На страже Заполярья. 1949 год. Август.

I ТГ* СТТ7ПЯЕ З АПОЛЯ Р ЬЯ S августа 1949 г. № 186 (3491). Больше внимания дежурной службе Воя воинская апезнь строятся строго по уставам, в соответствии с распорядком дня. Время распределено с таким расчетом, что­ бы деятельность личного состава проходи­ ла с наибольшей пользой для службы, для боевой и политической под пловец . В поддержании строгого уставного по­ рядка большую роль играет дежурная и вахтенная служба. Если дежурная служба анй/эт свои обязанности и образцово выпол­ няет их, то можно с уверенностью сказать, что боевая учеба, прием пищи, смела вах- тенаьсх и другие мероприятия, предусмот- решые распорядком дня, будут проводить­ ся своевременно и организованно. «Суточный наряд, — говорится в Уста­ ве внутренней службы Вооружейшх Сил СССР, — назначается для поддержания внутреннего порядка, для охраны помеще­ ний и имущества части (подразделения), а также для выполнения друтах обязанностей внутренней службы». Чтобы успешно выполнять эти уставные требования, дежурной службе необходимо со всей серьезностью относиться к исполне­ нию своих обязанностей. Можно при­ вести ряд примеров, показывающих, как матросы и старшины борются за точное не­ сение службы суточного наряда. Перед заступлением на вахту старшина 1 статьи Синицын внимательно повторяет свои обязанности и только тоща, когда оп убедится, что знает их, он начинает при­ никать дежурство. Прй приемке он тща­ тельно проверяет порядок в служебных и жилых помещениях, наличие оружия, иму­ щества п т. д. И когда оп заступает на вахту, можно твердо сказать, что в ^под- рааделешш будет обеспечен образцовый по­ рядок. Дневальные стоят по форме одеты- ии, строго следят за чистотой в помеще­ ниях, за внешним видом личного сдстава. Синицын требует от дпевальных, чтобы они четко и ясно подавали команды, до­ кладывали по-уставному. Офицер тов. Молотковп старшина Иван­ ченко положительно отзываются о старши­ не 1 статьи Синицыне и всегда ставят его в пример другим. Совершенно по-другому относится к де­ журству сержант Самойлгок. Однажды он не произвел побудку командирам отделе­ ний ва 15 минут, кж этого требует устав. В !>езушьтате этого под’ем личного состава в этот день прошел вяло и‘неорганизован­ но. Сержант Самойлюк панибратски отно­ сится к дневальным и не требует от них Iвыполнения уставных требований. Во­ время его дежурства дневальный матрос Долбилин часто стоит щ. посту не по форме одетым, с опозданием дает сигналы. Неред­ ко его можно видеть за чтением книги при исполнении служебных обязанностей. Неко­ торые матросы, пользуясь отсутствием трвЗовагодьнлсти со стороны дежурной и дневальной службы, нарушают установлен­ ную форму одежды. Сержанту Самойлгок несколько раз указывалось на безответ- стазнное отношение в дежурству, но он до сих пор пе сделал для себя соответствую­ щих выводов. Совершенно ясно, если суточный наряд отступает от уставных положений, то не может быть крепкой воинской дисциплины. И большинство дисциплинарных про­ ступков среди личного состава является результатом слабой требовательности, неу- мевйя строго жить по уставу. Любое от­ ступление от установленного распорядка в подразделении — неорганизованные побуд­ ка, физзарядка, прием пищи и т. д. — от­ рицательно сказывается на боевой п полл- тпеской подготовке, на организации досу­ га, на состояппп дисциплины. Успех несения дежурной и дневальной службы зо многом зависит . от того, на­ сколько тщательно проведена предваритель­ ная подготовка, насколько каждый-матрос и старшина твердо устоял своя обязанности, насколько хорошо произведен инструктаж наряда. Следовательно, выполнению этих уставных требовашй должно быть придано самое серьезное внимание. СогласноУставу внутренаей службы подготовка к наряду касается всех засту­ пающих в наряд военнослужащих. Суточ­ ный наряд до вступления на вахту освобо­ ждается от всех видов работ и занятий не менее как за четыре часа. Не тал получается у младшего сержанта Зайцева. Нередко бывают случаи, когда матросы, заступающие в наряд, узнают об этомпоздно. Например, старшина 2 статьи Россиев был уведомлен о заступлении де­ журным по подразделению за один час до развода. Естественно, он пе мог подгото­ виться так, как требует устав, и у него оказались пуговицы неначищенными, брю­ ки ноотглаженными. Сам Зайцев считает, что к несению дежурства готовиться не обязательно, так как некоторым матросам приходится часто выполнять обязанности дневальных и поэтому они все знают. Та­ кое мнение ошибочно и противоречит требо­ ваниям устава. С чувством ответственности относятся к подготовке суточного наряда младший сер­ жант Сарпш. Его подчиненные на разводе показывают твердые яканий инструкций и уставов. Добился он этого благодаря повсе­ дневной и кропотливой работе с каждым бойцом. Ток, например, матрос Никифоров плохо знал русский язык и ему трудно да­ валось усвоение требований уставов, из-за чего имели место случаи нарушения воин­ ского порядка. На помощь матросу пришел младший сержант Саргин. Он раз яснил Никифорову требования уставов. Никифо­ ров стал лучше разбираться в своих обя­ занностях и по-серьезному относиться к дневальству. Большое значение в безупречном несе­ нии службы суточного наряда имеют инструктажи, на которых проверяются зна­ ния дежурных и дневальных. Проводящий инструктаж должен добиться того, чтобы каждый • заступающий в наряд знал, как он будет действовать при об’яаленид боевой тревоги, при несчастных случаях, как должен подавать комащы и доклады­ вать начальникам. Приведу такой пример. На инструктаже: старшина . Иванченко спросил старшего матроса Шадура про обя­ занности дневального. На все вопросы Шадура дал обстоятельные ответы. Затем старшина проверил знания инструкции матросом Сидоровым. Он ответил слабо. —Матрос Кастеров, вы можете допол­ нить матроса Сидорова?— спросил Иван­ ченко. — Сидоров пе доложил, что дневальный обязан не позволять людям в холодвов'вре­ мя, в особенности ночью, выходить из по­ мещения неодетыми, — заявил Киствров. Сидорова дополнили и по другим- вопросам. Старшина Иванченко приказал Садороау перед заступлением на вахту еще раз про­ верить свои обязанности. В проверке суточвого наряда старшиной сказываются его забота о службе и стрем­ ление поддерживать твердый'воинский по­ рядок. Чем -чаще и строже старшина будет проводить проверку знаний личного соста­ ва, заступающего в наряд, тем больше гарантии в том, что служба будет четкой. Чтобы дежурные и дневальные добросо­ вестно выполняли свои обязанности, надо тщательно .готовиться к наряду, строго соблюдать уставы и инструкции, а это значит — по-уставному выполнять вяут- решшй распорядок, бороться за повышение боеспособности подразделения. Только-при этих условиях дежурная . служба будет стоять на высоте своего положения. Сержант П. ЧЕТВЕРИКОВ. УСПЕХИ ЛЕТЧИКА ЛИХАНОС Совершенствуют воинское мастерство -В нашем подразделении организованно проходит летняя учеба. Связисты настой­ чиво совершенствуют воинское мастерство. Упорноучатся и добиваются успехов стар­ шина 2 статьи Попков, старший матрос Тепляков, матрос Галышев п другие. Они не только старательно осваивают боевую технику, но и образцово ухаживают за пей. Матрос М. ЛОВЦОВ. — Летает отлично! так говорят в подразделении о летчике офицере Викторе Лиханос. Эти слова — яркое свиде­ тельство успехов летчика в совершенствовании военного ма­ стерства. Всю свою волю и энергию лейтенант Лиханос отдавал учебе. Его окружала дружная семья, богатая славными бое­ выми традициями. Знакомясь с историей подразделения, слушая рассказы ветеранов, он узнавал, как мужественно дрались с врагами его нынешние командиры и воспитатели. I Среди шнх Виктор Иванов, ставший отважным летчиком, ГероемСоветского Союза. Молодой летчик узнал, как в одной из схваток младший лейтенант Сергей Негуляев вступил в " бой с превосходящими силами врага и, таранив немецкий самолет, геройски погиб в этомнеравном бою. О многом поведали страницы истории молодому пилоту, и он учился храбрости, умению, выдержке у ветеранов своего подразделения, с честью охранявших родные воздушные про­ сторы. Лиханос учился любить Родину пламенной, сыновней любовью, воспитывал в себе чувство любви к, воинской служ­ бе, стремление подражать старшим товарищам. | . Виктор Лиханос настойчиво повышал технику пилотиро­ вания, изучал штурманское дело, теорию воздушной стрель- 1 бы, накапливал знания, без которых летчик не может приоб­ рести профессионального мастерства. На всех проверках и зачетных сессиях оп неизменно получал высокие оценки. Качество наземной подготовки решало успехи молодого авиа­ тора в воздухе. Успехи, однако, дались не сразу. Однажды, пилотируя в зоне, он на вертикальных фигурах терял высоту. Про­ исходило это потому, что после переворота летчик излишне долго пикировал. Ему сразу же об’яснжш сущность долу- • J : щенной им ошибки, рассказали, как правильно строить вер­ тикальные фигуры при пилотаже в зоне. Крометого, он пов­ торил соответствующую главу из учебника по теории полета. В результате, при повторном выполнении тех же упражнений все элементы пилотажа стали получаться лучше. Так, преодолевая трудности, растущий авиатор выраба­ тывал свой воздушный почерк. В полетах но маршруту он правильно опознает все встречающиеся в пути ориентиры, точно выдерживает курс п спорость, приходит к заданному пункту, строго но расчетному времени. Лейтенант Лиханос уже во многих отпошенлях прибли­ зился к уровню опытных летчиков, имеющих боевую закал­ ку. В процессе летней учебы коммунист Лпхапос значительно продвинулся вперед. Все это достигнуто большим трудом, усердием, стремле­ нием честно выполнить служебный долг. Виктор Лиханос — спортсмен. Это прщает ему. бодрость, жизнерадостность, де­ лает его физически стойким. Успехи коммуниста Лиханос являются следствием его повседневной и настойчивой работы по расширению своего по­ литического кругозора. В этом году он успешно закончил шко­ лу партийного актива, а сейчас усердно изучает произведения Ленина — Сталина, активно участвует в теоретических со­ беседованиях и семинарах. Члены экипажа — механик са­ молета сержант Андреев, моторист Мосспвянец л оружейник Быков стати отличниками учебы. Вверенная нм материаль­ ная часть безотказно работает п всегда содержится в посто­ янной боевой готовности. Примером во всем им служит пх командир и воспитатель коммунист офицер Лихапос. Старший лейтенант Д. ЛЕМБЕРГ. ^ Л А Д < В п о х о д е Выполняя приказ Министра Вооружен­ ных Сил СССР, моряки горят жела­ нием — научиться действовать в условиях, максимально (приближенных к боевым. Школой практической учебы являются для них выходы в море. * ДОСТИГНУТОЕ — НЕ ПРЕДЕЛ Корабль в море. Зорко стоит на мостике сигнальщик старшина 2 статьи Виногра­ дов Он всматривается в безбрежную даль. Ничто. не может ускользнуть от его всевидящих глаз, пн один звук не остается не услышанным. Он все ви- дйт п обо всем докладывает быстро, четко п точно. Отличительной чертой сигналь­ щика является то, что оп обладает хорошей стереоскопичностью. Это ему позволяет точно определить расположение предмета и на фоне синих северных сопок н в плохую погоду, когда от спльпого ветра слезятся глаза. В этом поаоде высокое мастерство про 1 демонстрировал и рулевой главный старши­ на Солодов. Отважный моряк в годы Вели­ кой Отечественной войны, стоя на горизон­ тальных рулях, не раз спасал корабль от опасных столкновений, смело п уверенно вел корабть точпо по курсу. У Солодова богатый опыт. Он усердно и с любовью обучает своих подчиненных, и он до­ бился своего — все они в любое время могут заменить старшину. — На вахту заступить старшему ма­ тросу Уюхкипу, — командует главный старшина, — будете самостоятельно стоять на горизонтальных рулях. Стоять на горизонтальных рулях — эго мечта каждого рулевого. Поэтому у каж­ дого пз них памятен тог день, когда он впервые взялся за штурвалы сложного ме­ ханизма. Первое время рулевой Уюткпн волнует­ ся. . — Главное — спокойствие, — говорит тов. Солодов, — внимательно смотрите ва приборами. Главный старшина Солодов в обучении матросов придерживается правила: учить своим лцчным показом. И он не отойдет ни на одну минуту от вахтенного на рулях, пока не убедится, что тот отлично отрабо­ тал свои действия. — Молодец! — благодарит старппгаа Уюткпна. — Успехи у вас большие... Уюткип оправдал доЕерпе старшины. Он отстоял вахту без замечаний. Корабльувеличивает ход. Ритмично ра­ ботают дизеля. У боевых механизмов стоят опытные мотористы старшины 1 статьи Никитин и Мандрик, старшие матросы Коз­ лов и Абкарян. Группа мотористов заре­ комендовала себя на корабле, как одна из лучших. — Мы не должны ронять завоеванную нашими друзьями славу, — беседовал с матросами старшина Никишин. — Оли за­ воевали сэ в упорной борьбе. Наша задача с каждым днем умножать эти славные традиции, учиться так, чтобы каждый пз нас был в числе отличников. Этого тре­ буют от нас Родина, приказ Министра Вооруженных Сил. — Не подведем, товарищ старшина, — заявили матросы, — слово свое мы сдер­ жим. Так говорили мотористы перед походом. И в мореони отдавали все своп силы п знания на успешное выполнение задания. В походе также много потрудилась труп­ па электриков. Главный старшина Васин, старшина 1 статьи Кузьминов, старший матрос Ларин сделали все для того, чтобы моторы работали четко, безотказно Электрики показали в море настоя­ щие морские качества. За отличные дей­ ствия и безупречную эксплоатацшо меха­ низмов комапдпр об’явпл группе электри­ ковпоощрение Корабль выполнил задание успешно. Это заслуга Есего личного еостава: рулевых, радистов, торпедистов, электриков, мото­ ристов — всех, кто работал в моречестно, как подобает каждому воппу страны со­ циализма. Но моряки говорят: достигнутое для нас еще не предел. КОГДА КОРАБЛЬ СТАЛ НА ЯКОРЬ После приведения корабля в порядок личный состав был собран для разбора по­ хода. Затем состоялась беседа. С вниманием моряки слушали агитатора старшин; 1 статьи Щербинина. Он рассказал им о богатствах нашей великой Родины, о том, как советские люди борются за дальней­ ший^под’ем промышленности и сельского хозяйства страны. Старшина 1 статьи Кузьминов провел с матросами беседу о боевых традициях со­ ветского флота, о том, как был создан во­ лею вождя' советского народа П. В. Сталина Северный флот. Ежедневно на корабле выпускается «Боевой лпсток», который редактирует коммунист старшина 1 статьи Мотказов. В содержательных заметках пропагандирует­ ся опыт отличников боевой и политической подготовки. Такие «Боевые листки» посвя­ щались главному старшине ^ Солодову, старшпм матросам Козлову, Уюткину и другим. Во время похода коммунисты провели собрание на тему: «Что значит быть пат­ риотом Родпиы». Выступили все коммуни­ сты. Они говорили о том, что каждый со­ ветский воли обязан честно выполнять Военную Присягу и воппекпе уставы. — Наш долг, как патриотов своей Роди­ ны,— сказал старшина 1 статьи Мандрик. — па трудовые успехи советских людей ответить от.тпчпой учебой, всегда и во всем быть впереди. Чем больше будет среди пас отличников боевой п политической подго­ товки, тем крепче будет воинская дисци­ плина. Тем самым мы оправдаем доверие Родины. Нашп дела — дела Родипы. По­ этому мы, как никогда, обязаны настойчи­ во ’совершенствовать военное мастерство, быть политически грамотными п культур­ ными моряками. Паходясь в море, личный состав был тесно связан с жпзпыо страны, флота. Для моряков проводились политинформация и доклады. II все это, несомненно, сыграло большую роль в успешном плавании. В часы отдыха моряки занимались свои­ ми делами. В это время они брали книги пз библиотеки, организовывали коллективное чтение. За столомсидят старшины Мо­ розов п Мандрпк!Они конспектируют труд П. В. Сталина «Об основах ле'шшпзма». В другом отсеке матрос Крыикпн читает вслух стихи В. В. Маяковского. Около не­ го собралось несколько человек. Многие из них читают стихи поэта папзусть. Ма­ трос Крьшкип продекламировал несколько стихотворений и отрывков из поэм В. В. МаякоЕского. Старшины Полопчпков и Лякнп, стар шпй матрос Анохпн п другие читают худо­ жественную литературу. Они прочли по не­ скольку кнпг, среди которых «Белая бык за» Бубеннова, «Ветер с юга» Грина, «Мо­ лодая гвардия» Фадеева и другие произве­ дения лауреатов Сталинской премии. Хорошопотрудились моряки, хорошо п отдохнули. Но моряки всегда помнят, что перед ни­ ми еще много новых трудных зада­ ний, и с этой мыслью они не расстаются никогда. Поэтому они с каждым днем до­ биваются новых п новых успехов, ста­ раясь как можно лучше выполнить любое задаине командования. Лейтенант М. МЫЛЬНИКОВ. В ПЕРВЫХ РЯДАХ Хорошоизучил специальность электри­ ка комсомолец старшина 2 статьи Ннзов- цев. Он всегда содержит в хорошем состоя­ нии материальную часть. В результате зпания механизмов и регулярного пх осмотраНизовпев добился безотказности пх работы. Энергичный п трудолюбивый, он не успокаивается на достигнутом. Являясь старшиной отделения, он пеус-* тайно заботится о подчиненных. Часто про­ водит с ними занятия л тренировки. Про­ сто и доходчиво об’ясняет им устройство материальной части. Его отделение всегда готово к любым действиям на своих по­ стах. При проверке знании подчиненные старшины Нпзовцева показали высокую боевую выучку л заняли одпо из первых мест в подразделении. Недавно комсомольская организация по­ слала поздравительное письмо его родите­ лям, в котором благодарила их за отлич­ ное воспитание сьша. За свою безупречную службу старшина, 2 статьи Низовий имеет'ряд поощрений и благодарностей. Старшина 2 статьи Н. ГУРЬЯНОВ. По-комсомольски Комсомолец Игорь Филиппов работает? токарем. Все поступающие к нему заказы выполняются изг раньше установленного срока и с хорошим качеством?. Отличное знание своей профессии и усердный труд на благо Родины по зволяю т ему система­ тически значительно перевыпо.шять про­ изводственные задания. Тов. Филиппов в честь Дня Военно-Морского Флота обязался выполнить июльский план к 24-му числу. Комсомолец сдержал свое слово. Данное им обязательство он осуществил на деле; Июльский плап выполпеи к 23 июля на 248 процентов. Отмечая безупречную службу лучшего производственника, отличника боевой и политической подготовки, комсомольская организация послала благодарствеипое письмо к отцу Игоря Филиппова— Анато­ лиюПавловичу. Старший матрос И. ИЛЬИН. lUIATPOC МУРТАЗИН — один пз m лучших воинов подразделения, о тли чни к боевой п политической под­ готовки. В его карточку взысканий и поощрений занесено 40 благодарно­ стей. Старший матрос И. НИКОНОВ. tr -а Л ОБРОКАЧЕСТВЕПНОИ В СРОКот­ ремонтировали компрессор стар­ ший матрос Ткаченко и матрос Блп- U0B.' Сержант Н. ВЕЩЕЗЕРОВ. -Я-Cr -tr рЫСОКПХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ на ° практической тренировке до­ стигли солдаты Осппщев, Королев, Логутов ц Шеховпсв. Солдат И. КОБЗАРЬ. » 1 г у МЕЛО НЕСЕТ ходовую вахту J сигнальщик старший матрос Зажпгнн. В море оп действует смело, со знанием дела. Старшина 1 статьи П. ЕМЕЛЬЯНОВ. ■ft * ПУЧШПП РАДИОМЕХАНИК сер- жапт Ершов дважды завоевал первенство в части. Он награжден Почетной грамотой и имеет 30 поощ­ рений. Старший матрос Н. ШАРАЙ. •о * ☆ З аботливо ухаживает за мл- териальной частью моторпст ма­ трос Брызгалов. Обслуживаемые им механизмы действуют безотказно. Старшина 2 статьи В. САЗОНОВ. Отвечаем на вопросы читателей Преодоление пережитков капитализма в сознании советских людей Читатель нашей газеты, главный старшина В. Капралов задал во­ прос: «Как преодолеваются пере­ житки капитализма в сознании со­ ветских людей?». Отвечаем на этот вопрос. Редакция рекомендует аги­ таторам прочитать этот ответ ма­ тросам и старшинам. ☆ Советский народ под руководством пар­ тит Ленина — Сталина уверенно, с огром­ ным энтузиазмом строит коегмунизм. В успешном осуществлении этой историче­ ской задачи огромную, всевозрастающую роль играет коммунистическое воспитанно тружеников социалистического общества и «развернутое наступление на враждебную идеологию за рубежом, на пережинал бур­ жуазной идеологии в сознании советских людей у Н 4 С внутри страны» (А. А. Жда­ нов). Борьба с буржуазной идеологией приоб­ рела в настоящее время особую остроту ещо и потому, что фронт борьбы за социа­ лизм значительно расширился. От капита­ лизма откололся и стал на путь социали­ стического развития ряд новых стран. Все человечество разделалось па два больших непримиримо враждебных лагеря — про­ грессивный, демократический, во^главе с советским пародом, и реакционный, импе­ риалистический, в котором решающую роль играют англо-американские империа­ листы. В борьбе этих двух лагерей вопро­ сы идеологии играют огромпую роль. Со- иналистическая идеология, ее теоретиче­ ская основа -г—марксизм-ленинизм яв­ ляются тем могущественным духовным оружием, при помощи которого советский парод вместе с народами стран новой де­ мократии и трудящимися капиталистиче­ ских стран ведут успешную борьбу за прочный мир, за победу народной демокра­ тии, за социализм. Советский народ играет ведущую, ре­ шающую роль в прогрессивном демократи­ ческом лагере прежде всего потому, что он опирается, на созданный в нашей стране социалистический строй, что он представ­ ляет пз себя в политическом и моральном отношении единый сплоченный коллектив, сознательно и последовательно борющийся за осуществление компгушистическпх идеа­ лов — самых возвышенных идеалов чело­ вечества. Великий советский народ под руковод­ ством партии Лешина — Сталина в ходе выполнения сталинских пятилеток*разре­ шил основные задачи переходного периода от капитализма к социализму. В процессе социалистического строительства были уничтожены вксплоататорсвде классы и причины, порождающие классы в эшш а - тацшо, преодолены основные классовые противоречия между рабочим классом и крестьянством. В нашей стране создан фундамент бесклассового общества — едя- ная высокоразвитая социалистическая эко­ номика. На этой незыблемой, гранитной основе возникли такие могущественные движущие силы социализма, как непобе­ димое морально-политическое единство со­ ветского общества, нерушимая дружба всех пародов пашей страны, советский патриотизм-. В ходе борьбы за социализм были прео­ долены многие пережитки капитализма у рабочих, трудящихся) крестьян, советской интеллигенции. «Каждый день поднимает наш парод все выше и выше. Мы сегодня пе те, что были вчера, и завтра будем не те, что были се­ годня. Мы уже пе те русские, какими были до 1917 года, и Русь у пас уже не та, л характер у нас не тот. Мы изменились и выросли вместе с темп величайшими пре­ образованиями, которые в корне измелили облик нашей страны» (А. А. Жданов). Одним пз решающих путей преодоления пережитков капитализма в сознании на­ ших людей являлось п является) коммуни­ стическое воспитание. Во всей деятельности партии Ленина — Сталина, в деятельности Советского госу­ дарства вопросы коммунистического вос­ питания советского народа всегда занима­ ли и занимают большое место. Идейной, теоретической основой воспитательной ра­ боты нашей партии п Советского государ­ ства являлась п является марксистско- ленинская теория. Поэтому паша партия, товарищ Сталин с такой настойчивостью боролись и борются за успешное овладение советскими людьми и в первую очередь нашими кадрами большевизмом, за воспи­ тание у них на этой основе новых комму­ нистических черт, навыков. Мелкобуржуазные навыки и религиоз­ ные предрассудки, пережитки в иацпопаль- ном вопросе, элементы низкопоклонства перед буржуазной идеологией — таковы некоторые основпые формы проявления капиталистических пережитков в совпалил советских людей. Преодоление капиталистических пере­ житков в экономике СССР и сознании со­ ветских людей есть разные стороны одного процесса социалистического строительства. По было бы ошибочно эти две стороны отождествлять как по существу, так л по времени. В процессе социалистического строительства пережитки капитализма в экономике уже во вторую сталинскую пя­ тилетку были в основном преодолены, за исключением тех райопов, которые недав­ но присоединены к Советскому Союзу. Не­ сколько пначе обстоит дело с пережитками в сознанпп людей. Рабочие, крестьяне и интеллигелцпя прошли большую школу коммунистического воспитания. Но задача преодоления бур­ жуазных пережитков в сознании далеко еще но решена. Чем же об’ясняется наличие пережит­ ков капитализма в сознании людей в то время, когда уже уничтожены п& только эксплоататорскпе классы, по и причины, порождавшие эксплоатацшо человека че­ ловеком, когда уничтожены капиталисти­ ческие пережитки в экономике СССР? Псчернь 1 вающпй ответ на этот вопрос дает марксистско-ленинская теория.' Основоположники маркспзма-леппнпз- ма доказали, что общественное бытие опре­ деляет общественное сознание. О измене­ нием материальной жизни людей меняется пх сознание. Маркс сформулировал это важнейшее положенно материалистическо­ го понимания общественных явлений в следующих словах: «Способ производства материальной ж и зн и обусловливает соци­ альный, полптпчеекпй и духовный про­ цессы ж и зн и вообще. Не соопанпс людей определяет пх бытие, а, наоборот, их об­ щественное бытие определяет их созна­ ние». Товарищ Сталин, развивая дальше ис­ торический материализм, с исчерпываю­ щей полнотой нокчтзал, что «...источник Формирования духовной ж и зни общества, источник происхождения общественных идей, общественных теорий, политических взглядов, политических учреждений нужио искать пе в самих идеях, теориях, взгля­ дах, политических учреждениях, а в усло­ виях материальной жизни общества, в об­ щественном бытии, отражением которого являются эти идеи, теории, взгляды и т. п.». (П. В. Сталин. Вопросы ленинизма, стр. 545). Леппн и Сталин неоднократно указывали на то, что сознание людей несколько от­ стает от изменения материальных основ их жизни. На январском пленуме ЦК ВКП(б) в 1933 г. товарищ Сталин говорил: «Вы, как марксисты, должны знать, что сознание людей отстает в своем развитии от факти­ ческого пх положения. Колхозники по по­ ложению уже не единоличники, а коллек­ тивисты, ио сознание у них пока еще ста­ рое, частно-собственнпчсское». Замечательный апалпз причин жпзуче- сти пережитков дан в сталинском Кратком курсе псторни ВКП(б). «Сознание людей в его развитии отстает от их экономического положения. Поэтому нережнткл буржуазных взглядов в. головах людей остаются п будут еще оставаться, хотя капитализм в экономике ужо ликви­ дирован. При этом пужпо учесть, что ка­ питалистическое окружеппе, против кото­ рого надо держать порох сухпм, старается оживлять и лохтерживать эти пережитки» (стр. 307). Необходимо, однако, иметь в виду, что пе все формы общественного сознания от стают от Фактического положения людей, классов. В отличие от других видов обще­ ственного созпаппя революционные идеи обладают способностью предвидеть даль­ нейшее развитие действительности. В пол­ ной мере это относится к марксистско-ле­ нинской теории, как до конца научной и революционной, обладающей тем замеча­ тельным свойством, что она пе только пе отстает от революционной практики, от жизни, но, наоборот, идет впереди жизни, освещает дорогу практике, дает силу ориентировки, ясность перспективы, уве­ ренность в победе коммунизма. Важнейшие цутп преодоления пережит­ ков капитализма в сознании людей с ис­ черпывающей полнотой были указаны Лениным и Сталиным. Материальной базой для укрепления н развития коммунистического самосознания рабочих, колхозников п интеллигенции, для окончательного преодоления пережитков капитализма в их сознании является бы­ стро развивающееся социалистическое на­ родное хозяйство. В стране победившего содиалпзма созда­ ны пе только вс£ необходимые предпосыл­ ки для преодоления пережитков капитализ­ ма в сознании людей, по и имеются могу­ щественные силы и средства, способные успешно и полностью решить эту задачу. К ним) относятся морально-политическое единство советского общества, нерушимая дружба народов, советский патриотизм и прежде всего великая партия Лепппа — Сталина — организатор п вдохновитель всех побед социализма в нашей стране. Коммунистическое воспитание в широком смысле этого слова — вот тот ошн из ре­ шающих путей, на которомбудут уничто­ жены все капиталистические пережитки в сознанпп строителей коммунизма. «Мы хорошо онаем, — говорит на XVII с’ездб ВКП(б) тов. Молотов,— что наш совет­ ский строй создал уже все предпосылки для дальнейшего быстрого роста материально­ го п культурного уровня трудящихся, для создания изобилия товаров и продуктов и для удовлетворения быстро растущих куль­ турных запросов трудящихся, что теперь дело только в росте коммунистической сознательности рабочих, крестьян, интел­ лигенции. От успехов коммунистического воспитания, в широком зпачеппи этого слова, коммунистического воспитания, ох­ ватывающего всю массу трудящихся и всю советскую интеллнгелшш, — прежде все­ го, от наших успехов в этой области за­ висит решение всех остальных задач».

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz