На страже Заполярья. 1949 год. Август.
S t августа 194Sf г„ TV:' 205 (3510Т- W W ^ . T ■■■!■.....— д д НА С Т Р А Ж А З А П О Л Я Р Ь Я Важнейшая задача партийных организаций М Коммунисту, не вооруженному маркси стско-ленинскими знаниями, нельзя на учиться правпльпо, по-болыневпстскп осу ществлять политику партии, являющуюся жизненной основой Советского государства. Чем выше идейно-теоретический уровень коммуниста, тем выше его мировоззрение, * тем плодотворнее его практическая дея тельность. Без знания теории марксизма- ленинизма, без овладения большевизмом невозможно правильно понимать и оцени вать пропеходятше события, сознательно п активно проводить в жизнь политику партии и Советского правительства, успеш- £ по решать вопросы практической деятель ности. «Нужно признать, как аксиому, — учит топарищ Сталин, — что чем выше политический уровень и марксистско- ленинская сознательность работников лю бой отрасли государственной и партийной работы, тем выше и плодотворнее сама ра бота, тем эффективнее результаты рабо ты». В истекшем учебном году коммунисты и. комсомольцы в политшколах, кружках, в партийных школах серьезно поработали над изучением истории и теории больше визма, значительно выросли в теоретиче ском отношении, стали свободнее и глубже разбираться в политических вопросах. Каждое занятие в сети партийного просве щения идейно обогащало слушателей, рас ширяло пх кругозор, прививало навыки самостоятельного изучения произведений классиков марксизма-ленинизма, расширя ло и углубляло знание вопросов партий- ИО-ПОЛИТИЧ 2 СКОЙ работы в Вооруженных Силах. Итоговые занятия, проведенные в коп ия учебного года в политшколах и круж ках, а также экзамены в партийных шко- • лах и в вечернем университете марксизма- ленинизма показали, что основная масса слушателей всех форм партийного просве щения изучаемый материал усвоила. Плодотворное влияние роста пдепно-тсо- ретических знаний коммунистов и комсо мольцев на их практическую деятельность ярко заметно в работе многих кружков и политшкол. Значительно возросло чувство ответственности коммунистов и комсомоль цев за состояние боевой и политической подготовки, за укрепление воинской дис циплины. Политическая учеба коммунистов и комсомольцев способствовала активпза- ции внутрипартийной и комсомольской ра боты. Многие слушатели политшкол, круж ков, партийных школ стали принимать более активное участие в партийной рабо- ►те, в общественной жизни подразделения. Одназо в партийном просвещении на флоте в минувшем году было много недо статков. В чем состоят эти недостатки? Если основная масса коммунистов и комсомольцев усвоила пройденный мате риал, то есть еще отдельпые коммунисты ц комсомольцы, которые с задачей учебы пе справились. Некоторые вопросы марк систско-ленинской теории усвоены недо статочно четко. Так, в политшколах пз пройденной программы слабее других усвоены такие темы, как «Ленинско- сталинский план построения социализма», «Пути перехода от социализма к коммуниз му». Некоторые слушатели политшкол не смогли правильно рассказать о функция! Советского государства, о коренном отли чии диктатуры пролетариата от диктату ры буржуазии. Молодые коммунисты и комсомольцы, изучая впервые «Краткий курс истории ВКП(б)», лучше усвоили историческую об становку того или иного периода, события и факты, но хуже усвоили идеи больше визма, — те разделы глав «Краткого кур са истории ВКП(б)», в которых излагают ся теоретические вопросы. Некоторые слу шатели слабо усвоили такие вопросы большевистской теории, как движущие си лы буржуазно-демократической революции, сущность революционно-демократической диктатуры пролетариата и крестьянства, теория и тактика партии большевиков по вопросам войны, мира и революции. Хоро шо рассказывая об обстановке, в. которой было написано то пли иноа произведет*' В. И. Ленина и П. В. Сталина, некоторые слушатели кружков затруднялись в изло жении идейного содержания произведений и пх исторического значения. Разумеется, эти недостатки в теорети ческом обучении молодых коммунистов и комсомольцев и даже партийных активи стов об’яснлются тем, что не все руководи тели хорошо работали, а также и тем, что не везде должным образом была организо вана подготовка руководителей. Уровень и содержание пропаганды в ве шающей степени зависят от пропагандист ских кадров. Великий Ленин указывал, что содержание и паправлеипе занятии опреде ляются составом лекторов, пропагандистов. Надо сказать, что на флоте в результате слабой работы с пропагандистами качест во занятии в некоторых политшколах и кружках не отвечало требованиям, предъ являемым Центральным Комитетом ВКП(б) к партийному просвещению. В ходе учебы некоторые руководители политшкол и кружков . не справились со своими задачами, вели занятия на низком идейно-теоретическом уровне и, хотя по- литорганы п утвердили этих руководителей перед началом учебного года, затем они вынуждены былп их заменить другими. Политотдел соединения утвердил руководи телем тов. Пустового. Тов. Пустовой не по сещал семинары руководителей, часто до пускал срывы в кружке, занятия проводил на низком уровне. Также неудачно былп выдвинуты руководители тт. Белов, Пав ле®. Ясно, что перед началом нового учеб ного года здесь не продумали как следует вопрос о правильном подборе пропаганди стов—проводников в массы великих идей Ленина, Сталина. . Такие ошибки нельзя повторять в новом учебном году. Необходимо пополнить со став пропагандистов за счет наиболее тео ретически подготовленных членов партии, способных проводить занятия на высоком идейном уровне, вовлечь в пропагандист скую работу выпускников вечернего уни верситета марксизма-ленинизма и дневных отделений партийных школ. Па флоте много примеров заботливого, вдумчивого подхода к учебе пропагандл- стов. Эта учеба проходила в форме семи наров. Добросовестно работали такие руко водители семинаров, как тг. Артеев и По пов. Но не везде была организована хоро шая подготовка руководителей политшкол и кружков, а к:е-где руководители вообще не встречали помощи и руководства. В комсомольском кружке одного пз кораблей за год сменилось 5 руководителей. Разве такая частая смена руководителе могла дать что-нибудь хорошее? Только полным пренебрежением к делу союзного просвеще ния обоняется такая частая смена руко водителей. i t Центральный Комитет ВКП(б) вынес по становления «О проведении в летнее время курсов подготовки пропагандистов*, <0 подготовке к новому учебному году в си стеме партийного просвещения». Своовре менная и высококачественная подготовка пропагандистов к новому учебпому году — дело большого политического значения, серьезное средство повышения квалифика ции руководителей политшкол и кружков, преподавателей партийных школ. ПИСЬМА В РЕДАКЦИЮ Ускорен процесс выгрузки дров Много труда п времени у нас требовал? в прошлом заготовка дров. Ее, как прави ло, переносили на осень. Особенно большие трудности представля ла выкатка дров пз реки на берег, уклад ка пх в штабеля. Надо было двух-трех человек одевать в резиновые костюмы и посылать их в студеную осеннюю воду. Такая заготовка дров на год требовала около двадцати суток времени. В этом году процесс заготовки произво дится летом и значительно усовершенст вован, причем без всяких дополнительных средств и затрат. Для этой цели была ис пользована небольшая баржа. На ней уста новлены стрелы (два обыкновенных брев на), шкпф, электромотор п лебедка. Получилось своеобразное под’емнос устройство. Оно свободно передвигается двумя-тремя человеками и может быть по ставлено в любом необходимом для работы месте. Применение такого устройства уско рило процесс выкатки дров в несколько раз. Отпала также необходимость участия большого количества людей в этой работе. Производительность труда повысилась по сравнению с прошлой в 2— 3 раза. Инжзнер-напитан-лейтвнант С. ТРОШИН. Отважный провозвестник русской революции I 200-летне со дня рождения А.Л^Еадищева Па флоте с первой половины августа уже начали работать двухмесячные курсы руководителей кружков го изучению «Краткого курса истории ВКЩбЪ и био графий В. И. Ленина и И. В. Сталина.- К чтению лекций и проведению семинаров прпвл°чены лучшие пропагандистские си лы. Программа курсов предусматривает изучение «Краткого курса истории ВКП(б)», трудов В. И. Ленина и П. В. Сталина, а также изучение методики за нятий. В ближайшее время будут проведе ны учебно-методические сборы начальни ков и преподавателей партийных школ. Все это будет способствовать идейному росту и дальнейшему совершенствованию наших пропагандистских кадров. К недостаткам в постановке партийного и союзного просвещения в минувшем году относится и неудовлетворительное комплек тование некоторых кружков и политшкол. Были случаи, когда формально проводили это комплектование, зачисляли в кружки, ие беседуя лично с коммунистами и ком сомольцами об их желании заниматься в том или ином кружке. На одном из кораб лей всех комсомольцев разбили иа две группы и зачислили механически в два кружка. В итоге формального комплектова ния некоторые кружки рообще перестали работать, развалились. ЦК ВКП(б) преду преждает нас от повторения подобных ошибок и требует при комплектовании сети партийного просвещения строго соблюдать принцип индивидуального подхода к ком мунистам, определять форму политической учебы, исходя пз личного желания и общей подготовки. 15 сентября комплектование сети партийного и союзного просвещения должно быть закончено. К существенным промахам в минувшем году относится также и то, что некоторые партийные и комсомольские организации забывали’о самостоятельной учебе комму нистов и комсомольцев, не контролировали эту учебу. Есть такие организации, кото рые в течение учебпого года пи разу не обсуждали па заседаниях бюро и собраниях вопрос о партийном просвещении. Такое положение нетерпимо. Долг партийных и комсомольских организаций — проявлять неустанную заботу об идейном росте ком мунистов и комсомольцев, оказывать им помощь в этом важном деле. В ближайшее время будут проходить собрания партийного актива соединений, партийных и комсомольских организаций, которые обсудят вопрос о подготовке к но вому учебному году, критически оценят опыт прошлого учебного года с тем, чгобы 1 октября организованно приступить к но вому учебному году. Долг политорганов и партийных организаций — по-болыпевист- ски вскрыть недостатки в деле партийного просвещения коммунистов и организованно подготовиться к новому учебному году. А. КРЫЛОВ. В МАГАЗИНЕ НЕТ НЕОБХОДИМЫХ ТОВАРОВ В магазине Военторга, где продавщицей тов. Вербская, не имеется в продаже необ ходимых для военноелужаших товаров, как, например, бритв, бритвенных прибо ров, расчесок, зеркал и т. д. А насчет бу* маги или конвертов и говорить нечего — за все время существования магазина сю да привозили только один раз бумагу и конверты п то в очень малом количестве. Многим матросам не на чем написать пись мо. Кто же в этом виноват — начальник Военторга или продавщица? И кто должен заботиться о том, чтобы магазины Воентор га имели ассортимент товаров, удовлетво ряющий покупателей? Матрос М. БЕЛОУСОВ. Бережно относиться н служебной ннижне Служебная книжка военнослужащего является документом, удостоверяющим его личность. В «Правилах пользования слу жебной книжкой военнослужащего» особое внимание обращается на ее сбережение. Из этого положения явствует, что книжка должна храниться военнослужащим только прп себе. К сожалению, не все матросы выполняют это требование. Прп проверке оказалось, что отдельные матросы и сержанты служебные книжки хранят в чемоданах, тумбочках, в выход ной форме и т. д. Мало этово, матрос Ганин за короткий срок умудрился так замусо лить и измять свою книжку, что первая ее страница читается с большим трудом. Просто не верится, что она выдана полто ра месяца назад. Небрежпое отношение к сохранению книжки замечается у старше го матроса Козыльского, который носит ее в карманах брюк без всякой обложки. Естественно, что книжка помялась и вы глядит совершенно старой. Иное дело у сержанта Грецова,- матроса Новичкова. Служебные книжки они бережно хранят при себе. Верхняя обложка книжки акку ратно завернута. Как-то приятно взять та кую книжку в руки. Видно, что она нахо дится у аккуратного воина. Пебрежное отношение к хранению слу жебных кнп;кек военнослужащими приво дит к тому, что они их теряют. Каждый воин обязан бдительно беречь свой доку мент. Сержант Ф. ЧИСТЯКОВ. Кто завою ет кубок? -о------ Справедливая критика недостатков с В нашей организации прошло комсо- с повесткой дгя: «Итоги за 10-18— 1949 мольское сооранне союзного просвещения учебный год и задачи на новый ученный год». Выступавшие в прениях комсомольцы Перьков, Музалев и другие говорили о слабой работе кружков по изучению Устава ВЛКСМ и кружков по изуче нию биографий наших великих вождей Ленина и Сталина, подвергли резкой кри тике руководителрй кружков, которые несерьезно относились к выполнению воз ложенных на них обязашюстсй, а также критиковали бюро комсомольской органи зации за то, что оно мало требовало от комсомольцев — руководителей кружков тщательной .подготовки к занятиям. ^ Выступившие комсомольцы внесли своп пожелания и предложения, а также указа ли на то, что плученпе Устава _ ВЛКСМ, изучение биографий наших вождей Ленина и Сталипа есть первейшая обязанность каждого комсомольца. Комсомольцы приняли решение, направ ленное на то, чтобы в повом учебном году хорошо укомплектовать коужкн и подо брать таких руководителей, которые смогли бы проводить занятия на высоком идейном уровне. Серьезное, деловое руководство учебой в сети комсомольского просвещения помо жет комсомольцам расширить свой круго зор и будет способствовать росту их идейно- теоретических знаний. Солдат В. ФИЛАТОВ. ФУТБОЛЬНЫЕ МАТЧИ НА ВАЕНГСКОМ СТАДИОНЕ Вот уже несколько дней на Ваенгском стадионе проходят игры па кубок Северно го флота по футболу. Розыгрыш ведется по олимпийской системе — проигравшая команда выбывает из соревиовапий. Вот почему в борьбе за кубок малейшая оплош ность, небрежность в игре — нетерпимы. Еще до начала розыгрыша любители футбола предвещали победу чемпиону фло та — коллективу И. Живова. Большие на- дел;ды многие возлагали и на комаиды Архангельска п Круглова. II это впо.тие понятно. В розыгрыше первенства флота эти футбольные коллективы возглавили туриириую таблицу. Однако прогиоз ока зался преждевременным. Первым потерпел поражение чемпион флота — команда Жи вова. Играя в сильный дождь, она не мог ла справиться с дружной, слаженной командой Осинцева и «сложила оружие», пропустив в свои ворота -1 мяча и забив в ответ два. Проигрыш чемпиона значительно повы сил шансы на завоевание кубка у комапды Круглова и футболистов Архангельска. Со стоялись два полуфинальных матча. В нервом встретились коллективы Круглова и Хрусталева. От начала и до конца игра прошла в быстром, напряженном темпе. Смет открыли футболисты Хрусталева. За тем с одиинадцатиметрового штрафного уда ра они получили ответный гол и в конце первой половины игры левый крайний Грошев забивает второй гол. Весь второй тайм прошел в обоюдных атаках, но безре зультатно. Команда Хрусталева оказалась победителем и вышла в финал. В воскресенье состоялась вторая полу финальная игра. Встретились . архангель ские футболисты с командой Осинцева. Последняя вновь показала слаженную, на пористую игру. Матч закончился пораже нием архангельских спортсменов со сче том О : 3. Таким образом, в'"4 лидеры розыгрыша первенства флота потерпели поражение и лишились права бороться за кубок. Этот почетный приз будут оспаривать в финале команды Осинцева н Хрусталева. Исполнилось два столетия со дня рож дения выдающегося русского революцион ного мыслителя и писателя Александра Николаевича Радищева. Эта знаменатель ная дата имеет для нас тем большее зна чение, что Радищев был первым в истории русской общественной мысли, кто откры то поднял свой голос гневного протеста против царского деспотизма и крепостного права, кто бесстрашно бросил призыв к революции. В знаменитой книге Радищева «Путе шествие пз Петербурга в Москву», во всей деятельности этого великого революцион ного демократа XVIII века ярко проявились свободолюбие и творческая одаренность русского народа. Поэтому имя Радищева — наша национальная гордость. Исторический подвиг верного сына русского народа получил высокую оцен ку Ленина, ставившего имя Радищева в одном ряду с декабристами и революцио нерами 70-х годов. Ленин считал Ради щева зачинателем великого революцион но-освободительного движения, которое во главе с русским пролетариатом и под руководством большевистской партии за вершилось Октябрьской социалистиче ской революцией, открывшей новую эру в истории человечества. Радищев выступил па историческую арену в ту эпоху, когда русский народ окончательно сформировался в великую нацию и деятельности Петра I, своим военным могуществом и всеоб’емлюшим научным гением Ломоносова мощно зая- bej . о себе миру. Но укрепление русского государства, как мировой державы, про исходило «за счет крепостного крестьян ства, с которого драли три шкуры» (Сталин). При Екатерине II крепостной произвол достиг невпдаиных размеров: помещики получили право карать своих крестьян, ссылать их па каторгу; кре стьянам же было запрещено даже жало ваться на помещиков. В 60-х годах XVIII века по России прокатывается волна крестьянских бунтов, а в 1773 году разгорается крестьянская война под водительством Пугачева. Несмот ря на поражение, пугачевское восстание на несло сильный удар самодержавно-крепост- ническому строю и дало мощный толчок развитию русской революцпонно-освободи- тельной мысли. Крестьянские восстания, отмечал тов. Калинин, «заставляли заду мываться наиболее просвещенные умы дво рянского класса, побуждали пх к крити ческой оценке положения крестьянства и произвола помещиков». Наиболее яркое выражение эти события получили в деятельности Радищева. «Я взглянул окрест меня — душа моя стра даниями человечества уязвленна стала»,— такими словами начинается знаменитая книга Радищева, подвергнувшая беспощад ной критике самодержавно-крепостниче ский режим и предсказавшая народную революцию. Книга Радищева появилась в ту пору, когда Екатерина И, напуганная Пугачев-, скпм восстанием и французской буржуаз ной революцией, стала на путь жестоких преследований малейших проявлений воль номыслия. Гневные строки Радищева былп восприняты современниками как «пабат революции». Прочитав «Путешествие», императрица нашла, что автор его «буп- товщик хуже Пугачева». Радищев был заключен в Петропавловскую крепость, а потом сослан в отдаленную часть Сибири, в Илимский острог. Опубликование «Путешествия» было революционным подвигом Радищева, под вигом во пмя освобождения народа от по- мещичье-крепостнического рабства. «Хотя в то время, — писал тов. Калпппн, — мо лодому человеку было более чем трудно бо роться с Простаковымп — Приплодпными — Скотинпнымп п вообще «прати против начальственного режима», Радищев пока зал изумительную нравственную чистоту и самоотверженность в борьбе с «зверями алчными и пиявицами ненасытными». Ни заточение, ни следствие, нп суровая ссылка не сломили Радищева, пе заставили его отказаться от своих убеждений. В сти хотворении, написанном пм на пути в ссылку, он снова подтвердил свою предан ность делу борьбы за свободу: Я тот же, что н был и буду весь мой век: Не скот, не дерево, не раб, но человек. Возвратившись после смерти Екатери ны II из ссылки, Радищев продолжал до казывать необходимость уничтожения кре постного права п требовал различных го сударственных преобразований. Эту задачу он отстаивает и в своем экономическом трактате «Описание моего владения» и в докладных записках Комиссии по состав лению законов, созданной либеральничав шим в начале своего царствования Алек сандром I. Вскоре, однако, Радищев окон чательно убедился в полной невозможности осуществления каких-либо прогрессивных преобразований. Поставленный правящей средой в совершенно невыносимые усло вия, 11 сентября 1802 года Радищев принял яд. Последними его словами былп: «Потомство отомстит за меня». W Радищев был первым русским револю ционным просветителем. Революционная страсть пронизывала все социально-поли тические, экономические, философские, юридические и эстетические воззрения это го попстнне энциклопедически образован ного человека. «Путешествие из Петербурга в Москву» всей силой своих художественных образов и социально-политическим острием было обращено против крепостного права и са модержавия. С негодованием обличает автор в этой книге издевательства помещиков над крестьянами, продажу оптом и в роз ницу крестьянских семей, сдачу в рекру ты. жестокую эксплоатацию крепостных. «Се жребий заклепанного во узах, се жребий заключенного в смрадной темнице, се жребий вола во ярме!...»,. — восклицал Радищев. Но крепостное право не только являет ся вопиющей социальной несправедливо стью, утверждал писатель, оно экономиче ски не выгодно; оно подрывает экономиче скую и политическую силу государства, его военную мощь; оно нравственно раз вращает как помещиков, так я крепост ных; оно препятствует культурному про грессу. Радищев считал, что царская власть выражает интересы дворян-креиостииков, что сам монарх является первым угнета телем народа, что он — «злодей, злодеев всех лютейший», «преступник изо всех первейший». Он понимал, что апеллиро вать к царю бессмысленно: «Нет и ю скончания мира примера может быть не будет, чтобы царь упустил добровольно что-либо из своея власти». Следовательно, делал он вывод, t освободить народ может только народная революция, которая унич тожит как угнетение крестьян помещика ми, так и царское самодержавие,.. Радищев предсказывал народную рево люцию и верил в ее неизбежность, потому что верил в русский парод, в его непреодо лимое стремление к свободе, в его творче ские сплы. Грядущая народная расправа над царем п помещиками не пугала Ради щева. Он считал, что русская революция неизбежно выдвинет талантливых руково дителей и государственных деятелей: «О! если бы рабы, тяжкими узами отягчен ные, яряся в отчаянии своем, разбили железом... главы бесчеловечных свопх гос под... что бы тем потеряло государство? Скоро бы пз среды их псторгнулпся вели кие мужи, для заступления избитого пле мени; но,были бы они других о себе мыс лей и права угнетения лишении. — Не мечта сие, но взор проницает густую заве су времени, от очен наших будущее скры вающую; я зрю сквозь целое столетие». Немногим более столетия потребовалось на то, чтобы сбылись эти пророческие сло ва первого русского революционера и «на род, к величию и славе рожденный», сверг царя, помещиков и капиталистов, навсегда уничтожив в своей стране эксплоатацию человека человеком. Сбылось п другое пророчество Радищева, предвидевшего, что России суждено сы грать решающую роль в мировой истории. «О парод, народ преславпой», — предска зывал он в одной из своих поэм; Твоп поздные потомки . .. * Превзойдут тебя во славе... * Все преграды, все оплоты • Сокрушат рукою сильной. Победят, — природу даже...»; Призывая к насильственному ниспровер жению самодержавия, Радищев выдвигал идею народовластия. Будущее общество представлялось ему, первому русскому рес публиканцу', как демократическая респу блика свободных граждан, где нет эконо мического порабощения и все равны пе ред законом. Ои мечтал о том времени, когда исчезнет вражда и войны, н чело веческая деятельность станет псключптель-* но созидательной. Радищев не отрицал частной собствен ности. Наоборот, он был ее сторонником, ра туя за наделение крестьян землей. Ио он отнюдь не был апологетом буржуазного строя. Он не знал и не мог знать в то время, что частная собственность рождает с имущественным неравенством и капита листическую эксплоатацию. Одпако, буду чи непримиримым врагом всякой эксплоа тацпи и порабощения, Радищев с изуми- ', тельной проницательностью уже тогда су мел разглядеть социальную несправедли- • вость американской буржуазной демокра тии. Приветствуя американский народ, борющийся за свою независимость, он вместе с тем заклеймил презрением страну, «где сто гордых граждан утопа ют в роскоши, а тысячи не имеют на дежного пропитания, нп собственного от з.ноя и мраза укроя». Радищев — «раб ства враг» с возмущением писал о раб- ' стве негров в Америке, называя его. «хладнокровным убийством». Патриотизм Радищева, его револю ционность определяют и его облик как .философа. Вместе с Ломоносовым он| явился основоположником русского ма-j терпализма, в частности, того его н а - . правления, которое было непосредствед-! по связапо с русским революционно-! освободительным движением. Как воин ствующий философ, он ставил перед со-, бой задачу духовного раскрепощения,' задачу7 борьбы против религии, которая; освящает царскую власть и одурманива-; ет народ, подавляет в нем волю к со противлению. Еще в оде «Вольность» он отметил союд_ .религии с царской властью. Свой философский трактат «О чело-1 веке, о его смертности и бессмертии»: Радищев написал с целью дать отпор церковной схоластике, религиозным суе- • вериям и массонству, которое получило; в 90-х годах XVIII века широкое распро- j странение в дворянском обществе. В этом трактато Радищев изложил материалисти ческие принципы своей философии и по*-; верг критике идеалистический тезис о бес-i смертии души. Материалистически разрешая основной: вопрос философии, признавая материаль-: ность мира, первичность материи и вторпч-j ность сознания, Радищев, однако, оставал-; ся метафизиком. И это понятно: развитие' науки в то время ие давало почвы для диалектического понимания природы и об-! щества. В целом же трактат Радищева — 4 это одно пз первых крупных произведе-*! ний русской философской мысли, в котором { она в ряде случаев идет далее исканий co*«i ременной ей западной философии. с Чрезвычайно велика роль Радищева *1 развитии русской литературы. С его «Яу-1 тешествием» впервые ворвался в литера-» j туру гневный протест народных масс, ко- | торый до тех пор находил выражение лишЫ| в устном народном творчестве и подполь- } ных произведениях письменной крестьян-1 ской литературы. \ Революционный характер патриотизм^ Радищева, отличающий его от всех пред шественников, его материалистическое ровоззренне обусловили глубину и реали стичность художественного изображения действительности и высокую идейность его творчества. Он первый понял, что основным противоречием русской жизни ХУ1П сто летия является антагонизм крестьян и по мещиков. Он первый выступил не только против отдельных проявлений крепостного! произвола и самодержавного гнета, а про тив самодержавно-крепостнического режи ма в целом. Он первый разработал в лите-» ратуре тему крестьянского восстания. Эям; ои поставил перед русскими писателями i следующих поколений самую важную для | них проблему. г Радищев был прямым предшественника*- родоначальника русской классической ли-- тературы — Пушкина, в творчестве кото- i рого слияние патриотических и освободи- \ тельных идей, впервые выраженные Ради- j щевым, нашло гениальное воплощение, j Сам Пушкин считал себя последователем.; Радищева. ,j Радищев послужил примером для всезЫ последующих поколений революционеров^! Его идеи оказали прямоо воздействие на j декабристов, что было отмечено еще Гер- j цепом. Радищева высоко ценили револю- I цпонные демократы — Чернышевский и j Добролюбов. .1 Лучшие мечты великого революционного/, просветителя осуществились сегодня: вус- j ский народ, сбросивший с себя цепи пора- \ бощенпя, идет во главе свободолюбивые ! народов мира. Радищев мечтал о том, что потомки j помянут его пмя с благодарностью, как имя ! человека, впервые в России прорицавшего i вольность... • Мы чтим в Радищеве борца, который вМ мрачные дни екатерининской реакции | нашел в себе силу и решимость выступить; с пламенным протестом против угнетения; народа и зажег огонь русской революцпон- j ной мысли. > -------- • * , ' М. КОЗЬМИН. В честь знаменательной годовщины ТАЛЛИН. Общественность Эстонской сто лицы широко отмечает 200-летие со дня рождения А. 11. Радищева. В Государственной публичной библио теке открылась выставка, посвященная жизни и деятельности великого русского пи- сатсля-революционсра. Внимание привле кают знаменитое произведение «Путешест вие из Петербурга в Москву», «Письмо к другу, жительствующему в Тобольске», напечатанное в 187 Г году. В народных домах, клубах и домах куль туры трудящихся устраиваются лекции о жизни и деятельности Радищева. СОСНОВО (Ленинградская оуласть). Про сторное помещение правления сс.тьхоз- з.цюлнплп колхозники . Онп пришли на ве чер, посвященный 200-летию со дня рож дения А. П. Радищева. Вечер открыл бригадир тов. Сакерин. С докладом о жизни и деятельности Ради щева выступила преподавательница лите ратуры Мичуринской семилетней школы тов. Хайлова. После доклада она прочла отрывки из книги Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву». Затем взял сло во колхозный ;кивотновод тов. Михайлов. С большим вниманием прослушали со бравшиеся рассказ пожилого колхозника о том, как жили крестьяне при крепостном ппаве. ХАБАРОВСК. Трудящиеся Дальнего По рождения А. П. Радищева. Па предприя тиях, в учреждениях, колхозах органи зуются лекции, доклады, беседы о жизни -1 артели «Парижская Коммуна» до отказа стока широко отмечают __200-летие со дня н деятельности пнеателя-рево.тюцпонера. Перед трудящимися выступают лекторы краевого лекционного бюро, члены Хаба ровского отделения Всесоюзного общества по распространению политических и науч ных знаний, писатели, журналисты. В Магадане, Хабаровске, Биробиджане,! а также во многих районных центрах от-; крылись выставки, посвящонные А. Н. i Радищеву. На выставке в Комсомольске-на- Амуре экспонируется редкое издание книга; «Путешествие нз Петербурга в Москву». (ТАСС),
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz