На страже Заполярья. 1949 год. Август.

августа 1949 r„ Wi 184 (3489). Стать отличником может каждый ЙА СТРАЖ? ЗАПОЛЯРЬЯ у Отличник. Какое почетное ованпе! В нем отражено лицо передового советского воина, воплощены благородные черты за­ щитника. своей Родины. Различные по воз­ расту, образованию, стажу службы, но •как одинаковы они в своем стремлении бдительно защищать созидательный труд советских людей! Я был па своем комсомольскомсобрании, где обсуждался вопрос о том, как члены МКОМ Агапсв, Буздавши и Кузиков стали отличниками боевой и политической под­ готовки. Словамипростых советских людей рассказывали они о самом заветном для нас, воинов. Комсомолец Агапов рассказал: —- Отличных успехов в учебе п службе я добился в результате строгого выполне­ ния вошсглгх уставов п приказов коман­ диров. С первого дпя службыя взял за пра­ вило: делать все так, как учит устав, тре­ бует командир, внимательно усваивать все то, что изучают на занятиях. Пе скрою, на первых порах мне былоне­ легко. На пути встречались трудности. Но всегда я помнил указания великого вождя н учителя товарища Сталина о том, что трудности для того и существуют, чтобы бороться с ними и преодолевать их. Я поставил себе задачу быть старатель­ ным п прилежным в службе, а старание и прилежность это главное в службе. Если эти качества есть у бойца, то с уверенно­ стью можно сказать, что у него есть воз­ можность стать отличником. В свободное от занятий время я повторяю уставные полонения, касающиеся служебных обя­ занностей, изучаю наставления, трени­ руюсь по своей специальности, читаю воен­ ную и политическую литературу. Получен­ ные знания стараюсь применить на прак­ тике. Добдосовестпое выполнение своих обязанностей стало для меня законом. Я взялся по-настоящему за учебу, освоил специальность, познал технику, с которой приходится работать, добился отличных оценок на политзанятиях, службу, свою по­ строил, как требует устав. П должен ска­ зать, что мне стадо легче нести службу, •О свое время я распланировал так, чтобы ни одни час не прояш бесполезно. Я горжусь тем, что -служу в советских Вооружен­ ных Сидах, которые в битвах за Роди­ ну покрыли себя неувядаемой славой. И вта гордость дает мне новые силы с честью выполнять почетную обязанность. — Отличных успехов в учебе и службе, — сказал комсомолец Буэдавнн, — я до­ бился строгим выполнением воинских ус­ тавов п приказов комащиров. Много зани­ мался дополнительно в часы самоподго­ товки я в личное время, чтобы не отстать от товарищей. Все, что я узнаю нового на учебных еапягаях, стараюсь усвоить глу­ бокои прочно, так как без ©того невоз­ можно успенгноэ изучение последующих тем. Поверхностное изучение первой темы сказывается на усвоении последу­ ющих. Основное, надо помнить — не ус­ покаиваться на достигнутом. Тот. кто оста­ новился па достигнутом, отстал. А от­ стающий не только не выполняет своих обязанностей, но и тянет назад все подраз­ деление. Решения XI с’езда комсомола обязывают всех членов ВЛКОМ быть передовиками в учебе н службе. Этопочетный долг комсо­ мольца, закон пашей жизни. КомсомолецКузпков сказал: — Зпания не приходят сами по себе; чтобы пх приобрести, нужно учиться и притом настойчиво и кропотливо, службу пужно любить. Соблюдаяэто, я добился то­ го, что стал отличником боевой и полити­ ческой подготовки. —Быть отличником,—сказал комсомолец сержант Головашенаьо, — это не значит только самому учиться и образцово слу­ жить. Задача каждого из нас состоит в том. чтобы отличники помогали всем воинам выйти в число передовых. Этонаша по­ стоянная забота. Слушая рассказы наших передовых лю­ дей — отличников боевой п политической подготовки, все воины делают для себя вы­ вод: надо учиться, служить и трудиться, как они. Младший сеожант Д. ВЕНЕДИКТОВ. Наша г о рдо с т ь Большую роль в воспитании воинов иг­ рает комната полптчгросветработы. Я хочу рассказать о пашей комнате политпросвет- работы п ее деятельности. Онадействитель­ но оправдывает' свое назначение. Гордостьюпашей является Доска отлич­ ников. Красиво оформленная, она напоми­ нает нам об их упорной учебе и призывает каждого война равняться на передовиков. Военная Присяга, лозунги, отражающие требоганля Устава, напоминают воинам об их священном долге. Здесь же в наглядной агитации отражены задачи, поставленные перед нами на ближайший период учебы. Хорошо оформлена витрина «Задачи пя- тилетнего плана и ход выполнения' сталин­ ской пятилетки». С большим интересом проходят беседы у вптрипы ГероевОтечественной войны. С гордостью воины вспоминают их подвиги во имя Родины, у них учатся служению своему народ*. На стене — карта Родины. Оживленно проходят здесь беседы. Солдатырассказы­ вают о богатствах той области, где опи ро­ дились. В комнате уютно. Есть столы, где всег­ да имеется несколько подшивок газет, журналов. Весело п шумно проходят игры в домино, шахматы, шашки. Комната политцросветработы нашего подразделения никогда не бывает пустой; Здесь воины культурно проводят свой до­ суг, читают художественную литературу, слушают лекции, беседы, политинформа­ ции. Солдаты и сержанты с любовью отзы­ ваются о ней, помогают в ее оформлении. Рядовой Цнмарный вас.тужил у товарищей своей работой авторитет. Это ему поручено следить за порядком в комнате. Младший сержант Н. ЗИНЧЕНКО. На повестке дня— вопрос о подготовке к зиме В нашем подразделении состоялось пар­ тийное соэраниз с повесткой дня: «Ход вы­ полнения плана подготовки к зиме». Па доклада тов. Белинского видно, что сдела­ но многое, но еще из все. Коммунисты По- деловому и самокритично обсуждали во­ прос и вскрывали недостатки. Было пршлято решение, в котором от­ мечена неудовлетворительная работа ком­ муниста Алексеева, который не обеспечи­ вает подразделение стройматериалами. Коммунисты потребовали от тов. Алек­ сеева устранить недостатки. Собрание обя­ зало коммунистов активно участвовать в ремонте помещений. Старший сержант И. ГОГОЛЕВ. Почему военнослужащие не посещают Дом офицеров Дом офицеров, возглавляемый тов. Про­ скуряковым, внешне оформлен н оборудо­ ван хорошо. В большом двухэтажном ада­ лин имеются большой и малый залы, биб­ лиотека. партийный кабинет, биллиард­ ная, танцовальиып гал, отдельное поме­ щение для спортивной работы. Следовательно, у Дома офицеров имеют­ ся все возможности для повседневной и разнообразной работы с офицерским со­ ставом. Достаточно и квалифицированных кадров, которые могут организовать эту работу. Но с некоторых тор офицеры пе­ рестали посещать свое культурное учреж­ дение. Так, например, па вечера опыха офицерского состава 31 июля было всего несколько человек. Чем же об’ясиить такое положение? Стоит повнимательнее' приглядеться ко всей деятельности Дома офицеров, и карти­ на станет ясной. Дело в том, что содержа­ ние всей работы здесь не отвечает чаиро- гам офицерского состава. Чрезмерно ув­ лекаясь демонстрацией кинофильмов, ор­ ганизацией различных -концертов, началь­ ниц Дома офицеров тов. Проскуряков боль­ ше думает о доходах от этих мероприятий н слишком мало внимания уделяет куль­ турно-массовой. политико-воспитательной разпт:» и воинскому воспитанию людей. Посмотримработу Дома офицеров за про­ шлый месяц. Но плану работы за 30 дней здесь было проведено всего (I лекций, «при- пять in них посвящены вопросам, связанным с прошедшими праздниками — Днем Военно-Морского Флота и ДнемВоз- душиого Флота. Зато так называемых ве­ черовотдыха, па которых кроме танцев, почти ничего не бывает, намечалось и про­ водилось больше чемнужно. Многие офицеры заочно учатся в ака­ демиях, самостоятельно повышают свое воинское и политическое образование. Ес­ тественно, они нуждаются в помощп—кон­ сультациях, лекциях и докладах по теоре­ тическим вопросам на различные темы. Но этой работы в Доме офицеров не проводит­ ся. Несколько лучше обстоит дело с физ­ культурой и спортом. Здесь имеется фут­ больная команда, организованы занятия по боксу. Это неплохо. Но среди футболистов, например, только одни офицер, и команду надо было бы считать за матросским клу­ бом. Аналогичное положение и с волейбо­ листами. боксерами, легкоатлетами. Следует сказать и о вечерах от.нлха офицерского состава. Как правило, их орга­ низаторы не утруждают себя заботой о том. чтобы отдых сделать действительно культурным и содержательным. Кроме тан­ цев. на этих вечерах ничего не бывает. Устроители отдыха далеки от запросов офицеров и пе хотят но-настоящему орга­ низовать среди них политико-просвети­ тельную и культурно-массовую работу. Надо «полагать, что политотдел заинте­ ресуется своим Домом офице!>ов, сделает его подлинным очагом культуры, в кото­ ром офицеры смогли бы интересно, с поль­ зой iiikjводить свое свободно^ В 1 >емя. Д. ФЕДОРИН. О- ПО СЛЕДАМ НЕОПУБЛИКОВАННЫХ ПИСЕМ Во?тгкор И. Столчовокин сообщал в ре­ дакцию, что в магазине Военторга нару­ шаются принципы советской торговли. Копия письма поен кора, была направле­ на начальнику Военторга для расследова­ ния п принятия мер. От пачалышка Военторга получеп ответ, j. которомон указывает, что факты, изло­ женные в письме военкора, полпостью под­ твердились. Недоброкачественная продук­ ция пз’ята из продажи. С заведующей ма­ газином тов. Заяц и продавца тов. Коробо­ вой взыскана стоимость испорченной нро- дукцпи. За нарушение принципов советской тор­ говли продавец тов Коробова привлечена к ответственности. г-НА БЕРЕГУ ЗАЛИВА ВЕСЕЛО И КУЛЬТУРНО ПРОВЕЛИ ВЫХОДНОЙ ДЕНЬ Весело и культурно проводят вы­ ходные дни моряки пашего подразде­ ления. Особенно оживленно было в одни из недавних воскресных дней. С са­ мого раннего утра матросы, старши­ ны, офицеры и пх семьи пришли на пирс, где проходили шлюпочные гонки. . Вот шлюпки первого захода вышли на старт, подравнялись и ждут команды. Взвивается ракета. Старт дан. Сразу же вырывается вперед шестерка Л? 231, которой «командует офицер Громов. Многие стараются опередить ее, но бесполсепо. Она пер­ вой приходит к финишу, пройдя де­ сятикабельтовую дистанцию за 12 минут и 15 секунд. Во втором заходе далеко вперед вырвалась шлюпка капитан-лейте­ нанта Гончарова. Она прошла эту же дистанцию за 11 минут и 50 секунд. Это лучший результат дня. Неплохой результат показали шеставесельные ялы офицеров Рукавишникова, Шио- нок и Железняка. Командное первенг ство выиграли механики. Большой интерес вызвали соревно­ вания пловцов. По сигналу стартера Бокапева моряки прыгают в воду. Между ними разгорается) упорная борьба. Взоры зрителей обращены на матроса Иевлева. Многие предсказы­ вают ему победу. Так и вышло. Иевлев финиширует первым, за ним — матросКрохин. На волейбольной площадке морякл оживленно перекидывают мяч. Но другой полянке офицер тов. Корякин проводит игры и атракцпоны. На тан- цовальной шощадке под звуки духо­ вогооркестра кружатся пары. Многие играют в шахматы и шашкл. Особым уважением пользовалась у моряков матросская художественная самодеятельность, которая! выступала пакануне па клубной сцене, а днем — на открытой поляне пирса. В пре­ красном и слаженном исполнении многоголосого хора под управлением офицера Малец прозвучали песни! «Кантата о Сталине» — Александро­ ва, «В белых просторах» — Фрадки­ на, «Слава флоту» — Терентьева и другие. Горячо аплодировали ыорякл Плот­ никовой за чтение стихотворения «Слово к Сталину». Матрос Денисов прочитал отрывок из поэмы Твардов­ ского «Василий Теркин». Многобыло и других интересных выступлении участников самодеятельного коллек­ тива... Вечером в матросском клубе моря­ ки просмотрели кинофильм. В проведении такого отдыха сле­ дует отдать должное его организато­ рам — офицерам Кудлаеву, Малец, Корякину, Гусареву. После хорошего отдыха моряки еще лучше берутся за учебу. Главный старшина А. ЯШКИН. Авторитетная стенная газета Большим авторитетом пользуется в на­ шем подразделении степная газета «Сиг­ нал». Редактирует ее старшина 1 статьп Белоусов. Он проявляет постоянную заботу не только о красочном л художественном оформлении газеты, но и организует содер­ жательные, интересные корреспонденции. Старшина 1 статьи Белоусов в своей ра­ боте опирается на отличников боевой л политической подготовки, коммунистов и комсомольцев. Передовые воины не только пишут заметки, но и энергично борются за то, чтобы выступления стенгазеты были действенными. Стенная газета призывает матросов и старшин к укреплению воинской днецип- .тины, вскрывает недостатки, популяризи­ рует опыт ОТЛИЧНИКОВ. Большое шшшаппе уделяет редколлегия политическим занятиям. Передовые матро­ сы па страницах газеты рассказывают о. том, как они самостоятельно работают над книгой, ведут копспекты. попользуют ху­ дожественную литературу, учебные на­ глядные пособия, изучают географическую карту. Стенная газета «Сигнал» стала другом и советчиком матросов, верным помощни­ ком командира, воспитателем матросов. Старший матрос Н. СТЕПАНОВ. У Б О И Н О В - О Х О Т Н И К О В Охота па -зверей п водоплавающую дичь является одним из интересных и полезных видовспорта. Она вырабатывает необходи­ мые воину качества.— выносливость п сметку, умение ориентироваться на мест­ ности, преодолевать трудности походной жигши и поражать пиль без промаха в усло­ виях дня и ночи. Воин, обладающий всеми этими качествами, может стать отличным разведчиком, снайпером. Вот почему этим видом спорта особенно любят заниматься Р.ОШ 1 Ыподразделения. Сейчас из числа лго- бнтелен-охотииков создан коллектив, кото­ рый возглавляет тов. Компн. Накануне осеннего сезона в коллективе охотников проводятся занятия по безопас­ ности обращения) с оружием и сбережению его. Опытные товарищи рассказывают, как лучше обстреливать дичь. Большое внимание коллекпшу военных охотников уделяет партийная организация. Коммунист Чутшг и- секретарь партийной организации Дорото-в яиляютея энтузиаста­ ми-охотниками. Первый из них за прошлый сеооп убил двух лисиц , двадцать зайцев, двадцать пять тетеревов, пятнадцать се­ лезней и много другой дичи. С первого августа началась охота па во­ доплавающую дичь. Воины-охотники вы­ шли на первый промысел. (Наш корр.). д / г р о с с в с и в ч т в т т т Происхождение и жизнь растений Как и когда произошли растения? Как из маленького семени вырастает тучная пшеница или мощный вековой дуб, аромат­ ное яблоко или гроодь винограда? П нельзя ли, паконец, человеку вмешаться в жизнь культурного растения, управлять его раз­ витием, создавать высококачественные сорта? Такие вопросы тысячелетиями волновали человека и глубоко интересуют его до сих пор. Наша советская наука дает исчерпы­ вающие ответы па все эти- вопросы. Происхождение на земномшаре растений находится в перазрьшюй связи со всей историей возшгкновеппя и развития нашей планеты. Ученые приводят такие интерес­ ные цифры: Со времепп отделения от Солнца раска­ ленной массы в виде паров н газов, из ко­ торых затем образовалась Земля, прошло не менее 3 — 4 миллиардов лет. Около двух с пмовииой миллиардов лет прошло с тех пор, как Земля, постоянно остывая, начала покрываться корой. В это время она перестала быть яркой, светя­ щейся когда-то своим светом, звездой. Сгустившиеся в .результате того же ох­ лаждения пары атмосферы хлыиули лив­ невыми водными потоками на поверхность Земли и образовали громадные простран­ ства первичного океана. В горячих водных бассейнах, богатых растворами различных неорганических со­ лей, в результате чрезвычайно длительных и сложных физико-химических процессов из неорганических, минеральных веществ, возникли первые простые органические соединения, превратившиеся затем в про­ стейшие белковые образования, а ©послед­ ствия — и в живой белок. Ничего фантастического и необычайного в этпх физико-химических процессах прев­ ращения элементов неорганических ве­ ществ в органические, в белковые соедине­ ния, нет. Так появилась жизнь, существен­ ным отличием которой от всей «мертвой» природы является белковый состав орга­ низмов. «Жизнь — это форма существо­ вания белковых тел», — говорят Фридрих Энгельс. ! Ученые определяют следующие последо- вателшые этапы возникновения и разви­ тия жизни: простые вещества минеральной природы, неживые белксвые соединения, живые белки, доклеточные бактерии, про­ стейшие, состоящие всего из одной клетки растения и животные, сложные, многокле­ точные растения и животные. Так когда-то, около двух миллиардовлет тому назад, возник простой источник вели­ кого потока жизни, давший впоследствии все чрезвычайное разнообразие своих вет­ вей в виде самых различных животных и растений, в том числе и наиболее совер­ шенное произведение природы — человека. Но имеем ли мы право утверждать спра­ ведливость всего сказанного? Ведь ни мы, ни наши далекие предки пе присутство­ вали ни при зарождении жизни, ни при появлении первых растений на земле уже по той простой причине, что человек поя­ вился в природе всего около 500— 600 ты­ сяч лет тому назад, то-есть гораздо позд­ нее возникновения растений и жизотных. Ответ дают нам наши современники- хпмикн, научившиеся получать из неорга­ нических, минеральных веществ, вещества сложные, органические. Ответ дают нам геологи, изучающие глубоко погребенные древнейшие пласты земли, сохранившие в себе следы прежней ЖИЗНИ. Изучая этот колоссальный природный «архив», перелистывая дрешше страницы замечательной «каменной книги», удалось восстановить основные пути возникновения живых существ, их постецепиого развития от простых к сложным, более совершенным организмам. Первичные одноклеточные живые суще­ ства в итоге длительного процесса совер­ шенствования дали начало двум основным обособившимся друг от друга ветвям — миру растений и миру животных. Жизнь растений и животных тесно свя­ зана с окружающей внешней средой. Среда служит растению, прежде всего, источни­ ком пиши, света, тепла, влаги, дает ему место для существования. Перемена в кли­ мате, почве, атмосфере, в распределе­ нии материков и морей, и в первую оче­ редь в ппще, свете, тепле, влаге служит и причиной изменения мира растений. Если растение не находит в изменившейся Д. ГОРЮНОВ, кандидат сельскохозяйственных наук. • • среде тех пли иных необходимых ему жиз­ ненных условий, не может или не успеет перестроить свол свойства «I потребности, оно погибает и вымирает, как неприспособ­ ленное. По у всего живого, в том числе и у растения, есть выработанное самой исто­ рией развития, самой жизнью, свойство изменяться при перемене жизненной об­ становки, в том числе н в сторону полез­ ную. позволяющую выстоять при ТОМ ИЛИ ином неблагоприядном условии, приспосо­ биться к окружающей шешней сраде. Полезные изменения в природе возникали в прошлом и возникают сейчас. Переда­ ваясь по наследству, накапливаясь лз по­ коления в поколение, они привели к соз­ данию высокоорганизованных растений, за­ нявших за счет-более слабых конкурен­ тов главные места в природе. Так действует процесс естественной бра­ ковки (отбора) и подбора лучшего, допу­ ская к дальнейшему существованию п про­ должению .рода все наиболее совершенные ц приспособленные организмы. Бесчисленные перемены в условиях жнз- пп и в строении живых существ создали чрезвычайное многообразие растительного и животного мира. В природе пет пи од­ ного растения, ни одного животного, ни одного человека, точно похожего друг на друга. Но одновременное наличие извест­ ного сходства меж’ду близкими по проис­ хождению и жизненным условиям видами живых существ позволило большинство их разбить на определенные группы. В на­ стоящее время установлено, что мир расте­ ний насчитывает около 500 тысяч, а мир жпвогпьгх — около одного миллиона видов. Как же растение растет и развивается? Почему из маленького семечка или веточки вырастает могучее дерево? Растение растет потому, что составляю­ щие его клеточки питаются и размно­ жаются, образуя каждый раз путем деле­ ния из одной две новых клеточки. Эти но­ вые клеточки в свою очередь растут и де­ лятся. Процесс образования п деления кле­ ток очень активен, поэтому размер и вес растения быстро увеличиваются. Зерно пшеницы через 15 дней развивается в ра­ стение, превращающееся при достаточном количестве пиши и влаги черев полтора ме­ сяца в куст пшеницы. То же происходит с любым растением: с одним быстрее, с дру­ гим медленнее. Чем же питается растение, откуда берет оно силу для роста и развития? Из почвы растение получает раствор азотистых солей, а также фосфор, серу, калий, кальций, магний, хлор, железо, а из воздуха—углерод. Пз воды оно берет ки­ слород и водород. Корень растения высасы­ вает из почвы воду, растворенную в ней минеральную пищу и нагнетает, гонит ее вверх по стеблю, в лист. Здесь и проис­ ходит образование того первичного «строи­ тельного» материала, из которого растение формирует свое тело, свой корень, стебель, лпст, цветок и семена. Рабочую эиерппо растение получает от солнца. Зеленый лист активно поглощает со.тпечиый луч. Эпер- гня луча солнца разлагает проникающую в лист углекислоту воздуха, освобождает углерод, преобразующийся с водоюи ми­ неральнымпвеществами в крахмал, сахар, белки. Пз листа эта продукты синтеза рас­ ходятся по Bceoiy телу растения и служат материалом для постройки все новых и но­ вых клеточек. Так растет, прибавляясь в росте и весе, растение. Что дает нам мир растений? Хлеб, крупы, растительные масла, напитки — все это мы получаем из растений. Расти­ тельный мир служит пищей и всему жи­ вотному миру. Таким образом, мясо, масло, молоко и т. д. — это также «переработан­ ное» жиеотньгмп для липы человека ра­ стение. Растение дает нам одежду, мате­ риал для разнообразнейших построек, топ­ ливо, лекарства, бумагу, каучук и т. д. Даже каменный уголь, торф н нефть—все это оставлено нам в наследство от когда-то жившего п вымершего растительного мира земли. Без растений невозможна па земле жизнь человека и животных. Наша страна,дзалнмаютая колоссальные пространства Уа части земного шара, об­ ладает неисчислимыми запасами расти­ тельных богатств. Дремучие таеяжые ле­ са, неоосерпмые поля и ЦЕетушле сады, которым посвяшены самые задушевные песни, какое изобилие продуктов и мате­ риалов могут они дать нашему населению. Мы занимаем первое место в мирз по за­ пасам дрезеелны. В Советском Союзе про­ израстает более % лесных ресурсов зем­ ного шара, что составляет 1 миллиард 100 миллионовгектаров. Подсчет показывает, что если бы мы весь ежегодный ^прирост дрезеенны расположили поленницей в метр шириной и высотой, то моглибы три раза опоясать ею земной шар по экватору. А какое громадно# количество по срав­ нению с другими странами мы собираем шпешшы, ржп. овса, хлопчатника, *раз- личньгх фруктов. Одной пшеницей засеи­ вается у нас свыше 40 миллионов га при обшей мирсвоп площади ее посева в 160 миллионов тектаров. Выполняя (5.todo, данное великому вождю народов товарищу”Сталину, колхозники и работники совхозов в 1948 году собрали свыше 7 миллиардов пудов зерна, без ма­ лого достигнув довоенного уровня. Наша партия, правительство и лично товарищ Сталин пршшмают все меры к тому, чтобы на основе применения передо­ вой советской агротехндгкл добиться в стране еще более высоких урожаев и вы­ вести новые небывалые сорта культурных сельскохозяйственных растений. В связи с этим возникает вопрос' мо* л^т ли человек управлять процессам раз-» вития растеши!? Великий советский уче­ ный Иван Владимирович Мичурин па практике доказал, что человек может из-* менять природу растений в плановом по­ рядке и в нужном направлении. Он всю свою жизнь посвятил благородному даду выведения нужных сортовплодово-ягодных и других сельскохозяйственных растений, замечательных по своим вкусовым каче­ ствам, высокой продуктивности и приспо­ соблености к климату’. Этим величайшим .мастером переделке природы растений выведено свыше 300 сортов яблонь, груш, вишен, слив, мали­ ны, ежезики, абрикосов, винограда и про­ двинуто садоводство пз южных районов на север и восток нашей страны. Преемником и последователем Мичурина является академик Трофим Денисович Лы­ сенко. Развивая основные положения ми­ чуринского учения, Т. Д. Лысенко создал теорпю стадийного развития растительно­ го организма. Он показал, что равлтпе растений от посева до созревания семян, происходит неодинаково и состоит пз от­ дельных этапов — стадий. Сначала ра-' степне проходит стадию яровизации, в пе­ риод которой особое значение имеет тем­ пература, затем — световую стадию, в про­ хождении которой большую рольиграет свет и темнота, их продолжительность в течение суток. Зная, какие условия сре-< ды необходимы растению для прохождения каждой стадии, человек может управлять развитием растительного организма, что имеет огромное значение в практике сель­ ского хозяйства. Под руководством академика Т. Д. Лы­ сенко коллектив советских ученых-мичу^ риицез обогатил нашу страну ценными практическими результатами в выведении новых сортов озимой и яровой пшеапщы, технических, плодовых, овощных п других культур. Преобразование природы растений сече* тается у нас с коренной переделкой ка­ чества почв, с созданном таких условий плодородия, при которых кулг/гурные рас­ тения обеспечиваются наибольшим потреб­ ным количеством нищи и влаги и дают безгранично растущие урожаи. Достижения советских ученых по преобразованию при­ роды находят свое практическое воплоще­ ние в тех мероприятиях, которые прово­ дятся нашей партией и правительством в государствеином масштабе. Во многих степях и- пустынях по ка­ налам, сооруженным советским человеком, хлынула вода — залог высокого урожая. Великий сталинский план наступления на засуху в лучшпх по плодородию сте­ пях и лесостепях европейской части Сою-* за даст новые замечательные, небывалые в истории земледелия результаты по пре- образовашпо природы растительного мира в интересах нашего сонпа.тистпческого сельского хозяйства, в интереса* еще большего укрепления .могущества великой советской держаны. Способ прокатни броневой стали изобретен в Росии До 60-х гг. XIX в. броневые плиты изготовлялись кустар­ ным способом. Их ковали па­ ровым молотом. В начало же GO-x гг. на смену пришел способ прокатки броневых плит. До самого последнего времени этот способ считался «английским». И только ие- давио обнаруженные истори­ ческие документы, хранящие­ ся в Центральном государст­ венном архиве Военно-Мор­ ского Флота, проливают свет па вопиющую несправедли­ вость — присвоение русского изобретения заграничными заводчиками. Талантливый мастер-само­ родок Василии Пятов, рабо­ тавший в то время на Слобод­ ских заводах бывшей Вятской губернии изобрел новый спо­ соб изготовления тяжеловес­ ных листов железа — путем прокатки. С этой целью в 1857— 1858 гг. Пятовым бы­ ли построены «листокаталь- ные машипы». Впедрпв их на заводе в Холупице,»оп убе­ дился в огромном преимущест­ ве способа прокатки перед ковкой. Свое изобретение оп решил сделать достоянием всей Рос­ сии, передать его на все рус­ ские заводы. Особо важное значение изобретшие мастера Пятова имело для развития броненосного кораблестроения. В 185!) году Пятов предло­ жил свое изобретение морскому ведомству. По продажные царские чи­ новники из морского мини­ стерства отказались применить изобретение Пятова. Онп решпли по этому вопро­ су обратиться за «консульта­ цией» к заграничным фирмам. Проект был послан в Англию, Швецию, Бельгию и Францию. Так, незаконно, без согласия автора важное изобретение было выдано иностранным дельцам. А через год в Англии некто Браун -получил патент па проектные валы, предла­ гавшиеся Пятовым. Получив название «английского» спо­ соба прокатки, изобретение Пятова нашло широкое приме­ нение в технике во всем ми­ ре. А в 1S63 году русский ца­ ризм, затратив огромные сродства, приобрел свое же русское изобретение под видом «английского». Обворованный изобретатель с целыо восстановить своп ав­ торские нрава писал гневные жалобы в морское министерст­ во, обивал пороги царских вельмож. В одном из прошений он писал: «Когда я- представ­ лял проект его императорскому вы сочеству генсрал-адмпралу, то мне и на мысль не могло придти, чтобы паше прави­ тельство могло передать изо- б 1 >етоние русского подданного! иностранцам». Но все попыткп Пятова восстановить попранную спра-*. ведлпвость были напрасны. Что мог добиться человек без имени и связей! Талантливый самородок-изобретатель, из­ расходовавший все свои сред-» ства па реализацию проекта* умер в нищете, не получив* признания. j Изобретение Василия Пято­ ва прочно вошло в пашу тех-: инку. I Прокатка стала главнымви-< дом изготовления тяжеловес* пых листов стали. I Научный подвиг златоус- ’ товского мастера Василия Пя-< това наш народ неинт высока и никогда но забудет. М. СТОЛЯРЕНКО,

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz