На страже Заполярья. 1949 год. Август.

S t августа 194Sf г„ TV:' 205 (3510Т- W W ^ . T ■■■!■.....— д д НА С Т Р А Ж А З А П О Л Я Р Ь Я Важнейшая задача партийных организаций М Коммунисту, не вооруженному маркси­ стско-ленинскими знаниями, нельзя на­ учиться правпльпо, по-болыневпстскп осу­ ществлять политику партии, являющуюся жизненной основой Советского государства. Чем выше идейно-теоретический уровень коммуниста, тем выше его мировоззрение, * тем плодотворнее его практическая дея­ тельность. Без знания теории марксизма- ленинизма, без овладения большевизмом невозможно правильно понимать и оцени­ вать пропеходятше события, сознательно п активно проводить в жизнь политику партии и Советского правительства, успеш- £ по решать вопросы практической деятель­ ности. «Нужно признать, как аксиому, — учит топарищ Сталин, — что чем выше политический уровень и марксистско- ленинская сознательность работников лю­ бой отрасли государственной и партийной работы, тем выше и плодотворнее сама ра­ бота, тем эффективнее результаты рабо­ ты». В истекшем учебном году коммунисты и. комсомольцы в политшколах, кружках, в партийных школах серьезно поработали над изучением истории и теории больше­ визма, значительно выросли в теоретиче­ ском отношении, стали свободнее и глубже разбираться в политических вопросах. Каждое занятие в сети партийного просве­ щения идейно обогащало слушателей, рас­ ширяло пх кругозор, прививало навыки самостоятельного изучения произведений классиков марксизма-ленинизма, расширя­ ло и углубляло знание вопросов партий- ИО-ПОЛИТИЧ 2 СКОЙ работы в Вооруженных Силах. Итоговые занятия, проведенные в коп­ ия учебного года в политшколах и круж­ ках, а также экзамены в партийных шко- • лах и в вечернем университете марксизма- ленинизма показали, что основная масса слушателей всех форм партийного просве­ щения изучаемый материал усвоила. Плодотворное влияние роста пдепно-тсо- ретических знаний коммунистов и комсо­ мольцев на их практическую деятельность ярко заметно в работе многих кружков и политшкол. Значительно возросло чувство ответственности коммунистов и комсомоль­ цев за состояние боевой и политической подготовки, за укрепление воинской дис­ циплины. Политическая учеба коммунистов и комсомольцев способствовала активпза- ции внутрипартийной и комсомольской ра­ боты. Многие слушатели политшкол, круж­ ков, партийных школ стали принимать более активное участие в партийной рабо- ►те, в общественной жизни подразделения. Одназо в партийном просвещении на флоте в минувшем году было много недо­ статков. В чем состоят эти недостатки? Если основная масса коммунистов и комсомольцев усвоила пройденный мате­ риал, то есть еще отдельпые коммунисты ц комсомольцы, которые с задачей учебы пе справились. Некоторые вопросы марк­ систско-ленинской теории усвоены недо­ статочно четко. Так, в политшколах пз пройденной программы слабее других усвоены такие темы, как «Ленинско- сталинский план построения социализма», «Пути перехода от социализма к коммуниз­ му». Некоторые слушатели политшкол не смогли правильно рассказать о функция! Советского государства, о коренном отли­ чии диктатуры пролетариата от диктату­ ры буржуазии. Молодые коммунисты и комсомольцы, изучая впервые «Краткий курс истории ВКП(б)», лучше усвоили историческую об­ становку того или иного периода, события и факты, но хуже усвоили идеи больше­ визма, — те разделы глав «Краткого кур­ са истории ВКП(б)», в которых излагают­ ся теоретические вопросы. Некоторые слу­ шатели слабо усвоили такие вопросы большевистской теории, как движущие си­ лы буржуазно-демократической революции, сущность революционно-демократической диктатуры пролетариата и крестьянства, теория и тактика партии большевиков по вопросам войны, мира и революции. Хоро­ шо рассказывая об обстановке, в. которой было написано то пли иноа произведет*' В. И. Ленина и П. В. Сталина, некоторые слушатели кружков затруднялись в изло­ жении идейного содержания произведений и пх исторического значения. Разумеется, эти недостатки в теорети­ ческом обучении молодых коммунистов и комсомольцев и даже партийных активи стов об’яснлются тем, что не все руководи­ тели хорошо работали, а также и тем, что не везде должным образом была организо­ вана подготовка руководителей. Уровень и содержание пропаганды в ве­ шающей степени зависят от пропагандист­ ских кадров. Великий Ленин указывал, что содержание и паправлеипе занятии опреде­ ляются составом лекторов, пропагандистов. Надо сказать, что на флоте в результате слабой работы с пропагандистами качест­ во занятии в некоторых политшколах и кружках не отвечало требованиям, предъ­ являемым Центральным Комитетом ВКП(б) к партийному просвещению. В ходе учебы некоторые руководители политшкол и кружков . не справились со своими задачами, вели занятия на низком идейно-теоретическом уровне и, хотя по- литорганы п утвердили этих руководителей перед началом учебного года, затем они вынуждены былп их заменить другими. Политотдел соединения утвердил руководи­ телем тов. Пустового. Тов. Пустовой не по­ сещал семинары руководителей, часто до­ пускал срывы в кружке, занятия проводил на низком уровне. Также неудачно былп выдвинуты руководители тт. Белов, Пав­ ле®. Ясно, что перед началом нового учеб­ ного года здесь не продумали как следует вопрос о правильном подборе пропаганди­ стов—проводников в массы великих идей Ленина, Сталина. . Такие ошибки нельзя повторять в новом учебном году. Необходимо пополнить со­ став пропагандистов за счет наиболее тео­ ретически подготовленных членов партии, способных проводить занятия на высоком идейном уровне, вовлечь в пропагандист­ скую работу выпускников вечернего уни­ верситета марксизма-ленинизма и дневных отделений партийных школ. Па флоте много примеров заботливого, вдумчивого подхода к учебе пропагандл- стов. Эта учеба проходила в форме семи­ наров. Добросовестно работали такие руко­ водители семинаров, как тг. Артеев и По­ пов. Но не везде была организована хоро­ шая подготовка руководителей политшкол и кружков, а к:е-где руководители вообще не встречали помощи и руководства. В комсомольском кружке одного пз кораблей за год сменилось 5 руководителей. Разве такая частая смена руководителе могла дать что-нибудь хорошее? Только полным пренебрежением к делу союзного просвеще­ ния обоняется такая частая смена руко­ водителей. i t Центральный Комитет ВКП(б) вынес по­ становления «О проведении в летнее время курсов подготовки пропагандистов*, <0 подготовке к новому учебному году в си­ стеме партийного просвещения». Своовре менная и высококачественная подготовка пропагандистов к новому учебпому году — дело большого политического значения, серьезное средство повышения квалифика­ ции руководителей политшкол и кружков, преподавателей партийных школ. ПИСЬМА В РЕДАКЦИЮ Ускорен процесс выгрузки дров Много труда п времени у нас требовал? в прошлом заготовка дров. Ее, как прави­ ло, переносили на осень. Особенно большие трудности представля­ ла выкатка дров пз реки на берег, уклад­ ка пх в штабеля. Надо было двух-трех человек одевать в резиновые костюмы и посылать их в студеную осеннюю воду. Такая заготовка дров на год требовала около двадцати суток времени. В этом году процесс заготовки произво­ дится летом и значительно усовершенст­ вован, причем без всяких дополнительных средств и затрат. Для этой цели была ис­ пользована небольшая баржа. На ней уста­ новлены стрелы (два обыкновенных брев­ на), шкпф, электромотор п лебедка. Получилось своеобразное под’емнос устройство. Оно свободно передвигается двумя-тремя человеками и может быть по­ ставлено в любом необходимом для работы месте. Применение такого устройства уско­ рило процесс выкатки дров в несколько раз. Отпала также необходимость участия большого количества людей в этой работе. Производительность труда повысилась по сравнению с прошлой в 2— 3 раза. Инжзнер-напитан-лейтвнант С. ТРОШИН. Отважный провозвестник русской революции I 200-летне со дня рождения А.Л^Еадищева Па флоте с первой половины августа уже начали работать двухмесячные курсы руководителей кружков го изучению «Краткого курса истории ВКЩбЪ и био­ графий В. И. Ленина и И. В. Сталина.- К чтению лекций и проведению семинаров прпвл°чены лучшие пропагандистские си­ лы. Программа курсов предусматривает изучение «Краткого курса истории ВКП(б)», трудов В. И. Ленина и П. В. Сталина, а также изучение методики за­ нятий. В ближайшее время будут проведе­ ны учебно-методические сборы начальни­ ков и преподавателей партийных школ. Все это будет способствовать идейному росту и дальнейшему совершенствованию наших пропагандистских кадров. К недостаткам в постановке партийного и союзного просвещения в минувшем году относится и неудовлетворительное комплек­ тование некоторых кружков и политшкол. Были случаи, когда формально проводили это комплектование, зачисляли в кружки, ие беседуя лично с коммунистами и ком­ сомольцами об их желании заниматься в том или ином кружке. На одном из кораб­ лей всех комсомольцев разбили иа две группы и зачислили механически в два кружка. В итоге формального комплектова­ ния некоторые кружки рообще перестали работать, развалились. ЦК ВКП(б) преду­ преждает нас от повторения подобных ошибок и требует при комплектовании сети партийного просвещения строго соблюдать принцип индивидуального подхода к ком­ мунистам, определять форму политической учебы, исходя пз личного желания и общей подготовки. 15 сентября комплектование сети партийного и союзного просвещения должно быть закончено. К существенным промахам в минувшем году относится также и то, что некоторые партийные и комсомольские организации забывали’о самостоятельной учебе комму­ нистов и комсомольцев, не контролировали эту учебу. Есть такие организации, кото­ рые в течение учебпого года пи разу не обсуждали па заседаниях бюро и собраниях вопрос о партийном просвещении. Такое положение нетерпимо. Долг партийных и комсомольских организаций — проявлять неустанную заботу об идейном росте ком­ мунистов и комсомольцев, оказывать им помощь в этом важном деле. В ближайшее время будут проходить собрания партийного актива соединений, партийных и комсомольских организаций, которые обсудят вопрос о подготовке к но­ вому учебному году, критически оценят опыт прошлого учебного года с тем, чгобы 1 октября организованно приступить к но­ вому учебному году. Долг политорганов и партийных организаций — по-болыпевист- ски вскрыть недостатки в деле партийного просвещения коммунистов и организованно подготовиться к новому учебному году. А. КРЫЛОВ. В МАГАЗИНЕ НЕТ НЕОБХОДИМЫХ ТОВАРОВ В магазине Военторга, где продавщицей тов. Вербская, не имеется в продаже необ­ ходимых для военноелужаших товаров, как, например, бритв, бритвенных прибо­ ров, расчесок, зеркал и т. д. А насчет бу* маги или конвертов и говорить нечего — за все время существования магазина сю­ да привозили только один раз бумагу и конверты п то в очень малом количестве. Многим матросам не на чем написать пись­ мо. Кто же в этом виноват — начальник Военторга или продавщица? И кто должен заботиться о том, чтобы магазины Воентор­ га имели ассортимент товаров, удовлетво­ ряющий покупателей? Матрос М. БЕЛОУСОВ. Бережно относиться н служебной ннижне Служебная книжка военнослужащего является документом, удостоверяющим его личность. В «Правилах пользования слу­ жебной книжкой военнослужащего» особое внимание обращается на ее сбережение. Из этого положения явствует, что книжка должна храниться военнослужащим только прп себе. К сожалению, не все матросы выполняют это требование. Прп проверке оказалось, что отдельные матросы и сержанты служебные книжки хранят в чемоданах, тумбочках, в выход­ ной форме и т. д. Мало этово, матрос Ганин за короткий срок умудрился так замусо­ лить и измять свою книжку, что первая ее страница читается с большим трудом. Просто не верится, что она выдана полто­ ра месяца назад. Небрежпое отношение к сохранению книжки замечается у старше­ го матроса Козыльского, который носит ее в карманах брюк без всякой обложки. Естественно, что книжка помялась и вы­ глядит совершенно старой. Иное дело у сержанта Грецова,- матроса Новичкова. Служебные книжки они бережно хранят при себе. Верхняя обложка книжки акку­ ратно завернута. Как-то приятно взять та­ кую книжку в руки. Видно, что она нахо­ дится у аккуратного воина. Пебрежное отношение к хранению слу­ жебных кнп;кек военнослужащими приво­ дит к тому, что они их теряют. Каждый воин обязан бдительно беречь свой доку­ мент. Сержант Ф. ЧИСТЯКОВ. Кто завою ет кубок? -о------ Справедливая критика недостатков с В нашей организации прошло комсо- с повесткой дгя: «Итоги за 10-18— 1949 мольское сооранне союзного просвещения учебный год и задачи на новый ученный год». Выступавшие в прениях комсомольцы Перьков, Музалев и другие говорили о слабой работе кружков по изучению Устава ВЛКСМ и кружков по изуче­ нию биографий наших великих вождей Ленина и Сталина, подвергли резкой кри­ тике руководителрй кружков, которые несерьезно относились к выполнению воз­ ложенных на них обязашюстсй, а также критиковали бюро комсомольской органи­ зации за то, что оно мало требовало от комсомольцев — руководителей кружков тщательной .подготовки к занятиям. ^ Выступившие комсомольцы внесли своп пожелания и предложения, а также указа­ ли на то, что плученпе Устава _ ВЛКСМ, изучение биографий наших вождей Ленина и Сталипа есть первейшая обязанность каждого комсомольца. Комсомольцы приняли решение, направ­ ленное на то, чтобы в повом учебном году хорошо укомплектовать коужкн и подо­ брать таких руководителей, которые смогли бы проводить занятия на высоком идейном уровне. Серьезное, деловое руководство учебой в сети комсомольского просвещения помо­ жет комсомольцам расширить свой круго­ зор и будет способствовать росту их идейно- теоретических знаний. Солдат В. ФИЛАТОВ. ФУТБОЛЬНЫЕ МАТЧИ НА ВАЕНГСКОМ СТАДИОНЕ Вот уже несколько дней на Ваенгском стадионе проходят игры па кубок Северно­ го флота по футболу. Розыгрыш ведется по олимпийской системе — проигравшая команда выбывает из соревиовапий. Вот почему в борьбе за кубок малейшая оплош­ ность, небрежность в игре — нетерпимы. Еще до начала розыгрыша любители футбола предвещали победу чемпиону фло­ та — коллективу И. Живова. Большие на- дел;ды многие возлагали и на комаиды Архангельска п Круглова. II это впо.тие понятно. В розыгрыше первенства флота эти футбольные коллективы возглавили туриириую таблицу. Однако прогиоз ока­ зался преждевременным. Первым потерпел поражение чемпион флота — команда Жи­ вова. Играя в сильный дождь, она не мог­ ла справиться с дружной, слаженной командой Осинцева и «сложила оружие», пропустив в свои ворота -1 мяча и забив в ответ два. Проигрыш чемпиона значительно повы­ сил шансы на завоевание кубка у комапды Круглова и футболистов Архангельска. Со­ стоялись два полуфинальных матча. В нервом встретились коллективы Круглова и Хрусталева. От начала и до конца игра прошла в быстром, напряженном темпе. Смет открыли футболисты Хрусталева. За­ тем с одиинадцатиметрового штрафного уда­ ра они получили ответный гол и в конце первой половины игры левый крайний Грошев забивает второй гол. Весь второй тайм прошел в обоюдных атаках, но безре­ зультатно. Команда Хрусталева оказалась победителем и вышла в финал. В воскресенье состоялась вторая полу­ финальная игра. Встретились . архангель­ ские футболисты с командой Осинцева. Последняя вновь показала слаженную, на­ пористую игру. Матч закончился пораже­ нием архангельских спортсменов со сче­ том О : 3. Таким образом, в'"4 лидеры розыгрыша первенства флота потерпели поражение и лишились права бороться за кубок. Этот почетный приз будут оспаривать в финале команды Осинцева н Хрусталева. Исполнилось два столетия со дня рож­ дения выдающегося русского революцион­ ного мыслителя и писателя Александра Николаевича Радищева. Эта знаменатель­ ная дата имеет для нас тем большее зна­ чение, что Радищев был первым в истории русской общественной мысли, кто откры­ то поднял свой голос гневного протеста против царского деспотизма и крепостного права, кто бесстрашно бросил призыв к революции. В знаменитой книге Радищева «Путе­ шествие пз Петербурга в Москву», во всей деятельности этого великого революцион­ ного демократа XVIII века ярко проявились свободолюбие и творческая одаренность русского народа. Поэтому имя Радищева — наша национальная гордость. Исторический подвиг верного сына русского народа получил высокую оцен­ ку Ленина, ставившего имя Радищева в одном ряду с декабристами и революцио­ нерами 70-х годов. Ленин считал Ради­ щева зачинателем великого революцион­ но-освободительного движения, которое во главе с русским пролетариатом и под руководством большевистской партии за­ вершилось Октябрьской социалистиче­ ской революцией, открывшей новую эру в истории человечества. Радищев выступил па историческую арену в ту эпоху, когда русский народ окончательно сформировался в великую нацию и деятельности Петра I, своим военным могуществом и всеоб’емлюшим научным гением Ломоносова мощно зая- bej . о себе миру. Но укрепление русского государства, как мировой державы, про­ исходило «за счет крепостного крестьян­ ства, с которого драли три шкуры» (Сталин). При Екатерине II крепостной произвол достиг невпдаиных размеров: помещики получили право карать своих крестьян, ссылать их па каторгу; кре­ стьянам же было запрещено даже жало­ ваться на помещиков. В 60-х годах XVIII века по России прокатывается волна крестьянских бунтов, а в 1773 году разгорается крестьянская война под водительством Пугачева. Несмот­ ря на поражение, пугачевское восстание на­ несло сильный удар самодержавно-крепост- ническому строю и дало мощный толчок развитию русской революцпонно-освободи- тельной мысли. Крестьянские восстания, отмечал тов. Калинин, «заставляли заду­ мываться наиболее просвещенные умы дво­ рянского класса, побуждали пх к крити­ ческой оценке положения крестьянства и произвола помещиков». Наиболее яркое выражение эти события получили в деятельности Радищева. «Я взглянул окрест меня — душа моя стра­ даниями человечества уязвленна стала»,— такими словами начинается знаменитая книга Радищева, подвергнувшая беспощад­ ной критике самодержавно-крепостниче­ ский режим и предсказавшая народную революцию. Книга Радищева появилась в ту пору, когда Екатерина И, напуганная Пугачев-, скпм восстанием и французской буржуаз­ ной революцией, стала на путь жестоких преследований малейших проявлений воль­ номыслия. Гневные строки Радищева былп восприняты современниками как «пабат революции». Прочитав «Путешествие», императрица нашла, что автор его «буп- товщик хуже Пугачева». Радищев был заключен в Петропавловскую крепость, а потом сослан в отдаленную часть Сибири, в Илимский острог. Опубликование «Путешествия» было революционным подвигом Радищева, под­ вигом во пмя освобождения народа от по- мещичье-крепостнического рабства. «Хотя в то время, — писал тов. Калпппн, — мо­ лодому человеку было более чем трудно бо­ роться с Простаковымп — Приплодпными — Скотинпнымп п вообще «прати против начальственного режима», Радищев пока­ зал изумительную нравственную чистоту и самоотверженность в борьбе с «зверями алчными и пиявицами ненасытными». Ни заточение, ни следствие, нп суровая ссылка не сломили Радищева, пе заставили его отказаться от своих убеждений. В сти­ хотворении, написанном пм на пути в ссылку, он снова подтвердил свою предан­ ность делу борьбы за свободу: Я тот же, что н был и буду весь мой век: Не скот, не дерево, не раб, но человек. Возвратившись после смерти Екатери­ ны II из ссылки, Радищев продолжал до­ казывать необходимость уничтожения кре­ постного права п требовал различных го­ сударственных преобразований. Эту задачу он отстаивает и в своем экономическом трактате «Описание моего владения» и в докладных записках Комиссии по состав­ лению законов, созданной либеральничав­ шим в начале своего царствования Алек­ сандром I. Вскоре, однако, Радищев окон­ чательно убедился в полной невозможности осуществления каких-либо прогрессивных преобразований. Поставленный правящей средой в совершенно невыносимые усло­ вия, 11 сентября 1802 года Радищев принял яд. Последними его словами былп: «Потомство отомстит за меня». W Радищев был первым русским револю­ ционным просветителем. Революционная страсть пронизывала все социально-поли­ тические, экономические, философские, юридические и эстетические воззрения это­ го попстнне энциклопедически образован­ ного человека. «Путешествие из Петербурга в Москву» всей силой своих художественных образов и социально-политическим острием было обращено против крепостного права и са­ модержавия. С негодованием обличает автор в этой книге издевательства помещиков над крестьянами, продажу оптом и в роз­ ницу крестьянских семей, сдачу в рекру­ ты. жестокую эксплоатацию крепостных. «Се жребий заклепанного во узах, се жребий заключенного в смрадной темнице, се жребий вола во ярме!...»,. — восклицал Радищев. Но крепостное право не только являет­ ся вопиющей социальной несправедливо­ стью, утверждал писатель, оно экономиче­ ски не выгодно; оно подрывает экономиче­ скую и политическую силу государства, его военную мощь; оно нравственно раз­ вращает как помещиков, так я крепост­ ных; оно препятствует культурному про­ грессу. Радищев считал, что царская власть выражает интересы дворян-креиостииков, что сам монарх является первым угнета­ телем народа, что он — «злодей, злодеев всех лютейший», «преступник изо всех первейший». Он понимал, что апеллиро­ вать к царю бессмысленно: «Нет и ю скончания мира примера может быть не будет, чтобы царь упустил добровольно что-либо из своея власти». Следовательно, делал он вывод, t освободить народ может только народная революция, которая унич­ тожит как угнетение крестьян помещика­ ми, так и царское самодержавие,.. Радищев предсказывал народную рево­ люцию и верил в ее неизбежность, потому что верил в русский парод, в его непреодо­ лимое стремление к свободе, в его творче­ ские сплы. Грядущая народная расправа над царем п помещиками не пугала Ради­ щева. Он считал, что русская революция неизбежно выдвинет талантливых руково­ дителей и государственных деятелей: «О! если бы рабы, тяжкими узами отягчен­ ные, яряся в отчаянии своем, разбили железом... главы бесчеловечных свопх гос­ под... что бы тем потеряло государство? Скоро бы пз среды их псторгнулпся вели­ кие мужи, для заступления избитого пле­ мени; но,были бы они других о себе мыс­ лей и права угнетения лишении. — Не мечта сие, но взор проницает густую заве­ су времени, от очен наших будущее скры­ вающую; я зрю сквозь целое столетие». Немногим более столетия потребовалось на то, чтобы сбылись эти пророческие сло­ ва первого русского революционера и «на­ род, к величию и славе рожденный», сверг царя, помещиков и капиталистов, навсегда уничтожив в своей стране эксплоатацию человека человеком. Сбылось п другое пророчество Радищева, предвидевшего, что России суждено сы­ грать решающую роль в мировой истории. «О парод, народ преславпой», — предска­ зывал он в одной из своих поэм; Твоп поздные потомки . .. * Превзойдут тебя во славе... * Все преграды, все оплоты • Сокрушат рукою сильной. Победят, — природу даже...»; Призывая к насильственному ниспровер­ жению самодержавия, Радищев выдвигал идею народовластия. Будущее общество представлялось ему, первому русскому рес­ публиканцу', как демократическая респу­ блика свободных граждан, где нет эконо­ мического порабощения и все равны пе­ ред законом. Ои мечтал о том времени, когда исчезнет вражда и войны, н чело­ веческая деятельность станет псключптель-* но созидательной. Радищев не отрицал частной собствен­ ности. Наоборот, он был ее сторонником, ра­ туя за наделение крестьян землей. Ио он отнюдь не был апологетом буржуазного строя. Он не знал и не мог знать в то время, что частная собственность рождает с имущественным неравенством и капита­ листическую эксплоатацию. Одпако, буду­ чи непримиримым врагом всякой эксплоа­ тацпи и порабощения, Радищев с изуми- ', тельной проницательностью уже тогда су­ мел разглядеть социальную несправедли- • вость американской буржуазной демокра­ тии. Приветствуя американский народ, борющийся за свою независимость, он вместе с тем заклеймил презрением страну, «где сто гордых граждан утопа­ ют в роскоши, а тысячи не имеют на­ дежного пропитания, нп собственного от з.ноя и мраза укроя». Радищев — «раб­ ства враг» с возмущением писал о раб- ' стве негров в Америке, называя его. «хладнокровным убийством». Патриотизм Радищева, его револю­ ционность определяют и его облик как .философа. Вместе с Ломоносовым он| явился основоположником русского ма-j терпализма, в частности, того его н а - . правления, которое было непосредствед-! по связапо с русским революционно-! освободительным движением. Как воин­ ствующий философ, он ставил перед со-, бой задачу духовного раскрепощения,' задачу7 борьбы против религии, которая; освящает царскую власть и одурманива-; ет народ, подавляет в нем волю к со­ противлению. Еще в оде «Вольность» он отметил союд_ .религии с царской властью. Свой философский трактат «О чело-1 веке, о его смертности и бессмертии»: Радищев написал с целью дать отпор церковной схоластике, религиозным суе- • вериям и массонству, которое получило; в 90-х годах XVIII века широкое распро- j странение в дворянском обществе. В этом трактато Радищев изложил материалисти­ ческие принципы своей философии и по*-; верг критике идеалистический тезис о бес-i смертии души. Материалистически разрешая основной: вопрос философии, признавая материаль-: ность мира, первичность материи и вторпч-j ность сознания, Радищев, однако, оставал-; ся метафизиком. И это понятно: развитие' науки в то время ие давало почвы для диалектического понимания природы и об-! щества. В целом же трактат Радищева — 4 это одно пз первых крупных произведе-*! ний русской философской мысли, в котором { она в ряде случаев идет далее исканий co*«i ременной ей западной философии. с Чрезвычайно велика роль Радищева *1 развитии русской литературы. С его «Яу-1 тешествием» впервые ворвался в литера-» j туру гневный протест народных масс, ко- | торый до тех пор находил выражение лишЫ| в устном народном творчестве и подполь- } ных произведениях письменной крестьян-1 ской литературы. \ Революционный характер патриотизм^ Радищева, отличающий его от всех пред­ шественников, его материалистическое ровоззренне обусловили глубину и реали­ стичность художественного изображения действительности и высокую идейность его творчества. Он первый понял, что основным противоречием русской жизни ХУ1П сто­ летия является антагонизм крестьян и по­ мещиков. Он первый выступил не только против отдельных проявлений крепостного! произвола и самодержавного гнета, а про­ тив самодержавно-крепостнического режи­ ма в целом. Он первый разработал в лите-» ратуре тему крестьянского восстания. Эям; ои поставил перед русскими писателями i следующих поколений самую важную для | них проблему. г Радищев был прямым предшественника*- родоначальника русской классической ли-- тературы — Пушкина, в творчестве кото- i рого слияние патриотических и освободи- \ тельных идей, впервые выраженные Ради- j щевым, нашло гениальное воплощение, j Сам Пушкин считал себя последователем.; Радищева. ,j Радищев послужил примером для всезЫ последующих поколений революционеров^! Его идеи оказали прямоо воздействие на j декабристов, что было отмечено еще Гер- j цепом. Радищева высоко ценили револю- I цпонные демократы — Чернышевский и j Добролюбов. .1 Лучшие мечты великого революционного/, просветителя осуществились сегодня: вус- j ский народ, сбросивший с себя цепи пора- \ бощенпя, идет во главе свободолюбивые ! народов мира. Радищев мечтал о том, что потомки j помянут его пмя с благодарностью, как имя ! человека, впервые в России прорицавшего i вольность... • Мы чтим в Радищеве борца, который вМ мрачные дни екатерининской реакции | нашел в себе силу и решимость выступить; с пламенным протестом против угнетения; народа и зажег огонь русской революцпон- j ной мысли. > -------- • * , ' М. КОЗЬМИН. В честь знаменательной годовщины ТАЛЛИН. Общественность Эстонской сто­ лицы широко отмечает 200-летие со дня рождения А. 11. Радищева. В Государственной публичной библио­ теке открылась выставка, посвященная жизни и деятельности великого русского пи- сатсля-революционсра. Внимание привле­ кают знаменитое произведение «Путешест­ вие из Петербурга в Москву», «Письмо к другу, жительствующему в Тобольске», напечатанное в 187 Г году. В народных домах, клубах и домах куль­ туры трудящихся устраиваются лекции о жизни и деятельности Радищева. СОСНОВО (Ленинградская оуласть). Про­ сторное помещение правления сс.тьхоз- з.цюлнплп колхозники . Онп пришли на ве­ чер, посвященный 200-летию со дня рож­ дения А. П. Радищева. Вечер открыл бригадир тов. Сакерин. С докладом о жизни и деятельности Ради­ щева выступила преподавательница лите­ ратуры Мичуринской семилетней школы тов. Хайлова. После доклада она прочла отрывки из книги Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву». Затем взял сло­ во колхозный ;кивотновод тов. Михайлов. С большим вниманием прослушали со­ бравшиеся рассказ пожилого колхозника о том, как жили крестьяне при крепостном ппаве. ХАБАРОВСК. Трудящиеся Дальнего По­ рождения А. П. Радищева. Па предприя­ тиях, в учреждениях, колхозах органи зуются лекции, доклады, беседы о жизни -1 артели «Парижская Коммуна» до отказа стока широко отмечают __200-летие со дня н деятельности пнеателя-рево.тюцпонера. Перед трудящимися выступают лекторы краевого лекционного бюро, члены Хаба­ ровского отделения Всесоюзного общества по распространению политических и науч­ ных знаний, писатели, журналисты. В Магадане, Хабаровске, Биробиджане,! а также во многих районных центрах от-; крылись выставки, посвящонные А. Н. i Радищеву. На выставке в Комсомольске-на- Амуре экспонируется редкое издание книга; «Путешествие нз Петербурга в Москву». (ТАСС),

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz