На страже Заполярья. 1949 год. Август.

f t * С Т Р А Ж Е 3 Af t ОГЛЯ Р Б Я августа Т З Д У . , Ж ЭТТ T35tnff« ^ j Кузов грузового автомобиля, корпус комбайна и железнодорожного вагона, жилой дом, бумага, на которой печатаются миллионы книг и газет, и многое, многое другое — все это делается из дерева. Лесозаготовительная про- мышленность, поставляющая социалистическому народному ’ хозяйству всевоз­ можные лесные материалы для самых различных отраслей производства, играет огромную роль в послевоенном восстановлении и развитии нашей страны. Планом послевоенной сталинской пятилетки установлено, что в 1950 году про­ дукция лесной промышленности должна возрасти в два с половиной раза и .оставить далеко позади довоенный уровень. Наш Советский Север и, в частности, Архангельская область — один из основных поставщиков лесных материалов для народного хозяйства. Более ше­ стидесяти процентов территории области покрыто густыми хвойными лесами, в которых сосредоточены сотни миллионов кубометров ценной древесины. Огром­ ная армия лесорубов— численностью в несколько десятков тысяч человек тру­ дится здесь, заготовляя на лесных делянках столь нужную стране древесину. Огромной заботой партии и правительства, повседневным вниманием товарища Сталина окружена лесозаготовительная промышленность. Большеви­ ки, поставили цель — превратить эту отсталую в прошлом отрасль народного хозяйства, основывавшуюся исключительно на ручном труде, в передовую, ме­ ханизированную промышленность. В послевоенной сталинской пятилетке нача­ лось техническое перевооружение лесозаготовок. Страна посылает в лес новую, невиданную , здесь ранее технику, созданную отечественными заводами. Руч­ ную пилу-лучковну сменили электрические пилы. На вывозке леса к сплавным и железнодорожным путям слабосильную крестьянскую лошадку вытесняют автомобили, тракторы, паровозы и мотовозы. Стремительно развивается северная лесозаготовительная промышленность. Тысячи стахановцев — злектропильщиков, трактористов, паровозников, шофе­ ров борются за досрочное завершение послевоенной сталинской пятилетки, совершенствуют производственный процесс, упорно овладевают техникой и до­ биваются повышения производительности труда. Сегодня на этой странице мы рассказываем о новом на лесозаготовках, о новых советских лесорубах, об их героическом труде на благо Родины. Вглубь вековых чащ... Стахановцы-новаторы Еовая техника позволила лесозаготови­ телям передвинуться далеко вглубь север­ ных лесов, освоить новые богатые масси­ вы. Теперь на службу социалистическому строительству становятся богатейшие леса, растущие вдоль Северной Двины, Пинеги, Мезени, Онеги. ч На отдаленных лесных участках, за сот­ ни километров от больших городов про­ кладываются узкоколейные железные до­ рогп, прорубаются трассы автомобильных и тракторных транспортных путей, соз­ даются мощные, механизированные лесные предприятия. Ежегодно страна выделяет архангельским лесозаготовителям десятки миллионов рублей на капитальнее про­ мышленное строительство. Ряд новых предприятий строится в об­ ласти в этом году, прокладывается более ста километров механизированных лесных дорог, по которым в течение многих деся­ тилетий будут вывозиться миллионы ку­ бических метров лесоматериалов. Одна из новостроек в чаще леса — Верхне-Тоемская узкоколейная железная дорога. Она пройдет по дальним участкам на берег Северной Двины. К ней тяготеет большой лесной мас­ сив, запасы древесины в котором превы­ шают десять миллионов кубометров. Строи­ тельство этой дороги началось совсем недавно. Намечено проложить в короткий срок первый отрезок — девять километров, но уже в будущем году дорога значительно продвинется вперед и но ней будет вывезе­ но 200 тысяч кубометров лесоматериалов. Вторая наиболее крупная из узкоколей­ ных дорог — Черемушская, в тресте «Кот- ласлес». По ней древесина будет достав­ ляться па Печорскую железную дорогу. По построенной уже линии вывезены десятки тысяч кубометров, а в будущем году грузооборот этой дорогп удвоится. Лнтвиновская узкоколейная дорога в Ленском районе будет выходить на реку Вычегда. Рельсы этой дорогп пересекут лесные массивы с общим запасом древесины, превышающим миллион кубометров. В нынешнем году в эксплоатапню должно быть пущено несколько километров Лит* виновской дороги. Отдаленные лесные массивы Карпогор­ ского района с более чем семимиллион­ ным запасом древесины вовлечет в эксплоатацйю Лавельская узкоколейная железная дорога. Большая часть пути должна быть по­ строена в текущем году. Сейчас, летом, сотнп и тысячи строите­ лей трудятся на трассах новых дорог, раз­ рубая вековую чащу, выкорчевывая пни, воздвигая мосты, железнодорожные насы- нп, строят поселки, депо, гаражи. В по­ мощь нм страна посылает современные строительные механизмы, позволяющие облегчить тяжелый труд, сделать его более производительным. На лесных новострой­ ках появились бульдозеры, грейдеры, трак­ торы, автомашины, доски и брусья, выра­ батываемые на специальных лесопильных установках. Лесоруб с ручной пилой да возчик с лошаденкой — вот п все «специалисты», которые рапьше имелись па лесозаготов­ ках. В наше советское время на лесных предприятиях появились десятки новых профессий — электромотористы перенос­ ных пил, электромеханики передвижных электростанций, трактористы, шофера, мо­ тористы, паровозные машинисты, кранов­ щики погрузочных и разгрузочных кранов, трелёвщики, механики, инженеры лесного транспорта л лесоэксплоатацпп. Осваивая технику, опи становятся мастерами своего дела. ...Бывший лесоруб-лучкист Семен Лу- ференко стал электропплыцпком. Теперь оп смог почти утроить свою дневную вы­ работку — вместо трех кубометров стал заготовлять в день восемь, а то п все де­ вять кубометров. Луференко — одпн из новаторов лесозаготовок. Он первым орга­ низовал механизированную бригаду поточ­ ного труда, об’едипив не только за* готовку, но и трелевку леса тракторами, разделку и погрузку на сани тракторной лесовозной дороги. Поток получил широкое распространение в области, потому что он способствует росту производительности тру­ да, лучшему использованию механизмов. Нынче уже десятки бригад работают по методу Луференко. Сам он избран депута­ том областного Совета депутатов трудя­ щихся. ...Один из последователей Луференко — бригадир коммунист Михаил Попов из Ше- лековского лесопункта. Он принадлежит к числу тех стахановцев-новагоров, ко­ торые никогда не успокаиваются на до­ стигнутом. Он не только создал механизи­ рованный поток, но и пытливо пщет спо­ собы еще более производительной работы. Попов более экономно расставил силы на делянке, усовершенствовал рабочую пло­ щадку, где разделываются лесоматериалы, применил новый способ валки хлыстов для тракторной трелевки. II результаты, которых добился ^его по­ ток, удивили всю область: каждый работ­ ник в бригаде Попова дает в день влим* п вчетверо больше продукции, чем лесоруб- лучкист. Коллектив Попова зимой первым выполнил социалистическое обязательство, сдав на склад 12 тысяч кубометров лесо­ материалов. ...Тяжелый девяностосильный трактор «Сталинец-80* тянет по заснеженной лес­ ной дороге состав с лесоматериалами. В дли­ ну факторный поезд вытянулся почти па Михаил Попов. Михаил Кичаков» сто метров, вес его достигает 250 тонн. Этот тяжеловесный состав, втрое превышающий обычную норму, ведет стахановец-тракто­ рист Ветковского лесопункта Михаил Кп- чаков. Он одпн из старейших водителей лесовозных машин в Архангельской обла­ сти, его стаж работы на тракторе перева­ лил на второе десятилетие. За это время Кичаков — простой крестьянский парень из Приозерного района — стал подлинным мастером тракторной вывозки. Системати­ чески перевыполняя нормы в два-два с половиной раза, он стал инициатором вож­ дения тяжеловесных тракторных составов и вывез на своей машине уже 230 тысяч кубометров леса — почти 230 железнодо­ рожных составов. За свой самоотвержен­ ный труд на благо Родины Михаил Кича­ ков награжден орденом Трудового Красного Знаменп. Василий Ключинский. ...Минувшей зимой на лесозаготовках появились первые специальпые трелевоч­ ные тракторы. Их начал вырабатывать для лесной промышленности знаменитый Ки­ ровский завод в Ленинграде. Эга замеча­ тельная машина может двигаться в глубо­ ком снегу, переваливать через пни и легко вытаскивает нз лесосеки сразу десяток-пол- тора срубленных деревьев. Однпм пз пер­ вых в области за освоеппе новой машины взялся тракторист лесопункта Брин-Наво- лок Василин Ключпнскнй. Он изучил дви­ гатель, особенности машины, способы тре­ левки. С каждой неделей тракторист до­ бивался все большей- загрузки своей маши­ ны, он стал перевозить за рейс по три- четыре кубометра и делать в смену по трп- падцать-четырнадцать рейсов, перевыпол­ няя норму в полтора-два раза. Ключинский доказал, что новая машина — огромная помощь лесозаготовителям, что она одна заменяет собою добрый десяток лошадей п облегчает тяжелый труд на трелевке. Таковы люди новых лесных специаль­ ностей, неутомимые борцы за освоение со­ временной техники — северные стаханов- цы-новаторы. На огромную заботу большевистской партии и Советского правительства о лесо­ рубах они отвечают высокой производи­ тельностью труда. Больше леса любимой Родине — под этим лозунгом соревнуются друг с другом лесорубы Севера, отдавая все своп сплы и энергию досрочному выполнению- заданий послевоенной сталинской пятилетки. Передовая техника Самые разнообразные машины посылает теперь страна на лесозаготовки, чтобы превратить эту отсталую и основывавшую­ ся прежде на ручном труде отрасль парод­ ного хозяйства в передовую, развитую, ме­ ханизированную промышленность. Ныне нет в лесу такого участка работы, где пе применялись бы механизмы. ...Восемнадцать секунд требуется элек­ тромотористу с помощником, чтобы спи­ лить с корня электропилой среднее дерево диаметром в восемнадцать-двадцать санти­ метров, в то время как раньше лучковой пилой хороший опытный лесоруб потратил бы на это полторы-две минуты. Произ­ водительность возрастает в пять-шесть раз! В этом году па лесозаготовках в Архан­ гельской области применяется более двух с половиной тысяч таких ппл. которыми ежедневно заготовляется несколько тысяч кубометров леса. ...Дерево спилено, ствол очищен от суч­ ков. Теперь его надо вывезти с делянки. Прежде это делали на лошадях. Теперь лес вывозят к трассам механизированных лесо­ возных дорог специальными трелевочными тракторами «КТ-12». Пх выпускает Киров­ ский завод в Ленинграде. Каждый такой трактор поднимает сразу до пяти кубомет­ ров древесины п заменяет собою несколько лошадей. Сотнп таких тракторов уже по­ ступили на лесозаготовки, п%выпуск пх непрерывно увеличивается. К концу по­ слевоенной сталинской пятилетки трелевка леса будет механизирована на семьдесят пять процентов. Трелевочные тракторы доставляют дре­ весные стволы на разделочную площадку, где каждое дерево раскряжевывается на сортименты — отдельные бревна различ­ ного назначения: пилочные, строитель­ ные, для крепления шахт и т. д. Раз­ делка также ведется электропилой. Здесь на специальной площадке работать гораздо удобнее, повышается производительность труда. Теперь бревна грузятся нз подвиж­ ные составы механизированной дороги. По­ грузка ведется не вручную, а с помощью автокрана. Это в несколько раз произво­ дительнее и легче. К концу смены за заготовленными лесо­ материалами приходит лесовозный трак­ тор. Несколько сот такпх мощных машин действуют на северных лесозаготовках. Стахановцы-трактористы водят тяжело­ весные составы по 250— 300 кубометров леса, отлично qcboub новую технику. Лес, заготовленный утром, уже к вечеру подвозят к линии железной дорогп. Так непрерывным потоком идет работа па лесных делянках. П с каждым годом становится все больше механизированных лесных предприятий. Десятки новых дорог вводятся в строй ежегодпо. Сейчас в раз­ гаре строительный сезон, прокладываются новые трассы лесных дорог с помощью бульдозеров. Эта могучая машина сва­ ливает деревья, корчует пни, расчищает трассу, делает насыпи п выемки. Бульдо­ зер заменяет .труд 150 рабочих. Так в лесах Севера осуществляется послевоенная сталинская пятилетка. 1 В ПОСЕЛКЕ ПОСЛЕ ТРУДОВОГО ДНЯ Рабочий день подходит к концу. Б си-* них сумерках ярко пылают костры около разделочной площадки. Трелевщик Павел Огарков привозит с делянки последнюю нашу хлыстов. — Это — в задел, на завтра, — говорит бригадир Трифонов и звонко бьет по об-« рубку рельса, подвешенному к столбу. — Кончай работу!.. До поселка — пять километров. По их не придется проходить пешком уставшим за день лесорубам. Огарков прицепляет к трактору два легких передвижных вагона, н в mix рассаживается вся бригада. Пы-. ряя в выбопнах узкой лесной дорогп, трак­ тор легко ташнт свой поезд. В вагонах — шум, смех, шутки, молодежь начинает песню... Поселок можпо обпаружить пздалп по • легкому зареву, которое встает в темпом. небе над лесом. Это отблески многочис­ ленных электрических огней, которыми сейчас ярко озарен поселок лесорубов. На улпце сияют фонари, из окоп каждого дома бьет сноп света. Здесь, в глухом лесу, за десятки километров не только от городов, но и от крупных деревень п поселений, те­ перь живут с лампочкой Ильича. Через полчаса, переодевшись, помыв­ шись, люди начинают заполнять столо­ вую. В жарко, натопленном п ярко осве­ щенном просторном зале — чистые, по^ крытые салфетками столики. Официантки разносят дымящиеся, аппетитно пахнущие блюда. У буфетной стойкп вывешено разно­ образное меню — супы, котлеты, каши, излюбленная северянами треска в разных видах — вареная, жареная, паровая, блинчики, компот, чай. За питанием и ра­ ботой столовой следпт не только ее пер-« сонал, но и начальник лесопункта, и пар-< тийная организация, и комсомольцы. В соседней половине дома — поселко-* вый магазин. Полки заставлены не толь- ко продовольственными, но и различными промышленными товарами — мануфакту­ рой, готовой одеждой, обувью. В магазине! всегда свежий хлеб, который достав­ ляется сюдз пз собственной пекарни. Тор­ говля идет бойко, большинство лесорубов получает хорошие заработки. После ужппа молодежь собирается й красном уголке. Сегодня здесь лекция, после нее — кино. Механик только что привез новую картину. А пока можпо по­ слушать радпо. У приемника «Родила»;, дежурит одна пз актпвпсток-комсомолок, у нее же можно получить патефон,, ; пдо~т - играть любимые пластппкп, обменпть кнвл** гп в небольшой бпблпотекс-передвпжке, книжный фонд которой регулярно обнов** ляется. Все кадровые, семейные лесорубы жи-> вут в отдельных квартпрах, молодежь и холостяки — в комнатах по три-четыре человека, сезонники, приезжающие из кол­ хозов на временную работу-, — в общежи­ тиях. К услугам жителей лесного поселка все необходимое для культурной ж и зн и . Дети учатся в начальной школе, располо­ женной здесь же, больные пользуются ме-^ дпцппской помощью в медпункте. В посел­ ке есть своя баня. Таков лесной поселок Войбора, Емцов- ского лесопункта, — одно пз тех поселений лесорубов, которые создаются прп крупных механизированных предприятиях. Совет­ ские лесные рабочие не знают тех кош­ марных условий, в которых жили лесорубы в дореволюционное время. Курные нзбуш- кп с печзмп-камепкамн, с соломенной под-1 стплкой вместо кроватей, еда всухомятку п отсутствие малейшей заботы о людях, об irx культурных запросах отошлп в без­ возвратное прошлое. п о т о к Рано утром^начинается жизнь в поселке Рсчегда. Еще задолго до рассвета проходит в депо дежурная смена паровозников. Пока они принимают, машину, набирают воду и топливо* в поселке начинают загораться огни; то тут, то там вспыхивает свет в окнах, и на улицах становится оживленнее. В семь утра машинист Малков готов к выезду. Тонкий, заливистый свист парово­ за оглашает поселок, и пышная струя мя­ того, ленивого пара поднимается вверх. Еще раз раздастся протяжный гудек, и ма­ шинист трогает ручку регулятора. Ма­ ленький паровоз берет состав с места н, грохоча колесами на стрелках, отправ­ ляется в путь. ' Состав проходит мимо ярко освещенной, оживленной биржи. Здесь уже работают грузчики, опи разгружают приведенный ночью состав, скатывают бревна с плат­ форм на высокие штабеля. Здесь сложены десятки тысяч древеспых стволов — елп, сосны, лиственницы. Здесь вложен труд многих рабочих Копецгорского леспромхоза. На лесных делянках онп заготовили для шахтеров Донбасса и Подмосковья, для су­ достроителей и железнодорожников, для за­ водов Москвы п Ростовз этп бревна. Миновав семафор- и оставив позади тусклый глазок последней стрелки, поезд пырывается в бесконечно длинный и узкий мридор трассы, проложенной между молча­ ливыми стенами глухого леса. Узкоколей­ ка. по которой мчится паровоз, управляе­ мый уверенной рукой машиниста Малкова, — одно нз тех новых сооружений нослсво- епной нятилеткп, которых всс больше год пт года появляется в лесных просторах Севера. Первые километры этой узкоколей­ ной лесовозной дорога были проложены еще в начале войны, а теперь коридор ушел далеко вперед. На двадцать с лишним километров нгонпклп люди вглубь векового массива, расположенного на левом берегу Двппы. Но и это лишь начало: дорога, как намечено по плацу развития «Большой Рочегды», уйдет еще дальше, се путп пропикиут вглубь леса и дойдут до тех мест, где еще никогда пе бывали лесорубы. Огромный лесной массив в десятки тысяч квадратных километров с запа­ сом древесины, превышающим многие мпл- лпоны кубометров, будет поставлен на службу народному хозяйству. П, хотя сей­ час .vcорубы еще работают на двадцатом километре, бульдозеры, прокладывающие новую трассу, гудят уже далеко от них, п на будущее лето новые пути будут уложе­ ны там, где .сегодня работают строители. Стуча на стыках и чуть покачиваясь на узких рельсах, состав подходит к раз'езду. Здесь дорога разделяется: одна лиипя идет па Пондрус, другая — на Путевую. В этих двух лесных поселках ягпвут сотнп рабочих — электропильщиков, трактори­ стов, механиков, трелевщиков, — те, кто своими руками воздвигает высокие штабе­ ля бревен па лесном складе на берегу Двины. Лесопункты — основной центр лесозаго­ товительного производства в Конецгорском леспромхозе. Это одно из наиболее крупных лесных предприятий треста «Двпиолес» и одно из тех, тгго отличаются большими пер­ спективами дальнейшего развития. Этот лес­ промхоз избран в качестве одного из опор­ ных пунктов механизации лесозаготовок, и здающихся в лесной промышленности по постановлению правительства. Здесь со­ средоточено много новых механизмов, по­ ступающих для лесозаготовителей со всех концов страны. Болес десяти передвижных лесных электростанций, каждая из кото­ рых может снабжать током четыре электро­ пилы, новые трелевочные тракторы, не- ( давно полученные п? Ленинграда с Кн- J ровского завода, электрические лебедки для погрузки лесоматериалов, паконец, новые узкоколейные паровозы — такова техни­ ческая база леспромхоза. Уже теперь бла­ годаря этому оборудованию здесь осущест­ вляется комплексная, последовательная механизация всех процессов производства, большинство которых до сих пор выполня­ лось ручным трудом. На участках Копец- горья уже нынче можпо наблюдать лесо­ заготовки такими, какими они будут вы­ глядеть в конце послевоенной сталинской пятилетки, превращающей эту отрасль на­ родного хозяйства в передовую, механизи­ рованную промышленность. Пройдем по участку, посмотрим, как выглядит сегодня механизированное леспое производство. На большой недавно вырубленной лес­ ной поляне оживленно. На краю ее, овеен- ный лиловой дымкой, четко постукивает двигатель передвижной электростанции. Около пее обслуживающий персонал: электромеханик н моторпст—людп тех про­ фессии, которых никогда не бывало на ле­ созаготовках в дореволюционной России и которые появились в лесу лишь теперь, в годы послевоенной пятилетки, возвестив­ шей новую эпоху на лесозаготовках — эпоху электрификации. Механик посматривает на вздрагиваю­ щие концы стрелок на приборах распреде­ лительного щитка, ощупывает генератор, следпт за подачей тока к электропилам. Его помощник, привычным слухом улав­ ливая точное п спокойное дыхапис двига­ теля, готовит для электропплыцнков запас­ ные пильные цепи. От станции в лес тя­ нется черная толстая жила резинового ка­ беля — он несет в делянки электрический ток. Следуя по пути кабеля, мы легко най­ дем руководителя механизированной поточ­ ной бригады электропплыцика Павла Синцова. Вместе с двумя номощппкамп он неуто­ мимо п настойчиво врубается узкой полосой в сплошную стену возвышающегося перед иц.4 леса. Одна за другой сваливаются на { землю пышные ели. Через каждые две ми­ нуты, а иногда и через минуту падает оче­ редное дерево — настолько слаженно п дружно действует это хорошо сработавшее­ ся звено электропплыцнков. Бывают дни, когда Павел Синцов с товарищами успевает свалить по 400— 450 деревьев. Его обыч­ ная выработка 250— 300 хлыстов — это равно трем с. лишним дневным нормам.^ Еще совсем недавпо Спнцов был убеж­ денным лучкистом, и когда его спрашива­ ли, думает ли оп взяться за повую элект­ рическую пилу, он говорил: — Мне лучком работать привычнее, я и с ним норму выполню. Теперь он стал таким же убежденным сторонником электропилы. — С этим инструментом можно выпол­ нить пятилетку досрочно, — говорит ои. П это верно! Если раньше лучкист Син­ цов с двумя помощниками заготовлял 18 кубометров леса в день, то теперь электро- пильщик Синцов заготовляет 120 кубо­ метров. Что же изменилось в его труде? Измени­ лось то, что теперь он владеет новой тех­ никой и работает по-новому, занимается только однти наиболее важным для него делом — валкой деревьев с корня, а все второстепенные операции выполняют меиес квалифицированные подсобные рабочие. Семь человек обслуживают электропилу Сипцова и подчас с большим трудом справ­ ляются с обработкой тон массы деревьев, которую он успевает свалить. — Вот в этом строгом разделении труда по процессам п заключается успех нашей работы, — говорит бригадир-стахановец. Синцов и его товарищи идут вперед — вглубь леса, они не возвращаются назад. Вслед за электропилынпкамн двигаются подсобные рабочие, и, когда онп уходят с делянкн, здесь остаются только обнажен­ ные, очищенные от ветвей, многометровые древесные стволы. П немедлепно здесь же, грохоча моте- ром, появляется трелявочнып трактор. Он ; быстро проезжает по узкой дороге, которую 1 заботливо подготовили электропплыцикп, срезав на ней все пнн. Два помощника тракторпстз — чокеровщпкп подтаскивают прочные цинковые тросы, снабженные на конце металлическим крюком. На каждое срубленное дерево накидывается цинковая петля, крепко схватывающая его верши­ ну. Чокеровщпкп прицепляют десятка два деревьев п дают сигнал трактористу7. Он приводит в действие лебедку, установлен­ ную на тракторе, н вся система чокеров, вместе с хлыстами, присоединяется к ма­ шине, вершины деревьев ложатся на пло­ щадку трактора. Так, полупрпподнятым тащит трактор тяжелый воз бревен, со­ стоящий из четырех-пятп кубических мет­ ров лесоматериала. Два трелевочных трактора вывозят за­ готовленную электропплыцпком древесину. Ни одно срубленное дерево не теряется в лесосеке. В этом п состоит важное свойст­ во поточного метода из лесозаготовках. Прежде, когда лесорубы работали отдельно, а. вывозка леса была самостоятельной, пе- редко случалось, что нарубленные деревья зимой заносило снегом п на то, чтобы най­ ти пх п достать пз-под снега, тратплось много сит н средств. А порой заготовлен­ ный лес совершенпо терялся. Лесоза­ готовители несли большие убытки. Оставляя за собой широкую полосу, пе­ репаханную концами стволов, трактор та­ щит воз к разделочной площадке. Она на той же поляне, что и электростанция. Здесь центральное рабочее место лес­ ного механизированного потока. Трактор взбирается на эстакаду — высокпй помост, уложенный на клетках пз бревен. На се­ редине ее тракторист оставляет ношу и уводит машину снова в лее за очередной партией хлыстов. Хозяин разделочной площадки — элект- ропильщик. Вместе с помощницей, которая мгряет хлысты длинной меркой и отмеча­ ет длину тех бревен, что нужно вырезать, он принимается за разделку. Длинный хлыст разрезается иа три, а то и на четы­ ре бревна. Каждое нз них имеет свое на­ значение: одно пойдет па лесозавод, другое — строителям, третье — на бумаж­ ный комбинат плп к шахтерам пли к же­ лезнодорожникам. Вот здесь, на этой пло­ щадке, особенпо чувствуется то трудовое содружество, что связывает северных ле­ сорубов со всей страной. - Подхватывая бревна длинными вагами, двое подростков откатывают пх к краю площадки и сбрасывают на поданную сюда вагопетку узкоколейного путп. По нему этп бревна будут развезены к штабелям, каждое к своему: пиловочные бревна в один, строительные — в другой. По не­ долго лежат они в штабелях — стране ну­ жен лес. Иа железнодорожном цутп раздается гудок. Машинист Малков подает вагоны под погрузку. Цепкая лапа погрузочного крана схватывает пачку ппловочных бре­ вен и бережно переносит ее к железнодо­ рожной платформе. Двое грузчиков прини­ мают ношу, укладывают ее. развязывают стропы, п рука крана уходит за следующей пошей. Eiie недавно на погрузке были запяты десятки людей. Грузчики вручную закатывали тяжелые, заснеженные бревна на платформы. Теперь четверо рабочих с помощью крапа грузят железнодорожный состав. И вот уже нагружены все платформы. Гудок паровоза, и ноезд отправляется в Рочегду, на лесной склад. Моо’чяе елп, еще утром качавшиеся своими вершинами ия делянке электропплыцика Синцова, те-* иерь превратились в лесные материалы, которых с нетерпением ждут и в Донбассе п в Подмосковье. Лесной механизированный ноток сократил путь бревна от делянки до потребителя. Новые механизмы, которыми страна оснащает лесные предприятия, не только облегчили труд лесорубов, не только сделали его производительным, они на­ всегда покончили с неторопливостью, ку­ старщиной. которая господствовала прежде па лесозаготовках. А. СЕМАКОВ. Архангельск.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz