На страже Заполярья. 1949 год. Август.

!Г7 августа 1949 г., К: 202 (3507Г- НА С Т Р А Ж Е З А П О Л Я Р Ь Я Организовано встретим новый учебный год в сети партийного просвещения Г ★ ★ Внимание и помощь Приближается новый учеб­ ный год в сети партийного и комсомольского просвещения. На кораблях и в частях нашего флота партийные и комсомоль­ ские организации ведут боль­ шую работу по подготовке к этому периоду. Принятое недавно постано­ вление ЦК ВКП(б) обязывает партийные организации обеспе­ чить все необходимые условия, 1 чтобы организованно встретить начало' учебного года в сети партийного просвещения. Как развернута подготов­ ка к началу занятий в сети партпроса? — с этим вопро­ сом мы обратились к ряду про­ пагандистов и секретарей пар­ тийных организаций. Здесь печатаются их высту­ пления. Охватиь учебой всех коммунистов Секретарь партийного бюро * тов. Д . СУП РУН • В прошлом учебном году у нас работало два кружка по изучению «Краткого курса истории ВКП(б)». Одним руководил я, дру­ гим “ офицер Старченко. Занятия велись регулярно. Коммунисты и комсомольцы относились к учебе очень прилежно. Пример добросовестного отношения к учебе показали коммунисты старшие ма­ тросы Выогпнов и Петрушин. Они в тече­ ние года кроме «Краткого курса истории ВКЩй)» прочитали и законспектировали отдельные произведения В. И. Ленина, книгу товарища Сталина «Q Великой Оте­ чественной войне Советского Союза», ряд статей о партийном и комсомольском строительстве. Коммунисты Вьюгинов и Петрушин и сейчас продолжают самостоя­ тельно работать над собой, изучая произ­ ведения классиков марксизма-ленинизма. Они дали слово п в новом учебном году за­ ниматься только отлично. Большую помощь в учебе актива ока­ зывали консультации. Пх основная цель w— помочь матросам п старшинам глубже усвоить изучаемый материал. Наряду с этим агитаторы проводили беседы, помогая матросам лучше разобраться в. вопросах внутренней и международной политики. К новому учебному году у нас в подраз­ делении, а также па постах будут оборудо­ ваны столы справок п консультаций. Это, несомненно, принесет большую пользу для изучающих марксизм-ленинизм. Хорошо к новому учебному году'готовится партийная организация, руководимая главным стар­ шиной Стапенко. Он составил план рабо­ ты по подготовке к новому учебному году в сети партийного просвещения, довел до сведения всех коммунистов и комсомольцев постановление ЦК ВКП(б) по этому вопро­ су. Сам тов. Стапепко из явил желание по­ вышать свой пдейио-полптпческий уровень в вечернем университете марксизма-лени­ низма. Я, как секретарь партийного бюро, бесе­ дую сейчас с коммунистами и комсомоль­ цами, узнаю их желания, где они будут учиться, знакомлюсь с пх образованием, с тем, как онп работают над повышением своих теоретических знаний. В новом учеб­ ном году у нас также будут продолжать работу оба кружка по изучению «Краткого курса истории ВКП(б)». ' Заседание партийного бюро, проведен­ ное на-днях, решило, что все коммуни­ сты и комсомольцы подразделения должны быть охвачепы учебой, систематически ра­ ботать над повышением своего пдейпо-по- лптического уровня. • партийных организаций Начальник партийной школы тов. А. А Н Д РЮШ И Н . Выполняя исторические решения ЦК ВКП(б) по идеологическим вопросам, партийное п комсомольское бюро, комму­ нисты и комсомольцы нашего подразделе­ ния стали больше уделять внимания изу­ чению марксизма-ленинизма, идейному вос­ питанию личного состава. Партийное бюро внимательно следило за деятельностью партийной школы, по­ могая повышать качество учебы и прини­ мая меры, чтобы запятйя проходили без срывов, на высоком идейном уровне. Во­ прос о работе партийной школы не раз об­ суждался на заседаниях бюро, на партий­ ном собрании. Все это способствовало улучшению качества работы школы. В прошлом году в школе занимались передовые матросы п старшины, в боль­ шинстве своем • секретари партийных и комсомольских организаций, члены бюро, редакторы стенных газет, агитаторы. Усло­ вия учебы былп хорошими, слушателей обеспечили пособиями, литературой. С чувством высокой ответственности от­ носились к занятиям преподаватели ком­ мунисты тт. Саушпн, Аганичев и др. За все время не было ни одного случая, ког­ да бы их- лекции пе заинтересовали слу­ шателей. Они повседневно помогали слу­ шателям в учебе. В большинстве слушатели хорошо ра­ ботали самостоятельно и показали на эк­ заменах отличные результаты. Коммунисты и комсомольцы стали глубоко разбираться в вопросах истории и теории большевист­ ской партии. Однпм пз важнейших итогов работы школы является то, что нам уда­ лось научить слушателей самостоятельно работать над книгой. Старшие матросы Сухомлин и Рытнн- ксв, главный старшина’ Орлов, старшина 2 статьи Бахвалов rf многие другие После окончания школы систематически работают пад собой. Агитатор коммунист Рытников за это время провел 15 бесед и читок с личным составом. Он регулярно читает политическую н художественную литерату­ ру! Продолжает повседневно учиться и коммунист старший матрос Ровепский. Основным недостатком в работе школы был слабый контроль за самостоятельной подготовкой слушателей. Отдельные полит­ работники пе интересовались учебой слу­ шателей, не контролировали учебу своих подчиненных. Не была обеспечена высо­ кая посещаемость занятий, что, безуслов­ но, отражалось на организации учебы. Учитывая этп недостатки, партийная и комсомольская организации уже сейчас на? чали всерьез заниматься подготовкой к но­ вому учебному году в сети партийного просвещения. Коммуппсты проводят беседы с маТросами и старшинами,- выявляют уро­ вень их образования, учитывают желаиие каждого в выборе формы политической учебы. Многие коммунисты и комсомоль­ цы, окончившие партийную школу, пода­ ли заявления о зачислении их в вечерний университет марксизма-ленинизма. Для консультаций со слушателями вы­ деляются политически грамотные пропа­ гандисты. Выделены опытные преподавате­ ли по истории ВКП(б), экономической и политической географии, по партийно-по­ литическому строительству в Вооруженных Силах СССР. На-днях проведено совещание, посвя­ щенное подготовке к новому учебному году, па котором было еще раз изучено поста- му учебному году в сети партийного про- новленпе ЦК ВКП(б) о подготовке к ново- . .. I ( свещенпя. Партийные и комсомольские организа­ ции принимают все меры к тому, чтобы в этом году начать учебу организованно и проводить ее на высоком идейном уровне. Настойчиво повышать свои знания Р у ко в о ди т ел ь к р уж к а тов. И. Ж У РА В Л Е В . Являясь-руководителем кружка по изу­ чению истории ВКП(б), я прилагал все усилия к тому, чтобы научить слушателей глубокому пониманию законов обществен­ ного развития, истории, и борьбы ., нашей большевистской партии. Для этого мне приходплось\очеиь много работать иад со­ бой, систематически плодотворно готовить­ ся к занятиям. Я вновь и вновь изучал труды В. П. Ленина и П. В. Сталина, ре­ комендованные к изучению по программе кружка. Настойчивости в учебе я тре­ бовал и от слушателей. Занятпя в кружке по изучению «Крат­ кого курса истории ВКП(б)» дали матро­ сам и старшинам большие политические знания. За' все время учебы не было нп одного случая, чтобы слушатели пришли ка занятпя неподготовленными. На бесе­ дах они всегда показывали глубокие зна­ ния пройденного материала. Положительным явлением в работе кружков было проведение двухдневных сборов слушателей, которые помогали пм систематизировать свою работу, выяснять все интересующие их вопросы. Такая практика учебы в кружке благотворно ска­ залась па подготовке к экзаменам. Почти все слушатели кружка по изуче­ нию истории ВКП(б) сдали экзамены на «отлично». Сейчас они являются примерны­ ми, высокодпсццплиннрованными моряка­ ми. Об этом свидетельствует тот^факт, что пз четырнадцати слушателей кружка де­ сять являются отличниками боевой и поли­ тической подготовки. Среди пих старшины 1 статьп Бабушкин, Бранков, Баданпп, старшины 2 статьи Мптенев, Солуня п другие. Сейчас я тщательно готовлюсь к ново­ му учебному году. В этом году в кружке по изучению истории ВКП(б) будет зани­ маться намного больше матросов и стар­ шин. Из'явплп желание учиться в кружке, в частности, тт. Петраков, Печаев, Пантго- шин. Вполне понятно, что в новом учебном году требования к нам, руководителям кружков, будут более повышенные. Мы должны учиться и учиться, постоянно ра­ ботать над собой. Я, напрпмер, готовясь к новому учебному году, по нескольку ча­ сов в день отвожу для работы над изуче­ нием' произведений П. В. Сталина, состав­ ляю конспекты, подбираю к предстоящим темам различный материал из журналов и газет. Все это облегчит мне работу в бу­ дущем. Работая пад собой, я всегда помню ука­ зания товарища А. А. Жданова о том, что молодому советскому поколению предстоит укрепить силу и могущество социалисти­ ческого строя, полностью использовать дви­ жущие силы советского общества для но­ вого невиданного расцвета нашего благо­ состояния и культуры. Для этих великих задач молодое поколение должно быть вос­ питано стойким, бодрым, не боящимся пре­ пятствий, идущим навстречу этим препят­ ствиям и умеющим пх преодолевать. Воспитанию этих качеств у ?.овтакого воина мы отдадим свои силы и зпаппя. Не повторим недостатков прошлого Большевистская партия постоянно про­ являет неослабную заботу о марксистско- ленинском воспитании коммунистов и ком­ сомольцев, об их идейной закалке. Недавно принятое Центральным Комитетом ВКП(б) постановление о подготовке к новому учеб­ ному году в системе партийного просвеще­ ния является ярким подтверждением этой заботы партии. Постановление ЦК ВКП(б) является развернутой программой работы партийных и комсомольских организаций. Хочется напомнить положительные сто­ роны п недостатки, имевшиеся в прошлом учебном году. Следует отметить, что пар­ тийные и комсомольские организации до­ бились немалого успеха в работе партий­ ной школы, кружков по изучению истории ВКП(б) п по изучению биографий великих вождей Ленина и Сталина. Секретари и члены бюро партийных и комсомольских организаций беседовали с каждым коммунистом п комсомольцем в отдельности. На кораблях было создано несколько кружков по изучению истории большевистской партии. Руководителями кружков были утверждепы наиболее поли­ тически грамотные коммунисты, как, на­ прпмер. тт. Кузьмппчук, Сологор, Мокру- шии, Пугачев и многпе другие, которые добросовестно относились к подготовке и проведению занятий. Экзамены показали, что преобладающая часть слушателей пар­ тийной школы н кружков успешно усвоила изучаемый материал. Многие из слушате­ лей приобрели навыки самостоятельной ра­ боты над книгой, поняли необходимость систематического изучения истории БКП(б), произведений классиков марксиз­ ма-ленинизма. Заметно увеличилось коли­ чество отличных и хороших оценок. С оценками «отлично» закончили школу Пропагандист тов. В. Ш У РУ БУ РА ’. • главные старшипы Краснов, Шахов, стар­ шина 1 статьп Базлов, мичманы Суворов, Васильев и многпе другие коммунисты и комсомольцы. Все они сейчас отличники боевой и политической подготовки. Учеба в сети партийного просвещения весьма положительно сказывается на ус­ пехах в службе матросов и старшин. Мно­ гие пз них, получив теоретические зна­ ния, стали еще больше работать над собой, передавать опыт товарищам. Больших ус­ пехов, напрпмер, добилась группа комму­ ниста Шахова. Умелым воспитанием своих подчиненных он сумел привить личному составу любовь к своей специальности, ко­ раблю, добился того, что его группа стала отличной. Однако нельзя сказать, что у пас с по­ литической учебой актива было все в по­ рядке. Существенные недостатки наблю­ дались, прежде всего, в 'проведении заня­ тий. Руководитель кружка по изучению истории СССР тов. Леонидов на учебу при­ ходил неподготовленным и без конспекта. На другом корабле, где служит коммунист тов. Пекрасов, за пять месяцев учебного года сменилось пять руководителей кружка по изучению истории ВКП(б). Часто были случаи срывов занятий, имели место фак­ ты низкой посещаемости занятой. Партий­ ная п комсомольская организации " этого корабля не контролировали самостоятель­ ную работу коммунистов и комсомольцев. Слабо освещали работу кружков, не рас­ пространяли опыт отличников учебы, не критиковали отстающих в учебе коммуни­ стов и комсомольцев стенные газеты. . Все этп недостатки, имевшие у пас ме­ сто в партийном и комсомольском просве­ щении, нами учтены. Сейчас партийная и комсомольская организации развернули активную подготовку к новому учебному году. На-днях состоялся сбор секретарей комсомольских организации, проведено со­ вещание политработников по вопросам, связанным с учебой актива в новом учеб­ ном году. На кораблях члены бюро проводят инди­ видуальные беседы, выясняют желание коммунистов и комсомольцев избрать себе форму политического образования в буду­ щем году. Комплектуются кружки но изу­ чению «Краткого курса истории ВКП(б)» с привлечением трудов классиков марксизма- ленинизма, учтены желающие заниматься в кружке по изучению биографии П. В. Сталина. • Многпе комсомольцы приобрели себе необходимую для учебы литературу. Мно­ гие нз комсомольцев уже имеют все из­ данные тома произведений товарища П. В. Сталина. Это — отличники учебы старши­ ны 1 статьп Базлов, Щеголев, старшины 2 статьи Касимов, Ваулин и другие. Прп политотделе проводится сбор руко­ водителей кружков по изучению псторпн ВКП(б). Работниками политотдела и полит­ управления флота для руководителей круж­ ков читаются теоретические лекции, до­ клады о работе над книгой, о методике проведения занятий, об умеппи использо­ вать наглядные пособия и т. д. Хорошо подготовиться к новому учебно- ^У,_годув сети партийного и комсомольско­ го просвещения — это значит не допу­ стить повторения недостатков, имевшихся в прошлом учебном году., И 200-летию со дня рождения А. Н...Радищева Бесстрашный борец-революционер В 1790 году, через пятнадцать лет по­ сле зверской расправы царского самодер­ жавия с вождем крупнейшего крестьянско­ го восстания против помещиков Емелья­ ном Пугачевым и за тридцать пять лет до первого открытого вооруженного вы­ ступления против парнзма — восстания декабристов, появилась без имени автора одна из самых замечательных русских книг — «Путешествие из Петербурга в Москву». Недалекий царский цензор,- введенный в заблуждение географическим заглавием книги, не читая, «подмахнул» се к печати. Однако несмотря на это, ни один из тог­ дашних книгоиздателей ие решился взять иа себя ее издание, и «Путешествие из Пе­ тербурга в Москву» было напечатано са­ мим автором в специально устроенной им домашней* типографии. Действительно, под невинно географическим названием, книги таилось произведение громадной разруши­ тельной силы, наносившее сокрушитель­ ные удары по основным устоям самодер­ жавно-крепостнического строя. Екатерппа И, которая прочла «Путеше­ ствие», испещрила эту книгу злобно-ис­ пуганными замечаниями. «Бунтовщик ху­ же Пугачева», — в ужасе восклицала она. По ее приказанию вскоре выяснили имя автора. Им оказался довольно скром­ ный по своему общественному положению петербургский чиновник Александр Нико­ лаевич Радищев. Радищев родился 31 августа 1749 года в Москве, в дворянской семье. Он отличал­ ся огромными знаниями, энциклопедиче­ ской образованностью, а по своему мате­ риалистическому миросозерцанию, полити­ ческим взглядам и убеждениям стсял иа голову выше современных ему француз­ ских просветителей, был самым передовым человеком tforo времени. Радищев пламенно любил Родину*. «Не все рожденные в Отечестве достой­ ны величественного наименования сына Отечества», — писал он и добавлял: «Ис­ тинный человек и сын Отечества есть одно и то же». Подлинный патриот, по определению Радищева, тот, кто всем жертвует для благД Родины, и, если «уверен в том, что смерть его принесет крепость п славу Отечеству, то не страшится пожертвовать жпзнпго». Горячо верил Радищев в могучие сплы и замечательные качества русского народа, выдвинувшего уже к тому времени таких людей, как сына простого крестья- пина-рыбака гениального Ломоносова. «О, народ, к величию и славе рожденный!»— проникновенно восклицал Радищев. Тем невыносимее ему было видеть, что. подав­ ляющее большинство народа — многомил­ лионное русское крестьянство— порабощено сравнительно ничтожной кучкой дворян- крепостников, возглавлявшихся первой помещицей Ро ссии Екатериной II. Великая любовь к своему народу сочеталась у ис­ тинного сына Отечества— революционного патриота Радищева с великой ненавистью к его вековым угнетателям. Этой любовью и этой ненавистью и было продиктовано Радищеву главное из всего, что нм было написано, — его «Пу­ тешествие пз Петербурга в Москву». Мысли, которые легли в основу «Путе­ шествия», продумывались и вынангава' лись Радищевым долгие и долгие годы. Отдельпые части будущей книги писались нм с начала восьмидесятых годов. Непо­ средственным толчком к окончательному написанию ее послужило, повпдимому, пу­ тешествие Екатерины II на юг России в 1787 году, совершенное ею с необычайной торжественностью п колоссальными затра­ тами, которые всей своей тяжестью легли па крестьянство. Так, для того, чтобы пе­ ревезти царицу п ев многочисленную сви­ ту, крестьяне губерний, через которые она проезжала, должны были в самую горячую рабочую пору выставить 76.000 лошадей. Продажными казеппымп писаками это «высочайшее путешествие» было исполь­ зовано для опубликования восторженных сообшепий о необычайном «благоденствии» и «процветании» народов России под «ма­ теринским» скипетром «просвещенной» монархини. В ответ на это Радищев, для которого, по его собственным словам, «высшим бо­ жеством» была истина, и создает свое «Путешествие», в котором, в значительной ческой действительности. По страницам «Путешествия» перед читателем последо­ вательно проходит грубый и бесчеловеч­ ный произвол больших и малых чиновни- ков-админпстраторов, судебные злоупотреб­ ления, хищничество подрядчиков, воровст­ во и плутовство купечества, жестокости и неправда государственной службы, являв­ шейся в самодержавно-крепостнической стране орудием неприкрытого классового угнетения, обманы и беззакония вельмож, алчность, грабеж и зверства дворян-помс- щиков и, наконец, безбрежное море стра­ даний закрепощенного крестьянства. «Радищев — рабства враг», — писал о нем Пушкин. И, действительно, тема кре­ постного рабства стоит в центре всего «Путешествия». Покалывая и обличая ужасы крепостнической эксплоатацпи, страстно прпзывая к освобождению кре­ стьян от крепостной зависимости, Радищев в то же время возлагал основные своп на­ дежды ие иа добрую волю помещиков, ие на правительственную реформу, а иа вос­ стание самого народа против его поработи­ телей — на крестьянскую революцию. Подчеркивая совершенное бесправие кре­ стьян, которые были отданы в полную власть помещика и даже за одну жалобу на него могли быть без всякого суда со­ сланы пм па каторгу, Радищев писал, что русский крестьянин «в законе мертп», од­ нако тут же многозначительно добавлял: «Нет, нет, он жив, он жив будет, если то­ го восхочет...». Смысл этих слов не вызы­ вает сомнений. Недаром Екатерина II под­ черкнула, что онп «суть примечания до­ стойны и суще возмутительны». «Все те, кто бы мог свободе потворство­ вать, — пишет Радищев в другом месте своей, книги. — все великие отчинники (крупные помещики. — Д. Б.), и свободы не от пх советов ожидать должно, но от самой тяжести порабощения». «Надежду полагает на бунт от мужиков», — заме­ чает на это Екатерина. В одной из гЗгав своей кпиги Радищев оправдывает кресть­ ян, убпвпшх зверя-помещпка и его семью. Некоторые страпнцы «Путешествия» на-' писаны языком революционных проклама­ ций. Рассказ о жестоком обращении одного помещика со своими крепостными, о бес­ пощадной их эксплоатацпи Радищев закан­ чивает красноречивым призывом к кресть­ янам: «Сокрушите орудия его земледелия, со­ жгите его ригп, овины, житницы п раз­ вейте пепл по нивам, на нпх же соверша- лося его мучительство». Радищев не ограничивается гневными и негодующими обличениями крепостников и крепостничества. Сознавая, что «крепост­ ное право» является органической частью всего самодержавного строя, он с такой же силой, с какой нападает на рабство, гро- мпт царскую власть. Царь — «злодей зло­ деев всех лютейший» — главный винов­ н и к совершающегося зла, — таково основ­ ное утверждение кинги Радищева. С особенной силой антимонархическая, протпвоцарская направленность кнпгп Ра­ дищева сказывается в оде «Вольность», наиболее яркие политические места кото­ рой включены им в «Путешествие». «Ода совершенно явно и ясно бунтовская, где царям грозится плахою», — записала в связп с пей Екатерииа. Действительно, Ра­ дищев понимал, что в его время еще пе сложились условия для осуществления ре­ волюции. «Пе прпспе еще година, не со- вершплпся судьбы», — писал он. По в пе- избежпостп грядущей революции ои не сомневался, страстно мечтая в своей оде о «дне, избраниейшем всех дней», когда вос­ ставите народы «задавят» «хищного вол­ ка» — царя. Разоблачается Радищевым в его оде п союз царской власти и религии, церкви, взаимно поддерживавших друг друга в це­ лях общего угнетения народа. Власть царска веру охраняет. Власть нареку вера утверждает; Союзно общество гнетут. Призывая народ к разрушению царского самодержавия и крепостничества, Радищев вместе с тем был горячо убежден, что из толщи народа явятся своп «вешкпе му­ жи» на место истребленных вельмож и по­ мещиков. Крепкая вера в народ, пламенпая лю­ бовь к нему проходят через всю книгу части повторяя царский маршрут, развер- Радищева. Впервые в пашей литературе он тывает широчайшую движущуюся папора- дает в «Путешествии» глубоко правдивые му подлинной, неприкрашенной крепостни- образы людей из народа, крестьян. Екатерина II сделала все от нее'завн-» сящее, чтобы жестоко наказать «дерекого сочинителя». Радищев был схвачен,»отдан в руки одного из самых страшных деяте­ лей так называемой тайной канцелярии,— «кнутобойшы» Шешковского. Под давле­ нием императрицы, которая сама руково- • дпла следствием, суд приговорил Радищева к смертной казни. Со свойственным ей хапжескии лицеме­ рием Екатерина «смягчила» приговор, при - 1 казав сослать Радищева на десять лет в один из самых глухих углов Сибири, куда; путь длился целых пятнадцать месяцев.*; Одновременно она распорядилась, чтобы’' «зловредная» книга писателя-революцив-' пера «нигде в продаже и напечатании не была». Однако и пребывание в Сибири, откуда ; Радищев был возвращен после смерти Ека­ терины, не сломило его духа. В Сибири ои написал ряд произведений,; в том числе выдающийся философский трактат «О человеке, о его смертности к j бессмертии», являющийся одним нз осно­ вополагающих произведений русской мате­ риалистической мысли. Заниматься лите-: ратурной деятельностью Радищев продол­ жал и после возвращения из ссылки, на­ писав ряд интересных стихотворных про­ изведений. При Александре I, который в начале своего царствования лицемерно играл в : «либерализм», Радищев был привлечен к работе особой комиссии по составлению за­ конов. Поверив было в искренность нового паря, оп выступил с рядом предложений в духе своих прежних взглядов. Разгневан­ ное начальство снова пригрозило ему Си­ бирью. Это не пспугало Радищева, по кру­ шения своих падежд он не смог перене­ сти и припял смертельную дозу яда. «По-/ томство за меня отомстит», — пророчески воскликнул он, умирая. Не видя просвета в настоящем, Радищев’; завещал свое Литературное5 наследство и, ’ в первую очередь, «Путешествие из Петер-: бурга в Москву» будущему. «Не мечта сие, — писал он о своих революционных . чаяниях и надеждах, — по взор проница- j ет густую завесу времени, от очей наших ; будущее скрывающую; я зрю сквозь fte- 1 лое столетие». Песмотря на цензурные и полицейские i рогатки, голос Радищева был услышан и j современниками, н потомством. Книга Радищева, запрещенная прави- i тельством Екатерины, могла снова поя- • виться в России в издании, доступном j сколько-нибудь широкому читателю, толь- ■ ко после революции 1905 годз. Но «Нуте- J шествие» усиленно распространялось до j этого в рукописном виде. Книга Радищева I оказала огромное влияние на развитие русской революционной мысли и на раз- • витое русской литературы. «Вслед Ради- j щеву восславил... свободу» Пушкин. Щей j Радищева продолжали и развивали Грибо- ! едов, Герцен. Белинский, революционные : демократы-шестидесятники. Народные, кре- : стьянские образы Радищева обрели заме- : чательпую художественную • разработку в ! поэзии Некрасова' Русский парод гордится тем, что в j глухую пору рабства и угнетения вьцвп- : пул из своей среды такого смелого героиче- \ ского борца, как А. П. Радищев. «Нам больнее всего видеть п чувство- 1 вать, каким насилиям, гнету и издеватель- : ствам подвергают нашу прекрасную родину j царские палачи, дворяне и капиталисты,— : писал В. И. Ленин в своей статье «О на- j циональнон гордости великороссов». — Мы ; гордимся тем, что эти насилия вызывали j отпор пз нашей среды, из среды велико- !• руссов, что эта среда выдвинула Радищева, ! декабодстов, революцнонеров-разночннцев: 70-х годов...». Неустрашимый борец за счастье трудя* • щпхея Александр Николаевич Радищев! глубоко верил в лучезарное будущее Рос- • сии, мечтал о революции, о творческом труде освобожденного народа, ^ Эта мечта J l . Н. Радищева полностью сбылась лишь после Великой Октябрьской ■ социалистической революции. Подготовлен- i нал и проведенная героической болыпеви-! стекой партией Ленина—Сталина ‘Октябрь-! ская революция впервые в истории чело-. вечсства ппзвергла господство эксплоата- 1 торов и дала народам нашей страны под- ' ллнную политическую свободу, высокие ; материальные п культурные, блага. Проф. Д. БЛАГОЙ. О л е н е в о д Х а р ю ч и Ан На необозримых пастбищах изобилие сочной и мягкой тра­ вы, которую так любят олепп. Тундра цветет. Над ее про­ сторами пролетают тучи пер­ натых гостей. Любит Харючп Ан свой край. Здесь он родился и вы- рос, здесь он стал знатным человеком. Молодой ненец знает каж­ дую тропинку, речку, озеро. Никто не может так удачно выбрать маршрут каслапия оленей, как он, лучший ма­ стер оленеводства. С уважением говорят о нем в Надымском оленеводческом совхозе... Это мастерство пришло не сразу. Прежде, чем стать бри­ гадиром пастухов совхоза, Харючи прошел суровую жиз­ ненную школу. Двенадцати­ летним подростком оп начал тяжелый труд пастуха. В дол­ гие полярные ночи оп мерз вместе с собаками в пустынной тундре, охраняя кулацкие стада оленей. Отец Харючи своих оленей ие имел. Бел­ еленнын житель Севера— не­ счастный ^человек. Таким был отец Ана. Такая участь гото­ вилась его сыну. Ио вот в тупдру пришла но­ вая жизнь. Здесь был органи­ зован совхоз. Стали создавать­ ся колхозы. Харючи видел, какой злобой встретили шама­ ны и кулаки ростки новой жизни. Бывшие хозяева тунд­ ры отравляли оленей, упичто- жали пастбища. За один год в совхозе погибло свыше тысячи животных. Враги торжествовали. Но Харючп ходил мрачный. Па- конец, он решился. Бросив чу­ жое стадо, он пришел в совхоз, рассказал все, что знал. II с тех пор Харючп живет- в сов­ хозе. .1 Здесь он узнал настоящую человеческую жизнь. Паучился грамоте, вступил в комсомол. Перед нпм открылся широкий прекрасный мир. Труд оленевода требует большой выдержки, выносли­ вости, мужества, смелости, от­ личного знания капризов се­ верной природы, суровых за­ конов тундры. Особенно тяже­ ло приходится оленеводам осснцо, когда погашается сне­ гопад. В это время часто бы­ вает так: идет мягкий влажный снег, а потом ударит мороз. Земля покрывается, как броней, ледяной коркой, пз- под которой совершенно невоз­ можно достать ягель (олений мох). Олепп голодают. Харючп Ан во время осени пригоняет стада оленей в хол­ мистые места. Здесь им не страшна гололедица. В период осенних буранов па холмистых пастбищах олени всегда най­ дут себе корм. Организовав комсомольско- молодежную бригаду пастухов, он научил ilx сложному делу пастьбы оленей. Его бригада занимает первое место в сов­ хозе. Воспитанники Харючп — Аптон Вануйто, Едейко Яунгод и другие пастухи занесены на Доску почета. Рабочие тундро­ вого совхоза любят отважного комсомольца и уважают его. Когда проходили выборы з местные Советы, оленеводы единодушно избрали Ана Ха­ рючи депутатом Ямало-Не­ нецкого окружного Совета де­ путатов трудящихся. Бригада.пастухов £ Харючи Ап в прошлом году выполнила план ^ увеличения поголовья оленей на 130 процентов, полностью сохранила молод-, няк. Живой вес каждого те­ ленка составил около 70 кило­ граммов в среднем. В 1949 году бригада добивается новых'- успехов. Обсудив постановле­ ние партии и правительства о ; трехлетием вдане развития животноводства, молодые оле- ; неводы взяли обязательство • дать Родине в этом году 500 j оленей сверх плана. Обява- ; тельство выполняется услеш-; но. Отел важенок прошел хо- ’ рошо. Молодняк растет отлич- ; но. Стада вышли па летнее : пастбище окрепшими. А это ' главное в работе оленеводов. Ярко сияет пад тундрой летнее солнце. Спокойно па­ сутся олени. Любуясь на цве­ тущие просторы и своих пн- j томцев, Харючп поет. В этой 1 песне он воспевает все, что видит и чувствует. Далеко разносится вольная песня — песня радости и счастья сво­ бодного человека заполярной тундры. - А. НЕЖДАНОВ.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz