На страже Заполярья. 1949 год. Август.
и аьгуета 1949 г., fft 188 (3493). НА С Т Р А Ж Е З А П О Л Я Р Ь Я Тебе, любимая Родина, силы и знания Н А О ТК РЫ ТО М КО М С О М О Л Ь С К О М СО Б РАНИ И На собрание пришли п комсомольцы п пессюзная молодеи:ь.Предстояло обсудить вопрос: «Служить и учиться так, как слу жат п учатся комсомольцы Гатин и Гавин- ский». Слово взял секретарь комсомольской организации корабля Герой Советского Союза лейтенант Тимофеев. — Паша великая Родина.— сказал он,— переживает незабываемые дин, когда весь * > советский парод под руководством больше вистской партии и родного товарища Сталина трудится над досрочным выполне нием послевоенной сталинской пятилетки. Среди многомиллионного рабочего класса и колхозного крестьянства есть сотни и ты сячи самых передовых рабочих и колхоз ников, которые своим трудом уже превы сили установленные нормы и работают в счет 1950— 1952 годов. Очень многие за годы послевоенной пятилетки выполнили по нескольку пятилетии* заданий. Созна ние нашего народа охвачено единым по рывом: с каждым днем стремиться вперед и вперед к коммунизму. Мы, воины Советских Вооруженных Сил, в ответ на это патриотическое движение должны неустанно изучать военное дело, чтобы с честью защищать мирный труд нашего народа. Мы с гордостьюможем ска зать, что и у нас есть свой передовики — отлнчилкп боевой п политической подго товки. Среди них особенно выделяются знаниями и умением комсомольцы старшие матросы Гатин и ГавИпскйн.В биографии их — жизнь простых советских людей. Николай Кириллович ГаТиИ родился й 1927 году. Учился, работал. D 1943 Году добро вольно Пришел в ряды Военно-Морского Флота и был зачислен воспитанником иа один из кораблей в группу сигнальщиков. С большой энергией взялся он за изучение специальности. Под руководством команди ра отделения, с помощью старослужащих матросов он упорно осваивал свою спе циальность. Обладая замечательными качествами — упорством и настойчивостью, имея неодо- лимое стремление к знаниям, стремление как Можно больше принести пользы Роди не, ой отлично изучил специальность енг- налыЦПКа. За свою службу в рядах Военно-Морских Сил Гатин не имеет ни одного взыскаипя. В его карточке взыска ний и поощрений числится 25 благодарно стей. За отличное несение вахты и спгнало- Ф производство комсомолец Гатин был дваж ды награжден денежной премией Коман дующим. Он сфотографирован у разверну того флага корабля. На конкурсе на луч- ^ шего впгналыцпка Северного флотакомаи- >к> дующий флотом наградил Гатина Почетной грамбтой. Н <1 копкурсе на лучшего сиг нальщика среди кораблей, проходившем этим летом, оп занял почетное первое Ме сто. Свои опыт и знаний Гатнн передает товарищам. Во время оТсуТсТййя коМапДира от делепия Гатин замещает eft), организует самостоятельно занятия с личным составом. Требовательный к себе и другим, он ДохоД^ чпво об’яспяеТ матросам все вопросы. Был такой случай. МатросШапкпн, пришедший недавно на корабль, плохо передавал флажной семафор, движения его были не лепы и читать, что он пишет, было очень трудно. Старший матрос Гатин показал Шапкину, как лучше производить движе ния руками, потренировал его несколько раз, и тот научился четко передавать се ми фор. Матрос Вахромеев, прибывший на ко рабль вместе с Шапкпиым, пеплохо переда вал и принимал семафор, по слабо разби рался во флажках и сигнальных книгах. По поручению командира отделения енг- шлыцнков старшины 1 статьи Плешкова Гатин лично стал заниматься с Вахроме евым, доходчиво об'яспил, как читать сиг нальные кнпги, как в сигнале найти глав ное слойо, где и в какой книге нужно ис кать его и как прочесть сигнал. Матросы ]Панкин и Вахромеев теперь неплохо раз бираются в сигнальном деле и, перенимая опыт у отлпчппков, уверенно идут в ногу (' отличниками боевой и политической под готовки. Весь распорядок дня у Гатина подчинен боевому и политическому росту.. В свобод ное от занятий времяего можно увидеть за чтением художественной и политической литературы. О каждой прочитанной книге он рассказывает товарищам, и они совме- пио организуют обсуждение с“. Так не давно Гатин провел собеседование но кни гам «Кавалер Золотой Звезды» и «Штурм Берлина». Гавинскпй Юрин Марпяпович^ также пришел в Военно-Морской Флот доброволь но. В карточке взысканий и поощрений у и*‘го пет ни одного взыскания, а есть 23 благодарности. За короткое время службы На нашем корабле он имеет четыре благо- дариости.ст командира кораоЛя и команди ра боевой части. Комсомолец ГайНИейий Р исполняет должность командира отделения артиллерийских электриков. Требователь ный к себе и подчиненным, он пользуется заслуженным авторитетом среди личного состава своего отдпенпя и боевой Части. Воспитывая у своих подчиненных любовь к морской службе, любовь к порученному делу, оп старается так использовать время, отведенное на занятия, чтооы было макси мум пользы для себя и всего личного со става. Разъясняя сложные механизмы и приборы, он добивается отличных знании у подчиненных, чтобы и они .стали в ря ды отличников. Свою работу с отделением умело сочетает с комсомольской работой, являясь членом бюро. Секретарь комсо мольской организации боевой части пору чил комсомольцу Гавинскому совместно с К'.мсомольцеМ Гсршановнч оформить куб рик. Хорошо развешенные плакаты, лозун- /и, портреты руководителей партии и на шего правительства, ежедневно обновляю щийся транспарант <Новостидня» свиде- тльствуют о том, с. какой любовью ком сомолец Гавинскпй относится к комсо мольскимпоручениям. Гавинскпй Можно много говорить об этих комсо мольцах, пх стремлении, не жалея ни сил, ни знаний, сделать передовым свое отделе ние, боевую часть, корабль. Накопленный опыт они стараются передать своимтова рищамно службе, чтобы на корабле не бы ло ни одного отстающего матроса. Повы шая свой технический и идейно-полити ческий уровень, они все глубже изучают слою специальность. Неся почетпос звание комсомольцев, Гатин и Гавинскпй с честью выполняют присягу, данную народу, Ро дине. Пх примеру следуют комсомольцы Ильин, Тихоновский, Матва, Немков и многие другие. С большим интересом прослушали моря ки доклад, и, как только он закончился, Каждому хотелось сказать о самомзавет ном — о горячемстремлении оТличпо слу жить своей матерц-РодИне. Выступивший в прениях лейтенант Ка таев сказал: —На корабле старший матрос Гавинскпй зарекомендовал себя, как человек, стремя- 4 щпйся стать отличным ейецпалистом свое го дела. В изучение совершенно новых для него схем сложных механизмов и прпборов управления артиллерийским огнем он ушел с головой. Изучая вверенную ему боевую технику, ои не жалеет ни спл, ни времени, настойчиво повышая свои знания и боевое мастерство. Видя в Гавпн- ском отличного специалиста, коман дование корабля поставило его па должность командира отделения. В от деление Гавпиского назначили строевых матроСов Скобельцева, Книжника и Тка ченко И поручили ему обучить пх Спе циальности артиллерийских электриков. Понимая, какое ему оказано доверие, Га винскпй с большой энергией взялся за по рученное дело. Разбирая детально каждый узел схемы, показывая все эТо иа меха низмах, он добился Toto, Нто за короткое время все его подчиненные овладели спе циальностью, а матрос Скобельцев уже поставлен на штат корабельного артилле рийского электрика. МатросЫ Книжник и Ткаченко также вскоре будут поставлены на штат. Старшпй Матрос Гавппскйй добивается того, чтобы все бойцы стали отличника ми. Являясь помощником руководителя политических занятий, Гавипсиий хорошо знает материал, который изучается по про грамме. Он готовв любое вревиг заменить руководителя* если тот по какой-либо при чине отлучится. Не раз Гавпнский сам проводил политические запятня с iруиной. Практика efd занятий показывает, что Гавинскпй умело подходит к теме, Всегда находя главную мысль. Матросы, задавая вопросы па политзанятиях Гавинскому, по лучают исчерпывающие ответы. Однажды матрос БелялОв йойросил Гавипс.кого рас сказать о ноложепИИ в Китае. Комсомолец Гавипский Подробно ответил, показав на карте города, занятые в последнее иремя войсками ИйроДно-оСйобОДйтельПой йрмйи, и Лйнпю фронта. ' Старйшиа 1 сТаТьй Дубасов в своем йЫ- стуилеНйи сказал: — Мне, как временно исполняю щему обязанности Командира боевой Ча^ стп, приятно слушать, что так говорят 0 моем подчиненном старшем Матросе Гатине. Вся работа в нашей боевой части поставлена так, чтобы все использовали максимум времени на зайяТйЯ. Как ради сты во главе с отличником боевой и поли тической подготовки старшим матросом Немковым, так и сигнальщики успешно изучают свою специальность. Отделение сигнальщиков во главе со старшиной 1 статьи Плешкойым иа 90 процентов со стоит из отличников боевой и политической подготовки. Сигнальщики матросы Шапкпп и Вахро меев также имеют большие успехи. Прика зом командира им присвоено звание «стар ший аатрос». Остаршем матросе Гатпие можно сказать очень многое. Он уже заия.т в прошломю- ду третье место в конкурсе по Северному флоту. Летом этого года оп завоевал пер вое Место в конкурсе среДн сигнальщиков кораблей. Сейчас его показатели пыШс норм. 11 а политических занятиях он также ус певает. Пожалуй, нет такого войроса, па который комсомолец ГатИи не ответил бы. Тщательно готовясь по каждой Темс, ол всегда отвечает уверенно и четко. СйоН знания Гатинпередает товарищам по служ бе. Па собрании выступили также старшие матросы Ефремов, Кузин, Мурашов. Все они говорили об отличниках боевой и полити ческой подготовки Гатине И Гавийсйом, призывали комсомольцев и Несоюзную мо лодежь следовать примеру передовых вои нов. С ответным словом выступил Гатни. Оп сказал: — Я благодарю комсомольское собрание за оказанную нам честь. Почетное звание отличника боевой и политической подготов ки мы с честью будем носить все время. Мы обещаем, что с еше большей энергией бу дем изучать порученное НаМ дело, переда вая свой опыт другим товарищам, ЧтооЫ и они стали в число передовых. Мы даем обещание, что все матросы Наших отделе ний будут отличниками боевой и полити ческой подготовки. В заключение выступил командир ко рабля: — Па нашем корабле многоотличников i ооевон и политической подготовки. Отделе ние сигнальщиков в скором будущем ста нет полностью отличным. Очень хороший почин сделала комсомольская организация, чтопоставила в пример всему личному со ставу корабля комсомольцев Гатина и Га- вннского. Эго большая честь для них. Собрание решило послать письма родите лям Гатина и Гавинского, рассказать нм, что их сыновья служат своей ыатерн- Родпне безупречно и образцово. Старшина 2 статьи Е. СТЕПАНСЗ. отличный ФИЗКУЛЬТУРНИК На груди комсомольца старшины 1 ста тьи Первова красуется значок ГТО 2 сту пени. Нервов— отличный Физкультурник, организатор спортивно-массовой работы в своем подразделении, неоднократно зани мавший здесь первенство но легкой атлети ке. Этого он добился упорными тренировка ми. Первова часто можно видеть на спор тивной площадке. Он регулярно отрабаты вает упражнения на перекладов и брусь ях, много времени носпяшаег бегу, мета нию диска и другим видам спорта. Получив значок 1 ТО 2 ступени, Нервов не успокоился на достигнутом. Он система тически тренируется, закаляет себя физи чески. помогает своим товарищам подго товиться для сдачи норм комплекса «Готов к труду и обороне». Старший матрос Н. СТЕПАНОВ* Шахматный турнир По инициативе партийной организации у нас начался шахматный турнир иа полу чение звания шахматиста пятой категории и чемпиона корабля. Перед началом ро зыгрыша участники турнира еще раз озна комились с правилами игры. По кубрикам были вывешены таблицы хода борьбы за первенство по шахматам. В турнире принимают участие пятнад цать сильнейших шахматистов корабля — офицеры Рсво, Фролов, Гмыря, Михайлов, старшины Попов, Карпов, матросы Царь ков, Подольский и другие. С самогоначала игра приняла острый характер. Особенно интересные комбинации проводил офицер Фролов. Он набрал 23,5 очка из 28 возможных. Матрос Царьков набрал 21 очко, но ему предстоит сыграть еще две партии. Не исключена возмож ность, что Второе место будет принадлежать ему. Третье место оспаривают офицеры гмыря и Андриенко. Турнир привлекает много болельщиков из НаПййающпх шахматистов. Все с инте ресом ждут окончания и результатов ро зыгрыша. Старшина 1 статьи А. КОРЕНЬ. Отец и сын Черепановы строители первого паровоза Славная страница истории*развития и и Спортивная хроника СДАВАЯ НОРМЫ ГТО, старшпй матросКондратюк добился хорошего результата в беге иа 3.000 метров. 4 Старший матрос А. ЕГОРОВ. ■а -а я ПО ПРЫЖКАМ В ВЫСОТУ первен ство в пашем подразделении завоевал сержант Федоров. Ефрейтор А. БАХОЛДИН. ■а а -а РЕГУЛЯРНО ТРЕНИРУЯСЬ', сер жант Момотов п старшпй матрос Ду- бик значительно улучшили своп по казатели по прыжкам в длину и в высоту. Старший матроб 8. ГЁРАСИМ0&И4. ■ь <г В МЕТАНИЙ ГРАПАТЫ немалых успехов добился сержант Ларин. Младший сержант Б , ЁРОФЁЁВСНИЙ. ТЕХНИКУ ПОДНЯТИЯ ГИРИ хоро шо освоил сержант Терешко, В. ССТАПЧУК. дов. Доменные печп, десятки железоделатель ных кричных горнов, батареи медеплавиль ных нечей, золотые и платиновые прииски, железные и медные рудники требовали очень много механизмов. Руководство но разработке проектов, стронтелмтву и уста новке этих механизмов, а равно и контроль за их работой, лежали на Черепановых, ii чести выдающихся самородков надо отне сти н то, что они не только строили маши ны, но и создали много оригинальных устройств для производства машин. Ими созданы замечательные токарные, строгаль ные. сверлильные и винторезные станки, а также другое промышленное оборудова ние. Наиболее славным делом Черепановых было создание первого русского паровоза и первой русской* железной дороги с паровой тягой. Это было й августе 1334 года. Паровоз Черепановых представлял собою оригинальную конструкцию* паровой ма шины, установленной иа колесах. Он ходил по «колсеопроводам» (рельсам) длиною око ло 800 метров и перевозил со скоростью 15 кйлоМетров в час до трех с половиной тоПН груза. В 1835 году об этом Паровозе писали: «Самый пароход состопт из цилиндри ческого котла длиною 5,5 футов, диаметром 3 футов и из дяух паровых лежачих ци линдров длиною 9 дюймов, в диаметре 7 дюймой. После первых опытов, для усп- нашеи отечественной техники Средиmien многих выдающихся самород- стапляло паровые машины для всей пкж- коз, обогативших науку п технику ценны- не-тагильскэн группы демидовских заво- ми открытиями н изобретениями, советские люди с гордостьюназывают имена Ефима Алексеевича н Мирона Ефимовича Черепа новых. Это пх трудом и умомпостроены сто пятнадцать лет тому назад первый русский паровоз н Первая железная дорога. Огецн сын Черепановы — простые р у с ские люди, жптели Урала. Их прадеды, де ды, отец, да и сами они были Крепостными известных уральских промышленников Де мидовых. Лишь в 1833 году, на тридцать пятом году жизни, Ефим Алексеевич по лучил официальное освобождение от кре постного ярма. Его сыну Мпропу Ефимови чу «вольную» далн только в 1836 году. Однако это освобождение па Деле было пустой формальностью. Дом Черепановых стоял на земле нпжне-тагнльскнх заводов, принадлежавших Демидовым. Главная за водская контора приняла все меры, чтобы Черепановы не ушли с Демидовских заво дов. С этой целыо она взяла у Черепановых особое «обязательство на службу господам- довернтелям», т. е. Демидовым. Кроме того, одни из руководителей заводов Николай Никитович Демидов старался привязать Черепановых к своему предприятию раз- лнчнымн денежными наградами, ценными подарками и.т. д. И. II. Демидов, странстйуя по Западной Европе, посетив некоторые луЧШйс Заводы Урала, обратил йнИмание иа то, какое значение имеют паровые Машины. Он ре шил двйнуть нйереД механизацию ейоего предприятия. Ус.Танойка такой паровой машины была поручена плотййному Ма стеру водяной мельницы Ефиму Алек- .!гп!!л жара, прибавлено в котел*некоторое число парообразовательных медных трубок и теперь имеется оных до 80. Обратное движение машины, без поворота, произво дится нЫне нереМеНою йпуска паров в дру гую стэрспу, действием эксцентрического колеса, приводящего в движение паровые золотники. Запас горючего материала, со стоящего из древесного угля, и потребпоЙ иа действие волы, следует за пароходом й особом фургоне, за которым далее прикре плена приличная повозка для всякой по клажи или для пассажиров, в числе 40 человек». После постройки первого паровоза Чере пановы сразу же присТупплп к сооружению второго,более мощного. Через семь месяцев второй паровоз, значительно улучшенной конструкции и большей мощности, чем первый, был построен. Ои перевозил до 17 тонн грузов. Внешне черепановские «паро ходы» походили иа старые конструкции паровозов, которые и сейчас можно видеть в ячестве маневровых На небольших стан циях. Строительство Черепановыми первого русского Паровоза и первой железной дефо- гп иа три года опередило законченное й соевичу Черепанову. Израсходовав на строительство па ровой машины «кошт самой незначу- ший», ЕфимАлексеейич добился своей цели. Его машину «сплою против Четы рех лошадей» установили на МелЬйиЦе. В *№ть ее строителя на еерсбряпой Ва зе, украшенной заТейлийЫм орнаментом, была выгравирована надНйсь: «Ефиму Алвкееёвйчу Черепанову. Устроение первой пармюй машины на рудниках и заводах НнМйв*ТяГилв- ских 1824 года». Построенная Черепановым-отцом ма шина работала очень" четко. В суткп она перерабатывала около 90 пудов зерна. Первый успех окрылил самородна- коиструктора. Вслед за тем Черепановы предпринимают поездку в Петербург, а затей за Границу, здесь оИй Познакоми лись с новейшими достижениями техни ки того времени. Вернувшись в Нижний Тагил, Черепановы занялись устройством паровой машины для Медного рудника. Нм удалось соорудить ВоДооТЛййную ма шину мощностью в тридцать лошадиных сил. За нею последовало еще несколько, Уже более сложных и более мощных ма шин. Механическое заведение, устроен ное Черепановыми на Выйеком заводе близ Тагила, стало передовым центром ____ русской технической мысли. Оно по- Простые русские рабочие, жители УралЛ Ефим Алексеевич Черепанов И его сын Мирон создали первый в России паровоз. Пущен он был 115 лет тагу ,ч'азад—! 1 августа 1834 гола. НА СНИМКЕ: модель первого русского иа- ровозй конструкции Черепановых в Ленинград ском музее железнодорожного транспорта. Фото Н. Караваева. 1837 году сооружение ЦареКосеЛьекоЙ Же лезной дороги. Однако имя их не было да же. названо. Виновниками этого явились ироМЫШЛенпикн Пайел и Анатолий Деми довы, кичившиеся своими богатствами, Нз- ::а корыстных интересов пе желайШИе рас пространить их опыт по всей России. По этой же причине выдающееся Изобре тение Черепановых не попало ни nd Пе тербургскую, Ин на Пермскую выстайки- «образной Изделий фабричной, завод ской, ремесленной и всякого рода про-, изведеийй местной промышленности».: Труды Черепановых не получили ни ‘. заслуженной популярности, ни должно го развития. Однако их самоотвержен ный труд дал России Право занять ме-; сто в числе первых четырех держав ми-! ра по времени введения железных дорог с паровой тягой. Позднее Исследования» русских самородков легли в оейову па- j ровозостроения. Сто пятнадцать лет прошло с тех пор,; как отец и сын Черепановы построили, свой первый паровоз. За сто с лишним ; лет наука и техника сделали огромпый : шаг вперед. Ныне на стальных маги- ; стралях страны курсируют тысячи мощ-. ных паровозов. Железные дороги стали: важными линиями связи, кровеносны- • ми сосудами огромного организма Могу-; чего Советского государства. Миллионы • тонн различных грузов перевозят они из одного конца страны в другой. С уВаже^! пнем и гордостью за свой Великий нар(Уд‘? называем мы сегодня имена Ефима j Алексеевича и его сына .Мирона Ефимо- j вича Черепановы*. Мы всегда отДаем ; должное Их выдающемуся вкладу в отечественную науку и технику. Строи тели первого русского паровоза Ипервой ' железной дороги с паровой тягой за- ■ нпмают почетное место в ряду замеча тельных новаторов техники. В ГОСТЯХ У МАТРОСА С ВАРЯГА“ Р А С С К А З У Ч А С Т Н И К А ГЕ РО И Ч Е С КО Й БИ ТВЫ Р У С С К И Х М О РЯКО В Я пришел к нему третий раз и, хотя был выходной день, оНйТЬ не застал его дома. — Степаныч у нас дома не сидит, ои Всегда чем-нибудь занят, — пояснили мне соседи. — Сейчас oil на конном дворе.- Матка у нас одна ожеребилась неудачно. Хотели прирбзать ее, да СтепаиЫч не дал. «Прирезать, — говорит, — нетрудно, а ее надо выходить, ведь колхозу Кё/К.Шй конь дерог». И выходит. Две педели ни днем, ни ночью не отходил от нее: жеребеночка, как дитя, нз бутылочки молоком Поил, а пропасть не дал. — Прокофий Степаныч у пас голова. За что не возьмете** — сделает, а уж страж колхозного добра самый зоркий, — вставил свое слово подошедший бригадир. — lie гЛЯдите, что еМу На йосьМой десяток давно перевалило, в труде он любому нз нас не уступит. Крепкий, трудолюбивый старик. .Да, что говорить, флотской закалки че ловек! С Прокофием Степанычем Судаковым — водолазом с легендарного крейсера «Варяг», героем Чемульпо я знаком Давно. Каждый раз. Приезжая й отпуск й Ермшнниекпй район Рязанской области, я встречаюсь с. ним и подолгу слушаю его рассказы о службе иа флоте, о Цусимском сра жении, об исторической битое «Варяга» и «Корейца» в порту ЧемульНо. В 1901 году ои, неграмотный деревен ский парень, благодаря своей богатырской силе и «подходящего» роста был в.*ят па Флотскую службу. Пройдя невыносимую муиггру, Получив бесчисленное множество зуботычин и Поймаиеких лнИькой, он, На конец, кое-как обучился грамоте и стал водолазом. У ПрокофияСтеПЙйЫЧа хранят ся документы и фотокарточки того време ни, свидетельствующие о его службе на «Варяге». На богатырской груди его раз местились Георгиевский крест, медаль за памятный бой в 1901 году и часы с мас сивной цепью. Степаныч рассказывал: «ЭтН часы — «Подарок за отличное зна ние, водолазного дела». Па экзаменах я должен был найти нх н достать со дна мо ря. Достал...». ....Вот и огромный колхозный двор. Во круг чистота и порядок, — Степаныч на вел. На лужайке резвится сосунок. Его мать — рослая, красивая кобЫлПНа, кося глаз, поглядывает за ним. Она стоит спо койно, доверчиво положив голову на плечо своего рачительного хоняпия, заботливо расчесывающего ей волнистую гриву. Хо зяин — седой, широкоплечий, стройный старик — Степаныч, бывший водолаз «Ва ряга», цыпе сторож колхозного кон ого двора, по совместительству — копюх, ве теринар ИТ; Д. — Здравия желаю, — радостно привет ствует oil Ме'йя. — Слышал, Слышал, что приехал. Думал пайестить, да все никак не собеиус!» — дела держат, Мы поздоровались, закурйлй п разгово рились. — ОтоШла МаТуШКа, — Указал ои И «1 кобылицу. — Смотри,какая красавица. Зайтра заирягу ее километров на десять, а iioto\f хоть Ииа все сто — вЫдерЖНТ. А йгдь хотели прирезать. Нет, брат, не при ложив рукИ, ничего не Сделаешь... Заметив, что я с удйвлеийея рассмат риваю многочисленные провода, идущие к коииому двору, Степаныч Пояснил: — Все это с НоЛоЩыо государства свои ми рукаМн сделали. В пойлом году, когда вЫ заходили сюда, ничего этого не было. А теперь мы построили свою электростанцию и На койюшНе Горит электричество. Прове ли сюда телефон, а ИоТоМй раДИо. Благодать теперь Людям здесь. Вот вЧера, убравшись во дйоре, я зашел отдохнуть в нзбуШку. Радио говорит так 1 ромко, чисто. Слышу передают: «Но просьбе моряков будут Ис полнены пеейи о «Варяге». Слушал я яти песни о русской доблести и слайе и снова жИйо вспоминал все события фев ральских дней 1904 года й порту Чемуль по... Вечная память русским героям... Старый моряк снял фуражку, помолчал, закурил и начал рассказывать историю битвы «Варяга» и «Корейца» с множест вом японских кораблей. — Тяжкой, браток, была служба в то время. Бывало, рот не открой, глазом не моргни, если офицер поблизости — зу ботычины так и сыпались. Вольготнее вздохнул я, когда попал на «Варяг». Пер воклассным для того времени крейсером командовал, хотя и нарский, но с челове ческой душой офицер Всеволод Федоро вич Руднев. При нем нельзя было бить ма тросов. Он любил Пх, но требовал здорово. Бывало, на учениях сто йотов прольешь, зато дело свое знали все и службу несли хорошо, а командира любили и уважали. Все это: и выучка, и любовное отношение к технике, и дружба очень пригодились в бою. Зимой 1904 года «Варяг» п «Кореец» стояли в порту Чемульпо. I) бухте было много судов всех стран. Тревожные слухи о войне доходили До пас, по точно мы ни чего не зналй. Руднев много раз запраши вал Порт-Артур, но ответа не было. Так, в ожидании каких-либо распоряжений, мы простояли до 7 февраля, когда яиоискне суда тайно, ночыо ушли пз бухты. Обста новка стала еще более напряженней. Ут ром Руднев послал «Корейца» в Порт- Артур. Но только каноИеркавЫШ.та в Мо ре, ее встретили 14 японских кораблей и пытались было потопить без пьедуирежде- ния самоходной миной. «Корейцу» приш лось вернуться. Японцы закрыли выход Из бухты. Ночью мы го т о й и л и с ь к бою. Иа другой день командир получил пред ложение яПойцев сдаТьсЯ без боя. Команде ничего еще пе говорили. Обед дали рань ше обычного. Мы чувствовали и понимали все сами. Не до еды было. Прощались друг с другом, Давали адреса родиых, ч+обы со общили, кто останется жИв. После обеда мы выстроились па палубе. Все взоры устремились иа командира. Ои сообщил нам о требовании японского адми рала. — Ьратцьь — сказал Руднев, — япон цы вручили мне пакет. Япония об’явнла России войну. Адмирал предлагает-нам по кинуть рейд, вернее — сдаться без боя... Командиртяжело склонил обпажейную го лову. Помолчал, затем лихо вскинул ее. — Братцы! Их много. Во пе бывать этому! Мы не сдадимся! Мы русские! В бою не посрамим чести матросской, наше го русского флота. Ура! Могучее матросское «ура» разнеслось над бухтой. Оно было одобрением решения командира. Иа «Варяге» заиграли гйМи и стали выбирать якорь. Иа «Корейце» тоже. Два русских корабля с развевающимися боевыми флагами смело ПоШЛИ навстре чу вражеским кораблям. Иностранные суДа горячоприветствовали русскую храбрость. Лишь англичане и американцы молчали. Японцы обстреляли пас и снова потре бовали сдаться. В ответ на это загрохотали пушки «Варяга». Через минуту все кипело и грохотало, как и кромешном аду. Метко стреляли комендор!,! «Варяга». Один япон ский Крейсер был подожжен, миноносец по топлен. Но озверелый враг сосредото чил на нас весь артиллерийский огонь. В четырнадцать пробоин «Варяг» забирал в себя воду. Палуба его была завалена тру пами. У орудий, у машин работали ране ные Матросы. Гибель была неминуемой. Крейсер стал отходить в бухту. Скоро и «Кореей» оказался небоеспособ ным.Мы сняли с канонерки команду, а ее взорвали сами. «Варяг», сильно накренив шись на борт. Погибал. Со слезами На гла зах оставляли Мы любимый крейсер, когда крейсер. С нами был и командир. Мйопь горя хлебнули мы здесь. Англичане мориля: нас голодоми холодом, не давали воды, Не лечили раИеных. ДвадцаТИдНейНое пребы-; йайие па корабле они нреиратили ДЛй нас1 в Жестокую Пытку лишь за то. Что МЫ н е ; соглашались перейти к японцам в качест-*: вс пленных. После Долгих мытарств начался длйииый переход с Черное море на разных иност- ‘ ранных судах. Почетом и уважением окру-' жали нас Простые ЛюдиВо все! странаt. Па подходе к Одессе нас встретил гене-* рал. Гсо|)гневс 11 Йе кресты Н медали за бой «Варяга» и «Корейца» под ЧеКульпо в- 1904 ГоДу вручил он нам. ТысЯЧи людей j встретили нас в Одесском порту. В откры- : тые Гостиницы несли на руках. Торжесгйо ! было великое. В каждом городе, на пути в Петербург и Ригу, трудящиеся нас окружали большими почестями и славой. А Царские прайители . устроили так называемый «обед». Но • шкалику водки и деревянной лоЖке с Над- • писью «Герою. Чемульпо» былоиоДано йам иа этом обеде... Долго еще мы сидели вдвоем, и Мйогое • поведал мне старый моряк. Он рассказал о том, как по стране собирались тогда день- • ги — «Пожертвования героям Чемульпо* : и как парекИе Прихвостни Нажились иа • этом, выдай героям несчастные гроши. — В бою мне разбило осколком сапоги, • так вот царь ложку деревянную дал Иие, а ; сапоги сменить не догадался. Так и ходил ! я в нпх, пока сам не добыл себе д р у г и е , ' с горечью вспоминал Прокофий Степайыч. • —В счастливое времяЖивете вы, сЫНКи ; мои. Партия, наше правительство, велйКйЙ ; Сталин большой заботой окружают всех ; нас. И- на эту заботу надо отвечать боль: ] в 1 ой любовью к Родине, служить ей верой ; и правдой, отдавать ей все. На Что мы СПО- : собйы. Я стар. Но пока еще есть ейлы, » тружусь на благо общего дела. ' Степаныч уМолк. Потом стал прощаться. , — Ну, мне пора. Видишь, зовут,— под- ; пялся старый моряк н крепко пожал Кйе ? руку. — Передай всем североморцам МОЙ : горячий привет и пожелания отлИЧйой • службы. Скажи им, что Мы, старйКй, уйе- . репы в Их честном служении РоДйне. Слу- j чйтся кому бывать в иашйх Краях, пусть = заходит в гости. У старого Матроса всегда для вас, защитников Отечества, ШйрОко открытыдвери Ихлеб-соль найдется. Л заверил Степаиыча, что мы с честью он уже совсем свалился на бок и уходил выполнимего наказ, и расстался с ним до- 15 воду. Иностранцы подобрали Нас. jвотьнын нашей встречей’. В числе многих я попал на .ашлийскип 1 Лейтенант В. ФИЛАТОВ». С *
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz