На страже Заполярья. 1949 год. Август.
f t * С Т Р А Ж Е 3 Af t ОГЛЯ Р Б Я августа Т З Д У . , Ж ЭТТ T35tnff« ^ j Кузов грузового автомобиля, корпус комбайна и железнодорожного вагона, жилой дом, бумага, на которой печатаются миллионы книг и газет, и многое, многое другое — все это делается из дерева. Лесозаготовительная про- мышленность, поставляющая социалистическому народному ’ хозяйству всевоз можные лесные материалы для самых различных отраслей производства, играет огромную роль в послевоенном восстановлении и развитии нашей страны. Планом послевоенной сталинской пятилетки установлено, что в 1950 году про дукция лесной промышленности должна возрасти в два с половиной раза и .оставить далеко позади довоенный уровень. Наш Советский Север и, в частности, Архангельская область — один из основных поставщиков лесных материалов для народного хозяйства. Более ше стидесяти процентов территории области покрыто густыми хвойными лесами, в которых сосредоточены сотни миллионов кубометров ценной древесины. Огром ная армия лесорубов— численностью в несколько десятков тысяч человек тру дится здесь, заготовляя на лесных делянках столь нужную стране древесину. Огромной заботой партии и правительства, повседневным вниманием товарища Сталина окружена лесозаготовительная промышленность. Большеви ки, поставили цель — превратить эту отсталую в прошлом отрасль народного хозяйства, основывавшуюся исключительно на ручном труде, в передовую, ме ханизированную промышленность. В послевоенной сталинской пятилетке нача лось техническое перевооружение лесозаготовок. Страна посылает в лес новую, невиданную , здесь ранее технику, созданную отечественными заводами. Руч ную пилу-лучковну сменили электрические пилы. На вывозке леса к сплавным и железнодорожным путям слабосильную крестьянскую лошадку вытесняют автомобили, тракторы, паровозы и мотовозы. Стремительно развивается северная лесозаготовительная промышленность. Тысячи стахановцев — злектропильщиков, трактористов, паровозников, шофе ров борются за досрочное завершение послевоенной сталинской пятилетки, совершенствуют производственный процесс, упорно овладевают техникой и до биваются повышения производительности труда. Сегодня на этой странице мы рассказываем о новом на лесозаготовках, о новых советских лесорубах, об их героическом труде на благо Родины. Вглубь вековых чащ... Стахановцы-новаторы Еовая техника позволила лесозаготови телям передвинуться далеко вглубь север ных лесов, освоить новые богатые масси вы. Теперь на службу социалистическому строительству становятся богатейшие леса, растущие вдоль Северной Двины, Пинеги, Мезени, Онеги. ч На отдаленных лесных участках, за сот ни километров от больших городов про кладываются узкоколейные железные до рогп, прорубаются трассы автомобильных и тракторных транспортных путей, соз даются мощные, механизированные лесные предприятия. Ежегодно страна выделяет архангельским лесозаготовителям десятки миллионов рублей на капитальнее про мышленное строительство. Ряд новых предприятий строится в об ласти в этом году, прокладывается более ста километров механизированных лесных дорог, по которым в течение многих деся тилетий будут вывозиться миллионы ку бических метров лесоматериалов. Одна из новостроек в чаще леса — Верхне-Тоемская узкоколейная железная дорога. Она пройдет по дальним участкам на берег Северной Двины. К ней тяготеет большой лесной мас сив, запасы древесины в котором превы шают десять миллионов кубометров. Строи тельство этой дороги началось совсем недавно. Намечено проложить в короткий срок первый отрезок — девять километров, но уже в будущем году дорога значительно продвинется вперед и но ней будет вывезе но 200 тысяч кубометров лесоматериалов. Вторая наиболее крупная из узкоколей ных дорог — Черемушская, в тресте «Кот- ласлес». По ней древесина будет достав ляться па Печорскую железную дорогу. По построенной уже линии вывезены десятки тысяч кубометров, а в будущем году грузооборот этой дорогп удвоится. Лнтвиновская узкоколейная дорога в Ленском районе будет выходить на реку Вычегда. Рельсы этой дорогп пересекут лесные массивы с общим запасом древесины, превышающим миллион кубометров. В нынешнем году в эксплоатапню должно быть пущено несколько километров Лит* виновской дороги. Отдаленные лесные массивы Карпогор ского района с более чем семимиллион ным запасом древесины вовлечет в эксплоатацйю Лавельская узкоколейная железная дорога. Большая часть пути должна быть по строена в текущем году. Сейчас, летом, сотнп и тысячи строите лей трудятся на трассах новых дорог, раз рубая вековую чащу, выкорчевывая пни, воздвигая мосты, железнодорожные насы- нп, строят поселки, депо, гаражи. В по мощь нм страна посылает современные строительные механизмы, позволяющие облегчить тяжелый труд, сделать его более производительным. На лесных новострой ках появились бульдозеры, грейдеры, трак торы, автомашины, доски и брусья, выра батываемые на специальных лесопильных установках. Лесоруб с ручной пилой да возчик с лошаденкой — вот п все «специалисты», которые рапьше имелись па лесозаготов ках. В наше советское время на лесных предприятиях появились десятки новых профессий — электромотористы перенос ных пил, электромеханики передвижных электростанций, трактористы, шофера, мо тористы, паровозные машинисты, кранов щики погрузочных и разгрузочных кранов, трелёвщики, механики, инженеры лесного транспорта л лесоэксплоатацпп. Осваивая технику, опи становятся мастерами своего дела. ...Бывший лесоруб-лучкист Семен Лу- ференко стал электропплыцпком. Теперь оп смог почти утроить свою дневную вы работку — вместо трех кубометров стал заготовлять в день восемь, а то п все де вять кубометров. Луференко — одпн из новаторов лесозаготовок. Он первым орга низовал механизированную бригаду поточ ного труда, об’едипив не только за* готовку, но и трелевку леса тракторами, разделку и погрузку на сани тракторной лесовозной дороги. Поток получил широкое распространение в области, потому что он способствует росту производительности тру да, лучшему использованию механизмов. Нынче уже десятки бригад работают по методу Луференко. Сам он избран депута том областного Совета депутатов трудя щихся. ...Один из последователей Луференко — бригадир коммунист Михаил Попов из Ше- лековского лесопункта. Он принадлежит к числу тех стахановцев-новагоров, ко торые никогда не успокаиваются на до стигнутом. Он не только создал механизи рованный поток, но и пытливо пщет спо собы еще более производительной работы. Попов более экономно расставил силы на делянке, усовершенствовал рабочую пло щадку, где разделываются лесоматериалы, применил новый способ валки хлыстов для тракторной трелевки. II результаты, которых добился ^его по ток, удивили всю область: каждый работ ник в бригаде Попова дает в день влим* п вчетверо больше продукции, чем лесоруб- лучкист. Коллектив Попова зимой первым выполнил социалистическое обязательство, сдав на склад 12 тысяч кубометров лесо материалов. ...Тяжелый девяностосильный трактор «Сталинец-80* тянет по заснеженной лес ной дороге состав с лесоматериалами. В дли ну факторный поезд вытянулся почти па Михаил Попов. Михаил Кичаков» сто метров, вес его достигает 250 тонн. Этот тяжеловесный состав, втрое превышающий обычную норму, ведет стахановец-тракто рист Ветковского лесопункта Михаил Кп- чаков. Он одпн из старейших водителей лесовозных машин в Архангельской обла сти, его стаж работы на тракторе перева лил на второе десятилетие. За это время Кичаков — простой крестьянский парень из Приозерного района — стал подлинным мастером тракторной вывозки. Системати чески перевыполняя нормы в два-два с половиной раза, он стал инициатором вож дения тяжеловесных тракторных составов и вывез на своей машине уже 230 тысяч кубометров леса — почти 230 железнодо рожных составов. За свой самоотвержен ный труд на благо Родины Михаил Кича ков награжден орденом Трудового Красного Знаменп. Василий Ключинский. ...Минувшей зимой на лесозаготовках появились первые специальпые трелевоч ные тракторы. Их начал вырабатывать для лесной промышленности знаменитый Ки ровский завод в Ленинграде. Эга замеча тельная машина может двигаться в глубо ком снегу, переваливать через пни и легко вытаскивает нз лесосеки сразу десяток-пол- тора срубленных деревьев. Однпм пз пер вых в области за освоеппе новой машины взялся тракторист лесопункта Брин-Наво- лок Василин Ключпнскнй. Он изучил дви гатель, особенности машины, способы тре левки. С каждой неделей тракторист до бивался все большей- загрузки своей маши ны, он стал перевозить за рейс по три- четыре кубометра и делать в смену по трп- падцать-четырнадцать рейсов, перевыпол няя норму в полтора-два раза. Ключинский доказал, что новая машина — огромная помощь лесозаготовителям, что она одна заменяет собою добрый десяток лошадей п облегчает тяжелый труд на трелевке. Таковы люди новых лесных специаль ностей, неутомимые борцы за освоение со временной техники — северные стаханов- цы-новаторы. На огромную заботу большевистской партии и Советского правительства о лесо рубах они отвечают высокой производи тельностью труда. Больше леса любимой Родине — под этим лозунгом соревнуются друг с другом лесорубы Севера, отдавая все своп сплы и энергию досрочному выполнению- заданий послевоенной сталинской пятилетки. Передовая техника Самые разнообразные машины посылает теперь страна на лесозаготовки, чтобы превратить эту отсталую и основывавшую ся прежде на ручном труде отрасль парод ного хозяйства в передовую, развитую, ме ханизированную промышленность. Ныне нет в лесу такого участка работы, где пе применялись бы механизмы. ...Восемнадцать секунд требуется элек тромотористу с помощником, чтобы спи лить с корня электропилой среднее дерево диаметром в восемнадцать-двадцать санти метров, в то время как раньше лучковой пилой хороший опытный лесоруб потратил бы на это полторы-две минуты. Произ водительность возрастает в пять-шесть раз! В этом году па лесозаготовках в Архан гельской области применяется более двух с половиной тысяч таких ппл. которыми ежедневно заготовляется несколько тысяч кубометров леса. ...Дерево спилено, ствол очищен от суч ков. Теперь его надо вывезти с делянки. Прежде это делали на лошадях. Теперь лес вывозят к трассам механизированных лесо возных дорог специальными трелевочными тракторами «КТ-12». Пх выпускает Киров ский завод в Ленинграде. Каждый такой трактор поднимает сразу до пяти кубомет ров древесины п заменяет собою несколько лошадей. Сотнп таких тракторов уже по ступили на лесозаготовки, п%выпуск пх непрерывно увеличивается. К концу по слевоенной сталинской пятилетки трелевка леса будет механизирована на семьдесят пять процентов. Трелевочные тракторы доставляют дре весные стволы на разделочную площадку, где каждое дерево раскряжевывается на сортименты — отдельные бревна различ ного назначения: пилочные, строитель ные, для крепления шахт и т. д. Раз делка также ведется электропилой. Здесь на специальной площадке работать гораздо удобнее, повышается производительность труда. Теперь бревна грузятся нз подвиж ные составы механизированной дороги. По грузка ведется не вручную, а с помощью автокрана. Это в несколько раз произво дительнее и легче. К концу смены за заготовленными лесо материалами приходит лесовозный трак тор. Несколько сот такпх мощных машин действуют на северных лесозаготовках. Стахановцы-трактористы водят тяжело весные составы по 250— 300 кубометров леса, отлично qcboub новую технику. Лес, заготовленный утром, уже к вечеру подвозят к линии железной дорогп. Так непрерывным потоком идет работа па лесных делянках. П с каждым годом становится все больше механизированных лесных предприятий. Десятки новых дорог вводятся в строй ежегодпо. Сейчас в раз гаре строительный сезон, прокладываются новые трассы лесных дорог с помощью бульдозеров. Эта могучая машина сва ливает деревья, корчует пни, расчищает трассу, делает насыпи п выемки. Бульдо зер заменяет .труд 150 рабочих. Так в лесах Севера осуществляется послевоенная сталинская пятилетка. 1 В ПОСЕЛКЕ ПОСЛЕ ТРУДОВОГО ДНЯ Рабочий день подходит к концу. Б си-* них сумерках ярко пылают костры около разделочной площадки. Трелевщик Павел Огарков привозит с делянки последнюю нашу хлыстов. — Это — в задел, на завтра, — говорит бригадир Трифонов и звонко бьет по об-« рубку рельса, подвешенному к столбу. — Кончай работу!.. До поселка — пять километров. По их не придется проходить пешком уставшим за день лесорубам. Огарков прицепляет к трактору два легких передвижных вагона, н в mix рассаживается вся бригада. Пы-. ряя в выбопнах узкой лесной дорогп, трак тор легко ташнт свой поезд. В вагонах — шум, смех, шутки, молодежь начинает песню... Поселок можпо обпаружить пздалп по • легкому зареву, которое встает в темпом. небе над лесом. Это отблески многочис ленных электрических огней, которыми сейчас ярко озарен поселок лесорубов. На улпце сияют фонари, из окоп каждого дома бьет сноп света. Здесь, в глухом лесу, за десятки километров не только от городов, но и от крупных деревень п поселений, те перь живут с лампочкой Ильича. Через полчаса, переодевшись, помыв шись, люди начинают заполнять столо вую. В жарко, натопленном п ярко осве щенном просторном зале — чистые, по^ крытые салфетками столики. Официантки разносят дымящиеся, аппетитно пахнущие блюда. У буфетной стойкп вывешено разно образное меню — супы, котлеты, каши, излюбленная северянами треска в разных видах — вареная, жареная, паровая, блинчики, компот, чай. За питанием и ра ботой столовой следпт не только ее пер-« сонал, но и начальник лесопункта, и пар-< тийная организация, и комсомольцы. В соседней половине дома — поселко-* вый магазин. Полки заставлены не толь- ко продовольственными, но и различными промышленными товарами — мануфакту рой, готовой одеждой, обувью. В магазине! всегда свежий хлеб, который достав ляется сюдз пз собственной пекарни. Тор говля идет бойко, большинство лесорубов получает хорошие заработки. После ужппа молодежь собирается й красном уголке. Сегодня здесь лекция, после нее — кино. Механик только что привез новую картину. А пока можпо по слушать радпо. У приемника «Родила»;, дежурит одна пз актпвпсток-комсомолок, у нее же можно получить патефон,, ; пдо~т - играть любимые пластппкп, обменпть кнвл** гп в небольшой бпблпотекс-передвпжке, книжный фонд которой регулярно обнов** ляется. Все кадровые, семейные лесорубы жи-> вут в отдельных квартпрах, молодежь и холостяки — в комнатах по три-четыре человека, сезонники, приезжающие из кол хозов на временную работу-, — в общежи тиях. К услугам жителей лесного поселка все необходимое для культурной ж и зн и . Дети учатся в начальной школе, располо женной здесь же, больные пользуются ме-^ дпцппской помощью в медпункте. В посел ке есть своя баня. Таков лесной поселок Войбора, Емцов- ского лесопункта, — одно пз тех поселений лесорубов, которые создаются прп крупных механизированных предприятиях. Совет ские лесные рабочие не знают тех кош марных условий, в которых жили лесорубы в дореволюционное время. Курные нзбуш- кп с печзмп-камепкамн, с соломенной под-1 стплкой вместо кроватей, еда всухомятку п отсутствие малейшей заботы о людях, об irx культурных запросах отошлп в без возвратное прошлое. п о т о к Рано утром^начинается жизнь в поселке Рсчегда. Еще задолго до рассвета проходит в депо дежурная смена паровозников. Пока они принимают, машину, набирают воду и топливо* в поселке начинают загораться огни; то тут, то там вспыхивает свет в окнах, и на улицах становится оживленнее. В семь утра машинист Малков готов к выезду. Тонкий, заливистый свист парово за оглашает поселок, и пышная струя мя того, ленивого пара поднимается вверх. Еще раз раздастся протяжный гудек, и ма шинист трогает ручку регулятора. Ма ленький паровоз берет состав с места н, грохоча колесами на стрелках, отправ ляется в путь. ' Состав проходит мимо ярко освещенной, оживленной биржи. Здесь уже работают грузчики, опи разгружают приведенный ночью состав, скатывают бревна с плат форм на высокие штабеля. Здесь сложены десятки тысяч древеспых стволов — елп, сосны, лиственницы. Здесь вложен труд многих рабочих Копецгорского леспромхоза. На лесных делянках онп заготовили для шахтеров Донбасса и Подмосковья, для су достроителей и железнодорожников, для за водов Москвы п Ростовз этп бревна. Миновав семафор- и оставив позади тусклый глазок последней стрелки, поезд пырывается в бесконечно длинный и узкий мридор трассы, проложенной между молча ливыми стенами глухого леса. Узкоколей ка. по которой мчится паровоз, управляе мый уверенной рукой машиниста Малкова, — одно нз тех новых сооружений нослсво- епной нятилеткп, которых всс больше год пт года появляется в лесных просторах Севера. Первые километры этой узкоколей ной лесовозной дорога были проложены еще в начале войны, а теперь коридор ушел далеко вперед. На двадцать с лишним километров нгонпклп люди вглубь векового массива, расположенного на левом берегу Двппы. Но и это лишь начало: дорога, как намечено по плацу развития «Большой Рочегды», уйдет еще дальше, се путп пропикиут вглубь леса и дойдут до тех мест, где еще никогда пе бывали лесорубы. Огромный лесной массив в десятки тысяч квадратных километров с запа сом древесины, превышающим многие мпл- лпоны кубометров, будет поставлен на службу народному хозяйству. П, хотя сей час .vcорубы еще работают на двадцатом километре, бульдозеры, прокладывающие новую трассу, гудят уже далеко от них, п на будущее лето новые пути будут уложе ны там, где .сегодня работают строители. Стуча на стыках и чуть покачиваясь на узких рельсах, состав подходит к раз'езду. Здесь дорога разделяется: одна лиипя идет па Пондрус, другая — на Путевую. В этих двух лесных поселках ягпвут сотнп рабочих — электропильщиков, трактори стов, механиков, трелевщиков, — те, кто своими руками воздвигает высокие штабе ля бревен па лесном складе на берегу Двины. Лесопункты — основной центр лесозаго товительного производства в Конецгорском леспромхозе. Это одно из наиболее крупных лесных предприятий треста «Двпиолес» и одно из тех, тгго отличаются большими пер спективами дальнейшего развития. Этот лес промхоз избран в качестве одного из опор ных пунктов механизации лесозаготовок, и здающихся в лесной промышленности по постановлению правительства. Здесь со средоточено много новых механизмов, по ступающих для лесозаготовителей со всех концов страны. Болес десяти передвижных лесных электростанций, каждая из кото рых может снабжать током четыре электро пилы, новые трелевочные тракторы, не- ( давно полученные п? Ленинграда с Кн- J ровского завода, электрические лебедки для погрузки лесоматериалов, паконец, новые узкоколейные паровозы — такова техни ческая база леспромхоза. Уже теперь бла годаря этому оборудованию здесь осущест вляется комплексная, последовательная механизация всех процессов производства, большинство которых до сих пор выполня лось ручным трудом. На участках Копец- горья уже нынче можпо наблюдать лесо заготовки такими, какими они будут вы глядеть в конце послевоенной сталинской пятилетки, превращающей эту отрасль на родного хозяйства в передовую, механизи рованную промышленность. Пройдем по участку, посмотрим, как выглядит сегодня механизированное леспое производство. На большой недавно вырубленной лес ной поляне оживленно. На краю ее, овеен- ный лиловой дымкой, четко постукивает двигатель передвижной электростанции. Около пее обслуживающий персонал: электромеханик н моторпст—людп тех про фессии, которых никогда не бывало на ле созаготовках в дореволюционной России и которые появились в лесу лишь теперь, в годы послевоенной пятилетки, возвестив шей новую эпоху на лесозаготовках — эпоху электрификации. Механик посматривает на вздрагиваю щие концы стрелок на приборах распреде лительного щитка, ощупывает генератор, следпт за подачей тока к электропилам. Его помощник, привычным слухом улав ливая точное п спокойное дыхапис двига теля, готовит для электропплыцнков запас ные пильные цепи. От станции в лес тя нется черная толстая жила резинового ка беля — он несет в делянки электрический ток. Следуя по пути кабеля, мы легко най дем руководителя механизированной поточ ной бригады электропплыцика Павла Синцова. Вместе с двумя номощппкамп он неуто мимо п настойчиво врубается узкой полосой в сплошную стену возвышающегося перед иц.4 леса. Одна за другой сваливаются на { землю пышные ели. Через каждые две ми нуты, а иногда и через минуту падает оче редное дерево — настолько слаженно п дружно действует это хорошо сработавшее ся звено электропплыцнков. Бывают дни, когда Павел Синцов с товарищами успевает свалить по 400— 450 деревьев. Его обыч ная выработка 250— 300 хлыстов — это равно трем с. лишним дневным нормам.^ Еще совсем недавпо Спнцов был убеж денным лучкистом, и когда его спрашива ли, думает ли оп взяться за повую элект рическую пилу, он говорил: — Мне лучком работать привычнее, я и с ним норму выполню. Теперь он стал таким же убежденным сторонником электропилы. — С этим инструментом можно выпол нить пятилетку досрочно, — говорит ои. П это верно! Если раньше лучкист Син цов с двумя помощниками заготовлял 18 кубометров леса в день, то теперь электро- пильщик Синцов заготовляет 120 кубо метров. Что же изменилось в его труде? Измени лось то, что теперь он владеет новой тех никой и работает по-новому, занимается только однти наиболее важным для него делом — валкой деревьев с корня, а все второстепенные операции выполняют меиес квалифицированные подсобные рабочие. Семь человек обслуживают электропилу Сипцова и подчас с большим трудом справ ляются с обработкой тон массы деревьев, которую он успевает свалить. — Вот в этом строгом разделении труда по процессам п заключается успех нашей работы, — говорит бригадир-стахановец. Синцов и его товарищи идут вперед — вглубь леса, они не возвращаются назад. Вслед за электропилынпкамн двигаются подсобные рабочие, и, когда онп уходят с делянкн, здесь остаются только обнажен ные, очищенные от ветвей, многометровые древесные стволы. П немедлепно здесь же, грохоча моте- ром, появляется трелявочнып трактор. Он ; быстро проезжает по узкой дороге, которую 1 заботливо подготовили электропплыцикп, срезав на ней все пнн. Два помощника тракторпстз — чокеровщпкп подтаскивают прочные цинковые тросы, снабженные на конце металлическим крюком. На каждое срубленное дерево накидывается цинковая петля, крепко схватывающая его верши ну. Чокеровщпкп прицепляют десятка два деревьев п дают сигнал трактористу7. Он приводит в действие лебедку, установлен ную на тракторе, н вся система чокеров, вместе с хлыстами, присоединяется к ма шине, вершины деревьев ложатся на пло щадку трактора. Так, полупрпподнятым тащит трактор тяжелый воз бревен, со стоящий из четырех-пятп кубических мет ров лесоматериала. Два трелевочных трактора вывозят за готовленную электропплыцпком древесину. Ни одно срубленное дерево не теряется в лесосеке. В этом п состоит важное свойст во поточного метода из лесозаготовках. Прежде, когда лесорубы работали отдельно, а. вывозка леса была самостоятельной, пе- редко случалось, что нарубленные деревья зимой заносило снегом п на то, чтобы най ти пх п достать пз-под снега, тратплось много сит н средств. А порой заготовлен ный лес совершенпо терялся. Лесоза готовители несли большие убытки. Оставляя за собой широкую полосу, пе репаханную концами стволов, трактор та щит воз к разделочной площадке. Она на той же поляне, что и электростанция. Здесь центральное рабочее место лес ного механизированного потока. Трактор взбирается на эстакаду — высокпй помост, уложенный на клетках пз бревен. На се редине ее тракторист оставляет ношу и уводит машину снова в лее за очередной партией хлыстов. Хозяин разделочной площадки — элект- ропильщик. Вместе с помощницей, которая мгряет хлысты длинной меркой и отмеча ет длину тех бревен, что нужно вырезать, он принимается за разделку. Длинный хлыст разрезается иа три, а то и на четы ре бревна. Каждое нз них имеет свое на значение: одно пойдет па лесозавод, другое — строителям, третье — на бумаж ный комбинат плп к шахтерам пли к же лезнодорожникам. Вот здесь, на этой пло щадке, особенпо чувствуется то трудовое содружество, что связывает северных ле сорубов со всей страной. - Подхватывая бревна длинными вагами, двое подростков откатывают пх к краю площадки и сбрасывают на поданную сюда вагопетку узкоколейного путп. По нему этп бревна будут развезены к штабелям, каждое к своему: пиловочные бревна в один, строительные — в другой. По не долго лежат они в штабелях — стране ну жен лес. Иа железнодорожном цутп раздается гудок. Машинист Малков подает вагоны под погрузку. Цепкая лапа погрузочного крана схватывает пачку ппловочных бре вен и бережно переносит ее к железнодо рожной платформе. Двое грузчиков прини мают ношу, укладывают ее. развязывают стропы, п рука крана уходит за следующей пошей. Eiie недавно на погрузке были запяты десятки людей. Грузчики вручную закатывали тяжелые, заснеженные бревна на платформы. Теперь четверо рабочих с помощью крапа грузят железнодорожный состав. И вот уже нагружены все платформы. Гудок паровоза, и ноезд отправляется в Рочегду, на лесной склад. Моо’чяе елп, еще утром качавшиеся своими вершинами ия делянке электропплыцика Синцова, те-* иерь превратились в лесные материалы, которых с нетерпением ждут и в Донбассе п в Подмосковье. Лесной механизированный ноток сократил путь бревна от делянки до потребителя. Новые механизмы, которыми страна оснащает лесные предприятия, не только облегчили труд лесорубов, не только сделали его производительным, они на всегда покончили с неторопливостью, ку старщиной. которая господствовала прежде па лесозаготовках. А. СЕМАКОВ. Архангельск.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz