На страже Заполярья. 1949 год. Апрель.

28 апреля 1043 г., ff: 99 (3404). H it С Т Р А Ж Е З А П О Л Я Р Ь Я f К о ч е р е д ным политическим занятиям Мак провести занятия по разделу „Вооруженные Силы СССР в Великой Отечественной войне“ Раздел программы политических 5аня-' тли «Вооруженные Силы СССР в Великой . Отечественной войне» рзссчптап па пзуче- i ште следующих пятн тем: «Вероломна i ч лападеппе фашистской Германии на Со-J ветскии Союз. Разгром немцев под Мо- ‘ сквой», «Героическая оборона Сталннгра-1 да. КЬренпой перелом в ходе Великой Оте-; чсстаенной войны», «Изгнание немецко- Фашистскпх захватчиков пз пределов со- . ветскон земли», «Разгром гитлеровской Германии и империалистической Японии», «Источники победы Советского Союза в Великой Отечественной войне». Цель изучения этих тем состоит в том, чтобы всорулсить солдат, матрасов, сер­ жантов^и старпгпн отчетливым пониманием великой освободительной роли, к<ггорую во второй миротой (войне сыграл Советский Союз, разгромивший Фашистскую Герма­ нию и империалистическую Япопию. Слу­ шатели должны подучить ясное представ­ ление о ходе Великой Отечествепн'ой вой­ ны, о крупнейших ое операциях и сраже­ ниях, об источниках могущества Совет­ ского Союза и его Вооруженных Сил. Руководителю необходимо добиться того, чтобы слушатели хорошо уяснили реша­ ющее значение для победы Вооруженных Сил СССР советского социалистического строя, вдохновляющей и Ьргаппзующей ро­ ли большевистской партии, мудрого руко­ водства вашего великого вождя и учителя Генералиссимуса Советского Союзатоварища Сталина. На занятиях должна быть ярко показа­ на роль морально-политического единства советского общества, дружбы пародов СССР, советского патриотизма, как могучих источ-^, ников массового героизма, беспримерных' подвигов советских людей па фронте и в тылу. Характеризуя боевые действия советских войск, показывая образцы мужества, стойкости, воинского мастерства солдат и офицеров Советской Армии в Великую Оте­ чественную войну, следует использовать также 'примеры и факты, (взятые из боевой истории своего корабля и своей части. При изучении каждой темы руководи­ тель -должен пользоваться географической картой п схемами из атласа офицера. Вре­ мя для рассказа руководителя отводится з, только по первым дяум темам. | ВЕРОЛОМНОЕ НАПАДЕНИЕ ФАШИСТСКОЙ ГЕРМАНИИ НА СОВЕТСКИЙ СОЮЗ. • " ■ РАЗГРОМ Н ЕМЦ ЕВ ПОД МОСКВОЙ •* )Руэоводдтель проводит рассказ по сле- дуютйдм основным пунктам: «Вероломное нападение фашистской Германии! на Со­ ветский Союз», «Речь товарища Сталина 3 июля 1941 года — программа) борьбы советского парода против немецко-фаши­ стских захватчиков», «Провал немецких планов -молниеносной войны», «Разгром гитлеровских войск под Москвой». Начиная свой рассказ, руководитель прежде всего должен кратко указать на связь с предыдущей темой, в которой речь шла о росте боевой мощи Вооруженных Сил СССР в поды мирного социалистиче­ ского строительства, о подготовке совет­ ской страны к активной о б о р о т е . При изложении первого вопроса плана руководителю необходимо подчеркнуть, что германские фашисты, которых давно под­ стрекали на военный поход против СССР империалисты Соединенных Штатов Аме­ рики, Англии, Франции, намеревались зничтожпть Советский Союз. «Враг жесток н неумолим, — говорил товарищ Сталин. — Оя ставит своей целью захват наших земель, политых пашим потом, захват на­ шего хлеба и нашей пефш, добытых на­ шим трудом. Оп ставит своей ц(‘лыо вос­ становление власти помещиков, восстанов­ ление царизма, разрушение национальной культуры п национальной государствен­ ности русских, украинцев, белорусов, ли­ товцев, латышей, эстонцев, узбеков, татар, молдаван, грузин, армян, азербайджанцев и других свободных народов Советского Союза, их онемечепне, пх превращение в рабов немецких князей п баронов. Дело идет, таким образом, о жизни и смерти Со­ ветского государства, о жизни и смерти народов СССР, о том — быть народам Со­ ветского Союза свободными, или впасть в порабощение». (О Великой Отечественной [ войне Советского Союза, пзд. 19-17 г., стр. 13). Великая Отечественная войпа_Советского Союза была самой справедливой из всех войн, которые знает история человечества. В этой войпе наши Вооруженные Силы сра­ жались за честь и независимость Советской Годины, за великие завоевания Октябрь­ ской революции и соппа.диетического строя в С-ОСР, за жизнь и свободу нашего паро­ да. Руководитель к р а т к о рисует обстанов­ ку, создавшуюся в р е з у л ь т а т е вероломно­ го, внезапного п а п а д е н и я г и т л е р о в с к о й ар­ мии, давшего ей р я д п р е и м у щ е с т в н а н е р ­ вом этапе в о й н ы п р о т и в С С С Р . П е р е д б о л ь ­ ш е в и с т с к о й п а р т п е и в с т а л а з а д а ч а с д е л а т ь д л я н а р о д а я с н ы м и х а р а к т е р и ц е л и в о и ­ н ы , г л у б и н у о п а с н о с т и , н а в и с ш е й н а д Ро­ диной, вдохновить н о р г а н и з о в а т ь - н а р о д зга б е с п о щ а д н у ю б о р ь б у п р о т и в н е м е ц к о - ф а ш и с т с к и х з а х в а т ч и к о в . П е р е х о д я к о в т о р о м у в о п р о с у , р у к о в о ­ д и т е л ь п о к а з ы в а е т , к а к ( п а р т и я в ы п о л н я ­ л а э т у з а д а ч у . О и г о в о р и т о б и с т о р и ч е с к о м о б р а щ е н и и т о в а р и щ а С т а л и н а к с о в е т с к о ­ му п а р о д у 3 т о л я 1011 г о д а . Л э т о м о б р а ш е . ш ш Т о в а р и щ ^ О г а . т п п ука­ з а л н а ж е с т о к о с т ь и н е у м о л и м о с т ь в р а г а , р а с к р ы л ц е л и г и т л е р о в с к о м Г е р м а н и и в в о й п о п р о т и в С С С Р , р а з о б л а ч и л п о п ы т к и г и т л е р о в ц е в з а м а с к и р о в а т ь с в о ю р а з б о й ­ н и ч ь ю и м п е р и а л и с т и ч е с к у ю п о л и т и к у . В т о ж е в р е м я io n д о к а з п - т , ч т о н е м е ц к о - ф а ­ шистская армия пе является и не может быть непобедимой, что враг будет разбит. , а также указал пути, ведущие к победепад : Германией. Товарищ Калинин в одном из j своих выступлений, характеризуя з^чение j этой речи товарища Сталина, отмечал, что , все понимали, что война началась жесто-! кая,, враг сплел, по все же она ассошшро-; валась с прошлыми войнами. Слова же j товарища Сталина о том, ■что над нашей*': Родиной нависла серьезная опасность, что враг готовит рабстао нашему пароду, па- i ставили переварить в своем сознании слу- ? чившсеся и в соответствии с этим опреде­ лит^ свое участие в войне. По призыву товарища Сталина все советские люди под­ нялись ага защиту социалистической Роди-! ны. Его речь 3 июля 1941 года дала ] пашему народу программу превращения i страны в единый боевой лагерь, основу ! всего плана разгрома немецко-фашистских j захватчиков. Далее руководитель .говорит о том пат­ риотическом под’еме, которым ответил со­ ветский народ на призыв коммунистиче­ ской партии, великого вождя. В стране с величайшей организованностью проходила мобилизация сил парода, Поенная пере­ стройка хозяйства, эвакуация промышлен­ ных предприятий из угрожаемых районов на восток, строительство новых оборонных предприятий на Урале и в Сибприч в Средпеи Азии и: в Поволжье. В тылу врага развертывалось мощное партизанское дви­ жение. Для быстрой мобилизации всех сил па­ родов СССР па отпор врагу, вероломно на­ павшему па нашу Родину, был создан Го­ сударственный Комитет Обороны, в руках которого сосредотачивалась вся полнота власти. Председателем Государственного Комитета Оборсны и Пародным Комисса­ ром Оборопы был назначен гениальный вождь советского народа товарищ Сталин. Руководитель должен рассказать слуша­ телям, что во второй мировой войне СССР явился главЩой освободительной силой, бо­ ровшейся против фашизма, что правящие круги Соединенных 'Штатов Америки и Англии только под давлением своих, наро­ дов, настроенных в пользу СССР, пошлп на создание антигитлеровской коалиции совместно с Советским Союзом. Империа­ листы А н глии и США не хотели полного разгрома фашизма. Своей целью в войпе они ставили устранение Германии и Япо­ нии как конкурентов на мировых рынках, резкое ослаблеши СССР, что должно было помочь им утвердить свое господствующее положение в мире. СССР ■— страна самой передовой соци­ алистической демократии — оказался единственной силой, способной осущест­ вить полный разгром гитлеровской Герма­ нии и освобождение народов Европы от фашистского рабства. Перейдя к третьему вопросу плана, ру­ ководитель говорит об огромном значении активной обороны, которую паша армия, под руководством товарища Сталина, осу­ ществила в первый период войны. Немец­ кие захватчики, рассчитывавшие в полто- ра-два месяца «покончить» с СоветскойАр­ мией, встретили в СССР мощное сопротив­ ление. Советские воины, воспитанные большевистской партией, вдохновляемые благородными и возвышенными целями Ве­ ликой Отечественной войны, сражались стойко и мужественно. Пх пламенный пат­ риотизм, их жгучая ненависть к врагу рождали беспримерные подвиги, массовый героизм. Руководитель напоминает слушателям о бессмертном подвиге группы гвардейпен- панфпловцвв, защищавших во главе с по­ литруком Василием Клочковым раз’ездДу­ босеково под Москвой,чпогибших смертью героев, но не пропустивших врата, огеро­ изме летчиков П. 'Гастелло п В. Таллалихи- па, о бесстрашпой советской патриотке Зое Космодемьянской и других героях. Храбро и стойко обороняя подготовленные рубе­ жи, советские войска напосили серьезные удары по врагу, истреблял его живую си­ лу и технику. Каждый город , к которому подступал враг, превращался в крепость, под степами которой гибли десятки тысяч немецких захватчиков. Навсегда вошли в историю юрода-герои Одесса, Ленин­ град, Севастополь, Сталиндат. Война при­ нимала затяллгой характер. Советская Ар­ мия, геройски сопротивляясь, осуществляя сталинский план активной обороны, сорва­ ла планы немецкого командования на бы­ строе окружение п ликвидацию пашпх войск. Надежда врага па молниеносную войну против СССР потерпела крах. Совет­ ские войска выиграли время, необходимое для развертывания наших главпых сил. Освещая последний вопрос плана, руко­ водитель особо подчеркивает огромное значение (разгрома немцев под Москвой, где гитлеровская армия впервые потерпе­ ла сокрушительное поражение, где совет­ ские войска развеялп созданную врагом легенду о шнобедпмости немецко-фашист­ ских вЬйск. Пользуясь отсутствием второго фронта в Европе и своим численным превосход­ ством в тапках п авиации в начале вой­ ны, немцам уедалось временно захватить значительную часть советской территории, пробраться к Ленинграду и встать нз подступах Москвы. Осенью 1941 года пемецко-фашистскпе войска предприняли два наступления на Москву — в октябре и ноябре. Положенно столицы было чрез­ вычайно опасным. Советская страна пере­ живала исключительные трудпостп. вало­ вая продукция промышленности ССгр в ноябре 1941 года по cpaBirefnuio с июнем сократилась в два -раза. Эвакуированные па восток заводы еще не приступили к ВЫПУСКУ ЩГ7ДУКЦПИ. В этих условиях снова сказалась г^- лтгкая, вдохповлязошая и организующая роль большевистской партии, велнкап роль сталинского руководства страной п Армией. Советские войска, отражая на­ ступление. немцев па Москву, подготавли­ вались к переходу в решительна контр­ наступление. В декабре но лриказу товарища Сталина несколько советских армий внезаппо обрушили свой удары но врагу. Не выдержав натиска наших войск, немцы стали откатываться на запад. В течение зимы 1941— 1942 года Совет­ ская Армия освободила полностью Мо­ сковскую и Тульскую области, Калинин, (Калугу и мпогие другие города и, пре­ следуя гитлеровцев, местами прошла на запад более 400 километров. Поражение немецш-Фашистских захват­ чиков под Москвой свидетельствовало о провале военных и политических расче­ тов фашистской Германии в войне против СССР. Делая выводы по теме, ружоводи- тель должен показать, что фашистские правители Германии полпосгыо провали­ лись со своими расчетами па «непрочность» советского строя. Тяжелыо испытания войны' еше больше укрепили ссгоз рабо­ чих и крестьян, друлсбу народов СССР, еще теснее сплотили советских людей вокруг большевистской партии, Советско­ го правительства, вождя и учителя всех трудящихся товарища Сталина. Не менее жестоко немецкие фашисты просчитались и в своей ставке на «сла­ бость» наших Вооруженных Сил. Они на­ деялись, что Советская Армия не в со­ стоянии- один на один воевать протаз пемецкой армии, что она будет быстоо разбита. Но в войне проявилась несокру­ шимая сила Советской Армии, опираю­ щейся на прочпый тыл советской стра­ ны. В единоборстве против немецких войск 'Советская Армия не только сдер­ жала их наступление, но и нанесла им сокрушительные удары. Она лишила й>а- га тех временных преимуществ, которые он имел в результате внезапного нападе­ ния. Как показал товарищ Сталин, после поралзеппя немце® под Москвой судьб .1 войны стала решаться по таким привхо­ дящим моментом, как момент виезаппо- стп, а постоянно действующими фактора­ ми, к которым относятся: прочность шла, моральный* дух армии, количество и ка­ чество дивизий, воорулэешие армии, орга­ низаторские' способности начальствующего состава армии. Немецким фашистам ие удалось иэоип- ровать Советский Союз в войне. Автори­ тет и международные связи СОСР росли п укреплялись. Лод влиянием успехов со­ ветских войск усиливалась бврьба пора­ бощенных народов Европы против немец­ ких захватчиков. Укреплялась антигитле­ ровская коалиция. Враг просчитался и в своих планах запугать советских людей чудовищными зверствами, истреблением в захваченных районах мирного населения, уводом в немецкое рабство мужчин, жен­ щин н детей. Безжалостно уничтожая на­ ших людей в душегубках и лагемх смер­ ти, глумясь над их патриотическими чув­ ствами, (разрушая и сжигая культурные учреждения и памятники искусства, не­ мецкие фашисты хоа1ели покорить совет­ ский народ, сломить его волю к борьбе за свободу и независимость Розины. Но зверства жестокого и неумолимого врага наполнили сердца советских людей величайшей (ненавистью к захватчикам. Еще злее и беспощаднее воины Советских Вооруженных Сил стали бить гитлеров­ ские войска, еще сильнее разгора­ лась в тылу немцев народная иотреби- татьная партизанская война против Фа­ шистских варваров. Еще больше усиливали трудящиеся в советском тылу свою по­ мощь фронту для осуществления полного п окончательного разгрома йемшко-Фаши- сгских оккупантов. Говоря .о зверствах гитлеровских вав^ вароз, о ненависти к врагу и горячей .тюбвп советских людей к своей Родине, следует привести ярки» примеры из рас­ сказа М. Шолохова «Наука ненависти*. Перед пачалом самостоятельного чтения руководитель напоминает слушателям осповпые вопросы темы. Во время ^чтения он контролирует работу слушателей, лает ответы на их вопросы, помогает делать записи прочитанного, отыскать па геогра­ фической карте места боевых действий советских войск, указывает отдельным слушателям литературу для дополнитель­ ного чтения. Беседу по теме (можно развернуть при­ мерно по таким вопросам: «В чем выра­ зплся освободительный характер Великой Отечественной войны?», «Какова была программа борьбы советского народа про­ тив фашистских захватчиков, намеченная товарищем .Сталиным в речи 3 июля 1941 т.?», «В чем заключался сталин­ ский плап активной обороны и каковы были результаты его осуществления?», «Какое значение имел разгром немцев под Москвой?». Руководитель может поставить . перед слушателями п другие вопросы. Беседа должпа носить развернутый характер, ее нельзя ‘сводить к односложным ответам на вопросы. Слушатели могут дополнять ответы друг друга. До проведения беседы яелашляио в часы массовой работы организовать в подразделениях ввстречи с Героями Совет­ ского Союза, ветеранами части, участ­ никами оборонительных боев первого пе­ риода войпы и разгрома немцев под Мо­ сквой. ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ РУКОВОДИТЕЛЯ ПОЛИТЗАНЯТИЙ: И. Сталин. — 0 Великой Отечественной войне Советского Союза, изд. 5, стр. 9 — 58: И. Сталин. — Речь 9 февраля 1946 r.t И. Сталин. — Вопросы ленинизма, изд. 11-е, стр. 564— 575; В. Молотов. — Выступление по радио 22 июня 1941 года; «Краткий курс истории ВКП(б)», стр. 2-V — 289, 31G — 320: Краткая биография И. В. Сталина, стр. 182 —-197: Фальсификаторы истории (историческая справка). ГЕРОИЧЕС КАЯ ОБОРОНА СТАЛИНГРАДА . КОРЕННОЙ ПЕРЕЛОМ В ХОДЕ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ В рассказе руководитель должен осве­ тить следующие основные вопросы: «Героическая оборона Сталинграда», «Разгром немцев под Сталинградом», «Битва под Курском», «1943 год — год зоренного перелома и ходе Великой Оте­ чественной войны». Г ое ^ ря о героической обороне Сталин­ града следует прежде всего об’яснлть. почему разгромленные в течение зимы 1941— 42 г., немцы сумели летом 1942 года предпринять новое наступление па юге нашей страны. Отвечая на этот во­ прос, необходимо указать на то, что прави­ тельства Соединенных Штатов Америки и Англин не выполнили союзнических обя­ зательств в отношении СССР, они умыш­ ленно Но открыли второго Фоопта в 1942 году. Это обстоятельство позволило гитлеровскому командованию без всякого риска снять все свои резервы в Западной Европе и бросить пх прошв СССР. Организуя новое наступление, немцы рассчитывали взять Сталинград, обойти Москву с востока, отрезать ее от волж-, ского и уральского тыла и захватом сто­ лицы СССР выиграть войпу. Пользуясь численным превосходством в силах, осо­ бенно в танках и (авиации, йемеецкие войска к концу августа продвинулись непосредственно к Сталинграду. Завязалзсь величайшая битва в истории войны — битва за Огалпнтрад. Самоотвер­ женно выполняя сталинский приказ «Ни шагу назад! Остановить, отбросить п разгромить врага!», советские воины отстаивали каждую пядь т*щмй земйи, каждую улицу, каждый дом. Руководитель приводит Факты стойко­ сти, мужества, героизма защитников Сталинграда. Оп знакомит слушателей с яркими примерами отваги советских воинов, нарисованными в повести iK. Симо­ нова «Дни и ночи», в повести В. Некра­ сова «В окопах Сталинграда», напоми­ нает эпизоды из широко известного филь­ ма о Сталинградекой битве — «Великий перелом». i Характеризуя разгром немцев под Ста­ линградом, (руководитель рассказывает, как по плану товарища Сталина было под­ готовлено и осуществлено коптрпаступлег ние советских войск. Разработанный и выполненный под руководством вели­ кого вождя и полководца план разгрома врага обеспечил (новую блестящую побе­ ду Советсяой Армии. Операция началась 19 ноября 1942 -года. В короткий срок наши войска окружили, частью уничто­ жили и частью пленплп в районе Сталин­ града 300-тысячпую армппо немцев. . Битва за Сталинград — это венец военного искусства, классический пример превосходства передовой советской воен­ ной науки. «Сталинград. — говорил товарищ Сталин, — был закатом немец­ ко-фашистской армии. После Сталинград­ ского побоища, как известно, немцы не могли уже оправишься» (0 Великой Оте­ чественной войне Советского Союза, стр. 113). Разгром немцев у стен Сталинграда по­ ложит аачало мощному наступлению Советской Армии па фронте протяжением в 1.500 километров. Враг попса тяжелые поражения па Северном Кавказе, иод BkV ршежом, советские войска прорвали бло­ каду Ленинграда, ш е дальше отбросили немцев от Москвы. Вооруженные силы СССР очистили от захватчиков огромную территорию. Началось массовое изгпапие немецко-фашистских вюйск с советской земли. Победа под Сталинградом знаменовала коренной перелом в ходе Великой Отече­ ственной войны. Советская Армия превра­ тилась в самую мощпую. испытанную, закаленную в боях современную армию, миллионы воинов Вооруженных Сил СССР овладели военным делом, обогатились опытом боев, научились мастерски вла­ деть свопм оружием. Коммунистическая партия раз’ясняла советским воинам смысл и цели войны, воспитывала у них любовь к Родине, ук­ репляла боевой дух, прививала им бес­ страшие и дисциплину. Полпторгапы н партийные организации, воспитывая наших зопно® в духе совет­ ского патриотизма, неугасимой ненависти к врагу, высоко поднимали у них созна­ ние воинского долга. Коммунисты и ком­ сомольцы показывали образцы выполне­ ния Военной присяги, всегда были в первых рядах на самых опасных и ре­ шающих участках фронта, личным приме­ ром увлекали за собой массы советских воинов. Победы советских войск в 1943 году создали условия для полного разгрома фашистской Германии. Только отсутствие второго фронта в Европе снова, как и в 1942 году, спасло немцев от немедлен­ ного разгрома. Реакционные силы США и Англии делали вое, чтобы оглянуть от­ крытие второго фронта, они добивались истощения ССОР в затяжной воине и не хотели (полного разгрома фашистских агрессоров. Но советский парой п его Во­ оруженные Силы, всегда рассчитывающие на свою мощь, были преисполнены реши­ мости доловца «разгромить врага. Излагая третий вопрос темы—о сраже­ нии на Курской дуге — руководитель доджей показать решающее значение этой битвы для дальнейшего хода войны. Не­ смотря на огромные силы, сосредоточен­ ные врагом в этом районе, применение им ктвых тяжелых танков п самоходтр-гс ору * дгпу—«шгров» и .«фердиващав»—совет­ ские войска проявили непоколебимуюстой­ кость, перемалывали лшвую силу и тех­ нику врага и, перейдя в наступление, пол­ ностью разбили группировку немецких войск па Орловско-Курском плацдарме. «Если битва иод Сталинградом предве­ щала закат неменко-фалпистской армии, то битва под Курском поставила ее^перед катастрофой» (И. Сталин. 0 Великой Оте­ чественной 'войне Советского Союза, стр. 11-1). После победы под. Курском началось неудержимое наступление Советской Ар­ мии. Освободив Харьков, Донбасс, очистив от врага Левобережную Украину, советские войска на 700-кпломстровом Фронте вы­ шли к Днепру. Немецкое комапдовтпие рассчитывала, что эта во.тная преграда за­ держит ссветгкпе части и позволит ему перегруппировать свои силы. Однако эти надежды врага развеялись, как дым. Со­ ветские войска, сокрушиз оборону против­ ника, форсировали Дншр, продолжая вести наступление на Правобережной Украине. 6 ноября 1943 года части Советской Ар­ мии освободили столицу Украины — Киев. В заключение рассказа руководитель должен привести сталинскую оценку 1943 года, как переломного года Отече­ ственной войпы. В докладе о 26-й годов­ щине Велийэй Октябрьской сотшистиче^- ской революции товарпщ Сталин отметил, что в 1943 году Советской Армии впер­ вые за вгремя войны удалось осушест- вить большое летпее наступление против немецких войск, шгарым пришлось по­ спешно оставлять захваченные советские земли, нередко спасашыся бегством от ок- ру;кения и бросать на поле боя свое во- оруллезше, технику, раненых солдат и офицеров. В сравнительно короткий cdok бы.тп перебиты и перемолоты наиболее опытпые кадры немецко-фашистских войск, а (в то же «время кадры Советской Армии в успешных наступательных боях закалились и умножились. Наступление советских войск в 1943 году коренным образом ухудшило хозяй­ ственное н в'оенно-политическое положе­ нно фашистской Германии, поставив ее Перед глубочайшим кризисом.* В памятных боях этого года Советская А рм и я растоп­ тала авторитет немецкого оружия. Результаты и последствия побед Со­ ветской Армии вышли далеко за пределы советско-германского фронта, изменив все петление второй мировой войны в пользу СССР и его союзников. В 1943 году перелом произошел и в работе советского тыла. Советское госу­ дарство имело тейерь слаженное и быстро растущее военное хозяйство. Трудящиеся тыла успешно ликвидировали былое пре­ восходство немцев в танках и авиации, в мппометах и автоматах. Колхозное кресть­ янство обеспечило снабжение! Советской Армпи п городского паселзешн продоволь­ ствием, а промышленность— сырьем. «Са­ моотверженный труд советских людей в тылу, — говорил товарищ Сталин 6 ноября 1943 года;, — войдет в исто­ рию, наряду с героической борьбой Квас- пой Армии, как беспримерный подвиг на­ рода в защите Родины». [Война вступила в тот период, когда дело шло уже о постом изгнании немец­ ких захватчиков с советской земли ж ликвидации гитлеровского господства в Европе. Па изучение данной темы, как ж пре­ дыдущей, учебпым планом политических занятий отводится 6 часов, в течение ко­ торых приводится рассказ, самостоятель­ ное чтение и беседа. Желательно, чтобы до проведения беседы слушатели в часы массовой рабon,I просмотрели кинофиль­ мы «Рядовой Александр МатоосЬв». «По­ весть о настоящем человеке». Беседу рекомендуется вести» по сле­ дующим примерным вопросам: «'Каковы были планы немецко-фашистских захват­ чиков в летйем наступлении 1942 года?», «В чем историческое значение разгрома немцев под Сталинградом?», «Что обеспечи­ ло превращение Советской Армии в испы­ танную, закаленную г. боях, кадровую ар­ мию?», «Каково зпачеяие битвы под Кур­ ском для дальнейшего хода войпы?», «В чем вырагшлея коренной перелом в ходе Велп- кой Огечествсппой войны?»’. ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ РУКОВОДИТЕЛЯ ПОЛИТЗАНЯТИЙ: И^ Сталин. — 0 Великой 'Отечественной войпе Советского Союза, изд. 5, стр. 50— 133; Краткая биография И. В. Сталина, стр. 197— 221. ИЗГНАНИЕ шей страны, были в состоянии без помощи союзников, своими собственными силами оккупировать всю Германию и осушест- (яггь освобождение Франции. В силу этого англ 0 -америкапск((»е командование, до сих пор противившееся открытию второго фронта, вынуждено было высадить войска во Франции и открыть второй фронт в Европе. Но и после открытия военных дей­ ствий в Западной Европе все главные си­ лы немецких войск до конца войпы были сосредоточены из cob^itcко-германском фронте, причем лемешное командование > усиливало их за счет ослабления фронта перед англо-американскими войсками. Вступительное слово руководителя не должно занимать больше 20 минут. Рассказав слушателям, на что следует об­ ратить главное внимание при изучении темы, руководитель ортаннзует самостоя­ тельное чтение. В ходе чтения он оказы­ вает помощь нуждающимся, активно вме­ шивается в работу отдельных слушателей, интересуясь, как они оценивают то или иное событие, как понимают некоторые сложные слова и формулировки. Он помо­ гает им отыскать на карте (географические пункты, которые встречаются в учебном пособии. Ввиду того, что по этой теме руководи­ тель рассказа не проводит, он должен об­ ратить особое вппматге на самостоятель­ ную подготовку слушателей также вне класса. Пеобходим'о помочь слушателям организовать внеклассное чтение учебного пособия п дополнительной литературы, по­ смотреть их конспекты, показать, как лучше сделать запись прочитанного мате­ риала. На беседе надо обсудить следующие примерные -вопросы: «Какие десять сокру­ шительных ударов панесла Советская Ар­ мия немецким войскам в 1944 году?», «В чем выразилось превосходство военного искусства Советской Армии над военным искусством немецкой армии?», «'Боевая деятельность советских партизан в тылу немецко-фашистских войск?», «Почему англо-американское командование вынуж­ дено было в июне 1944 года открыть вто­ рой фронт в Европе?». ЛИТЕРАТУРА* ДЛЯ РУКОВОДИТЕЛЯ ПОЛИТЗАНЯТИЙ: И. Сталин. 0 Великой Отечествен^ ной войне Советского Союза, изд. 5, стр. 134— 176; Н. Булганин. Тридцать' лет Советских Вооруженных Сил; } Краткая биография И. В. Сталина, стр. 211— 215. Готовясь к беседе, руководитель шшп^ занятий должен прочитать книги: Ковпак — «От Путивля до Карпат», Федоров — «Подпольный обком действует», рассказы­ вающие о боевых подвигах партизан, об организующей роли большевистской партии в партизанском движении. Большую по­ мощь ему окажет книга А. Гончара «Зна­ меносцы», ярко отображающая несгибаемое мужество советских воинов, их беспре­ дельную любовь к социалистической Роди­ не. В беседе руководитель может напомнить слушателям ■содержание таких ‘известных кипофильмов, как «Секретарь райкома». «Молодая гвардия», «Третий удар». РАЗГРОМ ГИТЛЕРОВСКОЙ ГЕРМАНИИ И ИМПЕРИАЛИСТИЧЕСКОЙ ЯПОНИИ НЕМЕЦКО-ФАШИСТСКИХ ЗАХВАТЧИКОВ ИЗ ПРЕДЕЛОВ - - " ■■■ - ■ — — . т т т , . ... ф СОВЕТСКОЙ ЗЕМЛИ При изучении этой темы, так же, как и последующих двух разделов, время для рассказа пе предусмотрено. Учебным пла- пом политических занятий на тему отве­ дено четыре часа: два часа па самостоя­ тельное чтение п два часа для проведения беседы. Однако основные вопросы темы следует изложить в коротком вступитель­ ном слове перед пачалом самостоятельного чтения. Содержание такого вступления необходимо особенно тщательно продумать. Руководитель подчеркивает огромное псторическоэ зпачзепие побед Советской Ар­ мии в 1944 году, когда паши войска лаг несли врагу десять сокрушительных ударов п изгнали захватчиков из пределов нашей родгюн земли. Ои показывает па географи­ ческой карта районы, где были нанесены эти удары. Далее руководитель' обязательно должен сказать слушателям, что советские вой­ ска, неудержимо продвигаясь па, запал н перенеся свои действия за рубежи на­ В коротком вступительном слове, перед началом самостоятельного чтения руково­ дитель излагает слушателям основные вопросы темы. Он говорит о наступле­ нии советских войск в январе—феврале 1945 года. В ходе этого наступления на­ ша Армия стремительными и умелыми действиями отбросила врага далеко на запад, полностью освободила Польшу и значительную Насть Чехословакии, овладе­ ла большой часлыо Восточной Пруссии и немецкой Силезии. Успешные наступательные действия Советской Армии в короткий срок полно­ стью сорвали наступление немецких войск против англичан п американцев на За­ паде. -Под натиском пашпх войск вышла нз войны Вспгрня — последний союзник Фашистской Германии. Отмечая в приказе от 23 февраля 1945 года успехи зимнего наступления Советской Армии, товарищ Сталин писал: «Полная победа над немца­ ми Tentlpb уже близка». Далее руководитель должен коротко ска­ зать об организации и проведении штурма Берлина, о разгроме 'вооруженных яемещких сил советскими войсками, о капитулятщи пгглеровской Уевманнп. В заключение падо отметить причины вступления Советского tooза в войну про­ тив Японии и подчеркнуть решающее зна­ чение могучего удара Советских Вооружеп- пых Сил па Дальпем Востоке лая разгрома' Яйонского империализма. Самостоятельное чтение следует прово­ дить. руководствуясь теми же указаниями, которые даны по предыдущим темам. В беседе поставить перед слушателями такие примерный (вопросы: «Успехи на­ ступления советских войск в январе, фев­ рале 1945 года». «Как был завершен раз­ гром гитлеровской Германии?», «Какую роль сыграл Советский Союз' в; разгроме империалпстической Японии?», «Как товарищ Сталин оцепил! значение нашей победы над Японией?». ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ РУКОВОДИТЕЛЯ ПОЛИТЗАНЯТИЙ: И. Сталин. — 0 Великой Отечественной войпе Советского Союза, изд. 5, стр. 177 —; 207: Краткая биография И. В. Сталина, стр. 215— 225. (Окончание на 4-й стр.). \

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz