических, палеонтологиче­ ских и геологических фактов, на основе опыта растениеводства и животноводства такую теорию, которая и по сегодняшний мы, в том числе челсвсколбрапные обезья- день в основном удовлетворительно сб я с - ны, и вымер ряд старых. В последний м и г няет историю жизни на эемле. Русская наука трудами браплв Кова­ левских. Павлова, Тимирязева, Ка^пин- лион лет (четвертичный перноц) раститоль-1 ный и животный миры стали совсем близ­ кими к созремспшому их состоянию. В аа- скогС Северцооа, Мичурина, Борисяка, ’ чале четвертичного периода произошло, паг Лысенко и многих других ученых в п р ак -1конец, появление человека, успевшего до раза жизни организмов земного шара не тиков животноводства и растениеводства нашего времени дать рад последовательно строить автомеханические ма- маг. Таким образом, жители стерские. северного района смогут иметь Главный архитектор города всевозможные удобства в пре- еб Борисович Мухин закол- | делах своих кварталов, и д а -цш х весьма интерес- j Зсьвадыд проект дш д еД - пожарного депо памечепо по- Па Милицейской ул-иле уже начались работы по строитель­ ству осветптслытой липни. Хорошеет Мурманск. В бли­ жайшем будущем он станет еще более благоустпл^итьтм а По генеральному плану Мур­ манска в долине Варничного ручья намечено создать город­ ской парк культуры я в д ь в д 1 красивым. Д. ОЛЬГИН, есть результат единичного акта творения, но является продуктом длительного разви­ тия, превращений, смен, борьбы, единства жизни с природой. Возникает, еднако, вопрос: какозы же факты и доказательства, позволившие пра­ вильно понять земное, естественное проис­ хождение я раавитие животного и расти­ тельного мира? Научная теория питается фактами, факты — воздух науки, как вы­ разился академик (Иван Петрович Павлов з своем завещании советской молодежи. Разительны по своей убедительности факты сравнительной анатомии. План стро­ ения всего организма или отдельных орга­ нов каких-либо животиьгх имеет много об­ щего у ряда видов п может иметь крайние степени отличия с другими водами. На этом основании мир животных и раствшй поцразделяеТся на группы. Самая низшая группа — его виц, где все организмы по­ строены одинаково. Если отдельные видь имеют между собой больше сходства, чем отличий, их соединяют в роды, роды соеди­ няют в семейства, семейства— в отряды, от­ ряды— в классы, классы— в типы. Сравни­ тельная анатомия показала, например, 'что существует Кюлыпое число очень сходных и очень несходных между собою организмов, для которых общим и постоянным призна­ ком неизбежно оказывается наличие поз­ воночного столба, к которому лричленяют- ся остальные части скелета. Всех ждгвот- снесла огромный вклад в творческое разви­ тие дарвшшдма. Посмотрим же, к а с т сроки я катае эта­ пы развитая жизни известны современной пауке. Прежде всего установлено, что очер­ тания и размеры материков я океанов, горных цепей и их состояние много раз коренным образом изменялись в истории зем.ти * Суша неоднократно покрывалась морями и вновь становилась сушей. Мор­ ское дно обнажалось на длительные сроки л вновь заливаюсь водами. Горные обла­ сти поднимались на ровных местах, ио, раз­ мываясь и выветриваясь, становились рав­ нинами. Реки сносили в океаны материалы разрушенных земпых пород, и они осажда­ лись на дне пластами различных мощно­ стей и состава. Научившись определять врежя образова­ ния тех или иных парод и пластов земной :оры, легко сказать, что остатки организ- юв (скелеты, раковины, отпечатки, следы п т. п .), заключенные в пластах, будут тем древнье, чем древнее сами пласты, и наоборот. И вот по пластам и остаткам ор­ ганизмов в них история земли представ­ ляется в следующем виде: Лишь 2,5 миллиарда лет тому назад, в эру начала жизни (археозойская эра), мог­ ло возникнуть живое вещество и затем про­ стейшие организмы, бактерии и однокло- вьгмигравших ферм. Порпоц этот характерен периодическими похолодапилмп п оледене­ ниями значительных территорий, что на-* ложило отпечаток на природу и живой мир последующего, послеледникового времени— 20 тыс. лет, — в конце которого мы д на­ ходимся. Итак, чтобы существовать и оставите потомство, падо быть приспособленным в условиям, в которых живешь. Все пепри- споооблошюе вымирает. В природе пропехо-* двг как бы отбор организмов — естествен-’ ный отбор, напоминающий отбор г.скусст- венный, производимый зоотехниками и растениеводами, желающими вывести новую юроду, новый сорт. Человек сравнительно быстро изменяет природу растений и жи­ вотных. Мичурин за свою жизнь создал 300 новых сортов плодово-ягодных куль­ тур. Академик Лысенко и его сподвижник ки также преуспели в этом деле за два последних десятилетия. Но сама природа создает и сменяет формы жижи так мед­ ленно, так незаметно, что вполне понятен страстный плич Мичурина: «Мы не можем ждать милостей от природы; взлть нх у нее — наша задача». Задачи большого культурного, политичен свого и огромного практического значения связаны с учением о развитии жизни на земле. Учение это, озареипое светом диа­ лектического материализма, стало грозны* точные водоросли. Спустя 500 млн. лет на­ ступила следующая эра (протерозойская) оружием идеологической борьбы с идеализ- иых, обладающих поовоночным столбом, — эра; первичной жшни. Она длилась 1,5 мом, с вредными религиозными лредрассуд-' сравявительная анатомия об'одиняет в тип млрд. лет. За этот огромный срок развитие • ками, с попытками извращения науки зав позвоночных. Тип позвоночных .разбивает-1 растений, мало пошло вперед. Но зато успе- | рубежам в гряпных политических целях,! ся на классы: млекопитающих, птиц, г а -1 ли о б р а зо в а т ь все тины беспоавоночных дов, земноводных, рыб. В свою очередь животных. Важно отметить, что классы и класс, например, гадов об едпняет отря­ ды: ящериц, змей, черепах и крокодилов. Все остальные типы животных, не име­ ющих позвоночного столба, объединяют представителей с иными признаками строе­ ния. ^Так, визы, относящиеся к типу про­ стейших животных, узнаются по одпокле- особенно отряды, не говоря уже о семейст­ вах, родах п еидзх, беспозвоночных живот­ ных того времени в большинстве были иными, чем в последующие времена. Далее в течение 330 млн. дет длилась эра цревней жпшга (палеозойская). Начи­ ная с этой эрь* и земные породы и окаме- точмости своего строения — это амеоы, нслые остатки организмов сохранились до инфузории и т. д. Тип членистоногих объе­ диняет клаесы: ракообразных, паукообраз­ ных. многоножек, насекомых. Здесь и только здесь мы всегда видим членистое построение конечностей, но у ракообраз­ ных л мао годожек ях мдого. у дауьоа— ж - нашего времени в несравненно лучшем со­ с т о я т ь , чем от предшествующих эр. По­ этому эру древней жизни удалось изучить более детально и подметить ее разделение на пять периодов. Периодам были даны яазва- ния, цо прр.дмущй^тРУ СМЗ£ЩЫ£ ft 1ВДГВД- В та/кнх важнейших отраслях народного хозяйства, как поиски и добыча драгоцен­ ных металлов и камней, железа, меди, марганца, угля, нефти, горючих сланцев* апатитов, фосфоритов, огнеупорных глин, соли п т. д., в вопросах ’географии и строе­ ния морского дна п берегов нельзя обой-» тпсь без помощи, без руководства, без пред­ сказаний успеха и неуспеха, основанный на правильном понимании истории жизни на земле, истерии и вихраста земных плат стов. 1 Паша Родила не жатеет средств на со­ вершенствование и углубление этой наука я соответствующей подготовки научных Д-рацпцр-Д акула мпу - д ЭТИ

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz