На страже Заполярья. 1949 год. Апрель.
28 апреля 1043 г., ff: 99 (3404). H it С Т Р А Ж Е З А П О Л Я Р Ь Я f К о ч е р е д ным политическим занятиям Мак провести занятия по разделу „Вооруженные Силы СССР в Великой Отечественной войне“ Раздел программы политических 5аня-' тли «Вооруженные Силы СССР в Великой . Отечественной войне» рзссчптап па пзуче- i ште следующих пятн тем: «Вероломна i ч лападеппе фашистской Германии на Со-J ветскии Союз. Разгром немцев под Мо- ‘ сквой», «Героическая оборона Сталннгра-1 да. КЬренпой перелом в ходе Великой Оте-; чсстаенной войны», «Изгнание немецко- Фашистскпх захватчиков пз пределов со- . ветскон земли», «Разгром гитлеровской Германии и империалистической Японии», «Источники победы Советского Союза в Великой Отечественной войне». Цель изучения этих тем состоит в том, чтобы всорулсить солдат, матрасов, сер жантов^и старпгпн отчетливым пониманием великой освободительной роли, к<ггорую во второй миротой (войне сыграл Советский Союз, разгромивший Фашистскую Герма нию и империалистическую Япопию. Слу шатели должны подучить ясное представ ление о ходе Великой Отечествепн'ой вой ны, о крупнейших ое операциях и сраже ниях, об источниках могущества Совет ского Союза и его Вооруженных Сил. Руководителю необходимо добиться того, чтобы слушатели хорошо уяснили реша ющее значение для победы Вооруженных Сил СССР советского социалистического строя, вдохновляющей и Ьргаппзующей ро ли большевистской партии, мудрого руко водства вашего великого вождя и учителя Генералиссимуса Советского Союзатоварища Сталина. На занятиях должна быть ярко показа на роль морально-политического единства советского общества, дружбы пародов СССР, советского патриотизма, как могучих источ-^, ников массового героизма, беспримерных' подвигов советских людей па фронте и в тылу. Характеризуя боевые действия советских войск, показывая образцы мужества, стойкости, воинского мастерства солдат и офицеров Советской Армии в Великую Оте чественную войну, следует использовать также 'примеры и факты, (взятые из боевой истории своего корабля и своей части. При изучении каждой темы руководи тель -должен пользоваться географической картой п схемами из атласа офицера. Вре мя для рассказа руководителя отводится з, только по первым дяум темам. | ВЕРОЛОМНОЕ НАПАДЕНИЕ ФАШИСТСКОЙ ГЕРМАНИИ НА СОВЕТСКИЙ СОЮЗ. • " ■ РАЗГРОМ Н ЕМЦ ЕВ ПОД МОСКВОЙ •* )Руэоводдтель проводит рассказ по сле- дуютйдм основным пунктам: «Вероломное нападение фашистской Германии! на Со ветский Союз», «Речь товарища Сталина 3 июля 1941 года — программа) борьбы советского парода против немецко-фаши стских захватчиков», «Провал немецких планов -молниеносной войны», «Разгром гитлеровских войск под Москвой». Начиная свой рассказ, руководитель прежде всего должен кратко указать на связь с предыдущей темой, в которой речь шла о росте боевой мощи Вооруженных Сил СССР в поды мирного социалистиче ского строительства, о подготовке совет ской страны к активной о б о р о т е . При изложении первого вопроса плана руководителю необходимо подчеркнуть, что германские фашисты, которых давно под стрекали на военный поход против СССР империалисты Соединенных Штатов Аме рики, Англии, Франции, намеревались зничтожпть Советский Союз. «Враг жесток н неумолим, — говорил товарищ Сталин. — Оя ставит своей целью захват наших земель, политых пашим потом, захват на шего хлеба и нашей пефш, добытых на шим трудом. Оп ставит своей ц(‘лыо вос становление власти помещиков, восстанов ление царизма, разрушение национальной культуры п национальной государствен ности русских, украинцев, белорусов, ли товцев, латышей, эстонцев, узбеков, татар, молдаван, грузин, армян, азербайджанцев и других свободных народов Советского Союза, их онемечепне, пх превращение в рабов немецких князей п баронов. Дело идет, таким образом, о жизни и смерти Со ветского государства, о жизни и смерти народов СССР, о том — быть народам Со ветского Союза свободными, или впасть в порабощение». (О Великой Отечественной [ войне Советского Союза, пзд. 19-17 г., стр. 13). Великая Отечественная войпа_Советского Союза была самой справедливой из всех войн, которые знает история человечества. В этой войпе наши Вооруженные Силы сра жались за честь и независимость Советской Годины, за великие завоевания Октябрь ской революции и соппа.диетического строя в С-ОСР, за жизнь и свободу нашего паро да. Руководитель к р а т к о рисует обстанов ку, создавшуюся в р е з у л ь т а т е вероломно го, внезапного п а п а д е н и я г и т л е р о в с к о й ар мии, давшего ей р я д п р е и м у щ е с т в н а н е р вом этапе в о й н ы п р о т и в С С С Р . П е р е д б о л ь ш е в и с т с к о й п а р т п е и в с т а л а з а д а ч а с д е л а т ь д л я н а р о д а я с н ы м и х а р а к т е р и ц е л и в о и н ы , г л у б и н у о п а с н о с т и , н а в и с ш е й н а д Ро диной, вдохновить н о р г а н и з о в а т ь - н а р о д зга б е с п о щ а д н у ю б о р ь б у п р о т и в н е м е ц к о - ф а ш и с т с к и х з а х в а т ч и к о в . П е р е х о д я к о в т о р о м у в о п р о с у , р у к о в о д и т е л ь п о к а з ы в а е т , к а к ( п а р т и я в ы п о л н я л а э т у з а д а ч у . О и г о в о р и т о б и с т о р и ч е с к о м о б р а щ е н и и т о в а р и щ а С т а л и н а к с о в е т с к о му п а р о д у 3 т о л я 1011 г о д а . Л э т о м о б р а ш е . ш ш Т о в а р и щ ^ О г а . т п п ука з а л н а ж е с т о к о с т ь и н е у м о л и м о с т ь в р а г а , р а с к р ы л ц е л и г и т л е р о в с к о м Г е р м а н и и в в о й п о п р о т и в С С С Р , р а з о б л а ч и л п о п ы т к и г и т л е р о в ц е в з а м а с к и р о в а т ь с в о ю р а з б о й н и ч ь ю и м п е р и а л и с т и ч е с к у ю п о л и т и к у . В т о ж е в р е м я io n д о к а з п - т , ч т о н е м е ц к о - ф а шистская армия пе является и не может быть непобедимой, что враг будет разбит. , а также указал пути, ведущие к победепад : Германией. Товарищ Калинин в одном из j своих выступлений, характеризуя з^чение j этой речи товарища Сталина, отмечал, что , все понимали, что война началась жесто-! кая,, враг сплел, по все же она ассошшро-; валась с прошлыми войнами. Слова же j товарища Сталина о том, ■что над нашей*': Родиной нависла серьезная опасность, что враг готовит рабстао нашему пароду, па- i ставили переварить в своем сознании слу- ? чившсеся и в соответствии с этим опреде лит^ свое участие в войне. По призыву товарища Сталина все советские люди под нялись ага защиту социалистической Роди-! ны. Его речь 3 июля 1941 года дала ] пашему народу программу превращения i страны в единый боевой лагерь, основу ! всего плана разгрома немецко-фашистских j захватчиков. Далее руководитель .говорит о том пат риотическом под’еме, которым ответил со ветский народ на призыв коммунистиче ской партии, великого вождя. В стране с величайшей организованностью проходила мобилизация сил парода, Поенная пере стройка хозяйства, эвакуация промышлен ных предприятий из угрожаемых районов на восток, строительство новых оборонных предприятий на Урале и в Сибприч в Средпеи Азии и: в Поволжье. В тылу врага развертывалось мощное партизанское дви жение. Для быстрой мобилизации всех сил па родов СССР па отпор врагу, вероломно на павшему па нашу Родину, был создан Го сударственный Комитет Обороны, в руках которого сосредотачивалась вся полнота власти. Председателем Государственного Комитета Оборсны и Пародным Комисса ром Оборопы был назначен гениальный вождь советского народа товарищ Сталин. Руководитель должен рассказать слуша телям, что во второй мировой войне СССР явился главЩой освободительной силой, бо ровшейся против фашизма, что правящие круги Соединенных 'Штатов Америки и Англии только под давлением своих, наро дов, настроенных в пользу СССР, пошлп на создание антигитлеровской коалиции совместно с Советским Союзом. Империа листы А н глии и США не хотели полного разгрома фашизма. Своей целью в войпе они ставили устранение Германии и Япо нии как конкурентов на мировых рынках, резкое ослаблеши СССР, что должно было помочь им утвердить свое господствующее положение в мире. СССР ■— страна самой передовой соци алистической демократии — оказался единственной силой, способной осущест вить полный разгром гитлеровской Герма нии и освобождение народов Европы от фашистского рабства. Перейдя к третьему вопросу плана, ру ководитель говорит об огромном значении активной обороны, которую паша армия, под руководством товарища Сталина, осу ществила в первый период войны. Немец кие захватчики, рассчитывавшие в полто- ра-два месяца «покончить» с СоветскойАр мией, встретили в СССР мощное сопротив ление. Советские воины, воспитанные большевистской партией, вдохновляемые благородными и возвышенными целями Ве ликой Отечественной войны, сражались стойко и мужественно. Пх пламенный пат риотизм, их жгучая ненависть к врагу рождали беспримерные подвиги, массовый героизм. Руководитель напоминает слушателям о бессмертном подвиге группы гвардейпен- панфпловцвв, защищавших во главе с по литруком Василием Клочковым раз’ездДу босеково под Москвой,чпогибших смертью героев, но не пропустивших врата, огеро изме летчиков П. 'Гастелло п В. Таллалихи- па, о бесстрашпой советской патриотке Зое Космодемьянской и других героях. Храбро и стойко обороняя подготовленные рубе жи, советские войска напосили серьезные удары по врагу, истреблял его живую си лу и технику. Каждый город , к которому подступал враг, превращался в крепость, под степами которой гибли десятки тысяч немецких захватчиков. Навсегда вошли в историю юрода-герои Одесса, Ленин град, Севастополь, Сталиндат. Война при нимала затяллгой характер. Советская Ар мия, геройски сопротивляясь, осуществляя сталинский план активной обороны, сорва ла планы немецкого командования на бы строе окружение п ликвидацию пашпх войск. Надежда врага па молниеносную войну против СССР потерпела крах. Совет ские войска выиграли время, необходимое для развертывания наших главпых сил. Освещая последний вопрос плана, руко водитель особо подчеркивает огромное значение (разгрома немцев под Москвой, где гитлеровская армия впервые потерпе ла сокрушительное поражение, где совет ские войска развеялп созданную врагом легенду о шнобедпмости немецко-фашист ских вЬйск. Пользуясь отсутствием второго фронта в Европе и своим численным превосход ством в тапках п авиации в начале вой ны, немцам уедалось временно захватить значительную часть советской территории, пробраться к Ленинграду и встать нз подступах Москвы. Осенью 1941 года пемецко-фашистскпе войска предприняли два наступления на Москву — в октябре и ноябре. Положенно столицы было чрез вычайно опасным. Советская страна пере живала исключительные трудпостп. вало вая продукция промышленности ССгр в ноябре 1941 года по cpaBirefnuio с июнем сократилась в два -раза. Эвакуированные па восток заводы еще не приступили к ВЫПУСКУ ЩГ7ДУКЦПИ. В этих условиях снова сказалась г^- лтгкая, вдохповлязошая и организующая роль большевистской партии, велнкап роль сталинского руководства страной п Армией. Советские войска, отражая на ступление. немцев па Москву, подготавли вались к переходу в решительна контр наступление. В декабре но лриказу товарища Сталина несколько советских армий внезаппо обрушили свой удары но врагу. Не выдержав натиска наших войск, немцы стали откатываться на запад. В течение зимы 1941— 1942 года Совет ская Армия освободила полностью Мо сковскую и Тульскую области, Калинин, (Калугу и мпогие другие города и, пре следуя гитлеровцев, местами прошла на запад более 400 километров. Поражение немецш-Фашистских захват чиков под Москвой свидетельствовало о провале военных и политических расче тов фашистской Германии в войне против СССР. Делая выводы по теме, ружоводи- тель должен показать, что фашистские правители Германии полпосгыо провали лись со своими расчетами па «непрочность» советского строя. Тяжелыо испытания войны' еше больше укрепили ссгоз рабо чих и крестьян, друлсбу народов СССР, еще теснее сплотили советских людей вокруг большевистской партии, Советско го правительства, вождя и учителя всех трудящихся товарища Сталина. Не менее жестоко немецкие фашисты просчитались и в своей ставке на «сла бость» наших Вооруженных Сил. Они на деялись, что Советская Армия не в со стоянии- один на один воевать протаз пемецкой армии, что она будет быстоо разбита. Но в войне проявилась несокру шимая сила Советской Армии, опираю щейся на прочпый тыл советской стра ны. В единоборстве против немецких войск 'Советская Армия не только сдер жала их наступление, но и нанесла им сокрушительные удары. Она лишила й>а- га тех временных преимуществ, которые он имел в результате внезапного нападе ния. Как показал товарищ Сталин, после поралзеппя немце® под Москвой судьб .1 войны стала решаться по таким привхо дящим моментом, как момент виезаппо- стп, а постоянно действующими фактора ми, к которым относятся: прочность шла, моральный* дух армии, количество и ка чество дивизий, воорулэешие армии, орга низаторские' способности начальствующего состава армии. Немецким фашистам ие удалось иэоип- ровать Советский Союз в войне. Автори тет и международные связи СОСР росли п укреплялись. Лод влиянием успехов со ветских войск усиливалась бврьба пора бощенных народов Европы против немец ких захватчиков. Укреплялась антигитле ровская коалиция. Враг просчитался и в своих планах запугать советских людей чудовищными зверствами, истреблением в захваченных районах мирного населения, уводом в немецкое рабство мужчин, жен щин н детей. Безжалостно уничтожая на ших людей в душегубках и лагемх смер ти, глумясь над их патриотическими чув ствами, (разрушая и сжигая культурные учреждения и памятники искусства, не мецкие фашисты хоа1ели покорить совет ский народ, сломить его волю к борьбе за свободу и независимость Розины. Но зверства жестокого и неумолимого врага наполнили сердца советских людей величайшей (ненавистью к захватчикам. Еще злее и беспощаднее воины Советских Вооруженных Сил стали бить гитлеров ские войска, еще сильнее разгора лась в тылу немцев народная иотреби- татьная партизанская война против Фа шистских варваров. Еще больше усиливали трудящиеся в советском тылу свою по мощь фронту для осуществления полного п окончательного разгрома йемшко-Фаши- сгских оккупантов. Говоря .о зверствах гитлеровских вав^ вароз, о ненависти к врагу и горячей .тюбвп советских людей к своей Родине, следует привести ярки» примеры из рас сказа М. Шолохова «Наука ненависти*. Перед пачалом самостоятельного чтения руководитель напоминает слушателям осповпые вопросы темы. Во время ^чтения он контролирует работу слушателей, лает ответы на их вопросы, помогает делать записи прочитанного, отыскать па геогра фической карте места боевых действий советских войск, указывает отдельным слушателям литературу для дополнитель ного чтения. Беседу по теме (можно развернуть при мерно по таким вопросам: «В чем выра зплся освободительный характер Великой Отечественной войны?», «Какова была программа борьбы советского народа про тив фашистских захватчиков, намеченная товарищем .Сталиным в речи 3 июля 1941 т.?», «В чем заключался сталин ский плап активной обороны и каковы были результаты его осуществления?», «Какое значение имел разгром немцев под Москвой?». Руководитель может поставить . перед слушателями п другие вопросы. Беседа должпа носить развернутый характер, ее нельзя ‘сводить к односложным ответам на вопросы. Слушатели могут дополнять ответы друг друга. До проведения беседы яелашляио в часы массовой работы организовать в подразделениях ввстречи с Героями Совет ского Союза, ветеранами части, участ никами оборонительных боев первого пе риода войпы и разгрома немцев под Мо сквой. ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ РУКОВОДИТЕЛЯ ПОЛИТЗАНЯТИЙ: И. Сталин. — 0 Великой Отечественной войне Советского Союза, изд. 5, стр. 9 — 58: И. Сталин. — Речь 9 февраля 1946 r.t И. Сталин. — Вопросы ленинизма, изд. 11-е, стр. 564— 575; В. Молотов. — Выступление по радио 22 июня 1941 года; «Краткий курс истории ВКП(б)», стр. 2-V — 289, 31G — 320: Краткая биография И. В. Сталина, стр. 182 —-197: Фальсификаторы истории (историческая справка). ГЕРОИЧЕС КАЯ ОБОРОНА СТАЛИНГРАДА . КОРЕННОЙ ПЕРЕЛОМ В ХОДЕ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ В рассказе руководитель должен осве тить следующие основные вопросы: «Героическая оборона Сталинграда», «Разгром немцев под Сталинградом», «Битва под Курском», «1943 год — год зоренного перелома и ходе Великой Оте чественной войны». Г ое ^ ря о героической обороне Сталин града следует прежде всего об’яснлть. почему разгромленные в течение зимы 1941— 42 г., немцы сумели летом 1942 года предпринять новое наступление па юге нашей страны. Отвечая на этот во прос, необходимо указать на то, что прави тельства Соединенных Штатов Америки и Англин не выполнили союзнических обя зательств в отношении СССР, они умыш ленно Но открыли второго Фоопта в 1942 году. Это обстоятельство позволило гитлеровскому командованию без всякого риска снять все свои резервы в Западной Европе и бросить пх прошв СССР. Организуя новое наступление, немцы рассчитывали взять Сталинград, обойти Москву с востока, отрезать ее от волж-, ского и уральского тыла и захватом сто лицы СССР выиграть войпу. Пользуясь численным превосходством в силах, осо бенно в танках и (авиации, йемеецкие войска к концу августа продвинулись непосредственно к Сталинграду. Завязалзсь величайшая битва в истории войны — битва за Огалпнтрад. Самоотвер женно выполняя сталинский приказ «Ни шагу назад! Остановить, отбросить п разгромить врага!», советские воины отстаивали каждую пядь т*щмй земйи, каждую улицу, каждый дом. Руководитель приводит Факты стойко сти, мужества, героизма защитников Сталинграда. Оп знакомит слушателей с яркими примерами отваги советских воинов, нарисованными в повести iK. Симо нова «Дни и ночи», в повести В. Некра сова «В окопах Сталинграда», напоми нает эпизоды из широко известного филь ма о Сталинградекой битве — «Великий перелом». i Характеризуя разгром немцев под Ста линградом, (руководитель рассказывает, как по плану товарища Сталина было под готовлено и осуществлено коптрпаступлег ние советских войск. Разработанный и выполненный под руководством вели кого вождя и полководца план разгрома врага обеспечил (новую блестящую побе ду Советсяой Армии. Операция началась 19 ноября 1942 -года. В короткий срок наши войска окружили, частью уничто жили и частью пленплп в районе Сталин града 300-тысячпую армппо немцев. . Битва за Сталинград — это венец военного искусства, классический пример превосходства передовой советской воен ной науки. «Сталинград. — говорил товарищ Сталин, — был закатом немец ко-фашистской армии. После Сталинград ского побоища, как известно, немцы не могли уже оправишься» (0 Великой Оте чественной войне Советского Союза, стр. 113). Разгром немцев у стен Сталинграда по ложит аачало мощному наступлению Советской Армии па фронте протяжением в 1.500 километров. Враг попса тяжелые поражения па Северном Кавказе, иод BkV ршежом, советские войска прорвали бло каду Ленинграда, ш е дальше отбросили немцев от Москвы. Вооруженные силы СССР очистили от захватчиков огромную территорию. Началось массовое изгпапие немецко-фашистских вюйск с советской земли. Победа под Сталинградом знаменовала коренной перелом в ходе Великой Отече ственной войны. Советская Армия превра тилась в самую мощпую. испытанную, закаленную в боях современную армию, миллионы воинов Вооруженных Сил СССР овладели военным делом, обогатились опытом боев, научились мастерски вла деть свопм оружием. Коммунистическая партия раз’ясняла советским воинам смысл и цели войны, воспитывала у них любовь к Родине, ук репляла боевой дух, прививала им бес страшие и дисциплину. Полпторгапы н партийные организации, воспитывая наших зопно® в духе совет ского патриотизма, неугасимой ненависти к врагу, высоко поднимали у них созна ние воинского долга. Коммунисты и ком сомольцы показывали образцы выполне ния Военной присяги, всегда были в первых рядах на самых опасных и ре шающих участках фронта, личным приме ром увлекали за собой массы советских воинов. Победы советских войск в 1943 году создали условия для полного разгрома фашистской Германии. Только отсутствие второго фронта в Европе снова, как и в 1942 году, спасло немцев от немедлен ного разгрома. Реакционные силы США и Англии делали вое, чтобы оглянуть от крытие второго фронта, они добивались истощения ССОР в затяжной воине и не хотели (полного разгрома фашистских агрессоров. Но советский парой п его Во оруженные Силы, всегда рассчитывающие на свою мощь, были преисполнены реши мости доловца «разгромить врага. Излагая третий вопрос темы—о сраже нии на Курской дуге — руководитель доджей показать решающее значение этой битвы для дальнейшего хода войны. Не смотря на огромные силы, сосредоточен ные врагом в этом районе, применение им ктвых тяжелых танков п самоходтр-гс ору * дгпу—«шгров» и .«фердиващав»—совет ские войска проявили непоколебимуюстой кость, перемалывали лшвую силу и тех нику врага и, перейдя в наступление, пол ностью разбили группировку немецких войск па Орловско-Курском плацдарме. «Если битва иод Сталинградом предве щала закат неменко-фалпистской армии, то битва под Курском поставила ее^перед катастрофой» (И. Сталин. 0 Великой Оте чественной 'войне Советского Союза, стр. 11-1). После победы под. Курском началось неудержимое наступление Советской Ар мии. Освободив Харьков, Донбасс, очистив от врага Левобережную Украину, советские войска на 700-кпломстровом Фронте вы шли к Днепру. Немецкое комапдовтпие рассчитывала, что эта во.тная преграда за держит ссветгкпе части и позволит ему перегруппировать свои силы. Однако эти надежды врага развеялись, как дым. Со ветские войска, сокрушиз оборону против ника, форсировали Дншр, продолжая вести наступление на Правобережной Украине. 6 ноября 1943 года части Советской Ар мии освободили столицу Украины — Киев. В заключение рассказа руководитель должен привести сталинскую оценку 1943 года, как переломного года Отече ственной войпы. В докладе о 26-й годов щине Велийэй Октябрьской сотшистиче^- ской революции товарпщ Сталин отметил, что в 1943 году Советской Армии впер вые за вгремя войны удалось осушест- вить большое летпее наступление против немецких войск, шгарым пришлось по спешно оставлять захваченные советские земли, нередко спасашыся бегством от ок- ру;кения и бросать на поле боя свое во- оруллезше, технику, раненых солдат и офицеров. В сравнительно короткий cdok бы.тп перебиты и перемолоты наиболее опытпые кадры немецко-фашистских войск, а (в то же «время кадры Советской Армии в успешных наступательных боях закалились и умножились. Наступление советских войск в 1943 году коренным образом ухудшило хозяй ственное н в'оенно-политическое положе нно фашистской Германии, поставив ее Перед глубочайшим кризисом.* В памятных боях этого года Советская А рм и я растоп тала авторитет немецкого оружия. Результаты и последствия побед Со ветской Армии вышли далеко за пределы советско-германского фронта, изменив все петление второй мировой войны в пользу СССР и его союзников. В 1943 году перелом произошел и в работе советского тыла. Советское госу дарство имело тейерь слаженное и быстро растущее военное хозяйство. Трудящиеся тыла успешно ликвидировали былое пре восходство немцев в танках и авиации, в мппометах и автоматах. Колхозное кресть янство обеспечило снабжение! Советской Армпи п городского паселзешн продоволь ствием, а промышленность— сырьем. «Са моотверженный труд советских людей в тылу, — говорил товарищ Сталин 6 ноября 1943 года;, — войдет в исто рию, наряду с героической борьбой Квас- пой Армии, как беспримерный подвиг на рода в защите Родины». [Война вступила в тот период, когда дело шло уже о постом изгнании немец ких захватчиков с советской земли ж ликвидации гитлеровского господства в Европе. Па изучение данной темы, как ж пре дыдущей, учебпым планом политических занятий отводится 6 часов, в течение ко торых приводится рассказ, самостоятель ное чтение и беседа. Желательно, чтобы до проведения беседы слушатели в часы массовой рабon,I просмотрели кинофиль мы «Рядовой Александр МатоосЬв». «По весть о настоящем человеке». Беседу рекомендуется вести» по сле дующим примерным вопросам: «'Каковы были планы немецко-фашистских захват чиков в летйем наступлении 1942 года?», «В чем историческое значение разгрома немцев под Сталинградом?», «Что обеспечи ло превращение Советской Армии в испы танную, закаленную г. боях, кадровую ар мию?», «Каково зпачеяие битвы под Кур ском для дальнейшего хода войпы?», «В чем вырагшлея коренной перелом в ходе Велп- кой Огечествсппой войны?»’. ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ РУКОВОДИТЕЛЯ ПОЛИТЗАНЯТИЙ: И^ Сталин. — 0 Великой 'Отечественной войпе Советского Союза, изд. 5, стр. 50— 133; Краткая биография И. В. Сталина, стр. 197— 221. ИЗГНАНИЕ шей страны, были в состоянии без помощи союзников, своими собственными силами оккупировать всю Германию и осушест- (яггь освобождение Франции. В силу этого англ 0 -америкапск((»е командование, до сих пор противившееся открытию второго фронта, вынуждено было высадить войска во Франции и открыть второй фронт в Европе. Но и после открытия военных дей ствий в Западной Европе все главные си лы немецких войск до конца войпы были сосредоточены из cob^itcко-германском фронте, причем лемешное командование > усиливало их за счет ослабления фронта перед англо-американскими войсками. Вступительное слово руководителя не должно занимать больше 20 минут. Рассказав слушателям, на что следует об ратить главное внимание при изучении темы, руководитель ортаннзует самостоя тельное чтение. В ходе чтения он оказы вает помощь нуждающимся, активно вме шивается в работу отдельных слушателей, интересуясь, как они оценивают то или иное событие, как понимают некоторые сложные слова и формулировки. Он помо гает им отыскать на карте (географические пункты, которые встречаются в учебном пособии. Ввиду того, что по этой теме руководи тель рассказа не проводит, он должен об ратить особое вппматге на самостоятель ную подготовку слушателей также вне класса. Пеобходим'о помочь слушателям организовать внеклассное чтение учебного пособия п дополнительной литературы, по смотреть их конспекты, показать, как лучше сделать запись прочитанного мате риала. На беседе надо обсудить следующие примерные -вопросы: «Какие десять сокру шительных ударов панесла Советская Ар мия немецким войскам в 1944 году?», «В чем выразилось превосходство военного искусства Советской Армии над военным искусством немецкой армии?», «'Боевая деятельность советских партизан в тылу немецко-фашистских войск?», «Почему англо-американское командование вынуж дено было в июне 1944 года открыть вто рой фронт в Европе?». ЛИТЕРАТУРА* ДЛЯ РУКОВОДИТЕЛЯ ПОЛИТЗАНЯТИЙ: И. Сталин. 0 Великой Отечествен^ ной войне Советского Союза, изд. 5, стр. 134— 176; Н. Булганин. Тридцать' лет Советских Вооруженных Сил; } Краткая биография И. В. Сталина, стр. 211— 215. Готовясь к беседе, руководитель шшп^ занятий должен прочитать книги: Ковпак — «От Путивля до Карпат», Федоров — «Подпольный обком действует», рассказы вающие о боевых подвигах партизан, об организующей роли большевистской партии в партизанском движении. Большую по мощь ему окажет книга А. Гончара «Зна меносцы», ярко отображающая несгибаемое мужество советских воинов, их беспре дельную любовь к социалистической Роди не. В беседе руководитель может напомнить слушателям ■содержание таких ‘известных кипофильмов, как «Секретарь райкома». «Молодая гвардия», «Третий удар». РАЗГРОМ ГИТЛЕРОВСКОЙ ГЕРМАНИИ И ИМПЕРИАЛИСТИЧЕСКОЙ ЯПОНИИ НЕМЕЦКО-ФАШИСТСКИХ ЗАХВАТЧИКОВ ИЗ ПРЕДЕЛОВ - - " ■■■ - ■ — — . т т т , . ... ф СОВЕТСКОЙ ЗЕМЛИ При изучении этой темы, так же, как и последующих двух разделов, время для рассказа пе предусмотрено. Учебным пла- пом политических занятий на тему отве дено четыре часа: два часа па самостоя тельное чтение п два часа для проведения беседы. Однако основные вопросы темы следует изложить в коротком вступитель ном слове перед пачалом самостоятельного чтения. Содержание такого вступления необходимо особенно тщательно продумать. Руководитель подчеркивает огромное псторическоэ зпачзепие побед Советской Ар мии в 1944 году, когда паши войска лаг несли врагу десять сокрушительных ударов п изгнали захватчиков из пределов нашей родгюн земли. Ои показывает па географи ческой карта районы, где были нанесены эти удары. Далее руководитель' обязательно должен сказать слушателям, что советские вой ска, неудержимо продвигаясь па, запал н перенеся свои действия за рубежи на В коротком вступительном слове, перед началом самостоятельного чтения руково дитель излагает слушателям основные вопросы темы. Он говорит о наступле нии советских войск в январе—феврале 1945 года. В ходе этого наступления на ша Армия стремительными и умелыми действиями отбросила врага далеко на запад, полностью освободила Польшу и значительную Насть Чехословакии, овладе ла большой часлыо Восточной Пруссии и немецкой Силезии. Успешные наступательные действия Советской Армии в короткий срок полно стью сорвали наступление немецких войск против англичан п американцев на За паде. -Под натиском пашпх войск вышла нз войны Вспгрня — последний союзник Фашистской Германии. Отмечая в приказе от 23 февраля 1945 года успехи зимнего наступления Советской Армии, товарищ Сталин писал: «Полная победа над немца ми Tentlpb уже близка». Далее руководитель должен коротко ска зать об организации и проведении штурма Берлина, о разгроме 'вооруженных яемещких сил советскими войсками, о капитулятщи пгглеровской Уевманнп. В заключение падо отметить причины вступления Советского tooза в войну про тив Японии и подчеркнуть решающее зна чение могучего удара Советских Вооружеп- пых Сил па Дальпем Востоке лая разгрома' Яйонского империализма. Самостоятельное чтение следует прово дить. руководствуясь теми же указаниями, которые даны по предыдущим темам. В беседе поставить перед слушателями такие примерный (вопросы: «Успехи на ступления советских войск в январе, фев рале 1945 года». «Как был завершен раз гром гитлеровской Германии?», «Какую роль сыграл Советский Союз' в; разгроме империалпстической Японии?», «Как товарищ Сталин оцепил! значение нашей победы над Японией?». ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ РУКОВОДИТЕЛЯ ПОЛИТЗАНЯТИЙ: И. Сталин. — 0 Великой Отечественной войпе Советского Союза, изд. 5, стр. 177 —; 207: Краткая биография И. В. Сталина, стр. 215— 225. (Окончание на 4-й стр.). \
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz