На страже Заполярья. 1949 год. Август.
I ТГ* СТТ7ПЯЕ З АПОЛЯ Р ЬЯ S августа 1949 г. № 186 (3491). Больше внимания дежурной службе Воя воинская апезнь строятся строго по уставам, в соответствии с распорядком дня. Время распределено с таким расчетом, что бы деятельность личного состава проходи ла с наибольшей пользой для службы, для боевой и политической под пловец . В поддержании строгого уставного по рядка большую роль играет дежурная и вахтенная служба. Если дежурная служба анй/эт свои обязанности и образцово выпол няет их, то можно с уверенностью сказать, что боевая учеба, прием пищи, смела вах- тенаьсх и другие мероприятия, предусмот- решые распорядком дня, будут проводить ся своевременно и организованно. «Суточный наряд, — говорится в Уста ве внутренней службы Вооружейшх Сил СССР, — назначается для поддержания внутреннего порядка, для охраны помеще ний и имущества части (подразделения), а также для выполнения друтах обязанностей внутренней службы». Чтобы успешно выполнять эти уставные требования, дежурной службе необходимо со всей серьезностью относиться к исполне нию своих обязанностей. Можно при вести ряд примеров, показывающих, как матросы и старшины борются за точное не сение службы суточного наряда. Перед заступлением на вахту старшина 1 статьи Синицын внимательно повторяет свои обязанности и только тоща, когда оп убедится, что знает их, он начинает при никать дежурство. Прй приемке он тща тельно проверяет порядок в служебных и жилых помещениях, наличие оружия, иму щества п т. д. И когда оп заступает на вахту, можно твердо сказать, что в ^под- рааделешш будет обеспечен образцовый по рядок. Дневальные стоят по форме одеты- ии, строго следят за чистотой в помеще ниях, за внешним видом личного сдстава. Синицын требует от дпевальных, чтобы они четко и ясно подавали команды, до кладывали по-уставному. Офицер тов. Молотковп старшина Иван ченко положительно отзываются о старши не 1 статьи Синицыне и всегда ставят его в пример другим. Совершенно по-другому относится к де журству сержант Самойлгок. Однажды он не произвел побудку командирам отделе ний ва 15 минут, кж этого требует устав. В !>езушьтате этого под’ем личного состава в этот день прошел вяло и‘неорганизован но. Сержант Самойлюк панибратски отно сится к дневальным и не требует от них Iвыполнения уставных требований. Во время его дежурства дневальный матрос Долбилин часто стоит щ. посту не по форме одетым, с опозданием дает сигналы. Неред ко его можно видеть за чтением книги при исполнении служебных обязанностей. Неко торые матросы, пользуясь отсутствием трвЗовагодьнлсти со стороны дежурной и дневальной службы, нарушают установлен ную форму одежды. Сержанту Самойлгок несколько раз указывалось на безответ- стазнное отношение в дежурству, но он до сих пор пе сделал для себя соответствую щих выводов. Совершенно ясно, если суточный наряд отступает от уставных положений, то не может быть крепкой воинской дисциплины. И большинство дисциплинарных про ступков среди личного состава является результатом слабой требовательности, неу- мевйя строго жить по уставу. Любое от ступление от установленного распорядка в подразделении — неорганизованные побуд ка, физзарядка, прием пищи и т. д. — от рицательно сказывается на боевой п полл- тпеской подготовке, на организации досу га, на состояппп дисциплины. Успех несения дежурной и дневальной службы зо многом зависит . от того, на сколько тщательно проведена предваритель ная подготовка, насколько каждый-матрос и старшина твердо устоял своя обязанности, насколько хорошо произведен инструктаж наряда. Следовательно, выполнению этих уставных требовашй должно быть придано самое серьезное внимание. СогласноУставу внутренаей службы подготовка к наряду касается всех засту пающих в наряд военнослужащих. Суточ ный наряд до вступления на вахту освобо ждается от всех видов работ и занятий не менее как за четыре часа. Не тал получается у младшего сержанта Зайцева. Нередко бывают случаи, когда матросы, заступающие в наряд, узнают об этомпоздно. Например, старшина 2 статьи Россиев был уведомлен о заступлении де журным по подразделению за один час до развода. Естественно, он пе мог подгото виться так, как требует устав, и у него оказались пуговицы неначищенными, брю ки ноотглаженными. Сам Зайцев считает, что к несению дежурства готовиться не обязательно, так как некоторым матросам приходится часто выполнять обязанности дневальных и поэтому они все знают. Та кое мнение ошибочно и противоречит требо ваниям устава. С чувством ответственности относятся к подготовке суточного наряда младший сер жант Сарпш. Его подчиненные на разводе показывают твердые яканий инструкций и уставов. Добился он этого благодаря повсе дневной и кропотливой работе с каждым бойцом. Ток, например, матрос Никифоров плохо знал русский язык и ему трудно да валось усвоение требований уставов, из-за чего имели место случаи нарушения воин ского порядка. На помощь матросу пришел младший сержант Саргин. Он раз яснил Никифорову требования уставов. Никифо ров стал лучше разбираться в своих обя занностях и по-серьезному относиться к дневальству. Большое значение в безупречном несе нии службы суточного наряда имеют инструктажи, на которых проверяются зна ния дежурных и дневальных. Проводящий инструктаж должен добиться того, чтобы каждый • заступающий в наряд знал, как он будет действовать при об’яаленид боевой тревоги, при несчастных случаях, как должен подавать комащы и доклады вать начальникам. Приведу такой пример. На инструктаже: старшина . Иванченко спросил старшего матроса Шадура про обя занности дневального. На все вопросы Шадура дал обстоятельные ответы. Затем старшина проверил знания инструкции матросом Сидоровым. Он ответил слабо. —Матрос Кастеров, вы можете допол нить матроса Сидорова?— спросил Иван ченко. — Сидоров пе доложил, что дневальный обязан не позволять людям в холодвов'вре мя, в особенности ночью, выходить из по мещения неодетыми, — заявил Киствров. Сидорова дополнили и по другим- вопросам. Старшина Иванченко приказал Садороау перед заступлением на вахту еще раз про верить свои обязанности. В проверке суточвого наряда старшиной сказываются его забота о службе и стрем ление поддерживать твердый'воинский по рядок. Чем -чаще и строже старшина будет проводить проверку знаний личного соста ва, заступающего в наряд, тем больше гарантии в том, что служба будет четкой. Чтобы дежурные и дневальные добросо вестно выполняли свои обязанности, надо тщательно .готовиться к наряду, строго соблюдать уставы и инструкции, а это значит — по-уставному выполнять вяут- решшй распорядок, бороться за повышение боеспособности подразделения. Только-при этих условиях дежурная . служба будет стоять на высоте своего положения. Сержант П. ЧЕТВЕРИКОВ. УСПЕХИ ЛЕТЧИКА ЛИХАНОС Совершенствуют воинское мастерство -В нашем подразделении организованно проходит летняя учеба. Связисты настой чиво совершенствуют воинское мастерство. Упорноучатся и добиваются успехов стар шина 2 статьи Попков, старший матрос Тепляков, матрос Галышев п другие. Они не только старательно осваивают боевую технику, но и образцово ухаживают за пей. Матрос М. ЛОВЦОВ. — Летает отлично! так говорят в подразделении о летчике офицере Викторе Лиханос. Эти слова — яркое свиде тельство успехов летчика в совершенствовании военного ма стерства. Всю свою волю и энергию лейтенант Лиханос отдавал учебе. Его окружала дружная семья, богатая славными бое выми традициями. Знакомясь с историей подразделения, слушая рассказы ветеранов, он узнавал, как мужественно дрались с врагами его нынешние командиры и воспитатели. I Среди шнх Виктор Иванов, ставший отважным летчиком, ГероемСоветского Союза. Молодой летчик узнал, как в одной из схваток младший лейтенант Сергей Негуляев вступил в " бой с превосходящими силами врага и, таранив немецкий самолет, геройски погиб в этомнеравном бою. О многом поведали страницы истории молодому пилоту, и он учился храбрости, умению, выдержке у ветеранов своего подразделения, с честью охранявших родные воздушные про сторы. Лиханос учился любить Родину пламенной, сыновней любовью, воспитывал в себе чувство любви к, воинской служ бе, стремление подражать старшим товарищам. | . Виктор Лиханос настойчиво повышал технику пилотиро вания, изучал штурманское дело, теорию воздушной стрель- 1 бы, накапливал знания, без которых летчик не может приоб рести профессионального мастерства. На всех проверках и зачетных сессиях оп неизменно получал высокие оценки. Качество наземной подготовки решало успехи молодого авиа тора в воздухе. Успехи, однако, дались не сразу. Однажды, пилотируя в зоне, он на вертикальных фигурах терял высоту. Про исходило это потому, что после переворота летчик излишне долго пикировал. Ему сразу же об’яснжш сущность долу- • J : щенной им ошибки, рассказали, как правильно строить вер тикальные фигуры при пилотаже в зоне. Крометого, он пов торил соответствующую главу из учебника по теории полета. В результате, при повторном выполнении тех же упражнений все элементы пилотажа стали получаться лучше. Так, преодолевая трудности, растущий авиатор выраба тывал свой воздушный почерк. В полетах но маршруту он правильно опознает все встречающиеся в пути ориентиры, точно выдерживает курс п спорость, приходит к заданному пункту, строго но расчетному времени. Лейтенант Лиханос уже во многих отпошенлях прибли зился к уровню опытных летчиков, имеющих боевую закал ку. В процессе летней учебы коммунист Лпхапос значительно продвинулся вперед. Все это достигнуто большим трудом, усердием, стремле нием честно выполнить служебный долг. Виктор Лиханос — спортсмен. Это прщает ему. бодрость, жизнерадостность, де лает его физически стойким. Успехи коммуниста Лиханос являются следствием его повседневной и настойчивой работы по расширению своего по литического кругозора. В этом году он успешно закончил шко лу партийного актива, а сейчас усердно изучает произведения Ленина — Сталина, активно участвует в теоретических со беседованиях и семинарах. Члены экипажа — механик са молета сержант Андреев, моторист Мосспвянец л оружейник Быков стати отличниками учебы. Вверенная нм материаль ная часть безотказно работает п всегда содержится в посто янной боевой готовности. Примером во всем им служит пх командир и воспитатель коммунист офицер Лихапос. Старший лейтенант Д. ЛЕМБЕРГ. ^ Л А Д < В п о х о д е Выполняя приказ Министра Вооружен ных Сил СССР, моряки горят жела нием — научиться действовать в условиях, максимально (приближенных к боевым. Школой практической учебы являются для них выходы в море. * ДОСТИГНУТОЕ — НЕ ПРЕДЕЛ Корабль в море. Зорко стоит на мостике сигнальщик старшина 2 статьи Виногра дов Он всматривается в безбрежную даль. Ничто. не может ускользнуть от его всевидящих глаз, пн один звук не остается не услышанным. Он все ви- дйт п обо всем докладывает быстро, четко п точно. Отличительной чертой сигналь щика является то, что оп обладает хорошей стереоскопичностью. Это ему позволяет точно определить расположение предмета и на фоне синих северных сопок н в плохую погоду, когда от спльпого ветра слезятся глаза. В этом поаоде высокое мастерство про 1 демонстрировал и рулевой главный старши на Солодов. Отважный моряк в годы Вели кой Отечественной войны, стоя на горизон тальных рулях, не раз спасал корабль от опасных столкновений, смело п уверенно вел корабть точпо по курсу. У Солодова богатый опыт. Он усердно и с любовью обучает своих подчиненных, и он до бился своего — все они в любое время могут заменить старшину. — На вахту заступить старшему ма тросу Уюхкипу, — командует главный старшина, — будете самостоятельно стоять на горизонтальных рулях. Стоять на горизонтальных рулях — эго мечта каждого рулевого. Поэтому у каж дого пз них памятен тог день, когда он впервые взялся за штурвалы сложного ме ханизма. Первое время рулевой Уюткпн волнует ся. . — Главное — спокойствие, — говорит тов. Солодов, — внимательно смотрите ва приборами. Главный старшина Солодов в обучении матросов придерживается правила: учить своим лцчным показом. И он не отойдет ни на одну минуту от вахтенного на рулях, пока не убедится, что тот отлично отрабо тал свои действия. — Молодец! — благодарит старппгаа Уюткпна. — Успехи у вас большие... Уюткип оправдал доЕерпе старшины. Он отстоял вахту без замечаний. Корабльувеличивает ход. Ритмично ра ботают дизеля. У боевых механизмов стоят опытные мотористы старшины 1 статьи Никитин и Мандрик, старшие матросы Коз лов и Абкарян. Группа мотористов заре комендовала себя на корабле, как одна из лучших. — Мы не должны ронять завоеванную нашими друзьями славу, — беседовал с матросами старшина Никишин. — Оли за воевали сэ в упорной борьбе. Наша задача с каждым днем умножать эти славные традиции, учиться так, чтобы каждый пз нас был в числе отличников. Этого тре буют от нас Родина, приказ Министра Вооруженных Сил. — Не подведем, товарищ старшина, — заявили матросы, — слово свое мы сдер жим. Так говорили мотористы перед походом. И в мореони отдавали все своп силы п знания на успешное выполнение задания. В походе также много потрудилась труп па электриков. Главный старшина Васин, старшина 1 статьи Кузьминов, старший матрос Ларин сделали все для того, чтобы моторы работали четко, безотказно Электрики показали в море настоя щие морские качества. За отличные дей ствия и безупречную эксплоатацшо меха низмов комапдпр об’явпл группе электри ковпоощрение Корабль выполнил задание успешно. Это заслуга Есего личного еостава: рулевых, радистов, торпедистов, электриков, мото ристов — всех, кто работал в моречестно, как подобает каждому воппу страны со циализма. Но моряки говорят: достигнутое для нас еще не предел. КОГДА КОРАБЛЬ СТАЛ НА ЯКОРЬ После приведения корабля в порядок личный состав был собран для разбора по хода. Затем состоялась беседа. С вниманием моряки слушали агитатора старшин; 1 статьи Щербинина. Он рассказал им о богатствах нашей великой Родины, о том, как советские люди борются за дальней ший^под’ем промышленности и сельского хозяйства страны. Старшина 1 статьи Кузьминов провел с матросами беседу о боевых традициях со ветского флота, о том, как был создан во лею вождя' советского народа П. В. Сталина Северный флот. Ежедневно на корабле выпускается «Боевой лпсток», который редактирует коммунист старшина 1 статьи Мотказов. В содержательных заметках пропагандирует ся опыт отличников боевой и политической подготовки. Такие «Боевые листки» посвя щались главному старшине ^ Солодову, старшпм матросам Козлову, Уюткину и другим. Во время похода коммунисты провели собрание на тему: «Что значит быть пат риотом Родпиы». Выступили все коммуни сты. Они говорили о том, что каждый со ветский воли обязан честно выполнять Военную Присягу и воппекпе уставы. — Наш долг, как патриотов своей Роди ны,— сказал старшина 1 статьи Мандрик. — па трудовые успехи советских людей ответить от.тпчпой учебой, всегда и во всем быть впереди. Чем больше будет среди пас отличников боевой п политической подго товки, тем крепче будет воинская дисци плина. Тем самым мы оправдаем доверие Родины. Нашп дела — дела Родипы. По этому мы, как никогда, обязаны настойчи во ’совершенствовать военное мастерство, быть политически грамотными п культур ными моряками. Паходясь в море, личный состав был тесно связан с жпзпыо страны, флота. Для моряков проводились политинформация и доклады. II все это, несомненно, сыграло большую роль в успешном плавании. В часы отдыха моряки занимались свои ми делами. В это время они брали книги пз библиотеки, организовывали коллективное чтение. За столомсидят старшины Мо розов п Мандрпк!Они конспектируют труд П. В. Сталина «Об основах ле'шшпзма». В другом отсеке матрос Крыикпн читает вслух стихи В. В. Маяковского. Около не го собралось несколько человек. Многие из них читают стихи поэта папзусть. Ма трос Крьшкип продекламировал несколько стихотворений и отрывков из поэм В. В. МаякоЕского. Старшины Полопчпков и Лякнп, стар шпй матрос Анохпн п другие читают худо жественную литературу. Они прочли по не скольку кнпг, среди которых «Белая бык за» Бубеннова, «Ветер с юга» Грина, «Мо лодая гвардия» Фадеева и другие произве дения лауреатов Сталинской премии. Хорошопотрудились моряки, хорошо п отдохнули. Но моряки всегда помнят, что перед ни ми еще много новых трудных зада ний, и с этой мыслью они не расстаются никогда. Поэтому они с каждым днем до биваются новых п новых успехов, ста раясь как можно лучше выполнить любое задаине командования. Лейтенант М. МЫЛЬНИКОВ. В ПЕРВЫХ РЯДАХ Хорошоизучил специальность электри ка комсомолец старшина 2 статьи Ннзов- цев. Он всегда содержит в хорошем состоя нии материальную часть. В результате зпания механизмов и регулярного пх осмотраНизовпев добился безотказности пх работы. Энергичный п трудолюбивый, он не успокаивается на достигнутом. Являясь старшиной отделения, он пеус-* тайно заботится о подчиненных. Часто про водит с ними занятия л тренировки. Про сто и доходчиво об’ясняет им устройство материальной части. Его отделение всегда готово к любым действиям на своих по стах. При проверке знании подчиненные старшины Нпзовцева показали высокую боевую выучку л заняли одпо из первых мест в подразделении. Недавно комсомольская организация по слала поздравительное письмо его родите лям, в котором благодарила их за отлич ное воспитание сьша. За свою безупречную службу старшина, 2 статьи Низовий имеет'ряд поощрений и благодарностей. Старшина 2 статьи Н. ГУРЬЯНОВ. По-комсомольски Комсомолец Игорь Филиппов работает? токарем. Все поступающие к нему заказы выполняются изг раньше установленного срока и с хорошим качеством?. Отличное знание своей профессии и усердный труд на благо Родины по зволяю т ему система тически значительно перевыпо.шять про изводственные задания. Тов. Филиппов в честь Дня Военно-Морского Флота обязался выполнить июльский план к 24-му числу. Комсомолец сдержал свое слово. Данное им обязательство он осуществил на деле; Июльский плап выполпеи к 23 июля на 248 процентов. Отмечая безупречную службу лучшего производственника, отличника боевой и политической подготовки, комсомольская организация послала благодарствеипое письмо к отцу Игоря Филиппова— Анато лиюПавловичу. Старший матрос И. ИЛЬИН. lUIATPOC МУРТАЗИН — один пз m лучших воинов подразделения, о тли чни к боевой п политической под готовки. В его карточку взысканий и поощрений занесено 40 благодарно стей. Старший матрос И. НИКОНОВ. tr -а Л ОБРОКАЧЕСТВЕПНОИ В СРОКот ремонтировали компрессор стар ший матрос Ткаченко и матрос Блп- U0B.' Сержант Н. ВЕЩЕЗЕРОВ. -Я-Cr -tr рЫСОКПХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ на ° практической тренировке до стигли солдаты Осппщев, Королев, Логутов ц Шеховпсв. Солдат И. КОБЗАРЬ. » 1 г у МЕЛО НЕСЕТ ходовую вахту J сигнальщик старший матрос Зажпгнн. В море оп действует смело, со знанием дела. Старшина 1 статьи П. ЕМЕЛЬЯНОВ. ■ft * ПУЧШПП РАДИОМЕХАНИК сер- жапт Ершов дважды завоевал первенство в части. Он награжден Почетной грамотой и имеет 30 поощ рений. Старший матрос Н. ШАРАЙ. •о * ☆ З аботливо ухаживает за мл- териальной частью моторпст ма трос Брызгалов. Обслуживаемые им механизмы действуют безотказно. Старшина 2 статьи В. САЗОНОВ. Отвечаем на вопросы читателей Преодоление пережитков капитализма в сознании советских людей Читатель нашей газеты, главный старшина В. Капралов задал во прос: «Как преодолеваются пере житки капитализма в сознании со ветских людей?». Отвечаем на этот вопрос. Редакция рекомендует аги таторам прочитать этот ответ ма тросам и старшинам. ☆ Советский народ под руководством пар тит Ленина — Сталина уверенно, с огром ным энтузиазмом строит коегмунизм. В успешном осуществлении этой историче ской задачи огромную, всевозрастающую роль играет коммунистическое воспитанно тружеников социалистического общества и «развернутое наступление на враждебную идеологию за рубежом, на пережинал бур жуазной идеологии в сознании советских людей у Н 4 С внутри страны» (А. А. Жда нов). Борьба с буржуазной идеологией приоб рела в настоящее время особую остроту ещо и потому, что фронт борьбы за социа лизм значительно расширился. От капита лизма откололся и стал на путь социали стического развития ряд новых стран. Все человечество разделалось па два больших непримиримо враждебных лагеря — про грессивный, демократический, во^главе с советским пародом, и реакционный, импе риалистический, в котором решающую роль играют англо-американские империа листы. В борьбе этих двух лагерей вопро сы идеологии играют огромпую роль. Со- иналистическая идеология, ее теоретиче ская основа -г—марксизм-ленинизм яв ляются тем могущественным духовным оружием, при помощи которого советский парод вместе с народами стран новой де мократии и трудящимися капиталистиче ских стран ведут успешную борьбу за прочный мир, за победу народной демокра тии, за социализм. Советский народ играет ведущую, ре шающую роль в прогрессивном демократи ческом лагере прежде всего потому, что он опирается, на созданный в нашей стране социалистический строй, что он представ ляет пз себя в политическом и моральном отношении единый сплоченный коллектив, сознательно и последовательно борющийся за осуществление компгушистическпх идеа лов — самых возвышенных идеалов чело вечества. Великий советский народ под руковод ством партии Лешина — Сталина в ходе выполнения сталинских пятилеток*разре шил основные задачи переходного периода от капитализма к социализму. В процессе социалистического строительства были уничтожены вксплоататорсвде классы и причины, порождающие классы в эшш а - тацшо, преодолены основные классовые противоречия между рабочим классом и крестьянством. В нашей стране создан фундамент бесклассового общества — едя- ная высокоразвитая социалистическая эко номика. На этой незыблемой, гранитной основе возникли такие могущественные движущие силы социализма, как непобе димое морально-политическое единство со ветского общества, нерушимая дружба всех пародов пашей страны, советский патриотизм-. В ходе борьбы за социализм были прео долены многие пережитки капитализма у рабочих, трудящихся) крестьян, советской интеллигенции. «Каждый день поднимает наш парод все выше и выше. Мы сегодня пе те, что были вчера, и завтра будем не те, что были се годня. Мы уже пе те русские, какими были до 1917 года, и Русь у пас уже не та, л характер у нас не тот. Мы изменились и выросли вместе с темп величайшими пре образованиями, которые в корне измелили облик нашей страны» (А. А. Жданов). Одним пз решающих путей преодоления пережитков капитализма в сознании на ших людей являлось п является) коммуни стическое воспитание. Во всей деятельности партии Ленина — Сталина, в деятельности Советского госу дарства вопросы коммунистического вос питания советского народа всегда занима ли и занимают большое место. Идейной, теоретической основой воспитательной ра боты нашей партии п Советского государ ства являлась п является марксистско- ленинская теория. Поэтому паша партия, товарищ Сталин с такой настойчивостью боролись и борются за успешное овладение советскими людьми и в первую очередь нашими кадрами большевизмом, за воспи тание у них на этой основе новых комму нистических черт, навыков. Мелкобуржуазные навыки и религиоз ные предрассудки, пережитки в иацпопаль- ном вопросе, элементы низкопоклонства перед буржуазной идеологией — таковы некоторые основпые формы проявления капиталистических пережитков в совпалил советских людей. Преодоление капиталистических пере житков в экономике СССР и сознании со ветских людей есть разные стороны одного процесса социалистического строительства. По было бы ошибочно эти две стороны отождествлять как по существу, так л по времени. В процессе социалистического строительства пережитки капитализма в экономике уже во вторую сталинскую пя тилетку были в основном преодолены, за исключением тех райопов, которые недав но присоединены к Советскому Союзу. Не сколько пначе обстоит дело с пережитками в сознанпп людей. Рабочие, крестьяне и интеллигелцпя прошли большую школу коммунистического воспитания. Но задача преодоления бур жуазных пережитков в сознании далеко еще но решена. Чем же об’ясняется наличие пережит ков капитализма в сознании людей в то время, когда уже уничтожены п& только эксплоататорскпе классы, по и причины, порождавшие эксплоатацшо человека че ловеком, когда уничтожены капиталисти ческие пережитки в экономике СССР? Псчернь 1 вающпй ответ на этот вопрос дает марксистско-ленинская теория.' Основоположники маркспзма-леппнпз- ма доказали, что общественное бытие опре деляет общественное сознание. О измене нием материальной жизни людей меняется пх сознание. Маркс сформулировал это важнейшее положенно материалистическо го понимания общественных явлений в следующих словах: «Способ производства материальной ж и зн и обусловливает соци альный, полптпчеекпй и духовный про цессы ж и зн и вообще. Не соопанпс людей определяет пх бытие, а, наоборот, их об щественное бытие определяет их созна ние». Товарищ Сталин, развивая дальше ис торический материализм, с исчерпываю щей полнотой нокчтзал, что «...источник Формирования духовной ж и зни общества, источник происхождения общественных идей, общественных теорий, политических взглядов, политических учреждений нужио искать пе в самих идеях, теориях, взгля дах, политических учреждениях, а в усло виях материальной жизни общества, в об щественном бытии, отражением которого являются эти идеи, теории, взгляды и т. п.». (П. В. Сталин. Вопросы ленинизма, стр. 545). Леппн и Сталин неоднократно указывали на то, что сознание людей несколько от стает от изменения материальных основ их жизни. На январском пленуме ЦК ВКП(б) в 1933 г. товарищ Сталин говорил: «Вы, как марксисты, должны знать, что сознание людей отстает в своем развитии от факти ческого пх положения. Колхозники по по ложению уже не единоличники, а коллек тивисты, ио сознание у них пока еще ста рое, частно-собственнпчсское». Замечательный апалпз причин жпзуче- сти пережитков дан в сталинском Кратком курсе псторни ВКП(б). «Сознание людей в его развитии отстает от их экономического положения. Поэтому нережнткл буржуазных взглядов в. головах людей остаются п будут еще оставаться, хотя капитализм в экономике ужо ликви дирован. При этом пужпо учесть, что ка питалистическое окружеппе, против кото рого надо держать порох сухпм, старается оживлять и лохтерживать эти пережитки» (стр. 307). Необходимо, однако, иметь в виду, что пе все формы общественного сознания от стают от Фактического положения людей, классов. В отличие от других видов обще ственного созпаппя революционные идеи обладают способностью предвидеть даль нейшее развитие действительности. В пол ной мере это относится к марксистско-ле нинской теории, как до конца научной и революционной, обладающей тем замеча тельным свойством, что она пе только пе отстает от революционной практики, от жизни, но, наоборот, идет впереди жизни, освещает дорогу практике, дает силу ориентировки, ясность перспективы, уве ренность в победе коммунизма. Важнейшие цутп преодоления пережит ков капитализма в сознании людей с ис черпывающей полнотой были указаны Лениным и Сталиным. Материальной базой для укрепления н развития коммунистического самосознания рабочих, колхозников п интеллигенции, для окончательного преодоления пережитков капитализма в их сознании является бы стро развивающееся социалистическое на родное хозяйство. В стране победившего содиалпзма созда ны пе только вс£ необходимые предпосыл ки для преодоления пережитков капитализ ма в сознании людей, по и имеются могу щественные силы и средства, способные успешно и полностью решить эту задачу. К ним) относятся морально-политическое единство советского общества, нерушимая дружба народов, советский патриотизм и прежде всего великая партия Лепппа — Сталина — организатор п вдохновитель всех побед социализма в нашей стране. Коммунистическое воспитание в широком смысле этого слова — вот тот ошн из ре шающих путей, на которомбудут уничто жены все капиталистические пережитки в сознанпп строителей коммунизма. «Мы хорошо онаем, — говорит на XVII с’ездб ВКП(б) тов. Молотов,— что наш совет ский строй создал уже все предпосылки для дальнейшего быстрого роста материально го п культурного уровня трудящихся, для создания изобилия товаров и продуктов и для удовлетворения быстро растущих куль турных запросов трудящихся, что теперь дело только в росте коммунистической сознательности рабочих, крестьян, интел лигенции. От успехов коммунистического воспитания, в широком зпачеппи этого слова, коммунистического воспитания, ох ватывающего всю массу трудящихся и всю советскую интеллнгелшш, — прежде все го, от наших успехов в этой области за висит решение всех остальных задач».
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz