На страже Заполярья. 1949 год. Декабрь.
яяабря Т949 г., ГС 284 (3389) П« CTF*WE 5ЛТТ0ЛЯР6ИГ ■■V ак я провожу занятия И З О ПЫ ТА П Р Е П О Д А В А Т Е Л Я П А Р Т И Й Н О Й Ш К О ЛЫ партийной пткол« я веду курс: «Эко- чес кая и политическая каргы мира», одаватель. ведущий этот П]>едмет, дол* всегда быть в курсе событий, пропс- щих как в нашей стране, так н ла ее елами. Это дает ему возможность по- !пю илл1остри1ювать свои лекции новы- грпмерамн и фактами, которыми так бо- наша действительность, одготовка преподавателя к лекшти хна начинаться ni^/жде всего с со- цения плапа и подбора литерату- Вот лак, например, я готовился к е «Обпш! обзор СССР». Я поставил че- >е основных вопроса: «Территория п Приказ Министра закон нашей жизни В комсомольской организации, где «ечер*- тарем старшина 1 статьи тов. Улитии, пре- водится большая работа по пропаганде Куликова из повести В. Горбатова сАлек сей Куликов — боец»: «Я не на всякую Россию согласен — Советская Россия мне “Уп Г ™ г р а н т на Даль- “ нем Востоке, я напомнил слушателям ело- С Й ’ Z E 2 ва ш «оращения товарища Сталина в на- ' 2 ш Ш 5 ш Товарищ " K J L S ^ I S S S S S ? гпгМШ* роду z сонтяоря Сталин .говорил: А/ГРОССКИВ Ч^БНМЯ РАЗВИТИЕ ЖИЗНИ НА ЗЕМЛЕ ■Всего каких-нибудь 100 — 150 лет вавад постановка вопроса о ралвитан жиз- А . А . П Е Р Е Д Е Л Ъ С К И Й , д о к т о р б и о л о ги ч е с к и х н а у к . вило в сознании народа тяжелые воспоми- иания. Оно .тегло на пашу страну черным : натросми "беседы на” темы: " ’«"Праш пятном. Наш народ верил и ждал, что на- Министра Вооруженных Сил Союза СОР ■— ияпй СГГРъ ' «17mrrni^in Чччоппя т? ступит А*пь’ когда Япония ^УДет Р ^ и т а боевая программа воинов», «Бее сиды ва нлцы UA/1 », «Ирщюдпые условия и п пятно будет ликвидирозапо. Сорок лет успешное имио-жеиир ппикача Мтгяетпя» родные ресурсы», «Население», «П о -, ждали мы. люди старого поколения этого „ tIlvTOP к ,жи\ ы, rvR„ur„ п ипистратнвная карта». После дня. И вот. этот день наступил. Сегодня « пппазычтп лгггкттт ройге я 191)4 П0Д1Чт,ька члены B.livCM и нееок»* ; нп 11а земле показалась бы бессмысленной. «...поражеппе русских войск _ в i j u * ная МоЛодежь были подробно ознакомлены ; в иаукю преобладали воззрения порожцеп- году в период русско япопскои воины г пршкиом Министра, комсомольские аги- j ВЬ10 религиозными догмами о неизменности тьгре нары, а у насекомых— три пары, ее брийскнм. Он длился 1)0 м.тн . лет. Ждешь горы тг. Попов, Агарков в Рыжков пре/ве- мирового порядка с тех пор, как бог «создал» более. Конечно, насекомые I пауки отли- существовала все еще только в морях. Поя- с таторы ф у к г г а и т пунктами, т е они впервые ли определены учеными. Самый дзбнпй и з периодов древней жизни, последовавший за врой первичной жизни, шапьпвается кем- •рос Ш собирать материал но каждому Ця освещения первого вопроса я ис- ыовал материалы, свидетельствутошпе изменениях наших границ с момента (Икой Октябрьской социалистической ре- (гопии ю наших дней. Чтобы проще и одчивее изложить вопрос слушателям, я ьазал воссоединенные земли на карте, жным материалом для меня явился раткий курс истории ВКП(б)», псториче- гя справка «Фал'-енфикаторы истории», ига Михайлова «Над картон Родины», а *же журнальные и газетные статьп. Я взял себе за правило выписывать в ю блокнот примеры, факты, цифры, ко- )ыз так много можпо почерпнуть в пе- одпческон печати. Такой материал, без- довпо. делает лекции более днтереоны- Япония признала себя побежденной и под писала акт безоговорочной капитуляции. Это означает, что южный Сахалин и Курильские острова отойдут к Советскому Союзу и отныне они будут служить не средством отрыва Советского Союза от океана и базой японского нападения на наш Дальний Восток, а средством прямой связи Советского Союза с океаном и базой обороны нашей страны от японской аг рессии». В начале лекции необходимо рассказать слушателям о ее плане, рекомендовать ли тературу по каждому вопросу, а потом уже приступить к изложению темы. Лекции нужно вести последовательпо, подкреплять примеры выводами. Если слушатели не ус* неванот записывать выводы, а это главное в лекции, необходимо л£ кратко продикто- , доходчивыми. Однако опыт показывает, рять. Лукичи должна быть убедительной. о факты и цифры лучше запоминаются гда. когда преподаватель умоет ими поль- заться, делать убедительные сравнения. Жапрпмер, чтобы слушатели более/иа- Я Г представили размеры территории )СР, я решил показать, какие <и сколько ран могли бы на иен разместиться. Главным методом подготовки к лекции яв- ется самостоятельное чтение материалов, подбор. На мой взгляд, сперва пеобхо- мо лишь бегло щюсмотреть р'-комсп- емьй планом материал, а затем прпсту- ть к основательному чтению, делая ко- гкие записи для себя. После того, как терпАЛ прочитан и намечен план, легче иступить к составлению конспекта лек- й. а это одно -из важнейших элементов во ей подготовке к заиятиям. Очень важно умело рассчитать время. Иногда приходится по нескольку раз про образной. Так, говоря о водных ресурсах мО Р . я привел следующий пример: на площади Каспийского моря (424 ,3 тыс. кв. километров) могли бы разместиться Ита лия, Дания, Бельгия ж Голландия, вместе взятые. ЯакотгчиБ ипл<да*тпте первого воштоса плапа — «Территория и границы СССР», я спросил у слушателей: — Как1'* шмеяеиия тгрототлтг в границах СССР после Великой Отечествен ной войныУ Желающих ответить оказалось кяотю. Я дал слово старшему матросу Морошкину, который, подойдя к карте, дал подробный ответ на этот вопрос. Убедившись в том, что первый вопрос усвоен слушателями, приступаю к изложе нию последующих. В конпе лекции необходимо сделать вы- политико-просветительной работы по ини циативе комсомольцев вывешены художест венно оформленные щиты с текстам прика за. Вся работа по «зучепию приказа Mmyf- стра ведется под постоянным руководством партийной организации. Коммунисты по могли комсомольцам подготовить собрание, устраивали беседы для молодежи, проводи ли консультации для • комсомольцев-бесед- ЧИКОВ% Под’ем, выззаппыи у молодежи приказом Министра, сказался на повышении боевой и политической подготовки, укреплении дисциплины и порядка в подразделении. Улучшилось несение караульной и дне- дасоды, сож це , оемлю ® на ней горы, -мо ря, рожи, растения я животных. Учоные повторяли слова шведского биолога Линнея, что различных ©вдов Животных и растений в союреыеашую эпоху столько же, сколько «создал» их господь бог в самом начале. Короли, аристократия н духовенство всячески поощряли распространителей по добного учеш я . Правящим классам было чаются не только одаой парой « в е ч н о стей. но и целой совокупностью аеатш и - чесшх признаков. Подобное же я зать*о типе моллюсков, типе червей, m ao иглокожих и других типах жввотяых. Однако сравнительная анатомия ае ог- рвнвдивастси примспеиием своих достиже ний лишь в сфере систематики животных, определяющей степень сходства, различим выгодно сдерживать революционные п о ры -; и моста каждого вица среди других видов, вы масс ссылками на «святую неизмеп-! Оравиителыная анатомия у^танавлшает ность». ва постоянство всего существую- \ также и степень высоты, сложности строе- щего в природе. Правящие классы опаса- , ния отделышх групп. Оравнитшная ана- лись раскрытия истинных законов нри1юды. - том-ия поставила жшютные группы в шзве- Однако торгово-промышленно»у классу стном порядке, от низших (простейших) до буржуазии, стремившемуся сверпгуть ста- j вьлмпих цккяшючные, мдемивтающне, рые порядки в самому стать правящим обезьяны, приматы, человек). Правда, «тот классом, были желанны и необходимы как поряцок ве похож на арямую лишяо, а на раз обратные воззрения. Ученые, выходцы ветвистое дерево. Но ведь ■ дерево ююет ио среды буржуазии стргагшшсь доказать изменяемость, развитие мира и всего в нем вальной службы, Педавно матросы Орлов, существующего. Широкие слои буржуазно- Андреез, Поташев, Сухарев за^ дооросовест-, общества с готовностью воспринимали, ное несение караульной службы получил и . педдерящвадд ц развивали новую, науку о от командира благодарности. • естествевшом. небожествешюм пропехожде- Комсомольцы решили оказать помощь ^ зео|ДИ# Современный лик оем-ти, ее со- редколлегии в вы п у ск специальных номе- (стояние прсцставились пе как вечные, а ров стенной газсты , посвященных приказу стадия, как опредедешый этап раз- Министра. В первом номере газеты ото- 1 бражены успехи, достигнутые молодыми воинами как в учебе,-.так и в дисциплине. ! Все силы на успешное выполнение при- ; _____ КАза Министра Вооруженных Сил Союза паявлекил ССР — таков лозунг, поставленный комсо- л польской организацией перед всеми воина- Так, получим твердую почву обобщения разрозненных мыслей и фактов в стройные л развития жизни на ми. Старшина 1 статьи Н. ИГНАШЕНКОВ. тывать узге ооставлешгую лекцию лишь i ^ по н оставить Время для во- я того, чт?бы отД^ь”Ь1е места усилить, ul}0C0Bt которые могут возникнуть у слуша телей. После этого преподаватель называет угие, наоборот, сократить. Преподаватель в школе партийного ак- гва. независимо от того, какой он ведет «дмет, должен всегда заботиться о вопл ям воепиташти слушателей. Замечатель- ым материалом для этой цели являются лсказывапвя наших великих вождей енэна я Сталина, отдельные эпизоды из удожествепных произведений. Говоря, на- ример, о защите границ, о любви к Роди ем я зачитал следующие слова Алексея тему следующей лекции, которая будет прочитана поело классно-групповых заня тий. Так я стараюсь строить свои л е т о м , чтобы они были и популярными в высоко* идейными, чтобы надолго запоминались слушателями и вызывали у них стремление к знаниям. Капитан-лейтенант В. ЩУКИН. Беречь народное имущество -О- СЗНОНОМЛЕНО ГОРЮЧЕЕ Благодаря повседневной учебе и умелой зкеплоатации боеиой техники, мотористы матросы Прохоров, Чудин и другие доби лись большой экономии горюче-смазочных материалов. Ими сэкономлено 2 .500 кило граммов горючего и окаю 200 килограммов смазошых материалов. Матрос Ю. ХЛЮСТОВ. — U------- П о следам наш их вы ст уплений ^О Т С У Т С Т В У Е Т З А Б О Т А О ВОИНАХ » Сталю яш ьш , что жгонь в а эемле не могла существовать всегда, йикгаь могла появиться лишь после того, как paaiee рас каленная земля достаточно остыла. Жизнь могла впервые появиться на оемле в ре зультате образования живого белкового ве щества вв неживого. С течением времени а ) живого вещества произошли первые начало (корни) и конец (верхушку). Всч>- штшы же боковых ветвей показьшают, что конец в этом порядке в в о д а , а множест- • if ВО. Добытые я обобщешыв сраяяятелюой анатомией факты сами собой напрашивают ся на освещеяше теорией р г м т в я живот ного мяра от простого к сложному, теорией орга/нпческаго (родетоа всех жюотных, про исхождения их из единого корпя. Одвакч в то 1ИК1МЯ срсшительная анатомия была еш*: пе сголь развитой нзукой, какой она стал;, позже, и ученые, принадлежавшие к лаге рю аристократов и духовенства, развивали реакционнейшую теорию градаций, лестни цы живых существ, по которой кто вечно должен оставаться внизу, а кому вечно на до пребывать на вершине лестницы. Теории такого рода ловко использовали в классо вых целях представители буржуазной нау ки, которые пользовались тем, чзо эти «теории» не приводили к конфликтам меж ду религией и наукой, между наукой и _ ТТ A J JA / liU I U U li U U lf J llV /U f ть у . «п j ьллмj twv ла и очень просто устроенные организмы. П-ри- существовавшей государственной системой рада и условия, <^хци которых жили эти классовой вксплоатаа1Ии и ушетейия. Бур- организмы, непрерывно изменялись. Те из орпишимов, которые смогли изменяться вслед за изменениями оророды и изменять ся именно так. чтобы быть приспособлен ными к новым условиям, — те организмы выжпвали и равдножалвсь далее. Осталь ные «огибали я не могли оставить потомст ва. Таков с самого начала возагикновебшя жизни н а эемле был путь вымирания, ис чезновения старых форм жизни и появле ния новых форм, новых видов. И внешнее и внутреннее строение новых организмов, их физиолопия, питание, оОмен веществ, их отношение, реакция на окружающий мир, их поведение должны были отличаться от всего того, чем обладали предки. Новые ви ды все более распространялись из центров первичного зарождения жизни. Они оаван- В нзпгем подразделении состоялось ком- эиольское собрание, обсуждавшее вопрос о н а чах членов ВЛКСМ в борьбе за береж- показьгвать члены лвштаско-стаияетого комсомола. Выступивший на собрании комсомолец Под таким заголовком было опубликова но письмо военкора Силаева в 204 на шей газеты. Заместитель командира но политчасти сообщил в редакцию, что факты, отмечен- j вали новые области с иными условиями, ные в письме военкора, подтвердились. <Из океанов о морей жизнь перешла в щюс- Приняты меры к ликвидации имевшихся 1я *»16 воды, в толщу почв, а из почвы— на недостатков. В настоящее время личный «УШУ. ъ свободную атмосферу. Каждая состав полностью обеспечен всеми видами ое отношение к военному и народному Панш указал, что далеко не все члены ; довольствия. Построены новая столовая, мутцеству. Докладчик коммуппст Потарасв ■ВЛКСМ показывают пример бережливости. ; сушилка и колодец. Утеплены жилые по- эворил о неустанной заботе большевист* ( Тов. Брагин, например, неряшлив, не еле- j цешения. Паведены чист<>та и порядок По- ___ -------- - ддТ за своей одеждой, что может привести кой партии и всего советского народа ооружениых Силах пашей страны, о свя- к преждевременному ее износу. Подобные генном долге каждого советского воина врежно относиться к военному и народно- у имуществу. — Быть бережливым — закол каждого иетского воина. — скаяал тов. Потара- а, — Дримев в этом отношении должны примеры приводили в своих выступлениях и комсомольцы Зонулев и Усачев. В решении, принятом на собрании, на мечены конкретные меры борьбы за береж ное отношение к военному и народному имуществу, В. ОСТАПЧУК. редак- К ом с о м о л ъ ц ы — п рим ерны е воины В нзтпем подразделении состоялось ком- мольское собрание, на кото]юм обсужден прос о примерности членов (ВЛКСМ в [ебе н дисциплине. Выступавшие стави ли в пример отличников боевой и полити ческой подготовки Алехина, Дмитриева, Крученкова и Шубепкова. Старшина 2 статьи В. ПЕТРОВ. высилось качество приготовляемой пищи. «П О Ч ЕМ У С О РВ А НЫ ЗА Н Я Т И Я К Р У Ж К О В : Так было озаглавлено письмо в цию младшего соржанта И. Щеглова, опуб ликованное в Л? 270 нашей газеты. Заместитель командира по политчасти сообщил в редакцию, что письмо военкора обсуждено на заседании партийного бюро. Намечены конкретные мероприятия, ла- правленные на улучшение работы кружков политического просвещения комсомольцев. За срыв занятий тт. Кироев и Гавриченков строго предупреждены. Мурманск в недалеком будущем У домов капиталистического . рода разные лица. Па го- дских окраинах — покосив- юся лачуги с подслеповаты- окпами, в центре— роекпш. ю особняки. Город как бы лится на две резко разгранп- нные части — ла бедную и гатуго. В октябре 1917 года, бла- ную работу. 0л составил в эс кизе проект площади «Завое ватели Севера». При дальней шей застройке Мурманска опа появится там, где сейчас на ходится всем известные Пять углов. Площадь будет круглой. В центре ее намечено воздвиг нуть скульптурную группу. Как мыслит архитектор, много- 1&ря Октябрьской соппалп- ; этажные дома, выходящие к аческой революции, в пашей лги боковьгмп стенами, надо эане полновластным хозяп- j оформить скульптурами и ко- м города стал человек с -доннами. Будущую плошадь 5очей окраины. U тех пор т о меняться липо городов маленьких и больших. Стер- гь грань между нейтраль- (ми улицами и заводскими минами. Творческая мьгелъ архптек- >а работает над тем, как тше п о с ты т ь город, в ко- •ом живут счастливые совет- ie люди. 7 мурманских проектпров- трудно даже сравнить с тепе решними Пяти углами. Опа достигнет в диаметре 150 ме тров. В архитектурной мастерской горсовета можно увидеть много других проектов, реализация которых уже началась. На се верной окраине Мурманска вы сятся малоэтажные здания объединения «Мурманрыба». Ими положепо начало норым ков много ответственных за- j кварталам, которых будет 12 . г, вытекающих из генераль- Вместе отги составят так па- о плана дальнейшей заст о и областного центра. П(ь «томившись с некоторыми Актами, можпо представить >е, какими стап^тт в ближай- е годы проспекты и улицы довлеиного Мурманска. зываемыи северный район. Здесь намечено постройгь пе только жилые дома. Будут открыты новый кинотеатр, школа, поликлиника и упппер- шей застройки района уже со ставлен. Выполнение другого проекта, над которым работает архитек тор Екатерина Петровиа Ва сильева, начнется весной 1950 года. Па перекрестке проспекта Ленина и улицы Островского строители начнут возводить новое здание пожар ного депо. Автор проекта тов. Васильева старается выдержать не только условия, пред’являемыв заказчиком, опа хочет сделать здание таким, чтобы оно украшал*) архитек^ турпый ансамбль центральных улиц. В средней части нового зда ния строители должны возве сти три этажа: в самом пергом будут помешаться гараж и ком наты отдыха для пожарпых, во втооом и третьем — учебные кабипеты и красный уго яек. Крылья — боковые части этого дома — будут четырех этажными. Они предназначены для размещения администра тивных учреждений, а такж^ для жильгх квартир. Во дворе Надо сказать, что Варничный ручей в современном его виде пе сможет украсить будущий парк. В связи с этим архитек торы областного центра ре шили закрыть ручей бетонной «одеждой». Работая пад составлением проекта городского парка, сот рудники архитектурной мас терской мыслят превратить долину Варннчного ручья в лучшее место культурного от дыха мурманчап. Здесь будут построены эстрадный театр, аттракционы, аллеи парка на- мечепо оформить скульптур ными группами, клумбами. Много строек в городе, а бу дет их еще больше. Многие из тех проектов, над которыми еще совсем т я т ю работали архитекторы, сейчас претворяются в жизнь. — Вот вам прпм^р, — рас сказывает начальник апхитек- турно - проектировочной ма стерской тов. Аристов, — мы подготовили проект осве щения трех у.тин — Милицей ской. Кольской и Островского. вновь освоенная обстановка, новая сфера жизни заселялась не сразу и не повсеме стно. В то же время многие более консерватив ные, мепее изменчивые ввды могли дли тельно сохранять свое существование, по скольку изменения никогда сразу не за хватывают с одинаковой силой все пункты земли и все свойства природы. Особенно постоянны условия океанических ©од, где наряду с новыми молодыми видами суще ствует, как бы в историческом музее жиз ни, множество форм, цадоЕвншх уже в дав ние эпохи. Из всего сказанного ясно, что современ ное разнообразие форм, приспособлений, об вились новые отряды моллюсков, ракосб- _____ _____________ разные, иглокожие. В следующем, силурий- хохлю ска- с ком периоде, длившемся 85 млн. лот, по явились первые наземные растенпя, а из животных — первые наземные продстапя- тели — скорпионы. В морях появляются первые рыбы — панцирные рыбы, катем на 40 млн. лет наступают новый перпоц — девовэский, характерный вьпмщхияием пан- цьв^ных и зарождением и расцветам хряще вых рыб, а на суше — первыми насеко мыми и кп растений хвощами, плаунааш я папоротникамп. Особо важно отметить, что в конце периода появились первые земноводные. Это означает, что сушей стати поль зоваться и позвоночные животные. В каменноугольном периоде (75 млн. лет) ра стения буйно завоевали сушу и из их ос татков образовались мощные слоя камея* сото угля, ныне разрабатываемого в глубо ких шахтах. Возникли пауки и новые, вы мершие BCJvope отряды насекомых с особо большими ра .мерами тела — до 1 м. в раз махе крыльев, обилие рыб, особенно аку ловых. Земноводные сильно обогатилось ви дами и многие из нпх были крупных раз меров, причем в гораздо большей «мере оби тали па суuie, чем в воце. Наконец, от зем- чруэдных произошли щ^есмыкающиеся. По следний — пермский период этан эры ра- ••тядулся на 40 млн. лет. (Появились хвой ные леса, первые жуки, комары, мухи; пре- <-мыкаюшиеся изобиловали. С другой сто роны, вымерло много древних групп расте ний и морских беспозвоночных. Наступила новая эра — мезозойская или зра средней жизни (110 млн. лет), слагавшаяся из трех периодов: триасовый (25 млн. лет), юрский (25 млн. лет), ме ловой (60 млн. лет). В морях зародились костистые рыбы и обновился мир беспоз-4 водочных. Насекомые достигли большого разнообразия и обилия. Получила начале высшая группа позвоночных — тепло кровные. одетые шерстью млекопитающие^ Во никли также зубастые птицы, резко o r липные от современных. Эта птицы быстро вымерли. По самым значнтелыгым событи ем мезозойской эры было бурное развнгие и расцвет гадов. Они достигали огромным размеров, были среди нпх и растительнояд ные. и дшцные, и всеядные. Они царили в океанах, па суше и в воздухе и десятка миллионов лет подавляли развитие млеко питающих. Лишь в конце мелового периода эти чудовища подверглись вымиранию, а тогда открылась широкая дорога для эво люции наших прямых предков, чему спо собствовав одновременное (развитие выс ших цветковых растений, более подходя щих для питания млекопитающих, чем остальные растения. . Эра новой жапин (кайнозойская) нача- тась 56 млн. лет тому назад. Из них пер вые 55 млн лет составляют так называемый третичный период. Костистые рыбы в зна чительной мере вытеснили более древних рыб. В связи с обилием цветковых расте- «ий появились бабочки, пчелы, шмели и т. п. — насекомые,, питающиеся нектаром цветков и в свою очередь способствующие их опылению. Развился класс настоящих птиц. Наступило господство па земле мле копитающих, образовалась новые их фор- ж уа,н а я наука проноведывала: никакого родства между высшими и низшими, ника кой возможности совершенствования низ ших! Божественный план порода между ними вечную, непроходимую пропасть. Наряду со сравнительной анатовгаеЙ раз вилась наука палеонтология, создавшая учение об ископаемых остатках животных и растений. И поскольку палеонтология убе дительно показала отличие ископаемых ор гаников от ныне существующих, постоль ку пришлось ограничить утверждение о вечном существовании видов. Тем не менее вера в божественное сотворение видов была на время спасена теорией катастроф, пред ложенной французским ученым аристокра том Кювье. Периодические катастрофы в природе якобы сметали с лица земли все живое, а затем бог каждый раз вновь соз давал новую лестницу живых существ, от личных от прежних. По своему духу эта «теория» периода полного упадка аристо кратии родственна идеологии главного ра сточителя государственных средств Фран ции короля Людовика XIV — «после нас хоть потоп». Дарвин в половине прошлого века создал на основе сравнительно анатомиче ских, эмбриологических, палеонтологиче ских и геологических фактов, на основе опыта растениеводства и животноводства такую теорию, которая и по сегодняшний мы, в том числе челсвсколбрапные обезья- день в основном удовлетворительно сб я с - ны, и вымер ряд старых. В последний м и г няет историю жизни на эемле. Русская наука трудами браплв Кова левских. Павлова, Тимирязева, Ка^пин- лион лет (четвертичный перноц) раститоль-1 ный и животный миры стали совсем близ кими к созремспшому их состоянию. В аа- скогС Северцооа, Мичурина, Борисяка, ’ чале четвертичного периода произошло, паг Лысенко и многих других ученых в п р ак -1конец, появление человека, успевшего до раза жизни организмов земного шара не тиков животноводства и растениеводства нашего времени дать рад последовательно строить автомеханические ма- маг. Таким образом, жители стерские. северного района смогут иметь Главный архитектор города всевозможные удобства в пре- еб Борисович Мухин закол- | делах своих кварталов, и д а -цш х весьма интерес- j Зсьвадыд проект дш д еД - пожарного депо памечепо по- Па Милицейской ул-иле уже начались работы по строитель ству осветптслытой липни. Хорошеет Мурманск. В бли жайшем будущем он станет еще более благоустпл^итьтм а По генеральному плану Мур манска в долине Варничного ручья намечено создать город ской парк культуры я в д ь в д 1 красивым. Д. ОЛЬГИН, есть результат единичного акта творения, но является продуктом длительного разви тия, превращений, смен, борьбы, единства жизни с природой. Возникает, еднако, вопрос: какозы же факты и доказательства, позволившие пра вильно понять земное, естественное проис хождение я раавитие животного и расти тельного мира? Научная теория питается фактами, факты — воздух науки, как вы разился академик (Иван Петрович Павлов з своем завещании советской молодежи. Разительны по своей убедительности факты сравнительной анатомии. План стро ения всего организма или отдельных орга нов каких-либо животиьгх имеет много об щего у ряда видов п может иметь крайние степени отличия с другими водами. На этом основании мир животных и раствшй поцразделяеТся на группы. Самая низшая группа — его виц, где все организмы по строены одинаково. Если отдельные видь имеют между собой больше сходства, чем отличий, их соединяют в роды, роды соеди няют в семейства, семейства— в отряды, от ряды— в классы, классы— в типы. Сравни тельная анатомия показала, например, 'что существует Кюлыпое число очень сходных и очень несходных между собою организмов, для которых общим и постоянным призна ком неизбежно оказывается наличие поз воночного столба, к которому лричленяют- ся остальные части скелета. Всех ждгвот- снесла огромный вклад в творческое разви тие дарвшшдма. Посмотрим же, к а с т сроки я катае эта пы развитая жизни известны современной пауке. Прежде всего установлено, что очер тания и размеры материков я океанов, горных цепей и их состояние много раз коренным образом изменялись в истории зем.ти * Суша неоднократно покрывалась морями и вновь становилась сушей. Мор ское дно обнажалось на длительные сроки л вновь заливаюсь водами. Горные обла сти поднимались на ровных местах, ио, раз мываясь и выветриваясь, становились рав нинами. Реки сносили в океаны материалы разрушенных земпых пород, и они осажда лись на дне пластами различных мощно стей и состава. Научившись определять врежя образова ния тех или иных парод и пластов земной :оры, легко сказать, что остатки организ- юв (скелеты, раковины, отпечатки, следы п т. п .), заключенные в пластах, будут тем древнье, чем древнее сами пласты, и наоборот. И вот по пластам и остаткам ор ганизмов в них история земли представ ляется в следующем виде: Лишь 2,5 миллиарда лет тому назад, в эру начала жизни (археозойская эра), мог ло возникнуть живое вещество и затем про стейшие организмы, бактерии и однокло- вьгмигравших ферм. Порпоц этот характерен периодическими похолодапилмп п оледене ниями значительных территорий, что на-* ложило отпечаток на природу и живой мир последующего, послеледникового времени— 20 тыс. лет, — в конце которого мы д на ходимся. Итак, чтобы существовать и оставите потомство, падо быть приспособленным в условиям, в которых живешь. Все пепри- споооблошюе вымирает. В природе пропехо-* двг как бы отбор организмов — естествен-’ ный отбор, напоминающий отбор г.скусст- венный, производимый зоотехниками и растениеводами, желающими вывести новую юроду, новый сорт. Человек сравнительно быстро изменяет природу растений и жи вотных. Мичурин за свою жизнь создал 300 новых сортов плодово-ягодных куль тур. Академик Лысенко и его сподвижник ки также преуспели в этом деле за два последних десятилетия. Но сама природа создает и сменяет формы жижи так мед ленно, так незаметно, что вполне понятен страстный плич Мичурина: «Мы не можем ждать милостей от природы; взлть нх у нее — наша задача». Задачи большого культурного, политичен свого и огромного практического значения связаны с учением о развитии жизни на земле. Учение это, озареипое светом диа лектического материализма, стало грозны* точные водоросли. Спустя 500 млн. лет на ступила следующая эра (протерозойская) оружием идеологической борьбы с идеализ- иых, обладающих поовоночным столбом, — эра; первичной жшни. Она длилась 1,5 мом, с вредными религиозными лредрассуд-' сравявительная анатомия об'одиняет в тип млрд. лет. За этот огромный срок развитие • ками, с попытками извращения науки зав позвоночных. Тип позвоночных .разбивает-1 растений, мало пошло вперед. Но зато успе- | рубежам в гряпных политических целях,! ся на классы: млекопитающих, птиц, г а -1 ли о б р а зо в а т ь все тины беспоавоночных дов, земноводных, рыб. В свою очередь животных. Важно отметить, что классы и класс, например, гадов об едпняет отря ды: ящериц, змей, черепах и крокодилов. Все остальные типы животных, не име ющих позвоночного столба, объединяют представителей с иными признаками строе ния. ^Так, визы, относящиеся к типу про стейших животных, узнаются по одпокле- особенно отряды, не говоря уже о семейст вах, родах п еидзх, беспозвоночных живот ных того времени в большинстве были иными, чем в последующие времена. Далее в течение 330 млн. дет длилась эра цревней жпшга (палеозойская). Начи ная с этой эрь* и земные породы и окаме- точмости своего строения — это амеоы, нслые остатки организмов сохранились до инфузории и т. д. Тип членистоногих объе диняет клаесы: ракообразных, паукообраз ных. многоножек, насекомых. Здесь и только здесь мы всегда видим членистое построение конечностей, но у ракообраз ных л мао годожек ях мдого. у дауьоа— ж - нашего времени в несравненно лучшем со с т о я т ь , чем от предшествующих эр. По этому эру древней жизни удалось изучить более детально и подметить ее разделение на пять периодов. Периодам были даны яазва- ния, цо прр.дмущй^тРУ СМЗ£ЩЫ£ ft 1ВДГВД- В та/кнх важнейших отраслях народного хозяйства, как поиски и добыча драгоцен ных металлов и камней, железа, меди, марганца, угля, нефти, горючих сланцев* апатитов, фосфоритов, огнеупорных глин, соли п т. д., в вопросах ’географии и строе ния морского дна п берегов нельзя обой-» тпсь без помощи, без руководства, без пред сказаний успеха и неуспеха, основанный на правильном понимании истории жизни на земле, истерии и вихраста земных плат стов. 1 Паша Родила не жатеет средств на со вершенствование и углубление этой наука я соответствующей подготовки научных Д-рацпцр-Д акула мпу - д ЭТИ
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz