На страже Заполярья. 1949 год. Август.

ИГА СТР-ДЖТ 37ГП ОТГНРЪя С августа 1В49 г., № 182 (3437). О национальной гордости советских людей Надашльная советская гордость при­ надлежит к числу тех замечательных ка­ честв трудящихся СССР, которые воспита­ л а в тгсх партией Лепила — Сталина. Ркшещая в себе прогрессивные историче­ ские традиции русского и других народов Розеин, национальная советская гордость есть детище нового строя, рожденного O r - тс^м кой социалистической революцией. Это великое чувство, являющееся могучей движущей силой .советского общества, раз- голось на основе ликвидации эксплоата- торских классов л эксплоатацип человека челсееком, уничтожения национального гнета и межнациональной вражды, на ос- кГ'Э? моральпо-шшгпгческого единства н лружбы пародов СССР. Ее возникновение и непрерывный нод’ом неразрывно связаны г поддоносним социалистическим стоои- т-гльство\г,*с теми историческими цреобра- совалпяага, которые осуществлены и осу- Щ'.'ствляютея в СССР. Пароды нашей страны но отраву гордят­ ся тем, что они никогда не смирялись с угнетением и произволом, что под руко­ водством героического русского рабочего класса, большевистской партии они доби­ лись всемирно-исторической победы в ок­ тябре 1917 гота. Они гордятся тем, что в многовековой борьбе за национальную не­ зависимость п свободу выработали славные исторические традиции, что в жестоких услевнях царизма и буржуазно-помещичье- го строя создали прогрессивную, проник­ нутую освободительными шеями культу­ ру, что наша страна явилась родиной ле- иияисма, представляющего собой высшее достижение русской и .мировой культуры. Советские люди гордятся тем, что они живут и действуют в эпоху Ленина и Сталина, в эпоху побеждающего комму­ низма, что их -победоноспый путь освещают великие шеи ленинизма, ставшие знаменем п программой борьбы миллионов людей все­ го земного шара. * Октябрьская социалистическая револю­ ция сыграла великую историческую роль в судьбах народов России. Трудящиеся кас- торическом завоевании сказались богатыр­ ская мощь социалистического государства, его несравненные преимущества перед ка­ питалистическими государствами. Веяитай переворот был совершен н в дересше. В результате осуществления ленинско-сталинской политики коллекти­ визации наше сельское хозяйство стало самым крупным, самым- передовым я са­ мым механизированным >з мире. Социали­ стическая революция, советская власть и большевистская партия спасли крестьян­ ство от беспросветной нужды и деграда­ ции, вывели его на путь прогресса и про­ цветания. За годы советской власти в нашей стране была совершена подлинная революция в области образования л культуры. Из стра­ ны в прошлом неграмотной и некультур­ ной Советский Союз ‘превратился в страну всеобщей грамотности, высоко развитой науки, техники, литературы и искусства. Особенно разительны результаты культур­ ной революции в таких советских респуб­ ликах, как Таджикистан, где до революции 09,5 проц. населения было неграмотным, кап; Туркмения, где неграмотных было 99,3 проц., как Киргизия, где неграмотных было 98— 99 проц. Здесь переход от почти стопроцентной неграмотности к все­ общей грамотности населения, к широкому распространению среднего н высшего обра­ зования, к созданию национальных ыцроч интеллигенции является поиетшге великим историческим завоеванием. Победивший социализм коренным обра­ зом изменил весь облик вашей страны . Одна пз коренных особенностей Октябрь­ ской социалистической революции состоит в том, что она дала трудящимся возмож­ ность на деле зоспользозаться плодами своих побед, обеспечила коренное улучше­ ние пх положения. Она, как указьпш товарищ Сталин, дала народу не только свободу, но и материальные блага, но л возможность зажиточной п культурной жизни. Октябрьская революция и советская власть изоавпли трудящихся нашей стра­ ны гордятся тем, что, уничтожив под руко- j агы от сол л бедствий буржуазного об- водстасм большевиков в октябре 1917 года власть эксплоататоров п установив свою, народную, советскую власть, опп раскре­ постили страну от гнета помещиков и ка­ питалистов л создали условия для ее даль­ нейшего развития по пути социализма. В пашей стране был создан самый пере­ довой 1з мтгре общественный строй, в ре­ зультате чего Россия опередила капитали­ стические страны в своем политическом развитии па целую историческую эпоху. Октябрьская революция породила подлшшо народную демократию, предоставив впер­ вые в истории права и свободы милвионам дотоле обездолсагпого и бесправного трудо­ вого люда. Октябрьская революция создала самый передовой государственный строй, уничто­ жив угнетение народов и установив равно­ правие между пиши во всех областях госу­ дарственной и общественной жизпп. 11 в этом отношении паша страна опередила (капиталистические страны на целую исто­ рическую эпоху. Советский Союз представ­ ляет собой образец многонационального го­ сударства, где паппопальпый вопрос и проблема сотрудничества наций разрешены лучше, чем в любой другой стране. Трудящиеся пашей страны гордятся тем, что опп открыли новую эру в истории человечества, что они указали всем наро­ дам действительные пути л средства для освобождения от гнета империализма, что осуществленное у пас может быть осущест­ влено п в других странах. Величавшей национальной гордостью советских людей является построение со­ циализма в нашей стране, который in зо­ лотой мечты человечества превратился в реальность, вошел в жизнь и быт трудя- )нихся СССР. Пионеры и творцы сониали- птгческой революции стали нпоперами и творцами социалистического общества. Ес­ ли в результате победы Октябрьской рево­ люции Советская Россия опередпла все п-раны на полую историческую эпоху по своему политическому развитию, то после победы социализма опа на целую истори­ ческую эпоху опередпла их по способу производства, по социально-экономическим отношениям. Из страпы в прошлом аграрпой. немощ­ ной и отсталой наша Родина превратилась в могучую социалистическую индустриаль­ ную и колхозную державу. Эго не было простым и обычным разви­ тием страны. То был величайший скачок <>г отсталости к прогрессу, который мог быть совершен только на базе социализма. Г) точение предвоенных сталинских пяти­ леток руководимый большевиками совет­ ский народ осуществил попстпне титани­ ческую работу, которая пе по плечу ни oiuoM v буржуазному государству. Эта ра­ бота была осуществлена в советской стра­ не, советскими методами, под большевист­ ские, советским руководством. В этом пс- щесгва — кризисов, анархии производства, безработицы, эксплоатации человека чело­ веком, паразитического присвоения тунеяд­ цами продуктов общественного труда, пи­ шет ы. на одном полюсе л роскоши на дру­ гом и друшх мерзостей капитализма. В борьбе за социализм народы нашей страны осуществили свои заветные мечты, создали величайшие ценности во всех об­ ластях общественной и государственной жизни, развили п обогатили свои прогрес­ сивные традиции. К славе героических предков советские люди прибавили славу. своЪх великих ис­ торических побед. Ленинско-сталинская национальная политика обеспечила гармо­ ниченкоз сочетание национальных тради­ ций и интересов народов с общими инте­ ресами всех трудящихся СССР. Ряд наро­ дов нашей страны пришел к социализму, минуя стадию капиталистического разви­ тия. Только при советском строе украин­ цам, белоруссам и другим народам СССР удалось воссоединиться со своими едино­ кровными братьями в единых государствах — Советских Социалистических Респуб­ ликах. Создание социалистической экономики и ликвидация эксплоататорскнх классов, ог­ ромная работа большевистской партии по коммунистическому воспитанию трудя­ щихся привели к мощному, под’ему социа­ листической сознательности масс, росту их политической л трудовой активности, ‘ к расцвету .материальных и духовных сил трудящихся СССР. Партия Леннпа — Сталина воспитала советских людей в духе беззаветной любви к своей Родине и нена­ висти к ез врагам, развила в ппх воинст­ вующую непримиримость к национализму п космополитизму, подняла -к жизни их не­ укротимую энергию л инициативу у борь­ бе за непрерывный под’ем могущества л славы социалистического государства. На своем жизненном опыте трудящиеся СССР убедились, что их героическая борь­ ба и самоотверженный труд не прош.тп да­ ром, а дали свои благотворные результаты, что совегскпй социалистический строй, советское государство обладают огромными преимш е с т о ми перед буржуазными госу­ дарствами. Это воодушевляет народные массы па новые подвиги во славу социали­ стического отечества и поднимает у них чувство гордости за свою Годину. Во все­ народном социалистическом соревновинип, в самоотверженном труде наших людей воплощены животворный советский па­ триотизм и дружба народов СССР, мораль­ но-полптическое единство советского об­ щества п все возрастающая советская гор­ дость. Одной пз важнейших оспов и коренных особенностей национальной гордости со­ ветских людей является гармоническое сочетание в ней патриотизма и интерна­ ционализма. К какой бы национальности нп принадлежал гражданин СССР, — он прежде всего есть ооватский человек, сын социалистического отечества, творец новой, социалистической жшнп. И нет для него вышей честя, как честь быть советским П>ажданином, нет более высокой нацио­ нальной гордости, как гордость участника великой армии строителей коммунисчиче- <жоп> общестза. Национальный момент со­ четается в гордости советских людей с чувством ишгернацпоиалпзма. с коммуни­ стической сознательностью, и в этом гар­ моническом сочетании предстает перед всем мнрем новоз, невиданное в прошлом соци­ альное явленно, характерное для нашей эпохи. Национальной советской гордости чуж­ ды как националистическая спесь, так я национальный нигилизм. Опа олицетворя­ ет собой в зародыше то высшее интерна­ циональное единство трудящихся, которое будет достигнуто при коммунизме. Не слу­ чайно. что горячая любовь к своей Роди­ не, забота о ее процветании и росте ее могущества сочетаются у советских людей с неустанной борьбой за интересы гсего прогрессивного человечества, за укрепление интернациональных связей трудящихся н их международной солидарности. Это про­ являлось п а предвоенный период, и, в особетшгсти, в годы Великой Отечествен­ ной войны, п в послевоенное время. Со- !встский Союз п его Вооруженные Силы выполнили в период войны великую осво­ бодительную миссию, избазив весь мнр от порабощения и угрозы порабощения гер­ манским фашизмом. В (настоящее время наша страна поирежному идет во главе международных революционно-демократи­ ческих сил в их борьба против реакции и империалипма, являясь несокрушимой опорой демократии п социализма. Советские люди горды тем, что опыт строительства социализма в СССР становится достоянием стран таротной демократии, что наша стра­ на стала властителем дум миллионов лю­ дей во всем мире, что большевизм, ка.к и предвщел Л°нип, становится образцом так­ тики для всех. Партия большевиков воспитывает в на­ шем нароте высокую коммунистическую сознательность, воинствующую неприми­ римость к любым проявлениям буржуазной идеологии, к буржуазному космополитиз­ му, пациснальному нигилизму и безразли­ чию к родной стране. Советские люди гор­ дятся езоей социалистической культурой, своей моралью и нравственностью, в ко­ торых ярко отражается превосходство на­ шего строя, наших людей над миром капи­ тализма с е^о разлагающейся культурой и людоедской, человеконенавистнической моралью и нравственностью. «...Последний советский гражтаппп, свободный от цепей капитала, стоит головой выше любого за­ рубежного высокопоставленного Чинуши, влачащего на плевах ярмо капиталистиче­ ского рабства...» (П. Сталин'). Советская национальная гордость, как и советский патриотизм, носит действенный, активный, животворный характер. Вдох­ новленные этим высоким чувством, трудя­ щиеся СССР самоотверженно борются за новый под’ем хозяйства, культуры л бла­ госостояния своей Родины, добиваются не­ уклонного роста общественного богатства и производительности труда, бдительно охраняют завоевания социалистической революции от покушений врагов, не т м я с^оих сил и самой жпзпи для защиты Ро­ дины. Довоенные сталинские пятилетки, Великая Отечественная воина, послевоен­ ный период развития СССР — любой пз этих периодов насыщен героической борь­ бой паротных масс за дело партии, за дело коА'мунизма. Многомиллионный и многонациональный советский народ действует как единая семья, как великая армия строителей ком­ мунистического общества. Нет пи о.тной страпы. где бы народ был так сплочен, монолитен и единодушен, как советский народ. Величайший источник национальной гордости советских людей составляет муд­ рая леншгско-сталинская политика и неу­ томимая организаторская деятельность большевистской партии, обеспечившей своим руководством все исторические побе­ ды нашего народа и представляющей со­ бой. по прекрасному выражению- В. П. Лепила, «ум, честь и совесть нашей эпо­ хи». Советский парод преисполнен гордости за то, что выдвинул из своих недр эту ве­ ликую партию, что наша страна дала миру гениальнейших вождей трудящихся — Ленина и Сталина. Советский парод горд тем, что все современное прогрессивное развитие на земном шаре происходит под знаменем великих ленлпско-сталинских идей, пот воздействием советской социали­ стической революции п победившего в СССР социализма. И он стремится быть достойным своей эпохи. Н. МАТЮШКИН, кандидат исторических наук. Отде.тешге, юоторъгм командует стариляи 2 статья Михаил Мягглин до­ билось высотах показателей в боевой и политической подготовке. НА СНИМКЦ: старшина 2 статьи Мятлин (справа ) об’яекяегг устройство снаряда старшему матросу Лопаткину. Фото Н. Высоцкого. Механизмы отремонтированы с высоким качеством Перед л и т о м составом была поставле­ на задача: произвести ремонт отдельных механизмов. Дружно взялись за рабоггу ма­ тросы и старшины. Они трудились на своих боевых постах, не покладая рун. Особенно . отличились мотористы старшина 2 статьи | С. Кожевников, старшие матросы Суслов, I Апфшагенов, матоос Сшшшш, трюмпью старшие матросы Ириешкин, Рудик, П. Ко-, жеенлков, электрики старшина 2 статьи Кнбраев, старший матрос Дюзпн, матрос Чекнарев. Очень большую и трудоемкую работу проделала боцмаоскля команда. Выход в море проведен успешно, хотя поход был связан с некоторыми трудностями. Разыгрался штерм. Боц­ манская команда во главе с главным стар­ шиной Щгспстовым зо-время закрепила об'ектьт. Несмотря на сильную качку, ме­ ханизмы действовали безотказно, личный состав хорошо справился со ссонып обязан­ ностями. Старший матрос Л. КОРАБЛЕЗ. - х НАСТОЙЧИВО ОВЛАДЕВАТЬ НОМАНДИРСНИМИ НАВЫКАМИ В первомайском приказе № 33 Министр Воору­ женных Сил СССР М арш ал Советского Союза тов. Василевский поставил перед всем личным со­ ставом зад ачу : в летний период обучения достиг­ нуть новых успехов в боевой и политической подго­ товке В деле успешного выполнения приказа Минист­ ра очень больш ая роль принадлежит старшинам . ★ ★ Являясь непосредственными начальниками воинов, они организуют обучение и воспитание своих под­ чиненных. В матросском клубе недавно состоялся вечер по обмену опытом работы . Выступившие на вечере < тт. Леонов, Бодрых , Соколов, Дубовицкий , Ларин, Андриюк и другие рассказали , как они добились успехов в учебе и дисциплине. 1 Р А БО ТА ТЬ С К А Ж Д Ы М М А Т РО СО М , ЗН А Т Ь ЕГО • ИЗ ВЫСТУПЛЕНИЯ СТАРШИНЫ 1 СТАТЬИ ЛЕОНОВА ■ • Важнейшим условием воспитания ма­ тросов я считаю тщательное изучение и знание каждого человека. Старшине необ­ ходимо гнать привычки, наклонности вои­ на, его способности. Вот характерный пример. Один из ма­ тросов не всегда отдавал честь стар­ шим по званию. Первое время я недоу­ мевал, й чем дело. Мне было известно, что он грамотный матрос, много читает лптера- ,туры, хорошо зпает специальность, и вдруг такое нехорошее поведение. Я решил пого­ ворить с ним. Выяснилось, что он действи­ тельно много читает, а вот истории отда­ ния чести не зпает. Поговорил с ним о чести советского воина, и сейчас матрос исправился, стал исполнятальиьгм и в этом отношении. Собравшиеся здесь старшины не должны превратив понять меня, будто стоило мне поговорить — и человек исправился. Нет. Процесс исправления длительный и слож­ ный. На этого матроса повлияла не- одна беседа, но и мой личный пример, пример его товарищей, внушение комсомольцев н ком­ мунистов. Я указываю только на то, что мне удалось исправить бойца, опираясь при 8тон на коммунистов и комсомольцев. В своем приказе Министр Вооруженных Сил указывает, что старшины должны са­ ми повседневно учиться, овладевать воен­ ными и политическими знаниями. Я всегда помню об этом. Да иначе и нельзя. Матро­ сы приходят служить грамотные. Они очень быстро растут, догоняют нас, старшин. Чтобы быть головой выше матросов, я повседневно работаю над повышением своего военного и общего кругооора, уг­ лубляю специальные и полстическпе зпа- ния. Недавно я заочно окончил высшее учебное заведение с общей оценкой «от­ лично». Полученные знания мне крепко помогают в обучении матросов. Чтобы до конца выполнить приказ Ми­ нистра. нам нужно много и упорно рабо­ тать. Я даю слово, что для этого по пожа­ лею ни сил, ни времени. Дисциплина— основа порядка ИЗ ВЫСТУПЛЕНИЯ СТАРШИНЫ 2 СТАТЬИ ДУБОВИЦКОГО Воспитание подчиненных, обучен» ах воинскому мастефству — дмо сложное и трудное. Сложность заключается & том, что нам приходятся иметь дело с людьми са­ мых различных характеров, способностей я привычек. Требуется умело найти путь к сердцу каждого воина, найти безошибоч­ ную точку опоры в его сознании, чтобы можно было направить бойца на правиль­ ный путь. У нас на корабле служит много опытных старшин. Чтобы правильно обучать п вос­ питывать подчиненных, я перенимаю их бо­ гатый опыт. Я не считаю для себя зазор­ ным спросит^ лишний раз у бывалых вои­ нов — главного старшины Тищенко, стар­ шины 1 статьи Околелова, кап лучше по­ ступить в том или другом случае. . Опыт работы старшин показывает, что прежде и больше всего нужно утолять вни­ мание делу укрепления воинской дисципли­ ны, потому что дисциплина — основа ос­ нов военного дела. Весь воинский порядов зиждется па беспрекословном подчинения воле командира, быстром, точном ж стара­ тельном выполнении приказов и наставле­ ний. Чем крепче дисциплина/ чем глубже коренится в сознании каждого матроса мысль о необходимости выполнять волю командира, тем крепче в слаженнее будет работать военный организм. Фундаментом воинской дисциплины яв­ ляется требовательность. Нужно добивать­ ся того, чтобы ни одного проступка матро­ сов не оставалось без воздействия. Я, на­ пример, в своей работе добился этого. Попутно хотелось бы сказать, что требо­ вательность — это не резкий топ в раз­ говоре с подчиненными. Требовательность командира включает в себя строгую, оте­ ческую заботу о подчиненном. Если ап про­ винился. поговори с ним, узнай, в чем дело, разберись во всем и только тогда припимай решение: накажи или ограничься строгим внушением. Но уж если ты отдал приказание, то добейся его точного в неук­ лонного выполнения. А то ведь у нас бы­ вают случаи, когда отдельные старшины без разбора накладывают дисциплинарное взыскание няи отдают приказания я вы­ бывают о них. Это неверно. Такая практи­ ка заслуживает всяческого порицания. Приведу пример, как я работаю с под­ чиненными. В мое отделение для дальнейшей служ­ бы прибыл старший матрос Натъгкач. С первых же дней он проявил себя не­ дисциплинированным. Когда он совершил первый проступок, я немедленно вызпол его И поговорил с ним. Оказалось, что он проя­ вил недисциплинированность по от непони­ мания илп оплошности. Он знал, что так поступать нельзя. Я. конечно, строго нака­ зал его п предупредил, что если он в даль-, нейшем будет допускать подобно© отноше­ ние к соблюдению порядка, он будет нака­ зан еше строже. Это подействовало па стар­ шего матроса. Теперь Натыкач не нару­ шает воинского порлика. Безусловно, если в ходе беседы я увидел бы, что Натыкач допустил нарушение по невнимательности, несознательно, то взы­ скания накладывать не стал бы, а огра­ ничился бы только личной беседой. Со своими подчиненными во время служ­ бы всегда поступаю согласпо устава. Знаю, что окрик, несправедливость по отношению «воину приносят только вред, и потому бываю одинаково ровен п рассудителен. Старшина не добьется крепкой воинской дисциплины, если сам но будет показы­ вать пршео в службе. Вся работа пойдет насмарку. Если старшина только требует, но лично не выполняет уставы, такого старшину вообще матросы не будут ува­ жать. Я, например, всегда стараюсь при всех обстоятельствах быть примерным. А по мне равняются и матросы. Сейчас в полном разгаре летний период обучения. Корабли нередко выходят в море. Для нас, военных моряков, это страдная пора. Мы используем для обучения каждую минуту времени. Благодаря крепкой воип- ской дисциплине отделению удалось добить­ ся серьезных успехов. Подавляющее боль­ шинство личного состава является отлич­ никами боеиой и политической подготовки. Будем бороться за то, чтобы все отделение стало отличпым. Т Т умело организовывать занятии ИЗ ВЫСТУПЛЕНИЯ СТАРШИНЫ 1 СТАТЬИ АЛЕШИНЦЕВА Славный почин Владимира Воронина Одна из замечательных особенностей па­ шей страпы заключается в том, что любое начинание ее новаторов сразу :ке становит­ ся достоянием миллионов. Когда Александр Чутких убедился, что его бригада может выпускать продукцию только отличного ка­ чества, он рассказал о сноом опыте всему коллокгпву комбината. Вскоре об этом славном почине узнал весь Советский Союз: Недавно в шеренгу новаторов трудя стал н московский текстильщик, помощник ма- стёра Трехгоркой мануфактуры Владимир Глотни . По его инициативе в стране на- ч . т ’ гря поход за высокую культуру нроиз- впутва. ! )Ы.то бы неверно думать, что речь шла о павеаепии лишь внешнего порядка в гечях. Предложение Ворошипа было на- п^ялено к тому, чтобы па предприятии од­ новременно совершенствовалась технология, повышался уровень механизации. Своим почином он выразил стремление передовых рабочих покончить с пережитками старого отпошення к производству. Одним из первых Ворошил откликнулся на движение згпогостаночниц, начатое по инициативе знатной ткачихи Марин Волко­ вой. При ближайшем его участии каждая ткачиха бригады перешла на обслуживание 1G станков вместо 8 по норме. Они выра­ батывают сейчас ткани в два с лишним ра­ за больше, чем прежде. Раньше других на комбинате он увеличил скорость станков. Ike ткацкие станки его комплекта работа­ ют теперь со скоростью 200 оборотов в ми­ нуту. Когда по рген страпе прозвучал призыв Александра Чутких о выпуске продукции только отличного качества, передовая бригада трехгорнев уже выдавала первым сортом 9S процентов ткани. Беспокойный по натуре, Ворошин не мог, конечно, оста­ новиться на этом. Он решил встретиться с обогнавшим его ткачом, разузнать. «секре­ ты» его успеха. Воспользовавшись личны­ ми советами новатора, Вороппгп «добил» два процента второсортной ткали. Уже че­ рез педелю вся продукция его бригады оце­ нивалась отличной. С тех пор — а это бы­ ло в марте — воропишекпй коллектив не выпустил пи одного метра ткапп понижен­ ной сортности. Мария Рожнева и Лидия Кононенко на­ чали поход за экономлю сырья. II здесь Владимир Ворошин был среди передовиков. Только в 19-19 году его бригада выработа­ ла из сэкономленной иряжи свыше семи тысяч метров добротной тка- нл п сберегла государству более нятн тысяч рублей. В своем приказе Министр Вооруженных Сил СССР требует повышения боевой вы­ учки воинов. Многое в обучении воинов зависит от нас, старшин, от методики и организации занятий. В начале службы мне пришлось учиться у требовательного старшины, ныне мичмана Малышева. Он всегда говорил мне, что если хочешь, что­ бы занятия с матросами проходили с наи­ большей пользой, как это вообще полаже­ но, готовься сам к ним, продумай все от начала до конца. Теперь па собственном опыте я убедился в этом. При плохой орга­ низации или недостаточной подготовке ру­ ководителя полезного от занятий будет очень% мало. Поэтому я к каждому занятию тщательно готовлюсь. Например, завтра предстоит в течение двух часов изучать устройство ору­ жия. Прежде всего ставлю себе цель, чего я хочу добиться ва это время, скажем, отработать взаимодействие частей. Когда задача ясна—продумываю мотод. как луч­ ше Чисться поставленной неон, как начать занятия, что об’яслгпть непосредственно на механизме, о чем спросить обучаемых, как проверить, зпают ли опи тему и знакомы ли с взаимодействием частей оружия. Ког­ да я продумываю методику обучения, взве­ шиваю все и только после этого прнпимаю решенпе. хить путем рассказа, об’яснения отдельных частей оружия с последующим опросом. Исходя пз этого, составляю план-конспект, т. е. записываю в таком порядке, как бу­ дут игти занятия: по каждому вопросу от­ дельно. Об’ем записей зависит от то­ го, насколько хорошо сам знаешь тему. Ес­ ли в памяти хорошо, крепко держатся на­ звания, цифровые данные, то записи делаю краткими, записываю основные вопросы; и, наоборот, при недостаточном знании мате­ риала больше работаю над литературой, стараюсь все запомнить и много записы­ ваю, конспект становится вроде тезисов. К такой практике я пришел в результате многолетнего опыта. Иногда бывает и так, что вечером, накануне дня занятий, кажется, все знаешь, а утром никак не вспомншпь тр пли другие данные. А имея под руками конспект, можно быстро его посмотреть п все становится ясным. Па занятия всегда нужно приходить хо­ рошо подготовленным. Если матросы уви­ дят пли почувствуют, что старшина пеяс- по рассказывает, они перестанут уважать его. не будут слушать. Большое значение в борьбе за качество занятий имеет на­ глядность. Всегда нужно сремпться к тому, чтобы схемы, рисунки были приготовлены Предположим, я ргпзпл занятие прово-1заранее. Если нет готовых, можпо их сде­ лать самому пли поручить эту работу од­ ному из матросов. Опыт войны убедительно показал, та» нужно учить воинов тому, что необходимо в бою. Об этом я всегда помню и не допу­ скаю никаких условностей, учебу провожу непосредственно на боевом посту, у меха­ низмов. Это заметно влияет на практиче­ ское освоение матросами боевой техники. В настоящее время в пашем отделении все матросы являются хорошими специали­ стами. В заключение мне хочется сказать, что старшина должен заниматься не только обучением своих подчиненных Боннскому мастерству, по и повседневно воспитывать в них высокую сознательность. Ведь боец не будет полноценным, если он хорошо знает технику, по отстает в политической подго­ товке. Понимая это, я лично занимаюсь по-* лптичеоким просвещением матросов. Инте­ ресуюсь подготовкой их к политическим занятиям, отдельным помогаю, провожу индивидуальные и групповые беседы. Это помогает мне в изучении людей и способ­ ствует общему делу повышения качества учебы п боеготовности корабля. Сейчас мы активно включились в борьбу за отличное отделение и стараемся, чтобы все матросы были отличмшмп боевой и политической подготовки.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz